Волшебное слово. В

1 из 9

1,374
просмотра

Текст этой презентации

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Нарышкинская средняя общеобразовательная школа» (Тёпло-Огарёвский район Тульской области) некоторые советы безопасного отдыха во время летних каникул
Выполнила: Чижова Татьяна Учитель: Ю.Д.Козырь

Безопасный отдых на дороге.

Безопасный отдых на природе.
Когда мы выезжаем на природу, очень важно, чтобы во время отдыха за городом не произошли неприятности, которые причинили бы вред нашему здоровью. Постарайся запомнить нехитрые правила, соблюдать которые совсем несложно. Растениями и цветами можно сколько угодно любоваться, но ни в коем случае нельзя срывать и тем более брать в рот незнакомые растения. Некоторые растения, если взять их в руки, вызывают сильное раздражение кожи, которое может длиться несколько недель. Есть и ядовитые растения, яд которых не менее опасен, чем змеиный. С грибами, найденными тобой в лесу, тоже нужно быть очень осторожным. Собирай только известные тебе грибы и обязательно покажи собранные грибы взрослому, который в них разбирается. Когда гуляешь по лесу, не трогай поганки: они очень ядовиты. Не пей сырую воду из какого бы то ни было водоёма: реки, озера или ручья. Для защиты от укусов насекомых (клещей, ос, пчёл, комаров), отправляясь на прогулку в лес, надевай длинные брюки, рубашку с длинными рукавами и обязательно головной убор. Открытые участки тела намажь средством, отпугивающим насекомых.

Помни, что запахи одеколонов, духов и другой парфюмерии сильно привлекают насекомых. - Если ты собираешься ночевать в палатке, позаботься о сетке, защищающей от комаров, и средствах, отпугивающих насекомых. - В жаркую погоду нельзя долгое время находиться на солнце без одежды, головного убора и солнцезащитных очков - можно получить тепловой удар или солнечные ожоги. Никогда не смотри прямо на солнце даже в течение непродолжительного времени - у тебя от этого может ухудшиться зрение.

ВО ВРЕМЯ ПОХОДОВ И ЗАГОРОДНЫХ ПРОГУЛОК НЕЛЬЗЯ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕД ПРИРОДЕ! ЕСЛИ ТЫ РАЗВЁЛ КОСТЁР, ТО, УХОДЯ, НЕ ЗАБУДЬ ПОТУШИТЬ ОГОНЬ, ЧТОБЫ НЕ РАЗГОРЕЛСЯ ЛЕСНОЙ ПОЖАР. КОСТЁР ОБЯЗАТЕЛЬНО НУЖНО ЗАЛИТЬ ВОДОЙ ИЛИ ЗАСЫПАТЬ ПЕСКОМ. НЕ ЛОМАЙ ДЕРЕВЬЯ, НЕ РАЗОРЯЙ ПТИЧЬИХ ГНЁЗД - НЕ НАРУШАЙ КРАСОТУ И ГАРМОНИЮ ПРИРОДЫ. НЕ ОСТАВЛЯЙ ПОСЛЕ СЕБЯ МУСОР! НА ПОЛЯНКЕ, КОТОРАЯ ЗАВАЛЕНА БУМАЖНЫМИ ОБЁРТКАМИ, ЦЕЛЛОФАНОВЫМИ ПАКЕТАМИ, ПЛАСТИКОВЫМИ КОРОБКАМИ И БУТЫЛКАМИ, УЖЕ НИКОМУ НЕ ЗАХОЧЕТСЯ ОСТАНОВИТЬСЯ. МУСОР, КОТОРЫЙ НЕЛЬЗЯ СЖЕЧЬ (СТЕКЛЯННЫЕ БУТЫЛКИ, ЖЕЛЕЗНЫЕ КОНСЕРВНЫЕ БАНКИ), НЕОБХОДИМО ЗАБРАТЬ С СОБОЙ, ЧТОБЫ ВЫБРОСИТЬ В ПРЕДНАЗНАЧЕННОМ ДЛЯ ЭТОГО МЕСТЕ.

Безопасный отдых на воде.
Лето и солнышко порой так и просят нас окунуться в прохладную воду. Каждый ищет для себя своё место, где можно отдохнуть. Купание, лодка, рыбалка манят к себе. А всегда ли мы готовы к купанию? Вы скажете, что достаточно переодеться и… в воду! Да, нет же, ещё нужно выучить правила поведения на воде! Отдыхаем правильно и с удовольствием Каждый из нас должен знать, что в ситуации, когда умелые действия спасают жизнь человека, может оказаться каждый. В первую очередь, обеспечьте безопасность для себя, иначе помочь другим у вас не будет шансов. Каждый из нас должен знать, что в ситуации, когда умелые действия спасают жизнь человека, может оказаться каждый.

Итак, собираясь на отдых к воде, придерживайтесь таких правил: - посещайте только те места, которые специально отведены для купания. Здесь всегда на месте спасатели. В этих местах нет в воде ям и водоворотов, коряг и сильного течения; после употребления спиртных напитков купание в воде запрещается (основная часть утопленных погибла из-за того, что они были в алкогольном опьянении); - не приближайтесь близко к судам, плотам, катерам и лодкам. Вас может под них затянуть или захлестнуть водой; - если вы решили покататься на лодке, то обязательно исполняйте правила поведения на ней. Её нельзя раскачивать, прыгать в воду. Чтобы она не перевернулась, залезайте в неё со стороны кормы или носа. Всегда имейте ввиду то, что кто-то из пассажиров лодки может и не уметь плавать; - если вы не умеете плавать, то не садитесь на надувные камеры и матрацы, их может легко унести ветром; - буйки в воде для того и поставлены, чтобы предупредить вас об опасности, поэтому за них заплывать нельзя; - никогда не купайтесь одни в сумерках или ночью. Потеряв ориентацию, вы можете легко отдалиться от берега, там могут ходить суда, но вы останетесь для них незамеченным; правила безопасного поведения на воде гласят о том, что одной из распространённых причин гибели людей бывает переохлаждение организма. Даже, там, где совсем неглубоко, организм может получить переохлаждение. Поэтому оптимальная температура воды для купания +18 градусов, а воздуха +20 градусов. В воде рекомендуется быть не больше чем 10 -15 минут и не более трех-пяти раз в день.

Перед тем, как идти на отдых с детьми, взрослые должны рассказать им правила поведения детей на воде. Под строгим контролем взрослых можно пускать детей в водоёмы. Все правила, которые описаны выше, относятся также и к детям. А если… Если случилось так, что: - свела судорога ногу, то пробуйте её хорошо растереть и старайтесь доплыть до берега, начинайте звать на помощь; - захлебнулись водой, постарайтесь всё выкашлять и направляйтесь к берегу, если кашель не проходит и чувствуете себя плохо, то обратитесь к врачу; - если вас закрутил водоворот, тогда максимально в легкие наберите воздуха, рывком старайтесь выбросить себя на поверхность воды; - если ноги вам запутали водоросли, то перевернитесь на спину и попробуйте освободить ноги рукой; - если вас подхватило сильное течение, то не плывите против него. Плывите за ним, и старайтесь постепенно смещаться к одному из берегов, который ближе. Никогда не поднимайте паники, будьте спокойными. 112 – телефон МЧС, по которому нужно обязательно позвонить, как только вы заметили человека, который идёт под воду. Действуйте оперативно, потому, что для человека, который тонет, дорога каждая секунда, её цена – жизнь.

Источники: - www.binhealth.com- www.activesport.info/information/doors/Bezopasnoe-leto.htmi - https://yandex.ru/images

Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт:

Валентина Александровна Осеева

Валентина Осеева родилась 15 (28) апреля 1902 года в Киеве в семье инженера. Отец работал инспектором на элеваторе, а мать – корректором в газете. Родители участвовали в революционном движении и часто переезжали.

В 1923 году по окончании школы Валентина поступила на актёрский факультет Киевского института им. Н.В. Лысенко. Но учёбу там не закончила, так как семья переехала в Москву.

В 21 год юная Валентина, придя однажды в трудовую коммуну, одним из организаторов которой являлась её мать, поняла, что её настоящее призвание – воспитывать детей. Шестнадцать лет (с 1924 по 1940) Валентина отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей.

Во время эвакуации в годы Великой Отечественной войны Валентина Осеева работала воспитательницей в детском саду.

Работая воспитателем в детских учреждениях, Валентина Осеева сочиняла для ребят сказки. Она сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми, придумывала различные детские игры.

Свой первый рассказ «Гришка» Валентина отнесла в редакцию в 1937 году. А в 1940 году вышла её первая книга – «Рыжий кот».

Затем были написаны сборники рассказов для детей: «Бабка», «Волшебное слово», «Отцовская куртка», «Мой товарищ», а так же была издана книга стихов «Ежинка».

В 1952 году Валентина Александровна была награждена Сталинской премией третьей степени за первую и вторую части повести «Васёк Трубачёв и его товарищи».

Муж Валентины Осеевой был известный писатель-фантаст Вадим Дмитриевич Охотников. С 1952 года они проживали в посёлке Изюмовка, недалеко от города Старый Крым.

Похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище.

Маленький цыплёнок на большой земле

Маленький цыплёнок
Вылез из яйца,
Матери не знал он,
Не видал отца.

В крепкую скорлупку
Долго он стучал,
Знал, что надо выйти,
А куда – не знал.

Кто-то взял цыплёнка
В тёплую ладонь
И кому-то тихо
Прошептал: «Не тронь!»

Подложил под чьё-то
Нежное крыло,
И цыплёнку стало
Мягко и тепло.

Задремал. Сложились
Крылышки в тепле.
Маленький цыплёнок
На большой земле.

Бедный ёжик

Спит медведь. Уснула галка.
Сон сморил лису.
Я не сплю. Мне очень жалко
Ёжика в лесу.
Бедный ёжик, бедный ёжик!
По ночам не спит.
Весь в иголках, лечь не может,
Сидит и сидит!

На бочок приляжет – колко.
Колется спина.
Я б не мог всю ночь под ёлкой
Просидеть без сна.

Как себя он спать уложит?
Снял бы шкурку прочь.
Бедный ёжик, бедный ёжик,
Как тебе помочь?

В гости к ягодам

На берёзовой полянке
Земляничка расцвела,
Закраснелась, заалелась,
В гости Груню зазвала:

«Кушай, Груня, земляничку,
Для тебя созрела я.
А поешь – запей водичкой
Из студёного ручья!»

Съела Груня земляничку,
Запила её водичкой
Побежала на село.

А на утро всё село
В гости к ягодам пришло.

Хороший гусь

Я поссорился с Митей,
А потом заскучал.
Я сказал ему: «Митя!
Я нарочно кричал.

Я нечаянно, Митя.
Я уже не сержусь.
Но ты тоже ведь, Митя,
Хороший гусь!»

Куриный разговор

Встретила Хохлатка
Петю-Петушка.
Друг дружке поклонились
Два красных гребешка.

И, разгребая лапками
Навозный тёплый сор,
Они ведут учтивый
Куриный разговор.

— Ты куд-куда,
Ты куд-куда,
Ты куд-куда идёшь?

Я ко-ко-ко,
Я ко-ко-ко
Шагаю прямо в рожь.

Ах, куд-куда,
Ах куд-куда,
Возьми меня туда.

Но ко-ко-ко,
Но ко-ко-ко
Ведь это далеко.

Ах, не беда,
Ах, не беда,
Мы после отдохнём. –
Так ко-ко-ко
И куд-куда
Пошли гулять вдвоём!

Колыбельная песенка

Спи, мой мальчик.
Спи и слушай
Песенку мою.
Вот в саду упала груша.
Баюшки-баю.

Ночью тихою дорожкой
Месяц золотой
В красных шёлковых сапожках
Сад обходит твой.

Он в меду купает сливы,
Сушит на ветру.
Ты увидишь, как красиво
Будет поутру.

Как заморских птичек стайки,
Тесно сбившись в ряд,
Чудо-яблочки китайки
Утром заблестят.

Что-то глухо прошуршало,
Это сквозь листву
Сверху яблоко упало
В сонную траву.

Спи, мой мальчик,
Спи и слушай
Песенку мою.
Вот опять упала груша…
Баюшки-баю.

Утро

Солнце – в оконце,
Я — на порог.
Сколько тропинок,
Сколько дорог!

Сколько деревьев,
Сколько кустов,
Пташек, букашек,

Трав и цветов!
Сколько цветущих,
Пышных полей,
Бабочек пёстрых,
Мух и шмелей!

Солнце – в оконце,
Я на порог.
Сколько работы
Для рук и для ног!

Ежинка

В глубокой прохладной ложбинке,
Где летняя травка свежа,
Привольно живётся Ежинке,
Единственной внучке Ежа.

Весь день она тихо играет,
Шуршит прошлогодним листом,
Еловые шишки бросает
И дремлет в тени за кустом.

Однажды надвинулась тучка,
Стал ветер деревья качать,
И Ёжик любимую внучку
Заботливо вышел встречать.

И вдруг, запыхавшись, Зайчишка
Бежит, перепуган до слёз:
— Скорее! Какой-то мальчишка
Ежинку в корзине унёс!

Мелькали берёзы и ёлки,
Зелёный кустарник и рожь.
Подняв, как оружье, иголки,
Бежал, ощетинившись, Ёж!

В прохладной пыли на дороге
Он след мальчугана искал.
Он по ле́су бегал в тревоге
И внучку по имени звал!

Стемнело… И дождик закапал,
Живого следа не найдёшь.
Упал под сосной и заплакал
Измученный дедушка Ёж!

А дедова внучка сидела
За шкафом, свернувшись клубком.
Она и взглянуть не хотела
На блюдце с парным молоком!

И утром к зелёной ложбинке
Из города дети пришли,
И дедову внучку Ежинку
В корзинку назад принесли.

Пустили на мягкую травку:
— Дорогу домой ты найдёшь?
— Найдёт! – закричал из канавки
Взволнованным голосом Ёж.

Озорной дождик

Этот дождик озорной
Всюду бегает за мной
И сегодня и вчера…
Что за глупая игра!

Я в калитку – он идёт!
Я домой – у двери ждёт.
Каплей тихо у крыльца –
Кап-кап-кап! И нет конца!

Утром в школу я бежал –
Он до школы провожал.
Вышел я, иду домой…
Вот так так – и он со мной!

И решил я быть хорошим.
Плащ надел, надел калоши.
Я до вечера ходил,
За собой его водил,
Так водил, что он устал –
Отказался! Перестал!

Гостья

В детский сад пришла чужая кошка,
В сильный дождь откуда-то пришла,
Постучалась лапкою в окошко,
На карниз уселась и ждала.

По стеклу сбегали быстро капли
На худое кошкино лицо,
Лапки серые в воде обмякли…
Мы открыли двери на крыльцо.

Все гурьбой мы бросились к окошку –
Сыпал дождь на головы берёз!
Первый я схватил чужую кошку,
Поднял вверх и в комнату принёс.

Мы налили в блюдечко какао,
Накрошили сладкий пирожок…
Гостья выпила, сказала: «Мяу!»
По-кошачьи значит: «Хорошо!»

Удивительный дом

Удивительный наш дом,
Чудеса творятся в нём!
К нам шутник какой-то влез,
Зонтик дедушкин исчез.

В тёплом мамином халате
Спали куклы на кровати,
Крепко спали – не слыхали,
Как халат тихонько сняли.

Положили на порог
Коврик маленький для ног,
А приходим со двора –
На пороге нет ковра!

Не ложится в спальне Катя:
Вдруг исчезнут все кровати?
Мама спрашивает строго,
Отчего хрустит дорога
Из буфета до порога.

Постучит сирень в окошко –
Катя смотрит в тёмный сад.
Прыгнет кошка, звякнет ложка,
«Кто там? Кто там?» — все кричат.

Петя сделал два засова:
Напугали и его.
Только самый младший, Вова,
Не боится никого.

Он шагает спозаранок
По двору, как петушок,
У него хрустит в карманах
Сладкий сахарный песок.

У забора за сараем
Есть весёлая семья.
Вову любят, Вову знают,
Вову ждут его друзья.

Из халата лезет вата,
Зонт раскинулся шатром,
Тихо возятся щенята
В тёплом ямке под зонтом.

Кудлатка

Я до вечера гуляла,
Но Кудлатки не видала.
Не пришла гулять Кудлатка,
Не носила мне лопатку,
Не встречала звонким лаем.
Где она – не понимаю!

Утром я пораньше встала,
Прямо к будке побежала,
В будке тоже нет Кудлатки,
Но зато… лежат щенятки!

Да какие!.. Меховые!
Настоящие! Живые!
Друг за дружку лезут в кучу,
И один другого лучше.
Я их сразу полюбила,
Тёплым шарфиком прикрыла,
Имена им надавала…
Вдруг Кудлатка прибежала!

Поворчала, а потом
Помахала мне хвостом,
Языком щеку лизнула
И во весь свой рот зевнула.

— Спи, — сказала я Кудлатке.
Спит она. И спят щенятки.
Я на корточках сижу,
Крепкий сон их сторожу!

Внимание! Перед вами устаревшая версия сайта!
Чтобы перейти на новую версию - щелкните по любой ссылке слева.

В. Осеева

Волшебное слово

аленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.

Подвиньтесь, - сказал ему Павлик и присел на край.

Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:

С тобой что-то случилось?

Ну и ладно! А вам-то что? - покосился на него Павлик.

Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то...

Ещё бы! - сердито буркнул мальчик.- Я скоро совсем убегу из дому. - Убежишь?

Убегу! Из-за одной Ленки убегу.- Павлик сжал кулаки. - Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!

Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.

Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала... прямо тряпкой, тряпкой...

Павлик засопел от обиды.

Пустяки! - сказал старик. - Один поругает, другой пожалеет.

Никто меня не жалеет! - крикнул Павлик.-Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: “Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!”

Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.

Что же, не берёт тебя брат?

А почему вы всё спрашиваете? Старик разгладил длинную бороду:

Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово...

Павлик раскрыл рот.

Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни- тихим голосом, глядя прямо в глаза...

А какое слово?

Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.

Я попробую, - усмехнулся Павлик,- я сейчас же попробую. - Он вскочил и побежал домой.

Лена сидела за столом и рисовала. Краски - зелёные, синие, красные - лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.

“Обманул старик! - с досадой подумал мальчик. - Разве такая поймёт волшебное слово!..”

Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:

Лена, дай мне одну краску... пожалуйста...

Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:

Ка-кую тебе?

Мне синюю, - робко сказал Павлик. Он взял краску, подержал её в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.

“Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?”

Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.

Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:

Дай мне кусочек пирожка... пожалуйста.

Бабушка выпрямилась.

Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.

Горяченького... горяченького захотел, голубчик мой! - приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.

Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.

“Волшебник! Волшебник!” - повторял он про себя, вспоминая старика.

За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил.

Литературное чтение

Тема. Внеклассное чтение « Стихи о детях и для детей С. Маршака, А. Барто, С. Михалкова»

Урок «открытия» нового знания

Цели урока: ознакомить с творчеством детских поэтов А. Барто, С. Михалкова, С.Маршака; учить отличать сатирические произведения от юмористических; развивать мышление, выразительность речи, память; воспитывать трудолюбие, честность, умение дружить, скромность.

УУД. Р: принимать и сохранять учебную задач у

П: находить нужную информацию в произведениях

К: обсуждать и сравнивать высказывания авторов

Ход урока

I . Мотивирование к учебной деятельности

II . Актуализация знаний

Игра «Продолжи стихотворение»

1. Мне теперь не до игрушек - я учусь по букварю,

Соберу свои игрушки и ... (Сереже подарю).

2. Говорят под Новый год что ни пожелается, ... (Все всегда произойдет, Все всегда сбывается}.

3. Ежели вы вежливы, т о, сидя на уроке,

Не будете с товарищем... (Трещать как две сороки).

Чьи стихотворения вы услышали? (А. Барто, С. Михалков, С. Маршак.)

Кому посвящены стихотворения этих поэтов? (Они о детях, для детей.)

III . Постановка целей

Рассматривание выставки книг.

Кто же главный герой стихотворений, которые вы читали?

- Какие проблемы поднимают поэты в этих стихах?

- Сегодня мы почитаем стихи этих поэтов, поразмышляем над тем, о чем хотел и сказать нам эти писатели, узнаем об их жизни и творчестве.

IV . Изучение нового материала

1. Рассказ учителя.

Поэты, о которых мы будем сегодня говорить, особенно интенсивно работали после Великой Отечественной войны. Страна встала на путь мирной жизни. Ей нужны были строители, врачи, учителя, рабочие. Стране нужны были граждане, верящие в свое дело, трудолюбивые, готовые преодолеть любые препятствия. Поэтому в детской литературе того времени важное место занимает тема воспитания таких граждан. А как сделать, чтобы воспитание не было скучным, нудным, какими иногда бывают замечания взрослых: «Убери за собой!», «Не ленись», «Не забудь...» и т.д.?

Поэты того времени поставили задачу сделать свои стихи умными и веселыми, поучительными и нескучными.

А.Л. Барто (1906-1981) решила стать поэтессой случайно. Обучаясь в балетном училище, она пробовала писать лирические стихи, эпиграммы на друзей. А.В. Луначарский (комиссар просвещения - или, говоря современным языком, министр образования) услышал стихи девушки и посоветовал ей заняться литературной работой. Особенность первых стихов поэтессы - сатирический характер.

- Прочитайте, что такое сатира. (Сатира - ирония, смех, обличающий какие-то недостатки.)

- Какие недостатки характера детей высмеивала А. Барто? Приведите примеры. (Лень - «Помощница», «Сережа учит уроки», «Муха», «Лешенька»; Зазнайство-«Королева», «Есть такие мальчики», «Жил на свете Ванечка»; неряшливость - «Песенка про Петю»; невежество - «Любочка»; неумение дружить, прощать - «Зубоскал», «Бывает так»; жадность - «Копейкин»; и т.д.)

С. Михалков (1913 г. р.) писал и для детей, и для взрослых. Он пробовал себя как корреспондент (писал заметки, статьи для журналов и газет), как драматург (писал пьесы для театра), как поэт (писал стихи).

Но, по признанию самого писателя, он больше всего любил писать стихи и сатирические произведения для детей. Любили его творчество и сами дети. Чем же привлекали их его стихи?

Михалков писал так понятно и доступно, как будто сам оставался ребенком. Он и взрослым не утратил детскую способность удивляться, радоваться жизни. Как и многие поэты того времени, он опирается на русское народное творчество, пишет стихи, загадки, считалки для детей. Полюбились детям и образы, придуманные самим поэтом: дядя Степа, старик из сказки «Как старик корову продавал». Но особенно популярны сатирические стихи поэта.

- Назовите их. («Лапуся», «Фома», «Приметы» и т.д.) Творчество С.Я. Маршака так же разнообразно, как и творчество

С.Я. Маршак писал стихи и для малышей, и для детей постарше, и для взрослых. Он писал и сказки, и сатирические произведения, и юмористические.

Прочитайте, что такое юмор. (Юмор- это безобидный, добродушный смех над героем или событием. ) Е го юмористические стихи «Вот как рассеянный», «Усатый полосатый» помнят наизусть и дети, и взрослые. Сегодня на уроке мы послушаем стихи этих поэтов.

2. Чтение стихов наизусть.

Работа по плану: чтение стихотворения учеником; оценивание. (Как прочитал? Сумел ли передать отношение автора к героям? Какие места особенно удались чтецу?) Анализ стихотворения:

Какое оно: сатирическое или юмористическое? Н ад чем смеется автор? В стречали вы такое в наше время? Какова главная мысль стихотворения?

П одберите пословицу к стихотворению .

Делу время - потехе час. Терпение и труд все перетрут. Землю солнце красит, а человека - труд.

Не спеши языком, торопись делом. Не хвали себя сам, пусть тебя народ похвалит.

Под лежачий камень и вода не течет. Хвастать - не косить: спина не заболит.

Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось. Нет д руга ищи, а найдешь - береги. Лентяй смекалист на отговорки. Лесть без зубов, а с костьми съест. Правда в огне не горит и в воде не тонет. Чванства на сто рублей, а животов на три полушки. Всякая лисица свой хвост хвалит.

VI . Закрепление. Литературная игра «Исправь ошибки»

Уронили зайку на пол, оторвали зайке лапу. (Мишку.) Идет медведь, качается, вздыхает на ходу. (Бычок.) Наша Таня громко плачет, уронила в печку мячик. (В речку.) . Вертолет построим сами,

Понесемся над лесами. (Самолет.) Нет, напрасно мы решили прокатить слона в машине. (Кота.) Зайку бросила лентяйка, под дождем остался зайка. (Хозяйка.)

Тур «Кто стучится в дверь ко мне?»

- О ком эти строчки?

1. Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне,

С цифрой «5» на медной бляшке, в синей форменной фуражке? (О почтальоне. С. Маршак.)

2. Однажды приснился упрямому сон, к ак будто шагает по Африке он.

С небес африканское солнце печет, р ека под названием «Конго» течет. (О Фоме. С. Михалков.)

3. Так и летала кисть моя! Гремел на небе гром.

А мне казалось - это я г ремлю своим ведром, (О маляре. А. Барто.)

4. Вместо шляпы на ходу он надел сковороду.

Вместо валенок перчатки н атянул себе на пятки. (О рассеянном. С. Маршак.)

5. Говорит она, толкаясь:

- Фу! Какая теснота! - Говорит она старушке: « Это детские места». (О Любочке.А.Барто.)

6. В доме восемь дробь один у заставы Ильича

Жил высокий гражданин п о прозванью «Каланча». (О дяде Степе. С. Михалков.)

7. У меня охоты нет д о поделки мелкой.

Вот я сделаю буфет, - э то не безделка. ( О мастере-ломастере. С. Маршак.)

8. Три листочка подмела,

Подошла к учителю.

- Хорошо идут дела!

(Я тружусь, учтите, мол...) (О Шурочке. А. Барто.)

9. Он увидел одеяло -

Покрываться нечем стало.

Он в кладовку заглянул -

С медом жбан перевернул. (О щенке. С. Михалков.)

V . Подведение итогов. Рефлексия

– 1981) -
русская советская детская писательница.

Её отец, Лев Николаевич Волов (1875-1924), был ветеринарным врачом. Мать, Мария Ильинична Волова (1881-1959), занималась домашним хозяйством.

Первым мужем Воловой был поэт Павел Барто . Совместно с ним она написала три стихотворения - «Девочка-рёвушка», «Девочка чумазая» и «Считалочка».

Большинство стихов Агнии Барто написано для детей - дошкольников или младших школьников.

Давайте прочитаем еще одно произведение А.Л. Барто на стр. 104.

Вопросы:

1. Какие дела были у Тани?

2. Что она обещала сделать завтра?

3. Почему стихотворение так называется?

Ребята, скажите, сегодня познакомимся с различными рассказами и стихотворениями, а кто знает, чем они отличаются?

Мы прочитали сейчас стихотворение? А как вы это узнали?

Ребята, а кто еще у нас остался без внимания на доске? Давайте узнаем.

Валентина Александровна Осеева-Хмелёва (1902-1969) - советская детская писательница.

В годы Великой Отечественной войны работала воспитательницей в детском саду.

В 1937 году В. А. Осеева отнесла в редакцию свой первый рассказ «Гришка».

В 1940 году вышла первая книга «Рыжий кот».

Рассказы: «Синие листья», «Пёрышко», «Заячья шапка», «Добрая хозяюшка» и др.

Стих «Утро»

Солнце – в оконце,
Я – на порог.
Сколько тропинок,
Сколько дорог!
Сколько деревьев,
Сколько кустов,
Пташек, букашек,

Трав и цветов!
Сколько цветущих,
Пышных полей,
Бабочек пёстрых,
Мух и шмелей!
Солнце – в оконце,
Я – на порог.
Сколько работы
Для рук и для ног!

О чем стихотворение?

Какое время года вы представили, когда слушали это стихотворение?

Кто был герой? (девочка)