Восьмистишие. Восьмистишие Что такое восьмистишие в литературе

Октава Словарь русских синонимов. восьмистишие сущ., кол во синонимов: 2 октава (9) … Словарь синонимов

- (8 стишие) … Орфографический словарь-справочник

Восьмистишие, восьмистишия, восьмистишия, восьмистиший, восьмистишию, восьмистишиям, восьмистишие, восьмистишия, восьмистишием, восьмистишиями, восьмистишии, восьмистишиях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

восьмистишие - восьмист ишие, я … Русский орфографический словарь

восьмистишие - (2 с)‚ Пр. о восьмисти/шии; мн. восьмисти/шия‚ Р. восьмисти/ший … Орфографический словарь русского языка

восьмистишие - восьм/и/стиш/и/е [й/э] … Морфемно-орфографический словарь

Содержание 1 Общие сведения 2 Строфа в русском стихосложении … Википедия

Ступень, восьмистишие, интервал, консонанс, бас, строфа Словарь русских синонимов. октава сущ., кол во синонимов: 9 бас (16) … Словарь синонимов

Экспромт, стансы, стихи, песня, георгика, канцона, мадригал, буриме, элегия, касида, сиджо, триолет, акростих, шестистишие, эпод, двустишие, стих, ода, газель, мезостих, пасторель, трехстишие, ксения, рондо, кантата, палинодия, рондель, эпиталама … Словарь синонимов

- «К ГЛУПОЙ КРАСАВИЦЕ», юношеское стих. Л. (1830) с внешними признаками послания (адресат вынесен в заглавие, прямое обращение в первой строке). По внутр. смыслу стих. представляет, однако, весьма своеобразный жанровый сплав: первое восьмистишие… … Лермонтовская энциклопедия

Книги

  • Азбука диковинных зверей Для взрослых и детей , Орсо В.. Азбука диковинных зверей - это книга о самых необыкновенных животных нашей планеты. Образ жизни, повадки, диета зверей - всё описано максимально точно. В первой частипомещены написанные со…
  • Твои серебряные крылья , Николай Гумилев. Николай Степанович Гумилев многое успел за короткую жизнь. Один из ярких представителей поэтов русского "серебряного века", автор десятка поэтических сборников был взыскательнейшим мастером…

ВОСЬМИСТИШИЕ (ОКТЕТ)- это третья по популярности после четверостишия и шестистишия схема организации строфы. Количество комбинаций рифм в восьмистишии огромно и с учетом использования разных по объему рифм (односложных, двухсложных или трехсложных) и написания разным метром, звучат все октеты совершенно по-разному.

Хочу отметить, что не стоит путать октет с двумя катренами одной и той же рифмовки подряд, которые автор записал так для экономии места или по их содержанию без пропуска строки, например так: абабсдсд. Здесь между катренами нет общей рифмы, значит, это не октет, а два катрена с перекрестной рифмовкой: абаб сдсд.

Как исключение из только что сказанного, приведу пример октета, состоящего двух стоящих подряд катренов с разным типом рифмовки, но не связанных общей рифмой. При этом они связанны содержанием и повтором рисунка рифмовки этой «пары» по всем последующим строкам:

№1
аБаБсДДс

Завуалирована ложь
Под маской искреннего чувства…
Ваш имидж дьявольски хорош –
Сродни высокому искусству
Повелевать умами тех,
Чьи помыслы вполне обычны…
Толпа безумствует привычно,
Но Вас не радует успех!..

Когда любовь не греет плоть,
Напрасно кутаться в шиншиллу;
Сам чёрт /порой/ не разберёт,
Кто по душе и сердцу мил Вам:
Король? Он ветренен, подлец,
Дитя столичного порока…
Поэт?! Скиталец одинокий,
Домашний врач больных сердец.
(Борис Нечеухин- автор СТИХИ.РУ)

Чуть отклоняясь от темы, хочу напомнить, что в идеале любая строфа должна заканчиваться точкой или многоточием. Плохо, если у вас предложение начато в одной строфе, а заканчивается уже в следующей. Такое может быть только в случае, если вы пишете строфоидами – астрофическими стихами с вольной рифмовкой, но об этом у меня будет опубликована статья чуть позже.

Итак, привожу примеры октетов:

№2
АААбВВВб (3 женские рифмы, одна мужская)

По камням оголенным,
по пескам раскаленным,
по долинам зеленым
не кончается путь.
По земле запыленной,
лишь слегка утомленный,
ты идешь просветленный
и свободный от пут.

Нипочем тебе грозы,
суховей и морозы
и колючие слезы -
проливные дожди.
Не рисовка, не поза,
убегаешь от прозы,
жизнь на грани курьеза.
Оглянись, подожди.
(Любовь Левитина – автор СТИХИ.РУ)

№3
Та же самая рифмовка, но с другими по объему рифмами: А*А*А*БС*С*С*Б (3 дактилических рифмы, 1 – женская)

Старение! Возраст успеха. Знания
Правды. Изнанки её. Изгнания.
Боли. Ни против неё, ни за неё
Я ничего не имею. Коли ж
Переборщит - возоплю: нелепица
Сдерживать чувства. Покамест - терпится.
Ежели что-то во мне и теплится,
Это не разум, а кровь всего лишь.
(И. Бродский)

№4
аБасаБас (Рифмовка по цепи Б и с идет через три строки!)

Плеснула осень в небо хной.
Ловлю закат на фото.
Пойдут в коллекцию потом,
Наверно, кадра два.
Меж сосен в сумерках - окно.
Сегодня странно что-то:
Зачем свеча в окошке том
Горит едва-едва?

Светить не внутрь, светить вовне –
К чему пустые траты?
Где знают всех, свечой в окне
Зовут на встречу так.
Зайти на чай сигналишь мне?
А мне - не сват, не брат ты...
Когда живёшь, в какой стране?
Какой же ты чудак!
(Митрофаныч Воронежский – автор СТИХИ.РУ).

№5.
АбАссбАс (здесь как и в предыдущем примере, здесь также нарушено правило альтернанса: дважды – по А и по б- рифмовка выполнена через три рифмы)

Когда отшумят непогоды и вьюги,
А ласковый ветер коснется волос,
Когда все доспехи - и шлем, и кольчуга,
Найдут свое место в почетном углу,
Когда провиденье окажет услугу,
За нас задавая нелегкий вопрос,
Мы всё же решим увидаться друг с другом
На ярмарке судеб, событий балу...

Я эту желанную теплую встречу
Себе представляла не раз и не два,
Готовилась взвешенно-трепетной речью,
Смущенья лишенной, начать диалог,
Я руки тебе возлагала на плечи,
И ты не желал от меня отставать...
Закатом вокзальный перрон был расцвечен
Да небо взрывал паровозный гудок.
(Милада Кондратьева- автор СТИХИ.РУ)

Этот пример я привожу как подтверждение мысли, что нарушение правила альтернанса (см. предыдущую статью) звучание стихотворения КАК ПРАВИЛО ухудшает. За редким исключением.

№6.
аББаССБа (пятистопный анапест и тоже цепи рифм а и Б – через три строки)

Этот мир никуда не годится, придумай другой.
Закрывай же глаза поскорее, ты сможешь, я знаю.
Черно-белый ли, нагло цветной, как доска расписная,
Лишь бы твой до песчинки, до кромки листа дорогой.
Ночь – как холст бесконечный глубокого цвета индиго,
Раздобудь новых красок и кисти, скорее иди-ка,
Отправляйся в поход за своими волшебными снами.
Только не потеряйся в дождях и за белой пургой.
(Наталья Шохина – автор СТИХИ.РУ)

№7.
Фиксированной формой восьмистишия является ОКТАВА – схема: abababcc.

Завершающее строфу двустишие прерывает ряд тройных рифм и хорошо служит для заключительного афоризма или иронического поворота. Октавами написаны «Домик в Коломне» Пушкина, «Портрет» А. Толстого, «Октава» А. Майкова.

АБаБаБсс:

Ахмет-оглы берёт свою клюку
И покидает город многолюдный.
Вот он идёт по рыхлому песку,
Его движенья медленны и трудны.
- Ахмет, Ахмет, тебе ли, старику,
Пускаться в путь неведомый и чудный?
Твоё добро враги возьмут сполна,
Тебе изменит глупая жена.
(Н.Гумилёв)

№8
Редкой и малоупотребительной формой восьмистишия является ТРИОЛЕТ. (твердая форма). Схема рифм в нём: abaaabab, причём 4-я строка повторяет первую, 7-8-я повторяют 1-2-ю.


О, юность, быстрая моя,
Одно сплошное заблужденье!
Ты промелькнула, как виденье,
И мне осталось сожаленье,
И поздней мудрости змея.
Ты промелькнула, как виденье,-
О, юность быстрая моя!
(К. Бальмонт)

Пример безрифменного триолета, где рифму заменяет повтор того же слова. Триолет этот дает пример и пэонического (гипердактилического) окончания.

Тебя я помню. Ты рыдала
На Гревской площади, под виселицей.
И ночь, и смерть, и ты рыдала.
Тебя я помню. Ты рыдала...
Но я забыл, по ком рыдала.
Не под моей ли черной виселицей.
Тебя я помню. Ты рыдала
На Гревской площади под виселицей.
(И.Рукавишников)

А вот пример тройного (тайного) триолета:

Не иди в дом пира. Иди в дом плача,
Чтоб забылись грехи, чтоб открылась душа.
Чтоб светлела порфира, чтоб яснела задача,
Не иди в дом пира, иди в дом плача.
В воротах мира, рыдая и плача,
Цветут чудо-стихи, бездумно дыша.
Но иди в дом пира. Иди в дом плача,
Чтоб забылись грехи. Чтоб открылась душа.
(И.Рукавишников)

Хочу заметить, что стихиряне эту форму полюбили и все, что ни попадя, готовы вместить в ее рамки. Между тем, триолетная форма (как и всё в жизни!) требует насущности. Если содержание ваших стихов требует трижды повторить одинаковую строку в восьмистишии – или всякий раз с иным оттенком смысла, или – для особого смыслового акцента, а ваш триолет СОДЕРЖАТЕЛЕН, то есть, сообщает читателю что-то новое), значит он действительно хорош и насущен. Если же ничего не значащая фраза по типу «на что смотрю, о том пою» всунута в триолетную форму по заданию конкурса – не стоило и мучиться!

Возможно даже построение венка триолетов по схеме венка сонетов. Но… надо ли это делать? - хочется мне спросить…

№9.
Восьмистишие со схемой рифмовки на две рифмы abababab называется СИЦИЛИАНОЙ:

Май жестокий с белыми ночами!
Вечный стук в ворота: выходи!
Голубая дымка за плечами,
Неизвестность, гибель впереди!
Женщины с безумными очами,
С вечно смятой розой на груди! -
Пробудись! Пронзи меня мечами,
От страстей моих освободи!
(А. Блок)

На этом пока все. Если у вас появятся интересные схемы рифмовки октетов – присылайте их в ваших отзывах – включу в текст статьи!

Рецензии

Уважаемые ТМА!
Пересылаю чаруюшие стихи:

Они написаны октетами с построением 7-7-7-2 7-7-7-2 и перекликающимися рифмами.
Видимо автор вышел на такое построение интуитивно, а возможно под влиянием "порошков". Меня интересует встречалось ли ранее такое написание или Олег применил новацию?
Спасибо за Вашу статью.

Здравствуйте, Юрий! Я не знаю, что такое порошки, вы уж извините мне мою замшелость.

Стихи написаны октетом с укороченными строками - 2-стопным и 1-стопным анапестом - часто встречающаяся на сайте форма стихов, не вижу в ней особой новизны. Не поняла и почему стихи "чарующие". Есть в них авторская тема, связность и глубина сюжета? Нет. Скорее, это подтекстовка к гитаре, где слушают не содержание песни, а мотивчик...

Язык поэтический? Нет. Ни одного авторского точного образа, даже банальных, предсказуемых почти нет (сердце рвется на части, опаленного страсти огнем, мечты и химеры и... все!). Скорее здесь обыгрывается звучание слов, чем смысл или эмоция описывается!А это - не поэзия.

Есть неправильное фонетическое ударение (тангО) - это вообще повод не рассматривать стихи на приличном конкурсе - ошибка речи, а инверсия фразы "о душе в ТЕЛА ПЛЕНЕ" - это тоже базовая ошибка исполнения: и неестественность для литературной речи, и возникающее дурное созвучие "телаплене".

Словом, я никак не могу назвать эти стихи чарующими. А строфу вы назвали правильно: октет АААбАААб, разностопным (2-2-2-1) анапестом.

Текст стихов раскрыла ниже для удобства читателей ТМА:

Аргентинское танго -
милуонга, фанданго,
африканские ритмы -
“тангО”,
воровской, эмигрантский,
итальянско-испанский,
без затейливой рифмы
арго.

Хабанера, кандомбе,
полька, вальс, пасо добле...
Словно в тигле бездонном,
всё - в нём.
Сердце рвётся на части
от короткого счастья,
опалённого страсти
огнём.

И мечты, и химеры
манят в горние сферы
вне земной атмосферы -
туда,
где любовь бесконечна,
беззаветна, беспечна
и взаимна, конечно,
всегда.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Восьмистишие - стихотворная строфа , введенная в казахскую поэзию великим казахcким поэтом, просветителем Абаем Кунанбаевым . Названо по одноименному стихотворению Абая «Сегіз аяқ» («Восмистишия»), в котором каждая строфа состоит из восьми строк. В Восьмистишие короткие пятисложные и длинные семи-, восьмисложные строки сменяют друг друга в строго установленном порядке. Четкость ритмического построения достигается сложной системой рифмовки: ас б вв б гг. На восемь строк приходится четыре различных рифмы, причём третья строка рифмуется с шестой. Рифма в пятисложных строках - двухсложная, в семи- и восьмисложных - трехсложная. Начальные шесть стихов в ритмико-интонационном отношении естественно переходят в два следующих за ними заключительных стиха, которые придают строфе полную законченность и звучат как вывод, выраженный в афористичной форме.

Литература

  • Восьмистишие // Казахстан. Национальная энциклопедия . - Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2004. - Т. I. - ISBN 9965-9389-9-7 .

При написании этой статьи использовался материал из издания «

Без строф поэзия практически невозможна. Конечно, некоторые авторы нарочно прибегают к астрофичности своих произведений, подчёркивая их неделимость, но вместе с тем такие стихи не всегда просты для восприятия. Самая распространённая форма строф - четверостишия, но существуют и пяти-, и шести- и семистишия, многие из имеют собственные названия, заимствованные из латыни. Октет, или же восьмистишие - это строфа из восьми строк, в которых поэт вмещает целое литературное произведение. Обычно в первой строке восьмистишия, которая чаще всего является его названием, выражается тезис, который далее развивается автором. Этот вид строф прекрасно доказывает, что краткость - сестра таланта.

Рифма в восьмистишии

Чётких канонов рифмовки в восьмистишии не существует - здесь всё оставляется на усмотрение автора. Например, классическое восьмистишие - это тосканская октава, подразделяющаяся обычно на каноническую (с рифмой ababbcc) и неканоническую (abcdefgg) - сейчас эта форма стихотворения практически не встречается. Октет сицилиана стал в своё время одним из излюбленнейших приёмов Александра Блока, его рифма - abababab - одна из простейших в стихосложении, но этот вид октета сегодня тоже не очень популярен, как и восьмистишия, построенные на кольцевой рифме. Триолеты также не пользуются любовью поэтов - в этой форме октетов четвёртая строка повторяет первую, седьмая и восьмая - вторую (представляются как abaaabab). Современное восьмистишие - это Чаще всего поэты просто объединяют в нём два четверостишия.

Восьмистишие в лирике

О месте октетов в поэзии рассуждать можно очень долго. Что такое восьмистишие, знали уже Державин и Карамзин, позже их эксперименты с этой формой стихотворения продолжили Лермонтов и Пушкин, Маяковский и Бунин. Сложно найти того лирика, который не пытался пробовать себя в написании октетов. Нельзя не отметить целый цикл произведений Мандельштама, работы Ахматовой, в которых показали весь свой талант стихосложения, изложив свои мысли и чувства в форме восьмистиший.

Заключение

Удивительно то, что октет появился ещё на рубеже тринадцатого и четырнадцатого веков, в те далёкие времена существовало лишь две его формы, сицилианская и тосканская, но он продолжает пользоваться популярностью и по сей день. Восьмистишие - это идеальный способ выразить свои мысли в короткой и одновременно ёмкой форме - именно этим объясняется любовь поэтов разных эпох к этой необычной форме стихотворения.