Воспитательная система а с макаренко презентация. Воспитательная система А.С

Выдающимся путешественником древности был греческий историк и географ Геродот из города-порта Галикарнаса на западном побережье Малой Азии. Он жил в эпоху, когда Древняя Греция вела тяжелую борьбу с могучей Персидской державой. Геродот решил написать историю греко-персидских войн и подробно рассказать о природе и жизни населения стран, которые находились в то время под властью Персии.

Путешествия Геродота относятся к 460-450 гг. до н. э. Он посетил греческие города на побережье Малой Азии и страны Балканского полуострова. Продолжительное путешествие Геродот совершил в Скифию - южные области Русской равнины.

До Геродота Скифия была мало известна грекам, хотя они и вели с ней торговлю. Сведения Геродота имеют большое значение для историков. Геродота, который родился и вырос в гористой и лесистой местности, Скифия поразила огромными безлесными равнинами, тучными пастбищами. Скифская зима, продолжительностью в несколько месяцев, показалась Геродоту суровой., Он писал, что в Скифии зимой пролитая вода «не делает грязи» (т. е. замерзает). Лето ему показалось тоже холодным и дождливым. Поразили Геродота и огромные реки Скифии - Гипанис (Южный Буг), Борисфен (Днепр), Танаис (Дон) и др. Он знал с детства, что в Греции реки берут начало в горах, но в Скифии гор. нет. По его мнению, эти реки должны были начинаться в каких-то больших озерах. Несмотря на этот ошибочный взгляд, Геродот в общем верно охарактеризовал Скифскую равнину. Особенно заинтересовали Геродота племена, населявшие Скифию и соседние с ней области. Скифы, обитавшие в степной и отчасти лесостепной зоне, делились на земледельцев и скотоводов. Необычным казался грекам кочевой образ жизни скифов-скотоводов.

Геродот собрал интересные, порой полуфантастические сведения о народах, живших к северу и северо-востоку от скифов. Он узнал об охотниках - тиссагетах и ирках, населявших «каменную и неровную землю» (вероятно, Приуралье и Прикамье), и о растущих там густых лесах, где водятся бобры, выдры и другие пушные звери. Дальше, у подножия высоких и недоступных гор (это уже, вероятно, Уральский хребет), занимали территорию племена аргипеев, у которых были бритые головы и плоские лица с большими подбородками.

Геродоту сообщили, что еще дальше лежат места обитания одноглазых людей - аримаспов. Там много золота. Но его стерегут грифы - страшные чудовища, похожие на львов, с орлиными клювами и крыльями. На Крайнем Севере, за Скифией, расположены необитаемые земли, где очень холодно, все время лежит снег и полгода стоит ночь.

Из Скифии Геродот отправился на Черноморское побережье Кавказа. От жителей Колхиды он узнал, что за горами простирается огромное море (Каспийское), а за ним - обширная равнина. Там живут воинственные племена - массагеты. До Геродота греки представляли Каспий как залив океана и не знали, что лежит восточнее его.

Возвратившись на родину, Геродот спустя некоторое время отправился в новое путешествие - во внутренние районы полуострова Малая Азия и Месопотамскую низменность. Он подробно описал Вавилон с его высокими каменными стенами, огромной библиотекой и роскошными садами на террасах. В Месопотамии его особенно заинтересовали финиковые пальмы, из плодов которых население приготовляло хлеб, вино и мед. Понравились Геродоту суда, плавающие по Тигру и Евфрату. Их круглый корпус был сделан из ивовых прутьев и обтянут кожаным чехлом.

В Вавилоне Геродот узнал много нового об «отдаленнейшей из стран Востока». Такой для греков была Индия. Ему рассказали, что в Индии в огромном количестве добывается золото, что там много диковинных растений: тростник, бамбук, из одного колена которого будто бы можно сделать лодку; злак, зерно которого «варят и едят вместе с шелухой» (рис); деревья е плодами в виде клубка шерсти - из нее жители Индии делают себе одежду (хлопчатник).

Много времени Геродот провел в Египте. Он побывал там в городах, у знаменитых пирамид и Сфинкса, поднялся вверх по Нилу до Сиены (современный Асуан). Геродот отметил особенности природы Египта: отсутствие облачности и дождя, подъем и разлив воды в Ниле в самое жаркое время года, животных, неизвестных в Греции и Малой Азии (крокодилы, гиппопотамы, рыбы и птицы).

После Египта Геродот посетил города Северной Ливии (Африка), где собрал интересные сведения об обитателях северной части Африканского материка и оазисов в пустынной песчаной зоне. Сведения Геродота о древнем населении Сахары подтверждаются новейшими археологическими данными (рисунки на скалах в Тибести, Феццане и Оране).

Великим путешественником Древней Греции был и астроном Пифёй из Массилии (г. Марсель). Экспедицию Пифея организовали торговцы Массилии, чтобы отыскать пути в далекие северные страны, где есть олово и янтарь. Пифей не только выполнил поручение торговцев, но и совершил несколько географических открытий, прославивших его имя.

На таких судах греки выходили в Атлантический океан.

Путешествие Пифея началось в марте 325 г. до н. э. Два пятидесятивесельных корабля вышли из гавани Массилии. Их путь лежал к Гибралтарскому проливу, который находился в руках карфагенян и был закрыт для прохода чужеземных судов. Во время грозы под покровом темной ночи Пифею удалось миновать стражу и выйти в Атлантический океан. Днем и ночью шли корабли на запад, потом на север, стараясь как можно дальше отойти от опасных мест.

Во время ночлега в устье одной реки Пифей, наблюдая приливы и отливы, первый высказал правильную мысль о том, что это явление связано с притяжением водной оболочки Земли Луной.

Плывя на север, Пифей достиг крупного кельтского города Карбилона в устье Луары. От местных жителей он узнал, что олово к ним поступает из более северных стран. На побережье полуострова Бретань и на острове Уксисама (современный Уэссан в Западной Франции) Пифей встретился с племенами венетов и осисмиев, которые рассказали ему, что олово привозят с лежащих на севере островов. Один из островов называется Альбион или Британия. Рядом с ним лежат небольшие острова Касситериды («Оловянные»). Взяв переводчика, Пифей поплыл дальше и, достигнув узкого пролива (Па-де-Кале), переправился на остров Британия.

На юго-западной оконечности острова он ознакомился с добычей и выплавкой олова. Закупив олово, Пифей отправил один корабль в Карбилон, а на другом продолжил плавание к северу вдоль западных берегов Британии.

Пифей первым наблюдал и установил зависимость между географической широтой и длиной дня и ночи. Чем дальше продвигался он на север (а в это время в Северном полушарии было лето), тем день становился все длиннее и длиннее. У северных берегов Британии он отметил продолжительность дня 18 часов, а ночи - 6 часов.

От берегов Северной Шотландии Пифей направился к Оркнейским и Шетландским островам. Отсюда он осуществил знаменитое плавание в далекую страну Туле, с которой жители Британии вели торговлю. Где могла находиться эта легендарная страна Туле? Большинство современных ученых считает, что Туле - это район Тронгеймсфьорда на западном берегу Норвегии у 64° с. ш.

В древности ни один путешественник до Пифея не поднимался до таких высоких широт. Проплыв вдоль южных берегов Северного моря, Пифей достиг местности, где жили германские племена, добывающие янтарь. Они собирали кусочки янтаря, оставленного морем на берегу во время отлива. Этот янтарь они обменивали у кельтов на железные изделия. От кельтов янтарь попадал в Массилию и другие города Средиземноморья.

Проникнуть дальше к востоку Пифею не удалось. У западных берегов полуострова Ютландия он попал в густой туман. Пифей сделал вывод, что здесь кончается область обитания людей. Выменяв железные изделия на янтарь, Пифей отправился в обратный путь. Он оставил описания своих путешествий, но они до нас полностью не дошли. Мы знаем о них по тем отрывкам, которые сохранились у других древних авторов.


Плавание Ганнона

Один из самых древних путешественников, о котором до нас дошли сведения, был Ганнон из Карфагена. Карфаген находился на побережье Северной Африки (около современного г. Туниса). Это был богатый и сильный город-государство. Его купцы имели многочисленные поселения на островах Сицилия, Корсика, Сардиния. Смелые карфагенские моряки не раз выходили в Атлантический океан. На юге Пиренейского полуострова они основали крупный торговый город Гадес (теперь он называется Кадисом).

Около 525 г. до н. э. из Карфагена по решению сената отправилась в далекое плавание большая экспедиция на 60 пятидесятивесельных кораблях для исследования западных берегов Ливии (как тогда называлась Африка), чтобы подыскать места для колоний. Возглавил экспедицию Ганнон - один из карфагенских суффетов - высших должностных лиц. Он должен был отвезти впоследствии на новые поселения 30 тыс. колонистов.

Миновав Столбы Мелькарта (Гибралтарский пролив) и сделав непродолжительную остановку в Гадесе, корабли двинулись вдоль неведомых берегов на юго-запад. Шли то на веслах, то на парусах. Через двое суток, когда солнце едва успело рассеять утренний туман, вдали на берегу показалась широкая равнина, а за ней виднелся лес. По равнине протекала река (современная река Сус). Место понравилось карфагенянам. Здесь решили основать первое поселение. Его назвали Тимиатерия. Продвигаясь дальше к югу, карфагеняне основали еще несколько колоний. По пути мореплаватели не раз видели мирно пасущихся слонов и других африканских животных.

Наконец, достигли устья большой реки Лике (современная река Себу). По ее берегам жили пастухи-кочевники, гостеприимно принявшие мореплавателей. От них Ганнон узнал, что южнее лежит остров Керна. Там у местных жителей в обмен на различные товары можно получить много золотого песка. Ганнон отправил большую часть кораблей в Карфаген, а сам с несколькими кораблями двинулся дальше на юг в поисках Керны. Вскоре потянулись однообразные пустынные берега. Ветер дул с материка, принося изнуряющую духоту и зной.

Так плыли много дней. Наконец песчаные берега начали сменяться травянистыми лугами. Все чаще стали появляться группы деревьев. Обогнув покрытый лесом мыс, корабли вошли в залив Рио-де-Оро («Золотая река»), расположенный у северного тропика. В заливе пристали к небольшому острову Керна. Карфагеняне разложили на берегу свои товары (ткани, железные предметы, кольца, браслеты и другие украшения), зажгли костры, чтобы привлечь внимание местного населения, и возвратились на корабли. Через некоторое время они вновь сошли на берег и нашли взамен оставленных товаров кожаные мешочки с золотым песком.

Желая закрепить остров Керна за Карфагеном, Ганнон поселил здесь нескольких матросов, снабдив их всем необходимым. В скором времени их должны были заменить колонисты. Продолжая плавание, корабли Ганнона достигли устья Сенегала - крупнейшей реки Западной Африки. Но подняться по ней далеко вверх не удалось. Местные жители, одетые в звериные шкуры, встретили нежданных гостей градом камней. Пришлось повернуть обратно. После второй неудачной попытки высадиться на берег Ганнон вернулся на Керну.

Пополнив запасы воды и продовольствия, он предпринял еще одно плавание на юг. Долго плыли корабли. Когда путешественники высаживались на берег, местное население встречало их недружелюбно. Однажды моряки, только что устроившиеся на ночлег, были поражены удивительным зрелищем: многочисленные огни вспыхивали через определенные промежутки времени во всех направлениях. Что это могло быть? Вероятно, с помощью костров передавались сигналы о прибытии чужеземцев. В другой раз, высадившись на берег залива Западный Рог, моряки ночью были разбужены громкими криками, звуками флейт и барабанов. Охваченные страхом, не дождавшись рассвета, путешественники подняли якоря и отплыли от берега.

Плыли все дальше на юг. Стали замечать, что берег отклоняется к востоку. В полдень солнце поднималось так высоко, что предметы не отбрасывали тени. Полярная звезда совсем низко висела над горизонтом. В течение четырех суток Ганнон и его спутники наблюдали мощное извержение вулкана Феон-Охема (Камерун на берегу Гвинейского залива), что значит «колесница богов».

Трое суток корабли носило по бурному морю, пока не прибило к берегам тихого залива Южный Рог (залив Габон у экватора). Пристали к небольшому острову в глубине залива. Здесь можно было бы отдохнуть и заняться починкой кораблей. Но неожиданно на карфагенян напали огромные гориллы. Вступив в бой с этими страшными обезьянами, карфагеняне заставили их обратиться в бегство. Трех животных удалось убить. Их шкуры решили отвезти в Карфаген.

Закончив починку кораблей, Ганнон решил вернуться в Карфаген. Он боялся, что для дальнейшего плавания не хватит продовольствия. Плавание Ганнона было одним из самых замечательных путешествий древности. После него на протяжении двух тысяч лет (до середины XV в.) никто из мореплавателей не осмеливался проникнуть южнее вдоль берегов Африки.

Путешественники древней Греции

Выдающимся путешественником древности был греческий историк и географ Геродот из города-порта Галикарнаса на западном побережье Малой Азии. Он жил в эпоху, когда древняя Греция вела тяжелую борьбу с могучей Персидской державой. Геродот решил написать историю греко-персидских войн и подробно рассказать о природе и жизни населения стран, которые находились в то время под властью Персии.

Свои путешествия Геродот совершил в 460-450 гг. до н. э. Он посетил греческие города на побережье Малой Азии. Затем побывал во многих районах Балканского полуострова (на территории современных Болгарии и Югославии). Продолжительное путешествие, обессмертившее его имя, Геродот совершил в Скифию - страну, занимавшую южные области Украинской ССР.

На одном из греческих кораблей Геродот направился в греческую черноморскую колонию Ольвию. Здесь прожил несколько недель. Из города он совершил ряд поездок по стране, встречался со многими скифами. До Геродота Скифия была мало известна грекам. Они имели смутное представление о стране, хотя и вели с ней торговлю. Сведения Геродота имеют исключительно большое значение для истории юга нашей Родины.

Геродота, который родился и вырос в гористой и лесистой местности, Скифия поразила огромными безлесными равнинами, тучными пастбищами. Скифская зима, длящаяся несколько месяцев, показалась Геродоту суровой. Он писал, что в Скифии зимой пролитая вода «не делает грязи» (т. е. замерзает). Лето ему показалось также очень холодным и дождливым. Поразили Геродота огромные реки Скифии - Гипанис (Южный Буг), Борисфен (Днепр), Танаис (Дон) и др. Он знал с детства, что в Греции реки берут начало в горах, но в Скифии гор нет. По его мнению, эти реки должны начинаться в каких-то больших озерах. Несмотря на этот ошибочный взгляд, Геродот в общем верно охарактеризовал Скифскую равнину. Особенно заинтересовали Геродота племена, населявшие Скифию и соседние области. Скифы, обитавшие в степной и отчасти лесостепной зонах, разделялись на земледельцев и скотоводов.

Необычным казался грекам кочевой образ жизни скифов-скотоводов. Геродот собрал интересные сведения о народах, живших к северу, северо-востоку от скифов. Он узнал об охотниках-тиссагетах и ирках, населявших «каменную и неровную землю» (это, вероятно, Приуралье и Прикамье), о растущих там густых лесах, где водятся бобры, выдры и другие пушные звери. Дальше же у подножия высоких и недоступных гор (это уже, несомненно, Уральский хребет) живут племена аргипеев. У них бритые головы, а лица плоские, с большими подбородками. Аргипеи употребляют в пищу плоды дерева «понтик» (черешня). Сок этих плодов, смешанный с молоком, они называют «асхи». Вероятно, речь шла о калмыках, которые в то время жили у подножия Урала.

Геродоту сообщили, что еще дальше лежат места обитания одноглазых людей - аримаспов. Там много золота. Но его стерегут грифы - страшные чудовища, похожие на львов, с орлиными клювами и крыльями. На крайнем Севере, за Скифией, расположены необитаемые земли, там очень холодно, все время лежит снег и полгода стоит ночь.

Из Скифии Геродот отправился на Черноморское побережье Кавказа. От жителей Колхиды он узнал, что за горами простирается огромное Каспийское море, а за ним - обширная равнина. Там живут воинственные племена - массагеты. До Геродота греки представляли Каспий как залив океана и не знали, что лежит восточнее него.

Возвратившись на родину, Геродот спустя некоторое время отправился в новое путешествие - во внутренние районы полуострова Малая Азия и на Месопотамскую низменность. Он очень подробно описал город Вавилон с его высокими каменными стенами, с огромной библиотекой и роскошными садами на террасах. Из растений Месопотамии его особенно заинтересовали финиковые пальмы. Из плодов этих пальм население приготовляло хлеб, вино и мед. Понравились Геродоту суда, плавающие по Тигру и Евфрату. Их корпус круглой формы сделан из ивовых прутьев и обтянут кожаным чехлом.

В Вавилоне Геродот узнал много нового об «отдаленнейшей из стран Востока», какой для греков была Индия. Ему рассказывали, что в Индии в огромном количестве добывается золото; там много диковинных растений: тростник, из одного колена которого будто бы можно сделать лодку (бамбук); злак, зерно которого «варят и едят вместе с шелухой» (рис); деревья с плодами в виде клубка шерсти - из нее жители Индии делают себе одежду (хлопчатник). Греки того времени не знали хлопчатобумажных тканей.

Много времени Геродот провел в Египте. Он побывал в городах, посетил знаменитые пирамиды и сфинкса, поднялся вверх по Нилу до Сиены (современный Асуан). Геродот отметил также особенности природы Египта: отсутствие облачности и дождя, подъем и разлив воды в Ниле в самое жаркое время года, много животных, неизвестных в Греции и Малой Азии (крокодилы, гиппопотамы, различные рыбы и птицы).

После Египта Геродот побывал в городах Северной Ливии (Африки), где собрал интересные сведения об обитателях северной части Африканского материка и оазисов в пустынной песчаной зоне. Сведения Геродота о древнем населении Сахары подтверждаются новейшими археологическими данными (рисунки на скалах в Тибести, Фсццане и Оране).

В 449 г. до н. э. Персия была разгромлена греками. На историческую арену выдвинулись Афины - греческий город-государство как господствующая на Средиземном море держава. У власти в Афинах стал выдающийся оратор и политический деятель Перикл. При нем Афины стали политическим и культурным центром древней Греции. Наряду с другими учеными приехал в Афины и Геродот. Здесь он прочел главы из своего труда, названного «История». Этот труд содержит много ценных географических сведений.

Великим путешественником древней Греции был Пифей из Массилии (так назывался в то время г. Марсель на южном берегу современной Франции). Экспедицию Пифея организовали торговцы Массилии для отыскания неведомых стран, где есть олово и янтарь. Пифей не только выполнил поручения торговцев, но и совершил несколько географических открытий, прославивших его имя.

Путешествие Пифея началось в марте 325 г. до н. э. Два пятидесятивесельных корабля вышли из гавани Массилии. Их путь лежал к Гибралтарскому проливу, который находился в руках карфагенян и был закрыт для прохода чужеземных судов. Во время грозы под покровом темной ночи им удалось миновать стражу и выйти в Атлантический океан. Днем и ночью шли корабли на парусах и на веслах на запад, стараясь как можно дальше отойти от опасных мест.

Во время ночлега в устье одной реки Пифей, наблюдая приливы и отливы, первый высказал правильную мысль о том, что это явление связано с притяжением водной оболочки Земли Луной.

Плывя на север, Пифей достиг крупного кельтского города Карбилона в устье Луары. От местных жителей он узнал, что олово к ним поступает из более северных стран, а из Карбилона сухопутным путем его отправляют в южные страны, к берегам Средиземного моря.

На побережье полуострова Бретань и на острове Уксисама (современный Уэссан в Западной Франции) Пифей встретился с племенами венетов и осисмиев. От них он узнал, что олово привозят с лежащих на севере островов. Один из островов называется Альбион или Британия. Рядом с ним лежат небольшие острова Касситериды («Оловянные»).

На юго-западной оконечности острова (полуостров Корнуэлл) он ознакомился с добычей и выплавкой олова. Закупив олово, Пифей отправил один корабль в Карбилон, а на другом продолжил плавание к северу вдоль западных берегов Британии.

Пифей первый наблюдал и установил зависимость между географической широтой и длиной дня и ночи. Чем дальше продвигался он на север, тем летний день становился все длиннее и длиннее. У северных берегов Британии он отметил продолжительность дня в 18 часов, а ночи - 6 часов. От берегов Северной Шотландии Пифей переправился к Оркнейским и Шетландским островам. Отсюда он совершил знаменитое плавание

в далекую страну Туле, с которой жители Британии вели торговлю. От жителей Туле Пифей узнал, что севернее лежат местности, где летом солнце вообще не заходит, а зимой совсем не появляется! Там, рассказывали ему, лежит скованный льдом океан и земли необитаемые...

Где могла находиться эта легендарная страна Туле? Большинство современных ученых считают, что Туле - это район Тронгеймс-фьорда на западном берегу Норвегии у 64° с. ш.

В древности ни один путешественник до Пифея и после него не поднимался до таких высоких широт. Проплыв вдоль южных берегов Северного моря, Пифей достиг местности, где жили германские племена, добывающие янтарь. Они собирали кусочки янтаря, оставляемого морем на берегу во время отлива. Этот янтарь они выменивали кельтам на железные изделия. От кельтов янтарь попадал в Массилию и другие области Средиземноморья.

Проникнуть дальше к востоку Пифею не удалось. У западных берегов полуострова Ютландия он попал в густой туман, нависший над мелководьем. Пифей сделал вывод, что здесь кончается область обитания людей. Ему казалось, что здесь «нет более земли, моря или воздуха, а смесь всего этого... земля, море и вообще все висит в воздухе; здесь невозможно ни ходить пешком, ни плыть на корабле».

Выменяв железные изделия на янтарь, Пифей отправился в обратный путь. Он оставил описания своих путешествий, но они до нас полностью не дошли. Мы знаем о них по тем отрывкам, которые сохранились у других древних авторов.

Малайские мореплаватели

Если наложить на карту Европы карту Малайского архипелага, вычерченную в том же масштабе, то острова его вытянутся огромной дугой на пространстве от Ирландии до устья Волги. Это гигантское созвездие островов раскинулось по обе стороны экватора - на 7° к северу и на 10° к югу, между Азией и Австралией. Десятки тысяч островов - крупных, средних, мелких и мельчайших - образуют как бы тысячемильные цепи, которые тянутся длинными дугами в сторону Филиппин, Новой Гвинеи и северных берегов Австралийского материка. Между этими островами, утопающими в зелени тропических лесов, наделенными неисчерпаемыми природными богатствами, плодородными почвами, многочисленными естественными гаванями, лежат внутренние моря, где дуют благоприятные для мореплавания муссонные ветры. Через эти моря - Южно-Китайское, Яванское, Целебесское, Банда, Тиморское - проходит сквозной водный путь из Индийского океана в Тихий, от берегов Индии и Цейлона к берегам Филиппин, Китая, Кореи, Японии, к Новой Гвинее и Австралии.

Для народов, населяющих Малайский архипелаг, море издавна было родной стихией. На своих легких лодках и кораблях островитяне пересекали моря и продвигались далеко на запад вдоль южных берегов Азии. Еще в начале нашей эры малайцы с Больших Зондских островов пересекли весь Индийский океан с востока на запад и добрались до Мадагаскара.

Коренные жители Мадагаскара - мальгаши происходят от далеких малайских предков и говорят на языке малайского происхождения. В другую сторону - на восток - незримые нити связывают с малайцами и обитателей островов Полинезии. Достоверные исторические сведения о малайцах относятся к первым векам нашей эры; тогда самые западные острова архипелага - Суматра и Ява, а столетием позже Калимантан - стали заселять переселенцы из Южной Индии и Бенгалии.

Реки Суматры несут свои буровато-желтые, мутные воды через непроходимые леса. Истоки рек лежат на западе, на склонах хребта Барисан. Быстрые горные ручьи сливаются на высоком плато, изрезанном глубокими оврагами и ущельями, которое окаймляет предгорья Барисана с севера. Между плато и морем простирается низменная болотистая равнина. Здесь реки текут в непролазных джунглях - римбе. У самого моря широкие речные русла распадаются на бесчисленное множество рукавов и протоков, пробивающих себе путь в сплошной стене мангровых зарослей.

В римбе и на лесистом плато жили бродячие племена - батаки, ала, гаджу, ачин, сакаи. Не умея возделывать землю, они добывали себе пищу охотой и сбором плодов дикорастущих фруктовых деревьев.

В то же время в речных дельтах жили оседлые малайские племена, родственные коренным обитателям глубинных частей Суматры. На тучных, обильно орошаемых землях они выращивали рис, снимая по два урожая в год. Каждый клочок земли приходилось отвоевывать у девственного леса, каждый шаг в знойной, дышащей влажной гнилью римбе стоил неимоверных усилий.

На Яве, где преобладают высокие равнины и легко проходимые горные гряды, борьба за землю была не столь жестокой и суровой. Яванцы заселили не только берега, но и внутренние области острова; на склонах гор уступами исполинской лестницы врезались рисовые поля.

На островах в устьях рек возникли очаги богатой культуры, созданной трудолюбивыми и мужественными народами Суматры и Явы. И хотя многое воспринималось от индийских переселенцев, малайская культура, выросшая на родной почве, отличалась самобытностью.

На Суматре и Яве возникли цветущие города, создались сильные и обширные государства. В VII в. на берегах Малаккского пролива уже существовала могучая морская держава Шривиджайя. Ее столица находилась в нижнем течении р. Муси, примерно там, где теперь г. Палембанг, главный центр индонезийской нефтяной промышленности.

Вокруг столицы виднелись тщательно возделанные рисовые поля и множество селений. В 918 г. иранский историк Абу Сеид Хасан писал, что «в час, когда петухи в городе Забаг (Шривиджайя) возвещают своим пением наступление дня, на клич этот отзываются все их собратья на расстоянии 100 и более парсангов» (парсанг - около 6 км. - Ред.).

Жизнь кипела на берегах Малаккского пролива; через него проходил Великий азиатский морской путь, с которым сливалась «дорога пряностей». Она вела от Молуккских островов, Тимора и Сулавеси к Шривиджайе.

Страны южных морей описали купцы и пилигримы, а позднее - арабские географы и путешественники. Эти труды рассказывают о кораблях с командами в 600, 700 и 1000 человек каждый, ведомых опытными кормчими; о чудесных дворцах и храмах, о богатых рисовых полях и широких дорогах, прорубленных в знойной римбе. Тысячи путей вели от берегов этих земель к Азиатскому материку и вдоль его южной окраины далеко на запад.

Прошли века. Перестали существовать прежде могучие и обширные царства: исчезла Шривиджайя; распалась великая яванская империя Маджапахит, простиравшаяся в середине XIV столетия от Филиппин и Новой Гвинеи до западной оконечности Суматры.

Повсюду возникли многочисленные княжества - обломки прежних империй. Во многих княжествах выросли богатые и сильные торговые города. Это были удивительные города. Тростниковые хижины, глинобитные тесные и грязные домики беспорядочно лепились к огромным складам, корабельным верфям, портовым причалам. Темные, узкие переулки кишели притонами и харчевнями. На пристанях, заваленных товарами, теснился разноплеменный люд. Чужеземцев здесь было не меньше, чем местных жителей. Суда стояли в гаванях впритык друг к другу.

В час разгрузки на палубах порой разгорался яростный спор чужеземных купцов с дородными таможенными досмотрщиками. Местные правители неукоснительно взимали пошлины с каждой партии товара. Купцы платили, но издержки искупали с лихвой: на этом морском базаре можно было заключить любые сделки.

Но все эти города затмила Малакка - ничтожная рыбачья деревушка в начале XV в, а к концу его - величайший торговый порт, «Венеция азиатских морей». Небольшая река делила город на две неравные части. К югу от реки в зелени садов белели стены мечетей и дворцов.

На северном берегу реки за длинным рядом приземистых грязно-белых складов была деловая часть города: рынок, дома местных купцов и четыре иностранных квартала. Здесь порой располагалось до 10 тыс. торговых гостей: купцы и мореплаватели из разных индийских царств, цейлонцы, сиамцы, бирманцы, жители яванских и суматранских городов, капитаны легких двухмачтовых кораблей из гаваней Сулавеси, с Молуккских островов, Тимора, Бали, островов Банда. Приезжали в Малакку иранцы, сирийцы, армяне, греки, египтяне и их компаньоны по торговле пряностями - венецианцы.

От моря к реке, полукругом огибая богатые купеческие кварталы, тянулась широкая полоса трущоб. Тростниковые хижины, легкие навесы на бамбуковых жердочках, глинобитные конуры, пещеры, вырытые в рыхлой красноватой земле, были беспорядочно рассеяны среди смрадных куч, складов корабельного леса, загонов для скота, унылых мусульманских кладбищ.

В Малакке было тридцать тысяч домов. В ее гавани стояло более сотни кораблей. Сюда привозили златотканые материи из Сирии, опиум и ароматические смолы из Аравии, слоновую кость и черное дерево из Африки, хлопчатые ткани из Гуджарата и Бенгалии, ковры и дорогое оружие из Ирана. Приходили в Малакку корабли с Запада, используя весенний попутный муссон. А с югостровостока, с Молуккских островов, купцы привозили пряности. Громадные тюки с гвоздикой, перцем, мускатным орехом перегружались в Малакке на местные и чужеземные корабли. Пряности шли в Пекин и в Киото, в Каир и в Венецию. На свои острова молуккские купцы увозили хлопчатые ткани и шелка.

Изучая португальские, малайские и другие письменные источники, можно сделать вывод, что из Малакки, суматранских и яванских городов далеко на запад и восток уходили корабли еще задолго до того, как у берегов Индии и Малакки появились португальцы.

Корабли строили малайские и яванские мастера. Один португальский летописец начала XVI в. писал: «Эти джонки (так здесь называют корабли) гораздо больше наших кораблей и похожи на них. Нос и корма по форме у них одинаковы и снабжены рулями, а паруса делаются из тростника... и корабли эти грузоподъемнее наших и более надежны в плавании, и бортовые надстройки на носу и на корме у них высокие, так что судно похоже на верблюда».

На этих судах малайские кормчие смело выходили в открытое море. Они располагали превосходными морскими картами, которые португальцы ценили дороже золота. Пользуясь этими картами, португальские капитаны совершали «открытия» в морях Малайского архипелага. О путешествиях малайских мореплавателей мы пока знаем немного. Этим вопросом лишь в последние годы всерьез занялись ученые Индонезии.

Путешествие Марко Поло

Марко было 15 лет, когда из далекого и продолжительного странствия вернулись в Венецию его отец Николо и дядя Матео - богатые купцы. Это было в 1269 г. Они побывали в Крыму, на Средней Волге, в городах Самарканде и Бухаре, в Монголии, ставке монгольского хана. По их словам, Монгольская империя протянулась от Дуная до берегов Тихого океана.

Китай был под властью хана Хубилая. Хан гостеприимно принял братьев Поло и, когда они собрались в обратный путь, поручил им передать письмо папе римскому (главе католической церкви), в котором выражал готовность установить дипломатические отношения.

Только через два года (1271) братья Поло получили ответное письмо папы и подарки для хана Хубилая. На этот раз Николо взял с собой 17-летнего сына Марко. Так началось знаменитое 24-летнее путешествие Марко Поло. Путь до Китая был долгий, он занял около 4 лет (1271-1275).

Старый хан Хубилай принял семью Поло очень радушно. Очень понравился хану смышленый молодой Марко. Старшие Поло, Николо и Матео, занимались торговлей, а юноша выполнял дипломатические поручения хана. Он бывал во многих районах, от прибрежных городов до Восточного Тибета,

Семья Поло прожила на чужбине 17 лет. Хан Хубилай долго не отпускал их на родину. Им помог случай. Братья Поло и Марко вызвались сопровождать монгольскую и китайскую принцесс, отдаваемых в жены монгольскому правителю Ирана, который жил в Тебризе. Отправлять невест с богатыми подарками через внутренние районы Азии было небезопасно: там шла война между монгольскими князьями. Поло решили плыть на кораблях.

Весной 1292 г. флот из четырнадцати четырехмачтовых кораблей отплыл из порта Зайтун (Цюань-чжоу). Во время путешествия вокруг восточных и южных берегов Азии Марко Поло узнал о Японии, об островах Индонезии («лабиринте 7448 островов»), о стране Чамбо на восточном берегу Индокитая. Из Тихого океана в Индийский корабли прошли Малаккским проливом, сделали трехмесячную остановку на берегу острова Суматра. После остановки на острове Цейлон и плавания вдоль западных берегов Индии корабли вошли в Персидский залив и бросили якорь в г. Ормузе, где Поло побывали около 22 лет назад. Во время плавания по Индийскому океану Марко Поло удалось получить некоторые сведения об африканском побережье, Эфиопии, островах Мадагаскар, Занзибар и Сокотра.

Доставив принцесс в Персию, семья Поло добралась до черноморского города Тробзона и оттуда на корабле вернулась в Венецию. Вся Венеция поразилась, узнав, сколько сокровищ - драгоценных камней - привезли с Востока три путешественника...

Вскоре вспыхнула война между Венецией и Генуей за первенство в торговле на Средиземном море. Марко Поло снарядил за свой счет корабль и сам участвовал в сражении. Вместе со своей командой он был взят в плен и заточен в генуэзскую тюрьму. Там Марко Поло рассказывал заключенным о своих путешествиях по далеким странам. Один из пленников - итальянский писатель Рустичано - записал рассказы венецианца обо всем, что тот видел и слышал во время своего замечательного путешествия.

Спустя некоторое время Марко Поло был освобожден из тюрьмы и вернулся в Венецию. Умер он знатным, уважаемым человеком в 1324 г. Его книга заинтересовала современников. Вначале она ходила во многих рукописных списках. Впервые издана была в 1477 г., а затем переведена на многие языки. Эта книга познакомила европейцев с далекими странами Востока, с их природой, обитателями, культурой. Правда, не все в ней было достоверным. Но то огромное количество ценнейших сведений, о Востоке, которые собрал Марко Поло во время путешествий, сделало этот труд любимой книгой таких выдающихся мореплавателей, как Христофор Колумб, Васко да Гама, Фернандо Магеллан. Подробнее см. статью . Книга Марко Поло сыграла немаловажную роль в открытии Америки и морского пути в Индию.

Путешествие за три моря

Среди старинных землепроходцев и мореплавателей, побывавших в далеких странах, почетное место занимает замечательный русский путешественник, тверской купец Афанасий Никитин. Он побывал в Индии за 30 лет до Васко да Гамы и проник в такие районы страны, где до него не бывал ни один европеец. Как же забросила судьба Афанасия Никитина на берега Индийского океана?

Осенью 1466 г. из Москвы на родину возвращался посол Ширванского ханства.

Услышав в Твери (ныне Калинин) о возвращении посольства, Афанасий Никитин с другими купцами решил присоединиться к каравану посла и поехать в Ширван торговать. Ширванское ханство лежало на юго-западных берегах Каспийского моря. Оно включало города Баку, Дербент и Шемаху. Ханство вело большую торговлю со многими странами Востока.

Снарядив два корабля, Никитин с товарищами поплыл в Нижний Новгород (ныне Горький), где, дождавшись посла, двинулся вниз по Волге. Путешествовать с посольством было удобнее и безопаснее. У посла была охрана, ему давали грамоты на беспрепятственный проезд, предоставляли лоцманов. В то

время граница Русского государства проходила по Оке и пересекала Волгу чуть южнее Нижнего Новгорода. Дальше лежали земли, захваченные татарами.

Около Астрахани на караван судов напал отряд татарского хана Касима. В стычке было убито несколько человек, четырех татары взяли в плен. Имущество и товары многих купцов, в том числе и Никитина, были разграблены.

Приключения на этом не окончились. Во время плавания по Каспийскому морю (оно называлось Хвалынским) корабли застигла буря. Один из кораблей был выброшен на берег у г. Терки (ныне Махачкала). Русские купцы, плывшие на нем, попали в плен к местным жителям - кайтакам. Афанасий Никитин, находившийся на корабле посла, благополучно достиг Дербента. Почти целый год провел он в Ширванском ханстве, пока не выручил товарищей из плена. Некоторые из освобожденных решили вернуться на родину, другие остались в Шемахе. Сам

Никитин отправился в Баку, а затем в Персию (Иран). Он не мог вернуться на родину без товаров и без денег - для торговли он взял много товара в долг. Его могли бы привлечь - к суду как должника. Никитин был грамотным, предприимчивым и смелым человеком. Он решил попытать счастья в других странах. Поработав в Баку на нефтяных промыслах и заработав немного денег, он переправился на южный берег Каспия в персидский город Чапакур.

Тверской купец Афанасий Никитин побывал в Индии. за 30 лет до португальского мореплаватели Васко да Гамы и проник в такие районы, где» до него не бывал ни один европеец

Двигаясь по древнему караванному пути, Никитин дошел до Бендер-Абаса на берегу Персидского залива. Оттуда переправился в г. Ормуз, лежащий на острове у входа в залив.

Этот город был в те времена одним из самых богатых в Азии. Здесь пересекались торговые пути из Индии, Китая, Египта и Малой Азии. Об Ормузе говорили: «Мир - кольцо, а Ормуз- драгоценность в нем».

Здесь Никитин пробыл целый месяц. Все его поражало: тропическая жара, сильный знойный ветер, ежесуточные приливы и отливы моря, верблюды, навьюченные бурдюками с пресной водой, обычай покрывать коврами и циновками раскаленные камни мостовых и многое другое.

В Ормузе Никитин узнал, что отсюда в Индию вывозятся породистые лошади, которые там очень ценятся. Купив коня, Никитин 9 апреля 1469 г. поплыл в Индию. Трудным и опасным было это шестинедельное плавание по бурному Аравийскому морю. Плыл Никитин на небольшом судне - таве, построенном без гвоздей.

Высадился он в индийском городе Чауле (южнее современного Бомбея) Отсюда начались его почти трехлетние странствия по стране. Все, что его интересовало, Никитин заносил в дневник: о темнокожих длинноволосых жителях, о том, что богатые люди и «князья» одеваются роскошно, а простой народ ходит почти нагим; о пышных выездах султана в сопровождении тысячного войска и 300 наряженных в золоченые покрывала слонов; о тяжелой доле индийских крестьян, разоряемых бесконечными налогами и поборами.

Он и сам вызывал всеобщее любопытство. За ним ходили толпами, с интересом разглядывали его необычную одежду, белый цвет лица, русые волосы...

Афанасий Никитин побывал во многих городах нагорья Декан. Два месяца он прожил в Джуннаре. Здесь он застал начало периода летних муссонов, принесших относительную прохладу. Это время года Никитин назвал «зимой», отметив, что «всюду вода да грязь». Ливень продолжался, по словам Никитина, «день и ночь четыре месяца». Наблюдательный путешественник заметил, что расположение звезд на небе в Индии иное, чем над Русью. Он подружился со многими семьями индийцев. Это помогло ему подметить особенности обычаев и нравов населения. Ему бросились в глаза страшная разобщенность между мусульманами и индуистами, деление населения на религиозные секты, не признающие друг друга.

В Бидаре Никитин выгодно продал коня. Однажды друзья пригласили его на красочный праздник «ночи бога Шивы» в г. Парват. Никитин очень точно и подробно описал этот праздник, на котором собиралось до 100 тыс. человек. Много интересного в этом городе увидел Никитин. Особенно большое впечатление произвели на него замечательные архитектурные сооружения, созданные индийским народом.

Никитин собрал интересные сведения и о тех районах Индии, где ему самому не удалось побывать: о крупном приморском городе Каликуте, об острове Цейлон, месте добычи драгоценных камней и рынке слонов. Слышал русский путешественник и о далеких странах Востока - о стране Шабот, «где родится шелк и жемчуг» (Индокитай), о стране Чин и Мачин, откуда привозят фарфор (Китай).

Все чаще вспоминает Никитин о родной земле. Нет в мире страны, подобной ей, восклицает он. В начале 1472 г. из приморского города Дабула Никитин отправился в обратный путь. Целый месяц буря трепала корабль. В октябре 1472 г. Никитин достиг черноморского города Тробзона (Трапезунда). Впереди лежало третье море, которое он должен был пересечь. Первым было Каспийское, или Хвалынское, вторым - Аравийское море (Индийское). Договорившись с моряками, Никитин переправился на берег Крыма. Корабль зашел в Балаклаву, затем в Гурзуф и закончил плавание в Кафе (Феодосия). Эти города были в то время генуэзскими колониями и вели большую торговлю с Русью, Польшей, Литвой. В Кафе Никитин встретил русских купцов. Вместе с ними он отправился на родину. В дороге, недалеко от Смоленска, Никитин умер в конце 1472 г.

Так закончилось беспримерное путешествие Никитина «за три моря». Тетрадь с записями Никитина его попутчики передали в Москву главному дьяку Ивана III Василию Мамыреву, а тот распорядился включить их в летопись. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина - замечательное географическое произведение XV в., один из лучших источников по истории средневековой Индии. В 1955 г. в г. Калинине на берегу Волги был открыт памятник отважному русскому путешественнику.

Самое древнее путешествие на Земле

Самым древним путешествием, доподлинно известным науке, считается экспедиция, отправленная из Египта царицей Хатшепсут три с половиной тысячи лет назад. Об этой экспедиции рассказывает надпись на древнеегипетском храме. «Путешествие по морю,- говорится в ней,- счастливое отплытие на восток. Благополучное прибытие в страну Пунт, чтобы доставить чудесные вещи всякой чужеземной страны... Не случалось этого при других царях... Обширная область, которую египтяне знали только понаслышке... Жители Пунта ничего не знали о египтянах... Нагружаются корабли до отказа чудесными произведениями страны Пунт: черным деревом и настоящей слоновой костью, необработанным золотом, ароматной смолой, павианами, мартышками, борзыми собаками, шкурами леопардов... Путешествие по морю и благополучное прибытие и радостное причаливание...»

Где же находилась эта страна Пунт, берегов которой достигли египетские мореплаватели? Ученые предполагают, что Пунтом древние египтяне называли Сомали, самую восточную оконечность Африки. Ученые точно установили дату этого путешествия - оно началось летом 1493 г. до н. э. После первого путешествия связь с страной Пунт стала постоянной. Так, водной из надгробных надписей прославляется кормчий Хнемхотеп за то, что он не менее 11 раз плавал с кормчим Хви в страну Пунт. Но затем в связи с упадком древнего Египта путешествия прекратились.



«Великие Люди России»

Биография

Антона Семёновича Макаренко

Выполнила: С.И.Филиппова преподаватель педагогики

Трубчевск,



Антон Семёнович Макаренко

  • Родился 13 марта 1888 в Белополье Сумского уезда Харьковской губернии.
  • В 1897 году поступил в начальное железнодорожное училище
  • В 1901 переехал с семьей в Крюков.
  • В 1904 окончил училище Кременчуга и одногодичные курсы по педагогике.
  • В 1905 работал учителем в железнодорожном училище
  • 1914-1917 учеба в Полтавском институте
  • 1916 призыв в армию, но из-за проблем со зрением демобилизован.
  • 1917-1919 заведующий железнодорожной школы.
  • 1920 г. принял руководство детской колонией под Полтавой в дальнейшем колония им. Горького
  • 1919 переезд в Полтаву.
  • С 1927-1935 руководитель детской трудовой коммуны
  • С 1934 член Союза советских писателей
  • 1935 переведен в Киев
  • С июля 1935 года он – помощник начальника отдела трудовых колоний НКВД УССР. В 1937 году А.С. Макаренко приезжает в Москву, где в дальнейшем и проходит его литературная и общественно-педагогическая деятельность.
  • 1939 подает заявление о принятие его кандидатом в члены союза ВКП.
  • 1 апреля 1939-смерть. Он умер в поезде когда ехал в Москву,от разрыва сердечной мышцы.

Происхождение Макаренко

Брат А. С. Макаренко - Виталий Семёнович в своей книге «Мой брат Антон Семёнович» пишет: «… несмотря на своё украинское происхождение Антон был 100 % русским»

Все произведения и личную переписку А. С. Макаренко вёл на русском языке. В то же время он превосходно знал и любил украинский язык, часто и уместно включал цитаты сочной украинской речи в диалоги действующих лиц своих произведений.

А. С. Макаренко также понимал и мог объясняться по-польски.


  • Жена - Галина Стахиевна Макаренко (Салько - до 09.1935) .
  • Приёмная дочь - Олимпиада Витальевна Макаренко (дочь брата Виталия)
  • Приёмный сын - Лев Михйлович Салько.
  • Внучатая племянница А. С. Макаренко - Екатерина Васильева, советская и российская актриса, родилась в семье поэта Сергея Васильева и Олимпиады Витальевны Макаренко.

В 1914 или 1915 году написал первый рассказ, послал его Максиму Горькому, но тот признал рассказ слабым в литературном отношении.

В 1932г. было закончено главное художественное произведение Макаренко - «Педагогическая поэма» (1925-1935). В последние годы жизни Макаренко продолжил работу как над художественными произведениями - «Флаги на башнях» (1938), так и над автобиографическими материалами - повесть «Честь» (1937-1938), роман «Пути поколения» (не закончен).

В 1936 году вышла его первая крупная научно-педагогическая работа «Методика организации воспитательного процесса». Летом-осенью 1937 года выходит в свет первая часть «Книги для родителей». В произведениях Макаренко выражены его педагогический опыт и педагогические взгляды.


Уже при жизни А.С.Макаренко его деятельность и труды как воспитателя и педагога получили высокую оценку Л. Арагона, А. Барбюса, Д. Бернала, У. Бронфенбреннера, А. Валлона, В. Галля, А. Зегерс, Я. Корчака, С. Френе и других деятелей культуры и образования.

Огромное значение в жизни Макаренко сыграл А.М. Горький, для которого забота о российских детях, особенно оказавшихся беспризорными, была естественным и важнейшим делом на протяжении многих лет.

В то же время Макаренко при жизни постоянно подвергался критике, в том числе весьма жёсткой.

Поэтому не удивительно, что произведения А.С.Макаренко появились в печати не в педагогическом издательстве, а в литературном. Об отношении официальной педагогики к Макаренко говорит и то, что на его похоронах не было высоких педагогических чиновников


Антон Семёнович Макаренко «Научить человека быть счастливым- нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.» А.С.Макаренко

Слайд 3

С 20-х годов не унимаются страсти ученых, учителей, литераторов и политиков вокруг Антона Макаренко (1888 - 1939). Выдающийся педагог, он успешно решал в детских коллективах, созданных им из беспризорников, острые сегодняшние проблемы: экономика и нравственность, дети и деньги, воспитательная роль труда. Но случилось так, что «гордости отечественной педагогики» при жизни пришлось терпеть непонимание.

Слайд 4

Первые годы его жизни прошли в маленьком украинском городке Белополье, здесь он родился в семье маляра железнодорожных мастерских. Потом в Кременчуге, куда перевели отца, окончил железнодорожное училище и в 17 лет стал учителем в железнодорожной школе. Вообще «тема» железной дороги всю жизнь сопровождает Макаренко. В школьные годы

Слайд 5

Он и умер на железной дороге, на подмосковной станции Голицыно. Спешил в город из Дома творчества, вез на киностудию сценарий. Помог какой-то тетке поднять тяжелые узлы на подножку вагона. Помог -а натруженное, измочаленное, давно больное сердце разорвалось. Был 1939 год, весна, 1 апреля. Ему шел 52-й...

Слайд 6

Какая жизнь между этими двумя датами? В его официальной биографии, впрочем, как и у многих наших крупных политических и общественных деятелей 20-40-х годов, немало белых пятен, «секретов» и «табу». Биография великого педагога «улучшалась», чтобы, не дай бог, он не был скомпрометирован в глазах тех, для кого должен был служить примером.

Слайд 7

С ретушированных детских фотографий глядит на нас студент крепыш-отличник. А в воспоминаниях родного брата Макаренко Виталия Антон был мальчиком болезненным, вечно простуженным, страдал от своей хилости, некрасивости, ранней близорукости. Но был самолюбив и всегда стремился во всем быть первым. Мы привыкли к такому облику Макаренко: очки, рубахакосоворотка, фуражка. Но в молодости он всегда был франтом, носил накрахмаленные сорочки с галстуком, сюртуки, пенсне. Студент

Слайд 8

Слайд 9

Из «улучшенной» биографии «выпал» и сам Виталий Семенович, младший любимый брат, ученик и коллега. Два года, с 1917-го до 1919-го, они вместе работали в школе. Потом их дороги разошлись. Запись в анкете Макаренко от 1935 года: «Мой брат с августа 1919-го был в армии Деникина, подпоручик. Сейчас в эмиграции. Местожительство мне неизвестно, связей не имею».

Слайд 10

В 1920 году, когда Макаренко стал заведующим колонией несовершеннолетних правонарушителей, той самой, о которой он рассказал в своей «Педагогической поэме», ему исполнилось 32 года, и он имел уже 16-летний учительский стаж. Совсем еще молодым, работая в железнодорожной школе, он состоял в «надзирателях» в интернате для детей рабочих, стрелочников, будочников, получая за это десятку надбавки к жалованью. 1920 год

Слайд 11

Закончил педагогический институт с золотой медалью за дипломную работу, которая, называлась «Кризис современной педагогики». Так что «свою» педагогику в колонии начинал человек опытный, исходивший в своей практике и из жизни, и из солидной суммы знаний. 1923 год

Слайд 12

Из анкеты Макаренко: "Астрономию знаю хорошо... знания имею в общей биологии. Общие положения и новейшая философия, химия мне хорошо известны, географию знаю прекрасно, и особенно промышленную жизнь мира и сравнительную географию. Свободно чувствую себя в области экономической политики... История -мой любимый предмет, читал все, что имеется на русском языке, по психологии. Люблю изящную литературу. Из новей шей знаю и понимаю Горького..."

Слайд 13

Максим Горький был его кумиром. Самоучка и «босяк» Горький внушал надежду. Его вера в чело века восторгала. Антон и сам пробовал в юности сочинять. В 1914 году написал рассказ и послал Горькому. И получил короткий ответ: тема интересная, написано слабо. Это отбило охоту писать, но подтолкнуло к учебе.

Слайд 14

Некрасивый, неуклюжий, «четырехглазый», большеносый Антон рано и много влюблялся, причем в самых привлекательных девочек, мучился, писал стихи, дневник, старался взять умом, вдохновением, начитанностью. Женщины за версту чуют ум и всегда предпочтут его пустой красоте или глупой силе. С гражданской женой Елизаветой Федоровной.

Слайд 15

Педагогика первых лет Советской власти без конца экспериментировала. Многие выступали за свободное воспитание: каким человек уродился, таким и будет. Было школьное самoуправлениe, все было, и была серьезная проблема: безпризорщина. Восемь миллионов детей оказались на улице, потеряв дом и родителей. Их надо было не просто накормить и одеть, но вернуть из воришек, воров, бандитов в общество, в работники, «перевоспитать». Беспризорники

Слайд 16

Так начиналась колония Макаренко - нашли старый монастырь, наложили заплаты на крышу, чтобы не протекала, и привезли ребят, беспризорников от 14 до 18 лет, собранных в течение нескольких дней на вокзалах и улицах. И сказали им: - Вы здесь хозяева. Нет Кроватей - сделайте для себя кровати, нет столов - сделайте столы, стулья, побелите стены, вставьте стекла, почините двери... С С детьми-коммунарами первых дней работы он установил, что никаких особых методов по отношению к беспризорным употреблять не нужно.

Слайд 17

Жизнь заставила всех работать, и работать совместно, и больших и маленьких. Объекты - чистка ли картошки, колка дров или чтение книги -вызвали к жизни рабочую группу, отряд, то из двух человек, то из тридцати, смотря по задаче. Если один «сачковал», сразу приходилось труднее другим, и они этого одного тут же и «воспитывали». Вот и все. Как в семье. Вообще как у людей. Колонисты на работе Оставалось только разумно управлять этим процессом, ставить цели, повышать требования. «Максимум требования, максимум уважения» - его принцип. И еще - безграничное доверие. ...

Слайд 18

Озлобленного, затравленного парнишку вытащил Макаренко из тюрьмы, из камеры смертников. «Погромы, грабежи, закоренелый мародер», - говорилось в уголовном деле Семена Калабалина. А Макаренко с первой минуты общения с юным бандитом на "вы". И за воротами тюрьмы вдруг: «Подождите меня здесь, я шапку забыл». Парень удивился: шапка-то на голове! И остался ждать этого странно вежливого человека в очках. А еще через полчаса он подумал, что Макаренко ненормальный! Ему, вору и погромщику: «Вот тебе сто тысяч, получи зерно для всей колонии». А потом даже не пересчитал ни товар, ни оставшиеся деньги. Семен Калабалин

Слайд 19

У одной из бывших воспитанниц Макаренко, ставшей педагогом, как-то спросили: «Как вы объясните феномен Макаренко-воспитателя?» «Феномена не было, ответила она. Воспитывал он, как и жил - сердцем».

Слайд 20

Довольно скоро колония стала стабильным учебновоспитательным трудовым учреждением. Макаренко не только возил ребят на все спектакли харьковских театров. У них был свой театр. И уже тогда, в конце 20-х, они с успехом экспериментировали, вовлекая в действие и зрительный зал. Праздник первого снопа

Слайд 21

Труд и учеба, быт и творчество – в полной гармонии. Но чем больше он делал, чем больше любили его дети, чем очевиднее был его «конечный продукт»: смелые, дисциплинированные, работящие, веселые ребята и неиздерганные педагоги, тем злее становились атаки тех, кто случайно, не по способностям занимал руководящие посты в народном образовании. Сбор дров колонистами

Слайд 22

Вот строки из писем Макаренко, своего рода репортаж о том, как старое уничтожало новое. 2 февраля 1927 г. «На нашу колонию сейчас ведется целая война co всех сторон. Бьют, конечно, по системе. Все наши недостатки, недоделки, случайные ошибки считают элементами системы...» Часовой охраняет знамя колонии

Слайд 23

4 апреля 1928 г. Обследование за обследованием, объявляют мне выговоры, по округу запретили систему колонии... В качестве обследователей приезжают мальчишки, с которыми даже говорить трудно. В то же время не могут не признать, что колония действительно перевоспитывает». Совет командиров

Слайд 24

18 апреля 1928 г. «Я веду колонию 8 лет. Уже выпустил несколько сот рабочих и студентов. Посреди общего моря расхлябанности и дармоедства одна наша колония стоит, как крепость... А меня едят даже не за ошибки, а за самое дорогое, что у меня есть, - за мою систему. Ее вина только в том, что она моя...» (В 1928 году в колонию приедет A.M.Горький. Он проживет здесь два дня, будет умиляться ребячьей жизнью и напишет о гениальном педагоге самые замечательные слова. Он не знал, что Макаренко уже отстранен от заведования колонией) Максим Горький наблюдает за сельхозработами в детской колонии Куряж

Слайд 25

1 января 1933 г. «Колония живет плохо, после меня переменилось уже четыре заведующих, глупости там наделаны непоправимые, коллектива нет, проходной двор...» Его систему ученые мужи тогдашнего просвещения признали несоветской. Реальная практика и в самом деле расходилась с тем, что строил Макаренко. «Коллектив учителей и коллектив детей – это не два коллектива, а один, и коллектив педагогический. Если почувствуете, что вам не "хватает знаний, не стесняйтесь сесть за парту рядом с воспитанниками». Коммунар за работой

Слайд 26

Но за стенами колонии было другое. «Каждый человек должен входить в жизнь, умея сопротивляться вредному влиянию. Не оберегать, а учить сопротивляться». А в жизни детей оберегали от всего. Он призывал в каждом преступнике видеть человека (как принято в мире людей), а жизнь в те годы строилась на подозрении, что каждый человек преступно ненадежен.























1 из 22

Презентация на тему: Макаренко

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Антон Семенович Макаренко Антон Семенович Макаренко Жизнь и деятельность А. С. Макаренко Начало педагогической деятельности Важнейшие принципы педагогической теории и практики Воспитание в коллективе и через коллектив Значение игры в воспитании О семейном воспитании Литературная деятельность Московский педагогический музей А.С.Макаренко. Педагогика А. С. Макаренко в наши дни

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

Антон Семенович Макаренко Антон Семенович Макаренко Родился 13 марта 1888 года в городе Белополье Сумского уезда Харьковской губернии в семье рабочего - маляра вагонных железнодорожных мастерских. В 1897 году поступил в начальное железнодорожное училище. В 1901 году с семьёй переехал в Крюков, пригород Кременчуга. Окончил четырёхклассное училище в Кременчуге (1904) и одногодичные педагогические курсы (1905). Работал учителем в железнодорожном училище в посёлке Крюков, затем на станции Долинская. Окончил Полтавский учительский институт с золотой медалью (1917). В 1916 был призван в армию, но по слабости зрения демобилизован. В 1917-1919 годах был заведующим железнодорожной школой при Крюковских вагонных мастерских. В 1919 г. переехал в Полтаву.

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

Он не отделял учение от воспитания, одно у него вытекало из другого, дополняло друг друга и было еще сцементировано крепкой привязанностью учителя к детям и детей - к учителю. Добавьте сюда абсолютное чувство справедливости, которым обладал Макаренко, его редкостную эрудицию, и можно понять, на чем держался уже тогда его непререкаемый авторитет. Он не отделял учение от воспитания, одно у него вытекало из другого, дополняло друг друга и было еще сцементировано крепкой привязанностью учителя к детям и детей - к учителю. Добавьте сюда абсолютное чувство справедливости, которым обладал Макаренко, его редкостную эрудицию, и можно понять, на чем держался уже тогда его непререкаемый авторитет.

№ слайда 7

Описание слайда:

А. С. Макаренко считал, А. С. Макаренко считал, что четкое знание педагогом целей воспитания - самое непременное условие успешной педагогической деятельности. В условиях советского общества целью воспитания должно быть, указывал он, воспитание активного участника социалистического строительства, человека, преданного идеям коммунизма. Макаренко доказывал, что достижение этой цели вполне возможно. “... Воспитание нового человека - дело счастливое и посильное для педагогики”,- говорил он, имея в виду марксистско-ленинскую педагогику.

№ слайда 8

Описание слайда:

№ слайда 9

Описание слайда:

А. С. Макаренко решительно боролся с педологией. Он доказывал, что любой советский ребенок, обиженный или испорченный ненормальными условиями своей жизни, может исправиться при условии создания благоприятной обстановки и применения правильных методов воспитания. А. С. Макаренко решительно боролся с педологией. Он доказывал, что любой советский ребенок, обиженный или испорченный ненормальными условиями своей жизни, может исправиться при условии создания благоприятной обстановки и применения правильных методов воспитания.

№ слайда 10

Описание слайда:

Выясняя воспитательную сущность коллектива, А. С. Макаренко подчеркнул, что настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разносторонней деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь и работу. Выясняя воспитательную сущность коллектива, А. С. Макаренко подчеркнул, что настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разносторонней деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь и работу. Искусство руководства коллективом заключается, по мнению Макаренко, в том, чтобы увлечь его определенной целью, требующей общих усилий, труда, напряжения. В этом случае достижение цели дает большое удовлетворение. Для детского коллектива необходима бодрая, радостная, мажорная атмосфера.

№ слайда 11

Описание слайда:

№ слайда 12

Описание слайда:

Это предупреждает развитие в ребенке эгоистических наклонностей, способствует развитию в каждом ребенке черт и качеств коллективиста, умения уступить другому и подчинить свои интересы общим. Это предупреждает развитие в ребенке эгоистических наклонностей, способствует развитию в каждом ребенке черт и качеств коллективиста, умения уступить другому и подчинить свои интересы общим. А. С. Макаренко справедливо подчеркивал, что истинный авторитет родителей, основанный на разумных требованиях к детям, нравственном поведении самих родителей как граждан советского общества, а также правильный режим жизни семьи - важнейшие условия хорошо поставленного семейного воспитания.

№ слайда 13

Описание слайда:

В 1914 или 1915 году написал первый рассказ, послал его Максиму Горькому, но тот признал рассказ слабым в литературном отношении. В 1914 или 1915 году написал первый рассказ, послал его Максиму Горькому, но тот признал рассказ слабым в литературном отношении. После этого Макаренко в течение тринадцати лет писательской деятельностью не занимался, но вёл записные книжки. После посещения колонии для несовершен-нолетних Горький посоветовал Макаренко вернуться к литературной работе. После книг о коммуне имени Ф. Э. Дзержинского «Марш 30 года» (1932) и «ФД - 1» (1932) было закончено главное художественное произведение Макаренко - «Педагогическая поэма» (1935).

№ слайда 14

Описание слайда:

№ слайда 15

Описание слайда:

Кроме того он продолжает активно разрабатывать методику педагогической деятельности и воспитания в целом, публикует ряд статей. Кроме того он продолжает активно разрабатывать методику педагогической деятельности и воспитания в целом, публикует ряд статей. В 1936 году вышла его первая крупная научно-педагогическая работа «Методика организации воспитательного процесса». В начале 1937 года выходит в свет первая часть «Книги для родителей». В произведениях Макаренко выражены его педагогический опыт и педагогические взгляды.

№ слайда 16

Описание слайда:

Музей был основан в 1983 г. Экспозиция музея расположенав двух залах. Первый рассказывае о жизни и творчестве Макаренко, его воспитанниках и соратниках; второй посвящен его воспитанникам и творческому применению наследия Макаренко в современном образовании. Музей был основан в 1983 г. Экспозиция музея расположенав двух залах. Первый рассказывае о жизни и творчестве Макаренко, его воспитанниках и соратниках; второй посвящен его воспитанникам и творческому применению наследия Макаренко в современном образовании. В музее имеется также библиотека, архив печатных и рукописных материалов об А.С. Макаренко. В музее проводятся обзорные и тематические экскурсии, "Макаренковские среды", на которых проходит обсуждение современных проблем педагогики и воспитания, организуются консультации психолога для детей и родителей, работает лекторий.

№ слайда 17

Описание слайда:

А.С. Макаренко опередил в своем творчестве время, в которое он жил; его педагогические воззрения остаются и долго еще будут оставаться актуальными. Многие исследователи наследия Макаренко справедливо считают, что оно не только наше историческое прошлое, но и наше настоящее и наше будущее. А.С. Макаренко опередил в своем творчестве время, в которое он жил; его педагогические воззрения остаются и долго еще будут оставаться актуальными. Многие исследователи наследия Макаренко справедливо считают, что оно не только наше историческое прошлое, но и наше настоящее и наше будущее. В процессе педагогизации процесса исправления несовершеннолетних обращение к наследию одного из выдающихся педагогов ХХ века – А.С. Макаренко, попытки перечитать его заново, представляются закономерными. Педагог-новатор работал с трудным в воспитательном отношении контингентом подростков-правонарушителей. Он создал новый тип воспитательного учреждения- колонию имени М. Горького и коммуну им. Ф.Э. Дзержинского, в которых функционировала эффективная педагогическая система. Мы обращаемся к педагогическому наследию А.С. Макаренко не ради знания тех или иных цитат из произведений педагога, а для того, чтобы использовать знания, его идеи в своей практике.

Описание слайда:

Вряд ли можно назвать несовременной цель, которую ставил А.С. Макаренко перед своей педагогической системой: из подростка-правонарушителя сделать «настоящего культурного человека, работника, такого работника, которого можно будет выпустить из учреждения, как полезного гражданина, квалифицированного, грамотного, образованного и воспитанного, здорового физически и психически». Вряд ли можно назвать несовременной цель, которую ставил А.С. Макаренко перед своей педагогической системой: из подростка-правонарушителя сделать «настоящего культурного человека, работника, такого работника, которого можно будет выпустить из учреждения, как полезного гражданина, квалифицированного, грамотного, образованного и воспитанного, здорового физически и психически».

№ слайда 20

Описание слайда:

В отечественной науке его называли человеком, осуществившим беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей путем соединения обучения с производительным трудом учащихся, а также развившим теорию семейного воспитания. В отечественной науке его называли человеком, осуществившим беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей путем соединения обучения с производительным трудом учащихся, а также развившим теорию семейного воспитания. С социально-педагогической системой, воплощенной в жизнь А.С. Макаренко, приезжали знакомиться авторитетные педагоги из-за рубежа. И завершить свои размышления хотелось бы высказыванием «из Макаренко» «Нужно всегда чувствовать себя накануне победы, и она обязательно придет».

№ слайда 21

Описание слайда:

А.С. Макаренко ушел из жизни в 51 год, не дожив и до середины века, но и в двадцать первом веке педагоги обращаются к наследию Макаренко, к его идеям, которые он выводил из реальных дел. А.С. Макаренко ушел из жизни в 51 год, не дожив и до середины века, но и в двадцать первом веке педагоги обращаются к наследию Макаренко, к его идеям, которые он выводил из реальных дел.