Всероссийская олимпиада школьников по истории год. Всероссийская олимпиада школьников по истории россии

Array ( => Array ( => Array ( => /files/m_foto_vos/3380/2016-04-21_Olimpiada_Den_1_03.jpg => Приезд участников. Фото организаторов => Математика) => Array ( => /files/m_foto_vos/3250/10.JPG => Перед открытием => Биология) => Array ( => /files/m_foto_vos/3030/IMG_0984.jpg => Перед дорогой в Курск. Фото Д. Сергиенко => Русский язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/1690/1.4.jpg => Первый тур. Фото организаторов => Экономика) => Array ( => /files/m_foto_vos/3320/DSC03137.JPG => На олимпиаду. Загружено участником => Искусство (МХК)) => Array ( => /files/m_foto_vos/2090/image.jpeg => Заселение участников в гостиницу => Технология) => Array ( => /files/m_foto_vos/1701/IMG_4074.JPG => Загружено участником => Информатика) => Array ( => /files/m_foto_vos/3271/-eFx4X_nB-w.jpg => Открытие олимпиады. Фото пресс-службы ТвГУ => География) => Array ( => /files/m_foto_vos/1771/DSCN9991.jpg => Дорога в Смоленск => Английский язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/2221/DSC_7893.jpg => Торжественное открытие. Фото организаторов => Экология)) => Array ( => Array ( => /files/m_foto_vos/1710/IMG_4616.JPG => Пробный тур => Информатика) => Array ( => /files/m_foto_vos/3270/bHq6Hj42oVc.jpg => Открытие олимпиады. Фото пресс-службы ТвГУ => География) => Array ( => /files/m_foto_vos/1770/DSCN9989.jpg => Дорога в Смоленск => Английский язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/2220/IMG_9576.jpg => Расселение участников. Фото организаторов => Экология) => Array ( => /files/m_foto_vos/3010/IMG_6037.jpg => День первого теоретического тура. Фото организаторов => Право) => Array ( => /files/m_foto_vos/2310/IMG_6046.jpg => Письменный тур => Китайский язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/2251/IMG_8151.JPG => Открытие => Физика) => Array ( => /files/m_foto_vos/1251/1-1.jpg => Открытие олимпиады. Участники от принимающего региона - команда Мордовии => Астрономия) => Array ( => /files/m_foto_vos/3071/fWbhe8SBjJo.jpg => Торжественное открытие. Фото Кристины Масальцевой => Немецкий язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/1371/image_1P_kopiya_2.jpg => Концертный зал СмолГУ => История)) => Array ( => Array ( => /files/m_foto_vos/2260/IMG_8312.JPG => Открытие => Физика) => Array ( => /files/m_foto_vos/1260/Теоретический_тур_-_11_класс22222.jpg => Теоретический тур - 11 классы => Астрономия) => Array ( => /files/m_foto_vos/3070/0if1ixmGipU.jpg => Торжественное открытие. Фото Кристины Масальцевой => Немецкий язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/1370/image.jpg => Митинг в Сквере Памяти Героев => История) => Array ( => /files/m_foto_vos/2380/IMG_4410.JPG => Фото организаторов => ОБЖ) => Array ( => /files/m_foto_vos/2300/IMG_6023.jpg => Письменный тур => Испанский, итальянский, китайский) => Array ( => /files/m_foto_vos/1571/IMG_3948.JPG => Открытие олимпиады. Фото Татьяны Куликовой => Химия) => Array ( => /files/m_foto_vos/1641/IMG_0601.jpg => (фото Д. Сергиенко) => Литература) => Array ( => /files/m_foto_vos/1451/DSC_3046-2.JPG => Торжественное открытие олимпиады. Фото организаторов => Французский язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/3511/image-24-04-16-08-35-2_result.jpeg => Открытие олимпиады => Обществознание)) => Array ( => Array ( => /files/m_foto_vos/1570/IMG_3954.JPG => Открытие олимпиады. Фото Татьяны Куликовой => Химия) => Array ( => /files/m_foto_vos/1640/IMG_0599_(10).jpg => Открытие олимпиады (фото Д. Сергиенко) => Литература) => Array ( => /files/m_foto_vos/1450/DSC_3036-2.JPG => Торжественное открытие олимпиады. Фото организаторов => Французский язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/3510/image-24-04-16-08-35-1_result.jpeg => Открытие олимпиады => Обществознание) => Array ( => /files/m_foto_vos/2080/5.jpg => Церемония открытия => Физкультура) => Array ( => /files/m_foto_vos/3381/2016-04-21_Olimpiada_Den_1_06.jpg => Приезд участников. Фото организаторов => Математика) => Array ( => /files/m_foto_vos/3241/5.JPG => Вынос флагов => Биология) => Array ( => /files/m_foto_vos/3031/IMG_0983.jpg => Перед дорогой в Курск. Фото Д. Сергиенко => Русский язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/1691/1.1.jpg => Первый тур. Фото организаторов => Экономика) => Array ( => /files/m_foto_vos/3321/DSC03135.JPG => На олимпиаду. Загружено участником => Искусство (МХК))))

Зачем учить историю?

Зачем реконструировать в человеческом сознании ход событий прошлого? Ответ кажется очевидным - историю знать нужно, хотя зачастую глубокого знания прошлого Отечества нам и не хватает. История нужна для того, чтобы познать окружающий мир, законы и тенденции развития общества. История учит мыслить глобально. Знание прошлого помогает разобраться в настоящем и предсказать будущее. Оберегает отдельных людей и целые народы от повторения давно уже совершённых ошибок. История помогает найти в прошлом ответы на поставленные сегодня вопросы. Вплоть до того, что знание каждым человеком истории прошлого служит непременным условием и гарантией построения светлого будущего.

Подготовка к олимпиадам идет круглый год, но отсчет нового сезона приходится на сентябрь. Опытные участники олимпиадного движения легко попадают в поле зрения тренеров команды Московской области, показывая сильные результаты на региональном или заключительном этапах ВсОШ, и получают приглашения на занятия. У тех, кто ещё не участвовал в интеллектуальных соревнованиях, тоже есть шанс подготовиться к будущим состязаниям.

Основная цель проведения олимпиады по истории — поиск ребят, увлеченных красотой исторического знания, проявляющих способности к занятию исторической наукой.

Какие задания Вам предложат?

Вам обязательно предложат задания, связанные с анализом исторических источников, ведь историки занимаются именно этим. Чтобы справиться с таким заданием, следует, прежде всего, внимательно прочесть текст, который лежит в основе задания: даже «мелкие» на первый взгляд детали в исторической науке исключительно важны, а порой и важнее так называемых «крупных». Затем нужно сосредоточиться и понять, когда и зачем мог быть написан прочитанный вами текст, а также кто, в каких обстоятельствах и с каким целями мог «такое» сочинить — спрашивать будут, в той или другой форме, именно про это.

Еще один важный навык историка — умение видеть логику событий. Предположим, вас спрашивают, кого из русских святых не стало раньше — св. Владимира или св. Бориса. На первый взгляд, вопрос безумно сложный, ведь если верить справочникам и Интернету между смертью первого (15 июля 1015 г.) и убийством второго (24 июля того же года) прошла от силы неделя. Но на самом деле, ответить на данный вопрос легко: достаточно знать, что св. Борис погиб от руки наемных убийц во время междоусобицы, разгоревшейся между наследниками св. Владимира, а она — естественно подумать — началась уже после смерти последнего. Это значит, св. Владимир, скорее всего, умер раньше, чем св. Борис. Вот и выбирайте среди предложенных ответов именно такой порядок!

Наконец, историк не может быть узким специалистом, знающим только «про князей» или только «про войну». Надо обязательно хорошо представлять себе историю искусства, знать классические литературные тексты, иметь базовое представление об этапах развития науки и техники… это такая же часть прошлого, как войны, революции, географические открытия и трудовые свершения. И вас обязательно будут об этом спрашивать.

Как готовиться к Олимпиаде?

Во-первых, внимательно читайте учебники. Во-вторых, не учебником единым. Почитайте, как минимум, классический «Курс русской истории» В.О. Ключевского, загляните в «Историю государства Российского» Н.М. Карамзина… Другие полезные книги перечислены в методических рекомендациях для участников. Интернет тоже может быть полезен. Обратите внимание на сайт «Руниверс» (http://www.runivers.ru/ ), почитайте тексты, представленные в электронной библиотеке Исторического факультета МГУ (http://hist.msu.ru/ER/Etext/index.html ). Полезно стать регулярным посетителем открытого лектория для школьников по истории (http://www.hse.ru/ba/hist/lector ).

Советы? Пожалуйста.

Внимательно вчитывайтесь в формулировку вопроса и в ответе пишите именно про то, о чем вас спрашивают. Пространные рассуждения не по теме не только не принесут вам баллов «за общую эрудицию», но и дадут членам жюри повод для снижения итоговой оценки, ведь станет понятно, что участник не видит, не чувствует сути поставленной проблемы. Не пытайтесь написать «красиво» и «креативно», «продемонстрировать личностный подход» и т.п. На пафосные, но бессодержательные фразы расходуются чернила и место на бумаге, однако о знаниях ваших они не говорят ничего (а если пафос еще и не к месту — то много говорят о незнании).

Соблюдайте указанную форму ответа. Если просят написать название документа, не надо добавлять еще дату его создания. Ошибетесь в дате — можете лишиться балла. Если просят назвать фамилию человека, не надо дописывать его имя, отчество, даты жизни, место рождения, должность, государственные награды и почетные звания. Вдруг «герой» задания был генералом не от кавалерии, а от инфантерии, лауреатом не Сталинской, а уже Ленинской премии (для историков это разница огромного масштаба), не Трофимовичем, а Терентьевичем… Ошибка в том, о чем не спрашивали, — это все равно ошибка; она повлияет на итоговый результат.

Ну и главное: не расстраивайтесь, если что. В конце концов, неуспешное выступление в олимпиадных состязаниях - это лишь повод проявить упорство, засесть за учебники, книги и сделать следующий шаг. Требования рассчитаны на лидеров, они жесткие и будут еще жестче, зато и победа в таких состязаниях - победа «высшей пробы»!

Методические рекомендации по проведению школьного и муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по истории в 2016/2017 учебном году. (.pdf) (скачать )

Методист МБУ ДПО Одинцовского УМЦ «Развитие образования»

Дейвальд Ирина Алексеевна

Школьный тур олимпиады по истории 7 класс

2016-2017уч.гг.

Школьный этап олимпиады по истории 7 класс.

Фамилия, имя _____________________________________________________________

Время на выполнение заданий – 90 минут.

Максимальный бал- 30

Задание №1

«Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны – «нет». Внесите свои ответы в таблицу.

    Князь Олег был сыном Рюрика.

    Новгород был взят войском Батыя в 1238 году.

    Василий II был сыном Василия I.

    Дмитрий Шемяка некоторое время был Московским князем.

    Новгород был присоединен к Москве при Иване III.

    Московский князь Юрий Данилович был женат на сестре хана Узбека.

    Битва на реке Воже состоялась после Куликовской битвы.

    Поэма "Задонщина" посвящена Ледовому побоищу.

    Знаменитая икона "Троица" написана Феофаном Греком.

    Иван Калита был первым Московским князем.

Задание № 2

Вставьте слова и сочетания слов вместо пропусков, выбрав их из предложенного списка. Слова даны в списке в именительном падеже и в единственном числе. В таблице укажите соответствие между номером пропуска и буквенным обозначением соответствующего слова.

Обратите внимание:

- в тексте может изменяться форма данных слов (падеж, число);

- в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте.

При Ярославе Мудром (1019-1054) Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ему, так же как и его отцу, (1) , удалось обезопасить Русь от набегов жителей степей. В 1030 г. после успешного похода на прибалтийскую чудь Ярослав основал неподалеку от Чудского озера город (2) (ныне г. Тарту в Эстонии), утвердив русские позиции в Прибалтике. После смерти брата (3) Тмутараканского в 1035 г., владевшего с 1024 г. землями к востоку от Днепра, Ярослав окончательно стал единодержавным князем Киевской Руси.

При Ярославе Мудром (4) , являвшийся столицей Древней Руси, превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. По дошедшим свидетельствам, в городе было около четырехсот церквей и восемь рынков. По преданию, в 1037 г. на месте, где Ярослав ранее разбил (5) , был возведен (6) собор храм, посвященный мудрости, божественному разуму, правящему миром. Тогда же, при Ярославе были сооружены Золотые ворота парадный въезд город. Широко велись работы по переписке и переводу книг на русский язык, обучению грамоте.

  1. Владимир

    печенеги

    Новгород

    Святополк

    Софийский

  2. Смоленск

    Мстислав

    Святослав

    Дмитриевский

    Успенский

Задание № 3

Расположите в хронологическом порядке следующие события. Ответ занесите в таблицу.

А) начало правления Олега

Б) начало правления Владимира Святого

В) начало правления Владимира Мономаха

Г) начало правления Игоря

А) строительство Успенского собора в Москве

Б) убийство князей Бориса и Глеба

В) крещение Руси

Г) строительство Успенского собора во Владимире

А) взятие Батыем Владимира

Б) взятие Батыем Москвы

В) взятие Батыем Рязани

Г) взятие Батыем Торжка

Задание № 4

О ком идёт речь в данных отрывках?

    Великий князь литовский в 1377-92 гг., король польский с 1386. Союзник Мамая в 1380 году. В Грюнвальдской битве 1410 командовал польско-литовско-русским войском.

    Полководец, эмир с 1370. Создатель государства со столицей в Самарканде. Разгромил Золотую Орду. Совершал завоевательные походы в Персию, Закавказье, Индию, Малую Азию и др., сопровождавшиеся разорением многих городов, уничтожением и уводом в плен населения. В 1395 году появился в пределах Руси, но от похода на Москву отказался.

Ответ: ____________________________________________

    Церковный и государственный деятель. Идейный вдохновитель объединительной и национально-освободительной политики. Благословил князя Дмитрия Донского на битву с монголо-татарами.

Ответ: ____________________________________________

    Великий князь владимирский с 1176 года, сын Юрия Долгорукого. Воевал с Черниговом, Волжско-Камской Булгарией, половцами и др. Расширил владения Владимирского великого княжества. Был главой большой семьи.

Ответ: ____________________________________________

    Первый митрополит Киевский из русского духовенства в 1051 - 1054 или 1055. Автор сочинения "Слово о законе и благодати".

Ответ: ____________________________________________

Задание № 5

Прочитайте данные определения исторических понятий и напишите соответствующие термины.

    Категория населения, по правовому положению близкая к рабам. Изначально не имели собственного хозяйства и исполняли различные работы для своих хозяев. Ими становились в результате пленения, продажи за долги, брака с представительницей этой категории.

Ответ: ____________________________________________

    Вид земельного владения, представлявшегося государством служилым людям за несение военной и государственной службы.

Ответ: ____________________________________________

    Торгово-ремесленное поселение вне городских стен, ставшее позднее частью города.

Ответ: ____________________________________________

    Ханская грамота, дававшая право русским князьям властвовать в своих землях.

Ответ: ____________________________________________

    Золотой филигранный остроконечный головной убор среднеазиатской работы XIV века, с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями и крестом, регалия русских великих князей и царей. Символ самодержавия в России.

Ответ: ____________________________________________

    Исключительные права, преимущества, предоставляемые кому-либо.

Ответ: ____________________________________________

Ответы и критерии оценивания. 7 класс.

Задание №1

За каждый верный ответ «да» или «нет» – 1 балл.

Всего за задание – 10 баллов.

Задание №2

За каждый верно заполненный пропуск – 1 балл.

Всего за задание – 6 баллов.

Задание №3

За каждую верно указанную последовательность – 1 балл.

Всего за задание – 3 балла.

Задание №4

  1. Тимур (Тамерлан).

    Сергий Радонежский.

    Всеволод Большое Гнездо.

    Илларион

За каждое верно указанное имя – 1 балл .

Всего за задание – 5 баллов.

Задание №5

  1. Поместье.

  2. Шапка Мономаха

    Привилегии.

За каждый верно указанный термин – 1 балл.

Всего за задание – 6 баллов.

Всего за работу – 30 баллов.

2016-2017 гг. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 7 КЛАСС.

Фамилия, Имя Класс _______

Задание 1. краткий ответ. (Максимальный балл - 6)

1. Закупы, рядовичи, смерды.

2. 1478 г., 1485 г., 1514 г.

3. Алексей Басманов, Малюта Скуратов, Афанасий Вяземский.

Задание 2. Что или кто является лишним (Максимальный балл - 6)

1. Древляне, бужане, вятичи, дреговичи, поляки, кривичи.

2. 1552 г., 1556 г., 1581 г., 1589 г.

3. Рюрик, Радим, Синеус, Трувор.

Задание 3. (5 баллов)

А. Восстание под предводительством Ивана Болотникова.

Б. Царствование Бориса Годунова.

В. Избрание Михаила Романова царём.

Г. Период «семибоярщины».

Д. Царствование Лжедмитрия I.

Задание 4. (Максимальный балл - 8)

1. От, хан, покорённый, Батый, Русь, система, Орда, зависимость, Золотая.

__________________________________________________________________

2. Родовитость, заслуги, а, не, порядок, высшие, служба, должности, предки, назначение, государственные, соответствие, личные.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание 5. Проанализируйте отрывок из сочинения В.О.Ключевского.

«Воротившийся из плена отец государев, возведённый в сан патриарха (1) и второго государя, твёрдою рукою взялся за кормило правления и не всегда смотрел на боярские лица; но управление до конца жизни патриарха велось совместными силами обоих государей при участии Боярской думы (2) и Земского собора (3) . Это двоевластие было сделкой семейных понятий и политических соображений: родителю неловко было стать просто подданным своего сына, а сын нуждался в постоянном регентстве (4) , которое всего естественнее было поручить отцу с титулом второго государя. В одном местническом случае вопрос, который из государей больше или меньше другого, решён был так: «каков он, государь, таков же и отец его государев; их государское величество нераздельно».

Ответьте на вопросы. (Максимальный балл -17)

1. Укажите с точностью до полувека период, описываемый в источнике.

__________________________________________________________________

2. Назовите имена «первого» и «второго» государей, упоминаемых в тексте. __________________________________________________________________

3. Следствием каких событий стало вступление на престол «первого государя»?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Напишите значение выделенных понятий.

1.____________________________________________________________________________2. ____________________________________________________________________________

3.____________________________________________________________________________

4.____________________________________________________________________________

Задание 6. (Максимальный балл - 12)






Название экспонатов

Что их связывает?

Задание 7. Какому историческому событию соответствует карта-схема? Напишите событие и номер соответствующей иллюстрации. (Максимальный балл - 6)





Событие:_____________________________________________________________________Номер иллюстрации: ____________

Задание 8. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков. (10 баллов)

1. ...рдынский выход, б...с...рмены, б...скаки, ...рлык, н...й...н.

2. Р...формация, к...льв...низм, пр...тес...ан...ство, лют...ранство, .....зуиты.

Задание 9. Выберите и подчеркните правильный ответ (10 баллов) :

1. Как называлось наследственное земельное держание?

а) поместье; б) удел; в) вотчина; г) домен.

2. Укажите годы Ливонской войны.

а) 1558-1583 гг.; б) 1555-1575 гг.; в) 1547-1552 гг.; г) 1505-1533 гг.

3. Какое название получила монета в результате денежной реформы Елены Глинской?

а) деньга; б) копейка; в) рубль; г) пуло.

4. Какое государство было первым исследователем новых земель?

а) Португалия; б) Англия; в) Россия; г) Испания.

5. В переводе с испанского «конкистадор» означает:

а) завоеватель; б) пират; в) авантюрист; г) рыцарь.

Задание 10. (20 баллов)

Назовите описываемое событие;

назовите не менее двух участников события;

опишите произошедшее событие;

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ.

2016-2017 гг. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 8 КЛАСС.

Время выполнения работы - 1 час

Фамилия, Имя _________________________________ Класс _______

Ф.И.О. учителя _____________________________________________

Задание 1. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ. (Максимальный балл - 6)

1. 1816-1818 гг., 1818-1821 гг., 1820 г., 1821-1825 гг., 1825 г.

2. Фаворит, кондиции, «бироновщина», гвардия.

3. А. Е. Чарторыйский, Н.Н. Новосильцев, В.П. Кочубей, П.А. Строганов.

Задание 2. Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните. (Максимальный балл - 6)

1. Ф.А.Головин, Ф.Я. Лефорт, Б.П.Шереметев, А.Л. Левенгаупт, А.С.Шеин.

2. Гросс-Егерсдорф, Цорндорф, Кунерсдорф, Белград, Берлин.

3. Коллегии, ассамблеи, министерства, Синод, Сенат.

Задание 3. Расположите в хронологической последовательности. (5 баллов) .

А. Бородинское сражение.

Б. Венский конгресс.

В. Тарутинский манёвр.

Г. Смоленское сражение.

Д. Совет в Филях.

Задание 4. Используя все приведённые слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Разрешается добавлять предлоги, изменять слова по падежам. (Максимальный балл - 6)

1. Купцы, страна, запрещающая, экономическая политика, товары, полученные, вывозить, ими, иностранные, проданные, деньги, тратить, эти, покупка, их, изделия, местные, обязывающая, средства.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Александр I, созданный, неофициальный, для, орган, Россия, император, при, планы, основные, преобразования, разработка, необходимые.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Найдите в тексте ошибки, подчеркните их, поставьте номер и дайте правильный вариант под текстом. (10 баллов)

Важным фактом русской истории XVI века был церковный раскол, явившийся результатом церковной реформы патриарха Аввакума. Реформа должна была устранить разночтения в церковных книгах и разницу в проведении религиозных обрядов. Наиболее существенными из нововведений, принятых Церковным собором 1554 года, была замена крещения тремя перстами двоеперстием, произнесение славословия Богу «Аллилуйя!» не дважды, а трижды, движение вокруг аналоя в церкви не по ходу солнца, а против него. Все они касались существа православия, а не его обрядовой стороны. Однако именно обряд трактовался в традиционной русской культуре как «вера». Поэтому перемены вызывали широкий протест. Несогласных ждала жестокая расправа. В 1582 году погиб на костре вождь старообрядцев протопоп Никон. Старообрядцы, пытаясь сохранить свою веру, уходили на юг, бежали за границу.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. Впишите правильные буквы вместо пропусков. (8 баллов)

1. С...кул...ризация, к...л...егии, м...ркант...лизм, а...с...мблеи.

2. М...ст...цизм, к...нт...нентальная блокада, ад...ютант, фл...ши.

Задание 7. Перед вами 8 музейных экспонатов, рассказывающих о страницах российской и европейской истории. Разбейте представленные экспонаты на 4 пары, пояснив, каким сюжетом они между собой связаны. Назовите представленные ниже экспонаты, ответ внесите в таблицу в соответствующие графы. (16 баллов)







Название экспонатов

Что их связывает?

Задание 8. Перед вами карта, на которой обозначены крупнейшие сражения второй половины XVIII в. (18 баллов)

8.1 . Цифрами обозначены места сражений. Внесите названия этих мест в таблицу под

соответствующим номером. В следующем столбце запишите год сражения.

8.2. Соотнесите имена полководцев с названными вами сражениями и внесите их буквенные обозначения в таблицу. В соответствующей колонке запишите имя полководца.

8.3. Впишите цифровые обозначения текстовых фрагментов в соответствии с названными

вами сражениями.

А Б В

1. Президент Адмиралтейств-коллегий по итогам этого сражения получил следующее донесение: «Честь Всероссийскому флоту! С 25 на 26 неприятельский военный флот... атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, потопили и в пепел обратили, а сами стали быть во всем архипелаге... господствующими».

2. «Я с войсками сюда прибыл. 24 часа на размышление для сдачи – и воля; первые мои выстрелы – уже неволя; штурм – смерть. Что ставлю вам на рассмотрение».

3. «Великий! Твоего флота больше нет», - доложили турецкому султану. Тот был настолько напуган увиденным зрелищем и известием о сокрушительном поражении своего флота, что немедленно поспешил заключить мир с Россией».

Цифровое

обозначение на карте

Место сражения

Буквенное

обозначение

портрета

Имя полководца

Текстовый фрагмент

Задание 9. Соотнесите литературные направления и их представителей. (5 баллов)

Направление

Представители

Классицизм

А.П.Сумароков

Д.И.Фонвизин

Н.М.Карамзин

Г.Р.Державин

Сентиментализм

А.Д.Кантемир

Задание 10. Напишите заметку в журнал «Дилетант» о наиболее значимом событии истории России. (20 баллов)

Назовите описываемое событие;

укажите период (век, год) истории России, когда оно произошло;

назовите не менее трёх участников события;

опишите произошедшее событие;

объясните, в чём его значение для истории русского государства.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Школьный этап

2016 / 2017 учебный год.

    усилило роль Земских соборов

    оформило сословную структуру российского общества

А) «Табель о рангах»

Б) «Строевое положение»

В) «Регламент адмиралтейства»

    ремесленное производство

    формирование всероссийского рынка

    русско - польской

    русско - турецкой

    Северной

    Семилетней

    восстание под предводительством С.Т. Разина

    Астраханское восстание

    Башкирское восстание

    Василий Шуйский

    Иван Грозный

    Федор Алексеевич

    Михаил Федорович

1772, 1793, 1795 гг.

    разделы Речи Посполитой

    даты создания цифирных школ

    о Стефане Батории

    о Малюте Скуратове

    о Ермаке Тимофеевиче

    об Андрее Курбском



28 сентября 1708 г, у(1) ____________ корпус (2)_________________ (3)_____________ не

XII вместе бежал в (5) .

, а также Пруссия и Ганновер.






1. 2. 3.

4. 5.

А) Смоленская война

Б) Ливонская война

В) Семилетнняя война

Г) Северная война

    Тверской купец, путешественник. Совершил "хождение" в Персию, Индию (1468-74). На обратном пути посетил африканский берег (Сомали), Маскат, Турцию. Автор путевых записок "Хождение за три моря"?.

Ответ:_______________________________________________

    Нижегородский посадский человек, с сентября 1611 года земский староста. Инициатор и один из руководителей Второго ополчения 1611-12 гг. В сражениях за Москву против польского гарнизона проявил личную храбрость. В 1612-13 гг. член земского правительства ("Совета всей земли"). В 1613 году вошел в состав Боярской думы (пожалован в думные дворяне).

Ответ:

    Патриарх Московский и всея Руси в 1652-67 гг. Провел церковные реформы с целью унификации богослужения и церковных текстов.

Ответ:

4.Патриарх. Отец русского царя

Ответ:___________________________________________

    Механик-самоучка. Заведовал механической мастерской Петербургской Академии наук (1769­1801 гг.). Усовершенствовал шлифовку стекол для оптических приборов. Разработал проект и построил модель одноарочного деревянного моста через реку Нева пролетом 298 м. Создал "зеркальный фонарь" (прототип прожектора), семафорный телеграф, "водоход", машину для добычи соли и другие механизмы.

Ответ:

    Российский адмирал (с 1695 г.). По происхождению швейцарец. С 1678 году на русской службе. Сподвижник Петра I, командовал флотом в Азовских походах 1695-96 гг. В 1697-98 гг. один из руководителей Великого посольства.

Ответ:

    Донской казак, предводитель восстания в 1670-71 гг.

Ответ:

    Граф Рымникский (1789), князь Италийский (1799), полководец, генералиссимус (1799).

Ответ:___________________________________________

всероссийской олимпиады школьников по истории – 8 класс

2016 / 2017 учебный год.

(Ключи)

    «Соборное уложение» 1649 г (1 балл)

    усилило роль Земских соборов

    оформило сословную структуру российского общества

    расширило права крестьян и посадских людей

    определило сроки перехода крестьян к другим феодалам

2.Как назывался документ, определявший с XVIII века систему чинов и порядок продвижения на государственной и военной службе?(1 балл)

А) «Табель о рангах»

Б) «Строевое положение»

В) «Регламент адмиралтейства»

    К какому периоду истории относятся данные понятия: Сенат, коллегии, ассамблея, гравюра, Кунсткамера. (1 балл)

  1. XVIII век

    Какая новая черта появилась в экономике России XVII в.? (1 балл)

    наличие у крестьянина земельного надела

    ремесленное производство

    формирование всероссийского рынка

    господство натурального хозяйства

    В ходе какой войны произошли сражение у деревни Лесной и морские сражения у мыса Гангут и острова Гренгам? (1 балл)

    русско - польской

    русско - турецкой

    Северной

    Семилетней

    Какое событие произошло раньше других?(2 балла)

    восстание под предводительством С.Т. Разина

    восстание под предводительством К.А. Булавина

    Астраханское восстание

    Башкирское восстание

    Расставьте имена правителей в хронологической последовательности (2 балла)

    Василий Шуйский

    Иван Грозный

    Федор Алексеевич

    Михаил Федорович

БАГВ

    По какому принципу образован ряд? (2 балла)

1772, 1793, 1795 гг.

    крестьянские волнения, связанные с церковным расколом

    разделы Речи Посполитой

    даты проведения денежных реформ

    даты создания цифирных школ

10 .О ком говорится в отрывке из сочинения Н.М. Карамзина?(3 балла)

«Сей герой погиб безвременно, но совершив главное дело: ибо Кучум, зарезав 49 сонных казаков, уже не мог отнять Сибирского ханства у великой державы, которая единожды навсегда признала оное своим достоянием. Величавая доблесть его не только в летописаниях, но и в святых храмах, где мы еще и ныне торжественно молимся за него и за дружину храбрых, которые вместе с ним пали на берегах Иртыша»

    о Стефане Батории

    о Малюте Скуратове

    о Ермаке Тимофеевиче

    об Андрее Курбском

    О событиях какого года идет речь в отрывке из сочинения русского историка? (3 балла)

    «Старая Русь тут встала и вскрылась перед Петром со всей своей многовековой работой и ее плодами. Когда кремлевский дворец превратился в большой сарай и по нему бегали и шарили одурелые стрельцы отыскивая Нарышкиных, а потом буйствовали по всей Москве… то духовенство молчало, творя волю мятежников, благословляя двоевластие, бояре и дворяне попрятались, и только холопы боярские вступились за попранный порядок… С тех пор московский Кремль ему опротивел и был осужден на участь заброшенной барской усадьбы».

    1682 г .

    Вставьте слова и сочетания слов вместо пропусков, выбрав их из предложенного списка. Слова даны в списке в именительном падеже и в единственном числе. В таблице укажите соответствие между номером пропуска и буквенным обозначением соответствующего слова. Обратите внимание: в тексте может изменяться форма данных слов (падеж, число);в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте. (14 баллов)

28 сентября 1708 г, у(1) ____________ корпус (2)_________________ был перехвачен и разбит "летучим отрядом",возглавляемым самим Петром. В результате сражения Карл XII лишился столь нужных ему подкреплений и обоза. Была подорвана уверенность шведов в их непобедимости, зато поднялся моральный дух русской армии. Петр назвал эту победу "матерью Полтавской баталии". Расчет КарлаXII на усиление шведской армии в связи с переходом на ее сторону гетмана Украины (3)_____________ не

оправдался: только незначительная часть казачества, обманутая гетманом, перешла на сторону шведов.

Ранним утром 27 июня 1709 г. произошло решающее сражение между войсками Петра I и Карла XII под (4) К 11 часам русские войска полностью разгромили шведов. Показав чудеса храбрости, в ожесточенном рукопашном бою русская армия опрокинула шведов и обратила их в бегство. Из 30 тыс. шведских солдат 9 тыс. были убиты и 3 тыс. взяты в плен. Еще 16 тыс. шведов русские пленили в ходе преследования. Сам Карл XII вместе бежал в (5) .

Полтавская победа, в результате которой были уничтожены сухопутные войска шведов, определила исход(6) войны. Она продемонстрировала возросшую мощь русской армии, укрепила международный авторитет России, на сторону которой вновь перешли Польша и (7) , а также Пруссия и Ганновер.

А- Гренгам, Б-Ливенгаупт, В-Реншельд, Г-Нарва, Д- Мазепа, Е- Хмельницкий,

Ж- Семилетняя, З- Лесная, И- Польша, К-Полтава, Л-Отечественная, М- Турция,

Н- Кунерсдорф, О- Англия, П- Выговский, Р- Северная, С- Дания

13. Соотнесите портрет исторического деятеля и его характеристику. Ответ запиши в таблицу (20 баллов)
А) Внук великого императора, сын его любимой дочери, воспитанный на чужбине и принявший обычаи и язык чужой страны. Наречен наследником престола родной теткой, пришедшей к власти в результате очередного переворота.
Б) Став императором в двух месячном возрасте и «процарствовав» год, всю оставшуюся жизнь находился в заключении и погиб в 23 года при попытке освобождения из самой неприступной российской тюрьмы.
В) Внук великого императора, сын убитого царевича, ставший императором в подростковом возрасте. Любитель охоты и придворных забав. Умер от оспы в разгар подготовки к свадьбе.
Г) При жизни назван Великим, прорубившим «окно в Европу», он не успел оставить завещание и назвать наследника, чем положил начало длительной борьбе за власть.
1. 2. 3.

4. 5.

15. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Ответ занесите в таблицу. (5 баллов)

А) Смоленская война

Б) Ливонская война

В) Семилетнняя война

Г) Северная война

16. О ком идёт речь в данных отрывках?(по 5 б. за ответ. Всего 40 б.)

1Тверской купец, путешественник. Совершил "хождение" в Персию, Индию (1468-74). На обратном пути посетил африканский берег (Сомали), Маскат, Турцию. Автор путевых записок "Хождение за три моря"?.

Ответ: _____А. Никитин __________________________________________

2.Нижегородский посадский человек, с сентября 1611 года земский староста. Инициатор и один из руководителей Второго ополчения 1611-12 гг. В сражениях за Москву против польского гарнизона проявил личную храбрость. В 1612-13 гг. член земского правительства ("Совета всей земли"). В 1613 году вошел в состав Боярской думы (пожалован в думные дворяне).

Ответ: К. Минин

3.Патриарх Московский и всея Руси в 1652-67 гг. Провел церковные реформы с целью унификации богослужения и церковных текстов.

Ответ: Никон

4.Патриарх, отец русского царя

Ответ: ______Филарет_____________________________________

5.Механик-самоучка. Заведовал механической мастерской Петербургской Академии наук (1769­1801 гг.). Усовершенствовал шлифовку стекол для оптических приборов. Разработал проект и построил модель одноарочного деревянного моста через реку Нева пролетом 298 м. Создал "зеркальный фонарь" (прототип прожектора), семафорный телеграф, "водоход", машину для добычи соли и другие механизмы.

Ответ: И. Кулибин

6.Российский адмирал (с 1695 г.). По происхождению швейцарец. С 1678 году на русской службе. Сподвижник Петра I, командовал флотом в Азовских походах 1695-96 гг. В 1697-98 гг. один из руководителей Великого посольства.

Ответ: Лефорт

7.Донской казак, предводитель восстания в 1670-71 гг.

Ответ: С. Разин

8.Граф Рымникский (1789), князь Италийский (1799), полководец, генералиссимус (1799).

Ответ:_____Суворов______________________________________