Введение в географию (1771 год). Введение в географию (Землеведение)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Введение Цель работы: познакомить с наукой, изучающей Землю, - географией; сформировать представление о глобусе и географической карте; закрепить умение работать с картой и глобусом; развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.

3 слайд

Описание слайда:

Сегодня мы посмотрим на окружающий нас мир глазами географов, узнаем, что такое география и что она изучает.

4 слайд

Описание слайда:

Что же такое география? Это наука о Земле. В переводе с греческого «география» означает «землеописание». Это слово образовалось из двух слов: «гео» - Земля и «графо» - пишу. Хотелось бы добавить, что «гео» - это сокращение от «Гея» - так звали греческую богиню Земли. А как толкует слово «география» С.И. Ожегов? География - комплекс наук, изучающих поверхность Земли с ее природными условиями, распределение на ней населения, экономических ресурсов. Глава 1

5 слайд

Описание слайда:

1.1. Кто такие географы? Географ - специалист по географии. Что изучает география? Что же нам может объяснить современная география? География изучает природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность. География объясняет, почему Земля такая круглая, почему в одних районах лежит снег, а в других - жаркое лето, почему в одних странах ловят рыбу, а в других добывают нефть. Какие изобретения человека помогают нам путешествовать по планете? Это глобус и географическая карта.

6 слайд

Описание слайда:

Глава 2 Какую форму имеет глобус? Глобус имеет форму шара, немного приплюснутого. Какую он имеет окраску? Почему? На глобусе есть синий, желтый, коричневый, зеленый, белый цвета. Синий - вода, желтый, коричневый, зеленый - суша, белый - лед. Почему глобус называют «мяч в сетке»? Глобус покрыт линиями, будто сеткой.

7 слайд

Описание слайда:

Какие две точки глобуса остаются на месте при его вращении? При вращении на месте остаются полюса: северный и южный. Что вы скажете о линиях, расположенных горизонтально? Горизонтальные линии разные по длине, у полюсов это маленькие колечки. Как называют «главный пояс Земли»? «Главный пояс земли» - экватор». Что вы скажете о вертикальных линиях? Вертикальные линии соединяются в одну точку на полюсах.

8 слайд

Описание слайда:

Глава 3 Каждая линия на глобусе имеет, свое название. Вы уже сказали, что «главный пояс Земли» - это экватор, его еще называют «самая длинная параллель».

9 слайд

Описание слайда:

Как же называют остальные горизонтальные линии? Как они расположены друг относительно друга? Линии расположены параллельно. Как их можно назвать? Параллели. Вертикальные линии, соединяющие полюса, называются меридианами. На глобусе указаны материки и океаны. Четыре океана на земном шаре: Тихий, Атлантический,Индийский и Северный Ледовитый. Что вы можете сказать о материках? Материков шесть: Евразия, Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка.

10 слайд

Описание слайда:

Глава 4 Глобус не всегда был таким, как сейчас. Создателем первого глобуса был Немецкий географ Мартин Бехайм. Это было в 1492 году. Свою модель он назвал «земное яблоко». Чем глобус Бехайма отличается от современного глобуса? На нём не было Северной и Южной Америк, они не были открыты. По мере изучения Земли на глобусе появлялось все больше и больше географических объектов. Представьте себе, что вы отправляетесь в далекое путешествие по земному шару. Удобно ли вам будет в пути ориентироваться по глобусу? Нет, глобусом в путешествии пользоваться неудобно.

11 слайд

Описание слайда:

Глава 5 В пути нужен другой помощник. Это географическая карта. Некоторыми видами географических карт мы уже пользовались: Физическая карта России, Политическая карта мира, Экологическая карта. Географическая карта - это изображение Земли на бумаге. Географическая карта - это условное изображение поверхности Земли на плоскости.

12 слайд

Описание слайда:

5.1. Сравним глобус и карту полушарий. Что между ними общего? На карте и на глобусе встречаются одни и те же цвета: синий, белый, коричневый, зеленый, желтый. На карте, и на глобусе указаны материки и океаны. На карте и на глобусе мы видим экватор, параллели и меридианы. Также указаны Северный Полюс и Южный Полюс. Глобус - это целый шар, а на карте две половинки. Совсем не случайно эту карту называют «Карта полушарий». «Половинки» - это полушария. Западное полушарие и Восточное полушарие. Обратите внимание на масштаб. Он нам показывает, сколько километров на местности соответствует одному сантиметру на карте.

География всегда расценивалась как одна из самых необходимых для изучения наук. В России со времён Петра I «землеописание» преподавалось во всех духовных и светских учебных заведениях, служило предметом начального домашнего образования. Известный просветитель петровской эпохи Феофан Прокопович в трактате «Духовный регламент» (1721) утверждал, что изучать другие науки, особенно историю, «без ведения географского есть как бы с завязанными глазами по улицам ходить». Не менее важна была география и как «навигацкая» дисциплина: ведь неточное представление о географических координатах могло стать причиной «большого в дороге заблуждения».

Несмотря на высокий статус географии, книг на русском языке, «рассуждавших» о строении мира, к середине XVIII века насчитывалось немного. Первый (по мнению библиографа Л.П. Весина) такого рода учебник - «Краткое руководство к географии», предназначавшийся для гимназии при Санкт-Петербургской Академии наук, появился только с воцарением Елизаветы Петровны, в 1742 году. В течение следующих тридцати лет вышло не более пяти «кратких руководств», повествовавших, в основном, о « всех на свете государствах», их климате и этнографических особенностях. «Введение в географию», изданное в 1771 году при Императорском Московском университете, явилось одним из первых учебников, объединивших под одной обложкой три части общей географии, а именно: «математическую», «естественную» (физическую) и «историческую» (политическую).

Начинает книгу математическая география, определявшая форму и размеры земного шара. Анонимный составитель обращал внимание читателей не только на способы измерения земной поверхности, но и на спорность некоторых вычислительных «изобретений». В частности, к началу 70-х годов XVIII столетия актуальной оставалась дискуссия учёных о самой «фигуре» земли: является ли она «продолговатой» к полюсам или, наоборот, у полюсов она «несколько сжата». Точки зрения о «сжатости» земной сферы придерживался «господин Мау-пертуис», чей трактат «Начальные географические основания», собственно, и составил первую часть «Введения».

«Господин Маупертуис» (Maupertuis) - это французский механик, астроном и геодезист Пьер Мопертюи (1698-1759). В молодости он служил в драгунах, но в 1720 году вышел в отставку, чтобы посвятить себя точным наукам. Круг его научных поисков и исследовательских методов во многом определило знакомство с Ньютоном, состоявшееся в Англии в 1728 году. Более десяти лет Мопертюи прожил в Пруссии (1741-1753), возглавляя физико-математическое отделение Берлинской Академии наук. В 1731 году он был избран в члены Парижской Академии наук и вскоре стал участником геодезической экспедиции, назначенной для измерения меридиана в Лапландии. Коллеги неоднократно оспаривали научные гипотезы Мопертюи, особенно в области механики. Репутации учёного немало повредило его безмерное честолюбие, «увековеченное» острыми эпиграммами Вольтера. Тем не менее, в 1768 году в Лионе вышло полное собрание его сочинений, включая «Отчёты о градусном измерении». Перевод «Начальных географических оснований», помещённый во «Введении», красноречиво свидетельствовал, что в России небесспорные идеи Мопертюи также находили своих сторонников.

Самая обширная часть «Введения» - «Историческая география», вобравшая в себя сведения о государствах и «знатнейших областях» Европы, Азии, Африки и Америки. В этом своеобразном справочнике содержатся данные о местоположении, климате, полезных ископаемых той или иной страны, о религии, нравах и обычаях жителей, о достопримечательностях городов: замках, крепостях, соборах, промышленных заведениях. Составитель учебника старался о каждом государстве сообщить что-либо «примечания достойное». Например, об Англии говорилось следующее: «Земля сего королевства имеет особливо изрядные паствы, однако и на хлеб також и овощь достаточна; реки там весьма рыбные, а наипаче лососей много водится. Сие примечания достойно, что в лесах сего королевства ни червей, ни пауков нет, также и дерево, из которого домы строят, никаких насекомых в оных не допускает. Волков там весьма мало, понеже прежние обыватели, претерпевая от множества их великие обиды, совсем их истребить старались».

В описании России, напротив, акцент ставится не на её флоре и фауне, но на политическом и общественном процветании: «Что науки в Российской Империи находятся в цветущем состоянии и час от часу получают приращение, то Академия наук, Адмиралтейство, кадетские корпусы и проч., а в Москве Университет довольно доказывают. Народ под правительством Петра Первого весьма стал быть отменен, и не только воинские дела по самому лучшему в Европе примеру установлены, но и обычаи и обращения на нынешний вкус введены, и все европейские церемонии при российском дворе приняты... Изрядные порядки имеет Россия для возбуждения людей к работе, и между прочим сие похвально, что никто по своей собственной воле ничего сделать не может: так как и всякий дворянин, когда сыновья его до известных лет дойдут, должен их в Герольдию представить, к статским ли делам или к военным определить он хочет».

Помимо математической, «естественной» и «исторической» географии, «Введение» знакомило читателей с положением земли в космическом пространстве. В главе «Новое описание сферы» излагались геоцентрическая система мира Птолемея и гелиоцентрическая - Коперника.

Первые учебные пособия по географии зачастую содержали или «ландкарты» без их «объяснений», или «объяснения» без самих «ландкарт». Разнообразный иллюстративный материал «Введения в географию» («Генеральное земноводного глобуса изображение», государственные гербы, «чертежи света», «Сфера Коперникова» и «Сфера Птолемеева») значительно увеличивает ценность этого издания, являющегося одновременно и библиографическим раритетом, и увлекательной книгой для чтения.

Введение в географию , служащее к изъяснению всех ландкарт земного шара с государственными гербами и описание сферы с толкованием оной, ея кругов, движения звёзд, древних и новых систем света и употребления глобусов и мер географических с фигурами. [Москва]: Печатано при Императорском Московском университете, 1771. , 352 с., 26 л. иллюстраций (гравюры резцом), 1 л. - карта, 3 л. таблиц. В цельнокожаном переплёте конца XVIII века. В верхней части корешка - ярлык красной кожи с тиснённым заглавием, по корешку тиснённый растительный орнамент. Тройной красный обрез. 21х13 см; 20х29,5 см - карта «Генеральное земноводного глобуса изображение»; 20х23,5 см - таблицы.

Инфо

Название учебника книги:

Предмет учебника: География

Класс ученика: 5 класс

Издательство книги: русское слово…

Частей (учебников) книги: 1 учебник.

Год выпуска учебника, книги: 2013 год

Страниц в учебнике: 160 страниц.

Формат учебника: файл в pdf.

Объем (пособия) учебника: 34.4 МБ.

Мелкое описание учебника (пособия):

Учебник (пособие) озаряет географические темы, они всегда помогут школьникам (учащимся в 5-м классе) познакомиться с географией не только как предмет местонахождения скажем материка, но и как наукой, узнать об освоения Земли и истории ее открытия. Учебник соответствует всему стандарта государственного образования. Учебник специализирован для общеобразовательных учреждений: лицеев, школ и гимназий…

Домогацких Е.М. География 5 класс, чтение в онлайн

География и введение в географию, всё эти сведения собраны в данной книге. Нет, здесь рассуждать не имеет смысла об этой обязательной школьной дисциплине, а лишь доведём до вашего сведения, как прилежно можно обучаться при помощи учебника в режиме онлайн.

Так, ученическое пособие от автора Домогацких имеет двадцать восемь параграфов, которые кажется, имеют совсем немного информации, на самом деле всё в учебнике говорит об обратном. Просто, она здесь выложена достаточно компактно, чтобы ученики легко её смогли усвоить. И когда вы начнёте читать книжку онлайн, то хорошо запомните каждую фразу, ведь география очень важная наука нужная всему обществу. Тем более те фразы, которые легко дадут ответы на бесконечные вопросы, должны легко усваиваться на всех занятиях по этому предмету.

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

ВВЕДЕНИЕ В ГЕОГРАФИЮ

Великий Новгород,

Министерство образования и науки Российской Федерации

7. Научная картина мира, ее структура. Другие картины мира (религиозная, мифологическая, художественная, обыденная). Научная географическая картина мира.

Форма отчетности : участие в семинаре

Самостоятельная работа : География как наука.

Задание . Изучив особенности науки и научного знания, раскройте представление о географии, как науке. Укажите ее фундаментальное и прикладное значение, роль теории. Назовите известные вам географические школы.

Форма отчетности : устная

Литература :

1. Голубчик, М. М.

2. Максаковский, В. П.

Тема 3. История географической мысли

Практическая работа 3

ЭВОЛЮЦИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА И ИСТОРИЯ ГЕОГРАФИИ

Цель: сформировать систему знаний о развитии географической науки; развивать умение ставить задачу и решать ее, готовить выступление; совершенствовать навык правильно строить устную речь, самостоятельно работать с источниками информации.

Формируемые компетенции : ОК1, ОК2, ПК4, ПК5.

Задание . На обсуждение выносится проблема: почему неоднократно возникало мнение, что география закончилась вместе с эпохой Великих географических открытий? На чем оно основано и где лежат его истоки? Так ли это? Можно ли утверждать, что география как наука исчерпала свой предмет? Какова роль географии в формировании современной системы знаний об окружающем мире?

Изучите основные этапы эволюции географических представлений и развития географического знания. Подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов:

1. Что такое «географическая картина мира»? Какие другие картины мира, кроме географической, вы знаете? Чем они отличаются друг от друга?

2. Какая картина мира предшествовала географической?

3. Назовите элементы географической картины мира в древних религиозно-мифологических представлениях человека.

4. Чем религиозно-мифологическая картина мира отличалась от современной научно-географической?

5. Когда и где появляются основы научного географического знания? С чем это связано?

6. Перечислите основные этапы развития географической науки. Кратко охарактеризуйте каждый этап.

7. С чем связан методологический кризис в географии в конце XIX века?

8. В чем особенности современной географической картины мира?

9. Назовите фамилии ученых и путешественников, внесших особый вклад в развитие географической науки.

10. Каковы особенности современного этапа в развитии географии?

Форма отчетности : участие в круглом столе. По завершении обсуждения каждый должен представить свой ответ на поставленные в задании вопросы.

Самостоятельная работа: География – наука или искусство?

Задание 1. Подумайте, почему в географии ставится вопрос об отнесении ее к искусству? Приведите примеры, сближающие географию с искусством. В два столбика выпишите факты, доказывающие, что география – это наука, и что география – это искусство. Сделайте выводы.

Задание 2. Подберите отрывок из художественного произведения, где приводится описание какого-либо географического объекта или явления. Затем в специальной литературе найдите его научную характеристику и сравните художественный и научный взгляд. Какие выводы можно сделать?

Форма отчетности : выступление.

Практическая работа 4

МИФИЧЕСКИЕ И ЛЕГЕНДАРНЫЕ ЗЕМЛИ

Цель: сформировать систему знаний о начальных географических представлениях людей, осознание важности географических знаний в жизни общества; развивать умение подготовки и доклада и выступления с ним, работы с ПО; совершенствовать навык критического мышления, устной речи.

Формируемые компетенции : ОК1, ОК2, ОК4.

Форма проведения : круглый стол

Задание . На обсуждение выносится проблема: что представляют собой мифические и легендарные земли? Откуда берутся истоки информации о них? Насколько реально их существование и возможны их поиски?

Используя разнообразные источники информации, соберите информацию о мифических легендарных землях. Данные занесите в таблицу:

Сделайте выводы о причинах возникновения мифических и легендарных земель, их роли для развития современной географической науки, возможностях доказательства или опровержения мифов об их существовании.

Подготовьте краткое сообщение с презентацией об одной из перечисленных земель.

Форма отчетности : таблица (письменно), устный ответ, доклад с презентацией.

Самостоятельная работа: Географические открытия и исследования.

Вспомните из школьного курса географии, как открывали Землю. Назовите имена знаменитых путешественников и исследователей. Опишите, как открывался и исследовался каждый материк с указанием времени, маршрутов и фамилий исследователей.

Форма отчетности : устная.

Литература:

1. Богучарсков, В. Т.

2. Голубчик, М. М. География: Учебник для экологов и природопользователей / М. М. Голубчик, . М, 2003.

3. Джеймс, П. Все возможные миры: История географических идей / П. Джеймс, Дж. Мартин. Перев. с англ. М, 1998.

Тема 4. Вопросы методологии географии.

Практическая работа 5

МЕТОДОЛОГИЯ ГЕОГРАФИИ

Цель: сформировать систему знаний основных понятий общей физической географии; развивать навык владения методом сравнительного анализа, построения устной речи, работы с источниками информации.

Формируемые компетенции : ОК1, ОК2, ПК4.

Форма проведения : семинар

План семинара:

1. Теория и методология науки. Учение об объекте, предмете, методах.

2. Объект и предмет географии. Географическая оболочка, Ойкумена, географическая среда, ландшафтная оболочка Земли, территория и территориальность.

3. Предельные объекты географии: ГО, эпигеосфера, локалитет, фация. Специфика географического объекта. Ландшафт и ТОО. Территориальные масштабы.

4. Методика и методология. Методы географического исследования. Подходы.

5. Место географии среди наук.

6. Структура географии, система географических наук. Физико-географические и экономико-географические дисциплины. Сквозные и стыковые направления в географии.

Форма отчетности : участие в семинаре.

Самостоятельная работа: Проблема полиструктурности географии.

Задание . Вспомните проблему структуры географии. В чем заключается ее специфика? Рассмотрите структурные схемы системы географических наук различных авторов (, и др.), сравните авторские подходы к структуре географии. Зарисуйте их схематически и проанализируйте полученные схемы.

Форма отчетности : схемы (графические рисунки), устный ответ

Литература:

1. Анучин, В. А.

2. Голубчик, М. М. География: Учебник для экологов и природопользователей / М. М. Голубчик, . М, 2003.

3. Жекулин, В. С.

4. Максаковский, В. П. Географическая культура / . М., 1998.

5. Мересте, У. И. Современная география: вопросы теории / , . М. 1984.

6. Трофимов, A. M.

Тема 5. Общегеографические концепции.

Практическая работа 6

КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ГЕОГРАФИИ

Цель: сформировать систему знаний о концепциях современной географической науки; совершенствовать навыки построения устной речи, работы с источниками информации при подготовке к семинару.

Формируемые компетенции : ОК1, ОК2, ПК5.

Форма проведения : семинар

План семинара:

1. Научные концепции. Географические концепции, их виды.

2. Концепции географического детерминизма , индетерминизма, поссибилзма.

3. Хорологическая концепция и ее значение для географии. Хорологический подход.

4. Концепция территориальной дифференциации и районирования.

5. Концепция уникальности и «системная» концепция.

6. Другие концепции в географии.

Форма отчетности : участие в семинаре

Самостоятельная работа: География – наука идиографическая или номотетическая?

Задание . Вспомните, что представляют собой идиографические и номотетические науки. Подумайте, к какой группе можно отнести географию? Выпишите признаки географии, относящие ее к одной и к другой группам в два соответствующих столбика, сделайте выводы.

Форма отчетности : устная, письменная

Литература:

1. Голубчик, М. М. География: Учебник для экологов и природопользователей / М. М. Голубчик, . М, 2003.

2. Максаковский, В. П. Географическая культура / . М., 1998.

3. Трофимов, A. M. Общая география: вопросы теории и методологии / А. М. Трофимов, М. Д. Шарыгин. Пермь, 2007.

Тема 6. Общегеографические исследования

Практическая работа 7

СОВРЕМЕННЫЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ПРИКЛАДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ГЕОГРАФИИ

Цель: сформировать систему представлений о современных задачах географической науки, о наиболее актуальных направлениях исследования, о значении географических исследований в жизни общества; сформировать начальные навыки исследовательской работы; совершенствовать навык письменной и устной речи, подготовки доклада, проведения защиты проекта.

Формируемые компетенции : ОК1, ОК2, ОК4, ПК4, ПК5.

Форма проведения : защита исследовательских работ.

Задание : изучите один из видов современных направлений географической науки, воспользовавшись приведенным ниже списком. Подберите соответствующую литературу по теме, выявите исторические аспекты и современное состояние отрасли. Укажите главные научные и практические задачи выбранного направления, сделайте акцент на его актуальности для современной науки.

Основные направления современных географических исследований

1. Ресурсное направление в географии. Географическое изучение ресурсов, природно-ресурсный потенциал, его оценка.

2. Эколого-географические исследования. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и эколого-географическое районирование. Экологическая экспертиза.

3. Медицинская география. Медико-географические исследования, их роль. Нозогеография. Основные очаги распространения заболеваний.

4. Инженерная география. Использование земель и освоение территории. Пространственное и ландшафтное планирование (проектирование). Ландшафтный дизайн.

5. Рекреационно-географические исследования. Рекреационная география и туризм. География отдыха и туризма.

6. Географическая экспертиза, ее роль в современной науке и практике. Экспертиза для районов с «нулевым», ареально-линейным и сплошным освоением.

7. Страноведение и краеведение. Методика описания стран. Роль страноведения в географии. Краеведческие исследования, их специфика. Роль полевых исследований в изучении региона.

8. Комплексное картографирование. География и картография. Картоведение. Роль карты в географических исследованиях. Картографическая продукция. Планы местности.

9. Специфика современных географических исследований. Новые задачи и проблемы в физической и социально-экономической географии. Новейшие методы географических исследований.

Форма отчетности : письменная работа-отчет (объемом от 5 до 10 страниц с указанием источников литературы), устное выступление на занятии.

Самостоятельная работа предполагает проведение исследовательской работы и подготовку к выступлению.

Литература:

1. Анучин, В. А. Теоретические основы географии / . М. 1972.

2. Голубчик, М. М. География: Учебник для экологов и природопользователей / М. М. Голубчик, . М, 2003.

3. Максаковский, В. П. Географическая культура / . М., 1998.

4. Трофимов, A. M. Общая география: вопросы теории и методологии / , М. Д. Шарыгин. Пермь, 2007.

Тема 7. Организация географической науки и образования в области географии

Практическая работа 8

ГЕОГРАФИЯ В РОССИИ

Цель: сформировать систему знаний о современной географии в России, о роли географии в современных отечественных исследованиях; совершенствовать навык устной речи, самостоятельной работы с источниками информации при подготовке к семинару.

Формируемые компетенции : ОК2, ОК4.

Форма проведения : семинар

План семинара:

1. Эволюция географической мысли в России.

2. Важнейшие географические открытия и исследования территории России. Российские исследования за рубежом.

3. Особенности советского этапа развития географии.

4. География в России в переходный период. Новые проблемы и методы их решения.

5. Современная отечественная географическая наука. Социальный и государственный заказ на исследования.

6. Географические общества и объединения. РГО: история, развитие, современное состояние. Географические школы.

7. Географическое образование в России.

Форма отчетности : участие в семинаре

Практическая работа 9

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ УЧЕНЫЕ-ГЕОГРАФЫ

Цель: сформировать систему знаний об отечественных ученых-географах и их вкладе в науку; о роли географии в решении народнохозяйственных задач, об истоках создания основных учений, теории, концепций и гипотез в географии; совершенствовать навык работы с источниками информации.

Формируемые компетенции : ОК1, ОК4, ПК4, ПК5.

Форма работы : практическая работа

Задание .Вспомните и назовите фамилии известных вам ученых-географов. В какой области науки работали?

Заполните таблицу «Отечественные ученые-географы и их вклад в развитие науки»

Подготовьте краткое сообщение об одном из ученых

Форма отчетности : заполненная таблица, доклад, устный ответ

Самостоятельная работа : География в школе

Задание . Используя учебники и программы по географии в средней школе , изучите особенности школьного курса географии. Укажите какие знания, умения и навыки получают школьники в процессе изучения географии в каждом классе.

Форма отчетности : устный ответ.

Литература:

1. Богучарсков, В. Т. История географии: Учебное пособие / . М., Ростов н/Д. 2004.

2. Максаковский, В. П. Географическая культура / . М., 1998.

Тема 8. Глобальные и региональные проблемы. Концепция устойчивого развития.

Практическая работа 10

РОЛЬ ГЕОГРАФИИ В РЕШЕНИИ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Цель: сформировать систему знаний о глобальных проблемах человечества и роли географии в их решении, об основах устойчивого развития; сформировать умение организации и проведения мини-конференции; совершенствовать навык устного выступления, аргументированных ответов на вопросы, работы с различными источниками информации по теме; развивать умение ставить цели и решать их.

Формируемые компетенции : ОК1, ОК2, ОК4, ПК9.

Форма проведения : конференция

Опережающее задание . Вспомните из школьного курса географии и СМИ, о каких глобальных проблемах человечества вы слышали? Как их классифицируют? Почему называют глобальными?

Подготовка к конференции . Используя дополнительную литературу и другие источники информации, выпишите виды глобальных проблем человечества. Разделите между участниками конференции темы докладов, посвященных отдельным проблемам. Из числа участников выберите заведующего секцией. Далее необходимо составить программу конференции, определив порядок и регламент выступлений.

Дома каждый участник готовит краткое выступление по выбранной теме.

Проведение . Проведение конференции предполагает последовательное выступление участников с докладами, ответы на вопросы коллег. В конце конференции подводятся итоги, составляется перечень рекомендаций по решению глобальных проблем человечества.

Подведение итогов : в завершении необходимо сформулировать вывод о роли географии в изучении и решении глобальных проблем человечества.

Форма отчетности : выступление с докладом, участие в обсуждении вопросов

Самостоятельная работа : Взаимосвязь глобальных проблем человечества.

Подумайте, можно ли проследить взаимосвязь глобальных проблем человечества? Приведите примеры влияния одной проблемы на другую. Сделайте вывод о комплексных способах решения проблем.

Форма отчетности : устная

Литература:

1. Голубчик, М. М. География: Учебник для экологов и природопользователей / М. М. Голубчик, . М, 2003.

2. Жекулин, В. С. Введение в географию / . Л., 1989.

3. Периодические издания, ресурсы Интернет

Современная география.
Рассмотрим такой пример. Предположим, что вам нужно познакомиться с каким-то новым механизмом. Как это происходит? Сначала вы осматриваете его со всех сторон, удивляетесь, какое всё красивое и блестящее, как много разных кнопочек. То есть сначала вы изучаете внешний вид новинки - рассматриваете и описываете её. А что дальше? Дальше вы начинаете разбираться с тем, как пользоваться этим механизмом. Что будет, если нажать одну кнопочку или другую? Для того чтобы механизм прослужил вам долго или в случае чего его можно было бы починить, надо разобраться, как этот механизм устроен. То же самое произошло с географией.

Человек описал Землю, и она ему понравилась. Но он ведь не просто любуется своей планетой. Человек живёт на ней, использует её богатства: добывает из недр полезные ископаемые, строит города, прокладывает дороги, перегораживает реки плотинами, вспахивает поля, собирает урожай, сжигает огромное количество топлива, благодаря чему и живут на Земле все поколения людей. Для того чтобы наша планета как можно дольше обеспечивала жизнь человечества, нужно знать, как она устроена, по каким законам живёт природа планеты, как связаны между собой все её составные части, как сделать так, чтобы хозяйственная деятельность не разрушала природу, и как можно было бы исправить нарушенное.

СОДЕРЖАНИЕ
От авторов 3
НАУКА ГЕОГРАФИЯ
§ 1. Что такое география 6
§ 2. Методы географических исследований 9
ЗЕМЛЯ И ЕЁ ИЗОБРАЖЕНИЕ
§ 3. От плоской Земли к земному шару 16
§ 4. Форма, размеры и движения Земли 20
§ 5. Глобус и карта 24
§ 6. Ориентирование на местности 29
ИСТОРИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ
§ 7. По следам путешественников каменного века 36
§ 8. Путешественники древности 40
§ 9. Путешествия морских народов 45
§ 10. Первые европейцы на краю Азии 49
§ 11. Хождение за три моря 54
§ 12. Морской путь в Индию 58
§ 13. Открытие Америки 64
§ 14. Первое кругосветное плавание 69
§ 15. Открытие Южного материка 75
§ 16. Поиски Южной земли продолжаются 80
§ 17. Русские путешественники 84
§ 18. Вокруг света под русским флагом 89
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ
§ 19. Мировой океан и его части 98
§ 20. Значение Мирового океана для природы и человека 103
§ 21. Путешествие по Евразии 107
§ 22. Путешествие по Африке 114
§ 23. Путешествие по Северной Америке 120
§ 24. Путешествие по Южной Америке 126
§ 25. Путешествие по Австралии 132
§ 26. Путешествие по Антарктиде 138
ПРИРОДА ЗЕМЛИ
§ 27. Что такое природа 146
§ 28. Оболочки Земли 149
Приложение
Словарь терминов 155.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
- fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу


Скачать книгу География, 5 класс, Введение в географию, Домогацких Е.М., Введенский Э.Л., Плешаков А.А., 2013 - pdf - depositfiles.

Скачать книгу География, 5 класс, Введение в географию, Домогацких Е.М., Введенский Э.Л., Плешаков А.А., 2013 - pdf - Яндекс.Диск.