Всероссийская олимпиада школьников.

Критерии оценивания
В заданиях 1–3 дайте один верный ответ. Ответ внесите в таблицу.
1. В каком году был принят документ, отрывок из которого приводится ниже?
«Лето 7006, месяца семптеврия, уложил князь великий Иван Васильевич всея Руси, с детми
и с бояры, о суде, как судити боярам и околничим… 57. О христанском отказе. А
христаном отказыватьися из волости, ис села в село, один срок в году за неделю до Юрьева
дни осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего…» 1) 1497 г. 2) 1525 г. 3) 1550 г. 4)
1581 г.
2. Как называется уния, отрывок из которой представлен ниже?
«Объявляем этим нашим актом всем людям настоящего и будущего времени, до которых
только он дойдёт, что, имея постоянно в виду долг наш перед отечеством Великим
княжеством Литовским, которого честь, достояние, общую пользу, а более всего
внутреннюю и внешнюю безопасность мы обязаны упрочить и обеспечить… для обоих
народов весьма важные союз и единение, учиненные некогда предками нашими с
тогдашними гражданами всей короны Польской… в унии скрепить…» 1) Кревская 2)
Городецкая 3) Люблинская 4) Брестская
3. В каком году происходили во Франции события, описанные российским резидентом
в этой стране? «Сумасбродные французы, недовольствуясь созывом Генеральных Штатов,
выказали открытое неповиновение своему законному помазаннику Божьему…» 1) 1648 г.
2) 1785 г. 3) 1789 г. 4) 1793 г.
1
1
2
3
3
3
По 1 баллу за каждый верный ответ
Максимум за задание 3 балла
В заданиях 4–6 выберите несколько верных ответов из предложенных.
Ответы внесите в таблицу.

4. Какие из представленных ниже территорий к началу XVII в. находились под
властью Габсбургов?
1) Австрийские земли 2) Испания 3) территория бывшей державы инков 4) территория
бывшей державы ацтеков 5) Португалия 6) Дания
5. Какие из представленных ниже событий, явлений, процессов произошли в XVII в.?
1) Аугсбургский религиозный мир 2) Деятельность Мартина Лютера 3) Церковная реформа
Никона 4) Отмена Нантского эдикта о веротерпимости 5) Религиозные войны в Германии
6) Раскол православной и католической церквей
6. Какие из представленных ниже культур активно выращивались крестьянством на
Руси в X–XVII вв.?
1) Рожь 2) Просо 3) Репа 4) Помидоры 5) Картофель 6) Ячмень
4
1234
5
34
6
1236
2 балла за полностью верный ответ. 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один
из верных ответов или наряду с указанными всеми верными ответами приводится
один неверный).
Всего за задание 6 баллов.
7. Перед Вами перечень событий, явлений, процессов, произошедших в правление
трёх английских (британских) монархов. Назовите их имена, занесите данную
информацию в таблицу. Под именами правителей поставьте номера событий,
пришедшихся на их правление.
1. Ведение переписки с Иваном IV
2. Плавания «королевского корсара» Э. Дрейка
3. Разгром «Непобедимой армады»
4. Казнь Томаса Мора
5. Провозглашение короля самостоятельным от Папы руководителем англиканской церкви
6. Окончательное подчинение Шотландии королевской короне

Монарх
Генрих VIII
Елизавета Тюдор
Анна I
События
4,5
1,2,3
6
Если указаны верно все три имени правителей – 2 балла. Если один правитель не
указан или указан неверно – 1 балл. Если верно указано только одно имя - за имена
правителей 0 баллов. По 0,5 балла за каждое верное соотнесение. Всего 5 баллов за
задание.
8. По какому принципу образованы ряды? Дайте максимально точный ответ.
1. Марко Руффо, Пьетро Антони Солари, Аристотель Фиораванти, Алевиз Новый
2. 1606 г., 1648 г., 1662 г., 1682 г.
1. Итальянские архитекторы (зодчие), работавшие на Руси в конце XV – начале XVI вв.
2. Крупнейшие восстания в Москве в XVII веке
2 балла за каждый верный ответ.
Всего 4 балла за задание.
9. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и
укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию:
1. Х. Колумб, Э. Кортес, Ф. Магеллан, Ф. Писарро
2. 1618–1648 гг., 1680–1695 гг., 1701–1714 гг., 1756–1763 гг.
1. Испанские мореплаватели и конкистадоры. Лишнее – Ф. Магеллан
2. Крупнейшие общеевропейские войны XVII–XVIII вв. Лишнее – 1680–1695 гг.
3 балла за каждый верный ответ. (2 балла за правильное обоснование, 1 балл за
указание лишнего). Всего 6 баллов за задание.
10. Расположите в хронологической последовательности:
А) Сражение при Добрыничах
Б) Создание Второго ополчения К. Мининым и Д. Пожарским
В) Оборона Смоленска от войск Сигизмунда Вазы

Г) Создание английской ост­индской компании
Д) Венчание Михаила Романова на царство
Е) Смерть Елизаветы Тюдор
Г
Е
А
В
Б
Д



11. Расположите в хронологической последовательности:
А) Вступление в брак Анны Леопольдовны
Б) Рождение Елизаветы Петровны
В) Смерть Ивана VI
Г) Совершеннолетие великого князя Павла Петровича
Д) Лишение власти Брауншвейгской династии
Е) Отречение от власти Петра III
Б
А
Д
Е
В
Г
5 баллов – полностью верная последовательность.
3 балла – последовательность с одной ошибкой (т.е. верная последовательность
восстанавливается путем перестановки любых двух символов.
0 баллов – допущено более 1 ошибки.
12. Установите соответствия. Запишите в таблицу выбранные цифры под
соответствующими буквами.
Событие Современник
А) Крещение Руси 1) М.Ф. Нагая

Б) Открытие Высших женских курсов 2) Мстислав Храбрый
В) Освоение Сибири 3) А.И. Герцен
Г) Отечественная война 4) Мстислав Великий
Д) Любеческий съезд 5) А.Ф. Адашев
6) С.М. Соловьев
7) М.В. Бестужев­Рюмин
А
2
Б
6
В
1
Г
3 или (7)
Д
4
Позиция Г принимаются оба ответа

Всего за задание 5 баллов.
13. Установите соответствия. Запишите в таблицу выбранные цифры под
соответствующими буквами.
Храм Город/село
А) Церковь Покрова на Нерли 1) Боголюбово
Б) Дмитриевский собор 2) Санкт­Петербург
В) Десятинная церковь 3) Киев
Г) Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву 4) Москва
Д) Храм Спаса на Крови 5) Владимир
6) Псков
А
1
Б
5
В
3
Г
4
Д
2

По 1 баллу за каждое верное соотнесение.
Всего за задание 5 баллов.
14. Определите пропущенные в тексте названия, слова, имена, даты, обозначенные
порядковыми номерами. При необходимости при порядковых номерах даются
пояснения о характере требуемой вставки. Необходимые вставки впишите под
соответствующими номерами в помещенную ниже таблицу.
Вестфальский мир (1) года положил конец (2 – название) войне. Начавшаяся в (3) году в
результате противостояния династии австрийских (4 – династия) и протестантов она
превратилась в борьбу двух европейских (5), боровшихся за гегемонию в Европе. Началом
войны послужило восстание в (6) против господства австрийской династии. Россия
вступила в (7) году в войну с Речью Посполитой, поддерживавшей «католическую лигу».
Не получив ожидаемую помощь, русская армия потерпела поражение, и был подписан (8 –
название) мир. По сути этим ограничилось военное участие России в европейском
конфликте. Вестфальский мир был заключен в результате работы первого в истории
Европы международного (9), проходившего одновременно в Мюнстере и Оснабрюке.
Россия не принимала в нем непосредственное участие, хотя и стала гарантом подписанного
мира. В Оснабрюкском мирном договоре царь (10 - имя) был назван союзником Швеции.
1
1648
2 Тридцатилетняя
3
1618
4
Габсбурги
5 Коалиции (союзов, группировок, лиг)
6 Праге (Чехии)

7
1632
8 Поляновский
9
конгресса
10 Алексей Михайлович
По 1 баллу за каждую верную вставку.
Всего за задание - 10 баллов.
15. Внимательно рассмотрите схему и заполните пропуски в предложениях.
1. Согласно Начальной русской летописи в 862 г. н.э. в городе, обозначенном цифрой 1,
стал править варяжский князь __________________, а цифрой 2 – варяжский князь
________________________.
2. В город, обозначенный цифрой 3, хотел перенести столицу Древнерусского государства
князь _____________________
3. В городе, обозначенном на карте цифрой 4, принял крещение древнерусский князь
____________________________.
4. На территории, обозначенной цифрой 5, с конца IX века располагалось кочевое племя, в
честь победы над которым был воздвигнут ______________________ в городе,
обозначенном цифрой _________.

1. Трувор, Синеус
2. Святослав
3. Владимир
4. Собор Святой Софии, 6

Всего за задание 12 баллов.

16. Внимательно рассмотрите изображения орденов Российской империи. Выполните
задания.
1. 2

1. Назовите монарха, учредившего эти ордена.____________________________________
2. Назовите русского полководца, первым ставшего кавалером одного из этих орденов I
степени в 1770 г., которому императрица прислала личную, украшенную бриллиантами,
золотую звезду, написав при этом: «Как я вспомнила, что в Молдавии золотошвеи статься
может мало, то посылаю к Вам кованую звезду, какую я сама
ношу».____________________________________
3. Укажите номер, которым обозначено изображение ордена, о котором идет речь в
отрывке из письма.__________________

4. Назовите сражение, за победу в котором состоялось данное
награждение.____________________
5. Назовите регион, получивший независимость от Османской империи в результате войны,
в ходе которой произошло данное сражение
__________________________________________
1. Екатерина II
2. П.А. Румянцев
3. № 1
4. Сражение при Кагуле
5. Крым
По 2 балла за каждый верный элемент ответа.
Всего за задание 10 баллов.
17. Внимательно рассмотрите изображение медали Российской империи, выполните
задания.
1. Назовите сражение, которому посвящена данная
медаль.__________________________________
2. Назовите войну, в ходе которой состоялось данное
сражение.______________________________
3. Укажите две другие битвы данной
войны._______________________________________________
4. Назовите двух участников сражения, которому посвящена
медаль._________________________

1. Гангутское сражение
2. Северная война
3. ­Битва при Нарве
­ битва при Лесной
­ Полтавская битва

­ Гренгамское сражение
Могут быть указаны иные битвы
4. Петр I
Генерал­адмирал Ф.М. Апраксин
Адмирал Густав Ватранг
Контр­адмирал Нильс Эреншёльд
По 2 балла за каждый верный элемент ответа.
Всего за задание 12 баллов.
18. Перед Вами рапорт известного русского полководца. Прочитайте и ответьте на
вопросы.
«Предварительно донес я вашей светлости, что крепость храбростью порученного мне
войска взята. Приступ был мужествен, неприятель многочислен, крепость к обороне
способна. Отпор был сильный, и отчаянная оборона обратилась на гибель и совершенное
сокрушение неприятеля. Здесь подношу вашей светлости о всех обстоятельствах сей
знаменитой победы донесение, взяв с самого вступления начальства моего над войсками, от
вашей светлости мне порученными. <…>
Крепость столь укрепленная, столь обширная и которая казалась неприятелю
непобедимою, взята страшным для него оружием российских штыков; упорство
неприятеля, полагавшего надменно надежду свою на число войск, низринуто.
Принося вашей светлости с одержанием толь знаменитой победы поздравление и
благодарность за поручение мне толь знаменитого подвига, почитаю себе прямым долгом
засвидетельствовать твердость и мужество начальников и беспредельное усердие и
храбрость всех чинов и ходатайствовать вашего благоволения и покровительства о
воздаянии сотрудникам и товарищам моим».
Вопросы:
1. Назовите крепость, о которой идет речь в данном рапорте
______________________________
2. Назовите автора данного рапорта, а также адресата
____________________________________
_________________________________________________
3. Укажите год данного сражения.________________________________________
4. Назовите мирный договор, завершивший эту войну._______________________________

5. Отошла ли крепость, о взятии которой говорится в данном рапорте, к России по его
условиям?
___________________________________________________
1. Измаил
2. А.В. Суворов, рапорт Г.А. Потемкину
3. 1790
4. Ясский мирный договор
5. Нет
По 2 балла за каждый верный элемент ответа.
Всего за задание 12 баллов.

Всего за работу 100 баллов

1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ 2013/2014. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 8 КЛАСС. Фамилия, имя__________________________________________ Класс ____________________ Время на выполнение заданий – 60 минут. Общая сумма баллов – 100. Задание 1. Укажите, что является лишним в каждом ряду. Свой ответ поясните. 1.1. Создание системы коллегий, создание Преображенского приказа, создание Правительствующего Сената, создание приказа Тайных дел, разделение территории страны на губернии___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 1.2. М.Ф.Казаков, В.Л.Боровиковский, В.И.Баженов, Д.А.Трезини ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 1.3. Е.П.Хабаров, В.И. Беринг, В.В.Атласов, С.И. Дежнёв ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Задание 2. В приведенном ниже перечне представлены мероприятия, связанные с эпохами трех российских правителей. Сгруппируйте эти мероприятия по данному признаку и заполните таблицу, вписав имя правителя и порядковые номера соответствующих мероприятий. 1) учреждение первого сословно-представительного органа в России 2) учреждение губерний в России 3) создание полурегулярного стрелецкого войска 4) создание регулярного войска, полков «иноземного строя» 5) введение рекрутских наборов 6) введение нового, основанного на гражданском шрифте, алфавита 7) проведение церковно-обрядовой реформы, исправление икон и богослужебных книг по греческим образцам 8) учреждение коллегиального органа для руководства русской православной церковью 9) признание всех местночтимых культов общерусскими Правитель События Задание 3. Прочитайте утверждения и ответьте на них «да» или «нет». Свои ответы внесите в таблицу. 3.1. Решающую роль в разгроме Наполеона при Ватерлоо сыграла русская армия. 3.2. Введенная в последней четверти XVII века подворная подать просуществовала до конца XVIII века. 3.3. Павел I приказал разработать программу освобождения крестьян от крепостной зависимости. 3.4. Якобинцы отменили на территории Франции летосчисление от Рождества Христова. 3.5. Последствием экономической политики Петра I стало формирование свободного рынка рабочей силы. 3.6. После реставрации Бурбонов во Франции начался «белый террор». 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 3.6. Задание 4. Внимательно рассмотрите изображенные медали, выполните задания, заполнив таблицу. 4.1. Укажите, с событиями каких войн связаны эти медали. 4.2. Назовите даты указанных войн. 4.3. Назовите двух участников этих войн. 2 А Б В 3 Война Даты Участники войны А Б В Задание 5. Внимательно рассмотрите карту и выполните задания к ней. Заполните пропуски в предложениях 5.1. Территории, обозначенные на карте римскими цифрами I, II, III вошли в состав Российской империи в результате ______________________________________________________________ . 5.2. Предводителем восстанием, район которого обозначен римской цифрой V, был ___________ ____________________________, выдававший себя за ____________________________________. 5.3. Заселением и освоением территорий, обозначенных на карте цифрой IV, руководил __________________________________ . 5.4. Город ______________________, обозначенный цифрой 1, стал военно – морской базой России. 5.5. Непреступная турецкая крепость ______________________, обозначенная на карте цифрой 2, была взята штурмом российской армией под командованием ___________________________ . Задание 6. Ниже приводятся отрывки из различных документов, воспоминаний, писем, литературных произведений, связанных каким-то одним историческим сюжетом из российской истории. Определите, какое событие объединяет каждую группу документов. 4 Напишите дату события и имена не менее трех исторических деятелей, с которыми это событие связано. Ответ внесите в таблицу. 6.1. «Объявляем всем нашим верноподданным. Закон Божий… научает нас седьмой день посвящать ему [Богу]… Оставшиеся в неделе шесть дней, по равному числу оных вообще разделяемые, как для крестьян собственно, так и для работы их в пользу помещиков cледующих, при добром распоряжении достаточны будут на удовлетворение всяким хозяйственным надобностям». «Человек двести полицейских солдат и драгун, разделенных на три или четыре партии, бегали по улицам и во исполнение повеления срывали с проходящих круглые шляпы и истребляли их до основания; у фраков обрезывали отложные воротники, жилеты рвали по произволу и благоусмотрению начальника партии». « Выступив из пределов Италии, к общему сожалению всех тамошних жителей, где сие воинство оставило по себе славу избавителей, переходило оное через цепи страшных гор. Там является зрению нашему гора Сент-Готард, сей величающийся колосс гор, ниже хребтов которого громоносные тучи и облака плавают…». 6.2. «Дерзайте ныне ободренны Раченьем Вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать» « Главное мое основание, сообщенное вашему превосходительству… чтобы план этого учреждения служил во все будущие роды. Того ради, несмотря на то что у нас нет довольства людей ученых, положить в плане профессоров и жалованных студентов (находящихся на содержании государства) довольное число… Со временем комплект наберется… С порожних мест сумму полезнее употребить на собрание библиотеки…» « Все публичные лекции должны предлагаемы быть либо на латинском, либо и на русском языках, смотря как по приличеству материи, так и по тому, иностранной ли будет профессор или природный русской». Группа Событие Дата Исторические деятели 6.1. 6.2. Задание 7. Французская революция конца XVIII в. получила в истории название Великой. Приведите не менее 5 аргументов, которые подтверждают справедливость такой оценки этого события. ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________

Задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по истории в 2016-2017 учебном году для 8 класса

________________________________________________________________________

(Ф.И.О. учащегося)

Общее время для выполнения заданий 1,5 астрономических часа

Время выполнения заданий тестового тура:

0,5_астрономических часа (__академических часа)

Время выполнения заданий теоретического(практического) тура:

1_астрономических часа (__академических часа)

I .Тестовые задания.

1.Основателем Древнерусского государства летописи называют (1 балл):

А)Олега б)Рюрика в)Святослава г) Игоря

2. Первое сражение русских дружин с монголо-татарами прошло на реке

(1 балл):

а) Калке б) Неве в) Угре г) Непрядве

З. Свод законов Древней Руси назывался(1 баллов):

а) «Русская правда» б) «Стоглав» в) «Судебник».

4.В результате Северной войны Россия получила (1 балл):

а) Выход в Балтийское море б) Новгородские земли в) Смоленск

5.Как назывался документ, определявший с XVIII века систему чинов и порядок продвижения на государственной и военной службе?(1 балл)

а) «Табель о рангах» б) «Строевое положение» в) «Регламент адмиралтейства»

6.В каком году был принят документ, отрывок из которого приводится

ниже? (1 балл)

«Лето 7006, месяца семптеврия, уложил князь великий Иван Васильевич всея Руси, с детми и с бояры, о суде, как судити боярам и околничим…

57. О христанском отказе. А христаномотказыватьися из волости, ис села в село, один срок в году за неделю до Юрьева дни осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего…»

1) 1497 г. 2) 1525 г. 3) 1550 г. 4) 1581 г

7.Какие из представленных ниже культур активно выращивались

крестьянством на Руси в X–XVII вв.? (1 балл)

1) Рожь2) Просо3) Репа4) Помидоры5) Картофель6) Ячмень

8.Расположите в хронологической последовательности:5 баллов – полностью верная последовательность.

3 балла – последовательность с одной ошибкой (т.е. верная

последовательность восстанавливается путем перестановки любых двух

символов.

А) Сражение при Добрыничах

Б) Создание Второго ополчения К. Мининым и Д. Пожарским

В) Оборона Смоленска от войск Сигизмунда Вазы

Г) Создание английской ост-индской компании

Д) Венчание Михаила Романова на царство

Е) Смерть Елизаветы Тюдор

9.Расположите в хронологической последовательности: 5 баллов – полностью верная последовательность.

3 балла – последовательность с одной ошибкой (т.е. вернаяпоследовательность восстанавливается путем перестановки любых двухсимволов.

0 баллов – допущено более 1 ошибки.

А) Вступление в брак Анны Леопольдовны

Б) Рождение Елизаветы Петровны

В) Смерть Ивана VI

Г) Совершеннолетие великого князя Павла Петровича

Д) Лишение власти Брауншвейгской династии

Е) Отречение от власти Петра III

10. Установите соответствия. Запишите в таблицу выбранные цифры под

соответствующими буквами.(5 баллов)

Храм Город/село

А) Церковь Покрова на Нерли 1) Боголюбово

Б) Дмитриевский собор 2) Санкт-Петербург

В) Десятинная церковь 3) Киев

Г) Собор Покрова Пресвятой Богородицы 4) Москва

на Рву 5) Владимир

Д) Храм Спаса на Крови 6) Псков

А

Б

В

Г

Д

11. Соотнесите даты и события, ответ внесите в таблицу (5 баллов):

3) 1771 г. в)манифест о трехдневной барщине;

4) 1785 г. г) Жалованные грамоты дворянству и городам;

5) 1797 г. д) сражение при Гангуте.

1

2

3

4

5

12. Соотнесите понятия и их значения, ответ внесите в таблицу (5 баллов):

1. Барщина;

2. Подушная подать;

3. Протекционизм;

4. Кондиции;

5. Ассамблея.

А. Основной прямой налог, взимавшийся с мужского населения податных сословий вне зависимости от возраста;

Б. Собрание-бал с участием знатных женщин в домах российской знати;

В. Повинности зависимого населения в пользу владельцев вотчин и поместий, работы в хозяйстве помещика, на его земле;

Г. Экономическая политика государства, направленная на поддержку отечественного производства путем ограничения ввоза товаров и оказания экономической помощи предпринимателям.

Д. Условия.

1

2

3

4

5

13. Одной из политических целей Великого посольства (1697-1698 гг.) было заключение союза России с европейскими государствами для ведения войны с(1 балл)

а) Турцией б) Персией в) Швецией г) Речью Посполитой

14. Северная война продолжалась: (1 балл)

а) с 1757г.по 1762 г.;

б) с 1782г.по 1725 г.;

в) с 1700 г. по 1721 г.;

г) с 1711 г. по 1765 г.

15.При Петре I были проведены реформы государственного управления(3 балла):

а) усиление роли Боярской думы г) введено губернское деление государства;

б) создан Сенат д) учрежден Российский парламент вместо Земских соборов;

в) приказы были заменены коллегиями е) церковь отделена от государства;

ж) церковь подчинена государству.

16. Петр III был(1 балл)

а) сыном Петра I б) внуком Петра I в) внучатым племянником Карла XII г) племянником Петра I.

17. Укажите точную хронологическую последовательность царствования монархов(1 балл)

а) Елизавета Петровна б) Петр II в) Екатерина II г) Петр III д) Анна Иоанновна е) Петр I ж) Екатерина I; з) Павел I.

Количество баллов, набранное за тестовые задания:_____

II .Теоретические задания

1. Восстанови исторические факты. (по 1 баллу)

1.В 988 году на Руси было принято христианство, в то время князем был _______________.

2.3натные бояре имели__________________ ,которую могли передавать по наследству.

З.Вместо устаревших приказов Пётр I ввёл____________________________ и их было12.

2 . Что объединяет слова в данных рядах: (по 1 баллу)

1. «Негласный комитет», Указ о «вольных хлебопашцах», план государственного преобразованияРоссии М.М.Сперанского, Тильзитский мир, война с Наполеоном.

2. П.Пестель, С.Муравьев-Апостол, М.Бестужев-Рюмин, К.Рылеев, П.Каховский.

3. Какому историческому деятелю принадлежат эти слова: «Каждый воин должен понимать свой манёвр. Воюют не числом, а умением»?(1 балл)

4.Внимательно рассмотрите изображение медали Российской империи,

выполните задания.(По 2 балла за каждый верный элемент ответа.

Всего за задание 12 баллов.)

1. Назовите сражение, которому посвящена данная медаль.

2. Назовите войну, в ходе которой состоялось данное сражение.

3. Укажите две другие битвы данной войны.

4. Назовите двух участников сражения, которому посвящена медаль

5. Перед Вами рапорт известного русского полководца. Прочитайте

и ответьте на вопросы.

« Предварительно донес я вашей светлости, что крепость храбростью

порученного мне войска взята. Приступ был мужествен, неприятель

многочислен, крепость к обороне способна. Отпор был сильный, и отчаянная

оборона обратилась на гибель и совершенное сокрушение неприятеля.

Здесь подношу вашей светлости о всех обстоятельствах сей знаменитой

победы донесение, взяв с самого вступления начальства моего над войсками,

от вашей светлости мне порученными. <…>

Крепость столь укрепленная, столь обширная и которая казалась

неприятелю непобедимою, взята страшным для него оружием российских

штыков; упорство неприятеля, полагавшего надменно надежду свою

на число войск, низринуто.

Принося вашей светлости с одержанием толь знаменитой победы

поздравление и благодарность за поручение мне толь знаменитого подвига,

почитаю себе прямым долгом засвидетельствовать твердость и мужество

начальников и беспредельное усердие и храбрость всех чинов

и ходатайствовать вашего благоволения и покровительства о воздаянии

сотрудникам и товарищам моим».

Вопросы:

1. Назовите крепость, о которой идет речь в данном рапорте.

3. Укажите год данного сражения.

4. Назовите мирный договор, завершивший эту войну.

5. Отошла ли крепость, о взятии которой говорится в данном рапорте,

к России по его условиям?

По 2 балла за каждый верный элемент ответа.

Всего за задание 12 баллов.

Количество баллов, набранное за теоретические(практические) задания:_____

Максимально возможное количество баллов 69

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ИСТОРИИ. 2014–2015 ГОД

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 8 КЛАСС

Критерии оценивания

В заданиях 1–3 дайте один верный ответ. Ответ внесите в таблицу.

В каком году был принят документ, отрывок из которого приводится

«Лето 7006, месяца семптеврия, уложил князь великий Иван Васильевич всея

Руси, с детми и с бояры, о суде, как судити боярам и околничим…

57. О христанском отказе. А христаном отказыватьися из волости, ис села в село, один срок в году за неделю до Юрьева дни осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего…»

1) 1497 г. 2) 1525 г. 3) 1550 г. 4) 1581 г.

Как называется уния, отрывок из которой представлен ниже?

«Объявляем этим нашим актом всем людям настоящего и будущего времени, до которых только он дойдёт, что, имея постоянно в виду долг наш перед отечеством Великим княжеством Литовским, которого честь, достояние, общую пользу, а более всего внутреннюю и внешнюю безопасность мы обязаны упрочить и обеспечить… для обоих народов весьма важные союз и единение, учиненные некогда предками нашими с тогдашними гражданами всей короны Польской… в унии скрепить…»

1) Кревская

2) Городецкая

3) Люблинская

4) Брестская В каком году происходили во Франции события, описанные российским резидентом в этой стране?



«Сумасбродные французы, недовольствуясь созывом Генеральных Штатов, выказали открытое неповиновение своему законному помазаннику Божьему…»

1) 1648 г. 2) 1785 г. 3) 1789 г. 4) 1793 г.

Ответ:

По 1 баллу за каждый верный ответ Максимум за задание 3 балла Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 гг.

В заданиях 4–6 выберите несколько верных ответов из предложенных.

Ответы внесите в таблицу.

Какие из представленных ниже территорий к началу XVII в. находились под властью Габсбургов?

Австрийские земли 1) Испания 2) территория бывшей державы инков 3) территория бывшей державы ацтеков 4) Португалия 5) Дания 6) Какие из представленных ниже событий, явлений, процессов произошли в XVII в.?

Аугсбургский религиозный мир 1) Деятельность Мартина Лютера 2) Церковная реформа Никона 3) Отмена Нантского эдикта о веротерпимости 4) Религиозные войны в Германии 5) Раскол православной и католической церквей 6) Какие из представленных ниже культур активно выращивались крестьянством на Руси в X–XVII вв.?

Рожь 1) Просо 2) Репа 3) Помидоры 4) Картофель 5) Ячмень 6)

Ответ:

2 балла за полностью верный ответ. 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду с указанными всеми верными ответами приводится один неверный).

Всего за задание 6 баллов.

–  –  –

Перед Вами перечень событий, явлений, процессов, произошедших в правление трёх английских (британских) монархов. Назовите их имена, занесите данную информацию в таблицу. Под именами правителей поставьте номера событий, пришедшихся на их правление.

1. Ведение переписки с Иваном IV

2. Плавания «королевского корсара» Э. Дрейка

3. Разгром «Непобедимой армады»

4. Казнь Томаса Мора

5. Провозглашение короля самостоятельным от Папы руководителем англиканской церкви

6. Окончательное подчинение Шотландии королевской короне

–  –  –

По какому принципу образованы ряды? Дайте максимально точный ответ.

1. Марко Руффо, Пьетро Антони Солари, Аристотель Фиораванти, Алевиз Новый.

2. 1606 г., 1648 г., 1662 г., 1682 г.

Ответы:

1. Итальянские архитекторы (зодчие), работавшие на Руси в конце XV – начале XVI вв.

2. Крупнейшие восстания в Москве в XVII веке 2 балла за каждый верный ответ.

Всего 4 балла за задание.

–  –  –

Определите пропущенные в тексте названия, слова, имена, даты, обозначенные порядковыми номерами. При необходимости при порядковых номерах даются пояснения о характере требуемой вставки.

Необходимые вставки впишите под соответствующими номерами в помещенную ниже таблицу.

Вестфальский мир (1) года положил конец (2 – название) войне. Начавшаяся в (3) году в результате противостояния династии австрийских (4 – династия) и протестантов она превратилась в борьбу двух европейских (5), боровшихся за гегемонию в Европе. Началом войны послужило восстание в (6) против господства австрийской династии. Россия вступила в (7) году в войну с Речью Посполитой, поддерживавшей «католическую лигу». Не получив ожидаемую помощь, русская армия потерпела поражение, и был подписан (8 – название) мир. По сути этим ограничилось военное участие России в европейском конфликте.

Вестфальский мир был заключен в результате работы первого в истории Европы международного (9), проходившего одновременно в Мюнстере и Оснабрюке. Россия не принимала в нем непосредственное участие, хотя и стала гарантом подписанного мира. В Оснабрюкском мирном договоре царь (10 – имя) был назван союзником Швеции.

Ответ:

Тридцатилетняя 2.

Габсбурги 4.

Коалиции (союзов, группировок, лиг) 5.

Праге (Чехии) 6.

Поляновский 8.

конгресса 9.

10. Алексей Михайлович По 1 баллу за каждую верную вставку.

Всего за задание - 10 баллов.

–  –  –

Внимательно рассмотрите схему и заполните пропуски в предложениях.

1. Согласно Начальной русской летописи в 862 г. н.э. в городе, обозначенном цифрой 1, стал править варяжский князь __________________, а цифрой 2 – варяжский князь _____________.

2. В город, обозначенный цифрой 3, хотел перенести столицу Древнерусского государства князь _________.

3. В городе, обозначенном на карте цифрой 4, принял крещение древнерусский князь ____________.

4. На территории, обозначенной цифрой 5, с конца IX века располагалось кочевое племя, в честь победы над которым был воздвигнут ______________________ в городе, обозначенном цифрой _________.

–  –  –

Внимательно рассмотрите изображение медали Российской империи, выполните задания.

1. Назовите сражение, которому посвящена данная медаль.

2. Назовите войну, в ходе которой состоялось данное сражение.

3. Укажите две другие битвы данной войны.

4. Назовите двух участников сражения, которому посвящена медаль.

–  –  –

Перед Вами рапорт известного русского полководца. Прочитайте и ответьте на вопросы.

«Предварительно донес я вашей светлости, что крепость храбростью порученного мне войска взята. Приступ был мужествен, неприятель многочислен, крепость к обороне способна. Отпор был сильный, и отчаянная оборона обратилась на гибель и совершенное сокрушение неприятеля.

Здесь подношу вашей светлости о всех обстоятельствах сей знаменитой победы донесение, взяв с самого вступления начальства моего над войсками, от вашей светлости мне порученными. … Крепость столь укрепленная, столь обширная и которая казалась неприятелю непобедимою, взята страшным для него оружием российских штыков; упорство неприятеля, полагавшего надменно надежду свою на число войск, низринуто.

Принося вашей светлости с одержанием толь знаменитой победы поздравление и благодарность за поручение мне толь знаменитого подвига, почитаю себе прямым долгом засвидетельствовать твердость и мужество начальников и беспредельное усердие и храбрость всех чинов и ходатайствовать вашего благоволения и покровительства о воздаянии сотрудникам и товарищам моим».

Вопросы:

1. Назовите крепость, о которой идет речь в данном рапорте.

3. Укажите год данного сражения.

4. Назовите мирный договор, завершивший эту войну.

5. Отошла ли крепость, о взятии которой говорится в данном рапорте, к России по его условиям?

–  –  –

Похожие работы:

«УДК 93 МАРГАРЕТ ТЭТЧЕР О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА В МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ В.И. Быстренко, доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории и политологии Новосибирский государственный университет экономики и управления, Россия Аннотация. В статье рассматривается проблема значения прав человека в жизни международного сообщества сегодня, влияния защиты прав и свобод человека на современную международную политику, анализируются взгляды на эту проблему Маргарет Тэтчер, известного...»

« й о еч е с т ве н но Российской империи Российский институт стратегических исследований ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА: историографические мифы и историческая память НАРОДЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Книга 1 Москва УДК 94(100)1914/1919 ББК 63.3(2)524 П 26 Исследование выполнено в рамках проекта РИСИ 100 лет Второй Отечественной войне. 1914–1917 Р е ц е н з...»

«У Н И В Е Р С И Т Е Т С К А Я Б И Б Л И О Т Е К А А Л Е К С А Н Д Р А П О Г О Р Е Л Ь С К О Г О С Е Р И Я И С Т О Р И Я К У Л Ь Т У Р О Л О Г И Я М. Ф. ВЛАД И М И РС К И Й Б У Д А Н ОВ ОБ З ОР И С Т ОР И И РУ С С К ОГО П Р А ВА МОСКВА И З Д А Т Е Л Ь С К И Й Д О М « Т Е Р Р И Т О Р И Я Б УД У Щ Е Г О » УДК 34(091) ББК 67.3 В 57 СОСТА ВИТЕЛИ СЕРИИ: В. В. Анашвили, Н. С. Плотников, А. Л. Погорельский Н АУ ЧНЫЙ СОВЕТ: А. Л. Глазычев, А. И. Уткин, А. Ф. Филиппов, Р. З. Хестанов Владимирский...»

« А. Кучиньского и З. Ясевича письма М.А. Чаплицкой к Л.Я. Штернбергу, хранящиеся в Санкт-Петербургском филиале Архива РАН, я заинтересовался личностью этой исследовательницы, к сожалению, малоизвестной в нашей этнографической науке. М.А. Чаплицкая внесла определенный вклад в историю изучения народов Сибири. В 1914–1915 гг. она совершила...»

«В.В. Чащин оЧерки теории и истории экономиЧеского оппортунизма Монография КНОРУС МОСКВА 2014 УДК 323.2/.28 ББК 66.041.32 Ч-30 Рецензенты: О.В. Горбачев, д-р ист. наук, проф., А.В. Болотин, канд экон. наук, доц. Чащин В.В. Ч-30 Очерки теории и истории экономического оппортунизма: монография / В.В. Чащин. - М. : КНОРУС, 2014. - 320 с. ISBN 978-5-406-03209-1 Монография посвящена актуализации проблемы оппортунистического поведения в экономике. В трех очерках теории и истории экономического...»

страница 1
ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ИСТОРИИ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10 КЛАСС.

Фамилия, имя ___________________________________________ Класс ______

Время на выполнение заданий – 135 минут. Общая сумма баллов – 100.
Задание 1. Выберите по 1 верному ответу в каждом задании и занесите выбранные ответы в таблицу:

1.1. Что из перечисленного относится к чертам системы государственного управления России конца XV – начала XVI вв.?

а) практика сбора полюдья;

б) обычай местничества;

в) наличие развитой приказной системы;

г) функционирование сословно-представительных органов власти.

1.2. Кто из известных русских исторических деятелей мог быть автором данной грамоты: « Полковникам и всему рыцарству,… которые сидят в Кремле. Ведомо нам, что вы, будучи в городе в осаде, голод безмерный и нужду великую терпите, ожидаючи со дня на день своей гибели,…. присылайте к нам не мешкая, сберегите головы ваши и животы ваши в целости, а я всех ратных людей упрошу: которые из вас захотят в свою землю, тех отпустим без всякой зацепки, а которые захотят Московскому государю служить, тех пожалуем по достоинству ».

а) А.С. Шеин; б) А.Д. Меншиков; в) А.Л. Ордин-Нащокин; г) Д.И. Пожарский.

1.3. Какие земли были присоединены к России в первой половине XIX в.?

а) Бессарабия, Финляндия, территория герцогства Варшавского;

б) Бессарабия, Западная Украина, Финляндия;

в) Западная Украина, территория великого княжества Литовского, Финляндия;

г) Крымский полуостров, Финляндия, Казахстан.

1.4. Что из перечисленного стало проявлением холодной войны в период руководства в КПСС Н.С. Хрущева?

а) проведение фестиваля молодежи и студентов в Москве

б) возведение стены вокруг Западного Берлина

в) осуществление программы «Союз-Аполлон»

г) отказ стран Восточной Европы от участия в «плане Маршалла»


1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

Задание 2. По какому принципу образованы ряды. Дайте краткий ответ.

2.1. 1708, 1709, 1714, 1720 гг.__________________________________________________

2.2. Реабилитация, совнархозы, оттепель, мирное сосуществование

2.3 А.Н. Бенуа, К.А. Сомов, Л.С. Бакст, Е.Е. Лансере _____________________________
Задание 3. Что или кто является лишним в ряду? Дайте КРАТКИЙ ответ:

3.1. Казаки, мещане, крестьяне, пролетариат, дворяне ___________________________

_______________________________________________________________________________

3.2. А.Ф. Адашев, А.Ф.Басманов, А.М.Курбский, И.М. Висковатый

_______________________________________________________________________________


Задание 4. Расположите в хронологической последовательности исторические события.

1) Битва на р. Калка

2) Организация военных поселений.

3) Перевод крестьян на обязательный выкуп

4) Созыв Уложенной комиссии

5) Присоединение Новгорода к Московскому княжеству

6) Создание коллегий

7) Венчание на царство Ивана Грозного


Задание 5. Установите верность или ложность утверждений (ДА или НЕТ), свой ответ занесите в таблицу.

5.1 . Новоторговый устав А.Л. Ордина – Нащокина отменял привилегии иностранных купцов в России.

5.2 . Оком государевым была названа должность обер прокурора Синода.

5.3 . Россия по проекту Н.М. Муравьева должна была стать демократической республикой.

5.4 . Восстание крестьян Тамбовской губернии против советской власти в 1920-1921 гг. получило название « махновщина»

5.5 . Парад Победы в июне 1945 года на Красной площади принимал Г.К. Жуков


5.1.

5.2.

5.3.

5.4.

5.5.

Задание 6 . Кому были даны эти прозвища? Свой ответ поясните.

6.1. «Граф Полусахалинский»_________________________________________________

_______________________________________________________________________________

6.2. «Бунтовщик хуже Пугачева»____________________________________________

_______________________________________________________________________________

6.3. «Полудержавный властелин» _____________________________________________

_______________________________________________________________________________

6.4. «Белый генерал» _______________________________________________________

_______________________________________________________________________________
Задание 7. Какие исторические события описаны ниже? Назовите не менее двух известных исторических деятелей, с которыми связано каждое событие.

7.1. «Началось на Руси печатанье церковных, богослужебных и иных душеспасительных книг. А до той поры на Москве и по всей русской земле были книги писаные. В писаных книгах, само собою разумеется, было много описок, неточностей, разноречий: в одной книге об Иисусе Христе говорится - «рожденна, несотворенна», а в другой - «рожденна, а не сотворена». Одни принимали этот аз , а другие отметали его... Типографский станок, работавший почти столетие, должен был примирить все эти споры: печать намерена была держаться чего-либо одного - и она нашла этот аз излишним.

Люди, привыкшие слышать от купели своей в символе веры этот аз , восстали за него».

_______________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

7.2. «При дворе говорили с насмешкой: у принцессы ассамблеи с Преображенскими гренадерами. Эта великая государыня сама отправилась в казармы этого полка и собрала там тех, кто был ей предан, со словами: «Дети мои, вы знаете, чья я дочь, идите со мною». О деле было условлено, и офицеры, и солдаты, предупрежденные, о чем идет речь, ответили: «Мы все готовы, мы их всех убьем».

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 8. Заполните пронумерованные пропуски в тексте. Вставляемые имена, понятия, географические названия занесите под соответствующими порядковыми номерами в таблицу.

Барклай де Толли начал свою службу унтер-офицером пятнадцати лет от роду. В 1778 году он был произведен в корнеты и только через восемь лет – в следующий офицерский чин – __1__ .

Отсутствие влиятельной родни сказывалось на прохождении службы. Выдвинулся Барклай де Толли во время войны 1805-1807 годов против наполеоновской Франции, Во время русско-__2__ войны 1808-1809 годов Барклай командовал одним из корпусов, действовавших в Финляндии, был произведен в генералы от инфантерии. Затем, до окончания войны, он состоял главнокомандующим всеми русскими войсками на территории Финляндии.

В январе 1810 года Барклай назначается __3__ министром и на этом посту руководит мероприятиями по укреплению армии и по подготовке ее к уже назревавшей новой войне с __4__ .

Весною 1812 года он становится главнокомандующим 1-й Западной армией. В начале Отечественной войны на Барклая легла основная тяжесть ответственности за успех военных действий. Положение его осложнялось присутствием в армии __5__ с многочисленными придворными «советниками».

Только после того как 1-я армия, отойдя от западной границы, оставила злополучный __6__ лагерь и пошла на восток, царь уехал и Барклай получил свободу действий.

Умело руководя отходом своих войск, Барклай 20 июля привел их к __7__ , куда через два дня подошла с юга и армия __8__ , вступившего __________под командование Барклая. После ожесточенных боев русские армии продолжали отходить на восток. Но если ранее необходимость отступления была очевидна, то дальнейшее отступление Барклая, не желавшего рисковать армией в преждевременном генеральном сражении, вызвали в войсках открытый ропот. 17 __9__ он передал командование прибывшему к войскам Кутузову. Пользуясь полным доверием нового главнокомандующего, Барклай остался во главе 1-й армии.

Под Бородином Барклай де Толли руководил __10__ флангом и центром русских войск. Как бы бросая вызов смерти, он появлялся в самых опасных местах. Под ним было убито и ранено пять лошадей. За Бородинское сражение Барклай был награжден орденом __11__ 2-й степени. В __12__ лагере он подал рапорт об увольнении его по болезни с поста главнокомандующего 1-й армией, и уехал в тыл. Незабываемая заслуга Барклая де Толли – сохранение армии в первый, наиболее тяжелый, период войны.

В Санкт-Петербурге, в сквере перед __13__ собором, стоят памятники Кутузову и Барклаю де Толли. А портрет Барклая де Толли работы Доу, находящийся, как и портрет Кутузова в __14__ галерее Зимнего дворца относится к числу лучших произведений художника.




Вставка



Вставка

1

8

2

9

3

10

4

11

5

12

6

13

7

14

Задание 9. Внимательно рассмотрите карту и выполните задания к ней.

9.1. Назовите период отечественной истории, часть событий которого отражена на данной карте и укажите его хронологические рамки _________________________________

9.2 . Укажите год, к которому относятся события, изображенные на карте ___________________

9.3 . Укажите название города, обозначенного на карте цифрой 1 __________________

9.4. Назовите фамилию командующего Западным фронтом во время событий, изображенных на карте __________________________

9.5. Укажите название государства, против которого были направлены действия Западного и Юго-Западного фронтов в событиях, обозначенных на карте ___________________________

9.6. Укажите название города, обозначенного на карте цифрой 2 __________________

9.7. Назовите фамилию командующего Южным фронтом во время событий, изображенных на карте ______________________________________

9.8. Укажите фамилию командующего армией противника, против которой действовали силы Южного фронта ______________________________
Задание 10. Перед Вами высказывания историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе.

Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:

1. Ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает).

2. Можете выразить свое отношение к высказыванию (аргументировано согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание).

3. Располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме.

4. Владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.

1. «Созданная борьбой с татарами, самодержавная власть Московского Государя не уменьшалась, но увеличивалась, потому что политическое положение наше в это время было таково, что Московское государство скорее похоже было на военный лагерь, чем на мирное общество людей, соединенных во имя гражданского преуспевания». (Н.И. Хлебников)

2.«Петр не переносил в Россию готовые плоды чужого знания и опыта, теории и техники», а стремился «пересаживать самые корни на свою почву, чтобы они дома производили свои плоды... Это была всегдашняя мысль Петра, основная и плодотворнейшая мысль его реформы». (В.О.Ключевский).

3. «Смутное время тем особенно любопытно и достопамятно, что оно в полной мере раскрыло русскую жизнь со всех сторон. Оно вполне раскрыло русский общественный нрав, русскую политическую мысль и вместе с тем обнаружило до полной наготы все русские пороки и добродетели». (И.Е. Забелин)

4.« Чья это победа? На мой взгляд, ничья. Ни Наполеон, ни Кутузов не добились главных целей в Бородинском сражении. Французский полководец намеревался разгромить русскую армию и заставить Россию заключить выгодный для него мир. Кутузов ставил задачей отстоять Москву». (Б.С.Абалихин)

5. «Россия отнюдь не была побеждена. Армия могла бороться дальше. Но... Петербург "устал" от войны более, чем армия» (А.И. Деникин об окончании русско-японской войны)

6. «Одна из главных ошибок немцев объясняется тем, что они обманулись в своих расчетах на отсутствие сплоченности многонационального Советского государства и недооценили патриотической готовности русских драться на свою Родину». (Из английского журнала, 1945 г.)

7. «Величие Н.С. Хрущева в том, что он решился сказать правду о сталинских преступлениях и взял курс на обновление, очеловечение социализма. Его слабости – непоследовательность, колебания, вера в собственную непогрешимость». (А.Е. Бовин ).

ОТВЕТЫ
1 .


1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

б

г

б

б

2. 2.1. – сражения в годы Северной войны 1700 – 1721 гг.

2.2. – художники


3. 3.1. – лишнее: пролетариат, который зарождается в России в 60 – 70-е годы XIX в.

3.2. – лишнее: А.Ф. Басманов, который не входил в Избранную Раду царя Ивана IV.


4. 1, 5, 7, 4, 6, 2, 3
5.

5.1.

5.2.

5.3.

5.4.

5.5.

да

да

нет

нет

да

6 . 6.1 . Летом 1905 года С.Ю. Витте направлен императором в США для заключения Портсмутского мирного договора с Японией. Так как в результате Японии перешла половина Сахалина (она претендовала на весь), получил шутливое прозвище «граф Полусахалинский».

6.2 . Прочитав книгу А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» Екатерина Вторая заявила об авторе, что он «Бунтовщик хуже Пугачёва».

6.3 . Александр Данилович Меншиков (1673-1729), ближайший сподвижник Петра I. Выражение иногда служит основой для однотипных фраз с соответствующей заменой принадлежности «гнезда».

6.4 . Михаил Дмитриевич Скобелев - в историю вошёл с прозванием «белый генерал», что всегда ассоциируется именно с ним, и не только потому, что в сражениях он участвовал в белом мундире и на белом коне.

7. 7.1. – начало книгопечатания в России. Первопечатник И.Федоров, царь Иван IV Грозный.

7.2. – Дворцовый переворот 1741 года. Елизавета I Петровна, герцог Бирон, А.Ф. Разумовский.


8. 1 – поручик 8 – Багратиона

3 – военным 10 – правым

4 – Францией 11 – Георгия

5 – Александра 1 12 – Тарутинском

6 – вильненский 13 – Казанским

7 – Смоленску 14 – военная
9. 9.1. – Гражданская война 1918 – 1920 гг. 9.5. – Польша

9.2. – 1920 г. 9.6. – Севастополь

9.3 – Варшава 9.7. – М.В. Фрунзе

9.4. – М. Тухачевский 9.8. – барон Врангель
страница 1