Всероссийская олимпиада школьников по физике. Школьный и муниципальный этапы


30.10.2016

Дорогие друзья,

В 2016-2017 гг. Московская олимпиада школьников по биологии для 5-8 классов будет проходить по следующему расписанию:

Правила проведения

Московской олимпиады школьников по биологии

2016-2017 гг.

Общие положения

С 2013 г. Биологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова принимает участие в проведении Московской олимпиады школьников по биологии 5-8 классов . Московская олимпиада школьников (МОШ) по биологии для учащихся 5-8 классов проходит в 2 тура.

I тур - отборочный интернет-тур. Является открытым туром и проводится в онлайн-режиме для учащихся 5-8 классов с 17 по 18 декабря 2016 г. (время московское).

Задания интернет-тура составляются методической комиссией олимпиады. Критерии оценки разрабатываются и устанавливаются жюри олимпиады. Для каждого класса будут свои задания. При создании заданий авторы ориентируются на школьную программу соответствующих классов. Однако в силу того, что понятие олимпиады подразумевает несколько больший кругозор у участника, чем рамки школьной программы, то вопросы могут включать и отдельные элементы, требующие самостоятельного освоения материала и некоторой доли любознательности.

Оргкомитет проводит интернет-тур на базе ГБОУ Центра педагогического мастерства и Московского центра непрерывного математического образования. Информационное сопровождение всех этапов олимпиады будет происходить на сайте олимпиады http://сайт и на сайте биологического факультета http://www.bio.msu.ru (раздел: Школьникам и учителямШкольникамОлимпиады).

II тур - очный, на который допускаются победители отборочного тура, будет проводиться 5 февраля 2017 г. в 11:00 на биологическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова. Очный тур состоит из письменных ответов на вопросы и длится 3 астрономических часа. На закрытии МОШ по биологии победителям и призерам олимпиады вручаются дипломы.

Обратите внимание, что в этом году впервые только для участников из 5 классов запланирован также практический этап II тура, который будет проходить 12 февраля 2017 г. на базе Ботанического сада МГУ.

Место проведения очного тура: биологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова.

Адрес : 119234, Россия, Москва, Воробьевы горы, д. 1, корп. 12, Биологический факультет МГУ.

Проезд : Проезд до станции метро "Университет", выход из предпоследнего вагона из центра. Перейти по пешеходному переходу на противоположную сторону Ломоносовского проспекта. Далее автобусами 1, 113, 661, 130, 103, 187, 260, 67 или троллейбусом 34 до остановки "Менделеевская улица" (3 остановка). Затем 5 мин. пешком до Биологического факультета МГУ.

Правила проведения дистанционного отборочного интернет-тура

Регистрация на дистанционный интернет-тур МОШ по биологии для учащихся 5-8 классов открывается 1 декабря 2016 г. в 10:00
и будет открыта до 17:00 18 декабря 2016 г. (время московское). Принять участие в дистанционном туре могут все желающие, учащиеся 5-8 классов, независимо от места обучения и места проживания. Участие в дистанционном туре открытое и бесплатное.

Задания дистанционного тура будут доступны зарегистрированным пользователям с 10:00 17 декабря 2016 г. до 22:00 18 декабря 2016 г. (время московское). На выполнение заданий отводится 5 астрономических часов с момента начала их выполнения в любой из указанных дней в онлайн-режиме.

Для участия в дистанционном туре необходимо:

1) Зарегистрироваться в Единой системе регистрации на сайте http://reg.olimpiada.ru/

2) Во время проведения тура под зарегистрированным логином зайти в личный кабинет в Единой системе регистрации и приступить к выполнению заданий дистанционного тура.

3) Выполнить предложенные задания, записать полученные ответы к заданиям на сайте (задания можно выполнять в любом порядке; переключаться между заданиями можно, «кликая» на номер задания; чтобы изменить ранее введенный ответ, нужно открыть задание, «кликнув» по его номеру, и отредактировать ответ; для того чтобы просто удалить ранее введенный ответ, нужно нажать кнопку «Отмена» в этом задании).

4) Завершить выполнение работы для отправки внесенных ответов на сайт.
Обратите внимание, что после завершения работы внести изменения в ответы будет нельзя!

5) Завершить работу можно несколькими способами:

По окончании времени, отведенного на выполнение заданий, работа завершается автоматически

После того, как введен ответ в последней задаче, вам будет автоматически предложено завершить работу — можно отказаться (выбрав «Нет») или подтвердить (выбрав «Да!»)

Итоги отборочного тура будут подведены до проведения очного тура. Победители отборочного тура получат право участвовать в очном туре МОШ по биологии.

Уточнения к правилам олимпиады

Основываясь на вопросах, которые звучат в Ваших письмах, обозначим некоторые важные моменты в процедуре проведения олимпиады:

  1. Информация о проведении заочного и очного туров размещается на сайте олимпиады по биологии и на сайте биологического факультета МГУ http://www.bio.msu.ru/doc/index.php?ID=452 . Другие адреса не имеют отношения к информационному сопровождению нашей олимпиады.
  1. Обратите внимание, что регистрация на сайте http://reg.olimpiada.ru нужна не только для участия в заочном туре. Та же регистрация пригодится Вам для того, чтобы позднее просмотреть набранные баллы и свои ответы по каждому заданию. Пожалуйста, после первой регистрации запишите на бумаге и сохраните на компьютере свои логин и пароль. Не теряйте их - они Вам ещё понадобятся! Просьба к родителям помочь своим детям, в особенности учащимся 5 классов, при первой регистрации на сайте. При регистрации Вам понадобится указать адрес электронной почты, на который может быть выслан Ваш пароль в случае, если Вы его вдруг забудете.
  1. Пожалуйста, не отмечайте при регистрации в графе «Являетесь ли победителем или призёром прошлого года» значение «Да», если Вы не является Победителем или Призёром очного тура прошлого года. Оргкомитет проверяет участников по спискам победителей очного этапа прошлого года.
  1. Участники, утерявшие свой логин и пароль от Личного кабинета, могут запросить восстановление логина, зарегистрированного на конкретный адрес электронной почты на странице: http://reg.olimpiada.ru/login/remind-login (на электронную почту, указанную Вами при регистрации, придёт письмо с паролем для входа в Личный кабинет). В случае возникновения проблем с доступом к личному кабинету участники могут обращаться в службу технической поддержки: [email protected]
  1. При выполнении заданий заочного тура, пожалуйста, внимательно читайте текст заданий. В нём чётко указано, в какой последовательности нужно давать ответы на задание. При автоматической компьютерной проверке заданий заочного тура очень важным является последовательность вводимых Вами букв и цифр. Если Вы нарушаете эту последовательность, указанную в задании, Вы автоматически получаете 0 баллов за ответ. Пожалуйста, будьте внимательнее! Успех в жизни связан не только с хорошей эрудицией, но и во многом с развитием внимания.
  1. По результатам заочного этапа в Личном кабинете вывешивается статус либо Победитель, либо Участник. Статуса Призёра на этом этапе не существует. Все победители автоматически проходят на очный тур.
  1. Свои баллы и статус (Победитель, Призёр 2 или 3 степени, Участник) по результатам заочного и очного этапа можно посмотреть в Личном кабинете, который Вы создавали для прохождения дистанционного этапа, на сайте http://reg.olimpiada.ru
  1. Если участник зарегистрировался и выполнил задания под одним именем, а потом зарегистрировался ещё раз под другим именем и повторно выполнил задания (например, чтобы набрать более высокий балл), то повторное прохождение тура не засчитывается. Такие действия расцениваются Оргкомитетом как жульничество, а недобросовестный участник может быть снят с конкурса. Баллы засчитываются только за первое (однократное) прохождение заочного этапа!
  1. Если на сайте олимпиады объявлено, что результаты участников выложены в Личном кабинете, но в Вашем Личном кабинете до сих пор не видны баллы и статус, с большой вероятностью это означает, что Вы скорее всего регистрировались на сайте дважды (например, до заочного этапа, а потом ещё раз во время его выполнения). Выполняли Вы задание под одним профилем (с одним паролем), а результаты пытаетесь посмотреть во втором "пустом" профиле (с другим паролем). Вспомните второй пароль или обратитесь в службу технической поддержки: [email protected] . Имейте в виду, что регистрироваться на сайте http://reg.olimpiada.ru нужно только один раз.
  1. В очном туре принимают участие Победители заочного этапа (имеющие статус Победитель в Личном кабинете).
  1. Согласно приказу Министерства образования «Победители и призёры олимпиады предыдущего учебного года, …, к участию в олимпиаде допускаются минуя её отборочный(е) этап(ы)». Поэтому Победители и Призёры очного тура прошлого года (2016 г.) имеют право участвовать в очном туре этого года, минуя заочный этап. Однако, если Победитель или Призёр прошлого года всё-таки участвует в заочном этапе, но не набирает проходной балл, он не может проходить далее на очный тур. Акцентируем внимание, что допуск на очный тур такого школьника был бы несправедливым шагом по отношению к тем участникам, которые набрали необходимый балл. Таким образом, у Победителей и Призёров очного тура прошлого года есть два варианта: либо участвовать наравне со всеми в заочном туре по общим правилам, либо не проходить совсем заочный этап, а прийти только на очный тур. Оба варианта участия законодательно допустимы, однако Оргкомитет хотел бы обратить внимание учителей и родителей, что второй вариант (участие, минуя заочный этап) является самообманом для участника. Во-первых, задания заочного тура близки к уровню вопросов очного этапа и являются тренировкой участников и проверкой их готовности. Независимо от результата эти задания интересны и полезны школьнику для саморазвития, если он действительно заинтересован в предмете. Было бы неразумно ограничивать себя в такой тренировке. Во-вторых, задания каждого следующего класса сильно отличаются по сложности от предыдущего (добавляются совсем новые области знаний - ботаника, зоология, физиология). Поэтому победитель в 5 классе прошлого года в области природоведения может вовсе не разбираться в заданиях 6 класса по ботанике, которые по отзывам весьма не простые и требуют реальных знаний. Не стоит себя обманывать, что лавры прошлого года применимы в этому году. Нужно интенсивно работать и тренироваться, в том числе участвуя в заочном этапе. В-третьих, статистика предыдущих лет показывает, что эффективность выполнения заданий на очном туре победителями прошлого года не превышает таковую у участников-новичков. Таким образом, Оргкомитет настоятельно рекомендует победителям прошлого года не расслабляться, постоянно тренироваться и участвовать наравне со всеми в заочном туре. Только такой вариант является действительно спортивным подходом к Олимпиаде.
  1. Обратите внимание, что Похвальная грамота прошлого года, к сожалению, не даёт права участвовать в очном туре, минуя заочный.
  1. Победители других олимпиад по биологии не имеют права участвовать в очном туре, минуя заочный этап.
  1. Победители и Призёры очного тура прошлого года, не проходившие заочный этап этого года, для участия в очном туре также должны зарегистрироваться в Личных кабинетах (http: //reg.olimpiada.ru) на участие в текущей олимпиаде по биологии. Только в этом случае они смогут увидеть свои баллы по очному туру в Личном кабинете.
  1. В прошлом году, к сожалению, на очном этапе участились случаи обмана членов оргкомитета во время регистрации участниками, которые не прошли заочный тур и не являлись победителями/призёрами очного тура прошлого года. На регистрации такие участники утверждали, что в Личном кабинете у них стоит статус Победитель, что являлось неправдой. Обращаем внимание на то, что мы сверяем списки участников заочного и очного этапов, а также списки победителей/призёров прошлого года. Недобросовестные участники, а таких в прошлом году было около 10 человек, в любом случае не попадут в категорию награждённых. В Личных кабинетах у них будет стоять статус «Вне конкурса». Надеемся, что в следующем году недобросовестных участников будет меньше.
  1. Напоминаем, что МОШ по биологии не входит в Утверждённый перечень олимпиад, поэтому на сайте Российского совета олимпиад не может быть упоминания о наших дипломах. Олимпиада не даёт каких-либо привилегий при поступлении в ВУЗы. Она нацелена исключительно на развитие интереса школьников к биологии и к познанию окружающего мира. По этой причине на очном этапе мы даём ребятам задания для развёрнутого ответа, а не только тестовые вопросы. Некоторые из заданий близки к тем, которые ребята могут в будущем встретить на олимпиадах «Ломоносов» и «Покори Воробьёвы горы», проводимых МГУ.
  1. Дипломы победителей и призёров, а также похвальные грамоты вместе с призами вручаются на официальной процедуре награждения. Заранее оргкомитет не предоставляет никаких дипломов или электронных образцов. За прохождение дистанционного (отборочного) этапа отдельных грамот не предусматривается.
  1. Обращаем внимание, что дистанционный тур олимпиады является открытым. В нём могут принять участие школьники не только из Москвы, но также из других регионов России и сопредельных стран. Несмотря на то, что Оргкомитет олимпиады в настоящий момент не может обеспечить проезд и поселение в Москве участников из регионов, все победители дистанционого этапа приглашаются на очный тур. Так, по результатам прошедшей олимпиады в число победителей и призёров заключительного этапа вошли школьники из Тулы, Ярославля и Вологды, а в дистанционном этапе принимали участие ребята из 28 регионов, а также из Казахстана и Приднестровской Молдавской Республики.

Желаем успехов!

Оргкомитет олимпиады

Часть 1. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Номер ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. На агар-агаре можно вырастить культуру возбудителей:

а) дизентерии б) гриппа в) малярии г) диабета.

2. Сосуды ксилемы в период активного функционирования растения:

а) живые, но их клеточные оболочки одревесневают

б) живые, но их ядро исчезает

в) живые, цитоплазма остается только около клеточной оболочки

г) мертвые.

3.В вишне или сливе съедобными являются бывшие:

а) семязачатки б) стенки завязи в) цветоложа г) пыльники.

а) сосна, ель, банан б) кедр, туя, секвойя

в) тисс, кокос, кипарис г) можжевельник, лиственница, финиковая пальма.

5. Из оплодотворенной центральной клетки покрытосеменных растений образуется:

а) плод б) семя в) зародыш семени г) эндосперм.

6. Характерными соцветиями для бобовых являются:

а) простой зонтик и корзинка б) колос и метелка в) головка и кисть г) щиток и сложный зонтик

7. После «выстрела» стрекательные клетки тела гидры:

а) восстанавливаются б) отмирают

в) превращаются в покровно-мускульные клетки г) становятся промежуточными клетками.

8. Какая группа является наиболее древней среди современных рептилий:

а) крокодилы б) черепахи в) гаттерии г) змеи.

а) гермафродитизм

б) отсутствие органов чувств

в) отсутствие пищеварительной системы

г) сильно развитая половая система.

10. У цапли, долго стоящей в холодной воде, не бывает переохлаждения из-за:

а) противоточного кровообращения в ногах

б) равномерного тонкого слоя жира под кожей ног

в) роговых чешуек на конечностях

г) интенсивного обмена веществ в конечностях.

11. Cердце насекомых:

а) в виде трубки б) однокамерное; в) двухкамерное г) четырехкамерное.

12. К отряду Перепончатокрылые относятся:

а) пчела, оса, овод

б) шершень, наездник, муравей

в) шмель, слепень, богомол

г) пилильщик, рогохвост, стрекоза.

13. Синтез белка не происходит в следующих органоидах клетки:

а) рибосомах б) лизосомах в) митохондриях г) ЭПС.

14. Поперечно-полосатые мышцы обеспечивают:

а) сужение лимфатического сосуда

б) расширение лимфатического сосуда

в) поворот глазного яблока

г) формирование внутреннего сфинктера мочевого пузыря

15. Естественная форма бесполого размножения, известная у человека

а) клонирование б) почкование в) полиэмбриония

г) у человека бесполое размножение отсутствует

16. Плодовитый капустно-редечный гибрид создал:

а) Вавилов Н.И. б) Мичурин И.В. в) Астауров Б.Л. г) Карпеченко Г.Д.

17. Бройлерные куры - это:

а) особая мясная порода кур

б) яйценосная порода кур

в) гетерозисный гибрид

г) инбредная порода кур.

18. Возможной переходной формой от дриопитековых к австралопитековым являются: а) парапитеки б) шимпанзе в) гориллы г) рамапитеки.

19. В какой момент определяется вероятность рождения девочки или мальчика:

а) при рождении ребенка

б) при образовании зиготы

в) при проведении УЗИ на 4-ой неделе беременности

г) при образовании гамет.

20. Гормон роста образуется в:

а) надпочечниках

б) щитовидной железе

в) гипофизе

г) поджелудочной железе.

21. Онтогенез начинается с:

а) момента рождения

б) образования морулы

в) образования зиготы

г) образования половых клеток.

22. Плод человека соединен с материнским организмом через:

а) плаценту

б) стенку матки

в) пуповину

г) желтое тело.

23. Нервная система образуется из:

а) разных зародышевых листков

б) эктодермы

в) энтодермы

г) мезодермы.

24. Расщепление клетчатки у человека происходит главным образом в:

а) желудке

б) тонком кишечнике

в) толстом кишечнике

г) вообще не происходит.

25. Соматической нервной системой называется:

а) центральная нервная система;

б) периферическая нервная система;

в) часть нервной системы, управляющая

внутренними органами;

г) часть нервной системы, управляющая

произвольной мускулатурой.

26. Зрение человека зависит от состояния сетчатки, так как в ней расположены

светочувствительные клетки, в которых:

а) образуется витамин А;

б) возникают зрительные образы;

в) черный пигмент поглощает световые лучи;

г) формируются нервные импульсы.

27. В результате мейоза образуется:

а) четыре диплоидные клетки

б) четыре гаплоидные клетки

в) две гаплоидные клетки

г) две диплоидные клетки.

28. Конкурентные отношения характерны для пары видов:

а) лиса и воробей б) сова и воробей в) заяц и сова г) лиса и сова

29. Ластообразные конечности китов и дельфинов – это пример:

а) дивергенции б) ароморфоза в) дегенерации г) идиоадаптации.

30. «Бессмысленные» кодоны УАА, УАГ и УГА:

а) могут кодировать сразу несколько аминокислот

б) препятствуют соединению РНК с рибосомой

в) означают прекращение синтеза белковой молекулы

г) ничем не отличаются от остальных кодонов.

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Номер ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

    Какие органоидов нет в животной клетке:

I . Митохондрии II . Клеточная целлюлозная стенка
III . Клеточный центр IV . Пластиды V . Рибосомы VI . Вакуоли с клеточным соком

а) II , V , VI

б) II , III , IV , VI

в) II , IV , VI

г) I , IV , VI .

    Из перечисленных процессов относятся к пластическому обмену:
    I . Образование аминокислот из белков в пищеварительном тракте. II . Образование глюкозы из воды и углекислого газа. III . Гидролиз белков. IV . Синтез жиров.

V . Синтез белков на рибосомах. VI . Образование глюкозы из гликогена печени.

а ) I, II,VI

б ) I, III, IV, V

в) II , IV , V

г) IV , V , VI .

    Из перечисленных признаков выберите те, которые характеризуют молекулу ДНК: I . Двухцепочная молекула. II . Переносит наследственную информацию. III . Отсутствует у прокариот IV .Хранит наследственную информацию.

V . Может быть трех видов. VI . Характерно свойство репликации или самоудвоения.

а ) I, IV,VI

б ) I, III, IV, V

в) II , IV , V

г) IV , V , VI .

    Среди животных развитие с метаморфозом характерно для :
    I . Пауков. II . Лягушек III . Змей IV . Бабочек V . саранчи
    а) II ; IV

б) II , III

в) I , IV

г) I , II , III , V .

    Какие функции не могут выполнять липиды :
    I . Строительную. II . Гормональную III . Транспортную IV . Энергетическую

V . Ферментативную
а) II ; IV б) II , III в) I , IV ,V г) III , V .

Часть 3 . Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. Витамины А и Д относятся к жирорастворимым.

3. Гидропоника – способ выращивания растений на дистиллированной воде с добавлением питательных солей.

4. В клеточных стенках грибов и покровах членистоногих содержится хитин.

5. Наибольшее количество шейных позвонков из всех млекопитающих имеет жираф.

6. Все растения содержат хлоропласты.

7. Физиологическим называют раствор поваренной соли 0,9% - ой концентрации.

8. Половое размножение хламидомонады происходит при наступлении неблагоприятных условий.

9. Молекула сахарозы состоит из остатков глюкозы.

10. Кожное дыхание характерно для представителей класса Земноводные.

11. У человека белки перевариваются ферментами, которые выделяет только желудок.

12. Световой микроскоп позволил изучить тонкое строение вирусов.

13. Запасным питательным веществом у всех организмов является крахмал.

14. Зубы у всех млекопитающих дифференцированы.

15. Эритроциты образуются в красном костном мозге.

16. Генетический критерий вида является абсолютным критерием.

17. В настоящее время образования новых видов не происходит.

18. В состав биоценозов обязательно входят автотрофные растения.

20. Все формы изменчивости являются одним из наиболее важных эволюционных факторов.

Часть IV . Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 баллов (по 2 балла за каждое задание). Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

1 . Установите соответствие между названием органоида и его типом . К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами .

А) ЭПС

Б) рибосомы

В) митохондрии

Г) ядро

Д) комплекс Гольджи

Е) клеточный центр

1. мембранные органоиды

2. немембранные органоиды

2. Установите соответствие между видом отбора и его признаками . Признак отбора

Вид отбора

А) сохраняет особей с полезными в данных условиях среды изменениями;

Б) приводит к созданию новых пород животных и сортов растений;

В) способствует созданию организмов с нужными человеку наследственными изменениями;

Г) проявляется внутри популяции и между популяциями одного вида в природе;

Д) действует в природе миллионы лет;

Е) приводит к образованию новых видов и формированию приспособленности к среде.

    Естественный

    Искусственный

Установите соответствие между органическими соединениями и выполняемой им функцией. А) крахмал

Б) гликоген

В) целлюлоза

Г) муреин

Д) хитин

    Компонент клеточной стенки грибов

    Компонент клеточной стенки растений

    Компонент клеточной стенки бактерий

    Запасной полисахарид растений

    Запасной полисахарид грибов

    Установите соответствие между биологическим процессом и его свойствами.

Свойство

Биологический процесс

А) выделение кислорода в процессе обмена веществ

Б) окисление органических соединений для получения энергии

В) поглощение кислорода

Г) использование солнечной энергии для синтеза АТФ

Д) синтез органических веществ из неорганических

1) клеточное дыхание

2) фотосинтез

Установите соответствие между способом размножения и его характеристикой. А) Происходит с помощью органов, их частей и отдельных клеток

Б) Осуществляется при участии гамет

В) Новые организмы сохраняют большое сходство с материнским

Г) Используется человеком для сохранения у потомства ценных исходных признаков

Д) Новые организмы развиваются из зиготы

Е) Потомство сочетает в себе признаки материнского и отцовского организмов

1) Бесполое

2) Половое

Часть V . Вам предлагаются дать развернутые ответы на вопросы. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 6 баллов (по 2 балла за каждое задание).

1. Задание. Объясните, какой вред растениям наносят кислотные дожди. Приведите не менее 3-х причин.

2. Задание.

Какие функции выполняет хвост у разных видов позвоночных животных? Дайте классификацию этих функций и приведите примеры.

3. Задание.

Группа радикально настроенных «зеленых» разгромила крупную пушную звероферму и выпустила на волю полторы тысячи норок. Предложите возможный дальнейший сценарий: какая судьба ожидает этих освобожденных норок в природе и как это событие отразится на местной фауне?

ответы

Система оценивания отдельных заданий и работы в целом:

Задания части I

Задание части II В задании выставляются 2 балла за каждое задание.

Задание части III Верное выполнение каждого задания оценивается 1 баллом.

Задание части IV Верное выполнение каждого задания оценивается 2 баллами. Если в ответе содержится одна ошибка, то экзаменуемый получает 1 балл.

За неверный ответ, содержащий 2 и более ошибок, выставляется 0 баллов.

Задание части V Верное выполнение каждого задания оценивается 2 баллами, если ответ включает все названые элементы в ответе, не содержит биологические ошибки.

1 балл, если ответ включает 1 из названых элементов в ответе и не содержит биологических ошибок, или ответ включает 2 вышеназванных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки.

0 баллов, если ответ неправильный.

Матрица ответов [максимально 76 баллов]

Часть I . [мах. 30

Часть II Часть III Часть IV . [мах. 10 баллов ] ___________ баллов

1 задание

2 задание 1

3 задание

4 задание

5 задание

Часть V

Ответ на вопрос № 1:

    Непосредственно поражают органы и ткани растений.

    Загрязняют почву, уменьшают плодородие.

    Понижают продуктивность растений.

Ответ на вопрос № 2:

Хвост у животных выполняет различные функции, среди них:
1) механическая (является опорой при беге, прыжках у кенгуру, является рулем при полете, плавании у птиц и рыб):

а) хвост как балансир (у белок, куниц, лемуров);
б) хвост как руль и тормоз (крокодилы, дельфины, рыбы);
в) снаряжение альпиниста (хвост помогает многим животным лазать по древесным стволам и отвесным скалам)
2) физиологическая (самозащита у ящериц; крысиные лемуры в дождливые дни накапливают запас жира):

а) хвост как средство защиты и нападения (у ската на основании хвоста растет длинный, плоский, зазубренный по краям и острый шип, которым он защищается при нападении).
3) коммуникабельная (взмахами хвоста животные общаются друг с другом. Причем зримые сигналы сопровождаются запахами. Дело в том, на хвосте у некоторых животных располагаются пахучие железы. Известно, что при помощи таких желез олени могут предупреждать друг друга о беде, распространяя так называемый «запах опасности»):
4)Удивительные функции хвоста :
а) использование его под склад (тушканчики, откладывают излишки жира в основание хвоста;
б) песцы, лисы, куницы, соболи и барсы – используют свой пушистый хвост как теплое шерстяное одеяло;
в) некоторым животным хвост заменяет жабры. Тритоны имеют легкие. Поэтому им приходится постоянно всплывать к поверхности воды за новыми порциями воздуха. Во время брачных игр и икрометания им это делать некогда. Самцов выручает хвост. Под его тонкой кожей масса кровеносных сосудов и кислород легко проникает в кровь

Ответ на вопрос № 3:

1.Большое количество выпущенных норок подорвет кормовую базу и нарушит сложившиеся пищевые связи.

2.Большая часть, выпущенных норок, погибнет, так как животные, выращенные в неволе не приспособлены находить себе пищу, прятаться от врагов, не адаптированы к сильным морозам.

3.Разводят американскую норку. Мы можем предположить, что на воле она вытеснит местную европейскую норку, которая менее конкурентноспособна, или это событие не отразиться на местной фауне, так как эти животные могут быть легкой добычей для хищников

Фамилия ______________________ Имя _________________________

Класс ______________________ Школа _________________________

Матрица ответов
Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2016-17 уч. год
школьный уровень___
10-11 _ __ класс [максимально 76 баллов]

Часть I . [мах. 30 баллов, по 1 баллу за каждый верный ответ] ________ баллов.

Часть II . [мах. 10 баллов, по 2 балла за каждый верный ответ] ______ баллов. Часть III . [мах. 20 баллов] ___________ баллов Часть IV . [мах. 10 баллов ] ___________ баллов

1 задание

2 задание 3 задание 4 задание 5 задание Часть V . [мах. 6 баллов] ___________________баллов

Ответ на вопрос № 1 ________

Ответ на вопрос № 2 __________

Ответ на вопрос № 3___________

Проверил Ф.И.О. _____________________ Итого ______________ баллов

ЦРТ «Мега-Талант» занимается организацией всероссийских и международных дистанционных олимпиад. В наших олимпиадах по физике участвуют ученики 7-11 классов и студенты I-II курсов ССУЗ. Все участники олимпиад получают сертификаты или дипломы. Учителям мы выдаем свидетельства и благодарности.

Наши достижения за последний год:

  • Провели 400 олимпиад по 47-и дисциплинам;
  • Помогли 12000 школьникам и студентам из 12 стран раскрыть способности в олимпиадах и конкурсах по физике;
  • Выплатили учителям 2.500.000 рублей в качестве компенсаций организационных расходов;
  • Заслужили доверие учителей. 98 % из них стали постоянными организаторами олимпиад.

5 шагов навстречу учителю

Мы хотим, чтобы вам было легко и приятно работать с нами. Для этого мы следуем 5 шагам, продуманных с мыслью о заботах учителя:

  1. Даем возможность скачать задания для всех классов, а не только для тех, в которых вы собираетесь провести олимпиаду.
  2. Пополняем портфолио каждого учителя свидетельствами и благодарностями.
  3. Возмещаем траты на распечатку заданий, сертификатов и дипломов.
  4. Каждый месяц вручаем подарки самым активным организаторам олимпиад.
  5. Оперативно отвечаем на вопросы об олимпиадах. Нам можно писать в онлайн-чат прямо на сайте, а еще на почту и в скайп.

Дистанционные олимпиады от ЦРТ «Мега-Талант»

Дистанционные олимпиады «Мега-Талант» проводятся для широкого круга школьников и студентов. Отличникам мы помогаем раскрыть свой потенциал, а ребятам с более низким уровнем успеваемости даем шанс восполнить пробелы в знаниях и обрести дополнительный стимул к обучению.

Наши методисты составляют задания с учетом содержания школьной программы и требований ФГОС. Решить задания может каждый ученик, ориентирующийся в материале школьной программы, способный анализировать и делать выводы.

Задания для каждого класса состоят из 15 вопросов различных типов:

  • Вопросы с одним или несколькими правильными ответами.
  • Задания на соотнесение двух рядов данных и сопоставление.
  • Задания, требующие работы с иллюстративными источниками.
  • Задания на решение задачи с исходным рядом данных.

Сколько стоит участие в олимпиаде по физике

Для участия в олимпиаде нужно уплатить оргвзнос, сумма которого указана на странице с информацией о выбранном мероприятии. При этом до 30% возвращаются вам, в качестве компенсации расходов на организацию и проведение олимпиады.

Таким образом мы возмещаем ваши траты на распечатку заданий, сертификатов и дипломов. Чем больше учеников участвуют в олимпиаде, тем выше процент компенсации. Как мы рассчитываем процент компенсации, вы узнаете после регистрации .

Учителя, которые привлекают к участию в олимпиаде большое количество учеников, получают повышенную компенсацию и участвуют в рейтинге учителей . Каждый месяц 3 лидера рейтинга получают ценные подарки, а по итогам полугодия мы определяем 5 самых активных организаторов олимпиад и вручаем им особенные награды.

Как часто проходят олимпиады по физике?

Мы проводим олимпиады на протяжении всего учебного года. За 9 месяцев мы успеваем организовать 3 всероссийские и 4 международные олимпиады.

Для каждой олимпиады составляются разные комплекты заданий, соответствующие темам, пройденным к моменту проведения мероприятия. Это позволяет ученикам участвовать в олимпиадах «Мега-Талант» больше одного раза за год.

Как мы оцениваем работы участников олимпиады?

Для оценки тестовых заданий мы используем компьютерную проверку. Вы вносите ответы учеников в табличку в личном кабинете и после этого система автоматически сверяет их с правильными ответами. После проверки работ мы подсчитываем баллы и готовим награды для ваших учеников.

Как организовать олимпиаду по физике?

  1. Зарегистрируйтесь на сайте. Для этого достаточно указать ФИО, место работы и е-mail.
  2. Выберите в расписании олимпиаду по физике и подайте заявку, указав количество участников
  3. Подтвердите намерение участвовать, осуществив оргвзнос, чтобы скачать задания.
  4. Скачайте задания и методические рекомендации, распечатайте их и проведите олимпиаду.
  5. Добавьте ответы каждого участника в табличку в личном кабинете.
  6. В день подведения итогов скачайте награды для себя и своих учеников.

Как оплатить участие в олимпиаде по физике?

Вы можете внести оргвзнос одним из таких способов:

  • Оплата банковской картой (онлайн);
  • Оплата по квитанции, в отделении Почты России;
  • Оплата с помощью электронных платежных систем (онлайн).

Могут ли принять участие в олимпиаде школьники и студенты не из России?

Мы проводим олимпиады международного уровня. В любом из наших образовательных мероприятий могут принять участие школьники из любой страны мира, при условии, что они свободно владеют русским языком, так как язык всех заданий - русский. Чтобы вы смогли узнать о нас больше, мы опубликовали ответы на самые популярные вопросы. Вы можете почитать их .

Начиная с XI Всесоюзной олимпиады в программу соревнований по физике были включены не только теоретические, но и экспериментальные задачи.

Первым председателем Центрального оргкомитета был академик И. К. Кикоин . С 1988 года Центральный оргкомитет возглавлял член-корр. РАН, ректор Московского физико-технического института Н. В. Карлов .

Для организации Всесоюзных олимпиад и разработки методических материалов при Центральном оргкомитете были созданы Методические комиссии по предметам, руководимые учёными, профессорами вузов. Центральную предметно-методическую комиссию в настоящее время возглавляет проректор МФТИ А. А. Воронов, до 2015 года возглавлял профессор МФТИ С. М. Козел.

На заключительный, Всероссийский, этап олимпиады отбираются школьники, показавшие лучшие результаты на предыдущих этапах. Согласно Положению о Всероссийской олимпиаде, проводятся: школьный, муниципальный (районный, окружной) и региональный (областной или краевой, в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - городской) этапы. Также вплоть до 2008 года проводился федеральный окружной этап (ранее, в СССР, называвшийся зональным и проводившийся по 4 зонам РСФСР, не включавших в себя Москву и Санкт-Петербург) в 7 округах: Северо-Западный регион, Центральный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный, Южный, а также в Москве и Санкт-Петербурге.

Современное состояние

Всесоюзные олимпиады проводились до начала 90-х годов XX в., при этом Всероссийской олимпиадой тогда считался зональный тур по РСФСР. Последняя XXV Всесоюзная олимпиада по физике была проведена в 1991 году в Ташкенте . XXVI олимпиада, проведённая в апреле 1992 года на базе Московского физико-технического института (г. Долгопрудный), называлась Межреспубликанской. В мае 1992 года в Госкомитете РФ по народному образованию было принято решение в дальнейшем на тех же организационных принципах, на которых ранее проводились Всесоюзные олимпиады, проводить Всероссийские олимпиады. Таким образом, проводимая ныне Всероссийская олимпиада по физике стала преемницей Всесоюзной олимпиады. Это нашло своё отражение и в порядковых номерах Всероссийских олимпиад:

  • XXVII Всероссийская олимпиада (пос. Зеркальный , Ленинградской обл., 1993 г.);
  • XXVIII Всероссийская олимпиада (г. Тула , 1994 г.);
  • XXIХ Всероссийская олимпиада (г. Челябинск , 1995 г.);
  • XXХ Всероссийская олимпиада (г. Орёл , 1996 г.);
  • XXXI Всероссийская олимпиада (г. Березники , Пермской обл., 1997 г.);
  • XXXII Всероссийская олимпиада (г. Чебоксары , 1998 г.);
  • XXXIII Всероссийская олимпиада (г. Ульяновск , 1999 г.);
  • XXXIV Всероссийская олимпиада (г. Пермь , 2000 г.);
  • XXXV Всероссийская олимпиада (г. Саратов , 2001 г.);
  • XXXVI Всероссийская олимпиада (г. Волгоград , 2002 г.);
  • XXXVII Всероссийская олимпиада (г. Воронеж , 2003 г.);
  • XXXVIII Всероссийская олимпиада (г. Ярославль , 2004 г.);
  • XXXIX Всероссийская олимпиада (г. Саранск , 2005 г.);
  • XL Всероссийская олимпиада (г. Снежинск , Челябинской обл., 2006 г.);
  • XLI Всероссийская олимпиада (г. Санкт-Петербург , 2007 г.);
  • XLII Всероссийская олимпиада (г. Новосибирск , 2008 г.);
  • XLIII Всероссийская олимпиада (г. Жуковский , Московской обл., 2009 г.);
  • XLIV Всероссийская олимпиада (г. Белгород , 2010 г.);
  • XLV Всероссийская олимпиада (г. Оренбург , 2011 г.).
  • XLVI Всероссийская олимпиада (г. Саранск , 2012 г.).
  • XLVII Всероссийская олимпиада (г. Владивосток , 2013 г.).
  • XLVIII Всероссийская олимпиада (г. Санкт-Петербург , 2014 г.).
  • XLIX Всероссийская олимпиада (г. Екатеринбург , 2015 г.).
  • L Всероссийская олимпиада (г. Сочи , 2016 г.).
  • LI Всероссийская олимпиада (г. Казань , 2017 г.).
  • LII Всероссийская олимпиада (г. Тюмень , 2018 г.).
  • LIII Всероссийская олимпиада (г. Томск , 2019 г.).

Формат проведения олимпиады

Школьный и муниципальный этапы

Проведение олимпиады начинается со школьного этапа в 1 четверти. Задание школьного этапа обычно содержит 5 теоретических задач и разрабатывается муниципальным предметно-методическим комитетом. Школьный этап олимпиады обычно проверяется учителями школ. Далее следует муниципальный этап, на который приглашаются участники, набравшие необходимое количество баллов на школьном этапе. В комплекте заданий для муниципального этапа также содержится 5 теоретических задач, но допускается наличие 1 эксперементальной задачи.

Региональный этап

За муниципальным этапом следует региональный этап, на который приглашаются школьники со всего региона, набравшие необходимое количество баллов на муниципальном этапе. Задания для регионального этапа составляются уже Центральным Предметно-Методическим Комитетом (ЦПМК) по физике, и они едины для всей страны. Региональный этап проходит в 2 тура: теоретический тур и экспериментальный тур (если для муниципального этапа эксперимент - это редкость, то на региональном этапе эксперимент присутствует всегда). Разница между турами ровно 2 дня, первым проводится теоретический тур, содержащий ровно 5 задач и длящийся 5 часов (до 2010 года у 9 классов было 4 задачи), а через 2 дня проводится экспериментальный тур, содержащий ровно 2 практические задачи и длящийся 5 часов: по 2 часа 20 минут на задание, а также 20 минут на перерыв для смены оборудования. Затем следует проверка олимпиады. Олимпиада проверяется региональным жюри по единым критериям, разработанным в ЦПМК, и может длиться как меньше дня, так и неделю. После проверки олимпиады обязательно проводится апелляция, на которой школьник может не согласиться с выставленным ему баллом и доказать, что выставленные баллы не до конца соответствуют критериям оценивания, после чего выставленная оценка корректируется и заносится в итоговый протокол. Региональный этап ВсОШ по физике проводится во второй половине января.

Заключительный этап

Олимпиада ежегодно завершается заключительным этапом. В середине февраля ЦПМК получает доступ к протоколам регионального этапа всех регионов, после чего определяет проходные баллы на заключительный этап и объявляет их в конце февраля - начале марта.

Проходные баллы на заключительный этап ВсОШ по физике:

Заключительный этап обычно проводится в первой половине апреля в шесть дней. В первый день проводится открытие олимпиады. Со второго по четвертый дни проводятся экспериментальный, а затем теоретический туры, содержащие такое же количество задач, как и на региональном этапе. В пятый день проводится апелляция и определяются победители и призёры олимпиады. Завершающий день олимпиады - закрытие и награждение. Стоит отметить, что призёры и победители заключительного этапа приглашаются в следующем году на заключительный этап вне зависимости от результатов регионального этапа. То же самое верно для регионального и муниципального этапов - победители и призеры соответствующих этапов приглашаются на них в следующем году без отбора.