Всероссийская олимпиада школьников по истории. дом, одежда, оружие, посуда, украшения, письмо друга

Зачем учить историю?

Зачем реконструировать в человеческом сознании ход событий прошлого? Ответ кажется очевидным - историю знать нужно, хотя зачастую глубокого знания прошлого Отечества нам и не хватает. История нужна для того, чтобы познать окружающий мир, законы и тенденции развития общества. История учит мыслить глобально. Знание прошлого помогает разобраться в настоящем и предсказать будущее. Оберегает отдельных людей и целые народы от повторения давно уже совершённых ошибок. История помогает найти в прошлом ответы на поставленные сегодня вопросы. Вплоть до того, что знание каждым человеком истории прошлого служит непременным условием и гарантией построения светлого будущего.

Подготовка к олимпиадам идет круглый год, но отсчет нового сезона приходится на сентябрь. Опытные участники олимпиадного движения легко попадают в поле зрения тренеров команды Московской области, показывая сильные результаты на региональном или заключительном этапах ВсОШ, и получают приглашения на занятия. У тех, кто ещё не участвовал в интеллектуальных соревнованиях, тоже есть шанс подготовиться к будущим состязаниям.

Основная цель проведения олимпиады по истории — поиск ребят, увлеченных красотой исторического знания, проявляющих способности к занятию исторической наукой.

Какие задания Вам предложат?

Вам обязательно предложат задания, связанные с анализом исторических источников, ведь историки занимаются именно этим. Чтобы справиться с таким заданием, следует, прежде всего, внимательно прочесть текст, который лежит в основе задания: даже «мелкие» на первый взгляд детали в исторической науке исключительно важны, а порой и важнее так называемых «крупных». Затем нужно сосредоточиться и понять, когда и зачем мог быть написан прочитанный вами текст, а также кто, в каких обстоятельствах и с каким целями мог «такое» сочинить — спрашивать будут, в той или другой форме, именно про это.

Еще один важный навык историка — умение видеть логику событий. Предположим, вас спрашивают, кого из русских святых не стало раньше — св. Владимира или св. Бориса. На первый взгляд, вопрос безумно сложный, ведь если верить справочникам и Интернету между смертью первого (15 июля 1015 г.) и убийством второго (24 июля того же года) прошла от силы неделя. Но на самом деле, ответить на данный вопрос легко: достаточно знать, что св. Борис погиб от руки наемных убийц во время междоусобицы, разгоревшейся между наследниками св. Владимира, а она — естественно подумать — началась уже после смерти последнего. Это значит, св. Владимир, скорее всего, умер раньше, чем св. Борис. Вот и выбирайте среди предложенных ответов именно такой порядок!

Наконец, историк не может быть узким специалистом, знающим только «про князей» или только «про войну». Надо обязательно хорошо представлять себе историю искусства, знать классические литературные тексты, иметь базовое представление об этапах развития науки и техники… это такая же часть прошлого, как войны, революции, географические открытия и трудовые свершения. И вас обязательно будут об этом спрашивать.

Как готовиться к Олимпиаде?

Во-первых, внимательно читайте учебники. Во-вторых, не учебником единым. Почитайте, как минимум, классический «Курс русской истории» В.О. Ключевского, загляните в «Историю государства Российского» Н.М. Карамзина… Другие полезные книги перечислены в методических рекомендациях для участников. Интернет тоже может быть полезен. Обратите внимание на сайт «Руниверс» (http://www.runivers.ru/ ), почитайте тексты, представленные в электронной библиотеке Исторического факультета МГУ (http://hist.msu.ru/ER/Etext/index.html ). Полезно стать регулярным посетителем открытого лектория для школьников по истории (http://www.hse.ru/ba/hist/lector ).

Советы? Пожалуйста.

Внимательно вчитывайтесь в формулировку вопроса и в ответе пишите именно про то, о чем вас спрашивают. Пространные рассуждения не по теме не только не принесут вам баллов «за общую эрудицию», но и дадут членам жюри повод для снижения итоговой оценки, ведь станет понятно, что участник не видит, не чувствует сути поставленной проблемы. Не пытайтесь написать «красиво» и «креативно», «продемонстрировать личностный подход» и т.п. На пафосные, но бессодержательные фразы расходуются чернила и место на бумаге, однако о знаниях ваших они не говорят ничего (а если пафос еще и не к месту — то много говорят о незнании).

Соблюдайте указанную форму ответа. Если просят написать название документа, не надо добавлять еще дату его создания. Ошибетесь в дате — можете лишиться балла. Если просят назвать фамилию человека, не надо дописывать его имя, отчество, даты жизни, место рождения, должность, государственные награды и почетные звания. Вдруг «герой» задания был генералом не от кавалерии, а от инфантерии, лауреатом не Сталинской, а уже Ленинской премии (для историков это разница огромного масштаба), не Трофимовичем, а Терентьевичем… Ошибка в том, о чем не спрашивали, — это все равно ошибка; она повлияет на итоговый результат.

Ну и главное: не расстраивайтесь, если что. В конце концов, неуспешное выступление в олимпиадных состязаниях - это лишь повод проявить упорство, засесть за учебники, книги и сделать следующий шаг. Требования рассчитаны на лидеров, они жесткие и будут еще жестче, зато и победа в таких состязаниях - победа «высшей пробы»!

Методические рекомендации по проведению школьного и муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по истории в 2016/2017 учебном году. (.pdf) (скачать )

Методист МБУ ДПО Одинцовского УМЦ «Развитие образования»

Дейвальд Ирина Алексеевна

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ 2015–2016 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 7 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать следующим образом: ‒ внимательно прочитайте задание; ‒ если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационную задачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен быть кратким) и его содержание впишите в отведённое поле, запись ведите чётко и разборчиво. ‒ при ответе на тесты определите верный ответ, обведите кружком цифру (цифры), соответствующую выбранному Вами ответу. За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членами жюри количество баллов, но не выше указанной максимальной оценки. Сумма набранных баллов за все решённые вопросы в двух форматах – итог Вашей работы. Максимальное количество баллов – 100. Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членам жюри. Желаем успеха! Всероссийская олимпиада школьников по истории 2015‒2016 уч. г. Школьный этап. 7 класс Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий В заданиях 1–3 дайте один верный ответ. Ответ внесите в таблицу. 1. Прочитайте отрывок из труда арабского географа Ибн Русте. Определите, к какому хронологическому периоду относится данное описание. «Булгар граничит с страной Буртас. Живут Булгаре на берегах реки, которая впадает в Хазарское море и прозывается Итиль, протекая между странами Хазар и Славян. Царь Булгар, Альмуш по имени, исповедует ислам». 1) III‒IV вв. 2) V‒VII вв. 3) IX‒X вв. 4) XII‒XIII вв. 2. Прочитайте отрывок из работы современного историка. Укажите имя князя, пропущенное в тексте. «По немецким хроникам, в этой битве погибло 20 рыцарей (речь идёт о полноправных членах ордена, которых было всего 150 человек) и более полутысячи рядовых ратников. Немало было пленных. Успех новгородцев надолго умерил наступательный порыв рыцарей. Курши и жемайты восстали против ордена, успешно продолжил войну с ним литовский князь _______________». 1) Ягайло 2) Ольгерд 3) Витовт 4) Миндовг 3. Прочитайте отрывок из произведения древнерусской литературы и укажите его название. «Подобало в то время старому помолодеть, а молодому плечи свои развернуть. И говорит чернец Ослябя своему брату Пересвету-чернецу: «Брат Пересвет, вижу на теле твоём раны тяжкие, уже катиться, брат, твоей голове с плеч на траву ковыль, и моему сыну Якову лежать на зелёной ковыль-траве…» 1) «Слово о полку Игореве» 2) «Задонщина» 3) «Моление» Даниила Заточника 4) «Повесть о разорении Рязани Батыем» Ответ: 1 3 2 4 3 2 По 2 балла за каждый верный ответ за задания 1–3. Всего за задания 6 баллов. 2 Всероссийская олимпиада школьников по истории 2015‒2016 уч. г. Школьный этап. 7 класс В заданиях 4–6 выберите несколько верных ответов из предложенных. Ответы внесите в таблицу. 4. Какие из представленных ниже племён относятся к финно-угорской группе? 1) 2) 3) 4) 5) 6) меря ятвяги весь мордва вятичи жмудь 5. Какие из представленных ниже категорий населения, перечисленных в «Русской правде», относятся к зависимым? 1) 2) 3) 4) 5) 6) закуп рядович огнищанин холоп волхв дружинник 6. Через какие из представленных ниже городов проходил путь «из варяг в греки»? 1) 2) 3) 4) 5) 6) Новгород Псков Переяславль Старая Ладога Великие Луки Любеч Ответ: 4 134 5 124 6 145 3 балла за полностью верный ответ; 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду с указанными всеми верными ответами приводится один неверный). Всего за задания 9 баллов. 3 Всероссийская олимпиада школьников по истории 2015‒2016 уч. г. Школьный этап. 7 класс 7. В приведённом ниже перечне представлены события древнерусской истории. Сгруппируйте данные события, назвав год и записав номера произошедших в этот год событий в таблицу. 1) захват Киева Батыем 2) солнечное затмение, описанное в знаменитом литературном произведении 3) восшествие Владимира Мономаха на великокняжеский престол 4) разрушение Десятинной церкви 5) восстание посадского населения в Киеве 6) битва на реке Каяле 7) смерть Святополка Изяславовича 8) вхождение Волжской Булгарии в состав Золотой Орды 9) поход князя Игоря на половцев Ответ: Год Событие 1113 357 1185 269 1240 148 По 2 балла за правильно указанный год; по 2 балла за правильное распределение, 1 балл за распределение с одной ошибкой. Всего за задание 12 баллов. 8. Что с исторической точки зрения объединяет перечисленные в ряду элементы? Дайте максимально точный ответ. 8.1. 907 г., 911 г., 944 г., 971 г. 8.2. Ногата, Гривна, Векша, Куна Ответ: 8.1. Договоры Руси с Византией 8.2. Денежные единицы, имевшие хождение в Древней Руси 3 балла за каждый верный ответ. Всего за задание 6 баллов. 9. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы с исторической точки зрения) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию. 9.1. 972‒980 гг., 1015‒1019 гг., 1073‒1076 гг., 1125‒1132 гг. 9.2. 1016 г., 1380 г., 1497 г., 1550 г. 4 Всероссийская олимпиада школьников по истории 2015‒2016 уч. г. Школьный этап. 7 класс Ответ: 9.1. Годы первых междоусобиц на Руси. Лишнее 1125‒1132 гг. ‒ годы правления Мстислава Великого 9.2. Даты создания сводов законов в Киевской Руси и Московском государстве; 1380 г. – год Куликовской битвы По 3 балла за каждый верный ответ. Всего за задание 6 баллов. 10. А) Б) В) Г) Д) Е) Расположите в хронологической последовательности: битва на реке Сити начало первого крестового похода первое летописное упоминание о Москве строительство Софийского Собора в Киеве Любечский съезд подписание «Великой Хартии вольностей» Ответ: Г Б Д В Е А 6 баллов за полностью верную последовательность. 3 балла за последовательность с одной ошибкой (т. е. верная последовательность восстанавливается путём перестановки любых двух символов). 0 баллов, если допущено более одной ошибки. Всего за задание 6 баллов. 11. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите буквы, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу. А) Куликовская битва Б) Флорентийская уния В) окончание Столетней войны Г) «Стояние» на реке Угре Д) начало междоусобной войны в Московском княжестве Е) строительство церкви Вознесения в Коломенском Ответ: А Д Б В Г Е 5 Всероссийская олимпиада школьников по истории 2015‒2016 уч. г. Школьный этап. 7 класс 6 баллов за полностью верную последовательность. 3 балла за последовательность с одной ошибкой (т. е. верная последовательность восстанавливается путём перестановки любых двух символов). 0 баллов, если допущено более одной ошибки. 12. Определите пропущенные в тексте названия, слова, имена, даты, обозначенные порядковыми номерами. При необходимости при порядковых номерах даются пояснения о характере требуемой вставки. Необходимые вставки впишите рядом с соответствующими номерами в помещённую ниже таблицу. «В 1326 году тверской князь (1 – имя) получил (2 – термин) на великое княжение (3 – название княжества). Но уже через год произошло событие, кардинально изменившее соотношение сил в борьбе за великокняжеский престол – в Твери вспыхнуло восстание. В Тверь приехал ханский посол по имени (4), как его называют наши летописи, двоюродный брат хана. Посольство заняло княжеский дворец и, согласно летописям, чинило всяческие беззакония. 15 августа рано утром некий дьякон по прозвищу Дудко повёл лошадь к (5 – река), чтобы напоить её. Случившиеся на его пути татары, завидев «кобылицу младу и зело тучну», без лишних слов отняли лошадь. Дьякон стал вопить: «Люди тверские, не выдайте!» Между тверичами и татарами началась драка. Схватка переросла в побоище. Загудели тревожно городские колокола. Толпы народа собрались на (6 – орган самоуправления), где было решено всем городом выступить против ордынцев. Вооружившись чем попало, тверичи кинулись на врагов. Весь посольский отряд был уничтожен. Узнав о случившемся, хан (7 – имя) послал на Тверь крупное войско. Призванный в (8 – государство), московский князь (9 – имя) шёл вместе с ним. Тверское княжество подверглось сильному разорению. Тверской князь бежал в Новгород; новгородцы его не приняли, и бывший великий князь отправился в соседний (10 – город). По вопросу о великом княжении хан принял неординарное решение: оно было поделено между двумя князьями: московским и суздальским». Ответ: 1. Александр Михайлович 2. ярлык 3. Владимирское 4. Щелкан/Чолхан 5. Волга (Тверца) 6. вече 7. Узбек 8. Золотую Орду 9. Иван 10. Псков По 1 баллу за каждую верную вставку. Всего за задание 10 баллов. 6 Всероссийская олимпиада школьников по истории 2015‒2016 уч. г. Школьный этап. 7 класс 13. Перед Вами четыре пронумерованных изображения и схема. Изображённые на иллюстрациях исторические личности связаны с событиями, отражёнными на схеме. Внимательно рассмотрите предложенные изображения и схему и выполните задания. 1. 2. 3. 4. 7 Всероссийская олимпиада школьников по истории 2015‒2016 уч. г. Школьный этап. 7 класс 1. 2. 3. 4. 5. 6. 1.1. Назовите битву, которая произошла в месте, обозначенном на схеме специальным значком. 1.2. Напишите год, когда произошла эта битва. Определите деятелей, изображённых на иллюстрациях. Назовите имя князя, при котором город, обозначенный на схеме цифрой 2, вошёл в состав Московского княжества. Назовите, кто возглавлял войска, движение которых обозначено на схеме цифрой 4. Назовите европейский город, пехотинцы которого принимали участие в битве в составе войска, движение которого обозначено на схеме цифрой 3. Назовите любое внутриполитическое мероприятие, проведённое в русском княжестве в годы правления деятеля, осуществлявшего общее командование войсками, обозначенными на схеме цифрой 1. 8 Всероссийская олимпиада школьников по истории 2015‒2016 уч. г. Школьный этап. 7 класс Ответ: 1. Куликовская битва. 1380 г. (2 балла за полный верный ответ. 1 балл за указание без года) 2. 1. Мамай 2. Сергий Радонежский 3. Дмитрий Донской (может быть принят Михаил Бренок) 4. Пересвет 5. Челубей (По 1 баллу за каждое верно названное имя) Всего 5 баллов. 3. Даниил Александрович. (2 балла) 4. Литовский князь Ягайло. (2 балла) 5. Генуя. (2 балла) 6. Постройка Белокаменного кремля в Москве; укрепление великокняжеской власти (упразднение должности московского тысяцкого); установление нового принципа престолонаследия (Завещание Дмитрия Донского). Могут быть приняты в качестве верного ответа как конкретные мероприятия, так и общие направления развития Московского княжества 1359‒1389 гг. (2 балла) Всего за задание 15 баллов. 14. Ниже приводятся отрывки из исторических источников, повествующих о двух известных исторических событиях. Определите, о каких событиях идёт в них речь. Укажите год (годы), когда произошло каждое из событий, и конфликтующие стороны. Назовите победившую сторону в каждом указанном Вами конфликте. Ответ внесите в таблицу. 1. A. Как теснил германский меч славянство И в лесные топи загонял, Только где на свете постоянство? И возвратный покатился вал ‒ Яростно, неодолимо, быстро, Всё сметая на своём пути. И тогда был дан совет магистру: «Чтобы выжить, надо отойти» «Отступить? Уйти? Оставить поле, На котором столько полегло?..» Никого магистр не поневолит, Он на поле всем смертям назло! Устремился он в стремнину битвы, И, проткнутый сулицей не раз, Не успел с последнею молитвой В свой последний ‒ непобедный ‒ час. Он лежал, как дуб, уже без корня. 9 Всероссийская олимпиада школьников по истории 2015‒2016 уч. г. Школьный этап. 7 класс Словно бы метелью замело: Белый плащ и доблести, и скорби Покрывал и руки, и чело. Б. «Великий магистр, придя к заключению, что уже все силы союзников вступили в бой, решил нанести решающий удар. Убеждённый, что силы противника исчерпаны, магистр с главными сановниками Ордена встал во главе идущих в бой рыцарей. Бой продолжался уже шесть часов, наступал переломный момент сражения. Атака крестоносцев была снова направлена на то место, где, по мнению крестоносцев, находился король. Но в этот самый момент Ягайло и Витовт ввели в бой свои резервы: поляки с одной стороны и литовцы ‒ с другой ударили на войско магистра. И в этой решающей схватке отборные силы Ордена, «окружённые отовсюду, были повержены и раздавлены, почти все воины, сражавшиеся под шестнадцатью знаменами, были перебиты или взяты в плен». Погибли магистр и ряд других сановников Ордена. Войска крестоносцев стали отходить с поля битвы, часть Орденского войска обратилась в паническое бегство». 2. A. «На следующий год, после того, как была сожжена Москва, опять пришёл крымский царь полонить Русскую землю. Города и уезды Русской земли ‒ все уже были расписаны и разделены между мурзами, бывшими при крымском царе; было определено ‒ какой, кто должен держать. При крымском царе было несколько знатных турок, которые должны были наблюдать за этим: они были посланы турецким султаном по желанию крымского царя. Крымский царь похвалялся перед турецким султаном, что он возьмёт всю Русскую землю в течение года, великого князя пленником уведёт в Крым и своими мурзами займёт Русскую землю». Б. «О, судеб твоих, владыко, и милости твоея, царю небесный! Како сильнии падоша, а немощнии препоясашаяся силою, не до конца на ны прогневался, но избави нас от агарянского насилия. В первый приход оскорби, ныне же обрадова! Бояре же и воеводы и всё христолюбивое воинство радостными гласы восклицающе: “Десница твоя, господи, прославися в крепости, деснаяти рука, господи, сокруши враги и истерлеси, супостаты”. И сию преславную победу возвестили государю царю и великому князю Ивану Васильевичю всея Русии». 10 Всероссийская олимпиада школьников по истории 2015‒2016 уч. г. Школьный этап. 7 класс Ответ: Группа Событие Год 1 Грюнвальдская битва 1410 2 Битва при Молодях 1572 Стороны Тевтонский орден/ Великое княжество Литовское и королевство Польское Россия/Крымское ханство Победитель Великое княжество Литовское и королевство Польское Россия По 3 балла за каждый правильный ответ. Всего за задание 24 балла. Максимум за работу 100 баллов. 11

Задания всероссийской олимпиады школьников по истории для 6 класса разработа в соответствии с методическими рекомендациями. Они имеют разноплановый характер и будут интересны для участников олимпиады на школьном этапе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ИСТОРИИ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 6 КЛАСС.

(2014-2015уч. год)

1. . По какому принципу образованы ряды (2 балла за каждый правильный

ответ, максимальный балл – 8)?

1.1. палка-копалка, рубило, скребок _________________________________

_______________________________________________________________

1.2. Нерон, Траян, Константин, _____________________________________________
1.3. англы, остготы, лангобарды ______________________________________

1.4. Парфенон, Эрехтейон, Пропилей___________________________________

2. Кому могут принадлежать следующие высказывания или о ком само высказывание.

2.1.: «Горе мне, что нет у меня никого родных, которые могли бы мне чем-либо помочь в минуту опасности».

2.2 . Он сам обучался грамматике, риторике, диалектике и в особенности астрономии, благодаря чему мог искусно вычислять церковные праздники и наблюдать за движением звезд. Пытался он также писать, и с этой целью постоянно держал под подушкой дощечки для письма, дабы в свободное время приучать руку выводить буквы, но труд его, слишком поздно начатый, имел мало успеха: его рука привыкла держать оружие.

2.3 . Согласно легенде, он собрал при своем дворе в Камелоте доблестнейших и благороднейших . О его подвигах и подвиге его рыцарей существуют многочисленные легенды и , в основном касающиеся поисков и спасения прекрасных дам.

3. Ответьте на поставленные вопросы (4 балла за каждый правильный ответ. Всего 12 баллов)

3.1. Как назывались записи событий по годам в Западной Европе: а) хроники; б) летописи; в)повести.

3. 2. Какое событие произошло в 800 году: а) создание Франкского королевства; б) Карл Великий стал императором; в) разгром франками арабов при Пуатье

3. 3 . Как называется документ, в котором перечислялись следующие наказания: штраф за убийство королевского дружинника- 600 солидов, за убийство простого франка – 100 солидов, раба- 30 солидов».

4 . Из приведенных слов и словосочетаний составьте определения двух исторических понятий. Назовите эти понятия . Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. В этот лингвистический конструктор вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам. . 8 баллов за каждый правильный ответ (4 балла за составленное предложение, 4 балла за определение) Максимальный балл 24 балла.

4.1 . знания, занимающаяся, прошлое, область, изучение, человечества

4.2 . государства, власть по наследству, единоличный, глава, передающий

4.3. тонко, телята, обработанная, овцы, кожа, выделанная

5. Согласны ли Вы с приведенными ниже высказываниями?

Если согласны, напишите «Да», если не согласны - «Нет». (2 балла за каждый правильный ответ. Всего 10 баллов).

5.1.берсерками у скандинавов называли тех людей, которые были способны крушить врага с огромной силой

5.2. империя Карла Великого распалась в 843 году

5.3. люди в Средние века знали, что живут в период Средневековья

5.4. среди «семи свободных искусств», изучаемых в Средние века, первым стояло письмо

5.5. культура Средневековья включала в себя и традиции варварских народов, и наследие античных времен

6. Решите хронологическую задачу. (4 баллов за каждый правильный ответ. Всего 12 баллов)

Считается, что первую пирамиду зодчий Имхотеп начал строить в 2750 г. до н.э. Последние

пирамиды построены в 1700 г. до н. э. Сколько лет прошло между постройкой первой и последней пирамиды? Сколько лет назад были построены последние пирамиды?

________________________________________________________________________

6.2. А. Знаменитый Розеттский камень был создан в 196 г. до нашей эры, а в 1822 г. Ж.-

Ф.Шампольон дешифровал египетскую надпись на нем. Сколько лет прошло между этими

событиями? Сколько лет назад была дешифрована (расшифрована) египетская надпись?

________________________________________

6.3. Царь-колокол, что находится в Московском Кремле, был отлит в 1735 году. Каков возраст Царь- колокола был в 2014 году ________________________


7. Закончите предложения .(2 балла за каждый правильный ответ. Всего 10 баллов)

7.1. Высшая власть во времена Хлодвига принадлежала ____________

7.2. Главной его опорой была______________

7.3. В случае военной опасности собиралось ________________

7.4. Важнейшие вопросы во всем государстве решали_____________________________.

7.5. Во времена Хлодвига был записан______________________ франков, который назывался__________________________________

Используйте в помощь следующие слова и выражения : народное ополчение, сборник законов, королевская дружина, «Салическая правда», королевский двор, король

8. Работа с картой (4 балла за каждый правильный ответ. Всего12 баллов)

8.1. Какое событие отражено на карте

8.2 . Когда произошло это событие

8.3. Какие государства в будущем образовались на показанных землях

Ключи.

1.1. древнейшие орудия труда

1.2. римские императоры

1.3. храмы Акрополя в Афинах

2.1. Хлодвиг

2.2. Карл Великий

2.3. Король Артур

3.1. а

3.2. б

3.3. «Салическая правда»

4.1. область знаний, занимающаяся изучением прошлого человечества-история

4.2. единоличный глава государства, передающий власть по наследству- монарх

4.3. тонко обработанная и выделанная кожа телят и овец-пергамент

5.1. да

5.2. да

5.3. нет

5.4. нет

5.5. да

6.1.1050, 3714

6.2. 2018, 192

6.3. 279

7.1. королю

7.2. королевская дружина

7.3. народное ополчение

7.4. король и королевский двор

7.5. сборник законов и «Салическая правда»

8.1. распад империи Карла Великого

8.2. 843 год

8.3. Франция, Германия, Италия


ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ИСТОРИИ. 2014–2015 ГОД

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 8 КЛАСС

Критерии оценивания

В заданиях 1–3 дайте один верный ответ. Ответ внесите в таблицу.

В каком году был принят документ, отрывок из которого приводится

«Лето 7006, месяца семптеврия, уложил князь великий Иван Васильевич всея

Руси, с детми и с бояры, о суде, как судити боярам и околничим…

57. О христанском отказе. А христаном отказыватьися из волости, ис села в село, один срок в году за неделю до Юрьева дни осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего…»

1) 1497 г. 2) 1525 г. 3) 1550 г. 4) 1581 г.

Как называется уния, отрывок из которой представлен ниже?

«Объявляем этим нашим актом всем людям настоящего и будущего времени, до которых только он дойдёт, что, имея постоянно в виду долг наш перед отечеством Великим княжеством Литовским, которого честь, достояние, общую пользу, а более всего внутреннюю и внешнюю безопасность мы обязаны упрочить и обеспечить… для обоих народов весьма важные союз и единение, учиненные некогда предками нашими с тогдашними гражданами всей короны Польской… в унии скрепить…»

1) Кревская

2) Городецкая

3) Люблинская

4) Брестская В каком году происходили во Франции события, описанные российским резидентом в этой стране?



«Сумасбродные французы, недовольствуясь созывом Генеральных Штатов, выказали открытое неповиновение своему законному помазаннику Божьему…»

1) 1648 г. 2) 1785 г. 3) 1789 г. 4) 1793 г.

Ответ:

По 1 баллу за каждый верный ответ Максимум за задание 3 балла Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 гг.

В заданиях 4–6 выберите несколько верных ответов из предложенных.

Ответы внесите в таблицу.

Какие из представленных ниже территорий к началу XVII в. находились под властью Габсбургов?

Австрийские земли 1) Испания 2) территория бывшей державы инков 3) территория бывшей державы ацтеков 4) Португалия 5) Дания 6) Какие из представленных ниже событий, явлений, процессов произошли в XVII в.?

Аугсбургский религиозный мир 1) Деятельность Мартина Лютера 2) Церковная реформа Никона 3) Отмена Нантского эдикта о веротерпимости 4) Религиозные войны в Германии 5) Раскол православной и католической церквей 6) Какие из представленных ниже культур активно выращивались крестьянством на Руси в X–XVII вв.?

Рожь 1) Просо 2) Репа 3) Помидоры 4) Картофель 5) Ячмень 6)

Ответ:

2 балла за полностью верный ответ. 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду с указанными всеми верными ответами приводится один неверный).

Всего за задание 6 баллов.

–  –  –

Перед Вами перечень событий, явлений, процессов, произошедших в правление трёх английских (британских) монархов. Назовите их имена, занесите данную информацию в таблицу. Под именами правителей поставьте номера событий, пришедшихся на их правление.

1. Ведение переписки с Иваном IV

2. Плавания «королевского корсара» Э. Дрейка

3. Разгром «Непобедимой армады»

4. Казнь Томаса Мора

5. Провозглашение короля самостоятельным от Папы руководителем англиканской церкви

6. Окончательное подчинение Шотландии королевской короне

–  –  –

По какому принципу образованы ряды? Дайте максимально точный ответ.

1. Марко Руффо, Пьетро Антони Солари, Аристотель Фиораванти, Алевиз Новый.

2. 1606 г., 1648 г., 1662 г., 1682 г.

Ответы:

1. Итальянские архитекторы (зодчие), работавшие на Руси в конце XV – начале XVI вв.

2. Крупнейшие восстания в Москве в XVII веке 2 балла за каждый верный ответ.

Всего 4 балла за задание.

–  –  –

Определите пропущенные в тексте названия, слова, имена, даты, обозначенные порядковыми номерами. При необходимости при порядковых номерах даются пояснения о характере требуемой вставки.

Необходимые вставки впишите под соответствующими номерами в помещенную ниже таблицу.

Вестфальский мир (1) года положил конец (2 – название) войне. Начавшаяся в (3) году в результате противостояния династии австрийских (4 – династия) и протестантов она превратилась в борьбу двух европейских (5), боровшихся за гегемонию в Европе. Началом войны послужило восстание в (6) против господства австрийской династии. Россия вступила в (7) году в войну с Речью Посполитой, поддерживавшей «католическую лигу». Не получив ожидаемую помощь, русская армия потерпела поражение, и был подписан (8 – название) мир. По сути этим ограничилось военное участие России в европейском конфликте.

Вестфальский мир был заключен в результате работы первого в истории Европы международного (9), проходившего одновременно в Мюнстере и Оснабрюке. Россия не принимала в нем непосредственное участие, хотя и стала гарантом подписанного мира. В Оснабрюкском мирном договоре царь (10 – имя) был назван союзником Швеции.

Ответ:

Тридцатилетняя 2.

Габсбурги 4.

Коалиции (союзов, группировок, лиг) 5.

Праге (Чехии) 6.

Поляновский 8.

конгресса 9.

10. Алексей Михайлович По 1 баллу за каждую верную вставку.

Всего за задание - 10 баллов.

–  –  –

Внимательно рассмотрите схему и заполните пропуски в предложениях.

1. Согласно Начальной русской летописи в 862 г. н.э. в городе, обозначенном цифрой 1, стал править варяжский князь __________________, а цифрой 2 – варяжский князь _____________.

2. В город, обозначенный цифрой 3, хотел перенести столицу Древнерусского государства князь _________.

3. В городе, обозначенном на карте цифрой 4, принял крещение древнерусский князь ____________.

4. На территории, обозначенной цифрой 5, с конца IX века располагалось кочевое племя, в честь победы над которым был воздвигнут ______________________ в городе, обозначенном цифрой _________.

–  –  –

Внимательно рассмотрите изображение медали Российской империи, выполните задания.

1. Назовите сражение, которому посвящена данная медаль.

2. Назовите войну, в ходе которой состоялось данное сражение.

3. Укажите две другие битвы данной войны.

4. Назовите двух участников сражения, которому посвящена медаль.

–  –  –

Перед Вами рапорт известного русского полководца. Прочитайте и ответьте на вопросы.

«Предварительно донес я вашей светлости, что крепость храбростью порученного мне войска взята. Приступ был мужествен, неприятель многочислен, крепость к обороне способна. Отпор был сильный, и отчаянная оборона обратилась на гибель и совершенное сокрушение неприятеля.

Здесь подношу вашей светлости о всех обстоятельствах сей знаменитой победы донесение, взяв с самого вступления начальства моего над войсками, от вашей светлости мне порученными. … Крепость столь укрепленная, столь обширная и которая казалась неприятелю непобедимою, взята страшным для него оружием российских штыков; упорство неприятеля, полагавшего надменно надежду свою на число войск, низринуто.

Принося вашей светлости с одержанием толь знаменитой победы поздравление и благодарность за поручение мне толь знаменитого подвига, почитаю себе прямым долгом засвидетельствовать твердость и мужество начальников и беспредельное усердие и храбрость всех чинов и ходатайствовать вашего благоволения и покровительства о воздаянии сотрудникам и товарищам моим».

Вопросы:

1. Назовите крепость, о которой идет речь в данном рапорте.

3. Укажите год данного сражения.

4. Назовите мирный договор, завершивший эту войну.

5. Отошла ли крепость, о взятии которой говорится в данном рапорте, к России по его условиям?

–  –  –

Похожие работы:

«УДК 93 МАРГАРЕТ ТЭТЧЕР О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА В МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ В.И. Быстренко, доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории и политологии Новосибирский государственный университет экономики и управления, Россия Аннотация. В статье рассматривается проблема значения прав человека в жизни международного сообщества сегодня, влияния защиты прав и свобод человека на современную международную политику, анализируются взгляды на эту проблему Маргарет Тэтчер, известного...»

« й о еч е с т ве н но Российской империи Российский институт стратегических исследований ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА: историографические мифы и историческая память НАРОДЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Книга 1 Москва УДК 94(100)1914/1919 ББК 63.3(2)524 П 26 Исследование выполнено в рамках проекта РИСИ 100 лет Второй Отечественной войне. 1914–1917 Р е ц е н з...»

«У Н И В Е Р С И Т Е Т С К А Я Б И Б Л И О Т Е К А А Л Е К С А Н Д Р А П О Г О Р Е Л Ь С К О Г О С Е Р И Я И С Т О Р И Я К У Л Ь Т У Р О Л О Г И Я М. Ф. ВЛАД И М И РС К И Й Б У Д А Н ОВ ОБ З ОР И С Т ОР И И РУ С С К ОГО П Р А ВА МОСКВА И З Д А Т Е Л Ь С К И Й Д О М « Т Е Р Р И Т О Р И Я Б УД У Щ Е Г О » УДК 34(091) ББК 67.3 В 57 СОСТА ВИТЕЛИ СЕРИИ: В. В. Анашвили, Н. С. Плотников, А. Л. Погорельский Н АУ ЧНЫЙ СОВЕТ: А. Л. Глазычев, А. И. Уткин, А. Ф. Филиппов, Р. З. Хестанов Владимирский...»

« А. Кучиньского и З. Ясевича письма М.А. Чаплицкой к Л.Я. Штернбергу, хранящиеся в Санкт-Петербургском филиале Архива РАН, я заинтересовался личностью этой исследовательницы, к сожалению, малоизвестной в нашей этнографической науке. М.А. Чаплицкая внесла определенный вклад в историю изучения народов Сибири. В 1914–1915 гг. она совершила...»

«В.В. Чащин оЧерки теории и истории экономиЧеского оппортунизма Монография КНОРУС МОСКВА 2014 УДК 323.2/.28 ББК 66.041.32 Ч-30 Рецензенты: О.В. Горбачев, д-р ист. наук, проф., А.В. Болотин, канд экон. наук, доц. Чащин В.В. Ч-30 Очерки теории и истории экономического оппортунизма: монография / В.В. Чащин. - М. : КНОРУС, 2014. - 320 с. ISBN 978-5-406-03209-1 Монография посвящена актуализации проблемы оппортунистического поведения в экономике. В трех очерках теории и истории экономического...»