Введение в географию. Ii

1 урок в 10 классе.

География – одна из фундаментальных наук, на которых держится познание окружающего мира. Она имеет свой предмет, методы, основные цели и области взаимодействия со смежными науками. Главный объект географических исследований – окружающая среда во всем многообразии и сложности, ее природа и сложные изменения, происходящие вследствие естественных циклических колебаний и в результате усиливающегося и многократно усложняющегося антропогенного воздействия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок в 10 классе.

Введение.

Урок-лекция.

ЦЕЛИ:

  1. выявить актуальность географической науки на современном этапе,
  2. ознакомить учащихся со структурой курса экономической и социальной географии мира, его объектами изучения, методами географических исследований и ведущими экономико - географами,
  3. сформировать новое географическое понятие «ойкумена».

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

ХОД ЛЕКЦИИ:

  1. Актуальность географической науки.

География – одна из фундаментальных наук, на которых держится познание окружающего мира. Она имеет свой предмет, методы, основные цели и области взаимодействия со смежными науками. Главный объект географических исследований – окружающая среда во всем многообразии и сложности, ее природа и сложные изменения, происходящие вследствие естественных циклических колебаний и в результате усиливающегося и многократно усложняющегося антропогенного воздействия.

Многие до сих пор отождествляют географию в основном с открытиями и описанием неведомых ранее земель. Между тем она уже давно углубилась в изучение проблем взаимодействия общества и природы. Именно на этом пути география как синтетическая наука обретает новые перспективы.

Усложнение задач, применение современных методов, становление новых отраслей географии приводит к тому, что многие ключевые проблемы теории и практики географической науки требуют серьезного и многостороннего обсуждения, объединения усилий в области теории науки, технологии исследований.

Ныне можно говорить о трех главных блоках географической науки: природной, общественной и технической географии. Последняя включает дистанционные методы, геоинформационные системы, картографические пути исследований. А два первых блока содержат как традиционные направления (например, различные виды страноведения и региональную географию), так и быстро развивающиеся ветви социальной географии, а также направления, сближающие географию с геоэкологией и с экологическими проблемами вообще.

Перспективой развития географических исследований в XXI веке является тенденция к интеграции географических наук для обеспечения так называемого устойчивого (Поддерживающего) развития. Разные ветви географии дают возможность комплексно рассмотреть проблемы дальнейшего развития разных территорий и мира в целом.

Признание нарушенности равновесия между ресурсным потенциалом планеты и его использованием человечеством становится основной причиной «ренессанса географической мысли». Даже в богатых индустриальных странах невозможно решить лишь при помощи новейших техники и технологий такие глобальные проблемы человечества, как опустынивание, обезлесение, деградация окружающей среды, нехватка чистых водных ресурсов, загрязнение атмосферы, почв и воды, ухудшения здоровья населения. Необходимо участие в общечеловеческих усилиях всей системы географических наук, всего арсенала ее методов.

Стоит подчеркнуть, что все более широко распространяющийся термин «устойчивое развитие» пока не имеет общепринятого значения и трактуется по-разному. Точно так же и понимание сложно проблематики устойчивого развития весьма различно даже в развитых странах с высокой информированностью населения.

Устойчивое развитие должно быть результатом, прежде всего, политических усилий на всех территориальных уровнях. Сбалансированность развития на локальном уровне во многом зависит от степени вовлечения местного населения в реализацию программ развития. Важным фактором сбалансированности выступает культура, в том числе культура землепользования, включающая исторический опыт данного народа и всего человечества.

Серьезное внимание географии приковано сейчас к информатизации. Возникло важное направление географической науки – геоинформатика. Широко разрабатываются самые разные геоинформационные системы. Их активно используют при разработке социально-экономического будущего различных территорий, городов и сельской местности. Особенно велико значение геоинформационных систем в территориальном планировании, в районных планировках и в мониторинге состояния окружающей среды.

Один из главных лозунгов будущего человечества: «Жить в разнообразии» предполагает гармоничные взаимоотношения между разными этническими группами, культурными традициями, прошлым и будущим, индустриальными и менее развитыми странами, городом и сельской местностью, человеком и природой. Роль географии в сохранении биологического, этнокультурного и социально-экономического разнообразия неоценима.

  1. Методы географических исследований.

Новые требования практики вызвали к жизни и новые методы географических исследований. Помимо таких традиционных методов, как статистический, картографический, исторический, все большее распространение получают точные математические методы исследования. Применение этих методов, в свою очередь, позволило перейти к математическому моделированию многих физико- и экономико-географических явлений и процессов. В последние годы географы все шире начинают использовать космические методы исследования нашей планеты.

  1. Объекты изучения экономической и социальной географии.

Экономическая и социальная география мира – это общественная географическая наука, изучающая территориальную организацию человеческого общества.

Социология – наука об обществе, о поведении людей.

Экономическая география исследует закономерности размещения населения и хозяйства как на земном шаре в целом, так и в отдельных странах мира.

В структуре экономической и социальной географии выделяют общую и региональную географию, объектом которой служат отдельные государства.

Большой вклад в развитие экономической и социальной географии зарубежных стран внесли многие ученые, но в первую очередь Н.Н. Баранский, и И.А. Витвер.

  1. Земля – место обитания человека.

Жизнь людей протекает на поверхности Земли, площадью 510 млн. квадратных километров. Из них – 149 млн. квадратных километров приходится на материковую часть. Для существования жизни на Земле необходимы три источника существования: энергия Солнца, воздух и чистая вода.

Человек – составная часть природы. Его дом – географическая оболочка, сфера взаимодействия литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы .

Ойкумена – заселенная человеком часть Земли. Чтобы освоить Землю, человечество затратило гигантский труд. При этом каждый народ внесли свою лепту в освоение планеты. Недаром Т. Хейердал по этому поводу сказал: «Мы все сидим на одном плоту. Чтобы выжить на нем, нужно сотрудничать. А плот-то намокает и может пойти ко дну. Этого нельзя допустить!»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: страница 5-7.


1. Область применения программы

Преподавание учебного предмета «География. Введение в географию» в основной школе осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2012-2013 учебный год», утвержденный приказом Министерства образования РФ от 27 декабря 2011 г. № 2885.
  • Областной базисный учебный план, утвержденный приказом Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодёжи от 09.04.2012 № 299;
  • Инструктивно-методическое письмо ГАУ ДПОС «Смоленского областного института развития образования» «О преподавании учебного предмета «География»» в 2012-2013 учебном году»

«Введение в географию» – первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируется представление о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях.

При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умение использовать источники географической информации.

Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсов географии.

Программа учебной дисциплины может быть использована в учреждениях среднего (полного) общего образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования.

2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Рабочая программа полностью соответствует требованиям «Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), входит в цикл предметов обществознание и составлена на основе авторской программы Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Москва «Русское слово» 2012 .

«Ведение в географию» опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.

3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Основная цель курса «Введение в географию» – систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи :

  • актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
  • развивать познавательный интерес учащихся 5-х классов к объектам и процессам окружающего мира;
  • научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;
  • научить устанавливать связи в системе географических знаний.

В результате освоения учебной дисциплины учащиеся должны:

1. Знать (понимать):

  • форму и размеры Земли;
  • полюса, экватор;
  • части Мирового океана;
  • виды движения воды в океане;
  • материки и океаны Земли;
  • географические объекты, предусмотренные программой;
  • маршруты географических исследований и путешествий.

2. Уметь:

  • анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию.
  • использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о географических явлениях в повседневной жизни.
  • находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных).
  • описывать по картам взаимное расположение географических объектов.
  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий.
  • приводить примеры географических объектов.
  • проводить простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений.
  • различать и сравнивать изученные географические объекты, процессы и явления; географическое процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов.
  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации.
  • формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных).

Структуризация представленной программы и учебников осуществлена в соответствии с Базисным учебным планом (по одному часу в 5–6 классах, по два часа в 7–9 классах)

Введение в географию изучается в 5 классе. Общее число учебных часов за год обучения – 35 (1 час в неделю).

II. ПЕРЕЧЕНЬ РАЗВИВАЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Результатом освоения учебной дисциплины является овладение общими (ОК) компетенциями:

Результаты изучения учебного предмета.

Личностные результаты:

  • овладение на уровне общего образования с законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
  • осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;
  • сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Предметными результатами освоения программы по географии являются:

  • формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
  • формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
  • формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
  • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
  • овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде;
  • называть наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий, описывать представления древних людей и современных людей о Земле;
  • показывать на карте материки и наиболее крупные географические объекты;
  • называть ярких представителей растительного и животного мира.

Метапредметные результаты:

Метапредметными результатами изучения курса «Введение в географию» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Личностные УУД:

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону,своей стране.

Регулятивные УУД:

  • способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;
  • умение организовать свою деятельность, определить ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

  • формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебные взаимодействия в группе, (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

III. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

№ темы, раздела Название темы Содержание темы Количество часов
Тема 1 Наука география География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний. 2
Тема 2 Земля и ее изображения Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус – модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности. 5
Тема 3 История географических открытий Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавание финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествия Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды. 14
Тема 4 Путешествие по планете Земля Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли. 10
Тема 5 Природа Земли Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера. 2
Резервные часы 2
35

I четверть – 8 часов, 5 оценочных практических работ;

II четверть – 8 часов, 1 оценочных практических работ;

III четверть – 10 часов, 2 оценочных практических работ;

IV четверть – 9 часов, 2 оценочных практических работ;

Практические работы

Практические работы проводятся под руководством учителя для формирования навыков самостоятельной практической работы по содержанию курса.

Всего практических работ: 23 (отдельные практические работы повторяются для нескольких тем). Приложение

Таким образом, в году 10 фронтальных оценочных работ (выделены жирным шрифтом). При выполнении учебного плана выполняются тренировочные, самостоятельные и творческие работы с использованием учебника, географических карт, дополнительной литературы и материалов Интернета. Учащиеся учатся работать с контурными картами, таблицами, схемами, графиками. Каждый урок несёт на себе значительные воспитательные функции: формируются общеучебные умения и навыки, закрепляются научные взгляды на окружающий мир, развитие трудолюбия, появляются навыки учебной деятельности, развиваются творческие способности учащихся и их познавательный интерес.

IV. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «География» оформленного в соответствии с ФГОС.

Оборудование учебного кабинета:

  1. Документационное обеспечение; паспорт кабинета ФГОС, план работы учебного кабинета, журнал по технике безопасности.
  2. Учебно-методическое обеспечение: перечень практических занятий, методические пособия по выполнению практических работ, карточки-задания по темам, слайд-презентации.
  3. Стенды по разделам географии.

Технические средства обучения:

  • Проектор;
  • Карты по темам урока;
  • Видеозаписи по темам урока;
  • Теллурий;
  • Макеты;
  • Глобусы.

2. Информационное обеспечение обучения

  1. Основная литература для учащихся
    1. Домогацких Е.М., Введенский Э.Л., Плешаков А.А. География. Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.
    2. Молодцов Д.В. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию. 5 класс»
    3. Банников С.В., Домогацких Е.М. Атлас. География. Начальный курс. 5-6 класс.
    4. Банников С.В., Домогацких Е.М. Контурные карты. География. Начальный курс. 5 класс.
  2. Основная литература для учителя
    1. Банников С.В., Молодцов Д.В. Методическое пособие для учителя к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию. 5 класс»
    2. Касьянов Н.В. Текущий и итоговый контроль: тесты по курсу «География. Введение в географию. 5 класс»: дидактические материалы.
  3. Дополнительная литература
    1. Клиентов А.Е. Христофор Колумб текст: исторический роман / А.Е. Клиентов. – М.: Белый город, 2006. – 63с.
  4. Периодические издания
    1. География. Методический журнал для учителей географии, экологии и природопользования. Издательский дом «Первое сентября». Электронная версия. Подписка 2012, 2013 год.
  5. Интернет-ресурсы
    1. Сайт о географии «Занимательная география. Любопытные цифры и факты.» http://earth06.narod.ru/index.htm
    2. Издательство «Русское слово» Методический раздел http://www.russkoe-slovo.ru/new/metodics.html

V. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

  • использовать различные источники географической информации (картографические, текстовые, видео и фотоизображения) для поиска и извлечения информации;
  • по результатам наблюдений находить и формулировать зависимости и закономерности;
  • определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;
  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
  • ориентироваться на местности при помощи компаса;
  • строить простые планы местности;
  • создавать простейшие географические карты различного содержания;
  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде.

Географическая номенклатура

Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея.

Полуострова: Аравийский, Индостан.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Гибралтарский, Магелланов.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Кавказ, Урал.

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевая сопка, Эльбрус, Везувий.

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Карибское.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Волга, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.

Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Виктория.

Страны: Россия, Китай, Индия, Индонезия, США, Канада, Мексика, Австралийский Союз.

VI. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется учителем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися, письменных и устных опросов.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
(из примерной программы по географии)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1. формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2. формировании первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
3. формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и времени, основных этапах её географического особенностях природы, жизни, культура и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4. овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5. овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
6. овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
7. формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптация к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных и техногенных катастроф;
8. формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущих к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
· Практические работы
· Тестирование
· Письменный опрос
· Устный опрос
· Работа с картографическими материалами
· Доклады
· Защита презентаций

Для достижения образовательных результатов используются следующие приемы и технологии, основных форм организации образовательного процесса:

Формы организации работы учащихся:

  • Индивидуальная
  • Коллективная: фронтальная; парная; групповая.

Формы учебных занятий: игры на конкурсной основе, ролевые; мини-лекции; диалоги и беседы; практические работы; дискуссии; проектная деятельность.

Виды деятельности учащихся: у стные сообщения; обсуждения; работа с источниками; доклады; защита презентаций; рефлексия.

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

ВВЕДЕНИЕ В ГЕОГРАФИЮ

Великий Новгород,

Министерство образования и науки Российской Федерации

7. Научная картина мира, ее структура. Другие картины мира (религиозная, мифологическая, художественная, обыденная). Научная географическая картина мира.

Форма отчетности : участие в семинаре

Самостоятельная работа : География как наука.

Задание . Изучив особенности науки и научного знания, раскройте представление о географии, как науке. Укажите ее фундаментальное и прикладное значение, роль теории. Назовите известные вам географические школы.

Форма отчетности : устная

Литература :

1. Голубчик, М. М.

2. Максаковский, В. П.

Тема 3. История географической мысли

Практическая работа 3

ЭВОЛЮЦИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА И ИСТОРИЯ ГЕОГРАФИИ

Цель: сформировать систему знаний о развитии географической науки; развивать умение ставить задачу и решать ее, готовить выступление; совершенствовать навык правильно строить устную речь, самостоятельно работать с источниками информации.

Формируемые компетенции : ОК1, ОК2, ПК4, ПК5.

Задание . На обсуждение выносится проблема: почему неоднократно возникало мнение, что география закончилась вместе с эпохой Великих географических открытий? На чем оно основано и где лежат его истоки? Так ли это? Можно ли утверждать, что география как наука исчерпала свой предмет? Какова роль географии в формировании современной системы знаний об окружающем мире?

Изучите основные этапы эволюции географических представлений и развития географического знания. Подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов:

1. Что такое «географическая картина мира»? Какие другие картины мира, кроме географической, вы знаете? Чем они отличаются друг от друга?

2. Какая картина мира предшествовала географической?

3. Назовите элементы географической картины мира в древних религиозно-мифологических представлениях человека.

4. Чем религиозно-мифологическая картина мира отличалась от современной научно-географической?

5. Когда и где появляются основы научного географического знания? С чем это связано?

6. Перечислите основные этапы развития географической науки. Кратко охарактеризуйте каждый этап.

7. С чем связан методологический кризис в географии в конце XIX века?

8. В чем особенности современной географической картины мира?

9. Назовите фамилии ученых и путешественников, внесших особый вклад в развитие географической науки.

10. Каковы особенности современного этапа в развитии географии?

Форма отчетности : участие в круглом столе. По завершении обсуждения каждый должен представить свой ответ на поставленные в задании вопросы.

Самостоятельная работа: География – наука или искусство?

Задание 1. Подумайте, почему в географии ставится вопрос об отнесении ее к искусству? Приведите примеры, сближающие географию с искусством. В два столбика выпишите факты, доказывающие, что география – это наука, и что география – это искусство. Сделайте выводы.

Задание 2. Подберите отрывок из художественного произведения, где приводится описание какого-либо географического объекта или явления. Затем в специальной литературе найдите его научную характеристику и сравните художественный и научный взгляд. Какие выводы можно сделать?

Форма отчетности : выступление.

Практическая работа 4

МИФИЧЕСКИЕ И ЛЕГЕНДАРНЫЕ ЗЕМЛИ

Цель: сформировать систему знаний о начальных географических представлениях людей, осознание важности географических знаний в жизни общества; развивать умение подготовки и доклада и выступления с ним, работы с ПО; совершенствовать навык критического мышления, устной речи.

Формируемые компетенции : ОК1, ОК2, ОК4.

Форма проведения : круглый стол

Задание . На обсуждение выносится проблема: что представляют собой мифические и легендарные земли? Откуда берутся истоки информации о них? Насколько реально их существование и возможны их поиски?

Используя разнообразные источники информации, соберите информацию о мифических легендарных землях. Данные занесите в таблицу:

Сделайте выводы о причинах возникновения мифических и легендарных земель, их роли для развития современной географической науки, возможностях доказательства или опровержения мифов об их существовании.

Подготовьте краткое сообщение с презентацией об одной из перечисленных земель.

Форма отчетности : таблица (письменно), устный ответ, доклад с презентацией.

Самостоятельная работа: Географические открытия и исследования.

Вспомните из школьного курса географии, как открывали Землю. Назовите имена знаменитых путешественников и исследователей. Опишите, как открывался и исследовался каждый материк с указанием времени, маршрутов и фамилий исследователей.

Форма отчетности : устная.

Литература:

1. Богучарсков, В. Т.

2. Голубчик, М. М. География: Учебник для экологов и природопользователей / М. М. Голубчик, . М, 2003.

3. Джеймс, П. Все возможные миры: История географических идей / П. Джеймс, Дж. Мартин. Перев. с англ. М, 1998.

Тема 4. Вопросы методологии географии.

Практическая работа 5

МЕТОДОЛОГИЯ ГЕОГРАФИИ

Цель: сформировать систему знаний основных понятий общей физической географии; развивать навык владения методом сравнительного анализа, построения устной речи, работы с источниками информации.

Формируемые компетенции : ОК1, ОК2, ПК4.

Форма проведения : семинар

План семинара:

1. Теория и методология науки. Учение об объекте, предмете, методах.

2. Объект и предмет географии. Географическая оболочка, Ойкумена, географическая среда, ландшафтная оболочка Земли, территория и территориальность.

3. Предельные объекты географии: ГО, эпигеосфера, локалитет, фация. Специфика географического объекта. Ландшафт и ТОО. Территориальные масштабы.

4. Методика и методология. Методы географического исследования. Подходы.

5. Место географии среди наук.

6. Структура географии, система географических наук. Физико-географические и экономико-географические дисциплины. Сквозные и стыковые направления в географии.

Форма отчетности : участие в семинаре.

Самостоятельная работа: Проблема полиструктурности географии.

Задание . Вспомните проблему структуры географии. В чем заключается ее специфика? Рассмотрите структурные схемы системы географических наук различных авторов (, и др.), сравните авторские подходы к структуре географии. Зарисуйте их схематически и проанализируйте полученные схемы.

Форма отчетности : схемы (графические рисунки), устный ответ

Литература:

1. Анучин, В. А.

2. Голубчик, М. М. География: Учебник для экологов и природопользователей / М. М. Голубчик, . М, 2003.

3. Жекулин, В. С.

4. Максаковский, В. П. Географическая культура / . М., 1998.

5. Мересте, У. И. Современная география: вопросы теории / , . М. 1984.

6. Трофимов, A. M.

Тема 5. Общегеографические концепции.

Практическая работа 6

КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ГЕОГРАФИИ

Цель: сформировать систему знаний о концепциях современной географической науки; совершенствовать навыки построения устной речи, работы с источниками информации при подготовке к семинару.

Формируемые компетенции : ОК1, ОК2, ПК5.

Форма проведения : семинар

План семинара:

1. Научные концепции. Географические концепции, их виды.

2. Концепции географического детерминизма , индетерминизма, поссибилзма.

3. Хорологическая концепция и ее значение для географии. Хорологический подход.

4. Концепция территориальной дифференциации и районирования.

5. Концепция уникальности и «системная» концепция.

6. Другие концепции в географии.

Форма отчетности : участие в семинаре

Самостоятельная работа: География – наука идиографическая или номотетическая?

Задание . Вспомните, что представляют собой идиографические и номотетические науки. Подумайте, к какой группе можно отнести географию? Выпишите признаки географии, относящие ее к одной и к другой группам в два соответствующих столбика, сделайте выводы.

Форма отчетности : устная, письменная

Литература:

1. Голубчик, М. М. География: Учебник для экологов и природопользователей / М. М. Голубчик, . М, 2003.

2. Максаковский, В. П. Географическая культура / . М., 1998.

3. Трофимов, A. M. Общая география: вопросы теории и методологии / А. М. Трофимов, М. Д. Шарыгин. Пермь, 2007.

Тема 6. Общегеографические исследования

Практическая работа 7

СОВРЕМЕННЫЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ПРИКЛАДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ГЕОГРАФИИ

Цель: сформировать систему представлений о современных задачах географической науки, о наиболее актуальных направлениях исследования, о значении географических исследований в жизни общества; сформировать начальные навыки исследовательской работы; совершенствовать навык письменной и устной речи, подготовки доклада, проведения защиты проекта.

Формируемые компетенции : ОК1, ОК2, ОК4, ПК4, ПК5.

Форма проведения : защита исследовательских работ.

Задание : изучите один из видов современных направлений географической науки, воспользовавшись приведенным ниже списком. Подберите соответствующую литературу по теме, выявите исторические аспекты и современное состояние отрасли. Укажите главные научные и практические задачи выбранного направления, сделайте акцент на его актуальности для современной науки.

Основные направления современных географических исследований

1. Ресурсное направление в географии. Географическое изучение ресурсов, природно-ресурсный потенциал, его оценка.

2. Эколого-географические исследования. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и эколого-географическое районирование. Экологическая экспертиза.

3. Медицинская география. Медико-географические исследования, их роль. Нозогеография. Основные очаги распространения заболеваний.

4. Инженерная география. Использование земель и освоение территории. Пространственное и ландшафтное планирование (проектирование). Ландшафтный дизайн.

5. Рекреационно-географические исследования. Рекреационная география и туризм. География отдыха и туризма.

6. Географическая экспертиза, ее роль в современной науке и практике. Экспертиза для районов с «нулевым», ареально-линейным и сплошным освоением.

7. Страноведение и краеведение. Методика описания стран. Роль страноведения в географии. Краеведческие исследования, их специфика. Роль полевых исследований в изучении региона.

8. Комплексное картографирование. География и картография. Картоведение. Роль карты в географических исследованиях. Картографическая продукция. Планы местности.

9. Специфика современных географических исследований. Новые задачи и проблемы в физической и социально-экономической географии. Новейшие методы географических исследований.

Форма отчетности : письменная работа-отчет (объемом от 5 до 10 страниц с указанием источников литературы), устное выступление на занятии.

Самостоятельная работа предполагает проведение исследовательской работы и подготовку к выступлению.

Литература:

1. Анучин, В. А. Теоретические основы географии / . М. 1972.

2. Голубчик, М. М. География: Учебник для экологов и природопользователей / М. М. Голубчик, . М, 2003.

3. Максаковский, В. П. Географическая культура / . М., 1998.

4. Трофимов, A. M. Общая география: вопросы теории и методологии / , М. Д. Шарыгин. Пермь, 2007.

Тема 7. Организация географической науки и образования в области географии

Практическая работа 8

ГЕОГРАФИЯ В РОССИИ

Цель: сформировать систему знаний о современной географии в России, о роли географии в современных отечественных исследованиях; совершенствовать навык устной речи, самостоятельной работы с источниками информации при подготовке к семинару.

Формируемые компетенции : ОК2, ОК4.

Форма проведения : семинар

План семинара:

1. Эволюция географической мысли в России.

2. Важнейшие географические открытия и исследования территории России. Российские исследования за рубежом.

3. Особенности советского этапа развития географии.

4. География в России в переходный период. Новые проблемы и методы их решения.

5. Современная отечественная географическая наука. Социальный и государственный заказ на исследования.

6. Географические общества и объединения. РГО: история, развитие, современное состояние. Географические школы.

7. Географическое образование в России.

Форма отчетности : участие в семинаре

Практическая работа 9

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ УЧЕНЫЕ-ГЕОГРАФЫ

Цель: сформировать систему знаний об отечественных ученых-географах и их вкладе в науку; о роли географии в решении народнохозяйственных задач, об истоках создания основных учений, теории, концепций и гипотез в географии; совершенствовать навык работы с источниками информации.

Формируемые компетенции : ОК1, ОК4, ПК4, ПК5.

Форма работы : практическая работа

Задание .Вспомните и назовите фамилии известных вам ученых-географов. В какой области науки работали?

Заполните таблицу «Отечественные ученые-географы и их вклад в развитие науки»

Подготовьте краткое сообщение об одном из ученых

Форма отчетности : заполненная таблица, доклад, устный ответ

Самостоятельная работа : География в школе

Задание . Используя учебники и программы по географии в средней школе , изучите особенности школьного курса географии. Укажите какие знания, умения и навыки получают школьники в процессе изучения географии в каждом классе.

Форма отчетности : устный ответ.

Литература:

1. Богучарсков, В. Т. История географии: Учебное пособие / . М., Ростов н/Д. 2004.

2. Максаковский, В. П. Географическая культура / . М., 1998.

Тема 8. Глобальные и региональные проблемы. Концепция устойчивого развития.

Практическая работа 10

РОЛЬ ГЕОГРАФИИ В РЕШЕНИИ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Цель: сформировать систему знаний о глобальных проблемах человечества и роли географии в их решении, об основах устойчивого развития; сформировать умение организации и проведения мини-конференции; совершенствовать навык устного выступления, аргументированных ответов на вопросы, работы с различными источниками информации по теме; развивать умение ставить цели и решать их.

Формируемые компетенции : ОК1, ОК2, ОК4, ПК9.

Форма проведения : конференция

Опережающее задание . Вспомните из школьного курса географии и СМИ, о каких глобальных проблемах человечества вы слышали? Как их классифицируют? Почему называют глобальными?

Подготовка к конференции . Используя дополнительную литературу и другие источники информации, выпишите виды глобальных проблем человечества. Разделите между участниками конференции темы докладов, посвященных отдельным проблемам. Из числа участников выберите заведующего секцией. Далее необходимо составить программу конференции, определив порядок и регламент выступлений.

Дома каждый участник готовит краткое выступление по выбранной теме.

Проведение . Проведение конференции предполагает последовательное выступление участников с докладами, ответы на вопросы коллег. В конце конференции подводятся итоги, составляется перечень рекомендаций по решению глобальных проблем человечества.

Подведение итогов : в завершении необходимо сформулировать вывод о роли географии в изучении и решении глобальных проблем человечества.

Форма отчетности : выступление с докладом, участие в обсуждении вопросов

Самостоятельная работа : Взаимосвязь глобальных проблем человечества.

Подумайте, можно ли проследить взаимосвязь глобальных проблем человечества? Приведите примеры влияния одной проблемы на другую. Сделайте вывод о комплексных способах решения проблем.

Форма отчетности : устная

Литература:

1. Голубчик, М. М. География: Учебник для экологов и природопользователей / М. М. Голубчик, . М, 2003.

2. Жекулин, В. С. Введение в географию / . Л., 1989.

3. Периодические издания, ресурсы Интернет

Современная география.
Рассмотрим такой пример. Предположим, что вам нужно познакомиться с каким-то новым механизмом. Как это происходит? Сначала вы осматриваете его со всех сторон, удивляетесь, какое всё красивое и блестящее, как много разных кнопочек. То есть сначала вы изучаете внешний вид новинки - рассматриваете и описываете её. А что дальше? Дальше вы начинаете разбираться с тем, как пользоваться этим механизмом. Что будет, если нажать одну кнопочку или другую? Для того чтобы механизм прослужил вам долго или в случае чего его можно было бы починить, надо разобраться, как этот механизм устроен. То же самое произошло с географией.

Человек описал Землю, и она ему понравилась. Но он ведь не просто любуется своей планетой. Человек живёт на ней, использует её богатства: добывает из недр полезные ископаемые, строит города, прокладывает дороги, перегораживает реки плотинами, вспахивает поля, собирает урожай, сжигает огромное количество топлива, благодаря чему и живут на Земле все поколения людей. Для того чтобы наша планета как можно дольше обеспечивала жизнь человечества, нужно знать, как она устроена, по каким законам живёт природа планеты, как связаны между собой все её составные части, как сделать так, чтобы хозяйственная деятельность не разрушала природу, и как можно было бы исправить нарушенное.

СОДЕРЖАНИЕ
От авторов 3
НАУКА ГЕОГРАФИЯ
§ 1. Что такое география 6
§ 2. Методы географических исследований 9
ЗЕМЛЯ И ЕЁ ИЗОБРАЖЕНИЕ
§ 3. От плоской Земли к земному шару 16
§ 4. Форма, размеры и движения Земли 20
§ 5. Глобус и карта 24
§ 6. Ориентирование на местности 29
ИСТОРИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ
§ 7. По следам путешественников каменного века 36
§ 8. Путешественники древности 40
§ 9. Путешествия морских народов 45
§ 10. Первые европейцы на краю Азии 49
§ 11. Хождение за три моря 54
§ 12. Морской путь в Индию 58
§ 13. Открытие Америки 64
§ 14. Первое кругосветное плавание 69
§ 15. Открытие Южного материка 75
§ 16. Поиски Южной земли продолжаются 80
§ 17. Русские путешественники 84
§ 18. Вокруг света под русским флагом 89
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ
§ 19. Мировой океан и его части 98
§ 20. Значение Мирового океана для природы и человека 103
§ 21. Путешествие по Евразии 107
§ 22. Путешествие по Африке 114
§ 23. Путешествие по Северной Америке 120
§ 24. Путешествие по Южной Америке 126
§ 25. Путешествие по Австралии 132
§ 26. Путешествие по Антарктиде 138
ПРИРОДА ЗЕМЛИ
§ 27. Что такое природа 146
§ 28. Оболочки Земли 149
Приложение
Словарь терминов 155.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
- fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу


Скачать книгу География, 5 класс, Введение в географию, Домогацких Е.М., Введенский Э.Л., Плешаков А.А., 2013 - pdf - depositfiles.

Скачать книгу География, 5 класс, Введение в географию, Домогацких Е.М., Введенский Э.Л., Плешаков А.А., 2013 - pdf - Яндекс.Диск.

География всегда расценивалась как одна из самых необходимых для изучения наук. В России со времён Петра I «землеописание» преподавалось во всех духовных и светских учебных заведениях, служило предметом начального домашнего образования. Известный просветитель петровской эпохи Феофан Прокопович в трактате «Духовный регламент» (1721) утверждал, что изучать другие науки, особенно историю, «без ведения географского есть как бы с завязанными глазами по улицам ходить». Не менее важна была география и как «навигацкая» дисциплина: ведь неточное представление о географических координатах могло стать причиной «большого в дороге заблуждения».

Несмотря на высокий статус географии, книг на русском языке, «рассуждавших» о строении мира, к середине XVIII века насчитывалось немного. Первый (по мнению библиографа Л.П. Весина) такого рода учебник - «Краткое руководство к географии», предназначавшийся для гимназии при Санкт-Петербургской Академии наук, появился только с воцарением Елизаветы Петровны, в 1742 году. В течение следующих тридцати лет вышло не более пяти «кратких руководств», повествовавших, в основном, о « всех на свете государствах», их климате и этнографических особенностях. «Введение в географию», изданное в 1771 году при Императорском Московском университете, явилось одним из первых учебников, объединивших под одной обложкой три части общей географии, а именно: «математическую», «естественную» (физическую) и «историческую» (политическую).

Начинает книгу математическая география, определявшая форму и размеры земного шара. Анонимный составитель обращал внимание читателей не только на способы измерения земной поверхности, но и на спорность некоторых вычислительных «изобретений». В частности, к началу 70-х годов XVIII столетия актуальной оставалась дискуссия учёных о самой «фигуре» земли: является ли она «продолговатой» к полюсам или, наоборот, у полюсов она «несколько сжата». Точки зрения о «сжатости» земной сферы придерживался «господин Мау-пертуис», чей трактат «Начальные географические основания», собственно, и составил первую часть «Введения».

«Господин Маупертуис» (Maupertuis) - это французский механик, астроном и геодезист Пьер Мопертюи (1698-1759). В молодости он служил в драгунах, но в 1720 году вышел в отставку, чтобы посвятить себя точным наукам. Круг его научных поисков и исследовательских методов во многом определило знакомство с Ньютоном, состоявшееся в Англии в 1728 году. Более десяти лет Мопертюи прожил в Пруссии (1741-1753), возглавляя физико-математическое отделение Берлинской Академии наук. В 1731 году он был избран в члены Парижской Академии наук и вскоре стал участником геодезической экспедиции, назначенной для измерения меридиана в Лапландии. Коллеги неоднократно оспаривали научные гипотезы Мопертюи, особенно в области механики. Репутации учёного немало повредило его безмерное честолюбие, «увековеченное» острыми эпиграммами Вольтера. Тем не менее, в 1768 году в Лионе вышло полное собрание его сочинений, включая «Отчёты о градусном измерении». Перевод «Начальных географических оснований», помещённый во «Введении», красноречиво свидетельствовал, что в России небесспорные идеи Мопертюи также находили своих сторонников.

Самая обширная часть «Введения» - «Историческая география», вобравшая в себя сведения о государствах и «знатнейших областях» Европы, Азии, Африки и Америки. В этом своеобразном справочнике содержатся данные о местоположении, климате, полезных ископаемых той или иной страны, о религии, нравах и обычаях жителей, о достопримечательностях городов: замках, крепостях, соборах, промышленных заведениях. Составитель учебника старался о каждом государстве сообщить что-либо «примечания достойное». Например, об Англии говорилось следующее: «Земля сего королевства имеет особливо изрядные паствы, однако и на хлеб також и овощь достаточна; реки там весьма рыбные, а наипаче лососей много водится. Сие примечания достойно, что в лесах сего королевства ни червей, ни пауков нет, также и дерево, из которого домы строят, никаких насекомых в оных не допускает. Волков там весьма мало, понеже прежние обыватели, претерпевая от множества их великие обиды, совсем их истребить старались».

В описании России, напротив, акцент ставится не на её флоре и фауне, но на политическом и общественном процветании: «Что науки в Российской Империи находятся в цветущем состоянии и час от часу получают приращение, то Академия наук, Адмиралтейство, кадетские корпусы и проч., а в Москве Университет довольно доказывают. Народ под правительством Петра Первого весьма стал быть отменен, и не только воинские дела по самому лучшему в Европе примеру установлены, но и обычаи и обращения на нынешний вкус введены, и все европейские церемонии при российском дворе приняты... Изрядные порядки имеет Россия для возбуждения людей к работе, и между прочим сие похвально, что никто по своей собственной воле ничего сделать не может: так как и всякий дворянин, когда сыновья его до известных лет дойдут, должен их в Герольдию представить, к статским ли делам или к военным определить он хочет».

Помимо математической, «естественной» и «исторической» географии, «Введение» знакомило читателей с положением земли в космическом пространстве. В главе «Новое описание сферы» излагались геоцентрическая система мира Птолемея и гелиоцентрическая - Коперника.

Первые учебные пособия по географии зачастую содержали или «ландкарты» без их «объяснений», или «объяснения» без самих «ландкарт». Разнообразный иллюстративный материал «Введения в географию» («Генеральное земноводного глобуса изображение», государственные гербы, «чертежи света», «Сфера Коперникова» и «Сфера Птолемеева») значительно увеличивает ценность этого издания, являющегося одновременно и библиографическим раритетом, и увлекательной книгой для чтения.

Введение в географию , служащее к изъяснению всех ландкарт земного шара с государственными гербами и описание сферы с толкованием оной, ея кругов, движения звёзд, древних и новых систем света и употребления глобусов и мер географических с фигурами. [Москва]: Печатано при Императорском Московском университете, 1771. , 352 с., 26 л. иллюстраций (гравюры резцом), 1 л. - карта, 3 л. таблиц. В цельнокожаном переплёте конца XVIII века. В верхней части корешка - ярлык красной кожи с тиснённым заглавием, по корешку тиснённый растительный орнамент. Тройной красный обрез. 21х13 см; 20х29,5 см - карта «Генеральное земноводного глобуса изображение»; 20х23,5 см - таблицы.