Все можно зарядить. Положительный заряд

Дорогие учащиеся 8 «Г» класса!

В субботу у нас с вами выпало занятие спецкурса, его также надо будет отработать дома. Я предлагаю вам небольшую космическую викторину (30 вопросов), 3 теста и 5 олимпиадных задач. На вопросы викторины и теста должны ответить все учащиеся, ответы прислать мне на электронный адрес до пятницы ! Олимпиадные задачи оформляются в рабочей тетради. Я проверю их вместе с другими записями, а если вы решите их правильно, то оценю отдельной отметкой. Не забывайте отправлять и ответы теста на тему «Электрический ток».

Желаю удачи! Не скучайте, не болейте, ваша Е. В.

Космическая викторина.

1. Как одним словом можно назвать газовую оболочку, окружающую какое-нибудь небесное тело?

2. Главный космодром, с которого стартовали первые космические корабли?

3. Одна из 9 планет Солнечной системы. В древней мифологии мать Амура, богиня любви

4. Кто сказал: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить, и преумножать эту красоту, а не разрушать её».

5. Ф. И.О. главного конструктора первых советских космических ракет.

6. Место, где готовят к полёту в космос и откуда запускают ракеты и аппараты.

7. Как одним словом можно назвать человека, которого отбирают врачи, он должен быть широко образованным, несколько лет он проходит радиотехническую подготовку, различного рода испытания и тренировки.

8. Второй советский спутник запустили через месяц после первого, на борту его находилась (кто?), которая не вернулась из космоса.

9. Спутник Земли, обращённый к ней одной и той же стороной.

10. Одна из планет Солнечной системы, похожая на Луну, на ней свирепствуют пыльные бури страшной силы, в мифологии – является богом войны.

11. Это ближайшая к Солнцу планета, температура поверхности на теневой стороне - 185 градусов, на солнечной + 510 градусов, в мифологии – бог торговли.

12. Единственная планета с сильным собственным радиоизлучением, в мифологии - бог дневного света, грозы.

13. Какой позывной был у первого космонавта?

14. Кто был дублёром в первом полёте?

15. Как назывался космический корабль, на котором летел?

16. Как называется космическая станция, проработавшая на орбите много лет, и недавно прекратившая своё существование?

17. Кто был главным конструктором космического корабля, на котором летал?

18. Как называется космическое снаряжение, которое надевает космонавт?

19. Как звали собак, которые первыми побывали в космосе и вернулись на Землю?

20. Каких животных вместо собак запускали в космос американцы ?

21. Сколько дней просуществовал на орбите первый искусственный спутник Земли?

22. Как назывался корабль, на котором полетел в космос Гагарин?

23. Сколько женщин побывало в космосе?

24. Чем Вселенная отличается от космоса?

25. Назовите максимальную теоретически возможную продолжительность солнечного затмения?

26. Какой известный космонавт сказал: "Я в космосе не был, я там работал" ?

27. Среднее расстояние до какого астрономического объекта называется астрономической единицей?

28. Космическая Европа - это что?

29. Как называются индийские космонавты?

30. Что получится, если красный гигант (звезда) сбросит оболочку?

Тест 1. Электризация тел. Электрическое поле. Строение атома

1 . При трении о шелк стекло заряжается...

А. положительно. Б. отрицательно.

2. Если наэлектризованное тело отталкивается от эбонитовой палочки, потертой о мех, то оно...

А. не имеет заряда. Б. заряжено положительно.

В. заряжено отрицательно.

3. На рисунке изображены легкие шарики, подвешенные на шелковых нитях. Какой из рисунков соответствует случаю, когда шарики имеют одноименные заряды?

А.1. Б.2.

4. К шарику поднесена потертая о мех палочка. Какой по знаку заряд имеет шарик?

А. Положительный. Б. Отрицательный.

5. Как зарядится металлическое тело А, если к нему поднести заряженное тело В

А. Положительно.

Б. Отрицательно.

В. Нейтрально.

6 . Каким стержнем - стеклянным, эбонитовым или стальным - нужно соединить электроскопы, чтобы они оба оказались заряженными

А. Стеклянным. Б. Эбонитовым. В. Стальным.

7 . Медный стержень, имевший положительный заряд, разрядили, и он стал электрически нейтральным. Изменится ли при этом масса стержня?

А. Не изменится. Б. Увеличится. В. Уменьшится.

8 . Какая частица имеет наименьший отрицательный электрический заряд?

А. Электрон. Б. Нейтрон. В. Протон.

9. На рисунке изображена схема атома лития. Заряжен ли этот атом?

А. Атом заряжен отрицательно.

Б. Атом заряжен положительно.

В. Атом электрически нейтрален.

10. Какой химический элемент схематично изображен на рисунке?

А. Водород. Б. Литий. ‘ В. Гелий.

Тест 2. Плавление и отвердевание.

1 При плавлении твердого тела его температура...

А. не изменяется. Б. увеличивается. В. уменьшается.

2 Удельная теплота плавления льда равна 3,4*105Дж/кг. Это означает, что

А. для плавления 1 кг льда требуется 3,4*105Дж/кг теплоты.

Б. для плавления 3,4*105 кг льда требуется 1 Дж теплоты.

В. при плавлении 1 кг льда выделяется 3,4 *105Дж теплоты.

3. Какой металл, находясь в расплавленном состоянии, может заморозить воду?

А. Свинец. Б. Олово. В. Ртуть.

4. Что можно сказать о внутренней энергии расплавленного и нёрасплавленного куска меди массой 1 кг при температуре 1085 °С?

А. Их внутренние энергии одинаковы.

Б. Внутренняя энергия у расплавленного куска меди больше.

В. Внутренняя энергия у расплавленного куска меди меньше.

5. Какая энергия требуется для плавления 1 кг льда, взятого при температуре плавления?

А. 3,4*105Дж. Б. 0,25 *105Дж В. 2 *105Дж

6. Рассчитайте количество теплоты, необходимое для плавления 2 кг свинца, имеющего температуру 227 °С

А. 5*107 Дж. Б. 0,78*105 Дж. В. 0,5*107 Дж.

7. Какое количество теплоты выделится при кристаллизации и охлаждении 4 кг меди до температуры 585 ос?

А. 5000 кДж. Б. 3200 кДж. В. 1640 кДж.

8. На рисунке 42 представлен график охлаждения и кристаллизации твердого тела. Какому процессу соответствует участок графика ВС?

А. Охлаждение. Б. Плавление. В. Кристаллизация.

9. Для какого вещества представлен график плавления и нагревания (рис. 43)?

А. Лед. Б. Олово. В. Цинк.

10. Определите по графику (см. рис. 43), какое количество теплоты потребуется для нагревания и плавления 2 кг твердого вещества.

А. 400 кДж. Б. 890 кДж. В. 1200 кДж.

Тест 3. Испарение и кипение

1. Испарение происходит...

А. при любой температуре.

Б. при температуре кипения.

В. при определенной температуре для каждой жидкости.

2. При увеличении температуры жидкости скорость испарения...

А. уменьшается.

Б. увеличивается.

В. не изменяется.

3.При наличии ветра испарение происходит...

А. быстрее.

Б. медленнее.

В. с такой же скоростью, как и при его отсутствии.

4 Образование пара при кипении происходит..., а при испарении...

А. на поверхности жидкости; внутри и на поверхности жидкости.

Б. внутри жидкости; на поверхности жидкости.

В. внутри и на поверхности жидкости; на поверхности жидкости.

5. Сравните внутренние энергии 1 кг стоградусного водяного пара и 1 кг воды при той же температуре.

А. Внутренние энергии равны.

Б. Внутренняя энергия водяного пара больше.

В. Внутренняя энергия воды больше.

6. Сколько энергии выделится при конденсации 200 г спирта, взятого при температуре 78 °С?

А. 0,18 106 Дж. Б. 2 104 Дж. В. 3 106 Дж.

7. Какое количество теплоты потребуется для обращения в пар 100 г эфира, имеющего температуру 5 0С?

А. Дж. Б.Дж. В.Дж

8. На рисунке 46 представлен график охлаждения и конденсации жидкости. Какому процессу соответствует участок графика ВС?

А. Нагревание. Б. Охлаждение. В. Конденсация .

9. Для какого вещества представлен график нагревания и кипения (рис. 47)?

А. Эфир. Б. Вода. В. Спирт.

10. Определите по графику (см. рис. 47), какое количество теплоты потребуется для нагревания и обращения в пар 2 кг вещества.

А. 1950 кДж. Б. 2500 кДж. В. 500 кДж.

Олимпиадные задачи.

1 .Рассчитайте объем пробкового пояса, который должен погружаться на 90% в воду при использовании его человеком массой 50 кг. Плотность пробки 200 кг/м³. Плотность воды 1000 кг/м³.

2 .Пассажир, находясь в поезде, идущем со скоростью 36 км/ч, определил, что встречный поезд, состоящий из 12 вагонов длиной 24 м каждый, прошел мимо него за 9 секунд. Определите скорость встречного поезда: а) относительно пассажира; б) относительно земли.

3 . Сплав золота и серебра плотностью 1,40 × 104 кг/м3 имеет массу 0,40 кг. Определить массу и процентное содержание золота в сплаве, считая объем сплава равным сумме объемов его составных частей.

4 . Вес однородного тела в воде в три раза меньше, чем в воздухе. Чему равна плотность тела, если плотность воды 103 кг/м3?

5 . Известно, что если температура на улице равна –20 °С, то в комнате температура равна +20 °С, а если на улице температура равна –40 °С, то в комнате устанавливается температура +10 °С. Найдите температуру Т батареи, отапливающей комнату.

Слово электричество происходит от греческого названия янтаря - ελεκτρον .
Янтарь - это окаменевшая смола хвойных деревьев. Древние заметили, что если потереть янтарь куском ткани, то он будет притягивать легкие предметы или пыль. Это явление, которое мы сегодня называем статическим электричеством, можно наблюдать, и натерев тканью эбонитовую или стеклянную палочку или же просто пластмассовую линейку.

Пластмассовая линейка, которую хорошенько потерли бумажной салфеткой, притягивает мелкие кусочки бумаги (рис. 22.1). Разряды статического электричества вы могли наблюдать, расчесывая волосы или снимая с себя нейлоновую блузку или рубашку. Не исключено, что вы ощущали электрический удар, прикоснувшись к металлической дверной ручке после того, как встали с сиденья автомобиля или прошлись по синтетическому ковру. Во всех этих случаях объект приобретает электрический заряд благодаря трению; говорят, что происходит электризация трением.

Все ли электрические заряды одинаковы или существуют различные их виды? Оказывается, существует два вида электрических зарядов, что можно доказать следующим простым опытом. Подвесим пластмассовую линейку за середину на нитке и хорошенько потрем ее куском ткани. Если теперь поднести к ней другую наэлектризованную линейку, мы обнаружим, что линейки отталкивают друг друга (рис. 22.2, а).
Точно так же, поднеся к одной наэлектризованной стеклянной палочке другую, мы будем наблюдать их отталкивание (рис. 22.2,6). Если же заряженный стеклянный стержень поднести к наэлектризованной пластмассовой линейке, они притянутся (рис. 22.2, в). Линейка, по-видимому, обладает зарядом иного вида, нежели стеклянная палочка.
Экспериментально установлено, что все заряженные объекты делятся на две категории: либо они притягиваются пластмассой и отталкиваются стеклом, либо, наоборот, отталкиваются пластмассой и притягиваются стеклом. Существуют, по-видимому, два вида зарядов, причем заряды одного и того же вида отталкиваются, а заряды разных видов притягиваются. Мы говорим, что одноименные заряды отталкиваются, а, разноименные притягиваются.

Американский государственный деятель, философ и ученый Бенджамин Франклин (1706-1790) назвал эти два вида зарядов положительным и отрицательным. Какой заряд как назвать, было совершенно безразлично;
Франклин предложил считать заряд наэлектризованной стеклянной палочки положительным. В таком случае заряд, появляющийся на пластмассовой линейке (или янтаре), будет отрицательным. Этого соглашения придерживаются и по сей день.

Разработанная Франклином теория электричества в действительности представляла собой концепцию "одной жидкости": положительный заряд рассматривался как избыток «электрической жидкости» против ее нормального содержания в данном объекте, а отрицательный - как ее недостаток. Франклин утверждал, что, когда в результате какого-либо процесса в одном теле возникает некоторый заряд, в другом теле одновременно возникает такое же количество заряда противоположного вида. Названия "положительный" и "отрицательный" следует поэтому понимать в алгебраическом смысле, так что суммарный заряд, приобретаемый телами в каком-либо процессе, всегда равен нулю.

Например, когда пластмассовую линейку натирают бумажной салфеткой, линейка приобретает отрицательный заряд, а салфетка-равный по величине положительный заряд. Происходит разделение зарядов, но их сумма равна нулю.
Этим примером иллюстрируется твердо установленный закон сохранения электрического заряда , который гласит:

Суммарный электрический заряд, образующийся в результате любого процесса, равен нулю.

Отклонений от этого закона никогда не наблюдалось, поэтому можно считать, что он столь же твердо установлен, как и законы сохранения энергии и импульса.

Электрические заряды в атомах

Лишь в прошлом столетии стало ясно, что причина существования электрического заряда кроется в самих атомах. Позднее мы обсудим строение атома и развитие представлений о нем более подробно. Здесь же кратко остановимся на основных идеях, которые помогут нам лучше понять природу электричества.

По современным представлениям атом (несколько упрощенно) состоит из тяжелого положительно заряженного ядра, окруженного одним или несколькими отрицательно заряженными электронами.
В нормальном состоянии положительный и отрицательный заряды в атоме равны по величине, и атом в целом электрически нейтрален. Однако атом может терять или приобретать один или несколько электронов. Тогда его заряд будет положительным или отрицательным, и такой атом называют ионом.

В твердом теле ядра могут колебаться, оставаясь вблизи фиксированных положений, в то время как часть электронов движется совершенно свободно. Электризацию трением можно объяснить тем, что в различных веществах ядра удерживают электроны с различной силой.
Когда пластмассовая линейка, которую натирают бумажной салфеткой, приобретает отрицательный заряд, это означает, что электроны в бумажной салфетке удерживаются слабее, чем в пластмассе, и часть их переходит с салфетки на линейку. Положительный заряд салфетки равен по величине отрицательному заряду, приобретенному линейкой.

Обычно предметы, наэлектризованные трением, лишь некоторое время удерживают заряд и, в конечном итоге, возвращаются в электрически нейтральное состояние. Куда исчезает заряд? Он «стекает» на содержащиеся в воздухе молекулы воды.
Дело в том, что молекулы воды полярны: хотя в целом они электрически нейтральны, заряд в них распределен неоднородно (рис. 22.3). Поэтому лишние электроны с наэлектризованной линейки будут «стекать» в воздух, притягиваясь к положительно заряженной области молекулы воды.
С другой стороны, положительный заряд предмета будет нейтрализоваться электронами, которые слабо удерживаются молекулами воды в воздухе. В сухую погоду влияние статического электричества гораздо заметнее: в воздухе содержится меньше молекул воды и заряд стекает не так быстро. В сырую дождливую погоду предмет не в состоянии надолго удержать свой заряд.

Изоляторы и проводники

Пусть имеются два металлических шара, один из которых сильно заряжен, а другой электрически нейтрален. Если мы соединим их, скажем, железным гвоздем, то незаряженный шар быстро приобретет электрический заряд. Если же мы одновременно коснемся обоих шаров деревянной палочкой или куском резины, то шар, не имевший заряда, останется незаряженным. Такие вещества, как железо, называют проводниками электричества; дерево же и резину называют непроводниками, или изоляторами.

Металлы обычно являются хорошими проводниками; большинство других веществ изоляторы (впрочем, и изоляторы чуть-чуть проводят электричество). Любопытно, что почти все природные материалы попадают в одну из этих двух резко различных категорий.
Есть, однако, вещества (среди которых следует назвать кремний, германий и углерод), принадлежащие к промежуточной (но тоже резко обособленной) категории. Их называют полупроводниками.

С точки зрения атомной теории электроны в изоляторах связаны с ядрами очень прочно, в то время как в проводниках многие электроны связаны очень слабо и могут свободно перемещаться внутри вещества.
Когда положительно заряженный предмет подносится вплотную к проводнику или соприкасается с ним, свободные электроны быстро перемещаются к положительному заряду. Если же предмет заряжен отрицательно, то электроны, наоборот, стремятся удалиться от него. В полупроводниках свободных электронов очень мало, а в изоляторах они практически отсутствуют.

Индуцированный заряд. Электроскоп

Поднесем положительно заряженный металлический предмет к другому (нейтральному) металлическому предмету.



При соприкосновении свободные электроны нейтрального предмета притянутся к положительно заряженному и часть их перейдет на него. Поскольку теперь у второго предмета недостает некоторого числа электронов, заряженных отрицательно, он приобретает положительный заряд. Этот процесс называется электризацией за счет электропроводности.

Приблизим теперь положительно заряженный предмет к нейтральному металлическому стержню, но так, чтобы они не соприкасались. Хотя электроны не покинут металлического стержня, они тем не менее переместятся в направлении заряженного предмета; на противоположном конце стержня возникнет положительный заряд (рис. 22.4). В таком случае говорят, что на концах металлического стержня индуцируется (или наводится) заряд. Разумеется, никаких новых зарядов не возникает: произошло просто разделение зарядов, в целом же стержень остался электрически нейтральным. Однако если бы мы теперь разрезали стержень поперек посредине, то получили бы два заряженных предмета - один с отрицательным зарядом, другой с положительным.

Сообщить металлическому предмету заряд можно также, соединив его проводом с землей (или, например, с водопроводной трубой, уходящей в землю), как показано на рис. 22.5, а. Предмет, как говорят, заземлен. Благодаря своим огромным размерам земля принимает и отдает электроны; она действует как резервуар заряда. Если поднести близко к металлу заряженный, скажем, отрицательно предмет, то свободные электроны металла будут отталкиваться и многие уйдут по проводу в землю (рис. 22.5,6). Металл окажется заряженным положительно. Если теперь отсоединить провод, на металле останется положительный наведенный заряд. Но если сделать это после того, как отрицательно заряженный предмет удален от металла, то все электроны успеют вернуться назад и металл останется электрически нейтральным.

Для обнаружения электрического заряда используется электроскоп (или простой электрометр).

Как видно из рис. 22.6, он состоит из корпуса, внутри которого находятся два подвижных листочка, сделанных нередко из золота. (Иногда подвижным делается только один листочек.) Листочки укреплены на металлическом стержне, который изолирован от корпуса и заканчивается снаружи металлическим шариком. Если поднести заряженный предмет близко к шарику, в стержне происходит разделение зарядов (рис. 22.7, а), листочки оказываются одноименно заряженными и отталкиваются друг от друга, как показано на рисунке.

Можно целиком зарядить стержень за счет электропроводности (рис. 22.7, б). В любом случае, чем больше заряд, тем сильнее расходятся листочки.

Заметим, однако, что знак заряда таким способом определить невозможно: отрицательный заряд разведет листочки точно на такое же расстояние, как и равный ему по величине положительный заряд. И все же электроскоп можно использовать для определения знака заряда-для этого стержню надо сообщить предварительно, скажем, отрицательный заряд (рис. 22.8, а). Если теперь к шарику электроскопа поднести отрицательно заряженный предмет (рис. 22.8,6), то дополнительные электроны переместятся к листочкам и они раздвинутся сильнее. Наоборот, если к шарику поднести положительный заряд, то электроны переместятся от листочков и они сблизятся (рис. 22.8, в), так как их отрицательный заряд уменьшится.

Электроскоп широко применялся на заре электротехники. На том же принципе при использовании электронных схем работают весьма чувствительные современные электрометры.

Данная публикация составлена по материалам книги Д. Джанколи. "Физика в двух томах" 1984 г. Том 2 .

Продолжение следует. Коротко о следующей публикации:

Сила F , с которой одно заряженное тело действует на другое заряженное тело, пропорциональна произведению их зарядов Q 1 и Q 2 и обратно пропорциональна квадрату расстояния r между ними.

Замечания и предложения принимаются и приветствуются!

948. Шар заряжен положительно. Ученик дотронулся до него пальцем. Как изменился заряд шара?
Заряд через тело ученика уйдет в землю.

949. Металлическая сфера имеет заряд, равный -1,6 нКл. Сколько избыточных электронов на сфере?

950. После того как стеклянную палочку потерли, ее заряд стал равен 3,2 мкКл. Сколько электронов было снято с палочки при трении?

951. На металлическом шарике находится 4,8 1010 избыточных электронов. Чему равен его заряд?

952. Электроскоп зарядили до -3,2 10-10 Кл. Сколько избыточных электронов на электроскопе?

953. Можно ли наэлектризовать кусок металла? Какие условия для этого необходимы?
Можно, воздействуя на него электрическим полем.

954. При взаимном трении электризуются оба тела, но зарядами противоположного знака. Каким опытом это можно продемонстрировать?
Если потереть сухое сукно о эбонитовую палочку, то палочка притягивается к сункну.

955. На тонких шелковых нитях подвешены два одинаковых пробковых шарика, один заряженный, другой - незаряженный. Как определить, какой шарик заряжен?
Поднести к шарикам наэлектризованную эбонитовую палочку. Заряженный шар притянется либо оттолкнется от нее.

956. Два разных по величине заряда находятся на некотором расстоянии друг от друга. Между ними помещен третий заряд одинакового с ними знака, который остается в равновесии. Ближе к какому из двух зарядов находится третий?
Третий заряд находится ближе к меньшему заряду, т.е. от большего он отталкивается сильнее.

957. Чем объяснить, что легкий пробковый шарик сначала притягивается к наэлектризованной палочке, а затем отталкивается от нее?
Шарик в электростатическом поле поляризуется. На поверхности сосредотачивается противоположный заряд и шарик притягивается к палочке. После соприкосновения, часть заряда переходит на шарик, который получает заряд такого же знака и отталкивается от палочки.

958. Между двумя горизонтальными противоположно заряженными пластинами висит в воздухе незаряженная капля воды (рис. 88). Почему капля не падает вниз?
На каплю действует электростатическая сила, противоположно направления силе тяжести.

959. Электронная теория утверждает, что в металлических проводниках свободно передвигаться могут только электроны - отрицательные заряды. Тогда как объяснить, что металлический предмет может быть заряжен положительно?
Положительный заряд можно объяснить недостатком электронов.

960. На рисунке 89 изображены два противоположно заряженных тела А и В. Около тела А поместили легкий положительно заряженный шарик а. Что произойдет с шариком а? Начертите кривую, по которой будет двигаться шарик а.

961. Почему незаряженный бузиновый шарик притягивается как к положительно, так и отрицательно заряженному шарику?
На незаряженном шарике сосредотачивается заряд, противоположный по знаку заряженному шару и шарик притягивается к нему.

962. Почему, держа в руке, можно наэлектризовать трением пластмассовую расческу и нельзя - металлическую расческу?
Потому что пластмасса является диэлектриком, а металл – проводником.

963. Почему, держа в руке, нельзя наэлектризовать трением металлический стержень, даже если коснуться этим стержнем заряженного тела?
Потому что заряд через тело сразу уйдет в землю.

964. Если к заряженному шарику электроскопа поднести, не касаясь шарика, тело с противоположным зарядом, листочки электроскопа сближаются. Почему?
Часть заряда с листочков под действием электростатических сил перейдет шарик электроскопа.

965. Если коснуться шарика заряженного электроскопа рукой, электроскоп разряжается. Почему?
Заряд через тело человека пройдет в землю.

966. Когда к шарику заряженного электроскопа, не касаясь шарика, подносят руку, листочки электроскопа сближаются. Почему?
На руке сосредотачивается заряд, противоположный по знаку заряду электроскопа и часть заряда с листочков переходит в шарик.

967. Палочку, заряженную положительно, подносят к шарику незаряженного электроскопа (не касаясь шарика). Какой заряд получается на листочках электроскопа?
На поверхности шарика появится отрицательный заряд, на листочках- положительный.

968. Шары А и В заряжены противоположно. Помещенный между ними положительно заряженный маленький шарик движется к телу В. Какой из шаров заряжен положительно?
Шар В заряжен отрицательно, шар А- положительно.

969. Для чего стержень электроскопа делают металлическим?
Чтобы заряд с шарика передавался на листочки.

970. Для того чтобы электроскоп точнее показал величину заряда, его заземляют - соединяют его внешнюю поверхность с землей (рис. 90). Зачем это делается?
Что бы на корпусе электроскопа не было заряда.

972. Почему наэлектризованная стеклянная палочка притягивает к себе легкие предметы: кусочки бумаги, пробки, бузиновые шарики и др.?
На поверхности этих тел сосредотачивается противоположные заряды, которые будут притягиваться.

973. Как с помощью электроскопа определить знак заряда тела?
Прикоснутся заряженным телом шарика электроскопа, после, приблизить заряженное тело, знак заряда которого известен. Если листочки опустятся, заряды различны.

974. Почему при высокой влажности воздуха трудно, а иногда почти невозможно зарядить электроскоп?
Заряд уходит с электроскопа через частицы влаги.

975. Известно, что если к заряженному металлическому шару прикоснуться незаряженным, то после разъединения оба шара оказываются заряженными. Однако при соединении заряженного шара с землей он почти совершенно разряжается. Почему?
Большая часть заряда переходит к большему телу. Размер Земли несоизмеримо больше любого находящегося на ней тела.

976. Почему в проводниках избыточные заряды располагаются только по поверхности?
Электроны отталкиваются друг от друга и распределяются так, чтобы напряженность поля внутри была минимальной.

977. К шарику незаряженного электроскопа (не касаясь его) подносят отрицательно заряженное тело. Определите знаки зарядов у шарика и у листочков электроскопа.
На шарике появляется положительный заряд, на листочках отрицательный.

978. Два незаряженных электроскопа соединены между собой металлической проволокой (рис. 91). К шарику одного (не касаясь его) поднесли положительно заряженную палочку. Какие заряды окажутся на шариках и листочках каждого электроскопа?

На правом электроскопе: на шарике «-» на листочках «+»; на левом электроскопе: на шарике «+» на листочках «-».

979. Заряженную палочку убрали от электроскопов предыдущей задачи. Что произошло с листочками обоих электроскопов?
Листочки опустятся.

980. Что нужно сделать, чтобы электроскопы (см. рис. 91) после отведения палочки оставались заряженными?
Перерезать металлическую проволоку.

981. Если электроскопы (см. рис. 91) после отведения палочки остались заряженными, то какого знака заряды окажутся на шариках и листочках каждого электроскопа?
Левый — отрицательный, правый – положительный.

982. Ответьте на вопросы задач 969-972 для случая, когда к электроскопу подносится эбонитовая палочка, потертая о мех.
На палочке будет отрицательный заряд. Все заряды поменяются на положительные.

983. Чтобы наэлектризовать электроскоп положительно, к шарику его приближают отрицательно наэлектризованную палочку. Затем, не удаляя палочки, на мгновение прикасаются к шарику рукой. После этого убирают палочку, и электроскоп оказывается заряженным.
Проделайте такой опыт и объясните его.
Отрицательный заряд палочки переменят положительный заряд с руки на шарик.

984. Зарядите таким же образом электроскоп отрицательно. Каким зарядом и какую палочку нужно для этого наэлектризовать и поднести к электроскопу? Объясните этот процесс на основе электронной теории.
Нужно поднести к нему положительно заряженную палочку, затем на мгновение коснуться шарика рукой. Положительный заряд палочки перетянет отрицательный заряд с руки на шарик.

985. Металлический изолированный цилиндр соединен с электроскопом. Наличие каких зарядов покажет электроскоп в следующих случаях:
а) в цилиндр вносится положительно заряженный шарик, не соприкасающийся с ним;
б) заряженным шариком прикасаются к внутренней поверхности цилиндра;
в) шарик вводится внутрь цилиндра (не касаясь его), затем прикасаются к цилиндру рукой, отнимают руку и удаляют шарик из цилиндра?

А) положительных
Б) положительных, если шарик заряжен положительно.
В) отрицательно, если шарик был заряжен положительно.

986. В каких случаях громоотвод может представлять опасность для здания?
Если громоотвод не заземлен.

Вариант 1.

1 . При трении о шелк стекло заряжается...

2 . Если наэлектризованное тело отталкивается от эбонитовой палочки, потертой о мех, то оно...

A. не имеет заряда.

Б. заряжено положительно.

B. заряжено отрицательно.

3 . На рисунке изображены легкие шарики, подвешенные на шелковых нитях. Какой из рисунков соответствует случаю, когда шарики имеют одноименные заряды?

А. 1. Б. 2.

4 . К шарику поднесена потертая о мех палочка (рис). Какой по знаку заряд имеет шарик?

А. Положительный. Б. Отрицательный.

5 . Как зарядится металлическое тело А, если к нему поднести заряженное тело В (рис)?

A. Положительно.

Б. Отрицательно.

B. Нейтрально.

6 . Каким стержнем - стеклянным, эбонитовым или стальным - нужно соединить электроскопы, чтобы они оба оказались заряженными (рис)?

А. Стеклянным. Б. Эбонитовым. В. Стальным.

7 . Медный стержень, имевший положительный заряд, разрядили, и он стал электрически нейтральным. Изменится ли при этом масса стержня?

А. Не изменится. Б. Увеличится. В. Уменьшится.

8 . Какая частица имеет наименьший отрицательный электрический заряд?

А. Электрон. Б. Нейтрон. В. Протон.

9 . На рисунке изображена схема атома лития. Заряжен ли этот атом?

10 . Какой химический элемент схематично изображен на рис?

Тестовая работа по физике 8 класса. Тема: Электризация тел. Строение атома.

Вариант 2.

1 . При трении эбонитовой палочки о мех она заряжается...

А. положительно. Б. отрицательно.

2 . Если наэлектризованное тело притягивается к стеклянной палочке, потертой о шелк, то оно...

A. заряжено положительно.

Б. заряжено отрицательно.

В. не имеет заряда.

3 . На рисунке изображены шарики, подвешенные на шелковых нитях. На каком из рисунков показаны шарики, заряженные разноименными зарядами?

А. 1. Б. 2.

4 . К бузиновому шарику поднесена потертая о шелк стеклянная палочка (рис). Какой по знаку заряд имеет шарик.

А. Отрицательный. Б. Положительный.

5 . На какое из заряженных тел действует с меньшей силой заряженный шар (рис)?

А. 1. Б. 2. В. 3.

6 . Каким стержнем - медным, эбонитовым или стальным - соединены электроскопы (рис)?

А. Медным. Б. Эбонитовым. В. Стальным.

7 . Железный шар, имевший отрицательный заряд, разрядили, и он стал электрически нейтральный. Изменится ли при этом масса шара?

A. Не изменится. Б. Увеличится. В. Уменьшится.

8 . Какие частицы входят в состав ядра атома?

А. Электроны и протоны.

Б. Нейтроны и протоны.

B. Электроны и нейтроны.

9 . На рисунке изображена схема атома водорода. Заряжен ли этот атом?

A. Атом заряжен отрицательно.

Б. Атом заряжен положительно.

B. Атом электрически нейтрален.

10 . Какой химический элемент схематично изображен на рисунке?

А. Водород. Б. Литий. В. Гелий.