Вступление франции в нато. Взаимодействие франции и нато

21 февраля 1966 года президент Франции объявил о выходе страны из Североатлантического Альянса. Для генерала де Голля эта операция стала «последней важнейшей битвой».

Со времени создания в 1949 году НАТО Франция была одним из основных его участников. Для вступления в эту организацию у страны были определенные основания.

Во-первых, Вторая мировая война и немецкая оккупация нанесли стране колоссальный ущерб, экономика была серьезно подорвана и Франция была вынуждена согласиться с планом Маршала. План экономической помощи западноевропейским странам, пострадавшим во время войны, являлся ничем иным как инструментом холодной войны США против СССР и в то же время был мощным средством по укреплению доллара как международной валюты. Но для ослабленной Франции такой план был единственным выходом из кризисного положения.

Во-вторых, формирование Североатлантического Альянса происходило в условиях уже сложившейся модели биполярного мирового устройства. Франция, как страна капиталистического типа, автоматически становилась союзником США.

Поэтому для Франции сотрудничество с заокеанскими и европейскими партнерами в экономической и военной сферах было неизбежным. Переезд в 1952 году штаб-квартиры НАТО из Лондона в Париж символизировал незыблемость присутствия военного блока на континенте.

Между тем, изначальное доминирование в структурах Альянса США и, в меньшей степени, Великобритании, было очевидным. Эти тенденции не скрывались, более того, Соединенные Штаты, несшие основную часть расходов по ядерному сдерживанию СССР, усилили влияние на союзников.

Такое положение противоречило национальным интересам Франции и не могло не беспокоить президента Франции Шарля де Голля, твердо державшего курс на восстановление роли Франции как мировой державы.

Он предложил англосаксам модель равноправного принятия решений по ключевым вопросам, связанным с использованием ядреного оружия (трехсторонний директорат США, Франции и Британии), при котором каждая из трех держав обладала бы правом вето на применение ядерного оружия, но от нее США отказались.

Другой проблемой стали ядерные разработки Советского Союза, в том числе создание баллистических ракет, способных поражать цели не только в Европе, но и в Америке. В этом случае Франция могла стать заложницей американских политических игр. Поэтому де Голль начал программу поэтапного выхода страны из Альянса.

Еще в конце 1950-х американцам было запрещено иметь на базах во Франции ядерное оружие. В 1958 году правительству США было отказано в предоставлении возможности развернуть баллистические ракеты средней дальности на французской территории. Из-под командования НАТО был выведен французский флот: сначала в Средиземном море, а летом 1963 года - в Атлантике.

«Участие того или иного государства в НАТО, где безраздельно командуют американцы, может легко вовлечь это государство, помимо его воли, в опасную военную авантюру», - такими словами французский президент обосновал свое решение о выходе страны из военной структуры НАТО, принятое после визита в СССР, где ему были продемонстрированы возможности советской ракетной техники.

21 февраля 1966 года Франция вышла из военной организации НАТО. В официальной ноте правительство Жоржа Помпиду объявило об эвакуации 29 баз с 33 тысячами человек личного состава с территории страны.

К сожалению, после ухода де Голля из политики все последующие лидеры Франции следовали в фарватере подчинения США, в 2009 году Париж полностью вернулся во все структуры Североатлантического Альянса.

*Обращаем Ваше внимание на то, что организации Братья мусульсане, ИГИЛ, ИГ, ОУН, УПА, УНА-УНСО, Правый сектор, Меджлис крымскотатарского народа признаны экстремистскими и запрещены на территории Российской Федерации.

В середине 60-х годов западноевропейские страны еще больше сконцентрировались на решении интеграционных вопросов. Для Франции, смирившейся с потерей колоний, европейские дела определяли основное содержание внешней политики. В октябре 1964 г. после победы на выборах в Британии к власти пришли лейбористы, которые сформировали правительство во главе с Г.Вильсоном. Новое правительство провозгласило политику «ухода из районов к востоку от Суэца», что подразумевало намерение предоставить независимость ряду своих колоний в Азии.

В середине 60-х годов западноевропейские страны еще больше сконцентрировались на решении интеграционных вопросов. Для Франции, смирившейся с потерей колоний, европейские дела определяли основное содержание внешней политики. В октябре 1964 г. после победы на выборах в Британии к власти пришли лейбористы, которые сформировали правительство во главе с Г.Вильсоном. Новое правительство провозгласило политику «ухода из районов к востоку от Суэца», что подразумевало намерение предоставить независимость ряду своих колоний в Азии. Соответственно, европейская политика для Лондона стала важней отношений с заморскими территориями. Вопрос о вступлении Британии в ЕЭС продолжал висеть в воздухе после того, как в 1963 г. Франция повторно выступила против ее принятия.

Позиция Парижа в этом вопросе оставалась неизменной.

Образование ЕЭС при лидерстве Франции не служило сплочению атлантического блока в том смысле, как на то рассчитывали США. В политическом отношении при главенстве Парижа «шестерка» могла оказаться слишком независимой по отношению к США или даже антиамериканской. Экономически введение странами ЕЭС общего внешнеторгового тарифа ослабляло конкурентоспособность американских товаров в странах «общего рынка», что вело к конфликтам в американо-западноевропейских отношениях («куриная война» и т.п.).

Между тем, 2 марта 1965 г. страны «шестерки» договорились о слиянии трех европейских сообществ – ЕОУС, ЕЭС и Евратома – в одно целое. Одновременно было решено слить и рабочие органы сообществ в единый механизм на базе ЕЭС. Процесс слияния предполагалось осуществить за два года. Шло углубление интеграционного процесса. Вопрос о его направленности становился важнее.

ФРГ, сближаясь с США, стала изыскивать пути ограничения влияния Ш. де Голля на европейскую интеграцию. Кабинет Л.Эрхарда стал высказываться в том духе, что достигнутый уровень экономического сотрудничества в рамках ЕЭС делает необходимым дополнение его политическим взаимодействием на наднациональной основе, как то в принципе было предусмотрено Римским договором 1957 г. «Федералистская» позиция ФРГ встретила поддержку других стран ЕЭС, но вызвала несогласие Парижа.

Франция рисковала попасть в дипломатическую изоляцию в «шестерке». Летом 1965 г. при обсуждении болезненного для Парижа вопроса об унификации странами ЕЭС своей сельскохозяйственной политики ни одна из стран «шестерки» не поддержала его точку зрения. Резонанс этого частного спора был усилен тем обстоятельством, что с 1 января 1966 г., согласно Римскому договору, решения в ЕЭС должны были приниматься большинством голосов, а не консенсусом. Обмен мнениями в ходе обсуждения вопроса о сельхозпродукции выглядел в этом смысле как репетиция будущей процедуры принятия решений в «шестерке». Французская делегация была в шоке. Получалось, что партнерам Франции по ЕЭС было достаточно отложить рассмотрение спорного вопроса на полгода и они могли без усилий «арифметически» навязать Франции свое решение. В обстановке растерянности французское правительство приняло решение с 1 июля 1965 г. бойкотировать заседания рабочих органов ЕЭС. Внутри «шестерки» возник кризис доверия.

Париж боялся наднациональной интеграции, опасаясь потерять в ней свою независимость. Об этом свидетельствовали слова Ш. де Голля, произнесенные по поводу ситуации в ЕЭС 9 сентября 1965 г. Президент адресовал свой гнев тем, кто «желал бы растворить Францию в федерации, которая называется европейской, а на деле является атлантической». Ш. де Голль противопоставил такой версии интеграции единение государств европейского пространства «от Атлантики до Урала» с участием Советского Союза и восточноевропейских стран. Формула объединения Европы «от Атлантики до Урала» в дальнейшем часто фигурировала в выступлениях президента. Она повторно обрела популярность в конце 80-х годов XX в. в связи с идеей «общего европейского дома», выдвинутой генеральным секретарем ЦК КПСС М.С.Горбачевым.

Конфликт с Францией не входил в планы стран «шестерки». В декабре 1965 г. удалось разрешить спор с учетом интересов Франции. Западногерманские фермеры, пострадавшие от принятого решения, получили право на компенсацию своих финансовых потерь от введения единой сельскохозяйственной политики из общего бюджета сообщества, а французские производители агропродукции получили те послабления, на которых настаивал Париж.

Но Франция продолжала бойкотировать работу ЕЭС. После неоднократных попыток переубедить французскую сторону в январе 1966 г. на встрече в Люксембурге министры иностранных дел «шестерки» смогли найти компромиссное соглашение. Было установлено, что решения в ЕЭС будут приниматься, как и предусмотрено Римским договором, большинством голосов. Однако при обсуждении наиболее важных вопросов интеграционной политики решения будут приниматься методом консенсуса, то есть на основе принципа единогласия. Эта договоренность стала именоваться «люксембургским компромиссом». Кризис был преодолен, и Европейское сообщество продолжило развиваться.

На очереди стоял вопрос о его расширении. В мае 1967 г. Британия снова обратилась с просьбой о принятии в ЕЭС. Большинство стран сообщества считали нужным удовлетворить ее просьбу. Решение зависело от Франции. 16 мая 1967 г. Ш. де Голль снова наложил вето на принятие Великобритании. Остальные страны «шестерки» резко отрицательно отнеслись к решению французской стороны, сочтя его необоснованным. В Европе рос скепсис в отношении французского президента, которого обвиняли в косности и неумении признавать новые реалии. Президенту Франции было 70 лет.

Париж, между тем, продолжал дистанцироваться от США. Американцы тоже упорствовали. Администрация Л.Джонсона, унаследовавшая план МСЯС вместе с министром обороны Р.Макнамарой, не отказалась от него и после того, как в 1963 г. план был в первый раз отвергнут Ш. де Голлем. На сессии совета НАТО в Оттаве в мае 1963 г. Британия предложила модификацию американского плана, в соответствии с которой многосторонние ядерные силы создавались бы не вместо, а наряду с национальными ядерными потенциалами. Этот проект тоже не встретил одобрения.

16 декабря 1964 г. американская делегация представила на рассмотрение сессии совета НАТО третью версию плана, предполагавшую совместное строительство надводных боевых кораблей-носителей ядерного оружия на условиях софинансирования и передачи их под командование общенатовского органа, голоса в котором распределились бы соразмерно доле каждой страны в финансировании программы. В проекте согласилась участвовать ФРГ, рассчитывавшая хотя бы таким образом получить право принимать решения об использовании атомного оружия.

Американский план вызвал небывало бурную реакцию французской делегации, которая почувствовала себя почти оскорбленной: предложения Вашингтона полностью расходились с представлениями Парижа о формуле отношений ядерных держав Запада в сфере безопасности. Франции такая схема виделась в форме тройственной директории США, Франции и Британии (такая идея была выдвинута Ш. де Голлем еще в 1958 г.), которые должны были совместно принимать ключевые решения, причем каждая из трех держав обладала бы правом вето на применение ядерного оружия. Французская делегация снова высказалась против МСЯС. План отказались одобрить Канада, Дания, Норвегия, Исландия и Турция. Даже Британия не рискнула открыто солидаризироваться с США. Только Западная Германия проголосовала за американское предложение. США не отказывались от плана, хотя понимали его нереалистичность.

Противоречия между Францией и НАТО нарастали. Дело было не в МСЯС. С точки зрения Парижа, план был воплощением американской линии на подчинение Западной Европы и включение ее в стратегию Вашингтона в качестве послушного партнера, предназначением которого было предоставлять Соединенным Штатам плацдарм в Старом свете для противостояния Советскому Союзу.

Ш. де Голль не хотел конфронтации с США, но он не считал подчинение Вашингтону лучшим средством обеспечения интересов Франции. Французский президент верно рассуждал, что безопасность страны будет вполне надежно защищена усилиями самой Франции от гипотетической угрозы со стороны Советского Союза, если у нее будет – не обязательно большой – собственный потенциал ядерного сдерживания, достаточный, чтобы угрожать главным городам европейской части СССР.

В отличие от Вашингтона, Париж не рассматривал всерьез перспективу глобальной войны против Советского Союза. Франция не хотела ее, не видела оснований подозревать СССР в намерении ее развязать и была не намерена в ней участвовать на чьей бы то ни было стороне. Ш. де Голль не считал, что угроза, которую Советский Союз способен представлять для США, автоматически является угрозой для Франции. Французские стратеги исходили из того, что со стороны СССР для Франции существует лишь ограниченная угроза, которую она в состоянии сдержать ограниченным собственным ядерным потенциалом. Этот потенциал Париж намеревался использовать лишь при непосредственной угрозе для Франции и только по своему усмотрению.

Безопасность Франции в Париже фактически отделили и от безопасности Запада в целом, и от безопасности США. Ш. де Голль отвергал сосредоточенность американских политиков исключительно на возможности войны с «социалистическим блоком». Его видению соответствовала концепция «обороны по всем азимутам» (multi-sided defense) или «многостороннего сдерживания» (multilateral deterrence), в рамках которой конфликт с СССР и его союзниками был только одним из нескольких негативных сценариев развития. Франция признавала себя частью Запада, но не хотела участвовать в войне против СССР, если это не было продиктовано ее собственными национальными интересами.

Стремление Парижа к обособлению внутри военно-политической стратегии Запада усиливалось по мере разрастание войны США во Вьетнаме в 1965-1966 гг. Франция резко критиковала Вашингтон за начало вьетнамской кампании. Ш. де Голль подозревал США в желании присвоить французское «колониальное наследство» и перехватить геополитический плацдарм в Индокитае, который прежде принадлежал французам. Париж учитывал фактическую вовлеченность в войну Советского Союза и Китая, которые действовали на стороне вьетнамцев против США. Расклад сил во многом напоминал корейскую войну 1950-1953 гг., и Ш. де Голль не исключал расширения масштабов конфликта за счет неконтролируемой эскалации противостояния США с двумя коммунистическими державами. Столкнуться с риском стать заложником советско-американской конфронтации французское руководство не хотело. Париж пришел к заключению о необходимости радикального решения.


21 февраля 1966 г. Франция официально заявила о выходе из военной организации НАТО. Мотивируя свое решение, Ш. де Голль заявил, что в связи с изменившимися условиями в мире политика, проводимая в рамках НАТО, противоречит интересам Франции и может привести к автоматическому вовлечению ее в конфликты. Ш. де Голль добился от США эвакуации с французской территории всех военных штабов НАТО, вывода союзнических войск и ликвидации иностранных военных баз. Все французские вооруженные силы были подчинены национальному командованию с 1 июля 1966 г., а с 6 октября 1966 г. представители Франции покинули постоянный комитет НАТО.

В связи с выходом Франции из военной организации НАТО руководители блока предприняли усилия для преодоления кризиса блока. В ноябре 1966 г. созданный в мае 1965 г. комитет ядерного планирования НАТО был реорганизован в комитет военного планирования, при котором была создана отдельная группа ядерного планирования. В обе новые структуры вошли представители ФРГ.

Копия чужих материалов

Один мудрец сказал: «Дипломатия - та же война, но без оружия». Дипломатическая война между Россией и Францией длится уже триста лет. В этой войне были и победы, и поражения с обеих сторон, были годы дружбы и жёсткой конфронтации. Всё это продолжается до сих пор с переменным успехом. Нет страны в мире, с которой у России была бы такая интересная дипломатическая история, как с Францией. Я расскажу об одном эпизоде из наших дипломатических отношений с Пятой Республикой. Думаю, это будет интересно. Итак, поехали!

Об этой истории мне поведал наш земляк Хасанбий Гешев, очевидец событий. Он, в то время будучи «Ванькой-взводным», красил (именно красил) траву на космодроме Байконур. Что дало повод президенту Франции по возвращении на родину заявить: «Меня в России всюду преследовал запах свежей краски».
А если говорить более серьёзно, немного предыстории.

1966 год. Военные самолёты стран НАТО летают над Европой с ядерными бомбами на борту. В результате столкновения над испанской деревней Поломаресс гибнут семь человек, и теряется водородная бомба.

28 февраля отряд атомных подводных лодок ВМФ СССР завершил полуторамесячный кругосветный переход без всплытия, пройдя сложнейшим для мореплавания, особенно подводного, кишащим айсбергами, проливом Дрейка. В мире накалённое противостояние: НАТО - Варшавский договор. Это было время, когда надо было что-то предпринять, внести, как гласило название первой книги де Голля «Раздор в стане врага», сумятицу в стан потенциального противника. Провести, как сейчас говорят, дипломатическую спецоперацию.

Китайская мудрость говорит: «Если невозможно победить двух тигров, умная обезьяна рассорит их». На роль «жертвенного тигра» из всех видных фигур того времени более других подходил генерал де Голль. Яркая личность, противоречивая фигура. Человек, обладающий выдающимися достоинствами и столь же выдающимися недостатками в характере.

А было так, что в тот период намечался его визит в Советский Союз. Гостя надо было принять и достойно, и престижно для страны. Для чего был разработан простой в своей гениальности план: показать де Голлю Байконур! Эту идею высказал хорошо знавший генерала Алексей Николаевич Косыгин, про которого Шарль де Голль говорил: «Этот инженер, министр планирования, внушал уважение своей интеллигентностью, глубокими знаниями ресурсов и нужд своей страны. И который может многое изменить к лучшему не только в экономике страны, но и в советско-французских отношениях».

Согласно программе последнего дня пребывания президента Франции везут в Новосибирск, показывают Академгородок, лаборатории, в его присутствии проводят яркие эксперименты. Мадам Ивонне де Голль дарят якутские алмазы. Проходит культурная программа с посещением театра.

На следующее утро к взлёту готовы два самолёта, в первом самолёте сопровождающие президента Франции дипломаты, советские и французские журналисты. После того как самолёт со всей этой свитой благополучно улетает, де Голлю делают предложение увидеть Байконур. И на борт одного из самолётов летит радиограмма: «В связи с незначительной поломкой второй самолёт вынужден совершить посадку на промежуточном аэродроме». Наконец лайнер берёт курс на Байконур, которым восхищался весь мир. До этого события на эту землю не ступала нога иностранца. Попасть в святая святых советской оборонки мечтали многие, причём не только президенты, но и главные шпионы наших дружественных и не совсем дружественных стран - соседей по планете. И поэтому неудивительно, что на предложение, сделанное Алексеем Николаевичем, де Голль откликнулся. Да иначе и быть не могло. Ведь это был блестящий военный теоретик, новатор, ещё до войны написавший восемь монографий о военном строительстве. Одну из них, названную «За профессиональную армию», читали Гитлер, Кейтель, Брухич, Гудериан. Эта монография была издана и у нас в СССР тиражом 800 экземпляров. В монографии де Голль предсказал весь ход Второй мировой войны задолго до её начала.

К приезду генерала Байконур преобразился. Его временно переименовали в Звездоград, положили асфальт во всём городе. Построили новую железнодорожную ветку и станцию, названную Дегольевка. Главком ракетных войск Николай Крылов был предельно краток: «Как театр начинается с вешалки, так и полигон - с общего вида. Напоминаю: балконы покрасили не для сушки белья, буду проверять всё лично».

И вот встречаемый восторженными жителями де Голль едет по улицам. Растроганный тёплым приёмом, он несколько раз останавливает машину, выходит к встречающим, жмёт им руки, обнимает их.

Де Голль пробыл на космодроме четыре часа, наблюдал за пуском трёх ракет. Первая была метеоспутником. Это был её пятый пуск, четыре предыдущих были неудачными. Но 25 июня пуск прошёл блестяще. Генералу сказали, что это спутник «Космос 122», и что в течение часа он обследует 25 миллионов километров земной поверхности. Ещё запустили две боевые ракеты Р-16У. Даже по телевизору это очень захватывающее зрелище. Представьте себе: открываются крышки шахтной установки. Из газоходов вырываются огромные языки пламени, содрогается земля, ракета выходит из установки. Раздаётся оглушительный рёв двигателей, раскатистый ракетный гром заглушает всё вокруг. Ни с чем не сравнимое зрелище даже для тех, кто наблюдает эту картину десятки раз. А что говорить о других! С интервалом в несколько минут запускается следующая ракета. И всё повторяется.

Президент Франции, забыв о присущем ему высокомерии и снобизме, восхищённо повторяет: «Колоссаль! Колоссаль!». Как человек военный, де Голль не мог не оценить силу и мощь этого оружия. Волнуясь, он спрашивает у Брежнева:

Это правда, что эти ракеты нацелены на Париж?

Нацелены туда, где базируются войска наших потенциальных противников, - без дипломатии ответил Леонид Ильич.

После демонстрации ракетной техники состоялся торжественный приём в честь пребывания в Звездограде высокого французского гостя. И все, кто присутствовал на приёме, отмечали: генерал был воплощением величия и задумчивости.

Возвратившись во Францию, президент объявил: Франция выходит из военной организации НАТО. С её территории до первого апреля 1967 года удаляются все 29 иностранных баз с 23 тысячами солдат и офицеров. Из Парижа была выведена и штаб-квартира НАТО.
Судя по последствиям, это была великая победа советской дипломатии.

Отношения Франции с Североатлантическим Альянсом занимают особое место во французской истории. Это связано, прежде всего, с тем, что, являясь страной-учредителем Альянса, Франция не всегда поддерживала действия НАТО. На ее позицию, во многом, влияла быстро меняющаяся обстановка на мировой политической арене.

Европейские страны, в том числе и Франция, стремились обезопасить себя от «коммунистической угрозы» со стороны Советского Союза путем создания механизма военного и политического сотрудничества. Кроме того, Францию волновала также германская угроза, связанная с возможностью возрождения Западной Германии, к чему стремились английская и американская стороны. Следует также учитывать сложное экономическое положение Франции после Второй Мировой Войны. Создание такого рода Альянса позволило ей «запрыгнуть на подножку уходящего поезда» в качестве одного из лидирующих мировых игроков.

Каждая из стран Западной Европы, ставшая членом НАТО, была готова содействовать развитию Организации, но отношение к роли НАТО у них было разное. Данный факт отчетливо демонстрируют позиции Франции и Великобритании. Великобритания изначально выступала за то, что присутствие США в Европе – ключевой фактор развития интеграционных процессов, которые не могут расширяться без усиления связей с США. В свою очередь, Франция основывалась на том, что подобное усиление США поставит страны Европы в подчиненное положение, а также будет способствовать размежеванию позиций европейских стран. Именно Франция не разделяла оптимизма по поводу того, что намерения США лежат исключительно в плоскости обеспечения евробезопасности и не была настроена оптимистично в признании исключительной роли НАТО в данной сфере.

Это стало очевидно уже в 1966 г., когда Франция вышла из Комитета военного планирования и Группы ядерного планирования. США настаивали на размещении военных баз НАТО на территории Франции, а также на передачи части военного контингента страны под патронаж НАТО, что, безусловно, шло вразрез с политикой «независимости» Франции. Кроме того: «в то время, как Франция вышла из НАТО (1966 г.), она активно выступала против агрессии США в Индокитае в 1960-х гг., осуждала агрессию США во Вьетнаме, оказывала военно-техническую помощь Вьетнаму, Камбодже и Лаосу. Более того: Франция и СССР вели переговоры о военно-политическом союзе» .

Начало 1990-х гг. стало новой вехой в истории международных отношений. Роспуск ОВД, крушение Советского Союза, окончание «холодной войны» - все это повлияло на расстановку сил на мировой арене. На фоне этих событий, перед странами, входящими в НАТО, встал вопрос о сохранении или роспуске Организации. Альянс фактически потерял смысл своего существования, наметился кризис его идентичности.

Существовало несколько вариантов дальнейшего развития событий. «…Распустить НАТО вслед за ОВД; поставить НАТО под контроль ОБСЕ и отдать ей те военные механизмы, которыми обладала НАТО; сохранить НАТО в её нынешнем качестве военно-политического блока с ограниченным членством, расширив, однако, функции и географическую сферу за пределы евроатлантического региона» . Роспуск НАТО был невыгоден ни США, ни европейским странам в силу того, что крушение Советского Союза повлекло за собой нестабильность международной обстановки и сохранение блока должно было стать гарантией безопасности в евроатлантическом регионе. Второй вариант был более предпочтителен, но также не нашел поддержки у США, изначально имеющих намерение пойти по третьему пути.

Расширение НАТО следует рассматривать как трехуровневое, потому что под расширением понимается не только, количественное увеличение членов Альянса, но и расширение функций и зоны ответственности НАТО. По Договору о создании Североатлантического Альянса, НАТО – открытая организация, в которую могут вступать другие члены, не являющиеся странами-учредителями. Это закреплено в статье 10 Договора: «Договаривающиеся стороны по всеобщему согласию могут предлагать любому другому европейскому государству, способному развивать принципы настоящего Договора и вносить свой вклад в безопасность Североатлантического региона, присоединиться к настоящему договору…». Именно поэтому вопрос о количественном расширении с юридической точки зрения имеет под собой легальные основания.

Что касается изменения функциональной роли НАТО, то здесь следует отметить Стратегическую концепцию Альянса 1991 г. Согласно этой концепции «…безопасность НАТО должна строиться с учетом глобального контекста…и опасностей, носящих более широкий характер, включая распространение ОМУ, перебои в поставках жизненно важных ресурсов и акты терроризма и диверсий…». Из этого можно сделать вывод о том, что НАТО не только готова подстраиваться под новые угрозы безопасности, но и видит себя основным актором решения этих проблем. Но главное, что было отражено в концепции – это расширение спектра вопросов, которые ранее не решались в рамках структур НАТО.

По сходному сценарию развивался и вопрос о расширении зоны влияния НАТО. В контексте данного положения о расширении заложено проведение военных операций за пределами зоны ответственности Альянса. Это было впервые включено в Стратегическую концепцию НАТО в 1999 г. Расширение произошло за счет того, что в концепции помимо политических аспектов рассматривалось «право» проведения военных операций по всему миру по усмотрению Альянса. Это закреплено в Пункте 3 Концепции, который определяет: «создание евроатлантической структуры безопасности, в которой НАТО играет центральную роль».

Расширение НАТО следует рассматривать в контексте интеграционных процессов в Европе. Причина этого кроется, в первую очередь в том, что Европейскому Союзу нужна была помощь НАТО в обеспечении линии безопасности, которая гарантировала бы защиту от той нестабильной обстановки, царящей в странах ЦВЕ после ликвидации ОВД.

К моменту, когда фактически произошло расширение НАТО на Восток за счет стран ЦВЕ, у власти во Франции стоял Ж. Ширак, победивший на президентских выборах в 1995 г. Во внешнеполитическом курсе страны произошли некоторые изменения. В высших эшелонах власти начались разговоры о том, что новый Президент вернет Францию в военные структуры НАТО и согласится на передачу некоторого количества французского военного контингента под патронаж сил Альянса. Но все эти заявления были сделаны во время предвыборной гонки, а когда она закончилась и победа была уже в руках, Ж. Ширак фактически отказался от атлантического курса. Ж. Ширак был уверен, если позволить США распространять свою гегемонию на Восток, вскоре общеевропейская безопасность будет только снижаться, а проекты европейской безопасности так и будут оставаться на бумаге. Таким образом, позиция Франции после вступления в должность Ж. Ширака стала двойственной. Президент пытался, с одной стороны, показать, что он думает в первую очередь о преимуществах Франции, а, с другой стороны, выравнивал отношения с Альянсом, при этом отказывался от возвращения в военные структуры .

Второй причиной фактического отказа вначале своего президентского срока от атлантического курса, а, следовательно, и не слишком благоприятного отношения к расширению НАТО на Восток стало сближение Франции с Россией. Здесь наблюдается совпадение с позицией Германии по данному вопросу. В частности, выступая Бундестаге 11 сентября 1996 г., Г. Коль осветил основную позицию своей страны по расширению НАТО: временно отложить принятие конкретных решений по вступлению новых членов в Североатлантический Альянс до 1997 г., «чтобы у России не сложилось впечатления, будто здесь создаются свершившиеся факты» 4 . Франция также придерживалась позиции, которая показывала, что она готова учитывать интересы России в данном контексте: «Считая такое расширение неизбежным, французский президент, тем не менее, полагал, что оно должно происходить с учетом интересов безопасности России и одновременно с реформированием Североатлантического Альянса, которое совершенно необходимо в новой мировой системе после распада СССР» .

Еще одно заявление Ж. Ширака позволяет говорить о том, что Франция не придерживалась позиции немедленного расширения Альянса: «К Востоку, Альянс должен строить истинные партнерские отношения с такой большой страной как Россия. Установление прочных связей между ними и сближение будут способствовать уважению суверенитетов и интересов каждой из сторон» . Подобная позиция не могла способствовать укреплению положения Франции в НАТО. Во-первых, это противоречило идее США о немедленном расширении НАТО, а, во-вторых, подвергало Францию риску оказаться на обочине мировой политики.

Именно поэтому, для того, чтобы сгладить накопившиеся противоречия, накопившиеся в связи с рассмотрением данного вопроса, Франция решила стать медиатором в отношениях между Россией и НАТО, тем самым оправдать свое согласие с позицией США по расширению Альянса на Восток: «Франция стоит у истоков сближения России и НАТО… теперь Россия сможет полностью участвовать в установлении контуров нового евроатлантического пространства безопасности» . В 1997 г. на Мадридской конференции был подписан Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией североатлантического договора, инициатором которого также стала Франция. По этому акту: «Россия и НАТО не рассматривают друг друга как противников. Общей целью России и НАТО является преодоление остатков прежней конфронтации и соперничества и укрепление взаимного доверия и сотрудничества. Настоящим Актом подтверждается их решимость наполнить конкретным содержанием общее обязательство России и НАТО по созданию стабильной, мирной и неразделенной Европы, единой и свободной, на благо всех ее народов. Принятие этого обязательства на высшем политическом уровне является началом фундаментально новых отношений между Россией и НАТО. Они намерены развивать на основе общих интересов, взаимности и транспарентности прочное, стабильное и долговременное партнерство» . Следовательно, став посредником в переговорах, Франция сглаживала отношения с Россией, с одной стороны, и оправдывала согласие на расширение НАТО, с другой.

Ж. Ширак, несмотря на то, что был вынужден согласится с расширением, считал, что оно приведет к еще большему снижению роли стран Европы в обеспечении безопасности. Примером может служить попытки НАТО вмешаться в югославский конфликт в 1998 г. и позиция Франции по данному вопросу. Франция на тот момент расширила свои полномочия в рамках военных структур НАТО, вернувшись в 1995 г. в Военный Комитет. При обсуждении вопроса о том, как будут развиваться события в Югославии, Франция отрицала возможность силового пути решения проблемы, в силу того, что Альянс не должен, по ее мнению, распространять свое военное влияние за пределы атлантического региона , тем более что силы ООН имеют на это больше легальных прав и без ее санкции вмешательства во внутренние дела государства противоправны. США обвинили Францию в том, что она, будучи членом НАТО, отказывается помогать Альянсу в поисках новых причин ее существования.

1999 г. дал Франции новый повод для того, чтобы вновь внести на рассмотрение вопрос о том, что обеспечение безопасности возможно без расширения НАТО за счет расширение европейских структур. В рамках Европейского Союза была создана общая европейская политика безопасности и обороны, что теоретически могло привести к обособлению военно-политической составляющей ЕС и превращения ее в самостоятельную структуру. Надежды на изменения не оправдались, потому что в 1999 г. Венгрия, Польша и Чехия вошли в НАТО. Произошло расширение зоны ответственности НАТО на территорию ЦВЕ, а также увеличение количества стран в Альянсе.

События начала ХХI в. показали, что Альянс будет продолжать расширяться и в функциональном плане. США, используя события 11 сентября 2001 г., совершили ряд действий, которые ими оправдывали. Таким образом, США вышли из Договора по противоракетной обороне, начав создавать национальную систему противоракетной обороны, а также использовали это для того, чтобы совершить ряд мероприятий за пределами зоны ответственности НАТО. Этому свидетельствуют операции против талибов в Афганистане в 2002 г., война в Ираке 2003 г. Франция, в свою очередь, начинает политику по увеличению лояльности в отношении вопроса расширения НАТО на Восток. Это выразилось в том, что вовремя саммита НАТО в Праге в 2002 г. Франция поддержала инициативу стран-членов Альянса по расширению количества штабов для увеличения эффективности управления, но главное, Франция фактически поддержала территориальное расширение Альянса на Восток .

В 2004 г. произошел очередной виток расширения НАТО на Восток. Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения, Эстония стали членами Альянса. Именно поэтому Франции следовало начать подстраиваться под быстроменяющуюся ситуацию на мировой арене, чтобы не остаться на периферии мировой политики. Франция решает не только начать помогать НАТО, но и расширить свое присутствие в военно-политических структурах: «В этот период Франция делегировала своих представителей в состав КФОР по Косову, международных военных сил под руководством НАТО; участвовала в совместных действиях в Афганистане, направив туда свой контингент войск и несколько истребителей-бомбардировщиков «Мираж 2000-D». Ее военные пополнили силы быстрого реагирования Альянса». Фактически, с этого момента можно говорить о том, что наметилась тенденция к полномасштабному возвращению Франции в военные структуры Альянса. В Париже в 2006 г. на ежегодной конференции послов Франции за рубежом Президент Франции сделал заявление: «Попытки вовлечь Североатлантический альянс в невоенные миссии, временные партнерства, технологические авантюры, недостаточно подготовленное расширение способны лишь изменить само предназначение НАТО» .

Таким образом, к 2007 г. Франция вошла практически во все военные структуры НАТО, кроме Комитета по планированию обороны и Группы ядерного планирования. В 2007 г. во Франции произошла очередная смена власти. К власти пришел Н. Саркози, который скорректировал внешнеполитический курс страны. Это выразилось в том, что теперь Франция фактически соглашалась проводить атлантический курс и содействовать расширению Альянса.

К моменту очередного расширения Альянса в 2009 г. позиция Франции относительно расширения Альянса стала еще более мягкой: «Расширение НАТО представляет собой центральный элемент безопасности и стабильности на континенте» - заявил новый Президент Республики Н. Саркози. Также 20 июля 2009 г. Ф. Штоль был назначен на должность главы ОВС НАТО в Лиссабоне, а 29 июля Ш. Абриаль получил назначение на пост Верховного главнокомандующего объединенных войск НАТО. «Абриаль стал первым представителем стран Европы, кто получил один из двух стратегически важных постов в руководстве Североатлантическим Альянсом, что усиливает позицию Франции не только в НАТО, но и в Европе в целом. Это завершило интеграцию Франции в военные структуры НАТО. Это выражается в постепенном увеличении военного французского контингента в НАТО, в частности, французские авиационные силы составляют теперь около 20% всего состава» .

Так, следует отметить, что при Ш. де Голле политика государства по отношению к НАТО была негативной. Ее апогеем стал выход Франции из военных структур Альянса, что, с одной стороны осложняло продвижение позиции Франции в политических структурах НАТО, а с другой – позволяло проводить политику, независимую от США. Во внешнеполитической концепции Франции при Ж. Шираке наметилась тенденция к более лояльному отношению к НАТО, а также появилось стремление поддержать его основополагающие начинания, в том числе и трехуровневое расширение. Н. Саркози существенным образом скорректировал позицию страны по отношению к роли НАТО, вернув Францию в военные структуры Альянса.

Вопрос о расширении НАТО был одним из приоритетных направлений в отношениях Франции и Североатлантического Альянса. Изначально, французская сторона выступала за постепенное расширение НАТО. Но возникшие противоречия с США по этому вопросу не позволили Франции до конца придерживаться выбранного курса. Эволюция позиции происходила постепенно, и именно это дало шанс продолжить сотрудничество с США в данной сфере, а также сохранить благоприятные отношения с Россией. В целом, можно сделать вывод о том, что французская позиция имела четкое обоснование в контексте быстро меняющихся политических событий.

Список литературы:

  1. Видяпина В.И. Экономическое развитие Франции в 1914-1990 гг. М. 1998 г. -335 с.
  2. Канинская Г.Н. Париж и НАТО // Международная жизнь. 2008. № 10. -132 с.
  3. Котляр В.С. Международное право и современные стратегические концепции США и НАТО. – Казань, 2008. – 480 с.
  4. Независимая газета. Ширак против спешки с расширением НАТО. http://www.ng.ru/world/2006-08-30/1_shirak.html
  5. Пупыкин Н.И. "ПРИВИЛЕГИРОВАННЫЕ" ОТНОШЕНИЯ С МОСКВОЙ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ Ж.ШИРАКА (1995-2002). – 87 с.
  6. Уткин А.С. «Два берега Атлантики» №2, 1999 г.
  7. Шмитт М. Борьба с терроризмом и применение силы с точки зрения международного права// №5 Центра им. Дж. Маршалла, 22002. – С.85.
  8. Юридическая Россия. Федеральный правовой портал. ст.10 Договора о создании Североатлантического Альянса. www.law.edu.ru/norm/norm.asp?normlD=1168226
  9. Chirac J. Allocution a l"occasion du diner d"Etat offert en l"honneur de son excellence Monsieur Le President de la Federation de Russie et Madame Ludmila Poutina. 10.02.2003// http://www.elysee.fr/elysee/elysee.fr/francais/inter ve ntions/discours_et_declarations/2003/fevrier/fevrier_2003.13257.html
  10. Dominique David La politique étrangére France/OTAN: la derniè marche. 2008. P. 49.
  11. La France a l’OTAN. La France dans la transformation de l’OTAN http://www.rpfrance-otan.org/La-France-dans-la-transformation
  12. US Department of State Press Release «The Alliance Strategic Concept», NAC-S(99) 65, 24 April 1999. – P. 4.
  13. Vedrine H. Continue l’histoire. Paris., 2007. P.51.
  14. Орган изация Атлантического Альянса. 27.05.1997. Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией североатлантического договора. http://www.nato.int/cps/ru/natolive/official_texts_25468.htm
  15. Российская газета. В отставку - не единожды. 40 лет назад де Голль ушел из власти. Почему его так не любили в США и на излете СССР? http://www.rg.ru/2009/04/24/degoll.html
  16. Echo Géo. L’élargissement de l’OTAN. Les enjeux et les risques du sommet de Bucarest (2-4 avril 2008) http://echogeo.revues.org/5083#tocto2n2

Наталья Ивкина, студентка Российского Университета Дружбы Народов (РУДН)

Курсовая работа

«Франция и НАТО (1958-1966 гг.)»


ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Взаимоотношения Франции и НАТО в 1950-х – 1965-х годах

§ 1. Французский проект безопасности в 50-х годах XX века

§ 2. Пятая республика: курс на реорганизацию НАТО (1958-1962)

§ 3. Обострение противоречий с Альянсом (1963-1965)

ГЛАВА II. Политика Франции 1965-1966 гг. (от выборов до выхода)

§ 1. Выход Франции из интегрированной военной организации НАТО

§ 2. Реакция союзников

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Наша работа связана с изучением взаимоотношений НАТО и Франции в 1958-1966 годах – времени, когда выявились серьезные проблемы во взаимоотношениях Франции и США и когда лидер Франции Шарль де Голль разорвал военное сотрудничество своей страны с Североатлантическим альянсом. Значение этого трудно переоценить – Франция была одной из стран

Франция – одна из 12 стран-основателей НАТО, постоянный член Совета безопасности ООН, атомная держава, в 40-е – 50-е годы считалась (наряду с Великобританией) одним из главных союзником США в Европе. Выход Франции из военных программ НАТО в самый разгар «холодной войны» (напомним, что в 1962 году разразился так называемый «Карибский кризис»), свидетельствовал о том, что в НАТО нет того единства, которое США хотели продемонстрировать Советскому Союзу. «Демарш» Франции подготовил «почву» для будущей политики «разрядки» в отношениях стран НАТО и стран-участниц Варшавского договора. Кроме того, особая позиция Франции в рамках НАТО – это один из первых признаков стремления европейских стран к большей независимости от экономической и политической экспансии США, которая во многом подготовила почву для современного Евросоюза. Этим определяется актуальность нашей работы.

Цель курсовой работы – изучить взаимоотношения Франции с Североатлантическим Альянсом в 1958-1966 годах.

Задачи , исходящие из указанной цели таковы:

Изучить французский проект безопасности в 50-х годах XX века;

Определить особую позицию «Пятой республики» относительно возможностей реорганизации НАТО в 1958-1962 годах;

Выявить причины обострения противоречий Франции с Альянсом в 1963-1965 годах;

Описать события, непосредственно приведшие к выходу Франции из военной организации НАТО;

Проанализировать реакцию на это союзников Франции по НАТО.

Указанные цели и задачи формируют структуру нашей работы, которая состоит из введения, двух глав (в первой три параграфа, во второй два), заключения и списка используемой литературы.


ГЛАВА I. Взаимоотношения Франции и НАТО в 1950-х – 1965-х годах

§ 1. Французский проект безопасности в 50-х годах XX века

Взаимоотношения Франции и НАТО в 50-е – 60-е годы XX века, обусловлены совокупностью целого ряда тенденций и событий, характерных для внутриполитической жизни Французской республики и международных отношений того времени.

Со всеми этими тенденциями и событиями необходимо ознакомиться, однако вначале дадим краткий исторический экскурс в отношения Франции и НАТО в 40-е – 50-е годы XX века.

Итак, Франция – одна из 12 стран основателей НАТО (наряду с США, Великобританией, Данией, Италией, Португалией, Бельгией, Голландией, Люксембургом, Исландией, Канадой и Норвегией). Североатлантический альянс был создан в 1949 году, причем основная цель его создания должна рассматриваться в контексте начинающейся «холодной войны» западных стран с СССР. Официальными языками НАТО в то время стали английский и французский, а место пребывания штаб квартиры было определено как город Париж, столица Франции .

Дух и структура НАТО подразумевали создание определенных военных структур, участие в которых было обязательным для национальных армий стран-участниц альянса. Во второй половине 40-х - первой половине 50-х годов отношения Франции и НАТО были более чем дружественными, а действия Франции, как члена НАТО, были скоординированы с другими участниками Альянса, в первую очередь с США. Часть вооруженных сил Франции оказалось под объединенным командованием НАТО.

Здесь необходимо отметить, что роль США в послевоенной Европе резко усилилась. Американская экономика, с помощью механизмов «Плана Маршалла», прочно закрепилась в Европе, а политическое руководство Америки, проводило свою политику, не слишком считаясь с позициями ослабленных второй мировой войной европейских государств. Не исключением, в этом контексте, стала и Франция, ослабленная последствиями немецкой оккупации.

Такое превалирующее положение США в НАТО в целом, и в жизни Франции в частности было характерным вплоть до второй половины 50-х годов XX века, когда к власти во Франции приходит лидер французского сопротивления времен второй мировой войны Шарль де Голль (1959 год).

Французским руководством того времени, под руководством помянутого Шарля де Голля, разрабатывается комплекс мер, призванный способствовать возвращению Франции статуса мировой державы во внешней политике с одной стороны, а с другой направленный на решение внутриполитических проблем государства. Однако перед тем как дать характеристику и описание этим мерам, нам представляется необходимым кратко описать внутреннюю и внешнюю политику Франции 50-х годов XX века, а точнее те действия французского руководства, которые получили название «французский проект безопасности».

Итак, Франция в начале 50-х годов XX века – с одной стороны великая держава, постоянный член Совета Безопасности ООН, одна из четырех стран, официально признанных победителями фашизма, колониальная империя с обширными зависимыми территориями, с другой стороны – страна с неустойчивой экономикой, с разрушенной во времена второй мировой войны промышленностью, с проблемами в колониях (Алжир, Марокко) .

В скобках заметим, что в решении проблем Франции с колониями США, а значит и остальные страны НАТО, наняли скорее выжидательную позицию, не заинтересованные, как и в чрезмерном ослаблении Франции, так и в ее подъеме.

Зависимость от американской экономики, сложившаяся в первые послевоенные годы приводит к затяжному экономическому кризису, война за независимость Алжира приводит к крупным внутриполитическим проблемам, а неспособность политических сил к компромиссу приводит французское общество в состояние близкое к гражданской войне .

Эти, и еще множество более мелких причин, в 1958 году, приводят французское общество в состояние коллапса. Лидеры Франции утрачивают доверие своих избирателей, и все большей популярностью начинают пользоваться идеи «сильной руки» во главе государства, надежды на которую олицетворял национальный герой Франции генерал Шарль де Голль (1890-1970 гг.)

12 мая 1958 года Шарль де Голль, посредством информационных агентств распространяет сообщение, самые знаменитые слова которого: «Вот уже 12 лет, как Франция старается разрешить проблемы, непосильные для режима партий, и идёт к катастрофе. Некогда в тяжёлый час страна доверилась мне с тем, чтобы я повёл её к спасению. Сегодня, когда стране предстоят новые испытания, пусть она знает, что я готов принять на себя все полномочия Республики» .

В ходе событий, которые были больше похожи на государственный переворот, Шарль де Голль 1 июня 1958 года становится премьер-министром и инициирует конституционную реформу, которая привела к принятию 28 сентября 1958 год новой Французской конституции, которая положила начало новому периоду в истории Франции – так называемой «Пятой республики», президентом которой и становится генерал де Голль 8 января 1959 года.

Кроме решения задач внутренней политики, правительством Шарля де Голля ставились задачи коренной реорганизации внешней политики Французской республики, которая предполагала и изменение роли и места Франции в НАТО.

Таким образом, можно сделать несколько предварительных выводов:

Франция стояла у истоков создания НАТО в 1949 году, а штаб-квартира Альянса первоначально находилась в Париже;

Членство в НАТО не избавило Францию от тяжелых последствий второй мировой войны и мало способствовало решению проблем внутри - и внешнеполитического характера, которые имели место быть в 50-е годы XX века;

Зависимость от американской экономики, сложившаяся в первые послевоенные годы приводит к затяжному экономическому кризису, война за независимость Алжира приводит к крупным внутриполитическим проблемам, а неспособность политических сил к компромиссу приводит французское общество в состояние близкое к гражданской войне;

На фоне этих событий к власти во Франции приходит Шарль де Голль (1958–1959 гг.) - герой французского сопротивления времен второй мировой войны, политик, который выступает за реорганизацию внутренней и внешней политики Франции.

Таким образом, комплекс противоречий во французском государстве и обществе 50-х годов XX века привел к образованию т.н. «пятой республики», лидеры которой в качестве одной из основных своей целей ставили проведение курса на реорганизацию НАТО. С последствиями этих действий мы ознакомимся в дальнейшем изложении.

§ 2. Пятая республика: курс на реорганизацию НАТО (1958-1962)

Итак, во Франции 1958 года к власти приходит жесткий и авторитарный политик Шарль де Голль, который решая внутриполитические проблемы страны, достаточное внимание уделяет и внешней политике. Ознакомимся с основными направления ее в 1958-1962 годах – времени, когда формулируются основные претензии Франции к НАТО, в общем, и США в частности.

Первейшая задача Франции в те годы – решение проблемы Алжира, который уже на протяжении нескольких лет (с 1954 года) ведет войну за независимость. Последствия этой войны негативно отражались на Французском государстве, поэтому де Голль во главе угла ставит задачу деколонизации французских владений. В 1962 году война заканчивается предоставлением независимости Алжиру .