Вооружение и доспехи древних русских воинов. Древнерусские воины: одежда, вооружение и снаряжение

Бехтерец мастера Конона Михайлова изготовленный для царя Михаила Федоровича в 1620 г.

Грудь доспеха состоит из пяти рядов мелких пластинок по 102 в каждом ряду, спина из семи рядов таких же пластинок. Правый бок состоит из двух рядов, а левый бок, который застегивается, состоит из трех рядов пластинок с расчетом, что третий ряд будет закрываться при застегивании доспеха.

Этот бехтерец поражает красотой и изяществом отделки; недаром в описи 1687 года он был оценен в 1000 рублей.

В каждом боковом ряду имеется по 57 пластинок. Всего пластинок в доспехе 1509. Каждая пластинка выпукло-вогнутая, вычеканена специальным чеканом, следы которого ясно видны с внутренней стороны пластинки. К верхним пластинкам груди и спины прикреплены петли и ремни, при помощи которых доспех закрепляется на плечах. К пластинкам левого бока с той же целью прикреплены такие же петли и ремни. Пластинки доспеха с наружной стороны украшены золотом. Золотой навод, или насечка, выполнен необычайно тонко и с большим вкусом. Средние ряды пластинок на груди и на спине имеют сплошной навод золотом, смежные с ними ряды-только клейма, наведенные золотом. Золотой навод очень прост по своему рисунку и повторяется в одном и том же варианте по всему доспеху, Крайние пластинки рядов сверху и снизу украшены серебряными чеканными накладками.

Пластинки доспеха по краям соединены кольчужными кольцами, между которыми вставлены кольца цельносеченные, но так как диаметр колец довольно значителен (12 мм) и между кольцами остаются большие просветы, Кононов вплетает в промежуточный ряд не одно, а два штампованных кольца.

Подол бехтерца состоит из двадцати рядов колец, из них десять рядов цельноштампованных и девять рядов панцирных колец, крепленных на один шип, а к доспеху он прикреплен одним рядом кольчужных колец. Таким образом, в этом доспехе мы видим применение и кольчужной и панцирной техники крепления колец, причем нужно сказать, что и самых неудобных и уязвимых местах мастер применяет кольчужные кольца. В панцирной технике крепления колец мастер применяет сварной способ, то есть концы кольца при креплении на шип свариваются. По качеству и красоте отделки доспех представляет собой исключительное произведение. Каждая пластинка в ряду накладывается снизу вверх одна на другую, благодаря чему получается тронной слой пластинок, так как каждая пластинка остается открытой только на одну треть, остальные две трети закрыты последующими пластинками.

Пластинки изготовлены из сталистого железа. Ширина почти всех пластинок одинаковая - 15 мм, толщина - 1 мм, длина различна в каждом ряду, судя по части доспеха: в плечах она длиннее, в талин - короче. Вcero колец в доспехе 9000, остальные примерно 11 000 необходимых для этого доспеха колец заменяются 1509 пластинками. Длина бахтерца - 66 см, ширина - 55 см. Вес 12 300 г.

Увидеть обмундирование русских воинов, а также остальной быт русов, можно будет 11 и 12 июня 2016 года в московском парке «Коломенское» на фестивале реконструкции «Времена и Эпохи», где для зрителей будет представлен один из наиболее интересных и важных периодов не только отечественной, но и мировой истории: эпоха зарождения русского государства. Фестиваль проходит каждый год, а в этот раз он обещает стать самым масштабным за всё время.

Испокон веков войны за территорию занимали большую часть жизни людей, особенно мужчин. Даже у животных принято охранять свою территорию. Каждый мужчина являлся добытчиком пищи и защитником своего дома, своей семьи, своего племени. Еще древние люди приспосабливали то, что давала природа под орудия для охоты, обороны и работы.

У разных народов существовала своя национальная одежда и оружие. В древние времена для создания орудий использовалось то, что могли найти под рукой- это различные камни, палки, веревки. С появлением кузнечного ремесла, стали появляться мечи, латы, щиты. С течением лет оружия претерпевали изменения и совершенствовались.

Былинные воины. Русские Богатыри.

В эпоху Древней Руси, помимо войн между представителями различных народов, государство восточных славян сотрясали междоусобные войны. Но ввиду наступления внешних агрессоров, славянские народы были вынуждены объединиться против общего врага. Воинов в Древней Руси очень почитали и уважали. О них слагали былины и сказания, в которых защитники земли русской обладали не дюжей силой, храбростью, солдатской доблестью и справедливостью. Как выглядел древнерусский воин в былинах?

Между прочим...

Богатырей описывают как крупных, статных и широкоплечих мужчин, обладающих громким голосом. У таких воинов тяжелые руки с короткими пальцами и, как говорили в древности, косая сажень в плечах. Волосы русских богатырей доходили до плеч, а их брови были очень кустистыми, как бы свисающими на веки.

Каждый воин имел своего коня, щит и меч. Меч на Руси весил около двух килограммов, и щит не уступал ему в тяжести. Добавьте сюда металлический тяжелый шлем и кольчугу, и получим снаряжение, которое не каждому дано поднять, а уж тем более — носить и воевать в нем. Чаще всего, сказания показывают нам богатырей как ловких и умелых молодых людей.

Былинные воины были равнодушны к еде, но очень любили поспать. Считалось, что именно во сне они набирались сил. Но в былинах и сказаниях часто преувеличивался образ такого мужа, как древнерусский воин. Картинки, на которых изображены богатыри, показывают нам просто огромных по размеру мужчин, гордо восседающих на своих лошадях. Они с легкостью держат свои тяжелые доспехи и оружия, как будто это пушинки. В реальности таких людей очень мало, но это не исключает того факта, что в Древней Руси были по настоящему смелые и сильные воины.

Как выглядел славянский воин на самом деле? Какую одежду носил в обыденной жизни? Каковы были его доспехи и оружия? Такими вопросами задаются все, кого интересует история Древней Руси. Любой интересующийся желает больше знать о таком важном человеке на Руси, как %древнерусский воин, описание% жизни которого может немного отличаться в разных источниках. Давайте разбираться по порядку.

Одежда древнерусского воина.

Трудно со стопроцентной вероятностью сказать, как одевался древнерусский воин, фото в те времена еще не снимали. Остается судить только по летописям и картинам художников. Хоть воеводы и были почитаемыми людьми, все же они были людьми. Им нужно было, как и всем есть, спать, отдыхать. Не могли же они постоянно находиться в доспехах и полном обмундировании. Фото славянских воинов очень редко иллюстрируют нам, как эти доблестные мужчины выглядели в бытовых условиях, на пиру или во время отдыха с семьей. Но не ходили же они в своих доспехах и в пир и в мир. Для людей Древней Руси важность одежды переоценивалась, помимо защиты от природных условий, одежда служила защитой от злых духов. То, во что был одет человек, почти целиком определяло его статус. Фасон костюмов и платьев знати ничем не отличался от фасона одежды простолюдинов, отличие было лишь в качестве материалов и украшениях. Славянский воин, картинки которого можно встретить в учебниках по истории, судя по изображению на них, не имеет отличий в одежде от обычных людей, вне поля и вне времени военных действий.

Мужчины тех лет носили рубахи с запахом без воротника, которые подпоясывались на талии. Под доспехи обычно надевалась рубаха из хлопка, изготовленная на ткатском станке. На ноги надевались холщевые штаны, по ширине напоминающие шаровары, которые собирались у талии и подвязывались у щиколотки и под коленями. А знаете ли вы, как назывались штаны древнерусского воина, которые надевались на поле боя? Они назывались портки и защищали кожу от жестких доспехов. Сейчас это слово устарело, да и количество разновидностей штанов значительно выросло. На ноги надевались сапоги, сшитые из цельного куска кожи. Бывало, что ноги заматывались лоскутами ткани, а в качестве подошвы к ним пришивался кусок кожи. На самом деле, очень мал был выбор того, что носил древнерусский воин. Одежда не являлась его приоритетом, главное чтобы она была удобной и не сковывала движений, ведь перед ним стояли более важные задачи, чем выбор наряда. Зимой носились шапки, удлиненные кзади, и кафтан из плотной шерсти или натурального меха.

Одежда современных людей претерпела изменения во внешнем проявлении и стала называться по-иному. Сильно изменилась в названиях и%одежда древнерусского воина. Устаревшие слова сейчас мало кто знает, и редко кто поймет, что они означают. Можно привести несколько примеров слов архаизмов касательно гардероба славянского воина. А знаете ли вы, как ранее именовалась одежда древнерусского воина? Названия тех предметов одежды, которые устарели? Например, такое слово как поножи, обозначало защиту для ног от колюще-режущего оружия. А в качестве защитного головного убора, использовали шишак или богатырку, в действительности же это обычный шлем. Такие слова, как портки или кафтан, в современном мире тоже не используются. Зато сапоги, сохранили свое название и актуальность по сей день.

Доспехи древнерусского воина.

В отличие от обычного человека, воину, помимо простой одежды, необходима защитная амуниция, которая убережет тело от ранений на поле боя. Это не просто аксессуар, это жизненно необходимые предметы. Надежные доспехи влияли так же на настрой врага. Когда враг видел хорошую защиту, это могло немного вывести его из равновесия, так как приходилось на ходу продумывать тактику того, как найти уязвимые места и бреши у противника. Какие были доспехи у воинов на Руси?

1. Щит. Изначально щиты изготавливались из дерева и были очень легкими. С таким щитом можно было легко двигаться в процессе битвы, но это снижало степень защиты, так как дерево далеко не самый прочный материал. Такой щит изготавливался во весь рост, и в нем имелись отверстия для глаз. В 10 веке это средство обороны стали обивать металлом, что сделало его более надежным. Такую защиту можно было использовать даже в качестве оружия.

2. Шлем. На ранних этапах становления Руси воины не использовали защитных головных уборов. Позже стали появляться шлемы, которые изготавливались из металлических пластин и имели конусообразную форму. Благодаря такой форме шлема, голова была максимально защищена от ударов меча, он просто с нее соскальзывал. У знатных воинов шлемы могли быть украшены декоративными предметами, которые не несли дополнительных защитных функций. Внутри шлем обивался кожей, что смягчало удар.

3. Кольчуга. Самый древний предмет защиты у славянских воинов. Весила кольчуга около 10 килограмм и состояла из плотно прилегающих друг к другу металлических колец. Изготовление кольчуги — очень сложный, тонкий и долгий процесс. Так же использовались кожаные рубахи, на которые нашивались пластины из металла, называлась такая защита «куяк». Позже стали появляться, наговицы (железные чулки), бармица (металлическая сетка на шею), наручи (перчатки из металла). В 14 веке появились зерцала, служащие для защиты груди. Состояли они из больших металлических пластин, скрепленных между собой кожаными ремнями, и начищались до зеркального блеска.

Оружия древнерусского воина.

Никто не оспорит важность защитной одежды во время войны. Но еще более важным военным атрибутом является оружие, которое предоставляет воину не только пассивную защиту, но и дает возможность активно нападать. Существуют несколько видов оружия, которое использовалось в Древней Руси.

1. Ударное. Самым известным ударным оружием можно считать легендарную булаву. Булава выглядит как деревянная дубина, от конца которой отходит цепочка, а на цепочке находится металлический шар с шипами. Так же для боя с близкого расстояния служила палица. Это, изготовленная из дерева, большая дубина, конец которой оборачивался пластиной из метала, для усиления эффекта туда добавлялись шипы или гвозди.

2. Колющее и рубящее оружие. К рубящим орудиям относятся всевозможные топоры. Самым древним колющим оружием считается копье, оно делалось из дерева с железным, острозаточенным наконечником. Сложно представить древнерусского воина без меча. Меч являлся не только главным оружием, но и символом власти. На его рукояти часто изображали герб или иной символ. Так же на войне использовались клинки, которые назывались по месту ношения, например, засапожные или поясные.

3. Стрелковое. Самое известное оружие стрельцов на Руси, это конечно лук и стрелы. Лук изготавливали из рогов животных или дерева. Чаще всего для этого использовалась береза. Стрелы были деревянные, с наконечниками из металла. Хранили их в кожаном колчане, который вешался за спину. Еще в качестве стрелкового оружия древнерусские воины использовали арбалет.

4. Огнестрельное. Первое огнестрельное оружие на Руси упоминалось в 14 веке. Это был первый вариант всем известной пушки. В дальнейшем примитивные пушки совершенствовались. Начали возводиться защитные сооружения от огнестрельного оружия врага. Свое название данный вид оружия приобрел от слова «пускать».

Никто не сомневается в том, насколько доблестными и смелыми были воины Руси. Картинки с их изображениями, которые вы легко можете найти, помогут визуализировать их образ и сформировать его окончательно. В исторических музеях, где выставляются реконструкции войн, вы можете сделать фото древнерусского воина. Знание истории делает вас образованным и эрудированным человеком, что очень притягивает окружающих. А знать историю своей страны обязан каждый патриот.

Панцирь пластинчатый XIII век

Пластинчатый доспех - это состоящая из металлических пластин броня для прикрытия тела воина. Пластины такой брони могли быть весьма разнообразными: квадратными, полукруглыми, широкими прямоугольными, узкими продолговатыми, толщиной от 0,5 до 2 мм. На пластинах делалось несколько небольших дырок, через которые пластины нитками или ремешками прикреплялись к кожаной или матерчатой основе. На более древних панцирях основы не было, пластины связывались только друг с другом, и панцирь надевался на толстую стеганую куртку или кольчугу. Все пластины были выпуклыми и надвигались одна на другую, что усиливало защитные свойства доспеха.
Панцири такой системы - «ременного скрепления» - бытовали на Руси до конца XV века.
«Выдасть печенежьский князь Претичю конь, саблю, стрелы, он же дасть ему бронь, щит, мечь», - так упоминались древние брони в «Повести временных лет».
Хорошо защищенный панцирем всадник мог даже не иметь в руках рубящего оружия. Для конника весьма существенным оружием стали булава и кистень, которые давали возможность быстро наносить оглушающие удары и стремительно продолжать сражение в другом месте боя.

Шлем с полумаской и бармицей XII-XIII века

В конце XII-XIII веках в связи с общеевропейской тенденцией к утяжелению оборонительного доспеха на Руси появляются шлемы, снабженные маской-личиной, то есть забралом, защищавшим лицо воина как от рубящих, так и от колющих ударов. Маски-личины снабжались прорезями для глаз и носовыми отверстиями, и закрывали лицо либо наполовину (полумаска), либо целиком. Шлем с личиной надевался на подшлемник и носился с бармицей, кольчужной сеткой, прикрывавшей, как правило, все лицо, шею и плечи воина. Маски-личины, помимо своего прямого назначения - защитить лицо воина, должны были видом своим еще и устрашить противника, для чего они соответственно и оформлялись.
Шлемы, брони, щиты - весь набор оборонительного и наступательного воинского доспеха - стали непременным предметом обихода в беспокойное и кровавое время (XII-XIII века) русской истории. Феодальная усобица, войны с половцами, рыцарями, Литвой, монгольское нашествие... Летописи пестрят записями о сражениях, походах, вражеских набегах. Вот одно из таких сообщений (год 1245): «Воевала Литва около Торжку и Бежицы; и гнашася по них новоторжцы с князем Ярославом Володимиричем и бишася с ними, и отъяша у новоторжцев кони и самех биша, и поидоша с полоном проче...» (Новгородская первая летопись).

Рубящее оружие

Очень распространенным рубящим оружием в древнерусском войске был топор, которым пользовались и князья, и княжеские дружинники, и ополченцы, как пешие, так и конные. Впрочем, существовало и различие: пешие чаще пользовались большими топорами, конные же - «топорками», то есть короткими топорами. И у тех, и у других топор надевался на деревянное топорище с металлическим наконечником. Задняя плоская часть топора называлась обухом, а топорка - обушком. Лезвия топоров были трапециевидной формы. Сами топоры делились на секиры-чеканы и топоры-булавы.
Большой широкий топор назывался «бердыш». Его лезвие - «железко» - было длинным и насаживалось на длинное же топорище, которое на нижнем конце имело железную оковку, или вток. Бердыши употреблялись только пехотинцами. В XVI веке бердыши широко применялись в стрелецком войске.
В начале XVII века в русском войске (первоначально - среди окружения Лжедмитрия) появились алебарды - видоизмененные топоры различной формы, оканчивающиеся копьем. Лезвие насаживалось на длинное древко (или топорище) и часто украшалось позолотой или чеканкой.
Разновидность металлического молота, заостренного со стороны обуха, называлась «чекан», или «клевец». Чекан насаживался на топорище с наконечником. Были чеканы с вывинчивающимся, скрытым кинжалом. Чекан служил не только оружием: он был отличительной принадлежностью воинского начальства.

Кольчуга XII-XIII века

С конца XII века вид кольчуги изменился. Появились кольчуги с длинными рукавами, длиной до колен, с кольчужными чулками - «нагавицами». Теперь кольчуги стали изготавливаться не из круглых, а из плоских колец. Такие кольца делались из круглой железной проволоки, а затем сплющивались при помощи специального железного штампа.
Кольчуга XIII века состояла из плоских колец разного размера. Наиболее крупные кольца располагались в виде прямоугольников на спине и груди; более мелкие кольца покрывали плечи, бока, рукава и подол кольчуги. Правая сторона подполка кольчуги плелась из толстых, массивных колец. Когда кольчугу застегивали, она прикрывала левый подполок, сплетенный из более тонких колец. Ворот был квадратным, разрезным, с неглубоким вырезом. По своему внешнему виду такая кольчуга напоминала рубашку с рукавами и квадратным воротом. Шею и верхнюю часть груди воина прикрывало специальное кольчатое ожерелье - «бармица», которое было связано со шлемом.
Кольца, из которых делалась подобная кольчуга, были двух видов: клепанные, а также сеченные из листа железа и прокованные в виде небольших шайб с эллипсовидным сечением. Всего на кольчугу уходило около 25 тысяч колец.

Ратник XII век

С начала XII века главными для русских ратников войнами становятся оборонительные битвы с кочевниками.
В связи с этим на Руси доспехи не становятся такими тяжелыми и неподвижными, как это характерно для Западной Европы: бои с кочевыми всадниками требовали быстрого маневрирования и подвижности русского ратника.
Главную роль на полях сражений играла конница. Однако впереди конницы зачастую выступала пехота, начинавшая сражение. Для XII века характерны смешанные пехотные и конные бои, происходившие у стен и крепостей городов.
Пехотинцев - «пешцев» - использовали при защите городских стен и ворот, прикрытии тылов конницы, для проведения необходимых транспортных и инженерных работ, для разведывательных и карательных вылазок.
Вооружались пешцы разнообразными видами оружия - метательными, рубящими и ударными. Их одежда и вооружение в целом были более простыми и дешевыми, чем у дружинников, так как отряды пехотинцев в массе своей формировались из простонародья - смердов, ремесленников, а не из профессиональных воинов. Оружием пещца были походный топор, тяжелое копье и сулица, дубина и рогатина.
Доспех на пешце был чаще кольчужный, а то и вовсе никакого. Щиты пехотинцы XII века употребляли и круглые, и миндалевидные.

Парадные доспехи XVII век

«На отце моем брони златы и шелом злат с камением драгим и жемчугом сажен, а братья мои суть в серебряный бронех, только шеломы златы...», - говорится в древней повести. Именно такое впечатление создается от драгоценного вооружения, владеть которым могли только цари и их воеводы. Парадные доспехи украшались серебром, золотом, драгоценными камнями, обрамлялись филигранными оправами, покрывались гравировкой. Декоративно-парадными доспехами были зерцала XVII века работы Димитрия Коновалова, Никиты Давыдова, Григория Вяткина - мастеров Оружейного приказа. Зерцала, изготовленные Коноваловым в 1616 году для царя Михаила Федоровича, оценивались в XVII веке в 1500 рублей (в то время как цена рядового панциря колебалась тогда от 5 до 10 рублей). Под стать парадным доспехам было и убранство коня. «А как потом вели государеву конюшню, - писал датский резидент Моис Гей, - то на лошадях арчаки и чепраки и весь наряд унизан жемчугом и драгоценными камнями». «У главных предводителей и знатных лиц, - сообщал побывавший в 1588 году в России англичанин Д. Флетчер, - лошади покрыты богатою сбруею, седла из золотой парчи, узды также роскошно убраны золотом, с шелковою бахрамою».

Рында XVI-XVII века

В XVI-XVII веках при великих князьях и царях находились оруженосцы-телохранители (рынды), которые сопровождали монарха в походах и поездках, а во время дворцовых церемоний стояли в парадных одеждах по обе стороны трона. Сам термин восходит к более раннему времени. Князь Дмитрий во время Куликовской битвы «...великое знамя черное повеле рынде своему над Михаилом Ондреевичем Бренком возити» (Никоновская летопись).
Когда рынды несли свою службу во дворце, их вооружение составлял большой «посольский топор» (непременный атрибут аудиенций, которые московские государи давали иностранным послам; отсюда происходит и название топора).
Он делался из булата и стали, декорировался серебряной и золотой насечкой. Рукояти этих топоров украшались поясками из драгоценных металлов (иногда, впрочем, обходились золоченой медью), часто покрывались инкрустацией.

Зерцало XVII век

Для усиления кольчуги или панциря в XVI-XVII веках в России применялись дополнительные доспехи, которые надевались поверх брони. Эти доспехи именовались «зерцалами». Они состояли в большинстве случаев из четырех крупных пластин: передней, задней и двух боковых. Пластины, вес которых редко превышал 2 кг, соединялись между собой и скреплялись на плечах и боках ремнями с пряжками (наплечниками и нарамниками). Зерцало, отшлифованное и начищенное до зеркального блеска (отсюда - название доспеха), часто покрытое позолотой, украшенное гравировкой и чеканкой, в XVII веке чаще всего имело уже чисто декоративный характер; к концу же столетия их значение, как и любого другого оборонительного доспеха, упало совершенно.
В собрании Оружейной палаты сохранился полный зерцальный доспех XVII века, состоящий из шлема, зерцала, наручей и поножей.

Бахтерец и трач XVI века

«Некоторые, - писал о московских всадниках Герберштейн, посол германского императора при дворе Ивана III, - имеют кольчатый панцирь и нагрудный доспех, состоящий из соединенных вместе колец и пластин, расположенных наподобие рыбьей чешуи». Такой доспех назывался «бехтерцом», или «бахтерцом» (от персидского «begter» - род доспеха). Бахтерец набирался из расположенных вертикальными рядами продолговатых пластин, соединенных кольцами с двух коротких боковых сторон. Боковые и плечные разрезы застегивались пряжками или ремнями с металлическим наконечником. Для изготовления бахтерца использовалось до 1500 пластинок, которые монтировались таким образом, чтобы создать двойное или тройное покрытие. К бахтерцу наращивался жемчужный подол, а иногда ворот и рукава. Средний вес такого доспеха достигал 10-12 кг, а длина - 66 см.
Если бахтерец в XVI-XVII веках получает на Руси широкое распространение, то щит в это же время свое боевое назначение утрачивает, становится парадно-церемониальным предметом. Это относится и к щиту, навершие которого состояло из металлической «руки» с клинком; в эту «руку» входила левая рука воина. Такой вид щита с клинком, называвшийся «тарч» (от арабского «туре» - «щит»), употреблялся при обороне крепостей, но встречался крайне редко.

Тегиляй XVI век

«Тегиляи бархат Венедитцкои ценинен с золотом и петлями, на нем пуговицы», - говорится в описи имущества царя Ивана Грозного. Будучи одеждою в роде фактана с короткими рукавами и с высоким стоячим воротником, подбитый ватою или пенькой и насквозь простеганный, тегиляй обладал достаточными защитными качествами и носился вместо доспехов небогатыми ратниками. В этом случае тегиляй делался из толстой бумажной материи и по груди мог обшиваться металлическими пластинками. Под стать тегиляю была «шапка бумажная», которая делалась на вате из сукна, шелковых или бумажных тканей и иногда усиливалась кольчужной сетью, помещенной в подкладку. Иногда шапка снабжалась железным наносьем.

Лучник XVI век

В XVI веке, несмотря на быстрое развитие огнестрельного оружия, продолжает бытовать и защитное вооружение - русские воины по-прежнему носят бахтерцы, колонтари, зерцала и, конечно, кольчуги.
Некоторые русские доспехи XVI века имеют свою интересную судьбу. Так, в Московской Оружейной палате хранится кольчуга с небольшой медной бляхой, на которой имеется надпись «Князя Петров Ивановича Шуйскова». Боярин и воевода Петр Иванович Шуйский погиб в 1564 году во время Ливонской войны. Предполагают, что именно эту кольчугу царь Иван Грозный послал в подарок Ермаку и что именно в ней утонул в Иртыше завоеватель Сибири, когда летом 1584 года его отряд был уничтожен татарами хана Кучума. В 1646 году пережившая двух своих владельцев кольчуга была захвачена русскими воеводами в одном из сибирских городков и снова возвращена в царский арсенал.
В XVI веке значительная часть русских броней по-прежнему изготовлялась в Москве, куда правительственными указами переселялись ремесленники из других городов и по окраинам которой, как свидетельствует Герберштейн, тянулся длинный ряд «домов кузнецов и других ремесленников, действующих огнем». Кузнечное и бронное производство концентрировалось тогда в районе Кузнецкого моста, нынешних Бронных улиц и Старой Кузнецкой слободы в Котельниках, где в наши дни при земляных работах было найдено надгробие некоего Григория Дмитриева, «сына кольчужника», умершего в 1596 году. Благодаря этой находке стало известно, что где-то во второй половине XVI века выделилась новая разновидность бронников кольчужники, которые специализировались исключительно на выделке брони из металлических колец. От использования подобной брони русское войско окончательно откажется лишь в конце XVII века, на заре петровского времени.

Шлемы

Шлемы употреблялись на Руси начиная с X века. Более простые шлемы - без дополнительных защитных частей для лица - стягивались внизу обручем, который иногда орнаментировался. На нем продепывались отверстия для бармицы, то есть кольчужного «ожерелья» для защиты шеи.
С XII века шлемы стали снабжаться наносником, вырезами для глаз - полумаской или маской. «Нос» - это железная полоса, проходившая через отверстие, которое делалось в козырьке или полке шлема. «Нос» опускался и поднимался с помощью «щурупца». Маска - «личина» - делалась по большей части неподвижной, но иногда и она прикреплялась с помощью шарниров и могла подниматься.
В XIV веке в письменных памятниках впервые встречаются упоминания о головном уборе под названием «шишак».
Как полагают археологи, этот вид защитного головного убора распространился на Руси в XII-XIV веках.
Разновидностью защитного головного убора была «шапка бумажная». Она делалась на вате из сукна, шелковых или бумажных тканей, иногда усиливалась кольчужной сетью и простегивалась. Наибольшее распространение получила в XVI веке.
Мисюркой - железной шапкой называлось воинское наголовье с бармицей и наушами. Термин происходит от арабского слова «Миср» - Египет. Пожалуй, самым незатейливым из шлемов была мисюрка, защищавшая лишь верхнюю часть головы воина. На Руси мисюрка известна с XIV века.
Ерихонка - высокая шапка с венцом (нижним краем тульи), навершием (верхним краем тульи) и репьем (металлическим украшением) на нем. К венцу ерихонки прикреплялись уши, затылок и полка, сквозь которую проходил «нос» со «щурупцем». Такие шапки носили богатые и знатные воины и отделывали их золотом, серебром, драгоценными камнями.
Все защитные головные уборы надевались воинами на шапки или толстые подкладки.

Чалдар (Конский убор) XVI век

Седла, чепраки и чалдары (конские покровы, набранные из металлических блях, нашитых на сукно, закрывавшие круп, бока и грудь лошади и имевшие определенное защитное назначение) богато отделывались золотом, эмалями, драгоценными камнями. Дженкинсон, посетивший Москву в 1557 году, писал: «Седла их делают из дерева и жил, они золотятся, украшаются дамасскою работою и покрываются сукном или сафьяном». Как парадные, так и боевые русские седла отличались оригинальной конструкцией, опираясь на спину коня только седельными"полками; передняя лука была высокая, в большинстве случаев с наклоном вперед.
Заднюю луку делали более низкой, отлогой, вследствие чего она не стесняла поворота в седле.
Барон Сигизмунд Герберштейн, дважды посетивший Москву с дипломатической миссией в начале XVI века, так описывает тогдашнее конское убранство, принятое в русском войске: «... седла приспособлены у них с таким расчетом, что всадники могут безо всякого труда поворачиваться и натягивать лук... повод от узды у них в употреблении длинный и на конце прорезанный; они привязывают его к пальцу левой руки, чтобы можно было схватить лук и, натянув его, пустить в ход. Хотя они вместе и одновременно держат в руках узду, лук, саблю, стрелу и плеть, однако ловко и безо всякого затруднения умеют пользоваться ими».
Русские стремена имели в основном две формы: одни с узкой дужкой и круглым основанием, другие - в виде согнутой неширокой полосы, суживающейся кверху.
Конструкция русской сбруи идеально отвечала требованиям, предъявлявшимся условиями войны с кочевниками, основным противником Московского государства.

Юшман XVI век

«... Нача вооружатися, юшман на себя класти» (Никоновская летопись). Впервые этот вид наборного доспеха упоминается в 1548 году, распространение получает, очевидно, несколько раньше. Юшман, или юмшан (от персидского «dj awshan»), представляет кольчужную рубашку с вплетенным на груди и спине набором горизонтальных пластин.
На изготовление юшманов, обычно весивших 12-15 кг, шло около 100 пластин, которые монтировались с небольшим припуском друг на друга. Юшман мог носиться поверх кольчуги, имел полный разрез от шеи до подола, надевался в рукава, как кафтан, застегиваясь застежками - «кюрками» и петлями. Иногда «доски» юшмана наводились золотом или серебром; такой доспех мог стоить очень дорого.
Руки воина, одетого в юшман или в другой вид доспеха, предохранялись от локтя до запястья наручами. У кистей рук наручи соединялись прямоугольными пластинами - чревцами, а к руке прикреплялись ремешками.

Мечи и сабли

Из режущего и колющего оружия на Руси были распространены мечи, ножи и сабли.
Меч состоял из широкой, острой с двух сторон полосы, то есть клинка, и из крыжа - рукояти, части которой именовались: яблоко, черен и огниво. Каждая плоская сторона клинка называлась «голомень», или «голомя», а острия - «лезвиями». На голоменях делали одну широкую или несколько узких выемок. Клинки изготавливались из стали или железа.
Меч вкладывался в ножны, обитые кожей или бархатом.
Ножны делались из железа и украшались золотыми или серебряными насечками. Меч привешивался к поясу при помощи двух колец, расположенных у устья ножен.
Ножи, употреблявшиеся древнерусскими воинами, были нескольких видов. Короткие ножи с двумя лезвиями, зацепленные крючком за пояс, назывались «поясными». Ножи, несколько более длинные и широкие, чем поясные, с одним выгнутым к концу лезвием, назывались «подсайдашными».
Эти ножи привешивались к поясу с левой стороны. Ножи с кривым клинком, который назывался «шляком», носившиеся за голенищем правого сапога, так и именовались - «засапожные».
В южных районах Древней Руси уже с X века получила распространение сабля. В Новгородской земле сабля вошла в обиход позже - примерно с XIII века. Сабля состояла из полосы и рукояти - «крыжа». Острая сторона сабли имела лезвие и тылье. Рукоять набиралась из огнива, черена и набалдашника, в который сквозь небольшое отверстие продевался шнур - «темляк».

Куяк XVI век

«... Он сам на коне - как ясен сокол; крепки доспехи на могучих плечах: куяк и панцирь чиста серебра, а кольчуга на нем красна золота» (Былина о Михаиле Казаринове).
Куяком назывался доспех из металлических пластин, прямоугольных или круглых, набранных каждая отдельно на кожаную или суконную основу. Куяки изготовлялись с рукавами и без рукавов; имели полы, как кафтан. Куяк мог усиливаться на груди и спине большими латными досками - «щитами». Такие доспехи бытуют на Руси с XIII по XVII век и имеют близкие аналогии в Западной Европе. Сам же термин «куяк» появляется лишь в XVI веке.
Передвижение полков, закованных в панцири, блещущих досками куяков, ощетинившихся копьями, часто сопровождалось звуками музыки. «В трубы вструбища, полци же начаша доспевати» (Ипатьевская летопись).
Самым распространенным музыкальным инструментом, сопровождавшим войско в походе, была труба. Сначала военные трубы были прямыми, без колен, напоминавшие пастушеский рожок. Позднее трубы делали из трех колен, расположенных на равном расстоянии друг от друга, скрепленных поперечными перемычками. Иногда к трубам прикрепляли для украшения четырехугольные «завесы» из тафты или парчи с шелковой, позолоченной или посеребренной бахромой и кистями. В походах трубы прятались в матерчатые чехлы - «нагалища».
О славных русских ратниках говорится в «Слове о полку Игореве»: «Под трубами повити, под шеломы взлелеяны».

Байдана XV век

Байдана - разновидность кольчатого доспеха. От собственно кольчуги она отличается лишь размерами и формой своих колец. Кольца байданы - крупные, плоско раскованные. Крепились кольца либо внакладку, либо на гвоздь или шип, что давало сочленению большую прочность. Наиболее известна байдана, принадлежавшая Борису Годунову. На многих кольцах этого доспеха выбита надпись: «С нами бог ни ктоже на ны».
Весившая до 6 кг байдана представляла собой надежную защиту от скользящих сабельных ударов, но от колющего оружия и стрел спасти не могла из-за большого диаметра своих колец.
«Байдана бесерменская», как называется этот вид оборонительного доспеха в «Задонщине», памятнике литературы XIV века, известна на Руси с 1200 года. Она могла дополняться другими предметами оборонительного вооружения, например поножами, защищавшими ноги ратника. Поножибутурлыки, или батарлыки, бывали трех видов: из трех широких досок, соединявшихся металлическими кольцами таким образом, что бутурлык охватывал всю ногу от пятки до колена; из одной широкой доски и двух узких; из одной выгнутой доски, прикреплявшейся к ноге ремнями.

Колонтарь XIV век

«Чюдно стязи у Дону великаго пашутся хоругви берчати, светятся калантыри злачены» («Задонщина»).
Колонтарь - доспехи без рукавов из двух половин, передней и задней, застегивавшихся на плечах и боках латника железными Пряжками. Каждую половину от шеи до пояса составляли ряды крупных металлических горизонтально расположенных пластин, скрепленных кольчужным плетением. У пояса прикреплялась кольчужная сеть - подол - до колен. Спинные пластины колонтаря делались тоньше и меньше грудных. Когда колонтарь представлял собой часть парадных доспехов, то, украшенный золотой насечкой, гравировкой, прорезным орнаментом, он поднимался в цене до 1000 рублей - суммы, астрономической для XVII века.
Русские доспехи, подобные колонтарю, высоко ценились у соседей Московского государства. «Да пожаловал князь великий, прислал третьего году пансырь; и яз ходил на недругов, да пансырь утерял; и он бы пожаловал пансырь прислал», - писал в Москву в 1491 году крымский хан Менгли-Гирей, чья просьба и наивная хитрость - лучший аттестат высокого мастерства русских бронников.

Метательное оружие

Лук и стрелы употреблялись с древнейших времен и были оружием и боевым, и охотничьим. Луки делались из дерева (можжевельника, березы и др.) и рога. Уже в X веке луки на Руси имели довольно сложное устройство. Средняя часть лука называлась «рукоятью», а все дерево лука - «кибит».
Длинные упругие изогнутые половины лука назывались «рогами», или «плечами». Рог состоял из двух деревянных планок, хорошо обработанных, подогнанных и склеенных. По плоским сторонам они оклеивались берестой. На спинку лука наклеивались сухожилия, закреплявшиеся у рукояти и концов. Для усиления упругости вместо бересты иногда наклеивали костяные и роговые пластины. На сочленениях отдельных деталей лука наматывались сухожилия, которые затем промазывались клеем, а на него накладывались полосы вываренной бересты. При изготовлении лука употреблялся прочный рыбий клей. У оконечностей «рогов» находились верхние и нижние накладки. Через нижние накладки проходила тетива. Общая длина лука достигала двух и более метров. На лук надевался чехол, который именовался «налучь», или «налучье». Стрелы для лука могли быть тростниковые, камышовые, березовые, яблоневые, кипарисовые. Чехол для стрел назывался «колчан», или «тул». Все снаряжение целиком носило название «саадак», или «сагадак». Налучь с луком носили слева; колчан со стрелами - справа. Налучь и колчан часто делали из кожи, сафьяна и украшали шитьем, драгоценными камнями, бархатом или парчой.
Другим видом метательного оружия были арбалеты или самострелы. Самострел уступал луку по скорострельности, зато превосходил его по силе удара стрелы и кучности боя.
Самострельный «болт» с двухсот метров валил с коня всадника и легко пробивал железную кольчугу.

Самострел XIV век

Впервые о применении самострела на Руси сообщается в Радзивилловской летописи под 1159 годом. Это оружие, значительно уступая луку по скорострельности (лучник выпускал в минуту около 10 стрел, арбалетник - 1-2), превосходит его по силе удара стрелы и по кучности боя. Самострельный болт пробивал тяжелый доспех на большом расстоянии.
Самострел состоял из деревянного ложа, которое обычно оканчивалось прикладом. На ложе находился продольный желобок, куда вкладывалась короткая стрела - «болт». На противоположной прикладу оконечности ложа крепился лук, короткий и чрезвычайно мощный. Он делался из стали, дерева или рога. Для того чтобы зарядить самострел, стрелок упирался ногой в стремя и натягивал тетиву, скрепляя ее с зацепом - так называемым «орехом». При выстреле коленчатый рычаг-спуск выходил из углубления «ореха»; последний, поворачиваясь, освобождал тетиву и сцепленный с ней болт. «Напряг стрелу самострельную, юже испусти напрасно, ею же уязви в сердце его гневливое» (Новгородская IV летопись).
Тетива натягивалась у ранних моделей самострела руками. Со второй половины XII века появляется поясной крюк, с помощью которого стрелок, распрямляя корпус, подтягивал тетиву до зацепа. В XIII веке самострелы заряжаются с помощью коловорота. Древнейший в Европе поясной крюк найден при раскопках волынского города Изяславля.

Доспехи XIII-XIV века

Начиная с XIV века на Руси встречаются панцири, в которых смешиваются разные виды доспехов. Доспехи могли быть чешуйчатыми на подоле и пластинчатыми (или кольчатыми) на груди и спине. Рукава и подол кольчуги отделывались длинными языкообразными пластинами. Грудь воина дополнительно защищалась крупными бляхами, которые надевались поверх доспехов. Позднее, в XVI веке, они получили название «зерцал», так как гладкие металлические пластинки их специально шлифовались, начищались до блеска, а иногда покрывались золотом, серебром и гравировались. Подобные доспехи стоили весьма дорого, рядовым воинам были недоступны и могли носиться на поле брани исключительно князьями, воеводами и первейшими боярами.
Тяжеловооруженный воин в XIV веке имел в составе холодного оружия копье и меч.
В XII-XIII веках на Руси использовались мечи всех видов, известных в то время в Западной Европе. Основными типами были так называемые «каролингские мечи» - более ранние (длина его - 80-90 см, а ширина клинка - 5-6 см) и «романские», возникшие несколько позднее с дисковидным навершием. Примерно до XIII века меч служил главным образом как рубящее оружие. «Посекоша мечем нещадно», - говорит о нем Лаврентьевская летопись. Во второй половине XIII века появился и колющий клинок («Призвавше ко оконцю пронзут и мечем»). В XIII веке удлиняется лезвие меча и усиливается его рукоять, что повышает ударную силу этого страшного оружия. В XIV веке были распространены крупные мечи - д о 120-140 см длиной.

Ударное оружие

Ударное оружие относится к оружию ближнего боя, вследствие простоты изготовления оно получило на Руси большое распространение. Булавы, палицы и шестоперы - оружие боевое. Применялся ли в войске кистень - увесистая металлическая гирька, прикрепленная к концу ремешка, длиной около 50 см, - определенно сказать трудно, но неоднократные археологические находки кистеня свидетельствуют о его достаточной популярности. Булавы представляли собой короткий жезл, на конец которого насаживался массивный набалдашник. Головка шестопера состояла из металлических пластин-«перьев» (отсюда и его название). Шестопер, распространенный главным образом в XV-XVII веках, мог служить знаком власти военачальников, оставаясь в то же время страшным оружием: «А не саблями светлыми секоша их, но биша их Москвичи,... аки свиней, шестоперы» (Псковская летопись).
И булава, и шестопер происхождение свое ведут от палицы - массивной дубины с утолщенным концом, обычно окованным железом или утыканным большими железными гвоздями. Палица, возможно, была древнейшим оружием, известным человеку. «... Преже бо того палицами и камением бьяхуся», - говорится в Ипатьевской летописи.

Лучник XIII век

Древние славяне на заре своей истории сражались в основном пешими. Древнерусское государство в войнах с Византией (X век) конницы еще не знает. Феодализация общества и войска приводит к ее появлению в конце X века.
Возникновению конницы способствует и непрерывная война со степью - печенегами, торками, половцами. Выстоять против кочевников, не располагая кавалерией, было невозможно.
К XII веку русская конница складывается в значительную силу, останавливает и отбивает натиск кочевых народов на рубежи Киевского государства.
Конное войско состояло из тяжеловооруженных всадников - копейщиков и легкой кавалерии - лучников.
Копейщики - сила специально созданная для нападения и завязки решительного сражения. Таранное действие «копейного» удара при сшибке с врагом нередко предопределяло исход битвы.
Назначение лучников было иным. Они выполняли «разведку боем», прощупывали силы противника, заманивали его ложным бегством, несли службу охраны. Главное оружие лучника - лук и стрелы -дополнялись топором, кистенем, булавой, щитом или металлическим доспехом, разновидностью которого мог быть пластинчатый панцирь, прототип позднейшего бахтерца.
В состав лучников, в основном, входила «молодь», то есть младшие по положению члены дружины.

Щиты

«...Русичи великая поля чремными щиты прегородиша...» («Слово о полку Игореве»).
Древнейший русский щит (VIII-XI века), круглый, достигавший четверти человеческого роста, был удобен для парирования ударов. В профиль такой щит овален или воронковиден, что усиливало его защитные свойства.
На смену круглому щиту в X I I веке приходит миндалевидный, защищавший всадника от подбородка до колен. По мере совершенствования шлема верх щита все более спрямляется. Во второй четверти X I I I века появляется треугольный щит с перегибом, то есть двускатный щит, плотно прижимавшийся к телу. Тогда же бытуют выгнутые трапециевидные щиты. С конца X I I I века входят в обиход сложнофигурные щиты-тарчи, прикрывавшие грудь всадника во время копьевых таранов. В XIV веке эволюция защитного вооружения приводит к возникновению щита с долевым желобом, который служил вместилищем руки и облегчал маневрирование щитом в бою. В Западной Европе такие щиты, достигавшие в высоту 130 см, назывались «павезами».
Известно, что щиты различных форм существовали в течение длительного времени. Например, наряду с круглыми могли использоваться трапециевидные щиты и т. д. Щиты делались из железа, дерева, камыша, кожи. Наиболее распространены были щиты деревянные. Центр щита обычно усиливался металлическим навершием - «умбоном». Край щита назывался венцом, а промежуток между венцом и навершием - каймой. Тыльная сторона щита имела подкладку, на руке щит удерживался привязками - «столбцами». Окраска щита могла быть самой различной, но красному цвету на протяжении всего бытования русских доспехов отдавалось явное предпочтение.


Рисунки Олега Фёдорова основаны на достоверных археологических и научных данных, многие из них созданы для крупнейших музеев и частных коллекционеров из России, Украины и других стран. Мы уже рассказывали о реконструкции в акварелях Федорова, на этот раз речь пойдет о воинах Древней Руси.

Дружинная культура в Древней Руси формировалась одновременно с древнерусской государственностью и воплотила в себе этнические, социальные и политические процессы IX – начала XI веков.

Как показывают исторические материалы, славяне, основное население древнерусских территорий, в военно-техническом отношении были относительно слабы. В качестве оружия они использовали разве что стрелы, копья и топоры. Изменилась ситуация после того, как на территорию Древней Руси пришли так называемые «русы». По мнению ученых, так в древние времена называли воинов, пришедших из северной Европы. Вместе с русами появились и прогрессивные для того времени предметы воинского вооружения и защиты.


Среди археологических материалов нередко встречаются детские деревянные мечи и другие "игрушечные" предметы вооружения. Например, в найден деревянный меч с шириной рукояти около 5–6 см и общей длиной примерно 60 см, что соответствует размеру ладони мальчика в возрасте 6-10 лет. Таким образом в играх проходил процесс обучения навыкам, которые должны были пригодиться будущим воинам во взрослой жизни.


Важно отметить, что «русское» войско на начальном этапе своего существования вело исключительно пешие бои, что подтверждается византийскими и арабскими письменными источниками того времени. Поначалу русы рассматривали лошадей исключительно как средство передвижения. Правда, и породы лошадей, распространённые в то время в Европе, были довольно низкорослыми, поэтому долгое время нести на себе воина-всадника в полном вооружении просто не могли.






К концу X века все чаще случались военные конфликты между отрядами русов и войсками Хазарского каганата, а также Византийской империи, располагавшими сильной и обученной конницей. Поэтому уже в 944 году союзниками князя Игоря в походе на Византию выступили печенеги, отряды которых состояли из легких всадников. Именно у печенегов русы начали покупать специально обученных лошадей для нового рода войск. Правда, первая попытка русских отрядов в сражении верхом на лошадях, предпринятая в 971 году в битве под Доростолом, закончилась плачевно. Однако неудача не остановила наших предков, а так как собственной конницы им все еще не хватало, была введена практика привлечения конных отрядов кочевников, входивших даже в состав древнерусских дружин.




Древнерусские воины перенимали у степняков не только навыки верхового боя, но и заимствовали оружие и одежду, характерные для «всаднической» культуры. Именно в то время на Руси появились сабли, сфероконические шлемы, кистени, кафтаны, сумки-ташки, сложные луки и другие предметы вооружения всадника и снаряжения лошади. Слова кафтан, шуба, ферязь, сарафан имеют восточное (тюркское, иранское, арабское) происхождение, отражающее, судя по всему, и соответствующее происхождение самих предметов.


С учетом того, что на большей части территории Древней Руси климатические условия были достаточно суровыми, историки предполагают, что при шитье русских кафтанов могла использоваться шерстяная ткань. «На него надели шаровары, гетры, сапоги, куртку, и кафтан парчовый с пуговицами из золота, и надели ему на голову шапку из парчи, соболевую» - так арабский путешественник и географ X века Ибн Фадлан описывает похороны знатного руса. О ношении русами широких шаровар, собранных у колена, - упоминает, в частности, и арабский историк начала X века Ибн Русте.


В некоторых воинских погребениях древних русов были найдены серебряные, украшенные сканью и зернью, конические колпачки, которые предположительно являются окончаниями головных уборов в формеколпака с меховой оторочкой. Ученые утверждают, что именно так выглядела изготовленная мастерами древней Руси "русская шапка", форма которой, скорее всего, принадлежит кочевническим культурам.


Необходимость вести боевые действия в основном против степных легковооруженных всадников обусловила постепенное изменение русского вооружения в сторону большей легкости и гибкости. Поэтому поначалу вполне европейское (варяжское) оружие русских дружин времен походов на Византию постепенно приобрело более восточные черты: скандинавские мечи сменились саблями, воины пересели с ладей на коней, и даже тяжелый рыцарский доспех, со временем получивший широкое распространение в Европе, никогда не имел аналогий в произведениях древнерусских оружейников.

Вооружение русского воина состояло из меча, сабли, копья, сулицы, лука, кинжала-ножа, различных видов ударного оружия (топоры, булавы, кистени, шестоперы, клевцы), коляще-рубящих бердышей-алебард; различного защитного вооружения, включавшего, как правило, шлем, щит, нагрудник-кирасу, некоторые элементы доспеха (наручи, поножи, наплечники). Иногда защитным вооружением убирались и кони богатых воинов. В этом случае защищалась морда, шея, грудь (иногда вместе грудь и круп) и ноги животного.
Славянские мечи IX-XI веков мало чем отличались от мечей Западной Европы. Тем не менее современные ученые разделяют их на два десятка видов, различающихся в основном формой крестовины и рукояти. Клинки славянских мечей IX-X веков практически однотипны - длиной от 90 до 100 см, с шириной клинка у рукоятки 5-7 см, с сужением к острию. Посередине клинка проходил, как правило, один дол. Иногда этих долов было два и даже три. Истинное назначение дола - повышение прочностных характеристик меча, прежде всего рабочего момента инерции лезвия. Толщина клинка в глубине дола 2,5-4 мм, вне дола - 5-8 мм. Вес такого меча составлял в среднем полтора-два килограмма. В дальнейшем мечи, как и прочее вооружение, существенно меняются. Сохраняя преемственность развития, в конце XI - начале XII века мечи становятся короче (до 86 см), легче (до 1 кг) и тоньше, их дол, занимавший в IX-X веках половину ширины клинка, в XI-XII веках занимает лишь треть, чтобы в XIII веке вовсе превратиться в узкий желобок. Рукоять меча чаще выполнялась из нескольких слоев кожи, редко с каким-либо, чаще деревянным, наполнителем. Иногда рукоять обвивалась веревкой, чаще со специальной пропиткой.
Гарда и "яблоко" меча нередко украшались тонкой выработкой, драгоценными материалами и чернением. Лезвие меча зачастую покрывалось узорами. Рукоять венчалась так называемым "яблоком" - набалдашником на конце. Он не только украшал меч и предохранял руку от соскальзывания с рукояти, но иногда выступал в качестве баланса. Мечом, в котором центр тяжести был приближен к рукояти, биться было удобнее, но удар при одинаковом заданном импульсе силы получался более легким.
На долы древних мечей зачастую наносились клейма, чаще представляющие собой сложные сокращения слов, со второй половины XIII века клейма уменьшаются в размерах, наносятся не на дол, а на грань лезвия, а впоследствии кузнецы наносят клейма в виде символов. Таковым является, например, "пассаурский волчок", нанесенный на довмонтов меч. Изучение кузнечных клейм клинков и доспехов составляет отдельный раздел исторической сфрагистики.
При столкновениях с легкими и подвижными кочевниками для кавалеристов более выгодным оружием становилась более легкая сабля . Удар сабли получается скользящим, а ее форма определяет смещение оружия при ударе в сторону рукояти, способствуя выходу оружия. Думается, уже в X веке русские кузнецы, знакомые с изделиями восточных и византийских мастеров, выковывали сабли со смещенным к острию центром тяжести, что позволяло, при одинаковом заданном импульсе силы, нанести более мощный удар.
Надо заметить, что некоторые клинки XVIII-XX веков хранят следы перековки (более вытянутые, "перекрученные" зерна металла видны при микроскопическом анализе металлографических шлифов), т.е. старые клинки, в том числе и мечи, становились в кузницах "новыми" по форме, более легкими и удобными.
Копье было в числе первых орудий труда человека. На Руси копье было одним из наиболее распространенных элементов вооружения как пешего, так и конного воина. Копья всадников имели длину около 4-5 метров, пехотинцев - чуть более двух. Отдельным видом русского копья была рогатина - копье с широким ромбовидным или лаврововидным наконечником длиной до 40 см (только наконечник), посаженное на древко. Таким копьем можно было не только колоть, но и рубить и резать. В Европе сходный тип копья имел название протазана .
Кроме рогатины, имя собственное в источниках получило метательное копье - сулица . Эти копья были сравнительно короткими (вероятно, 1-1,5 метра) с узким легким острием. Некоторые современные реконструкторы добавляют к древку сулицы ременную петлю. Петля позволяет бросить сулицу дальше и точнее.
Археологические находки позволяют говорить, что в Древней Руси имели распространение и пиллумы , оружие, состоявшее на вооружении еще у римских легионеров, - метательные копья с длинной, до 1 м, шейкой наконечника и деревянной рукояткой. Помимо поражающей функции, эти копья, пробившие простой щит и застрявшие в нем, становились существенной помехой для владельца щита и не позволяли правильно его использовать. Кроме того, по мере усиления доспеха появляется еще один тип копья - пика . Пика отличалась узким, чаще трехгранным наконечником, насаженным на легкое древко. Пика вытеснила и копье, и рогатину сначала из конного, а затем и из пешего вооружения. Пики состояли на вооружении различных войск до начала Второй мировой войны.
Среди нескольких типов ударного оружия основным по распространенности является топор . Длина лезвия боевого топора составляла 9-15 см, ширина - 12-15 см, диаметр отверстия под рукоять - 2-3 см, вес боевого топора - от 200 до 500 г.
Археологами обнаружены и топоры смешанного назначения весом до 450 г, и чисто боевые топоры - чеканы - 200-350 г. Длина рукояти боевого топора составляла 60-70 см.
Использовались русскими воинами и специальные метательные топоры (европейское название франциска ), имевшие скругленные формы. Как и мечи, топоры чаще делались из железа, с узкой полосой углеродистой стали на лезвии. За счет своей дешевизны, универсальности, простоты применения и высокого давления, развиваемого на противостоящей удару поверхности, топоры стали фактически народным русским оружием.
Гораздо более редкой разновидностью топора была секира - более крупный и тяжелый, до 3 кг, а иногда и более, боевой топор.
Булава также распространенное ударное ручное оружие, имеющее шарообразное или грушевидное навершие (ударную часть), иногда снабженное шипами, которое насаживалось на деревянную или металлическую рукоять или выковывалось вместе с рукоятью. В позднем Средневековье булавы с острыми шипами получили название "моргенштерн" - утренняя звезда - один из ранних примеров "черного" юмора. Некоторые булавы имели пирамидальную форму с четырьмя шипами. Именно такие навершия встречаются у первых русских булав, сделанных из железа (реже из бронзы). Булава, имевшая в боевой части несколько острых граней (4-12), на Руси именовалась перначом . В XI-XII веках стандартный вес русской булавы без рукояти составлял 200-300 грамм. В XIII веке булава нередко преобразуется в шестопер (пернач), когда в ударной части появлялись лопасти с острыми углами, позволяющими пробивать более мощный доспех. Рукоять булавы достигала 70 см. Удар такой булавой, даже нанесенный в шлем или доспех, способен нанести серьезный ущерб здоровью в виде сотрясения или, например, через щит травмировать руку. В незапамятные времена появились парадные булавы, а позднее маршальские жезлы, выполненные с использованием драгоценных металов.
Боевой молот , по сути, являлся той же булавой, но к XV веку развился в настоящего монстра с острием, свинцовым утяжелением и длинной, до полутора метров, тяжелой рукоятью. Такое оружие, в ущерб боевым качествам, было устрашающим.
Кистень представлял из себя ударную часть, прикрепленную к рукояти прочной гибкой связью.
Боевой цеп фактически являлся кистенем на длинной рукояти.
Клевец , по сути, был той же булавой с одним-единственным, иногда слегка загнутым к рукояти, шипом.
Орудие убийства с красивым итальянским названием пломмея представляло собой боевой цеп с несколькими ударными частями.
Бердыш представлял собой широкий длинный топор в виде полумесяца (с длиной лезвия от 10 до 50 см), со стороны обратной рукояти обычно оканчивающийся острием.
Алебарда (от итальянского alabarda) - оружие колюще-рубящего типа, конструктивно близкое к бердышу, совмещающее в себе длинное копье и широкий топор.
Имеются и десятки других элементов вооружения, безусловно, состоявших в употреблении русских воинов. Это и боевые вилы , и совны , и экзотичные гвизармы .
Сложностью и тонкостью своей конструкции поражает средневековый лук , собранный иногда из десятков деталей. Заметим, что сила натяжения боевого лука доходила до 80 кг, тогда как современный мужской спортивный лук имеет силу натяжения лишь в 35-40 кг.
Защитный доспех чаще всего состоял из шлема, кирасы-нагрудника, поручей, поножей и некоторых элементов менее распространенного защитного вооружения. Шлемы IX-XII веков склепывались обычно из нескольких (как правило, 4-5, реже 2-3) секторовидных фрагментов либо с наложением частей друг на друга, либо с применением перекрывающих пластин. Визуально монолитными (склепанными впотай и отполированными таким образом, что создается впечатление одного куска металла) шлемы становятся лишь в XIII веке. Многие шлемы дополнялись бармицей - кольчужной сеткой, прикрывающей щеки и шею. Иногда, из цветных металлов с золочением или серебрением, делались украшающие шлем элементы. Один тип шлема становится полусферическим, глубже садится на голову, закрывая висок и ухо, другой сильно вытягивается и к тому же увенчивается высоким шпилем. Происходит и модернизация шлема в шишак - невысокий, с высотой меньше радиуса, полусферический шлем.
Думается, что как шлем, так и доспех русского, а скорее всего, и средневекового воина чаще всего был кожаным, выполненным из специально обработанной кожи. Только этим можно объяснить столь незначительное количество находок элементов защитного доспеха археологами (до 1985 года на всей территории СССР были найдены: 37 шлемов, 112 кольчуг, части 26 пластинчатых и чешуйчатых доспехов, 23 фрагмента щита). Кожа, при соответствующей обработке, по прочностным характеристикам почти не уступала некачественным сортам стали. Ее вес был меньше почти на порядок! Твердость поверхностного слоя обработанной кожи оказывается выше твердости "мягких" сталей, некоторых сортов латуни и меди. Главным недостатком кожаного доспеха была его низкая "носкость". Трех-четырех циклов термоциклирования, порой просто продолжительного дождя хватало, чтобы снизить прочность кожаного доспеха в 2-3 раза. То есть после 4-5 "выходов" кожаный доспех, строго говоря, приходил в негодность и переходил к младшему "по званию" или по состоянию.
Те наборные брони, которые мы видим на средневековых рисунках, были прежде всего кожаными. Кожаные кусочки склепывались кольцами или связывались кожаной же тесьмой. Так же, из четырех-шести кусков кожи, собирался шлем. На это замечание могут возразить: почему же столь незначительны и остатки древнего холодного оружия. Но холодное оружие перековывалось - ведь сталь в Средние века стоила дорого, а перековать меч в саблю могло большинство кузнецов, а вот изготовить сталь, даже весьма невысокого качества, могли только единицы.
Большинство средневековых рисунков представляют нам воинов в чешуйчатых доспехах, выполненных именно из кожи. Так, на известном "Ковре из Байи" нет ни одного воина в кольчужных чулках; Энгюс Макбрайд - главный художник серии "Оспри" - в такие чулки "одел" почти половину воинов, нарисованных им в книге "Норманны". Из полутора сотен средневековых рисунков я нашел только семь, где воины были изображены предположительно в кольчужных чулках, большинство - в кожаных оплетках и сапогах. Конечно, и кольчужные чулки, и пластинчатый кованый доспех, и стальные шлемы с забралом или с "личиной" имели место. Но заказать и одеть их могла только высшая знать - короли и князья, состоятельные рыцари и бояре. Даже воинственный богатый горожанин, с удовольствием и гордостью отправлявшийся в ополчение, далеко не всегда мог позволить себе полного металлического доспеха - столь дорого он стоил и медленно выполнялся. Стальной пластинчатый доспех все более распространялся, но чаще как турнирный, со второй четверти XIV века.
Удивительную, фактически композиционную по материалу конструкцию представлял собой средневековый щит. Между слоями толстой, специально обработанной кожи, составлявшей его, помещались и прочные тонкие плетеные формообразующие ветки, и плоские сланцы, и слои рога, и такой же плоский, тонкий металлический облой. Такой щит был исключительно прочным и легким и, увы, совершенно недолговечным.
Артели оружейников были уважаемы и популярны в Средние века, но отсутствие специальной литературы, закреплявшей для потомков достигнутые успехи, делали это тонкое производство неустойчивым, когда итоговые изделия, будь то щит или меч, сделанные лукавым ремесленником, уступали лучшим образцам многократно. Труднодостижимая, дорогой ценой покупаемая прочность все чаще уступала место декоративной отделке, частью превратившейся в Западной Европе в целую искусственную науку - геральдику.
Надо ли говорить, что одетые в металлические доспехи воины производили на современников исключительное впечатление. Художники старались запечатлеть поразившее их сверкание изящных металлических форм на элегантных фигурах знати. Доспех, как элемент живописного усиления образа, использовали почти все великие живописцы позднего Средневековья: и Дюрер, и Рафаэль, и Боттичелли, и Брейгель, и Тициан, и Леонардо, и Веласкес. Удивительно, но нигде, кроме мускульной кирасы на гробнице Медичи, не изображал доспехов великий Микеланджело. Сдерживаемые суровыми религиозными ограничениями, очень осторожно рисовали в иконах и иллюстрациях доспехи и русские художники.
Элементами пластинчатого защитного вооружения, однажды и навсегда нашедшими свое место и прошедшими вместе с гоплитами и центурионами, рыцарями и витязями, кирасирами и сегодняшними спецназовцами, были и остаются шлем и кираса. Хотя между "мускульной" кирасой IV века до нашей эры и сегодняшним "композитным" бронежилетом "дистанция огромного размера".
Рассматривая вооружение русского воина, можно предположить возможную последовательность его действий в наступательном бою. На боку дружинника висел меч или сабля в кожаных или матерчатых ножнах. Скользящий удар сабли со смещенным к острию центром тяжести, нанесенный умелой рукой вперед-вниз, был страшнее удара мечом.
У пояса в колчане из бересты, обтянутой кожей, воин хранил до двух десятков стрел, за спиной - лук. Тетиву лука натягивали непосредственно перед применением во избежание потерь упругих свойств лука. Лук требовал специальной тщательной подготовки и ухода. Нередко их замачивали в специальных рассолах, натирали составами, суть которых держали в секрете.
К вооружению русского лучника стоит отнести и специальный наруч (предохраняющий от удара отпущенной тетивой), надеваемый правшой на левую руку, а также полукольца и хитроумные механические приспособления, позволявшие натягивать тетиву.
Нередко русские воины применяли и самострел , сегодня более известный под названием арбалета.
Иногда тяжелые, а иногда легкие длинные копья служили в самом начале боя. Если не удавалось в первом столкновении издалека поразить врага стрелой, воин брался за сулицу - короткое метательное копье, оружие ближнего боя.
По мере сближения конного дружинника с противником одно оружие могло сменять другое: издалека он осыпал врага стрелами, сблизившись, стремился поразить брошенной сулицей, затем шло в дело копье и, наконец, сабля или меч. Хотя скорее на первое место выступала специализация, когда лучники осыпали врага стрелами, копейщики "брали в копья", а "мечники" до устали работали мечом или саблей.
Вооружение русских воинов не уступало лучшим западноевропейским и азиатским образцам, отличалось универсальностью, надежностью и высочайшими боевыми качествами.
К сожалению, постоянная модернизация лучших образцов, проводившаяся порой не лучшими мастерами, не донесла их до нас, далеких потомков воинов, когда-то вооруженных ими. С другой стороны, низкая сохранность древних книжных богатств Руси и политика, проводимая некоторыми влиятельными слоями русского средневекового государства, даже не донесли до нас упоминаний о производстве на Руси качественных сталей, искусстве кузнецов и щитников, конструкции метательных орудий...