«Волчья стая»: как смерть вела охоту на экипаж «Бурана» (14 фото). Какие у вас планы на ближайшую перспективу

Кононенко, Олег Григорьевич (16.08.1938 - 08.09.1980) - Заслуженный лётчик-испытатель СССР , космонавт-испытатель .

Биография

Родился 16 августа 1938 года в посёлке Самарское Азовского района Ростовской области. С 1950 года жил в городе Ростов-на-Дону . В 1956 году окончил Ростовский авиационный техникум и одновременно Ростовский аэроклуб. Неоднократно становился чемпионом СССР по авиамодельному спорту. В 1958 году окончил Центральную объединённую лётно-техническую школу ДОСААФ в городе Саранске.

С 1959 года по 1962 год - лётчик-инструктор Вязниковского учебного авиационного центра ДОСААФ. С 1962 года по 1965 год - лётчик-инструктор Ростовского аэроклуба. С 1965 года по 1966 год - пилот гражданского воздушного флота, командир звена в Тернопольском аэропорту.

В 1966 году окончил вертолётное отделение Школы лётчиков-испытателей (ШЛИ) и был направлен на работу лётчиком-испытателем в Лётно-исследовательский институт (ЛИИ). По тематике института провёл ряд сложных испытаний на вертолётах Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8. С 1972 года участвовал в испытаниях самолётов вертикального взлёта и посадки Як-36М и Як-38. Выполнил первым посадку Як-36М на палубу противолодочного крейсера «Киев» и взлет с коротким разбегом (ВКР) на сухопутном аэродроме.

В 1975 году без отрыва от основной работы окончил Московский авиационный институт.

Был одним из первых лётчиков-испытателей, участвовавших в программе «Спираль».

В 1977 году зачислен в первую группу лётчиков-испытателей ЛИИ (позднее - отряд космонавтов-испытателей Минавиапрома СССР) для участия в космической программе «Буран». С 1979 года по 1980 год проходил общекосмическую подготовку в Центре подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина.

27 декабря 1979 года в ходе отработки ВКР с палубы тяжёлого авианесущего крейсера «Минск» в акватории Уссурийского залива был вынужден катапультироваться вместе со вторым пилотом М. Дексбахом из самолёта Як-38У, который потерпел аварию и рухнул в море из-за отказа системы поворота сопел подъёмно-маршевых двигателей (ПМД).

Погиб 8 сентября 1980 года: при взлёте самолёта Як-38 (№ 0307, борт 45) с палубы ТАВРК «Минск» при отработке методики ВКР на предельных режимах не переложились створки сопла ПМД, самолёт сошел с потерей высоты с палубы корабля, ударился колесами об ограничительный брус и, выйдя за обрез палубы, стал полого снижаться. Перед тем как затонуть, Як-38 еще около минуты шел в фонтане брызг над самой водой. Кононенко не катапультировался, до последнего пытаясь набрать высоту и спасти самолёт. После этой аварии на Як-38 провели ряд доработок, повышающих надежность системы поворота сопел ПМД, и уточнили методику ВКР.

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Могила Кононенко на Быковском кладбище Жуковского.

Похоронен в городе Жуковском на Быковском мемориальном кладбище .

Награды

  • 2 ордена Ленина (29.03.1976; 10.03.1981, посмертно)
  • медали

Напишите отзыв о статье "Кононенко, Олег Григорьевич"

Литература

  • Симонов А. А. Заслуженные испытатели СССР. - Москва: Авиамир, 2009. - С. 110. - 384 с. - ISBN 978-5-904399-05-4.
  • Васин В. П. , Симонов А. А. Испытатели ЛИИ. - Жуковский: Авиационный Печатный Двор, 2001. - С. 84. - 192 с. - ISBN 5-93705-008-8.

Отрывок, характеризующий Кононенко, Олег Григорьевич

Стелла никак не могла понять, что же такое могло произойти, что заставило бы Светило покинуть свою «солнечную» обитель?..
– Может что-то случилось? – задала совершенно глупый вопрос я.
– Ну, естественно – случилось! Иначе он бы никогда отсюда не ушёл.
– А может здесь тоже был тот злой человек? – испуганно спросила Мария.
Честно признаться, у меня тоже мелькнула такая мысль, но высказать её я не успела по той простой причине, что, ведя за собой троих малышей, появился Светило... Детишки были чем-то смертельно напуганы и, трясясь как осенние листики, боязливо жались к Светилу, боясь от него отойти хоть на шаг. Но детское любопытство вскоре явно пересилило страх, и, выглядывая из-за широкой спины своего защитника, они удивлённо рассматривали нашу необычную тройку... Что же касалось нас, то мы, забыв даже поздороваться, вероятно, с ещё большим любопытством уставились на малышей, пытаясь сообразить, откуда они могли взяться в «нижнем астрале», и что же всё-таки такое здесь произошло...
– Здравствуйте, милые... Не надо вам было сюда приходить. Что-то нехорошее здесь происходит... – ласково поздоровался Светило.
– Ну, хорошего здесь вряд ли можно было бы ожидать вообще... – грустно усмехнувшись, прокомментировала Стелла. – А как же получилось, что ты ушёл?!... Ведь сюда любой «плохой» мог за это время явиться, и занять всё это...
– Что ж, тогда ты бы обратно всё «свернула»... – просто ответил Светило.
Тут уж мы обе на него удивлённо уставились – это было самое подходящее слово, которое можно было употребить, называя данный процесс. Но откуда его мог знать Светило?!. Он ведь ничего в этом не понимал!.. Или понимал, но ничего об этом не говорил?...
– За это время много воды утекло, милые... – как бы отвечая на наши мысли, спокойно произнёс он. – Я пытаюсь здесь выжить, и с вашей помощью начинаю кое-что понимать. А что привожу кого, так не могу я один такой красотой наслаждаться, когда всего лишь за стеной такие малые в жутком ужасе трясутся... Не для меня всё это, если я не могу помочь...
Я взглянула на Стеллу – она выглядела очень гордой, и, конечно же, была права. Не напрасно она создавала для него этот чудесный мир – Светило по-настоящему его стоил. Но он сам, как большое дитя, этого совершенно не понимал. Просто его сердце было слишком большим и добрым, и не желало принимать помощь, если не могло делиться ею с кем-то другим...
– А как они здесь оказались? – показывая на испуганных малышей, спросила Стелла.
– О, это длинная история. Я время от времени их навещал, они к отцу с матерью с верхнего «этажа» приходили... Иногда к себе забирал, чтобы от беды уберечь. Они же малые, не понимали, насколько это опасно. Мама с папой были здесь, вот им и казалось, что всё хорошо... А я всё время боялся, что опасность поймут, когда уже поздно будет... Вот и случилось только что это же самое «поздно»...
– А что же такого их родители натворили, что попали сюда? И почему они все «ушли» одновременно? Они погибли что ли? – не могла остановиться, сердобольная Стелла.
– Чтобы спасти своих малышей, их родителям пришлось убить других людей... За это здесь и платили посмертно. Как и все мы... Но сейчас их уже и здесь больше нет... Их нигде нет более... – очень грустно прошептал Светило.
– Как – нет нигде? А что же случилось? Они что – и здесь сумели погибнуть?! Как же такое случилось?.. – удивилась Стелла.
Светило кивнул.
– Их убил человек, если «это» можно назвать человеком... Он чудовище... Я пытаюсь найти его... чтобы уничтожить.
Мы сразу же дружно уставились на Марию. Опять это был какой-то страшный человек, и опять он убивал... Видимо, это был тот же самый, кто убил её Дина.
– Вот эта девочка, её зовут Мария, потеряла свою единственную защиту, своего друга, которого тоже убил «человек». Я думаю, это тот же самый. Как же мы можем найти его? Ты знаешь?
– Он сам придёт... – тихо ответил Светило, и указал на жмущихся к нему малышей. – Он придёт за ними... Он их случайно отпустил, я ему помешал.
У нас со Стеллой поползли по спинам большие-пребольшие, шипастые мурашки...

1938-1980

Заслуженный лётчик-испытатель СССР (15.08.1980), старший лейтенант запаса.
Родился 16 августа 1938 года в посёлке Самарское Азовского района Ростовской области. С 1950 жил в городе Ростов-на-Дону. В 1956 окончил Ростовский аэроклуб и Ростовский авиационный техникум. Был неоднократным чемпионом СССР по авиамодельному спорту.
В 1958 окончил Центральную объединённую лётно-техническую школу ДОСААФ (г.Саранск). В 1959-1962 — лётчик-инструктор Вязниковского учебного авиационного центра ДОСААФ. В 1962-1965 — лётчик-инструктор Ростовского аэроклуба. В 1965-1966 — пилот ГВФ.
В 1966 окончил вертолётное отделение Школы лётчиков-испытателей, в 1975 — Московский авиационный институт.
С марта 1966 — на лётно-испытательной работе в ЛИИ.
Провёл ряд сложных испытаний на вертолётах Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, а также на самолёте Як-38 по тематике института.
Был одним из первых летчиков-испытателей в программе «Спираль». Тренировался в ЦПК им. Ю.Гагарина в 1979-1980 годах для полетов на ОК «Буран».
С 1972 участвует в испытаниях СВВП Як-36М/38. 18 мая совершает первую посадку Як-36М на палубу нового ПКР «Киев». Осенью 1978 первым опробует взлет с коротким разбегом (ВКР) на сухопутном аэродроме.
Во время отработки ВКР с ТАКР «Минск» в акватории Уссурийского залива 27 декабря 1979 года самолет Як-38У N0303 (борт «09»)потерпел аварию. Летчики катапультировались буквально из воды. М.С.Дексбах опустился на палубу под куполом еле успевшего наполниться парашюта, а Кононенко — в воду, откуда его выловили спасатели с корабля сопровождения. Причиной аварии явился неповорот сопел подъемно-маршевых двигателей (ПМД) во взлетное положение в процессе разбега. Отказ произошел из-за переменного контакта в электроцепи управления положением сопел ПМД.
Погиб 8 сентября 1980 года при выполнении испытательного полёта на Як-38.
Отработку ВКР при повышенной влажности и температуре воздуха проводили на «Минске» в Южно-Китайском море. 8 сентября 1980 г. в районе 8° северной широты и 108° восточной долготы при выполнении очередного короткого взлета Як-38 N0307 сошел с палубы с потерей высоты, ударившись колесами об ограничительный брус, и еще минуту шел в фонтане брызг над самой водой. У летчика-испытателя Кононенко времени катапультироваться было более чем достаточно, однако до последней секунды он пытался набрать высоту и спасти машину. Попытка спасения летчика с помощью дежурившего в воздухе вертолета-спасателя не удалась, и Як-38 затонул вместе с летчиком.
Изучение причин катастрофы в ЛИИ и ЦАГИ показало, что торможение ветрового потока над палубой могло повлечь за собой снижение подъемной силы крыла, приведшее к потере скорости и удару о палубу. После этого cлучая на самолете провели ряд доработок, повышающих надежность системы поворота сопел ПМД, и уточнили методику ВКР.
Жил в городе Жуковский Московской области. Похоронен в Жуковском, на Быковском кладбище.
Награждён 2 орденами Ленина.

Источники информации:

  • Испытатели ЛИИ / В.П.Васин, А.А.Симонов, Жуковский. «Авиационный печатный двор», 2001 /
  • «Европейские самолеты вертикального взлета» / Е.И.Ружицкий, Москва — 2000 /
  • Як-38 — тернистый путь первопроходца. / Ю.А.Лунев, «Авиация и Время», N 6, 1995 г. /

Помогали:

  • С.С.Еремин
Олег Григорьевич Кононенко в 1970-х годах дал путевку в небо самолету с вертикальным взлетом Як-38. Сегодня его сын Олег Олегович - ведущий летчик-испытатель ОКБ им. А.С. Яковлева

На фото: Олег Кононенко - сын и его Як-130.

В российских авиационных подразделениях часто можно встретить летчиков, носящих одну фамилию. Это достаточно привычное явление - сын продолжает дело отца и, следуя по его стопам, поднимает в небо новые самолеты. Такая преемственность существует и в летной службе Опытно-конструкторского бюро им. А.С.Яковлева. Сегодня новые машины этого ОКБ поднимает в небо старший летчик-испытатель, Герой России Олег Олегович Кононенко. Сорока годами ранее то же самое делал его отец - Олег Григорьевич Кононенко.

В августе этого года Олегу Григорьевичу исполнилось бы 75 лет. Его путь к работе летчика-испытателя был достаточно нетипичным. В подавляющем большинстве на эту работу приходят пилоты Военно-воздушных сил. Олег Кононенко пришел на испытательную работу из ДОСААФ. В 1956 году он окончил Ростовский авиационный техникум и одновременно Ростовский аэроклуб. Был неоднократным чемпионом СССР по авиамодельному спорту. После обучения в саранской Центральной объединенной летно-технической школе он работал летчиком-инструктором ДОСААФ.

В 1966 году Олег Кононенко окончил вертолетное отделение Школы летчиков-испытателей (ШЛИ), после чего работал в Летно-исследовательском институте им. М.М.Громова, участвовал в испытаниях вертолетов Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8. Когда в начале 1970-х гг. ОКБ конструктора А.С.Яковлева приступило к испытаниям самолетов вертикального взлета и посадки, Олег Кононенко перешел работать в эту прославленную фирму. Как выяснилось, пилоты вертолетов успешнее справляются с необычными машинами, чем летчики самолетов, привыкших взлетать и садиться с пробегом. Кононенко был первым, кто выполнил на самолете Як-36М посадку на палубу противолодочного крейсера «Киев».

В конце августа 1980 года из Владивостока в Южно-Китайское море ушел тяжелый авианесущий крейсер «Минск» для отработки Як-38 в условиях повышенной температуры и влажности. 8 сентября при взлете на одноместном Як-38 Кононенко произошел отказ подъемно-маршевого двигателя.

Самолет сошел с палубы корабля, ударился колесами об ограничительный брус и стал полого снижаться. Видимо, не желая потерять самолет, Олег Григорьевич Кононенко не катапультировался, до последнего спасал машину. Около минуты Як-38 в фонтане брызг летел над самой водой.

«При ударе самолета об воду отец, видимо, потерял сознание и не смог катапультироваться, - рас-сказывает Олег Кононенко-младший. - Время было упущено, самолет затонул. Командир «Минска» выбросил на этом месте сигнальный буй. Отца подняли только через два месяца. Для этого была отправлена специальная бригада кораблей, которая занималась поисками самолета и останков отца. Его похоронили на Жуковском кладбище. Там похоронено очень много летчиков».

Олег Григорьевич погиб буквально через несколько дней после того, как его сын Олег поступил в Ейское высшее военное авиационное училище летчиков им. В.М.Комарова.

«С авиацией я определился классе в десятом, до этого даже не представлял, куда мне направиться, - рассказывал Олег Олегович. - Отец тогда с нами уже не жил, а мама не очень хотела, чтобы я служил летчиком. Я пообещал ей, что после школы год подумаю. Чтобы не отрываться от авиации, я устроился на Смоленский авиационный завод, год работал клепальщиком, строил самолеты Як-42».

Через год Кононенко-младший собрался поступать в военное летное училище. «В военкомате на медицинской комиссии, посмотрев мою электрокардиограмму, сказали, что с такими данными в летчики не берут, - вспоминает Кононенко. - Я позвонил отцу, спросил его совета. Он попросил прислать ему электрокардиограмму, обратился в медицинский центр. Там ему сказали, что все нормально. Такие случаи на медкомиссиях, оказалось, бывали регулярно: из-за того, что слишком много людей хотели поступить в летное училище, надо было как-то их отсеивать. Отец поддержал мою мечту. Когда я считал, что с авиацией уже ничего не получится, он переубедил меня и помог в тот сложный момент».

Путь Олега Кононенко-младшего к испытательной работе оказался сложным. В 1984 году он закончил Ейское училище, затем проходил службу на различных должностях в частях ВВС. В 1993 году Олег уволился из ВВС и перешел на работу в ОКБ им. А.С.Яковлева. ШЛИ ему удалось закончить за два захода. Сначала в 1994 году он прошел теоретический курс обучения, получив свидетельство летчика-испытателя 3-го класса. Практический курс Кононенко прошел 1999-2000 годах, сдал экзамены и получил диплом об окончании. «При поступлении на работу в ОКБ им. А.С.Яковлева и ШЛИ мне, конечно, помогло то обстоятельство, что многие хорошо помнили отца как замечательного мастера своего дела», - считает Олег Олегович.

В Яковлевском ОКБ Кононенко-младший принимал участие в испытаниях более 20 типов самолетов. Он стал ведущим летчиком-испытателем нового российского реактивного учебно-тренировочного самолета Як-130. В летной биографии Олега Олеговича были и сложные моменты. 26 июля 2006 года при выполнении очередного испытательного полета у Як-130 на высоте 10 км отказала система управления.

Самолет самопроизвольно перевернулся на «спину» и перешел в снижение. Пилотировавшие самолет Олег Кононенко и военный летчик-испытатель полковник Сергей Щербина пытались спасти машину, но на отклонения ручек управления она не реагировала. Продолжая попытки восстановить управление самолетом, экипаж доложил на землю о возникших неполадках.

Як-130 стремительно приближался к земле. Поняв, что вывести Як-130 из неуправляемого пикирования не удается, и убедившись, что самолет падает в ненаселенной местности, экипаж катапультировался на высоте всего около 1000 метров. Летчики покинули самолет, летевший в перевернутом положении, и смогли успешно приземлиться на парашютах. Благодаря мужеству и самообладанию пилотов были выявлены и устранены причины этой неисправности.

8 сентября 2010 года, в день 30-летия гибели Олега Григорьевича Кононенко, был подписан Указ Президента России о присвоении старшему летчику-испытателю ОКБ им. А.С.Яковлева Олегу Олеговичу Кононенко звания Героя Российской Федерации за мужество и героизм, проявленные при испытании авиационной техники.

Статья из корпоративного журнала

Поздравляю Вас с юбилеем и желаю здоровья и успехов во всех делах. Пять лет назад вы дали мне интервью для нашей газеты, в котором рассказали о своей работе на тот момент. Что значительного произошло в вашей жизни за прошедшие пять лет?

- Спасибо за поздравление. За прошедшие пять лет было много интересной совместной работы с военными летчиками, как российскими, так и зарубежными, в частности, летчиками ВВС Алжира по учебно-боевому самолету (УБС) Як-130. Самолет Як-130 в 2009 г. был принят на вооружение ВВС России, но, к сожалению, за три года было заказано всего 12 машин для ВВС России, что подорвало Нижегородский авиазавод «Сокол». Впечатление такое, что в Минобороны все заняты самовыживанием и им все равно, что происходит с военной авиацией.

Также были работы, связанные с исследованием верхних слоев атмосферы на высотном самолете М-55 «Геофизика» . Вконце 2005 г. участвовал экспедиции в Австралию, где проводились исследования экваториальных вод. В 2010 г. состоялась экспедиция в Швецию по исследованию околополярных пространств в условиях северных ночей с выполнением полетов со Шпицбергена и самого северного аэродрома Швеции, расположенного в городе Кируна.

Продолжаются работы по созданию ближне-среднемагистрального самолета МС-21. Занимаемся компоновкой кабины пилотов, индикацией, выдаваемой на мониторы, работаем по конструктивным особенностям различных бортовых систем для удобства их эксплуатации. Идет серьезное сопротивление со стороны разработчиков некоторых систем, так как каждый считает, что он придумал супервещь, а порой просто говорят, что на «Эрбасах» так сделано и мы ничего нового придумывать не будем, потому что нас сертифицируют и самолет будет летать в Европу. За рубежом самолеты наши не купят: нас везде не любят. А осваивать на самолете придется наши районы -это Север, Сибирь, где далеко не суперские аэродромы. Часть же инженеров-разработчиков думает, что на этом самолете будем летать только в Ниццу, Париж, Лондон, Брюссель и т.д. Когда «тушки», «аны» и «яки» будут списаны, то на чем будет летать в Хатангу, Тикси, Мыс Шмидта и т.д.? Печально, но, мне кажется, что даже минимальное планирование отсутствует в нашей авиационной отрасли.

Ваш ответ содержит и ответ на мой второй вопрос: «В каких перспективных программах сейчас принимаете участие?» По Вашему мнению, в авиапромышленности за прошедшие пять лет произошли значительные подвижки в положительную сторону или в отрицательную?

За пять лет в нашей авиации произошло больше грустного, чем радостного. Достаточно взглянуть на авиазаводы, где пришлось мне побывать: в Саратове, Нижнем Новгороде Смоленске и Воронеже. Достойная структура авиационной промышленности отсутствует, даже воздушное пространство для испытаний отнимают. Видимо, в перспективе начнем покупать только импортную авиатехнику. Некоторые недальновидные руководители, наверно, полагают, что большой стране своя авиация не нужна.

-Какие у вас планы на ближайшую перспективу?

- Хотелось бы поучаствовать в дальнейшем развитии самолета Як-130, а по результатам полетов в войсковых частях сделать доработки, улучшающие эксплуатацию машины. Планируется продолжить работы по проекту МС 21, так как участие летчиков-испытателей на этом этапе очень важно.

Досье «ЖВ»

Путь Олега Олеговича Кононенко на испытательную работу не был простым: в перестроечном 1991 г. он предпринял попытку поступить в Школу летчиков-испытателей (ШЛИ) МАП СССР, но набор не состоялся. В 1993 г. Олег уволился из ВВС Белоруссии и в 1994 г. прошел теоретический курс обучения в ШЛИ, получил свидетельство летчика-испытателя 3-го класса. После этого у Олега появилась возможность приступить к испытательной работе на фирме им. А.С.Яковлева. Практический курс обучения в ШЛИ прошел 1999-2000 гг., сдал экзамены и получил диплом об окончании ШЛИ. Таковы реалии нашего времени, когда фирмы стали платить за обучение слушателей в ШЛИ. В интервью нашей газете, опубликованном в январе 2007 г., Олег Олегович откровенно сказал, что при поступлении на работу в ОКБ им. А.С.Яковлева и ШЛИ ему помогло то обстоятельство, что его отца Олега Григорьевича Кононенко многие хорошо помнили как замечательного мастера своего дела. Заслуженный летчик-испытатель СССР О.Г.Кононенко погиб 8 сентября 1980 г. во время испытательного полета на истребителе вертикального взлета и посадки Як-38,

Звание Героя Россия присвоено Олегу Кононенко Указом президента России № 1104 от 8 сентября 2010 г за вклад в испытания нового отечественного учебно-боевого самолета Як-130, который принят на вооружение и серийно выпускается на авиазаводах в Нижнем Новгороде и Иркутске.

Олег Григорьевич Кононенко

Олег Кононенко на авиамодельных соревнованиях (1960 г.)
Дата рождения
Дата смерти
Награды и премии
Связи

Кононенко, Олег Григорьевич (16.08.1938 - 08.09.1980) - Заслуженный лётчик-испытатель СССР , космонавт-испытатель .

Биография

Родился 16 августа 1938 года в посёлке Самарское Азовского района Ростовской области. С 1950 года жил в городе Ростов-на-Дону . В 1956 году окончил Ростовский авиационный техникум и одновременно Ростовский аэроклуб. Неоднократно становился чемпионом СССР по авиамодельному спорту. В 1958 году окончил Центральную объединённую лётно-техническую школу ДОСААФ в городе Саранске.

С 1959 года по 1962 год - лётчик-инструктор Вязниковского учебного авиационного центра ДОСААФ. С 1962 года по 1965 год - лётчик-инструктор Ростовского аэроклуба. С 1965 года по 1966 год - пилот гражданского воздушного флота, командир звена в Тернопольском аэропорту.

В 1966 году окончил вертолётное отделение Школы лётчиков-испытателей (ШЛИ) и был направлен на работу лётчиком-испытателем в Лётно-исследовательский институт (ЛИИ). По тематике института провёл ряд сложных испытаний на вертолётах Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8. С 1972 года участвовал в испытаниях самолётов вертикального взлёта и посадки Як-36М и Як-38. Выполнил первым посадку Як-36М на палубу противолодочного крейсера «Киев» и взлет с коротким разбегом (ВКР) на сухопутном аэродроме.

В 1975 году без отрыва от основной работы окончил Московский авиационный институт.

Был одним из первых лётчиков-испытателей, участвовавших в программе «Спираль».

В 1977 году зачислен в первую группу лётчиков-испытателей ЛИИ (позднее - отряд космонавтов-испытателей Минавиапрома СССР) для участия в космической программе «Буран». С 1979 года по 1980 год проходил общекосмическую подготовку в Центре подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина.

27 декабря 1979 года в ходе отработки ВКР с палубы тяжёлого авианесущего крейсера «Минск» в акватории Уссурийского залива был вынужден катапультироваться вместе со вторым пилотом М. Дексбахом из самолёта Як-38У, который потерпел аварию и рухнул в море из-за отказа системы поворота сопел подъёмно-маршевых двигателей (ПМД).

Погиб 8 сентября 1980 года: при взлёте самолёта Як-38 (№ 0307, борт 45) с палубы ТАВРК «Минск» при отработке методики ВКР на предельных режимах не переложились створки сопла ПМД, самолёт сошел с потерей высоты с палубы корабля, ударился колесами об ограничительный брус и, выйдя за обрез палубы, стал полого снижаться. Перед тем как затонуть, Як-38 еще около минуты шел в фонтане брызг над самой водой. Кононенко не катапультировался, до последнего пытаясь набрать высоту и спасти самолёт. После этой аварии на Як-38 провели ряд доработок, повышающих надежность системы поворота сопел ПМД, и уточнили методику ВКР. Похоронен в городе Жуковском на Быковском мемориальном кладбище .

Награды

  • 2 ордена Ленина (29.03.1976; 10.03.1981, посмертно)
  • медали

Напишите отзыв о статье "Кононенко, Олег Григорьевич"

Литература

  • Симонов А. А. Заслуженные испытатели СССР. - Москва: Авиамир, 2009. - С. 110. - 384 с. - ISBN 978-5-904399-05-4 .
  • Васин В. П. , Симонов А. А. Испытатели ЛИИ. - Жуковский: Авиационный Печатный Двор, 2001. - С. 84. - 192 с. - ISBN 5-93705-008-8 .

Отрывок, характеризующий Кононенко, Олег Григорьевич

– Нет, я видела… То ничего не было, вдруг вижу, что он лежит.
– Андрей лежит? Он болен? – испуганно остановившимися глазами глядя на подругу, спрашивала Наташа.
– Нет, напротив, – напротив, веселое лицо, и он обернулся ко мне, – и в ту минуту как она говорила, ей самой казалось, что она видела то, что говорила.
– Ну а потом, Соня?…
– Тут я не рассмотрела, что то синее и красное…
– Соня! когда он вернется? Когда я увижу его! Боже мой, как я боюсь за него и за себя, и за всё мне страшно… – заговорила Наташа, и не отвечая ни слова на утешения Сони, легла в постель и долго после того, как потушили свечу, с открытыми глазами, неподвижно лежала на постели и смотрела на морозный, лунный свет сквозь замерзшие окна.

Вскоре после святок Николай объявил матери о своей любви к Соне и о твердом решении жениться на ней. Графиня, давно замечавшая то, что происходило между Соней и Николаем, и ожидавшая этого объяснения, молча выслушала его слова и сказала сыну, что он может жениться на ком хочет; но что ни она, ни отец не дадут ему благословения на такой брак. В первый раз Николай почувствовал, что мать недовольна им, что несмотря на всю свою любовь к нему, она не уступит ему. Она, холодно и не глядя на сына, послала за мужем; и, когда он пришел, графиня хотела коротко и холодно в присутствии Николая сообщить ему в чем дело, но не выдержала: заплакала слезами досады и вышла из комнаты. Старый граф стал нерешительно усовещивать Николая и просить его отказаться от своего намерения. Николай отвечал, что он не может изменить своему слову, и отец, вздохнув и очевидно смущенный, весьма скоро перервал свою речь и пошел к графине. При всех столкновениях с сыном, графа не оставляло сознание своей виноватости перед ним за расстройство дел, и потому он не мог сердиться на сына за отказ жениться на богатой невесте и за выбор бесприданной Сони, – он только при этом случае живее вспоминал то, что, ежели бы дела не были расстроены, нельзя было для Николая желать лучшей жены, чем Соня; и что виновен в расстройстве дел только один он с своим Митенькой и с своими непреодолимыми привычками.
Отец с матерью больше не говорили об этом деле с сыном; но несколько дней после этого, графиня позвала к себе Соню и с жестокостью, которой не ожидали ни та, ни другая, графиня упрекала племянницу в заманивании сына и в неблагодарности. Соня, молча с опущенными глазами, слушала жестокие слова графини и не понимала, чего от нее требуют. Она всем готова была пожертвовать для своих благодетелей. Мысль о самопожертвовании была любимой ее мыслью; но в этом случае она не могла понять, кому и чем ей надо жертвовать. Она не могла не любить графиню и всю семью Ростовых, но и не могла не любить Николая и не знать, что его счастие зависело от этой любви. Она была молчалива и грустна, и не отвечала. Николай не мог, как ему казалось, перенести долее этого положения и пошел объясниться с матерью. Николай то умолял мать простить его и Соню и согласиться на их брак, то угрожал матери тем, что, ежели Соню будут преследовать, то он сейчас же женится на ней тайно.
Графиня с холодностью, которой никогда не видал сын, отвечала ему, что он совершеннолетний, что князь Андрей женится без согласия отца, и что он может то же сделать, но что никогда она не признает эту интригантку своей дочерью.
Взорванный словом интригантка, Николай, возвысив голос, сказал матери, что он никогда не думал, чтобы она заставляла его продавать свои чувства, и что ежели это так, то он последний раз говорит… Но он не успел сказать того решительного слова, которого, судя по выражению его лица, с ужасом ждала мать и которое может быть навсегда бы осталось жестоким воспоминанием между ними. Он не успел договорить, потому что Наташа с бледным и серьезным лицом вошла в комнату от двери, у которой она подслушивала.
– Николинька, ты говоришь пустяки, замолчи, замолчи! Я тебе говорю, замолчи!.. – почти кричала она, чтобы заглушить его голос.
– Мама, голубчик, это совсем не оттого… душечка моя, бедная, – обращалась она к матери, которая, чувствуя себя на краю разрыва, с ужасом смотрела на сына, но, вследствие упрямства и увлечения борьбы, не хотела и не могла сдаться.