Вопрос социальной гигиены. Социальная гигиена

ЛЕКЦИЯ 2

Социально-гигиенические проблемы наиболее распространённых социально-значимых заболеваний (туберкулёз, алкоголизм, токсикомания, онкологические заболевания и др.)

Социальная гигиена изучает проблемы, характеризующие здоровье населения (заболеваемость различных групп населения, демографические процессы, инвалидность, физическое развитие), и проблемы организации здравоохранения. Результаты социально-гигиенических исследований играют большую роль в профилактике заболеваемости и снижении смертности населения страны.
Наиболее актуально изучение: 1) зависимость здоровья людей от способа производства и факторов внешней среды; 2) заболеваемость общая и связь ее со средой, в том числе заболеваемость инфекционная; заболеваемость с временной утратой трудоспособности; социальные болезни, т. е. болезни с выраженной социальной природой (туберкулез, венерические болезни, трахома, алкоголизм, травматизм, профессиональные заболевания, некоторые сердечно-сосудистые и нервно-психические заболевания и др.). К факторам социальной среды, влияющим на здоровье населения, относятся труд, жилище, питание, отдых, физическая культура и спорт. Социальная среда характеризуется также состоянием медпомощи населению - ее объемом и качеством.
Глубокому изучению подвергаются демографические процессы и связь их с социальной средой и условиями жизни: рождаемость, общая и детская смертность, естественный прирост населения , продолжительность жизни и вопросы долголетия.
Большое значение имеет разработка вопросов, непосредственно относящихся к организации здравоохранения: лечебно-профилактическая помощь городскому и сельскому населению - диспансеризация, амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь взрослым и детям, родовспоможение; лечебно-профилактическая помощь рабочим промышленных предприятий; санитарно-противоэпидемическая организация; вопросы подготовки, специализации и усовершенствования врачей, средних медработников, использование медицинских кадров, научная организация их труда. Социальная гигиена содержит изучение вопросов управления, экономики, планирования и учета в области здравоохранения: перспективы развития здравоохранения, нормы медицинского обслуживания населения и труда медперсонала, санитарная статистика.
Особенность методов социальной гигиены - комплексное решение проблем, связанных со здоровьем, разработка мероприятий, вытекающих из совокупности социально-экономических факторов, влияющих на здоровье населения. Изучая здоровье населения, социальная гигиена использует в комплексе данные многих наук: жилищно-коммунальной гигиены, гигиены труда, питания, гигиены детей и подростков, а также клинических дисциплин и историю здравоохранения.
Гигиеническая диагностика на современном этапе

Понятие "диагностика" (распознавание) обычно связывают с клинической, т. е. лечебной медициной. Очевидно, это понятие может быть распространено и на другие явления природы и общества, в т. ч. на факторы окружающей среды. Это отмечал в своих трудах основоположник гигиены в России, который призывал врачей диагностировать "санитарные недуги" общества, формировать гигиеническое мышление, под которым он понимал умение диагностировать и устранять эти недуги. Он правомерно считал методику распознавания, изучения и оценки условий окружающей внешней среды идентичной таковой при определении и распознавании состояний человека в процессе диагностики болезни.

Современная гигиеническая диагностика представляет собой систему мышления и действий, имеющих целью исследование состояний природной и социальной среды, здоровья человека (популяции) и установление взаимосвязи между состоянием среды и здоровьем. Из этого следует, что гигиеническая диагностика имеет три объекта исследования -- среду, здоровье и связь между ними. В настоящее время пока наиболее изученным является первый объект -- окружающая среда, хуже -- второй и очень мало третий.

В методологическом и методическом отношении гигиеническая диагностика существенным образом отличается от диагностики клинической.

Объектами гигиенической донозологической диагностики является здоровый человек (популяция), среда и их взаимосвязь. Объект клинической (нозологической) диагностики -- больной человек и весьма фрагментарно, лишь в ознакомительном плане, -- условия его жизни и труда. Предметом клинической диагностики является болезнь, ее тяжесть; предметом гигиенической донозологической диагностики -- здоровье, его величина.

Гигиеническая донозологическая диагностика может начинаться с изучения или, во всяком случае, с оценки имеющихся данных об окружающей человека природной и социальной среде, а затем переходить к человеку (популяции). Клиническая диагностика начинается непосредственно с больного, у которого уже имеются и жалобы, и симптомы. Их надлежит увязать в логическую схему и сопоставить с существующей в учебниках, руководствах и сложившейся в результате опыта моделью болезни. Знание среды здесь играет второстепенную роль, оно непосредственно для диагностики почти не нужно, ибо результат действия среды налицо, причем в манифестной форме.

Конечной целью гигиенической донозологической диагностики является установление уровня, величины здоровья, клинической -- определение болезни и ее тяжести. Из этого следует, что при осуществлении гигиенической донозологической диагностики в первую очередь должно оцениваться состояние адаптационных резервов организма, а затем уже функции и структуры, которые вообще могут быть ненарушенными, особенно структура. При клинической диагностике наоборот и чаще всего выявляются нарушения структуры, функции и реже -- состояния адаптационных резервов.

Обобщая все вышесказанное, следует подчеркнуть, что гигиена -- наука профилактическая. Именно в настоящее время мы находимся на том этапе развития медицинской науки, когда встает вопрос о пересмотре профилактического направления всего нашего здравоохранения и более глубокого его внедрения в медицинскую практику. Поэтому в наши дни с особой актуальностью воспринимаются слова: "Медицина профилактическая -- это медицина этиологическая, патогенетическая и социальная в одно и тоже время; -- это медицина научного и активного многостороннего воздействия как на больного человека, так и на окружающую среду".

Во всех цивилизованных странах профилактическое направление медицины является общепризнанным и наиболее эффективным. Попытки внедрить у нас в стране систему диспансеризации населения как метод профилактики заметного эффекта не дали. В числе причин неудачи, наряду с отсутствием структур и механизмов, позволяющих развивать профилактику, следует отметить незаинтересованность в проведении этой работы практических врачей, плохую подготовку студентов в медицинских институтах по этому разделу работы.

Главной задачей профилактики в нынешних условиях следует считать не выявление ранних признаков заболеваний, а улучшение состояния здоровья обследуемых и применение таких методов воздействия на человека, которые предотвращают возникновение и развитие заболеваний.

Оздоровление окружающей среды – медико-социальная проблема

Обеспечение полноценного здоровья людей связано с правильным подходом к решению вопросов охраны окружающей среды , оздоровления условий труда, жизни и отдыха населения. В последние годы в стране значительно повысилась социальная, экономическая и политическая значимость мероприятий по охране окружающей среды. Свидетельством тому является сложнейшая социально-экологическая ситуация в ряде городов России (Норильск, Новокузнецк, Нижний Тагил, Челябинск, Ангарск и др.). Воздействие окружающей среды на образ жизни человека можно рассматривать с нескольких позиций: 1) воздействие, укрепляющее здоровье человека, повышающее его защитные силы и трудоспособность; 2) воздействие, ограничивающее виды жизнедеятельности; 3) вредное воздействие на организм, в результате которого возникает заболевание или ухудшается функциональное состояние организма.

Современная методология позволила сформулировать принципиальное положение о причинно-следственных взаимосвязях между образом жизни, окружающей средой и здоровьем различных групп населения. Установлено, что в основе неблагоприятного воздействия окружающей среды лежит снижение неспецифической резистентности организма под воздействием неблагоприятных факторов. Взаимодействие человека с окружающей средой является составной частью его образа жизни. Активная поддержка законодательных и правительственных органов, прессы должна способствовать целенаправленному проведению оздоровительных мероприятий в процессе трудовой, хозяйственно-бытовой и рекреационной деятельности. Социологические и гигиенические исследования показали необходимость оптимизации среды пребывания человека в жилых и общественных зданиях , (микроклимат, жилая площадь, наличие удобств, возможность уединения и др.) и устранения влияния неблагоприятных эндогенных и экзогенных факторов.

Использование современных статистических приемов позволило установить, что более высокий уровень заболеваемости населения зависит не только от неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды, но и от ряда биологических, социально-экономических и климатогеографических параметров, образа жизни, социально-бытовых условий. Отмеченные особенности подтверждают важность правильного методического подхода к изучению влияния окружающей среды на здоровье. Выявлена взаимосвязь основных характеристик образа жизни и здоровья работающих с воздействием производственной, жилой и природной среды. Загрязнение атмосферного воздуха, воды и почвы является фактором, не только создающим дискомфортные условия для жизни, но и в значительной мере (10–20%) определяющим уровень заболеваемости, что, в свою очередь, влияет на показатели образа жизни.

Имеется зависимость показателей заболеваемости болезнями органов дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой системы, эндокринной системы и др. от уровня загрязнения атмосферного воздуха. Доказано и повышение смертности населения при постоянном воздействии различных вредных факторов окружающей среды. Среди членов семей с высокой степенью здорового активного взаимодействия с окружающей средой значительно ниже показатели временной нетрудоспособности по заболеваниям органов дыхания, сердечно-сосудистой и нервной системы. Вместе с тем следует отметить значительное увеличение показателей ЗВУТ среди выезжающих на садовые участки и дачи (заболевания опорно-двигательного аппарата, периферической нервной системы, бытовые травмы, воспалительные заболевания женских половых органов и др.).

В районах с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха наблюдаются увеличение общей заболеваемости, заболеваемости болезнями органов дыхания, снижение индекса здоровья, увеличение доли часто болеющих. Методом направленного отбора можно подобрать такие копии-пары групп населения, которые сконцентрированы в зоне влияния изучаемого фактора или вне ее и являются однородными по условиям труда, социальному составу, условиям жизни. Подобный отбор групп позволяет оценить особенности образа жизни, формы жизнедеятельности, значение условий жизни, влияние вредных привычек на индивидуальном и семейном уровне.

В последнее время большое внимание уделяется изучению отдаленных последствий влияния неблагоприятной окружающей среды на здоровье – мутагенным, гонадотоксическим и эмбриотоксическим эффектам. Объектом наблюдения может быть все население города, региона (региональный уровень), отдельные коллективы (групповой уровень), а также семья или отдельные ее члены (семейный или индивидуальный уровень).

Разработка и внедрение оздоровительных мероприятий, направленных на снижение числа заболеваний на региональном уровне, предусматривает координацию действий всех служб (медицинского и немедицинского профиля), экологическое прогнозирование, социально-экологическое планирование. На групповом (производственно-коллективном) уровне можно эффективно осуществлять оперативное руководство, планирование и регулирование медико-санитарных и технических мероприятий, оценивать их социальную, экономическую и медицинскую эффективность. На этом уровне удается выявить ряд местных факторов производственного и бытового характера, оказывающих существенное влияние на формирование групп риска и на развитие состояний, предшествующих заболеванию.

Семейный (или индивидуальный) уровень позволяет программировать формы первичной профилактики, профессионального отбора, оптимальный выбор “маршрутов здоровья”, оптимизировать семейные (или индивидуальные) условия и образ жизни, выявлять начальные признаки заболеваний.

Проблема туберкулеза после периода потери к ней интереса с каждым годом привлекает все большее внимание медицинской общественности и населения. Это связано с ростом заболеваемости, появлением тяжелых форм туберкулеза со смертельным исходом в странах Западной Европы, США, а также в России. Между тем совсем недавно туберкулез рассматривали как исчезающую болезнь. Рассчитывали сроки его ликвидации на Земле и в первую очередь - в экономически развитых странах; были даже определены эпидемиологические показатели ликвидации туберкулеза; сначала это был уровень инфицированности не выше 1 % в возрасте до 14 лет, затем - другие критерии, в том числе годичный риск инфицирования и, наконец, - уровень заболеваемости: 1 случай выявления больного туберкулезом легких, выделяющего микобактерии туберкуле за календарный год в расчете на 1 млн. населения, затем - 1 случай на 10 млн. человек.

В 1991 г. Генеральная Ассамблея ВОЗ была вынуждена констатировать, что туберкулез все еще является приоритетной международной и национальной проблемой здравоохранения не только в развивающихся, но экономически высокоразвитых странах. В мире ежегодно заболевают туберкулезом более 8 млн. человек. 95% из них - жители развивающихся стран; 3 млн. ежегодно умирают от туберкулеза. Можно ожидать, что в ближайшие 10 лет от туберкулеза погибнет 30 млн. человек; между тем 12 млн. из них могли бы быть спасены при хорошей организации раннего выявления и лечения больных. Сложившуюся ситуацию ВОЗ характеризует как кризис глобальной политики в области туберкулеза.

Внимание к туберкулезу как к инфекционному заболеванию и проблеме здравоохранения резко возросло в связи с сообщениями о росте заболеваемости в странах Западной и, особенно, Восточной Европы, а также в США. В США, например, число зарегистрированных больных с 1983 до 1993 г. увеличилось на 14%. Из 25313 впервые выявленных больных большинство составляли лица в возрасте 25-44 лет, увеличение заболеваемости на 19% отмечается в возрастной группе от 0 до 4 лет и на 40% - среди детей от 5 до 14 лет. В странах Центральной и Восточной Европы, кроме увеличения показателя заболеваемости, отмечается рост показателя смертности от туберкулеза, который в среднем составляет 7 случаев на населения, что значительно выше показателя смертности в странах Западной Европы (от 0,3 до 2,8 случая на населения.

причины увеличения заболеваемости и смертности от туберкулеза:

ухудшение жизненного уровня большой группы населения, в частности ухудшение питания с резким снижением потребления белковых продуктов; наличие стрессов в связи с неустойчивой политической ситуацией, военными столкновениями и войнами в ряде регионов;

резкое увеличение миграции больших групп на селения, практически выпадающих из поля зрения лечебно-профилактических учреждений и не охваченных оздоровительными мероприятиями в целом и противотуберкулезными в частности;

сокращение масштабов противотуберкулезных мероприятий, особенно в части профилактики и раннего выявления туберкулеза у взрослого населения, в частности у социально-дезадаптированных групп и групп высокого риска;

увеличение числа больных с тяжелыми формами заболевания, особенно вызванными лекарственно-устойчивыми микобактериями, что затрудняет проведение эффективного лечения, способствует развитию необратимых хронических форм, высокой летальности.

Указанные причины привели к потере "управляемости" туберкулезом в условиях большого резервуара туберкулезной инфекции и высокой инфицированности населения, т. е. в условиях наличия носителей персистирующих вариантов возбудителя, образовавшихся в результате перенесенной первичной туберкулезной инфекции и способных в соответствующих условиях вызвать реактивацию остаточных туберкулезных оча­гов. Уровень инфицированности, как известно, зависит от величины резервуара инфекции, основу которого составляют больные, представляющие эпидемиологическую опасность, т. е. распространяющие микобактерии среди окружающих. В ряде регионов имеется дополнительный резервуар инфекции - пораженный туберкулезом крупный рогатый скот.

Кроме того, следует иметь в виду большое число больных с заразными формами туберкулеза в странах ближнего зарубежья, окружающих Россию, а также в развивающихся странах, что при высоком уровне миграции создает условия для заболевания мигрантов и передачи инфекции окружающим. В настоящее время, несомненно, число заболевших взрослых увеличилось за счет экзогенной инфекции и суперинфекции. Это подтверждается повышением среди впервые выявленных больных числа лиц с начальной устойчивостью микобактерий туберкулеза к химиопрепаратам.

В сложившейся ситуации неотложной задачей является усиление и расширение противотуберкулезных мероприятий в условиях ограниченного и даже недостаточного финансирования. Особое значение приобретает определение их приоритетности с учетом эффективности и способности повлиять на эпидемиологическую ситуацию, вернуть утраченные возможности "управления" туберкулезной инфекцией.

В настоящее время туберкулез является одной из актуальных проблем здравоохранения во всем мире.

Правительством Российской Федерации уделяется значительное внимание проблеме туберкулеза в стране. Главной целью реализуемых мероприятий является снижение заболеваемости и смертности населения от туберкулеза.

Благодаря проводимой противотуберкулезной работе за последние годы в Российской Федерации удалось остановить рост этих показателей, однако они продолжают оставаться на высоком уровне, отмечается рост распространения туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью и туберкулеза, сочетанного с ВИЧ-инфекцией. Значительной остается доля больных с хроническими формами туберкулеза.

В 2011 году в Российской Федерации по оперативным данным заболеваемость активными формами туберкулеза (впервые выявленными) среди постоянного населения снизилась на 4,7% по сравнению с предыдущим годом и составила 66,66 на 100 тыс. населения.

Особенно сложная обстановка сохраняется в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах , где заболеваемость туберкулезом практически в 2 раза превышает заболеваемость в федеральных округах, расположенных в европейской части страны.

Несмотря на общую тенденцию к снижению заболеваемости впервые выявленными активными формами туберкулеза, заболеваемость среди детей до 17 лет включительно за последние два года практически не изменилась и составила в отчетном году 18,5 случаев заболевания на 100 тыс. детского населения.

Поддержанию эпидемиологического неблагополучия по туберкулезу способствуют нарушения законодательства в области предупреждения распространения туберкулеза: низкий охват населения профилактическими осмотрами в целях раннего выявления заболевания, недостатки в организации профилактических и противоэпидемических мероприятий в очагах туберкулеза по месту проживания заболевших, сохраняющиеся в противотуберкулезных учреждениях условия для инфицирования пациентов и персонала.

Не решены вопросы лечения и диспансерного наблюдения больных туберкулезом, уклоняющихся от лечения, представляющих собой опасный источник туберкулезной инфекции, в том числе лекарственно-устойчивых форм.

Высокая инфицированность и заболеваемость туберкулезом детей свидетельствует о наличии источников инфекции среди населения. Заболеванию детей туберкулезом способствуют также отказы родителей от проведения ребенку вакцинопрофилактики и туберкулинодиагностики.

Распространению туберкулеза способствует усиление миграционных процессов.

В 2011 году среди иностранных граждан, прошедших медицинское освидетельствование в целях получения на разрешения на работу в Российской Федерации, было выявлено 2, 6 тыс. человек, больных активным туберкулезом легких.

Всего за 5 лет среди иностранных граждан, прибывших на территорию Российской Федерации для осуществления легальной трудовой деятельности, выявлено более 14 тыс. лиц, больных туберкулезом. Около 20% из числа выявленных больных ежегодно проходят лечение в российских стационарах, 9-17% - покидают территорию страны, в том числе для прохождения лечения в стране проживания. Остальные – остаются на территории Российской Федерации и продолжают осуществлять трудовую деятельность нелегально, являясь источником туберкулезной инфекции, наиболее опасным в местах их проживания и осуществления трудовой деятельности.

Нелегальное пребывание и осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации значительной части иностранных граждан приводит к невозможности проведения среди этой группы противотуберкулезных мероприятий, в том числе профилактических обследований на туберкулез.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации Роспотребнадзор уполномочен принимать решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации, в случае выявления у него заболевания туберкулезом и невозможности проведения его лечения на территории Российской Федерации.

В 2011 году для принятия решения о нежелательности пребывания в Российской Федерации было рассмотрено 1 356 дел на иностранных граждан, больных туберкулезом, принято решение в отношении 710 человек.

По представленным управлениями Роспотребнадзора данным, в 2011 году покинули территорию Российской Федерации самостоятельно 427 иностранных граждан, больных туберкулезом, 29 человек - были депортированы.

Проблемой остается эпидемиологическая ситуация по туберкулезу в учреждениях пенитенциарной системы . Не смотря на значительное снижение за последние 10 лет заболеваемости и смертности от туберкулеза в этих учреждениях, они остаются значительным резервуаром туберкулезной инфекции. Сегодня в учреждениях ФСИН содержится 35 тыс. больных туберкулезом. Следует отметить, что ежегодно более 4 тыс. больных туберкулезом выявляется на уровне следственных изоляторов , что свидетельствует о низкой эффективности по выявлению источников инфекции среди социально-проблемных лиц в гражданском секторе здравоохранения.

Одной из актуальных составляющих проблемы эпидемиологического неблагополучия по туберкулезу в Российской Федерации является заболеваемость туберкулезом крупного рогатого скота.

По данным Россельхознадзорав 2011году заболевания туберкулезом крупного рогатого скота регистрировались в Курской, Орловской, Саратовской, Новосибирской областях, республиках Мордовия , Чечня, Ингушетия.

Во втором полугодии 2011г. выявлено 6 новых неблагополучных пункта в Тульской, Оренбургской, Новосибирской, Нижегородской областях .

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, за последнее десятилетие потребление учтенного алкоголя на душу населения в стране неуклонно увеличивалось и к 2009 г. выросло в 0,7 раз (до 9,13 л абсолютного алкоголя) по сравнению с 1999 г. (7,9 л), а по сравнению с 2008 г. уменьшилось (с 9,8 л – 2008 г. до

9,13 л – 2009 г.).

Однако реальное душевое потребление алкоголя с учетом оборота спиртосодер-

жащей продукции, в т. ч. парфюмерно-косметической продукции, товаров бытовой химии и других видов продукции, в Российской Федерации составляет около 18 л. Эти официально регистрируемые показатели далеко не полностью отражают реальную картину, так как они не учитывают объема незаконно производимой продукции

В 2009 г. наблюдалось некоторое снижение продажи алкогольных напитков на-

селению по сравнению с 2008 г. Так продажа пива уменьшилась с 1 138,2 л до 1 024,7 л, водки и ликероводочных с 181,2 л до 166 л, продажа виноградных и плодовых вин увеличилась с 101,9 л до 102,5 л, продажа коньяков осталась на прежнем уровне (10,6 л). Проведение мероприятий, направленных на предупреждение негативного влияния алкогольной продукции на здоровье населения, по-прежнему остается приоритетной. Во исполнение постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «О надзоре за алкогольной продукцией» специалистами Роспотребнадзора в 2010 г. проведено 6 680 рейдовых проверок предприятий, занятых производством и обращением алкогольной продукции. В рамках осуществления мероприятий по контролю за производством и обращением спиртов, алкогольной продукции организациями Роспотребнадзора проведено исследование 7 310 проб указанной продукции, из них 3,18 % не соответствовали гигиеническим нормативам по показателям безопасности.

В 2010 г. наибольшее количество образцов алкогольной продукции и пива было

исследовано в Центральном федеральном округеобразца), тогда как наибольший удельный вес продукции, не соответствующей гигиеническим нормативам, отмечен в Уральском федеральном округе (10,40 %).

В 2010 г. по результатам исследований, забраковано 1 035 партий алкогольных

напитков и пива в объеме л. По результатам проверок вынесено 82 постановления о приостановлении эксплуатации объектов, осуществляющих производство и обращение алкогольной продукции, наложено 1 856 штрафов, передано 45 дел в правоохранительные органы .

В 2010 г. зарегистрированослучаев отравлений спиртосодержащей про-

дукцией, причемиз них с летальным исходом (25,4 %). Большая часть отравлений приходится на взрослое население (18-99 лет) и составляет 92,7 % от общего числа отравлений спиртосодержащей продукцией.

По данным Всемирной организации здравоохранения, употребление алкоголя

является причиной почти 2 млн смертельных случаев и 4 % болезней во всем мире ежегодно. По данным медицинской статистики, сегодня 2,8 млн россиян вовлечено в тяжелое, болезненное пьянство, что составляет 2 % от всего населения страны.

Литература:

1.А. Г. ХОМЕНКО Центральный научно-исследовательский институт туберкулеза РАМН РФ, Москва

2. «Общественное здоровье и здравоохранение». Изд-во Медицина.2002 г

3. 3. , Козеева гигиена. - М., 1985.

4. Государственный доклад «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2010 году»

Наибольший вклад в развитие геронтопсихологии, собственно психологической кон­цепции старости внесла теория Эрика Эриксона о восьми стадиях развития личности. Для каждой стадии жизненного цикла ха­рактерна специфическая задача, которая выдвигается обществом, и каждая стадия имеет определенную цель в достижении того или иного социально-ценного качества (65).

Восьмая стадия жизненного пути - ста­рость - характеризуется достижением но­вой, завершенной формы эго-идентичности. Человек, который проявил заботу в отно­шении людей и приспособился к успехам и разочарованиям, неотъемлемым от жизни, в родителе детей и создателе вещей и идей обретает высший уровень целостности лич­ности. Э. Эриксон отмечает несколько со­ставляющих такого состояния души: это всё возрастающая личностная уверенность в своей приверженности к порядку и осмыс­ленности; это принятие своего жизненного пути как единственно должного и не нуждающе­гося в замене; это новая, отличная от преж­ней, любовь к своим родителям; это приязненное отношение к принципам прошлых времен и различной деятельности в том ви­де, как они проявлялись в человеческой культуре. Задача человека пожилого возрас­та, по Эриксону, состоит в том, чтобы до­стичь целостности развития своего Я (Ego), уверенности в смысле жизни, а также гар­монии, понимаемой как сущностное каче­ство жизни отдельного индивида и всей Вселенной. Гармония противостоит дисгар­монии, воспринимаемой как нарушение целостности, которое ввергает человека в состояние отчаяния и уныния. Осуществле­ние этой задачи приводит человека к «ощу­щению чувства тождества с самим собой и длительности своего индивидуального су­ществования как некоей ценности, кото­рая, даже в случае необходимости, не долж­на быть подвергнута никаким изменениям». Отчаяние может иметь место лишь в случае осознания жизненной неудачи и отсутствия времени для исправления ошибок. Отчая­ние и недовольство самим собой у пожило­го человека часто проявляются через осуж­дение поступков других, особенно молодых людей. По Э. Эриксону, достижение чувства полноты жизни, исполненного долга, муд­рости возможно в старости лишь в случае позитивного прохождения предшествую­щих стадий. Если главнейшие задачи пред­шествующих возрастов не были реализова­ны, старость сопровождается разочарова­нием, отчаянием и страхом смерти (65).

Теория Э.Эриксона вызвала огромный интерес у психологов и позднее была расширена Р. Пеком(120). Р. Пек считал, что для достижения «успешной старости» чело­век должен решить три основные задачи, охватывающие три измерения его личности.

Во-первых, это дифференциация, это трансценденция против поглощенности роля­ми. В ходе профессиональной деятельности человек поглощен ролью, диктуемой про­фессией. Пожилые люди в связи с выходом на пенсию должны определить для себя целый набор значимых видов деятельности так, чтобы их время было целиком заполнено различными видами активности. Если люди определяют себя только в рамках своей ра­боты или семьи, то выход на пенсию, смена работы или уход детей из дома вызовут та­кой прилив отрицательных эмоций, с кото­рыми индивидуум может не справиться.

Во-вторых, это трансценденция тела против поглощенности телом - измерение, имеющее отношение к способности инди­видуума избегать чрезмерного сосредоточе­ния на все усиливающихся недомоганиях, болях и физических недугах, которыми со­провождается старение. По мнению Р. Пека, старые люди должны учиться справляться с ухудшением самочувствия, отвлекаться от болезненных ощущений и наслаждаться жизнью прежде всего через человеческие отношения. Это позволит им «шагнуть» за пределы поглощенности своим телом.

И, наконец, трансценденция эго против поглощенности эго - измерение, имеющее особое важное значение в старости. Старые люди должны понимать, что, хотя смерть неизбежна и, возможно, не так уж далека, им будет легче, если они будут сознавать то, что они внесли вклад в будущее через воспитание детей, через свои дела и идеи. Люди не должны предаваться мыслям о смерти (или, как это формулирует Р. Пек, не должны погружаться в «ночь эго»). Со­гласно теории Э. Эриксона, люди, которые встречают старость без страха и отчаяния, переступают через близкую перспективу соб­ственной смерти благодаря участию в моло­дом поколении - наследие, которое их пере­живет (120).

Подобно стадиям Э. Эриксона, ни одно из измерений Р. Пека не ограничивается средним возрастом или старостью. Реше­ния, принятые в начале жизни, выступают в качестве строительных блоков, из кото­рых складываются все решения взрослого человека, а люди среднего возраста уже на­чинают разрешать проблемы грядущей ста­рости (29).

4. Подходы к периодизации второй половины жизни человека

Возрастные периоды, приходящиеся на середину и конец жизненного цикла, охарактеризовать труднее: с возрастом увеличиваются индивидуально-типические различия. Развитие личности на каждом этапе зрелости зависит от жизненного замысла и его реализации, «дорог, которые мы выбираем». Менее определенными становятся, наряду с содержанием, и границы периодов. Анализируя развитие зрелой личности, следует исходить не столько из общих закономерностей, сколько из вариантов развития.

В то же время существуют периодизации развития взрослого человека. В них отражены представления, иногда совершенно различные, о целостном жизненном пути, решаемых задачах, переживаниях и кризисах. Возрастные рамки периодов чаще всего определяются следующим образом. Граница юности и молодости устанавливается около 20-23 лет, молодости и зрелости – 28-30 лет, иногда ее отодвигают до 35 лет, граница зрелости и старости – примерно 60-70 лет. В некоторых периодизациях выделяется дряхлость. Последнюю границу жизни особенно трудно определить. По современным статистическим данным, в развитых западных странах это 84 года у женщин и 77 лет у мужчин. Но индивидуальные различия настолько велики, что некоторые долгожители продлевают последний возрастной период до 100 и более лет.

Рассмотри в качестве примера две различные периодизации развития зрелой личности Ш. Бюлер и Р. Гаулда, Д. Левинсона, Д. Вейланта.

Выделяя пять фаз жизненного цикла человека, Ш. Бюлер делает акцент на зрелости – времени расцвета; после 50 лет начинается старение, окрашивающее жизнь в мрачные тона.

Более оптимистична периодизация американских психологов Р. Гаулда, Д. Левинсона, Д. Вейланта. Во взрослой жизни человека они подчеркивают два кризиса – 30 и 40 лет; в остальное время, в том числе и в старости, наступает душевное равновесие.

Возраст Психологическое содержание возрастного периода
16-22 года Время взросления, стремление к самостоятельности, неопределенность. Уход из родительского дома
23-28 лет Осознание себя как взрослого человека с его правами и обязанностями, сформированность представлений о своей будущей жизни и работе. Встреча со спутником жизни заключение брака
29-32 года Переходный период: прежние представления о жизни оказываются не совсем верными. Иногда жизнь строится заново
33-39 лет «Буря и натиск», как бы возврат отрочества. Семейное счастье часто теряет свое очарование, все силы вкладываются в работу, достигнутое кажется недостаточным
40-42 года Взрыв в середине жизни: впечатление, что жизнь проходит зря, молодость утрачена
43-50 лет Новое равновесие. Привязанность к семье
После 50 лет Семейная жизнь, успехи детей – источник постоянного удовлетворения. Вопросы о смысле жизни, ценности сделанного

Социальные проблемы гигиены питания

Нормализация питания населения представляет важнейшую социально-экономическую и политическую проблему, актуальность которой повышается в связи с прогрессивным увеличением численности человечества, приближающейся в настоящее время к 4 млрд. При этом каждую неделю она возрастает примерно на 1 млн. 200 тыс. и, согласно обоснованным прогнозам, превысит к 2000-му году 6 млрд. человек.

Вместе с тем столь резкий прирост населения не сопровождается соответствующим повышением производства продовольственных ресурсов. Последнее тем более тревожно, что уже сейчас, по данным ЮНЕСКО, около 66% жителей земного шара постоянно недоедают.

Подсчитано также, что население развивающихся (бывших колониальных) стран имеет в дневном рационе на 1/3 меньше калорий, почти в 2 раза меньше белков и примерно в 5 раз меньше животных белков, чем жители развитых государств.

Одним из основных последствий количественной недостаточности и качественной неполноценности пищи служит развитие такого специфического заболевания, как квашиоркор, являющегося причиной гибели сотен тысяч детей. Данное заболевание характеризуется крайне низкой усвояемостью белка, отставанием в росте, явлениями дистрофии, изменением кожных покровов, тяжелыми поражениями печени, симптомами кретинизма и т. д.

Однако анализ обстоятельств, обусловливающих нехватку ресурсов питания во многих странах мира, позволяет заключить, что увеличение численности населения не играет решающей роли. Более того, современный уровень науки и техники вполне достаточен для обеспечения изобилия пищи для всего человечества, основным препятствием является сама капиталистическая система.

Тем самым еще раз подтверждается справедливость высказываний В. И. Ленина о том, что основной причиной голода на Земле является социальное неравенство и полярность распределения богатства в условиях капитализма.

В результате производство продовольственных товаров фактически никогда не развертывалось на полную мощность, так как предпринимателей интересует только получаемая ими прибыль, а не удовлетворение насущных нужд человечества. Именно это обстоятельство и привело в конечном итоге к созданию той чрезвычайно трудной и серьезной ситуации, когда резкое повышение темпов роста населения превосходит количественные показатели увеличения пищевых ресурсов.

Таким образом, одной из важнейших проблем современности является изыскание наиболее эффективных методов прогрессивного наращивания резервов питания для ныне живущих и будущих обитателей нашей планеты. Это в равной степени касается особо выгодных методов производства продуктов, новых источников пищевых веществ, биологической ценности некоторых продовольственных товаров, рациональных способов их хранения и т. д.

Решая все указанные вопросы, необходимо в первую очередь иметь в виду ликвидацию мирового дефицита белка, так как более половины человечества находится в состоянии качественного белкового голодания. При этом в текущем столетии в основе питания населения будут находиться традиционные пищевые продукты естественного происхождения, удовлетворить спрос, на которые вполне возможно при соответствующей интенсификации сельскохозяйственного производства.

В заключение следует подчеркнуть, что в социалистическом обществе имеются все возможности для радикального решения продовольственной проблемы как в отношении количественных, так и качественных показателей планового производства продуктов питания. По удачному выражению А. А. Покровского, всю сферу производства пищи можно определить как главный профилактический цех индустрии здоровья.

«Гигиена», В.А.Покровский

В том же разделе:

Значение питания для здоровья населения

Необходимо подчеркнуть, что условия питания, очевидно, могут оказывать определенное влияние на развитие не только индивидуальной особи, но и нескольких поколений. По мнению же некоторых исследователей, эти условия способствуют даже формированию определенного типа нервно-психической организации. «Хорошее питание, - писал Г. В. Хлопин - основа народного здоровья, так как оно увеличивает сопротивляемость организма к болезнетворным...

Гигиеническая оценка питания

При гигиенической оценке питания населения необходимо обращать особое внимание на содержание тех пищевых веществ, химические структуры которых не синтезируются ферментными системами организма. Эти вещества, называемые незаменимыми факторами питания, необходимы для нормального хода процессов обмена, причем к их числу относятся некоторые амино- и полиненасыщенные жирные кислоты, витамины и минеральные элементы. Наряду с концепцией...

Основные принципы нормирования питания населения

Важнейшей задачей гигиены питания является изучение количественных и качественных показателей пищевого рациона человека с учетом различных условий его жизни и деятельности. Таким образом, при определении соответствующих нормативов необходимо исходить из данных детального исследования энерготрат организма, показателей белкового, жирового, углеводного, витаминного, минерального и водного обмена. При этом потребность в указанных...

Энергетическая оценка пищевого рациона

Поскольку в процессе питания организм, прежде всего, получает энергию, необходимую для жизненных процессов, то интегральной количественной мерой для оценки потребляемой пищи служит ее энергетическая стоимость, или калорийность. Как известно, затраты энергии складываются из расходов на основной обмен, специфически-динамическое действие пищевых веществ и мышечную работу. Для взрослого трудоспособного населения важнейшее значение...

Суточный калораж

Известные различия в суточном калораже находятся в зависимости от бытовых условий жизни населения, причем в городах с развитым коммунальным обслуживанием отмечается понижение энергетических трат организма благодаря наличию водопровода, канализации, центрального отопления, системы общественного транспорта и др. Это объясняет большую величину соответствующих показателей, рекомендуемых для сельских жителей. Наконец, при оценке калорийности...

(function (d, w, c) { (w[c] = w[c] || ).push(function() { try { w.yaCounter17681257 = new Ya.Metrika({id:17681257, enableAll: true, webvisor:true}); } catch(e) { } }); var n = d.getElementsByTagName("script"), s = d.createElement("script"), f = function () { n.parentNode.insertBefore(s, n); }; s.type = "text/javascript"; s.async = true; s.src = (d.location.protocol == "https:" ? "https:" : "http:") + "//mc.yandex.ru/metrika/watch.js"; if (w.opera == "") { d.addEventListener("DOMContentLoaded", f); } else { f(); } })(document, window, "yandex_metrika_callbacks");

В системе социальной работы в настоящее время все большее значение приобретает социальная медицина, которая тесно связана с медицинским направлением социальной работы.

Наука о закономерностях развития здоровья общества и здравоохранения. Социальная медицина (общественная гигиена) находится на стыке различных наук — медицины, гигиены, и др. Гигиена (от греч. здоровый) — наука, изучающая влияние разнообразных факторов окружающей среды (в том числе и производственной) на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни.

Социальная гигиена (медицина) изучает воздействие социальных условий на здоровье населения, а также влияние на здоровье людей социологических и экономических факторов. Социальная медицина, в отличие от медицины как науки, изучает здоровье не отдельных людей, а здоровье определенных социальных групп населения, здоровье общества в целом в связи с условиями жизни. Н. А. Семашко говорил: «Социальная гигиена — это наука о здоровье общества, о социальных проблемах медицины... основная задача социальной гигиены состоит в том, чтобы глубоко изучить влияние социальной среды на здоровье человека и разрабатывать эффективные меры по устранению вредных влияний среды».

До недавнего времени синонимом понятия «социальная медицина» являлось понятие «социальная гигиена». Существовало еще несколько названий: «социальная гигиена и организация здравоохранения», «медицинская социология», «профилактическая медицина», «общественное здравоохранение» и т. д.

Социальная медицина непосредственно связана с социальными процессами в обществе, медициной и здравоохранением; она занимает промежуточное положение между социологией и медициной. Поэтому социальная медицина изучает социальные проблемы в медицине и медицинские проблемы в других науках.

Главным направлением в социальной медицине является изучение социальных отношений в обществе, которые связаны с жизнедеятельностью человека, его образом жизни; социальных факторов, влияющих на здоровье. Это определяет разработку мер по охране здоровья населения и повышению уровня общественного здоровья.

Социальная медицина изучает проблемы здоровья населения, организацию, формы и методы медико-социальной помощи населению, социальную и экономическую роль здравоохранения в обществе, теорию и историю общественного здравоохранения, организационно-управленческие основы и принципы экономики планирования и финансирования медико-социальной помощи населению.

Объектом медицинского направления социальной работы являются люди, социально дезадаптированные, как правило, страдающие каким-либо хроническим заболеванием, имеющие физические недостатки или социально-значимые болезни.

Клиентами специалиста по социальной работе чаще всего являются инвалиды и престарелые, которые кроме социальных услуг нуждаются и в медицинских, но эти услуги особые и отличаются от той помощи, которую оказывают медицинские работники практического здравоохранения. Как правило, именно клиентам специалистов по социальной работе необходима социально-медицинская помощь.

Изучая влияние социальных факторов и условий на здоровье населения и его отдельных групп, социальная медицина обосновывает рекомендации по устранению и предупреждению вредного влияния социальных условий и факторов на здоровье людей, т. е. на научных достижениях социальной медицины базируются социальные меры здравоохранения.

Методы , которые применяются в социальной медицине, очень разнообразны: социологический (основанный на анкетировании и интервьюировании), экспертный (для исследования качества и результативности медицинской помощи), метод математической статистики (в том числе и метод моделирования), метод организационного эксперимента (создание учреждений с новыми формами медицинской помощи на определенных территориях) и т. д.

Краткий исторический очерк социальной медицины

Основы социальной медицины (общественной гигиены) возникли так же давно, как и личная гигиена.

Зачатки гигиенических навыков появились еще у первобытного человека: обустройство жилища, приготовление пищи, оказание примитивной взаимопомощи, захоронение умерших и т. д. По мере развития первобытного общества накапливались знания о явлениях природы, о болезнях, о мерах по оказанию помощи. Постепенно выделялся круг лиц, обладающих медицинскими и гигиеническими знаниями: шаманы, колдуны, знахари и пр., которые занимались лечением путем заклинаний, колдовства, использования средств народной медицины. В период матриархата забота о здоровье семьи перешла к женщинам, которые использовали в медицинских целях средства природы животного и растительного происхождения, различные лечебные манипуляции, родовспоможение и т. д.

С образованием племенных союзов их правители также уделяли внимание здоровью соплеменников: принимали санитарные меры, предохраняющие от эпидемий (чисто эмпирическим путем), содействовали обучению лекарей и т. п.

Археологические находки свидетельствуют о том, что в государствах Древнего мира (Египте, Месопотамии, Вавилоне, Индии, Китае) школы для лекарей использовались не только для оказания чисто медицинской помощи, но и для оказания помощи бедным, для санитарного надзора за состоянием рынков, колодцев, водопровода и т. д. Предпринимались попытки государства регламентировать деятельность медиков: гигиенические предписания содержались в законодательных актах, религиозных книгах (особенно их много в Талмуде и Коране). Одним из древнейших законодательных актов прошлого считается базальтовый столб с нанесенными на нем текстами законов царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). Среди прочих на этом столбе есть законы о поощрении и наказании врачей за результаты лечения. Следует отметить, что при оценке медицинской помощи учитывалось материальное положение пациентов: за одну и ту же медицинскую помощь богатый пациент платил в несколько раз больше, чем бедный. И наоборот, в случае неудачного лечения богатого пациента наказание врача было более строгим — при неудачном лечении раба е врача взимали денежный штраф, а в случае неудачного лечения богатого отсекали руку.

В древнегреческих городах-государствах деятельность врачей также регламентировалась. В законах Ликурга (Спарта) говорится о регламентации работы врачей: например, специальные чиновники-эфоры должны были отбирать здоровых младенцев, а больных убивать. Эти чиновники также строго следили за соблюдением гигиенических правил, установленных в Спарте, в процессе подготовки воинов. Древние греки внесли свой вклад и в понимание здорового образа жизни и его значение для здоровья. Так, Гиппократ написал трактат «О воздухах, водах и местностях», в котором описывает влияние природных условий, обычаев и традиций на здоровье и болезни.

Законами Древнего Рима (Законами 12 таблиц) предусматривались меры санитарного характера: запрещение пользования водой из загрязненного источника, контроль за пищевыми продуктами на рынках, соблюдение правил захоронения, выполнение требований по устройству общественных бань и т. д. (за всем этим следили специальные чиновники-эдилы). Города обязывали нанимать и содержать так называемых «народных врачей», в обязанности которых входила охрана здоровья населения. Четко организованная медицинская служба была и в римской армии, причем врачи когорт, легионов, военных госпиталей не только занимались лечением раненых и больных, но и следили за санитарным состоянием армии, г. е. выполняли обязанности по охране здоровья воинов. Римские водопроводы и бани до сих пор свидетельствуют о высокой гигиенической культуре античности. Античные храмы также служили местом лечения. В Древней Греции лечебницы при храмах назывались асклейпеонами в честь бога врачевания Асклепия. Имена детей Асклепия — Гигея, Панацея — стали нарицательными (гигиена означает здоровый, панацея — несуществующее лекарство от всех болезней). Положение врача в Древнем мире было почетно. «Стоит многих воителей смелых один врачеватель искусный», — говорит великий Гомер в «Илиаде». Юлий Цезарь предоставлял римское гражданство всем, кто изучат медицину. Сложную проблему для древних государств представляли собой эпидемии и войны. Борьба с инфекционными заболеваниями способствовала развитию представлений о связи между условиями жизни и здоровьем. В Византии в городах также нанимали и содержали «народных врачей» до VIII-IX вв., а затем там стали открывать больницы для бедных.

В Средние века в связи с широким распространением заразных болезней были разработаны и законодательно оформлены противоэпидемические мероприятия: изоляция больных, карантин, сжигание вещей и жилищ заболевших, запрещение хоронить умерших в черте городов, надзор за водоисточниками, устройство лепрозориев и т. д. Но законодательные акты того времени носили местный характер, т. е. медицинское дело до XVI в. управлялось и регламентировалось не центральной государственной властью, а лишь местными светскими и религиозными властями. Во многом это было связано с историческими условиями того времени, в частности с феодальной раздробленностью враждующих между собой княжеств. Это приводило к тому, что в период эпидемий применяемые меры были малоэффективными из-за их разобщенности. Заметную роль в развитии общественной медицины сыграли взгляды ранних социалистов-утопистов (Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы и др.), которые в своих трудах, излагая представления об идеальном обществе, большое внимание уделили режиму груда, гигиене, здоровому образу жизни, питанию и т. д.

Дальнейшее развитие социально-гигиенических взглядов связано с возникновением профессиональных заболеваний в период появления мануфактур. Именно тогда врачи обратили внимание на связь между характером труда и особенностями профессиональных заболеваний (в первую очередь у горняков и металлургов).

Основоположником учения о профессиональных болезнях был итальянский профессор клинической медицины Бернардино Рамаццини, создавший в 1700 г. труд «О болезнях ремесленников», в котором он описывал условия работы и соответствующие заболевания рабочих различных профессий.

Впервые вопрос об общественном здоровье был освещен в законе — Декларация прав человека и гражданина, принятом Учредительным собранием Франции во время Великой французской революции. Здоровье населения рассматривалось как . Этот подход к здравоохранению продиктовал и те реформы, которые были подготовлены комиссией под руководством знаменитого деятеля Французской революции, врача по образованию. Кабаниса (Марат и Робеспьер тоже были врачами). Эта комиссия подготовила также реформы медицинского образования, сделав его доступным для простых людей. Согласно этой реформе медицинские школы в Париже, Монпелье и других городах были преобразованы в школы здоровья, в которых были открыты кафедры гигиены (одна из них даже называлась кафедрой социальной гигиены).

Постепенно создавались условия для организации национальных систем и служб здравоохранения. Первая реформа, касающаяся медицинских учреждений всего государства, была проведена во Франции в 1822 г., когда при Министерстве внутренних дел был учрежден Высший медицинский совет, а в провинциях — соответствующие комитеты и комиссии. Эта структура медицинского управления стала прообразом аналогичных служб в других странах Европы: в Англии под влиянием общественного движения для сохранения рабочей силы в 1848 г. было учреждено Главное ведомство общественного здоровья и принят «Закон об общественном здоровье», организованы санитарные советы и т. д. Толчком к возникновению общественного движения послужила деятельность санитарных инспекторов: Эшли, Чедвика, Саймона (на их труды ссылались в своих работах К. Маркс и Ф. Энгельс), которые показали тяжелые условия труда рабочих.

В 1784 г. в Германии впервые В. Т. Pay ввел термин «медицинская полиция», включив в это понятие наблюдение за здоровьем населения, надзор за госпиталями и аптеками, предупреждение эпидемий, просвещение населения и т. д. Идея «медицинской полиции» в дальнейшем была развита прогрессивным венгерским врачом 3. П. Хусти. Наряду с «медицинской полицией» важную роль в развитии социальной гигиены сыграли меди- ко-топографические описания, получившие широкое распространение в конце XVIII — начале XIX в., которые были широко распространены во многих странах.

Особенное влияние на развитие социальной медицины в XIX в. оказали взгляды Ж. Гирсна, одного из социалистов-утопистов, который сформулировал понятие социальной медицины как объединение медицины и общественной деятельности.

В 60-х гг. XIX в. были созданы международные договоренности о мерах борьбы с инфекционными заболеваниями. В 1861 г. в Александрии был учрежден первый Международный карантинный совет, что явилось одним из первых мероприятий по охране общественного здоровья, носящего международный характер.

В Германии в 80-90-х гг. XIX в. были приняты законы по социальному страхованию, в которых предусматривалось финансирование из трех источников: прибыль предприятий, взносы трудящихся, средства госбюджета.

В Америке развитие социально-гигиенических идей шло с запозданием, что связано с притоком эмигрантов. Развитию социально-гигиенических идей в Америке способствовало учреждение в 1839 г. Американской статистической ассоциации. В 1851 г. врач из Нового Орлеана Дж. К. Саймоне на основании статистических данных впервые сделал попытку выяснить стоимость болезни и смерти в своем городе и снизить эту стоимость путем оздоровления условий жизни бедняков.

К концу XIX в. общественная гигиена (социальная медицина) сформировалась как наука, изучающая влияние социально-экономических факторов на здоровье различных групп населения. Во многих странах, в том числе и в России, стали создаваться научные общества по проблемам общественного здравоохранения, так как появились специалисты в области социальной медицины, занимающиеся и практикой, и научными исследованиями. Так, в 1905 г. в Германии было учреждено Общество социальной гигиены и медицинской статистики, которое занималось вопросами охраны здоровья детей, борьбы с туберкулезом и алкоголизмом и т. п.

В начале XX в. социальная гигиена окончательно оформилась как предмет преподавания в высших медицинских учебных заведениях. Первые курсы по социальной гигиене были организованы в Венском (1909) и Мюнхенском (1912) университетах. В течение первой четверти XX в. в нескольких городах Германии были открыты академии социальной гигиены. Одним из основоположников социальной гигиены был Альфред Гротьян, «врач-социалист», как он себя называл. Именно он в 1902 г. начал читать курс лекций но теме «Социальная медицина» в Берлинском университете. В своей книге «Социальная патология» он писал: «...задачей социальной гигиены является изучение всех сторон общественной жизни и социальной среды с точки зрения их влияния на человеческий организм и на основе этого изучения — поиск мероприятий, которые... не должны иметь всегда только чисто медицинский характер, но могут захватывать часто и область социальной политики или даже общей политики». Работы А. Гротьяна и его сподвижников получили широкое распространение в других странах. С 1919 г. во Франции в высших школах открылись курсы социальной гигиены, организовался первый во Франции Институт гигиены и социальной медицины. В Бельгии в 1930-е гг. социальная медицина входила в курс обучения менеджеров здравоохранения, а социальная гигиена — студентов высших медицинских школ. В Италии по социальной медицине были изданы руководства. Идеи социальной медицины получили широкое распространение и в Великобритании, когда в годы Второй мировой войны были организованы первые кафедры социальной медицины (в Оксфорде, Эдинбурге, Манчестере и других городах), а также Институт социальной медицины. В США первые научные работы о связи болезней с социально-экономическими условиями жизни людей появились в 1911 г. Выдающийся американский гигиенист Г. Сигерист в своих научных трудах утверждал, что медицина должна изменяться в сторону слияния лечебной и профилактической помощи, что врач нового поколения должен стать врачом социальным.

В последнее время в западных странах наблюдается тенденция к разделению социальной медицины как науки и предмета преподавания на две дисциплины: социальная медицина (готовит специалистов в области общественного здравоохранения, разрабатывающих меры по охране и восстановлению здоровья населения) и менеджмент в здравоохранении (готовит специалистов в области управления органами и учреждениями здравоохранения).

История отечественной медицины повторяет основные этапы развития социальной медицины в мире.

На протяжении многих веков главная роль в социальной помощи отводилась церкви. Так, киевский князь Владимир в 999 г. приказал духовенству заниматься общественным призрением. Монастыри содержали больницы, богадельни, детские приюты. Оказываемая монастырями помощь была бесплатной. Так продолжалось почти пять столетий (писцовые книги свидетельствуют о существовании богаделен почти во всех монастырях и при многих церквях).

Мысль о развитии государственной помощи обездоленным была впервые высказана Иваном Грозным на Стоглавом соборе (1551), когда он утверждал, что в каждом городе должны быть не только больницы, но и богадельни и приюты.

В 1620 г. учреждается Аптекарский приказ — высший административный орган, в ведении которого находилось медицинское и аптечное дело. Фактически произошло отделение медицины от религии, хотя еще долго медицина несла на себе печать религиозности: первые русские врачи, выпускники Московского университета, имели медицинское и духовное образование.

Большой вклад по формированию мер общественного призрения в определенную систему сделал Петр I. Указы Петра I охватывали почти все проблемы общественного призрения. Виды оказываемой помощи различались в зависимости от нужд. В 1712 г. Петр 1 требует повсеместного устройства госпиталей для «увечных и самых престарелых, не имеющих возможностей снискать пропитания трудами», вменяет в обязанность городским магистратам заботиться о предупреждении нищеты. При Петре I была создана целая сеть социальных заведений: смирительных домов, прядильных домов и т. д.

Начинания Петра I были продолжены Екатериной Второй. Так, в 1775 г. была основана государственная система общественного призрения. Законодательным актом, получившим название «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи», на каждой самоуправляемой территории создавались особые административные органы — приказы общественного призрения, которым вверялись народное образование, здравоохранение, общественная благотворительность. Приказам надлежало «попечение и надзирание об учреждениях и прочном основании народных школ... сиротских домов... гоcпиталей или больниц... богаделен для мужского и женского пола убогих, увечных...».

Большой вклад в развитие социально-гигиенических взглядов внес М. В.Ломоносов в известном письме «О сохранении и размножении российского народа» (1761), в котором сделана попытка подхода к проблемам общественного здоровья и народонаселения с социально-гигиенических позиций. В этом же письме Ломоносов предложил меры по снижению заболеваемости и смертности населения, повышению рождаемости, улучшению медицинской помощи и санитарному просвещению.

Большой вклад в становление и развитие социальной медицины внес и первый профессор медицинского факультета Московского университета С. Г. Зыбелин. Он впервые в России поднял вопрос о влиянии социальных факторов на заболеваемость, рождаемость и смертность населения.

В диссертации воспитанника Московской госпитальной школы И.Л.Данилевского «О наилучшем медицинском управлении» высказывалась мысль, актуальная и сейчас: необходимость использования школ в качестве важнейшего этапа санитарного просвещения. В своей работе автор предложил преподавать в школе основы сохранения здоровья. В этой же работе И.Л.Данилевский доказывал, что искоренение причин болезней зависит не от врачей, а от государственной власти.

Идеи И.Л.Данилевского об ответственности государства за охрану здоровья населения соответствовали идее «медицинской полиции», предложенной И. П. Франком в работе «Система полной медицинской помощи».

Профессор медицинского факультета Московского университета Е. О. Мухин предлагал, чтобы «медицинская полиция» разрабатывала административные меры против вредных для здоровья влияний.

И. Ю. Велцин в книге «Начертание врачебного благоустройства, или О средствах, зависящих от правительства к сохранению народного здоровья» (1795) говорил о том, что через «медицинскую полицию» государство должно заботиться о здоровье населения с целью укрепления могущества государства. Этому были посвящены диссертация Н. Н. Рождественского «Рассуждения о мерах правительства к сохранению жизни и здравия народа» (1830), труд К. Гелинга «Опыт гражданской медицинской помощи, примененной к законам Российской империи» (1842) и др.

Выдающиеся русские врачи М. Я. Мудров, Е. Т. Белопольский внесли большой вклад в формирование военной гигиены как раздела медицинской помощи.

С конца XVIII в. в России началось преподавание основ медицинской помощи совместно с судебной медициной. В 1775 г. профессор медицины Ф. Ф. Керестурн выступил с актовой речью «О медицинской полиции и ее использовании в России». В начале XIX в. курс «медицинской полиции» был введен в Петербургской медико-хирургической академии. В 1845 г. было предложено выделить в особую кафедру общую государственную медицину, которая состояла бы из двух курсов: всенародная гигиена и всенародная медицина (1-й курс), врачебное законоположение и судебная медицина (2-й курс).

В России наряду с «медицинской полицией» в развитии социально-гигиенических взглядов сыграли роль медико-тоиографические описания, которые в XIX-XX вв. составлялись по результатам многочисленных экспедиций Академии наук. Сената, Вольного экономического общества. Как правило, эти описания проводились по специально разработанным анкетам, в которых были представлены сведения о санитарном состоянии населения, заболеваемости, о причинах болезней и их лечении и т. д.

С 1797 г. составление этих описаний вошло в обязанность уездных лекарей и инспекторов врачебных управ. Следовательно, с начала XIX в. в России проводилось исследование санитарного состояния населения.

В 1820 г. была издана монография Г. Л. Аттенгофера «Медико-топографическое описание Санкт-Петербурга, главного и столичного города Российской империи». В этой монографии приведены таблицы смертности с показателями на 1000 чел. В 1832 г. был издан труд экономиста-статистика В. П. Андросова «Статистическая записка о Москве», в которой представлен социально-гигиенический анализ показателей здоровья населения.

Следовательно, можно сделать вывод, что во второй четверти XIX в. санитарная статистика, перейдя от описаний к анализу, явилась основой социально-гигиенических исследований, т. е. к этому времени в России были заложены основы социальной медицины: во многих трудах ученых подчеркивалась зависимость общественного здоровья от социально-экономических факторов.

Дальнейшему формированию социальной медицины (гигиены) способствовала земская реформа 1864 г. Согласно основным положениям этой реформы на земство было возложено попечение о «народном здравии». Появилась первая в мире система медицинского обслуживания населения, действующая по участковому принципу. Центрами оказания бесплатной медицинской помощи на селе стали сельский врачебный участок, земская больница, амбулатория, фельдшерские и акушерские пункты, санитарные врачи, уездный и губернский санитарный совет и т. д. Деятельность земских врачей носила явно социально-гигиеническое направление. Об этом говорится в работе выдающегося деятеля земской медицины И. И. Моллесона «Земская медицина»: «...причиной всех недугов являются неурожаи, жилища, воздух и т. д.».

Деятельность земских врачей активно поддерживалась научными медицинскими обществами — Казанским, Московским и др. Один из деятелей Казанского общества врачей А. В. Петров был автором термина «общественная медицина». В 70-е гг. XX в. А. В. Петров определил задачи общественной медицины: «...врачи призываются на службу целому обществу, требуется излечить общественные болезни, поднять уровень общественного здоровья, повысить общественное благосостояние». На 4-м Съезде естествоиспытателей и врачей в 1873 г. открылось новое отделение секции научной медицины — статистико-гигиеническое. В это время углубленно изучается заболеваемость населения, здоровье рабочих промышленных предприятий (исследования Эрисмана, Доброславина и др.). Результаты этих исследований заложили основу общественной гигиены (социальной медицины) как науки. Отечественные гигиенисты практиковали социальный подход к здоровью населения, связывая задачи гигиены с общественным здоровьем и здравоохранением, т. е. в отличие от сани- тарно-технической направленности Запада они придавали гигиене общественную направленность. Так, Ф. Ф. Эрисман утверждал: «Лишите гигиену общественной направленности и вы... превратите ее в труп».

Профессор Московского университета Ф. Ф. Эрисман в 1884 г. возглавил созданную им на медицинском факультете кафедру гигиены. Именно Эрисман обосновал социально-гигисни- ческую направленность работ санитарного врача: санитарный врач должен способствовать устранению неблагоприятных жизненных условий. Ф. Ф. Эрисман доказал необходимость создания в интересах охраны здоровья рабочих промышленно-сани- тарного законодательства.

К концу XIX в. наряду со здоровьем промышленных и сельскохозяйственных рабочих внимание отечественных медиков привлекла смертность, в особенности детская. Эта проблема исследовалась многими земскими и санитарными врачами. Была разработана «подворная карта» для посемейных социально-гигиенических исследований. Эти исследования позволили установить зависимость здоровья от экономических условий.

Активное развитие социальной гигиены в России во второй половине XIX в. стало возможным благодаря разработкам методик сбора материала и анализу этого материала («Схемы построения земской санитарной статистики» П. И. Куркина или «Подворные карты» А. И. Шингарева).

Формирующаяся в России социальная гигиена как наука стала предметом преподавания. В Киевском университете еще в 1865 г. читался курс социальной гигиены. В 1906 г. в Киеве был введен самостоятельный курс «Основы социальной гигиены и общественной медицины». С 1908 г. курс «Социальная гигиена и общественная медицина» читался в Петербурге.

Таким образом, в начале XX в. в России сформировались основы социальной гигиены как науки и были заложены ее основы как предмета преподавания.

С 1920 г. центром социальной гигиены в России стал Институт социальной гигиены. Первый нарком здравоохранения Н.А.Семашко был социал-гигиенистом, его заместитель 3. П. Соловьев — известным деятелем общественной медицины.

В 1922 г. при участии Н. А. Семашко была организована кафедра социальной гигиены с клиникой профессиональных болезней в Первом Московском университете. Через год подобные кафедры были организованы и в других университетах. С 1922 г. стали издаваться первые учебники и учебные пособия по социальной гигиене (медицине), переводиться на русский язык научные труды зарубежных социал-гигиенистов. С 1922 по 1930 г. издавался журнал «Социальная гигиена».

Репрессии и ссылки 1930-х гг. нанесли развитию социальной гигиены серьезный урон, так как социальная гигиена была лишена в то время самого необходимого — информации, поскольку статистические исследования были закрыты. Несмотря на это усилиями отечественных ученых-гигиенистов социальная гигиена как наука продвигалась вперед, о чем свидетельствуют социально-гигиенические, медико-демографические и эпидемиологические исследования. Накануне Великой Отечественной войны кафедры социальной гигиены были переименованы в кафедры организации здравоохранения, что ограничило круг проблем предмета. В 1946 г. был создан Институт социальной гигиены и организации здравоохранения имени Н. А. Семашко, а в 1966 г. он был преобразован во Всесоюзный научно-исследовательский институт социальной гигиены и организации здравоохранения (сейчас НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранения имени Н. А. Семашко РАМН). В этом институте проводятся комплексные исследования по изучению обшей заболеваемости (по данным обращаемости), заболеваемости с временной утратой трудоспособности, госпитализации и посещаемости поликлиник населением. Эти исследования позволяют разработать нормативы лечебно-профилактической помощи населению в целом или отдельным группам.

В годы перестройки, политических и социально-экономических реформ направление социальной гигиены несколько изменилось. На первый план выходят вопросы управления в новых условиях хозяйствования, экономические и финансовые проблемы, медицинское страхование, правовое регулирование деятельности медицинских работников, защита прав пациентов и т. д. (Приложение 1).

Встал вопрос о соответствии названия кафедр новым социально-экономическим условиям. Решением Всесоюзного совещания заведующих кафедрами (Рязань, март 1991 г.) рекомендовалось переименовать кафедры социальной гигиены в кафедры социальной медицины и организации здравоохранения, т. е. отразилось более широкое понимание предмета, включающее в себя широкий круг проблем по охране здоровья населения и управлению децентрализованной системой здравоохранения в условиях перехода к рыночной экономике.

В настоящее время одной из главных задач является подготовка социал-гигиенистов и организаторов здравоохранения (менеджеров здравоохранения). Создана не только система подготовки менеджеров здравоохранения, но и менеджеров сестринского дела (сестер с высшим медицинским образованием).

Следовательно, социальная медицина и организация здравоохранения на рубеже XX-XXI вв. вновь находится в состоянии развития, когда совершенствуется содержание предмета, что, возможно, повлечет уточнение или изменение его названия.

Актуальные проблемы, изучаемые современной социальной гигиеной:

Изучение теоретических и организационных основ здравоохранения

Изучение влияния социальных условий и образа жизни на здоровье населения

Разработка критериев оценки общественного здоровья

Разработка научных прогнозов в области охраны здоровья населения

Исследование проблем народонаселения и их связей с общественным здравоохранением

Исследование процессов урбанизации изучение экологии человека

Исследование социальных, экономических и медицинской значимости здравоохранения как общественной системы и разработка рациональных путей ее развития

Изучение правовых и этических основ здравоохранения

Изучение потребностей населения в медицинской помощи и вариантов ее в амбулатории и стационаре

Разработка санитарных и эпидемиологических аспектов здравоохранения

Разработка социально-экономических и медицинских мероприятий профилактики

Разработка комплекса программ снижения и ликвидации наиболее распространенных и тяжелых заболеваний (туберкулез, сахарный диабет, СПИД)

Разработка вопросов планирования и управления лечебно-профилактической помощью населения.

Разработка проблем экономики здравоохранения и его финансирования

Разработка мероприятий по пропаганде и реализации здорового образа жизни, гигиеническому обучению и воспитанию

Разработка мероприятий и действий при стихийных бедствиях и других экстремальных ситуациях

Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов» (ВОЗ).

3доровье – индивидуальная и социальная ценность высшего ранга; оно не может быть заменено или вытеснено никакой другой ценностью или интересом без существенного ущерба для полноты существования индивида.

Дефицит здоровья налагает серьезные ограничения на возможности индивидуального и социального функционирования.

Здоровье населения оценивается комплексом демографических показателей: уровень рождаемости, заболеваемость, средняя продолжительность жизни, уровень физического развития, смертность. Уровень физического развития и функциональные возможности организма человека отображаются в цифровых показателях – индексах здоровья .

Основные факторы, влияющие на здоровье нации:

Условия труда, характер и уровень его оплаты, режим труда и отдыха;

Уровень соотношения занятости и безработицы, потенциальная и актуальная угроза утраты рабочего места и социального статуса;

Профессиональные вредности, т.е. воздействие вредных агентов, связанных с технологией и/или организацией данного вида деятельности;

Уровень и качество питания;

Жилищные условия;

Особенности образа жизни;

Вредные привычки (или зависимости: алкогольная, наркотическая, пищевая и т.д.);

Состояние окружающей среды;

Уровень и качество развития здравоохранения и санитарное состояние территории.

    Социальная гигиена и организация здравоохранения как наука и предмет преподавания. Н.А. Семашко и З.П. Соловьев - организаторы первых кафедр социальной гигиены в России.

Социальная гигиена и организация здравоохранения – это наука об общественном здоровье населения и здравоохранении, о социальных проблемах медицины. Ее основными задачами являются изучение закономерностей влияния социально-экономических условий, факторов и образа жизни людей на здоровье населения, а также его отдельных групп и теоретическое обоснование эффективной системы государственных и общественных мероприятий, путей и методов, направленных на устранение влияния вредных факторов окружающей среды, обеспечение высокого уровня здоровья всех членов общества, увеличение периода их активного творческого долголетия.

В нашей стране социальная гигиена научно обосновывает политику в области охраны здоровья населения. Ей принадлежит ведущая роль в научном обосновании профилактического направления медицины. Важными разделами являются разработка научных основ диспансеризации населения как метода деятельности лечебно-профилактических учреждений, а также методики анализа и оценки деятельности этих учреждений. Все возрастающее значение приобретает разработка научных основ экономики, планирования и прогнозирования здравоохранения, форм и методов управления здравоохранением. Большой удельный вес в общем комплексе профилактических мероприятий имеют вопросы организации санитарно-эпидемической службы , которая выполняет функцию «охраны здоровья здоровых», а также гигиеническое воспитание населения, формирование здорового образа жизни.

Николай Александрович Семашко – врач, советский партийный и государственный деятель, один из организаторов системы здравоохранения в СССР,

В 1921-1949 Семашко - профессор, заведующий кафедрой социальной гигиены медицинского факультета Московского университета (с 1930 - 1-й Московский медицинский институт).

С 11.7.1918 по 25.1.1930 народный комиссар здравоохранения СНК РСФСР.

С 1930 по 1936 годы Семашко работал во ВЦИК, занимая должности члена Президиума, председателя Деткомиссии (ей была поручена борьба с беспризорностью, руководство лечебно-профилактической работой в детских оздоровительных учреждениях). В 1945-1949 - директор института школьной гигиены АПН РСФСР и одновременно (1947-1949) - института организации здравоохранения и истории медицины АМН СССР (с 1965 ВНИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Семашко). Инициатор создания Центральной медицинской библиотеки (1918), Дома учёных (1922) в Москве. В 1927-1936 главный редактор Большой медицинской энциклопедии. Первый председатель Высшего совета по делам физической культуры и спорта (с 1923), председатель Всесоюзного гигиенического общества (1940-1949). Делегат 10, 12-16-го съездов ВКП(б).

Зиновий Петрович Соловьёв – врач, один из организаторов советского здравоохранения, заместитель Наркома здравоохранения РСФСР. В 1920-28 годах руководил военно-санитарной службой Красной Армии и Исполкомом Российского общества красного креста. По его инициативе и при активном участии в Крыму был создан пионерский лагерь-санаторий Артек и ряд детских оздоровительных учреждений.

Передовые представители русской интеллигенции в середине XIX века - революционные демократы - придавали большое значение вопросам гигиены.

    Формирование предпосылок для возникновения и развития социальной гигиены как науки и предмета преподавания. История ее развития .

Потребность научного обоснования здоровья и болезней на индивидуальном и, главное, на групповом и популяционном уровнях послужила предпосылкой возникновения социальной гигиены и организации здравоохранения. Практическим воплощением такой потребности является изучение и раскрытие причин наиболее распространенных заболеваний населения, выявление социальной обусловленности здоровья.

Во второй половине XIX века в России одновременно с Германией получила развитие гигиена. Условия, способствовавшие этому, были в основном те же, что и в других капиталистических странах: экономическое развитие страны, вступившей в средине XIX века в капиталистическую общественно-экономическую формацию, рост промышленности, увеличение населения в городах, успехи естествознания, применение которых позволило давать гигиеническим факторам точное выражение, исследовать их количественно и качественно методами естественных наук. Высокая заболеваемость заразными болезнями и смертность от них в России возбуждали вопрос об улучшении общественного быта в гигиеническом отношении и предупреждении этих болезней. Общественное движение в России и нарастание революционного подъема после поражения в крымской войне, тяжелые санитарно-бытовые условия русского крестьянства, обусловившие начало революционно-демократического периода русского освободительного движения, придавали особую окраску развитию гигиены в России во второй половине XIX века и обусловили особые самобытные черты в деятельности большинства отечественных гигиенистов, резко отличавшие их от гигиенистов западноевропейских стран.

Во второй половине XIX века, в России, на медицинских факультетах ряда университетов стали создаваться учебные программы, курсы для изучения общественного здоровья. В Казанском университете, например, в 60-х гг. проф. А.В. Петров читал лекции по общественному здоровью. Там же в 70-х гг. проф. А.П. Песков читал курс лекций по медицинской географии и медицинской статистике. В последующем курсы общественного здоровья были введены на медицинских факультетах университетов Москвы, Петербурга, Киева и др.

В послереволюционный период история социальной гигиены в России ведет свою летопись с организации в 1918 г. в Москве музея социальной гигиены. В 1920 г. музей был реорганизован в научно-исследовательский институт социальной гигиены и организации здравоохранения. В настоящее время это ведущий центр социально-гигиенической науки в СНГ.

В историческом аспекте важное значение имеют корни самого термина и определения "социальная гигиена". Впервые в отечественной литературе термин был применен русским социал-гигиенистом В.О. Португаловым в работе "Вопросы общественной гигиены".

Официально возникновение социальной гигиены относят к первому десятилетию XX века и связывают с именем немецкого врача А. Гротьяна . В 1903 г. он организовал журнал социальной гигиены, в 1905 г. основал одноименное научное общество, в 1920 г. возглавил первую в истории медицинского образования кафедру социальной гигиены в Берлинском университете. Аналогичные кафедры вскоре стали организовываться и в других университетских центрах.

    Задачи социальной гигиены и организации здравоохранения как науки и предмета преподавания. История кафедры социальной гигиены Тюменской медицинской академии.

Социальная гигиена занимается разработкой научно обоснованных методов предупреждения и устранения вредного для здоровья влияния социальных факторов и условий окружающей среды.

Задачами социальной гигиены являются:

1) изучение состояния здоровья населения и его отдельных групп в связи с влиянием условий окружающей среды;

2) разработка принципов диспансеризации, профилактики социальных болезней;

3) установка связи между заболеваемостью населения и условиями труда;

4) организация и проведение оздоровительных мероприятий.