Все небо усыпано мигающими звездами.

Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. Дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкапа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. Прежде чем вывести первую букву, он несколько раз пугливо оглянулся на двери и окна, покосился на темный образ, по обе стороны которого тянулись полки с колодками, и прерывисто вздохнул. Бумага лежала на скамье, а сам он стоял перед скамьей на коленях. «Милый дедушка, Константин Макарыч! — писал он. — И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался». Ванька перевел глаза на темное окно, в котором мелькало отражение его свечки, и живо вообразил себе своего деда Константина Макарыча, служащего ночным сторожем у господ Живаревых. Это маленький, тощенький, но необыкновенно юркий и подвижной старикашка лет 65-ти, с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами. Днем он спит в людской кухне или балагурит с кухарками, ночью же, окутанный в просторный тулуп, ходит вокруг усадьбы и стучит в свою колотушку. За ним, опустив головы, шагают старая Каштанка и кобелек Вьюн, прозванный так за свой черный цвет и тело, длинное, как у ласки. Этот Вьюн необыкновенно почтителен и ласков, одинаково умильно смотрит как на своих, так и на чужих, но кредитом не пользуется. Под его почтительностью и смирением скрывается самое иезуитское ехидство. Никто лучше его не умеет вовремя подкрасться и цапнуть за ногу, забраться в ледник или украсть у мужика курицу. Ему уж не раз отбивали задние ноги, раза два его вешали, каждую неделю пороли до полусмерти, но он всегда оживал. Теперь, наверно, дед стоит у ворот, щурит глаза на ярко-красные окна деревенской церкви и, притопывая валенками, балагурит с дворней. Колотушка его подвязана к поясу. Он всплескивает руками, пожимается от холода и, старчески хихикая, щиплет то горничную, то кухарку. — Табачку нешто нам понюхать? — говорит он, подставляя бабам свою табакерку. Бабы нюхают и чихают. Дед приходит в неописанный восторг, заливается веселым смехом и кричит: — Отдирай, примерзло! Дают понюхать табаку и собакам. Каштанка чихает, крутит мордой и, обиженная, отходит в сторону. Вьюн же из почтительности не чихает и вертит хвостом. А погода великолепная. Воздух тих, прозрачен и свеж. Ночь темна, но видно всю деревню с ее белыми крышами и струйками дыма, идущими из труб, деревья, посребренные инеем, сугробы. Всё небо усыпано весело мигающими звездами, и Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потерли снегом... Ванька вздохнул, умокнул перо и продолжал писать: «А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьет чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятенок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности... Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру...» Ванька покривил рот, потер своим черным кулаком глаза и всхлипнул. «Я буду тебе табак тереть, — продолжал он, — богу молиться, а если что, то секи меня, как Сидорову козу. А ежели думаешь, должности мне нету, то я Христа ради попрошусь к приказчику сапоги чистить, али заместо Федьки в подпаски пойду. Дедушка милый, нету никакой возможности, просто смерть одна. Хотел было пешком на деревню бежать, да сапогов нету, морозу боюсь. А когда вырасту большой, то за это самое буду тебя кормить и в обиду никому не дам, а помрешь, стану за упокой души молить, всё равно как за мамку Пелагею. А Москва город большой. Дома всё господские и лошадей много, а овец нету и собаки не злые. Со звездой тут ребята не ходят и на клирос петь никого не пущают, а раз я видал в одной лавке на окне крючки продаются прямо с леской и на всякую рыбу, очень стоющие, даже такой есть один крючок, что пудового сома удержит. И видал которые лавки, где ружья всякие на манер бариновых, так что небось рублей сто кажное... А в мясных лавках и тетерева, и рябцы, и зайцы, а в котором месте их стреляют, про то сидельцы не сказывают. Милый дедушка, а когда у господ будет елка с гостинцами, возьми мне золоченный орех и в зеленый сундучок спрячь. Попроси у барышни Ольги Игнатьевны, скажи, для Ваньки». Ванька судорожно вздохнул и опять уставился на окно. Он вспомнил, что за елкой для господ всегда ходил в лес дед и брал с собою внука. Веселое было время! И дед крякал, и мороз крякал, а глядя на них, и Ванька крякал. Бывало, прежде чем вырубить елку, дед выкуривает трубку, долго нюхает табак, посмеивается над озябшим Ванюшкой... Молодые елки, окутанные инеем, стоят неподвижно и ждут, которой из них помирать? Откуда ни возьмись, по сугробам летит стрелой заяц... Дед не может чтоб не крикнуть: — Держи, держи... держи! Ах, куцый дьявол! Срубленную елку дед тащил в господский дом, а там принимались убирать ее... Больше всех хлопотала барышня Ольга Игнатьевна, любимица Ваньки. Когда еще была жива Ванькина мать Пелагея и служила у господ в горничных, Ольга Игнатьевна кормила Ваньку леденцами и от нечего делать выучила его читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль. Когда же Пелагея умерла, сироту Ваньку спровадили в людскую кухню к деду, а из кухни в Москву к сапожнику Аляхину... «Приезжай, милый дедушка, — продолжал Ванька, — Христом богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, всё плачу. А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой... А еще кланяюсь Алене, кривому Егорке и кучеру, а гармонию мою никому не отдавай. Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка приезжай». Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку... Подумав немного, он умокнул перо и написал адрес:

На деревню дедушке.

Потом почесался, подумал и прибавил: «Константину Макарычу». Довольный тем, что ему не помешали писать, он надел шапку и, не набрасывая на себя шубейки, прямо в рубахе выбежал на улицу... Сидельцы из мясной лавки, которых он расспрашивал накануне, сказали ему, что письма опускаются в почтовые ящики, а из ящиков развозятся по всей земле на почтовых тройках с пьяными ямщиками и звонкими колокольцами. Ванька добежал до первого почтового ящика и сунул драгоценное письмо в щель... Убаюканный сладкими надеждами, он час спустя крепко спал... Ему снилась печка. На печи сидит дед, свесив босые ноги, и читает письмо кухаркам... Около печи ходит Вьюн и вертит хвостом...

Это произведение перешло в общественное достояние. Произведение написано автором, умершим более семидесяти лет назад, и опубликовано прижизненно, либо посмертно, но с момента публикации также прошло более семидесяти лет. Оно может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения.

Цель урока: закрепить навык нахождения причастного оборота и выделения причастного оборота на письме запятыми.

Тип урока: закрепление ЗУН.

Технология обучения: уровневая дифференциация.

Методы обучения: репродуктивный, частично поисковый.

Форма организации: фронтальная, индивидуальная, парная.

Обоснование выбора технологии уровневой дифференциации

Уровневая дифференциация позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности учащихся. Предусматривает планирование последовательного достижения учениками различных уровней усвоения знаний. При этом обязательно овладение всеми учениками общим базовым уровнем подготовки. Учащиеся усваивают учебный материал в своем темпе, предусматривается дифференциация учебных заданий, выбор разных видов деятельности, определение характера помощи и степени участия со стороны учителя. Возможно внутриклассное разделение учеников на мобильные группы с целью осуществления учебной работы с ними на разных уровнях и разными методами. Внимание направлено на детей с разным уровнем подготовки и мотивации к обучению.

ХОД УРОКА

Способ выполнения

Проверка

1. Первичный контроль Проверка теоретического материала Причастный оборот, его роль в предложении, правило выделения причастного оборота запятыми Проговор в парах, общеклассное обсуждение Взаимо
проверка, проверка учителем
3 мин.
Проверка практических навыков Отработка умения нахождения причастного оборота в предложении и постановки запятых при причастном обороте При обмене тетрадей коллектив
ная проверка, рассаживание учащихся по результатам
7 мин.
2. Закрепление материала.
1 группа учащихся (справившаяся с предыдущим заданием) – работа с текстом;
Самостоятельная работа по карточкам При обмене тетрадей коллектив
ная проверка
17 мин.
2 группа (не справившаяся с предыдущим заданием) – работа на 1 уровне с предложениями Работа в парах по карточкам Общее наблюдение (запись учителя на доске)
3. Закрепление материала.

Дифференциация учащихся, справившихся и не справившихся с предыдущим заданием

Отработка практических навыков:
1 группа учащихся (справившаяся с работой по тексту) – творческое задание по составлению текста;
Отработка умения составлять текст, включающий предложения с причастными оборотами, используя предложенные учителем слова, отработка умения постановки запятых при причастном обороте Самостоятельная работа Проверка учителем или в классе 13 мин.
2 группа (не справившаяся с текстом и учащиеся, справившиеся с работой над предложениями) – работа на 2 уровне (по тексту) Отработка умения нахождения в тексте предложений с причастным оборотом и постановки запятых при причастном обороте; повторение правописания окончаний причастий Самостоятельная работа по карточкам При обмене тетрадей коллектив
ная проверка
3 группа (не справившиеся с предложениями) – работа над предложениями 1 уровня Отработка правила о причастном обороте и постановке знаков препинания при них, отработка умения нахождения причастного оборота в предложении и постановки запятых при причастном обороте Работа в парах по карточкам или индивидуаль
но с учителем
Проверка учителем
4. Домашнее задание, подведение итогов урока Дифференциро
ванное домашнее задание; рефлексия урока
Для сильных учащихся – упражнение на развитие речи, для слабых – на отработку навыков нахождения причастных оборотов и постановки знаков препинания при них;
оценка за урок каждому учащемуся
Самостоятельная домашняя работа Последую
щая проверка учителем
5 мин.

1. Первичная проверка теоретического и практического материала.

1.1. Проверка теоретического материала:

– Что называется причастием?
– Что такое причастный оборот?
– Когда причастный оборот выделяется на письме запятыми?

1.2. Проверка практических навыков:

Работа выполняется на карточках.

После коллективной поверки с обменом тетрадей проводится дифференциация учащихся. Учащиеся, не допустившие ни одной ошибки, выставляют в личную карточку отметку «5», 1 ошибку – «4», 2 ошибки – «3», остальные – минус. Учащиеся, допустившие не более 2-х пунктуационных ошибок, переходят ко второму этапу работы – работе с текстом. Учащиеся, допустившие более 2-х пунктуационных ошибок, остаются на первом этапе и получают аналогичное задание.

2. Закрепление материала

1) Первая группа учащихся (справившихся с предыдущим заданием) работает в тетрадях с текстом (по карточкам).

– Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, расставляя пропущенные запятые. Обозначьте причастные обороты.


На ней нет (н..)чего, кроме воды и неба. Мощ(?)ные волны вздымающ.. к небу одна выше другой. По небу тяжело опустивш..ся на море свирепый ветер гонит почти чёрные тучи. Страшна и прекрасна разбушевавш..ся стихия.
Гневное, бурное море ра..качивает корабль «Мария». Солнечные лучи пробивш..ся сквозь мрачные тучи освещают гребни огромных волн. Нет границы между бушующ.. морем и небом с несущ..ся по нему тучами.

2) Вторая группа учащихся (не справившихся с заданием) работает сначала с правилом, а затем с предложениями. Работа выполняется на карточках.

– Найдите и обозначьте в предложениях причастный оборот, расставьте недостающие запятые.

Одновременно с проверкой учащихся 1 группы проводится самопроверка учащихся 2 группы по записям предложений учителем на доске.
После проверки проводится дифференциация учащихся. Учащиеся 1 группы, не допустившие ни одной ошибки, выставляют в личную карточку отметку «5», не более двух ошибок – «4», не более 3-х – «3», остальные – минус. Учащиеся 1 группы, допустившие не более 3-х орфографических и пунктуационных ошибок, переходят к третьему этапу работы – творческое задание. Учащиеся 2 группы, справившиеся с заданием, выставляют отметку в личную карточку (оценивание см. выше), и учащиеся 2 группы, допустившие более 3-х орфографических и пунктуационных ошибок, остаются на втором этапе и получают аналогичное задание – работа с текстом. Учащиеся 2 группы, не справившиеся с заданием, остаются на первом этапе и работают с предложениями.

3. Закрепление материала.

1. Первая группа учащихся (справившихся с работой по тексту) выполняет творческое задание:

– Составьте текст на тему «Утренняя прогулка в лесу

Причастия: ;
существительные:

Проверку осуществляет учитель или учащиеся зачитывают свои тексты в классе (выборочно).

2) Вторая группа учащихся (не справившаяся с текстом и учащиеся, справившиеся с работой над предложениями 1 уровня) работает с текстом (по карточкам).

Проводится коллективная проверка с обменом тетрадей.

3) Третья группа учащихся (не справившихся с предложениями первого уровня) работает сначала с правилом, а затем с предложениями. Работа выполняется на карточках.

– Найдите и обозначьте в предложениях причастный оборот, расставьте недостающие запятые.

Проводится проверка учителем.

После проверки заданий отметки выставляются в личную карточку учащегося (критерии оценивания см. выше).

4. Домашняя работа: для сильных учащихся – упр. 75 (найдите ошибки и запишите предложения в исправленном виде); для слабых учащихся – упр. 73 (спишите, обозначая границы причастного оборота, расставляя пропущенные запятые).

Подведение итогов урока, выставление итоговой отметки за урок.

Личная карточка учащегося

Карточка №1-1

  1. Всё небо усыпано низко мигающими звёздами.
  2. На острове заросшем ивняком кормились два лося.
  3. В воздухе высились какие-то бугры темнеющие налево от дороги.
  4. На дворе обведённом оградой стояла древняя лачужка.
  5. Ветер перелистывал книгу забытую на окне.
  6. Настало давно ожидаемое нами лето.

Карточка №1-2

– Найдите и обозначьте в предложениях причастный оборот, расставьте недостающие запятые. Работа выполняется на карточках.

  1. На поседевшей от росы траве остаются следы.
  2. Пароход шёл в тумане расстилавшемся у пристани.
  3. С деревьев окутанных лёгким туманом сыпались крупные брызги.
  4. Я смотрел на пруд залитый лунным светом.
  5. Нет слаще покоя покупаемого трудом.
  6. Ему нужна была полученная от брата телеграмма.

Карточка №1-3

– Найдите и обозначьте в предложениях причастный оборот, расставьте недостающие запятые.
Работа выполняется на карточках.

  1. Покрытые инеем скалы уходили в неясную озарённую даль.
  2. Солнце уже спряталось в чёрной туче отдыхавшей на гребне западных гор.
  3. Запах белой гвоздики нагретой солнцем наполнял вагоны.
  4. Лес тянувшийся вдоль дороги внезапно отступил.
  5. У плотины стояли огромные вётлы покрытые инеем.
  6. Свернувшиеся и почерневшие от мороза листья шуршат под сапогами в берёзовой аллее.

Карточка №2-1

– Вставьте пропущенные буквы, расставляя пропущенные запятые. Обозначьте причастные обороты. Работа выполняется на карточках.

«Среди волн» – удивительнейш.. картина Айвазовского.
На ней нет (н…)чего, кроме воды и неба. Мощ(?)ные волны вздымающ... к небу одна выше другой. По небу тяжело опустивш…ся на море свирепый ветер гонит почти чёрные тучи. Страшна и прекрасна разбушевавш…ся стихия.
Гневное, бурное море ра...качивает корабль «Мария». Солнечные лучи пробивш…ся сквозь мрачные тучи освещают гребни огромных волн. Нет границы между бушующ... морем и небом с несущ...ся по нему тучами.

Карточка №2-2

– Вставьте пропущенные буквы, расставляя пропущенные запятые. Обозначьте причастные обороты. Работа выполняется на карточках.

Струя пены отбрасываем.. кормой корабля прошла через океан белой чертой. Грэй лёг у костра и см..трел на отражавш.. огонь воду. Неизвестный охотник только что покинувш.. свой костёр двигался вдоль реки. Розовые тени ск..льзили по белизне мачт, всё было белым, кроме раскинутых парусов цвета глубокой радости. Охотник см..тревш.. с берега долго прот..рал глаза.

Карточка №3

– Составьте текст на тему «Утренняя прогулка в лесу », включая предложения с причастными оборотами, используя записанные на доске слова.

Причастия: восходящий, пробуждающийся, поющий, сверкающий, шумящий ;
существительные: солнце, лес, птицы, трава, деревья, ручей (можно использовать и другие слова).

Небо усыпано звездами
Ты пришел ко мне из сна
Такой веселый и добрый
И я полюбила тебя…

Ты стоял внизу одиноко
И я к тебе снизошла
Твои мысли стали моими
Ты проникся, прониклась и я

Мы обнялись тепло и знакомо
Прикоснулись телами Любви
Ты стал юрким, мягким и славным
Я устала от прошлой борьбы

Закружил меня в вальсе томном
По корридорам сквозь мрак
Навстречу новому солнцу
Озорной и смышленый маг

Я не знала что сплю в этой жизни
А твой сон есть та самая...

Нет,на небе нету звезд
Совсем...
Теперь не существует...
В том мраке нету места той,
Которую зову звездой!

Её сиянье в сотни раз
Красивее,прекраснее...
Но она ходит среди нас
Как тень любви погасших глаз...

Её никто не замечает
Никто той чести недостоин
Хотя однажды я,
Во тьме бродя увидел свет!
То был не свет,а пламя...
Потом увидел крылья я.Подумал,
Что схожу с ума...

Мне стало страшно.Убежать?
Но я не мог,и я остался
Через мгновение в глазах
Красивый Ангел...

Светила в небе дальняя звезда,
Сияли в речке яркие огни,
Вселенная, - как ты была права,
Мы в космосе с землёю не одни …

И где - то есть прекрасные миры,
Но как понять пришельцев и любить,
Хоть НЛО летают до поры,
Землянам встречи с ними не забыть …

Раз ночью в поле на горе туман
Стоял завесой плотною такой,
Не может быть, наверно был обман,
Туманы ведь бывают над рекой …

И там сияли яркие шары,
Они летали долго до утра,
Пошёл поближе, слушал, но увы –
Ни трактора...

Луна, холодная и яркая
Светила холодом зимы.
И небо в звездах, словно марками,
Обклеили письмо из тьмы.
Твое письмо застыло в полночи,
Не спишь, похоже, ты сейчас,
Луна была, увы, не полная,
А половинка; жизнь подчас,

Нас оставляет в одиночестве,
И ночью смотрим на луну,
Как на свидание в пророчестве,
Что бросишь ты меня ОДНУ!

Где-то пробьётся росток,
К небу поднимет головку.
Рядом нажмут на курок,
Вену прокусит иголка.

С неба сорвётся звезда,
В дверь постучит расставанье.
Будущее навсегда
Смоет твоё очертанье.

И вереницей стихов
Сердце оплачет утрату.
Холмик цветущих венков
Глянет в рассвет виновато.

Звезды небесные
Сияют
В Выси
Нежно мерцая
Переливаются
Мыслью

Волны волшебные
Шепотом бают, бают
Нас расширяя
Тают, тают

Астра - острый цветок
Жизни
Звезды сверкают
Ярким огнем
Мысли

Вся астрология
Тихо в Душу
Ляжет
В небе ночном
Звезда
Путь
Тебе укажет

Небо огромное, глубокое
Словно море
Обнимает свое дитя
Не коснется тебя
Никогда
Горе

Звезды сиянье ярким было,
Манил к себе мерцаньем свет.
Но от далёкого светила,
Тепла живущим в мире нет.

Лишь то, что рядом, нас согреет,
Дав радость нам своим теплом.
Нам светом сделав мир светлее,
Тем даст возможность выжить в нём.

Но в жизни мы не ценим часто,
Того, кто рядом с нами в ней.
Кто обогрев нас, дал в ней счастье,
Став нашим солнцем средь людей.

Звезды далёкой нас мерцание,
Пленяет, но тепла нет в нём.
Сердцами мы на растоянии,
С чужим, пусть даже подойдём...