Во сколько лет надо обращаться к логопеду. Чем мама отличается от телевизора? Как стимулировать развитие речи

Когда необходимо обращаться к логопеду?

Консультация для родителей.

Часто родители детей-дошкольников спрашивают у меня: когда нужно бить тревогу и вести ребёнка к логопеду? Что является предвестником речевых нарушений у детей?

Если мы обратим внимание на интенсивное развитие речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста, то заметим, как быстро необычные по звучанию и по смыслу слова заменяются словами «взрослой» речи, активно обогащается словарный запас ребёнка в период от 1 до 3 лет. Но, разумеется, быстрый переход на уровень речевого развития возможен только в благоприятных условиях – в первую очередь, при полноценном общении ребёнка со взрослыми. Если общение со взрослыми недостаточно или, наоборот, близкие исполняют все желания ребёнка, ориентируясь на его автономную речь, освоение речи замедляется. Наблюдается задержка речевого развития и в тех случаях, когда растут близнецы, интенсивно общающиеся друг с другом на общем детском языке.

Речевая активность ребёнка обычно резко возрастает между 2 и 3 годами. Расширяется круг его общения – он уже может общаться с помощью речи не только с близкими людьми, но и с другими взрослыми, с детьми.

До четырёх с половиной лет неправильное произношение звуков нормально для ребёнка. До этого возраста ещё формируется звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Но у них ещё сохраняются и предшествующие способы восприятия звуков, благодаря чему они узнают неправильно произнесённые детские слова. Позже формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков, ребёнок перестаёт узнавать неверно сказанные слова, он и слышит, и говорит правильно.

А если нет? Некоторые родители высказывают мысль: «Ну и пусть не выговаривает. Вырастет – научится правильно говорить». Даже логопеды иногда высказывают «крамольную» мысль: ну и пусть не выговаривает,- если только вы не пророчите своему ребёнку карьеру политика или актёра и если «лыба» не вызвана неврологическими проблемами.

Но, к сожалению, есть дети, которые ни в 3 года, ни в 5 лет, ни в 7 - не могут самостоятельно научиться правильно говорить все звуки. А чем страше ребёнок, тем сложнее выправить его речевой дефект. И даже если в школе с ним будет работать логопед, не факт, что ребёнок начнёт говорить чисто и наверстает оставание в речевом развитии, так как период интенсивного развития всех сторон речи уже упущен. И это уже грозит обернуться трудностями при письме и чтении, а значит, и проблемами в школе. Если у вас именно этот случай, без помощи специалиста не обойтись.

Чем старше ребёнок, тем сложнее исправить его произношение, а после 14 лет это становится практически невозможно. Таким образом, следует обратить пристальное внимание на речь ребёнка в следующих случаях:

  1. ребёнок взаимозаменяет звуки. Одно дело, если вместо «жук» он говорит «зук» или как-то по-другому искажает слово, - это лишь неумение выговаривать звук [ж]. Но, если он не только говорит «зук» вместо «жук», но и «золтый» вместо «жёлтый». Значит, он не «слышит», не различает звуки [з] и [ж], а потому взаимозаменяет их. Такие ошибки сами собой не исправляются. Поэтому не ждите, когда ребёнку исполнится 7 лет и ему пора будет идти в школу, ведите его к логопеду;
  2. ребёнок проглатывает слоги или, наоборот, добавляет лишние. И в два, и даже в три года можно коверкать слова почти до неузнаваемости, но и в «авторской версии» слово должно состоять из правильного количества слогов. Та же «шапка» может быть «шака», «сапа», «пака», по не «шап» или «шапака»;
  3. дети могут опускать или добавлять согласные, но не гласные. Ведь гласные - это основа слова, ритмика. И нарушение слоговых структур - сигнал, что ребёнок не слышит ритма слова. При нормальном развитии эта функция формируется к двум - двум с половиной годам;
  4. ребёнку больше чем три с половиной года, но он говорит вяло, как бы прожёвывая слова. Придётся обращаться к логопеду за специальными упражнениями, как и в случае, если малыш говорит «в нос». Такой «прононс» не всегда связан с разросшимися аденоидами. Сводите ребёнка сначала к врачу: действительно ли виноваты аденоиды? Приставьте зеркальце к носу ребёнка, и пусть он что-нибудь скажет. От дыхания зеркальце может слегка запотеть, но если оно запотеет сильно, значит, струя воздуха идёт через нос, а ведь наша речь предполагает ротовое дыхание при произнесении всех звуков, кроме [м] и [н].

Не отправляйте дело с речевым развитием ребёнка в долгий ящик, впоследствии это может отразится на развитии уже письменной речи. Обратитесь за помощью или за советом к логопеду вашей школы. Очень много полезной информации вы можете найти на логопедических сайтах всемирной информационной сети. Берегите своих детей! Предоставьте им возможность всестороннего полноценного развития.

DatsoPic 2.0 2009 by Andrey Datso

Этот вопрос живот интересует практически всех родителей – и тех, чьи дети только-только начинают говорить, и тех, чьи дети уже хорошо говорят. И особенно это волнует тех, чьи дети совсем не разговаривают, либо речь их имеет слышимые даже непрофессионалу дефекты.

Но чтобы понять, нужно ли обращаться с проблемой именно к логопеду, или нужен другой специалист, нужно разобраться – что именно исправляет логопед и каким проблемами он занимается.

Что такое логопедия и кто такой логопед?

Логопедией называют отрасль дефектологии и педагогики, смежную с медициной и физиологией. Это отрасль науки о нарушениях речи детей и взрослых, разрабатывающая и внедряющая методы предупреждения нарушений, их диагностику и способы преодоления дефектов. Логопедия занимается изучением причин и механизмов развития речевых дефектов, их симптоматику и течение процессов во времени, а также структуру речевой деятельности и систему мер по коррекции выявляемых нарушений.

Логопед – это педагог, прошедший особую подготовку на отдельном факультете коррекции, он занимается устранением или исправлением речевых нарушений у детей или взрослых. В компетенцию логопеда входит постановка звуков, но кроме этого логопеды занимаются развитием внимания, слухового и зрительного восприятия, способности к узнаванию и различению, логопеды тренируют память и мышление, развивают общую и мелкую моторику. Без этих навыков невозможным будет полноценное формирование образовательного и речевого процесса. Задачей логопеда является расширение и обогащение активного и пассивного словаря детей, развитие плавности и связности речи, обучение грамоте и исправление в речи грамматических и прочих ошибок.

Также логопеды проходят обучение основам неврологии детского и взрослого возраста, по психопатологии и проблемам в строении и работе органов слуха и речевого аппарата.

Когда нужно обратиться?

Обычно логопеды говорят о том, что чем ранее выявлена проблема с речью, тем активнее и быстрее можно справиться с проблемой, главное – вовремя обратиться за консультацией и выявить проблему и ее истинные причины. Но когда же точно нужно вести ребенка на консультацию к специалисту и на какие характерные особенности речи необходимо обращать особо тщательное внимание, чтобы не пропустить формирование проблемы? Начинать следить за речью нужно, не поверите, с рождения. Есть определенные нормы развития, в том числе и речевого, которые ребенок должен выполнять в каждый из своих закономерных возрастных периодов.

Внимание к речи до трех лет.

Если ребенку уже четыре-пять лет, родители внимательно относятся к его речи и ее дефектам, которые отмечаются в произношении и темпе речи. Это время, когда можно объективно говорить о проблемах в произношении звуков или в построении фразовой речи. Но проблемы речи можно распознавать и корректировать еще задолго до этого возраста, выяснять проблемы речевого развития необходимо с самого раннего возраста – в это время выявляются самые серьезные и грубые из дефектов речевого развития, и проблемы которые могут потребовать корректировки с самого раннего возраста. Именно раннее вмешательство специалиста будет в таких случаях максимально результативной, но нужно найти грамотно специалиста-логопеда, который имеет специализацию по работе с малышами.

Но для того, чтобы оценить степень проблемы и понять, необходима ли именно вашему ребенку помощь логопеда, важно будет знать, какие из этапов развития речи должны соответствовать определенному возрасту ребенка. Обсудим примерные этапы в формировании пассивной и активной речи детей до трех лет.

Основы речевой активности начинаются еще в младенчестве. Примерно с трех месяцев в виде издавания различных звуков и затем трансформации их в процесс гуления. Если же ваш ребенок к возрасту трех-четырех месяцев не издает ни единого звука, это должно стать для вас очень тревожным сигналом, на который немедленно нужно обратить внимание педиатра, невролога и возможно. И других специалистов – возможно – ребенок глухой или глухонемой.

К возрасту примерно восьми-десяти месяцев ребенок делает первые попытки в копировании речи взрослых людей, может произносить свои первые слоги – это обычно па, ма, ба, да. Обычно в этом возрасте ребенок хорошо понимает слова, которые ему адресуются, он хорошо знает свое имя и откликается на него. Если же родители стали замечать, что к окончанию первого года жизни ребенок никак не реагирует на обращенную к нему речь, не старается произносить первые простые слова-слоги, необходимо обращение как минимум к педиатру или неврологу для консультации и детального обследования. Также одним из тревожных симптомов является и формирование своеобразного мычания малыша в моменты, когда он вам пытается показать свои желания или стремления.

Примерно к полутора годам у ребенка начинает формироваться собственно речь – в этом возрасте ребенку уже вполне пора произносить первые слова из дух слогов – папа, мама, дай и т.д. В активном словаре годовалого ребенка содержится не более десяти слов, хотя ребенок уже вполне осознанно их может применять. В этот период жизни речь ребенка развивается очень активно и динамично, ежедневно пассивный и активный словарный запас ребенка пополняется новыми словами.

Примерно к двум годам ребенок должен хорошо понимать обращенную к нему речь взрослых, а также уметь выражать свои желания и цели простыми словами и выражениями. Если же примерно к двум с половиной годам ребенок хорошо понимает речь взрослых, обращенную к нему, но выразить свои желания он может исключительно жестами, не может сформулировать простых фраз по типу «хочу кушать» или «хочу пить» словами, необходимо посещение с ребенком невролога и логопеда. Нужно обратить внимание на то, что в этом возрасте еще не столь важно, как ребенком произносятся трудные звуки в речи, в основном имеет значение общий характер речи и ее активности.

Развитие речи ребенка в возрасте от трех до пяти лет.

Кабинет логопеда в возрасте трех-четырех лет посещать необходимо даже тем детям, в речевом развитии которых родители не отмечают совершенно никаких отклонений по срокам и по способности к воспроизведению звуков, слов и предложений. Если же в речи ребенка выявляются явные отклонения, которые требуют работы с речевыми навыками и речевым аппаратом, тогда помощь специалиста уже просто необходима. Но требования к речи детей сильно разнятся в зависимости от его возраста. В возрасте трех лет родителям важно убедиться в том, что с артикуляционным аппаратом ребенка все в порядке и он развивается правильно.

В этом возрасте малыш должен выполнять простые действия по просьбе родителей или педагога – высовывать язык, доставать им до верхнего неба или губы, сложить язык в трубочку или надувать щеки. Также в этом возрасте необходимо проверить, может ли ребенок воспроизвести самый простой ритм, хлопая в ладоши. Если эти навыки у ребенка отсутствуют – это должно быть поводом для беспокойства родителей.

В таких случаях логопеды обычно не только проводят необходимые меры по диагностике нарушений, но и помогают простыми упражнениями укреплять мышцы речевого аппарата и артикуляционный аппарат. Также, в возрасте трех-четырех лет ребенок уже не должен пропускать в словах слоги, переставлять слоги в словах местами или не должен проглатывать окончания слов. Обратите особое внимание на все эти особенности в речи ребенка, когда вы будет посещать консультацию специалиста. Но вот правильного произношения всех абсолютно звуков в возрасте трех-четырех лет может еще не быть, правильная речь практически на все звуки будет формироваться ближе к пяти-шести годам. Нет повода для посещения логопеда, если в три-четыре года ребенок пока еще не говорит шипящие - «ш», «щ», «р», «л», эти звуки речи самые сложные, они формируются в правильном произношении самыми последними. Но стоит все-таки понаблюдать за тем, как произносятся слова с этими звуками ребенком, если он пока пропускает эти звуки – это не опасно, а вот если вместо звука «л» произносится «в», если звук «р» произносится на французский манер, гортанно, стоит пройти консультацию у специалиста-логопеда, так как любое из дефектных произношений звуков нужно сразу же исправлять, пока это не закрепилось патологической привычкой в речи.

Возраст от четырех до пяти.

В возрасте четырех с половиной - пяти лет ребенку уже необходимо не только правильно произносить все звуки речи, но еще и уметь составлять связанные осмысленные предложения. Чтобы это проверить – попросите ребенка рассказать картинку или описать недавнее событие. Если в речи он не придерживается определенной последовательности повествования, составляет предложения не согласованные по смыслу и падежам, родам и числам, не может пользоваться в речи союзами, это является непосредственным отклонением от норм развития.

Начинайте активно разговаривать ребенка, вынуждайте его на диалоги и монологи, активно поправляйте его речь, и проследите, как ребенок реагирует на замечания и исправления, если у него не наблюдается прогресса в речи, необходима консультация со специалистом и разработка комплекса занятий по развитию речи.

Логопед при консультации с ним выявит все описанные выше отклонения в речи, составит подробный план занятий по развитию речи и исправлению дефектов, поможет вам в методике занятий с ребенком в центре речи или дома, подберет комплекс логопедических развивающих упражнений.

Стоит обратиться к логопеду, если в четыре года:

Ребенок не может ответить на простые вопросы – кто, что, где?

Если речь ребенка совершенно неграмотна, неправильно используются окончания, падежи, суффиксы и предлоги,

Если ребенок произносит неправильно многие слоги и звуки, смягчает твердые звуки, искажает межзубное произношение, смешивает звуки, меняет звук «ж» на «з».

Употребляет в предложениях меньше четырех слов.

Стоит обратиться к логопеду, если в пять лет:

Ребенок строит фразы неверно и произносит не все звуки речи,

У него нарушено произношение согласных звуков,

Есть пропуски согласных звуков в речи, которые стоят в слове рядом,

Если нарушено согласование родов и множественного числа.

Устная речь тесно связана в дальнейшем с письменной речью и грамотностью, если вовремя не исправлять речевые ошибки, письмо в дальнейшем будет неграмотным.

Как выявить проблемы в речи у малыша? В каком возрасте его можно водить к логопеду? Ответы на данные вопросы вы найдете в данной статье.


Речь - это неотъемлемая часть любого общества, именно она позволяет людям взаимодействовать друг с другом. Когда малыш появляется на свет, он еще не умеет говорить. Речевые навыки появляются с возрастом. Но бывает так, что ребенок не справляется с произношением каких-то звуков, заикается или вообще молчит. Что делать в этом случае?

Будет лучшим вариантом. Специалист сможет изучить речь малыша, выявить недочеты (если они имеются) и скорректировать речь, чтобы ребенок не отставал от сверстников.

Но как родителям заметить, что с у их ребенка проблемы с речью? Существуют определенные нормы, которые показывают, что должен уметь малыш в определенном возрасте.

Нормы развития речи ребенка с рождения до 7 лет.

С момента рождения до полугода. Когда малыш появляется на свет, все, что от него можно услышать, - это крик. Немного позже появляется гуление, т.е. ребенок начинает понемногу издавать отдельные звуки, к 3-м месяцам он уже лопочет.

6 месяцев - 1 год. В таком возрасте ребенок начинает произносить отдельные слоги. Именно в этот период обычно родители слышат долгожданные «мама» и «папа».

1 - 1,5 года. Появляются первые слова, а значит, начинается этап активной речи. Ребенок произносит отдельные слова, могут даже появиться предложения из двух слов. Словарный состав достигает 100 слов.

1,5 - 2 года. Ребенок активно составляет 2 - 4-хсловные предложения.

2 - 3 года. Малыш начинает активно общаться не только с родителями, но и со сверстниками. Он может допускать ошибки в произношении, «съедать» середины слов, а также допускать грамматические ошибки. Малыш в таком возрасте уже способен запоминать простые стихи. Но со сложными звуками он пока не справляется.

3 - 4 года. В этом возрасте заметно расширяется словарный запас - до 1300 слов. Ребенок начинает справляться со сложными звуками («с», «з», «ц»). Он уже свободно формулирует предложения. В этот период у многих малышей наблюдаются ошибки в произношении слов, как правило, они переставляют буквы.

4 - 5 лет. Ребенок осваивает «ш» и «ж», расширяет свой словарный запас до 2000 слов. Малыш осваивает разные формы слов, допускает все меньше ошибок в речи.

5 - 7 лет. В данный период ребенок способен пересказать сказку, описать картинку, умеет менять интонацию речи. Дети в этом возрасте уже способны правильно произносить все звуки, они практически не допускают грамматических ошибок. Словарный запас составляет 3500 слов.

Когда стоит обращаться к логопеду?

Если вдруг вы замечаете, что ваш ребенок отстает от норм развития речи, то это является верным признаком того, что вам нужен .

Но, как правило, родители ждут, пока ребенку будет 5 - 6 лет, поскольку в этом возрасте видны все проблемы. Но уже раньше могут возникнуть сложности и проблемы, нуждающиеся в решении. Занятия с логопедом в раннем возрасте могут принести максимальный результат и упростить процесс овладения грамотной речью.

Абсолютно нормально, если ребенок в возрасте 4 лет не может выговорить такие сложные звуки, как «р», «ш», «щ», «л», но если он их не освоил и в 5 лет, то лучше обратиться к специалисту. Важно, чтобы к школе малыш мог справиться со всеми звуками.

Обычно родители обращают внимание только на произношение своих детей, но также нужно следить за качеством самой речи. В 5 лет он должен уметь составлять связные предложения, в противном случае, лучше также обратиться за помощью к логопеду.

Если ваш ребенок никак не начинает говорить, хотя уже давно пора, или ему с трудом дается произношение сложных звуков, не стоит отчаиваться. Своевременное обращение к опытному логопеду, а также совместная работа родителей и специалистов позволят сделать речь малыша внятной и грамотной.

Рассказывает сотрудник Института коррекционной педагогики РАО, кандидат педагогических наук Валентина Кисилева.

— Смотрите, а на елке сыски висят.

...Мы с Мишкой так и покатились.

Девчонке пять лет, скоро замуж выдавать! А она — «сыски»...

— Я правильно сказала сыски! Это у меня зуб вывалился и свистит...

— У меня целых три вывалилось, а я все равно говорю правильно! Вот слушай: хыхки!

...Глядя на них я так хохотал, что даже проголодался...

Никакие не сыски. Никакие не хыхки, а коротко и ясно: фыфки!

В. Драгунский «Заколдованная буква »

Картавить разрешается

Произносить звуки неправильно детям разрешается до 4,5-5 лет, говорят логопеды. Более того, в этом возрасте они имеют полное право на коверканье слов. У них еще идет формирование звукового строя речи, и дети как бы пробуют разные варианты звукопроизношения.

Ребенок может не так произносить шипящие звуки, у него может не быть звука «р» или твердого «л»... К 4-5 годам произношение обычно самостоятельно выправляется и помощь логопеда большинству детей не бывает нужна.

На самом деле неумение четко произносить пресловутое «р» или «ш» - не самая большая беда в жизни. И логопеды иногда высказывают крамольную мысль: ну и пусть не выговаривает... Если только вы не прочите своему малышу карьеру политика или актера и «лыба» не вызвана патологией речи.

Чем старше ребенок, тем сложнее исправить его произношение, а после 14 лет это становится практически невозможным. Так что, если вы вовремя не спохватились, добиться совершенной речи у подростка вам будет трудно.

Но иногда (и, к слову, в последнее время все чаще и чаще) неумение говорить правильно бывает вызвано у ребенка именно патологией речи. И вот тут уже плохая дикция обернется трудностями при письме и чтении, а, значит, и проблемами в школе. Если у вас именно этот случай, без помощи логопеда вам не обойтись.

В то утро я быстро справился с уроками, потому что они были не трудные. …Я сочинил предложение: «Мы построили салаш». А больше ничего не было задано.

В. Драгунский «Шляпа гроссмейстера»

Не теряйте гласные!

Насторожиться и заподозрить, что не все с речью вашего ребенка в порядке, родители должны при таких ошибках.

Малыш взаимозаменяет звуки. Одно дело, если вместо слова «шапка» он говорит «сапка» - это лишь неумение выговаривать звук «ш». И совсем другое, если он не только говорит «сапка» вместо «шапка», но и «шобака» вместо «собака». Значит, он не слышит, не различает звуки «с» и «ш», а потому взаимозаменяет их.

Такие ошибки сами собой не исправляются. Поэтому не ждите, когда малыш подрастет, а даже если ему 2 года и он только заговорил, ведите его к логопеду.

Ребенок проглатывает слоги или, наоборот, добавляет лишние. И в 3, и даже в 4 года ему позволяется коверкать слова почти до неузнаваемости, но и в «авторской версии» слово должно состоять из правильного количества слогов.

Та же «шапка» может быть «шака», «сапа», «пака», но не «шап» или «шапака».

Дети могут опускать или добавлять согласные, но не гласные. Ведь гласные - это основа слова, его ритмика. И нарушение слоговых структур - сигнал, что ребенок не слышит ритма слова. Хотя при нормальном развитии эта функция формируется в двух-трехлетнем возрасте.

Ребенку больше 3,5 лет, но он говорит вяло, как бы прожевывая слова. И в этом случае придется обращаться к логопеду за специальными упражнениями.

Точно так же, как если он говорит в нос. Такой «прононс» не всегда связан с разросшимися аденоидами. Поставьте ложку или зеркальце к носу ребенка и пусть он что-нибудь скажет. От дыхания зеркальце может слегка запотеть, но если оно запотеет сильно, значит, струя воздуха идет через рот, а ведь наша речь предполагает носовое дыхание.

А у нас сегодня кошка

родила вчера котят…

С. Михалков «А что у вас?»

Кто припас словарный запас?

Логопед не только «ставит» звуки, он проверяет общее развитие ребенка, смотрит, какой у малыша словарный запас, хорошая ли слуховая и зрительная память… Умеет ли он грамотно строить предложения, видоизменять слова, пользоваться предлогами…

К 6 годам ребенок должен знать все многообразие бытовых предметов: посуды, мебели, одежды… К сожалению, сегодня без малого первоклассник может впервые от логопеда услышать такие слова, как «дуршлаг» или «сарафан». Хорошо, когда в семье есть бабушка, которая и сказку почитает, и переключит боевик на отечественный мультик. Но даже чрезмерно занятые папа и мама могут выкроить минуты для разговора со своим малышом. Просто в то время, когда вы варите борщ, меняете колесо в машине, работаете на компьютере, поясняйте ему, что вы делаете.

Если же новые слова запоминаются с трудом, если ребенок не в состоянии выучить ни одного стихотворения - это тоже повод обратиться к логопеду.

Три года - возраст почемучек. Но дети, которые плохо запоминают, - мало интересуются происходящим вокруг них, редко задают вопросы и обычно тут же забывают ответы. Нелюбознательность ребенка - тревожный симптом. Речевая патология тесно связана с неврологическими проблемами, и плохая память может быть вызвана не особенностями развития, а неврологическими заболеваниями, которые возникли из-за осложненной маминой беременности или тяжелых родов.

К 5 годам ребенок должен уметь правильно согласовывать слова в роде и числе, а к 6 годам и в падеже. Он должен уметь образовывать и видоизменять слова, составлять предложения, правильно пользоваться предлогами и не путать их.

Перед школой надо уже четко знать, где «право», где «лево», что такое «вчера» и что такое «завтра». Незнание подобных вещей говорит о том, что у ребенка нарушено зрительное и временное восприятие.

Так что на самом деле всем детям перед школой полезно посетить логопеда. Специалист посмотрит, соответствует ли развитие вашего ребенка возрасту, и подскажет, на что надо обратить внимание и как вам с малышом в преддверии школы заниматься.

Игры, тренирующие речь

У кого ловкие чуткие пальчики - у того хорошая развитая речь. Развить мелкую моторику помогут такие игры:

Насыпьте в одну коробочку горох, в другую фасоль, поставьте их по разные стороны от ребенка и предложите ему одновременно складывать крупу в общую кастрюлю. К 3-4 годам у нормально развивающегося ребенка действия должны быть скоординированными.

Спрячьте в кастрюлю с крупой маленькую игрушку - пусть ребенок копается в крупе, отыскивая машинку или пупсика и развивая таким образом тактильные ощущения. А можно игрушку положить в мешочек, чтобы малыш на ощупь отгадал, что там спрятала мама.

Зрительную память тренируем так.

Нарисуйте ребенку картинку с массой подробностей. Домик с окошками, в одном есть занавеска, в другом - нет. Справа от дома - ели, слева - яблони. Из трубы идет дым. В левом углу - солнце, в правом - птицы… Пусть перерисует эту картину в точности. Не так важно, насколько хорошо будет все нарисовано, важно, насколько точно. Если малыш деревья поменял местами или не увидел занавески - значит, он не замечает детали и зрительное восприятие у него нарушено.

Теперь тренируем слуховую память.

Различает ли ваш ребенок бытовые шумы? Попробуйте, сможет ли он не глядя, на слух определить, что какой звук издает: работающий миксер, закрывающаяся дверца холодильника, спичка, чиркающая о коробок…

А чтобы ребенок соотносил себя в пространстве…

Постоянно уточняйте у него: что сзади тебя, что слева, что над тобой... А если развернуться в другую сторону?

Не ждите молниеносных результатов. Придется десятки раз проделать эти упражнения, прежде чем речь улучшится.

Личное мнение

Елена Цыплакова:

Лично у меня никогда не было необходимости заниматься с логопедом. Но вот когда начались съемки «Кармелиты» (Елена Цыплакова - режиссер популярного сериала. - Ред.), выяснилось, что такого рода проблемы есть у Маши Козаковой, исполняющей в сериале роль Хитаны. Она сразу же начала заниматься со специалистом. Для актера правильная речь - это очень важно.

В каком возрасте пора показать ребенка логопеду?

Мнение, что ребенка надо приводить на прием к логопеду к пяти годам, в настоящее время уже устарело. Дело в том, что к этому возрасту речь ребенка уже во многом сформирована, а наиболее благоприятным периодом для развития речи является возраст 2-3 года. Именно в этом возрасте надо поинтересоваться, все ли хорошо у вашего ребенка с речью. И даже если логопед в поликлинике скажет, что развитие ребенка соответствует возрасту, надо ежегодно посещать логопедический кабинет, чтобы отслеживать динамику формирования речи. Ведь то, что является нормой в три года, в четыре уже является отставанием. Если же у мамы были проблемы во время беременности или родов, ребенок наблюдался у невропатолога, то в этом случае надо особенно внимательно следить за становлением речи. Тогда маме не придется слышать так часто задаваемый логопедами вопрос: «А где вы были все это время?»

Может ли мама сама определить, нужен ли ребенку логопед?
Если к 2,5 годам у ребенка не формируется элементарной фразовой речи, считается, что темп его речевого развития отстает от нормы. Трехлетний ребенок употребляет в предложении простые предлоги (на, в, под, за, с, из) и союзы потому что, если, когда. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, из-за, из-под, союзы что, куда, сколько. К этому времени появляются свистящие звуки (с, з, ц), ы, э, несколько позднее - шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки р, л обычно появляются к 5-5,5 годам. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями («одежда», «овощи» и т.д.). В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор и т.п.). Если речь вашего ребенка значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду. Однако очень часто родители привыкают к речи своего ребенка и не замечают многих проблем в его развитии, особенно если этот ребенок единственный в семье. Поэтому рекомендуется первый раз посетить логопеда поликлиники в три года и затем ежегодно посещать с профилактической целью. Если же лепет у вашего ребенка угас, а первые слова не появились и к 2 годам, то обратиться за помощью следует раньше.

Могут ли родители сами исправить речь своего ребенка?
Несомненно, трудно переоценить роль матери или других близких людей в развитии речи ребенка. В настоящее время появилась масса книг, помогающих родителям развивать речь ребенка, например Максаков А.И. Тумакова Г.А. «Учите, играя»; Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»; Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи».

Иногда бывает достаточно привлечь внимание ребенка к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики (узнайте у логопеда как правильно ее выполнять).
Однако если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему, например, закрепить у ребенка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься. Особое внимание уделяйте собственной речи, т.к. для детей в возрасте от 1 года до 6-ти лет речь родителей является образцом для подражания и служит основой последующего речевого развития.
Важно придерживаться следующих правил:
- нельзя «сюсюкать» с ребенком, т.е. говорить лепетным языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка;
- желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, умеренной по темпу;
- общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми для детей словами, непонятными выражениями, оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением книжки, сказки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребенку в доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать: рассмотрите яркую картинку, сходите на экскурсию и т.п.
- ребенка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать его или раздраженно поправлять. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту.

Как попасть на занятия к логопеду?
Если вы решили обратиться к логопеду, сначала надо направиться в поликлинику. Логопед поликлиники консультирует родителей по вопросам развития речи, проводит диспансеризацию детей в детских садах и школах и занимается коррекцией несложных нарушений речи у детей самого разного возраста. Он же направляет ребенка при более выраженных нарушениях на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) для уточнения диагноза и, при необходимости, определении ребенка в специализированную группу детского сада. В детском саду логопед занимается только с детьми, зачисленными в его группу.

Чем занимается логопед?
Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки. Работа логопеда в коррекционной группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти и мышления. Без этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс. В задачи логопеда входит расширение и обогащение словарного запаса детей, исправление грамматических ошибок и обучение грамоте.
Моему старшему ребенку логопед помог за шесть занятий,
так стоит ли идти в логопедическую группу?
Нарушение речи может выражаться только в неправильном произношении звуков (дислалия или ФФН). В этом случае достаточно обратиться к логопеду поликлиники. Процесс коррекции речи при таком нарушении может занять от одного месяца до года в зависимости от количества неправильно произносимых звуков и индивидуальных особенностей ребенка. При общем недоразвитии речи (ОНР) нарушены не только звуки (иногда до 16 и более). Нарушена слоговая структура слов: «петерь» - теперь, «масалет» - самолет, «агат» - виноград. Словарь бедный, часто допускаются словесные замены: каска – «шапка», донышко – «подошва», пила – «нож». Ребенок с трудом строит фразу, при этом часто с грамматическими ошибками. Коррекция таких нарушений речи возможна только при ежедневном комплексном медико-педагогическом воздействии в условиях специализированной группы и может занять до 2-3 лет и более.

Станет ли мой ребёнок "как все"?

Родители часто спрашивают, сможет ли ребенок исправить все имеющиеся нарушения. Результат коррекционной работы зависит от многих факторов: степени выраженности нарушений, наличия сопутствующих заболеваний, своевременности оказания помощи и регулярности занятий, комплексности воздействия, заинтересованности самого ребенка и родителей в исправлении нарушений. Во многих случаях процесс коррекции занимает не один год и требует большого терпения от всех участников процесса. Дети с нарушениями развития, безусловно, нуждаются в квалифицированной помощи коррекционного педагога. Но в не меньшей степени они нуждаются в адекватной помощи родителей. При отсутствии достаточно эффективной и ранней диагностики развития ребенка, именно родители должны, заподозрив отставание или нарушение развития ребенка, обратиться за помощью к специалистам и сами активно включится в работу. Ведь никто лучше мамы и папы не найдет подхода к ребенку и никто так не заинтересован в конечном результате.

У ребенка в медицинской карте стоит диагноз ЗРР. Что это?

Диагноз «задержка речевого развития» (ЗРР) означает, что развитие речи у ребенка идет медленнее, чем положено. Это может быть обусловлено наследственными причинами (папа или мама тоже поздно начали говорить), частыми болезнями ребенка. В этом случае все силы организма уходят на борьбу с болезнью, а не на развитие, в том числе и речи. Задерживаться развитие речи может и в том случае, если с ребенком мало разговаривают, читают. Радио и телевидение не помогают формированию речи. На начальных этапах речевого развития ребенок должен не только слышать речь, но и видеть артикуляцию взрослого. Речь должна быть простой, четкой и доступной. Если задержка развития речи обусловлена этими причинами, вмешательства специалиста не требуется. Достаточно создать ребенку благоприятные условия для развития.

Однако бывает, что задержка развития речи вызвана вредными воздействиями во время беременности, родов или в первые годы жизни ребенка (стрессы, инфекции, травмы и многое другое), о которых родители иногда и не догадываются. В этом случае развитие речи не только запаздывает, но и нарушается. Здесь уже не обойтись без медицинской и педагогической помощи.

ЗРР ставится обычно детям до 3-3,5 летнего возраста. После этого возраста, а иногда и раньше, если речь ребенка по-прежнему не соответствует возрастной норме, можно говорить не о задержанном, а о нарушенном развитии речи. В этом случае необходимо обратиться к неврологу и логопеду.

В основе обучения чтению - не буква, а звук. Прежде чем показать ребенку новую букву, например М, следует научить его находить на слух звук [м] в слогах, словах. На первых порах следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково - [м], [б], а не эм или бэ. Говоря так, мы произносим два звука - [э] и [м]. Это только путает детей. Другая грубая ошибка заключается в побуквенном чтении, т. е. ребенок сначала называет буквы: М А - и только после этого складывает сам слог: МА. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом. Если ребенок и сможет таким способом прочитать слова из трех-четырех букв, то чтение более сложных слов окажется недоступным. Правильное чтение - это чтение слогами (пока не будет сформировано беглое чтение). Пусть поначалу ребенок долго тянет первую букву слога, пока не распознает следующую букву. Главное, чтобы он не останавливался после первой буквы, слитно прочел буквы слога. В первую очередь детей учат читать слоги типа АП, УТ, ИК и т.п. Затем переходят к слогам типа МА, НО, ВУ. После того, как будет достаточно автоматизирован навык чтения слогов, переходят к чтению слов типа МАК, ЛУНА, ПАЛКА и т.д. по нарастанию сложности слов. Если в устной речи ребенок заменяет некоторые звуки, например [Ш] на [С] («сапка») или [Р] на [Л] («лыба»), не рекомендуется учить с ним соответствующие буквы, пока не будет полностью исправлено звукопроизношение. В противном случае у ребенка может сформироваться неправильная связь между звуком и обозначающей его буквой. Прежде чем учить ребенка письму, необходимо сформировать правильный захват ручки. Многие дети делают это неправильно. Руки ребёнка должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки (у правшей) немного выступал за край стола, и рука свободно двигалась по строке, а левая лежала на столе и придерживала лист. Ручка кладется на верхнюю часть среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и указательного пальцев придерживают её на расстоянии 1,5–2 см. от конца стержня. Научите ребенка ориентироваться на листе бумаги: показывать верхний правый, левый нижний угол, середину листа и т.д. Затем учат видеть строчки, находить начало, конец строчки.

Как помочь ребенку, если он забывает, путает,
неправильно пишет буквы?
Если ребенок пишет буквы не в ту сторону (зеркально), путает расположение элементов букв чаще всего это следствие несформированных пространственных представлений. Проверьте, умеет ли ваш ребенок правильно показывать свое правое ухо, левую ногу и т. д. Очень полезны игры-занятия типа «Танграм», «Пифагор», «Сложи квадрат», различные «конструкторы». Бывает, что ребенок путает совершенно непохожие по написанию буквы: М и Б, Т и Д. Причиной этого может быть, то что ребенок плохо различает соответствующие звуки на слух. При этом физический слух у него может быть абсолютно нормальным. Поучите ребенка находить на слух трудные звуки в слогах, словах. Чтобы ребенку было легче запоминать буквы, рекомендуются следующие приемы:
- раскрашивание буквы, штриховка - Лепка ребенком буквы из пластилина.
- Вырезание ребенком буквы по контуру, нарисованному взрослым.
- «Написание» широкими жестами всех изучаемых букв в воздухе.
- Сравнение буквы и ее элементов со знакомыми предметами, другими буквами: буква У – заячьи ушки и т.д.
- Обводка пальцем буквы, вырезанной из мелкой наждачной бумаги или бархатной бумаги, узнавание букв на ощупь с закрытыми глазами.
- Выкладывание буквы из различных материалов: тесьмы, пуговиц, спичек и т.д.
- Обводка ребенком букв, написанных взрослым.
- Письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым.

Может ли у моего ребенка появиться заикание?
Заикаются примерно 2% детей, т.е. один из пятидесяти. Причем заикание у мальчиков встречается в четыре раза чаще, чем у девочек. Обычно заикание возникает в период от 2 до 5 лет. Очень часто родители считают причиной испуг, болезнь или другой стресс. На самом деле многие дети пугаются животных или чего-то другого, но заикания при этом не возникает. Следовательно, истинная причина в ослабленности центральной нервной системы ребенка, а испуг послужил лишь пусковым механизмом. Спровоцировать заикание может внезапное изменение в худшую сторону обстановки в семье, режима. Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори», часто заставляют говорить напоказ.

Одной из распространенных причин появления заикания у детей является непосильная для них речевая нагрузка (повторение непонятных и трудных слов; декламация сложных по содержанию и больших по объему стихотворений; запоминание сказок, рассказов, не соответствующих возрасту и развитию ребенка). Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трех лет), одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание. Заикание также может появляться у детей с замедленно формирующейся двигательной сферой. Такие дети неловки, плохо себя обслуживают, вяло жуют, у них недостаточно развита мелкая моторика рук (сила, ловкость, подвижность кисти и пальцев рук). Таким детям не рекомендуется много смотреть телевизор, особенно на ночь.

Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания. Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к возникновению заикания. Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно темном. Перед сном лучше играть в тихие, спокойные игры. Не пытайтесь добиться ответа у ребенка, когда он плачет, судорожно всхлипывая. Это может спровоцировать заикание. Сначала успокойте его.
Заикание иногда может возникнуть по подражанию, если кто-то в окружении ребенка заикается. Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания: ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже, заикаясь.); употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и); повторение первых слогов или целых слов в начале фразы; вынужденные остановки в середине слова, фразы; затруднения перед началом речи. При возникновении первых признаков заикания надо обратиться к психоневрологу.

Эта статья была автоматически добавлена из сообщества