Водное хозяйство что. Водное хозяйство и основы водохозяйственного проектирования

Практические работы по географии для учащихся 10-11 классов

Кощина Елена Анатольевна

МОУ «Погореловская СОШ»

Пояснительная записка.

Практическая работа учащихся на уроках географии - один из важнейших элементов приобретения знаний, умений, навыков. Она во многом зависит от мастерства учителя: найти главное, выделить его, дать анализ –составные части самостоятельной работы старшеклассников.

Настоящее методическое пособие состоит из 12 практических работ по курсу «Экономическая и социальная география мира» под редакцией В.П. Максаковского для 10-11 классов. Каждая работа рассчитана на 1 урок.

В условиях модернизации образования встает сложная проблема содержания образования по каждому учебному предмету. Не обошла эта проблема и географию. Каждый творческий учитель решает ее по -своему.

Основываясь на дидактические принципы развития личностно- ориентированного обучения, представленный курс практических работ для 10-11 классов. подразумевает не только передачу ученикам определенной системы знаний и умений, но и приобретение ими навыков самостоятельной добычи информации.

Целью данного методического пособия является:


  • усиление практической направленности уроков школьной географии в старшей школе

  • развитие у учащихся навыка самостоятельной работы с различными источниками знаний.
При разработке пособия учтен собственный педагогический опыт. Апробация практических работ прошла в 2006-07 учебном году и дала положительные результаты в оценке качества знаний учащихся 10-11 классов.

Ценным считаю то, что на этих уроках ученики с большим удовольствием занимались практической исследовательской деятельностью, учились делать самостоятельно выводы, постигая такую многогранную и увлекательную науку как география.

Практическая работа № 1.

Тема: Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира (ТЭК).


№ п\п

Страна

Нефть, млрд. т

Газ, трлн. м3

Уголь, млрд. т

Р

З

Д

Р

З

Д

Р

З

Д

1

Россия

6,7

0,3

4,8

0,5

202

0,1

2

США

3,8

0,3

4,5

0,5

445

0,9

3

Канада

1,5

0,1

2,2

0,1

15

0,03

4

Китай

4,0

4,0

1,6

0,3

296

1

* Примечание.

З- запасы; Д- добыча; Р- ресурсообеспеченность.

2. Сделать вывод о ресурсообеспеченности и развитии экономики страны.
Практическая работа №2.

Тема: Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира.


  1. Экономико-географическое положение страны.

  2. На основании данных атласа дай оценку минеральным ресурсам страны.

  3. На основании данных атласа дай оценку водным ресурсам страны.

  4. На основании данных атласа дай оценку лесным и земельным ресурсам страны.

  5. Сделай общий вывод о ресурсообеспеченности страны.
* Примечание.

1 вариант-США

2 вариант- Россия

3 вариант-Китай

Практическая работа № 3.

Тема: Характеристика политико- географического положения страны.



  1. Оценка ресурсной базы экономики страны:

    • Минеральные ресурсы

    • Лесные ресурсы

    • Водные ресурсы

    • Земельные ресурсы.

  2. Дай характеристику отраслей специализации страны.

  3. Сделай анализ политической ситуации в данной стране.

  4. * На контурную карту нанеси « горячие точки» планеты (опережающее домашнее задание).

Практическая работа №4.

Тема: Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй и основные формы административно –территориального устройства».

На основании материала учебника и данных атласа заполни следующую таблицу:

Практическая работа №5.

Тема:Объяснение процессов воспроизводства населения в странах мира.


  1. Экономико- географическое положение страны.

  2. Охарактеризовать процессы воспроизводства населения в данных странах.

  3. Объяснить причины различий и сходств в процессах воспроизводствах.

  4. Сделать вывод о связи воспроизводства населения с экономическим развитием этих стран.
* Примечание.

1 вариант- Россия и Китай

2 вариант-Италия и Корея

3 вариант-Швеция и Малайзия

4 вариант-США и Вьетнам

Практическая работа №6.

Тема: Объяснение региональных и отраслевых различий в структуре занятости населения

стран мира.


  1. Указать тип воспроизводства в каждой стране, по атласу определить среднюю плотность населения.

  2. Указать различия в структуре занятости населения представленных стран, используя данные таблицы.

  3. Объяснить причины различия занятости населения.

  4. Сделать общий вывод.
* Примечание.

1 вариант-США и Индонезия

2 вариант-Китай и Нигерия

Занятость населения (в%).


№ п\п

Страна

Аграрный сектор

Добыв. пром.

Обраб. пром.

Строитель

ство


торговля

Сфера услуг

1

США

8

4

5

17

19

47

2

Индонезия

54

3

2

5

11

25

3

Китай

7

12

56

6

11

8

4

Нигерия

42

4

6

3

26

19

Практическая работа №7.

Тема: Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран мира (в виде таблицы)


Страна

Страна

ЭГП

ЭГП



Численность населения и районы с большей плотностью.



Тип воспроизводства, есть ли прирост населения.



Возрастной и половой состав населения.



Занятость населения, доля городского и сельского населения.



Вывод об обеспеченности страны трудовыми ресурсами.

* Примечание.

1 вариант- Канада и Алжир

2 вариант- Германия и ОАЭ.
Практическая работа №8.

Тема: Объяснение причин миграционных процессов.


  1. Установить направления миграционных потоков в пределах указанной территории.

  2. Показать на контурной карте стрелками направление миграционных потоков.

  3. Объяснить причины миграционных потоков.
* Примечание.

1 вариант-Европа

2 вариант -Северная Америка

3 вариант- Азиатское пространство.
Практическая работа № 9.

Тема: Характеристика центров мирового хозяйства.


  1. Проведи анализ условиям (климатическими, географическими, природными), которые способствовали формированию этого экономического центра.

  2. Составь в виде круговой диаграммы структуру отраслей хозяйства этого экономического центра и сделай общий вывод о преимущественном направлении.

  3. Перечисли основные статьи экспорта и импорта данного экономического центра.

  4. К каким международным группировкам относится этот экономический центр.
* Примечание.

1 вариант-Европа

2 вариант-Азия

Практическая работа №10.

Тема: Составление картосхемы « Региональные и отраслевые группировки стран мира».


  1. Нанеси на контурную карту страны данной группы, обозначив их определенным цветом.

  2. Заполни таблицу и сделай вывод о наличии одинаковых отраслей экономики:

  1. Сформулируй основные причины формирования этих отраслей (ресурсы, население, транспорт).

  2. Сделай общий вывод о структуре экономики этой группы стран.
* Примечание.

1 вариант- страны доиндустриальной экономики

2 вариант- страны индустриальной экономики

3 вариант- страны постидустриальной экономики

Практическая работа №11.

Тема:Составление картосхемы «Угольная промышленность мира»


  1. На контурной карте обозначить 10 стран- лидеров по добыче угля.

  2. Обозначить основные направления международных грузопотоков угля.

  3. Выделить регион мира, являющийся лидером по добыче угля.

  4. Выделить главные угледобывающие страны, не являющиеся экспортёрами угля.

Практическая работа №12.

Тема: Составление картосхемы «Металлургия мира».


  1. На контурной карте обозначить 10 стран- лидеров по добыче железной руды.

  2. Указать основные направления международных грузопотоков железной руды.

  3. Обозначить 10 стран- лидеров по производству стали.

  4. Отметить 5 стран-лидеров по производству первичного алюминия (методом кардиограммы).

  5. Выделить регион мира, являющийся лидером по добыче железной руды и производству стали.

Сущность и классификации природных ресурсов

Лекция 3. Природно-ресурсный потенциал мировой экономики

РЕСУРСЫ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА

Эффективное функционирование экономики на любом уровне (экономика отдельного предприятия, отрасли, отдельной страны, региона и мира в целом) зависит от комплексного и ра­ционального использования всех видов ресурсов - природных, материально-технических, трудовых, интеллектуально- информационных и финансовых, - участвующих в процессе вос­производства.

Особенности современного периода развития мирового хозяйства, характеризующегося усилением интернационализа­ции хозяйственных связей, необходимостью решения ряда гло­бальных проблем, центральное место среди которых занимает проблема экологии, требуют разработки новых подходов к во­просам о месте и роли всех видов ресурсов, о механизме их ис­пользования в мировой экономике.

Использование ресурсов на современном этапе должно быть подчинено решению проблемы обеспечения устойчивого развития мировой экономики. При этом отметим, что устойчи­вое развитие предполагает удовлетворение оптимальных по­требностей всех членов мирового сообщества при обязательном условии сохранения среды обитания для нынешнего и будущих поколений.

Таким образом, усиление экологического аспекта хозяй­ственной деятельности предъявляет повышенные требования к использованию всех видов ресурсов. Это затрагивает отдель­ные виды природных ресурсов, относимых к разряду невозоб- новляемых. Экологический аспект так же находится в тесной связи с ростом численности населения, поскольку в процессе жизнедеятельности усиливается антропогенное давление на ок­ружающую среду. Отдельные отрасли экономики наносят суще­ственный ущерб экологии, что требует структурной перестройки как на региональном, так и на глобальном уровнях.

Природные ресурсы являются (и так было всегда) необ­ходимым условием жизни людей и фактором развития любой экономики, в том числе и мирового хозяйства. При этом следует различать понятия "природные условия" и "природные ресурсы".

Природные условия - это все разнообразие природной среды на планете, тесно связанное с историей человечества, его размещением и хозяйственной деятельностью. Это более широ­кое понятие.

Под природными ресурсами понимают тела и силы при­роды, которые используются или могут быть использованы людьми как в процессе материального производства, так и в личном потреблении. Эта категория в первую очередь указывает на непосредственную связь природы с хозяйственной деятельно­стью человека. В последние годы наметилась тенденция к тому, что все большая часть элементов природы переходит в разряд ресурсов, например, солнечная энергия. В иностранной литера­туре деление на природные условия и ресурсы отсутствует.


Существуют различные классификации природных ре­сурсов, предпочтение которым отдается в зависимости от целей исследований. В практической деятельности наиболее широко применяется природная классификация (по признаку принад­лежности природных ресурсов к элементам природы). На ее ос­нове выделяются следующие группы:

1. Минеральные ресурсы (полезные ископаемые):

· топливно-энергетические (нефть, природный газ, уголь, торф, горючие сланцы);

· металлорудные (руды черных, цветных, редких и бла­городных металлов);

Неметаллические, или нерудные (апатиты, фосфориты, различные соли, слюда, графит, строительное сырье и др.).

· Земельные ресурсы.

· Водные ресурсы.

· Биологические: растительные и животные.

· Климатические и космические.

· Ресурсы Мирового океана.

· Рекреационные ресурсы.

В экологическом (или природоохранном) аспекте при­родные ресурсы Земли подразделяются на неисчерпаемые и ис- черпаемые , а последние, в свою очередь, - на возобновляемые и невозобновляемые.

Но надо отметить, что в последнее время граница между данными группами природных ресурсов становится все более условной. Так, например, неисчерпаемыми природными ресур­сами традиционно считались атмосферный воздух, вода, ряд видов энергии природных процессов - солнечная, ветровая, океаническая и геотермальная. Но в современных условиях не­гативное антропогенное воздействие на состояние атмосферы и гидросферы столь велико, что изменяет их химический со­став и физическое состояние. Поэтому отнесение атмосферно­го воздуха и воды к неисчерпаемым ресурсам уже не является безоговорочным.

То же самое касается и деления природных ресурсов на возобновляемые и невозобновляемые. При определенных ус­ловиях некоторые виды возобновляемых природных ресурсов (отдельные виды животных и растений, почвенное плодородие и др.) могут исчезать или терять способность к самовозобнов­лению.

К невозобновляемым природным ресурсам сегодня при­нято относить такие ресурсы, масштабы использования которых человеком несопоставимо велики, по сравнению с их естествен­ным воспроизводством.

Природные ресурсы также подразделяются на заменимые и незаменимые. Заменимые - это ресурсы, которые можно за­менить другими видами ресурсов. Например, традиционные то­пливно-энергетические ресурсы можно заменить альтернатив­ными источниками энергии, шире использовать атомную энергию.

К незаменимым относятся атмосферный воздух, вода, виды живых организмов.

Для хозяйственной деятельности большое значение имеет показатель ресурсообеспеченности , который представляет со­бой соотношение между величиной разведанных природных ре­сурсов и размерами их использования (другими словами - вели­чиной потребности в них). Ресурсообеспеченность выражается или количеством лет, на которое должно хватить данного ресур­са при сложившемся уровне потребления, или его запасами в расчете на душу населения.

Как видим, величина этого показателя зависит от двух со­ставляющих - запасов природных ресурсов и объемов их добы­чи, - которые изменяются в процессе развития науки и техники. Например, размеры запасов зависят от новых способов разведки и разработки ранее недоступных месторождений. Объемы добы­чи также могут изменяться как в сторону увеличения (при ис­пользовании более современных способов добычи), так и в сто­рону уменьшения (при сокращении потребностей в природном сырье, которое может быть вызвано различными причинами).

Информация о геологических и разведанных запасах не­которых видов минеральных ресурсов и объемы их добычи в се­редине 90-х гг. отражена в таблице 1.

Так, в соответствии с наиболее оптимистическими оцен­ками, все виды топлива на Земле будут сожжены в течение 800 лет. По пессимистическим прогнозам, при росте производства энергии современными темпами все виды используемого в на­стоящее время топлива будут израсходованы уже в начале ХХП века.


10 класс

Практическая работа

1 вариант .

Цель работы

Ход работы : 1. По предложенной таблице 1 определите размеры запасов нефти , газа и угля для всего мира и отдельных его районов.

2. По таблице 4 стр. 126 учебника определите размеры годовой добычи (потребления) данных видов ресурсов.

3. Определите показатель ресурсообеспеченности (результат покажет число лет, на которые хватит данного вида полезных ископаемых при современном уровне его потребления) и ответ оформите в виде таблицы 2.

4. Дайте определение понятию «Ресурсообеспеченность».

5. Сделайте вывод по таблицам (где размещена их большая часть, на сколько лет хватит).

Таблица 1.


Вид полезных ископаемых

Весь мир

В том числе

Зарубежная Европа

Зарубежная Азия

Африка

Америка

Австралия и Океания

Нефть, млрд т

166

3,1

117,1

10,4

26,2

0,3

Природный газ, трлн м 3

9,6

14,0


Уголь, млрд т

1239

317

345

72

422

83

Таблица 2.


Территория

Вид топлива

На сколько лет хватит (примерный прогноз)

Весь мир

Нефть

Природный газ

Уголь


Зарубежная Европа

Нефть

Природный газ

Уголь


Зарубежная

Азия


Нефть

Природный газ

Уголь

Африка


Нефть

Природный газ

Уголь

Америка


Нефть

Природный газ

Уголь


Австралия и Океания

Нефть

Природный газ

Уголь

Практическая работа «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира».

3 вариант .

Цель работы : 1. Закрепить понятие «ресурсообеспеченность».

2. Научиться оценивать и прогнозировать ресурсообеспеченность стран (регионов) мира различными видами ресурсов с помощью карт и статистических данных.

Ход работы: 1.По предложенным таблицам определите размеры запасов нефти и природного газа для стран, лидирующих по запасам этих важнейших видов топлива.

2. По текстовым картам 24, 26 стр.127-128 учебника определите размеры годовой добычи этих видов ресурсов в указанных странах.

3. Определите ресурсообеспеченность и результат оформите в виде таблиц: (смотри ниже).

4. Дайте определение понятию «Ресурсообеспеченность»



Страна

Запасы

(млрд. тонн)


Добыча

(млн. тонн)


Ресурсообеспеченность

(в годах)


нефть

уголь

железные руды

нефть

уголь

железные руды

нефть

уголь

железные руды

Весь мир

139,7

1725

394

3541

4700

906

Россия

6,7

200

71,0

304

281

107

Германия

0,2

111

2,9

12

249

0

Китай

3,9

272

40,0

160

1341

170

Саудовская Аравия

35,5

0

0

404

0

0

Индия

0,6

29

19,3

36

282

60

США

3,0

445

25,4

402

937

58

Канада

0,7

50

25,3

126

73

42

Бразилия

0,7

12

49,3

61

29

162

ЮАР

0

130

9,4

0

206

33

Австралия

0,2

90

23,4

29

243

112

  1. Используя имеющиеся статистические данные, заполните таблицу, рассчитав ресурсообеспеченность в годах отдельных стран и регионов мира важнейшими видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле:
Р = З/Д, где

Р – ресурсообеспеченность (в годах),

З – запасы,

Д – добыча;


  1. выявите отдельные страны и группы стран с максимальными и минимальными показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья ;

  2. сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов.

Вариант 2 . Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья на душу населения .

Ресурсообеспеченность отдельных стран некоторыми видами минерального сырья.


Страна

Запасы

(млрд. тонн)


Население

(млн. человек)


Ресурсообеспеченность

(тонн на душу населения)


нефть

уголь

железные руды

нефть

уголь

железные руды

Весь мир

139,7

1725

394

6015

Россия

6,7

200

71,0

145

Германия

0,2

111

2,9

82

Китай

3,9

272

40,0

1275

Саудовская Аравия

35,5

0

0

20

Индия

0,6

29

19,3

1015

США

3,0

445

25,4

280

Канада

0,7

50

25,3

31

Бразилия

0,7

12

49,3

173

ЮАР

0

130

9,4

42

Австралия

0,2

90

23,4

19

  1. Используя имеющиеся статистические данные, заполните таблицу, рассчитайте ресурсообеспеченность на душу населения стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов , вычисления сделать по формуле:
Р = З/Н, где

Р – ресурсообеспеченность в годах,

З – запасы,

Н – численность населения страны.


  1. Выявите отдельные страны и группы стран с максимальными и минимальными показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья.

  2. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов.
Вариант 3 . Сравнительная оценка обеспеченности различными видами ресурсов отдельных стран мира .

  1. используя карты атласа (стр. 4 - 9) и текст учебника Максаковского В.П. (стр. 26 - 37), заполните таблицу, отмечая знаком l - полную обеспеченность, w - частичную обеспеченность и знаком О - отсутствие или острую нехватку данного ресурса.
Обеспеченность отдельных стран некоторыми видами природных ресурсов.

Страна

Виды ресурсов

Минеральные

водные

Биологические

климатические

геотермальные

рекреационные

топливные

рудные

нерудные

лесные

рыбные

Россия

Швеция

Германия

Испания

Япония

ОАЭ

Таиланд

Ливия

ЮАР

США

Бразилия

Австралия

  1. сделайте вывод об обеспеченности этих стран отдельными видами природных ресурсов.

Количество природных богатств, которые определяют ресурсообеспеченность, зависит от самого региона. Встречаются территории, как бедные, так и богатые в отношении природных ресурсов. Но здесь важную роль играет разведка залежей полезных ископаемых. Например, на сегодняшний день определенная территория не обеспечена в полном объеме необходимыми запасами. Но через год могут быть проведены геологоразведочные работы, в результате которых будут обнаружены их новые залежи и уровень добычи вырастет в разы.

Хотя может иметь место и обратный процесс, когда новые месторождения не открываются, а старые залежи природных ресурсов исчерпываются или их добыча становится все сложнее.

Есть природные богатства возобновляемые, к которым относятся, например, лесные, водные ресурсы. Хотя на практике и они могут иметь тенденцию к сокращению. Леса вырубаются интенсивнее, чем происходит посадка новых деревьев, а водоемы могут становиться непригодными для использования в результате их чрезмерного загрязнения. Это также оказывает влияние на ресурсообеспеченность.

Оценка обеспеченности ресурсами

Чтобы оценить ресурсообеспеченность, используют один из двух методов расчета показателя:

Ресурсообеспеченность = З / Д

Где З — количество запасов ресурса, а Д — объем его добычи. Рассчитанный по этой формуле показатель указывает на обеспеченность ресурсами определенной территории в случае регулярного потребления.

Ресурсообеспеченность = З / Н

Где З — количество запасов ресурса, Н — количество населения, проживающего в анализируемой территории. Рассчитанные по этой формуле показатель оценивает возобновляемые ресурсы на душу населения.

Ресурсообеспеченность не является статическим показателем и постоянно меняется. Соответственно его расчет следует выполнять на конкретный момент времени.

Для чего рассчитывается ресурсообеспеченность

От того, насколько обеспечен ресурсами какой-либо регион или государство в целом, зависит его развитие. Этот фактор влияет не только на экономику страны, но и на ее политику по отношению к другим государствам. В частности, ресурсообеспеченность учитывается при определении внешнеторговой политики. Государство предоставляет льготы компаниям, которые ввозят на территорию страны дефицитные ресурсы. И создает различные барьеры для тех компаний, которые пытаются экспортировать дефицитные ресурсы.

Каждое государство имеет свои ресурсы, но не все они равноценны. Например, в одной стране большие запасы песка, что хорошо для развития строительной отрасли. Но в этой стране нет нефти, которая стоит намного дороже и важнее для развития экономики. Но отсутствие природных богатств не говорит о бедности страны. Некоторые государства успешно используют трудовые или интеллектуальные ресурсы, доходы от которых перенаправляются на закупку дефицитных ресурсов. Один из ярких примеров — Япония.

Как распределены природные богатства на планете

В зависимости от обеспеченности природными богатствами, страны принято условно делить на:

  • Имеющие богатые запасы. К ним относятся Китай, Россия, США, Бразилия. Канада, ЮАР и другие. В основном это страны, имеющие большие запасы ряда природных ресурсов (нефти, газа, угля, редкоземельных и драгоценных металлов, древесины и т.д.).
  • Среднеобеспеченные — это большинство стран мира, которые имеют определенные природные богатства, но в полной мере себя не обеспечивают.
  • Специализированные. Сюда относятся страны, на территории которых нет запасов большинства ресурсов, но есть один в избытке. Например, Саудовская Аравия, которая кроме нефти практически не имеет других природных богатств.

Несмотря на то, что существует определенная зависимость между размером территории государства и его обеспеченностью ресурсами, для полной оценки необходимо также учитывать количество населения, которое проживает на этой территории.

ПОНЯТИЕ О РЕСУРСООБЕСПЕЧЕННОСТИ

Географическая оболочка Земли обладает огромными и разнообразными природными ресурсами.

Однако запасы разных их видов далеко не одинаковы, да и распределены они неравномерно. В результате отдельные районы, страны, регионы, даже материки имеют различную ресурсообеспеченность.

Ресурсообеспеченность - это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса (минеральные), либо его запасами из расчета на душу населения (лесные, водные и др.).

Конечно, на показатель ресурсеобеспеченности прежде всего влияет богатство или бедность территории природными ресурсами. Но поскольку ресурсообеспеченность зависит и от масштабов их извлечения (потребления), это понятие является не природным, а социально-экономическим.

По расчетам ученых, мировые общегеологические запасы минерального топлива превышают 12,5 трлн. т условного топлива. Это значит, что при современном уровне добычи их может хватить более чем на 1000 лет! Однако если учитывать запасы, доступные для извлечения (в том числе с учетом их размещения), а также постоянный рост потребления, такая обеспеченность сократится в несколько раз.

Ясно, что в долговременной перспективе уровень обеспеченности зависит от того, к какому классу природных ресурсов относится тот или иной их вид - к исчерпаемым (невозобновимым и возобновимым) или к неисчерпаемым ресурсам.

Далеко не одинаковы запасы отдельных видов природных ресурсов в разных странах мира. Лишь несколько государств обладают практически всеми известными природными ресурсами - территориальными, минеральными, лесными, водными, земельными и т.д. Среди них - Россия, США, Китай. Несколько уступают им, но также высоко обеспечены ресурсами страны Бразилия, Индия, Австралия.

Многие государства мира обладают запасами мирового значения одного или нескольких видов ресурсов. Например, страны Ближнего и Среднего Востока выделяются значительными запасами нефти и газа; Чили, Заир, Замбия - запасами меди, Марокко и Науру славятся фосфоритами и т.д.

Задачи и тесты по теме "Понятие о ресурсообеспеченности"

  • Хозяйственная деятельность населения мира - Население Земли 7 класс

    Уроков: 3 Заданий: 8 Тестов: 1

  • Изучение Вселенной - Земля во Вселенной 5 класс

    Уроков: 7 Заданий: 9 Тестов: 1

  • Рельеф дна океанов - Литосфера - каменная оболочка Земли 5 класс

    Уроков: 5 Заданий: 8 Тестов: 1

  • Почвы - Общая характеристика природы Земли 7 класс
  • Египет - Африка 7 класс

    Уроков: 4 Заданий: 9 Тестов: 1

Ведущие идеи: географическая среда - необходимое условие жизни общества, развития и размещения населения и хозяйства, при этом в последнее время снижается влияние ресурсного фактора на уровень экономического развития страны, но возрастает значение рационального использования природных ресурсов и экологического фактора.

Основные понятия: географическая (окружающая) среда, рудные и нерудные полезные ископаемые, рудные пояса, бассейны полезных ископаемых; структура мирового земельного фонда, южный и северный лесные пояса, лесистость; гидроэнергетический потенциал; шельф, альтернативные источники энергии; ресурсообеспеченность, природно-ресурсный потенциал (ПРП), территориальное сочетание природных ресурсов (ТПСР), районы нового освоения, вторичные ресурсы; загрязнение окружающей среды, экологическая политика.

Навыки и умения: уметь давать характеристику природных ресурсов страны (региона) по плану; использовать различные методы экономической оценки природных ресурсов; давать характеристику природных предпосылок для развития промышленности, сельского хозяйства страны (региона) по плану; давать краткую характеристику размещения основных видов природных ресурсов, выделять страны "лидеры" и "аутсайдеры" по обеспеченности тем или иным видом природных ресурсов; приводить примеры стран, не обладающих богатыми природными ресурсами, но достигших высокого уровня экономического развития и наоборот; приводить примеры рационального и нерационального использования ресурсов.