Все выученное забыто. Образование

Образование - лучшее обеспечение старости.
Аристотель

Образование - это то, что остается, когда все выученное забыто.
Беррес Фридерик Скиннер

Образование помогает ребенку понять свои потенциальные возможности.
Эрих Фромм

Образование позволяет нам жить, не особенно напрягая ум.
Алберт Эдуард Уиггам

Образование - это то, что остается, когда мы уже забыли все, чему нас учили.
Джордж Галифакс

Образование - лицо разума.
Кей-Кавус

Образование - это знания, которые мы получаем из книг и о которых уже никто не узнает, кроме нашего учителя.
Вирджиния Хадсон

Образование - украшение багополучия и убежище в несчастии.
Демокрит

Образование - это то, что большинство получает, многие передают и лишь немногие имеют.
Карл Краус

Образование - это процесс метания фальшивого бисера перед натуральными свиньями.
Ирвин Эдман

Образование гибельно для всякого, кто имеет задатки художника. Образование следует оставить чиновникам, и даже их оно склоняет к пьянству.
Джордж Мур

Образование — долг, нынешнего поколения будущему.
Джордж Пибоди

Образование - это способ приобретения предубеждений более высокого порядка.
Лоренс Питер

Образование стоит денег. Невежество - тоже.
Клаус Мозер

Образование - защита от пыла эмоций.
Франк Крэйн

Образование - всего лишь лестница для сбора плодов с древа познания, а не сами эти плоды.
Автор неизвестен

Образование - одно из немногих вещей, за которое человек готов заплатить и не получить его.
Леонард Л. Левинсон

Ученье без размышления бесполезно, но и размышление без ученья опасно.
Конфуций

Образование - процесс поглощения набора предрассудков.
Мартин Х. Фишер

Образование - ключ для открытия золотых ворот свободы.
Джордж Вашингтон Карвер

Только образованный хочет учиться; невежда предпочитает учить.
Эдуар Ле Беркье

Образование может превратить дурака в ученого, но оно никогда не изгладит первоначального отпечатка.
Эдм Пьер Бошен

Цель образования это знание не факта, а смыслов.
Уильям Р. Инге

Образование как деньги, его нужно иметь много, иначе все равно будешь выглядеть бедно.
Лина Марса

Все настоящее образование это конструирование души.
Уильям Джон Беннетт

Лучшее в мире образование - полученное в борьбе за кусок хлеба.
Уэнделл Филлипс

Образование - это неустанное открывание собственного невежества.
Уилл Дюрант

Если высыпать содержимое кошелька себе в голову, его уже никто у вас не отнимет.
Бенджамин Франклин

Образованный человек зарабатывает больше. И на получение образования редко требуется больше десяти лет после окончания университета.
«Вашингтон пост»

Образование позволяет нам зарабатывать больше, чем деятели образования.
Американское изречение

То, чему мы учились в школах и университетах, - не образование, а только способ получить образование.
Ралф Эмерсон

Можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить.
Английская пословица

Человек, который слишком стар, чтобы учиться, по всей вероятности, всегда был слишком стар, чтобы учиться.
Генри Хаскинс

Диплом - это лицензия на поиски работы.
«Американское изречение»

Ничего нельзя узнать, ничему нельзя научиться, ни в чем нельзя удостовериться: чувства ограниченны, разум слаб, жизнь коротка.
Анаксагор

Нужно много учиться, чтобы немногое знать.
Шарль Монтескье

Нечитающие не имеют преимуществ над не умеющими читать.
Автор неизвестен

Образование - оружие, эффект которого зависит от того, кто держит его в руках и на кого оно нацелено.
Иосиф Сталин

Образование придает человеку достоинство, да и раб начинает сознавать, что он не рожден для рабства.
Дидро

В чтении, как и во всем, мы страдаем неумеренностью; и учимся для школы, а не для жизни.
Сенека

Человек образованный - тот, кто знает, где найти то, чего он не знает.
Георг Зиммель

Образованный ум отличает способность допустить мысль и не согласится с ней.
Аристотель

Женщина должна быть образованной, но не должна быть ученойученой.
Жюли де Леспинасс

Хорошее образование должно оставлять желать лучшего.
Алан Грегг

Кто достиг высот образования, должен заранее предположить, что большинство будет против него.
Иоганн Вольфганг Гёте

Не показывай свою образованность, не для того тебя учили.
Григорий Яблонский

Образованный человек может всю ночь переживать из-за того, что дураку и не снилось.
Автор неизвестен

Ценность образования ярче всего проявляется тогда, когда образованные высказываются о вещах, которые лежат вне области их образования.
Карл Краус

Задача образования - превратить пустой ум в открытый.
Малколм Форбс

Замечательная вещь в образовании состоит в том, что никто его у Вас не может отнять.
Б. Б. Кинг

Есть люди настолько хорошо образованные, что могут заставить вас скучать на любую тему.
Автор неизвестен

Первое условие образования - возможность получения полноценной и значимой работы.
Джон Рескин

Век живи - век учись! и ты наконец достигнешь того, что, подобно мудрецу, будешь иметь право сказать, что ничего не знаешь.
Козьма Прутков

Образование не может быть собственно целью.
Ханс Георг Гадамер

Образование - просто дух общества, поскольку оно передается от одного поколения другому.
Гилберт Кит Честертон

Образование не заполнение ведра водой, а зажжение огня.
Уильям Батлер Йейтс

Образование должно высветить лучшее, что заложено в человеке.
Дж. Пол Ф. Рихтер

Человек закончил школу, ВУЗ, а что дальше? Полученное общее и профессиональное образование – не гарантия успеха в жизни. Жизнь разнопланова. Многие наши выпускники работают в сферах, далеких от полученного образования…… Но каждый человек постоянно решает жизненноважные, ситуационные задачи.


Результаты школьного образования невозможно дифференцировать по конкретным учебным дисциплинам Практически все результаты представляют собой некий комплекс умений и навыков, основанных на предметных и межпредметных знаниях. Многие результаты могут быть получены не за счет освоения большого объема знаний в традиционной форме (усвоил – воспроизвел в большом количестве репродуктивных задач), а за счет усвоения способов деятельности, методов работы с информацией.


В основу реальных жизненных проблем должны быть положены учебные проблемы. Под учебной проблемой понимают задачу, решение которой нельзя получить по готовому образцу, на основе уже известных учащимся способов. Здесь от учащегося требуется проявление самостоятельности и оригинальности в самом подходе к решению.



Это также необходимо: Необходимо использовать переживания, возникающие при первоначальных попытках разобраться в проблеме, чтобы видоизменить само понимание ситуации и применяемых для решения стратегий. Наконец, необходимы любознательность, упорство и настойчивость.




Комментарий психолога Знания формируются в сознании человека не до, а в процессе применения их на практике Ситуационные задачи позволяют интегрировать знания, полученные в процессе изучения разных предметов Они предусматривают расширение образовательного пространства ребенка


Специфика ситуационной задачи Ярко выраженный практико- ориентированный (иногда даже прагматичный) характер Имеет не традиционный номер, а красивое название, отражающее ее смысл. Проблемный вопрос обязателен и должен быть сформулирован таким образом, чтобы ученику захотелось найти на него ответ.





В жизни людей, в промышленности, в быту сода играет очень важную роль. Установлено, что люди знали соду еще четыре тысячи лет назад. При раскопках в Египте были найдены образцы стекол, изготовленных за 1800 лет до нашей эры. Сода применялась для бальзамирования умерших. В Египте есть содовые озера, они лежат к западу от Нила, в жаркой песчаной пустыне, в так называемой «натронной» долине. В результате очень сильного испарения воды на дне этих озер отлагался слой «натрона», то есть соды, которой египтяне и пользовались. Около двух тысяч лет назад соду стали употреблять для мыловарения, которое возникло, предположительно, во втором веке до нашей эры. Далее содой стали пользоваться в текстильном производстве, при стирке, мытье. Стекло, синяя краска ультрамарин, едкий натр – все это получают с помощью соды. Сода уничтожает жесктость воды, предотвращая образование накипи в котлах. Различные моющие составы, употребляемые не только в быту, но и на производстве (промывка шерсти, тканей), приготовляются на соде. В жизни людей, в промышленности, в быту сода играет очень важную роль.


Сода (карбонат натрия) бывает кристаллическая и кальцинированная. Последняя с примесью десятиводного сульфата натрия (глауберовой солью) употребляется в качестве стиральной соды. Она смягчает воду, обезжиривает шерсть, чистит посуду, ванны, раковины и т.д. Ее следует хранить в сухом месте. Сода питьевая (гидрокарбонат натрия) – белый порошок с солоноватым вкусом, хорошо растворяется в воде. Выпускается двух сортов – техническая и медицинская. Медицинская употребляется в хлебопечении, при приготовлении различных напитков. Она также обязательно должна быть в домашней аптечке, так как ее растворы используются для полоскания полости рта при простудных заболеваниях, протирания мест укуса насекомыми, ожогов кислотой. Еще совсем недавно люди, страдающие повышенной кислотностью «гасили» приступы изжоги раствором соды. Сейчас на смену этому «народному средству» пришли настоящие лекарства. Техническая сода используется для наполнения огнетушителей, при стирке шерстяных и шелковых тканей для смягчения воды.


Задача Прочитайте текст. Разбейте содержимое текста на абзацы соответственно содержанию. Попробуйте составить формулу соды…У вас получилась одна формула? Прокомментируйте замечание о том, что кальцинированную соду необходимо хранить в сухом месте (это особенно странно, т.к. в составе смеси содержится десятиводный! сульфат натрия). Сделайте эскиз рисунка, который показывает основные области применения медицинской соды. Раскройте механизм «гашения» соды кислотами. О «гашении» какими кислотами идет речь в тексте? Почему «гасят» кислотой соду, а не наоборот? Самодельный лимонад готовили из 4-х компонентов, которые есть на каждой кухне. Попробуйте узнать у старших членов семьи рецепт приготовления домашней «содовой воды». Оппонируйте предложению использовать вместо соды растворы щелочей. Проведите экспертизу знаний своих товарищей, родителей, окружающих вас людей о соде. Все ли знают, что под брендом «СОДА» скрывается целое семейство химических соединений.


Один из вариантов решения: В жизни людей, в промышленности, в быту сода играет очень важную роль. Установлено, что люди знали соду еще четыре тысячи лет назад. При раскопках в Египте были найдены образцы стекол, изготовленных за 1800 лет до нашей эры. Сода применялась для бальзамирования умерших. В Египте есть содовые озера, они лежат к западу от Нила, в жаркой песчаной пустыне, в так называемой «натронной» долине. В результате очень сильного испарения воды на дне этих озер отлагался слой «натрона», то есть соды, которой египтяне и пользовались. Около двух тысяч лет назад соду стали употреблять для мыловарения, которое возникло, предположительно, во втором веке до нашей эры. Далее содой стали пользоваться в текстильном производстве, при стирке, мытье. Стекло, синяя краска ультрамарин, едкий натр – все это получают с помощью соды. Сода уничтожает жесктость воды, предотвращая образование накипи в котлах. Различные моющие составы, употребляемые не только в быту, но и на производстве (промывка шерсти, тканей), приготовляются на соде. Сода (карбонат натрия) бывает кристаллическая и кальцинированная. Последняя с примесью десятиводного сульфата натрия (глауберовой солью) употребляется в качестве стиральной соды. Она смягчает воду, обезжиривает шерсть, чистит посуду, ванны, раковины и т.д. Ее следует хранить в сухом месте. Сода питьевая (гидрокарбонат натрия) – белый порошок с солоноватым вкусом, хорошо растворяется в воде. Выпускается двух сортов – техническая и медицинская. Медицинская употребляется в хлебопечении, при приготовлении различных напитков. Она также обязательно должна быть в домашней аптечке, так как ее растворы используются для полоскания полости рта при простудных заболеваниях, протирания мест укуса насекомыми, ожогов кислотой. Еще совсем недавно люди, страдающие повышенной кислотностью «гасили» приступы изжоги раствором соды. Сейчас на смену этому «народному средству» пришли настоящие лекарства. Техническая сода используется для наполнения огнетушителей, при стирке шерстяных и шелковых тканей для смягчения воды. Самодельный лимонад Смешать в пищевой посуде четверть чайной ложки питьевой медицинской соды, половину ложки лимонной кислоты и чайную ложку сахара. Смесь высыпать в стакан с холодной водой и перемешать. Выделится газ, а вода приобретет кисловатый вкус. (Если соды взять слишком много, кислота прореагирует вся, вкус окажется не кислым, а слегка горьковатым. Вы можете сами подобрать такое соотношение соды и лимонной кислоты, чтобы вкус напитка был наиболее приятным).


Д. Гранин в молодости

Научиться можно только тому, что любишь, и понять можно только то, что любишь…

Даниил Гранин — один из тех, с кого началось моё знакомство с современной литературой. Конец 80-х, «Зубр». Судьба науки и судьбы людей…

Попробуем вспомнить, что завещал нам писатель. Это отрывки из произведений, возможно, захочется перечитать сами произведения.

Образование есть то, что остается, когда все выученное забыто. Даниил Гранин «Иду на грозу»
***

Большая часть людей не пробует выйти за пределы своих возможностей; за свою жизнь они так и не пробуют узнать, на что они способны и на что - неспособны. Они не знают, что им не под силу. Печальнее всего эта благоразумность в науке. Ученый, который выбирает себе задачи по силам, достигает почета и солидной репутации. Он не совершал ошибок. Списки его работ безупречны, никто их не опровергал, они всегда были результативны. Если он брался за дело, он доводил его до конца. Но где-то там, за чертой этого длинного списка его печатных работ, начинается ненаписанное, несделанное - вот там, среди несовершенных ошибок, избегнутого риска и даже позора, таились, может быть, действительно великие открытия. И уж наверняка - открытие самого себя. Обидно прожить жизнь, не узнав себя - человека, который был тебе вроде ближе всех и которого ты так любил… Даниил Гранин «Эта странная жизнь»
***

Требуем, чтобы нам доверяли, а мы сами себе не верим. Даниил Гранин «Иду на грозу»
***

Быть ещё и человеком — значит что-то прощать, признавать чьи-то слабости. Даниил Гранин «Иду на грозу»
***

Человек слишком сложное явление, чтобы так, с ходу, его решить, как уравнение. Даниил Гранин «Человек не отсюда»
***

Молчание - самая удобная форма лжи. Оно умеет ладить с совестью, оно оставляет лукавое право хранить собственное мнение и, возможно, когда-то сказать его. Даниил Гранин «Собственное мнение»
***

Приговор общественного мнения был страшнее судебного. Не обжаловать. Не откупиться, не отмахнуться. Общественное мнение судило по неписаным законам порядочности. Даниил Гранин «Зубр»
***

Ганди сказал, что прогресс не умножение, а разумное сокращение своих желаний. С тех пор желания умножались и умножались. Мудрость бессильна. Даниил Гранин «Человек не отсюда»
***

во времена Хрущева ракет стратегического назначения было всего лишь шесть штук, десятки других изготавливали из фанеры, выставляли и успешно морочили американские спутники. Декорация сопровождает российскую историю со времён Потёмкина вплоть до нынешних государственных концертов из «фанеры» Даниил Гранин «Человек не отсюда»
***

Все правители у нас — футуристы. Любят говорить о благоденствии в грядущем. Даниил Гранин «Человек не отсюда»
***

В человеческой культуре самое древнее искусство — искусство общения. Когда не было ни театра, ни живописи, ни музыки, было общение. Из него родились все искусства. Даниил Гранин «Зубр»

"Неужели я гений?".

Все мы вечные ученики во Вселенной и если процесс обучения прекращается - мозг претерпевает изменения. Итак, "Когда у Эйнштейна однажды спросили, чему равна скорость звука, он ответил: “Я не знаю. Я не перегружаю свою память данными, которые можно легко найти в справочнике”. Вопреки многочисленным мифам, далеко не все великие гении - ходячие энциклопедии. Однако они знают, где отыскать то, что им нужно, когда понадобится. Я называю такое качество метаспособностью - фундаментальным навыком,на котором базируются все остальные. Альберт Эйнштейн также в детстве казался ущербным ребенком - частично из-за дислексии , проявляющейся в трудностях при разговоре и чтении.

“Он развивался в детстве медленнее обычного, - вспоминает его сестра Майя Винтелер-Эйнштейн. - У него были такие проблемы с речью, что окружающие боялись, научится ли он вообще говорить... Каждую фразу, которую он готовился произнести, даже самую простую, он долго повторял про себя, шевеля губами. Эта привычка сохранялась у него до семи лет”. Греческий язык юному Эйнштейну давался с таким трудом, что его учитель, не удержавшись, однажды воскликнул: “Ты никогда ничего не добьешься...”. Позднее Эйнштейн был исключен из школы и завалил вступительный экзамен в колледж.

Наконец, заканчивая свою дипломную работу на ученую степень бакалавра, он не смог получить ни места в научном учреждении, ни рекомендаций от своих профессоров. Вынужденный согласиться на низкооплачиваемую работу в швейцарском патентном бюро, Эйнштейн в свои двадцать пять, казалось, был обречен на жизнь посредственности. Но на двадцать шестом году жизни Эйнштейн совершил неожиданное. Летом 1905 года он опубликовал свою специальную теорию относительности, содержавшую знаменитую формулу E = mc2. Шестнадцать лет спустя он стал лауреатом Нобелевской премии и приобрел мировую известность. Даже сегодня, через 40 лет после кончины ученого, его вдохновенный взгляд, кустистые усы и копна седых волос для всех нас остаются квинтэссенцией образа,а его имя - синонимом выдающегося ума.

Какие же типы умственных упражнений можно предложить человеку в качестве аналога качелям, лесенкам и “беличьим колесам” в крысиных клетках? Сам Эйнштейн имел некоторые соображения на этот счет. Он полагал, что можно стимулировать появление глубоких и оригинальных мыслей, предоставляя полную свободу своему воображению, не ограничивая его традиционными условными запретами. Эйнштейн относит открытие теории относительности не на счет своего особого дарования, а напротив - на счет собственного так называемого “задержавшегося” развития. “Нормального взрослого никогда не станут беспокоить проблемы пространства и времени, - рассуждал Эйнштейн. - Есть вещи, о которых задумываешься только в детстве. Но мое интеллектуальное развитие задержалось, в результате чего я начал размышлять о пространстве и времени, будучи далеко не юным”.

В своих последних автобиографических записках Эйнштейн вспоминает озарение, которое привело его к созданию специальной теории относительности. Оно явилось неожиданно, когда шестнадцатилетним юношей он просто мечтал о чем-то. “А что, если... - подумал он тогда, - лететь рядом с лучом света с его же скоростью?” Нормальные взрослые, как резонно заметил Эйнштейн, обычно заглушают в себе подобные вопросы, а если они все-таки возникают, то быстро забывают о них. Видимо, именно это и имел в виду Уинстон Черчилль, когда говорил, что“много людей спотыкаются о великие открытия, но большинство из них просто перешагивают и идут дальше”. Эйнштейн был исключением. Не имея ясного представления о том, куда заведет его этот вопрос, он размышлял над ним целых десять лет. И чем больше он думал, тем больше вопросов возникало перед ним. Отыскивая ответ на каждый новый вопрос, он шаг за шагом приближался к истине.

Многолетние исследования привели меня к окончательному выводу, что гении немногим отличаются от обычных людей, а именно тем, что они способны расширять каналы своего внимания, руководствуясь собственными смутными, подсознательными ощущениями. Как правило, это умение развивается у них в таком раннем возрасте, что со временем они просто забывают его секрет. Все происходит автоматически, и потому гении, так же как и простые смертные, склонны к самым мистическим представлениям о том, как им удалось достигнуть столь выдающихся результатов.

“Образование, - заметил однажды Эйнштейн, - это то, что остается, когда забудешь все, чему учили в школе”. Кто из нас хотя бы раз не оглядывался с сожалением на годы зубрежки таких непостижимых предметов, как физика, химия, тригонометрия, история, французский и испанский? Кого не поражала мысль, что когда-то мы в самом деле знали, как читать Периодическую систему элементов Менделеева, как решать квадратные уравнения, вычислять траектории падающих тел, могли назвать даты исторических сражений войны 1812 года и спрягать французские глаголы, а затем моментально все позабыли? К тому времени, когда мы начинаем работать, большинство в лучшем случае помнит лишь таблицу умножения. На любого, кто в состоянии поддержать беседу на иностранном языке, мы смотрим с трепетом. Наши рабочие столы завалены непрочитанными журналами, компьютерными руководствами, сообщениями и книгами всех сортов, однако немногим из нас удается избежать досадного чувства deja vu1. На службе, как и в школе, мы чувствуем себя перегруженными информацией, значительно превосходящей по объему нашу память.

МЕТОД СОКРАТА
Сегодня многие думают, что система образования занимается впихиванием информации в головы студентов. Однако латинское слово educare буквально означает “вытягивать”. Ведь в древности работа преподавателя состояла в вытягивании из учеников их собственных предчувствий и прозрений. Английское слово educate происходит от латинского educare,
“вытягивать”. В древности люди верили, что источник мудрости расположен внутри человека. В Афинах великие учителя “вытягивали” из студентов их тонкие прозрения, пользуясь системой сократовских вопросов. Образование следовало тогда методу Сократа. Хотя он и не был его автором, тем не менее активно популяризировал. Согласно методу Сократа учитель лишь предлагает ряд острых вопросов, заставляя учеников проверять, защищать и описывать свое восприятие проблемы и появляющиеся идеи ее разрешения. То, что ученики сами находят ответы, используя собственные догадки и прозрения, а затем учатся выражать их своими словами, является одной из самых сильных сторон метода, но отнюдь не единственной. Метод Сократа, получивший имя метода самопознания, приносит пользу и ученику и учителю. Древние греки создавали школы как во благо ученых-преподавателей, так и на пользу их студентам. Занимаясь преподаванием, передовые умы классической Греции - софисты - могли быть уверены, что всегда найдут благодарную аудиторию для представления своих новых идей и открытий. А платой за оказанную им честь служило “вытягивание” восприятия слушателей или студентов при помощи сократовских вопросов. Обе стороны только выигрывали от образующегося замкнутого цикла с обратной связью, который пришпоривал их интеллект и расширял кругозор. Остатки этой образовательной системы дошли до наших дней в виде афоризма “Если хочешь изучить предмет, начни его преподавать”.

Метод Сократа позволил Афинам - городу с населением меньше 100 000 человек - достичь небывалых высот культуры и образования, внушающих благоговейный трепет и 2400 лет спустя. Этот метод вплоть до середины девятнадцатого века составлял основу педагогики Запада.

Затем неимоверное количество учащихся, заполонивших американские общеобразовательные школы, заставило преподавателей отказаться от сократовского подхода. Столкнувшись с классами, насчитывающими сорок, а то и шестьдесят детишек с неиссякаемой энергией, учителя уже не могли улучить свободную минутку, чтобы во время урока задать вопросы в сократовском стиле хотя бы одному-двум ученикам. Именно в этот момент прекратилось преподавание и началось обучение.

Сегодняшние дидактические методы исходят из того, что каждый студент - это “пустой горшок”, который в процессе учебы должен быть наполнен. Только сегодня мы начинаем понимать, какую цену заплатили, отказавшись от преподавания в пользу обучения. Поэтому процитированное выше замечание Эйнштейна “Образование - это то, что остается, когда забудешь все, чему учили в школе” приобретает новый горький смысл для современных педагогов.

Книга В.Венгера и Р.Поу "Неужели я гений?".

Скачать книгу: 540KB