Водопьянов михаил васильевич. О чем надо знать

Родился 18 ноября (6 ноября по старому стилю) 1899 года в селе Студенка Липецкого уезда (ныне часть города Липецка) в крестьянской семье.

В 1919 году Водопьянов добровольцем вступил в Рабоче-крестьянскую Красную Армию, служил обозным в дивизионе воздушных кораблей, с 1920 года — помощник шофера, с 1921 года — шофер. Участвовал в гражданской войне.

После демобилизации в 1922 году приехал в Москву, работал два года шофером. После сокращения брался за любую работу.

С 1925 года Михаил Водопьянов работал авиационным мотористом, затем бортмехаником.

В 1928 году окончил летную школу "Добролета", в 1929 году - Московскую летно-техническую школу.

В качестве бортмеханика, а затем и летчика "Добролета" Водопьянов участвовал в экспедициях по борьбе с саранчой на Северном Кавказе и в Казахстане. В январе 1930 года первым открыл воздушную линию на остров Сахалин. С 1931 года работал на Центральном аэродроме в летном отряде газеты "Правда", доставлявшем газетные матрицы в крупнейшие города СССР. Потом летал на гражданских самолетах по дальним воздушным трассам Москва — Ленинград, Москва — Иркутск, на остров Сахалин, в Петропавловск-Камчатский.

Зимой 1933 года в испытательном перелете из Москвы до Петропавловска-Камчатского самолет Водопьянова разбился на озере Байкал, а он получил сотрясение мозга и множественные переломы.

В марте — апреле 1934 года Михаил Водопьянов участвовал в спасении экипажа ледокола "Челюскин", за что был удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1936-1937 годах возглавлял полеты в Арктику, в том числе впервые в мире совершил посадку на Северном полюсе, доставив туда полярную экспедицию (СП-1).

В 1937 году Водопьянов был избран депутатом Верховного Совета СССР от Липецкого избирательного округа.

Участвовал в советско-финляндской войне 1939-1940 годов в должности командира тяжелого бомбардировщика ТБ-3. Совершил несколько боевых вылетов.

В начале Великой Отечественной войны Михаил Водопьянов командовал дальнебомбардировочной авиационной дивизией. Лично участвовал во втором налете на Берлин, в котором его самолет Пе-8 был подбит и совершил вынужденную посадку на территории, занятой противником.

Через линию фронта Водопьянов вернулся к своим. За большие потери был смещен с должности командира дивизии.

Михаил Водопьянов продолжал совершать боевые вылеты как командир корабля в составе 746-го авиационного полка дальнего действия и 25-го гвардейского тяжелого бомбардировочного авиационного полка, затем был в распоряжении командующего 18-й воздушной армией.

В 1943 году ему было присвоено воинское звание генерал-майора авиации. С 1946 года - в отставке.

В 1948-1950 годах Водопьянов участвовал в военных высокоширотных экспедициях "Север-1", "Север-2" и в исследованиях Арктики.

Водопьянов - Герой Советского Союза, награжден четырьмя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями.

Скончался Михаил Водопьянов 11 августа 1980 года, похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.

В Москве именем Водопьянова названа улица, а на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска. В Севастополе его именем назван спуск. В Липецке есть улица его имени и установлена памятная стела.

В 2013 году был установлен памятник Михаилу Водопьянову на Аллее летчиков-героев на Ходынском поле в Москве. Скульптурная композиция раскрывает яркий сюжет из жизни героя — первое в истории приземление на льды Северного полюса в 1936 году.

Много раз меня приглашали к себе в школу или на пионерский костёр мои юные друзья. Я рассказывал им о разных происшествиях из своей долгой лётной жизни и о полётах моих товарищей – полярных лётчиков. Почти всегда после окончания рассказа начинали сыпаться вопросы.

Пионеров интересовало всё: и как я впервые взял в руки штурвал самолёта, и спасение челюскинцев, и полёты в Арктике, и будущее нашей советской авиации.

Время шло, многие школьники, с которыми мне довелось встречаться, стали уже сами лётчиками и педагогами, инженерами и врачами. В школах уже учатся их сыновья и дочери, а вопросы остаются те же, только их стало намного больше.

Вот и решил я сразу побеседовать со всеми ребятами нашей огромной страны, рассказать им то, что знаю.

Мне хотелось, чтобы читатели этой книги правильно поняли то, о чём я пишу, поняли, что в жизни всего можно достигнуть, если упорно стремиться к поставленной цели, не бояться трудностей, много работать и учиться.

Храбрость, мужество, волю и смелость духа надо воспитывать изо дня в день и в школе, и дома, и на спортивной площадке, и в туристском походе. Вы, мои дорогие читатели, строители коммунизма, должны быть трудолюбивыми людьми, верными друзьями и ничего не бояться. И вы будете такими людьми!

ДО НЕБА ДАЛЕКО

Маленький мир

Это было давно, ещё до Октябрьской революции. Покосившийся домик, сарай для скотины, поле, огород – вот весь мой маленький мир в детстве.

И в то время, когда люди уже летали на самолётах, в мою голову вбивали, что «свод небесный – твердь есть», а на эту «твердь» ангелы золотыми молоточками приколачивают бриллиантовые звёздочки.

Как-то я спросил у бабушки:

– Бабуня, а до неба далеко?

– Так далеко, что и слова такого нет, чтоб сказать тебе.

– Жаль… Ангелов посмотреть охота: как они там с этими молоточками…

Бабушка обругала меня и сказала, что ангелов видеть нельзя. Я удивился: почему же чертей и ведьм можно видеть, а ангелов нельзя? Она опять рассердилась, хотя отлично знала, что с ведьмами наши односельчане встречаются почём зря. По селу вечно ходили рассказы об этом.

Наслушавшись таких рассказов, я стал бояться ходить ночью.

Однажды шли мы с товарищами с поля, и почудилось нам, что кто-то за нами гонится.

– Ведьма! – крикнул кто-то.

И мы бросились бежать.

Несёмся во весь опор и слышим, что нас преследуют. Решили защищаться. Набрали камней и, зажмурясь от страха, давай их швырять в сторону нашего преследователя. Слышим – отстал. «Ага, видно, и чёрт камней боится!»

Тут мы выпустили весь заряд камней и дали стрекача до нашего дома, который стоял на самом краю деревни.

Товарищи так домой и не пошли – ночевали у меня. А утром выяснилось: пропал ягнёнок у нашего лавочника. Работник всю ночь бегал искал, а к утру нашёл его всего избитого камнями. Бедный ягнёнок еле на ногах держался.

Жаль мне стало ягнёнка, но ребята уверяли, что в его шкуре ночью сидела ведьма.

Об этом случае я скоро забыл. Меня поразило другое.

Недалеко от нашего села был металлургический завод. Крестьяне ближних сёл и деревень возили туда железную руду, известковый камень. За каждый пуд доставленного груза платили по две копейки. Как всегда, у весов собиралось много подвод. И вот однажды к заводу подкатил легковой автомобиль. Мы никогда ещё не видели такой диковинной машины. Не успели мы опомниться, как наши лошади с испугу шарахнулись в разные стороны… И пошла тут неразбериха: ломались телеги, колёса, несколько подвод скатилось под откос, покалечились лошади. Моя-то лошадёнка еле двигалась, а тут так хватила, что я с трудом догнал её. А господа в цилиндрах сидят в машине и смеются.

Свалил я камень, привязал свою лошадь к столбу и пошёл к конторе, где у подъезда стоял автомобиль. Мне страшно хотелось увидеть его поближе. Эх, и позавидовал же я тогда шофёру! Важно сидел он за рулём в кожаной куртке. В любую минуту он может завести машину и поехать…

Возвращаясь домой, я всё время думал о машине. Мне хотелось скорее обо всём рассказать своим товарищам.

Около деревенской лавки стоял сын лавочника, Борис. Я не удержался:

– Борис, на заводе автомобиль стоит. Я его сам видел…

– Эка невидаль – автомобиль! – прервал он меня. – Я ещё не то видел в туманных картинах! – с гордостью добавил он. – Аэропланы летают, автомобилей сколько угодно, а какие города показывают! Разве такие, как наш? Липецк – просто тьфу перед ними!

– Какие это туманные картины?

– А на белом полотне. Там люди как живые бегают.

– А где показывают?

– В театре «Унион». Заплати двадцать копеек – и увидишь. Я каждые три дня хожу.

Я задумался. Чего только не творится на белом свете, а я ничего не знаю! Борис моложе меня, а ему всё известно. Но ведь он сын лавочника – у него деньги есть, а я где возьму?

Отец у меня щедрым не был: даст в праздник три копейки, и больше не проси. Я стал ломать голову над тем, как бы набрать двадцать копеек. Каждое воскресенье меня посылали в церковь и давали десять копеек. На эти деньги я должен был купить просвиру за три копейки и три свечи: две потолще, по три копейки, – спасителю и божьей матери и одну потоньше – всем святым.

Тут я сообразил, что, если я поставлю свечку за копейку одной божьей матери, она за меня заступится перед остальными святыми. Таким образом, у меня останется целых шесть копеек.

Прошло немало дней, прежде чем я с большим трудом собрал желанную сумму. Она была для меня ключом к двери, за которой, как мне казалось, открывался большой мир.

После первого посещения кинематографа я не спал всю ночь. Жизнь моя словно перевернулась. Раньше я думал, что на манер моего существования устроен весь мир: люди живут, пашут, жнут, в церковь ходят… И вдруг оказалось, что есть большие города с огромными домами; есть бегающие и летающие машины; есть управляющие ими люди; наконец, есть машины, снимающие все эти чудеса для кинематографа.

Меня потянуло к какой-то другой жизни. Чтобы взглянуть ещё разок на волшебное полотно кинематографа, я готов был пуститься на всё.

Для меня было совершенно неважно, видел ли я уже какой-нибудь фильм или нет. Самый факт, что на экране появляются предметы, ничем не похожие на те, что я видел в деревне, вполне устраивал меня.

С тех пор мой маленький мир расширился. Я чувствовал, как медленно, но верно рушатся мои детские понятия.

Годы жизни 18.11.1899 — 11.8.1980
В 1934 году вместе с другими шестью летчиками спас 102 человека с затонувшего парохода «Челюскин» в Чукотском море и стал Героем Советского Союза (Золотая Звезда № 6).
...Посадил впервые в мире самолет на Северный полюс в 1937 году, доставив туда исследовательскую группу И.Д. Папанина, работавшую затем на дрейфующей станции.
...Одним из первых летал бомбить Берлин в начале августа 1941 года.
Этого хватило бы для нескольких замечательных людей. Недаром летчик И.П. Мазурук когда-то отмечал, что Михаил Водопьянов, по существу, — трижды Герой Советского Союза, но в те годы имевшим уже Звезду Героя второй раз звания Героя не присваивали, а ограничивались вручением ордена Ленина. Это было, конечно, несправедливо, поскольку, например, другим участникам воздушной экспедиции на Северный полюс в 1937 году присвоили звания Героев, а Водопьянову — нет. А ведь Михаил Васильевич в то время являлся и командиром всего летного отряда, и командиром флагманского самолета, который как раз и был приледнен им (повторяю — впервые) на Северный полюс...
Но обид у Михаила Васильевича по этому поводу никогда не было. Он не относился к типу тех людей, для которых цель жизни — приобрести побольше наград. Водопьянов был бескорыстнейший человек, главная цель которого — беззаветно служить своему Отечеству, жить во имя других людей. Даже в пожилом Водопьянове, которого я наблюдал, по-прежнему чувствовалась готовность сию минуту броситься на помощь, потому что житейским его девизом всегда было — помочь человеку в конкретном деле. (На фотографии Михаил Водопьянов в группе первых Героев Советского Союза.)
Впервые я познакомился с Михаилом Васильевичем в 1975 году, за пять лет до его смерти. Он производил впечатление человека душевного и отзывчивого, часто говорил людям ласковые слова, например: «Какой вы красивый, молодой!» Видимо, в каждом из окружающих он старался увидеть и подчеркнуть что-то доброе, значительное и тем возвысить.
Когда к нему пришла слава, к Водопьянову обращались люди со всех концов страны, и он помогал — за кого-то хлопотал, кому-то давал деньги, прощал долги. Однажды сын Владимир спросил его: тот-то и тот-то у тебя брал в долг — отдал? Михаил Васильевич какое-то время молчит, потом улыбнется и скажет: «А откуда он возьмет-то?!» И словно рад, что ему не отдадут никогда назад денег.
Все более проявлявшаяся у Михаила Васильевича чуткость к людям начиналась, как мне кажется, в далекие годы его летной работы, когда он постигал мудрость своей профессии, мудрость бытия, познав цену человеческой жизни.
А узнал он ее с самого раннего детства, с девяти лет, когда стал наемным работником, подвозившим с карьера камень для строительства, затем подручным печника, вновь подвозчиком камня — уже на металлургический комбинат, пахарем...
Родился Водопьянов 18 ноября 1899 года в деревне Студенки Липецкой области. Он часто видел над деревней пролетавшие огромные самолеты «Илья Муромец», они и зародили в нем интерес к авиации, переросший затем в привязанность на всю жизнь. Восемнадцатилетним парнем Михаил Водопьянов стал добровольцем Красной Армии, поступил служить в Липецкую авиачасть, где на первых порах ему поручили подвозить бензин к самолетам. И он не закапризничал: подвозить так подвозить. Сначала заправлял бензином самолеты, потом помогал авиамеханику, изучал причины неисправностей двигателей, различных систем самолета... А вскоре уже мог ремонтировать технику, был с ней на «ты». Впоследствии он освоил такие профессии, как моторист, бортмеханик, шофер.
Работая шофером в Москве, он все чаще наведывался в мастерские «Добролета», ночуя на лавочках Петровского парка и зарабатывая на жизнь тем, что разгружал вагоны на станциях, пилил дрова и т.п. Как бы работал в «Добролете» на общественных началах.

Спустя только полгода его зачислили мотористом. Крупную фигуру Водопьянова не заметить было нельзя. Тот, кто входил в мастерские, мог увидеть следующее. В ремонтном цехе сидел здоровяк с руками молотобойца. Он держал вкладыш подшипника и большим шабером старательно его обрабатывал. По тому, с каким усердием он это делал, можно было судить о его невероятной терпеливости.
Потом, работая уже в должности бортмеханика в летном отряде по борьбе с саранчой, приметил старый, вышедший из строя учебный самолет «Авро», отремонтировал его и стал выполнять на нем тренировочные полеты. Никто не приглашал его стать летчиком. Это была исключительно его инициатива.
Так, шаг за шагом, он овладевал этой профессией и вскоре стал работать пилотом гражданской авиации. Открыл линию Хабаровск — остров Сахалин, в Каспийском море вел воздушную разведку лежбищ тюленей; работая в транспортной авиации, летал по маршрутам Москва — Хабаровск, Москва — Ташкент и многим другим.
Казалось, никто и ничто не помешает Водопьянову и в дальнейшем быть в авиации. Однако зимой 1933 года в испытательном перелете из Москвы до Петропавловска-Камчатского его самолет разбивается на озере Байкал, покрытом толстым льдом. Бортмеханик погибает. У Водопьянова сильнейшее сотрясение мозга, перелом нижней челюсти, много зубов выбито, глухие раны на подбородке, переносице, рассечены надбровные дуги — тридцать шесть швов наложили впоследствии на голову.
И долго потом пришлось лечиться. Он мог бы вообще никогда не вернуться в авиацию, если бы не сила воли и настойчивость. Медики повторно обследовали Водопьянова и пришли к выводу, что он вполне здоров и годен к летной работе без ограничения.
А тут и сообщение о катастрофе с «Челюскиным».
Не мог он не принять участия в таком важном деле, как спасение. Тем более что среди пострадавших были женщины и грудные дети. И он настойчиво стал проситься отправить его на выручку людей.
Но к отбору летчиков относились строго. Когда он оказался в кабинете у председателя правительственной комиссии Валериана Куйбышева, тот спросил его:
— Серьезно ли вы все взвесили? Ведь это полет в Арктику...
И действительно: пурга, снежные заносы, поломка авиатехники, потеря ориентировки в беспросветной снежной мгле для многих из тех, кто отправился в этот трудный путь, стали непреодолимым препятствием. Недаром только семерым летчикам удалось добраться до бедствующих на льдине людей, остальные же где-то застряли.
Не опишешь в короткой строке всех перипетий происшедшего. Скажу только, что Водопьянов совершил к бедствующим людям три полета и вывез оттуда десять человек. Неимоверно трудно дались ему эти полеты. На деревянно-полотняном самолетике , без штурмана, без радиста, через хребты, через горы, по неимоверно тяжелой трассе добрался он до места. Это было уникальное, героическое достижение.
А через несколько лет — подготовка к полету на Северный полюс. И вновь главное действующее лицо — Водопьянов, которого назначают командиром летного отряда экспедиции, состоящего из нескольких тяжелых самолетов и одного самолета-разведчика. Тщательно готовились к этому ответственнейшему заданию. Вот как характеризует тогдашнего Водопьянова начальник технического отдела Управления полярной авиации К.А. Москатов:
— Михаил Васильевич, помню, сказал, что все моторы, которые будут установлены на самолетах, он отберет сам — проверит их работоспособность и надежность, запишет номера тех, которые выдержат испытания, и установит их на самолетах. «Иначе, — сказал он, — я не полечу никуда».

Последний рывок на полюс с острова Рудольфа все откладывался из-за непогоды. Разведывательный полет в сторону полюса не принес нужных результатов — летчик Головин на последней капле бензина смог лишь вернуться обратно. Тогда Водопьянов решительно сказал:
— Я полечу вперед, если разобьюсь, то один. А сяду — остальные пускай ко мне прилетают.
Участник этой же экспедиции летчик Мазурук вспоминал: «Наверняка из десяти девять летчиков вернулись бы назад: свалиться в торосы, поломать машину, а значит, и сорвать задание, ничего не стоило...»
Самолет, ведомый Водопьяновым, приледнился 21 мая 1937 года. Мир был восхищен. Сыпались поздравления со всех концов планеты. Вот одно из них — от начальника авиационного корпуса армии США: «Этот перелет, без сомнения, свидетельствует не только о высоких летных качествах Водопьянова и его группы, но представляет собой т акже славное достижение советских авиационных механиков и конструкторов».
Вся Москва встречала героев, а вместе с ней и вся страна.
Началась Великая Отечественная война. Водопьянов добился аудиенции у Сталина, попросился на фронт (Михаил Васильевич имел тогда бронь как работавший в Полярной авиации и мог оставаться там). Вскоре была создана 81-я авиадивизия дальней авиации, специально предназначавшаяся для бомбардировки глубоких тылов противника, и в частности Берлина. В начале августа 1941 года Водопьянов доложил в Ставку о готовности к боевым действиям. Сталин отдал приказ о нанесении бомбового удара по Берлину.
И вот авиадивизия под командованием Водопьянова с 9 на 10 августа 1941 года отправилась в этот труднейший и опаснейший полет. Десять тяжелых самолетов Пе-8 поднялись с аэродрома в Пушкине под Ленинградом, взяв курс на Берлин. Были большие потери среди наших самолетов. Но сам Водопьянов, на своем головном, долетел до самого Берлина и удачно отбомбился.
Что началось в столице Германии! Ведь в то время фашистская пропаганда повсюду кричала о своей почти полной победе в Европе.
Михаил Васильевич впоследствии рассказывал:
— Летишь бывало бомбить Берлин — вражеские зенитки не оставляли живого места в небе, того и гляди воздух начнет плавиться, а у самого все внутри дрожит. Страшно, конечно, — жить-то хочется. Пятьдесят на пятьдесят — вернешься ты после бомбометания или нет. Но есть такое, что дороже жизни...
И вновь мирное время, уже послевоенное, когда он окончательно сформировался как пишущий человек, издав немалое количество книг и став членом Союза писателей.
Человек широчайших интересов, он не забывал и земной жизни, заботился о своих близких, особенно о детях, старался вовлечь их в полезные дела, воспитывал в них трудолюбие и скромность.
Водопьянов — слиток героических дел. Трудно представить и спасение челюскинцев, и особенно экспедицию на Северный полюс, и первые полеты на Берлин без Водопьянова. Без него что-то непременно поубавилось бы в этих событиях.
Не прожил он ста лет, как обещало ему природное здоровье, но все же восемьдесят прожил.

(1899-1980) советский летчик

В детстве и юности Михаил Васильевич Водопьянов ничего не знал об авиации. Будущий Герой Советского Союза родился в небольшом селе Студенки в Липецкой области в бедной крестьянской семье. Там же он закончил двуклассное приходское училище. В 1906 году вся семья переехала в сибирский город Тайшет, где отец устроился рабочим на железной дороге. Чтобы помогать семье, Михаил также пошел работать - он стал возчиком. Но поправить материальное положение не удалось, и в 1912 году семья возвратилась в родные места.

Михаил продолжал работать возчиком, а в 1918 году был мобилизован в Красную армию. Он начал служить в конной команде при Липецком аэродроме. Там у него и появилась мечта стать летчиком. Но вначале ему пришлось освоить профессию шофера. Правда, уже в Липецке он выполнял обязанности помощника механика, помогая ремонтировать самолеты.

В 1922 году Михаил Водопьянова направили в Москву для получения обмундирования. Пользуясь случаем, он попытался поступить в только что открывшуюся школу военных летчиков, но не смог, поскольку солдаты его года рождения уже подлежали демобилизации.

Вернувшись в часть, Михаил остался служить в армии и вскоре добился направления в Москву, где некоторое время работал шофером. Только через полгода ему удалось перейти в авиаремонтные мастерские. Тогда он и поднялся впервые в воздух. На следующий год его, как одного из лучших механиков, направили в школу военных летчиков. В 1929 году Михаил Водопьянов закончил ее и получил диплом летчика.

Вначале молодого пилота направили в авиаотряд, который занимался борьбой с саранчой. Он летал в разные районы, расположенные на юге России, и распылял на поля химикаты.

Через год, Михаил Васильевич Водопьянов был направлен командиром только что созданной эскадрильи почтовых самолетов. В течение нескольких лет он летал по городам России, доставляя почту. Нередко его направляли в отдаленные районы Сибири и Дальнего Востока для освоения новых воздушных линий. Так, Водопьянов первым совершил перелет на Камчатку и отработал методику ориентирования над открытым морем.

В начале тридцатых годов он уже считался одним из опытнейших авиаторов, поэтому его включили в состав авиационного отряда, созданного для скоростной доставки матриц центральных газет в разные города страны. Михаил летал в Сибирь, на Север, на Дальний Восток.

Во время одного из полетов, неподалеку от Иркутска, его самолет упал в озеро Байкал, и Михаил Водопьянов сильно пострадал. Почти полгода летчик пролежал в больнице, но все-таки вернулся в строй и был допущен к полетам.

В 1933 году, Михаил Васильевич Водопьянов впервые осуществил скоростной перелет на тяжелом транспортном самолете по маршруту Москва - Петропавловск-Камчатский. После его успешного завершения Михаил Васильевич был назначен в авиационный отряд по освоению районов Крайнего Севера.

Именно тогда, имя Михаила Васильевича Водопьянова стало известно всей стране. После того, как в 1934 году в Чукотском море погиб неприспособленный для ледовых походов корабль «Челюскин», Водопьянов вместе с другими экипажами осуществил успешную эвакуацию 104 челюскинцев. Таким образом отважный пилот доказал возможность использования тяжелых самолетов в ледовых условиях. Он оказался единственным гражданским летчиком, который принимал участие в спасении экспедиции. После окончания операции, Михаил Водопьянов был одним из первых удостоен звания Героя Советского Союза. Кинохроника сохранила кадры восторженной встречи летчиков в Москве. А в 1937 году Водопьянов был избран депутатом Верховного Совета страны.

С середины тридцатых годов он вошел в авиационный отряд, сформированный для освоения труднодоступных районов Арктики и совершил ряд перелетов на Новую Землю, тем самым вновь доказав возможность применения тяжелого бомбардировщика в качестве одного из возможных транспортных средств на Крайнем Севере. В феврале 1937 года впервые в истории авиации Водопьянов посадил тяжелый транспортный самолет на льдину в районе Северного полюса для высадки первой советской полярной станции.

Во время войны с белофиннами, Михаил Водопьянов подает заявление с просьбой направить его на фронт. Вначале ему было отказано, поскольку имелся категорический приказ Сталина беречь опытные летные кадры.

Однако уже через несколько недель, когда обстановка на фронте ухудшилась, Водопьянов все же был мобилизован и направлен на Карельский фронт в качестве командира авиационной группы, сформированной из полярных летчиков. Но в то время он практически не принимал участия в боевых действиях, поскольку война вскоре закончилась.

Во время Отечественной войны, Михаила Водопьянова, ставшего уже комбригом, назначают командиром дивизии бомбардировщиков дальнего действия. Летчики этого соединения уже осенью 1941 года осуществили бомбардировку Берлина и других крупных городов Германии. Эта операция имела большой пропагандистский эффект. Немцы не могли поверить, что налеты на Берлин совершала советская авиация, и приписывали их англичанам. Но потом в мире признали большие возможности советской авиации. Кроме бомбардировок, Водопьянов также занимался заброской партизанских групп в глубокий немецкий тыл.

После войны он вновь вернулся в полярную авиацию и до выхода в отставку в начале пятидесятых годов работал по обслуживанию трассы Главсевморпути.

О своей жизни и опыте Михаил Васильевич Водопьянов рассказал в нескольких книгах - «От сохи к самолету» (1939), «Небо начинается на земле» (1976) и «Друзья в небе» (1971).

Биография

ВОДОПЬЯНОВ Михаил Васильевич , советский общественный и военный деятель, генерал-майор авиации (1943). Герой Советского Союза (20.4.1934).
Родился в крестьянской семье. В феврале 1919 г. добровольно вступил в Красную армию и был зачислен красноармейцем в дивизион воздушных кораблей «Илья Муромец»: подвозчик бензина, помощник авиамеханика. В составе дивизиона участвовал в Гражданской войне, сражался с белогвардейской конницей генерала К.К. Мамонтова и войсками генерала П.Н. Врангеля. С конца 1920 г. в том же дивизионе служил шофёром. После окончания боевых действий был демобилизован и работал шофёром и грузчиком в Москве. В июле 1924 г. принят мотористом в мастерские Всероссийского добровольного общество воздушного флота («Добролёт»). Здесь, кроме специальности моториста, освоил профессию бортмеханика. В 1928 г. окончил лётную школу «Добролёта», сдал экзамены на звание пилота 3-го класса и стал работать пилотом ГВФ. В 1929 г. окончил Московскую лётно-техническую школу. В качестве бортмеханика, а затем и лётчика «Добролёта» участвовал в экспедициях по борьбе с саранчой на Северном Кавказе и в Казахстане. Награждён Особой грамотой и значком «Активист Авиахима». С 1929 г. работал в управлении Дальневосточных воздушных линий «Трансавиация» общества «Добролёт» в Хабаровске и первым, 9 января 1930 г., освоил пассажирскую воздушную линию на остров Сахалин. Затем работал на Центральном аэродроме пилотом 1-го класса в лётном отряде газеты «Правда», доставлявшем газетные матрицы в крупнейшие города СССР. Позднее летал на гражданских самолётах по дальним воздушным трассам: Москва - Иркутск и на остров Сахалин. В 1932 г. переведён на Каспий, затем работал командиром корабля 1-й категории в особом отряде Транспортной авиации Главсевморпути. Зимой 1933 г. в испытательном перелете из Москвы до Петропавловска-Камчатского его самолет потерпел аварию на озере Байкал; бортмеханик погиб, а Водопьянов получил сотрясение мозга и множественные переломы. Позднее, в составе особого отряда Главсевморпути, в декабре 1933 г. принимал участие в поиске и спасении членов экспедиции и экипажа затонувшего в Арктике парохода «Челюскин». За проявленное мужество и героизм 20 апреля 1934 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза и вручена медаль «Золотая звезда» №6. В 1936-1937 гг. совершал полёты в Арктику и участвовал в освоении полярных районов страны. Впервые в мире 21 мая 1937 г. произвёл посадку самолёта в районе Северного полюса, доставив на Северный полюс первую дрейфующую станцию. С февраля 1938 г. исполнял обязанности начальника Управления полярной авиации Главного управления Северного морского пути при Совете Народных Комиссаров СССР, с декабря пилот 1-го класса в Московской авиагруппе особого назначения Управления полярной авиации. В должности командира тяжёлого бомбардировщика ТБ-3 участвовал в Советско-финляндской войне 1939-1940 гг.; совершил несколько боевых вылетов. В феврале 1940 г. ему было присвоено воинское звание комбрига.

С началом Великой Отечественной войны в июле 1941 г. комбриг М.В. Водопьянов из Управления полярной авиации был переведён в ВВС Красной армии, и назначен командиром 81-й авиационной дивизии дальнего действия. В ночь с 10 на 11 августа 1941 г. он лично участвовал во втором авианалёте на Берлин. Его самолёт Пе-8 был подбит и совершил вынужденную посадку на территории, занятой противником, но через линию фронта сумел вернуться в расположение части. За большие потери личного состава и авиационной техники был смещён с должности командира дивизии. В дальнейшем продолжал совершать боевые вылеты в качестве командира корабля 746-го авиационного полка дальнего действия и 25-го гвардейского тяжелого бомбардировочного авиационного полка. В апреле 1943 г. ему было присвоено воинское звание генерал-майора авиации. С сентября 1943 г. состоял в распоряжении командующего авиацией дальнего действия для выполнения специальных заданий (с декабря 1944 г. - 18-й воздушной армии).

После войны в феврале 1946 г. по болезни уволен в запас. В 1948-1950 гг. участвовал в военных высокоширотных экспедициях. Жил в Москве. Член Союза писателей, активно занимался литературной деятельностью. Умер 11 августа 1980 г. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Награждён: 4 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й ст., медалями.