Воспоминания графини клейнмихель. Ритуал: жрецы и жертвы (10)

Особняк Марии Эдуардовны Клейнмихель, один из замечательных памятников эпохи романтизма, находится в северо-западной части Каменного острова, на берегу речки Крестовки.
Когда то на этом месте находился редкой красоты дом, построенный архитектором профессором Петербургской академии художеств Андреем Ивановичем Штакеншнейдером. В Таганроге есть дом авторства этого выдающегося архитектора, известный как Дворец Алфераки.

В 1893 г. дом и право аренды земельного участка (сроком на 90 лет) приобрела графиня Мария Эдуардовна Клейнмихель. М. Э. Клейнмихель - хозяйка великосветского салона в Петербурге, член редакции журнала "Столица и усадьба", человек глубокого ума и независимых мыслей. Дом был её перестроен, но это тот случай, когда на месте одного архитектурного шедевра появился шедевр другой, ничем не уступающий первому.


Облик усадьбы Клейнмихель формировался постепенно. В 1904 г. арх. К. Г. Прейс перестроил дом Верховцевой (прежней владелицы). Прейс выделил парадный вход с обширным вестибюлем в отдельный объем и увенчал его картушем с гербом Клейнмихель.

Окончательный облик особняк Кляйнмихель приобрёл в 1904 г., когда арх. И. А. Претро перестроил дом в готическом стиле: кровля с высоким шпицем над центральным двухэтажным объемом.

Интерьеры особняка Клейнмихель известны благодаря серии фотограий К. К. Буллы в журнале "Столицы и усадьбы". Стены вестибюля были обшиты дубовыми панелями, справа от входа находился массивный камин, облицованный узорчатой керамической плиткой. Лестница с резными перилами вела на галерею. Резные столбы лестницы были декорированы мужскими головками в широкополых шляпах. Анфиладу парадных помещений украшали коринфские пилястры, лепные фризы в виде венков с гирляндами.

В Большой гостиной находился мраморный камин с атлантами, перед ним на низких постаментах лежали два сфинкса с женскими головами. Переход в виде пологой арки вел в Малую гостиную, затем в гостиную, где огромный световой фонарь потолка овещал гобелены, живопись, наборный паркет.
Там хранился коллекционный фарфор, а также живопись, гобелены и восточные ковры на полу.

Монументальная решетка с двумя парадными воротами. По проекту К. Г. Прейса (1904) выковали великолепную ажурную кованую решетку с растительным орнаментом и саламандрами, калитку и двустворчатые ворота с монограммой "МК" (Мария Клейнмихель). Установлена в 1909 г.

В 1912 г. на заводе "Сан-Галли" по проекту К. К. Мейбома изготовили неоготические ворота, круглые столбы которых увенчаны кованными фонарями.

Мария Эдуардовна Клейнмихель (урожденная Келлер), родилась в 1846г. в Киеве.
Ее отец — гр. Келлер Эдуард Федорович (1819-1903), Минский губернатор, с 1863г. сенатор, действительный статский советник.
Русская ветвь Келлеров восходит к гр.Людвигу-Христсфору, прусскому посланнику в Санкт-Петербурге. Семья Келлеров была лютеранского вероисповедания.

Брат Марии Эдуардовны— гр. Келлер Федор Эдуардович (1850-1904), генерал-лейтенант, герой балканской и русско-турецкой войн, кавалер многочисленных боевых наград. Погиб смертью героя в русско-японскую войну.

В 1872г. Мария Келлер вышла замуж за Н.П.Клейнмихеля, полковника Преображенского полка. Через пять лет после свадьбы она овдовела.
К моменту покупки дома на Каменном острове графиня была известна в столице как гостеприимная хозяйка великосветского салона. Кроме того, она занималась коллекционированием, являлась членом редакции популярного глянцевого журнала «Столица и усадьба», который знакомил читателей с наиболее интересными памятниками архитектуры, художественными коллекциями, новостями искусства. Среди друзей Марии Эдуардовны были великие князья, дипломаты, политики, библиофилы и коллекционеры. Их привлекал её стойкий характер, глубокий и разносторонний ум.

"Петербургская газета" в июне 1910 г. писала: "...многолюдные собрания на Каменноостровской даче у графини Клейнмихель по четвергам, когда на площадке перед дачей весь вечер и за полночь многочисленные моторы и autocars ожидают разъезда гостей. Салоны любезной и гостеприимной хозяйки летом на даче, так же как и зимой, в приемные дни, наполняются многочисленными посетителями. Здесь собирается весь великосветский Петербург, все иностранные дипломаты, приезжающие из-за границы знатные лица, привлеченные как любезным и приветливым радушием приема, так и перспективой интересной беседы с хозяйкой дома и посетителями ее салона".

КОСТЮМИРОВАННЫЙ БАЛ 1914 ГОДА
На масленицу в конце января 1914г. графиня Клейнмихель устроила в своем особняке грандиозный бал-маскарад для трехсот персон, ставший событием в большом петербургском свете.
Дизайнерское решение бала выполнил сам Лев Бакст. Украшением бала стали роскошные восточные костюмы участников и шествие из «Тысячи и одной ночи»

Вот строки из «Петербургской газеты»: «Светлейшая княгиня Наталья Павловна Горчакова была в оригинальном серебряном с белым индийском костюме,выполненном по рисунку Бакста, с вставками из золота и серебра, изображавшими горельефные арабские орнаменты, широко вырезанный корсаж отделан синим бархатом bleu person с оригинальными наплечниками из белого лебяжьего пуха, на голове индийская чалма,ослепительно белая и легкая, с белыми токами и эспри, жемчугом и бриллиантами, обрамлявшими лицо по-восточному. Изумруды, сапфиры и
серебряные кисти и бульонэ, также по Баксту, дополняли сказочное впечатление этого оригинального костюма».

Сохранилась фотография вел.княгини Виктории и вел.князя Бориса Владимировича в восточных костюмах

Графиня Мария Эдуардовна Клейнмихель оставила нам несколько прекрасных домов в Петербурге и книгу мемуаров "Souvenirs d"un Monde englouti" («Из потонувшего мира»). Отдельные главы этой интереснейшей книги вышли в издательстве «Петроград» в 1923г.

Лев Троцкий в «Истории русской революции» отзывался о книге так: «Циничные мемуары старой интриганки Клейнмихель с замечательной яркостью показывают, какой сверхнациональный характер отличал верхи аристократии всех стран Европы, связанные узами родства, наследования, презрения ко всему нижестоящему и... космополитического адюльтера в старых замках, на фешенебельных курортах и при дворах Европы».

В «великую и бескровную февральскую революцию» графиню, которой исполнился 71 год, арестовали. Она якобы стреляла с крыши дома из пулемета по революционным отрядам. Ее доставили в Думу, но вскоре отпустили, убедившись в абсурдности обвинения.

И она увидела результаты «революционного творчества масс». Винный погреб разграблен, повсюду беспорядок и разорение. Особенно старались солдаты Волынского полка — того, где унтер-офицер Кирпичников выстрелом в спину убил своего командира. В особняке на Каменном острове они устроили состязания по стрельбе на парадной лестнице, украшенной портретами Государей из Дома Романовых. В глаза Императрицы Елизаветы Петровны тыкали горящими окурками, у Екатерины II вырезали нос, немыслимо изуродовали портрет Александра I.

В конце 1918г. Клейнмихель уехала из России во Францию по паспорту, который с трудом получила через посольство Швеции.

В 1918 году дача была национализирована. Отремонтированную участниками коммунистических субботников, её передали Объединённому клубу домов отдыха для рабочих на Каменном острове. 19 июля 1920 года здесь побывал В. И. Ленин, и потому более полувека спустя дачу Клейнмихель включили в список памятных ленинских мест и поставили под охрану государства как памятник истории. Именно это и спасло её от неминуемого разрушения.
С 1986 по 1989 год на даче объединением «Реставратор» по проекту Н. В. Морозовой велись ремонтные работы. При этом был уничтожен дом Чинизелли (примыкающий), не были сохранены интерьеры особняка графини. В 1990 году здание передали Балтийскому речному пароходству для организации в нём базы отдыха.

В особняке снимался эпизод фильма «Шерлок Холмс и Доктор Ватсон» - Особняк-зверинец чучельника Шермана («Сокровища Агры»). Сюда Ватсон был прислан сыщиком за псом по кличке Тори.

Потом была в частном владении, принадлежала Федеральной миграционной службе...

В 2006-2007 гг. была завершена новая реконструкция здания. Главный дом, служебный флигель и кованую ограду восстановили. Долгое время мы знали его в одном облике (раньше стены его были зелёного цвета), но к 2007 г. дом был восстановлен в первозданном виде. Дача Л. Чинизелли воссоздана. Каменный остров готовят под резиденцию президента России, в которую входит и особняк М.Э.Клейнмихель.

Сейчас это особняк Управления делами Президента РФ, именуемый Домом приемов.


Хозяйка этого особняка - графиня Клейнмихель, была одной из самых известных в городе дам. Легенды о балах и маскарадах проводимых в этом доме разносились по всему Петербургу, а утром о каждом из прошедших мероприятий писали все светские газеты: кто с кем танцевал кадриль, сколько кто икры съел и каким шампанским ее запивал, играл ли при этом гимн, ну и главное, кто кого в свою опочивальню на карете увез.

Зачекиниться на таком балу было статусно не только для знатных персон, но и для членов королевской семьи. Думаю будь это все в наше время, то самые лучшие клубы города завидовали бы такой концентрации влиятельных людей на один квадратный метр, а будь еще в то время и инстаграм, то он бы точно за один вечер заполнялся тоннами фоточек с геотегами из этого дома на Каменном острове.

Огненная Саламандра

Но прежде чем перед вами предстанет сам особняк, вы упретесь в кованную решетку, и как говорили в детских сказках: "а яичко не простое". Сбежав из мифологических книг, на ограде разместилась диковинная зверюшка.

2.

Появилась она там далеко не случайно. Саламандра существо мифическое, по легендам не только живет в огне, но еще и своим холодным телом его гасит. Почему такой странный выбор? Свекор графини прослыл героем, во время пожара Зимнего дворца проявил особую старательность, за что и получил право изобразить на гербе рода этот же самый Зимний дворец объятый пламенем, а мифическая саламандра стала напоминанием о подвигах Геракла графа Клейнмихель.

3.

фото с сайта http://citywalls.ru/

Коробка с шоколадом

В момент вышеупомянутых гуляний произошел довольно неприятный случай, который мог трагично оборвать жизнь нашей героини, если бы чиновники вовремя не разобрались в ложных доносах. С первыми ласточками войны донесся и слух о предательстве, о переданном мобилизационном плане наших войск в штаб врага. Передала его туда наша графиня, которая была тайным посланником немецкой партии вместе с "коробкой шоколада". Поверили? Исходила же эта вопиющая компрометирующая ее информация от брата председателя IV Государственной думы Павла Родзянко, мстившего ей за то, что он так и не получил приглашения на эти костюмированные вечеринки.

4.

Вход строго воспрещён...

Несмотря на предшествующую ранее светскую жизнь и клевету, которая ее окружала, Клейнмихель в годы войны проявила себя героически, на собственной даче открыла госпиталь, где и помогала раненым солдатам. Содержала и финансировала она его также за свои деньги, но только до прихода революции. В связи с тем, что призывов поддержать революцию на ютубе не было, да и о ней мало распространялись, она стала неожиданностью для многих. Следовательно и времени на подготовку к побегу графине катастрофически не хватало, а оставлять все свои драгоценности в качестве поддержки новой власти не хотелось.

5.

фото с сайта http://citywalls.ru/

Так ей в голову залетела рискованная идея. Она закрыла двери и ставни, вывесила собственноручно написанное объявление: "Вход строго воспрещён. Этот дом принадлежит Петросовету. Графиня Клейнмихель арестована и помещена в Петропавловскую крепость ". Удивительно, но на революционеров эта табличка подействовала, как дихлофос на тараканов, и такая мистификация помогла не только выиграть время, аккуратно собрать все чемоданы, но и без лишних хлопот выехать из пошедшей под откос страны.

6.

фото с сайта http://citywalls.ru/

По заветам Ильича

Обман с объявлением вскрылся не сразу, и поэтому дачу национализировали с большим опозданием, только в 1918 году, а уже через пару лет особняк, отремонтированный участниками коммунистических субботников, был приспособлен под объединенный клуб домов отдыха для рабочих на Каменном острове. Здесь впервые вечером 19 июля 1920 года побывал и сам дядюшка Ленин, чтобы лично убедиться в реализации социалистических идей. Только благодаря этому событию особняк Клейнмихель включили в список памятных ленинских мест и поставили под охрану государства как живой памятник уже "горизонтально лежащей" истории, но тем самым не дали ему сгнить в пучине времени.

7.

фото с сайта http://www.ilovepetersburg.ru/

Сокровище Агры

Ну разве после этого события могли его обойти стороной советские киноделы? Дача заняла свое почетное место в архивах советских фильмов благодаря запоминающейся роли в фильме "Шерлок Холмс: Сокровище Агры".

8.

фото с сайта http://www.221b.ru/

Особняк Клейнмихель засветился во множестве эпизодов и может по праву считаться одним из главных действующих лиц. По кадрам можно понять что его состояние на сегодняшний день заметно улучшилось. Почему?

9.

фото с сайта

Мария Эдуардовна Клейнмихель, урожденная фон Келлер, родилась в 1846 году в Киеве. Ее отец был губернатором Минска, с 1863 года - сенатором, действительным статским советником. В 1872 году она вышла замуж за генерал-майора графа Николая Петровича Клейнмихеля, а через шесть лет овдовела.


Александр Кабанель. Портрет Марии Эдуардовны Клейнмихель (Келлер). 1873. Музей д’Орсэ

В 1893-м 47-летняя графиня арендовала особняк на реке Крестовке, который при ней стал настоящим центром светской жизни.«Самой знаменитой хозяйкой того времени была графиня Клейнмихель, о балах-маскарадах которой говорил весь петербургский свет. Богатая, эксцентричная, чуть-чуть прихрамывавшая, графиня редко покидала свой особняк, и каждый, кто занимал хоть какое-то положение в обществе, считал честью быть приглашенным к ней в дом. Это была гранд-дама до кончиков ногтей, - свидетельствовала великая княгиня Ольга Александровна, - и в то же время необычайно проницательная и умная женщина. Каким-то образом ей удавалось узнать сокровенные тайны почти всего петербургского общества. Ее особняк прослыл рассадником сплетен. Ко всему, она увлекалась оккультными науками», - писал в своей книге «Последняя Великая княгиня» Йен Воррес.



Общий вид особняка. Фото: Карл Булла

А вот что писала «Петербургская газета» в июне 1910 года: «...многолюдные собрания на Каменноостровской даче у графини Клейнмихель по четвергам, когда на площадке перед дачей весь вечер и за полночь многочисленные моторы и autocars ожидают разъезда гостей. Салоны любезной и гостеприимной хозяйки летом на даче, так же как и зимой, в приемные дни, наполняются многочисленными посетителями. Здесь собирается весь великосветский Петербург, все иностранные дипломаты, приезжающие из-за границы знатные лица, привлеченные как любезным и приветливым радушием приема, так и перспективой интересной беседы с хозяйкой дома и посетителями ее салона». Графиня состояла в родственных отношениях со многими аристократическими фамилиями. Говорили, что она была на дружеской ноге с кайзером Вильгельмом, что чуть не погубило ее в годы Первой мировой войны. Но все обошлось - и в те годы графиня на собственные деньги организовала в особняке госпиталь.


Архитектурный облик особняка складывался постепенно, в его создании участвовал не один архитектор. Изначально он был возведен по проекту архитектора Штакеншнейдера в 1834-1835 годах для руководителя и актера французской театральной труппы Женьеса. Позже дом принадлежал жене серебряных дел мастера Верховцевой. При ней особняк был перестроен, с западной стороны появилась просторная столовая из дерева.



Гостиная. Фото: Карл Булла

Графиня Клейнмихель решила придать дому неоготический стиль: это осуществил архитектор Мейб в 1911-1912 годах. По его проекту появился высокий шпиц - кровля пирамидальной формы, угловая башенка и лепные детали. Ажурная кованая решетка с калиткой и двустворчатыми воротами с монограммой хозяйки дома «МК» была установлена в 1904 году по проекту архитектора Прейса. В 1912 году на заводе «Сан-Галли» по проекту Мейба были изготовлены неоготические ворота с круглыми столбами, увенчанными фонарями.



Терраса. Фото: Карл Булла

Интерьеры особняка не сохранились, но зато в качестве документального свидетельства остались фотографии Карла Буллы, сделанные для журнала «Столица и усадьба» - его владелицей была сама графиня. Внутренний облик дома был тоже весьма впечатляющим. Стены особняка декорировали дубовыми панелями, большую гостиную украшал беломраморный камин с атлантами, перед ним - сфинксы на низких постаментах.



Одна из комнат особняка. Фото: Карл Булла

На масленицу в 1914 году графиня Клейнмихель устроила в особняке грандиозный костюмированный бал - было приглашено триста гостей. В качестве главного дизайнера выступал сам Лев Бакст - он сделал эскизы некоторых костюмов. Гости выступали в роскошных восточных нарядах, было устроено шествие в духе «Тысячи и одной ночи». Фотографии бала сохранились до наших дней. Среди гостей были великие княгини Ольга Александровна, Мария Павловна, Виктория Федоровна, великие князья Кирилл Владимирович и Борис Владимирович, принц Александр Баттенбергский, петербургские красавицы княгиня Орлова и Олив и другие светские знаменитости.



Участники бала в костюмах Бакста

По некоторым свидетельствам, в дни февральской революции 71-летнюю графиню арестовали. Ее якобы обвиняли в том, что она стреляла по революционным отрядам, но вскоре отпустили. Когда она вернулась в особняк на Каменном острове, то увидела жуткую картину: винный погреб разграблен, революционные солдаты на парадной лестнице, украшенной портретами представителей рода Романовых, устроили пальбу и варварски изуродовали живопись. А в октябре 1917-го графине пошла на хитрость. До прихода погромщиков она повесила на ограду табличку: «Вход воспрещен. Здание принадлежит Петроградскому совдепу. Графиня Клейнмихель заключена в Петропавловскую крепость». Так она спасла свою жизнь.

В 1918 году графиня, продав дом и коллекцию, навсегда уехала из России во Францию, с трудом получив паспорт через посольство Швеции. Она умерла 19 ноября 1931 года в Париже и похоронена на кладбище в Версале.

Особняк после эмиграции хозяйки национализировали и передали Объединенному клубу домов отдыха рабочих.В 1980-х годах интерьер особняка реставрировали, что окончательно его погубило, и особняк стал клубом отдыха Балтийского речного пароходства. Сегодня здание снова принадлежит частным владельцам и попасть в него посторонним посетителям невозможно.

Особняк Клейнмихель, один из любимых мною памятников эпохи романтизма, находится в северо-западной части Каменного острова, на берегу речки Крестовки. в 1893 году землю и дом (возведён для Э.Женьеса, руководителя французской театральной труппы в 1836 г. архитектором А. Штакеншнейдером) "сроком на 90 лет" приобрела 47-летняя графиня Мария Эдуардовна Клейнмихель. долгое время мы знали его в одном облике (раньше стены его были зелёного цвета), но к 2007 году дом был восстановлен в первозданном виде. на сегодняшний день Каменный остров готовят под резиденцию президента России, в которую входит и особняк М.Э.Клейнмихель.

Мария Эдуардовна была женой полковника Преображенского полка Н. П. Клейнмихеля, который через пять лет после свадьбы скончался. его отец — граф, генерал-адъютант П. А. Клейнмихель за героизм, проявленный им во время пожара императорской резиденции в 1837 году, получил по именному указу Николая Первого право изобразить на своём гербе объятый пламенем Зимний. этот герб из камня можно и сегодня увидеть над входом в каменноостровский дом.

В 1904 году архитектор К. Г. Прейс перестроил дом Верховцевой, выделив парадный вход с обширным вестибюлем. окончательный облик особняк Кляйнмихель приобрёл в 1904 г., когда по проекту арх. И. Претро был перестроен с использованием элементов готики. особенно интересно решение крыши с высоким шпицем главного дома, угловой башенки и обрамление пинаклями лепного картуша над входом с гербом Клейнмихелей. три года спустя часть участка взяла в аренду Л. Чинизелли, дочь владельца цирка, для которой Ф. фон Постельсом в 1909 году был выстроен из дерева двухэтажный особняк в стиле модерн с высокой мансардой, увенчанной башенкой. вход в него вёл через парадный вестибюль дачи Клейнмихель. стилистическая разноголосица стоящих рядом домов Клейнмихель и Чинизелли стала причиной ещё одной перестройки дачи графини - в неоготическом стиле.

Неотъемлемой частью композиции дачи является ажурная кованая решётка с саламандрами, в звенья которой вплетены графически безупречно выполненные монограммы "МК" — Мария Клейнмихель. автором решётки, установленной в 1904 году, был К. Г. Прейс. в 1912 году на заводе "Сан-Галли" по проекту К. К. Мейбома выполнили неоготические ворота, круглые столбы которых увенчивались кованными фонарями. несохранившиеся до наших дней интерьеры дачи известны по серии фотографий К. К. Буллы для журнала "Столица и усадьба" (владелицей которого была сама графиня), а также благодаря исследованиям, выполненным сотрудниками Музея города в середине 1970-х годов.


К. К. Булла. Гостиная 1910-е г.


Книги по теме


(чтобы посмотреть описание книги, кликните по картинке)


(чтобы посмотреть описание книги, кликните по картинке)

Мария Нащокина "Московский модерн"

В.А. Гиляровский "Москва и москвичи" (лучшее издание с фотографиями и репродукциями картин)

Отрекшись от трона, Николай II вернулся к семье в Царское Село, где вместе с супругой и детьми находился под домашним арестом в Александровском дворце с 9 марта по 14 августа. Этому периоду жизни теперь уже бывшего императора Николая II графиня М.Э. Клейнмихель посвятила отдельную главу своих мемуаров. Более подробно о нем повествует в своем дневнике гофмейстерина императрицы Александры Федоровны, княгиня Е.А. Нарышкина, находившаяся тогда подле царской семьи (см. приложение).

В обстановке нарастания революции по решению Временного правительства царская семья была переведена в глубь России, где отношение к недавнему монарху было несколько иное, чем в революционном Петрограде и других крупных промышленных центрах страны. После долгих дебатов определили городом их поселения г. Тобольск. Им разрешили взять из дворца необходимую мебель, личные вещи, а также предложить обслуживающему персоналу по желанию добровольно сопровождать их к месту нового размещения и дальнейшей службы.

В Тобольск семья Романовых прибыла 6 августа и спустя неделю разместилась в специально отремонтированном к их приезду доме губернатора. Режим проживания арестованных здесь был менее строгий, чем в Царском Селе. Семья вела спокойную, размеренную жизнь. По вечерам члены семьи собирались вместе, царь читал вслух отечественную и зарубежную классику.

Еще в первые дни революции царская семья могла покинуть Россию, но судьба изгнанника, живущего за рубежом, не прельщала бывшего царя. Он твердо решил остаться на родине. В своих мечтах царь, царица и их дети лелеяли надежду, что судьба будет к ним благосклонна и им разрешат уехать в Крым, в их Ливадийский дворец. Однако все сложилось иначе.

После Октябрьской революции судьба Николая II была предрешена. С первых дней после прихода к власти большевики стали говорить об открытом суде над бывшим императором. В апреле 1918 г. было получено разрешение Президиума ВЦИК о переводе Романовых в Москву с целью проведения суда над ними. Решено было отправить сначала царскую чету, а затем – детей. 22 апреля 1918 г. колонна из 150 человек с пулеметами выступила из Тобольска в Тюмень. 30 апреля поезд из Тюмени прибыл в Екатеринбург, где временно должны были находиться узники. Для их размещения заняли дом, принадлежавший горному инженеру Н.Н. Ипатьеву, который накануне приезда поднадзорных был выселен, дом обнесен высоким наскоро сколоченным двойным дощатым забором. Условия содержания в этом «доме особого назначения» оказались значительно хуже, чем в Тобольске. Здесь с семьей Романовых проживали пять человек обслуживающего персонала: доктор Боткин, лакей Трупп, комнатная девушка Демидова, повар Харитонов и поваренок Седнев. Хуже всего для Романовых была атмосфера неизвестности, усугубленная напряженной политической обстановкой в стране.

Комендантом дома был назначен уральский рабочий А.Д. Авдеев, но за воровство и другие проступки его вскоре сняли, а вместо него комендантом поставили большевика Якова Юровского. «Этот тип нам все меньше нравится…» – записал Николай в своем дневнике.

Гражданская война отодвинула план судебного процесса над царем, который первоначально вынашивали большевики. Накануне падения советской власти на Урале и угрозы освобождения царской семьи исполкомом Уральского областного Совета было принято решение казнить царя и его родных. Убийство было поручено Я.М. Юровскому и его заместителю Г.П. Никулину, для чего выделили солдат, среди которых были латыши и венгры.

Ночью 17 июля 1918 г. бывшего императора и его семью разбудили и попросили спуститься в подвал. «В городе неспокойно», – объяснил арестантам Юровский. Романовы вместе с прислугой спустились по лестнице. Николай нес на руках царевича Алексея. Затем в помещение вошли 11 чекистов, и комендант объявил пленникам о том, что они приговорены к смерти. Самого царя Я.М. Юровский застрелил из пистолета в упор. Когда отгремели залпы, оказалось, что Алексей, три великие княжны и царский врач Боткин еще живы – их добили штыками. Трупы убитых вывезли за город, облили керосином, пытались сжечь, а затем закопали.

О трагической смерти последнего российского императора и его семьи в мемуарах графини М.Э. Клейнмихель сообщается лишь косвенно. Рассказывать об этом она, очевидно, не посчитала необходимым, так как в эмигрантской литературе акт цареубийства в Екатеринбурге подробно описан. Завершает свои воспоминания она сообщением о гибели от рук комиссара фрейлины Александры Федоровны графини А.В. Гендриковой и гоф-лектрисы бывшей императрицы Е.А. Шнейдер. Перед смертью А. Гендриковой была якобы обещана свобода, «если она покинет императрицу», но та ответила: «Моя последняя мысль будет о ней». На самом же деле обе женщины из Екатеринбургской тюрьмы после расстрела царской семьи были переведены в Пермь и 4 сентября вместе с группой заложников расстреляны чекистами.

М.Э. Клейнмихель удалось избежать печальной участи многих ее знакомых. Однако и она едва не стала очередной жертвой революции, когда была арестована в первые ее месяцы. Свой арест, освобождение и страх перед новыми репрессиями она описала в мемуарах. В апреле 1919 г. она покинула Петроград и эмигрировала, сначала в Стокгольм, а затем в Берлин.

Последние годы графиня М.Э. Клейнмихель прожила в Париже и скончалась в возрасте 85 лет. В парижской эмигрантской газете «Возрождение» 21 ноября 1931 г. было напечатано следующее сообщение: «19 ноября в 3 часа дня скончалась графиня Мария Эдуардовна Клейнмихель, урожденная графиня Келлер, о чем сообщает семья покойной. Заупокойная литургия и отпевание состоятся в субботу, 21 ноября, в Александро-Невской церкви на ул. Дарю после обедни». Автор мемуаров прожила долгую и богатую событиями, которых с лихвой хватило бы на несколько поколений, жизнь.

В.М. Осин, член Союза журналистов Москвы, секретарь Правления Московского областного отделения Российского общества историков-архивистов

М.Э. Клейнмихель

Из потонувшего мира

Прежде чем память моя угаснет и глаза мои закроются навеки, хотела бы я изложить мои воспоминания. Будущему историку, быть может, предстоит найти в этих разбросанных страницах фундамент для изображения той эпохи, в которой я жила и следы которой безжалостно сметены потоком революции.

Я родилась в 1846 г. в г. Киеве, где отец мой был вице-губернатором. Мой крестный, генерал Бибиков, генерал-губернатор Киевский, Подольский и Волынский, был очень известной личностью в военном миpе. Он лишился руки в сражении при Силистрии . Для того чтобы присутствовать на моих крестинах, моя крестная мать, которая одновременно была и моей бабушкой со стороны отца, совершила большой путь из Курляндии в Киев в собственном экипаже, так как не было тогда еще железных дорог. Она рассказывала о своем путешествии так, как Стенли рассказывал бы о своей экспедиции в Центральную Африку .

У меня нет воспоминаний о Kиeве того времени, так как через четыре года после моего рождения мой отец был переведен в Ригу чиновником особых поручений к князю Суворову, бывшему тогда генерал-губернатором Лифляндии, Курляндии и Эстляндии . Несколько лет спустя последовало назначение моего отца волынским губернатором .

Здесь хотела бы я сказать несколько слов о моей семье. Мой прадед, граф фон Келлер, был послом Фридриха Великого при дворе Екатерины II. Его жена была принцесса Сайн-Витгенштейн-Берлебург, сестра русского фельдмаршала того же имени . Во время одного торжества в честь великой правительницы, данного моим прадедом, моя прабабушка почувствовала себя плохо, ввиду ожидаемого материнства. Императрица предложила ей удалиться и сказала моему прадеду: «Если супруга ваша подарит Вам сына, я буду его крестной. Определите его на русскую службу». В ту же ночь родился мой дед. Императрица сдержала слово, и когда спустя три года мой прадед получил назначение в Вену, он оставил своего сына на воспитание своей золовке, принцессе Витгенштейн.