Во сколько лет лучше обращаться к логопеду. «Каша во рту»: из чего она сварена? Зрительную память тренируем так

Развитие речи у каждого ребенка происходит индивидуально. Если одни детки уже вовсю лепечут в полтора года, то другие первые слова произносят только после двух. В связи с этим родители часто задают себе вопрос, когда нужно обращаться к логопеду? Как не пропустить возможные проблемы?

Если малыш не начинает говорить в соответствии со своим возрастом

1. Понаблюдать за ребенком и обратить внимание, на его поведение.

Играет ли он также, как его сверстники? Стремится ли он общаться с взрослыми и другими детьми? Задержка речевого развития может быть следствием нарушений в сфере общения (аутизм) или отклонения в психическом развитии.

2. Обратить внимание, хорошо ли понимает обращенную к нему речь? Выполняет ли простые задания, которые не сопровождаются жестами? (подробней в тексте).

3. Провести обследование ребенка, включающее консультацию невролога (логоневролога), психолога и логопеда.

4. Выяснить, достаточно ли хороший у ребенка слух. Иногда факт, что ребенок не слышит или слышит недостаточно хорошо, является громом среди ясного неба. А без достаточного слуха речь нормально формироваться не будет.

5. При необходимости начать лечение и логопедические занятия.

Занятия с логопедом, а порой и с логопедом-дефектологом необходимо начинать как можно раньше и проводить регулярно. По возможности определить ребенка в специализированный детский сад.

Необходимо обратиться к логопеду, если ребенок

В 4 месяца эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не улыбается, не оживляется, когда к нему обращается мамочка.


- в 8-9 месяцев нет лепета (повторяющихся ба-ба-ба, па-па-та и т.п. сочетаний),

Имеет трудности с сосанием или жеванием. (например, если полуторагодовалый ребёнок не умеет жевать и давится даже кусочком яблока),

В 1,5-2,5 года практически не имеет нормальных слов типа «мама», «баба», «би-би», «топ-топ», а говорит на «своём» языке, причем много и активно – срочно к логопеду,

В 1,5-3 года «всё понимает, а говорить не хочет», общается жестами и «мычанием» - срочно к логопеду,

В 2 года использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова,

В 2,5 года активный словарный запас менее 20 слов и словоподражаний, не знает названий окружающих предметов и частей тела (не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения) Если не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай воды»)
- к 3 годам имеет словарный запас менее 250 слов,

К 3 годам не умеет строить фразу из пяти-восьми слов,

К 3 годам не понимает прочитанные короткие рассказы и сказки,

К 3 годам не произносит большинство звуков (более 10-15),

К 4 годам словарь менее 1500 слов, не использует наречий, обозначающих пространственные и временные признаки,

К 4,5 годам не произносит звуки: с, сь, з, зь, ль, л,

В 4-5 лет смягчает все звуки («Кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька»),

К 5 годам не произносит звуки: ш, ж, ч, щ, ц, р, рь,

- «картавит»,«шепелявит», «гнусавит» - срочно к логопеду в любом возрасте, т.к. искажения звуков самостоятельно не исправятся никогда,

Пошел в школу, и у него проблемы с письмом (пропуски букв, слогов, письмо мимо строчек) – после 2 учебной четверти срочно к логопеду,
- имеет диагноз ДЦП (детский церебральный паралич) – в любом возрасте,

Родился с расщелиной губы/неба – в любом возрасте,

После какой либо травмы («лёгкое сотрясение мозга») начались проблемы с речью или письмом - срочно не только к логопеду, но и к невропатологу, т.к, м.б. это симптомы серьёзной черепно-мозговой травмы и афазия

Обратиться к логопеду следует, если у Вас

Нарушение звукопроизношения, Вы хотите его исправить, то это возможно в любом возрасте


- есть родственник, у которого произошел инсульт или черепно-мозговая травма и возникло нарушение речи. В этом случае необходимо как можно быстрее обратиться к логопеду, так как только в первые полгода можно добиться максимальных улучшений.

Рекомендую ознакомиться дополнительно на моем персональном сайте (звездочки убрать) http://***logoped-lapteva.ucoz.ru/

Как записаться на консультацию
Как заниматься с ребенком дома
Узнать где и как найти логопеда
Задать вопрос логопеду
Какие бывают нарушения речи у детей
Нарушение речи у взрослых
Скачать материал для занятий дома
Советы логопеда родителям

Какие книги купить для развития речи ребенка

DatsoPic 2.0 2009 by Andrey Datso

Этот вопрос живот интересует практически всех родителей – и тех, чьи дети только-только начинают говорить, и тех, чьи дети уже хорошо говорят. И особенно это волнует тех, чьи дети совсем не разговаривают, либо речь их имеет слышимые даже непрофессионалу дефекты.

Но чтобы понять, нужно ли обращаться с проблемой именно к логопеду, или нужен другой специалист, нужно разобраться – что именно исправляет логопед и каким проблемами он занимается.

Что такое логопедия и кто такой логопед?

Логопедией называют отрасль дефектологии и педагогики, смежную с медициной и физиологией. Это отрасль науки о нарушениях речи детей и взрослых, разрабатывающая и внедряющая методы предупреждения нарушений, их диагностику и способы преодоления дефектов. Логопедия занимается изучением причин и механизмов развития речевых дефектов, их симптоматику и течение процессов во времени, а также структуру речевой деятельности и систему мер по коррекции выявляемых нарушений.

Логопед – это педагог, прошедший особую подготовку на отдельном факультете коррекции, он занимается устранением или исправлением речевых нарушений у детей или взрослых. В компетенцию логопеда входит постановка звуков, но кроме этого логопеды занимаются развитием внимания, слухового и зрительного восприятия, способности к узнаванию и различению, логопеды тренируют память и мышление, развивают общую и мелкую моторику. Без этих навыков невозможным будет полноценное формирование образовательного и речевого процесса. Задачей логопеда является расширение и обогащение активного и пассивного словаря детей, развитие плавности и связности речи, обучение грамоте и исправление в речи грамматических и прочих ошибок.

Также логопеды проходят обучение основам неврологии детского и взрослого возраста, по психопатологии и проблемам в строении и работе органов слуха и речевого аппарата.

Когда нужно обратиться?

Обычно логопеды говорят о том, что чем ранее выявлена проблема с речью, тем активнее и быстрее можно справиться с проблемой, главное – вовремя обратиться за консультацией и выявить проблему и ее истинные причины. Но когда же точно нужно вести ребенка на консультацию к специалисту и на какие характерные особенности речи необходимо обращать особо тщательное внимание, чтобы не пропустить формирование проблемы? Начинать следить за речью нужно, не поверите, с рождения. Есть определенные нормы развития, в том числе и речевого, которые ребенок должен выполнять в каждый из своих закономерных возрастных периодов.

Внимание к речи до трех лет.

Если ребенку уже четыре-пять лет, родители внимательно относятся к его речи и ее дефектам, которые отмечаются в произношении и темпе речи. Это время, когда можно объективно говорить о проблемах в произношении звуков или в построении фразовой речи. Но проблемы речи можно распознавать и корректировать еще задолго до этого возраста, выяснять проблемы речевого развития необходимо с самого раннего возраста – в это время выявляются самые серьезные и грубые из дефектов речевого развития, и проблемы которые могут потребовать корректировки с самого раннего возраста. Именно раннее вмешательство специалиста будет в таких случаях максимально результативной, но нужно найти грамотно специалиста-логопеда, который имеет специализацию по работе с малышами.

Но для того, чтобы оценить степень проблемы и понять, необходима ли именно вашему ребенку помощь логопеда, важно будет знать, какие из этапов развития речи должны соответствовать определенному возрасту ребенка. Обсудим примерные этапы в формировании пассивной и активной речи детей до трех лет.

Основы речевой активности начинаются еще в младенчестве. Примерно с трех месяцев в виде издавания различных звуков и затем трансформации их в процесс гуления. Если же ваш ребенок к возрасту трех-четырех месяцев не издает ни единого звука, это должно стать для вас очень тревожным сигналом, на который немедленно нужно обратить внимание педиатра, невролога и возможно. И других специалистов – возможно – ребенок глухой или глухонемой.

К возрасту примерно восьми-десяти месяцев ребенок делает первые попытки в копировании речи взрослых людей, может произносить свои первые слоги – это обычно па, ма, ба, да. Обычно в этом возрасте ребенок хорошо понимает слова, которые ему адресуются, он хорошо знает свое имя и откликается на него. Если же родители стали замечать, что к окончанию первого года жизни ребенок никак не реагирует на обращенную к нему речь, не старается произносить первые простые слова-слоги, необходимо обращение как минимум к педиатру или неврологу для консультации и детального обследования. Также одним из тревожных симптомов является и формирование своеобразного мычания малыша в моменты, когда он вам пытается показать свои желания или стремления.

Примерно к полутора годам у ребенка начинает формироваться собственно речь – в этом возрасте ребенку уже вполне пора произносить первые слова из дух слогов – папа, мама, дай и т.д. В активном словаре годовалого ребенка содержится не более десяти слов, хотя ребенок уже вполне осознанно их может применять. В этот период жизни речь ребенка развивается очень активно и динамично, ежедневно пассивный и активный словарный запас ребенка пополняется новыми словами.

Примерно к двум годам ребенок должен хорошо понимать обращенную к нему речь взрослых, а также уметь выражать свои желания и цели простыми словами и выражениями. Если же примерно к двум с половиной годам ребенок хорошо понимает речь взрослых, обращенную к нему, но выразить свои желания он может исключительно жестами, не может сформулировать простых фраз по типу «хочу кушать» или «хочу пить» словами, необходимо посещение с ребенком невролога и логопеда. Нужно обратить внимание на то, что в этом возрасте еще не столь важно, как ребенком произносятся трудные звуки в речи, в основном имеет значение общий характер речи и ее активности.

Развитие речи ребенка в возрасте от трех до пяти лет.

Кабинет логопеда в возрасте трех-четырех лет посещать необходимо даже тем детям, в речевом развитии которых родители не отмечают совершенно никаких отклонений по срокам и по способности к воспроизведению звуков, слов и предложений. Если же в речи ребенка выявляются явные отклонения, которые требуют работы с речевыми навыками и речевым аппаратом, тогда помощь специалиста уже просто необходима. Но требования к речи детей сильно разнятся в зависимости от его возраста. В возрасте трех лет родителям важно убедиться в том, что с артикуляционным аппаратом ребенка все в порядке и он развивается правильно.

В этом возрасте малыш должен выполнять простые действия по просьбе родителей или педагога – высовывать язык, доставать им до верхнего неба или губы, сложить язык в трубочку или надувать щеки. Также в этом возрасте необходимо проверить, может ли ребенок воспроизвести самый простой ритм, хлопая в ладоши. Если эти навыки у ребенка отсутствуют – это должно быть поводом для беспокойства родителей.

В таких случаях логопеды обычно не только проводят необходимые меры по диагностике нарушений, но и помогают простыми упражнениями укреплять мышцы речевого аппарата и артикуляционный аппарат. Также, в возрасте трех-четырех лет ребенок уже не должен пропускать в словах слоги, переставлять слоги в словах местами или не должен проглатывать окончания слов. Обратите особое внимание на все эти особенности в речи ребенка, когда вы будет посещать консультацию специалиста. Но вот правильного произношения всех абсолютно звуков в возрасте трех-четырех лет может еще не быть, правильная речь практически на все звуки будет формироваться ближе к пяти-шести годам. Нет повода для посещения логопеда, если в три-четыре года ребенок пока еще не говорит шипящие - «ш», «щ», «р», «л», эти звуки речи самые сложные, они формируются в правильном произношении самыми последними. Но стоит все-таки понаблюдать за тем, как произносятся слова с этими звуками ребенком, если он пока пропускает эти звуки – это не опасно, а вот если вместо звука «л» произносится «в», если звук «р» произносится на французский манер, гортанно, стоит пройти консультацию у специалиста-логопеда, так как любое из дефектных произношений звуков нужно сразу же исправлять, пока это не закрепилось патологической привычкой в речи.

Возраст от четырех до пяти.

В возрасте четырех с половиной - пяти лет ребенку уже необходимо не только правильно произносить все звуки речи, но еще и уметь составлять связанные осмысленные предложения. Чтобы это проверить – попросите ребенка рассказать картинку или описать недавнее событие. Если в речи он не придерживается определенной последовательности повествования, составляет предложения не согласованные по смыслу и падежам, родам и числам, не может пользоваться в речи союзами, это является непосредственным отклонением от норм развития.

Начинайте активно разговаривать ребенка, вынуждайте его на диалоги и монологи, активно поправляйте его речь, и проследите, как ребенок реагирует на замечания и исправления, если у него не наблюдается прогресса в речи, необходима консультация со специалистом и разработка комплекса занятий по развитию речи.

Логопед при консультации с ним выявит все описанные выше отклонения в речи, составит подробный план занятий по развитию речи и исправлению дефектов, поможет вам в методике занятий с ребенком в центре речи или дома, подберет комплекс логопедических развивающих упражнений.

Стоит обратиться к логопеду, если в четыре года:

Ребенок не может ответить на простые вопросы – кто, что, где?

Если речь ребенка совершенно неграмотна, неправильно используются окончания, падежи, суффиксы и предлоги,

Если ребенок произносит неправильно многие слоги и звуки, смягчает твердые звуки, искажает межзубное произношение, смешивает звуки, меняет звук «ж» на «з».

Употребляет в предложениях меньше четырех слов.

Стоит обратиться к логопеду, если в пять лет:

Ребенок строит фразы неверно и произносит не все звуки речи,

У него нарушено произношение согласных звуков,

Есть пропуски согласных звуков в речи, которые стоят в слове рядом,

Если нарушено согласование родов и множественного числа.

Устная речь тесно связана в дальнейшем с письменной речью и грамотностью, если вовремя не исправлять речевые ошибки, письмо в дальнейшем будет неграмотным.

Логопед – специалист, который занимается устранением всевозможных дефектов речи. Но как понять, стоит ли к нему обратиться, или же ребёнок разговаривает нормально для своего возраста? Узнайте это, чтобы речь вашего чада была правильной.

Почему нарушается речь?

Причины нарушений речи у ребёнка могут быть самыми разнообразными. Это патологическое развитие беременности и возникшие в период вынашивания осложнения, родовые травмы, ухудшение слуха, наследственная предрасположенность, неправильный прикус и аномалии строения челюстно-лицевого аппарата, длительное и постоянное сосание пальца, соски или иных предметов, недостаточность внимания, так называемая педагогическая запущенность (родители не участвуют в развитии ребёнка), врождённые, инфекционные или травматические поражения отвечающих за речь отделов головного мозга и так далее.

Важно знать! Чем раньше выявлены причины нарушений, тем больше шансов на восстановление нормальной речи.

Когда стоит обратиться к специалисту?

Строго определённого возраста, в котором нужно посещать логопеда, нет. Во-первых, речь ребёнка начинает развиваться с 4-6 месяцев, когда кроха издаёт первые звуки, пусть непонятные, но очень важные. Во-вторых, отклонения могут возникнуть в любом возрасте, причём внезапно. И даже если малыш разговаривал нормально, это не значит, что всё так и будет в дальнейшем. В-третьих, нарушения речи могут спровоцировать некоторые проблемы со здоровьем, не касающиеся речевого аппарата. И выявить некоторые из них на ранних стадиях порой непросто. Ниже будут рассмотрены случаи, в которых обращение к специалисту обязательно.

Явные нарушения речи

Итак, когда и в каком возрасте обращаться к логопеду? В таблице рассмотрены нарушения, возникающие в разные периоды роста и развития ребёнка, при которых необходима помощь специалиста.

Возраст ребёнка Нарушения
Начиная с 5-7 месяцев до года Малыш не гулит, не произносит никаких звуков, не реагирует на своё имя и обращения к нему, ближе к году не повторяет простые слоги.
От года до полутора лет Ребёнок не повторяет и не произносит простые слова из одного слога («баба», «мама», «дядя», «папа») или совсем не разговаривает.
1,5-2 года Малыш молчит, не проявляет интерес к речи взрослых, свои желания и потребности объясняет жестами, мычанием или простыми звуками.
2,5 года Ребёнок не говорит фразы из двух слов (пусть упрощённых и несколько изменённых), не выполняет простые просьбы, такие как «принеси игрушку», «иди сюда».
3 года Ребёнок внезапно заговорил после длительного молчания, но большую часть слов произносит неверно или, вообще, «лепечет» на своём языке. Малыш не может корректно воспроизводить простейшие ритмичные слоги («тук-тук, тук-тук, тук-тук»), не выполняет артикуляционные движения (не высовывает язык, не складывает губы трубочкой, не задерживает улыбку на пять секунд), часто заменяет слова жестами при общении, не выполняет состоящие из трёх частей простые просьбы («иди сюда, возьми мяч и принеси его мне»). Насторожить должно повышенное слюнотечение во время попыток разговаривать.
3-3,5 года Малыш продолжает упрощать произносимые слова, не склоняет их, не различает звуки в словах с похожим звучанием (крыса и крыша, почка и бочка).
4-5 лет Ребёнок говорит нечётко, его речь смазана, многие звуки произносятся неверно, малыш не умеет соединять слова и строить предложения, не стремится к общению, редко разговаривает, ничего не рассказывает.
Школьный возраст (6-8 лет). Ребёнок не воспроизводит произнесённые учителем буквы, слоги и слова, не может повторять длинные слова, не отвечает на заданные вопросы, во время письма пропускает буквы и тем более слоги и части слов, испытывает трудности при пересказах, чтении и разучивании стихотворений.

Совет: начать коррекцию речи следует как можно раньше, так как помочь маленькому ребёнку гораздо проще, чем взрослому.

Патологии, нарушающие речь и требующие обращения к логопеду

В детском возрасте обязательны регулярные посещения не только педиатра, но и узких специалистов, которые могут выявить отклонения на ранних стадиях и помочь устранить их. И некоторые нарушения способны менять речь. Рассмотрим несколько таких случаев:

  1. Хирург обнаружил, что уздечка очень короткая, и посоветовал подрезать её. При таком дефекте кончик языка не дотягивается до нёба, когда рот открыт, что мешает чётко и верно произносить некоторые звуки.
  2. Отоларинголог диагностировал снижение слуха. Если малыш плохо слышит, он не сможет корректно воспринимать, обрабатывать и воспроизводить звуки.
  3. Стоматолог заметил неправильный прикус или рост зубов (как коренных, так и молочных), а также аномалии строения челюсти.
  4. Есть врождённые пороки: расщелина в нёбе, «заячья губа», «волчья пасть».

Тревожные признаки

Есть некоторые признаки, указывающие на то, что речь требует коррекции. Родителям следует обратить внимание на такие моменты:

  • Ребёнку трудно успевать за своими мыслями, он словно захлёбывается словами.
  • Малыш иногда «сглатывает» некоторые слоги.
  • Не хватает дыхания на произнесение фразы или короткого предложения, вдох делается во время разговора, что похоже на всхлип.
  • Чадо говорит «в нос», но при этом насморка и простуды нет.
  • Нет стремления к общению, желания описывать увиденное или услышанное словесно.
  • Ребёнок говорит невыразительно, монотонно.

Как можно помочь ребёнку самостоятельно?

Некоторые упражнения можно выполнять вместе с ребёнком в домашних условиях:

  1. Чаще разговаривайте и общайтесь с ребёнком, рассказывайте ему что-то, просите отвечать, повторять слова, описывать происходящее. Корректно и ласково исправляйте допускаемые ошибки.
  2. Больше читайте малышу, например, рассказы, сказки, простые детские стишки.
  3. Регулярно устраивайте занятия артикуляционной гимнастикой. Посоветовать упражнения может логопед, но можно просто вместе делать простые движения: высовывать язык, касаться им нёба и щёк, удерживать его между зубами и при этом выпускать воздух, широко открывать рот, улыбаться и замирать в таком положении на несколько секунд, складывать губы в трубочку.
  4. Обязательно развивайте мелкую моторику, ведь она стимулирует развитие речи. Можно устраивать , лепить, рисовать.

Своевременная помощь логопеда позволит обнаружить дефекты речи и научить ребёнка разговаривать правильно и чётко.

В настоящее время мамы и папы задаются вопросом: требуется ли их ребенку консультация логопеда, но немногие знают – наиболее благоприятный период в плане развития речи у малыша – 2-3 года. Именно в это время необходимо проконсультироваться у детского логопеда – соответствует ли речь ребенка его возрасту.

Вам следует обратиться к логопеду, если:

  • До 2х лет у ребенка не появилась речь (ребенок молчит) или словарь ребенка составляет не более 10 слов. Квалифицированный специалист - логопед умеет стимулировать появление речи «неговорящих» детей.
  • Ребенок старше 4х лет не произносит правильно какие-то звуки. К этому времени у малыша полностью сформирована фонетическая система, поэтому проблем быть не должно.
  • Ребенок начал повторять первые звуки, слоги, слова (заикается).
  • Ребенок старше 6х лет не запоминает стихи, не может пересказать текст, нарушает структуру слов.
  • Точную причину нарушений, конечно же, должен определить логопед. Возможно, также потребуется консультация невропатолога, ортодонта и отоларинголога, сурдолога и психотерапевта.

    Возможные причины нарушений:

    • негативные факторы в период беременности и родов;
    • «педагогическая запущенность»
    • ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе;
    • перинатальная энцефалопатия (ПЭП)
    • различные по происхождению поражения головного мозга до/во время или после родов, частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет;
    • наследственные факторы;
    • снижение слуха;
    • анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата;
    • сосание пальца.

    Мозг малыша обладает большими компенсаторными возможностями. Чем младше ребёнок, тем больше у него возможностей для восстановительного потенциала и лучшего результата. От совместной работы специалистов и современных методик по коррекции, восстановлению речевой функции ребёнка зависит многое, но не всё. Основная роль принадлежит семье малыша. Родителям нужно объединиться с врачами, выполнять все назначения, домашние задания, идти одним путём к намеченной цели. Комплексный медицинский подход и активное участие родителей в процессе развития речевой функции ребёнка обязательно дадут положительный эффект.

    Основными направлениями логопедической работы по стимулированию речи у «неговорящих» детей является:

    • нормализация мышечного тонуса, мелкой моторики;
    • развитие артикуляционного аппарата, тактильных ощущений, мимики;
    • выработка речевого дыхания;
    • стимуляция лепета, перевода слов из пассивного в активный словарь;
    • выработка зрительных, слуховых дифференцировок, памяти, внимания, мышления.

    Важно установить тесный контакт с ребенком, поднять его эмоциональное состояние. Логопед учит малыша фиксировать взгляд на конкретных предметах, выполнять сначала одноступенчатые, а потом двухступенчатые инструкции. Большое значение имеет работа по воспитанию общих речевых навыков, прежде всего, диафрагмального дыхания.

    Тренировка движений пальцев и всей кисти рук, в том числе массаж , является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух.

    Выполнение простых упражнений на развитие общей моторики - движений рук и ног, поворотов головы, наклонов туловища – учит малыша выслушивать и запоминать задания, повторять их. Наблюдая за животными и птицами можно предложить малышу повторить их движения - как ходит мишка, кошка, собачка, прыгает зайка и т.п. В работе с детьми активно применяется различные игровые методики. Это позволяет повысить интерес к занятию и повысить эффективность всей работы.

    Логопедический массаж на лице, самомассаж, проводятся с целью нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата (проводится с музыкальным сопровождением). Также проводятся игры на развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического слуха.

    Использование компьютерных логопедических игр позволяет повысить динамику развития и индивидуализировать процесс коррекционного обучения. Любые нарушения речи можно исправить - важно не упустить время.

    Помните, грамотная, хорошо поставленная речь в будущем принесет Вашему ребенку только пользу!

    Прием (осмотр, консультация) логопеда первичный

    1500

    Прием (осмотр, консультация) логопеда повторный

    1300

    Прием (осмотр, консультация) микрологопеда (для детей от 0 до 1 года)

    2000

    Надбавка за проведение консультации или занятия логопеда на дому (дополнительно к консультации или к любому занятию логопеда)

    4100

    Логопедическое занятие для детей с заиканием

    1900

    Логопедическое занятие по развитию речи (без массажа) 30 мин

    1400

    Логопедическое занятие по развитию речи (с массажем) 60 мин

    2500

    Логопедическое занятие по коррекции нарушений чтения и письма у детей младшего школьного возраста

    1500

    Логопедический массаж (1 сеанс)

    Рассказывает сотрудник Института коррекционной педагогики РАО, кандидат педагогических наук Валентина Кисилева.

    — Смотрите, а на елке сыски висят.

    ...Мы с Мишкой так и покатились.

    Девчонке пять лет, скоро замуж выдавать! А она — «сыски»...

    — Я правильно сказала сыски! Это у меня зуб вывалился и свистит...

    — У меня целых три вывалилось, а я все равно говорю правильно! Вот слушай: хыхки!

    ...Глядя на них я так хохотал, что даже проголодался...

    Никакие не сыски. Никакие не хыхки, а коротко и ясно: фыфки!

    В. Драгунский «Заколдованная буква »

    Картавить разрешается

    Произносить звуки неправильно детям разрешается до 4,5-5 лет, говорят логопеды. Более того, в этом возрасте они имеют полное право на коверканье слов. У них еще идет формирование звукового строя речи, и дети как бы пробуют разные варианты звукопроизношения.

    Ребенок может не так произносить шипящие звуки, у него может не быть звука «р» или твердого «л»... К 4-5 годам произношение обычно самостоятельно выправляется и помощь логопеда большинству детей не бывает нужна.

    На самом деле неумение четко произносить пресловутое «р» или «ш» - не самая большая беда в жизни. И логопеды иногда высказывают крамольную мысль: ну и пусть не выговаривает... Если только вы не прочите своему малышу карьеру политика или актера и «лыба» не вызвана патологией речи.

    Чем старше ребенок, тем сложнее исправить его произношение, а после 14 лет это становится практически невозможным. Так что, если вы вовремя не спохватились, добиться совершенной речи у подростка вам будет трудно.

    Но иногда (и, к слову, в последнее время все чаще и чаще) неумение говорить правильно бывает вызвано у ребенка именно патологией речи. И вот тут уже плохая дикция обернется трудностями при письме и чтении, а, значит, и проблемами в школе. Если у вас именно этот случай, без помощи логопеда вам не обойтись.

    В то утро я быстро справился с уроками, потому что они были не трудные. …Я сочинил предложение: «Мы построили салаш». А больше ничего не было задано.

    В. Драгунский «Шляпа гроссмейстера»

    Не теряйте гласные!

    Насторожиться и заподозрить, что не все с речью вашего ребенка в порядке, родители должны при таких ошибках.

    Малыш взаимозаменяет звуки. Одно дело, если вместо слова «шапка» он говорит «сапка» - это лишь неумение выговаривать звук «ш». И совсем другое, если он не только говорит «сапка» вместо «шапка», но и «шобака» вместо «собака». Значит, он не слышит, не различает звуки «с» и «ш», а потому взаимозаменяет их.

    Такие ошибки сами собой не исправляются. Поэтому не ждите, когда малыш подрастет, а даже если ему 2 года и он только заговорил, ведите его к логопеду.

    Ребенок проглатывает слоги или, наоборот, добавляет лишние. И в 3, и даже в 4 года ему позволяется коверкать слова почти до неузнаваемости, но и в «авторской версии» слово должно состоять из правильного количества слогов.

    Та же «шапка» может быть «шака», «сапа», «пака», но не «шап» или «шапака».

    Дети могут опускать или добавлять согласные, но не гласные. Ведь гласные - это основа слова, его ритмика. И нарушение слоговых структур - сигнал, что ребенок не слышит ритма слова. Хотя при нормальном развитии эта функция формируется в двух-трехлетнем возрасте.

    Ребенку больше 3,5 лет, но он говорит вяло, как бы прожевывая слова. И в этом случае придется обращаться к логопеду за специальными упражнениями.

    Точно так же, как если он говорит в нос. Такой «прононс» не всегда связан с разросшимися аденоидами. Поставьте ложку или зеркальце к носу ребенка и пусть он что-нибудь скажет. От дыхания зеркальце может слегка запотеть, но если оно запотеет сильно, значит, струя воздуха идет через рот, а ведь наша речь предполагает носовое дыхание.

    А у нас сегодня кошка

    родила вчера котят…

    С. Михалков «А что у вас?»

    Кто припас словарный запас?

    Логопед не только «ставит» звуки, он проверяет общее развитие ребенка, смотрит, какой у малыша словарный запас, хорошая ли слуховая и зрительная память… Умеет ли он грамотно строить предложения, видоизменять слова, пользоваться предлогами…

    К 6 годам ребенок должен знать все многообразие бытовых предметов: посуды, мебели, одежды… К сожалению, сегодня без малого первоклассник может впервые от логопеда услышать такие слова, как «дуршлаг» или «сарафан». Хорошо, когда в семье есть бабушка, которая и сказку почитает, и переключит боевик на отечественный мультик. Но даже чрезмерно занятые папа и мама могут выкроить минуты для разговора со своим малышом. Просто в то время, когда вы варите борщ, меняете колесо в машине, работаете на компьютере, поясняйте ему, что вы делаете.

    Если же новые слова запоминаются с трудом, если ребенок не в состоянии выучить ни одного стихотворения - это тоже повод обратиться к логопеду.

    Три года - возраст почемучек. Но дети, которые плохо запоминают, - мало интересуются происходящим вокруг них, редко задают вопросы и обычно тут же забывают ответы. Нелюбознательность ребенка - тревожный симптом. Речевая патология тесно связана с неврологическими проблемами, и плохая память может быть вызвана не особенностями развития, а неврологическими заболеваниями, которые возникли из-за осложненной маминой беременности или тяжелых родов.

    К 5 годам ребенок должен уметь правильно согласовывать слова в роде и числе, а к 6 годам и в падеже. Он должен уметь образовывать и видоизменять слова, составлять предложения, правильно пользоваться предлогами и не путать их.

    Перед школой надо уже четко знать, где «право», где «лево», что такое «вчера» и что такое «завтра». Незнание подобных вещей говорит о том, что у ребенка нарушено зрительное и временное восприятие.

    Так что на самом деле всем детям перед школой полезно посетить логопеда. Специалист посмотрит, соответствует ли развитие вашего ребенка возрасту, и подскажет, на что надо обратить внимание и как вам с малышом в преддверии школы заниматься.

    Игры, тренирующие речь

    У кого ловкие чуткие пальчики - у того хорошая развитая речь. Развить мелкую моторику помогут такие игры:

    Насыпьте в одну коробочку горох, в другую фасоль, поставьте их по разные стороны от ребенка и предложите ему одновременно складывать крупу в общую кастрюлю. К 3-4 годам у нормально развивающегося ребенка действия должны быть скоординированными.

    Спрячьте в кастрюлю с крупой маленькую игрушку - пусть ребенок копается в крупе, отыскивая машинку или пупсика и развивая таким образом тактильные ощущения. А можно игрушку положить в мешочек, чтобы малыш на ощупь отгадал, что там спрятала мама.

    Зрительную память тренируем так.

    Нарисуйте ребенку картинку с массой подробностей. Домик с окошками, в одном есть занавеска, в другом - нет. Справа от дома - ели, слева - яблони. Из трубы идет дым. В левом углу - солнце, в правом - птицы… Пусть перерисует эту картину в точности. Не так важно, насколько хорошо будет все нарисовано, важно, насколько точно. Если малыш деревья поменял местами или не увидел занавески - значит, он не замечает детали и зрительное восприятие у него нарушено.

    Теперь тренируем слуховую память.

    Различает ли ваш ребенок бытовые шумы? Попробуйте, сможет ли он не глядя, на слух определить, что какой звук издает: работающий миксер, закрывающаяся дверца холодильника, спичка, чиркающая о коробок…

    А чтобы ребенок соотносил себя в пространстве…

    Постоянно уточняйте у него: что сзади тебя, что слева, что над тобой... А если развернуться в другую сторону?

    Не ждите молниеносных результатов. Придется десятки раз проделать эти упражнения, прежде чем речь улучшится.

    Личное мнение

    Елена Цыплакова:

    Лично у меня никогда не было необходимости заниматься с логопедом. Но вот когда начались съемки «Кармелиты» (Елена Цыплакова - режиссер популярного сериала. - Ред.), выяснилось, что такого рода проблемы есть у Маши Козаковой, исполняющей в сериале роль Хитаны. Она сразу же начала заниматься со специалистом. Для актера правильная речь - это очень важно.