Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию. Какие предметы входят в олимпиадный перечень? Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий

ЦРТ «Мега-Талант» предлагает ученикам 5-11 классов и студентам ССУЗ принять участие в наших всероссийских и международных олимпиадах по обществознанию. Мы будем рады вручить дипломы I-III степени победителям олимпиады, сертификаты остальным участникам, а также наградить свидетельствами и благодарностями учителей-организаторов олимпиады.

Только факты:

  • Больше чем 400 олимпиад по 47-и дисциплинам;
  • Более 11000 школьников и студентов из 12 стран среди участников;
  • Более 2,5 миллиона рублей выплаченных компенсаций организационных расходов;
  • 98% учителей участвуют в новых сезонах олимпиад.

5 принципов успешного взаимодействия

ЦРТ «Мега-Талант» непрестанно работает над тем, чтобы сделать взаимодействие с учителями максимально эффективным. На данном этапе своего развития мы придерживаемся 5 простых принципов, которые обеспечивают должную отдачу со стороны всех участников мероприятия.

  1. Доступ к комплектам заданий для всех классов после подтверждения заявки на участие.
  2. Бесплатные наградные материалы дизайн которых меняется каждый сезон
  3. Компенсация всех организационных расходов
  4. Ценные подарки для самых активных организаторов
  5. Отзывчивая и оперативная служба поддержки

Формат дистанционных олимпиад

Формат дистанционных олимпиад дает возможность проявить себя всем без исключения. Учитель выбирает время и место проведения мероприятия, исходя из своих соображений об удобстве для своих учеников. Это дает возможность избавиться от угрожающей серьезности, свойственной олимпиадам в классическом понимании и улучшить результаты участников..

Олимпиадные задания основаны на школьной программе и соответствуют стандартам ФГОС. Комплекты заданий меняются каждый сезон.

Комплект заданий для каждой категории участников состоит из 15 тестовых вопросов различных типов:

  • Вопросы с одним или несколькими вариантами правильных ответов.
  • Тестовые вопросы на аналитическую и хронологическую последовательность.
  • Тестовые задания на соотнесение двух рядов данных.
  • Тестовые задания по работе с иллюстративными источниками.
  • Тестовые задания на анализ текста, биографии, документа.

Стоимость участия в олимпиаде по обществознанию

Стоимость участия для одного ученика указана на странице с информацией об олимпиаде. Мы компенсируем до 30% этой суммы для покрытия организационных расходов. Вам не придется распечатывать наградные материалы и комплекты заданий за свой счет. Мы позаботились об этом. Процент компенсации рассчитывается соответственно количеству участников в заявке. Вам будет доступна вся информация о том, на какую компенсацию вы можете рассчитывать, после на сайте ЦРТ «Мега-Талант».

Самые активные учителя, которые участвуют в наших олимпиадах награждаются ценными призами по итогам месяца и по итогам полугодия.

Периодичность проведения олимпиад по обществознанию

Когда бы вы ни решили организовать олимпиаду, вы обнаружите, что именно в этот момент доступно какое-либо из наших образовательных мероприятий. Все дело в том, что в течение учебного года мы проводим целых 7 олимпиад по обществознанию год. При этом комплекты заданий постоянно меняются. Всероссийские олимпиады проходят раз в сезон (осенний сезон, зимний сезон, весенний сезон), а международные в промежутках между ними.

Обработка результатов

Выполненные работы проверяются автоматически, после того, как учитель внесет результаты участников в специальную таблицу. Таким образом достигается полная беспристрастность в оценивании и участники получают именно те баллы, которые они заработали своим умом. В день публикации результатов учитель получает доступ к именным наградным материалам.

Как организовать олимпиаду по обществознанию?

  1. Зарегистрировавшись на сайте ЦРТ «Мега-Талант», вы подаете заявку, выбрав олимпиаду по обществознанию.
  2. Подтвердите заявку, оплатив оргвзнос.
  3. В период выдачи заданий вы скачиваете и распечатываете комплекты заданий для вашего класса и проводите олимпиаду.
  4. Ответы участников заносятся в нашу базу данных и обрабатываются системой.
  5. На сайте публикуются именные наградные материалы
  6. Учитель скачивает наградные материалы в своем личном кабинете и вручает ученикам.

Как оплатить оргвзнос?

Есть много вариантов. Выберите самый удобный для себя:

  • банковские карты (онлайн)
  • квитанции Почты России
  • электронные платежные системы (онлайн)

Участие в олимпиаде по обществознанию для нерезидентов РФ

Язык всех заданий — русский. Если вы владеете русским, добро пожаловать! Мы будем рады сотрудничеству. ЦРТ «Мега-Талант» не создает каких-либо искусственных ограничений. Есть еще вопросы? Добро пожаловать в раздел вопрос-ответ , где вы можете ознакомиться с самыми частыми вопросами учителей и ответами на них.

Хорошей традицией стало проведение Всероссийской школьной олимпиады. Её основная задача – выявление одаренных детей, мотивация школьников к углубленному изучению предметов, развитие творческих способностей и нестандартного мышления у детей.

Олимпиадное движение приобретает все большую популярность у школьников. И тому есть причины:

  • победители всероссийского тура принимаются в ВУЗы вне конкурса, если профильным предметом является олимпиадный предмет (дипломы победителей действительны в течение 4 лет);
  • участники и призеры получают дополнительные шансы при поступлении в учебные заведения (если предмет не по профилю ВУЗа, победитель получает дополнительных 100 баллов при поступлении);
  • значительное денежное вознаграждение за призовые места (60 тыс., 30 тыс. рублей;
  • и, конечно, известность на всю страну.

Прежде чем стать победителем необходимо пройти все этапы Всероссийской олимпиады:

  1. Начальный школьный этап, на котором определяют достойных представителей на следующую ступень, проводиться в сентябре-октябре 2017 г. Организацию и проведение школьного этапа осуществляют специалисты методического кабинета.
  2. Муниципальный этап проводиться между школами города или района. Проходит он в конце декабря 2017г. – начале января 2018 г.
  3. Третий тур более сложный. В нем принимают участие талантливые учащиеся со всей области. Региональный этап проходит в январе-феврале 2018 г.
  4. Заключительный этап определяет победителей Всероссийской олимпиады. В марте-апреле соревнуются самые лучшие дети страны: победители регионального этапа и победители прошлогодней олимпиады.

Организаторами заключительного тура являются представители Министерства Образования и науки России, они же подводят итоги.

Показать свои знания можно по любому предмету: по математике, по физике, по географии, даже по физкультуре и технологии. Можно состязаться в эрудиции по нескольким предметам сразу. Всего 24 дисциплины.

Олимпиадные предметы подразделяются по направлениям:

Направление Предметы
1 Точные дисциплины математика, информатика
2 Естественнонаучные дисциплины география, биология, физика, химия, экология, астрономия
3 Филологические дисциплины литература, русский язык, иностранные языки
4 Гуманитарные дисциплины экономика, обществознание, история, право
5 Прочие искусство, технология, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности

Особенность заключительного этапа олимпиады состоит в двух видах заданий: теоретические и практические. Например, чтобы получить хорошие результаты по географии учащиеся должны выполнить 6 теоретических задач, 8 практических заданий, а также дать ответ на 30 тестовых вопросов.

Первый этап олимпиады начинается в сентябре, а значит, желающие принять участие в интеллектуальном марафоне должны готовиться заранее. Но прежде всего, должны иметь хорошую базу школьного уровня, которую постоянно нужно пополнять дополнительными знаниями, выходящими за пределы школьной программы.

Официальный сайт олимпиады www.rosolymp.ru размещает задания прошлых лет. Эти материалы можно использовать в подготовке к интеллектуальному марафону. И конечно не обойтись без помощи педагогов: дополнительные занятия после уроков, занятия с репетиторами.

Победители заключительного этапа примут участие в международных олимпиадах. Они образуют сборную команду России, которая будет готовиться на учебно-тренировочных сборах по 8 предметам.

Для оказания методической помощи на сайте проводятся установочные вебинары, образован Центральный оргкомитет олимпиады, предметно-методические комиссии.

Представляет собой целую систему олимпиад по предметам, входящим в обязательную программу общеобразовательных учреждений страны. Участие в такой олимпиаде – почетная и ответственная миссия, ведь это шанс школьника показать накопленный багаж знаний, защитить честь своего учебного заведения, а в случае победы – еще и возможность получить денежное стимулирование и заработать привилегию при поступлении в лучшие университеты России.

Практика проведения предметных олимпиад существует в стране более ста лет – еще в далеком 1886 году представители органов образования инициировали соревнования между юными талантами. Во времена Советского Союза это движение не просто не прекратило существование, но и получило дополнительный импульс к развитию. Начиная с 60-х годов прошлого века практически по всем основным школьным дисциплинам стали проводиться интеллектуальные состязания всесоюзного, а затем и всероссийского масштаба.

Какие предметы входят в олимпиадный перечень?

В 2017-2018 учебном году школьники страны смогут побороться за призовые места в нескольких категориях дисциплин:

  • в точных науках, к числу которых относятся информатика и математический блок;
  • в естественных науках, к которым относят географию, биологию, астрономию, физику, химию и экологию;
  • в области филологии, включающей олимпиады по немецкому, английскому, китайскому, французскому, итальянскому языкам, а также русскому языку и литературе;
  • в сфере гуманитарных наук, состоящей из истории, обществознания, права и экономики;
  • по другим дисциплинам, к которым относятся физкультура, мировая художественная культура, технологии и безопасность жизнедеятельности.

В олимпиадных заданиях по каждой из перечисленных дисциплин обычно выделяются два блока заданий: часть, проверяющая теоретическую подготовку, и часть, направленная на выявление практических навыков.

Основные этапы олимпиады 2017-2018 года

Проведение Всероссийской школьной олимпиады включает в себя организацию четырех этапов состязаний, проводимых на различных уровнях. Итоговое расписание интеллектуальных битв между школьниками определяют представители школ и региональных образовательных властей, однако, вы можете ориентироваться на такие периоды времени.


Школьников ожидают 4 этапа соревнований разного уровня сложности
  • Этап 1. Школьный. Соревнования между представителями одной школы будет проводиться в сентябре-октябре 2017 года. Олимпиада проводится между учащимися параллели, начиная с пятого класса. Разработка заданий для проведения предметных олимпиад в данном случае возлагается на членов методкомиссии городского уровня.
  • Этап 2. Муниципальный. Этап, на котором проходят состязания между победителями школ одного города, представляющими 7-11 классы, будет проведен с декабря 2017 по январь 2018 года. Миссия составления олимпиадных заданий возлагается на организаторов регионального уровня, а за вопросы, связанные с предоставлением места и обеспечения процедуры олимпиад, отвечают местные чиновники.
  • Этап 3. Региональный. Третий уровень олимпиады, который будет проводиться в январе-феврале 2018 года. На этом этапе в состязаниях принимают участие школьники, получившие призовые места на городской олимпиаде, и те, кто победил в региональных отборах прошлого года.
  • Этап 4. Всероссийский. Самый высокий уровень предметных олимпиад будет организован представителями Минобразования Российской Федерации в марте-апреле 2018 года. На него приглашаются победители регионального уровня и ребята, победившие в прошлом году. Однако не каждый победитель регионального отбора может стать участником данного этапа. Исключение составляют школьники, получившие у себя в регионе 1 место, но отстающие по очкам от победителей на уровне других городов. Призеры Всероссийского этапа могут потом отправиться на соревнования международного уровня, которые проходят в летнее время.

Где найти типовые задания по олимпиаде?

Конечно, чтобы достойно выступить в этом мероприятии, нужно иметь высокий уровень подготовки. Всероссийская олимпиада представлена в сети собственный сайтом – rosolymp.ru, – на котором ученики могут ознакомиться с заданиями прошлых лет, проверить свой уровень при помощи ответов на них, узнать конкретные даты и требования к организационным моментам.

При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать следующим образом:

  • внимательно прочитайте задание;
  • если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационную задачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен быть кратким, и его содержание следует вписать в отведённое поле; записи ведите чётко и разборчиво).

За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членами жюри количество баллов, не выше указанной максимальной оценки.

Сумма набранных баллов за все решённые вопросы – итог Вашей работы.

Максимальное количество баллов – 130.

Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членам жюри.

Желаем успеха !

Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий

Задание 1

Выберите несколько верных ответов. Ответы занесите в таблицу.

1.1. К типам политического господства по М. Веберу относятся

  1. харизматический
  2. эгалитарный
  3. легальный
  4. авторитарный
  5. традиционный

1.2. Национальными религиями являются

  1. буддизм
  2. синтоизм
  3. тотемизм
  4. иудаизм
  5. индуизм
  6. анимизм

1.3. Какие из экономических теорий возникли в ХIХ веке?

  1. меркантилизм
  2. маржинализм
  3. классическая политическая экономия
  4. марксизм
  5. кейнсианство

1.4. Какие из перечисленных юридических фактов являются абсолютными событиями?

  1. ураган Катрина
  2. пожар в результате возгорания электрической проводки
  3. хищение чужого имущества путём мошенничества
  4. землетрясение, приведшее к гибели людей
  5. заключение договора купли-продажи
  6. дорожно-транспортное происшествие из-за технической неисправности автомобиля

Ответ :

1.1 1.2 1.3 1.4
135 245 24 14

2 балла за полностью верный ответ , 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов , или наряду со всеми указанными верными ответами приводится один неверный ).

Максимум за задание 8 баллов .

Задание 2

Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.

Аскетизм , альтруизм , гедонизм , эвдемонизм , утилитаризм .

Ответ : концепции смысла жизни (этические концепции).

2 балла .

Задание 3

Что объединяет приведённые ниже явления? Дайте максимально точный ответ.

Девальвация , деноминация , ревальвация , нуллификация , дефляция .

Ответ : методы денежной реформы.

2 балла .

Задание 4

Лишение свободы , подписка о невыезде , исправительные работы , штраф , принудительные р a боты .

Ответ : виды наказаний, лишнее – подписка о невыезде (мера пресечения).

1 1 .

Максимум за задание 2 балла .

Задание 5

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы). Укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

Креационистская теория , трудовая теория , космическая теория , ирригационная теория , эволюционная теория .

Ответ : теории происхождения человека, лишнее – ирригационная.

1 балл за верно указанный объединяющий признак и 1 балл за верно указанный лишний элемент .

Максимум за задание 2 балла .

Задание 6

«Да » или «нет »? Если Вы согласны с утверждением, напишите «да », если не согласны ‒ «нет ». Внесите свои ответы в таблицу.

6.1. Программа партии кадетов в 1905–1917 гг. отражала консервативную политическую идеологию.

6.2. Католическое духовенство составляет формальную социальную группу.

6.3. Рост стоимости издержек производства вызывает инфляцию предложения.

6.4. Макс Вебер считал, что в основе социальной стратификации лежит отношение к собственности.

6.5. Договор является отраслевым институтом права.

6.6. Все монотеистические религии имеют свои священные книги, в которых излагаются основы вероучения.

Ответ :

Ответ :

Ответ :

А Б В Г Д
3 2 7 5 4

По 1 баллу за каждое верное соотнесение .

Максимум за задание 5 баллов .

Задание 9

Решите правовую задачу.

Ученик 10 класса, 15-летний Лука решил устроиться на работу промоутером в крупном торговом центре. Работодатель согласился принять его на работу при условии, что тот будет работать по 6 часов в день, не будет прогуливать уроки в школе и принесёт справку о состоянии здоровья из поликлиники.

Нарушаются ли таким образом права несовершеннолетнего работника? Ответ обоснуйте.

Ответ :

Нарушаются права несовершеннолетнего работника.

  • Согласно ТК РФ: для обучающихся по основным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года получение образования с работой, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 2,5 часа.
  • Работодатель должен был организовать прохождение медицинского осмотра за свой счёт.

1 балл за верный ответ .

По 2 балла за приведённые обоснования .

Ответ без обоснований не засчитывается .

Максимум за задание 5 баллов .

Задание 10

Решите экономическую задачу.

Страна А может импортировать из-за рубежа неограниченное число товара Х по цене 10. Предложение внутри страны задаётся функцией Q = 2p + 20, а спрос – функцией Q = 100 – 2p (р – цена товара). Какова величина импорта в страну А? Приведите необходимые расчёты.

Решение :

Величина спроса при цене 10: Qd = 80; величина предложения: Qs = 40.

Импорт равен разнице между величиной спроса и предложения: Im = 80 – 40 = 40.

Ответ : 40.

2 балла за верный ответ .

3 балла за приведённые расчеты .

Ответ без расчётов не засчитывается .

Максимум за задание 5 баллов .

Задание 11

Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода.

Обратите внимание : в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

Ответ внесите в таблицу.

Стержневым, ведущим понятием политической науки является понятие ______(А) как способности и ______(Б) осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей, заставлять других подчиняться с помощью какого-либо средства (права, насилия и т.д.); способности реализовывать намеченные цели; согласовывать противоречивые ______(В), подчинять их единой воле с помощью убеждения или ______(Г).

В древности основу власти составлял ______(Д) – влияние, которое человек, группа людей или организация получают в результате признания их опыта, знаний, высоких нравственных достоинств.

Важным при рассмотрении властных отношений в обществе является понятие о ______(Е) власти. Это средства, при помощи которых властные структуры осуществляют воздействие на деятельность и поведение граждан.

Направления государственной деятельности по удовлетворению совокупных общественных интересов и можно назвать направлениями политики. Есть политика ______(Ж), то есть ориентированная на разрешение таких задач, как поддержание порядка, обеспечение развития страны, благосостояния её граждан. Есть политика ______(З), она включает в себя разрешение межгосударственных противоречий, её задача – отстаивание интересов государства на мировой арене.

В теории и на практике политическая деятельность часто ассоциируется с принуждением, насилием. В результате политической деятельности, взаимодействия институтов политической ______(И), выполнения политических решений и установок формируется и развивается политический ______(К).

Список терминов

Ответ :

А Б В Г Д Е Ж З И К
17 3 16 19 12 4 5 1 6 8

По 1 баллу за каждую верную вставку .

Максимум за задание 10 баллов .

Задание 12

Объедините следующие понятия в классификационную схему. Обратите внимание на наличие лишних понятий.

Чувственное, ощущение, мысль, суждение, восприятие, знание, умозаключение, факт, представление, познание, рациональное, понятие, выражение.

Ответ :

Задание 13

Изучите представленные ниже изображения и выполните задания. Ответы внесите в таблицу.

13.1. Определите обобщающее понятие для всех изображений.

13.2. Распределите изображения на четыре группы, выделив четыре разновидности явления, обозначенного общим понятием. Внесите в соответствующие ячейки таблицы буквенные обозначения изображений.

13.3. Укажите, что объединяет изображения в каждой группе, на основании установленного Вами общего основания для классификации.





Ответ :

Обобщающее понятие: деньги.

2 балла за верно указанное обобщающее понятие . По 1 баллу за каждую верно названную группу . По 1 баллу за каждое полностью верное соотнесение . Максимум за задание 10 баллов .

Задание 14

Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы.

В данном же случае обращается внимание на современные подходы к пониманию права, на те аспекты, по которым учёные-правоведы ведут дискуссии и высказывают свои мнения относительно предмета полемики. Эти взгляды и суждения носят не просто различный, но подчас взаимоисключающий или по крайней мере весьма противоречивый характер. В результате неясно, что же сегодня означает право в реальной действительности, каким оно должно быть, или, точнее, каким его желают видеть. Иными словами, существует плюрализм правопонимания. Укажем лишь на некоторые из выдвигаемых концепций и интерпретаций.

1. Право есть фактический порядок отношений, охраняемый и защищаемый государством. По сути – это возврат к известным юридическим воззрениям прошлого. Но дело не в возврате (в истории было немало отнюдь не плохих учений), а в том, что в свете данного тезиса любые действия властей, чиновничества, бюрократии, «аппарата» можно рассматривать как «право». Ведь власти предержащие сами в основном и создают угодный и выгодный им «порядок отношений». По такой логике даже нелегитимное применение силы окажется «правом», но полицейским, «кулачным».

И потом – как вообще может «фактический порядок отношений» (право) регулировать, охранять, защищать тот же порядок отношений? Регулятор сливается с регулируемым, реальная жизнь – со средствами (способами, формами, инструментами) её организации, упорядочивания. Это теоретическая несуразица. Ясно, что подобная точка зрения методологически несостоятельна и, следовательно, неприемлема. На практике она может привести к весьма нежелательным негативным последствиям – стихии, самотёку, неуправляемости.

2. Право – это не законы, принимаемые демократически избранными представительными учреждениями и выражающие суверенную волю народа, а общие (абстрактные) принципы гуманизма, нравственности, справедливости. Но такие нечёткие, аморфные представления о праве отдаляют нас от желаемого правопорядка и задач его укрепления, ибо указанные принципы, идеи («неписаное право»), несмотря на их, бесспорно, высокую ценность, всё же не могут сами по себе, без необходимой формализации, служить критериями правомерного и неправомерного, законного и противозаконного, а следовательно, не в состоянии обеспечить стабильность и организованность в обществе. Исчезает нормативная основа права, подрывается его регулятивная роль. Сегодня это особенно очевидно.

В этом случае открывается простор для волюнтаризма и произвола, поскольку свобода, демократия, мораль понимаются различными политическими субъектами, в том числе властвующими, по-разному, наполняются неоднозначным содержанием. Да и почему законы (нормальные, гуманные, созданные с соблюдением всех общепринятых процедур) не могут выражать указанные выше идеалы? Встаёт также непростой вопрос о том, кто и как должен определять, «правовой» тот или иной закон или «неправовой». Где критерии? Кто судьи?

Конечно, категории права и закона не совпадают. Закон есть одна из форм выражения права – наиболее цивилизованная и совершенная, их отождествление недопустимо. Но и излишнее противопоставление этих двух понятий не ведёт к достижению позитивных целей. Это порождает тот самый правовой нигилизм, который все дружно осуждают. Несовершенные, «неправовые» законы всегда были, есть и будут. И вряд ли правильно только на этом основании умалять значение закона вообще, отодвигая его на второй план как право «второго сорта» после «подлинного», «настоящего», «неписаного».

(по книге Н . И . Матузов , А . В . Малько . Теория государства и права )

14.2. Почему, по мнению авторов, оба подхода к пониманию права являются ограниченными и неполными? Сформулируйте с опорой на текст по два аргумента, раскрывающие ограниченность и неполноту каждого из этих подходов . В ответе сначала назовите подход, потом запишите аргумент.

14.4. Раскройте понятие «правовой нигилизм», используемое авторами. В чём заключается опасность этого явления?

Ответ :

Элементы ответа Баллы
14.1. а) Нормативистский (или позитивистский) подход,

б) естественно-правовой подход.

По 2 балла за каждый верно названный подход в правильном порядке.

Максимум 4 балла

14.2. Могут быть названы следующие аргументы.

А) Нормативистский подход объявляет правовыми любые акты органов государственной власти, даже явно несправедливые. (Любые действия властей, чиновничества, бюрократии, «аппарата» можно рассматривать как «право». Ведь власти предержащие сами в основном и создают угодный и выгодный им «порядок отношений». По такой логике даже нелегитимное применение силы окажется «правом».)

Б) При нормативистском подходе субъект и объект регулирования сливаются. Органы государства сами регулируют собственную деятельность. (Регулятор сливается с регулируемым, реальная жизнь – со средствами (способами, формами, инструментами) её организации, упорядочивания.)

В) Абсолютизация естественно-правового подхода ведёт к размыванию критериев правомерного и неправомерного поведения, которые устанавливаются правовыми нормами. (Указанные принципы, идеи («неписаное право»), несмотря на их, бесспорно, высокую ценность, всё же не могут сами по себе, без необходимой формализации, служить критериями правомерного и неправомерного, законного и противозаконного, а следовательно, не в состоянии обеспечить стабильность и организованность в обществе. Исчезает нормативная основа права, подрывается его регулятивная роль.)

Г) Различное понимание принципов естественного права порождает произвольное толкование и применение законов, провоцирует правовой нигилизм. (В этом случае открывается простор для волюнтаризма и произвола, поскольку свобода, демократия, мораль понимаются различными политическими субъектами, в том числе властвующими, по-разному, наполняются неоднозначным содержанием.)

Аргументы могут быть приведены в других , близких по смыслу выражениях

По 2 балла за каждый верно названный аргумент (обязательно указание подхода).

Максимум 8 баллов

14.3. Право – более широкое понятие по сравнению с понятием «закон». Закон – одна из форм выражение права.

Помимо закона формами выражения права могут быть правовой прецедент, правовой обычай, нормативный договор, правовая (в том числе религиозная) доктрина.

Различия между понятиями « закон » и « право » могут быть названы в других , близких по смыслу выражениях

2 балла за верно указанное различие между понятиями «закон» и «право».

По 1 баллу за каждую верно указанную форму права.

Максимум 5 баллов

14.4. Под правовым нигилизмом понимается отрицание авторитета права и его высокой роли в развитии общества.

Правовой нигилизм является одной из основных причин противоправного поведения, создаёт благодатную почву для роста преступности, криминализации общества, для произвола со стороны представителей власти, распространения коррупции.

Определение правового нигилизма может быть дано в других , близких по смыслу выражениях . Негативные последствие правового нигилизма могут быть описаны в других , близких по смыслу выражениях

3 балла за верное определение правового нигилизма.

2 балла за полное раскрытие негативных последствий правового нигилизма.

1 балл за частичное

раскрытие последствий правового нигилизма.

Максимум 5 баллов

Максимум за задание 22 балла

Задание 15

Прочитайте высказывания известных людей. В каждом случае несколько высказываний посвящены одному обществоведческому понятию (в цитатах само понятие заменено звёздочками). В разных высказываниях может меняться форма слова, обозначающего это понятие, или часть речи. Определите понятия, ответ запишите прямо в таблицу.

Высказывания Понятия
А . Эйнштейн )

Б . Рассел )

М . Амстердам )

Б . Гейтс )

М . Горький )

Фридрих Энгельс )

Ф . фон Хайек )

Ш . Монтескьё )

Ответ :

Высказывания Понятия
А) Если под *** понимать поиски знания в его наиболее общей и наиболее широкой форме, то её, очевидно, можно считать матерью всех научных исканий. (А . Эйнштейн )

*** – это когда берёшь нечто настолько простое, что об этом, кажется, не стоит и говорить, и приходишь к чему-то настолько парадоксальному, что в это просто невозможно поверить. (Б . Рассел )

философия
Б) *** – искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию. (М . Амстердам )

*** – это увлекательнейшая игра, в которой максимум азарта сочетается с минимумом правил. (Б . Гейтс )

бизнес
В) Высота культуры всегда стоит в прямой зависимости от любви к ***. (М . Горький )

*** есть мера стоимости товаров… (Фридрих Энгельс )

труд
Г) *** – это точная антитеза произволу. (Ф . фон Хайек )

Бесполезные *** ослабляют *** необходимые. (Ш . Монтескьё )

закон

Могут быть названы слова синонимы , точно отражающие смысл мысли автора .

По 2 балла за каждое верное слово .

Максимум за задание 8 баллов .

Задание 16

Перед Вами высказывания известных отечественных и зарубежных мыслителей. Выберите то из них, которое станет темой сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать своё собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении, и обосновать его теми аргументами, которые представляются Вам наиболее существенными. Выбрав тему, обязательно укажите, с позиции какой базовой науки (культурологии, политологии, социологии, философии, экономики, юриспруденции) Вы будете её рассматривать.

  1. Личности мало прав, ей надобно обеспечение и воспитание, чтобы воспользоваться ими. (А . И . Герцен )
  2. Моральная культура должна основываться на принципах. (И . Кант )
  3. Всякая социальная доктрина, пытающаяся разрушить семью, негодна и, кроме того, неприменима. Семья – это кристалл общества. (В . Гюго )
  4. Требовать уничтожения налогов значило бы требовать уничтожения самого общества. Государство ничего не может сделать для граждан, если граждане ничего не сделают для государства. (Н . И . Тургенев )
  5. Если вы в меньшинстве – говорите; если в большинстве – голосуйте. (Р . Шерман )
  6. Искусство судопроизводства в сущности есть не что иное, как искусство пользоваться доказательствами. (И . Бентам )

Критерии оценивания сочинения-эссе

Если сочинение эссе написано не в контексте базовой науки или базовая наука не определена , то максимальный балл , который может быть выставлен по каждому критерию оценивания , 3.

  1. Умение выделить проблему, поставленную автором, обоснование её значимости для общественных наук и социальной практики.
  2. Умение сформулировать и обосновать собственную точку зрения при раскрытии темы.
  3. Уровень аргументации:
    • а) внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость суждений;
    • б) опора на научные теории, владение понятиями курса;
    • в) опора на факты общественной жизни, личный социальный опыт;
    • г) примеры из произведений духовной культуры (литература, театр, кино, живопись и др.).
  4. Умение сформулировать основные выводы по итогам рассмотрения темы.

До 4 баллов за каждый критерий .

Максимум за задание 28 баллов .

Максимум за работу 130 баллов .