Всероссийская олимпиада школьников по географии.

1. Установите соответствие между географическими науками и направлениями географии.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАУКИ

1) гидрология, климатология, гляциология, биогеография.

2) экономическая география, география населения.

3) картография, страноведение, геоэкология.

НАПРАВЛЕНИЯ ГЕОГРАФИИ

А) общегеографические науки.

Б) физико-географические науки.

В) общественно-географические науки.

1 2 3
Б В А

2. К географическим явлениям относят:

1) горы, равнины, моря, реки, города, предприятия.

2) землетрясения, цунами, ливень, шторм.

3) ливень, шторм, вулкан, ветер, снежную лавину.

4) ветер, вулкан, цунами, шторм, города.

3. Установите соответствие между именами учёных и их вкладом в развитие географических знаниЙ.

1) Геродот

2) Аристотель

3) Страбон

4) Птолемей

ВКЛАД В НАУКУ

А) первым обобщил накопленные знания о Земле и высказал идею о земных оболочках.

Б) создал «Руководство по географии», к которому было прило-жено 27 карт. Под географией понимал «изображение земель для их обозрения».

В) на основе своих путешествий и информации, почерпнутой из книг, написал «Географию в 17 книгах».

Г) побывал во многих городах и странах и составил страноведче-ские описания — «Историю в девяти книгах».

Запишите буквы, соответствующие выбранным ответам.

1 2 3 4
Г А В Б

4. Какое из предложенных утверждений НЕ соответствует взглядам о форме Земли для своего времени?

1) Земля — выпуклый диск (Древняя Греция, 9-8 век до нашей эры).

2) Земля — шар (Пифагор, 6 век до нашей эры).

3) Земля — шар, вращающийся вокруг Солнца (Европа, 15 век).

4) Земля сплюснута у полюсов из-за осевого вращения (16 век).

5. Древние арабские мореплаватели достигали берегов:

1) Южной Африки и Южной Азии

2) Северной Африки и Восточной Азии

3) Южной Африки и Восточной Азии

4) Северной Африки и Северной Америки

6. Эпоха Великих географических открытий началась:

1) в конце 14 — начале 15 века

2) в конце 15 — начале 16 века

3) в конце 16 — начале 17 века

4) в конце 18 — начале 19 века

7. Первым мореплавателем, совершившим кругосветное путешествие, был:

1) Эрик Рыжий

2) Христофор Колумб

3) Джеймс Кук

4) Фернан Магеллан

8. Сельскохозяйственная культура, которая была завезена в Европу из Нового Света:

1) апельсин

2) томат

4) пшеница

9. Первым из европейцев достиг побережья Австралии:

1) Абел Тасман

2) Христофор Колумб

3) Джеймс Кук

4) Васко да Гама

10. Расположите экспедиции в хронологической последовательности.

1) кругосветное путешествие Ф. Магеллана

2) экспедиции X. Колумба

3) путешествия М. Поло

4) экспедицйи Дж. Кука

Запишите получившуюся последовательность букв.

1 2 3 4
В Б А Г

11. Первым достиг Южного полюса:

1) норвежец Ф. Нансен

2) норвежец Р. Амундсен

3) англичанин Дж. Кук

4) англичанин Р. Скотт

12. Установите соответствие между географическими объектами и именами путешественников, в честь которых они названы.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ

3) государство

ПУТЕШЕСТВЕННИКИ

А) X. Колумб

Б) Ф. Магеллан

В) В. Баренц

Г) А. Тасман

Запишите буквы, соответствующие выбранным ответам.

1 2 3 4
Г Б А В

13. Установите соответствие между экспедициями и результатами их исследований.

ЭКСПЕДИЦИИ

2) Р. Амундсена

3) И. Крузенштерна и Ю. Лисянского

4) Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарева

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

А) достижение Южного полюса

Б) достижение Северного полюса

В) первая русская кругосветная экспедиция

Г) открытие Антарктиды

Запишите буквы, соответствующие выбранным ответам.

1 2 3 4
Б А В Г

14. Возможность пересечь Атлантический океан и достигнуть берегов Америки, подобно древним египтянам, в середине 20 века доказал:

1) Жак-Ив Кусто

2) Роберт Пири

3) Эдмунд Хиллари

4) Тур Хейердал

15. Дно Мирового океана исследовал:

1) Тур Хейердал

2) Жак Пикар

3) Норгей Тенсинг

Вариант № 3362602

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно. Ответами к заданиям 1-20 являются цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных высказываний (29.1-29.5).


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word

Запишите слово, пропущенное в схеме:

Ответ:

Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Рынок сырья , рынок земли , рынок ресурсов , рынок труда , рынок оборудования .

Ответ:

Ниже приведён пе­ре­чень терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «рыночная экономика».

1) кон­ку­рен­ция производителей

2) мно­го­об­ра­зие форм собственности

3) де­фи­цит товаров

5) предложение

6) директивность

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

Найдите в приведенном списке черты, присущие индустриальному обществу. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) приоритет коллективистских ценностей

2) рост численности рабочего класса

3) высокая социальная мобильность

4) использование информационных технологий

5) глобализация экономики и финансов

Ответ:

Установите соответствие между характеристикой и типом общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

A Б В Г

Ответ:

Василий учит­ся в школе и по­ми­мо учебы увле­ка­ет­ся рисованием, шахматами, спор­тив­ны­ми играми. Иными словами, поле его де­я­тель­но­сти широко. Какие ком­по­нен­ты вхо­дят в струк­ту­ру деятельности? Вы­бе­ри­те из при­ве­ден­но­го спис­ка нуж­ные по­зи­ции и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

4) способности

5) результаты

Ответ:

Выберите верные суждения о мировой экономике и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Мировые цены на многие сырьевые товары директивно устанавливаются межгосударственными организациями.

2) Открытие внутренних рынков для иностранных производителей способствует снижению доходов всех торгующих фирм.

3) Открытие внутренних рынков для иностранных производителей способствует усилению конкуренции между участниками рынка.

4) Мировой экономикой называют совокупность тех отраслей национальных экономик, которые непосредственно задействованы во внешнеэкономических отношениях.

5) Открытие внутренних рынков для иностранных производителей может усилить зависимость экономики от импортных товаров, создать угрозу безопасности государства.

Ответ:

Установите соответствие между примерами и видами издержек фирмы в краткосрочном периоде: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д

Ответ:

Ответ:

На гра­фи­ке изоб­ра­же­но из­ме­не­ние пред­ло­же­ния кон­сер­ви­ро­ван­ных ово­щей на по­тре­би­тель­ском рынке: кри­вая пред­ло­же­ния пе­ре­ме­сти­лась из по­ло­же­ния S в по­ло­же­ние S1 (на гра­фи­ке P - цена товара, Q - ко­ли­че­ство товара). Какие из пе­ре­чис­лен­ных фак­то­ров могут вы­звать такое изменение? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) рост числа фер­мер­ских хозяйств

2) ак­тив­ная ре­клам­ная кам­па­ния од­но­го из производителей

3) по­вы­ше­ние цен на консерванты

4) рост до­хо­дов потребителей

5) рост цен на соль, перец, уксус и дру­гие консерванты

Ответ:

Найдите в приведённом ниже списке неформальные негативные санкции и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

3) насмешка

4) лишение специального права

5) осуждение

Ответ:

Социологическая служба проводила опрос совершеннолетних граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Почему, по Вашему мнению, люди занимаются бизнесом?»

Полученные результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Почти половина опрошенных связывает занятие бизнесом с зарабатыванием денег.

2) Больше опрошенных отметили как причину занятия бизнесом предпринимательский азарт, чем управление бизнес процессами.

3) Наименьшая доля опрошенных затруднилась ответить на вопрос социологов.

4) Почти треть опрошенных считает, что люди занимаются бизнесом, чтобы обрести независимость.

5) Наибольшая доля опрошенных отметила в качестве причины занятия бизнесом реализацию своих идей, замыслов.

Ответ:

Выберите вер­ные суж­де­ния о чертах, при­су­щих де­мо­кра­ти­че­ским выборам. И за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Лица, награждённые го­су­дар­ствен­ны­ми наградами, при го­ло­со­ва­нии имеют два голоса.

2) За­ко­но­да­тель­но закрепляется, что по ре­зуль­та­там вы­бо­ров в пар­ла­мент долж­но прой­ти не менее двух по­ли­ти­че­ских партий.

3) Из­би­ра­те­ли го­ло­су­ют не­по­сред­ствен­но за кан­ди­да­тов на вы­бор­ные должности.

4) Чтобы за­ре­ги­стри­ро­вать­ся кан­ди­да­том на выборах, не­об­хо­ди­мо предо­ста­вить по­ло­жи­тель­ную ха­рак­те­ри­сти­ку с места работы.

5) На из­би­ра­тель­ных участ­ках обес­пе­чи­ва­ет­ся тайна голосования.

Ответ:

Установите со­от­вет­ствие между ти­па­ми партий и ос­но­ва­ни­я­ми для их классификации: к каж­дой позиции пер­во­го столбца под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В Г Д Е

Ответ:

В стране Z раз в 5 лет проходят выборы в парламент. Найдите в приведённом ниже списке черты, свидетельствующие, что в стране Z парламентские выборы проходят по пропорциональной системе, и запишите №, под которыми указаны соответствующие черты.

2) Существует возможность выдвижения независимых беспартийных кандидатов.

4) Правительство формируется блоком партий, победившим на парламентских выборах.

5) Победу одерживает кандидат, получивший большинство голосов на выборах.

6) Количество мест, полученных партией в парламенте, зависит от процента голосов, поданных за неё на выборах.

Ответ:

Что из перечисленного относится к политическим правам (свободам) гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) проведение собраний и митингов

2) обращение в государственные органы

3) уплата законно установленных налогов и сборов

4) защита Отечества

5) участие в управлении делами государства через своих представителей

Ответ:

Найдите в приведенном ниже списке конституционные обязанности гражданина Российской Федерации и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) работа на предприятии, в учреждениях

2) участие в выборах

3) защита Отечества

4) охрана памятников культуры

5) уплата налогов

6) участие в политических движениях

Ответ:

Установите соответствие между участниками и сторонами уголовного судопроизводства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквам:

A Б В Г Д

Ответ:

В рай­он­ном суде рас­смат­ри­ва­ет­ся иск граж­дан­ки М. об уста­нов­ле­нии от­цов­ства граж­да­ни­на К. в от­но­ше­нии её не­со­вер­шен­но­лет­не­го сына. Най­ди­те в приведённом спис­ке термины, ко­то­рые могут быть ис­поль­зо­ва­ны при ха­рак­те­ри­сти­ке су­деб­но­го раз­би­ра­тель­ства по этому делу, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) уго­лов­ный процесс

2) граж­дан­ский процесс

4) подсудимый

5) потерпевший

6) ответчик

Ответ:

Прочитайте приведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место пропусков.

«Целенаправленное си­сте­ма­ти­че­ское изу­че­ние объ­ек­та без воз­дей­ствия на него на­зы­ва­ют __________(А). Кон­цен­три­руя __________(Б) на объекте, ис­сле­до­ва­тель опи­ра­ет­ся на име­ю­щи­е­ся у него не­ко­то­рые зна­ния о нём, без ко­то­рых нель­зя опре­де­лить цель этого вида деятельности. Этот метод ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ак­тив­но­стью __________(В), его спо­соб­но­стью к от­бо­ру нуж­ной информации, опре­де­ля­е­мой целью исследования. Вза­и­мо­дей­ствие между субъ­ек­том и объ­ек­том опо­сре­ду­ет­ся сле­ду­ю­щи­ми __________(Г): при­бо­ра­ми и инструментами, с по­мо­щью ко­то­рых ведётся наблюдение. Мик­ро­скоп и телескоп, фото- и телеаппаратура, ра­дио­ло­ка­тор и ге­не­ра­тор ультразвука, мно­гие дру­гие при­спо­соб­ле­ния пре­вра­ща­ют не­до­ступ­ные ор­га­нам чувств че­ло­ве­ка микробы, эле­мен­тар­ные ча­сти­цы и т.п. в эм­пи­ри­че­ские __________(Д). Дан­ный метод на­уч­но­го по­зна­ния даёт ис­ход­ную __________(Е) об объекте, не­об­хо­ди­мую для его даль­ней­ше­го исследования».

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном падеже. Каж­дое слово может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз.

Выбирайте по­сле­до­ва­тель­но одно слово за другим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый пропуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что в спис­ке слов больше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния пропусков.

Список терминов:

В дан­ной ниже таб­ли­це при­ве­де­ны буквы, обо­зна­ча­ю­щие про­пу­щен­ные слова. За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В Г Д Е

Ответ:


Т. Шибутани

Назовите две ха­рак­те­ри­сти­ки обы­ден­ных представлений, ука­зан­ные ав­то­ром текста. Опи­ра­ясь на об­ще­ство­вед­че­ские знания, при­ве­ди­те ещё одну до­пол­ни­тель­ную характеристику.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Большинство представлений, лежащих в основе повседневной жизни, состоит из того, что называется «здравым смыслом». Этот термин относится к нашей рабочей концепции реальности.

В результате длительного опыта ряда поколений сложились популярные представления, которые выжили, поскольку оказались полезными в повседневной жизни. Хотя такие знания не точны и иногда совершенно необоснованны, мы обычно считаемся со здравым смыслом.

Различие между здравым смыслом и научным знанием только в степени… Чем точнее объяснения, тем полезнее они в формировании суждений и в планировании действий. Наука включает в себя всё лучшее, что люди смогли ясно сформулировать и подтвердить эмпирически. Но это знание далеко несовершенно и является объектом постоянных уточнений. Научное исследование может рассматриваться как тип деятельности, постепенно развивающийся в попытках людей найти более эффективные способы преодоления трудностей.

Разумеется, многие закономерности природы были поняты интуитивно задолго до того, как учёные сформулировали свои принципы. Мыло было изобретено прежде, чем появилась теория ионов, и отбор домашних животных на племя проводился задолго до того, как Мендель сформулировал законы генетики. Когда люди пытаются внести улучшения в практику, основанную на обыденных представлениях, здравого смысла оказывается недостаточно, возникает потребность в научном знании.

…Здравый смысл не всегда мудр, ибо в нём нет различия между аккумулированной мудростью веков, ходячими предрассудками и местными суевериями… Многие обыденные представления противоречивы. Утверждение «разлука любовь бережет» правдоподобно не менее, чем «с глаз долой - из сердца вон». Эти наблюдения наводят на мысль, что требуется нечто большее, чем просто здравый смысл.

Т. Шибутани

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Приведите по­ло­же­ние текста, объ­яс­ня­ю­щее не­со­вер­шен­ство знания, ос­но­ван­но­го на обы­ден­ных представлениях. Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские знания, про­ил­лю­стри­руй­те тремя суж­де­ни­я­ми не­точ­ность и про­ти­во­ре­чи­вость обы­ден­ных представлений.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Большинство представлений, лежащих в основе повседневной жизни, состоит из того, что называется «здравым смыслом». Этот термин относится к нашей рабочей концепции реальности.

В результате длительного опыта ряда поколений сложились популярные представления, которые выжили, поскольку оказались полезными в повседневной жизни. Хотя такие знания не точны и иногда совершенно необоснованны, мы обычно считаемся со здравым смыслом.

Различие между здравым смыслом и научным знанием только в степени… Чем точнее объяснения, тем полезнее они в формировании суждений и в планировании действий. Наука включает в себя всё лучшее, что люди смогли ясно сформулировать и подтвердить эмпирически. Но это знание далеко несовершенно и является объектом постоянных уточнений. Научное исследование может рассматриваться как тип деятельности, постепенно развивающийся в попытках людей найти более эффективные способы преодоления трудностей.

Разумеется, многие закономерности природы были поняты интуитивно задолго до того, как учёные сформулировали свои принципы. Мыло было изобретено прежде, чем появилась теория ионов, и отбор домашних животных на племя проводился задолго до того, как Мендель сформулировал законы генетики. Когда люди пытаются внести улучшения в практику, основанную на обыденных представлениях, здравого смысла оказывается недостаточно, возникает потребность в научном знании.

…Здравый смысл не всегда мудр, ибо в нём нет различия между аккумулированной мудростью веков, ходячими предрассудками и местными суевериями… Многие обыденные представления противоречивы. Утверждение «разлука любовь бережет» правдоподобно не менее, чем «с глаз долой - из сердца вон». Эти наблюдения наводят на мысль, что требуется нечто большее, чем просто здравый смысл.

Т. Шибутани

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Различие между здравым смыслом и научным знанием только в степени… Чем точнее объяснения, тем полезнее они в формировании суждений и в планировании действий. Наука включает в себя всё лучшее, что люди смогли ясно сформулировать и подтвердить эмпирически. Но это знание далеко несовершенно и является объектом постоянных уточнений. Научное исследование может рассматриваться как тип деятельности, постепенно развивающийся в попытках людей найти более эффективные способы преодоления трудностей.

Разумеется, многие закономерности природы были поняты интуитивно задолго до того, как учёные сформулировали свои принципы. Мыло было изобретено прежде, чем появилась теория ионов, и отбор домашних животных на племя проводился задолго до того, как Мендель сформулировал законы генетики. Когда люди пытаются внести улучшения в практику, основанную на обыденных представлениях, здравого смысла оказывается недостаточно, возникает потребность в научном знании.

1) раскройте смысл понятия «социальная норма»; На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов/примеров из различных источников. Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом.

C9.1 Философия. «Образование - это долг, который настоящее поколение должно уплатить будущему». (Д. Пибоди)

C9.2 Экономика. «Если все думают, что цены поднимутся, цены поднимутся». (Первый инфляционный закон)

C9.3 Социология, социальная психология. «Наряду с законами государственными есть ещё законы совести, восполняющие упущения законодательства». (Г. Филдинг)

C9.4 Политология «Политика - это искусство балансирования между теми, кто хочет в неё войти, и теми, кто не хочет из неё выйти». (Ж. Бурбон-Бюссе)

C9.5 Правоведение «От правосудия зависит общественный порядок. Поэтому по праву место судей - в первом ряду общественной иерархии. Поэтому никакие почести и знаки уважения не могут считаться для них чрезмерными». (Наполеон Бонапарт)

Установите соответствие между географическими объектами и именами путешественников, в честь которых они названы.
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ:

3. Государство

ПУЕШЕСТВЕННИКИ:

А) Х. Колумб

Б) Ф. Магеллан

В) В. Баренц

Г) А. Тасман

ПОМОГИТЕ!!**

1) Установите соответствие между природной зоной и видами хозяйственной деятельности человека.

ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ ВИДЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
1) тундра и лесотундра а) сбор грибов, ягод, заготовка древесины
2) тропические пустыни б) охота на пушного зверя и оленеводство
3) степи и саванны в) выращивание зерновых культур, выпас скота
4) леса умеренного пояса г) верблюдоводство, земледелие в оазисах

2) Выберите неверное утверждение
1) Воды умеренной зоны Мирового океана богаты органическим веществом и кислородом
2) В тёплых морях распространены коралловые рифы
3) Экваториальные широты Мирового океана - главные районы рыбного промысла
4) В зон шельфа сосредоточена основная часть живых организмов Океана
3) Установите соответствие между объектами Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО и возможными природными факторами, грозящими опасностью их разрушения.
ОБЪЕКТЫ ВСЕМИРНОГО ПРИРОДНОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ЮНЕСКО
1) Долина гейзеров (Россия)
2) Петра (Иордания)
3) Мачу- Пикчу (Перу)
4) Леса бассейна Амазонки (Бразилия) и Конго
5) Глиняная мечеть (Мали)
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ОПСНОСТИ
А) сильные дожди
б) землятресения
в) извержения вулкана
г) пожары
д) морская соль в воздухе
ПОМОГИТЕ ПОЖАЙЛУСТА ОЧЕНЬ НАДО

установите соответствие между характерными чертами растительности и природными зонами

ЧЕРТЫ РАСТИТЕЛЬНОСТИ
1 не образует сплошной растительный покров
2 представлена большим числом видов травянистых растений
3 отличается преобладанием хвойных пород деревьев
ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ
А степь
Б тайга
В тундра

установите соответствие между природными зонами и типами почв
ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ
1 тундра
2 степь
3 тайга
4 смешанные леса
ТИПЫ ПОЧВ
А тундро гелевые
Б чернозём
В подзолистые
г древно-подзолистые

1. Определите верное утверждение.

1) Экватор пересекает Африку почти посередине.
2) Нулевой меридиан не проходит через
территорию Африки.
2. Установите соответствие между крайними
географическими точками Африки и их
координатами.
1) мыс Игольный А) 10° с.ш. 51° в.д.
2) мыс Рас-Хафун Б) 14° с.ш. 17° з.д
В) 35° ю.ш. 19° з.д.
Г) 37° с.ш. 9° в.д.
3. Определите имя известного английского
путешественника, исследовавшего внутренние
части Африки.
1. Ч. Диккенс 3) Д. Ливингстон
2. К.Линней 4) Ч. Дарвин
4. Установите соответствие между именем
исследователя, направлением его работы в
Африке и районом, который он изучал.
имя исследователя район изучения
1) Д. Ливингстон А) Центральная и
Восточная Африка
2) В. Юнкер Б) Центральная и Южная
Африка
3) Н. Вавилов В) северо-восточная часть
материка
направление его работы
а) собрал образцы культурных растений,
определил родину пшеницы
б) открыл водопад, исследовал реки и озера
внутренней части Африки
в) провел топографическую съемку
территории, гидрологические и
метеорологические наблюдения
5. Определите верное утверждение.
1. В Африке имеются высочайшие в мире
горные системы.
2. На севере материка расположены обширные
равнины, однако нередко они высоко приподняты
над уровнем моря.
6. Определите название гор, расположенных на
северо-западе Африки.
1. Капские горы 3) Атласские горы
2. Драконовы горы 4) Эфиопское
нагорье
7. Северная Африка отличается
1. богатством полезных ископаемых
осадочного происхождения
2. богатством полезных ископаемых
магматического происхождения
8. Определите тип климата по описанию.
«Здесь происходит смена воздушных масс по
сезонам года. Атмосферные осадки выпадают в
течение одного сезона. Осад ков выпадает до 1000
мм».
1) субэкваториальный
2) тропический морской
3. субтропический
4. экваториальный
9. Почему Африка - самый жаркий материк Земли?
1) Большая часть Африки находится между
тропиками
2) Африку омывает самый тёплый океан Земли -
Индийский
3) Здесь расположены крупнейшие пустыни мира
4) Здесь зарождаются раскалённые ветры самум
10. Определите верное утверждение,
1. Нил полноводен в течение всего года.
2. Нил разливается лишь в сезон дождей.
11. Определите верное утверждение.
1. Озера Восточной Африки имеют
преимущественно тектоническое происхождение
котловин.
2. Котловина озера Виктория имеет
ледниковое происхождение.
12. На реках Африки много порогов и водопадов.
1. Это объясняется особенностями
рельефа территории.
2. Это объясняется историей освоения
территории.
3. Это затрудняет судоходство на реках.
13. Верно ли, что природные зоны Африки
закономерно сме няют друг друга с севера на юг?
1) да 2) нет
14. Выберите природные зоны, встречающиеся в
Африке.
1) зона жестколистных вечнозеленых лесов и
кустарников
2) тропические пустыни
3) саванна
4) смешанные леса
15. Определите виды животных, соответствующих
природной зоне влажных экваториальных лесов
1) муха цеце, пекари, окапи
2) бегемоты, слоны, термиты, птица-секретарь,
гиены и шакалы
16. Выберите утверждения, верно характеризующие
населе ние Африки.
1. В северной части Африки проживают в
основном нег роиды.
2. Негроиды проживают в основном в
центральных час тях материка.
3. Представители европеоидной расы
проживают в се верной части материка и на
крайнем юге.
4. Жилища местных жителей отражают
особенности природы данной местности.
17. Выберите утверждения, верно характеризующие
Северную Африку.
1. 1) Климат Северной Африки
тропический континентальный и субтропический.
2. 2) Наиболее известной страной с
древнейшей историей и культурой является Египет,
3. 3) Во всех странах Северной Африки
население относится к европеоидной расе.
4. 4) Саванны и редколесья - наиболее
распространенная природная зона Северной
Африки.
18. Определите страну по ее описанию.
Эта страна - одна из крупных по площади
территории на материке, омывается водами двух
моей. Население в основном арабы. Туризм
является одной из основных статей доходов страны.
Здесь находится одно из чудес света.

1. Какая из наук занимается измерением Земли?

А. геология Б. геодезия В. геометрия Г. геофизика
2. Найдите соответствия между картографическими проекциями и картами:

1) азимутальная 2) цилиндрическая 3) коническая 4) поликоническая

А. карта часовых поясов Мира Б. физическая карта России

В. карта Арктики Г. физическая карта Мира
3. Выберите правильное утверждение о географическом положении России:

А. Россия располагается в 4-х полушариях.

Б. Россия омывается водами 4-х океанов.

В. Россия расположена в 4-х климатических поясах.

Г. Россия занимает 4 место по площади.
4. Выберите вариант, в котором все объекты географического положения относятся к России и расположены в одном океане

А. Кунаширский пролив, остров Сахалин, Берингово море, залив Шелихова

Б. Финский залив, мыс Флигели, Балтийское море, Гданьский залив

В. Белое море, Обская губа, остров Врангеля, Командорские острова

Г. Керченский пролив, залив Сиваш, Азовское море, остров Рудольфа
5. Выберите ошибочное утверждение о границах России:

А. Россия занимает 1 место по количеству стран-соседей.

Б. Морские границы Россия имеет только с 2-мя государствами.

В. Швеция, Армения, Молдавия и Турция – не являются пограничными с Россией странами.

Г. Самая короткая граница у России с КНДР.
6. Выберите правильное соответствие между путешественником и объектом его исследования

А. Крашенинников – Таймыр Б. Челюскин – Камчатка

В. Чириков – Берингов пролив Г. Вилькицкий – Земля Франца-Иосифа
7. Найдите соответствия между учёными и объектами, изучением которых они занимались

1) В.В. Докучаев 2) А.И. Воейков 3) П.А. Кропоткин 4) А.Е. Ферсман

А. климат Б. горные породы и минералы В. многолетняя мерзлота Г. почвы
8. Выберите неверное утверждение:

А. Каледонская складчатость происходила в палеозойскую эру.

Б. Неотектонические движения происходили в кайнозойскую эру.

В. Триас, юра, мел – это периоды мезозойской эры.

Г. В пределах России располагается 3 древних платформы: Русская, Сибирская и Западно-Сибирская.
9. Выберите правильное сочетание: рельефообразующий процесс – форма рельефа – географический объект

А. Деятельность текучих вод – овраги – Северо-Сибирская низменность

Б. Деятельность ледника – морена – Валдайская возвышенность

В. Деятельность ветра – балки – Прикаспийская низменность

Г. Деятельность моря – аккумулятивная равнина – Приволжская возвышенность
10. Выберите вариант, где формы рельефа относятся к одной тектонической структуре, или имеют одинаковый абсолютный возраст:

А. Кавказ, Бырранга, Корякское нагорье, Срединный хребет

Б. Восточный Саян, Западный Саян, Урал, Алтай

В. Верхоянский хребет, Сихотэ-Алинь, Колымское нагорье, хребет Черского

Г. Хибины, Тиманский кряж, Среднерусская возвышенность, Ставропольская возвышенность
11. Выберите правильное утверждение о климатообразующих факторах:

А. Солнечная радиация зависит от долготы места, поэтому её максимальные значения зафиксированы на Камчатке.

Б. Снег и лёд имеют минимальное альбедо.

В. Западный перенос функционирует только летом.

Г. Отсутствие гор на севере страны способствует глубокому проникновению на юг арктических воздушных масс.
12. Выберите неверное утверждение о закономерностях распределения тепла и влаги в России:

А. Максимальные температуры летом зафиксированы в Прикаспийской низменности.

Б. Зимние температуры на Кольском полуострове и Ямале одинаковы, так как одинакова высота солнца над горизонтом.

В. Минимальное количество осадков выпадает в Тувинской котловине, Колымской и Прикаспийской низменностях.

Г. Коэффициент увлажнения в тайге больше, чем в зоне широколиственных лесов.
13. Выберите правильное сочетание: территория России - тип климата

А. Черноморское побережье Кавказа – умеренный морской климат.

Б. Сихотэ-Алинь – умеренный резко континентальный климат.

В. Плато Путорана – субарктический климат.

Г. Камчатка – умеренный муссонный климат..
14. Выберите правильное утверждение об особенностях водных ресурсов России:

А. Площадь бассейна Северного Ледовитого океана меньше, чем площадь всех других бассейнов вместе взятых.

Б. Байкал – самое большое по площади пресноводное озеро Мира.

В. Васюганское болото – крупнейшее в мире.

Г. Многолетняя мерзлота занимает лишь 1\3 площади страны.
15. Выберите правильный вариант, где все объекты внутренних вод относятся к одному водосборному бассейну:

А. озеро Чаны, Урал, Терек, Москва

Б. Ладожское озеро, Северная Двина, Енисей, Колыма

В. Нева, Дон, Кубань, Селигер озеро

Г. Шилка, Катунь, озеро Ханка, Анадырь
16. Выберите правильное соответствие: тип почв – природная зона (тип растительности)

А. подзолистые - степи

Б. чернозёмы – смешанные леса

В. серые лесные – широколиственные леса

Г. дерново-подзолистые – тайга
17. Какое животное раньше не обитало на территории России?

А. выдра Б. нутрия В. выхухоль Г. бобр
18. Выберите правильное сочетание: природные зоны – заповедники России

А. степи – Астраханский Б. тундры - Ильменский

В. тайга – Баргузинский Г. смешанные леса - Лапландский
19. Какое опасное природное явление невозможно в Москве?

А. засуха Б. оползень В. сель Г. наводнение
20. Найдите соответствия между деятельностью человека и природными последствиями:

1) Вырубка лесов на склонах Кавказских гор

2) Строительство водохранилища на Оби в районе Салехарда

3) Осушение болот Западной Сибири

4) Добыча угля открытым способом

А. затопление обширных территорий

Б. усиление эрозии

В. понижение уровня грунтовых вод

5 кл. Задания

ЗАДАНИЯ

5 КЛАСС 2016-2017г.

Дорогие ребята!

  1. В каком государстве изобрели компас?

а) Великобритания б) Китай в) Испания г) Египет

  1. Какой русский купец первым побывал в Индии:

а) Семен Дежнев б) Василий Поярков в) Афанасий Никитин г) Ермак Тимофеевич

  1. Какой мореплаватель в конце XV века пересек Атлантический океан?

а) Христофор Колумб б) Фернан Магеллан в) Джеймс Кук г) Витус Беринг

  1. Какой материк самый большой?
  1. Какой материк включает в себя две части света Европа и Азия?

а) Африка б) Северная Америка в) Южная Америка г) Евразия

  1. Какой материк пересекает экватор?

а) Африка б) Северная Америка в) Австралия г) Евразия

  1. Какой материк омывают 4 океана?

а) Африка б) Северная Америка в) Южная Америка г) Евразия

  1. На каком материке находится знаменитый вулкан Килиманджаро?

а) Африка б) Северная Америка в) Южная Америка г) Евразия

  1. На какой материк не советовал ходить детям поэт Корней Чуковский?

а) Африка б) Северная Америка в)В Южная Америка г) Евразия

  1. На карте мира насчитывается 6 материков. А сколько частей света вы знаете?

а) пять б) шесть в) семь г) восемь

  1. Какая условная линия делит земной шар на северное и южное полушария?

а) северный тропик б) южный тропик в) экватор г) нулевой меридиан

  1. Какой материк был открыт позже других материков?

а) Африка б) Антарктида в) Южная Америка г) Австралия

  1. Какой океан самый большой по площади?
  1. Какой океан назван в честь страны, берега которой он омывает?

а) Тихий б) Атлантический в) Северный Ледовитый г) Индийский

  1. Самый большой по площади остров мира?

А) Шри-Ланка б) Тайвань в) Калимантан г) Гренландия.

Установите соответствие:

  1. Название материка Название животного
  2. Австралия а) Жираф, лев, окапи
  3. Африка б) пума, броненосец, анаконда
  4. Южная Америка в) кенгуру, коала, вомбат
  5. Антарктида г) пингвин, альбатрос, буревестник

2.. Название материка Название страны

  1. Северная Америка а) Бразилия
  2. Африка б) Египет
  3. Южная Америка в) Япония
  4. Евразия г) Канада
  5. Название прибора Что определяют с помощью этого прибора?
  6. термометр а) атмосферное давление
  7. компас б) направление ветра
  8. барометр в) температуру воздуха
  9. флюгер г) стороны горизонта
  10. Название материка Название гор
  11. Евразия а) Кордильеры
  12. Южная Америка б) Атлас
  13. Африка в) Уральские
  14. Северная Америка г) Анды

6 кл. Задания

ЗАДАНИЯ

школьного этапа олимпиады по географии

6 КЛАСС 2016 - 2017г.

Дорогие ребята!

  1. Древний океан Тетис сейчас представлен

А) Жёлтым морем; Б) Карибским морем; В) Кельтским морем;

Г) Саргассовым морем; Д) Чёрным морем.

  1. Сколько континентов ограничивает Тихий океан?

А) 1; Б) 2; В) 3; Г) 4; Д) 5.

  1. Для измерения скорости ветра применяют

А) анемометр; Б) гигрограф; В) лаг; Г) спидометр; Д) флюгер .

  1. Какое из перечисленных государств располагается сразу в двух частях света, одна из которых Европа?

А) Иран; Б) Украина; В) Россия; Г) Финляндия; Д) Армения.

  1. Какой природной зоны нет в Европе?

А) тайги; Б) тундры; В) степи; Г) арктической пустыни; Д) саванны.

  1. Воды какого моря не омывают берега Скандинавского полуострова?

А) Балтийского; Б) Северного; В) Норвежского; Г) Баренцева; Д) Белого.


  • Южная Америка изображена на рисунке буквой …..?
  1. Следствием вращения Земли вокруг воображаемой оси является:

А) целостность географической оболочки

Б) широтная зональность географической оболочки

В) смена времён года Д) смена дня и ночи

  1. На какой из перечисленных параллелей можно наблюдать полярный день?

А) 60° ю.ш. Б) 30° ю.ш. В) 40° с.ш. Г) 70° с.ш.

  1. Прочитайте текст. Подчеркните два косвенных признака шарообразности земли, которые могли наблюдать ребята.

…Мы сидели на берегу моря и любовались закатом. Это было то время суток, когда солнце уже ушло за горизонт, но его последние лучи ещё освещали самые вершины гор. На небе уже появился молодой месяц, море и небо были окрашены в нежнейшие цвета: от сиреневого до бледно-бирюзового. У самой линии горизонта показались маленькие огоньки далёкого корабля, через какое-то время они стали больше, и мы поняли, что корабль движется к берегу.

  1. Верны ли следующие утверждения о географических следствиях формы и движений Земли?

А) Сила, возникающая при взаимном вращении Земли и Луны, является движущей силой круговоротов веществ в географической оболочке.

Б) Шарообразная форма Земли определяет разное количество тепла, полу-чаемого земной поверхностью на разных широтах, и является причиной географической зональности.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны.

  1. Выберите неверное утверждение.

А) Уран - основа топлива для атомных электростанций.

Б) Хозяйственная деятельность людей способствует эрозии.

В) Драгоценные камни - руды, залегающие в недрах земли.

Г) глина и песок входят в состав строительных материалов

  1. В романе Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой» капитан Немо размышлял так: «В мировом океане происходит постоянная циркуляция воды, обусловленная изменением температуры, наличием солей и микроорганизмов». В действительности на общий характер циркуляции воды в океанах и морях не влияет

А) изменение температуры воды; Б) изменения солёности;

В) изменения в населении микроорганизмов; Г) вращение планеты вокруг своей оси;

Д) положение континентов по отношению к океанам.

  1. Отметьте, на каком из фрагментов карт показан экватор (буквой А), а на каком — Гринвичский меридиан (буквой Б).
  2. Во время велосипедного похода его участники двигаются со скоростью 12 километров в час. Расстояние между стартом и финишем их маршрута по карте - 6 сантиметров, я масштаб карты равен 1:1 000 000. Определите время, необходимое для велосипедного похода туристов.
  3. Определите, какая из карт имеет более крупный масштаб.
  1. Какой буквой на карте России обозначена стрелка, соответствующая направлению на запад?
  2. В XIV веке европейцы узнали много нового о географии мира из записанных рассказов купца, который прошёл по маршруту, изображённому на карте. Это

А) путь из варяг в греки;

Б) Великий шёлковый путь;

В) хождение за три моря Афанасия Никитина;

Г) путешествие Марко Поло;

Д) путешествие Гильома де Рубрука.

  1. Определите, какой картой пользовались герои романа Марка Твена.

Гекльберри Финн утверждал, что карта «врёт», так как на той карте, которой они пользуются во время полёта, разные штаты окрашены в разные цвета, а «на самом деле» их цвет один и тот же — зелёный. «Да неужто ты воображаешь, что каждый штат в природе такого же цвета, как на карте?» — возражал Том Сойер.

И как вы думаете, какой картой им нужно было воспользоваться для полёта на воздушном шаре над территорией США? Объясните почему.

  1. Установите соответствие между путешественником и его вкладом в гео-графическое изучение Земли. Запишите получившуюся последовательность букв.

ПУТЕШЕСТВЕННИКИ ВКЛАДЫ В ИЗУЧЕНИЕ ЗЕМЛИ

Р. Пири А) первым достиг Южного полюса

Б) первым из европейцев достиг берегов Америки

Р. Амундсен

В) первым достиг Северного полюса

  1. Колумб Г) совершил первое кругосветное путе-шествие

Блок № 2

  1. Прочитайте текст и нарисуйте путь, который прошли школьники. Обозначьте азимуты стрелками, а объекты, мимо которых они проходили, условными знаками плана местности. Расстояние до каждого следующего поворота на плане всегда должно быть равно 2 сантиметрам.

Выйдя из школы (1), мы двинулись по А=0°, прошли через пришкольный фруктовый сад до просёлочной дороги и по А=45° достигли берега реки. Справа от нас лежал луг, а слева — редко-лесье. Реку мы пересекли по деревянному мосту. Затем мы взяли А=90 и двинулись по шоссе вдоль линии электропередачи. Справа продолжался луг, а слева был ельник. Затем по A^l.800 мы свер-нули к посёлку, где пополнили запасы воды из колодца. Пройдя по А=135°, мы вышли на берег озера, где остановились на привал. Справа от нас находилось небольшое болото, а слева по берегу озера рос смешанный лес

  1. Школьники соревнуются в заездах на скорость на велосипедах по кольцевому маршруту в направлении, показанном на топографической карте. Определите, на каком из участков дистанции, обозначенных на топографической карте бук-вами, им придётся тратить больше всего сил. Обоснуйте ваш ответ.

МАСМАСШТАБ 1:10 ООО

в 1 сантиметре 100 метров

7 кл. Задания

ЗАДАНИЯ

школьного этапа олимпиады по географии

7 КЛАСС 2016-2017г.

Дорогие ребята!

Олимпиада - важнейшее средство не только проверки Вашей географической подготовки, но и развития географического мышления, представлений о нашей планете. Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют знания не только программного материала, но и общей географической эрудиции .

Часть 1.

  1. Чем отличается понятия « абсолютная» и « относительная» высота места? Какая из них подписывается на карте?
  2. Зная широту точек, определите, какая расположена:

Точка А - 35o с.ш Точка Б - 10 o с.ш Точка В - 12 o ю.ш. Точка Г - 37 o ю.ш.

  1. Наиболее подробно территория изображена на карте масштаба:
  1. Какое утверждение о земной коре верно:

1).землетрясения наиболее характерны для древних платформ

2).самый древний слой земной коры осадочный

3). большинство вулканов сосредоточено на границах литосферных плит.

  1. Укажите материк, на котором проживает более половины населения Земли:

1) Африка; 2) Евразия; 3) Северная Америка; 4) Южная Америка.

  1. Определите, в каком из случаев будет дуть самый сильный ветер:

1) в точке А давление 741 мм в точке Б 750мм; 2) в точке А давление 763 мм в точке Б 758 мм;

3) в точке А давление 754 мм в точке Б 752 мм; 4) в точке А давление 755 мм в точке Б 762 мм.

  1. Какова будет температура воздуха на вершине горы (высота 4500 м), если у ее подножия температура воздуха составила + 20˚С:

1) +21˚С; 2) -4˚С; 3) +7˚С; 4) -7˚С

  1. Этот тип земной коры располагается:

1) под ложем океана; 2) под материками;

3) Под ложем океана, шельфа и материками.

  1. К ветрам общей циркуляции атмосферы относятся:

1) бризы и пассаты; 2) пассаты и западные ветры; 3) западные ветры и бризы.

  1. Самым глубоким глубоководным желобом на Земле является:

1) Чилийский; 2) Перуанский; 3) Зондский; 4) Марианский.

  1. Блиц опрос:

3) какой материк омывается 4 океанами___________;

4) самый высокий водопад ___ на каком материке он находится______;

  1. Установи соответствие природная зона - животное:

1) арктическая пустыня а) белка

2) тайга б) морж

3) саванна в) лемминг

Г) лев

  1. По плану местности определить:

1).на сколько метров пристань на реке Тихая расположена ниже ветряной мельницы;

2).азимут домика лесника от ветряной мельницы;

3).расстояние от ветряной мельницы до плотины на реке Каменка.

  1. Выбери правильные ответы: В результате выветривания происходит:

1)создание с помощью ветра барханов и дюн; 2).формирование речных террас и поймы;

3)развитие ледниковых форм рельефа и накопление различных обломков в виде барханов;

4)разрушение горных пород под воздействием воды, температуры, активных веществ и живых организмов.

  1. Выбери правильные утверждения: Соленость морской воды уменьшается при:

1) замерзании, так как лед «забирает» все соли из воды;

2)выпадении большого количества атмосферных осадков;

3)поступлении пресной воды, приносимой реками с суши;таянии льдов;

4)высокой испаряемости воды с поверхности океана.

  1. Определите климатический пояс по данным характеристикам:

Это основной климатический пояс, температура летом достигает 32 oС, зимой температура падает до 15 o -17 oС, осадков выпадает менее 100мм в год. На каких материках присутствует этот климатический пояс?

8кл. Задания

ЗАДАНИЯ

школьного этапа олимпиады по географии

8 КЛАСС 2016-2017г.

Дорогие ребята!

Олимпиада - важнейшее средство не только проверки Вашей географической подготовки, но и развития географического мышления, представлений о нашей планете. Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют знания не только программного материала, но и общей географической эрудиции.

  1. Какой период не входит в мезозойскую эру?

А) триасовый б) каменноугольный в) меловой г) юрский

  1. Какое полезное ископаемое из предложенных имеет магматическое происхождение?

А) каменная соль б) медный колчедан в) нефть г) мрамор

  1. В каком море, омывающем берега России, водится белобрюхий тюлень-монах, кефаль, барабуля, тюлька, афалина и некоторые виды осетровых?

А) Балтийское б) Охотское в) Белое г) Чёрное

  1. Какая из предложенных стран имеет общую границу с Россией?

А) Польша б) Германия в) Болгария г) Чехия

  1. В зоне расхождения двух материковых атмосферных плит:

А) образуются складчатые горы б) образуются тектонические озера

В) образуются желоба г) образуются островные дуги

  1. Какое дерево составляет основу тайги Восточной Сибири?

А) ель б) пихта в) лиственница г) кедр

  1. В каком из предложенных морей России высока вероятность наблюдения цунами?

А) Черное б) Карское в) Японское г) Баренцево

  1. Дюны и барханы - это песчаные холмы, которые образовались под действием внешних сил. Что играет решающую роль в их образовании?

А) действия силы тяжести б) действие ветра в) действия воды г) действие ледника

  1. Какие почвы характерны для зоны тайги?

А) солончаки б) подзолистые в) каштановые г) чернозёмы

  1. Где на Земле в день осеннего равноденствия солнце стоит в зените?

А) на экваторе в) на южном тропике

б) на северном тропике г) на северном полярном круге

  1. Расположите города России с запада на восток:

А) Улан-Удэ б) Челябинск в) Магадан г) Воронеж

  1. Этот город в Московской области ведёт свою историю с 1177 года. В прошлом известен как важный оборонительный пункт на подступах к Москве на реке Оке. Численность населения составляет 144 тыс. человек. Ныне этот город известен, прежде всего, своей продукцией железнодорожного машиностроения, в городе находится тепловозостроительный завод. Близость залежей кварцевых песков и глин обеспечивает город сырьём для развития строительной промышленности. В городе функционируют несколько крупных образовательных учреждений области. Сохранился древний кремль.

А) Серпухов в) Дмитров

Б) Коломна г) Сергиев Посад

  1. Пете, который живёт в Москве, нужно позвонить другу Сэму в Лондон. Сэм ждёт звонка 22 июля ровно в 15.00. Во сколько Петя совершит звонок по московскому времени, если разница между Лондоном и Москвой составляет два часовых пояса? _____________________
  2. Берта выглянула в окно и задумалась: вчера по географии учительница им

рассказала, что в некоторых районах Земли бывает по четыре времени года. «Как я им

завидую…», - подумала Берта. И действительно, в округе, где стояла её деревня, каждый день был похож на предыдущий и не обходился без обычного затяжного дождя.

В каком климатическом поясе жила Берта? ________________________________

  1. В какую эру и период мы живем? _____________________________________

Блок 2.

  1. По предложенному фрагменту топографической карты выполните следующие задания:

а) найдите азимут и расстояние от ж/д станции Глазово на церковь в деревне Щербаково;

б) абсолютную высоту точки А;

в) будет ли видна деревня Щербаково из окон домов деревни Глазово? Почему?

г) в каком направлении течет река Тихая?

  1. Найдите соответствие между объектом и причиной его возникновения:

А) озеро Байкал 1. Расхождение двух океанических плит

Б) горы Анды 2. Расхождение двух материковых плит

В) Кавказские горы 3. Столкновение двух материковых плит

Г) Зондский желоб 4. Столкновение материковой и океанической плит

  1. Расположите эти климатограммы городов из умеренного пояса России с запада на восток:

а) б) в) г)

  1. Туристы в течение лета совершали путешествие по одной из природных территорий России. Их путь начался среди вечной мерзлоты и множества озер, в устье крупной реки, которая с юга на север пронизывала весь регион. Солнце невысоко поднималось над горизонтом. Среди низкорослых берёзок попадались кустарнички брусники, морошки и голубики. Постепенно, сначала вдоль рек, а потом и повсеместно, стали попадаться высокорослые деревья. Туристы присмотрелись и узнали лиственницу. Она господствовала в этих краях. Поход продолжался. Деревьев становилось больше, лес был не сильно густой, но идти становилось всё тяжелее, мешали многочисленные болота. То тут, то там среди деревьев попадались нефтяные вышки или огромные насосы. Но затем лес постепенно стал редеть, а лиственница сменилась сосной, которая росла на вытянутых песчаных холмах. Травянистой покров становился всё ярче и богаче, а земля под ногами всё суше. В конце путешествия туристы разбили лагерь на берегу реки, которая является крупнейшим притоком реки, у устья которой началось их путешествие, среди бескрайних травянистых равнин.

Задание.

  1. Перечислите все природные зоны, которые посетили туристы.
  2. На какой природной территории России происходит действие рассказа?
  3. Как называются песчаные холмы, поросшие соснами, о которых идёт речь в тексте?
  4. На какой реке начали, а на какой закончили путешествие туристы?

9 кл. Задания

Задания

Школьного этапа олимпиады по географии

9 класс 2016-2017 г.

Дорогие ребята!

Олимпиада - важнейшее средство не только проверки Вашей географической подготовки, но и развития географического мышления, представлений о нашей планете. Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют знания не только программного материала, но и общей географической эрудиции.

Часть 1

1.Выберите правильное соответствие между путешественником и объектом его исследования

А. Крашенинников 1. Таймыр

Б. Челюскин 2. Камчатка

В. Чириков 3. Берингов пролив

Г. Вилькицкий 4. Земля Франца Иосифа

2.Выберите вариант, в котором все объекты географического положения относятся к России и расположены в одном океане

А. Кунаширский пролив, остров Сахалин, Берингово море, залив Шелехова

Б. Финский залив, мыс Флигели, Балтийское море, Гданьский залив

В. Белое море, Обская губа, остров Врангеля, Командорские острова

Г. Керченский пролив, залив Севаш, Азовское море, остров Рудольфа

3.Выберите правильное сочетание: природные зоны - заповедники России

А. Степи 1. Астраханский

Б. Тундра 2. Ильменский

В. Тайга 3.Баргузинский

Г. Смешанные леса 4. Лапландский

4.Найдите соответствие между деятельностью человека и природными последствиями:

1.Вырубка лесов на склонах А. Затопление обширных территорий

Кавказских гор

2.Строительство водохранилищ Б. Усиление эрозии

На Оби в районе Салехарда

3.Осушение болот Западной В. Понижение уровня грунтовых вод

Сибири

4.Добыча угля открытым способом Г. Обмеление рек

  1. Про какой лес Земли можно сказать следующее: «здесь легче найти десять стволов

Разных видов деревьев, чем десять стволов одного и того же вида»?

А. широколиственный лес умеренного пояса Б. тайга

В. влажный экваториальный лес Г. смешанный лес умеренного пояса

  1. Найдите соответствие между учеными и объектами, изучением которых они

Занимались:

1.В.В. Докучаев А. климат

2.А.И. Воейков Б. горные породы и минералы

3.П.А. Кропоткин В. многолетняя мерзлота

4.А.Е. Ферсман Г. почвы

  1. Выберите правильный вариант, где все объекты внутренних вод относятся к

Одному водосборному бассейну

А. Озеро Чаны, Урал, Терек, Волга

Б. Ладожское озеро, Северная Двина, Енисей, Колыма

В. Нева, Дон, Кубань, Селигер озеро

Г. Шилка, Катунь, озеро Ханка, Анадырь

  1. Плесецк (г. Мирный), Капустин Яр, Свободный. Выберите, к какой категории

Объектов по назначению они относятся

А. это центры автомобилестроения;

Б. это космодромы и центры испытания ракет и боевой техники;

В. это крупные транспортные узлы;

Г. это места падения метеоритов

  1. Установите соответствие
  1. Какой из перечисленных народов НЕ проживает вдоль сухопутной границы России:

А. Буряты Б. Осетины В. Карелы Г. Алтайцы Д. Ханты Е. Тувинцы

  1. В каком регионе доля сельскохозяйственных угодий составляет почти 80% от общей

Площади территории, а структуре земельного фонда преобладает пашня:

А. Ростовская область Б. Архангельская область В. Калмыкия Г. Дагестан

  1. Выберите верное соответствие «город - его старое название»:
  2. Волгоград А. Екатеринодар
  3. Тверь Б. Царицын
  4. Нижний Новгород В. Калинин
  5. Самара Г. Горький
  6. Краснодар Д. Куйбышев

Е. Сталинград

Часть 2

  1. Определите, о каких субъектах Российской Федерации идет речь в описаниях:

1.Символом этой области стал соловей.

2.У этой республики самая молодая столица.

3.До областного центра ходит фирменный поезд «Вятка».

4.Титульные жители этой республики - единственные буддисты Европы.

5.Этот субъект РФ омывается водами двух океанов.

6.Эта область граничит сразу с тремя странами.

7.В областном центре расположен памятник «Родина-Мать».

8.Эта область дает стране больше всех угля.

9.На гербе этой области красуется … верблюд.

10.В областной центр этой области нельзя приехать на поезде.

  1. Здесь расположены 90% российских запасов калийных солей.

12.Эта область является «Родиной Деда Мороза».

13.Эта республика Кавказа не имеет выхода к государственной границе России.

14.Национальным героем этой республики является Салават Юлаев.

15.десь находится исток Волги.

16.На территории области располагается крайняя северная (островная) точка России.

17.Эта область занимает целый полуостров.

  1. Островная область России.

19.Эта область последней на территории России встречает Новый Год.

20.Это самый маленький по площади территории субъект РФ.

  1. В современном мире огромное значение приобрели рекреационные ресурсы, т.е. ресурсы природных территорий, используемые для отдыха, лечения и туризма. Эти ресурсы могут иметь как природное, так и антропогенное происхождение. К ним относятся и объекты антропогенного происхождения, в первую очередь историко-архитектурные памятники (например, дворцово-парковые ансамбли Петродворца под Санкт-Петербургом и Версаля под Парижем, Римский Колизей, Афинский Акрополь, Египетские пирамиды, Великая Китайская стена и др.). Но основу рекреационных ресурсов составляют все те же природные элементы: морские побережья, берега рек, леса, горные районы и т.д.

Заполните таблицу. Напишите названия субъектов России, или уникальные природные объекты, расположенные на их территории.

Субъекты России

Уникальные объекты природы

Камчатский край

Иркутская обл.

Пермский край

Ставропольский край

Карелия

10 кл. Задания

ЗАДАНИЯ

школьного этапа олимпиады по географии

10 КЛАСС 2016-2017г.

Дорогие ребята!

Олимпиада - важнейшее средство не только проверки Вашей географической подготовки, но и развития географического мышления, представлений о нашей планете. Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют знания не только программного материала, но и общей географической эрудиции.

  1. Укажите в списке «новое индустриальное государство»

1) Южная Корея 2) Бангладеш 3) Япония 4) Швейцария

  1. Какой географический объект не носит имя Витуса Беринга:

1) остров 2) залив 3) море 4) пролив

3.Какой субъект исчез с карты Российской Федерации после 2008 года:

1) Тюменская область 2) Свердловская область 3) Читинская область 4) Иркутская обл.

  1. Укажите в списке страну переселенческого капитализма:

1) США 2) Бразилия 3) Аргентина 4) Новая Зеландия

  1. Выберите из списка государство с монархической формой правления:

1) Польша 2) Словения 3) Исландия 4) Бельгия

  1. Установите соответствие « отрасль географии» - объект изучения:

1-гляциология 2- литология 3- спелеология 4- геоморфология

А - горные породы Б- пещеры В - ледники Г-рельеф

  1. Установите соответствие « порт - море»:

1- Находка 2- Мурманск 3- Калининград 4- Тикси

А- Балтийское Б-Японское В- Баренцево Г-Лаптевых

  1. Назовите столицу западноевропейского государства. Один из красивейших городов мира, центр туризма. Здесь размещена штаб-квартира организации ЮНЕСКО и еще более 200 международных организаций. Одну из крупнейших в мире агломераций. Свое название город получил от галльского племени, которые в 1 веке до н. э. основали здесь, у переправы через реку, первое поселение. Затем римляне построили здесь свое укрепленное поселение — Лютеция (на о. Сите). Его упоминает Юлий Цезарь.
  2. Сопоставьте страны и основные экспортируемые ими товары.

СТРАНЫ

ТОВАРЫ

1. Чили;

2. Эквадор;

3. Куба;

4. Марокко;

5. Португалия;

6. Япония.

А. компьютеры, электротехника, автомобили;

Б. текстильные и швейные изделия, пробка, суда, вина;

В. медные руды, селитра, молибден;

Г. нефть, бананы, кофе;

Д. фосфаты и фосфорные удобрения;

Е. тростниковый сахар, табак, цитрусовые, никель

10. Какая из этих столиц является крупным морским портом своей страны:

А. Дакар

Асунсьон

Б. Вильнюс

Дамаск

11.На флаге какого государства изображены контуры его территории страны:

А. Дания

Бразилия

Б. Кипр

Япония

12. Назовите столицу штата Юта, в которой в 2002 году проходили XIX зимние Олимпийские игры:

А. Сиэтл

Даллас

Б. Солт-Лейк-Сити

Мемфис

13. В какой из этих стран среди прочих народов исторически проживают туареги:

А. Мадагаскар

Габон

Б. Алжир

ЮАР

14. Выберите унитарное государство с монархической формой правления:

А. Мексика

Малайзия

Б. Норвегия

ОАЭ

15. Какая из стран получила независимость в 2011 году:

А.Южный Судан

Абхазия

В.Восточный Тимор

Сербия

Блок № 1

  1. Из приведенного списка выделите три страны с самой высокой младенческой смертностью.
  2. Швеция Е. Кувейт

Б. Марокко Ж. Германия

  1. Коста-Рика З. Колумбия

Г. Эфиопия И. Ангола

Д. Афганистан К. ОАЭ

  1. Выберите из предложенных суждений верные.
  2. ФРГ - одна из стран Европы с развитой фармацевтической промышленностью.
  3. Многие металлургические заводы Италии расположены в прибрежных районах.
  4. Большинство населения Великобритании исповедует лютеранство.
  5. Эфиопия - одна из африканских стран, получивших независимость в конце XX в.
  6. По продолжительности жизни населения Япония уступает в Азии лишь Непалу.
  7. Все перечисленные ниже объекты входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В каких странах находятся эти объекты?

Руины Карфагена, Альгамбра, монастыри Метеоры, национальный парк «Мамонтова пеще-ра», Ганзейский город Любек.

4.Лидерами по разведанным запасам этого минерального ресурса в России являются Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий, Ненецкий автономные округа, республики Татарстан и Коми. О каком ресурсе идет речь? Известно, что Россия входит в тройку стран - лидеров по его добыче. Назовите две другие страны.