Волевой акт психологии. Сила воли и волевая регуляция

Волевой акт - сложный, многоступенчатый процесс, включающий потребность (желание), определяющую мотивацию поведения, осознание потребности, борьбу мотивов, выбор способа реализации, запуск реализации, контроль реализации.

Желание, хотение, воля суть состояния сознания, хорошо знакомые всякому, но не поддающиеся какому-либо определению. Мы желаем испытывать, иметь, делать всевозможные вещи, которых в данную минуту мы не испытываем, не имеем, не делаем. Если с желанием чего-нибудь у нас связано осознание того, что предмет наших желаний недостижим, то мы просто желаем; если же мы уверены, что цель наших желаний достижима, то мы хотим, чтобы она осуществилась, и она осуществляется или немедленно, или после того, как мы совершим некоторые предварительные действия.

Единственные цели наших хотений, которые мы осуществляем тотчас же, непосредственно, – это движение нашего тела. Какие бы чувствования мы ни желали испытать, к каким бы обладаниям мы ни стремились, мы можем достигнуть их не иначе, как совершив для нашей цели несколько предварительных движений. Этот факт слишком очевиден и потому не нуждается в примерах: поэтому мы можем принять за исходный пункт нашего исследования воли то положение, что единственные непосредственные внешние проявления – телесные движения. Нам предстоит теперь рассмотреть механизм, с помощью которого совершаются волевые движения.

Волевые акты суть произвольные функции нашего организма. Движения, которые мы до сих пор рассматривали, принадлежали к типу автоматических, или рефлекторных, актов, и притом актов, значение которых не предвидится выполняющим их лицом (по крайней мере лицом, выполняющим их первый раз в жизни). Движения, к изучению которых мы теперь приступаем, будучи преднамеренными и составляя заведомо объект желаний, конечно, совершаются с полным осознанием того, каковы они должны быть. Отсюда следует, что волевые движения представляют производную, а не первичную функцию организма. Это – первое положение, которое следует иметь в виду для понимания психологии воли. И рефлекс, и инстинктивное движение, и эмоциональное суть первичные функции. Нервные центры так устроены, что определенные стимулы вызывают в известных частях их разряд, и существо, впервые испытывающее подобный разряд, переживает совершенно новое явление опыта.

Основные признаки волевого акта:

1) приложение усилий для выполнения волевого акта;

2) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;

3) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения;

4) нередко усилия воли направлены не столько на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.

Функции воли

Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций - побудительной и тормозной и в них себя проявляет.

Побудительная функция обеспечивается активностью человека, которая порождает действие в силу специфики внутренних состояний субъекта, обнаруживающихся в момент самого действия (например: человек, нуждающийся в получении необходимой информации, окликает товарища, испытывая состояние раздражения, позволяет себе грубить окружающим и т.д.).

В отличие от волевого поведения, отличающегося непреднамеренностью, активность характеризуется произвольностью, т.е. обусловленностью действия сознательно поставленной целью. Активность может и не быть вызвана требованиями сиюминутной ситуации, стремлением приспособиться к ней, действовать в границах заданного. Она характеризуется надситуативностью, т.е. выходом за пределы исходных целей, способностью человека подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные по отношению к исходной задаче (таков “риск ради риска”, творческий порыв и т.д.).

По мнению В.А. Ванникова, главной психологической функцией воли является усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий. Реальным механизмом порождения дополнительного побуждения к действию является сознательное изменение смысла действия выполняющим его человеком. Смысл действия обычно связан с борьбой мотивов и меняется при определенных, преднамеренных умственных усилиях.

Необходимость в волевом действии возникает тогда, когда на пути осуществления мотивированной деятельности появилось препятствие. Волевой акт связан с его преодолением. Предварительно, однако, необходимо осознать, осмыслить суть возникшей проблемы.

Волевое действие всегда связано с сознанием цели деятельности, ее значимости, с подчинением этой цели выполняемых действий. Иногда возникает необходимость придать какой-либо цели особый смысл, и в этом случае участие воли в регуляции деятельности сводится к тому, чтобы отыскать соответствующий смысл, повышенную ценность данной деятельности. В ином случае необходимо бывает найти дополнительные стимулы для выполнения, доведения до конца уже начатой деятельности, и тогда волевая смыслообразующая функция связывается с процессом выполнения деятельности. В третьем случае целью может явиться научение чему-либо, и волевой характер приобретают действия, связанные с учением.

Энергия и источник волевых действий всегда, так или иначе, связан с актуальными потребностями человека. Опираясь на них, человек придает сознательный смысл своим произвольным поступкам. В этом плане волевые действия не менее детерминированы, чем любые другие, только они связаны с сознанием, напряженной работой мышления и преодолением трудностей.

Волевая регуляция может включиться в деятельность на любом из этапов ее осуществления: инициации деятельности, выбора средств и способов ее выполнения, следования намеченному плану или отклонения от него, контроля исполнения. Особенность включения волевой регуляции в начальный момент осуществления деятельности состоит в том, что человек, сознательно отказываясь от одних влечений, мотивов и целей, предпочитает другие и реализует их вопреки сиюминутным, непосредственным побуждениям. Воля в выборе действия проявляется в том, что, сознательно отказавшись от привычного способа решения задачи, индивид избирает иной, иногда более трудный, и старается не отступать от него. Наконец, волевая регуляция контроля исполнения действия состоит в том, что человек сознательно заставляет себя тщательно проверять правильность выполненных действий тогда, когда сил и желания делать это уже почти не осталось. Особые трудности в плане волевой регуляции представляет для человека такая деятельность, где проблемы волевого контроля возникают на всем пути осуществления деятельности, с самого начала и до конца.

Типичным случаем включения воли в управление деятельностью является ситуация, связанная с борьбой трудносовместимых мотивов, каждый из которых требует в один и тот же момент времени выполнения различных действий. Тогда сознание и мышление человека, включаясь в волевую регуляцию его поведения, ищут дополнительные стимулы для того, чтобы сделать одно из влечений более сильным, придать ему в сложившейся обстановке больший смысл. Психологически это означает активный поиск связей цели и осуществляемой деятельности с высшими духовными ценностями человека, сознательное придание им гораздо большего значения, чем они имели вначале.

Можно выделить следующие характерные особенности воли:

Выносливость и настойчивость воли, которые характеризуются тем, что энергичная деятельность охватывает длительные периоды жизни человека, стремящегося к достижению поставленной цели.

Принципиальную последовательность и постоянство воли, в противоположность непостоянству и непоследовательности. Принципиальная последовательность заключается в том, что все действия человека вытекают из единого руководящего принципа его жизни, которому человек подчиняет все побочное и второстепенное

Критичность воли, противополагая ее легкой внушаемости и склонности действовать необдуманно. Эта особенность заключается в глубокой продуманности и самокритической оценке всех своих действий. Склонить такого человека к изменению взятой им линии поведения можно лишь путем обоснованной аргументации.

Решительность, заключающуюся в отсутствии излишних колебаний при борьбе мотивов, в быстром принятии решений и смелом проведении их в жизнь.

Волю характеризуют по умению подчинять свои личные, индивидуальные устремления воле коллектива, воле класса, к которому принадлежит человек.

Воля – это та часть сознания человека, которая действует и регулирует. Воля способна создавать усилие и держать его столько, сколько это необходимо. Это понятие кроит в себе способность человека по своей инициативе
из осознанной необходимости планировать и осуществлять действия, даже организовывать и направлять психическую деятельность.

Понятие воли подразумевает в себе четко определенную и чрезвычайно важную личностную силу в человеке, которая состоит из набора определенных качеств, которые вполне способны к развитию в процессе как спонтанных, так и специальных тренировок.

Функции

В психологии воли, основные ее функции выделяют следующие:

  1. Выбор мотивов, целей, постановка задач.
  2. Регулирование побуждений к действиям, когда мотивация их недостаточна или избыточна.
  3. Психические процессы воля организует в систему, которая адекватна выполняемой деятельности.
  4. Стягивание в единство физических и психических возможностей при одолении препятствий в достижении цели.

Воля направляет или сдерживает действия человека. и воспитание и развитие воли можно рассмотреть на соответствующей странице.

Какую бы мы цель не ставили – хорошая и созидательная цель всегда чиста, согревает весь мир, делает его лучше, чище и дает надежду всему миру. Давайте будем ставить светлые цели. И материализовывать их. Созидать. Побеждать все то, что ведет к разрушению.

Структура волевого акта

С давнего времени мыслителей занимал вопрос: из чего состоит волевой акт? При анализе и обобщении всех обсуждаемых вариантов было выделено 2 аспекта воли.

Итак, структура волевого акта состоит из формирования побуждения и реализации задуманного. Формирование побуждения связано с мотивационной сферой личности, а реализация задуманного завязана на осуществлением действий и контролем за ними.

В структуре волевого акта, отечественный психолог Ланге Николай Николаевич (12.03.1858 – 15.02.1921) выделял 4 фазы:

  1. Стремление.
  2. Предвидение цели.
  3. Воображение движения.
  4. Непосредственно движение.

Так же и отечественный крупнейший психолог и философ Сергей Леонидович Рубинштейн (06.06.1889 – 11.01.1960), в понятии воли и структуре волевого акта выделял четыре части:

  1. Актуализация побуждения и становление цели.
  2. Борьба мотивов и их обсуждение.
  3. Принятие решения о планирование действия.
  4. Непосредственное выполнение запланированного действия.

Виктор Иванович Селиванов (07.07.1906 – 27.09.1996), отечественный психолог и педагог, выделял три стадии в структуре произвольного акта:

  1. Становление цели действия.
  2. Планирование исполнения действия на мысленном уровне.
  3. Непосредственное исполнение действия.

Роберто Ассаджиоли (27.02.1888 – 23.08.1974), итальянский психолог, психиатр и гуманист (основатель психосинтеза), выделяет 6 стадий:

  1. Осознавание цели, проведение ее оценивания, зарождение мотивации на основании оценивания.
  2. Созерцание, или размышление.
  3. Выбор из нескольких целей одной.
  4. Утверждение своего выбора.
  5. Составление программы своих действий, учитывая имеющиеся в наличии средства.
  6. Выполнение действия.

Немецкий психолог Хекхаузен Хайнц (1926 – 1988) в структуре волевого акта выделял материализацию намерения. Этот процесс он разделял на 4 фазы: подготовительную, преакциональую, акциональную и постакциональную. Первые 2 фазы – мотивация, последние – воля.

Когда мы подготавливаемся – мы обдумыванием разные варианты своих будущих действий, затем формируется побуждение к действиям. Перед акцией, то есть в преакциональной фазе, мы ждем нужного момента и необходимых обстоятельств для того, чтобы решиться на некое действие либо отказаться от него. Далее мы проводим реализацию и достигаем результата наши действий.

Итак, в принципе, мы рассмотрели понятие воли и структуру волевого акта с различных позиций и мнений авторитетных ученых.

Психология воли Е. П. Ильина

Существует хороший учебник, адресованный для психологов, физиологов, педагогов и студентов ВУЗов психологического и педагогического профиля. Книга отечественного доктора психологических наук, профессора
Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена Ильина Евгения Павловича (20.03.1933), “Психология Воли”, полезна будет также и простым людям, интересующимся положительным разрешением психологических проблем.

Учебник Е. П. Ильина “Психология воли” посвящен теоретическому и практическому изучению волевых процессов. Здесь проведен глубокий анализ различных представлений – научных, философских, психологических, физиологических – о эмоционально-волевой сфере человека и таком понятии как “сила воли”. Описаны закономерности развития воли, ее проявление в поведении и деятельности человека, а так же и ее болезненные отклонения – патологии.

В книге “Психология воли” системно представлены психодиагностические методики исследования воли, которые можно использовать в психолого-педагогической и спортивной практике, производственно-организационной сфере.

Существуют многочисленные теории воли, которые рассматриваются в учебнике Е. П. Ильина. Подробно освещены сфера произвольного управления поведением и деятельностью человека и их психофизиологические механизмы, структура произвольного, то есть – волевого акта.

Изложены представления о произвольных действиях, их сознательной инициации, идеи самостоятельного контролирования и самостоятельной мобилизации физических, психологических и энергетических ресурсов организма.

Отдельные главы в «Психологии воли» Е. П. Ильина посвящены волевым качествам личности, они классифицированы, проведена характеристика некоторых качеств воли. Проанализированы изменения волевых качеств в связи с возрастными изменениями и проведена их разница относительно половой принадлежности.

Подробно описано поведение человека в отсутствие воли, самого состояние безволия – лености и, так называемая – «заученная беспомощность». А также, волевые нарушения – патологии воли.

Последние главы учебника посвящены развитию волевых качеств и методам исследования волевой силы.

ВОЛЕВОЙ АКТ - одно из проявлений высших психических функций, выражающееся в способности человека преодолевать препятствия, возникающие на пути осуществления мотивированной деятельности. Источник В. а. всегда связан с какими-то актуальными потребностями человека как субъективным фактором и непосредственной ситуацией волеизъявления - как объективным. В ходе В. а. человек возвышается над своими альтернативными, конкурирующими, иногда равновеликими влечениями, осмысливает их, осуществляет их селекцию. Выделяют 3 характерные черты В. а.: усиление побуждения к действию; наличие двух смыслов действия (превращение незначимого или малозначимого действия в сильно значимое; подключение этого действия к смысловой сфере личности); наличие двойной произвольности действия (по способу мотивации и по способу осуществления действия). Признаками В. а. являются сознательное подчинение сильных влечений более важным целям; подавление импульсивно возникающих в данной ситуации иных влечении и желании; отсутствие эмоционального удовольствия в процессе выполнения действия. В. а. - это готовность субъекта к той или иной конкретной деятельности и некий прообраз этой деятельности, в котором в определенной мере уже антиципирована схема предстоящей деятельности. Поэтому наличие продуманного плана действия, приложение усилий для его осуществления, повышенное внимание к действиям по реализации намеченного плана являются другим рядом важных признаков В. а. Он может быть охарактеризован как программа логически обдуманных действий, системы алгоритмов, в которых определено что, как, когда и где необходимо совершить. По своей детерминации во внутреннем плане В. а. есть итог работы ощущения, восприятия, представления, мышления, воображения и пр. Поэтому воля показывает целостный характер психики, как взаимосвязь всех психических функций. При осуществлении В. а. человек обретает понимание своих способностей, необходимых для реализации намеченного, учитывает свой жизненный опыт. В. а. всегда представляет собой целенаправленное действие человека. При его осуществлении человек контролирует ход деятельности и складывающуюся ситуацию. Поэтому В. а. - это интенциональное действие человека, он осознает сам акт интенции и себя как ее источник. В качестве своей цели В. а. всегда предполагает цель актуальную, т. е. обоснованную и конкретизированную планом деятельности, предусматривающую непосредственное осуществление цели. Цель как абстрактный идеал не может стать предметом В. а. В. а. может быть направлен на отыскание необходимого смысла деятельности, на выполнение деятельности, на научение чему-либо. Поэтому он является эпистемологически значимым условием и предпосылкой познавательных процессов. В частности, В. а. играет важную роль в формировании личного знания, акцентируя внимание на настойчивости в поиске решения, последовательности в реализации свободы мышления. Особое значение В. а. обретает для формирования способности субъекта познания осуществлять рискованные, инновационные когнитивные операции, принимать решение об их допущении и реализовывать его. В. а. активирует образы памяти как репродуктивного механизма воспроизведении духовной реальности, сохраняющейся под порогом сознания; с него часто начинается работа воображения в творческом процессе. В. а. удерживает объект в поле сознания субъекта в течении всего времени, необходимого для выполнения поставленной задачи; поддерживает сконцентрированное на объекте внимание человека. Длительность В. а. различна: от нескольких мгновений до нескольких лет. В. а. завершается только вместе с реализацией цели деятельности. Он может быть направлен как на объект - на внешнее препятствие, так и на субъект - на внутреннее препятствие (на преодолении ряда или одной из своих характерологических особенностей). В. а. может включаться в деятельность на любом этапе ее протекания - от начального до завершающего. С конца 30-х по 80-е гг. 20 в. в западной и отечественной психологии исследования воли практически прекратились, ввиду господства идей «деятельностного редукционизма». С утверждением трактовки человека как активного субъекта в его развитии и поведении проблема воли вновь приобрела актуальное значение. М.А. Кукарцева

В основе волевого поведения лежит сложный психологический механизм, который включает в себя специфические и общие для любой целенаправленной деятельности компоненты. Общим является опосредствованность поведения (в отличие от импульсивного, ситуативного) внутренним интеллектуальным планом, выполняющим функцию сознательной регуляции деятельности. При этом внутренний интеллектуальный план направлен на поиск тех действий, которые при данных конкретных условиях могут привести к достижению поставленной цели. Однако такая форма регуляции еще не характеризует собственно волевое поведение. Специфичным для него является наличие внутреннего интеллектуального плана, организующего все имеющиеся у человека в данный момент побуждения в направлении такой их иерархизации, при которой ведущим мотивом становится сознательно поставленная цель.

Волевой акт включает в себя борьбу разнонаправленных мотивационных тенденций. Если в этой борьбе берут верх непосредственные побуждения (в т. ч. и нравственного порядка), деятельность осуществляется помимо её волевой регуляции. В отличие от этого волевое поведение предполагает наличие таких психических процессов, посредством которых человек усиливает мотивационные тенденции, идущие от сознательно поставленной цели, и подавляет др. Решающая роль в этом процессе принадлежит мысленному построению будущей ситуации. В этом случае человек отчетливо представляет себе положительные последствия тех действий, которые он совершит, следуя сознательно поставленной цели, и отрицательные последствия действий, продиктованных непосредственным желанием . Если в результате такого предвидения будущих последствий возникнут положительные эмоции, связанные с достижением сознательно поставленной цели, и они окажутся сильнее имеющихся у человека переживаний, порождаемых непосредственным побуждением, то эти переживания и выступят в качестве дополнительной мотивации, обеспечивающей перевес побуждения со стороны сознательно поставленной цели. Таким образом, активность во внутреннем интеллектуальном плане выступает как условие, порождающее новые мотивационные тенденции. Именно во внутреннем интеллектуальном плане настоящая ситуация, отражаясь в свете будущей, обретает иной смысл , что и определяет завершение борьбы мотивов и принятие решения в пользу волевого поступка, а в тех случаях, когда человек намечает и способы достижения поставленной цели, -- и создание намерения .

Волевое действие, необходимость в нем возникает тогда, когда на пути осуществления мотивированной деятельности появилось препятствие. Волевой акт связан с его преодолением. Предварительно, однако, необходимо осознать, осмыслить суть возникшей проблемы. Включение воли в состав деятельности начинается с постановки человеком перед собой вопроса: «Что случилось?» Уже сам по себе характер данного вопроса свидетельствует о том, что воля тесным образом связана с осознанием действия, хода деятельности и ситуации. Первичный акт включения воли в действие фактически заключается в произвольном вовлечении сознания в процесс осуществления деятельности. Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

Волевое действие всегда связано с сознанием цели деятельности, ее значимости, с подчинением этой цели выполняемых действий. Иногда возникает необходимость придать какой-либо цели особый смысл, и в этом случае участие воли в регуляции деятельности сводится к тому, чтобы отыскать соответствующий смысл, повышенную ценность данной деятельности. В ином случае необходимо бывает найти дополнительные стимулы для выполнения, доведения до конца уже начатой деятельности, и тогда волевая смыслообразующая функция связывается с процессом выполнения деятельности. В третьем случае целью может явиться научение чему-либо и волевой характер приобретают действия, связанные сучением. Энергия и источник волевых действий всегда так или иначе связаны с актуальными потребностями человека. Опираясь на них, человек придает сознательный смысл своим произвольным поступкам. В этом плане волевые действия не менее детерминированы, чем любые другие, только они связаны с сознанием, напряженной работой мышления и преодолением трудностей. Волевая регуляция может включиться в деятельность на любом из этапов ее осуществления: инициации деятельности, выбора средств и способов ее выполнения, следования намеченному плану или отклонения от него, контроля исполнения. Особенность включения волевой регуляции в начальный момент осуществления деятельности состоит в том, что человек, сознательно отказываясь от одних влечений, мотивов и целей, предпочитает другие и реализует их вопреки сиюминутным, непосредственным побуждениям. Воля в выборе действия проявляется в том, что, сознательно отказавшись от привычного способа решения задачи, индивид избирает иной, иногда более трудный, и старается не отступать от него. Наконец, волевая регуляция контроля исполнения действия состоит в том, что человек сознательно заставляет себя тщательно проверять правильность выполненных действий тогда, когда сил и желания делать это уже почти не осталось. Особые трудности в плане волевой регуляции представляет для человека такая деятельность, где проблемы волевого контроля возникают на всем пути осуществления деятельности, с самого начала идо конца.

Типичным случаем включения воли в управление деятельностью является ситуация, связанная с борьбой трудносовместимых мотивов, каждый из которых требует в один и тот же момент времени выполнения различных действий. Тогда сознание и мышление человека, включаясь в волевую регуляцию его поведения, ищут дополнительные стимулы для того, чтобы сделать одно из влечений более сильным, придать ему в сложившейся обстановке больший смысл. Психологически это означает активный поиск связей цели и осуществляемой деятельности с высшими духовными ценностями человека, сознательное придание им гораздо большего значения, чем они имели вначале. При волевой регуляции поведения, порожденной актуальными потребностями, между этими потребностями и сознанием человека складываются особые отношения.

С.Л. Рубинштейн охарактеризовал их так: «Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии (обращение внимания субъекта на самого себя и на своё «Я», в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление)своих влечений, может так или иначе отнестись к ним. Для этого индивид должен уметь подняться над своими влечениями и, отвлекаясь от них, осознать самого себя как субъекта, который возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор между ними ».