Вред окружающей среде а также. Виды, источники и причины загрязнения окружающей природной среды

Соответствующие поправки к некоторым законам подписал Президент РФ. Так, в Закон об охране окружающей среды вводится глава о ликвидации накопленного вреда окружающей среде, а также вносятся дополнения в ряд действующих положений закона.

Напомним, что ранее, в 2010 г., по итогам заседания президиума Государственного совета РФ Минприроды России было поручено провести инвентаризацию и учет объектов накопленного экологического ущерба и разработать комплекс мер по его ликвидации с определением механизмов и объемов финансирования данных мер, включая «пилотные» проекты отработки технологий ликвидации накопленного ущерба.

Первые практические шаги по оценке и ликвидации прошлого экологического вреда были начаты в 2011 г. на территориях, наиболее уязвимых с точки зрения антропогенного воздействия (острова архипелага Земля Франца-Иосифа, острова Северного архипелага Новая Земля, территории заповедника «Остров Врангеля» и поселка Амдерма в Ненецком автономном округе, российская часть острова Шпицберген, Байкальская природная территория).

В 2011 г. Минприроды России было дано поручение подготовить изменения в законодательство Российской Федерации, направленные на совершенствование нормативно-правового регулирования ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду и возмещения ущерба окружающей среде, нанесенного и накопленного в результате прошлой хозяйственной деятельности. Тогда же и был разработан проект Федерального закона, предусматривающий создание правовых, организационных и финансовых механизмов ликвидации накопленного экологического ущерба. И вот, спустя 5 лет, пройдя многочисленные согласования, редакция законопроекта подписана Президентом Российской Федерации (Федеральный закон от 03.07.2016 № 254-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

В Законе дается определение понятий «накопленный вред окружающей среде» и «объекты накопленного вреда окружающей среде».

В соответствии с Законом субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право на проведение выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде и организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде. В ряде случаев, установленных Правительством РФ, эти мероприятия будут проводиться федеральным органом исполнительной власти.

Законом также установлены критерии оценки объектов накопленного вреда окружающей среде (объем загрязняющих веществ, отходов и их классов опасности; площадь загрязненной территории/акватории; количество населения, проживающего в зоне негативное воздействие объекта и др.).

Учет объектов накопленного вреда окружающей среде будет осуществляться посредством их включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде. При этом, в целях обоснования очередности проведения работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде и принятия неотложных мер, законом предусматривается проведение категорирования объектов накопленного вреда окружающей среде.

Для реализации указанных положений Закона предусмотрена разработка постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде», в котором будут раскрыты процедуры принятия решений о включении или «невключении» объектов в реестр, определен порядок проведения категорирования объектов на основе балльной оценки значений каждого из критериев, установлены процедуры обновления информации о статусе объектов и др.

Порядок организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде будет установлен актом Правительства Российской Федерации.

Стоит отметить, что необходимость ликвидации накопленных загрязнений установлена также в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации и Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденных Президентом Российской Федерации 30.04.2012.

На проведение работ по ликвидации прошлого экологического ущерба уже заключены соглашения на сумму 507 млн рублей. На реализацию новых проектов по ликвидации накопленных загрязнений в 2016 г. федеральным бюджетом предусмотрено 2 млрд рублей.

Также Федеральным законом от 03.07.2016 № 254-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлены:

    переходный период применения законодательства об отходах производства и потребления для объектов размещения отходов, созданных в Крыму до его принятия в состав РФ;

    возможность создания биосферных полигонов на части территории государственных природных заповедников в соответствии с решениями Правительства РФ;

    возможность передачи полномочий федеральных органов исполнительной власти по федеральному государственному экологическому надзору органам исполнительной власти субъектов РФ;

    полномочие Правительства РФ по определению организации, осуществляющей функции Бюро наилучших доступных технологий.

По данным организаторов выставки-форума «ЭКОТЕХ»

ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ?

Словарь

Вред, причиненный окружающей среде , — имеющее денежную оценку отрицательное изменение окружающей среды или отдельных компонентов природной среды, природных или природно-антропогенных объектов, выразившееся в их загрязнении, деградации, истощении, повреждении, уничтожении, незаконном изъятии и (или) ином ухудшении их состояния, в результате вредного воздействия на окружающую среду, связанного с нарушением требований в области охраны окружающей среды, иным нарушением законодательства Республики Беларусь.

Экологический вред — вред, причиненный окружающей среде, а также вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, имуществу юридических лиц и имуществу, находящемуся в собственности государства, в результате вредного воздействия на окружающую среду (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды»).

Не подлежит доказыванию. Факт причинения вреда окружающей среде государственный орган, его установивший при осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды, не доказывает. Однако природопользователь может представить доказательства в его опровержение.

Государственные органы, осуществляющие государственный контроль в области охраны окружающей среды, не требуют возмещения вреда, причиненного окружающей среде, если размер возмещения такого вреда не превышает трех базовых величин (ст. 101 Закона № 1982-XII).

Не имеет срока давности . Исковая давность на требования о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, не распространяется. Однако требования, предъявленные по истечении трех лет со дня установления факта причинения вреда, удовлетворяются не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска о возмещении вреда, причиненного окружающей среде (п. 101 4 Закона № 1982-XII).

Возмещается в полном объеме . В соответствии с ст. 933 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее ГК) и ст. 101 Закона № 1982-XII вред, причиненный правонарушениями против экологической безопасности и природной среды, подлежит возмещению в полном объеме лицом, виновным в его причинении.

В случае причинения вреда лицом, деятельность которого связана с повышенной опасностью для окружающей среды, ответственность наступает независимо от вины, если причинитель вреда не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным п. 2 и 3 ст. 952 ГК ( ст. 948 ГК).

Ущерб + Убыток= Вред

Согласно ст. 1 Закона № 1982-XII под вредным воздействием на окружающую среду понимается любое прямое либо косвенное воздействие на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к отрицательным изменениям окружающей среды.

Составными частями вреда являются ущерб и убыток.

Применительно к природной среде причиненный вред может быть представлен в виде реальных и предполагаемых потерь для нее. Такие потери выражаются в форме ущерба и убытков.

Ущерб реальные потери в природной среде (уничтожение лесных массивов, животного мира, истощение вод, снижение плодородия почв и т.п.).

Убытки расходы на восстановление нарушенного состояния природной среды (неполученные доходы, экологические потери).

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 7 (85), июль 2018 г. Воспроизведение возможно только с

ВРЕД ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ

ВРЕД ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ негативные изменения окружающей среды, вызванные антропогенной деятельностью в результате воздействия на нее, загрязнения окружающей среды. истощения природных ресурсов, разрушения экосистем, создающих реальную угрозу здоровью человека, растительному и животному миру.

Экологический словарь , 2001


  • ВОЗРАСТНОЙ СОСТАВ ПОПУЛЯЦИИ
  • ВРЕДНОЕ ВЕЩЕСТВО

Смотреть что такое "ВРЕД ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ" в других словарях:

    Негативные изменения окружающей среды, вызванные антропогенной деятельностью в результате воздействия на нее, загрязнения окружающей среды. истощения природных ресурсов, разрушения экосистем, создающих реальную угрозу здоровью человека,… … Словарь бизнес-терминов

    Вред окружающей среде (экологический вред) - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов (Федеральный закон Об охране окружающей среды). Вред причиняется окружающей среде в … Большой юридический словарь

    Ответственность за вред окружающей среде, причиненный деятельностью в прошлом - – поставленная в мировой юридической практике проблема, по разному решаемая. Наиболее известен опыт США, в частности, принятый в США в 1980 г. Общий закон о мерах по восстановлению окружающей среды, компенсации и ответственности (Comprehensive… … Правовой глоссарий по комплексному управлению прибрежными зонами

    Экологический - 23. Экологический паспорт тепловой электростанции: title= Экологический паспорт тепловой электростанции. Основные положения ЛДНТП. Л., 1990. Источник: П 89 2001: Рекомендации по диагностическому контролю фильтрационного и гидрохимического… …

    экологический вред - 3.1.49 экологический вред: Урон (ущерб) здоровью человека, имуществу или окружающей среде при нарушении экологической обстановки. Источник: ГОСТ Р 54906 2012: Системы безопасности ко … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Вред, причиненный экологическим правонарушением - 1) (в узком значении) только вред, причиненный окружающей природной среде, природным объектам, природным ресурсам и природным комплексам экологический вред, размер которого исчисляется по специальным методикам, таксам и т.п.; экологический вред… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

    ГОСТ Р 54003-2010: Экологический менеджмент. Оценка прошлого, накопленного в местах дислокации организаций, экологического ущерба. Общие положения - Терминология ГОСТ Р 54003 2010: Экологический менеджмент. Оценка прошлого, накопленного в местах дислокации организаций, экологического ущерба. Общие положения оригинал документа: валидация (подтверждение): Процесс, благодаря которому оценщик… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Экологи Австралии Охрана окружающей … Википедия

    Выплата специальным экономическим фондам денежной компенсации, которая производится добровольно либо по решению суда, арбитражного суда в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления ущерба, а при их… … Энциклопедия юриста

    нанесенный в прошлом экологический ущерб; исторические загрязнения - 3.21 нанесенный в прошлом экологический ущерб; исторические загрязнения: Последствия хозяйственной деятельности людей в местах дислокации предприятий и организаций, которая осуществлялась в прошлом и обусловила нынешнее загрязнение территорий,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Проблема определения понятия экологического вреда, выявления его характерных черт и специфических особенностей имеет в настоящее время несомненную социальную и правовую значимость. Ее социальная сторона обусловлена критическим состоянием окружающей среды. Не вызывает сомнений тот факт, что в последнее время произошло существенное изменение социальной вредности посягательств на общественные экологические отношения, усложнился характер причиняемого им вреда, его объективное проявление стало более многогранным. В некоторых случаях фактическое наступление негативных последствий может иметь место по прошествии достаточно длительного времени и на совершенно иной территории, что свидетельствует о его трансграничной природе.

Вместе с тем, в теории экологического права изучению понятия экологического вреда уделяется неоправданно мало внимания.

На необходимость углубленной теоретической разработки понятий «экологическое правонарушение» и «экологический вред» еще в начале 80-х годов обращал внимание широко известный ученый С.Б. Байсалов. В казахстанской правовой литературе появились отдельные исследования по проблемам юридической ответственности за экологические правонарушения, в которых освещались и некоторые аспекты возмещения экологического вреда. Вместе с тем, единого общепризнанного определения понятия экологического вреда не существует до настоящего времени.

Рассмотрение вопроса о понятии вреда, причиняемого нарушениями экологического законодательства, тесно связано с понятием объекта соответствующего правонарушения, поскольку в наиболее общем виде объект правонарушения - это именно то, чему причиняется вред в результате совершения противоправного деяния.

В юридической литературе справедливо подчеркивается, что безвредных правонарушений не бывает, всякое правонарушение наносит вред, поскольку объектом посягательства выступают общественные отношения.

В этой связи необходимо кратко рассмотреть позиции ученых по вопросу определения понятия объекта экологического правонарушения.

В одних случаях под объектом экологического правонарушения понимают материальные и нематериальные блага, а именно природные объекты и комплексы, а также окружающую среду в целом, охраняемые законом от загрязнения, истощения и разрушения, а также здоровье человека и материальные ценности, состояние которых зависит от качества окружающей среды , либо собственно качество последней , в других - природоохранительный интерес. Основываясь на утверждении о неразрывном существовании юридически значимых социальных отношений и регулирующих их правовых норм, некоторые ученые включают в состав элементов объекта правонарушения нормы природоохранительного и природоресурсовых отраслей законодательства и урегулированные ими общественные отношения.

Констатация изложенных позиций позволяет сделать вывод о том, что в науке экологического права отсутствует единое понимание данной правовой категории.

Наиболее рациональной представляется позиция тех ученых, которые формулируют понятие объекта экологического правонарушения как сложного целостного комплекса общественных отношений экологического характера.

Изменившиеся экономические и социально-политические условия обуславливают необходимость расширения данного понятия путем включения в него общественных отношений, складывающихся по поводу охраны субъективных экологических прав (в том числе вещных прав на природные ресурсы).

Таким образом, объектом экологического правонарушения является совокупность регулируемых и охраняемых нормами права общественных отношений по поводу окружающей среды в целом и ее отдельных компонентов, включающая в себя отношения собственности и иных вещных прав на природные ресурсы, управленческие отношения в сфере природопользования, отношения по охране окружающей среды от вредных воздействий, а также отношения по защите субъективных экологических прав и законных интересов человека и гражданина.

Специалисты в области экологического права отмечают, что вред экологическим отношениям при совершении запрещенных эколого-правовыми нормами деяний причиняется, как правило, путем воздействия на предмет этих отношений, в связи с чем возникает необходимость определения соотношения объекта и предмета экологического правонарушения.

Предметом общественного отношения признается то или иное явление, по поводу которого возникло данное отношение и осуществляется познавательная и практическая деятельность его субъектов. Очевидно, что в структуре экологического отношения предмет всегда материален, так как и окружающая среда, и составляющие ее компоненты всегда имеют материальную оболочку.

Различие между предметом и объектом экологического правонарушения заключается в том, что «не предметы материального мира сами по себе, а предметы (вещи) как элементы общественных отношений охраняются правом, и посягательство на них есть посягательство на общественные отношения, связанные с ними».

Следовательно, природные объекты и окружающая среда в целом выступают в качестве материальных объектов, иными словами, предметных носителей, в которых проявляются определенные стороны и свойства экологических правоотношений.

Круг природных объектов - потенциальных предметов экологических деликтов, которые берутся в силу этого под правовую охрану, определен в статье 4 Закона Республики Казахстан «Об охране окружающей среды». В качестве таковых могут выступать: атмосферный воздух, воды, почва, недра, животный и растительный мир, а также климат в их взаимодействии.

Природные объекты, являясь составной частью окружающей среды, характеризуются следующими необходимыми признаками: 1) естественным происхождением; 2) взаимосвязью с экологическими системами.

Нужно отметить, что определяющее значение имеет второй из указанных признаков, поскольку для отнесения противоправного поведения к числу экологических необходимо, чтобы в момент его совершения предмет противоправного деяния находился в состоянии естественной взаимосвязи с окружающей средой.

Необходимо показать соотношение понятий «вред, причиняемый экологическими правонарушениями» и «экологический вред».

Во-первых, любое посягательство на охраняемые правом общественные отношения означает прежде всего нанесение вреда правопорядку как таковому. Следовательно, совершение экологического правонарушения во всех случаях наносит вред экологическому правопорядку в целом, понимаемому, как состояние упорядоченности, организованности общественных отношений, закрепляемых и регулируемых эколого-правовыми нормами. Вместе с тем, в отдельных случаях нарушение правовых норм сопровождается и нарушением субъективных прав, а также умалением фактического предмета правонарушения - имущественных и неимущественных благ.

Поэтому в юридической литературе выделяют два вида вреда - социально-юридический и фактический, при этом обращается внимание на возможность возникновения вреда в социально-юридическом смысле в тех случаях, когда фактический вред (нарушение субъективных прав, умаление имущественного или неимущественного блага) отсутствует.

Таким образом, нарушение охраняемых эколого-правовыми нормами общественных отношений как последствие противоправного поведения раскрывает социальную природу вреда, причиняемого объекту экологического правонарушения. В то же время в тех случаях, когда непосредственному негативному воздействию подвергается также и предмет экологического правонарушения, последствия такого поведения по своей физической природе могут иметь материальный характер и выражаться в повреждении или уничтожении овеществленных объектов.

Опираясь на данные исследования, можно сделать вывод, что не всякое нарушение правовых экологических требований влечет за собой причинение фактического вреда окружающей среде, выражающегося в ухудшении ее качественного состояния или умалении количественных характеристик.

Исходя из изложенного, можно предложить следующую классификацию вреда, причиняемого экологическими правонарушениями:

  • 1) вред, причиняемый экологическому правопорядку в целом (вред его в социально-юридическом значении);
  • 2) вред в фактическом смысле, выражающийся в реальном ухудшении качественного состояния окружающей среды или умалении ее количественных характеристик.

Фактический вред, причиняемый экологическими правонарушениями, также неоднороден по своей структуре. Некоторые нарушения экологического законодательства, такие как незаконная добыча животных, птиц, рыбы, незаконная порубка леса и прочее, не влекут за собой отрицательных экологических последствий с точки зрения качественного состояния окружающей среды и сохранения экологического равновесия, но причиняют имущественный ущерб государству как собственнику природных ресурсов либо отдельному природопользователю.

Поэтому для классификации такого вреда следует подробнее рассмотреть вопрос о том, какие именно негативные воздействия на окружающую среду имеют ярко выраженную экологическую «окраску».

Поскольку экологический вред рассматривается не просто как любое, в том числе незначительное, умаление количественных характеристик отдельных природных объектов, но прежде всего как негативные изменения качественного состояния окружающей среды в целом, то есть то, что необходимо понимать под качеством окружающей среды.

Качество окружающей среды характеризуется совокупностью следующих критериев:

  • 1. В биологическом плане критерием качества окружающей среды является такое ее состояние, которое благоприятно для жизни и здоровья человека. С учетом взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и процессов в природе человек взаимодействует со средой своего естественного обитания. Отдельные элементы природы являются непосредственными источниками удовлетворения естественных физиологических потребностей человека - дыхания, утоления жажды, питания. Это значит, что в биологическом аспекте для сохранения условий воспроизводства человечества как такового, окружающая среда прежде всего должна соответствовать такому критерию как чистота (незагрязненность);
  • 2. В экономическом аспекте качество окружающей среды должно обеспечивать удовлетворение возрастающих по мере развития человечества материальных потребностей (развитие промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и пр.). Поэтому экономическими показателями благоприятного состояния окружающей среды является ресурсоемкость (неистощимость) и производительная способность природных ресурсов.
  • 3. В социальном аспекте качество окружающей среды должно отвечать эстетическим, рекреационным, научным, культурным потребностям человека, поскольку в процессе общения с природой человек удовлетворяет не только физиологические и материальные, но и духовные потребности. В этом аспекте качество окружающей среды должно соответствовать таким критериям, как видовое разнообразие и эстетическое богатство.
  • 4. В структурно-функциональном аспекте окружающая среда должна соответствовать таким критериям, как экологическая устойчивость (баланс экологических компонентов), сохранение естественных экологических связей.

Таким образом, показателями качества окружающей среды является:

  • 1) чистота (незагрязненность) окружающей среды;
  • 2) ресурсоемкость (неистощимость) и производительная способность природных ресурсов;
  • 3) видовое разнообразие и эстетическое богатство;
  • 4) экологическая устойчивость и сохранение естественных экологических связей.

Из этого следует, что в структуре экологического вреда, причиняемого окружающей среде, присутствует либо социально-культурный, либо экономический, либо биологический аспекты. Возможны также и их различные сочетания. Появление структурно-функциональных нарушений естественных экологических связей, приводящих к потере экологического равновесия, зависит от степени выраженности экономического и (или) биологического аспектов.

При этом нужно подчеркнуть, что любой из вышеназванных аспектов экологического вреда обязательно сопровождается негативными материальными последствиями для общества в целом или отдельного природопользователя, проявляющимися в потерях ранее вложенных затрат на воспроизводство и улучшение природных объектов, вынужденных расходах на его восстановление, неполученных доходах. Поэтому полностью разделяю мнение А. Хаджиева, утверждающего, что причинение экологического вреда неизбежно сопровождается негативными экономическими последствиями. Однако его дальнейший вывод о том, что нанесенный природе экономический вред не может не привести к экологически ущербным последствиям, поддержать не могу.

Так, например, в оценке вреда, вызываемого незаконным отторжением из естественной среды животных, птиц, рыбы, на которых производится промысел, экологические критерии отсутствуют. Поскольку противоправность таких действий заключается лишь в отсутствии соответствующего разрешения, говорить о наступлении каких-либо отрицательных экологических последствий в данном случае нет оснований.

Поэтому в тех случаях, когда наличие фактического вреда, выразившегося в умалении количественных характеристик природных ресурсов не приводит к их истощению либо другим негативным экологическим последствиям, следует говорить о причинении имущественного вреда государству или природопользователю.

Такую же позицию занимает Д.Л. Байдельдинов, предлагающий рассматривать экономический и экологический вред в качестве самостоятельных разновидностей вреда, нанесенного природе. Он пишет: «Существует классификация деления вреда на экологический и экономический вред природе. Экономический вред затрагивает имущественные интересы природопользователей и поддается материальному выражению. Восстановление такого вреда производится согласно общим основаниям гражданско-правовой ответственности. Экологический вред затрагивает само состояние природы… Восстановление экологического вреда возможно не путем денежных выплат, а проведением работ по восстановлению природного объекта в натуре».

Таким образом, под экологическом вредом следует понимать ухудшение качественного состояния окружающей среды, вызванное нарушением законодательства об охране окружающей среды, либо такое уменьшение ее количественных характеристик, которое способно вызвать негативные экологические последствия, а также связанное с этим любое умаление охраняемого законом материального и нематериального блага, включая жизнь и здоровье человека.

Отсутствие прямого указания на причинение вреда отдельным природным объектам объясняется тем, что негативное воздействие на какой-либо отдельный компонент окружающей среды неизбежно отражается на ее состоянии в целом. Таким образом, вред, причиняемый природному объекту, предстает как проявление вреда окружающей среде.

Экологический вред обладает ярко выраженной спецификой.

Во-первых, негативное антропогенное воздействие зачастую вызывает не только прямой ущерб, причиненный конкретному объекту природы, но также и вред, причиненный другим взаимосвязанным с ним объектам или окружающей среде в целом, выражающийся в потере экологических связей поврежденного или уничтоженного объекта со всей природной системой.

С естественнонаучной точки зрения любое искусственное изменение окружающей среды неизбежно приводит к развитию природных цепных реакций, направленных в сторону нейтрализации произведенного изменения или формирования новых природных систем, образование которых при значительных изменениях среды может принять необратимый характер.

Во-вторых, не все вредные последствия проявляются сразу, многие из них носят потенциальный характер.

В-третьих, существенной особенностью экологического вреда является и то, что его экономической оценке должно предшествовать определение физического объема последствий негативного антропогенного воздействия. Поэтому экологическим вредом можно признать только те негативные изменения, которые могут быть выявлены и измерены в соответствии с существующими на данном этапе развития общества научно-техническими возможностями.

В-четвертых, экологический вред имеет специфические формы проявления, о чем будет подробно сказано ниже.

Итак, утверждать, что основной вред окружающей среде наносит противоправное поведение, значит противоречить действительному положению вещей. Многие ученые обоснованно полагают, что ее нынешнее критическое состояние есть результат массового воздействия правомерного поведения.