Вступление франции в нато. Как франция вышла из нато


В интервью «Комсомольской правде» известный европейский политик, лидер Национального фронта Франции Марин Ле Пен заявила, что в случае победы на грядущих президентских выборах выведет страну из НАТО. «Нужно констатировать, что в настоящий момент Франция следует линии НАТО, - цитирует издание Марин Ле Пен. - Если меня выберут, я выведу Францию из НАТО. Потому что в настоящий момент Франция потеряла свой собственный голос, мы полностью подстраиваемся и выполняем приказы, поступающие из Вашингтона . Иногда приказы приходят и из Берлина. Францию как бы растягивают между приказами то из Вашингтона, то из Берлина.

Принимая во внимание то, что сегодня Франция просто равняется на позицию Вашингтона, есть серьезные опасения, как Франция может повести себя в ситуации с Украиной».

Надо отметить, что на фоне недовольства французов безвольной проамериканской политикой президента Франсуа Олланда, у Марин Ле Пен есть действительно неплохие шансы стать новым главой Франции. А c Североатлантическим альянсом у Парижа всегда были не самые простые отношения. Возможен ли в принципе французский демарш? Если возможен, то как повлияет этот шаг на будущее НАТО?

- Франция уже не раз весьма вольно вела себя в отношении НАТО, - говорит генерал-полковник, действительный член Академии геополитических проблем Леонид Ивашов.
- Страна выходила из военной структуры блока, выдворяла штаб-квартиру организации со своей территории. Антинатовские настроения здесь довольно сильны, как среди политической общественности, так и непосредственно в военных кругах.

Мне не раз приходилось наблюдать, что французские офицеры на официальных мероприятиях НАТО держатся обособленно. Они часто возражают против втягивания Франции в разного рода натовские авантюры.

Французы вообще недолюбливают американцев. История этой нелюбви уходит ещё в эпоху генерала де Голля, который стремился ослабить влияние США на Францию. Вот этот «дух независимости» от американцев французы не забыли. И то, что последние два президента страны были полностью проамериканскими, вызывает недовольство у значительной части французского общества. Поэтому у Марин Ле Пен действительно есть неплохие шансы стать главой Франции. Она в этом случае может воспользоваться старым рецептом Де Голля: не разрывая политических связей с НАТО, отказаться от военного сотрудничества с ним.

«СП»: - Что потеряет от этого Североатлантический альянс?


- Недавно я получил информацию о том, что Еврокомиссия рекомендовала уйти европейским банкам не только из Украины, но и из Прибалтики. Это означает, что главные страны Запада в экономическом плане бросают на произвол судьбы своих союзников . И это, конечно, не укрепит позиций НАТО в Европе, и, в частности, в восточной её части.

В случае ухода Франции из альянса, основная нагрузка на европейский сегмент НАТО ляжет на Германию. А мы знаем, что Германия уже не раз пыталась создавать некие европейские силы безопасности. И если раньше все эти попытки пресекались США, то теперь исход может быть иным. В любом случае, очень велика вероятность, что НАТО зашатается.

Ведь альянс сегодня - инструмент мировой финансовой олигархии. Всё больше людей понимают, что такой военный монстр, как НАТО, для защиты от террористических и прочих угроз не нужен. В мире нет сейчас сил, которые захотели бы вдруг оккупировать какую-то западную страну. Осознание этого будет расти и в Европе, и в США. Многие задумаются: а зачем нам НАТО? В общем, выход Франции из альянса может стать в первую очередь политическим ударом.

«СП»: - Как могут повлиять украинские события на крепость НАТО?

Американцы привыкли после Второй мировой войны действовать на чужих территориях и, нередко, чужими руками. Они с удовольствием организуют войны и революции подальше от своих границ. Европейцы понимают, что в нестабильности на Украине заинтересованы именно США. Таким образом, американцы надеются поссорить Украину и Россию. Да при этом ещё затруднить экономическое сотрудничество между Россией и ЕС.

Но поскольку руководство большинства европейских стран занимает явно проамериканскую позицию, они выполняют указания из Вашингтона - нередко в ущерб национальным интересам собственных государств.

Франция около 30 лет не состояла в военной организации НАТО, - говорит руководитель редакции военной информации ИТАР-ТАСС Виктор Литовкин. - В плане ослабления военного потенциала её новый демарш не сильно скажется на альянсе. Можно говорить, что это решение отразится в основном на самой Франции. Главный плюс для страны - Вашингтон не сможет её больше втягивать в свои военные авантюры. Внешнеполитические интересы Франции главным образом сосредоточены в Африке. При этом Франции приходится следовать в фарватере США и НАТО, объявившими сферой своих интересов весь мир.

Поэтому идея Марин Ле Пен понятна и обоснована. Вопрос только в том, дадут ли ей стать президентом.

«СП»: - Можно ли сказать, что столь громкое заявление популярного европейского политика - тревожный звоночек для НАТО?

Безусловно, многие европейские страны недовольны этой организацией. США навязывают НАТО, а через него и странам-участницам свою политику, заставляют действовать в её русле. Но при этом важно учитывать, что далеко не все европейские страны готовы увеличивать свои военные расходы.

НАТО сегодня проводит агрессивную политику. В первую очередь, в информационной сфере. США пытаются убедить своих европейских союзников в том, что Россия представляет для них угрозу, что, конечно, не соответствует действительности. Подобные информационные кампании ведутся в первую очередь для того, чтобы европейцы увеличили свои расходы на оборону.

Надо понимать также, что НАТО, как бюрократическая структура, борется за своё существование. По большому счёту, альянс представляет собой скопище евробюрократов, сидящих в Брюсселе. Это около 3,5 тыс. чиновников, которые неплохо живут за счёт «фирмы».

«СП»: - То есть отказаться от «дружественной помощи» НАТО европейцам не удастся?

В ближайшее время - нет. Я думаю, только серьёзный кризис, в который может быть втянут альянс, заставит какие-то страны покинуть НАТО. Но, как мы знаем из истории, эта организация предпочитает иметь дело со слабыми противниками, избегая затяжных кровопролитных войн. С кем натовцы воевали? С Югославией, Афганистаном, Ливией… Риск потерять значительное число своих солдат в таких операциях был минимален. При этом небольшие европейские страны имеют возможность тратить на армию 1-1,5% своего бюджета. В то время как вне блока им пришлось бы тратить больше 2% госбюджета.

А США, будучи, по сути, хозяином НАТО, тратят 4-5% своего ВВП на военные нужды, оплачивая при этом около 70% всех расходов Североатлантического альянса.

Пока говорить о развале НАТО преждевременно, - считает депутат Госдумы от КПРФ Вячеслав Тетёкин. - Даже во времена Де Голля Франция полностью из НАТО не выходила. Думаю, что и Марин Ле Пен, если ей удастся стать президентом, вряд ли оборвёт полностью сотрудничество с альянсом. Французы традиционно стремились к большей независимости от политики США, чем другие западноевропейские страны. Они всегда любили подчёркивать свою особенность. Поэтому ничего необычного в заявлении Ле Пен нет.

Ведущие державы Запада выходить из НАТО не торопятся. Другое дело, что они занимаются своего рода тихим саботажем . Я, как член делегации Госдумы в парламентской ассамблее НАТО, не раз убеждался, что страны-участницы альянса всячески стараются сократить свои расходы на оборону. Они ссылаются на трудное экономическое положение, при этом в случае чего надеются на военную помощь США. Очень удобная позиция.

Что касается натовской «мелочёвки», стран Прибалтики, например, то их мизерные госбюджеты вообще мало на что влияют. При этом они самые ревностные сторонники США. Особенно в вопросах антироссийской пропаганды. Прибалты будут держаться за НАТО до последней возможности.

«СП»: - Сейчас США пытаются склонить Францию, как и других членов ЕС, к максимальным санкциям против России. В частности, под вопросом поставка России французских вертолётоносцев типа «Мистраль». Возможно, страх потерять выгодный контракт станет дополнительным стимулом для выхода из НАТО?

- Не думаю. Что касается «Мистралей», тут дело в другом. Франция оказалась в дурацком положении. Она в числе первых начала кричать о том, что Россию надо наказать «за Крым» санкциями.

Олланд побежал впереди паровоза , пригрозив разрывом контракта по вертолётоносцам. Но таким образом французы рискуют наказать самих себя. России эти «железные корыта», как их называют моряки, особенно не нужны. Они не укладываются в нашу оборонную доктрину, потому что мы не предполагаем проводить крупных десантных операций. И если Франция откажется их продать нам, то никто другой эти почти уже готовые суда не купит. У США, единственного потенциального покупателя, своих вертолётоносцев хватает.


21 февраля 1966 года президент Франции объявил о выходе страны из Североатлантического Альянса. Для генерала де Голля эта операция стала «последней важнейшей битвой»

Со времени создания в 1949 году НАТО Франция была одним из основных его участников. Для вступления в эту организацию у страны были определенные основания.

Во-первых, Вторая мировая война и немецкая оккупация нанесли стране колоссальный ущерб, экономика была серьезно подорвана и Франция была вынуждена согласиться с планом Маршала. План экономической помощи западноевропейским странам, пострадавшим во время войны, являлся ничем иным как инструментом холодной войны США против СССР и в то же время был мощным средством по укреплению доллара как международной валюты. Но для ослабленной Франции такой план был единственным выходом из кризисного положения.

Во-вторых, формирование Североатлантического Альянса происходило в условиях уже сложившейся модели биполярного мирового устройства. Франция, как страна капиталистического типа, автоматически становилась союзником США.

Поэтому для Франции сотрудничество с заокеанскими и европейскими партнерами в экономической и военной сферах было неизбежным. Переезд в 1952 году штаб-квартиры НАТО из Лондона в Париж символизировал незыблемость присутствия военного блока на континенте.

Между тем, изначальное доминирование в структурах Альянса США и, в меньшей степени, Великобритании, было очевидным. Эти тенденции не скрывались, более того, Соединенные Штаты, несшие основную часть расходов по ядерному сдерживанию СССР, усилили влияние на союзников.

Такое положение противоречило национальным интересам Франции и не могло не беспокоить президента Франции Шарля де Голля, твердо державшего курс на восстановление роли Франции как мировой державы.

Другой проблемой стали ядерные разработки Советского Союза, в том числе создание баллистических ракет, способных поражать цели не только в Европе, но и в Америке. В этом случае Франция могла стать заложницей американских политических игр. Поэтому де Голль начал программу поэтапного выхода страны из Альянса.

Еще в конце 1950-х американцам было запрещено иметь на базах во Франции ядерное оружие. В 1958 году правительству США было отказано в предоставлении возможности развернуть баллистические ракеты средней дальности на французской территории. Из-под командования НАТО был выведен французский флот: сначала в Средиземном море, а летом 1963 года - в Атлантике.

«Участие того или иного государства в НАТО, где безраздельно командуют американцы, может легко вовлечь это государство, помимо его воли, в опасную военную авантюру», - такими словами французский президент обосновал свое решение о выходе страны из военной структуры НАТО, принятое после визита в СССР, где ему были продемонстрированы возможности советской ракетной техники.

21 февраля 1966 года Франция вышла из военной организации НАТО. В официальной ноте правительство Жоржа Помпиду объявило об эвакуации 29 баз с 33 тысячами человек личного состава с территории страны.

К сожалению, после ухода де Голля из политики все последующие лидеры Франции следовали в фарватере подчинения США, в 2009 году Париж полностью вернулся во все структуры Североатлантического Альянса.

Один мудрец сказал: «Дипломатия - та же война, но без оружия». Дипломатическая война между Россией и Францией длится уже триста лет. В этой войне были и победы, и поражения с обеих сторон, были годы дружбы и жёсткой конфронтации. Всё это продолжается до сих пор с переменным успехом. Нет страны в мире, с которой у России была бы такая интересная дипломатическая история, как с Францией. Я расскажу об одном эпизоде из наших дипломатических отношений с Пятой Республикой. Думаю, это будет интересно. Итак, поехали!

Об этой истории мне поведал наш земляк Хасанбий Гешев, очевидец событий. Он, в то время будучи «Ванькой-взводным», красил (именно красил) траву на космодроме Байконур. Что дало повод президенту Франции по возвращении на родину заявить: «Меня в России всюду преследовал запах свежей краски».
А если говорить более серьёзно, немного предыстории.

1966 год. Военные самолёты стран НАТО летают над Европой с ядерными бомбами на борту. В результате столкновения над испанской деревней Поломаресс гибнут семь человек, и теряется водородная бомба.

28 февраля отряд атомных подводных лодок ВМФ СССР завершил полуторамесячный кругосветный переход без всплытия, пройдя сложнейшим для мореплавания, особенно подводного, кишащим айсбергами, проливом Дрейка. В мире накалённое противостояние: НАТО - Варшавский договор. Это было время, когда надо было что-то предпринять, внести, как гласило название первой книги де Голля «Раздор в стане врага», сумятицу в стан потенциального противника. Провести, как сейчас говорят, дипломатическую спецоперацию.

Китайская мудрость говорит: «Если невозможно победить двух тигров, умная обезьяна рассорит их». На роль «жертвенного тигра» из всех видных фигур того времени более других подходил генерал де Голль. Яркая личность, противоречивая фигура. Человек, обладающий выдающимися достоинствами и столь же выдающимися недостатками в характере.

А было так, что в тот период намечался его визит в Советский Союз. Гостя надо было принять и достойно, и престижно для страны. Для чего был разработан простой в своей гениальности план: показать де Голлю Байконур! Эту идею высказал хорошо знавший генерала Алексей Николаевич Косыгин, про которого Шарль де Голль говорил: «Этот инженер, министр планирования, внушал уважение своей интеллигентностью, глубокими знаниями ресурсов и нужд своей страны. И который может многое изменить к лучшему не только в экономике страны, но и в советско-французских отношениях».

Согласно программе последнего дня пребывания президента Франции везут в Новосибирск, показывают Академгородок, лаборатории, в его присутствии проводят яркие эксперименты. Мадам Ивонне де Голль дарят якутские алмазы. Проходит культурная программа с посещением театра.

На следующее утро к взлёту готовы два самолёта, в первом самолёте сопровождающие президента Франции дипломаты, советские и французские журналисты. После того как самолёт со всей этой свитой благополучно улетает, де Голлю делают предложение увидеть Байконур. И на борт одного из самолётов летит радиограмма: «В связи с незначительной поломкой второй самолёт вынужден совершить посадку на промежуточном аэродроме». Наконец лайнер берёт курс на Байконур, которым восхищался весь мир. До этого события на эту землю не ступала нога иностранца. Попасть в святая святых советской оборонки мечтали многие, причём не только президенты, но и главные шпионы наших дружественных и не совсем дружественных стран - соседей по планете. И поэтому неудивительно, что на предложение, сделанное Алексеем Николаевичем, де Голль откликнулся. Да иначе и быть не могло. Ведь это был блестящий военный теоретик, новатор, ещё до войны написавший восемь монографий о военном строительстве. Одну из них, названную «За профессиональную армию», читали Гитлер, Кейтель, Брухич, Гудериан. Эта монография была издана и у нас в СССР тиражом 800 экземпляров. В монографии де Голль предсказал весь ход Второй мировой войны задолго до её начала.

К приезду генерала Байконур преобразился. Его временно переименовали в Звездоград, положили асфальт во всём городе. Построили новую железнодорожную ветку и станцию, названную Дегольевка. Главком ракетных войск Николай Крылов был предельно краток: «Как театр начинается с вешалки, так и полигон - с общего вида. Напоминаю: балконы покрасили не для сушки белья, буду проверять всё лично».

И вот встречаемый восторженными жителями де Голль едет по улицам. Растроганный тёплым приёмом, он несколько раз останавливает машину, выходит к встречающим, жмёт им руки, обнимает их.

Де Голль пробыл на космодроме четыре часа, наблюдал за пуском трёх ракет. Первая была метеоспутником. Это был её пятый пуск, четыре предыдущих были неудачными. Но 25 июня пуск прошёл блестяще. Генералу сказали, что это спутник «Космос 122», и что в течение часа он обследует 25 миллионов километров земной поверхности. Ещё запустили две боевые ракеты Р-16У. Даже по телевизору это очень захватывающее зрелище. Представьте себе: открываются крышки шахтной установки. Из газоходов вырываются огромные языки пламени, содрогается земля, ракета выходит из установки. Раздаётся оглушительный рёв двигателей, раскатистый ракетный гром заглушает всё вокруг. Ни с чем не сравнимое зрелище даже для тех, кто наблюдает эту картину десятки раз. А что говорить о других! С интервалом в несколько минут запускается следующая ракета. И всё повторяется.

Президент Франции, забыв о присущем ему высокомерии и снобизме, восхищённо повторяет: «Колоссаль! Колоссаль!». Как человек военный, де Голль не мог не оценить силу и мощь этого оружия. Волнуясь, он спрашивает у Брежнева:

Это правда, что эти ракеты нацелены на Париж?

Нацелены туда, где базируются войска наших потенциальных противников, - без дипломатии ответил Леонид Ильич.

После демонстрации ракетной техники состоялся торжественный приём в честь пребывания в Звездограде высокого французского гостя. И все, кто присутствовал на приёме, отмечали: генерал был воплощением величия и задумчивости.

Возвратившись во Францию, президент объявил: Франция выходит из военной организации НАТО. С её территории до первого апреля 1967 года удаляются все 29 иностранных баз с 23 тысячами солдат и офицеров. Из Парижа была выведена и штаб-квартира НАТО.
Судя по последствиям, это была великая победа советской дипломатии.

В 1949 году Франция выступила в качестве одной из стран-основательниц НАТО, однако дальнейшая история взаимоотношений Франции и организации НАТО является исключением, поскольку большую часть времени страна сотрудничала с альянсом на особых условиях, вне военного блока, лишь только приняв идею, дух вашингтонских соглашений. Франция была солидарна с другими странами-членами НАТО лишь на политическом уровне.

Будучи страной, очень сильно пострадавшей в ходе II мировой войны, Франция оказалась в сильной зависимости от США, во многом, благодаря плану Маршала. Однако в середине 50-х и даже еще раньше во Франции были очень сильны националистические силы. В этот же период между США и Францией начинают проявляться разногласия по различным военно-политическим вопросам: перевооружение Германии, позиция по Индокитаю, отношения с арабскими странами Ближнего Востока и Магриба, вопросы допуска к атомным секретам и т.п. Эти проблемы оказывали влияние на французское общество (особенно на взгляды военных), в котором начало зреть некоторое разочарование НАТО в таком виде, в каком оно существовало. В общественных кругах Франции возникает определённое сожаление о потерянной независимости. Постепенный распад колониальной империи, политическая неудача в Суэце 1956 года и другие трудности парламентского режима Четвертой республики (например, правительственная чехарда затягивала принятие важных решений по военной реформе) способствовали распространению идей "восстановления величия" Франции.

«Символом» не только «Пятой республики», но и отношений Франции и НАТО стал генерал Ш. де Голль. В 1958 году им была сформулирована мысль о геополитическом положении страны. В случае войны с СССР, Франция оказалась бы «зажатой» между восточной Европой и США. Вместе с тем, почти сразу же после войны Франция начала ускоренно разрабатывать собственное ядерное оружие, которое должно было стать наиболее надежной гарантией безопасности страны. В 1958 году после ряда громких заявлений и переговоров, Ш. де Голль предлагает США учредить трехсторонний директорат НАТО в составе США, Великобритании и Франции, но это предложение не находит отклика, после чего Ш. де Голль провозглашает курс на выход из состава североатлантического альянса.

В марте 1959 года генерал де Голль предпринял первые "антинатовские" шаги: французский флот в Средиземном море был выведен из-под командования НАТО; американское атомное оружие предлагалось вывести с территории Франции; средства противовоздушной обороны были переданы под национальный контроль; войска, возвращенные из Алжира, не были интегрированы в НАТО. Помимо этого союзникам было предложено оформлять ежегодное разрешение для пролета летательных аппаратов. Наконец, в 1966 году Франция принимает решение о выходе из состава военных командных структур НАТО. К этому моменту она уже пополнила список мировых ядерных держав. Из страны выводятся многочисленные военные базы США, а французские войска более не участвуют в военных операциях НАТО.
Несмотря на выход из военной структуры, Франция подписывает с НАТО два технических соглашения, определяющих совместные действия в случае агрессии со стороны СССР.

Страна проводит курс на частичное сближение со странами восточной Европы: мир из Парижа уже в то время видится многополярным, а военная монополия США сомнительной. Ш. де Голль выдвинул концепцию "национальной обороны по всем азимутам". Во внешней политике Франции того времени осуждаются военные инициативы США и, особенно резко, война во Вьетнаме. Вместе с тем, нельзя не признать, что дух североатлантических соглашений был и остается, чрезвычайно близким французам, ощущающим себя частью западной цивилизации, причем не менее существенной, чем США или Великобритания. Но для Франции позиция де Голля в отношении НАТО оказалась чрезмерно радикальной, и последующие французские президенты постепенно ее смягчали (начиная с взаимных визитов военных кораблей до сближения военных доктрин).

Попытки расширить участие в военной структуре начались в конце правления Франсуа Миттерана(1981-1995), когда официальные лица начали принимать участие в Военном комитете в рамках операции в Боснии и Герцеговине. После падения берлинской стены Франция регулярно выделала свои войска для участия в операциях НАТО, став одной из стран-лидеров по количеству задействованных сил в операциях. Она также заняла четвертое место по объемам финансирования организации.

Полное возвращение в военную организацию НАТО предпринял уже новый президент Николя Саркози. В марте 2009 г. Национальное Собрание проголосовало за предложение президента. Вернувшись в интегрированную военную организацию, Франция, таким образом, усиливает свою роль в органах НАТО и влияние на процесс принятия решений в альянсе.

Согласно опросам, проведенным Французским Институтом общественного мнения, в пользу "возвращения" страны в НАТО высказалось 58% респондентов, 37% выступил против этой инициативы правительства и только 5% не определились с ответом.


Печать

Выход Франции из альянса может стать началом его развала. В интервью «Комсомольской правде» известный европейский политик, лидер Национального фронта Франции Марин Ле Пен заявила, что в случае победы на грядущих президентских выборах выведет страну из НАТО.

«Нужно констатировать, что в настоящий момент Франция следует линии НАТО, - цитирует издание Марин Ле Пен. - Если меня выберут, я выведу Францию из НАТО. Потому что в настоящий момент Франция потеряла свой собственный голос, мы полностью подстраиваемся и выполняем приказы, поступающие из Вашингтона. Иногда приказы приходят и из Берлина. Францию как бы растягивают между приказами то из Вашингтона, то из Берлина.

Принимая во внимание то, что сегодня Франция просто равняется на позицию Вашингтона, есть серьезные опасения, как Франция может повести себя в ситуации с Украиной».

Надо отметить, что на фоне недовольства французов безвольной проамериканской политикой президента Франсуа Олланда, у Марин Ле Пен есть действительно неплохие шансы стать новым главой Франции. А c Североатлантическим альянсом у Парижа всегда были не самые простые отношения. Возможен ли в принципе французский демарш? Если возможен, то как повлияет этот шаг на будущее НАТО?

Франция уже не раз весьма вольно вела себя в отношении НАТО, - говорит генерал-полковник, действительный член Академии геополитических проблем Леонид Ивашов. - Страна выходила из военной структуры блока, выдворяла штаб-квартиру организации со своей территории. Антинатовские настроения здесь довольно сильны, как среди политической общественности, так и непосредственно в военных кругах.

Мне не раз приходилось наблюдать, что французские офицеры на официальных мероприятиях НАТО держатся обособленно. Они часто возражают против втягивания Франции в разного рода натовские авантюры.

Французы вообще недолюбливают американцев. История этой нелюбви уходит ещё в эпоху генерала де Голля, который стремился ослабить влияние США на Францию. Вот этот «дух независимости» от американцев французы не забыли. И то, что последние два президента страны были полностью проамериканскими, вызывает недовольство у значительной части французского общества. Поэтому у Марин Ле Пен действительно есть неплохие шансы стать главой Франции. Она в этом случае может воспользоваться старым рецептом Де Голля: не разрывая политических связей с НАТО, отказаться от военного сотрудничества с ним.

«СП»: - Что потеряет от этого Североатлантический альянс?

Недавно я получил информацию о том, что Еврокомиссия рекомендовала уйти европейским банкам не только из Украины, но и из Прибалтики. Это означает, что главные страны Запада в экономическом плане бросают на произвол судьбы своих союзников. И это, конечно, не укрепит позиций НАТО в Европе, и, в частности, в восточной её части.

В случае ухода Франции из альянса, основная нагрузка на европейский сегмент НАТО ляжет на Германию. А мы знаем, что Германия уже не раз пыталась создавать некие европейские силы безопасности. И если раньше все эти попытки пресекались США, то теперь исход может быть иным. В любом случае, очень велика вероятность, что НАТО зашатается.

Ведь альянс сегодня - инструмент мировой финансовой олигархии. Всё больше людей понимают, что такой военный монстр, как НАТО, для защиты от террористических и прочих угроз не нужен. В мире нет сейчас сил, которые захотели бы вдруг оккупировать какую-то западную страну. Осознание этого будет расти и в Европе, и в США. Многие задумаются: а зачем нам НАТО? В общем, выход Франции из альянса может стать в первую очередь политическим ударом.

«СП»: - Как могут повлиять украинские события на крепость НАТО?

Американцы привыкли после Второй мировой войны действовать на чужих территориях и, нередко, чужими руками. Они с удовольствием организуют войны и революции подальше от своих границ. Европейцы понимают, что в нестабильности на Украине заинтересованы именно США. Таким образом, американцы надеются поссорить Украину и Россию. Да при этом ещё затруднить экономическое сотрудничество между Россией и ЕС.

Но поскольку руководство большинства европейских стран занимает явно проамериканскую позицию, они выполняют указания из Вашингтона - нередко в ущерб национальным интересам собственных государств.

Франция около 30 лет не состояла в военной организации НАТО, - говорит руководитель редакции военной информации ИТАР-ТАСС Виктор Литовкин. - В плане ослабления военного потенциала её новый демарш не сильно скажется на альянсе. Можно говорить, что это решение отразится в основном на самой Франции. Главный плюс для страны - Вашингтон не сможет её больше втягивать в свои военные авантюры. Внешнеполитические интересы Франции главным образом сосредоточены в Африке. При этом Франции приходится следовать в фарватере США и НАТО, объявившими сферой своих интересов весь мир.

Поэтому идея Марин Ле Пен понятна и обоснована. Вопрос только в том, дадут ли ей стать президентом.

«СП»: - Можно ли сказать, что столь громкое заявление популярного европейского политика - тревожный звоночек для НАТО?

Безусловно, многие европейские страны недовольны этой организацией. США навязывают НАТО, а через него и странам-участницам свою политику, заставляют действовать в её русле. Но при этом важно учитывать, что далеко не все европейские страны готовы увеличивать свои военные расходы.

НАТО сегодня проводит агрессивную политику. В первую очередь, в информационной сфере. США пытаются убедить своих европейских союзников в том, что Россия представляет для них угрозу, что, конечно, не соответствует действительности. Подобные информационные кампании ведутся в первую очередь для того, чтобы европейцы увеличили свои расходы на оборону.

Надо понимать также, что НАТО, как бюрократическая структура, борется за своё существование. По большому счёту, альянс представляет собой скопище евробюрократов, сидящих в Брюсселе. Это около 3,5 тыс. чиновников, которые неплохо живут за счёт «фирмы».

«СП»: - То есть отказаться от «дружественной помощи» НАТО европейцам не удастся?

В ближайшее время - нет. Я думаю, только серьёзный кризис, в который может быть втянут альянс, заставит какие-то страны покинуть НАТО. Но, как мы знаем из истории, эта организация предпочитает иметь дело со слабыми противниками, избегая затяжных кровопролитных войн. С кем натовцы воевали? С Югославией, Афганистаном, Ливией… Риск потерять значительное число своих солдат в таких операциях был минимален. При этом небольшие европейские страны имеют возможность тратить на армию 1-1,5% своего бюджета. В то время как вне блока им пришлось бы тратить больше 2% госбюджета.

А США, будучи, по сути, хозяином НАТО, тратят 4-5% своего ВВП на военные нужды, оплачивая при этом около 70% всех расходов Североатлантического альянса.

Пока говорить о развале НАТО преждевременно, - считает депутат Госдумы от КПРФ Вячеслав Тетёкин. - Даже во времена Де Голля Франция полностью из НАТО не выходила. Думаю, что и Марин Ле Пен, если ей удастся стать президентом, вряд ли оборвёт полностью сотрудничество с альянсом. Французы традиционно стремились к большей независимости от политики США, чем другие западноевропейские страны. Они всегда любили подчёркивать свою особенность. Поэтому ничего необычного в заявлении Ле Пен нет.

Ведущие державы Запада выходить из НАТО не торопятся. Другое дело, что они занимаются своего рода тихим саботажем. Я, как член делегации Госдумы в парламентской ассамблее НАТО, не раз убеждался, что страны-участницы альянса всячески стараются сократить свои расходы на оборону. Они ссылаются на трудное экономическое положение, при этом в случае чего надеются на военную помощь США. Очень удобная позиция.

Что касается натовской «мелочёвки», стран Прибалтики, например, то их мизерные госбюджеты вообще мало на что влияют. При этом они самые ревностные сторонники США. Особенно в вопросах антироссийской пропаганды. Прибалты будут держаться за НАТО до последней возможности.

«СП»: - Сейчас США пытаются склонить Францию, как и других членов ЕС, к максимальным санкциям против России. В частности, под вопросом поставка России французских вертолётоносцев типа «Мистраль». Возможно, страх потерять выгодный контракт станет дополнительным стимулом для выхода из НАТО?

Не думаю. Что касается «Мистралей», тут дело в другом. Франция оказалась в дурацком положении. Она в числе первых начала кричать о том, что Россию надо наказать «за Крым» санкциями. Олланд побежал впереди паровоза, пригрозив разрывом контракта по вертолётоносцам. Но таким образом французы рискуют наказать самих себя. России эти «железные корыта», как их называют моряки, особенно не нужны. Они не укладываются в нашу оборонную доктрину, потому что мы не предполагаем проводить крупных десантных операций. И если Франция откажется их продать нам, то никто другой эти почти уже готовые суда не купит. У США, единственного потенциального покупателя, своих вертолётоносцев хватает.