Введение. Археология и Библия

Рассказ о том, как и почему была написана Библия и как она вписывается в необычайную историю Израиля, тесно связан с впечатляющим рассказом о современных открытиях. Поиски были сосредоточены на крошечной земле, зажатой с двух сторон пустыней, а с одной – Средиземным морем, на протяжении многих тысячелетий страдающей от периодических засух и почти постоянной войны. Ее города и население были крайне незначительными по сравнению с таковыми в соседних империях Египта и Месопотамии. Кроме того, ее материальная культура была бедной в сравнении с великолепной и экстравагантной культурой других. И все же эта земля стала местом рождения литературного шедевра, который оказывает беспрецедентное влияние на мировую цивилизацию и как священное писание, и как история.

Более двухсот лет детального изучения еврейского текста Библии и все более широкомасштабные исследования во всех землях между Нилом и реками Тигр и Евфрат позволили нам начать понимать, когда, почему и как появилась Библия. Детальный анализ ее языка и отличительных литературных жанров позволил ученым установить устные и письменные источники, на которых основан современный библейский текст. В то же время археология получила ошеломляющие, почти энциклопедические знания о материальных условиях, языке, обществе и историческом развитии тех столетий, в течении которых постепенно кристаллизировались традиции древнего Израиля, и охватывающих приблизительно шестьсот лет – примерно от 1000 до 400 гг. до н.э. Самое важное то, что текстовые идеи и археологические свидетельства объединились, чтобы помочь нам провести различие между силой и поэзией библейской саги и более приземленными процессами и событиями древней ближневосточной истории.

Мир Библии был столь доступен и тщательно изучен отнюдь не с древних времен. Благодаря археологическим раскопкам мы теперь знаем, какие сельскохозяйственные культуры выращивали израильтяне и их соседи, что они ели, как они строили свои города и с кем они торговали. Были обнаружены и раскрыты десятки городов, упомянутых в Библии. Для анализа цивилизаций древнего Израиля и окружающих их народов – филистимлян, финикийцев, арамеев, аммонитян, моавитян и эдомитян - были использованы современные методы раскопок и широкий спектр лабораторных исследований. В ряде случаев были обнаружены надписи и печати, которые могут быть прямо связаны с личностями, упомянутыми в библейском тексте. Но это не говорит, что археология доказала, что библейское повествование является правдивым во всех своих деталях. Это далеко не так: сейчас очевидно, что многие события библейской истории так и не состоялись в определенной эпохе или описанным способом. Некоторые из самых известных событий в Библии по-видимому никогда не происходили вообще.

Археология помогла нам воссоздать историю за пределами Библии, как на уровне великих царей и царств, так и в образах повседневной жизни. И как мы объясним в следующих главах, теперь мы знаем, что ранние книги Библии и ее известные рассказы о истории раннего Израиля были впервые кодифицированы (а в ключевых отношениях, составлены) в определенном месте и времени – в Иерусалиме седьмого века до н.э.

Что такое Библия?

Во-первых, введем основные определения. Когда мы говорим о Библии, мы в первую очередь имеем в виду сборник древних писаний, издавна известный как Ветхий Завет, а теперь обычно именуемый учеными Еврейской Библией. Она представляет собой сборник легенд, законов, поэзии, пророчества, философии и истории, почти полностью написанных на иврите (с несколькими отрывками на семитском наречии, называемым арамейским языком, который стал языком межэтнического общения на Ближнем Востоке после 600г. до н.э.). Она состоит из тридцати девяти книг, которые первоначально были разделены по темам и авторам, или в случае более длинных книг, таких как 1 – 4 Царств, 1 и 2 Хроник, по стандартной длине рулона пергамента или папируса. Еврейская Библия – это главное священное писание иудаизма, первая часть христианского канона и богатый источник аллюзий и этического учения в исламе, передаваемых посредством Корана. Еврейская Библия по традиции разделена на три главные части (Рис. 1).


Рис. 1. Книги Еврейской Библии


Тора , также известная как Пятикнижие Моисея, включает книги Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Они рассказывают историю народа Израиля от создания мира сквозь период потопа и патриархов до исхода евреев из Египта, странствий по пустыне и получения Закона на горе Синай. Тора заканчивается прощанием Моисея с народом Израиля.

Следующий раздел, Пророки , разделен на две основные группы писаний. Ранние Пророки – книги Иисуса Навина, Судей, 1 - 4 Царств – рассказывают историю народа Израиля от его пересечения реки Иордан и завоевания Ханаана сквозь взлеты и падения израильских царств до их крушения и изгнания от рук ассирийцев и вавилонян. Поздние Пророки включают прорицания, общественные поучения, горькие осуждения и мессианские ожидания различных групп воодушевленных лиц, охватывающие период около трехсот пятидесяти лет, от середины восьмого века до н.э. до конца пятого века до н.э.

Наконец, Писания являются сборником проповедей, стихов, молитв, пословиц и псалмов, которые представляют самые памятные и сильные выражения преданности обычного израильтянина в моменты радости, кризиса, поклонения и личного размышления. В большинстве случаев их чрезвычайно трудно связать с какими-либо историческими событиями или авторами. Они являются продуктами продолжительного процесса составления, который растянулся на сотни лет. Хотя ранний материал в этом сборнике (в Псалтыре и Плаче Иеремии) мог быть собран в конце монархического времени или вскоре после разрушения Иерусалима в 586 году до н.э., большинство из Писаний, по-видимому, были составлены гораздо позже, с пятого по второй века до н.э., в персидский и эллинистический периоды.

В этой книге исследуются главные «исторические» труды Библии, в первую очередь Тора и Ранние Пророки, которые рассказывают сагу народа Израиля от его истоков до разрушения Иерусалимского Храма в 586 году до н.э.

Мы сравниваем это повествование с богатым археологическим материалом, который был собран за несколько последних десятилетий. В результате открытия увлекательных и сложных связей между тем, что в действительности произошло в земле Библии во время библейского периода (настолько хорошо, насколько оно может быть определено), и хорошо известными подробностями продуманного исторического повествования, которые содержит Еврейская Библия.

От Эдема до Сиона

Сердце Еврейской Библии – это эпическая история, описывающая появление народа Израиля и их непрерывные взаимоотношения с Богом. В отличие от других мифологий древнего Ближнего Востока, таких как египетские сказания об Осирисе, Исиде и Горе или месопотамский эпос о Гильгамеше, Библия основана на сугубо земной истории. Это божественная драма, разыгрывающаяся на глазах всего человечества. Также, в отличие от историй и царских хроник других ближневосточных наций, она не просто прославляет силу традиции и правящих династий. Она предлагает сложное, но четкое видение того, почему история развертывалась для народа Израиля – да и всего мира – в схеме, прямо связанной с требованиями и обещаниями Бога. Народ Израиля – главный актер в этой драме. Его поведение и его соблюдение заповедей Божьих определяет направление, в котором будет протекать история. Все зависит только от народа Израиля, а через него, от всех читателей Библии, чтобы определить судьбу мира.

Библейское сказание начинается в Эдемском саду и продолжается сквозь историю Каина и Авеля, Ноевого потопа, окончательно фокусируясь на судьбе одного рода – Авраама. Авраам был избран Богом, чтобы стать отцом великой нации и добросовестно следовать указаниям Бога. Он мигрировал со своей семьей из своего первоначального места жительства в Месопотамии в землю Ханаан, где в течении длительного срока он бродил как чужак среди оседлого населения, а его жена Сара родила сына Исаака, который унаследует божественный завет, впервые данный Аврааму.

У Исаака был сын, Иаков, патриарх третьего поколения, который стал отцом двенадцати отдельных племен. В ходе яркой хаотической жизни странствий, разрастаясь до большого рода и создавая жертвенники по всей земле, Иаков боролся с ангелом и получил имя Израиль (означающее «тот, кто боролся с Богом»), под которым будут известны все его потомки. Библия рассказывает, как двенадцать сыновей Иакова враждовали друг с другом, работали вместе и в конце концов покинули родину, чтобы во время великого голода найти убежище в Египте. И патриарх Иаков в своём завещании объявил, что племя его сына Иуды будет господствовать над всеми остальными (Быт. 49:8-10).

Великая сага затем смещается от семейной драмы к историческому спектаклю. Бог Израиля показывает свою удивительную власть, демонстрируя ее против фараона Египта, самого могущественного правителя на Земле. Дети Израиля выросли в великую нацию, но были обращены в рабство как презираемое меньшинство, строящее великие монументы египетского режима. Намерение Бога сделать себя известным в всем мире осуществляется посредством его выбора Моисея в качестве посредника в стремлении освободить израильтян, чтобы они смогли исполнять свое истинное предназначение. И пожалуй самую яркую череду событий в литературе западного мира описывают книги Исход, Левит и Числа – как через знамения и чудеса Бог Израиля выводит детей Израиля из Египта в пустыню. На Синае Бог раскрыл народу свое истинное лицо как ЯХВЕ (сакральное имя, состоящее из четырех букв иврита) и дал им свод законов для руководства в их общественной и личной жизни.

Святые условия завета Израиля с ЯХВЕ, написанные на каменных скрижалях и помещенные в ковчег завета, стали их священным боевым штандартом на их пути в землю обетованную. В некоторых культурах учредительный миф может остановиться в этой точке – как чудесное объяснение того, как появился народ. Но Библия имела больше столетий истории, чтобы перечислить множество побед, чудес, неожиданных поражений и многих страданий в будущем. За великими победами израильтян при завоевании Ханаана, основанием царем Давидом великой империи и строительством Соломоном Иерусалимского Храма в Иерусалиме следовали раскол, повторные впадения в идолопоклонство и, в конечном итоге, изгнание. Далее Библия описывает, как вскоре после смерти Соломона десять северных колен, отвергая свое подчинение иерусалимским царем-давидидам, в одностороннем порядке отделились от объединенной монархии, таким образом ускоряя образование двух соперничающих царств: Израиля на севере и Иудеи на юге.

В течении последующих двухсот лет народ Израиля жил в двух отдельных царствах, как сообщается, снова и снова поддаваясь соблазну иностранных божеств. Руководство северного царства описано в Библии как неисправимо испорченное, о некоторых царях Иудеи также говорится как о сбившихся с пути полной преданности Богу. Со временем Бог направил на народ Израиля угнетателей и завоевателей, чтобы наказать его за грехи. Вначале Израиль беспокоили арамеи Сирии. Затем произвела небывалое опустошение городов северного царства могущественная Ассирийская империя и в 720 году до н.э. принесла значительной части десяти колен горькую судьбу уничтожения и изгнания. Царство Иудея просуществовало более чем на столетие дольше, но и его народ не мог предотвратить суд Божий. В 586 году до н.э. возрастающая, жестокая вавилонская империя уничтожила землю Израиля и предала огню Иерусалим и его Храм.

С этой великой трагедии библейское повествование резко отклоняется в еще одном характерных образом от обычной модели древнего религиозного эпоса. Во многих подобных историях поражение бога от армии соперника означало также и конец его культа. Но в матрице Библии силе Бога Израиля было сочтено стать еще большей после падения Иудеи и изгнания израильтян. Далеко не будучи униженным опустошением своего Храма, Богу Израиля было сочтено стать божеством непревзойденной силы. В конце концов, это он управлял ассирийцами и вавилонянами как своими инструментами в наказании народа Израиля за его неверность.

В дальнейшем, после возвращения некоторых изгнанников в Иерусалим и восстановления Храма, Израиль больше не будет монархией, а станет религиозной общиной, руководствующейся божественными законами и посвященной точному исполнению ритуалов, предписанных в священных текстах общины. И это будет свободным выбором мужчин и женщин – поддерживать или нарушать этот божественно установленный порядок, – именно это, а не поведение их царей или взлет или падение великих империй, будет определять ход событий последующей истории Израиля. В этом чрезвычайном акценте на человеческую ответственность и заключается великая сила Библии. Другие древние эпосы с течением времени будут исчезать. Воздействие же библейского повествования на западную цивилизацию будет только расти.

Кто написал Пятикнижие и когда?

В течении веков читатели Библии считали само собой разумеющимся, что Священные Писания были как божественным откровением, так и точной историей, переданной непосредственно от Бога широкому кругу израильских мудрецов, пророков и жрецов. Установившиеся религиозное руководство, как иудейское, так и христианское, естественно предполагало, что Пятикнижие Моисея было зафиксировано в письменной форме самим Моисеем, незадолго до его смерти на горе Нево, как рассказывается в книге Второзаконие. Книги Иисуса Навина, Судей, Самуила (1 и 2 Царств) рассматривались как священные записи, сохраненные почтенным пророком Самуилом в Силоме, а книги Царей воспринимались как произведения пера пророка Иеремии. Кроме этого, царь Давид считался автором Псалмов, а царь Соломон – Притчей и Песни Песней Соломона. И все же к заре современной эпохи, в семнадцатом веке, ученые, которые посвятили себя подробному литературному и лингвистическому изучению Библии, обнаружили, что все было не так просто. Сила логики и разума, приложенная к текстам Священного Писания, подняла некоторые очень тревожные вопросы об исторической достоверности Библии.

Первым был вопрос – мог ли действительно Моисей быть автором Пятикнижия, если последняя книга, Второзаконие, в мельчайших подробностях описывает время и обстоятельства собственной смерти Моисея? Вскоре стали очевидными и другие несоответствия: библейский текст был переполнен литературными отступлениями, объясняя древние названия некоторых мест и часто отмечая, что свидетельства известных библейских событий были все еще видны «по сей день». Эти факторы убедили некоторых ученых семнадцатого века, что первые пять книг Библии, по меньшей мере, были сформированы, расширены и приукрашены позже, на протяжении веков неизвестными редакторами и корректорами.

В конце восемнадцатого века и особенно в девятнадцатом многие критически настроенные библеисты начали сомневаться, что Моисей имел хоть какое-либо отношение к написанию Библии; они пришли к убеждению, что Библия была произведением исключительно более поздних авторов. Эти ученые указывали на, казалось бы, различные версии тех же самых историй внутри Пятикнижия, предполагая, что библейский текст был произведением нескольких узнаваемых рук. Внимательное прочтение книги Бытия, к примеру, выявляет две противоречивые версии творения (Быт. 1:1–2:3 и Быт. 2:4–25), две совершенно разные генеалогии потомков Адама (Быт. 4:17–26 и Быт. 5:1–28) и двое совмещенных и переплетенных рассказов о потопе. Вдобавок, были еще десятки дублирований, а иногда и три варианта событий в изложении о странствиях патриархов, Исходе из Египта и ниспослании Закона.

Тем не менее, в этом казалось бы хаотическом повторении присутствовал ясный порядок. Как было отмечено еще в девятнадцатом веке (и ясно объяснено американским библеистом Ричардом Эллиоттом Фридманом в его книге «Кто написал Библию?» ) дублирования, появляющиеся в основном в книгах Бытие, Исход и Числа, не были произвольными вариациями или повторениями одних и тех же историй. Они содержали определенные, легко узнаваемые особенности терминологии и географических акцентов, а также, что наиболее заметно, использовали в повествовании различные имена Бога Израиля. Таким образом, один набор историй в ходе своего исторического повествования последовательно использовал тетраграмматон (четырехбуквенное имя ЯХВЕ) и, кажется, наиболее интересовался коленом и территорией Иуды. Другой набор историй использовал для обозначения Бога имена Элогим или Эл и, казалось, особенно был озабочен племенами и территориями на севере страны – в основном Ефраимом, Манассией и Вениамином. Со временем стало понятно, что дублирования исходят из разных источников, написанных в разное время и в разных местах. Одному источнику ученые дали название Яхвист (J ), а другому – Элогист (Е ).

Отличительное использование географической терминологии, а также те роли, которые исполняли в этих двух источниках различные еврейские «колена» (племена) убедили ученых в том, что текст источника J был написан в Иерусалиме и выражал точку зрения объединенной монархии или царства Иудеи, предположительно во время или сразу после жизни царя Соломона. В то же время, казалось, что текст источника Е был написан на севере и выражал точку зрения царства Израиль, и должен быть скомпонован во время независимого существования этого царства (ок. 930-720 гг. до н.э.).

Книга Второзакония с своим отличительным посланием и стилем, казалось, является независимым произведением, «D ». И среди разделов Пятикнижия были такие, которые не могут быть отнесены к J, Е или D и содержали большое число отрывков, посвященных чисто ритуальным вопросам. Со временем эти разделы стали считаться частью длинного труда, названного Р или Жреческим источником, который проявлял особенный интерес к ритуальной чистоте, культу и законам жертвоприношений. Другими словами, ученые постепенно пришли к выводу, что первые пять книг Библии, как мы теперь их знаем, были результатом сложной редакторской работы, в которой четыре главных источника – J, Е, Р и D – были искусно объединены и связаны писцами или «редакторами», чьи литературные следы (названные некоторыми библеистами отрывками «R ») состояли из связующих предложений и редакционных отступлений. Самые поздние из этих редакций имели место в период, наступивший уже после изгнания.

В последние несколько десятилетий мнение ученых о датировке и авторстве этих отдельных источников бурно менялось. Хотя некоторые библеисты полагают, что эти тексты были написаны и отредактированы в период существования объединенной монархии или царств Иудеи и Израиля (ок. 1000 – 586 гг. до н.э.), другие настаивают на том, что они были более поздними композициями, собранными и отредактированными жрецами и книжниками во время вавилонского изгнания и возвращения из плена (в шестом и пятом веках) или даже еще позднее – в эллинистический период (четвертом – втором веках до н.э.). Тем не менее, все согласны, что Пятикнижие не является единым, бесшовным произведением, а является смесью различных источников, каждый из которых написан при различных исторических обстоятельствах для выражения различных религиозных или политических взглядов.

Две версии поздней истории Израиля

Первые четыре книги Библии – Бытие, Исход, Левит и Числа – по-видимому, были результатом умелого переплетения источников J, E и Р. В то же время пятая книга, Второзаконие, была совершенно иным случаем. Она несет в себе отличительную терминологию (не совпадающую с остальными источниками) и содержит бескомпромиссное порицание культов иных богов, новый взгляд на Бога как совершенно трансцендентное существо, а также абсолютный запрет на совершение жертвоприношений где-либо, кроме Иерусалимского Храма. Ученые уже давно признали возможную связь этой книги с таинственной «книгой Закона», найденной первосвященником Хелкией в ходе ремонта в Храме во времена правления царя Иосии, в 622г. до н.э. Как повествуется в 4 Книге Царств 22:8-23:24, этот документ стал вдохновением для религиозной реформы беспрецедентной трудности.

Влияние книги Второзаконие на окончательное послание Еврейской Библии выходит далеко за рамки ее законодательного кодекса. Историческое повествование в книгах, следующих за Пятикнижием – Иисуса Навина, 1 – 4 Царей – лингвистически и теологически настолько тесно связанное с Второзаконием, что они, начиная с середины 1940-х годов, стали называться учеными «Девтерономической историей». Это второй в Библии великий исторический труд по истории Израиля. Он продолжает рассказ о судьбе Израиля от завоевания земли обетованной до вавилонского пленения и выражает идеологию нового религиозного движения, которое возникло среди народа Израиля относительно поздно. Этот труд тоже неоднократно редактировался. Некоторые библеисты считают, что он был составлен во время плена в попытке сохранить историю, культуру и идентичность побежденной нации после катастрофического разрушения Иерусалима. Другие ученые убеждены, что в основном Девтерономическая история была написана во времена царя Иосии для поддержки религиозной идеологии и территориальных амбиций, и что она была завершена и отредактирована в плену несколькими десятилетиями позже.

Книги Хроник – третий в Библии великий исторический труд о допленном Израиле – оформились в письменном виде только в пятом или четвертом веке до н.э., несколькими столетиями после описываемых ими событий. Их историческая точка зрения прочно склоняется в пользу исторических и политических претензий династии Давида и Иерусалима; они постоянно игнорируют север. Различными способами Хроники однозначно отражают идеологию и потребности Иерусалима во времена Второго Храма и по большей части являются переработкой исторической саги, которая в то время уже существовала в письменном виде. По этим причинам, в этой книге мы будем минимально использовать Хроники, фокусируя наше внимание на более ранние Пятикнижие и Девтерономическую историю.

Как мы увидим в следующих главах, археология предоставила достаточно доказательств в поддержку нового утверждения о том, что историческое ядро Пятикнижия и Девтерономической истории была сформировано в значительной степени в седьмом веке до н.э. Поэтому мы будем фокусировать внимание на Иудею конца восьмого и седьмого веков до н.э., когда этот литературный процесс начался по-настоящему, и будем аргументировать, что большая часть Пятикнижия является поздним монархическим произведением, пропагандирующим идеологию и потребности Иудейского царства и как она связана с Девтерономической историей. И в этом мы будем на стороне тех ученых, которые убеждены, что Девтерономическая история была составлена в основном во времена царя Иосии, с целью обеспечить идеологическую легализацию для конкретных политических амбиций и религиозных реформ.

История или не история?

Археология всегда играла важную роль в дебатах о структуре и исторической достоверности Библии. Поначалу казалось, что археология должна опровергнуть большинство утверждений радикальных критиков о том, что Библии была довольно поздним произведением, и что ее большая часть является исторически ненадежной. С конца девятнадцатого века, когда начались современные исследования библейских территорий, серия захватывающих открытий и десятилетия продолжительных археологических раскопок и расшифровок во многом предположили, что библейские сообщения были в основном достоверными в отношении основных контуров истории древнего Израиля. Таким образом, казалось, что даже если библейский текст был записан гораздо позже описанных в нем событий, он должен в значительной степени основываться на аккуратно сохраненных воспоминаниях. Такое заключение было основано на нескольких новых группах археологических и исторических доказательств.

Географические идентификации

Хотя западные паломники и путешественники бродили по земле Библии еще с византийского периода, но только с появлением современных исторических и географических исследований, в конце 18-го и начале 19-го веков, ученые, хорошо разбирающиеся как в Библии, так и в других древних источниках, начали реконструировать ландшафт древнего Израиля не полагаясь на церковные традиции различных святых мест, а на основе топографии, библейских ссылок и археологических находок. Первопроходцем в этой области был американский священник, конгрегационалист, Эдвард Робинсон, проведший в османской Палестине в 1838 и 1852-м годах два продолжительных исследования в попытке опровергнуть теории библейской критики посредством поиска и идентификации подлинных, исторически проверенных библейских мест.

Хотя некоторые из основных мест библейской истории, такие как Иерусалим, Хеврон, Яффа, Беф-Сан и Газа, никогда не забывались, сотни дополнительных мест, упоминающихся в Библии, были неизвестны. С помощью географической информации, содержащейся в Библии, и тщательного изучения современных арабских топонимов страны, Робинсон обнаружил, что возможно установить месторасположение десятков древних холмов и руин ранее забытых библейских мест.

Робинсон и его последователи смогли идентифицировать обширные руины в местах Эль-Джиб, Бейтин и Хирбет-Сейлун к северу от Иерусалима как вероятные места библейских Гаваона, Вефиля и Силома. Этот процесс был особенно эффективен в тех регионах, которые были заселены непрерывно в течение столетий, и где имя места было сохранено. Но последующим поколениям ученых стало понятно, что в других местах, в которых современные названия не имели никакого отношения к библейским местам, для идентификации можно применить другие критерии, такие как размер и датируемые типы керамики. Так, к развивающейся реконструкции библейской географии постепенно добавились Мегиддо, Хацор, Лахис, и десятки других библейских мест. В конце 19-го века британские королевские инженеры Фонда Исследования Палестины провели эту работу с высокой степенью систематизации, составляя подробные топографические карты всей страны от истоков реки Иордан на севере до Беэр-Шевы в пустыне Негев на юге.

Более важным, чем даже конкретные идентификации, было растущее знакомство с основными географическими регионами библейской земли. (Рис. 2): широкими и плодородными равнинами Средиземноморья, предгорьями Шефелы, поднимающимися к центральному нагорью на юге, засушливой пустыней Негев, районом Мертвого моря и Иорданской долины, северным нагорьем и широкими долинами на севере страны. Библейская земля Израиля была областью с необычными климатическими и экологическими контрастами. Она также служила естественным сухопутным мостом между двумя великими цивилизациями Египта и Месопотамии. Ее характерные пейзажи и условия практически в каждом случае оказались достаточно точно отраженными в библейском повествовании.

Памятники и архивы Египта и Месопотамии

В средние века и в эпоху Возрождения были сделаны повторные попытки установить стандартную хронологию событий, описанных в Библии. Большинство из них были покорно дословными. Чтобы проверить внутреннюю библейскую хронологию были необходимы внешние источники, и в конечном итоге они были обнаружены среди археологических останков двух наиболее важных и наиболее образованных цивилизаций древнего мира.

В конце 18 века европейские ученые стали интенсивно изучать Египет с его удивительными памятниками и огромным сокровищем иероглифических надписей. Но только с расшифровкой египетских иероглифов французским ученым Жан-Франсуа Шампольоном в 1820-х годах (на основе трех идентичных текстов на трех языках на Розеттском камне) стала очевидной историческая ценность египетских останков для датировки и, возможно, проверки исторических событий в Библии. Хотя определение отдельных фараонов, упомянутых в историях об Иосифе и Исходе, осталось точно не известным, стали очевидны другие прямые связи. Победная стела, воздвигнутая фараоном Мернептахом в 1207 году до н.э., упоминала о великой победе над народом, названным Израилем (в действительности слово «Израиль» на стеле было установлено произвольно христианскими исследователями, более вероятный перевод этого слова – «Сирия», – примеч. переводчика ). В более позднюю эпоху фараон Шишак (Сусаким), упомянутый в 3 Царств 14:25 как пришедший в Иерусалим для получения дани в пятом году правления сына Соломона, был идентифицирован как фараон двадцать второй династии Шешонк I, правивший в 945 – 924 гг. до н.э. Он оставил запись о своей кампании на стене храма Амона в Карнаке в Верхнем Египте.

Другой богатый источник открытий для хронологии и исторической идентификации пришел с широких равнин между Тигром и Евфратом, древнего региона Месопотамии. Начиная с 1840-х годов научные представители Англии, Франции, а со временем США и Германии, обнаружили города, огромные дворцы и клинописные архивы Ассирийской и Вавилонской империй. Главные монументы и города этих сильных восточных империй были раскрыты впервые с библейского периода. Такие места, как Ниневия и Вавилон, прежде известные в основном из Библии, теперь оказались столицами могущественных и агрессивных империй, чьи художники и писцы тщательно задокументировали военные кампании и политические события своего времени. Так, в месопотамских клинописных архивах среди прочих были обнаружены ссылки на ряд важных библейских царей – израильских церей Амврия (Омри), Ахава и Ииуя (Егу) и иудейских царей Езекию и Манассию. Эти внешние ссылки позволили ученым рассмотреть библейскую историю с более широкой точки зрения, а также синхронизировать времена правления библейских монархов с более полными системами датирования древнего Ближнего Востока. Постепенно были созданы состыковки, и даты правления израильских и иудейских царей, ассирийских и вавилонских правителей и египетских фараонов были установлены в порядок, впервые дающий довольно точную датировку.


Рис. 2. Географические зоны земли Израиля


Кроме того, еще намного раньше на мир древнего Ближнего Востока и, соответственно, на культурную среду, из которой в конечном итоге появилась Библия пролили свет месопотамские и египетские архивы из среднего и позднего бронзового века (2000-1150 гг. до н.э.) из таких городов как Мари, Телль эль-Амарна и Нузи.

В районах ближе к Израилю будут также найдены отдельные надписи, которые предлагают вниманию еще более конкретные упоминания. Триумфальная стела моавитского царя Меши, обнаруженная в 19-м веке в Трансиордании, упоминает победу Меши над войсками Израиля и предоставляет внешнее доказательство войны между Израилем и Моавом, о которой сообщается в 4 Царств 3:4–27. Самая значительная надпись для исторической проверки была обнаружена в 1993 году в районе Тель-Дан на севере Израиля, по-видимому, сообщающая о победе арамейского царя Газаила над царем Израиля и царем из «дома Давидова» в девятом веке до н.э. Как и моавитская надпись, она предоставляет внебиблейский ориентир для истории древнего Израиля.

Раскопки библейских мест

Без сомнения, наиболее важным источником данных об историческом контексте Библии пришел в результате более чем ста лет современных археологических раскопок в Израиле, Иордании и соседних регионах. Тесно связанная с достижениями в археологической технике всего мира, библейская археология стала способна определить длинную последовательность легко датируемых архитектурных стилей, керамических изделий и других артефактов, которая позволяет ученым датировать слои погребенных городов и захоронений с достаточной степенью точности. Начатая в начале 20 века Ф.льяоходцем среди американских ученых ерности. позволяют ученым датировать Библии пришли из более чем ста лет раскопок американским ученым Вильямом Ф. Олбрайтом, эта отрасль археологии сосредоточена на раскопках холмов больших городов (называемых на арабском языке «теллями», на иврите – «телями»), состоящих из множества наложенных городских уровней (слоев), в которых можно проследить развитие общества и культуры на протяжении тысячелетий.

После десятилетий раскопок, исследователи смогли воссоздать огромный археологический контекст, в который должна быть включена библейская история. (Рис. 3). Начиная с первых в регионе свидетельств сельского хозяйства и оседлых общин в самом конце каменного века, археологи пошли на определение роста городских цивилизаций в бронзовом веке (3500–1150 гг. до н.э.) и превращение их в территориальные государства в последующий период, в железном веке (1150-586 гг. до н.э.), когда, вероятно, произошло большинство исторических событий, описанных в Библии.


АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ*

* Датировка следует системе, описанной в этой книге. Датировка от раннего бронзового до среднего бронзового веков является приблизительной и основана на культурных соображениях. Датировка от позднего бронзового века до персидского основана на исторических событиях.


ЦАРИ ИЗРАИЛЯ И ИУДЕИ*

Ровоам 931 – 914 Иеровоам I 931 – 909
Авия 914 – 911 Надав 909 – 908
Аса 911 – 870 Вааса 908 – 885
Йосафат 870 – 846** Эла 885 – 884
Йорам 851 – 843** Замврий (Зимри) 884
Охозия 843 – 842 Фамний (Тивни) 884 – 880***
Гофолия (Аталия) 842 – 836 Амврий (Омри) 884 – 873
Йоас 836 – 798 Ахав 873 – 852
Амасия 798 – 769 Охозия 852 – 851
Озия 785 – 733** Иорам 851 – 842
Иоафам (Йотам) 743 – 729** Ииуй (Йегу) 842 – 814
Ахаз 743 – 727** Йоахаз 817 – 800**
Езекия 727 – 698 Иоас 800 – 784
Манассия 698 – 642 Иеровоам II 788 – 747**
Аммон 641 – 640 Захария 747
Йосия 639 – 609 Шаллум 747
Йоахаз 609 Манаим (Менахем) 747 – 737
Йоаким 608 – 598 Факия (Пекахия) 737 – 735
Йехония 597 Факей (Пеках) 735 – 732
Седекия 596 – 586 Осия 732 – 724

* Согласно Anchor Bible Diсtionary , Том. 1, стр. 1010 и Галиль «Хронология царей Израиля и Иудеи»
** Включая совместное правлениеё
*** Одновременное правление с другим соперником

Рис. 3. Основные археологические периоды и хронология иудейских и израильских царей.


К концу 20-го века археология показала, что между находками в Израиле и на всем Ближнем Востоке и миром, описанным в Библии, было слишком много материальных соответствий, чтобы утверждать, что Библия была поздней и причудливой жреческой литературой, написанной вообще без каких-либо исторических оснований. Но в то же время между находками и библейским повествованием было слишком много противоречий, чтобы утверждать, что Библия предоставляла точное описание происходившего в действительности.

От библейской иллюстрации к антропологии древнего Израиля

До тех пор, пока критики библейских текстов и библейские археологи сохраняли свои в основном противоречивые взгляды на историческую достоверность библии, они продолжали жить в двух разных интеллектуальных мирах. Критики текстов продолжали рассматривать Библию как объект анализа, который может быть разделен на все более мелкие источники и субисточники, в соответствии с теми или иными религиозными и политическими идеями, которые они выражали. В то же время археологи часто принимали историческое повествование Библии за чистую монету. Вместо того, чтобы использовать археологические данные в качестве независимого источника для реконструкции истории региона, они по-прежнему для интерпретации своих находок полагались на библейское повествование, особенно на традиции о возникновении Израиля. Конечно, по мере того, как продолжались раскопки и исследования, появлялись новые понимания того, как возник и развивался Израиль. Были подняты вопросы относительно исторического существования патриархов, а также о датировке и масштабах Исхода. Были разработаны и новые теории, которые предположили, что израильского завоевания Ханаана как единой военной кампании, как настаивает книга Иисуса Навина, возможно, не было. Но в отношении библейских событий, начинающихся от времени Давида ок. 1000г. до н.э., существовал археологический консенсус, по крайней мере до 1990-х годов, что Библия может считаться в основном достоверным историческим документом.

Однако, в 1970-х годах на поведение библейской археологии начали влиять новые тенденции, и в конечном итоге они изменили основной упор и полностью перевернули традиционные отношения между артефактом и библейским текстом. Впервые археологи, работающие на билейских землях, не стремились использовать свои находки как иллюстрации для Библии; в драматическом переходе к методам социальных наук они стремились изучать реалии человеческой жизни, стоящие за текстом. В раскопках древних памятников особое внимание больше не уделялось только местам, связанным с Библией. Раскопанные артефакты, архитектура и модели поселений, а также кости животных, семена, химический анализ образцов почвы и долгосрочные антропологические модели, взятые из многих культур мира, стали ключом к восприниманию более широких изменений в экономике, политической истории, религиозных обычаях, плотности населения и самой структуре общества древних израильтян. Применяя методы, используемые археологами и антропологами в других регионах, все возрастающее число ученых попыталось понять, как взаимодействие человека с комплексной, фрагментированной природной средой земли Израиля влияло на развитие его уникальной социальной системы, религии и духовного наследия.

Новый взгляд на библейскую историю

Последние достижения в области археологии, наконец, позволили нам преодолеть разрыв между изучением библейских текстов и археологическими находками. Теперь мы можем видеть, что Библия, наряду с отличительными формами керамики, архитектурными стилями и надписями на иврите, является типичным артефактом, который много рассказывает об обществе, в котором он возник.

Это потому, что теперь уже понятно, что такие явления как делопроизводство, административная переписка, царские хроники и составление национального Священного Писания, особенно такого глубокого и сложного как Библия, связаны с определенной стадией социального развития. Археологи и антропологи, работающие во всем мире, внимательно изучили условия, в которых появляются сложные жанры письма, и почти в каждом случае они являются признаком формирования государства, в котором власть централизована в национальных институтах, таких как официальный культ или монархия. Другие черты этого этапа социального развития включают монументальное строительство, экономическую специализацию и наличие густой сети объединенных общин размером от больших городов до региональных центров и до средних городков и маленьких деревень.

До недавнего времени как текстуальные ученые, так и археологи предполагали, что древний Израиль достиг стадии полного государственного образования во время объединенной монархии Давида и Соломона. Действительно, многие библеисты продолжают верить, что самым ранним источником Пятикнижия является документ J (или Яхвист), и что он был составлен в Иудее в эпоху Давида и Соломона, в 10 веке до н.э. В этой книге мы будем аргументировать, что такой вывод является крайне маловероятным. Из анализа археологических доказательств нет никаких признаков широкой письменности или других атрибутов полноценной государственности в Иудее (и, в частности, в Иерусалиме), аж до времени, более чем два с половиной столетия спустя, около конца 8-го века до н.э. Конечно, никакой археолог не может отрицать, что Библия содержит легенды, персонажи и фрагменты рассказов, которые уходят далеко в глубь времен. Но археология может показать, что Пятикнижие и Девтерономическая история несут безошибочные признаки своей первоначальной компиляции в 7-м веке до н.э. Почему это так, и что это значит для нашего понимания библейской саги, и является главной темой этой книги.

Мы также увидим, какая часть из библейского повествования является продуктом надежд, страхов и амбиций, достигших кульминации в Иудее во время правления царя Иосии в конце 7 века до н.э. Мы будем доказывать, что историческое ядро Библии возникло из чисто политических, социальных и духовных условий и сформировалось под влиянием творчества и видения неординарных личностей. Многое из того, что считается само собой разумеющимся в качестве точной истории – рассказы о патриархах, Исходе, завоевании Ханаана и даже сага о славной объединенной монархии Давида и Соломона – является, скорее, творческим выражением мощного религиозного реформаторского движения, которое процветало в Иудейском царстве в позднем железном веке. Хотя эти рассказы могут основываться на определенном историческом ядре, они в первую очередь отражают идеологию и мировоззрение своих авторов. Мы покажем, как повествование Библии уникально подходило для дальнейшей религиозной реформы и территориальных амбиций Иудеи во время важных заключительных десятилетий 7-го века до н.э.

Но предположение, что большинство известных историй Библии не происходило так, как Библия о них повествует, совсем не означает, что у древнего Израиля не было подлинной истории. В следующих главах мы восстановим историю древнего Израиля на основе археологических свидетельств – единственного источника информиации о библейском периоде истории, который не был широко исправлен, отредактирован или переделан многими поколениями библейских книжников. При поддержке археологических находок и внебиблейских записей, мы увидим, что библейское повествование само является частью истории, а не бесспорной исторической основой, которой должны соответствовать каждая отдельная археологическая находка или заключение. Наш рассказ будет резко отклонятся от знакомого библейского повествования. Это история не одного, а двух избранных царств, которые вместе составляют исторические корни народа Израиля.

Одно царство, царство Израиль, родилось в плодородных долинах и возвышенностях на севере земли Израиля и выросло, чтобы быть среди самых богатых, самых космополитических и самых мощных царств в регионе. Сегодня об этом почти полностью забыли, за исключением той злодейской роли, которую оно играет в библейских книгах Царств. Другое царство, Иудея, возникло в каменистом, неприветливом южном нагорье. Оно выжило благодаря своей изоляции и жесткой преданности своему Храму и царской династии. Эти два царства представляют собой две части древнего Израиля, два совершенно разных общества с разными взглядами и разными национальными идентичностями. Шаг за шагом мы проследим те стадии, в которых истории, память и надежды обоих государств были мощно объединены в едином Священном Писании, которое, больше чем любой другой документ, когда-либо написанный, сформировал (и продолжает формировать) лицо западного общества.

Библейская археология призвана дать более конкретное представление о ходе этих событий, дополнить библейские данные независимыми свидетельствами памятников, уточнить хронологию фактов и датировки текстов. Результаты библейской археологии также помогают в выяснении смысла библейских книг, поскольку реконструируют исторический фон их написания.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Наука и археология подтверждают БИБЛИЮ.

    Введение в библейскую археологию. Лекция 1.

    Лекция Пилипенко А. С. «Древняя ДНК в эволюционной биологии, археологии и антропологии»

    Субтитры

История

Старая библейская археология

Старая библейская археология сложилась до того, как были найдены основные памятники Древнего Востока и античности, проливающие свет на библейскую историю. Она ограничивалась тем, что систематизировала данные самого Священного Писания и греко-римских авторов, связанные с бытом, общественным строем, календарём, обычаями и культом времен Ветхого и Нового Завета. Возведение таких знаний давала возможность читателю Библии свободнее ориентироваться в «библейском мире». Важность такого понимания реалий была отмечена ещё Антиохийской школой экзегезы , которая получала библейские сведения не только из Библии, но и от знакомства с восточными обычаями. Святитель Иоанн Златоуст неоднократно призывал своих читателей и слушателей представить себе живые исторические обстоятельства, в которых происходили те или иные события Писания, чтобы лучше понять их. Именно ради этой цели и возникла библейская археология.

Новая библейская археология

Новая библейская археология стала складываться после того, как были открыты первые памятники Востока и античности, относящиеся к библейскому периоду и проливающие свет на упоминаемые в Библии события, и была расшифрована письменность Египта , Двуречья , Ханаана , Хеттского царства . К тому времени из после-библейских текстов были известны лишь Талмуд , Таргум и, труда Иосифа Флавия и фрагменты, сохраненные античными авторами и Отцами Церкви .

Разделы библейской археологии

Библейская археология в наше время делится на два раздела: общая и палестинская.

Общая библейская археология изучает внебиблейские памятники письменности и материальной культуры, проливающие свет на свидетельства священного писания. В этом случае в круг библейской археологии вводится исследование древностей не только собственно древнееврейского народа, но и тех народов, с которыми евреи приходили в историческое соприкосновение, как египтян, ассиро-вавилонян, персов и других.

Библейская археология Палестины (Израиля) ограничивается только древностями еврейского народа как отдельной исторической единицы, занимавшей определенное положение в истории, жившей своей особой культурной жизнью и находившейся в определенных отношениях к окружающим народам, так что исследование древностей других упоминаемых в Библии народов может входить в неё лишь настолько, насколько оно может служить к пояснению древностей собственно библейского народа.

Общая ветхозаветная

В сфере общей библейской ветхозаветной археологии сделано много открытий в XIX и XX веках .

В 1920-х годах английский археолог Л. Вулли обнаружил следы древнего наводнения, которое произошло в Южном Двуречье . По его мнению, это открытие связано с ветхозаветным рассказом о Потопе . Вулли также открыл много других памятников древнего

В марте 2016 года израильские спортсмены-ходоки нашли золотую римскую монету с профилем императора Августа. Это вторая известная науке подобная монета, другая находится в Британском музее. Монета была отчеканена в правление императора Траяна. До сего момента золотая монета эпохи римского императора Траяна (107 г. н. э.) с отчеканенным на ней профилем императора Августа существовала в единственном […]

Библейская история о Валааме доказана археологией. В марте 1967 году на востоке Иорданской долины, на холме под названием Телль Дейр Алла (Tell Deir ‘Alla) голландская экспедиция во главе с профессором Хенком Фрэнкеном (Henk J. Franken) производила раскопки древнего языческого святилища (капища). Этот телль был идентифицирован некоторыми учеными как библейский Сокхоф (Бытие 33:17), другими - как […]

Открытие свитков Мертвого моря Свитки Мертвого Моря оставались скрытыми до 1947 года, до того времени, когда бедуинский пастух сделал первоначальное открытие. Он был членом Темерианского племени бедуинов, которое осело в пустынном районе между Вифлеемом и Мертвым морем. Это был подросток, который пас стадо. В поисках заблудшей козы, он вошел в одну из пещер. Согласно […]

Части мраморной стелы с надписью персидского царя Дария I обнаружили археологи при раскопках на месте древнегреческого города Фанагория в Темрюкском районе Краснодарского края. Об этом сообщили в четверг в пресс-службе фонда Олега Дерипаски «Вольное дело», при поддержке которого проводятся раскопки. «Расшифрованные надписи указывают на то, что они сделаны от имени персидского царя Дария Первого. Надпись […]

Найдено кладбище филистимлян На юге Израиля произошло невероятное открытие. Открытие большого кладбища филистимлян за стенами древнего Ашкелона, который между 12 и 7 веком до нашей эры был главным городом филистимлян, является в своем роде первым в этом регионе. Находка археологов поможет узнать о происхождении филистимлян, от которых израильтяне потерпели больше всего. За более чем вековое […]

Мы продолжаем публиковать материалы из серии «библейская археология». В данной статье мы немного расскажем о находках, касающихся императора Тиберия, а в начале приведем один из отрывков Библии, где говорится о нем. Это произошло на пятнадцатом году правления императора Тиберия, когда Понтий Пилат правил Иудеей, Ирод властвовал в Галилее, его брат, Филипп, был правителем Итуреи и […]

Колодец Иакова - глубокий колодец высеченный в скале. Он расположен недалеко от археологических раскопок Тель Балата, которые считаются местом библейского Сихема (Шхема). Согласно преданию, этот колодец, наполняющийся водой из источника, был выкопан Иаковом, сыном Исаака. Близ этого места проходит дорога, по которой некогда путешествовали патриархи. В настоящее время колодец расположен в греческом православном монастыре того […]

БИБЛЕЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, наука, изучающая исторические события, отражённые в Библии (преимущественно в Ветхом Завете), по вещественным источникам, в контексте археологических исследований на Ближнем Востоке. Хронологические рамки библейской археологии охватывают эпоху неолита, бронзового века и раннего железного века.

Понятие «библейская археология» утвердилось в середине 19 века, когда одновременно с появлением исследований, посвящённых древностям Ближнего Востока, были предприняты попытки сопоставления их результатов с текстом Библии. Основными целями библейской археологии являются: реконструкция на основании обнаруженных вещественных источников исторического и культурного контекста Ветхого Завета; введение в научный оборот внебиблейских источников по библейской истории, в том числе письменных памятников (папирусов, эпиграфических материалов).

Ко 2-й половине 18 - 1-й половине 19 веков относится начало систематического описания и последующего изучения древностей Месопотамии - Ниневии (К. Нибур, П. Э. Ботта; 1842-46 годы), городов Вавилонии (О. Г. Лейард; 1845-47 годы), а также Сиро-Палестинского региона (И. Л. Буркхардт, Э. Смит, Э. Робинсон). Исследования включали несколько направлений: раскопки; описание, обмер и классификацию археологических памятников; их картографирование; сравнительный анализ древнееврейских, арабских и греческих топонимов, с учётом данных позднеантичных авторов (например, Евсевия Кесарийского). Это позволило отождествить руины ряда упомянутых в Библии городов. Результатом предпринятых исследований явилось открытие ряда важных для библейской истории памятников: «чёрного обелиска» с описанием войн ассирийского царя Салманасара III, в том числе и с Израильским царством; изображение осады Лахиша (из дворцового комплекса ассирийского царя Синаххериба в Ниневии); библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала - клинописные тексты вавилонской эпохи. В 1865 году для проведения археологических исследований в Иерусалиме и в целом в Палестине был основан британский Палестинский исследовательский фонд. Картографирование археологических памятников Западной Палестины провели К. Р. Кондер и Г. Китченер (в 1871-78 годы), Хаурана и Северной Иордании - А. Мусил и др. (в 1896-1901 годах).

Значительным научным событием стало обнаружение Ш. Клермон-Ганно ряда палестинских эпиграфических памятников: стелы моавитского царя Меши, граффити на оссуариях. В последней трети 19 - начала 20 веков исследования в области библейской археологии вели и российские учёные при поддержке Русской духовной миссии в Иерусалиме и императора Палестинского православного общества. В 1890-е годы на средства последнего были организованы экспедиции в Палестину под руководством Н. П. Кондакова, М. И. Ростовцева, Н. Я. Марра.

В конце 19 - начале 20 веков ослабление Османской империи и освоение европейскими государствами Ближнего Востока обусловили интенсификацию археологических исследований в этом регионе. В 1890-е годы существенный вклад в изучение археологических памятников Палестины внесли У. М. Флиндерс Питри (Великобритания) и Ф. Блисс (США). Выбрав для исследования Телль-эль-Хеси, Флиндерс Питри предпринял фиксацию культурных слоёв по характерному для каждого из них типу керамики. Следуя его методу, Блисс в ходе работ на Телль-эль-Хеси составил хронологическую шкалу керамической стратификации (так называемую шкалу Питри - Блисса, 1894 год), начинающуюся с 1500 года до нашей эры. Это была первая, хотя и локальная стратиграфическая шкала, ставшая на длительный период основой для датировки археологических памятников. За исследованиями Флиндерса Питри и Блисса последовали работы других учёных на ряде теллей (холмов) Шефелы - юго-запад Палестины (А. Дж. Эванс, Ф. С. Дики; 1894-1900 годы), а также в Гезере (Р. Макалистер; 1902-09 годы), Иерихоне (Э. Зеллин, К. Ватцингер; 1907-09 годы), Шехеме, Мегиддо (1903-05 годы), на Таанахе (1901-04 годы).

Период британского мандата в Палестине и первые послевоенные десятилетия (1920-60-е годы) называют «золотым веком» библейской археологии. Так, 1920-30-е годы были ознаменованы открытием (1925 год) в древнем городе Нузи (хурритская эпоха) «архива» - табличек, содержащих сведения об эпохе ветхозаветных патриархов; раскопками (1922-34 годы), предпринятыми под руководством Л. Вулли, на месте древнего Ура; раскопками в библейском Лахише, которые дали возможность собрать сведения об эпохе проповеди пророка Иеремии. Особое значение в этот период приобрели исследования американского археолога У. Ф. Олбрайта и его учеников (на Телль-эль-Фуль, Кириаф-Сефере, Бет-Цуре, Бет-Шемеше, а также на Рас-Шамре и в Иерусалиме). Благодаря исследованиям Олбрайта удалось составить хронологическую шкалу керамики железного века (в дальнейшем уточнялась благодаря локальным данным). В 1930-е годы Дж. Гарстангом были начаты раскопки в Иерихоне (продолжены К. Кеньон в 1950-е годы). В 1947 году появились сведения о рукописях Мёртвого моря (Кумранские рукописи; смотри Кумранистика). В 1949 году Р. де Во начал археологические исследования на городище Кумран и сельском поселении Айн-Фешка.

В 1950-60-е годы основой ближневосточных исследований в области библейской археологии оставались западноевропейские и американские научные проекты. Однако один из крупных проектов 1970-80-х годов - долгосрочные раскопки в Гезере (У. Девер и др.) - позволил сформироваться поколению израильских археологов, приступивших затем к работе на местах синагог в Галилее, на Телль-эль-Хеси, Телль-Микне и др. Значительный вклад в исследование Месопотамии внесла и российская экспедиция под руководством Р. М. Мунчаева, Н. Я. Мерперта, И.О. Бадера, работавшая с 1969 года в Ираке и Сирии (исследованы памятники 7-3-го тысячелетий до нашей эры). Независимые государства, образовавшиеся после 2-й мировой войны (прежде всего Израиль и Иордания), были заинтересованы в развитии библейской археологии. Израильские учёные большое внимание уделяли краеведению и сплошным обследованиям территорий (разведки Н. Глюка в пустыне Негев), активно изучали археологические памятники не только эпохи поздней бронзы и раннего железного века, но и периода Второго храма, вплоть до восстания Бар-Кохбы. Так, в 1960-е годы И. Ядину удалось определить по аэрофотоснимкам место римского лагеря у Эйн-Геди; вскоре были исследованы остатки крепости Масада. В конце 1960 - начале 1970-х годов начались раскопки в Иерусалиме (в Старом городе) и на Синае.

В целом государственная поддержка помогла израильской археологии в 1970-90-е годы выдержать конкуренцию в полевых исследованиях и быстро создать обобщающие труды, реконструирующие ход исторического процесса в Сиро-Палестинском регионе от эпохи неолита до античности.

В последней трети 20 века усугубился концептуальный кризис библейской археологии, обусловленный усилившейся критикой исторической достоверности ранних книг Библии. Такие исследователи, как Ф. 3. Дейвис, Т. Л. Томпсон, Н. П. Лемхе, придерживаясь мнения о позднейшем (не ранее персидской эпохи) происхождении текстов Ветхого Завета, сочли невозможным опираться на них при реконструкции социально-политической и этнической истории Восточного Средиземноморья. Под сомнение была поставлена возможность доказательства (на основании археологических памятников) исторической достоверности завоевания еврейскими племенами Ханаана, создания единого Израильско-Иудейского царства, храмового строительства эпохи Соломона. Кроме того, предлагалось (У. Девер, И. Финкельштейн) отказаться от термина «библейская археология» в пользу более нейтрального, например «сиро-палестинская археология», «археология Ближнего Востока эпохи бронзового и раннего железного века».

Первые годы 21 века отмечены новыми тенденциями. В библейской археологии наметилось разделение на два исследовательских направления: одно направление изучает материальную культуру, используя принятые в современной археологии методы полевой работы (с целью реконструкции этнокультурной истории Восточного Средиземноморья 8-1-го тысячелетий до нашей эры), другое направление остаётся преимущественно отраслью библеистики и стремится благодаря археологическим исследованиям более глубоко понять Библию как сложный исторический источник.

Лит.: Archaeology and Biblical interpretation. Atlanta, 1987; Weippert Н. Palästina in vorhellenistischer Zeit. Мünch., 1988; Mazar А., Stern Е. Archaeology of the land of the Bible: In 2 vol. N. Y., 1990-2001; Kuhnen Н. Р. Palästina in griechisch-römischer Zeit. Мünch., 1990; The Archaeology of ancient Israel. New Haven, 1992; Беляев Л. А. Христианские древности. 2-е изд. М., 2000; Мерперт Н. Я. Очерки археологии библейских стран. М., 2000.