Все в мире относительно. Осознание того, что другой человек — тоже человек, учит нас ценить жизнь

Все относительно. Cофисты

Начало классического периода греческой философии обычно связывают с деятельностью софистов, или платных учителей мудрости. Они учили прежде всего риторике – приемам доказательства и опровержения, искусству вести спор и побеждать в нем, умению при любых обстоятельствах воздействовать на слушателя и добиваться желаемого эффекта. Но для того чтобы во всех интеллектуальных ситуациях выходить победителем, надо иметь способности и доказывать, и опровергать все, что угодно. Платные учителя мудрости изобрели разнообразные софизмы – внешне правильные доказательства заведомо ложных положений. Например, софизм «Рогатый» звучит так: «У тебя есть то, что ты не терял; ты не терял рога, значит, ты рогат». Или софизм «Стоящий под покрывалом»: «Знаешь ли ты, кто стоит под этим покрывалом?» – «Не знаю». – «Это же твой отец. Выходит, ты не знаешь своего отца». Или вы спрашиваете кого-нибудь: «Знаешь ли ты, что я хочу тебя спросить?» – «Не знаю», – отвечает ваш собеседник. – «Неужели ты не знаешь, что солнце встает на востоке?» – «Знаю», – отвечает он. – «Ага, – торжествующе произносите вы, – выходит, ты знаешь, а сначала сказал, что не знаешь, получается – ты знаешь то, чего не знаешь». А вот более хитрый софизм: «Что лучше – вечное блаженство или бутерброд?» – «Конечно же, вечное блаженство». – «А что может быть лучше вечного блаженства?» – «Ничто!» – «А бутерброд лучше, чем ничто, значит, он лучше, чем вечное блаженство».

Но одних софизмов недостаточно. Для того чтобы побеждать в любом споре, человек должен быть всегда прав. Однако если истина едина для всех, а спорящий не на ее стороне, тогда он никак не может быть прав. Значит, единственное, что остается софисту, – предположить существование не одной истины, а многих. Сколько людей, столько и мнений, каждый человек – сам себе истина. Знаменитый софист Протагор Абдерский предложил формулу такого воззрения: «Человек есть мера всех вещей». То есть как кому кажется, то для каждого и есть истина, которая, таким образом, совершенно субъективна (зависит от субъекта – человека). Ничего общего и обязательного для всех нет, никаких единых принципов или законов не существует. Каждый из нас сам себе устанавливает правила и ориентиры, по которым должна протекать его жизнь. Любое воззрение настолько же истинно, насколько ложно. Все можно и доказать, и опровергнуть, противоположные суждения совершенно равносильны. Обо всем можно сказать: «Это и так, и не так одновременно». И все в данном случае зависит только от конкретного человека, который и выступает критерием правды и лжи. Такой взгляд называется субъективизмом (от лат. subjectum – «человек»). Но если нет ничего общепринятого, тогда никто не может быть ни абсолютно прав, ни абсолютно не прав, вернее, что кажется истинным одному, для другого – ложно, важное для кого-то оставляет иного совершенно равнодушным, смешное для одного кажется грустным другому, и если нечто представляется кому-то добром, другой вполне может расценить его как зло. Получается, что ни о чем нельзя сказать определенно и все в мире относительно. Таким образом, из субъективизма софистов вытекает релятивизм (от лат. relativus – «относительный») – положение об относительности всего.

Из книги Знаки на пути от Нисаргадатты Махараджа автора Балсекар Рамеш Садашива

Из книги Заметки об инициации автора Генон Рене

Глава III. РАЗЛИЧНЫЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ИНИЦИАЦИИ Мы полагаем нелишним - с целью своего рода расчистки территории - отметить сразу же другие заблуждения относительно природы и цели инициации; ведь все то, что нам довелось за многие годы прочесть по этому предмету,

Из книги Шесть систем индийской философии автора Мюллер Макс

НЕДОРАЗУМЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ЦЕЛИ ЙОГИ Невозможно, чтобы философия йоги в изложении европейских ученых не пострадала от ее близкой связи с санкхьей. Все ее метафизические основы в санкхьи. Йога действительно есть санкхья, как говорят брахманы, только видоизмененная, и в

Из книги Кама-сутра автора Малланага Ватсьяяна

Четвертый раздел. Относительно замужних женщин Первая часть. Тридцать вторая глава. О поведении единственной супруги Пусть жена - единственная супруга - будет глубоко преданна мужу и угождает ему, словно богу (1). Пусть с его согласия она возьмет на себя заботу о семье

Из книги Краткая история философии [Нескучная книга] автора Гусев Дмитрий Алексеевич

3.1. Все относительно (софисты) Начало классического периода греческой философии обычно связывают с деятельностью софистов, или платных учителей мудрости. Они учили прежде всего риторике – приемам доказательства и опровержения, искусству вести спор и побеждать в нем,

Из книги Любители мудрости [Что должен знать современный человек об истории философской мысли] автора Гусев Дмитрий Алексеевич

Софисты. Все относительно Начало классического периода греческой философии обычно связывают с деятельностью софистов, или платных учителей мудрости. Они учили прежде всего риторике – приемам доказательства и опровержения, искусству вести спор и побеждать в нем, умению

Из книги О христианской философии автора Маритен Жак

ВЫВОДЫ ОТНОСИТЕЛЬНО ХРИСТИАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ 12. Эти пояснения можно было продолжать и далее, так как они касаются конкретных взаимосвязей, уводящих в бесконечность. Мы свели их по существу к простой схеме, так как хотели только уточнить смысл проведенного нами различия

Из книги История философии. Древняя Греция и Древний Рим. Том I автора Коплстон Фредерик

Доводы относительно движения К самым известным относятся апории Зенона, касающиеся движения. Следует помнить, что Зенон пытается доказать нам следующее: движение, существование которого отрицал Парменид, одинаково невозможно и с точки зрения пифагорейской теории

Из книги Символика креста (сборник) автора Генон Рене

Глава III. Различные заблуждения относительно инициации Мы полагаем нелишним - с целью своего рода расчистки территории - отметить сразу же другие заблуждения относительно природы и цели инициации; ведь все то, что нам довелось за многие годы прочесть по этому предмету,

Из книги Свинья, которая хотела, чтоб её съели автора Баджини Джулиан

Примечание относительно источников В случаях, когда имеются один или несколько опознаваемых источников эксперимента, я привожу их подробности в конце каждой истории. Однако следует заметить, что хотя мои версии иногда очень похожи на исходные материалы, иногда они

Из книги Философские афоризмы Махатм автора Серов А.

Из книги Адвокат философии автора Варава Владимир

138. Относительно или абсолютно? Бессмысленный спор по поводу того, относительно ли все или абсолютно, в различных логических комбинациях издавна преследует человеческую мысль. Это как раз пример того, когда власть языка оказывается сильнее здравого

Из книги Еврейская мудрость [Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов] автора Телушкин Джозеф

Относительно Герцля Если бы Герцль ходил в хедер (еврейская религиозная школа), никогда бы евреи не последовали за ним. Он очаровал евреев, потому что пришел к ним из мира европейской культуры. Хаим Вейцман Вейцман, главный закулисный «толкач» Бальфурской декларации и

Из книги НАУКА О ЛЮБВИ автора Салас Соммэр Дарио

Заблуждения относительно любви 1. В любви нет ничего сложного, она возникает спонтанно и каждый готов к ней.2. Мерилом истинной любви являются страсть и ревность.3. Любовь есть чувство, живущее в сердце.4. Каждый имеет право достичь счастья в любви.5. Любовь должна быть

Из книги Афоризмы житейской мудрости (сборник) автора Шопенгауэр Артур

Заблуждения относительно секса 1. Секс означает грех.2. Сексуальное желание следует подавлять или полностью освободить.3. Сексуальное желание проявляется только через половые органы.4. Сексуальное удовлетворение зависит от частоты интимных контактов.5. Взаимное

Из книги автора

С. О нашем поведении относительно других 21) Чтобы пройти свой путь в мире, полезно взять с собой большой запас предусмотрительности и снисходительности: первая предохранит нас от убытков и потерь, вторая – от споров и ссор.Кому приходится жить среди людей,

11 мая 1916 года была впервые представлена Общая теория относительности Альберта Эйнштейна .

Говорят, что Альберт Эйнштейн - этот гениальный ум 20 века, придумал свою теорию в трамвае. Именно там он задумался о выводах, которые могут сделать различные наблюдатели, находясь в разных системах отсчёта. Даже такие незыблемые величины, как продолжительность, время и расстояние, будут зависеть от того расположения в пространстве и времени, которые занимает наблюдатель.
Мирно путешествуя в бернском трамвае, ученый пришел к выводу, что если разогнать трамвай до около световых скоростей, время в нем будет течь все медленнее, а затем совсем остановится.

Такая интересная теория требовала математического подтверждения. В распоряжении Эйнштейна были сотни необъяснимых фактов, которые на тот момент накопила экспериментальная физика. Все они требовали научного объяснения. Частично данные эффекты описывала специальная теория относительности, разработанная и опубликованная Эйнштейном в 1905 году. Строгое математическое обоснование новой теории пришло после одиннадцати лет напряженной работы, и общая была представлена в широких научных кругах. Общая теория относительности выглядит гораздо сложнее, и применяется ко всем системам отсчета. ОТО делает мир удивительным - к трем привычным координатам, она прибавляет четвертую - время. Пространственно-временной континуум оказывается искривленным под действием сил всемирного тяготения. Все это было ново и непривычно для поколений ученых, воспринимавших мир по законам классической механики. Но обоснованные математические научные выкладки сделали свое, и теорию приняли все ведущие физики мира.

Раз за разом ученые подтверждают правильность ОТО, и на ее основе совершают все новые открытия.

А в последнее время появляются версии о вкладе первой жены Эйнштейна Милевы Марич в теорию относительности.

"Милева Марич (1875 - 1948) родилась в Тителе, Войводина, на севере экс-Югославии. В возрасте 21 года поступила в Цюрихский Политехникум, в том же году, что и Альберт Эйнштейн, который был на три с половиной года моложе. Она была единственной студенткой на курсе. Цюрихский Политехникум был тогда чем-то вроде Массачуссетского Технологического Института, так что Милева должна была быть очень компетентной абитуриенткой, особенно принимая во внимание то, что она была женщиной. Познакомившись, Альберт и Милева полюбили друг друга.

В одном из писем Милеве Эйнштейн писал: "Как я буду счастлив и горд, когда мы наконец добьемся успешного завершения нашей работы об относительном движении (Теория Относительности - прим. автора)". Джон Стейчел отмечает в своей книге "Einstein and Ether Drift experiments" (1987): "Этот комментарий заставляет нас задаться неловким вопросом о том, какого рода было участие Марич в разработке теории".

Милева провела зимний семестр 1897-1898 гг в Гейдельберге (Германия). В одном из своих писем Эйнштейну она рассказывала об огромном интересе, который вызывает у нее чтение материалов о соотношении скорости движения молекул и дистанции между их столкновениями, тема, ставшая одним из фундаментальных аспектов исследования Эйнштейна по броуновскому движению. Эйнштейн восхищался спокойной независимостью и интеллектуальными амбициями Милевы. Он считал, что ему крупно повезло, когда он её встретил: "Существо, равное мне, такое же сильное и независимое". Позднее, когда Эйнштейн работал над вопросами электродинамики движущихся тел, он неоднократно писал Милеве о Теории Относительности: "наша работа по относительному движению". "наша теория".

Милева забеременела. В 1902 году у неё родилась дочь Лизерль, о которой ничего не известно. Мария Докманович, переводчица писем Милевы, провела расследование, пытаясь выяснить судьбу Лизерль. Скорее всего, девочка была отдана на удочерение через несколько недель после рождения, в 1902 году, чтобы избежать скандала, связанного с рождением вне брака. В связи с этими событиями Милева не смогла сдать дипломный экзамен в институте.

Альберт и Милева поженились 6 января 1903 года (почему не несколькими месяцами раньше, чтобы не было необходимости отказываться от дочери?). В браке у Милевы родились двое сыновей - Альберт и Эдвард. Милева полностью подчинила свои профессиональные планы профессиональному успеху мужа, работая его ассистенткой. Эта работа не давала ей возможности завершить собственный дипломный проект, тогда как Альберт удовлетворительно защитился.

В биографии Милевы Марич Im Schatten Albert Einsteins: Das tragische Leben der Mileva Einstein-Maric (В тени Альберта Эйнштейна: трагическая жизнь Милевы Эйнштейн-Марич) говорится: "Русский физик А.Ф. Иоффе , в своих "Воспоминаниях об Альберте Эйнштейне" отмечает, что рукописи работ, опубликованных в 1905 году были подписаны как "Эйнштейн-Марич". Иоффе, будучи ассистентом В.К. Рентгена имел возможность видеть рукописи, которые были посланы ему издателем Annalen der Physik для рецензии, и которые впоследствии были утеряны". Милева значилась соавтором в оригинальной рукописи статьи о Теории Относительности в 1905 году.

На самом деле, Иоффе сказал о рукописи: "Её автором был Эйнштейн-Марити" и добавил, полагая, что это имя Альберта Эйнштейна: "никому неизвестный служащий из бернского отдела патентов". Иоффе не знал, что Милева к тому времени изменила сербскую фамилию "Марич" на венгерский вариант "Марити". Таким образом, Иоффе мог утверждать о том, что рукопись была подписана "Эйнштейн-Марити" только в том случае, если сам видел её, так как Эйнштейн ни в одной из своих биографий не высказывался на этот счёт.

После публикации Теории Относительности Эйнштейн неоднократно демонстрировал, что его знания об экспериментах Михельсона-Морли (целью экспериментов, проводимых с 1881 по 1887 год Михельсоном и Морли, было определить скорость Земли относительно теоретической субстанции, известной под названием светоносного эфира) и работах Х.А. Лоренца были достаточно ограниченными. Между тем, знание этих работ и экспериментов было фундаментальным и необходимым для создания Теории Относительности. Нет никаких записей Эйнштейна относительно этих работ, кроме его писем к Милеве, как-будто это было исключительно приватной темой для разговоров с ней. Недостаточное знакомство Эйнштейна с экспериментами Михельсона-Морли и Лоренца делает вполне логичным предположение о том, что именно Милева Марич была экспертом в этой области, и что она поставляла мужу необходимую информацию, а значит, что она так же, как её муж, могла быть автором Теории Относительности.

Кристофер Бьеркнесс в книге "Альберт Эйнштейн - НЕИСПРАВИМЫЙ ПЛАГИАТОР" (2002) говорит:
"Совершенно очевидно, что Альберт Эйнштейн не был единственным автором рукописи 1905 года о "приниципах относительности". Его жена, Милева Марич, могла быть соавтором или единственным автором работы. Хотя работа была представлена в начале либо как соавторство Милевы Эйнштейн-Марити и Альберта Эйнштейна, либо как труд Милевы Эйнштейн-Марити, имя Альберта стало единственным, под которым работа была в конце концов опубликована.
Милева и Альберт и раньше выступали соавторами в научных работах, и Альберт тогда высоко ценил сотрудничество Милевы. Г-жа Сента Трёмель Плёц (Senta Trömel-Plötz) представила обширные письменные источники, в которых видно как бессовестное присвоение Альбертом труда Милевы, так и её молчаливое подчинение".

В письмах друзьям Эйнштейн хвастал: "С женой я обращаюсь как с прислугой, которую не могу прогнать". В письме Милеве, датированном 1914 годом Эйнштейн излагает ей свои условия семейной жизни:
"1. Вы будете следить за тем, чтобы
- моё нижнее и постельное белье было чистым и содержалось в порядке
- мне подавали еду три раза в день в моем кабинете
- моя спальня и кабинет содержались в чистоте и порядке, и чтобы никто, кроме меня, не прикасался к моему рабочему столу
2. Вы откажетесь от любой связи со мной, кроме той, которую необходимо поддерживать на людях. В особенности, Вы не будете претендовать на то, чтобы я
- оставался с Вами дома
- сопровождал Вас в поездках
3. Вы должны будете торжественно пообещать, что
- не будете ждать с моей стороны никаких чувств и не будете упрекать меня за их отсутствие
- будете отвечать мне тотчас же, как только я обращусь в Вам
- беспрекословно покинете как мою спальню, так и мой кабинет по первому моему требованию
- не будете очернять меня перед детьми, ни словом, ни делом"
(опубликовано в Le Monde 18 ноября 1986 года)

Ко времени написания этого письма Эйнштейн уже состоял в связи со своей двоюродной сестрой Эльзой, которая была моложе Милевы.
Милева и Альберт с 1914 года стали жить раздельно, а в 1919 году развелись, - тогда же Альберт женился на Эльзе Эйнштейн Ловенталь.
Милеве присудили опекунство над детьми. К договору о разводе был добавлен пункт о том, что Эйнштейн обязуется выплатить Милеве сумму любой Нобелевской Премии, которую ему могли бы присудить в будущем. Это соглашение держалось Эйнштейном в секрете в течение долгого времени. Можно представить себе как Милева, по горло сытая ложью и подчинением, говорит бывшему мужу: "Или ты отдаешь детям и мне деньги, которые получишь в качестве премии, а себе оставляешь славу, или я расскажу всем правду".

После развода Эйнштейн полностью прекратил общение со своим сыном Эдвардом, больным шизофренией. Милева в одиночку заботилась о нем в течение всей жизни. Когда она была при смерти, Эйнштейн поручил старшему из сыновей, Альберту, чтобы тот написал "своей умалишенной матери" о том, "чтобы она ни о чём не беспокоилась. В том числе, об Эдварде". После смерти Милевы Эйнштейн поместил своего младшего сына в психиатрическую лечебницу, где тот и умер. Отец не навестил его ни разу.

Годы, проведенные в браке с Милевой, были самым плодотворными годами Эйнштейна. После 1914 года его физика становится консервативной, прекратились исследования научной литературы, иссякли новаторские идеи, подобные Теории Относительности. Исследователи полагают, что творческие идеи принадлежали Милеве, и что когда та исчезла из жизни Эйнштейна, исчез и его гений. Физик Эван Харрис Лорент (Evan Harris Lorent) считает, что автором основных положений теории относительности была Милева.

В 1987 году были опубликованы письма Эйнштейна Милеве. Большинство их относилось к последнему периоду их отношений, многие письма, относящиеся к началу их отношений, были уничтожены Эйнштейном. В 13 из 43 писем Эйнштейна к жене говорится о её работах или о соавторских работах. Эйнштейн никогда не объяснил, как ему пришла в голову идея Теории Относительности: «Секрет творчества - в умении не разглашать твои источники» (А. Эйнштейн).

Последствия того, что признанным автором современной физико-математической концепции устройства вселенной может оказаться женщина, а не мужчина, значительны. Эйнштейн представляет собой архетип мужского гения. Его образ стал нарицательным образом рассеянного ученого, слишком занятого своим творческим внутренним миром, которому не должны мешать жена и дети, совершенно неспособные понять его трансцендентную задачу. Мы можем представить себе миллионы женщин, принесённых в жертву ради триумфа их мужей. Исследовательницы, артистки, женщины-философы, женщины-авторы научных и литературных трудов, которые сперва становятся соавторами, затем - помощницами, а потом - и вовсе бывшими жёнами, забытыми и обманутыми теми мужчинами, которым они посвятили жизнь. Каким смешным кажется нам стереотип гордого своими достижениями мужчины, которому жена между грязных тарелок и пеленок царапает на бумажке уравнения, которыми он впоследствие будет щеголять перед миром.

***
Я хочу посвятить эту книгу Милеве, всем Милевам прошлого, настоящего и будущего, с надеждой на то, что они откроют новые концепции вселенной и будут признаны, любимы и уважаемы своими патрнерами.
Надо признать, что в своё время я выбрала естественно-научную деятельность, чтобы понять Теорию Относительности, возможно, в подражание Эйнштейну. Теперь я понимаю, что в действительности я хотела бы подражать Милеве, но Милеве другого, будущего счастливого и равноправного мира"

«Все относительно» – фраза, которая вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, никто не рискнет оспаривать знаменитую теорию относительности, с другой – мы воспринимаем эти слова как способ отмахнуться от реальных сложностей. Но понять относительность ситуации вовсе не значит игнорировать ее или поставить на один уровень с другими проблемами. Слово «относительный» означает «устанавливаемый по сравнению, сопоставлению с другим»*. Это значит, что надо перестать рассматривать ситуацию саму по себе и путем сравнения разобраться, какова она на самом деле.

Это – сознательное действие, особенно важное в тот момент, когда нас или окружающих охватывает страх. «Если посмотреть на свои страхи со стороны, то можно научиться их контролировать, – утверждает философ и психоаналитик Эльза Годар (Elsa Godart). – Мы более объективно увидим ситуацию, которая нас беспокоит, и она перестанет вызывать у нас эмоциональное потрясение». Ощущение неминуемого краха, о котором говорят сейчас некоторые из нас, вовсе не обязательно является прямым следствием внешних событий. «Есть реалистичные страхи, они помогают нам выжить, предупреждая об опасности, – подчеркивает экзистенциальный психотерапевт Светлана Кривцова, – но важно отделять их от страхов, которые связаны не с конкретной ситуацией, а с нашей склонностью драматизировать».

Мы часто слишком много от себя требуем, чувствуем, что не в состоянии изменить все и сразу, поэтому не делаем того, что нам вполне по силам»

До какой степени мой страх оправдан? Что я могу сделать, чтобы успокоиться? – вот полезные вопросы. Задаваясь ими, мы можем сохранить здравый смысл в ситуации, когда, поддавшись эмоциям, рискуем стать объектами психологических и идеологических манипуляций.

Экономика, политика, общественная жизнь – словом, все то, что становится информационным поводом, порождает у нас тревогу. Следует признать, что в этих областях довольно трудно сохранить ясность взгляда, особенно когда нельзя положиться на мнение специалистов: наблюдая экономические катаклизмы, они высказывают слишком противоречивые суждения. Неустойчивость подрывает не только экономику, но и нашу веру в будущее, потому что пессимизм – это, в сущности, страх перед неизвестным: в ситуациях неуверенности активизируются те же нейроны, что и в тех случаях, когда мы ожидаем увидеть что-то неприятное**.

Когда мы пытаемся посмотреть на обстоятельства нашей жизни со стороны, влияние на нас новостей ослабевает. Например, услышав фразу «Россия в ужасном положении», каждый подумает о себе в той степени, в какой считает себя частью этой «России». И наоборот, во время Олимпиады в Сочи многие из нас чувствовали радость и гордость за страну... Так и следует поступать: вспоминать события истории и эпизоды из личного прошлого, сравнивать их с настоящим, чтобы видеть относительность происходящего сейчас и так преодолевать свои тревожные ожидания. «Наша личность гораздо больше, чем наши страхи, – подчеркивает Светлана Кривцова. – В прошлом у нас есть и удачи, и опыт преодоления трудностей». Напоминая себе об этом, мы освобождаемся от власти тревоги страхов, видим реальность более отчетливо и не путаем ее со слухами и домыслами.

Отказ влиять на ситуацию – наш бессознательный выбор?

Сегодня в интернете, в социальных сетях, в разговорах с друзьями мы узнаем множество мрачных новостей и еще более мрачных прогнозов... Может быть, этим объясняется и наша собственная мрачность? «Главная проблема в том, что большинство людей пассивны по отношению к своей жизни, – не соглашается Эльза Годар. – Они не берут ее в свои руки, а подчиняются ей».

Мы чувствуем себя бессильными перед лицом будущего потому, что сами выбираем бессилие. Даже если это происходит бессознательно. «Мы требуем от себя слишком многого, чувствуем, что неспособны на то, чтобы изменить все и сразу, и из-за этого не делаем того, что нам вполне по силам», – замечает Светлана Кривцова. Ни цены, ни курсы валют от нас не зависят, нам остается только отпустить ситуацию и честно признаться: «Здесь я ничего не могу сделать». А если мы хотим действовать, то в первую очередь должны перестать предъявлять к себе нереалистичные требования. «Нам следует соотносить свою ответственность со своими возможностями, – продолжает Светлана Кривцова. – Мы не отвечаем за то, чтобы все наши планы с гарантией были выполнены, это не в нашей власти. Но если мы хотим развиваться, заботиться о близких, жить лучше, то в наших силах каждый раз искать для этого новые средства. Наша ответственность состоит в том, чтобы встречать новые ситуации с той мерой вовлеченности, которая соответствует нашим возможностям на данный момент».

У катастрофического восприятия действительности есть неожиданный побочный эффект – скорее положительный. Он заставляет нас посмотреть по-новому на самих себя, понять, что для нас по-настоящему важно, отчетливей определить смысл своей жизни. Психолог Виктор Франкл писал о том, что именно экстремальные испытания выводят на первый план наше отношение к заданным внешним обстоятельствам, делают главной нашу внутреннюю, духовную свободу***. Трудно найти смысл жизни в ситуации абсолютного комфорта, тогда как во время войны люди вынуждены иначе воспринимать реальность. Обнаружив, что горизонт закрыт, мы переоцениваем то, что у нас есть.

Все плохо? Возможно, это значит, что нам пора пересмотреть свою жизнь – бездумное потребление, развлечения, пассивность, безразличие к другим. Ничто не мешает изменить свое поведение. «Во времена кризиса мы вспоминаем о том, что жизнь многомерна, и это хорошо для нас, – считает Эльза Годар. – Потому что если мы не умеем анализировать опыт несчастья, болезни, неудобств, то теряем свою человеческую сущность. В былые времена человек должен был сражаться за еду, территорию и так далее. Сегодня, когда, что ни говори, наша жизнь по преимуществу удобна и безопасна, стоит сражаться против пораженчества, неверия в свои силы, которое охватывает нас все больше с каждым днем, и отвоевать свою жизнь, чтобы вновь придать ей смысл». Философ напоминает, что слово «кризис» происходит от греческого kairos и означает «своевременность, уместность, самый подходящий момент». То есть «сейчас или никогда»...

* Толковый словарь русского языка под ред. С. Ожегова, Н. Шведовой (Азбуковник, 2000).

** Исследование проводилось специалистами в области клинической психологии Университета Цюриха (Швейцария), опубликовано в журнале NeuroImages в 2007 году.

*** В. Франкл «Сказать жизни Да! Психолог в концлагере» (Смысл, Альпина нон-фикшн, 2009).

Все относительно на этом свете

(переводн.)

Ср. Все относительно на этом свете , и нет для человека такого положения, хуже которого не могло бы уже ничего быть.

М. Горький. Бывшие люди.

Ср. Tout est relatif dans ce monde.


Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1-2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук. . М. И. Михельсон . 1896-1912 .

Смотреть что такое "все относительно на этом свете" в других словарях:

    Все относительно на этомъ свѣтѣ (переводн.). Ср. Все относительно на этомъ свѣтѣ и нѣтъ для человѣка такого положенія, хуже котораго не могло бы уже ничего быть. М. Горькій. Бывшіе люди. Ср. Tout est relatif dans ce monde …

    Слово относительный в современном русском языке свойственно почти исключительно стилям книжного языка. Оно выражает такие значения: 1. Устанавливаемый или определяющийся по сравнению, сопоставлению с другим; антоним абсолютный. Относительный вес … История слов

    - (Алексей Максимович Пешков) (1868 1936 гг.) писатель, литературный критик и публицист Всё в Человеке всё для Человека! Нет людей чисто беленьких или совершенно черненьких; люди все пестрые. Один, если он и велик, все таки мал. Все относительно на … Сводная энциклопедия афоризмов

    Ая, ое; лен, льна, льно. 1. к чему. устар. Относящийся к чему л., связанный с чем л. [Фигнер] был мало сведущ в науках, даже относительных к военному делу. Д. Давыдов, Письмо М. Н. Загоскину, 6 марта 1830. Благодаря трудам наших библиографов и… … Малый академический словарь

    См. Все относительно на этом свете … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    - — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца "из… …

    XIII. Дела внутренние (1866—1871). 4 го апреля 1866 года, в четвертом часу дня, Император Александр, после обычной прогулки в Летнем саду, садился в коляску, когда неизвестный человек выстрелил в него из пистолета. В эту минуту, стоявший в… … Большая биографическая энциклопедия

    ЖИЗНЬ - Иисус Христос Спаситель и Жизнеподатель. Икона. 1394 г. (Художественная галерея, Скопье) Иисус Христос Спаситель и Жизнеподатель. Икона. 1394 г. (Художественная галерея, Скопье) [греч. βίος, ζωή; лат. vita], христ. богословие в учении о Ж.… … Православная энциклопедия

    Ящерицы, которых мы рассматриваем как п рототи п всего отряда, п редставл я ют собой красиво сложенных животных с вполне развитыми конечностями. Они отличаются вальковато вытянутым туловищем, ясно отделяющейся от шеи головой, очень… … Жизнь животных

    Иначе фитогеография и геоботаника (Гризебах в 1866). Отрасль Ботаники и Географии. С точки зрения первой исследуются причины и законы распространения и распределения растений по земной поверхности это географическая ботаника. С точки зрения… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Психология человека в самолете , З. Гератеволь. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. В книге рассмотрены проблемы психологии летчика в свете развития авиации, процессы восприятия и…
  • Ты -тьма, Я - свет , Наталья Павливская. Эта история о Свете и Тьме, о Добре и Зле. А может, о том, что как таковых нет Добра и нет Зла. Ведь все в этом мире относительно. Рита попадает в загадочный и неведомыйгород Монтриэль, о…
  • 7 секретов счастливой женщины. 100 секретов счастливой любви: для всех возрастов, на все времена. Секреты счастливых отношений (количество томов: 3) , Шереметьев Константин Петрович. В комплект входят следующие книги. "100 секретов счастливой любви: для всех возрастов, на все времена" . Нет на свете человека, который не мечтал бы о счастливой любви. Но как найти свое…

Введение

Тем временем победоносное повествование об основах мира продолжается, а значит сегодня вас ожидает сказ о том, что всё в мире относительно и как это вообще понимать. Язык Галилеев и Эйнштейнов на эту тему весьма уныл, поэтому для простоты усвоения материала мы рассмотрим теорию относительности понятными словами. Приступим.

Что такое закон полярности

Чтобы вы могли понять, почему всё в мире относительно, нам необходимо рассказать о законе полярности . Суть закона в следующем: у всего есть два полюса, которые существуют одновременно и дополняют друг друга . Стоп-стоп, не спешите закрывать статью, мы сейчас всё поясним.

Человек всегда стремится к тому, чтобы сделать свою жизнь проще. Одним из таких решений стало разделение всех вещей на два крайних состояния, например: правильно и неправильно, весело и грустно, тепло и холодно, быстро и медленно, правда и ложь, добро и зло, свет и тьма, и так далее. Всё на нашей Земле имеет два полюса.

Принцип действия полюсов

Давайте на примере света детально разберём идею о том, почему всё в мире относительно. Сейчас нужно максимально абстрагироваться от реального мира и представить себе очень странную ситуацию.

Предположим на секунду, что ночь в вашем городе никогда не наступает. Где бы вы ни были: под землёй, в изолированных помещениях, под одеялом - там всегда светло как на улице в самый солнечный день. О существовании темноты вам вообще ничего неизвестно, ведь её и не было никогда.

Только что мы с вами сконструировали пример, в котором существует только один полюс. Теперь, находясь в этом мирке, попробуем понять, что такое свет. Включаем лампочку. То, что вы увидите, приблизительно изображено на картинке. Горит ли лампочка?

Конечно горит. Но вот беда, везде настолько светло, что понять, как светит лампочка, и светит ли она, невозможно. Свет постоянно окружает нас, но мы даже не можем понять, что это такое . А всё потому, что нет темноты. Понять и увидеть свет, можно только в темноте. Грустная история.

Что может знать рыба о воде, в которой плавает всю жизнь?

Альберт Эйнштейн

Так работает закон полярности, согласно которому полюса существуют одновременно и дополняют друг друга. Без всего плохого не было бы и всего хорошего, потому что хорошее познаётся относительно плохого. Без ненависти не было бы любви, без верха не было бы низа, ну и дальше по списку.

Почему всё в мире относительно

С полюсами разобрались, переходим к теории относительности. В качестве примера возьмём суровую физическую величину - скорость. Условно у неё есть два крайних состояния: медленно и быстро. Все движущиеся объекты будут располагаться между этими двумя полюсами. Вот как схематично это может выглядеть:

Всё в мире относительно потому, что мы всегда рассматриваем объекты с определённой точки зрения . Как понять, что самолёт действительно двигается быстро? С точки зрения улитки самолёт перемещается с космическими скоростями, а с позиции скорости света самолёт и сам кажется улиткой.

Так быстрый самолёт или медленный? Правильный ответ - не быстрый и не медленный. , что самолёт изначально никакой, а быстрым или медленным его своим углом обзора делает наблюдатель .

Знаете ли вы, что даже в покое мы двигаемся со скоростью около 107 218 км\ч? Вот только эта скорость относительно солнца, и так как Земля движется вместе с нами, то по отношению к ней мы находимся в покое. Выходит, что даже физика рассматривает скорость относительно (относительно Земли).

Оценить любой предмет или явление абсолютно, то есть в отрыве от какой-либо точки отсчёта, невозможно. Это следует хотя бы из слова «оценить». Оценивание всегда происходит относительно каких-либо критериев, условий, обстоятельств , а если их нет, то и оценить никак не получится.

Точно так же невозможно оценить что-либо со всех существующих углов обзора сразу, потому как в одну единицу времени человек в полной мере способен быть только в одном из них. Вот вам и простой ответ на вопрос «Действительно ли всё в мире так относительно?».

Относительны даже наши действия, которые сами по себе не имеют абсолютно никакого значения, и на эту тему мы уже детально общались в статье о том, .

Легендарное разделение на добро и зло

Закон относительности используется всеми людьми каждый день. Мы имеем в виду гениальную пару полюсов «плохое» и «хорошее» (или правильное и неправильное, или позитивное и негативное - всё это одно и то же). Гениальная она потому, что человек сумел придумать систему всего лишь из двух понятий, которые полностью организуют всю его жизнь .

Каждый ведь старается жить по совести, поступать правильно и быть хорошим человеком. Просто понаблюдайте немного и заметите, что всё ваше мнение о чём угодно сводится лишь к одному вопросу: «а это хорошо или плохо? » .

Когда мы имеем дело со скоростью, то спокойно можем сравнить числовые значения скоростей разных объектов относительно Земли и решить, какой двигается быстрее. Но как мы определяем, что хорошо и что плохо ?

Сами по себе вещи не содержат никаких достоверных оценочных данных типа рейтинга, лайков или баллов, которые мы могли бы использовать при сравнении. Нет нигде такого, что перевести бабушку через дорогу - +5 баллов, а бросить яйцом с балкона в прохожих - -18 баллов. Что же тогда выступает в роли отправного пункта в наших убеждениях?

При рождении никакие вещи для нас не были плохими или хорошими, нам просто ничего не было известно об этом разделении. Но разум понимал, что так долго продолжаться не может, потому что нам не от чего отталкиваться, а отталкиваться надо, иначе не будет развития.

В итоге мы просто из ничего придумываем себе целую систему, исходя из которой затем начинаем себя позиционировать. Вот почему всё в мире очень относительно. Подробно схему возникновения убеждений человека можно изучить в статье о том, .

Разделение на плохое и хорошее надуманно, существует только в пределах наших умов и, грубо говоря, берётся с потолка . Вот, например, так оно может выглядеть у обычного человека:

При расстановке объектов на графике мы отталкивались от общепринятых норм. Но это всё очень относительно. Чарльз Дарвин явно бы засунул войну ближе к хорошему полюсу, потому что в соответствии с его представлением это способствует эволюции человечества.

Некоторые отнесут благотворительность к плохому полюсу, потому что оказываемая людям помощь лишает их возможности всего достичь самостоятельно. Любой террорист и вовсе представил бы картину в зеркальном отображении, а конец света для него был бы идеальным событием. Планета для всех одна, но каждый человек при этом живёт в своём собственном мире , и виной всему относительность.

Всё в мире относительно - итоги

Что же делать со всей той инфой, которая бесцеремонно вторглась в ваш мозг?

Во-первых, стоит держать в уме идею о том, что каждая вещь имеет противоположность. Это хорошо и было придумано затем, что понимать вещи в этом мире можно только через их противоположности . Оценить свои хорошие качества можно только на фоне своих недостатков, а успех возможен только благодаря громадному количеству неудач и так далее. Такими ли ужасными вам теперь кажутся ваши проблемы и неудачи?

Мы не зря советовали благодарить за всё плохое в статье о том, . Необходимо принять, что всё плохое несёт в себе глубокий смысл и потому обязано быть в нашей жизни (слава богам, что оно есть).

Во-вторых, необходимо принять в расчёт тот факт, что мы сами определяем полюса . Никто за нас не наделяет смыслом понятия «холодно», «быстро», «высоко», «тяжело», «много» или «мало». Мы сами можем управлять полюсами, меняя свою наблюдательскую позицию.

Наши убеждения и представления часто являются ловушкой, ограничивающей наши возможности. Единственным знанием, способным продвинуть нас на пути развития, является знание того, что воображение способно на все. И все, что возможно в нашем воображении, возможно и в реальности.