Все еще нахожусь на домашнем обучении. Как перевести ребенка на домашнее обучение — основания и документы

Поскольку многие читательницы женского сайта «Красивая и Успешная» — это прогрессивные мамы, которые стремятся обеспечить своих детей необходимыми для разностороннего развития условиями, то сегодняшняя статья посвящается вопросу о том, как в нашей стране перевести на школьника.

Если родители твёрдо решили, что их ребёнок не будет посещать обычную общеобразовательную школу, им необходимо конкретно определиться с видом обучения вне её.

Обучение на дому: существующие формы

Вообще существует несколько видов дистанционного обучения, наиболее распространёнными из которых являются:

  1. Надомное образование. При такой форме организации образования школьные педагоги индивидуально занимаются с ребёнком дома. Весь образовательный процесс берёт на себя та школа, в которой ребёнок числится. Надомное образование было разработано специально для детей-инвалидов, которые не могут посещать обычную школу. При отсутствии медицинских показаний перевести ребёнка на такую форму обучения не получится.
  2. Частичное домашнее обучение. Перевести ребёнка на домашнее обучение со свободным посещением школьных уроков тоже можно лишь при наличии медицинской справки, свидетельствующей об особых потребностях ребёнка.
  3. Дистанционное образование. Обучение в современной интернет-школе является наиболее удобным для детей, живущих очень далеко от ближайшей школы-экстерната или находящихся за границей. Учащиеся интернет-школы могут общаться с преподавателем и между собой по скайпу и на форумах. Контроль за успеваемостью обучающихся при такой форме тоже проводится через интернет, поэтому при обучении в ней необходимость контакта с очной школой сводится к минимуму. Главным плюсом дистанционного обучения по сравнению с полным домашним обучением является возможность получения консультаций у профессиональных преподавателей в любой момент.
  4. Экстернат. Именно такое название имеет семейная форма образования, при которой детей обучает кто-то из родителей. Для того, чтобы перейти на домашнее обучение, семье необходимо найти школу-экстернат и заключить с ней договор. Теоретически в оформлении данного вида обучения нет ничего сложного.
  5. Анскулинг (unschooling). Эта самая свободная форма обучения, полностью отрицающая школу и школьную программу, запрещена практически во всех странах мира. Однако данную систему можно использовать как дополнение к школьному образованию.


Как перевести на домашнее обучение

Закон гласит, что перевод ребёнка в экстернат может быть осуществлён на любой ступени его образования и выполняется он на основании заявления родителей. Тем, кто желает перевести ребёнка на домашнее обучение, необходимо выполнить следующие действия.

  • Найти подходящее общеобразовательное учреждение. При этом следует иметь в виду, что существуют экстернаты как на базе обычных школ, так и школ с углубленным изучением предметов. Обучение в экстернате будет проходить по той же программе, по которой учатся обычные ученики школы. Экстерны получают тот же аттестат, что и другие выпускники данного учебного заведения.
  • Написать заявление на имя директора учебного учреждения с указанием причины, по которой родители решили перевести ребёнка на домашнее обучение. Кроме того, необходимо указать выбранную форму семейного образования: дистанционное обучение, частичное домашнее обучение или экстернат.
  • Заключить соответствующий договор со школой. В договоре должны отражаться сведения о промежуточной аттестации экстерна.
  • Взять в школьной библиотеке все необходимые учебники и методические пособия.

Родителям, которые забирают документы из обычной школы для перехода в экстернат на базе другого учебного заведения, не нужно предоставлять администрации никаких справок. Достаточно сообщить директору о новом месте обучения ребёнка в устной форме.

При переводе ребёнка на домашнее обучение родители должны помнить, что берут на себя все обязанности по его подготовке к контрольным, зачётам и экзаменам. Однако, в случае возникновения каких-то проблем они могут обращаться к педагогам школы, которые обязаны оказать им методическую помощь. Если родители не смогут обеспечить усвоение ребёнком школьной программы, школа будет вправе расторгнуть заключённый договор, и ученик вернётся в класс.

Как организовать обучение на дому

Для того, чтобы ребёнок мог постигать все премудрости общеобразовательных наук, он должен каждый день заниматься с кем-то из взрослых буквально по 2-3 часа в день. Поэтому тем мамам и папам, которые пока только задумываются над вопросом, как организовать обучение ребёнка на дому, следует решить, кто будет домашним учителем малыша.

Это не обязательно должны быть сами родители. Роль преподавателя может сыграть грамотная и компетентная бабушка. Семьи, имеющие достаточный уровень доходов, могут пригласить домой репетитора.

Что касается методик обучения на дому, то у каждой семьи они свои. В нашей стране уже есть родители, которые имеют определённый опыт в плане самостоятельного обучения своих детей. Они охотно делятся этим опытом на различных форумах.

Сайт сайт считает, что организация обучения на дому не требует каких-то особенно сложных методов и приёмов. Главное — при занятиях с малышом учитывать его склонности и потребности, правильно мотивировать.

Родители должны понимать, что дети по своей природе очень любознательны. Они с удовольствием слушают все рассказы взрослых и, как правило, легко всё запоминают. Этим и необходимо пользоваться. Познание может проходить незаметно для самого малыша, в форме обычной беседы. Можно, например, во время прогулки в парке отвечать на вопросы маленького почемучки максимально развёрнуто, подталкивая его обратить внимание на определённые моменты.

Очень важно, чтобы к любой из таких прогулок или экскурсий взрослый был хорошо подготовлен. Эрудиция того из родителей, который будет заниматься обучением ребёнка, — это одно из главных требований организации индивидуального обучения на дому.

Но ещё более значимым фактором успешного семейного обучения является выбор стиля общения с ребёнком и методов воспитания.

Они должны базироваться на уважении личности маленького человека, любви к нему и безусловной вере в его талантливость и успешность. Даже если у него долго не получается научиться бегло читать или выучить таблицу умножения, не стоит третировать его длительными занятиями, заставлять перечитывать одно и то же предложение по два раза или зазубривать наизусть то, чего он пока не смог понять. Ведь главный смысл перехода на домашнее обучение как раз и заключается в том, чтобы уберечь нежную психику ребёнка от негативного воздействия несовершенной образовательной системы в школах.

Копирование этой статьи запрещено!

Совсем недавно я прочла данные исследования домашнего и семейного обучения, проводимого Национальным центром статистики в сфере образования. Оказывается, в каждой стране на таком виде обучения находится около 5-10% детей от общего их количества. Например, в России ежегодно насчитывается до 100 тысяч ребят, получающих домашнее образование. Цифры меня удивили и даже немного шокировали!

Почему родители отдают предпочтение такой форме обучения?

В чем недостатки и преимущества по сравнению с государственным образованием?

Чем отличие домашнего и семейного образования?

Постараюсь полноценно ответить на эти и многие другие вопросы, предоставляя родителям максимум информации для размышления.

Почему родители не хотят отдавать ребенка в общеобразовательную школу?

Причин может быть достаточно много:

  • некоторые мамочки и папочки считают, что школа дает не достаточно качественное и углубленное образование
  • есть ряд родителей, которые считают, что нагрузка в школе достаточно серьезная и плохо влияет на физическое и психологическое состояние ребенка
  • запугивание, приобщение к вредным привычкам: курению, наркотикам, алкоголю, а также разделение на социальный уровень со стороны сверстников
  • желание родителей установить свой собственный учебный план.
  • классы переполнены, поэтому учитель не в состоянии уделить каждому ученику соответствующего внимания
  • родители хотели и хотят проводить максимум времени со своим чадом
  • семья живет достаточно далеко от школы, а добираться до нее весьма проблематично.
  • у родителей был плохой опыт школьного обучения.

Возможно, бывает десятки других причин, но я выделила основные, часто встречающиеся.

Почему дети не хотят ходить в школу?

Теперь давайте ответим на вопрос обеспокоенных родителей: «Почему сын или дочь не хотят учиться в школе?» Сами понимаете, что дети разные и причин может быть достаточно много. Приведу вашему вниманию наиболее актуальные, которые выделили психологи:

  • в школах нашей страны не уделяется должного внимания каждому ученику, нет индивидуального подхода в зависимости от его умственных и физических способностей. Как правило, общеобразовательная система рассчитана на среднестатистического ученика. Поэтому, на практике замечено, что ребята с высокими интеллектуальными способностями не развивают свой дар, грустят, ленятся и спускаются до уровня среднего школьника. А вот дитё со слабыми умственными данными чувствует себя не комфортно, комплексует, когда его вызывают к доске, боится насмешек, отвечая перед всем классом. Поэтому родители тех и других деток понимающе относятся к потребностям их чада и переводят их на домашнее или семейное обучение. Таким образом, вундеркинды развивают свои способности и не скучают от недостатка информации, а слабенькие занимаются по упрощенной программе и не наращивают в себе комплексы неполноценности.
  • отношение ребенка к школе в большинстве случаев зависит от первой учительницы. Согласитесь, что не каждому повезло с первой учительницей! Вот, например, моей дочери очень повезло. Моя малышка с удовольствием ходила в школу, впитывала каждое слово, что говорила Лидия Александровна. И не только она! Директор, родители и дети были в восторге от ее метода преподавания, от умения интересно, профессионально и доходчиво изложить информацию. Немаловажным было и то, что она была терпеливой, справедливой, внимательной к каждому ребенку, никогда не повышала голос и не выделяла кого-либо, записывая в любимчики. Именно поэтому, весь класс, будучи в 8-м классе, сохранился в полном составе, имеет достаточно высокий бал успеваемости и сейчас подтверждает свои знания по всем предметам у разных преподавателей. А вот мне даже не хочется вспоминать о первой деспотичной учительнице! Хотя я училась хорошо, но в школу идти боялась и не хотела. В ушах стоял ее крик и постоянное недовольство всеми детьми! Не буду судить, а просто скажу, что мой класс с облегчением вздохнул, когда по семейным обстоятельствам она переехала в другой город.
  • сложная школьная программа. Многие родители и педагоги, с ужасом, понимают: какой непосильный груз ложиться на плечи учащихся! Посещая школу, он просиживает по 5-8 напряженных уроков, знакомясь с темой того или иного предмета, а потом, приходя домой, досконально изучает материал и делает огромный объем домашних заданий. Ребенок эмоционально и физически устает, не выдерживает таких нагрузок, болеет и отказывается ходить в школу. Видя состояние ребенка, некоторые родители принимают решение перейти на домашнее или семейное обучение.
  • ребенок – инвалид. К сожалению, есть детки, которые не могут посещать школу по состоянию здоровья. И таких деток в каждой стране насчитывается десятками, а то сотнями тысяч. Для них предусмотрена специальная программа домашнего обучения и получение аттестата среднего образования.

Какие бывают формы домашнего обучения?!

Разобравшись с причинами обучения в домашних условиях, давайте поговорим о том: каким оно может быть, рассмотрим его приоритеты и недостатки.

Бывает шесть форм надомного образования:

  1. Анскулинг , что в переводе с английского обозначает «без школы». Не поверите, но это полный отказ не только от школы, но и от школьной программы в целом. Не сложно догадаться, что анскулинг очень рискованное решение родителей по отношению к будущему малыша. Уверенные в своих педагогических и умственных способностях родители считают, что сами смогут научить ребенка всему необходимому, в своеобразной форме освоит все науки, которые понадобятся ему в жизни и при поступлении в высшее учебное заведение. В основном это оказывается фатальной ошибкой! Именно поэтому анскулинг запрещен во многих странах, в том числе в России и Украине.
  2. Домашнее обучение – это тесная связь со школьной программой и преподавателями. Для такой формы обучения оформляется медицинское заключение, свидетельствующее о вынужденном домашнем обучении. В результате, школьные педагоги проводят индивидуальные занятия с ребенком на дому, не отступая от среднеобразовательной программы: с написанием самостоятельных, контрольных работ и сдачей экзаменов.
  3. Домашнее обучение с частичным посещением школы . Такой вид обучения предоставляется только вследствие медицинских показаний, утвержденных специальной медицинской комиссией. Это могут быть дети с особыми потребностями, которым разрешается посещать только несколько уроков в день.
  4. Семейное обучение значительно отличается от домашнего тем, что уроки проводят сами родители или родственники, самостоятельно выбирая расписание уроков, материалы и их объемы. Вы скажите, что это же анскулинг! Нет, посмею вам возразить! Находясь на семейном обучении, малыш закреплен к школе, каждый год проходит аттестацию, сдает экзамены, а так же обязательным условием является сдача независимого экзаменационного оценивания. По окончанию ребенок получает такой же аттестат, что и школьники, посещающие учебное заведение.
  5. Экстернат , оформляется по договоренности с администрацией школы. Ребенок с помощью родных осваивает азы науки на дому, а затем сдает контрольные и экзамены, не приходя в школу.
  6. Дистанционный метод – это обучение преподавателями посредством Интернет через программу скайп или форумы. Домашние задания и контрольные роботы выполняются в режиме онлайн. Дистанционный метод обучение согласуется и утверждается администрацией школы в силу уважительных обстоятельств ученика.

Оцениваем плюсы и минусы обучения дома.

Остановимся на положительных и отрицательных сторонах надомного образования.

Положительные стороны:

  • ребята получают образование в удобное для них время и с учетом пожеланий
  • исключается факт насилия педагогами и сверстниками
  • не нужно соблюдать школьные правила и абсурдные ритуалы.
  • появляется возможность для родителей полностью контролировать дитя, заниматься его моральным, религиозным и этическим воспитанием.
  • прекрасная возможность жить по своим биологическим часам. Это прекрасная возможность высыпаться, при необходимости прекратить или во время болезни отменить занятия и т.д.
  • заниматься изучением особых наук или редких языков.
  • снижен риск заболеваний ОРЗ, ОРВИ, травматизма, инфекционных болезней, а также практически исключаются проблемы с осанкой и ухудшения зрения.
  • происходит постоянный контакт ребенка с родителями, в результате исключается дурное или любое другое влияние на подрастающую личность.
  • есть уникальная возможность пройти школьный курс обучения меньше, чем за десять лет.

Отрицательные стороны:

  • отсутствует опыт общения с коллективом
  • потребность постоянной занятости родителей обучением ребенка, контроль за учебным процессом.
  • нет четкого графика работы и жесткой дисциплины, что стимулирует быстроту выполнения учебных заданий.
  • нет опыта разрешения конфликтных ситуаций в кругу одноклассников и старшеклассников
  • родители не смогут профессионально и полноценно обучить всем школьным предметам без исключения. Какими бы талантливыми они не были.
  • чрезмерная опека приведет к эгоизму ребенка
  • малыш вырастит, как комнатное растение – без житейского опыта
  • навязывание родителями своей точки зрения для ребенка губительно и приводит к полному отсутствию своего мнения
  • малыш чувствует, что он не такой как все и примеряет на себя образ «белой вороны».

Вот так! Так что решайте, уважаемые родители: где и как должен получать образование ваш ребенок! Желаю Вам сделать правильный выбор!

Читайте еще:

Занятия с ребенком 1 год

7 способов привить детям любовь к чтению!

Ч. 1 п. 2 cт. 17 закона «Об образовании в РФ» перечисляет основания для перевода ребенка на домашнее обучение: семейные обстоятельства; медицинские показания (проблемы со здоровьем не позволяют ребенку обучаться в стенах школы).

Переход на домашнее обучение по семейным обстоятельствам

Закон не конкретизирует, что это за «семейные обстоятельства», из-за которых родители переводят ребенка на домашнее обучение. Это только решение родителей. Чтобы учить ребенка дома, нужно выполнить несколько шагов.

Шаг 1. Уведомляем региональные органы управления образованием (Министерство/Департамент/Отдел), что вы переводите ребенка на семейное обучение.

Сделать это родители обязаны в соответствии со ст. 63 ч. 5 нового Федерального закона «Об образовании в РФ».

Заявление подается в письменной форме в двух экземплярах. Закон позволяет подать уведомление лично или по почте. Если уведомляете лично - на втором экземпляре в учреждении поставят печать и дату приема документа.

Заявление носит уведомительный характер. Вы просто информируете соответствующий орган о своем выборе. Чтобы контролирующие органы не решили, что ребенок прогуливает школу.

Орган управления образованием может лишь принять к сведению ваше решение. У чиновников нет права запретить, не разрешить или не одобрить выбор.

Шаг 2. Идем в школу. В школе родители пишут заявление, что переводят ребенка на домашнее обучение и просят отчислить его из школы.

Заявление пишется в свободной форме. В течение недели школа обязана отдать личное дело и медицинскую карту учащегося.

Директор школы не имеет права отказывать в отчислении ребенка из школы для домашнего обучения.

Если школа отказывает в отчислении - требуем письменное объяснение от директора и жалуемся на него в органы образования.

После того, как ребенка отчислили из школы, родители составляют индивидуальный план обучения.С этого момента ответственность за образование ребенка лежит на родителях.

Кстати, раньше (до 2012 года, когда приняли действующий закон «Об образовании») родители подписывали договор со школой. В нем прописывали формы и сроки проведения аттестации, сроки выполнения практических и лабораторных работ. Школьника приглашали на учебные, практические и другие занятия по расписанию школы. Теперь договор заключать не нужно.

Те родители, кто был недоволен требованиями школы посещать контрольные или другие занятия в школе, вздохнули с облегчением. «Семейник» приобретает статус «экстерна» - в школу он ходит только на промежуточные и итоговые аттестации. Минус - те, кто регулярно приходил в школу за бесплатными консультациями, могут об этом забыть. Какие предметы изучать - решает школа, а как их преподавать - решают родители. Школа в этот процесс не вмешивается и не проверяет. Родители сами определяют методы обучения, время, которое отводится на каждую тему, количество материала, которое можно дать вне рамок программы и многое другое.

Учебники не обязательно покупать - в школе «семейнику» должны выдать бесплатные. Ребенок пользуется и другими правами обычного школьника: может участвовать в олимпиадах и конкурсах, пользоваться библиотекой школы и т.п.

До 9-го класса родитель имеет право вообще не отчитываться перед школой, чему и как учит ребенка. Первый обязательный экзамен - ГИА в 9-м классе. Следующий - ЕГЭ в 11-м.

Список школ, где ребенок будет сдавать эти экзамены (обязательную аттестацию), запросите в управлении образованием. Из списка школ родители выбирают ту, где ребенок будет сдавать экзамены - и пишут заявление на имя директора. Как и уведомление, заявление необходимо сдать в канцелярию школы под расписку на втором экземпляре или отправить по почте ценным письмом первого класса с уведомлением о вручении и описью вложения.

После этого школа издает распорядительный акт, который будет свидетельствовать о приеме лица в образовательное учреждение для прохождения аттестации. Такую аттестацию ребенок проходит бесплатно.

По желанию ребенка и родителя экзамены (промежуточную аттестацию) можно сдавать и раз в год.

Переход на домашнее обучение по медицинским показаниям

Учиться дома по медицинским показаниям закон разрешает детям:

- с хроническими заболеваниями;

- с затяжной болезнью;

- которые длительно лечатся амбулаторно.

Рекомендации перейти на домашнее обучение дает лечащий врач. Иногда родители принимают такое решение самостоятельно. Школа отпустит ребенка учиться дома на время болезни при наличии справки, оформленной через контрольно-экспертную комиссию (КЭК). Ее выдают в обычной поликлинике, к которой прикреплен ребенок.

Обязательно проверьте! На справке должна быть подпись врача, который выдал документ; врача, наблюдающего ребенка; заведующего детской поликлиникой; главного врача детской поликлиники. На документе ставится круглая печать поликлиники.

После того, как родители получили справку на руки, нужно идти в школу. На имя директора школы пишется заявление в свободной форме с просьбой перевести учащегося на домашнее обучение. К заявлению прикрепляется справка.

Максимальный срок обучения на дому - один год (учебный), минимальный - месяц (как правило, при травмах и операциях).

Полезную инструкцию «Перевести ребенка на домашнее обучение» с образцами заявлений

Формально вроде одно и то же: ребёнок учится дома. Но фактически - это совершенно разные понятия. Чтобы не возникало путаницы, мы расскажем о сути каждого из них, раскроем преимущества и недостатки.

Надомное обучение

Это способ организации учебного процесса для детей, которые серьёзно больны. По закону, надомное обучение не является формой получения образования.

При сохранности интеллекта ребёнок может учиться по общеобразовательным программам, но на дому или в больнице. Например, если необходимо по часам ставить инъекции или школа не приспособлена для инвалидной коляски.

Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях.

Статья 66 Федерального закона «Об образовании».

Ребёнок на надомном обучении остаётся в контингенте школы. Ему выдаются учебники, он, как все, пишет контрольные и сдаёт экзамены. При желании он может посещать некоторые уроки в школе, а если есть возможность - учиться с применением дистанционных образовательных технологий (об этом чуть позже).

Перечень заболеваний, дающих право на надомное обучение утверждён Министерством здравоохранения в 2016 году. Для перевода ребёнка на такое обучение необходимо заключение медико-социальной экспертизы и заявление родителей.

На основании медицинских документов и нормативных актов субъекта Федерации школа издаёт приказ об организации обучения на дому. Утверждается индивидуальный учебный план, расписание, определяются учителя, которые будут посещать ребёнка.

Плюсы надомного обучения

  1. Даёт возможность больным детям учиться в обычных, а не специализированных школах.
  2. Позволяет не отстать от школьной программы во время длительного лечения или реабилитации.

Минусы надомного обучения

  1. Нельзя воспользоваться, если у ребёнка слабое здоровье, но нет инвалидности.
  2. В учебный план включаются только основные дисциплины. По технологии, ОБЖ и прочим «необязательным» предметам ребёнок, скорее всего, будет не аттестован.
  3. Часто у преподавателей нет ни материальной, ни личной заинтересованности, и они не очень добросовестно относятся к обязанностям в отношении надомников.
  4. Практически полное отсутствие социализации.

Дистанционное обучение

Это способ взаимодействия преподавателей с учениками на расстоянии. Когда ребёнок общается с учителем по видеосвязи, делает задания онлайн или просто отправляет в электронном виде какие-нибудь работы. При этом аттестации, как правило, сдаются очно.

Юридически дистанционная учёба не являетсяформой получения образования. Дети, обучающиеся таким образом, обычно находятся на заочной форме и осваивают программу с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Статья 16 Федерального закона «Об образовании»

Порядок применения ДОТ регламентирован Минобрнауки от 9 января 2014 года. В обычных школах их используют чаще всего как подспорье в обучении детей с инвалидностью, а также для проведения уроков в отдалённых населённых пунктах.

Плюсы дистанционного обучения

  1. Позволяет не посещать школу каждый день. Это особенно актуально для ребят, проживающих далеко от неё и имеющих проблемы со здоровьем.
  2. Можно учиться не выходя из дома. Главное, иметь под рукой компьютер и интернет.

Минусы дистанционного обучения

  1. Далеко не все школы работают с ДОТ. Чаще всего они частные и платные.
  2. Ребёнок находится в контингенте школы и должен подчиняться её правилам: посещать консультации и экзамены в строго определённые даты, выполнять задания по установленному графику и так далее.
  3. Живой контакт с преподавателями обычно минимален, большая часть программы рассчитана на самостоятельную подготовку.

Семейное обучение

Это форма получения образования вне образовательной организации. Подразумевается осознанный добровольный уход из школы и обучение ребёнка силами семьи. При этом он так же, как все школьники, получает аттестат, поскольку обязан сдать государственную итоговую аттестацию.

В Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Статья 17 Федерального закона «Об образовании»

Причины ухода на семейное обучение разнообразны:

  • Родители и дети недовольны школой. Когда учат кое-чему и кое-как или происходят постоянные конфликты.
  • Способности ребёнка выше среднего и ему скучно на обычных уроках. Возможно и обратное, когда необходим свой темп занятий.
  • Ребёнок профессиональный спортсмен или музыкант и не успевает посещать занятия.
  • Семья часто переезжает или живёт в другой стране.

Переход на семейное обучение осуществляется так: уведомление органов местного самоуправления, подобр школы для сдачи промежуточных (итоговых) аттестаций и организация учебного процесса.

Путаница между семейным и надомным обучением возникает потому, что в обоих случаях ребёнок находится в домашней обстановке. Но надомная учёба - не форма обучения, а вынужденная мера для детей с инвалидностью. Надомнику назначаются учителя, которые получают зарплату в школе. Семейное обучение, напротив, является проявлением свободы, и оно доступно абсолютно всем. Организация учебного процесса лежит на родителях, предусмотрена не во всех регионах.

Семейное и дистанционное обучение путают из-за того, что родители часто подключают для детей онлайн-школы. Это действительно очень удобно, так как мамам и папам не нужно самим заниматься с ребятами. Например, в Домашней школе Фоксфорда уроки проходят в формате вебинаров, а проводят их профессиональные педагоги.

Плюсы семейного обучения

  1. Это полноценная форма получения образования.
  2. Это наиболее гибкая форма обучения, дающая максимум свободы - от выбора программы до выбора школы для аттестаций.
  3. Доступно всем.
  4. Позволяет давать ребёнку качественные знания, с учётом его интересов и потребностей.
  5. Можно учиться онлайн в удобном темпе, без привязки к месту и правилам конкретной школы.

Минусы семейного обучения

  1. Не все дети способны учиться без надзора со стороны школы, а родители располагают ресурсами, чтобы отладить учебный процесс.
  2. Семейное образование в России пока в новинку. Приходится объяснять, что можно учиться не в школе и это нормально.

Выводы

  • Надомное и дистанционное обучение не являются формами получения образования в Российской Федерации и подходят далеко не всем.
  • Семейное обучение - форма получения образования, установленная федеральным законодательством. Оно доступно всем желающим.
  • Семейное обучение путают с надомным, так как в обоих случаях ребёнок не ходит в школу.
  • Семейное и дистанционное смешивают, потому что и там и там обучение происходит удалённо, с применением гаджетов и различных программ.

Для большей наглядности продемонстрируем отличия трёх видов домашнего обучения через таблицу.

26290

Начальное, основное общее и полное среднее образование дети получают в школе. Но по закону «Об образовании в РФ» родители имеют право перевести ребенка на домашнее обучение. Расскажем, как это сделать.

Ч. 1 п. 2 cт. 17 закона «Об образовании в РФ» перечисляет основания для перевода ребенка на домашнее обучение: семейные обстоятельства; медицинские показания (проблемы со здоровьем не позволяют ребенку обучаться в стенах школы).

Переход на домашнее обучение по семейным обстоятельствам

Закон не конкретизирует, что это за «семейные обстоятельства», из-за которых родители переводят ребенка на домашнее обучение. Это только решение родителей. Чтобы учить ребенка дома, нужно выполнить несколько шагов.

Шаг 1. Уведомляем региональные органы управления образованием (Министерство/Департамент/Отдел), что вы переводите ребенка на семейное обучение. Сделать это родители обязаны в соответствии со ст. 63 ч. 5 нового Федерального закона «Об образовании в РФ». Заявление подается в письменной форме в двух экземплярах. Закон позволяет подать уведомление лично или по почте.

Если уведомляете лично - на втором экземпляре в учреждении поставят печать и дату приема документа. Заявление носит уведомительный характер. Вы просто информируете соответствующий орган о своем выборе. Чтобы контролирующие органы не решили, что ребенок прогуливает школу. Орган управления образованием может лишь принять к сведению ваше решение. У чиновников нет права запретить, не разрешить или не одобрить выбор.

Шаг 2. Идем в школу.

В школе родители пишут заявление, что переводят ребенка на домашнее обучение и просят отчислить его из школы. Заявление пишется в свободной форме. В течение недели школа обязана отдать личное дело и медицинскую карту учащегося.

Директор школы не имеет права отказывать в отчислении ребенка из школы для домашнего обучения. Если школа отказывает в отчислении - требуем письменное объяснение от директора и жалуемся на него в органы образования.

После того, как ребенка отчислили из школы, родители составляют индивидуальный план обучения.С этого момента ответственность за образование ребенка лежит на родителях.

Кстати, раньше (до 2012 года, когда приняли действующий закон «Об образовании») родители подписывали договор со школой. В нем прописывали формы и сроки проведения аттестации, сроки выполнения практических и лабораторных работ. Школьника приглашали на учебные, практические и другие занятия по расписанию школы. Теперь договор заключать не нужно. Те родители, кто был недоволен требованиями школы посещать контрольные или другие занятия в школе, вздохнули с облегчением.

«Семейник» приобретает статус «экстерна» - в школу он ходит только на промежуточные и итоговые аттестации. Минус - те, кто регулярно приходил в школу за бесплатными консультациями, могут об этом забыть. Какие предметы изучать - решает школа, а как их преподавать - решают родители. Школа в этот процесс не вмешивается и не проверяет. Родители сами определяют методы обучения, время, которое отводится на каждую тему, количество материала, которое можно дать вне рамок программы и многое другое.

Учебники не обязательно покупать - в школе «семейнику» должны выдать бесплатные.

Ребенок пользуется и другими правами обычного школьника: может участвовать в олимпиадах и конкурсах, пользоваться библиотекой школы и т.п. До 9-го класса родитель имеет право вообще не отчитываться перед школой, чему и как учит ребенка.

Первый обязательный экзамен - ГИА в 9-м классе. Следующий - ЕГЭ в 11-м. Список школ, где ребенок будет сдавать эти экзамены (обязательную аттестацию), запросите в управлении образованием.

Из списка школ родители выбирают ту, где ребенок будет сдавать экзамены - и пишут заявление на имя директора. Как и уведомление, заявление необходимо сдать в канцелярию школы под расписку на втором экземпляре или отправить по почте ценным письмом первого класса с уведомлением о вручении и описью вложения.

После этого школа издает распорядительный акт, который будет свидетельствовать о приеме лица в образовательное учреждение для прохождения аттестации. Такую аттестацию ребенок проходит бесплатно. По желанию ребенка и родителя экзамены (промежуточную аттестацию) можно сдавать и раз в год.

Переход на домашнее обучение по медицинским показаниям

Учиться дома по медицинским показаниям закон разрешает детям:

- с хроническими заболеваниями;

- с затяжной болезнью;

- которые длительно лечатся амбулаторно.

Рекомендации перейти на домашнее обучение дает лечащий врач. Иногда родители принимают такое решение самостоятельно. Школа отпустит ребенка учиться дома на время болезни при наличии справки, оформленной через контрольно-экспертную комиссию (КЭК). Ее выдают в обычной поликлинике, к которой прикреплен ребенок.

Обязательно проверьте! На справке должна быть подпись врача, который выдал документ; врача, наблюдающего ребенка; заведующего детской поликлиникой; главного врача детской поликлиники. На документе ставится круглая печать поликлиники.

После того, как родители получили справку на руки, нужно идти в школу. На имя директора школы пишется заявление в свободной форме с просьбой перевести учащегося на домашнее обучение. К заявлению прикрепляется справка.

Максимальный срок обучения на дому - один год (учебный), минимальный - месяц (как правило, при травмах и операциях).

Ольга Сластухина

2017-11-10 14:23:02 Княжна Т.В.

Статья самое главное не огласила: в первом случае вы сами своими силами обучаете ребенка, а во втором учителя предоставляет школа за свой счет. По мед показаниям оказалось перевести ребенка не так уж и просто!Существует список из 60диагнозов с которыми переводят, с остальными- мимо. Хоть как ваш ребенок болеет, никого не волнует. Пусть ходит и зарабатывает с каждой болезнью себе диагноз посложнее.(Это очень печально, приходится много пропускать из-за затяжных болезней и потом наверстывать за свой счет. Все для людей, как всегда.

2017-10-31 16:35:53 Пуцко Марина Николаевна

Спасибо за информацию, очень полезна, т.к. нам вероятно придется забрать из школы внука первоклассника. Учится в школе №14, класс с экспериментальной программой "Гармония". Ребенок бегло читает, пересказывает, считает достаточно быстро примеры 2-го класса программы "Планета знаний". А вот программа "Гармония" с квадратиками и ноликами вводит его в ступор. Внук категорически не хочет ходить в школу, хотя до этой программы учился с большим удовольствием. За два месяца посещения школы не вынес и крупицы знаний. Наша семья в ужасе. Удивляемся, почему разрешили экспериментировать на наших детях без согласия родителей и калечить психику малолетних детей.

2017-09-07 14:09:04 Музыка В.А.

Наконец -то люди могут оторватся от тоталитаризма.Хватит делать наших детей общестатистической массой.Загнали этими новыми стандартами образования людей тупик.Надели шоры на глаза и думают прокатит.НЕТ! Господа.Наши дети то-же имеют право на свободную жизнь, а не только Ваши МАжоры.Ещё посмотрим - кто из кого вырастет.СПАСИБО Справедливой РОССИИ.!От всей души, желаю им удачи.Хотелось -бы сказать нам удачи,но я к сожалению ни член этой партии.