Восстановление маны скайрим. Скайрим: Магия (атрибут)

О, как несправедливо обошлась природа со своим самым последним творением - человеком. Видимо, у нее, у бедняги, просто сил под конец не осталось. И в самом деле, даже павший в неравном бою с шоколадом зуб подлежит замене в пыточном кресле у специфического дементора, называемого маглами стоматологом, и упорно не отрастает самостоятельно. Не только маглы, но и маги далеко не все и не всегда способны восстановить утраченную часть тела. Разумеется, вырастить исчезнувшие кости просто - достаточно бутылочки костероста, а вот поди-ка, восстанови зуб... А в куда более примитивном животном мире магия восстановления процветает вовсю...
Судите сами.
В наших пресных водоемах обитает крошечное полупрозрачное волшебное существо, носящее гордое имя мифического чудовища, с которым долго и кровопролитно боролся Геракл, - гидра. Обнаруживший это существо натуралист и естествоиспытатель Трамбле, человек не в меру любознательный, разрезал животное пополам и поинтересовался, что у него внутри. Пока он интересовался, из двух половинок выросли два новых животных, которые с вызовом смотрели на склонного к вивисекциям ученого и дерзко шевелили щупальцами. Трамбле принял вызов и стал методически издеваться над животным - разрезал его вдоль и поперек, кромсал на мелкие кусочки и делал на теле жертвы эксперимента различные надрезы. Из каждого отрезанного лоскутка вырастало новое существо и укоризненно взирало на смелого экспериментатора. Вершиной эксперимента стало надрезание головной части животного на семь частей, из которого выросло семь голов. Ужаснувшись, Трамбле, поотрубал все головы и облегченно вздохнул. А неунывающее создание отрастило на месте отрубленных новые семь голов. Экспериментатор признал себя побежденным и окрестил непобедимого страдальца гидрой - у жертвы честолюбия Геракла тоже отрастали отрезанные головы. Посвятивший долгие годы кромсанию гидры, Трамбле подвел итог своей жизни, написав научный труд "Мемуары к истории одного рода пресноводных полипов с руками в виде рогов".
Если изловить маленького и невзрачного плоского червячка, который обретается в наших водоемах и называется планарией, и, преодолев в себе естественный протест, разрезать несчастное существо пополам, из каждой половинки вырастет новый веселый и довольный червячок. Волшебство? Волшебство! Ха! Это еще что: если этого червячка покрошить на мелкие кусочки, из каждого ошметочка вырастет новый червячок, пусть не очень крупный и не очень довольный, но целый и живой. Волшебство? Еще бы! Но и это еще не все! Планария - ходячая загадка и бесконечный повод для философских суждений на тему: "Что есть разум?". Судите сами: если долго и упорно издеваться над бедным червяком, подманивая его на лакомую козявочку и поражая беззащитную тварь электрическим током, то достаточно скоро планария составит себе абсолютно верное суждение о человеческой природе и перестанет подманиваться на козявку, а станет решительно поворачивать в другую сторону при виде приманки, коварно предложенной нехорошим экспериментатором. Представьте себе, что, если замученную экспериментом планарию разрезать поперек на две части, из которых вырастут затем два червя, то оба они сохранят в своей душе глубокое недоверие к роду человеческому и оба с похвальной предусмотрительностью станут ползти не к козявке, а от нее. То есть, когда память о негуманном эксперименте сохраняет червь, бывший головой планарии, это понятно, а вот когда все помнит червь, бывший, миль пардон, попой... Действительно, что есть разум?

Хорошо знакомый всем и каждому дождевой червь - абсолютно колдовское существо, будучи перерезанным, перекушенным, перерванным и так далее пополам, он отращивает недостающую половинку тела. Не правда ли, вам случалось, вскапывая землю, выворачивать лопатой пласт земли, на котором безумно извивается перерезанный пополам червяк? Мучимый угрызениями совести огородник в подобном случае поспешно засыпает несчастное существо землей и чувствует себя едва ли не убийцей. Не расстраивайтесь! Это не убийство, а, так сказать, насильственное размножение, - теперь вместо одного червя вырастут два, бодрых и молодцеватых. Подобный эксперимент - редкий случай, когда волшебство оказывается под силу даже и маглу - самый заурядный простец способен превратить одного червяка в двух.
Обитатель в живом виде морей и океанов, а в засушенном - сервантов и буфетов - морская звезда, как и другие представители иглокожих, отращивает щупальца, утерянные в схватке с более сильными обитателями моря.
Речной рак, хотя и не так легко, отращивает оторванные ноги - собственно, он и стал родоначальником термина, характеризующего счастливую способность некоторых представителей животного царства восстанавливать утерянные части тела - этот многообещающий процесс маглы называют регенерацией (рац-рак) , а маги - волшебством восстановления .
Лягушки, жабы, тритоны и прочие земноводные отращивают кто во что горазд. У кого есть хвост (у тритонов, к примеру) - отращивают оторванный хвост, у кого есть ноги (почти у всех) - отращивают утерянную ногу. Но это что! В эксперименте тритоны сумели отрастить... А вот попробуйте догадаться, что... ГОЛОВНОЙ МОЗГ! Класс! Вот для кого не имеет никакого смысла поговорка "не теряй головы" - ну, потерял, ну и что, новая вырастет!
Всем известна увлекательная способность ящериц в критические мгновения своей жизни браво отбрасывать хвосты и удирать под ближайшую коряжку, оставив в зубах хищника трепещущую и возмущенную таким бесцеремонным отторжением часть тела. Если вы были юным натуралистом или просто чрезмерно пытливым ребенком, наверняка вы обрывали несчастным тварям хвосты и наслаждались зрелищем "живой" части тела.
Но подлинной вершиной волшебства восстановления или регенерации следует, видимо, считать взаимоотношения веретеницы - есть такая безногая ящерица - и дождевого червя. Веретеница, большая любительница дождевых червей (с чисто утилитарно-гастрономической точки зрения) неустанно рыщет в толще дерна, отыскивая любимое лакомство. Изловив особенно крупного и аппетитного червя, веретеница, не блещущая особыми размерами и безудержной силой, вступает с потенциальным обедом в соревнование, смысл которого состоит в том, что веретеница стремится выковырять червя из норки, а червь активно стремится скрыться в ее темных глубинах, а потому цепляется за стенки норы щетинками, усеивающими его дородное тело (и нечего удивляться, попробуйте, погладить червя "против шерсти" и вы поймете, почему класс животных, к которому относится дождевой червяк, называется "малощетинковые"). Осознав, что "кина не будет", червяк не поддастся, ящерица, вытянувшись в длину, начинает быстро вращаться в одну сторону, разрывая несчастного червя пополам. Уцелевшая половинка скрывается в норе и приступает к отращиванию недостающей части. А вот веретеницу, увлеченную поеданием протестующей половинки червя, вполне может ухватить за хвост, к примеру, барсук, пробегающий мимо. Что же, веретеница в подобном случае жертвует хвостом и удаляется восвояси. Но вдумайтесь, какой увлекательный волшебный процесс следует за этим: половинка веретеницы переваривает половинку дождевого червя!
Многие и многие животные, помимо перечисленных, способны восстанавливать ту или иную утраченную часть тела, собственно, регенерация свойственна даже простецам - что, как не восстановление утраченного происходит, когда заживает царапина на ладони ребенка, ставящего научный эксперимент: поместится кошка в стиральной машине или не поместится? Волшебству восстановления мы обязаны срастанием костей, переломанных во время первого полета на метле. Кроме того, постоянно регенерируются клетки и ткани человеческого организма: к примеру, к регенерации можно отнести циклическое обновление крови или эпителиальных клеток. Но, безусловно, умение отращивать чего-нибудь покрупнее, чем просто ткань, пригодилось бы как маглам, так и волшебникам.
Регенерация - биомагический процесс, подчиненный обратной пропорциональности - чем примитивнее устроено животное, тем большие фрагменты тела оно может восстановить. Соответственно, маг, как наиболее высокоорганизованная единица живого, часто оказывается менее прочих способным к волшебству восстановления - увы и ах! Поэтому когда вы страдаете в стоматологическом кабинете и сетуете на превратности биомагии, не желающей регенерировать зуб, и на учителей, не научивших вас наколдовывать пломбы, утешьте себя мыслью о том, что отсутствие регенерации целого органа - это неопровержимое свидетельство того, сколь высокую ступень эволюционного развития вы занимаете.
Современная наука давно и настырно стремится научить человеческий организм отращивать утерянные органы - еще бы, тогда отпадет проблема трансплантации органов, ампутации конечностей и (мечты, мечты, где ваша сладость?) хирургической стоматологии. Но вершина сегодняшних достижений - это восстановление удаленных органов у новорожденных крысят.
Хотя, кто знает, возможно, в светлом будущем регенерация целых человеческих органов станет таким же обычным делом, как и лечение насморка. И тогда любое дитя, и юный волшебник, и молодой магл, сможет смело рисковать пальцем, экспериментируя на предмет: влезет или не влезет в стиральную машинку крокодил.

Домашнее задание.

Домашнее задание в этот раз будет с возможностью выбора.
Поскольку я твердо уверена, что даже и маглам, не говоря уже о волшебниках, необходимо развивать свои природные склонности, а не насиловать свой разум теми науками, к которым он, разум, не предрасположен, я предлагаю вам выбрать один из двух вариантов второй части домашнего задания. Так сказать, работа для «физиков» и работа для «лириков». При слове «лирики» профессор остановилась, коротко взмахнула палочкой, произнесла: «Orchideous », и перед покрасневшей студенткой Хаффлпаффа Алгеброй возник букет цветов. Профессор улыбнулась Алгебре и продолжила урок.
Первая часть домашнего задания одинакова для обоих вариантов, различается третий вопрос.
Итак:
Домашнее задание для «физиков»:

1. Что такое волшебство восстановления или регенерация?
2. Приведите примеры волшебства восстановления в мире животных - чем больше, тем лучше. Особо ценными считаются примеры, не упоминавшиеся на уроке, а добытые самостоятельно. Возможно (и даже наверняка), вы лично наблюдали случай магии восстановления.
3. Опишите, как вы представляете себе этот процесс на клеточном уровне (имеется в виду не просто «клетки делятся», а множество мелких подробностей).

Описание

Данный мод позволяет контролировать скорость регенерации здоровья, маны и выносливости.

Особенности:

* Написан для SkyUI (только для MCM)
* Контроль регенерации во время сна, сидя, бега, спринта
* Настройка регенерации для зелий и еды
* Настройка регенерации во время боя
* Настройка регенерации для предметов, магии и особенностей

Требования

* SKSE 1.6.16 или новее
* SkyUI 5.1 или новее

Что нового?

* Значения для игровых настроек теперь применяются автоматически после перезапуска игры.
* Шаблон Daggerfall обновлен, включает регенерацию для магии и другие изменения.
* Добавлена новая особенность для ГГ: замедление скорости до -50% (см. на странице "Разное").
* Изменение поведения настроек для особенностей (ранее назывались заклинания): теперь это постоянная прибавка к темпу регенерации, пока они активны. В этой версии это также затрагивает Знак Леди (ранее от него вообще никакого толку не было, теперь будет).

Различия от ветки версий 2.хх: значительные, всех не перечислить.

Обновление

Обновление с версии 3.х:
* Просто обновите файлы и продолжайте играть.

Обновление с версии 2.х:
* Удалите старую версию как написано в данном документе ниже
* Установите новую версию как написано в данном документе ниже

Примечание об обновлении с версии 2.х на версию 3.х: может вызвать большие проблемы.
Придется использовать "чистильщики" сейвов и т.п. Мой совет: проще начать новую игру.

Q. Числа. Что они означают?
A. В оригинальной игре параметры HealRate, MagickaRate, StaminaRate имеют строго заданные значения:

HealRate = 0.7, MagickaRate = 3.0 и StaminaRate = 5.0.

Чем выше значение, тем быстрее восстанавливается заданный аттрибут. Грубо говоря, эти значения указывают в процентном отношении насколько увеличивается аттрибут в единицу времени. Для здоровья, например, это составляет 0.7%/сек. от базового/максимального значения здоровья.

Также имеются еще три дополнительных параметра, которые используются во время боя:

CombatHealthRegenMult = 0.7, fCombatMagickaRegenRateMult = 0.33, fCombatStaminaRegenRateMult = 0.35

Данные параметры умножаются на приведенные выше. Тем самым скорость регенерации во время боя резко снижается.

Q. Зелья на ускорение восстановления больше не актуальны? Вообще, затронуты ли какие-либо параметры для зелий?
A. Нет. Мод не трогает зелья или иные предметы. Скорость регенерации зависит от настроек мода. С версии 2.06 для зелей и еды отведены свои настройки.

Q. Как работают настройки для зелий, еды и т.д.?
A. Настройки зелий и еды имеют наибольший приоритет и поэтому переписывают другие значения.

Приоритеты от высшего к низшему:
Зелья > Еда > Сидя/Бег/Спринт

При этом, настройки для сна и в форме зверя выключают вообще все настройки для зелий и т.д.

Начиная с версии 3.09 настройки, отвечающие за поведение особенностей, которые приведены ниже, были изменены таким образом, что они становятся добавкой к текущему значению темпа регенерации. Например, в режиме стоя задан темп 0.3, а во время бега 0.55, а величина для особенности равна 0.11. Тогда, когда активна особенность конечный темп будет равен соответственно: 0.41 стоя и 0.66 во время бега. Список особенностей: Знак Леди, Алтарь Акатоша, Кольцо Намиры и "Крылья Ветра".

Q. Совместимость с другими модами?
A. Не совместим с теми, которые меняют значения игрока: HealRate, MagickaRate, StaminaRate. Любым способом.

Q. Custom Races?
A. Должно работать, не тестировал.

Q. После сна видно, что здоровье увеличилось до максимума, а потом резко уменьшилось. Так задумано?
A. Да. Исправлять не планирую, это добавит только больше проблем совместимости с неофициальными патчами и другими модами.

Q. Какая формула для режимов сна и ожидания?
A. Формула изменилась по сравнению с версиями 2.хх, она выглядит так:

Значение/час = 36 * <ЧАСЫ> * <ТЕМП>


Q. Затрагивает ли мод других персонажей, драконов?
A. Нет. И не планируется.

Q. Релиз без SKSE планируется?
A. Нет. И не планируется.

Q. Обязателен ли SkyUI?
A. Нет, необязателен. Все сделано в рамках MCM. Если не нравится SkyUI можете попробовать мод "SkyUI-Away" и т.п.

Установка

1. Скопируйте файлы из архива, что расположены в директории Data в директорию с игрой (.../Skyrim/Data)

2. Подключите мод Realistic_Regeneration.esp в лаунчере

3. После загрузки игры войдите в меню Настройка Модов и сразу выйдите. Последовательность: Escape -> Настройка Модов -> TAB -> TAB. Это запустит процесс инициализации и подключения новых модулей MCM.

4. Подождите 5-10 секунд и дождитесь сообщения, что данный мод включен (в левом верхнем углу надпись "Реалистичная регенерация включена")

5. Настройте мод по своему усмотрению. Максимальные значения на ползунках означают максимальное допустимое значение (они такие же как и в оригинальной игре).

Удаление

1. В настройках мода выключите мод: снять галочку напротив "Мод включен"
2. Сохраниться
3. Отключить мод в лаунчере
4. Удалить файлы из поставки мода

Древо, которое существует в нашем сознании, имеет внутреннее и внешние связи проявления. В организме это связи головного мозга с каждым определенным органом. Баланс с каждой клеткой и еще очень важно с окружающей средой.

Чтобы регенерация органа прошла правильно, нужно дерево жизни, с миллиардами веточек, которые необходимы для того, чтобы все клетки ЗНАЛИ друг о друге все.

Если МЫ нарушаем такое равновесие и нарушаем сбор информации со всего организма, плюс неправильно РАСПАКОВЫВАЕМ ДНК, то процесс регенерации может затормозиться. Ведь с ДНК все начинается. Она открытая система. Открыта в Космос гораздо больше, чем многие другие элементы структуры. Почему АТОМ металла вмонтирован между фосфатными группировками? Кобальт, Никель, Железо, Кальций, Магний, не случайно.

Таким образом, идет сканирование биосистем. Для того чтобы орган был построен правильно, процесс должен быть соотнесен со всем организмом.
Поэтому идет сканирование всего организма. Плюс космическая информация, Божественная информация. И в итоге возникает орган, как часть в целом. Дальше.

Если Вы получили НОВЫЙ ОРГАН, выполненный из идеальных клеток, вы переходите от нового органа к новому будущему. Значит, при наличии древа в сознании начинает работать не на уровне молекул ДНК, а они начинают работать как ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМА, как человек единый, подчиняясь управлению сознания, а не только подсознательных автоматизмов. И после этого идет сканирование по всему организму, идет нарастание гомеостаза. Завершающая часть регенерации органа., который был поражен.

Раз у человека есть норма, значит у человека есть будущее. Получается следующее.

Регенерация возможна тогда, когда ВКЛЮЧЕНО БУДУЮЩЕЕ. Это бедующее должно стать НАСТОЯЩИМ. Это ПРОИСХОДИТ ПОТОМУ, ЧТО СОЗНАНИЕ ОБЛАДАЕТ СВОЙСТВАМИ ОТРАЖЕНИЯ ВСЕЙ РЕАЛЬНОСТИ НА КАЖДОМ СВОЕМ СЕГМЕНТЕ, Т.Е. В КАЖДОМ СЕГМЕНТЕ ИСТИННОГО СОЗНАНИЯ СУЩЕСТВУЕТ ВСЯ РЕАЛЬНОСТЬ МИРА ОДНОВРЕМЕННО.

Материя создается из энергии света, наполненной жизнью. Душа должна выстроить ЛУЧИ Световые в сторону здоровых клеток и всего физического тела, а также событий выздоровления на шкале времени. Душа выстраивает ВАШУ ЛИЧНУЮ РЕАЛЬНОСТЬ. У нее и спереди и сзади теперь здоровые клетки, здорового физического тела.

Значит, сознание в предсмертный момент соединяется с душой и Душа дает проявления того позитивного Будущего, к которому ВЫ СТРЕМИТЕСЬ. Делает она это через сознание, т.е. Душа точно знает, что она может изменить любое негативное событие, что она неразрушима.

Но она это знает там, в своем пространстве, а здесь она отражена сознанием и видит через сознание. А сознание есть в каждой клетке физ. тела. Тогда кому нужно показать, что ситуация исправлена и что для этого нужно действовать. Сознанию это нужно показать и научить его делать, чтобы преодолеть деструкцию в организме.

Вот такой отрывочек, чтобы настроить вас на понимание, что процесс регенерации, несмотря на тот листочек, который раздал, является гораздо более сложным…

Магия – это энергия, которая требуется для чтения заклинаний. То же, что и мана в других РПГ.

Количество Магии зависит от уровня вашего персонажа. С каждым уровнем вы можете добавить десять очков к Магии или к какому-либо другому атрибуту .

Магия уменьшается каждый раз, когда вы используете заклинание. Голубая полоска в левом нижнем углу экрана показывает ее количество (но когда оно максимально, полоска не видна). Есть несколько способов восстановить Магию:

  • Магия медленно восстанавливается со временем;
  • Магия восстанавливается во время сна или ожидания;
  • При помощи зелий и свитков восстановления магии;
  • При повышении уровня Магия полностью восстанавливается;
  • Заклинание Эквилибриум восстанавливает Магию за счет здоровья;
  • При помощи заклинаний, зачарований, свитков, ядов и т. д. с эффектом «Поглощения Магии».
Максимальное количество Магии влияет на скорость ее восстановления. Чем больше максимальный запас, тем большее ее количество может быть восстановлено за промежуток времени. В бою Магия регенерируется медленнее (коэффициент = 0,33). Во время чтения заклинания Магия не восстанавливается.

Скорость восстановления Магии вне боя – 3% в секунду. Она может быть увеличена при помощи зачарованных предметов или камней хранителей с бонусами к регенерации Магии, которые указаны в процентном отношении к базовой скорости. К примеру, роба с бонусом в 100% поднимет скорость восстановления до 6% в секунду, а дополнительный предмет с бонусом еще в 100% - до 9% в секунду.

Примечания

  • Атаки электричеством высасывают у противника еще и магию в дополнение к повреждению здоровья.
  • Когда персонаж не находится в режиме боя требуется 33 секунды для полного восполнения магии с 0% до 100% безо всяких эффектов.