Введение в психологию характеристика психики человека. Обращение к студентам

Глава 1 Введение в психологию личности

Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса о психологии личности, коснемся вопроса о соотношении основных понятий: «человек», «индивид» и «личность».

Человек – биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Человек разумный (Homo sapiens). Человек наделен сознанием, способен к речи и мышлению, прямохождению, использованию орудий труда, социальному общению. Можно сказать, что понятие «человек» включает в себя всю совокупность таких качеств, присущих людям, независимо от того, присутствуют они или отсутствуют у того или иного индивида.

Индивид – человек как единичный представитель своего рода, со всеми присущими ему особенностями. Индивидом мы называем конкретного человека, со всеми его отличительными психологическими или физиологическими свойствами. Говоря об индивидах, нельзя не упомянуть такой термин, как «индивидуальность».

Индивидуальность – оригинальность личности, ее отличительные черты, делающие непохожими одного человека на другого. Индивидуальность может проявляться во всех видах психической деятельности, например в чертах темперамента или характера, в степени развитости познавательных процессов, в способностях, интересах человека и т.д. Индивидуальность раскрывает личность, позволяя выявить отдельные особенности, сильные и слабые стороны человека.

Личность – социальное качество, характеризующее систему поведения индивида, его социальную роль, особенности его общения с другими людьми. Личность проявляется в совокупности приобретаемых социальных качеств человека, которые являются устойчивыми и отражают его индивидуальность.

Таким образом, каждый индивид является человеком, по мере приобретения социальных качеств становясь личностью. Личность формируется в процессе социализации.

Социализация – процесс усвоения, преобразования и воспроизведения индивидом социального опыта, образцов поведения, знаний и ценностей, позволяющий человеку функционировать в обществе и соответствовать принятым в нем нормам.

Социализация может происходит как за счет восприятия одобрения или неодобрения окружающих, так и путем сознательного воспитания или обучения. В процессе социализации человек получает некоторый социальный опыт и играет различные социальные роли. Многообразие ролей формируется исходя из социального положения человека, его принадлежности к различным группам. Так, на работе у нас может быть одна роль, в семье – другая, среди друзей – третья. Для процесса социализации большое значение играют социальные нормы – правила поведения, характерные для отдельных социальных групп или общества в целом. Личность формируется под влиянием этих норм. Например, в домашней обстановке человек может придерживаться иных норм по сравнению с требованиями и правилами, характерными для его работы.

Выделяют следующие стадии социализации.

– Адаптация. Данный этап проходит от рождения ребенка до достижения им подросткового возраста. На данном этапе ребенок усваивает и примеряет социальные нормы, адаптируется к требованиям общества.

– Стадия индивидуализации характерна для подросткового возраста. У подростка появляется желание выделиться среди группы сверстников, проявить свою индивидуальность.

– Стадия интеграции связана с поиском своего места в обществе, вхождения в различные социальные группы. При положительной интеграции человек становится частью группы или общества в целом. При невозможности интеграции человек либо обособляется от группы, сохраняя свою индивидуальность, либо становится конформистом и меняет себя таким образом, чтобы не отличаться от остальных.

– Трудовая стадия связана с трудовой деятельностью человека. С помощью осуществления определенной деятельности (работы) человек усваивает социальный опыт, становится частью общества, а также активно взаимодействует с социальной средой.

– Послетрудовая стадия характеризуется накоплением значительного социального опыта и его передачей новым поколениям.

Психологическая структура личности состоит из нескольких компонентов.

1. Направленность личности, отношение к действительности. Направленность раскрывается через побуждения человека, его потребности и установки.

Установка – неосознаваемая готовность к действию определенным образом, предрасположенность к определенной активности в определенной ситуации.

Интерес – проявление познавательных потребностей человека, направленность личности, сосредоточенность на каком-либо предмете. Интересы человека могут различаться по широте, что значительно влияет на направленность личности. Одни люди обладают интересами только в одной области, например искусства, тогда как другие – во многих областях. Интересы также характеризуются устойчивостью. Некоторые люди часто меняют объекты своего интереса, тогда как другие могут сохранять один объект интереса в течение всей жизни.

Убеждения – система взглядов и принципов, в соответствии с которыми личность совершает свои поступки.

2. Способности. Способности - индивидуальные устойчивые свойства человека, определяющие его успешность в какой-либо деятельности. Личность формируется с учетом способностей того или иного человека. От успешности личности в работе или учебе зависят как его оценка другими людьми, так и самооценка.

3. Опыт. Личный опыт формируется путем объединения знаний, умений и навыков, которыми обладает человек. Не секрет, что в силу жизненного опыта люди становятся мудрее, не совершают многих ошибок.

4. Характер, темперамент и стиль поведения человека в социальной среде.

5. Самосознание, самооценка.

Самосознание – осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, формирование представлений человека о самом себе, собирание их в мысленный «образ Я».

«Образ Я» – система представлений человека о самом себе. Зачастую образ самого себя может даже не осознаваться человеком. Выделяют три основных составляющих «образа Я»:

– представление о себе – своих сильных и слабых сторонах, способностях, социальной значимости. Наше представление о себе зависит от многих факторов, в том числе от степени успешности в той или иной деятельности;

– эмоциональная оценка самого себя, проявляющаяся в самоуважении либо самоуничижении;

– стремление реализоваться в группе, снискать уважение или симпатию и избежать критики.

«Образ Я» не является статичной системой. Представление о себе в настоящий момент называется «реальным Я». Естественно, что наше представление о себе может меняться на диаметрально противоположное, причем иногда в кратчайшие сроки. Еще минуту назад мы могли упрекать себя в чем-то, а уже сейчас, например, выполнив работу, мы оцениваем себя положительно.

«Идеальное Я» – представление о том, каким человек мог бы стать, чтобы соответствовать собственным представлениям об идеале. Данный идеал служит ориентиром в деятельности человека.

«Фантастическое Я» – представление о том, кем человек мог бы стать, если бы у него был такой шанс. Каждый человек время от времени думает о том, как бы сложилась его жизнь в зависимости от целого ряда обстоятельств.

Самооценка – оценка человеком самого себя, своих личностных качеств, места среди других людей.

Самооценка может быть завышенной или заниженной. Люди с завышенной самооценкой проявляют высокомерие по отношению к другим, уверены в своем превосходстве, приписывают себе качества, которыми не обладают или которые на самом деле выражены у них не больше, чем у других.

Заниженная самооценка свидетельствует о неуверенности человека в себе, безынициативности, зачастую переходя в комплекс неполноценности.

Литература

1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: Учеб. для вузов по спец. «Психология». – М.: Изд-во МГУ, 1990.

2. Бодалев А.А. Психология о личности. – М.: Изд-во МГУ, 1988.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М.: Изд-во МГУ, 1988.

4. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии: Учеб. пособие для вузов. – М.: Изд-во МГУ, 1982.

5. Мерлин В.С. Личность, как предмет психологического исследования. – Пермь, 1988.

6. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Политиздат, 1982.

7. Раншбург Й., Поппер П. Секреты личности. – М.: Прогресс, 1983.

8. Рейнвальд Н.И. Психология личности. – М.: Изд-во УДН, 1987.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.

10. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии: Теоретические проблемы развития психологической науки. – Изд. 2-е, доп. – М.: Политиздат, 1974.

Из книги Когнитивная психотерапия расстройств личности автора Бек Аарон

Глава 1. Введение в когнитивную психотерапию расстройств личности Психотерапия пациентов с различными расстройствами личности обсуждалась в клинической литературе с момента возникновения психотерапии. Рассмотренные Фрейдом классические случаи Анны О. (Breuer & Freud,

Из книги Энциклопедия блефа автора Гарифуллин Рамиль Рамзиевич

ВВЕДЕНИЕ В МАНИПУЛЯЦИОННУЮ ПСИХОЛОГИЮ И ЕЕ ПРИНЦИПЫ: ПАЛЬМИРОВКУ, ШАНЖИРОВКУ, ПАССИРОВКУ На основе систематических исследований и наблюдений автором впервые разработано новое направление в психологии - манипуляционная психология и введены новые принципы.Основой

Из книги Гендерная психология автора Автор неизвестен

Раздел I Введение в гендерную психологию

Из книги Теории личности автора Хьелл Ларри

Глава 1. Психология личности: введение в дисциплину

Из книги Лекции по общей психологии автора Лурия Александр Романович

РАЗДЕЛ I. Эволюционное введение в психологию

Из книги Основы психологии. Учебник для учащихся старших классов и студентов первых курсов высших учебных заведений автора Коломинский Яков Львович

Раздел I. Введение в психологию

Из книги Общая психология автора Шишкоедов Павел Николаевич

Часть I Введение в психологию

Из книги Психология личности [Культурно-историческое понимание развития человека] автора Асмолов Александр Григорьевич автора Майерс Дэвид Дж

Глава 1. Введение в социальную психологию Когда-то давно жил-был один мужчина, его вторая жена была тщеславной и эгоистичной женщиной. У нее были две дочери, такие же самодовольные и эгоистичные, как она сама. В отличие от них Золушка - а именно так звали родную дочь мужчины

Из книги Социальная инженерия и социальные хакеры автора Кузнецов Максим Валерьевич

Глава 8. Введение в социальную психологию В данной главе мы будем говорить о социальной психологии. И, прежде всего, поговорим об основных определениях и терминах, которые приняты в этой

Из книги Психология развития человека [Развитие субъективной реальности в онтогенезе] автора Слободчиков Виктор Иванович

Из книги Социальная психология автора

Раздел 1 Введение в социальную психологию 1.1. Место социальной психологии в системе научного знания Социальная психология – отрасль психологии, изучающая психологические особенности и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в

автора Овсянникова Елена Александровна

Раздел 1 Введение в психологию

Из книги Основы психологии автора Столяренко Людмила Дмитриевна

I. Введение в психологию как науку

1.1. Общее представление о науке «Психология»

План:

1.

2.

3. Этапы развития психологии

4.

1. Введение в предмет «Психология». Предмет, объект и задачи

Что изучает психология Что это за наука? Если задать эти вопросы студентам, не изучавшим данную науку, то можно услышать типичные ответы: «изучает поведение человека», «изучает мысли, чувства, желания человека», обязательно найдется шутник, который ответит: «изучает психов». Если не требовать строгой академичности и терминологической грамотности, то эти ответы можно частично признать близкими к истине. Действительно, психология изучает все перечисленное и еще многое другое. За долгую историю своего развития психология не раз меняла направление своих исследований.

Как вы думаете, с какой целью студентам вашего отделения введен в учебный план такой предмет как «Психология»?Это объясняется тем, что эти специальности в колледже имеют дополнительную специализацию – педагогическую, а в соответствии с новыми требованиями педагоги должны обязательно иметь психологическую подготовку.

Можно сказать, что вам повезло, т.к. у вас есть прекрасная возможность соприкоснуться с этой интересной наукой. Кроме того, помимо теоретического курса, у вас будут практические занятия, на которых вы будете знакомиться сами с собой и друг с другом, открывать глаза на некоторые вещи, а может быть, даже сделаете большое открытие для себя.

Психология как область знаний, как наука появилась в нашей стране не так уж давно, причём, если научная психология существует у нас более ста лет, то практическая - буквально два десятка лет, а некоторые отрасли и того меньше. В нашей культуре ещё не достаточно сформировано отношение к психологии как к одной из гуманитарных наук, призванных помочь ЗДОРОВОМУ (именно здоровому) психически человеку, и отношение к психологам, как к профессионалам, способным помочь человеку (здоровому психически!) в трудной ситуации, выслушать его, совместно разработать программу помощи.

? ПСИХОЛОГИЯ – наука о закономерностях возникновения, формирования и проявления психики.

? Объектом психологического исследования является психика здорового человека.

? Предметом – факторы психической жизни, механизмы и закономерности психики человека.

? Задачи:

1. Изучение психологических факторов и их закономерностей, а так же установление механизмов психической деятельности

2. Установка основных законов психической деятельности, пути развития, изменения.

2. Зарождение знаний о психологии. Учения о душе. Психика

Термин «психология» образован двумя греческими словами «psyche» - душа и «logos» - слово, учение. Т.е. – учение о душе.

Однако же на протяжении веков люди так и обнаружили, где находится эта самая душа. А если не обнаружили, то о каких научных исследованиях может идти речь? Поэтому постепенно дело дошло до изучения того, что может быть более материальным в этом плане. Этим предметом оказалась психика.

? Психика – это качество головного мозга и ответственна она за отражение, переработку, накопление информации и выдачу поведенческих реакций.

Элементарный пример работы психики – это ощущения. Ощущения внешнего мира и внутреннего мира нашего организма. Пример – первая реакция ребенка выросшего под артобстврел в годы войны на салют победы.

Головной мозг и в частности и в особенности нервная система являются для психики базой. Все психические явления, в том числе эмоции объясняются работой психики. Характер, способности – это более сложные понятия, однако же и они вырастают и формируются на психической базе.

Первое систематическое изложение психологических явлений было предпринято древнегреческими учеными. Аристотеля и считают основателем психологических знаний, но не науки психологии .

Аристотель - древнегреческий философ. Ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. Аристотель настаивает в своем трактате «О душе», что многие состояния души зависят от состояния тела. Душа неотделима от тела, но сама нетелесна. То, благодаря чему мы живём, ощущаем и размышляем, - это душа.

Понятие «психология» было создано, вероятно, в 1590 году Гоклениусом, но приживалось до времени Христиана Вольфа (1734) и было закреплено Кантом. Психологию очень долго понимали как на­уку о душе, хотя понятие «душа» в историческом развитии приобретало самое разнообразное значение. Научное экспериментальное исследование психических явлений и их закономерностей началось в середине XIX в., а подлинно научная психология начала складываться в XX в.

3. Этапы развития психологии

В центре внимания в разные исторические периоды был разный предмет психологии :

1.с древних времен по 17 в. – психология – наука о душе;

2.с 17 в. по нач. 20в. – психология – наука о сознании;

3.в нач. 20 в. – психология – наука о поведении, наука о бессознательных проявлениях психики и др.;

4.современное понимание – психология – наука о закономерностях возникновения, формирования и проявления психики;

5.в перспективе – психология – наука о душе.

На первом этапе представления о психике человека, как о душе. На втором этапе развития психологии как науки сначала в XVII в. были заложены научное понимание психики и сознания. На третьем этапе развития психологии как науки в XIX в. большую роль в превращении ее в самостоятельную отрасль знаний с введением понятия эксперимент. Первая психическая лаборатория основана в 1879 г. в Германии. Основоположником научной психологии является Вильгельм Вундт . На четвертом (современном) этапе развития психологической науки, начиная с середины XX в., она стала превращаться в многоотраслевую прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности людей и общества.

Изучая психологию, поговорим о методах, с помощью которых проводятся психологические исследования.

4. Методы психологических исследований

Методы научных исследований – это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные данные для построения научных теорий и разработки практических рекомендаций.

В основе психологического исследования лежат методы – это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные данные для построения научных теорий и разработки практических рекомендаций. Благодаря научным методам психология стала способна доказывать причинно-следственные связи между психическими явлениями.



Для сбора первичных данных психология пользуется основными и вспомогательными методами .

Основные методы:

1. Наблюдение – научно целенаправленное и определенным образом фиксируемое восприятие объекта без вмешательства в его течение. Может быть неорганизованным – житейское и научно–организованным (ведение дневника).

Достоинства – естественность.

Недостатки – пассивность, субъективизм, недоступность некоторых проявлений психики.

2. Эксперимент – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений. Может быть естественным (например – в целях изучения факторов, способствующих снижению страха перед экзаменами). Лабораторный – протекает в специально организованных условиях изоляции изучаемого явления от внешних влияний (опрос, тест, анкетирование, школьные техники). По уровню популярности психодиагностике метод тестов удерживает 1-е место в мировой психодиагностической практике уже около века.

Достоинства – активность исследователя, возможность повторения, контроль условий.

Недостатки – искусственность условий, большие затраты.

Вспомогательные методы.

1. Анализ продуктов деятельности – это метод изучения психологических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности людей.

2. Обобщение независимых характеристик – выявление и анализ мнений о тех или иных психологических явлениях и процессах, полученных от разных людей.

3. Классификация психодиагностических методик (по А.А. Бодалеву).

А) Объективные тесты – методики, в которых возможен правильный ответ (например, тесты интеллекта).

Б) Стандартизированные самоотчеты – ориентированы на использование вербальных способностей испытуемых, обращены к его мышлению, воображению, памяти.

Тест-опросник – предполагает набор пунктов (вопросов, утверждений), относительно которых испытуемый выносит суждения. Двух- или трехальтернативный выбор ответов. Одна и та же психологическая переменная представлена группой вопросов.

Открытый опросник (анкета) – не имеет предлагаемого ответа. Все ответы относятся к определенным категориям (например, согласен /не согласен).

Шкальные техники – оценка явлений осуществляется по шкалам (например, «теплый – холодный») по степени выраженности указанного качества. Например, методика «Личностный дифференциал».

Индивидуально- ориентированные техники – параметры в них не задаются, а выделяются по ответам испытуемого. Позволяют совершать статистическую обработку. Например, Например, методика «Репертуарные решетки» Дж. Келли.

Наиболее распространена такая форма, как рисуночные тесты: «Несуществующее животное», «Нарисуй человека», «Автопортрет», «Дом-дерево-человек», «Моя семья».

v Практическое занятие: Методика исследования личности «Дом-дерево-человек» Дж. Бук

Тест «Дом-дерево-человек»

Дж. Бук в 1948 году предложил интересную методику теста «Дом-дерево-человек», которая до сих пор не знает равных по популярности. Она годится и для взрослых, и для детей.

Суть рисуночного теста «Дом-дерево-человек» очень проста: исследуемому дают бумагу и предлагают нарисовать три обозначенных объекта в одной сцене, обозначив их взаимодействие - дом, человек и дерево.

Возьмите лист бумаги, сядьте поудобнее и нарисуйте дом, дерево и человека. Тест пройден, осталось его интерпретировать! Картинка – это метафора, отражающая вашу жизнь.

Расшифровка теста «Дом-дерево-человек»

Анализ теста «Дом-дерево-человек» - дело долгое и хлопотное, но стоит вам уловить суть, и вы все легко поймете. Для начала обратите внимание, в каком порядке были нарисованы объекты? Если сначала – дерево, то человеку важная жизненная энергия. Если дом – то безопасность и успех, а если человек – то удовлетворение потребностей. Выводы: Считается, что взаимодействие между домом, деревом и человеком представляет собой зрительную метафору. Если привести весь рисунок в действие, то вполне возможно заметить то, что действительно происходит в нашей жизни. Итак, рассмотрим тест «Дом-дерево-человек» и его интерпретацию более детально.

Обратите внимание на дом – это отношение к себе. Если он крупный и красивый, то человек себя любит, а если вдали - то чувствует себя брошенным. Если вместо дома – вид сверху, проекция, то у человека большие проблемы.

Если дом закрыт, нет окон или дверей – замкнутость, неприступность. Ступеньки, идущие не к двери, а к глухой стене – конфликтная ситуация.

Если дом не имеет нижней черты, идет снизу – у человека слабый контакт с реальностью, если же эта линия слишком яркая – трудности и тревога. Если боковые контуры тонкие – чувство опасности. Если изображена одномерная перспектива, до и та – боковая, человек отчужден от окружающих.

Если нет дверей – человек замкнут. Если они сбоку – он отступает или отрешен. А если двери открыты – признак откровенности, стремление к теплу извне. Если двери слишком большие – зависимость от окружающих, а если маленькие – замкнутость (как и при наличии крупного замка).

Если из трубы валит густой дым – внутренняя неприступность, тонкий – недостаток эмоционального тепла. Открытые окна говорят о прямолинейности, готовности к контактам, закрытые – о том, что человек тяготится общением. Чем ярче крыша, тем сильнее человек зависит от фантазий.

Человек

Результаты теста «Дом-дерево-человек-дерево» определяются мельчайшими деталями. Например, обратите внимание на голову. Если она большая – подчеркивается интеллект, маленькая - его отсутствие, нечеткая – застенчивость, рисуется в последнюю очередь – конфликты. При этом длинная шея говорит о самоконтроле, а короткая – об импульсивности. Чем больше подчеркнута одна черта лица, тем сильнее важен этот канал восприятия для человека, а если подчеркнут подбородок – это стремление доминировать.

Отсутствие ушей – игнорирование критики. Если глаза маленькие – погруженность в себя, большие – грубость, крупные ресницы – кокетливость. Если волосы заштрихованы – тревожность, нет – враждебность.

Крупные плечи говорят о тяге к власти, мелкие – об ощущении собственной малой значимости. Чем более угловатое тело – тем более мужественен человек. Слишком маленькое тело – униженность,крупное – неудовлетворенные потребности.

Чем лучше прорисованы конечности, тем тверже человек стоит на земле и больше готов к действию.

Дерево

Если на картинке видны корни, значит человек излишне любопытен, если они обозначены чертой – наличие секретов. Если крона круглая – эмоциональность, если ветви опущены – отказ от усилий, в разные стороны – поиск контактов, распыление. Если все ветви нарисованы одной линией – избегание реальности. Пальма говорит о стремлении к переменам, плакучая ива – о недостатке энергии. Если ствол нарисован тонкими линиями, а крона толстыми – желание самоутверждаться и свободно действовать. Если же линии равномерные, с нажимом – решительность и продуктивность.

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ

Под общей редакцией И. А. Фурманова, Л.А.Вайнштейна


УДК 159.9 (075.8)

Рецензенты:

Кафедра психологии Брестского государственного университета

Сизанов А.Н., заведующий кафедрой психологии и педагогического мастерства РИВШ, кандидат психологических наук, доцент

П 86 Основы психологии : учебное пособие / И. А. Фурманов [и др.]; под общ. ред. И. А. Фурманова и Л.А. Вайнштейна. – Минск: Издательство, 2010. – 320 с.

ISBN 985-485-674-7.

В учебном пособии изложено психологическое содержание учебной дисциплины «Основы психологии», в котором раскрыты как теоретические общепсихологические вопросы, так и вопросы психологии личности, социальной психологии и психологии управления в соответствии с Типовой учебной программой для высших учебных заведений «Основы психологии и педагогики». Также приведен практикум профессиональной компетентности специалиста, тесты для самоконтроля знаний, глоссарий, актуальные для психологической подготовки студентов.

Для студентов и преподавателей высших учебных заведений.
ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ.. 6

ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ.... 8

1.1. Психология как наука. 8

1.2. Задачи, объект и предмет психологии.. 11

1.3. Понятие о психике. 13

1.4. Психика и деятельность. 17

РАЗДЕЛ I. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ... 19

ГЛАВА 2. БИОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДСТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ... 19

2.1 Организация и строение нервной системы. 20

2.2 Организация мозга. 24

2.3 Соматическая и автономная нервные системы. 33

2.4 Эндокринная система. 35

2.5 Наследственность. 36

2.6 Свойства нервной системы. 37

ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДСТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ... 37

3.1. Ощущение. 39

3.1.1 Виды и свойства ощущений. 40

3.1.2 Основные закономерности ощущений. 45

3.1.3 Психофизиологические закономерности ощущений. 47

3.2 Восприятие. 48

3.2.1 Общие закономерности восприятия. 49

3.2.2 Виды восприятия. 55

3.2.5 Индивидуальные различия в восприятии. 64

3.3 Внимание. 64

3.3.1 Свойства внимания. 67

3.3.2 Виды внимания. 73

3.4. Память. 77

3.4.1 Свойства памяти. 79

3.4.2 Процессы памяти. 83

3.5. Мышление. 85

3.5.1 Мыслительные операции. 86

3.5.2 Мыслительный процесс. 87

3.5.3 Виды мышления. 88

3.5.4. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности. 89

3.6. Представление. 91

3.6.1 Функции представлений. 91

3.6.2 Виды представлений. 92

3.7. Воображение. 93

3.7.1. Виды воображения. 93

3.7.2. Формы проявления воображения. 94

3.7.3. Приемы и способы процесса воображения. 95

3.7.4 Функции воображения. 96

3.8. Речь. 97

3.8.1 Функции речи. 98

3.8.2 Виды речи. 100

ГЛАВА 4. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДСТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ... 102

4.1. Социализация личности. 102

4.2. Типы поведения личности. 108

4.3. Жизненный путь личности. 109

4.4 Психосоциальная адаптация. 113

5.1 Потребности. 117

5.1.2. Классификация потребностей. 118

5.1.3 Трансформация потребностей. 121

5.1.4 Реализация потребностей. 123

5.2. Мотивация. 124

5.2.1 Мотивы поведения. 125

5.2.2 Мотивационный процесс. 127

5.2.3 Механизмы формирования мотивации. 129

5.3 Интересы. 129

5.4. Ценностные ориентации. 131

5.5. Мировоззрение. 131

5.6 Я–концепция личности. 132

5.7 Психологические защиты. 134

ГЛАВА 6. ЭМОЦИИ... 135

6.1. Особенности эмоций. 135

6.2. Психологическая структура эмоций. 136

6.3 Классификация эмоций. 142

6.4.Формы эмоционального реагирования. 148

6.4.1 Эмоциональный тон. 149

6.4.2 Аффект. 150

6.4.3 Настроение. 152

6.4.4 Эмоция. 154

ГЛАВА 7. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ... 157

7.1. Характеристика психических состояний.. 157

7.2 Взаимосвязь психических состояний и поведения. 159

7.3 Функциональные психические состояния. 165

7.4 Регуляция и саморегуляция психических состояний, аутогенная тренировка. 168

ГЛАВА 8. СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ... 170

8.1.Темперамент. 170

8.2. Характер.. 175

8.3. Способности.. 179

РАЗДЕЛ II СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА... 185

ГЛАВА 9. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ОБЩЕНИЕ.. 185

9.1 Общение и коммуникация. 185

9.2 Социальная перцепция. 188

9.3 Межличностные отношения. 192

9.4 Социальная установка. Социальный стереотип. Предубеждение. 194

ГЛАВА 10. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ... 199

10.1 Теория конфликта. 199

10.2 Управление конфликтами. 202

ГЛАВА 11. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛЮДЕЙ В МАЛЫХ ГРУППАХ... 206

11.1 Социальная психология групп.. 206

11.2 Эффекты внутригруппового взаимодействия. 213

РАЗДЕЛ III ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ.. 215

ГЛАВА 12 СИСТЕМНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ 215

12.1 Психология управления как наука. 215

12.2 Основные направления развития психологии управления. 216

12.3 «Психологизация» менеджмента и управления людьми. 217

13. 4 Психологические закономерности управленческой деятельности. 219

13. 5 Процесс и система управления. 221

12.6 Методы управления. 227

ГЛАВА 13. ЛИЧНОСТЬ И ГРУППА КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ 233

13.1 Личность как объект управления и самоуправления. 233

13.2 Мотивация в профессиональной деятельности человека. 236

13.3 Организация как объект управления. 243

13. 4 Основные психологические характеристики структурных групп организации 247

13.5 Управление групповой деятельностью. 250

13.6 Коммуникации в организации.. 261

ГЛАВА 14. РОЛЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ.. 267

14.1. Руководитель, его личность и деятельность как субъекта управления 267

14.2. Руководство и лидерство, стили руководства в управлении группой 272

14.3. Психология «власти – подчинения» в управленческом взаимодействии 281

14.4. Психология принятия управленческих решений.. 285

14.5. Управленческое общение. 298


ПРЕДИСЛОВИЕ

В настоящее время психологическая наука заняла достойное место среди других наук, необходимых для успешной работы в самых различных областях человеческой практики. Опираясь на все новые и новые достижения, психология пополнилась современным содержанием, отражающим различные научные и практические направления. Современная психология обогатилась знанием многих конкретных фактов из области человекознания и дала им научно обоснованное психологическое объяснение. Поэтому излагаемый учебный материал представляет собой симбиоз классических и современных представлений о функционировании человеческой психики.

Предлагаемое вниманию читателя учебное пособие написано в соответствии с Типовой учебной программой курса «Основы психологии и педагогики» (раздел «Основы психологии) и требованиями Государственного образовательного стандарта.

Авторы ориентировались на наиболее полное, объективное, систематическое и максимально доступное изложение учебных вопросов с общепризнанных в отечественной и мировой науке психологических позиций. Основу учебника составили работы классиков советской, отечественной и зарубежной психологии, а также белорусской психологической школы.

Формы обучения психологии в учебной деятельности могут отличаться, как по организации учебного процесса, так и по методам обучения. Поэтому в данном учебном пособии наряду с учебным текстовым психологическим содержанием представлены практикум профессиональной компетентности специалиста, тесты для самоконтроля знаний, глоссарий по изучаемым темам, актуальные для психологической подготовки студентов. Использование представленных учебных материалов в учебном процессе позволит индивидуализировать обучение, совершенствовать контроль и самоконтроль, повысить результативность учебного процесса.

Учебное пособие «Основы психологии» подготовлено заведующим кафедрой психологии Белорусского государственного университета доктором психологических наук, профессором И. А. Фурмановым и кандидатом психологических наук, доцентом Л. А. Вайнштейном.

Р.И. Водейко

В написании учебника принимали участие сотрудники кафедры психологии Белорусского государственного университета: доктор психологических наук, профессор И.А. Фурманов; кандидат психологических наук, доцент Л.А. Вайнштейн; кандидат психологических наук, доцент Л.Н. Дичковская; кандидат психологических наук, доцент; кандидат психологических наук, доцент С.В. Талайко; кандидат психологических наук, доцент В.А. Поликарпов; кандидат психологических наук, доцент Ю.Г. Фролова; кандидат психологических наук, доцент А.М. Поляков; кандидат психологических наук доцент Ю.С. Смирнова; кандидат психологических наук, доцент А.С. Солодухо; кандидат психологических наук Н.В. Фурманова, ст. преподаватель Е.В. Столярская; преподаватель А.И. Горбачев, преподаватель О.В. Войт.

Выход в свет этого учебного пособия был бы невозможен без помощи многих ученых и специалистов. Авторы выражают искреннюю благодарность за содействие и поддержку в работе сотрудникам кафедры психологии Брестского государственного университета им. А.С. Пушкина (заведуий кафедрой кандидат психологических наук, доцент Г.И.Малейчук), кандидату психологических наук, доценту А.Н.Сизанову, доктору психологических наук, профессору В. А. Янчуку, взявшим на себя труд по рецензированию и оценке книги.


ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

1. Определение психологии как науки.

2. Краткая история развития психологии.

3. Структура современной психологии.

4. Основные методы психологии.

Психология - это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности (от греческого psyche - душа, logos -учение).

Своим названием и первым определением она обязана греческой мифологии, согласно которой небожитель Эрот, сын Афродиты, влюбился в земную женщину Психею. Мать прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляла Психею пройти различные испытания. За такую сильную любовь, желание быть с возлюбленным, несмотря ни на что, Зевс наградил Психею бес­смертием. Поэтому Психея - смертная, обретшая бессмертие, - стала символом души, ищущей свой идеал.

Древнегреческий философ Аристотель в трактате "О душе" выделил психологию как своеобразную область знания. В научный язык термин "психология" ввел в своих трудах немецкий философ Х. Вольф.

Предметом изучения психологии является психика. Психика - это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом окружающего мира. Под высокоорганизованной материей подразумевается работа головного мозга.

Психику можно также определить как основу для организации взаимодействия с окружающей средой, включающей: получение информации; переработку информации; хранение информации; организацию ответного действия.

Задачи психологии непосредственно связаны с предметом исследования этой науки. К основным задачам современной психологии можно отнести следующие: изучение механизмов и закономерностей функционирования психики; формирование психических особенностей человеческой личности как сознательного субъекта деятельности.

В развитии психологии можно выделить две основные стадии: донаучную и научную.

Первые представления о природе человека характеризуют ритуалы. Например, ритуал погребения, в котором учитывалось то, что после смерти человека его душе необходимы определенные "удобства". В Древнем Китае обнаружены черепа людей с отверстием в затылочной части, необходимым "для освобождения духа".

Древние люди объясняли свою судьбу и происходящие с ними события вмешательством богов, что выражалось в языческой культуре.

В античной философии, кроме "постороннего" воздействия (божества), предполагалось существование внутренней субстанции - души, влияющей на поведение человека. Аристотель выдвинул идею о том, что душа -это функция тела, двигатель, позволяющий живому существу существовать, реализовывать себя. Его трактат "О душе" считается первым психологическим произве­дением. Некоторые психологические аспекты рассматривались также в философских учениях Платона, Демокрита, Лукреция и др.



Таким образом, I этап в развитии психологии - философский. Психология определялась как наука о душе. Такое понимание психологии было дано более двух тысяч лет назад. Именно наличием души философы древности пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

В XVII веке от философии начинают отделяться различные естественные науки, что позволило перейти к изучению осознаваемой деятельности, которая является действительным показателем психики, а не предпо­ложительным. Выдвигаемые теории стали подвергаться эксперименту. В 1879 году в Германии (Лейпцигский университет) произошло событие, послужившее началом развития психологии как науки. В. Вундт создал первую психологическую лабораторию. В ней исследователи пытались изучить структуру сознания, выяснить простейшие его составляющие (ощущения, образы, чувства). Основным методом изучения была интроспекция (самонаблюдение).

Итак, 2-й этап развития психологии начинается в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Предметом изучения психологии стало сознание, под которым в этот период понималась способность думать, чувствовать, желать.

Начало XX века явилось для психологии новым, 3-м этапом её развития. Предметом исследования психологии в тот период становится поведение, а основной задачей - экспериментальное наблюдение за поведением, поступками, реакциями человека. Такой подход к изучению человека был назван бихевиоризмом (поведенческим). Основной недостаток этого научного направления заключался в том, что не учитывались мотивы (побуждения), вызывающие поступки и поведение человека в целом.

Во второй половине XX века психология вышла на новый виток своего развития. Начался 4-й, современный, этап развития психологической науки. Психология стала наукой, изучающей все объективные закономерности, проявления и механизмы психики (и сознание, и поведение, и мотивы, и бессознательную среду и т.д.). В настоящее время психология представляет собой развитую как в научном, так и практическом плане область исследований. Более фундаментальными (основными) являются такие отрасли, как общая, социальная, возрастная психологии. К специфическим, специальным психологическим областям относятся: психология управления, педагогическая, медицинская, юридическая, спортивная, инженерная и др. Все психологические отрасли как основные, так и специальные взаимосвязаны между собой.

В психологии существуют методы, с помощью которых выявляются существенно важные факты, закономерности и механизмы психики.

Основными методами психологии являются:

1. Наблюдение - один из основных методов, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях. Различают следующие виды наблюдения:

Внешнее и самонаблюдение;

Свободное и стандартизированное (жесткий план);

Включенное и невключенное (со стороны).

2. Опрос - метод, при котором человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Различают:

· письменный опрос (анкетирование);

· устный опрос (беседа, интервью).

З. Тесты - метод, при котором получают точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. Различают:

· тест - опросник;

· тест - задание;

· проективный тест.

4. Эксперимент - метод, позволяющий целенаправленно создавать ситуации, в которых изучаемые свойства выделяются, проявляются и оцениваются лучше всего. Эксперименты бывают лабораторные и естестественные, в зависимости от того, в каких условиях изучается то или иное явление.

5. Моделирование - создание искусственной модели изучаемого явления, когда прямое изучение недоступно или затруднено. Модель должна повторять основные параметры и предполагаемые свойства изучаемого пред­ мета или явления. Моделирование бывает математическим, логическим, техническим, кибернетическим.

План:

1. Понятие о предмете.

2. Основные направления психологии.

3. Структурализм. Психология как наука о непосредственном опыте.

4. Функционализм.

5. Бихевиоризм. Поведение как предмет психологии.

6. Гештальтпсихология.

7. Психоанализ: бессознательное.

8. Гуманистическая психология.

ПОНЯТИЕ О ПРЕДМЕТЕ ПСИХОЛОГИИ

Психология-это наука, изучающая возникновение, протекание и проявление психологических явлений в результате деятельности и общения человека. Психологические явления - психологические процессы: ощущение, восприятие, психологическое состояние, внимание, воля, эмоции, чувства. Психологические свойства: темперамент, характер направленности личности. Психология-это наука о психики. Психика делится на четыре модальности: я хочу; я чувствую; я думаю; я делаю. В этом задействованы: внимание, память, мышление, воображение, ощущения. Психологическое здоровье-это наука о психологических причинах здоровья, методах, средствах сохранения, укрепления и его развития.

Любая наука как самостоятельная отрасль человеческого знания имеет свой особый предмет. Предметом науки психологии являются закономерности возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека как конкретно-исторической личности в особенности. Психология изучает внутренний мир человека как сознательного субъекта общественного развития, который следует учитывать в процессе воспитания и обучения, при прогнозировании поведения и деятельности людей. (Сам термин психология происходит от двух греческих слов: психе душа и логос - слово, учение.) Однако это краткое определение не дает еще полного представления о психике человека как определенной реальности. Для более полного и правильного понимания предмета психологии необходимо хотя бы в общих чертах раскрыть сущность психических явлений, выступающих в форме внутренних переживаний (ощущений, мыслей, чувств), недоступных прямому наблюдению и именуемых психикой, а также формирование знаний о них в истории раз вития человеческого общества. Материалистическое и идеалистическое понимание психики. Еще в глубокой древности человек обратил внимание на то, что существуют явления вещественные (окружающая природа, люди, различные предметы) и невещественные (образы различных людей и предметов, воспоминания о них, переживания), таинственные, подчас трудно объяснимые. Не имея возможности правильно понять эти загадочные явления, раскрыть их природу причины возникновения, люди стали считать их существующими самостоятельно, независимо от окружающего реального мира. Так возникло представление о теле и душе, о материи и психике как самостоятельных началах. Позднее возникли и оформились в принципиально противоположные, взаимоисключающие друг друга философские направления: материализм идеализм. Начавшаяся более двух тысяч лет тому назад борьба между материализмом и идеализмом продолжается и в наши дни. При этом следует иметь в виду, что если появление идеализма можно объяснить низким уровнем знаний людей на ранних ступенях развития человеческого общества, то сохранение идеализма до настоящего времени порождается стремлением эксплуататорских классов использовать идеализм для обоснования и упрочения своего привилегированного положения. На протяжении всей истории человечества идеализм был и остается философией всего реакционного, отживающего. Сущность идеалистического понимания психических явлений заключается в том, что психика рассматривается как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи. Психика,- говорят идеалисты,- это проявление бесплотной, нематериальной основы - «абсолютного духа», «идеи». В зависимости от исторических условий идеализм меняет свои формы, но сущность его остается той же. В противоположность идеализму материалистическое пони мание психики выражается в том, что психика рассматривается как явление вторичное, производное от материи, а материя- как, первичное, как субстрат (основа), носитель психики. Первичность материи и вторичность психики убедительно можно доказать тем, что психика возникает только на определенном этапе развития материи. До появления на Земле живых существ, обладающих психикой, существовала неживая природа, возраст которой исчисляется миллиардами лет. Первые живые существа появились только несколько миллионов лет назад. Естествознание,- писал В. И Ленин,- положительно утверждает, что земля существовала в таком состоянии, когда ни человека, ни вообще какого бы то ни было живого существа на ней не было и быть не могло. Органическая материя есть явление позднейшее, плод продолжительного развития... Материя есть первичное, мысль, сознание, ощущение - продукт очень высокого развития». Психика, согласно материалистическому учению, понимается как свойство особым образом организованной материи - мозга. То, что психика действительно является продуктом деятельности мозга, особым свойством его, доказывается многочисленными экспериментами над животными и клиническими наблюдениями над людьми. Так, при определенных поражениях мозга всегда неизбежно наступают изменения психики, и притом вполне определенные: при поражении затылочно-теменных отделов коры левого полушария мозга нарушается ориентировка человека в пространстве, а при поражении височных отделов - восприятие (понимание) речи, музыкальных мелодий. Эти и многие другие примеры показывают, что психика неотделима от деятельности мозга. Естественнонаучный анализ деятельности мозга дан в трудах И. М. Сеченова и И. П. Павлова. В работе «Рефлексы головного мозга» И. М. Сеченов писал, что психическая деятельность - это рефлекторная, или отражательная, деятельность. Раскрывая рефлекторную природу психики, он писал, что рефлексы головного мозга человека включают три звена. Первое, начальное, звено это возбуждение в органах чувств, вызываемое внешними воздействиями. Второе, центральное, звено - процессы возбуждения и торможения, протекающие в мозге. На их основе возникают психические явления (ощущения, представления, чувства и т. д.). Третье, конечное, звено - внешние движения и действия человека. Все эти звенья взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга. Психика - центральное звено рефлекса. Значение выдвинутых И. М. Сеченовым положений велико: во-первых, раскрывается причинная обусловленность психических явлений внешними воздействиями; во-вторых, психика рассматривается как результат протекания физиологических процессов возбуждения и торможения в коре мозга; в-третьих, психика рассматривается как регулятор внешних движений и поведения в целом. Дальнейшее теоретическое и экспериментальное обоснование рефлекторной теории дано в трудах И. П. Павлова. Учение И. П. Павлова об условных рефлексах, о временных нервных связях, возникающих в коре головного мозга, раскрыло физиологический механизм психической деятельности. Современные знания о структуре и способах работы мозга как сложнейшей саморегулирующейся системе позволяют еще глубже понять материалистические основы психических явлений и роль психики как регулятора всей деятельности человека. Однако изучением физиологических механизмов работы мозга не исчерпывается изучение психики. Всегда следует помнить, что психика есть отражение мозгом окружающего мира. Поэтому она обладает собственным содержанием, т. е. тем, что отражает человек в окружающем мире. Особенности психического отражения. Отражение присуще всей материи. Взаимодействие любых материальных тел приводит к их взаимным изменениям. Это явление можно наблюдать в области механики, во всех проявлениях электрической энергии, в оптике и т. д. То, что психика является своего рода отражением, еще раз подчеркивает ее неразрывную связь, единство с материей. Однако психическое отражение является качественно иным, ему присущ ряд особых свойств. Чем же характеризуется психика как отражение? Психическое сознание человека рассматривается как результат отражательной деятельности мозга человека, как субъективное отражение объективного мира. Всестороннее раскрытие сущности психики как отражения дано в работах В. И. Ленина, и прежде всего в его труде «Материализм и эмпириокритицизм». «Наши ощущения, наше сознание,- по словам В. И. Ленина,- есть лишь образ внешнего Мира...» Психика это не мертвое, зеркальное отражение, а активный процесс. В. И. Ленин писал: «Отражение природы в мысли человека надо понимать не «мертво», не «абстрактно», н е без д в и ж е н и я, не без противоречий, а в вечном процессе движения, возникновения противоречий и разрешения их». Ленинская теория отражения является философской основой научной психологии, так как дает правильное материалистическое понимание психики как процесса субъективного отражения действительности. Если в неживой природе отражающий воздействие предмет пассивен и лишь подвергается тем или иным изменениям, то живые существа обладают «самостоятельной силой реагирования», т. е. любое воздействие приобретает характер взаимодействия, которое даже на самых низких ступенях психического развития выражается в адаптации (приспособлении) к внешним воздействиям и в той или иной избирательности ответных реакций. Психика - это такое отражение, при котором любое внешнее воздействие (т. е. воздействие объективной действительности) всегда преломляется через то психическое состояние, которое имеется в данный момент у конкретного живого существа. По этому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при различных условиях. С этим явлением мы постоянно сталкиваемся в жизни, в частности в процессе обучения и воспитания детей. Так, все учащиеся в классе слушают одно и то же объяснение учителя, а учебный материал усваивают по-разному; ко всем школьникам предъявляются одни и те же требования, а ученики неодинаково воспринимают и выполняют их. Преломление внешних воздействий через внутренние особенности человека зависит от многих обстоятельств: возраста, достигнутого уровня знаний, ранее сложившегося отношения к данному виду воздействия, степени активности и, самое главное, от сформировавшегося мировоззрения. Таким образом, содержанием психики являются образы реальных, независимо от нас и вне нас существующих предметов, явлений, событий (т. е. образы объективного мира). Но эти образы возникают у каждого человека своеобразно, в зависимости от его прошлого опыта, интересов, чувств, мировоззрения и т. д. Именно поэтому отражение субъективно. Все это и дает право сказать, что психика - субъективное отражение объективного мира. Эта особенность психики лежит в основе такого важного педагогического принципа, как необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессё их обучения и воспитания. Без учета этих особенностей нельзя знать того, как каждый ребенок отражает меры педагогического воздействия. Психическое отражение - это правильное, верное отражение. Возникающие образы являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий. Субъективность психического отражения ни в какой мере не отрицает объективную возможность правильного отражения реального мира. Признание правильности психического отражения имеет принципиальное значение. Именно это свойство делает возможным познание человеком мира, установление в нем объективных законов и последующее их использование в теоретической и практической деятельности людей. Правильность отражения проверяется общественно-исторической практикой человечества. «Для материалиста,- указывал В. И. Ленин,- «успех» человеческой практики доказывает соответствие наших представлений с объективной природой вещей, которые мы воспринимаем». Если мы заранее можем предвидеть, когда произойдет солнечное или лунное затмение, если мы заранее можем рассчитать орбиту полета искусственного спутника Земли или грузоподъемность корабля и последующая практика подтвердит сделанные расчеты; если, изучив ребенка, мы наметим определенные меры педагогического воздействия и, применив их, получим желаемый результат, то все это означает, что мы верно познали соответствующие законы космической механики, гидродинамики, развития ребенка. Важной особенностью психического отражения является и то, что оно носит опережающий характер («опережающее отражение» - П. К. Анохин; «антиципирующая реакция» - Н. А. Бернштейн). Опережающий характер психического отражения является результатом накопления и закрепления опыта. Именно в процессе многократного отражения определенных ситуаций посте пенно складывается модель будущей реакции. Как только живое существо попадает в аналогичное положение, первые же воз действия вызывают всю систему ответной реакции. Итак, психическое отражение - это активный, многоактный процесс, в ходе которого внешние воздействия преломляются через внутренние особенности того, кто отражает, и поэтому является субъективным отражением объективного мира. Психика - это правильное, верное отражение мира, проверяемое и подтверждаемое общественно-исторической практикой. Психическое отражение носит опережающий характер. Все эти особенности психического отражения приводят к тому, что психика выступает в качестве регулятора поведения живых организмов. Перечисленные особенности психического отражения в той или иной мере присущи всем живым существам, высший же уровень развития психики - сознание характерно только для человека. для того чтобы понять, как возникло сознание чело века, каковы его основные особенности, следует рассмотреть развитие психики в процессе эволюции животных.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ

Психология - древняя наука. Человек всегда интересовался тем, что значит его душа, как работает ум и какие движущие силы определяют его поведение. Систематическое изучение этих проблем насчитывает немногим более столетия, несмотря на то, что многие из них были сформулированы философами тысячелетия назад. Можно назвать много таких вечных вопросов. В качестве примера упомянем следующие: В какой мере поведение человека определяется наследственными факторами, и в какой - приобретенным опытом? Являются ли способности, которыми обладает человек, только приобретенными, или передаются по наследству? Как события жизни воспринимаются и запоминаются? Хотя с философских позиций многие подобные вопросы обсуждались в течение столетий, психология как самостоятельная наука возникла лишь в XIX веке, когда появились экспериментальные методы изучения психики и поведения. Начало этому было положено представителями естественных наук, в первую очередь врачами и физиологами, некоторые из которых в силу своих научных интересов в конце концов осознали себя в качестве психологов. Исторически вопросы определения психики как души относились к философии. Самостоятельное развитие психологии было медленным и из-за противоречий с религиозными воззрениями. Одной из основополагающих концепций теологии является свобода сознания человека (или духа, или души) и независимость его от законов природы. Лишь когда немецкие исследователи подвергли сомнению это положение, и началась научная психология как таковая. Одним из пионеров в области психологических экспериментов был Г. Гельмгольц (1821-1894). Его исследования в ряде областей были связаны с интересом к проблемам восприятия; изучая нервную систему человека, Гельмгольц, в частности, впервые измерил скорость распространения нервного импульса. Другим представителем ранней немецкой психологии явился Г. Фехнер (1801-1887), занимавшийся проблемами отражения физических стимулов (как, например, яркого света) в психике: увеличивает ли усиление яркости света его воспринимаемую яркость; насколько должна увеличиться яркость, чтобы испытуемый заметил разницу. Рассматривая эти и подобные вопросы, Г. Фехнер основал направление психологии, названное психофизикой.

СТРУКТУРАЛИЗМ. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О НЕПОСРЕДСТВЕННОМ ОПЫТЕ

Работы Г. Гельмгольца, Г. Фехнера и других привели к пониманию того, что психические процессы могут изучаться экспериментально. Однако формально начало современной научной психологии относят к 1879 г., времени основания Вильгельмом Вундтом (1832 - 1920) первой психологической лаборатории в Лейпциге. Научное влияние В. Вундта было чрезвычайно велико. В. Вундту принадлежит первый опыт систематизации психологических знаний, получивший название структурализма. Сторонники структурализма считали, что психика слагается из элементарных процессов сознательного опыта. Как отмечал ученик В. Вундта Э. Б. Титченер (1867-1927), «психолог отвечает на вопрос «что», разлагая внутренний опыт на его элементы. Он отвечает на вопрос «как», формулируя законы сочетания этих элементов. И он отвечает на вопрос «почему», объясняя душевные процессы, указывая на процессы, протекающие параллельно в нервной системе» (Титченер Э. Б . Учебник психологии. М., 1914. С. 34). Различались три категории элементов: ощущение, представления и чувство. К ощущениям относились зрительное восприятие, слух, обоняние, вкус, осязание. Представления являются опытом, не переживаемым в настоящий момент. Чувства - это эмоциональные реакции, такие как любовь, радость, ревность. Элементы объединяются по законам ассоциаций. «Предмет, метод и проблема психологии. Наука состоит из большой группы добытых наблюдением фактов, которые приведены в связь друг с другом и подчинены всеобщим законам. ...Прежде всего ясно, что все науки имеют нечто общее в своем предмете; все они относятся с той или иной точки зрения к миру человеческого опыта. ...Душа есть вся совокупность человеческого опыта с точки зрения зависимости от переживающего его индивидуума. Популярное представление о мире, в общих чертах, следующее. Мир заключает в себя или состоит из двух по существу различных субстанций: из материи и духа. Материя находится в окружающих нас физических телах; она повсюду заполняет пространство; она подчинена механическим законам, законам причинности. Дух находится в нас самих, а также, что весьма вероятно, в некоторых других живых существах; он не материален и не занимает пространства; он не подчиняется механическим законам, но может действовать свободно, по своему произволу; если он вообще подчиняется законам (как например, законам мышления в наших интеллектуальных процессах), то эти законы своеобразны и отличаются от законов природы. Несмотря на эти их различия дух и материя очень тесно связаны друг с другом в нас самих и в таких живых существах, которые имеют душу; ведь наше тело материально. Если они так связаны друг с другом, то они оказывают друг на друга воздействие - душа на тело и тело на душу. Сознание имеет два смысла. ...В... первом смысле «сознание» означает, что душа воспринимает свои собственные процессы. Как, согласно популярному взгляду, душа есть то внутреннее Я, которое мыслит, вспоминает, выбирает, обсуждает и руководит движениями собственного тела, так и сознание есть внутреннее знание об этом мышлении... В своем втором смысле «сознание» тождественно с душой, и слово «сознательный» тождественно со словом «душевный». ...Методом психологии является, как мы видим, наблюдение. Чтобы отличать его от наблюдения, которое применяется в естественных науках и состоит в наблюдении за внешними явлениями, в смотрении наружу,- психологическое наблюдение определяется как смотрение внутрь» (Титченер Э. Б . Учебник психологии. М., 1914. С. 1-17). Э. Титченер, как и его последователи, видели в структурализме образец того, как должна строиться психология, и боролись против новых течений, вытеснивших структурализм к началу 1920-х гг. Структурализм и интроспекция подверглись критике со стороны функционализма, бихевиоризма и гештальтпсихологии.

ФУНКЦИОНАЛИЗМ

В отличие от структурализма, возникшего в Европе и распространившегося на Соединенные Штаты, функционализм возник на американской почве. Одной из предпосылок его возникновения была дарвиновская теория эволюции, овладевшая умами как в Европе, так и в Америке в конце XIX в. Учение Ч. Дарвина радикально изменило представление о месте человека в природе. Для психологов теория эволюции послужила источником захватывающих вопросов: Имеют ли человеческие психические процессы эволюционную историю? Сходны ли человеческие способности, такие, например, как способность учиться на опыте, с аналогичными способностями животных? Каково приспособительное значение различных способностей человека? Ответ на эти вопросы и попытался дать функционализм. Функционализм был не столь систематизирован, как структурализм. Скорее, он представлял собой общий набор идей, охватывающих определенную тематику, в особенности проблему полезности или адаптивной значимости психических процессов. Возникновение функционализма обычно связывается с именем Джона Дьюи (1859-1952). В то время как структурализм отвечал на вопросы содержания сознания, функционализм стремился определить функции психических процессов. Для их изучения применялись как объективные, так и субъективные методы; считалось, что полезные сведения могут быть получены при изучении и человека, и животных. Кроме того, функционализм тяготел к исследованию жизненных проблем, изучению психики и поведения в реальных ситуациях. Подчеркивалось, что психические процессы являются непрерывными, длящимися, и искусственная их остановка и расчленение, как это предлагалось в структурализме, не ведет к получению полезных данных. Выдающимся американским психологом, исследования которого часто связывают с функционализмом, является Уильям Джемс (1842-1910). Работы У. Джемса предшествовали появлению функционализма. Предметом психологии человека является сознание. «Определить психологию всего лучше можно словами профессора Ладда, как науку, занимающуюся описанием и истолкованием состояний сознания, как таковых. Под состояниями сознания здесь разумеются такие явления, как ощущения, желания, эмоции, познавательные процессы, суждения, решения, хотения и т. п. В состав истолкования этих явлений должно, конечно, входить изучение причин и условий, при которых они возникают, так и изучение действий, непосредственно ими вызываемых, поскольку те и другие могут быть констатированы» (Джемс У. Психология. СПб., 1911. С. 1). Развитие взглядов Дж. Дьюи и У. Джемса дало толчок некоторым тенденциям в психологии, подавлявшимся структурализмом. Благодаря функционализму, сфера интересов психологии расширилась: стали изучаться дети и душевнобольные, а также животные (шимпанзе, собаки), изучение которых методами интроспекции было невозможно. Важнейшим направлением стало приложение психологических исследований в различных областях.

БИХЕВИОРИЗМ. ПОВЕДЕНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ

В 1913 г. была опубликована статья Джона Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста», в которой он сформулировал новое определение предмета и метода психологии: «С точки зрения бихевиориста психология есть чисто объективная отрасль естественной науки. Ее теоретической целью является предсказание поведения и контроль за ним. Для бихевиориста интроспекция не составляет существенной части методов психологии, а ее данные не представляют научной ценности, поскольку они зависят от подготовленности исследователей в интерпретации этих данных в терминах сознания... Традиционно утверждалось, что психология - это наука о явлениях сознания. В качестве основных проблем выдвигалось, с одной стороны, расчленение сложных психических состояний (или процессов) на простые элементарные составляющие их, а с другой стороны, построение сложных состояний, когда даны элементарные составляющие» (Хрестоматия по истории психологии. М.: Изд-во МГУ, 1980. С. 17-18). Бихевиоризм оказался привлекательным для многих молодых психологов: он давал им возможность отбросить то, что как им казалось, засоряло психологию. «Сущность бихевиоризма. С точки зрения бихевиоризма подлинным предметом психологии (человека) является поведение человека от рождения и до смерти. Явления поведения могут быть наблюдаемы точно так же, как и объекты других естественных наук. В психологии поведения могут быть использованы те же общие методы, которыми пользуются в естественных науках. И поскольку при объективном изучении человека бихевиорист не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей, постольку он больше не считает, что эти термины указывают на подлинные феномены психологии... Сознание и его подразделения являются поэтому не более как терминами, дающими психологии возможность сохранить - в замаскированной, правда, форме - старое религиозное понятие «души». Наблюдения над поведением могут быть представлены в форме стимулов (С) и реакций (Р). Простая схема С-Р вполне пригодна в данном случае. Задача психологии поведения является разрешенной в том случае, если известны стимул и реакция» (Уотсон Дж . Бихевиоризм // Хрестоматия по истории психологии. М.: Изд-во МГУ, 1980. С. 34-35). Бихевиористы считали, что истинная цель психологии - описывать, объяснять, предсказывать и управлять поведением. Они делали акцент на том, чтобы понять, как опыт формирует поведение; поэтому, естественно, их интерес был сконцентрирован на процессе научения. Работы И. П. Павлова (1849-1936) и его последователей надолго определили представление о рефлекторных механизмах поведения. Они изложены во всех современных учебниках в разделе о мозговых механизмах психики. В настоящее время существует много направлений бихевиоризма. Его основные положения нашли применение во многих областях современной психологии. Большинство психологов согласны в том, что изучение поведения занимает центральное место в психологии, но только немногие придерживаются мнения о полной бесполезности психологических понятий для описания и объяснения психических процессов. Представители раннего бихевиоризма исключили из психологии многие разделы - восприятие, эмоции, познание,- интерес к которым находится в центре современных когнитивных исследований.

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ

ПСИХОАНАЛИЗ: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Зигмунд Фрейд (1856-1939), австрийский врач, психолог и психотерапевт, разработал психотерапевтический метод, получивший название психоанализ. Наблюдения за многими больными привели З. Фрейда к выводу, что большинство психологических проблем имеет своей причиной неосознаваемые эмоциональные переживания. Он считал, что возникновение этих личностных проблем может быть прослежено и отнесено к травмирующим событиям в детстве. Воспоминания о них вызывали бы у человека тревогу, если бы были осознаны; но, по З. Фрейду, они были «вытеснены» из сознания, или «подавлены», и остались в подсознании. Многие симптомы психических заболеваний вызываются прорывами этих «подавленных» воспоминаний о травмирующих событиях детства. Задачей психоаналитика, таким образом, является помощь пациенту в ведении этих воспоминаний в сознание при помощи методики свободных ассоциаций или интерпретации снов. В результате пациент получает возможность рационально отнестись к подавленным воспоминаниям и тем самым получить облегчение психологического напряжения. Теоретическую основу психоанализа составляет определение соотношения сознательного и бессознательного, психической динамики и психологической структуры личности. «Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни. Иначе говоря, психоанализ не может перенести сущность психического в сознание, но должен рассматривать сознание как качество психического, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам... К термину или понятию бессознательного мы пришли... путем разработки опыта, в котором большую роль играет душевная динамика... Наше знакомство с психической динамикой не может не оказать влияния на номенклатуру и описание. Скрытое бессознательное... называется нами предсознательным; термин «бессознательное» мы применяем только к вытесненному динамическому бессознательному; таким образом, мы имеем теперь три термина: «сознательное» (bw), «предсознательное» (vbw) и «бессознательное» (ubw), смысл которых уже не только чисто описательный... Мы создали себе представление о связной организации душевных процессов в одной личности и обозначаем его как Я этой личности. Это Я связано с сознанием, что господствует над побуждениями к движению, т. е. к вытеснению возбуждений во внешний мир. Это та душевная инстанция, которая контролирует все частные процессы (Partialvorgange), которая ночью отходит ко сну и все же руководит цензурой сновидений. Из этого Я исходит также вытеснение, благодаря которому известные душевные побуждения подлежат исключению не только из сознания, но также из других значимости и деятельности» (Фрейд 3 . Я и Оно // Хрестоматия по истории психологии. М.: Изд-во МГУ, 1980. С. 184-210). Психоанализ послужил толчком для развития систематического изучения личностного развития, нормы и патологии личности, а также заложил основы психотерапии. Он также оказался мишенью суровой критики как со стороны бихевиоризма, так и гуманистической психологии.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Гуманистическая психология выступила против бихевиоризма и психоанализа и сформулировала личностный подход как к исследованию, так и к практическому использованию психологических знаний в различных сферах жизни человека (в общении, обучении, межличностных отношениях, психотерапии). Одним из основателей гуманистической психологии являлся американский психолог Карл Роджерс (1902-1988). Центральным в гуманистической психологии оказывается положение о внутреннем мире личности, его смысловом содержании, выражающем не только сущность личности, но и определяющем всю систему психологических структур человека. Личность в системе гуманистической психологии выступает не как отдельный раздел (глава) психологической науки и психологической практики, но как такое ядро в психологии человека, которое определяет гуманистическую сущность психологического знания, отвечающего не только потребностям науки, но и этическим принципам изучения и практической помощи человеку на основе психологических знаний. В гуманистической психологии по-новому формулируются основные положения о предмете и методе психологии человека, о содержании психологических знаний и нравственных требований к их использованию во благо человека. «Каждое направление в психологии имеет свой подразумеваемый философский взгляд на человека... Для бихевиориста человек представляет собой сложную, но тем не менее доступную изучению машину, которую можно научить работать со все большим и большим умением до тех пор, пока она не научится думать мыслями, двигаться в определенных направлениях вести себя сообразно обстоятельствам. Для фрейдиста человек является иррациональным существом, поведение которого определяется его прошлым и продуктом этого прошлого - бессознательным. Для того чтобы провозгласить существование третьего направления, нет необходимости отрицать тот факт, что в каждой из этих теорий есть своя доля правды. Выделяя экзистенциальную направленность человека, его феноменологические внутренние отношения, эта теория рассматривает его не как машину и не как зависимого полностью от бессознательных мотивов, а как личность, постоянно создающую себя, осознающую свое назначение в жизни, регулирующую границы своей субъективной свободы... Человек в течение долгого времени ощущал себя в жизни марионеткой, сделанной по шаблону экономическими силами, силами бессознательного, или же окружающей средой. Но он последовательно выдвигает новую декларацию независимости. Он отказывается от удобств несвободы. Он выбирает себя, пытается в самом сложном и часто трагическом мире стать самим собой,- не куклой, не рабом, не машиной, но уникальным индивидуальным «Я». ...Это течение содержит в себе истоки новой науки, которая не побоится заниматься проблемой личности - личности как наблюдателя, так и наблюдаемого,- используя как субъективное, так и объективное познание. Оно проводит в жизнь новый взгляд на человека как на субъективно свободного, выбирающего, создающего свое «Я», ответственного за него» (Роджерс К. Р . К науке о личности // История зарубежной психологии: Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1986. С. 199-230). Так гуманистическая психология определила свое особое место в психологической науке и психотерапии, отвечающее не только общенаучным, но прежде всего социальным и нравственным требованиям к психологическому знанию и его использованию в жизни.