Врач гильотен и его изобретение. Примеры употребления слова гильотина в литературе

Гильотина (фр. guillotine) — специальный механизм для приведения в исполнение смертной казни путём отсечения головы. Казнь с использованием гильотины называется гильотинированием. Примечательно, что это изобретение использовалось французами аж до 1977 года! В том же году, для сравнения, пилотируемый космический корабль «Союз-24» отправился в космос.

Гильотина устроена просто, при этом весьма эффективно справляется со своими обязанностями. Ее главной деталью является «барашек» — тяжелое (до 100 кг) косое металлическое лезвие, которое свободно движется по вертикали вдоль направляющих балок. Оно удерживалось на высоте 2−3 метра при помощи зажимов. Когда заключенного клали на скамью со специальной выемкой, не позволявшей осужденному отдернуть голову, зажимы размыкали при помощи рычага, после чего лезвие на большой скорости обезглавливало жертву.

История

Несмотря на свою известность, это изобретение не было придумано французами. «Прабабкой» гильотины считается «виселица Галифакса» (Halifax Gibbet), которая была просто деревянной постройкой с двумя стойками, увенчанными горизонтальной балкой. Роль клинка играло тяжелое лезвие топора, которое скользило вверх и вниз по пазам балки. Такие конструкции устанавливали на городских площадях, и первое упоминание о них датируется 1066 годом.

У гильотины было множество других предков. Шотландская Мэйден (Дева), итальянская Мандайя, все они опирались на один и тот же принцип. Обезглавливание считалось одной из самых гуманных казней, и в руках умелого палача жертва умирала быстро и без мучений. Впрочем, именно трудоемкость процесса (а также обилие осужденных, добавлявших палачам работы) и привели в итоге к созданию универсального механизма. То, что для человека было тяжелым трудом (не только моральным, но и физическим), машина проделывала быстро и без ошибок.

Создание и популярность

В начале XVIII века способов казни людей во Франции было великое множество: несчастных сжигали, распинали на дыбах, вешали, четвертовали и так далее. Казнь через обезглавливание (декапитация) была своего рода привилегией, и доставалась лишь богатым и влиятельным людям. Постепенно в народе росло возмущение подобной жестокостью. Многие последователи идей Просвещения добивались того, чтобы максимально гуманизировать процесс казни. Одним из них был доктор Жозеф-Игнас Гильотен , который предложил ввести гильотину в одной из шести статей, которые он представил во время дебатов об уголовном кодексе Франции 10-го октября 1789 года. Помимо этого, он предложил ввести систему общенациональной стандартизации наказания и систему защиты семьи преступника, которая не должна была пострадать или быть дискредитированной. 1 декабря 1789 года эти предложения Гильотена были приняты, но казнь с использованием машины отклонили. Впрочем, позже, когда сам доктор уже отказался от своей идеи, ее горячо поддержали другие политики, так что в 1791 году гильотина все-таки заняла свое место в уголовной системе. Хотя требование Гильотена скрывать казнь от посторонних глаз не пришлась по душе власть имущим, и гильотинирование сделалось народным развлечением — осужденных казнили на площадях под свист и улюлюканье толпы.


Первым казненным на гильотине был разбойник по имени Николя-Жак Пеллетье. В народе она быстро получила такие прозвища, как «национальная бритва», «вдова» и «мадам Гильотен». Важно отметить, что гильотина никак не связывалась с каким-то конкретным слоем общества и в определенном смысле уравнивала всех — недаром на ней был казнен сам Робеспьер . С 1870-х годов и до отмены смертной казни во Франции используется усовершенствованная гильотина системы Берже. Она разборная и устанавливается непосредственно на земле, обычно перед воротами тюрьмы, при этом эшафот больше не использовался. Сама казнь занимает считанные секунды, обезглавленное тело мгновенно сталкивалось подручными палача в подготовленный глубокий ящик с крышкой. В этот же период упраздняются должности региональных палачей. Палач, его ассистенты и гильотина теперь базировались в Париже и выезжали на места для совершения казней.

Конец истории

Публичные казни продолжались во Франции до 1939 года, когда Эжен Вейдманн стал последней жертвой «под открытым небом». Таким образом, потребовалось почти 150 лет для того, чтобы реализовались пожелания Гильотена в скрытости процесса казни от посторонних глаз. Последнее государственное использование гильотины во Франции произошло 10 сентября 1977 года, когда был казнен Хамида Джандуби. Следующая казнь должна была состояться в 1981 году, но предполагаемая жертва, Филипп Морис, получил помилование. Смертная казнь была отменена во Франции в том же году.

Хотелось бы отметить, что, вопреки слухам, сам доктор Гильотен избежал собственного изобретения и благополучно умер своей смертью в 1814 году.

– Olga_Vesna

За свою почти двухсотлетнюю историю гильотина лишила голов десятки тысяч людей, начиная от преступников и революционеров и заканчивая аристократами, королями и даже королевами. Это не просто отвратительно эффективная машина для убийства: «Святая Гильотина» служила символом Великой французской революции и бросила позорную тень на XVIII, XIX и XX века.

Мы расскажем вам несколько удивительных фактов об этом орудии смерти, когда-то называемом в народе «национальной бритвой» Франции.

История гильотины уходит корнями в Средневековье

Название «гильотина» появляется в 1790-х годах во время Великой французской революции, однако к тому моменту подобные орудия казни уже использовались не одно столетие. Устройство для обезглавливания, называемое «планкой», применялось в Германии и Фландрии в Средние века. У англичан был так называемый скользящий топор, известный как «Галифакская виселица», на которой рубили головы ещё в античные времена. Французская гильотина произошла от двух ранее существовавших орудий: «маннайя» из Италии времён Ренессанса и печально известная «Шотландская дева», унёсшая жизни более 120 человек между XVI и XVIIIстолетиями. Есть также факты, подтверждающие возможность использования примитивных гильотин во Франции задолго до начала революции.

В действительности гильотина была изобретена как наиболее гуманный способ казни

Изобретение французской гильотины датируется 1789 годом, когда доктор Жозеф-Игнас Гильотен предложил правительству более гуманный способ казни. Хотя лично он был настроен против смертной казни, Гильотен утверждал, что обезглавливание при помощи молниеносно быстрой машины будет менее мучительным, чем отрубание головы мечом или топором. Позже он наблюдал за развитием первого прототипа – внушительной машины, разработанной французским доктором Антуаном Луи и построенной немецким изобретателем клавесина Тобиасом Шмидтом. Первая жертва была казнена на этой машине в апреле 1792 года, орудие быстро стало известным как «гильотина», скорее к ужасу, чем к чести человека, считавшегося его изобретателем. Гильотен всячески пытался отстранить своё имя от этого орудия во время гильотинной истерии в 1790-х годах, а в начале XIX века его семья безуспешно пыталась подать петицию правительству о переименовании машины смерти.

Казнь на гильотине становилась массовым зрелищем для народа

Во времена террора середины 90-х XVIII века сотни «врагов французской революции» встретили смерть под лезвием гильотины. Сначала некоторые представители общественности жаловались, что машина была слишком быстрой, но в скором времени такие казни превратились в настоящее развлечение. Люди приходили целыми группами на площадь Революции, посмотреть, как машина делает свою ужасную работу. Гильотину прославляли в многочисленных песнях, шутках и стихах. Зрители могли купить сувениры, ознакомиться с программкой, в которой перечислялись имена жертв, и даже перекусить в ресторанчике неподалёку под названием «Кабаре у гильотины». Некоторые ходили на казни ежедневно, особенно известными были «Вязальщицы» — группа женщин-фанатиков, которые садились в первых рядах прямо перед эшафотом и вязали на спицах между казнями. Такая жуткая театральная атмосфера распространялась и на осуждённых. Многие высказывали саркастические замечания или дерзкие последние слова перед смертью, некоторые даже протанцовывали свои последние шаги по ступеням эшафота. Восхищение гильотиной спало к концу XVIII века, но публичные казни во Франции продолжались до 1939 года.

Популярная игрушка для детей

Дети часто ходили на казни и некоторые из них даже играли дома с собственными миниатюрными моделями гильотины. Точная копия гильотины высотой около полуметра была популярной игрушкой во Франции тех времён. Такие игрушки были полностью функциональны, и дети отрубали с их помощью головы куклам или даже небольшим грызунам. Однако, в конечном счёте, в некоторых городах они были запрещены, как оказывающие плохое влияние на детей. Маленьким гильотинам также нашлось место на обеденных столах у высших сословий, они использовались для резки хлеба и овощей.

Палачи гильотины были национальными знаменитостями

С ростом популярности гильотины росла и репутация палачей, за время Великой французской революции они получили огромную славу. Оценивали палачей по умению быстро и точно организовывать большое количество казней. Такая работа часто становилась семейным делом. Многие поколения знаменитой семьи Сэнсон служили государственными палачами с 1792 по 1847 годы, руки членов этой семьи опустили лезвие на шеи тысяч жертв, включая короля Людовика XVI и Марию Антуаннету. В XIX и XX веках роль главных палачей досталась семье Дейблеров, отцу и сыну. Они пребывали на этой должности с 1879 по 1939 год. Люди часто восхваляли имена Сэнсонов и Дейблеров на улицах, а то, как они одевались, выходя на эшафот, диктовало моду в стране. Палачами восхищался и преступный мир. По некоторым сведениям гангстеры и прочие бандиты даже набивали татуировки с мрачными слоганами вроде: «Моя голова достанется Дейблеру».

Учёные проводили жуткие опыты над головами осуждённых

С самого начала применения казни в форме обезглавливания учёных интересовало, остаётся ли сознание у отрубленной головы. Дебаты на эту тему достигли новых высот в 1793 году, когда помощник палача ударил по лицу отрубленную голову жертвы, и зрители утверждали, что лицо покраснело от гнева. Позже врачи просили осужденных попытаться моргнуть или открыть один глаз после исполнения приговора, чтобы доказать, что они всё ещё могут шевелиться. Некоторые кричали имя казнённого или обжигали лицо пламенем свечи или аммиаком, чтобы увидеть реакцию. В 1880 году врач по имени Десси де Линьер даже пытался закачивать кровь в отрубленную голову убийцы детей, чтобы посмотреть, сможет ли голова вернуться к жизни и говорить. Ужасные эксперименты были остановлены в XX веке, однако исследования на крысах и сейчас показывают, что мозговая активность может продолжаться ещё в течение примерно четырёх секунд после обезглавливания.

Гильотину использовали для казней в Нацистской Германии

Гильотина в основном ассоциируется с французской революцией, но она забрала не меньше жизней в Германии во времена Третьего Рейха. Адольф Гитлер сделал гильотину государственным методом казни в 30-х годах XX века и заказал 20 машин для установки в городах Германии. Согласно записям нацистов, с помощью гильотины было казнено около шестнадцати с половиной тысяч людей, многие из них были борцами сопротивления и политическими диссидентами.

Последний раз гильотину использовали в 70-х годах XX века

Гильотина оставалась государственным методом казни во Франции почти до конца XX века. Осуждённый убийца Хамида Джандуби стал последним человеком, встретившим свою смерть под лезвием «национальной бритвы» в 1977 году. Однако, официально 189-летнее господство машины смерти закончилось только в сентябре 1981 года, когда смертная казнь во Франции была отменена.

И напоследок:

Знаете ли вы, что во Франции конца XVIII века молодые аристократы проводили так называемые «балы жертв» — оригинальные танцы, на которых могли присутствовать только те, кто потерял кого-нибудь из членов семьи под лезвием гильотины. Приглашённые надевали на шею красную ленту, символизирующую след от лезвия, и исполняли танец, в ходе которого голова внезапно наклонялась вниз, имитируя обезглавливание. Такие безумные вечеринки стали популярными до такой степени, что некоторые даже придумывали себе обезглавленных родственников, чтобы попасть туда.

За свою почти двухсотлетнюю историю гильотина лишила голов десятки тысяч людей, начиная от преступников и революционеров и заканчивая аристократами, королями и даже королевами. Мария Молчанова рассказывает историю возникновения и использования этого знаменитого символа террора.

Долгое время считалось, что гильотина была изобретена в конце XVIII века, однако, последние исследования показали, что подобные «обезглавливающие машины» имеют более длительную историю. Самой известной и, возможно, одной из первых, была машина под названием «виселица Галифакса» (Halifax Gibbet), которая представляла собой монолитную деревянную постройку с двумя стойками по 15 футов, увенчанными горизонтальной балкой. Клинком был топор, который скользил вверх и вниз по пазам в стойках. Скорее всего создание этой «Галифакской виселицы» датируется еще 1066 годом, хотя первое достоверное упоминание о ней относится к 1280-м годам. Казни проходили на рыночной площади города по субботам, и машина оставалась в использовании до 30 апреля 1650 года.

Во Франции XVIII века аристократы проводили «балы жертв» гильотины

Галифакская виселица

Другое раннее упоминание машины для казни встречается в картине «Исполнение казни Маркода Баллага близ Мертона в Ирландии 1307 года». Как видно из названия, имя жертвы — Маркод Баллаг, и обезглавлен он был оборудованием, которое удивительно похоже на позднюю французскую гильотину. Также подобное устройство встречается на картине, изображающей сочетание гильотинной машины и традиционного обезглавливания. Жертва лежала на скамье, с топором, укрепленным каким-то механизмом и поднятым над ее шеей. Разница заключается в палаче, который стоит рядом с большим молотком, готовый ударить по механизму и отправить лезвие вниз.

Потомственный палач Анатоль Дейблер, «господин Парижский» (monsieur de Paris), унаследовал пост от отца и за 40 лет карьеры казнил 395 человек.

Начиная со Средних веков, казнь через усекновение головы была возможна только для богатых и влиятельных людей. Считалось, что обезглавливание — более великодушно, и, конечно, менее болезненно, чем другие методы. Остальные виды казни, предполагавшие быструю смерть осуждённого, при недостаточной квалификации палача часто вызывали длительную агонию. Гильотина же обеспечивала мгновенную смерть даже при минимальной квалификации палача. Однако, вспомним «Галифакс Гиббет» — она, несомненно, была исключением из правил, так как использовалась для исполнения наказания для любых людей, независимо от их положения в обществе, в том числе и для бедных слоев населения. Французская гильотина также применялась ко всем без исключения слоям населения, что подчеркивало равенство граждан перед законом.

Гильотина оставалась официальным методом казни во Франции до 1977 года

Гильотина XVIII века

В начале XVIII века во Франции пользовались многими способами казни, которые часто были болезненными, кровавыми и мучительными. Повешение, сжигание на костре, четвертование были обычным делом. Богатых и влиятельных людей обезглавливали топором или мечом, в то время как для исполнения наказания простого населения часто использовалось чередование смерти и пыток. Эти методы преследовали двоякую цель: наказать преступника и предупредить новые преступления, поэтому большинство казней проводилось публично. Постепенно в народе росло возмущение таким чудовищным наказаниям. Эти недовольства подпитывались главным образом мыслителями Просвещения, например, Вольтером и Локком — теми, кто приводил аргументы в пользу более гуманных методов исполнения наказания. Одним из их сторонников был доктор Жозеф-Игнас Гильотен; однако, до сих пор неясно, был ли доктор защитником высшей меры наказания или, в конечном счете, добивался ее отмены.

Казнь французского революционера Максимилиана Робеспьера

Использовать гильотину врач и член Национальной Ассамблеи, профессор анатомии, политический деятель, член Учредительного собрания, друг Робеспьера и Марата, Гильотен предложил в 1792 году. Собственно, его именем и была названа эта машина для обезглавливания. Главной деталью гильотины, предназначенной для отрубания головы, является тяжёлый, в несколько десятков килограммов, косой нож (жаргонное название — «барашек»), свободно движущийся вдоль вертикальных направляющих. Нож поднимали на высоту 2−3 метра верёвкой, где он удерживался защёлкой. Голову гильотинируемого помещали в специальное углубление у основания механизма и закрепляли сверху деревянной доской с выемкой для шеи, после чего с помощью рычажного механизма защелка, удерживающая нож, открывалась, и он падал с большой скоростью на шею жертвы. Позже Гильотен наблюдал за развитием первого прототипа — внушительной машины, разработанной французским доктором Антуаном Луи и построенной немецким изобретателем клавесина Тобиасом Шмидтом. Впоследствии, спустя некоторое время использования машины Гильотен всячески пытался отстранить своё имя от этого орудия во время гильотинной истерии в 1790-х годах, а в начале XIX века его семья безуспешно пыталась подать петицию правительству о переименовании машины смерти.

То, как одевались палачи, выходя на эшафот, диктовало моду во Франции

Портрет доктора Гильотена

В апреле 1792 года, после удачных опытов над трупами, в Париже, на Гревской площади, была произведена первая казнь новой машиной — первым казненным стал разбойник по имени Николя-Жак Пеллетье. После казни Пеллетье обезглавливающей машине дали название «Луизетта» или «Луизон», по имени ее проектировщика — доктора Луиса, но это название вскоре было забыто. Возможно, самый интересный аспект в истории гильотины — необыкновенная скорость и масштаб ее принятия и использования. Действительно, к 1795 году, спустя только полтора года после ее первого применения, гильотина обезглавила более чем тысячу человек в одном только Париже. Конечно, при упоминании этих цифр нельзя не учитывать роль времени, так как во Франции машина была введена лишь за несколько месяцев до самого кровавого периода Великой Французской Революции.

Казнь французского короля Людовика XVI

В журналах и проспектах стали появляться жуткие изображения гильотины в сопровождении весьма двусмысленных юмористических комментариев. О ней писали, сочиняли песни и стихи, ее изображали в карикатурах и устрашающих рисунках. Гильотина коснулась всего — моды, литературы и даже детских игрушек, она стала неотъемлемой частью французской истории. Однако, несмотря на весь ужас того периода, гильотина не стала ненавистной народу. Прозвища, данные ей народом, были скорее печальными и романтичными, нежели ненавистными и устрашающими — «национальная бритва», «вдова», «Мадам Гильотен». Важным фактом в этом феномене является то, что сама гильотина никогда не связывалась с каким-либо отдельным слоем общества, а также то, что и сам Робеспьер был обезглавлен на ней. На гильотине мог быть казнен как вчерашний король, так и обычный уголовный преступник или политический бунтарь. Это позволило машине стать арбитром высшего правосудия.

Гильотен предложил машину в качестве гуманного способа казни

Гильотина в пражской тюрьме Панкрац

В конце XVIII века люди приходили целыми группами на площадь Революции, посмотреть, как машина делает свою ужасную работу. Зрители могли купить сувениры, ознакомиться с программкой, в которой перечислялись имена жертв, и даже перекусить в ресторанчике неподалёку под названием «Кабаре у гильотины». Некоторые ходили на казни ежедневно, особенно известными были «Вязальщицы» — группа женщин-фанатиков, которые садились в первых рядах прямо перед эшафотом и вязали на спицах между казнями. Такая жуткая театральная атмосфера распространялась и на осуждённых. Многие высказывали саркастические замечания или дерзкие последние слова перед смертью, некоторые даже протанцовывали свои последние шаги по ступеням эшафота.

Казнь Марии-Антуанетты

Дети часто ходили на казни и некоторые из них даже играли дома с собственными миниатюрными моделями гильотины. Точная копия гильотины высотой около полуметра была популярной игрушкой во Франции тех времён. Такие игрушки были полностью функциональны, и дети отрубали с их помощью головы куклам или даже небольшим грызунам. Однако, в конечном счёте, в некоторых городах они были запрещены, как оказывающие плохое влияние на детей. Маленьким гильотинам также нашлось место на обеденных столах у высших сословий, они использовались для резки хлеба и овощей.

«Детская» гильотина

С ростом популярности гильотины росла и репутация палачей, за время Великой французской революции они получили огромную славу. Оценивали палачей по умению быстро и точно организовывать большое количество казней. Такая работа часто становилась семейным делом. Многие поколения знаменитой семьи Сэнсон служили государственными палачами с 1792 по 1847 годы, руки членов этой семьи опустили лезвие на шеи тысяч жертв, включая короля Людовика XVI и Марию Антуаннету. В XIX и XX веках роль главных палачей досталась семье Дейблеров, отцу и сыну. Они пребывали на этой должности с 1879 по 1939 год. Люди часто восхваляли имена Сэнсонов и Дейблеров на улицах, а то, как они одевались, выходя на эшафот, диктовало моду в стране. Палачами восхищался и преступный мир. По некоторым сведениям, гангстеры и прочие бандиты даже набивали татуировки с мрачными слоганами вроде: «Моя голова достанется Дейблеру».

Последняя публичная казнь с помощью гильотины, 1939 год

Гильотина интенсивно применялась в период Великой Французской революции и оставалась главным способом исполнения высшей меры наказания во Франции вплоть до отмены смертной казни в 1981 году. Публичные казни продолжались во Франции до 1939 года, когда Эжен Вейдманн стал последней жертвой «под открытым небом». Таким образом, потребовалось почти 150 лет для того, чтобы реализовались изначальные гуманные пожелания Гильотена в скрытности процесса казни от посторонних глаз. Последний раз в действие гильотина приводилась 10 сентября 1977 года — казненным был 28-летний тунисец Хамида Джандуби. Он был тунисским иммигрантом, осуждённым за пытки и убийство 21-летней Элизабет Буске, его знакомой. Следующая казнь должна была состояться в 1981 году, но предполагаемая жертва, Филипп Морис, получил помилование.

Под конец жизни человек, носивший «чудовищное», по его собственному мнению, имя Гильотен, обратился к властям наполеоновской Франции с просьбой переменить одноименное название страшного приспособления для казни, но его просьба была отклонена. Тогда дворянин Жозеф Игнас Гильотен, мысленно попросив прощения у своих предков, задумался над тем, каким образом избавиться от некогда добропорядочного и почтенного родового имени… Доподлинно неизвестно, удалось ли ему это осуществить, но потомки Гильотена навсегда исчезли из поля зрения историков.

Жозеф Игнас Гильотен родился 28 мая 1738 года в провинциальном городке Сэнт в семье не самого преуспевающего адвоката. И тем не менее с младых ногтей впитал некое особое чувство справедливости, переданное ему отцом, ни за какие деньги не соглашавшимся защищать обвиняемых, если он не был уверен в их невиновности. Жозеф Игнас якобы сам уговорил родителя отдать его на воспитание к отцам иезуитам, предполагая облачиться в сутану священнослужителя до конца своих дней. Неизвестно, что отвратило молодого Гильотена от этой почтенной миссии, но в определенный срок он неожиданно даже для самого себя оказался студентом медицины сначала в Реймсе, а потом в Парижском университете, который и закончил с выдающимися результатами в 1768 году.

Но, вопреки расхожему мнению, доктор не изобретал смертоносной машины. Просто он, будучи депутатом Учредительного собрания, в декабре 1789 г. внес предложение, имевшее целью сделать казнь менее мучительной — без пыток и растягивания неприятной процедуры, именно по его предложению был принят декрет о том, что «во всех случаях, когда правосудие вынесет смертный приговор, казнь будет одинакова для всех… При этом преступнику отрубают голову при помощи простого механизма».

Озабоченность Гильотена имела несколько серьезных причин. Казнь через отсечение головы топором или мечом до того времени была дворянской привилегией, избавлявшей от позора и лишних мучений. Представителей же остальных сословий отправляли на тот свет при помощи самых разнообразных способов, среди которых повешение было самым гуманным видом казни, в сравнении, скажем, с четвертованием или колесованием. Таким образом, декрет упорядочивал приведение приговоров в исполнение, покончив со средневековыми жестокостями. Идея использовать для казни механизм тоже была порождена чисто практическими соображениями. Ведь это весьма непросто — единым махом отсечь человеку голову. Гильотен, врач и анатом, понимал как никто другой из его коллег-депутатов, что шея, в анатомическом смысле, создана так, что переломить или перебить ее затруднительно. Для этого требуется особо поставленный удар, умение виртуозно владеть инструментом казни.

Ввиду элитарности этого привилегированного способа лишения жизни «специалистов» для исполнения казни требовалось немного. Однако при уравнении казнимых в праве на быструю смерть сразу возникал дефицит палачей. К тому же «производительность труда» у исполнителей была весьма низкой. Сама машина была уже давно не новостью: с ее помощью казнили в Средние века в Германии, Шотландии и Ирландии. Пользовались ею и в Италии. В одной из книжек об этой стране Жозеф Гильотен увидел иллюстрацию, изображавшую казнь при помощи механического топора в Милане. Механизм был прост и очевидно эффективен, а потому практичный доктор и предложил использовать его для решения возникшей проблемы.

Для реализации предложения Гильотена была сформирована специальная комиссия, исследовавшая возможность применения машины для казни. Входивший в ее состав доктор Антуан Луи в докладной записке признал таковое возможным, и под его руководством практическое конструирование и построение первой усовершенствованной машины осуществил немецкий механик Томас Шмидт. По легенде, в работе над механизмом активное участие принимал сам король Людовик XVI, впоследствии опробовавший эффективность изобретения на собственной шее. Их величество занялся изобретательством не из праздного любопытства: король всерьез увлекался слесарным мастерством и не упускал случая применять свои умения на практике.

Построение машины было завершено 20 марта 1792 года, и почти сразу же начались испытания на трупах в парижской больнице Бисетре. Результаты испытания комиссия признала вполне удовлетворительными, и было дано разрешение провести публичную казнь новым способом. 25 апреля того же года в Париже на Гревской площади был казнен «по-новому» знаменитый разбойник Пелисье, ужаснувший общественность своими зверствами. Новая машина приглянулась публике, восторженно приветствовавшей казнь, ей дали имя Луизетта, по фамилии Антуана Луи. Парижане называли ее малышка Луизон.

Национальное собрание Франции по достоинству оценило труды причастных к построению этой «малышки». Их всех (кроме разве что венценосного слесаря Людовика) премировали, а парижане закатили по этому случаю грандиозный праздник. Изобретение поспело как раз вовремя: через четыре месяца после того, как ее впервые пустили в дело, в стране началась эпоха террора, и головы из-под 160-килограммового ножа машины посыпались, как перезрелые яблоки в грозу. Именно тогда имя доктора Луи отошло в тень и механическую головотяпку стали называть гильотиной по имени ученого, предложившего модернизировать процесс казни.

В то время бывали дни, когда через этот механизм пропускали несколько десятков приговоренных. Свои гильотины стали заводить в крупных городах, а когда революционная армия под командой Шарля Ронсена выступила на усмирение восставших южных провинций, в ее обозе наряду с провиантом, боеприпасами и прочим снаряжением ехали и передвижные гильотины, заготовленные впрок. Говорят, этот механизм сэкономил революционерам огромное количество пороха и пуль, которые им бы пришлось потратить на казни аристократов, священников, приверженцев короля из других сословий и своих вчерашних товарищей, с которыми они немного разошлись во взглядах на политику.

Подробное описание самого процесса казни для русского читателя оставил Иван Сергеевич Тургенев, подолгу живавший в Париже. В 1870 году ему довелось присутствовать при казни Тропмана, убийцы восьми человек, трое из которых были дети.

«Смутно и более странно, чем страшно, рисовались в темном небе два ее (гильотины. — Ред.) на пол-аршина друг от друга отстоявшие столба с косой линией соединяющего их лезвия. Я почему-то воображал, что столбы должны быть дальше друг от дружки. Эта их близость придавала машине какую-то зловещую стройность — стройность вытянутой, длинной, как у лебедя, шеи. Чувство отвращения возбуждал большой, плетеный кузов, вроде чемодана, темно-красного цвета. Я знал, палачи бросят в этот кузов еще теплый содрогающийся труп и отрубленную голову. Я видел, как Тропман появился наверху, как справа и слева два человека бросились на него, точно пауки на муху, как он вдруг повалился головой вперед и как подошвы его взбрыкнули. Но тут я отвернулся — и начал ждать, — а земля тихо плыла под ногами…

Казалось, что я жду очень долго, хотя на самом деле от того момента, когда Тропман ступил ногою на первую ступень гильотины, до того мгновения, когда его труп швырнули в приготовленный короб, прошло двадцать секунд. Я успел заметить, что при появлении Тропмана людской гам внезапно как бы свернулся клубом — и наступила бездыханная тишина… Наконец послышался легкий стук как бы дерево о дерево — это упал верхний полукруг ошейника с продольным пазом для прохода лезвия, он охватывал шею преступника и держал голову неподвижной. Потом что-то глухо зарычало и покатилось — и ухнуло, точно огромное животное отхаркалось».

Несмотря на эти ужасающие подробности, французы полюбили гильотину. Да-да, именно полюбили, и ходили на казни как на представления с участием знаменитости! О машине стали сочинять куплеты, она стала главной темой разговоров и в салонах, и в кабачках простолюдинов. В большом ходу были шуточки о машине-убийце, самой долгоживущей из которых оказалась та, где гильотину называли «лучшим средством от головной боли». Машина сделала блестящую театральную карьеру: сначала бутафорская гильотина проникла на балетную сцену в качестве декорации, но очень скоро из детали сценического оформления она преобразилась в персонаж, вокруг которого вертелось действо в драматическом театре, и, наконец, она стала основным сюжетным стержнем во множестве народных комедий того времени.

В революционной Франции стали популярны изящные вещички: серьги, браслеты, печати для конвертов — все в виде гильотинок. Французские кулинары, поспешая в ногу со временем, откликнулись на эту гильотинную моду «актуальным десертом»: в финале парадной трапезы к каждому прибору подавалась персональная гильотинка из красного дерева, а на стол ставилось громадное блюдо, полное марципановых куколок, с головами, карикатурно копирующими известных политических деятелей. Каждый гость мог выбрать себе политика «по вкусу» и гильотинировать его. Из куклы истекал вкуснейший сладкий соус густо-алого цвета, который поедали, макая в него марципановый «трупик» куклы, отрубленную головку куклы-политика брали себе на память о приятно проведенном вечере — получался изящный сувенир.

Зловещее обаяние гильотины притягивало, и этот сугубо утилитарный предмет почему-то заставлял людей шутить и смеяться, словно бы заигрывая с ним, со своею судьбой, со смертью, убеждая себя, что собственное свидание с этой модной красавицей не состоится никогда или, во всяком случае, произойдет не скоро. Слова гильотина, революция, террор стали неотделимы друг от друга.

Людская фантазия не дремала: молва утверждала, что доктора Гильотена казнили, в числе прочих, при помощи аппарата, носящего его имя. Но это всего лишь легенда, на самом же деле доктор Гильотен дожил до 76 лет и умер естественной смертью. Машина же продолжала исправно сносить головы, и дети доктора, оценив перспективу носить, словно клеймо, фамилию, давшую название орудию казни, сразу же после смерти Гильотена в 1814 г. добились права ее изменить.

Когда в 1917 г. грянула революция в России, ее Великая Французская предшественница была поминаема к месту и не к месту, на всех митингах, в собраниях, частных разговорах и сплетнях. С нею сравнивали российские события, исходя из ее опыта строили предположения, из ее истории черпали аргументы в спорах. Наряду с датами, событиями и именами давнего французского бунта не выпал из внимания грозный символ революционного террора — гильотина.

Ставшая привычной у себя на родине, в России вновь, как во времена молодости, она сделалась «властительницею дум». И снова вокруг нее начались какие-то судорожные шутки-прибаутки испуганных, растерявшихся людей, пытавшихся хорохориться, не показывать страха, предчувствия грядущих катастроф.

Именно в это время из-под пера знаменитой писательницы, популярнейшей Надежды Александровны Лохвицкой, писавшей под псевдонимом Тэффи, выпорхнул рассказец «Гильотина», в котором все страхи и тревоги по поводу грядущих дней были обращены в милую шуточку, в попытку обмануть смерть. Самой писательнице это удалось. Многим ее читателям — нет. Их не гильотинировали: процесс механического обезглавливания в России не прижился. Это было слишком цивилизованно и напоминало какую-то врачебную процедуру.

Остается только гадать, неужели депутат Гильотен был настолько наивен, чтобы надеяться на то, что революционное правительство, вспомнив древний обычай миловать осужденного в том случае, если смертная казнь не удалась по «техническим причинам», остановит заевший механизм? В любом случае, уже в начале лета 1794 года Гильотен уныло мерил шагами узкую камеру тюрьмы Консьержери.

Каких только узников она за последние годы не повидала! Революция, как это обычно бывает, давно принялась пожирать сама себя: казнили легендарных деятелей революции Бриссо и Верньо — последний еще не так давно председательствовал в Национальном собрании. Потом ее стены почтили аристократы — да в каком количестве! Был гильотинирован герцог Орлеанский, тот самый, который подал голос за смерть короля, затем слетела голова графа Ларока, графа де Лэгля, а вместе с ним — Агнессы Розалии Ларошфуко… Казнили ученого, которым Гильотен всегда так восхищался, — Лавуазье, не изыскав возможности отложить приведение приговора в исполнение ни на один день, чтобы дать тому возможность записать научное открытие. Казнили недавних революционных вожаков — Дантона и Демулена.

Гильотен, терзаемый чудовищными душевными муками, считал себя виновным в смерти каждого из этих людей. По ночам ему являлись их отрубленные головы, он же вымаливал у них прощение, произнося в свой адрес страстные оправдательные речи — он ведь хотел как лучше… Он абсолютно искренне обещал самому себе, что, когда придет и его час, он, взойдя на эшафот, повинится перед народом, публично плюнет на «мадам Гильотину» и предаст ее проклятию. Так ему легче будет умереть…

Но судьба не допустила близкого знакомства доктора Гильотена с «мадам Гильотиной». Доподлинно известно, что после казни Робеспьера, состоявшейся 28 июля 1794 года, Жозеф Гильотен оказался на свободе. Он скрылся в глухой провинции и в столице показывался чрезвычайно редко. Говорили, что он обратился в прилежного христианина и до последних дней жизни вымаливал у Господа прощения за свои грехи. Его имя всплыло в документах еще раз в связи с тем, что он выступил сторонником прогрессивной в начале XIX века идеи вакцинации против оспы. Жозеф Игнас Гильотен дожил до 1814 года и умер от карбункула на плече.

«Подарок» доктора Гильотена служил человечеству еще долго. Позднее подсчитали, что во времена Французской революции было гильотинировано более 15 тысяч человек. Последняя же казнь с помощью «мадам Гильотины» состоялась в октябре 1977 года в Марселе: так казнили убийцу Намида Джадуби. В Европе гильотина тоже применялась, хотя в Швеции, например, ее использовали только один раз — в 1910 году. Особенно же теплые отношения с «мадам Гильотиной» сложились у Гитлера: он отправил на свидание к ней около 20 тысяч человек.

Интересные факты:

После того, как голова была отсечена, палач поднимал её и показывал толпе. Бытовало мнение, что отрубленная голова могла видеть на протяжении примерно десяти секунд. Таким образом, голову человека поднимали, чтобы он мог перед смертью увидеть смеющуюся над ним толпу.

Казнь исполнялась долгое время только публично: в приговоре об осуждённом говорилось, что ему отсекут голову на публичном месте во имя французского народа. Соблюдались и средневековые ритуалы: так, в последнее утро осужденному объявляли: «Мужайтесь (следует фамилия)! Час искупления настал» (фр. Du courage… l?heure de l?expiation est venu), после чего спрашивали, не угодно ли ему папиросу, рюмку рома.

После Первой мировой войны казнили на бульварах, где всегда собиралась большая толпа.

Обезглавливание считалось «неблагородным» видом смерти, в противоположность расстрелу. До 1966 года обезглавливание применялось в Германии; потом его заменили на расстрел, поскольку единственная гильотина вышла из строя.

Гильотированные личности:

Людовик XVI, Мария Антуанетта, Жорж Жак Дантон, Антуан Лавуазье, Максимилиан Робеспьер, Жорж Кутон, Луи Антуан Сен-Жюст, Метью Журдан; Маринус ван дер Люббе, Юлиус Фучик, Вера Оболенская, Муса Джалиль.

Гильотина - это оборудование, которое в настоящее время используется достаточно широко. На любом машиностроительном или же металлообрабатывающем предприятии не обойтись без такого приспособления. На таких промышленных объектах часто возникает необходимость в резке профильного или же листового металла. Стоит также отметить, что использование гильотинных ножниц распространено и на строительных площадках. Кроме того, они могут успешно использоваться и в частных домашних мастерских.

Важнейшие параметры станка

Среди основных характеристик гильотины необходимо обратить свое внимание на несколько следующих:

  • Количество действий. В зависимости от модели меняется и количество операций, которые могут выполняться.
  • Максимальные габариты заготовки. Важным параметром считается максимальный размер листа, который можно обрабатывать на станке.
  • Принадлежность заготовки к определенному типу металла. Ассортимент проката также влияет на выбор определенной модели.
  • Мощность. В зависимости от мощности станка меняется и максимальная толщина заготовки, которая может быть обрезана.
  • Комплектующие. Отличаются также такие части машины, как типы привода и ножей, разная мощность и производительность.

Гильотина - это станок с ножницами, основная задача которого заключается в резке металла. Чаще всего этот инструмент применяется в том случае, когда работникам на предприятии или же хозяину частной мастерской необходимо изготовить металлическую заготовку прямолинейной формы. Это могут быть треугольники, прямоугольники или же полосы со сторонами от нескольких сантиметров до нескольких метров. Чаще всего в качестве заготовки применяется металлопрокат с толщиной от 2 до 60 мм и шириной до 2 метров. При этом длина заготовки практически неограниченна.

Разновидности станков и принцип работы

На сегодняшний день гильотина - это станок, который делится на четыре класса. В зависимости от типа привода, который используется на оборудовании, выделяются несколько типов ножниц. Привод может быть ручной, пневматический, гидравлический, электромеханический.

Принцип работы данного оборудования достаточно прост. На заготовку осуществляется большое давление со стороны острого края лезвия. Процесс разрезания происходит по принципу самых обычных ножниц. Во время работы этого приспособления два лезвия острых ножниц сводятся между собой. Гильотина для резки металла способна разрезать металлические или профильные заготовки, которые зафиксированы на самом станке. Однако этот процесс все же несколько отличается от действия обычных ножниц, так как делится на два этапа - резка и ломание. Если использовать качественный станок для данной процедуры, то количество лома, которое будет образовываться, стремится к минимальным значениям. У профессиональных станков этот показатель не превышает 10 % от общей массы.

Кроме того, качественные станки оставляют ровную кромку после среза. Это значит, что не потребуется дополнительная обработка места среза. Гильотина для резки может качественно выполнять свою задачу лишь в том случае, если ее лезвия достаточно остры, а также корректно выставлены. Если у оборудования зазор выбран неверно или же ножницы затупились, то соотношение качественных заготовок и лома будет меняться, то есть увеличиваться в сторону лома. Можно достаточно просто определить, затупилось ли лезвие. Если это так, то на нижней части кромки среза будет образовываться острый выступ. Его называют гратом, и его появление означает, что оборудование теряет эффективность, а качество резки ухудшилось.

Кроме того, что ухудшается качество резки, грат еще и опасен, так как его появление увеличивает риск травмировать руки резчика. Это особенно заметно, если заготовка была из нержавеющей стали. Чтобы избежать такой опасной ситуации, необходимо при рубке гильотиной соблюдать правила безопасности. Запрещается приступать к работе, если отсутствуют перчатки из плотной ткани или кожаных нашивок. Если на заготовке появился грат, то работа сразу же останавливается и либо настраивается прибор, либо точатся ножи.

Общая характеристика гидравлического типа ножниц

Рубка гильотиной заготовок осуществляется в разных режимах и с разными параметрами у материала. По этим причинам для каждого случая используется свой тип ножниц с приводом. То оборудование, которое использует гидравлическую систему привода для ножниц, отличается тем, что их производительность гораздо выше, а запас прочности больше. Чаще всего такое оборудование используется в том случае, когда необходимо наладить серийное или же штучное производство прямолинейных заготовок с прямолинейными кромками из металлопроката с толщиной от 2 до 20 мм и длиной резки от 1 до 3 метров.

Стоит отметить, что на предприятиях гидравлическая гильотина может быть усилена. Другими словами, она способна делать заготовки длиной до 6 метров, а толщина может превышать 20 мм. Однако такое оборудование чаще всего выпускается в штучных экземплярах, а вес и габариты достаточно большие.

Использование гидравлических станков

Параметры гильотины с таким типом привода для ножниц при своей работе позволяют создать давление, которое превышает 400 мПа. Данное давление действует равномерно по всей длине заготовки. В качестве основного режущего элемента, естественно, используются ножи. Они способны двигаться по прямой линии либо же по дуге. Это возможно благодаря тому, что имеются вертикальные направляющие у станка. Здесь стоит отметить, что при дугообразном движении появляется возможность с меньшими усилиями разрезать более толстые заготовки. Что важно, так это то, что это никак не сказывается на точности резки.

У данного оборудования имеется специальная таблица, по которой можно без проблем осуществлять контроль зазоров между ножами. Проводить настройку этого параметра можно вручную, в полуавтоматическом или же автоматическом режиме. На сегодняшний день рубка металла на гильотине гидравлического типа достаточно распространена. Чаще всего используются станки с таким типом привода, которые дополнительно обладают ЧПУ. Основное преимущество использования такого оборудования заключается в том, что он значительно упрощает процесс настройки, а также дает возможность смены режима резки в зависимости от заготовки одним нажатием кнопки. Это очень удобно, так как имеется более десяти режимов работы.

Еще одно преимущество гидравлического типа ножниц заключается в том, что во время эксплуатации они не производят никакого шума. Такой эффект достигается за счет того, что во время резки ножницы опускаются плавно, постепенно увеличивая давление. Здесь отсутствуют ударные движение ножницами, которые оказывают механические гильотины или пневматические.

Также у этих машин улучшена система безопасности. В этом вопросе оборудованию помогают дополнительно установленные фотодатчики. Монтируются они в рабочей области оборудования. Кроме этого имеются такие приборы, как защитные экраны и ограничители хода ножниц.

Электромеханический тип оборудования

Стоит сразу отметить, что электромеханическая гильотина является не менее распространенной, чем гидравлическая. Производительность у такого приспособления такая же, что и у гидравлики, то есть нож может осуществить до 60 ходов за одну минуту. Однако здесь стоит отметить, что сам процесс работы более шумный. Шум возникает из-за того, что гильотина использует в своей сборке кривошипный механизм привода. Из-за этого нож опускается в крайнее нижнее положение очень быстро, что создает ударную нагрузку и, как следствие, шум.

Наибольшее распространение станок гильотина электромеханического типа получил на том производстве, где необходимо обеспечить наибольшую производительность и точность резки, а также необходимо работать с большими заготовками, имеющими большую толщину. Однако тут же стоит отметить, что именно такие станки наиболее распространены в мелкосерийном и штучном производстве. Другими словами, именно электромеханический привод для ножниц чаще всего применяется в частных мастерских для резки металла. Для того чтобы эффективно выполнять поставленные задачи, оборудование имеет целый набор ножниц с небольшой мощностью. Отличительная особенность заключается в том, что они гораздо более компактны, что существенно экономит место в небольшой мастерской. Кроме того, каждый тип ножниц подходит для своей заготовки, а значит, можно обрабатывать и нержавейку, и медь, и пластик, и оцинкованную листовую сталь с толщиной до 2-3 мм.

Для того чтобы оборудование могло осуществлять процесс резки на гильотине, фото которой представлено, к верхней балке с ножом крепится кривошипно-шатунный механизм. Он, в свою очередь, соединяется с валом отбора мощности, работающим от электрического двигателя. Запуск машины осуществляется при нажатии кнопки включения или педали. Когда начинается работа, крутящий момент от такой детали, как эксцентрик, передается на оба конца ножевой балки. Благодаря этому удается добиться того, что каждое лезвие будет оказывать равное давление на заготовку. Именно это и обеспечивает равномерный разрез металла. После каждого оборота балка возвращается в исходное положение, заготовка сдвигается и процесс повторяется.

Если в конструкции электромеханической гильотины используется ЧПУ, то это делает из приспособления одну из наиболее точных и производительных машин, которая осуществляет резку и рубку металлических заготовок. Стоит также отметить, что эти машины стоят гораздо дешевле, чем гидравлические модели, а среди преимуществ сильно выделяется более простая кинематическая схема, которая считается достаточно надежной и простой в плане эксплуатации.

Общая характеристика пневматического привода

Данное оборудование также относится к промышленным, а работает оно от воздействия сжатого воздуха. Стоит отметить, что по производительности такие станки превосходят гидравлические, а также практически не отличаются от электромеханических. Для того чтобы привести такую машину в действие, используется либо компрессор, либо центральная магистраль со сжатым воздухом внутри. Чаще всего такие гильотины приобретаются только большими предприятиями, которые занимаются серийным производством заготовок из металлопроката.

Между гидравлическими, электромеханическими и пневматическими моделями есть кое-что общее. Все эти гильотины являются стационарными. Они снабжены столами с большой площадью, контейнерами для сборки уже готовых заготовок, а также автоматизированными устройствами, подающими материал для обработки. Многие модели с пневматическим приводом также обладают таким дополнением, как ЧПУ. Благодаря тому, что увеличивается скорость обработки металла, а также увеличивается точность резки, данные машины с наличием электронного управления считаются одними из лучших.

Характеристика ручного прибора

Существует также ручная гильотина, или механическая. В данном случае раскрой металла осуществляется за счет усилий от нажатия на педаль, от давления на рычаг и т. д. Такие станки используются на промышленных предприятиях, а также довольно часто в частных мастерских. Востребованность в данном оборудовании не пропадает, несмотря на то что существуют серьезные ограничения по толщине обрабатываемого материала. Как и в других моделях, ручная гильотина использует в качестве основного режущего элемента два ножа. Однако отличие заключается в том, что нижний нож у такого оборудования полностью неподвижен. Основная работа ложится на верхний нож, который либо перемещается вертикально вниз, либо вращается вокруг оси при помощи направляющих. У таких приспособлений на одном из концов балки имеется точка вращения, а на другом рычаг.

Если устройство способно разрезать заготовки с толщиной более чем 1 мм, то оно обязательно использует редуктор. Ручная гильотина для резки может использовать два типа привода, которые заставляют включаться в работу редуктор. Первый тип - ножной, включение осуществляется за счет нажатия на педаль. Второй тип - ручной, включение осуществляется за счет рычага. Стоит добавить, что некоторые модели механических станков могут быть оснащены обоими типами привода для включения мотора. Для того чтобы обеспечить точный разрез, необходимо установить станок на идеально ровной поверхности. Также нужно озаботиться тем, чтобы оборудование имело хорошую устойчивость.

Модели для резки металлических заготовок

Ручная гильотина для металла, гидравлическая, пневматическая или электромеханическая - это то оборудование, которое в настоящее время, является довольно распространенным. Во многом это благодаря тому, что резка металла в наше время - это одна из наиболее востребованных операций. Кроме того, используются они не только крупными предприятиями, но и домашними мастерами. Из-за такого широкого спроса производители данного оборудования выпускают его в самых различных комплектациях. Благодаря этому есть возможность выбора модели, которая будет точно соответствовать требованиям, необходимым для резки определенных заготовок.

Высокая популярность гильотинных станков также обеспечивается за счет того, что все они обладают достаточно высоким показателем точности и производительности. Стоит обратить внимание на то, что резать можно не только металл. Медь, латунь, алюминий и другие подобные материалы также могут быть обработаны на таких станках. Еще одно общее преимущество, которое объединяет все станки - это простота в обращении. Эксплуатация данных машин достаточно простая, а значит, после короткого ознакомления и выполнения нескольких операций даже домашний мастер сможет полноценно использовать такое оборудование.

Стоит обратить внимание на то, что если мастер обладает достаточно высокой слесарной квалификацией, необходимыми инструментами и материалами, не исключается возможность сборки таких гильотин собственными силами. Однако этот процесс все же довольно сложный, а потому чаще такие станки просто покупаются в уже готовом виде.

Гильотина для багета

Существуют менее габаритные устройства, которые используются для изготовления багетных рам. При сборке этих элементов наиболее важная деталь - это стыки в углах. Именно для обрезки материала в этих местах и используется менее габаритное оборудование. Есть несколько общих рекомендаций, которые стоит соблюдать при работе:

  • Выполнять работу необходимо лишь тем инструментом, который идеально острый. Чем прочнее заготовка, тем выше вероятность того, что появится дефект на линии среза, если инструмент будет хоть немного затуплен.
  • При резке необходимо сначала наносить линию среза, а только потом браться за инструмент. Использовать в качестве шаблона ранее срезанную деталь не рекомендуется, так как шанс брака слишком высокий.
  • При резке рекомендуется также оставить лишний миллиметр или полтора на всякий случай. Гораздо проще его срезать, если он все же будет лишний, чем потом не получится стыка вовсе.

Особенность конструкции гильотины заключается в следующем. Основной режущий элемент - это нож, который установлен в вертикальном положении. Чаще всего небольшие гильотины, как и габаритные станки, комплектуются именно парой лезвий, что позволяет делать срез двух симметричных деталей одновременно. Как и с промышленными моделями для металла, эти также могут быть механическими с ножным приводом или могут быть гидравлическими, или иметь электрический двигатель, приводящий лезвия в движение. Однако у прибора имеется и существенный недостаток, который заключается в том, что слишком тонкие багеты могут отламываться из-за большого давления ножа.

Здесь стоит добавить, что существует небольшая замена гильотины, если необходимо провести резку багета. Такой станок оправдан только в том случае, если работа будет вестись постоянно, если же это разовая необходимость, то можно использовать следующие инструменты.

Приобрести ручной фрезер и специальные фасонные фрезы для багета. Устройство достаточно простое, однако оно позволит без труда выбирать пазы, а также формировать шипы. Понадобится также ручная пила для резки багета. Использовать можно даже обычную ножовку, если качественно поработать над заточкой ее зубьев. Можно использовать специальную пилку, которая изначально ориентирована на резку таких материалов, как ПВХ, полистирол, пенопласт. Еще один важный элемент - это малярный нож с достаточно острым и длинным лезвием. Важнейшей деталью, без которой работать не получится, стало стусло. Это П-образный лоток, имеющий прорези под фиксированные углы.

Несмотря на грозное название и то, что другие машины используются для резки прочных материалов, есть и портативные (карманные) устройства, предназначенные для резки сигар. Гильотина для таких вещей отличается малыми размерами, а также тем, что лезвия могут быть самой разнообразной формы. Они могут быть круглые, овальные, с тремя ножами, с V-образными лезвиями. Такая вещь считается сугубо индивидуальной, а потому выбор довольно тщательный. Кроме того, существуют не только портативные приспособления, но и настольные. Они, естественно, несколько больше по размерам, чем карманные, но все же достаточно небольшие.

Несмотря на то, что, казалось бы, все они одинаковые, но люди, уже давно использующие эти приспособления, говорят обратное. Дешевые модели, лезвие которых сделано из некачественно материала, скорее всего, затупятся уже после 3-го или 4-го применения. Это очень плохо, так как острое лезвие необходимо для того, чтобы при срезе не оставалось табачных крошек или же обрывков табачного листа.