Все казачьи войска российской империи. Казачество в канун революции

В нач. XX столетия Российская империя, как витязь на распутье, встала в преддверии выбора пути в историческое будущее. Мир стремительно, но неуловимо менялся. Казалось бы, всё шло блестяще: налицо рост технического прогресса (в том числе и в России! Империя выходила на первые места в мире по добыче нефти, выплавке стали, даже по машиностроению); пышный расцвет культуры и искусства. Всюду на кинохронике того времени роскошь и блеск. То же самое и в фильмах художественных. Кино вообще становится ведущей силой, меняющей моды и приносящей новые веяния: именно оттуда заимствуют феминистки Санкт-Петербурга и Берлина короткую стрижку актрисы Эве Лавальер. Всюду театральные премьеры, балы, выставки… За чей же счёт была эта роскошь? Об этом в те годы думали немногие.

Тем не менее мир, который казался столь радостным, перспективным и стабильным одновременно, висел на волоске. Выраставшие, как грибы, промышленно-финансовые гиганты остались недовольны последним территориальным разделом планеты Земля (этот раздел был произведён по старым, «аристократическим» правилам монархами и дворянскими правительствами европейских колониальных стран). Получившие кой-какое образование и увидевшие в кино соблазны «красивой жизни», рабочие начинали возвышать голос, подстрекаемые революционными партиями. Неравноправные народы колоний вели борьбу против колонизаторов.

«Нетитульные» народности таких «лоскутных» государств, как Австро-Венгрия, готовы были на любой скандал, теракт, политическое выступление, лишь бы привлечь к себе внимание мировой общественности… Мир разобщался на глазах. Общие интересы таяли, как снег на солнце.
У России тоже имелись свои проблемы, и немалые. И они тоже были как бы неявными - «на втором плане». Может быть, именно это замалчивание сделало граждан Российской империи неготовыми к будущим потрясениям? А соблазны «красивой жизни» и «открытого мира» мало-помалу заменили твёрдые приоритеты веры и верности Отечеству? Так или иначе, в начале ХХ века, пожалуй, все в России смотрели в будущее с оптимизмом: интеллигенция ждала либеральных свобод, буржуазия - расширения рынков, крестьянство - передела земли.
А готово ли оказалось казачество к тому, что грянуло вскоре? Как оно жило в то время, чего ждали и к чему стремились казаки перед Первой мировой и революцией 1917-го?

В начале XX века казачество, наверное, оставалось самой консервативной частью населения Российской империи. Проживая на компактных территориях Донского, Кубанского, Терского, Сибирского и других «казачьих войск» - их насчитывалось 11, - беспошлинно пользуясь земельными ресурсами этих территорий на условиях поголовной военной службы империи, казаки ни о каких возможных переменах в своей жизни не думали. (А между тем и этот образ их жизни уже ставился правительством под вопрос: имелись сомнения в том, рационален ли такой «налог кровью» в новых условиях? Не пора ли отменить его, а с ним и «привилегии»? Нужны ли будут казаки в будущих модернизированных - с аэропланами, танками, броненосцами - войнах? Ответить на этот вопрос в грядущих гигантских сражениях Первой мировой предстояло самим казакам… И они сумели ответить на него.)

А пока всё шло своим чередом: рождался казак, учился владеть конём, винтовкой, пикой и шашкой, подрастал до 20 лет и шёл на долгую, разбитую на несколько этапов военную службу. Ещё до «призыва» он включался в нелёгкую сельскохозяйственную работу своей семьи на землях, «нарезанных» из общевойсковых на каждого мужчину-казака. (В дальнейшем, женившись и обзаведясь необходимой сельхозтехникой, он мог жить и работать на своём наделе самостоятельно или сдать его в аренду «иногородним».)

Казачья служба в полном смысле слова была «и опасна, и трудна». И, главное, долга: в XVIII веке казак служил 25 лет, в XIX - 20. Согласно уставу, на 1913 год общий срок службы казака - 18 лет. Сначала - год «приготовительной службы»; затем - двенадцать лет строевой; и пять лет - «в запасном разряде».

Для сравнения: «действительная служба» солдата русской армии длилась три или четыре года в зависимости от рода войск; соответственно 15 или 13 лет он был «в запасе». Кроме того, «неказаки» призывались в армию не все, а «по жребию». Казачество служило поголовно.

Даже в мирное время казачья служба, как считают историки, «стоила» 25% потерь личного состава: болезни, стычки на границах, несчастные случаи… Двенадцать лет в строю - не шутка. Казаки относились к необходимости такой службы спокойно и считали, что нужно её нести с честью. Отец, провожая сына «в армеюшку», строго наказывал «служить отчизне и царю», не посрамить своих предков. И если сын погибал, то прежде всего спрашивал, честно ли исполнил он свой долг… Верность казачества Отечеству и престолу была вне сомнений. (Существует своего рода дореволюционный статистический «рейтинг» воинской верности народов России: казаки занимают в нём первое место. За ними идут… украинцы. Как видим, всё меняется, однако и в те времена подчас казаков приходилось сопоставлять с другими народами, а не с сословиями.)

Да, служба оставалась почётной для казаков, но и тяжёлой. Благосостояние казачьих семей зависело напрямую от результатов их труда на земельном наделе; а для того, чтоб были результаты, нужно, чтоб было кому на этой земле трудиться… Наделы «нарезались» только мужчинам, потому что служить должны были лишь они. Поэтому семьи старались обзавестись большим числом детей. И на фотографиях тех лет видишь седого отца, стоящего рядом с женой, а за ним - целый ряд казачат, как в воинском строю. 10, 12, 15 детей - это считалось в порядке вещей. Конечно, были среди них и девочки. И всех требовалось кормить и подымать «до возраста»…

На службу казак шёл в снаряжении, которое приобретала на свои средства его семья (от государства затем выдавалась одна винтовка). Без сомнения, самой дорогой частью «казачьей справы» был строевой конь: чтобы его купить, бедные семьи одалживались у родственников, продавали хозяйственную скотину. На этом коне никогда не пахали, не запрягали в арбу или бричку - у него имелась другая работа. Нужно было, чтоб конь не просто прошёл официальную «приёмку» воинской комиссией: конь становился боевым товарищем, неизменным другом, порой единственным шансом спасения в бою или в трудном походе. Он, как и хозяин, тоже проходил боевую выучку и, можно сказать, тоже служил. «Вся родня не дороже коня», - говорили казаки.

Земля казачьего войска (Донского, Кубанского, Терского) представляла собой единую административную территорию в составе Российской империи. Войска управлялись назначенными войсковыми атаманами; делились на округа, округа - на станицы, а станицы - на хутора. Атамана войска назначал государь; станичные и хуторские атаманы выбирались казаками местных обществ. Вообще же статус казака имел только тот, кто был «приписан» к какой-либо станице. Это касалось как нижних чинов, так и генералов, и атаманов. Поэтому, знакомясь друг с другом, казаки прежде всего спрашивали: «Какой станицы?». В станице и находилась своя земля казака, которую он не мог продать или подарить. У офицеров этой земли было больше - по чину. Станичные атаманы осуществляли на подотчётной им территории административную, полицейскую и низшую судебную власть. Неказаки не могли приобрести земли в войске; таким образом, население делилось на казаков и «иногородних». Войска, правда, имели и «свои» города. Столицей Донского являлся город Новочеркасск, а вот торговый город Ростов(-на-Дону), хоть и расположен в самом сердце казачьих земель, до 1887 года считался уездом Екатеринославской губернии.
Иногороднее население войска Донского составляли главным образом украинцы, которые занимались сельским хозяйством и, не имея своей земли, должны были идти «внаймы» (увы, такое положение «аукнулось» во время Гражданской войны, когда конные армии красных состояли в основном из таких «хохлов»; при империи они служили больше в драгунах - были кавалеристами). На землях войска Донского число «иногородних» составляло 57% населения. На землях Терского - 80%, и это были в основном горцы…

Существовал и особый статус «торгового казака». Такие казаки тоже приписывались к станицам, тоже должны были служить на общих казачьих основаниях. Но от военной службы они официально откупались и вели коммерческую деятельность. Самый известный «торговый казак» - донец Елпидифор Парамонов, владелец большого количества пароходов, зернохранилищ, мельниц. Парамоновы стали пионерами в области электрификации юга России. Не могу не упомянуть: известная многим «лампочка Ильича», загоревшаяся в СССР, обязана именно им.

Жизнь же рядового казачества прежде определялась производительностью земель, на которых они жили, и востребованностью плодов, которые эта земля производила. Так, терские казаки Кизлярского округа, традиционно выращивавшие виноград для выделки вин и известной в России водки-кизлярки, были вполне достаточными хозяевами, а их ближайшие соседи из горных станиц не могли этим похвалиться. Уральские казаки издревле обогащались от осетровой реки Урала - «серебряные берега, золотое донышко». А казаки войска Амурского, земля которых представляла собой болота вдали от промышленных центров, вообще по преимуществу бедствовали. И это тоже сказалось во время Гражданской войны…

Большинство казаков было православными людьми, но в Уральском казачьем войске, по традиции, преобладали староверы, а в Донское входили также казаки-калмыки, часть которых держалась ламаизма. Среди терских казаков на Кавказе имелись казаки-осетины; значительную часть Оренбургского войска также представляли инородцы. По законам того времени казаком вообще мог стать любой, кого принимало и наделяло землёй станичное общество. (Обращаю ваше внимание на то, что решение в этом вопросе принадлежало самим казакам!) Человек же, разорвавший отношения со станичным обществом (и не перешедший в другую станицу), тем самым выходил из казачьего сословия и терял его привилегии. Женщины-казачки, выходившие замуж за «иногородних», самый частый тому пример.

Таким образом, казачество в Российской империи было одновременно и народностью, проживавшей на особых правах в пределах своих компактных территорий, и сословием, связанным с государством обязательством поголовной военной службы. Наконец, оно выступало также отдельной военной структурой России: казаков нельзя назвать «родом войск» - у них имелись своя конница и пехота (кубанские пластуны), артиллерия и даже боевые корабли. И всё же основная служба казаков проходила на коне: их привлекали в мирное время к патрулированию границ, в охранных целях, а в отдельных случаях и для исполнения полицейских функций. (Считается, что казаки оставались не в восторге от последней «специализации». Правды ради следует сказать, что на своих территориях они разгоняли митинги и усмиряли шахтёров, не жалуясь. В Петербурге или Москве - иное дело.)

В быту казаки нач. ХХ века заботились прежде всего об урожае, приплоде скота, закупке современного сельскохозяйственного оборудования (его немало - производства известных европейских фирм - закупалось зажиточными станичниками). Важны для них были вопросы размежевания земли меж станицами и округами, которые производились регулярно и зачастую отмечались конфликтами соседствующих между собой обществ. В семьях старались увеличивать рождаемость и хоть как-то «распланировать» её так, чтобы, когда одни сыновья будут служить, другие могли бы брать на себя долю общего труда.

Требовалось вовремя выдать дочь замуж, женить сына до того, как он пойдёт на службу (так надёжнее можно было продолжить свой казачий род)… Дома казаки ходили в основном в одежде, которая представляла собой их военную форму, - с «дополнениями» и заменой некоторых элементов: например, вместо сапог носили кожаные чувяки-чирики. В противовес нынешней моде казаков на военную форму в тогдашних станицах модно было фотографироваться в «гражданской одежде» - в пиджаках, шляпах. Это являлось особенно характерным для молодёжи. Пели свои, старинные казачьи песни, но городские напевы уже начинали проникать в женский репертуар… Цивилизация сказывалась на патриархальном казачьем обществе всё больше и больше. Атаманы и войсковые правления в основном занимались обычной административно-бюрократической волокитой (когда придёт час в обезглавленной, лишённой царя России вновь собирать казачьи круги, самим выбирать войсковых атаманов, решать политические вопросы, то в большинстве случаев выберут людей, совершенно к такой деятельности не готовых. Привыкших лишь выполнять приказы и верно служить).

Надо сказать два слова и о «казакоманстве» - так в то время назывались казачий патриотизм и национальная гордость. Это явление было обычным в казачьей среде. Но проявлялось такое начало прежде всего в некоей эстетической и поведенческой модели лихости, воинственной красоты, храбрости и смётки - в том, что у казаков ёмко называлось «задачностью». Только редкие индивидуумы всерьёз оказывались озабочены мыслями о вольном казачьем прошлом и перспективах возможного самостоятельного будущего. Казачье общество смотрело на их метания с сочувствием, однако всерьёз их мало кто принимал…

В политической жизни России казачество приняло участие, как и всё остальное население империи, с созданием Государственной думы. И толком во всём этом не разобралось. Просто не успело: слишком короток был срок - с 1905 года; слишком часты перерывы в работе Думы; слишком противоречивы и непоследовательны позиции думских политиков. Да и механизмы представительства депутатов оказались не отработаны… Все эти политические игры в далёком Петербурге доходили до казаков слабо. И интересовали казачество в основном местные хозяйственные вопросы да условия службы.
Так всё выглядело перед Великой войной и разрушительной революцией. Вроде бы крепко, традиционно, с твёрдой верой и обычным для казаков бесстрашием в бою и практичностью в быту… А время испытания стояло уже на пороге.

P.S. Автор этой статьи хорошо осознаёт, что она носит только ознакомительный характер и в определённой мере является «ликбезом» по теме. Искренне рекомендую заинтересованному читателю прекрасную книгу историка казачества Владимира Трута «Дорогой славы и утрат».

Кроме широко известных, официально существовавших к 1917 году регулярных казачьих войск Российской империи, в разное время бывали казачьи войска, чьи названия и состав кажутся нам сегодня причудливыми.

Мещёрские казаки

Имя казаков впервые фиксируется на Рязанской земле в середине XV века. Казаки тогда населяли Рязанскую Украйну и несли сторожевую службу на границах этого княжества. Во второй половине того же столетия упоминаются казаки Червлёного Яра на верхнем Хопре, причём исходно это могли быть тоже рязанские казаки, так как на верховья Хопра распространяло своё влияние Рязанское княжество. С самого конца XV века известны мещёрские, или городецкие, казаки в той же Рязанской земле. По-видимому, всё это были разные группы, хотя и очень близкие.

Мещёрскими казаками было отатаренное финское племя мещеряков, или мишарей, а городецкими их назвали по Городку Мещёрскому, или Касимову. Ещё в конце XIV века мещеряки сделались данниками Москвы, а в середине XV столетия Василий II Тёмный создал на их землях вассальное Касимовское царство во главе со служилыми татарами. Основу его населения составили мишари.

Мишари составляли большую часть служилых людей на Засечных линиях Московского государства в XVI-XVII вв. По мере выдвижения границ России на юго-восток, расселялись и мишари, перейдя Волгу и дойдя до Урала. Одновременно, испытывая пресс христианизации, они покидали центральные области России. На Урале, в Башкирии, мещеряки в XVIII веке большими массами поселились среди башкир.

Башкирско-мещеряцкое войско

В 1798 году на башкир и мещеряков Южного Урала была возложена обязанность нести сторожевую службу на границе России с киргиз-кайсацкими степями. В 1834 году войско было выделено в отдельную административную единицу. В 1855 году, со включением в состав войска народа тептярей (организованных на казачий манер, но не числившихся ранее казаками), оно стало именоваться Башкирским. В 1864 году было упразднено, его земли включены в состав Оренбургской губернии.

Волжское войско

С XVI века известны казаки на Волге. Регулярную организацию они получили в 1734 году в связи с поселением в районе Царицына, для обороны от ногайцев, группы донских казаков. В 1773-75 гг. волжские казаки в массе участвовали в восстании Емельяна Пугачёва, и в 1777 году Волжское войско было упразднено. Волжских казаков выселили на Терек и на Кубань.

Ставропольское калмыцкое войско

Название указывает отнюдь не на Северный Кавказ, а на Поволжье. Ставрополь-на-Волге это вблизи Самары, нынешний Тольятти. В XVIII веке в этих местах кочевала часть калмыков. В 1756 году их поверстали на службу России. Ставропольское калмыцкое войско всегда было немногочисленным, выставляло оно в лучшие свои годы не больше 800 бойцов. В 1842 году его упразднили.

Греко-албанское войско

Во время русско-турецких войн второй половины XVIII века в русскую армию и флот вступило немало греков и албанцев, живших в разных местах Османской империи. По заключении Кучук-Кайнарджийского мира в 1774 году они отказались возвращаться в турецкое подданство. В следующем году было учреждено Греческое (по другим документам – Албанское) казачье войско. Его поселили в районе Таганрога и на Керченском полуострове.

В состав войска принимали также переселенцев из Османской империи. В 1797 году оно было упразднено, а из части поселенцев удалось сформировать Греческий пехотный батальон (по другим сведениям – полк) и Албанский дивизион. Решение о расформировании было вызвано тем, что большинство новоиспечённых «казаков» просто ушли со службы, растворившись в городах черноморского побережья, где занялись привычным делом – торговлей.

Крымско-татарское казачье войско

В 1783 году Россия объявила ликвидированным Крымское ханство, а его территорию присоединила к себе. Возник вопрос, как организовать постоянную вооружённую защиту полуострова. Верная своей привычке поручать пограничную службу местным народам и беря за образец организацию казачьих войск, российская власть решила учредить в Крыму татарское казачество.

1 марта 1784 года Екатерина II подписала указ, составленный по проекту князя Потёмкина, о создании казачьего войска в Таврической области. Было сформировано пять дивизионов из 1035 «казаков» во главе с 17 офицерами, которым были определены оклады жалованья. В состав Таврического войска были включены только крымские татары. Однако уже в 1787 году, накануне новой войны с Турцией, три дивизиона из пяти были по непонятной причине упразднены. А в 1796 году Павел I расформировал Таврическое казачество из крымских татар. Но в 1827 году был организован в составе русской армии Лейб-гвардии Крымский татарский эскадрон.

Бугское войско

С русско-турецкой войной 1768-1774 гг. было связано создание ещё одного казачьего войска из нерусских народов – на Южном Буге из живших там и перешедших на сторону России молдаван, влахов, греков, сербов и болгар. В 1817 году бугские казаки были переведены в разряд военных поселенцев.

Дунайское войско

С занятием русской армией Бессарабии в войну с Турцией в 1806-12 гг. жившие там и ранее бежавшие из-под российской власти запорожские казаки снова оказались под юрисдикцией России. В 1807 году из них было организовано Дунайское войско. После того, как по итогам Крымской войны в 1856 году Россия была вынуждена уступить полосу, прилегающую к устью Дуная, дунайские казаки были переселены в Херсонскую губернию. Там из них образовали Новороссийское войско, просуществовавшее до 1868 года.

Азовское войско

История потомков Запорожской Сечи этим не ограничивалась. Часть запорожцев из низовьев Дуная ушла в Турцию при приближении русской армии, однако в 1825 году сбежала из султанской армии в Россию. В 1829 году, по окончании очередной войны с Турцией, эти казаки были поселены в районе Мариуполя и Бердянска и получили название Азовского войска. Оно просуществовало до 1865 года.

Евфратское войско

Самым экстравагантным следует признать учреждение казачьего войска на Евфрате. В 1916 году русские войска, ведя успешные операции против Турции, выдвинулись в верховья этой реки. Главнокомандующий русской армией на Кавказе великий князь Николай Николаевич 11 января 1917 года издал приказ, по которому создавалось Евфратское казачье войско. Его планировалось сформировать из добровольцев-казаков (большинство казачьих частей с Кубани и Терека воевали в Закавказье), а также местных жителей, большинство которых составляли армяне, подвергавшиеся до прихода русских войск геноциду со стороны турок. Также в Евфратское казачество могли войти местные курды и йезиды. Однако начавшаяся вскоре революция не позволила приступить к осуществлению этого плана.

Проектные войска

В конце XIX века выдвигались проекты создания казачьих войск для закрепления за Россией и других завоёванных территорий, путём привлечения переселенцев из существующих казачьих войск. Известно о планах по созданию Туркестанского и Сунгарийского (в Маньчжурии) казачьих войск. Однако к их реализации не приступили.

Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Секреты великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. Летопись войны, описание сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, неизвестный СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная наука.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

Один из крупнейших русских поэтов XX века Осип Эмильевич Мандельштам, как известно, был арестован органами НКВД в мае 1934 года и отправлен в ссылку в Чердынь (Пермский край).

До Вселенского собора 1054 года, до Великой схизмы, в Киевской Руси почитали тех же святых, что и в остальной Европе. На Руси считались святыми не только апостолы, общехристианские мученики за веру и выдающиеся церковные деятели, но и несколько римских пап, и некоторые западные короли. 1054 год положил этому конец. Последним западным святым, признанным на Руси, стал святой Олаф.

По традициям американского флота корабли и подлодки, «потерянные в море», не списываются со службы, а переводятся в символический «Вечный патруль».

Так уж повелось на Земле, что 80 процентов людей, пусть даже толком ничего и не знают о том или другом явлении, но с уверенностью о нём судят и даже… боятся его! Так, например, кто у нас так уж хорошо знаком с культурой индейцев майя, читал их древние книги «Чилам-Балам» и «Пополь-Вух»? Зато многие совершенно уверены, что майя предсказали всеобщую гибель в 2012 году. А вот кто они, чем занимались и каковы были подлинные тайны этого народа - большинству-то и невдомёк!

Всем известно, что в 1939 году Германия и СССР поделили между собой первую жертву мировой войны - несчастную Польшу. Но так ли это? И да, и нет: Польшу поделили, но это была та ещё жертва! Да и приобретённые Советским Союзом территории являлись польскими не больше, чем Крым - украинским.

Советский Союз всегда рассматривал Мировой океан как арену глобального противостояния двух систем и стремился занимать на ней твёрдую позицию. Поэтому много внимания и соответственно средств уделялось для развития Военно-морских сил. к. При этом, начиная с 1960-х годов главная ставка делалась на атомный подводный флот. И на этом поприще СССР преуспел, по крайней мере, в количественном отношении, разделяя первые места со своим главным конкурентом - США. По качественным показателям (главным образом в части скрытности ПЛ) дела обстояли несколько хуже.

Согласно одной из монгольских легенд, во времена, когда на месте каменистой пустыни Гоби ещё плескались воды тёплого моря, на его живописном берегу первыми потомками богов был построен прекрасный и богатый город, в котором жили мудрецы и торговцы, храбрые воины и умелые ремесленники.

На протяжении человеческой истории клады прятали, искали и открывали. Специалисты подсчитали, что в земле хранятся сотни тысяч кладов - не менее 300 тонн золота и в десятки раз больше серебра. По их мнению, в среднем на каждого жителя Земли приходится 60 граммов жёлтого и 2,5 кг белого благородных металлов. И значительная часть из них обнаружена или ещё ждёт своего открытия в Крыму!

Современные российские казаки – явление экономическое. Люди, желающие называться казаками, в первую очередь заняты поиском заработка, и в последнюю – вопросами идентичности. Им важны пособия, налоговые льготы и субсидии. Баранья шапка и брюки с лампасами имеют значение до тех пор, пока они приносят доход. Как только шапка станет просто шапкой, число желающих ее носить резко сократится.

Согласно федеральному закону от 5 декабря 2005 года N 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества», люди, называющие себя казаками и внесенные в реестр, имеют право привлекаться к несению государственной службы. В перечень входят охрана порядка, тушение пожаров, спасательные операции, помощь военкоматам, патриотическое воспитание молодежи допризывного возраста.

Стать казаком довольно просто. Достаточно подать написанное от руки заявление, исповедовать православие, «разделять идеи казачества» и заручиться рекомендациями двух человек, уже принятых в организацию. Ограничений по возрасту и здоровью нет.

Сам прием осуществляется следующим образом – перед строем зачитывается текст «Клятвы казака», ставится подпись напротив фамилии, целуется крест и Евангелие. Затем целуется знамя. В «Клятве» будущий казак «пред Честным Крестом и Святым Евангелием» обещает «верой и правдой служить Отечеству, Церкви Православной, честному казачеству, свято хранить добрые казачьи традиции и обычаи». В завершение церемонии атаман поздравляет нового казака, священник кропит его святой водой, казаки проходят перед атаманом торжественным маршем.

У казачьих организаций нет специализации и, как следствие – нет и постоянной работы. Они ее активно ищут, предлагая свои услуги всем подряд. Казаков нанимают неохотно. Только если у какой-нибудь государственной организации вдруг возникнет необходимость в дополнительном наборе неквалифицированных служащих. По понятным причинам такое случается редко.

На сайтах казачьих организаций регулярно публикуются отчеты о том, как казаки оказывают помощь военкоматам, агитируя молодых людей не уклоняться от призыва; как помогают полиции поддерживать порядок во время крупных церковных праздников; как устраивают концерты народной музыки, исполняют обязанности дружинников.

У казаков нет права применения силы и нет права ношения оружия. Поэтому они не могут оказывать охранные услуги. Чтобы получить право на применение силы, казакам необходимо пройти специальное обучение и сертификацию – как и всем остальным гражданам России.

Казачье частное охранное предприятие – это двойной пакет документов. Сначала необходимо зарегистрировать в Министерстве юстиции казачье общество, что довольно хлопотно. А потом отдельно регистрировать в Министерстве внутренних дел частное охранное предприятие.

Поскольку у казачьих сообществ нет постоянной работы, в казаки идут люди, которые по тем или иным причинам не подходят для службы в российских силовых ведомствах и частных охранных предприятиях.

Молодой военный специалист, недавно отслуживший в армии, с хорошими физическими данными, со спортивным разрядом и дипломом техникума, может претендовать на место, например, в ОМОН. Зарплата и социальное обеспечение в этом отряде особого назначения значительно выше средних показателей по стране. Имея хорошие шансы на карьеру в нормальном силовом ведомстве, уйти в казачество, где нет ни работы, ни денег, ни карьерных перспектив – мягко говоря, не самое рациональное решение.

В России огромная армия и огромный рынок охранных услуг. По разным данным, около миллиона человек занято в органах правопорядка и спецслужбах. Примерно столько же занято в армии и еще столько же – в частных охранных структурах. Учитывая недавние изменения во внешней и внутренней политике, в ближайшем будущем у силовиков не будет никаких сокращений. Наоборот, их штаты будут только расширяться, а зарплаты расти.

В Подмосковье заселяют новые микрорайоны, построенные для военных и их семей, о чем регулярно сообщают федеральные СМИ. Учитывая, как медленно российское государство обеспечивает военных жильем, это говорит о принципиальных переменах. Военные специальности снова востребованы.

При этом люди, называющие себя казаками, демонстративно претендуя на статус военных, оказались невостребованными. Это однозначно свидетельствует об их низком профессиональном уровне.

Нельзя сказать, что казачество не пытается проникнуть в силовые ведомства и не желает выйти на рынок силовых услуг. Заниматься охраной ларьков с монастырскими пирожками и пересказывать школьникам российскую пропаганду – не самое прибыльное занятие. Они пытаются, но каждый раз проигрывают более опытным компаниям.

Недавний пример – в ноябре 2015 года был заключен контракт между Управлением судебного департамента Москвы и частной охранной организацией «Казачья стража», учрежденной Войсковым казачьим обществом «Центральное казачье войско». Согласно контракту, в течение двух месяцев казаки должны были охранять десять районных судов Москвы. Цена контракта составила 3,3 млн рублей. С января казаки взяли под защиту все 35 районных судов столицы. В конце января 2016 года юристы Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального обратились​ в прокуратуру Москвы с требованием проверить законность заключения контракта с казаками.

Федеральная антимонопольная служба признала контракт незаконным. Место «Казачьей стражи» заняло Федеральное государственное унитарное предприятие «Охрана», подведомственное Министерству внутренних дел Российской Федерации. «Охрана» была создана в 2005 году на базе военизированных и сторожевых подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации.

Другой пример – в российской прессе было много разговоров о создании воинских частей, на 100% укомплектованных казаками. Говорили о том, что 22-ю бригаду внутренних войск, расположенную в городе Калач-на-Дону, сделают полностью казачьей.

На казачьих сайтах можно найти указания на отдельные воинские части, которые сотрудничают с Донским войском. Суть сотрудничества – молодые люди, признающие себя казаками, проходят срочную службу именно в этой части, а не в случайной, как это обычно бывает. В конце апреля текущего года атаман Кубанского казачьего войска Николай Долуда заявил о желании казаков войти в Национальную гвардию. Заявление пока осталось без ответа.

Последнее время довольно много говорится о финансировании казачьего движения. Называют цифру – 1 миллиард рублей в год. Нужно понимать, каковы общие расходы на оплату услуг силовиков в России. По расчетам РБК на основе данных Росстата, если в 2011 году совокупные затраты составили 335 млрд рублей, то в 2013-м – 587 млрд. На этом фоне деньги, выделяемые из федерального бюджета на поддержание казачьего движения, кажутся смехотворными.

Судя по всему, у казаков нет поддержки и нет лобби для того, чтобы им выделили хотя бы одну воинскую часть. Кроме того, они не способны удержать и те редкие контракты, которые им каким-то чудом удается получить.

Когда мы говорим о казаках, мы говорим о безработных военных специалистах, в силу ряда причин утративших профессиональные навыки. Не имея возможности устроиться, они берутся за самую низкооплачиваемую работу. Их постоянное участие в громких скандалах и нападениях, чреватых уголовными делами, свидетельствует именно об этом.

В качестве примера можно привести одиозный Балтийский отдельный казачий округ. 15 августа 2015 года в Калининграде группа неизвестных напала на форум имени Франца Кафки и Джорджа Оруэлла. Участники форума узнали в нападавших казаков, связанных с «Балтийским отдельным казачьим округом – Балтийским казачьим союзом Калининградской области».

Согласно данным калининградского делового портала RuGrad.EU , этот союз тесно связан с органами власти, в частности, с правительством Калининградской области, которое время от времени выделяет ему гранты.

В 2015 году «Балтийский отдельный казачий округ – Балтийский казачий союз» атамана Максима Буги (Буга входит в два совета при губернаторе Калининградской области Николае Цуканове и является видным членом ОНФ) получил из бюджета грант в 139 тыс. рублей на проведение научно-практической конференции «Казачество и нотариат. Исторический опыт противодействия коррупции и современность». Такую же сумму правительство Калининградской области выделило обществу «Имени святого Николая Чудотворца», которое также входит в «Балтийский отдельный казачий округ». На этот раз грант был выделен на проведение регионального героико-патриотического фестиваля казачьих обществ «Балтийская сечь». Атаман этого общества – бывший депутат областной думы и владелец автотранспортного предприятия «КенигАвто» Михаил Дударев.

В распределении грантов принял участие уполномоченный по правам предпринимателей Калининградской области Георгий Дыханов. По данным единого государственного реестра юридических лиц, Дыханов имеет отношение к казачьему хутору «СПАС», который также получил от областного правительства 139 тысяч на авторскую программу героико-патриотического воспитания казачьей направленности «Дорогами славы отцов».

Нападение на форум имени Кафки и Оруэлла, как и нападение на Алексея Навального в Анапе – это та работа, за которую вряд ли возьмется успешный военный, или полицейский, или охранник. Это грязная и опасная работа для безработных силовиков, которым в общем-то уже нечего терять. И именно это делает их столь опасными.