Возвышенное.


Другим свойством чувства является его возвышенность. Предположим, что у вас где-то что-то сильно зачесалось. Вы тут же начинаете остервенело скрести это место, ощущая при этом некоторое удовольствие, которое, однако, смешано с неприятным чувством зуда. В данном случае, хотя сила чувства может быть и велика, но удовольствие здесь смешано с неудовольствием. Вам и приятно, и неприятно в одно время.
Все физиологические ощущения в основном связаны со снятием напряжения. Вы чувствуете некоторое напряжение (голод, жажду или наоборот), и вам нужно это напряжение снять. При попытке усилить испытываемое напряжение (например, подольше не ходить в туалет) вы получите одновременно и некоторое повышение удовольствия, и некоторое повышение неприятных чувств. Возникает рассогласование чувств. Такие чувства мы будем называть низменными.
В то же время во время прослушивания прекрасной музыки вы можете настолько слиться с ней, что полностью забудете об окружающем мире, и ваша душа оторвется от земли и полетит все выше и выше.
В этом чувстве уже участвует весь мозг. Если в этот момент снять энцефалограмму вашего мозга, то будет видно, что все отделы вашего мозга работают в едином ритме, в единой гармонии. Отделы вашего мозга согласованы. Именно на этом основаны магические свойства музыки.
Если ваш мозг целиком испытывает некоторое чувство, то это возвышенное чувство. Именно возвышенные чувства и составляют основу счастья.
Для выстраивания возвышенных чувств вы должны следить за тем, чтобы ни одна мелочь не вызывала у вас раздражения или злости. Например, если вы узнаете о какой-либо удаче человека и испытываете к нему зависть, то у вас одновременно запускаются мечты (приятные) о таком же успехе и осознание (неприятное) того, что у вас этого успеха нет. Налицо рассогласование, то есть низменность чувств. Далее к этому добавляется злоба на этого человека (черная зависть), а заодно и злоба на себя (чувство неполноценности). В этом случае вас можно только пожалеть. Низменные чувства делают счастье в вашей жизни невозможным. Поэтому лучше всего сразу вырывать с корнем малейшие ростки рассогласованных чувств.
Другим следствием частого переживания низменных чувств является появление множества болезней. Рассогласованный мозг посылает рассогласованные сигналы своему организму, иммунной системе, эндокринной системе. Пытаясь одновременно следовать двум противоположным командам, внутренние органы прекращают нормальное функционирование. В результате к вам подбираются настолько страшные болезни, что ваша жизнь может стать адом.
Чтобы проще запомнить эти определения, повторяйте про себя: «Возвышенное чувство – когда душа поет, низменное чувство – когда пятка чешется».

Рис. 5А. Высокочастотные волны, изображенные в верхней части таблицы, отличаются большей скоростью вибрации. По частоте колебаний они ближе к энергии, чем к материи. Сверху вниз скорость вибрации снижается, и энергия становится все более «материальной». Таким образом, эмоции выживания заземляют нас и заставляют вибрировать на частотах, которые ближе к материи, чем к энергии. Гнев, ненависть, страдание, стыд, вина, осуждение, вожделение и подобные им эмоции погружают нас в материальный мир, так как их частота ниже и больше соответствует излучению материальных объектов. А такие возвышенные эмоции, как любовь, радость и благодарность, являются высокочастотными. Поэтому они ближе к энергии и дальше от материи.

Если реальность есть энергия, почему мы воспринимаем себя не столько в энергетическом, сколько в физическом аспекте? Дело в том, что эмоции, направленные на выживание, являются низкочастотными, или, иначе, низкоэнергетическими (эмоция есть «движущаяся энергия», ср. лат. мotus - движение). Они вибрируют на более низких частотах и поэтому «заземляют» нас на уровне физической сущности. Мы становимся «вязкими», отяжелевшими и сугубо телесными, так как эта энергия замедляет наши вибрации. Теперь тело в прямом смысле в большей степени масса, нежели энергия; материя довлеет над разумом.

Так что здесь есть своя логика: если мы откажемся от примитивных эмоций, направленных на выживание, и постараемся от них отвыкнуть, частота нашего энергетического излучения повысится, и мы уже не будем привязаны к телу. Мы в каком-то смысле освободим энергию из тела, взявшего на себя роль разума, и выпустим ее в квантовое поле. А возвышенные эмоции сами собой поднимут нас на более высокий уровень осознанности, ближе к Источнику, где мы сможем ощутить связь с вселенским разумом.

Как мы привыкаем быть «кем-то»

При стрессе, вызванном как реальной, так и надуманной опасностью, во внутреннюю систему вбрасывается множество веществ, вызывающих мощный энергетический всплеск, под воздействием которого тело и некоторые части мозга немедленно «просыпаются» и переключают все внимание на Большую Тройку. Этот механизм вызывает серьезное привыкание, ведь он позволяет нам «взбодриться» за считаные секунды, как чашка тройного эспрессо.

Со временем мы подсознательно привыкаем к своим проблемам, неблагоприятным обстоятельствам и нездоровым отношениям. Мы не устраняем эти ситуации из жизни, чтобы было чем подпитывать свою зависимость от эмоций выживания. А то вдруг мы забудем, кем мы, по нашему мнению, являемся. Да нам просто нравится поток энергии, который мы получаем от своих неурядиц!

Более того, этот эмоциональный подъем ассоциируется у нас с привычными и знакомыми элементами внешнего мира: людьми, предметами, местами и обстоятельствами. Мы попадаем в зависимость и от них тоже; внешнее окружение начинает определять нашу личность.

Если вы согласны, что человек способен вызвать у себя стресс одной только мыслью, тогда само собой разумеется, что мы можем устроить себе такой же химический всплеск, каким сопровождается бегство от хищника. А вещества, соответствующие стрессу, вызывают привыкание. Таким образом, мы попадаем в зависимость от самих мыслей; они подсознательно вызывают у нас всплеск адреналина, и поэтому нам так тяжело думать по-другому. Поэтому, пытаясь мысленно превзойти свои ощущения или, как принято говорить, «мыслить нестандартно», мы испытываем серьезный дискомфорт.

Итак, мысли и чувства, по большей части ограничивающего характера, снова подсаживают нас на крючок знакомых проблем, обстоятельств, стрессовых факторов и плохих решений, которые всегда вызывали у нас реакцию «бей или беги». И мы по-прежнему окружаем себя негативными раздражителями, чтобы постоянно испытывать стресс, так как эта зависимость подтверждает наши представления о себе. Она и нужна-то лишь для того, чтобы укреплять нашу идентичность. Проще говоря, мы попадаем в зависимость от проблем и обстоятельств, вызывающих стресс, будь это плохая работа или неудачные отношения. Мы так и держимся за наши неприятности, потому что они помогают нам ощущать себя «кем-то» и подпитывают нашу зависимость от низкочастотных эмоций.

Но хуже всего то, что мы живем в постоянном страхе: ведь если проблемы исчезнут, мы даже не будем знать, что думать и что чувствовать, а значит, не получим энергетического всплеска и не вспомним, кто мы такие. Для многих нет ничего страшнее, чем потерять свою индивидуальность. Ведь как это должно быть ужасно - быть никем, не иметь собственной идентичности?!

Эгоистичное эго

Как вы могли заметить, то, что мы называем своим Я, ассоциируется у нас с целым комплексом мыслей, чувств, проблем и элементов Большой Тройки и существует в контексте этой эмоциональной ассоциации. Стоит ли удивляться, что людям так трудно погрузиться в себя и оставить позади собственноручно сотворенную реальность? Да если б не было тела, времени и внешней среды, кажется, мы бы вообще не знали, кто мы такие. Вот поэтому мы столь зависимы от внешнего мира. Наше восприятие и воспроизведение эмоций ограничены органами чувств, потому что только так мы можем получать физиологический отклик, который подкрепляет наши персональные зависимости. И все это мы делаем для того, чтобы чувствовать себя людьми.

Если интенсивность реакции выживания не адекватна событиям внешнего мира, то избыток стрессовых гормонов приводит к фиксации на отдельных параметрах собственного Я. Мы становимся чрезмерно эгоистичны. Мы зацикливаемся на своем теле или каком-либо аспекте внешнего окружения и становимся рабами времени. Мы попадаем в ловушку персональной реальности и не чувствуем в себе сил измениться, отвыкнуть от себя.

Избыточные эмоции выживания становятся последней каплей, переполняющей чашу здорового эго (того Я, которое мы имеем в виду, когда произносим это слово). Естественная функция нормального эго - обеспечивать нашу безопасность во внешнем мире. Так, эго следит за тем, чтобы мы не подходили слишком близко к костру или к краю обрыва. Сбалансированное эго реализует инстинкт самосохранения. Оно поддерживает здоровое равновесие между собственными потребностями и нуждами других людей и равномерно распределяет внимание между собой и другими.

Когда нам необходимо выжить в экстремальной ситуации, вполне естественно, что приоритетом становится собственное Я. Но когда хронический, долговременный стресс выводит тело и мозг из равновесия, эго чрезмерно заботится о выживании и выдвигает себя на первый план в ущерб всему остальному. Мы зацикливаемся на себе. Мы потакаем своим прихотям, заняты только собой, преисполнены ощущением собственной важности и одновременно жалости и ненависти к себе. В условиях постоянного стресса эго действует по принципу «а как же я?».

При этом эго озабочено главным образом тем, чтобы контролировать исход любой ситуации, так как оно чрезмерно сосредоточено на внешнем мире и отчуждено от оставшихся 99,99999 % реальности. По сути, чем активнее мы определяем реальность через чувства, тем активнее она диктует нам свои законы. А закон материальной реальности есть прямая противоположность квантовому закону. То, на что мы направляем внимание, и становится нашей реальностью. Значит, если наше внимание сосредоточено на теле и материальном мире, если мы ограничиваем себя определенным отрезком временной линейки, то все это и обретает черты реальности.

Нам всего-то и нужно забыть о людях, которых мы знаем, о вещах, которыми владеем, о местах, которые посещаем, и о проблемах, которые нас преследуют. Мы должны потерять счет времени и выйти за пределы тела и его потребности подкармливать приобретенные привычки. Нам предстоит отказаться от хорошо знакомых переживаний, подтверждающих нашу идентичность, и не пытаться предсказывать будущее или воскрешать в памяти былое. Надо сбросить эгоистичное эго, озабоченное лишь своими потребностями, в мыслях и мечтах превзойти собственные ощущения и возжелать неизведанного. Вот тогда и начнется освобождение от привычной жизни.

Другим свойством чувства является его возвышенность. Предположим, что у вас где-то что-то сильно зачесалось. Вы тут же начинаете остервенело скрести это место, ощущая при этом некоторое удовольствие, которое, однако, смешано с неприятным чувством зуда. В данном случае, хотя сила чувства может быть и велика, но удовольствие здесь смешано с неудовольствием. Вам и приятно, и неприятно в одно время.

Все физиологические ощущения в основном связаны со снятием напряжения. Вы чувствуете некоторое напряжение (голод, жажду или наоборот), и вам нужно это напряжение снять. При попытке усилить испытываемое напряжение (например, подольше не ходить в туалет) вы получите одновременно и некоторое повышение удовольствия, и некоторое повышение неприятных чувств. Возникает рассогласование чувств. Такие чувства мы будем называть низменными .

В то же время во время прослушивания прекрасной музыки вы можете настолько слиться с ней, что полностью забудете об окружающем мире, и ваша душа оторвется от земли и полетит все выше и выше.

В этом чувстве уже участвует весь мозг. Если в этот момент снять энцефалограмму вашего мозга, то будет видно, что все отделы вашего мозга работают в едином ритме, в единой гармонии. Отделы вашего мозга согласованы. Именно на этом основаны магические свойства музыки.

Если ваш мозг целиком испытывает некоторое чувство, то это возвышенное чувство. Именно возвышенные чувства и составляют основу счастья.

Для выстраивания возвышенных чувств вы должны следить за тем, чтобы ни одна мелочь не вызывала у вас раздражения или злости. Например, если вы узнаете о какой-либо удаче человека и испытываете к нему зависть, то у вас одновременно запускаются мечты (приятные) о таком же успехе и осознание (неприятное) того, что у вас этого успеха нет. Налицо рассогласование, то есть низменность чувств. Далее к этому добавляется злоба на этого человека (черная зависть), а заодно и злоба на себя (чувство неполноценности). В этом случае вас можно только пожалеть. Низменные чувства делают счастье в вашей жизни невозможным. Поэтому лучше всего сразу вырывать с корнем малейшие ростки рассогласованных чувств.

Другим следствием частого переживания низменных чувств является появление множества болезней. Рассогласованный мозг посылает рассогласованные сигналы своему организму, иммунной системе, эндокринной системе. Пытаясь одновременно следовать двум противоположным командам, внутренние органы прекращают нормальное функционирование. В результате к вам подбираются настолько страшные болезни, что ваша жизнь может стать адом.

Чтобы проще запомнить эти определения, повторяйте про себя: «Возвышенное чувство – когда душа поет, низменное чувство – когда пятка чешется».

Различные ощущения приятного или неприятного основываются не столько на свойстве внешних вещей, возбуждающих эти ощущения, сколько на присущем каждому человеку чувстве удовольствия или неудовольствия от этого возбуждения. Этим объясняется, что одни люди испытывают радость по поводу того, что у других вызывает отвращение; этим же объясняется, что любовная страсть часто остается загадкой для всех окружающих или что один ненавидит то, к чему другой совершенно равнодушен. Сфера наблюдений этих особенностей человеческой природы простирается очень далеко и таит в себе еще множество открытий, столь же привлекательных, сколь и поучительных. Здесь я обращу внимание лишь на некоторые пункты, особенно, как нам кажется, выделяющиеся в данной области, и взгляну на них больше глазами наблюдателя, чем философа.
Так как человек чувствует себя счастливым, лишь поскольку он удовлетворяет какую-нибудь склонность, то чувство, делающее его способным испытывать большое удовольствие, не нуждаясь для этого в исключительных талантах, имеет, конечно, немаловажное значение. Тучные люди, для которых самый остроумный автор - это их повар, чьи изысканные произведения хранятся в их погребе, будут по поводу пошлой непристойности и плоской шутки испытывать такую же пылкую радость, как и та, которой гордятся люди более благородных чувств. Ленивый человек, любящий слушать чтение книги потому, что при этом можно прекрасно заснуть; купец которому все удовольствия кажутся глупыми, за исключением того, которое делец испытывает, когда он составляет смету своей торговой прибыли; тот, кто любит другой пол лишь в той мере, в какой он причисляет его к предметам, годным для употребления; любитель охоты, охотится ли он за мухами, как Домициан, или за дикими животными, как А… - у всех этих людей есть чувство, делающее их способными наслаждаться каждого на свой лад; им незачем для этого завидовать другим, и они могут при этом не составлять о других определенного представления; однако в данное время мое внимание обращено не на чувство таких людей. Существует еще одно чувство, более тонкое; оно называется так или потому, что его можно испытывать более длительное время без пресыщения и истощения; или потому, что оно предполагает, так сказать, некоторую возбудимость души, делающую ее способной к добродетельным порывам; или же потому, что оно свидетельствует о талантах и превосходстве духа, тоща как названные выше чувства бывают и при полном отсутствии мыслей. Одну сторону именно этого чувства я и хочу рассмотреть. Но я исключаю отсюда ту склонность, которая обращена на глубокое проникновение ума, а также то возбуждение, к которому был способен такой человек, как Кеплер, когда он, как сообщает Бейль, заявил, что ни одного своего открытия он не отдал бы за целое княжество. Подобного рода чувство слишком тонко, чтобы оно могло быть темой настоящего очерка, касающегося лишь того чувства, к которому способны и более обыкновенные люди.
Имеется преимущественно два вида более тонкого чувства, которое мы хотим здесь рассмотреть: чувство возвышенного и чувство прекрасного. Оба чувства возбуждают приятное, но весьма различным образом. Вид гор, снежные вершины которых поднимаются над облаками, изображение неистовой бури или описание ада у Мильтона вызывают удовольствие, связанное, однако, с некоторым страхом. Вид покрытых цветами лугов и долин с бегущими по ним ручьями и пасущимися на них стадами, описание рая или гомеровское изображение женских прелестей также вызывают приятное чувство, но радостное и веселое. Чтобы первое из упомянутых здесь впечатлений имело надлежащую силу, мы должны обладать чувством возвышенного; для того же, чтобы как следует насладиться вторым, необходимо иметь чувство прекрасного. Высокие дубы и уединенные тени священной рощи возвышенны, цветочные клумбы, низкая изгородь и затейливо подстриженные деревья прекрасны. Ночь возвышенна, день прекрасен. Спокойная тишина летнего вечера, когда мерцающий свет звезд пробивается сквозь ночные тени и светит одинокая луна, постепенно вызывает у натур, обладающих чувством возвышенного, глубокое чувство приязни, презрения к земному, ощущение вечности. Сияющий день внушает деловое рвение и чувство веселья. Возвышенное волнует, прекрасное привлекает. Выражение лица человека, охваченного чувством возвышенного, серьезно, иногда неподвижно и полно удивления. Сильное ощущение прекрасного, напротив, возвещает о себе блеском веселья в глазах, улыбкой и порой шумной радостью. Возвышенное в свою очередь бывает различного рода. Иногда этому чувству сопутствует некоторый страх или даже грусть в иных случаях - лишь спокойное изумление, еще в других - сознание возвышенной красоты. Первое я хотел бы назвать устрашающе-возвышенным, второе - благородным, третье - великолепным. Глубокое одиночество возвышенно, но оно чем-то устрашает.

Я приведу только один пример того благородного ужаса, который способно внушить нам описание полнейшего одиночества, и с этой целью привожу несколько выдержек из рассказа о сновидении Каразана в “Brem. Magasin”, т. IV, с. 539. Этот скупой богач по мере роста своих богатств все больше делал для себя недоступным чувство сострадания и любви к ближнему. Между тем, чем больше охладевала в нем любовь к человеку, тем более усердно он молился и соблюдал обряды. И вот после этого призвания он продолжает следующим образом: “Однажды вечером, когда я при свете лампы производил свои расчеты и составлял смету своих торговых прибылей, мной овладел сон. В этом состоянии увидел я спускающегося ко мне подобно вихрю ангела смерти; он начал меня бить, прежде чем я успел отвратить молитвами страшный удар. Я оцепенел, поняв, что моя судьба решена на вечные времена и что ко всему доброму, что я совершил, ничего уже не могло быть прибавлено, а от содеянного мной зла ничего уже не могло быть отнято. Я был подведен к престолу того, кто обитает на третьем небе. Из сияния, пылавшего предо мной, ко мне были обращены слова: «Каразан, твое служение Богу отвергнуто. Для тебя стала недоступна любовь к человеку, ты железной рукой держал свои сокровища. Ты жил только для себя, а потому и в будущем ты вечно должен жить в одиночестве, без всякого общения со всем сотворенным». В это мгновение я какой-то невидимой силой был сорван с места и унесен дальше через величественное мироздание. Бесчисленные миры скоро остались позади меня. Когда я приблизился к самому краю мира, я заметил, что тени безграничной пустоты спускались предо мной в необъятную глубину. Страшное царство вечной тишины, одиночества и мрака! Невыразимый ужас объял меня при виде этого. Мало-помалу я потерял из виду последние звезды, и наконец в совершенной темноте потухло и последнее мерцающее сияние света. Смертельный ужас отчаяния усиливался с каждым мгновением, и в такой же мере я с каждым мигом удалялся от обитаемого мира. С нестерпимой тоской я думал о том, что, если бы даже в течение десятков миллионов лет эта сила несла меня все дальше за пределы всего сотворенного, я и тогда все равно продолжал бы смотреть в бездонную пропасть тьмы без всякой помощи или надежды когда-либо вернуться назад. В этом состоянии оцепенения я с такой силой простер свои руки к предметам действительности, что в этот момент проснулся. И вот с тех пор я понял, что должно глубоко уважать людей; ведь даже самого ничтожного из тех, кого я, упоенный своим счастьем, гнал от дверей своего дома, я в той страшной пустоте, несомненно, предпочел бы всем сокровищам Голконды».

Поэтому огромные, обширные пустыни, как, например, необъятная пустыня Шамо в Центральной Азии, всегда давали повод к тому, чтобы населять их страшными тенями, домовыми и привидениями.
Возвышенное всегда должно быть значительным, прекрасное может быть и малым. Возвышенное должно быть простым, прекрасное может быть нарядным и изысканным. Большая высота вызывает чувство возвышенного, как и большая глубина, однако чувство, вызываемое такой глубиной, сопровождается ощущением ужаса; чувство же, вызываемое высотой, - изумлением; и именно поэтому первое ощущение может быть устрашающе-возвышенным, а второе - благородным. Вид египетских пирамид, как рассказывает Хассельквист, производит на нас гораздо большее впечатление, чем все описания, однако устройство их просто и благородно. Церковь Св. Петра в Риме великолепна. Так как на здании ее, величественном и простом, красота, например золото, мозаика и т. п., распределена так, что ощущение возвышенного все же преобладает, то и самый предмет называется великолепным. Арсенал должен быть благороден и прост, замок правителя - великолепен, загородный дворец - красив и наряден.
Длительность возвышенна. Если она относится к прошедшим временам, она благородна. Если же предвидят ее в необозримом будущем, она пугает. Постройки самой далекой древности вызывают благоговение. Описание Галлером вечности будущего вызывает легкий трепет, а его описание вечности прошедшего - немое изумление.

*
* Он. Живет в коммуналке, в комнате. Знакомится с женщиной. У нее двухкомнатная,приватизированная. Чувства. Свадьба. Уговаривает продать комнату. Продал.Она зарегистрировала на свою жилплощадь. Деньги промотали на курорты и шмотье ей.Родился ребенок.

Недолго счастье длилось. Ссора за ссорой.Она всем недовольна. Постоянно придирается из-за пустяка.

Приходит с работы. Дверь не открывается. Врезаны новые замки. Сначала кантовался у друзей. Думал "перебесится". Решил вернуться. Думал - за месяц успокоилась, остыла. Пришел. Вызвала милицию. В их присутствии показала документы:"Разведены", "Выписан по старому месту жительства..."
-Что делать? Куда идти?
-Но я продал жилье,а деньги...
-Слушай, мужик! Не свалишь - заберем в обезьянник, статью пришьем "Угроза жизни человека" и "Попытка проникновения в чужое жилье".

Что делать? Даже вещи не отдала.Пришел с зарплатой. Так она, в присутствии ментов, обшмонала карманы (якобы ключи забрать от квартиры), а забрала всю зарплату.
Помотался, помотался. Ни зарплаты, ни документов (сказала,что их нету, что я их забрал). Уехал в другой город. Стал бомжевать. Думал - подзаработаю, восстановлю документы, отсужу какое - нибудь жилье.

Она. Жила в небольшом городке,недалеко от Москвы (70 км.). Пустила квартирантку. Та, выбрала момент: напоила, сунула подписать дарственную на квартиру. Проснулась в парке, на лавочке. Рядом сумка с кое-какими вещами. Ничего не помня, с треском в голове и еле держащими ногами поплелась домой. Квартира ее, а дверь -чужая, железная. Звонит - тишина. Пошла искать похмелиться. Там - же уснула. На следующий день - снова никого. Так ходила неделю. Потом пошла в милицию. Те пришли, взломали дверь.
-Я хозяйка. Там квартирантка должна быть. Неделю не открывает, может что случилось?
Вскрыли, а там жиличка с мужем, двумя детьми - сидят, телевизор смотрят.
-Почему не открываете?
-Мои все дома. Гостей не ждем, вот и не открываем.
-Документы!
-Пожалуйста.Вот паспорт, прописка. Дарственная. Мы владельцы.
-Подадим на Вас в суд и затребуем компенсацию за вторжение без ордера, за взлом двери.
Вот так и осталась без жилья.

Оба работали на овощной базе, в Москве. Познакомились. Компания подобралась из семи человек,все без жилья. Вместе торговали, пили, спали под кустом, под теплотрассой(трубами),в подвалах. Приглянулись друг-другу, стали отделяться. Работать стали в паре, деньги держал он. Решили жить вместе. Ездили в лес за грибами-продавали; ездили в поле за кукурузой и горохом - продавали; в совхозе воровали яблоки, груши, ...ягоды - продавали" работали на овощной базе - тоже продавали.
Деньги были у него. Пил в меру, она побольше. Никогда ее не бросит, всегда укроет, защитит, лучший кусок ей. Разве это не "возвышенные чувства"?Ведь бомжи - это те же люди.
Хорошо, что у нее осталась дача в 1,5 часах на электричке от Москвы. Там они и поселились. Летом, бывало в парке под кустом или на лавочке. В дождь - под платформой на коробках.

У этой пары чувства! Ихним отношениям друг к другу могут позавидовать многие. Мы за материальными ценностями растеряли эти чувства, остались только привычки и "надо", "у всех так",...

Ведь бомжами не рождаются,ими становятся.