Введение в географию (1771 год). Введение: география как наука

Современная география.
Рассмотрим такой пример. Предположим, что вам нужно познакомиться с каким-то новым механизмом. Как это происходит? Сначала вы осматриваете его со всех сторон, удивляетесь, какое всё красивое и блестящее, как много разных кнопочек. То есть сначала вы изучаете внешний вид новинки - рассматриваете и описываете её. А что дальше? Дальше вы начинаете разбираться с тем, как пользоваться этим механизмом. Что будет, если нажать одну кнопочку или другую? Для того чтобы механизм прослужил вам долго или в случае чего его можно было бы починить, надо разобраться, как этот механизм устроен. То же самое произошло с географией.

Человек описал Землю, и она ему понравилась. Но он ведь не просто любуется своей планетой. Человек живёт на ней, использует её богатства: добывает из недр полезные ископаемые, строит города, прокладывает дороги, перегораживает реки плотинами, вспахивает поля, собирает урожай, сжигает огромное количество топлива, благодаря чему и живут на Земле все поколения людей. Для того чтобы наша планета как можно дольше обеспечивала жизнь человечества, нужно знать, как она устроена, по каким законам живёт природа планеты, как связаны между собой все её составные части, как сделать так, чтобы хозяйственная деятельность не разрушала природу, и как можно было бы исправить нарушенное.

СОДЕРЖАНИЕ
От авторов 3
НАУКА ГЕОГРАФИЯ
§ 1. Что такое география 6
§ 2. Методы географических исследований 9
ЗЕМЛЯ И ЕЁ ИЗОБРАЖЕНИЕ
§ 3. От плоской Земли к земному шару 16
§ 4. Форма, размеры и движения Земли 20
§ 5. Глобус и карта 24
§ 6. Ориентирование на местности 29
ИСТОРИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ
§ 7. По следам путешественников каменного века 36
§ 8. Путешественники древности 40
§ 9. Путешествия морских народов 45
§ 10. Первые европейцы на краю Азии 49
§ 11. Хождение за три моря 54
§ 12. Морской путь в Индию 58
§ 13. Открытие Америки 64
§ 14. Первое кругосветное плавание 69
§ 15. Открытие Южного материка 75
§ 16. Поиски Южной земли продолжаются 80
§ 17. Русские путешественники 84
§ 18. Вокруг света под русским флагом 89
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ
§ 19. Мировой океан и его части 98
§ 20. Значение Мирового океана для природы и человека 103
§ 21. Путешествие по Евразии 107
§ 22. Путешествие по Африке 114
§ 23. Путешествие по Северной Америке 120
§ 24. Путешествие по Южной Америке 126
§ 25. Путешествие по Австралии 132
§ 26. Путешествие по Антарктиде 138
ПРИРОДА ЗЕМЛИ
§ 27. Что такое природа 146
§ 28. Оболочки Земли 149
Приложение
Словарь терминов 155.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
- fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу


Скачать книгу География, 5 класс, Введение в географию, Домогацких Е.М., Введенский Э.Л., Плешаков А.А., 2013 - pdf - depositfiles.

Скачать книгу География, 5 класс, Введение в географию, Домогацких Е.М., Введенский Э.Л., Плешаков А.А., 2013 - pdf - Яндекс.Диск.

География всегда расценивалась как одна из самых необходимых для изучения наук. В России со времён Петра I «землеописание» преподавалось во всех духовных и светских учебных заведениях, служило предметом начального домашнего образования. Известный просветитель петровской эпохи Феофан Прокопович в трактате «Духовный регламент» (1721) утверждал, что изучать другие науки, особенно историю, «без ведения географского есть как бы с завязанными глазами по улицам ходить». Не менее важна была география и как «навигацкая» дисциплина: ведь неточное представление о географических координатах могло стать причиной «большого в дороге заблуждения».

Несмотря на высокий статус географии, книг на русском языке, «рассуждавших» о строении мира, к середине XVIII века насчитывалось немного. Первый (по мнению библиографа Л.П. Весина) такого рода учебник - «Краткое руководство к географии», предназначавшийся для гимназии при Санкт-Петербургской Академии наук, появился только с воцарением Елизаветы Петровны, в 1742 году. В течение следующих тридцати лет вышло не более пяти «кратких руководств», повествовавших, в основном, о « всех на свете государствах», их климате и этнографических особенностях. «Введение в географию», изданное в 1771 году при Императорском Московском университете, явилось одним из первых учебников, объединивших под одной обложкой три части общей географии, а именно: «математическую», «естественную» (физическую) и «историческую» (политическую).

Начинает книгу математическая география, определявшая форму и размеры земного шара. Анонимный составитель обращал внимание читателей не только на способы измерения земной поверхности, но и на спорность некоторых вычислительных «изобретений». В частности, к началу 70-х годов XVIII столетия актуальной оставалась дискуссия учёных о самой «фигуре» земли: является ли она «продолговатой» к полюсам или, наоборот, у полюсов она «несколько сжата». Точки зрения о «сжатости» земной сферы придерживался «господин Мау-пертуис», чей трактат «Начальные географические основания», собственно, и составил первую часть «Введения».

«Господин Маупертуис» (Maupertuis) - это французский механик, астроном и геодезист Пьер Мопертюи (1698-1759). В молодости он служил в драгунах, но в 1720 году вышел в отставку, чтобы посвятить себя точным наукам. Круг его научных поисков и исследовательских методов во многом определило знакомство с Ньютоном, состоявшееся в Англии в 1728 году. Более десяти лет Мопертюи прожил в Пруссии (1741-1753), возглавляя физико-математическое отделение Берлинской Академии наук. В 1731 году он был избран в члены Парижской Академии наук и вскоре стал участником геодезической экспедиции, назначенной для измерения меридиана в Лапландии. Коллеги неоднократно оспаривали научные гипотезы Мопертюи, особенно в области механики. Репутации учёного немало повредило его безмерное честолюбие, «увековеченное» острыми эпиграммами Вольтера. Тем не менее, в 1768 году в Лионе вышло полное собрание его сочинений, включая «Отчёты о градусном измерении». Перевод «Начальных географических оснований», помещённый во «Введении», красноречиво свидетельствовал, что в России небесспорные идеи Мопертюи также находили своих сторонников.

Самая обширная часть «Введения» - «Историческая география», вобравшая в себя сведения о государствах и «знатнейших областях» Европы, Азии, Африки и Америки. В этом своеобразном справочнике содержатся данные о местоположении, климате, полезных ископаемых той или иной страны, о религии, нравах и обычаях жителей, о достопримечательностях городов: замках, крепостях, соборах, промышленных заведениях. Составитель учебника старался о каждом государстве сообщить что-либо «примечания достойное». Например, об Англии говорилось следующее: «Земля сего королевства имеет особливо изрядные паствы, однако и на хлеб також и овощь достаточна; реки там весьма рыбные, а наипаче лососей много водится. Сие примечания достойно, что в лесах сего королевства ни червей, ни пауков нет, также и дерево, из которого домы строят, никаких насекомых в оных не допускает. Волков там весьма мало, понеже прежние обыватели, претерпевая от множества их великие обиды, совсем их истребить старались».

В описании России, напротив, акцент ставится не на её флоре и фауне, но на политическом и общественном процветании: «Что науки в Российской Империи находятся в цветущем состоянии и час от часу получают приращение, то Академия наук, Адмиралтейство, кадетские корпусы и проч., а в Москве Университет довольно доказывают. Народ под правительством Петра Первого весьма стал быть отменен, и не только воинские дела по самому лучшему в Европе примеру установлены, но и обычаи и обращения на нынешний вкус введены, и все европейские церемонии при российском дворе приняты... Изрядные порядки имеет Россия для возбуждения людей к работе, и между прочим сие похвально, что никто по своей собственной воле ничего сделать не может: так как и всякий дворянин, когда сыновья его до известных лет дойдут, должен их в Герольдию представить, к статским ли делам или к военным определить он хочет».

Помимо математической, «естественной» и «исторической» географии, «Введение» знакомило читателей с положением земли в космическом пространстве. В главе «Новое описание сферы» излагались геоцентрическая система мира Птолемея и гелиоцентрическая - Коперника.

Первые учебные пособия по географии зачастую содержали или «ландкарты» без их «объяснений», или «объяснения» без самих «ландкарт». Разнообразный иллюстративный материал «Введения в географию» («Генеральное земноводного глобуса изображение», государственные гербы, «чертежи света», «Сфера Коперникова» и «Сфера Птолемеева») значительно увеличивает ценность этого издания, являющегося одновременно и библиографическим раритетом, и увлекательной книгой для чтения.

Введение в географию , служащее к изъяснению всех ландкарт земного шара с государственными гербами и описание сферы с толкованием оной, ея кругов, движения звёзд, древних и новых систем света и употребления глобусов и мер географических с фигурами. [Москва]: Печатано при Императорском Московском университете, 1771. , 352 с., 26 л. иллюстраций (гравюры резцом), 1 л. - карта, 3 л. таблиц. В цельнокожаном переплёте конца XVIII века. В верхней части корешка - ярлык красной кожи с тиснённым заглавием, по корешку тиснённый растительный орнамент. Тройной красный обрез. 21х13 см; 20х29,5 см - карта «Генеральное земноводного глобуса изображение»; 20х23,5 см - таблицы.

I этап. Ознакомление и проработка теоретического материала.

1.1 Введение: география как наука. Методы географических исследований и источники географической информации.

Нельзя заниматься политикой и эконо­микой, не зная географии.

Каждая научная дисциплина вносит свой вклад в формирование наших представлений о мире. Роль географии в системе наук уникальна, так как только она дает представление и о природе нашей планеты, и о чело­веческом обществе, формирует образ конкретной территории. Геогра­фические знания и умения - один из необходимых элементов культуры.

♦ Как развивалась география как наука?

Определенными географическими знаниями обладали уже древние народы. Первые дошедшие до нас письменные сведения об этом отно­сятся к IV-III тыс. до н. э. Это в основном карты территорий.

Особое место в истории географии принадлежит эпохе Великих географических открытий. Главными стимулами для путешественников в то время были поиск новых торговых путей и военные завоевания.

В XVII-XIX вв. география наиболее интенсивно развивалась в за­рубежной Европе и России. Наряду с открытием и описанием новых земель географы занимались поиском закономерностей в размещении географических объектов. О широте и глубине географических иссле­дований того времени можно судить на примере работ Карла Риттера и Петра Семенова-Тян-Шанского.

Географическая мозаика: К. Риттер и П. П. Семенов-Тян-Шанский

К. Риттер (1779-1859) - немецкий географ, почетный член Петербургской ака­демии наук. Развил сравнительный метод в географии, применив его к изучению форм рельефа. В объяснении общественных явлений примыкал к школе так

называе­мого географического детерминизма, доказывающего решающее влияние природы на судьбы народов. Основной труд - «Землеведение». При жизни ученого вышло 19 томов, посвященных Азии и Африке. П. П. Семенов-Тян-Шанский (1827-1914) - русский путешественник, географ, ботаник, энтомолог, статистик, общественный и государственный деятель. В 1856-1857 гг. совершил путешествие на Тянь-Шань, установил невулканическое происхож­дение гор, открыл обширную ледниковую область, исследовал оз. Иссык-Куль, соста­вил первую схему расположения хребтов Тянь-Шаня. За эти исследования в 1906 г. получил к фамилии приставку Тян-Шанский. Составил «Географическо-статистический словарь Российской империи». Был инициатором первой всеобщей переписи населения России. Предложил схему районирования России. Вместе с историком В. И. Ламанским руководил многотомным изданием «Россия. Полное географическое описание нашего отечества». Был членом многих русских и иностранных научных об­ществ. Опубликовал трехтомную «Историю полувековой деятельности Русского гео­графического общества».

Основные цели современной географии - географическое обосно­вание рациональной территориальной организации общества и приро­допользования, создание стратегии экологически безопасного развития цивилизации. Важнейшие сферы интересов географии - процессы взаимодействия человека и природы, закономерности размещения и взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на локальном, региональном, национальном (государственном), континен­тальном, океаническом и глобальном уровнях.

♦ Какие элементы образуют систему научных знаний в географии?

Как и в любой другой науке, в географии сложилась своя система научных знаний. Известный отечественный географ Владимир Максаковский сформулировал их характеристики.

Учение - совокупность теоретических положений (теорий, кон­цепций и др.). Пример - учение о биосфере, ноосфере, природопользовании, происхождении культурных растений, почвах, географиче­ской оболочке, географической зональности, ПТК и др.

Теория - система основных идей в той или иной отрасли знания. Пример - теории тектоники литосферных плит, экономического райо­нирования.

Закон - необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Примером могут служить законы происхождения и географического размещения почв мира, разработанные известным русским ученым-почвоведом Василием Докучаевым.

Закономерность - соответствие с законом, последовательное про­явление закона.

Концепция - совокупность наиболее существенных элементов те­ории, точка зрения, основная идея для понимания сущности опреде­ленных процессов и явлений. В экономической географии известны концепция опорного каркаса территории, выдвинутая в середине XX в. Николаем Баранским, концепция больших циклов Николая Кондратье­ва и др.

Гипотеза - предположение о причинах каких-либо явлений, не проверенное и не подтвержденное экспериментом. Примеры: гипотезы образования Солнечной системы, дрейфа материков, стабилизации численности населения Земли и др.

Понятие - мысль, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений; рассматривается как элемент учений, теорий, концепций и гипотез.

Термин - слово или словосочетание, обозначающее понятие и фиксирующее его в кратком изложении. Понятия и термины - это язык науки. Владение географической терминологией - первый шаг к овладению географической культурой.

♦ Какие источники содержат географическую информацию?

В современной географической науке, как и во всех сферах чело­веческой деятельности, поток информации постоянно возрастает. Су­ществуют различные источники получения географической информа­ции: статистические, картографические, исторические документы, на­учная литература, энциклопедии, периодические издания, Интернет и т. д.

Современный мир развивается очень быстро, ситуация меняется буквально на глазах. Для получения свежей информации можно широ­ко использовать источники в Интернете. Например, общие тенденции социально-экономического развития мира, отдельных его регионов и стран можно рассматривать на основе данных ООН (http://www.un.org/ russian). Оперативная информация о населении и хозяйстве России содержится на сайте Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru). Для получения наиболее полной и объективной ин­формации нужно использовать несколько разных источников.

♦ Какие существуют методы географических исследований?

Как и в любой другой науке, в географии существуют различные методы исследований. Некоторые из них являются типично географи­ческими, другие - общенаучными (рис. 2).

Особое место среди методов географических исследований зани­мает географическое прогнозирование, которое всегда было тради­ционным методом в географии. Без прогноза невозможно представить перспективы развития какой-либо страны или территории. Для того чтобы определить изменения конкретной территории, которые могут произойти в результате хозяйственной деятельности человека, ученые создают гипотезу будущего развития объекта. Например, создан географический прогноз развития ситуации в Аральском бассейне, где тесно переплетаются различные проблемы.

1. Область применения программы

Преподавание учебного предмета «География. Введение в географию» в основной школе осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2012-2013 учебный год», утвержденный приказом Министерства образования РФ от 27 декабря 2011 г. № 2885.
  • Областной базисный учебный план, утвержденный приказом Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодёжи от 09.04.2012 № 299;
  • Инструктивно-методическое письмо ГАУ ДПОС «Смоленского областного института развития образования» «О преподавании учебного предмета «География»» в 2012-2013 учебном году»

«Введение в географию» – первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируется представление о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях.

При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умение использовать источники географической информации.

Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсов географии.

Программа учебной дисциплины может быть использована в учреждениях среднего (полного) общего образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования.

2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Рабочая программа полностью соответствует требованиям «Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), входит в цикл предметов обществознание и составлена на основе авторской программы Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Москва «Русское слово» 2012 .

«Ведение в географию» опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.

3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Основная цель курса «Введение в географию» – систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи :

  • актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
  • развивать познавательный интерес учащихся 5-х классов к объектам и процессам окружающего мира;
  • научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;
  • научить устанавливать связи в системе географических знаний.

В результате освоения учебной дисциплины учащиеся должны:

1. Знать (понимать):

  • форму и размеры Земли;
  • полюса, экватор;
  • части Мирового океана;
  • виды движения воды в океане;
  • материки и океаны Земли;
  • географические объекты, предусмотренные программой;
  • маршруты географических исследований и путешествий.

2. Уметь:

  • анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию.
  • использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о географических явлениях в повседневной жизни.
  • находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных).
  • описывать по картам взаимное расположение географических объектов.
  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий.
  • приводить примеры географических объектов.
  • проводить простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений.
  • различать и сравнивать изученные географические объекты, процессы и явления; географическое процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов.
  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации.
  • формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных).

Структуризация представленной программы и учебников осуществлена в соответствии с Базисным учебным планом (по одному часу в 5–6 классах, по два часа в 7–9 классах)

Введение в географию изучается в 5 классе. Общее число учебных часов за год обучения – 35 (1 час в неделю).

II. ПЕРЕЧЕНЬ РАЗВИВАЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Результатом освоения учебной дисциплины является овладение общими (ОК) компетенциями:

Результаты изучения учебного предмета.

Личностные результаты:

  • овладение на уровне общего образования с законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
  • осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;
  • сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Предметными результатами освоения программы по географии являются:

  • формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
  • формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
  • формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
  • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
  • овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде;
  • называть наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий, описывать представления древних людей и современных людей о Земле;
  • показывать на карте материки и наиболее крупные географические объекты;
  • называть ярких представителей растительного и животного мира.

Метапредметные результаты:

Метапредметными результатами изучения курса «Введение в географию» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Личностные УУД:

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону,своей стране.

Регулятивные УУД:

  • способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;
  • умение организовать свою деятельность, определить ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

  • формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебные взаимодействия в группе, (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

III. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

№ темы, раздела Название темы Содержание темы Количество часов
Тема 1 Наука география География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний. 2
Тема 2 Земля и ее изображения Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус – модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности. 5
Тема 3 История географических открытий Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавание финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествия Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды. 14
Тема 4 Путешествие по планете Земля Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли. 10
Тема 5 Природа Земли Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера. 2
Резервные часы 2
35

I четверть – 8 часов, 5 оценочных практических работ;

II четверть – 8 часов, 1 оценочных практических работ;

III четверть – 10 часов, 2 оценочных практических работ;

IV четверть – 9 часов, 2 оценочных практических работ;

Практические работы

Практические работы проводятся под руководством учителя для формирования навыков самостоятельной практической работы по содержанию курса.

Всего практических работ: 23 (отдельные практические работы повторяются для нескольких тем). Приложение

Таким образом, в году 10 фронтальных оценочных работ (выделены жирным шрифтом). При выполнении учебного плана выполняются тренировочные, самостоятельные и творческие работы с использованием учебника, географических карт, дополнительной литературы и материалов Интернета. Учащиеся учатся работать с контурными картами, таблицами, схемами, графиками. Каждый урок несёт на себе значительные воспитательные функции: формируются общеучебные умения и навыки, закрепляются научные взгляды на окружающий мир, развитие трудолюбия, появляются навыки учебной деятельности, развиваются творческие способности учащихся и их познавательный интерес.

IV. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «География» оформленного в соответствии с ФГОС.

Оборудование учебного кабинета:

  1. Документационное обеспечение; паспорт кабинета ФГОС, план работы учебного кабинета, журнал по технике безопасности.
  2. Учебно-методическое обеспечение: перечень практических занятий, методические пособия по выполнению практических работ, карточки-задания по темам, слайд-презентации.
  3. Стенды по разделам географии.

Технические средства обучения:

  • Проектор;
  • Карты по темам урока;
  • Видеозаписи по темам урока;
  • Теллурий;
  • Макеты;
  • Глобусы.

2. Информационное обеспечение обучения

  1. Основная литература для учащихся
    1. Домогацких Е.М., Введенский Э.Л., Плешаков А.А. География. Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.
    2. Молодцов Д.В. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию. 5 класс»
    3. Банников С.В., Домогацких Е.М. Атлас. География. Начальный курс. 5-6 класс.
    4. Банников С.В., Домогацких Е.М. Контурные карты. География. Начальный курс. 5 класс.
  2. Основная литература для учителя
    1. Банников С.В., Молодцов Д.В. Методическое пособие для учителя к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию. 5 класс»
    2. Касьянов Н.В. Текущий и итоговый контроль: тесты по курсу «География. Введение в географию. 5 класс»: дидактические материалы.
  3. Дополнительная литература
    1. Клиентов А.Е. Христофор Колумб текст: исторический роман / А.Е. Клиентов. – М.: Белый город, 2006. – 63с.
  4. Периодические издания
    1. География. Методический журнал для учителей географии, экологии и природопользования. Издательский дом «Первое сентября». Электронная версия. Подписка 2012, 2013 год.
  5. Интернет-ресурсы
    1. Сайт о географии «Занимательная география. Любопытные цифры и факты.» http://earth06.narod.ru/index.htm
    2. Издательство «Русское слово» Методический раздел http://www.russkoe-slovo.ru/new/metodics.html

V. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

  • использовать различные источники географической информации (картографические, текстовые, видео и фотоизображения) для поиска и извлечения информации;
  • по результатам наблюдений находить и формулировать зависимости и закономерности;
  • определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;
  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
  • ориентироваться на местности при помощи компаса;
  • строить простые планы местности;
  • создавать простейшие географические карты различного содержания;
  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде.

Географическая номенклатура

Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея.

Полуострова: Аравийский, Индостан.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Гибралтарский, Магелланов.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Кавказ, Урал.

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевая сопка, Эльбрус, Везувий.

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Карибское.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Волга, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.

Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Виктория.

Страны: Россия, Китай, Индия, Индонезия, США, Канада, Мексика, Австралийский Союз.

VI. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется учителем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися, письменных и устных опросов.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
(из примерной программы по географии)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1. формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2. формировании первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
3. формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и времени, основных этапах её географического особенностях природы, жизни, культура и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4. овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5. овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
6. овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
7. формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптация к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных и техногенных катастроф;
8. формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущих к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
· Практические работы
· Тестирование
· Письменный опрос
· Устный опрос
· Работа с картографическими материалами
· Доклады
· Защита презентаций

Для достижения образовательных результатов используются следующие приемы и технологии, основных форм организации образовательного процесса:

Формы организации работы учащихся:

  • Индивидуальная
  • Коллективная: фронтальная; парная; групповая.

Формы учебных занятий: игры на конкурсной основе, ролевые; мини-лекции; диалоги и беседы; практические работы; дискуссии; проектная деятельность.

Виды деятельности учащихся: у стные сообщения; обсуждения; работа с источниками; доклады; защита презентаций; рефлексия.