Вниз оно смеется вверх оно плачет.

Вопросы и ответы третьей игры осенней серии 2011. С телезрителями играла команда Андрея Супрановича.

Первый раунд. Блиц.
Вопрос №1.
Что в 70-х годах 19 века придумал Джейкоб Дэвис, когда американские золотоискатели стали жаловаться, что их карманы не выдерживают нагрузок и все время рвуться?

Ставить на джинсы заклепки.
Знатоки ответили неправильно. Счет 0-1.

Второй раунд.
В Японии исстари пренебрежительно относились к женщине. Любому ребенку вкладывалось в голову, что мужчина в семье руководитель, а женщина должна просто его слушаться. Но во второй половине 20 века в Японии появились женщины, которые по роду своей деятельности могли отомстить мужчинам за вековые унижения. Назовите профессию этих женщин

Дорожные полицейские.
Знатоки ответили неправильно. Счет 0-2.

Третий раунд. Черный ящик.
В черном ящике находятся те, кого любители одного увлекательного процесса чаще всего используют пучком, чулком, кусочком или поперек. Определите содержимое черного ящика.

Червяки для рыбалки.
Знатоки ответили правильно при помощи клуба. Счет 1-2.

Четвертый раунд.
Перед вами писатель Всеволод Михайлович Гаршин, художник Владимир Карлович Менк и голова неизвестного мужчины. Были и еще этюды. Кто писал эти этюды и кого в итоге написал?


Черты Гаршина и Менка можно разглядеть в сыне, а неизвестного мужчины в отце на знаменитой картине Ильи Репина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года".
Знатоки ответили правильно. Счет 2-2.

Пятый раунд.
В августе 1799 года в письме графу Ростопчину Александр Васильевич Суворов писал: "В Англии мною довольны. И дипломат Семен Романович Воронцов меня хвалит. А у меня чулки опустились". На что намекал фельдмаршал?

Суворов иронично намекал, что хочет получить британский орден подвязки, который мужчины носили под коленом.
Знатоки ответили неправильно. Счет 2-3.

Шестой раунд. Суперблиц. За столом Иван Топчий.
Вопрос №1.
Писатель Борис Полевой, редактируя журнал юность, иногда ставил на полях число 22. Что этим хотел сказать писатель?

"Перебор".
Иван ответил неправильно. Счет 2-4.

Седьмой раунд.
В 1888 году парижская академия наук должна была присудить премию за лучшую научную работу, посвященную вращательному движению твердого тела. "Говори что знаешь, делай что должен и будь чему быть" - это девиз работы Софьи Ковалевской, которая получила главный приз. Движению какого предмета была посвящена работа Софьи Васильевны?

Волчку.
Знатоки ответили неправильно. Счет 2-5.

Восьмой раунд. Черный ящик.
В своей актерской книге Михаил Казаков рассказывает о том, как летом 1948 года в Комарово он присутствовал на первой читке одного произведения. Автор этого произведения приклеил на титульный лист рукописи "мишку на севере" с коробки конфет. Когда автор закончил читать новую пьесу, Мариенгоф сказал: "Пьеска что надо, но ты спрячь ее и никому не показывай". Что за пьеса в черном ящике?

"Обыкновенное чудо".
Знатоки ответили правильно. Счет 3-5.

Девятый раунд.
Разгадайте итальянскую загадку. Вниз оно смеется, вверх - плачет. Что это?

Ведро.
Знатоки ответили правильно. Счет 4-5.

Десятый раунд. 13-й сектор.
Это дается человеку дважды. Каждый раз бесплатно, а если человек захочет иметь это в третий раз, то за это нужно будет заплатить. Что это?

Зубы.
Знатоки ответили неправильно. Счет 4-6.

Предыдущие игры можно найти в

«Давайте выведем соответствующее правило, проанализировав одну (хорошие методики на основе анализа одного примера, увы, не создаются – см. пример – Прим. И.Л. Викентьева) из самых простых народных загадок, ту, в которой говорится или, вернее, говорилось когда-то, когда ещё в ходу были колодцы:

«Вниз - смеется, кверху - плачет» (ведро).

В основе «герметического», туманного определения - процесс «остранения» предмета , изолируемого от его значения, вырываемого из обычного контекста. Предмет опускается и поднимается - вот всё, что мы о нём узнаем.

Но при этом заработали ассоциации и сравнения, объектом которых является не предмет в целом, а одна из его характеристик, в данном случае звуковая. Ведро поскрипывает... При спуске в колодец звук не такой, как при подъёме.

Ключ к новому определению - в метафоре, подсказавшей глагол «плакать». Поднимаясь вверх, ведро) раскачивается, вода расплескивается... Ведро «плачет»... «кверху - плачет». Из этой метафоры, по контрасту, возникает предыдущая: «Вниз - смеётся». Теперь двойная метафора готова к тому, чтобы представлять вещь, одновременно её маскируя, возводя заурядный, будничный предмет домашнего обихода в ранг чего-то таинственного, дающего пищу воображению.

Проделанный анализ даёт нам, таким образом, следующую картину-кадр: «остранение - ассоциация - метафора». Таковы те три обязательных этапа, которые надо пройти, чтобы сформулировать загадку.

Действие этого правила можно продемонстрировать на любом предмете. Возьмем, к примеру, перо (наиболее вероятно, что сегодня это будет не так называемое вечное перо, а шариковая авторучка).

Первая операция: остранение. Мы должны дать перу такое определение, словно видим его впервые в жизни. Перо - это, как правило, пластмассовая палочка в форме цилиндра или многогранного параллелепипеда с конусным окончанием, особенность которого состоит в том, что если провести им по светлой поверхности, то оно оставляет отчётливый след. (Определение дано в общих чертах, весьма приблизительно, за более исчерпывающими формулировками просьба обращаться к романистам - приверженцам «школы взгляда».)

Вторая операция: ассоциация и сравнение. «Светлую поверхность», упомянутую в нашем определении, можно толковать по-разному, ибо образов и значений вырисовывается множество. Мало ли «светлых поверхностей» помимо листа бумаги! Это может быть, например, стена дома или снежное поле. По аналогии то, что на белом листе выглядит как «черный знак», на «белом поле» может чернеть в виде тропинки.

Третья операция: завершающая метафора. Теперь мы готовы дать перу метафорическое определение: «Это нечто такое, что прочерчивает черную тропу на белом поле».

Четвёртая операция: - необязательная - состоит в том, чтобы облечь таинственное определение предмета в максимально привлекательную форму. Нередко загадке придают форму стиха. В нашем случае это несложно:

Он на белом-белом поле
Оставляет чёрный след.

Необходимо подчеркнуть решающее значение начальной, на первый взгляд лишь подготовительной, операции. На деле остранение - самый существенный момент, оно рождает наименее избитые ассоциации и самые неожиданные метафоры. (Чем замысловатее загадка, тем интереснее её разгадывать.)

Почему дети так любят загадки? Ручаюсь, что главная причина в следующем: загадки в концентрированной, почти символической форме отражают детский опыт познания действительности. Для ребёнка мир полон таинственных предметов, непонятных событий, непостижимых форм. Само присутствие ребёнка в мире - тайна, в которую ему ещё предстоит проникнуть, загадка, которую ещё надо отгадать с помощью вопросов, прямых и наводящих. И процесс этот, процесс познания, зачастую происходит именно в форме неожиданного открытия, сюрприза. Отсюда то удовольствие, которое ребенок получает от самого поиска и от ожидающего его сюрприза; в процессе игры он как бы тренируется».

Джанни Родари, Грамматика фантазии, М., «Прогресс», 1990 г., с. 51-53..

Что это такое: синий, большой, с усами и полностью набит зайцами?

(Троллейбус)

Вспушит она свои бока,
Свои четыре уголка,
И тебя, как ночь настанет,
Все равно к себе притянет.

(Подушка)

Не ездок, а со шпорами,
Не будильник, а всех будит.

Суп, салат, пюре, котлеты
Подают всегда в … (Тарелке)
А на чай и простоквашу
Подставляй, дружочек, …

Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами - стук,
Как зовут его - ...

Для предсказаний сей предмет незаменим.
Волшебники все пользуются им.
Он круглый и прозрачный, как стекло,
Увидеть будущее в нем совсем легко.

Она красива и мила,
А имя ей от слова "зола".

(Золушка)

Один глаз, один рог, но не носорог?

(Корова из-за угла выглядывает)

Пять мальчиков,
Пять чуланчиков.
Разошлись мальчики
В темные чуланчики.
Каждый мальчик
В свой чуланчик.

(Пальцы и перчатки)

Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек - копытца.
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три поросенка)

У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный.
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?.. (Буратино).

Верещунья белобока,
А зовут ее... (сорока).

Каждый вечер спать ложусь,
В комнате один я не боюсь.
Засыпаю сладко я,
Под пенье птицы - (соловья).

Мы день не спим,
Мы ночь не спим,
И день и ночь
Стучим, стучим.
(Часы)

Сижу верхом,
Не ведаю на ком.
(Шапка)

По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик свое потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует - оно задрожит. (Лужа)

Два коня у меня, два коня.
По воде они возят меня.
А вода тверда, словно каменная!
(Коньки, лед)

Ношу их много лет,
А счету им не знаю.
(Волосы)

Очень странный почтальон:
Не маггл, не волшебник он.
Доставит письма и газеты,
Несет посылку на край света,
Хранить умеет все секреты.
Крылат и смел, и зорок он.
Кто же этот почтальон? (Сова)

Три глаза - три приказа,
Красный - самый опасный.
(Светофор)

Кто приходит, кто уходит,
Все ее за ручку водят.
(Дверь)

Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду - упадет
Не вода, а уже лед.
Даже птице не летится,
От морозов стынет птица.
Повернулось солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это?
(Январь)

Кто меня сделал, не сказывает. Кто меня не знает, принимает. А кто знает, на двор не пускает.
(Фальшивая монета)

Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
(Язык)

Хохотун Егорка взялся за уборку,
В пляс по комнате пошел,
Оглянулся - чистый пол.
(Веник)

Стоит толстуха -
Деревянное брюхо,
Железный поясок.
(Бочка)

Жаркий, знойный, душный день,
Даже куры ищут тень.
Началась косьба хлебов,
Время ягод и грибов.
Дни его - вершина лета,
Что, скажи, за месяц это?
(Июль)

Кругом вода, а с питьем беда. (Море).

По краям две острых палки,
Посредине стоит то,
Что воскликнут все ребятки,
Коль услышат вдруг его.
(Колокол)

Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?
(Март)

Тридцать два молотят,
один поворачивает.
(Зубы и язык)

Солнце печет,
Липа цветет.
Рожь колосится,
Золотится пшеница.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Лето)

Зубов много, а ничего не ест.
(Расческа)

Что это у Галочки?
Ниточка на палочке,
Палочка в руке,
А ниточка в реке.
(Удочка)

Я легкий как перышко, но долго меня не удержишь.
(Вдох)

Лист бумаги по утрам
На квартиру носят к нам,
На одном таком листе
много разных новостей.
(Газета)

Когда вы видите меня, то не можете видеть ничего другого. Я могу заставить вас гулять, даже если вы не имеете такой возможности. Иногда я говорю правду, иногда я лгу. Но если я лгу, то близок к правде. Кто же я?
(Сон)

Кто утром ходит на 4-х ногах, днем на 2-х ногах, к вечеру же на 3-х ногах?
(Человек. Утро – детство, вечер – старость)

Есть всегда у людей
Есть всегда у кораблей.
(Нос)

Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит (петух)

Резинка Акулинка
Пошла гулять по спинке.
И пока она гуляла,
Спинка розовой стала.
(Мочалка)

В этот месяц таит все, в этот месяц снег идёт, в этот месяц все теплей, в этот месяц женский день.
(март)

Сидит Пахом
На коне верхом,
Сам неграмотный,
А читать помогает.
(Очки)

Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет.
(Сорока)

Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел?
(Апрель)

Эти чудо - кирпичи я в подарок получил,
Что сложу из них - сломаю,
И все сначала начинаю.
(Кубики)

Без языка живет,
Не ест и не пьет,
А говорит и поет.
(Радио)

Сидел на заборе, пел да кричал, а как все собрались, взял да замолчал (петух)

Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны, то метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно,
Ну, так что за месяц это?
(Февраль)

Не лает, не кусает, а к будке привязана.
(Цепь)

Сидит птах на белых горах, дожидается из мертвого живого (курица-наседка)

В лесу тяп-тяп, дома ляп-ляп, на колени возьмешь - заплачет.
(Балалайка)

Едет вниз - дорогу ломает, едет вверх – строит.
(Собачка на молнии на куртке)

Хоть сама - и снег и лед,
А уходит - слезы льет.
(Зима)

Он качели и кровать,
Хорошо на нем лежать,
Он в саду или в лесу
Покачает на весу.
(Гамак)

Утка в море, хвост на заборе. (Ковш)

В нее льется, из нее льется, сама по земле плетется. (Река).

Теплый, длинный-длинный день,
В полдень - крохотная тень,
Зацветает в поле колос,
Подает кузнечик голос,
Дозревает земляника,
Что за месяц, подскажи-ка?
(Июнь)

Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой,

(Времена года)

Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи подбирает,
По ночам кочует - коноплю ворует.
(Воробей)

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
"Пейте чай, вода вскипела!"
(Чайник)

Льется речка - мы лежим.
Лед на речке - мы бежим.
(Коньки)

Частый, зубастый,
Вцепился в чуб вихрастый.
(Гребешок)

Всю жизнь крыльями машет,
А улететь не может.
(Ветряная мельница)

В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки -
Раздают всем огоньки.
(Спички)

Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом.
Коротышка - только раз,
Та, что выше, - каждый час.
(Стрелки часов)

Один говорит,
Двое глядят,
Двое слушают.
(Язык, глаза, уши)

Маленькая собачка свернувшись лежит -
Не лает, не кусает, а в дом не пускает.
(Замок)

Все время стучит, деревья долбит.
Но их не калечит, а только лечит.
(Дятел)

Черный жилет, красный берет.
Нос, как топор, хвост, как упор.
(Дятел)

Протянулся мост на семь верст,
А в конце моста - золотая верста.
(Неделя)

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это...
(Cнегири)

Чтобы осень не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стекла,
Сделал снежными сады.
(Зима)

Если дождик, мы не тужим -
Бойко шалопаем по лужам,
Будет солнышко сиять -
Нам под вешалкой стоять.
(Галоши, сапоги)

На что взглянет этот глаз -
Все картинке передаст.
(Фотоаппарат)

Он носом в землю постучит,
Взмахнет крылом и закричит.
Кричит он даже сонный,
Крикун неугомонный.
(Петух)

И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши, прячутся, дрожа!
Очень уж суровы
Филины и...
(Cовы)

Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины?
(Зима)

Он с хоботом резиновым,
С желудком парусиновым.
Как загудит его мотор,
Глотает он и пыль и сор.
(Пылесос)

Если б встала, до неба достала б.
(Дорога)

Опоясал каменный ремень
Сотни городов и деревень.
(Шоссе)

Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает?
(Весна)

Выросло дерево от земли до неба.
На этом дереве двенадцать сучков.
На каждом сучке по четыре гнезда.
В каждом гнезде по семь яиц.
А седьмое - красное.
(Год, месяцы, недели, дни)

К вечеру умирает, по утру оживает.
(День)

Я соткано из зноя, несу тепло с собою,
Я реки согреваю, "купайтесь!" - приглашаю.
И любите за это вы все меня, я...
(Лето)

Спереди - шильце, сзади - вильце,
Сверху - черное суконце,
Снизу - белое полотенце.
(Ласточка)

Бегу я как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня.
(Ручеек)

Маленький, кругленький,
А за хвост не поймаешь.
(Клубок)

Черный, проворный,
Кричит "крак" - червякам враг.
(Грач)

Утром идет на четырех,
Днем на двух, а вечером на трех.
(Ребенок, взрослый, старик)

Явился в желтой шубке:
Прощайте, две скорлупки!
(Цыпленок)

Шагает красавица, легко земли касается,
Идет на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку.
(Весна)

На стене, на видном месте,
Собирает вести вместе,
А потом его жильцы
Полетят во все концы.
(Почтовый ящик)

У нее вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть - не рубашка,
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается.
(Гармошка)

Сегодня все ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные...
(шары)

Пыль увижу - заворчу, заверчу и проглочу.
(Пылесос)

Трещала с самого утра: "Пор-р-ра! Пор-р-ра!"
А что пора? Какая с ней морока,
Когда трещит...
(Сорока)

Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
Вещунья белобока, а зовут ее...
(Cорока)

В Москве говорят, а у нас слышно.
(радио)

Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном.
(Дятел)

Я подмышкой посижу и что делать укажу:
Или уложу в кровать, или разрешу гулять.
(Градусник)

Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной.
(Еж)

Синий домик у ворот.
Угадай, кто в нем живет.

Дверца узкая под крышей -
Не для белки, не для мыши,
Не для вешнего жильца,
Говорливого скворца.

В эту дверь влетают вести,
Полчаса проводят вместе.
Вести долго не гостят -
Во все стороны летят!
(Почтовый ящик)


Беленькие перышки, красный гребешок.
Кто это на колышке?
(Петя-петушок)

Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик.
Через несколько минут
Опустился...
(парашют)

В огне не горит,
В воде не тонет,
В земле не гниет.
(Правда)

Кто, угадай-ка, седая хозяйка?
Тряхнула перинки - над миром пушинки.
(Зима)

Чик-чирик! К зернышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это?
(Воробей)

В полотняной стране
По реке простыне
Плывет пароход,
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать.
(Утюг)

Дом - стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется.
(Фонарь)

Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб - всю добычу мою -
Я с радостью белым зверям отдаю.
(Губы, зубы, рот)

Важно по двору ходил
с острым клювом крокодил,
Гголовой весь день мотал,
что-то громко бормотал.
Только это, верно, был
никакой не крокодил,
а индюшек лучший друг.
Угадайте - кто?..
(Индюк)

Все меня топчут, а я все лучше.
(Тропинка)

Он в мундире ярком, шпоры для красы
Днем он - забияка, поутру - часы.
(Петух)

Стоит на крыше верхолаз
И ловит новости для нас.
(Антенна)

Я молча смотрю на всех,
И смотрят все на меня.
Веселые видят смех,
С печальными плачу я.
Глубокое, как река,
Я дома, на вашей стене.
Увидит старик - старика,
Ребенок - ребенка во мне.
(Зеркало)

В маленьком амбаре
Держат сто пожаров.
(Спички)

Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Зима)

Кто на елке, на суку
Счет ведет: ку-ку, ку-ку?
(Кукушка)

Не обижен, а надут,
Его по полю ведут.
А ударят - нипочем
Не угнаться за...
(мячом)

Языка не имеет,
А у кого побывает,
Тот много знает.
(Газета)

Кто так заливисто поет
о том, что солнышко встает?
(Петушок)

Я и дом украшаю,
Я и пыль собираю.
А меня люди топчут ногами,
Да потом ещё бьют батогами.
(Ковер)

Вчера было, сегодня есть и завтра будет.
(Время)

Совсем не нужен ей водитель.
Ключом ее вы заводите -
Колесики начнут крутится.
Поставьте и она помчится.
(Заводная машина)

Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит, не догонишь его.
(Время)

Квохчет, квохчет, детей созывает,
Всех под крыло собирает.
(Курица с цыплятами)

У меня есть дерево,
На нем двенадцать веток;
На каждой ветке тридцать листьев;
Одна сторона у листа черная,
Другая - белая.
(Год, месяцы, дни, ночи)

Снег на полях, лед на водах,
Вьюга гуляет. Когда это бывает?
(Зимой)

Ежедневно в шесть утра,
Я трещу: вставать пора!
(Будильник)

Мойдодыру я родня,
Отверни-ка ты меня,
И холодною водою
Живо я тебя умою.
(Кран)

Каким инструментом можно щи хлебать?
(Ложка)

Что возвратить нельзя?
(Время)

Есть у меня в квартире робот.
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер "ТУ"
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает.
(Пылесос)

Я над речкой лежу, оба берега держу.
(Мост)

Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Оле...
(Ушки)

Тебе дано,
А люди им пользуются.
(Имя)

Морщинистый Тит
Всю деревню веселит.
(Гармонь)

Оля весело бежит
К речке по дорожке.
А для этого нужны
Нашей Оле...
(Ножки)

Стою на крыше, всех труб выше.
(Антенна)

Одной ручкой всех встречает,
Другой ручкой провожает.
(Дверь)

Полюбуйся, посмотри -
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет.
(Холодильник)

Днем спит, ночью летает.
(Сова)

Ночь. Но если захочу,
Щелкну раз - и день включу.
(Выключатель)

Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без...
(Воды)

Дом из жести, а жильцы в нем - вести.
(Почтовый ящик)

Как начнет говорить-разговаривать,
Надо чай поскорее заваривать.
(Чайник)

На шесте - дворец, во дворце - певец.
(Скворец)

Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится.
(Мыло)

Что за кузнецы в лесу куют?
(Дятел)

Всех перелетных птиц черней,
чистит пашню от червей.
(Грач)

Себя он раскрывает, тебя он закрывает,
Только дождичек пройдет - сделает наоборот.
(Зонт)

День и ночь стою на крыше,
Нет ушей, но все я слышу,
Вдаль гляжу, хотя без глаз,
На экране мой рассказ.
(Антенна)

Запылал у чудища изумрудный глаз.
Значит, можно улицу перейти сейчас.
(Светофор)

Твой хвостик я в руке держал,
Ты полетел, я побежал.
(Шарик воздушный)

Каким гребешком никто не причесывается? (петушиным)

Что за судья без языка?
(Весы)

Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвертый плачет.
Что это за гости?
(Времена года)

На чужой спине едет, а на своей груз везет.
(Седло)

Под дождем она гуляет,
Щипать травку обожает,
Кря кричит, Все это шутка,
Ну конечно это - (утка).

На квадратиках доски
Короли свели полки.
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков.
(Шахматы)

Есть, ребятя, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих,
Что за кони у меня?
(Коньки)

Хвост с узорами, сапоги со шпорами,
Песни распевает, время считает.
(Петух)

Очень любят молодца, а бьют, колотят без конца. (Мяч).

Маленькая головка на пальце сидит.
Сотнями глаз во все стороны глядит.
(Наперсток)

В брюхе – баня, в носу – решето, на голове – пуп. Рука одна, да и та на спине. Что это?
(Чайник)

Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?..
(Май)

Я - услужливый пузан.
Всех охотно угощаю.
То молчу, как истукан.
А то песни распеваю. (Самовар)

Скатерть бела
Весь мир одела.
(Зима)

В каком месяце люди говорят меньше всего
(В феврале)

Течет-течет - не вытечет; бежит-бежит - не вы-бежит. (Река)

Кручусь, верчусь,
И мне не лень
Вертеться даже целый день.
(Юла)

Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром - в школу, днем домой.
(Валенки)

Два раза родился, ни разу не крестилка, всем людям пророк (петух)

У тридцати двух воинов один командир.
(Зубы и язык)

Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Друг друга не обходят.
(Месяцы)

По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.
(Гусь)

У меня который год
ежик в комнате живет.
Если пол намазан воском,
Он натрет его до лоска.
Ответ (Полотер)

Стучат, стучат - не велят скучать.
Идут, идут, а все тут как тут.
(Часы)

В лесу, под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
"Здорово, дрозд, приятель!"
И ставит подпись...
(Дятел)

Четыре синих солнца
У бабушки на кухне,
Четыре синих солнца
Горели и потухли.
Поспели щи, шипят блины.
До завтра солнца не нужны.
(Газовая плита)

Под крышей - четыре ножки,
Под крышей - суп да ложки.
(Стол)

Бьют его рукой и палкой -
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут.
(Мяч)

А ну-ка, ребята, кто угадает:
На десять братьев двух шуб хватает?
(Варежки)

Наклонилась над рекой -
Уговор у них такой:
Обменяет ей река
Окунька на червяка.
(Удочка)

Плещет теплая волна,
Под волною белизна.
Отгадайте, вспомните,
Что за море в комнате?
(Ванна)

Я по дереву стучу, червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой -
Все равно он будет мой!
(Дятел)

Два братца
В воду глядятся,
В век не сойдутся.
(Берега)

Очень быстрых два коня
По снегам несут меня -
Через луг к березке,
Тянут две полоски.
(Лыжи)

В нашем доме под окошком
Есть горячая гармошка:
Не поет и не играет - она дом обогревает.
(Батарея отопления)

Пять братьев -
Годами равные, ростом разные.
(Пальцы)

Не царь, а в короне,
не всадник, а со шпорами,
не будильник, а всех будит.
(Петух)

Сам дней не знает, а другим указывает.
(Календарь)

Круглая, глубокая,
Гладкая, широкая,
Гончаром кручённая,
В печи обожжённая,
От кувшина – низка
Глиняная … (миска).

Поезд едет тук - тук – тук…
К нам в купе приносят вдруг
Что за жидкость? Отвечай!
Проводник принёс нам … (чай).
Чтоб ладошки не обжечь,
Пассажира уберечь,
(И гостей всех уберечь)
Когда пьёшь горячий чай,
Установку получай:
Эта посуда стеклянная,
(В недавние годы главная)
В поезде главная.
Стакан его начальник,
А сам он …. (подстаканник).

Если работает она,
Не будет голодная семья.
(Печь)

Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля … (чугунок).

Из русской печи
Кашу из печи тащи.
Чугунок очень рад,
Что его схватил … (ухват).

Раньше, как таз деревянный,
Служил людям постоянно,
Были ручки для захвата
У старинного … (ушата).

Чтобы в баньку ходить,
И водицу в нём носить,
У такого таза
Две ручки сразу.
Из него водой плескай – ка!
Вот так таз с названьем … (шайка)!

Вот щипцы для маникюра,
Вот щипцы для гвоздей,
А эти (щипцы) старинные
Для сластён были важней.
(Щипцы для сахара)

Рисую всегда, то мордашки, то лица.
Палитра моя – это разные лица
Я им помогаю быстрей превратиться
В злодея, в красавицу, в синюю птицу,
В зверя, в Баб - Ёшку,
В страшилку, в Кощея,
В смешную матрёшку,
В кота, в Бармалея.
Клиент мой – актёр.
Я классный … (гримёр)

В театре работает,
Одежду бережёт,
Он гладит и штопает,
Блёстки крепит, шьёт.
Актёру примеряет
Пиджак, например,
Его профессия … (костюмер).

Знает каждый человечек,
Что из глины лепят … (глечек).

Посуды нет такой давно,
Всё металл и стекло,
А в старину у всех была
Чаще посуда … (глиняная).

Деревянное дно и ни одно –
Сверху и снизу оно.
По кругу дощечки кривые,
Слегка выгнуты, не большие
И скреплены не гвоздями,
А подпоясаны ободами.
(Бочка, кадушка)

Есть знак «точка»,
На ветке - «почка»,
А схожа с кадушкой
В хозяйстве … (бочка).

Есть слово «пушка».
Есть – «лягушка»,
А есть посудина … (кадушка).

Для дождевой воды,
Что течёт из водосточной трубы,
(Что течёт по крыше до земли),
У глиняной хатки
Стояла … (кадка).

Есть дымковская игрушка –
«Водоноска» название,
На плечах её
Дуга деревянная.
(Коромысло)

Длинное, невысокое,
Кем – то оцинковано,
Надо для стирки,
Может и для купания.
Посудина странное
Имеет название.
Не знаю, кем это
Названье открыто
Но эта посудина
Просто …. (корыто).

Без работы – холодная она,
А после работы – красна от огня.
(Кочерга)

Железная нога – это … (кочерга).

Помогает управится
У печи красавица:
Снять колечки с плиты,
Чтоб чугунок поставил ты.
(Кочерга)

Поправить топку
Поможет ловко
Помощница огня
Трудягя … (кочерга).

У неё одна нога,
Ох, горячая она.
(Кочерга)

Полновата, широка,
Гладка и высока.
Как зовут её, ребята,
Она чуть тяжеловата.
Вольёшь и десять литров
В горшка сестру … (макитру).

У горшка есть сестра –
Широка, высока,
Полновата и добра.
Звать её … (макитра).

Хоть я не молоток -
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
(Дятел)

Сколько горошин может войти в один стакан?
(Нисколько, т.к. горошины не ходят.)

Золотое решето, черных домиков полно. (Язык)

Я любой девчонке
Прикрою волосенки,
Прикрою и мальчишке
Стрижки-коротышки.
От солнца я защита -
Для того и сшита.
(Панама)

На плите - кастрюль начальник.
Толстый, длинноносый… (Чайник)

Я катаюсь на нем
До вечерней поры.
Но ленивый мой конь
Возит только с горы.
А на горку всегда
Сам пешком я хожу
И коня своего
За веревку вожу.
(Санки)

От дома начинается,
У дома и кончается.
(Дорога)

Как правильно говорить: "не вижу белый желток" или "не вижу белого желтка"? (Желток не может быть белым.)

Сказать волшебные слова,
Взмахнуть предметом тем едва:
Цветочки мигом расцветут
Между сугробов там и тут.
А можно дождь наколдовать,
Пирожных сразу штучек пять.
И лимонада, и конфет…
Вы назовите тот предмет! (Волшебная палочка)

Чего хочешь -
Того не купишь,
Чего не надо -
Того не продашь.
(Молодость и старость)

Угадайте, что за птица
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаз пятачком?
(Сова)

Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
(Матрешка)

Москву заводили, во что первый гвоздь колотили? (В шляпку.)

Два близнеца, два братца,
На нос верхом садятся.
(Очки)

Будет вкусная еда
С золотою коркою,
Если пользуешься ты…
Верно, (сковородкою!)

Что это такое: летит, шуршит, а не шуршавчик? (Брат шуршавчика.)

Я работаю в театре.
Просто тётя я в антракте.
А на сцене – то царица,
То бабуля, то лисица.
Знает Коля и Лариса,
Что в театре я …(актриса)

Не море, не земля,
Корабли не плавают,
А ходить нельзя.
(Болото)

Чтоб не мерзнуть,
Пять ребят
В печке вязаной
Сидят.
(Варежки)

Полюбуйся, посмотри -
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет.
Навсегда нам эту зиму
Привезли из магазина.
(Холодильник)

Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать.
(Часы)

Упадет - поскачет,
Ударишь - не плачет.
(Мяч)

Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(Сорока)

В клетке целый день сидит,
И под нос себе твердит,
Но услышав двери скрип,
Он кричит "Филипп-Филипп",
Кеше пить быстрее дай,
Кто же это - (попугай).

Что всегда идет,
А с места не сойдет?
(Часы)

Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше.
(Карлсон)

Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее.
(Красная Шапочка)

Твой хвостик
Я в руке держал,
Ты полетел -
Я побежал.
(Воздушный шарик)

Неприступно, одиноко,
На скале крутой, высокой,
Мрачной глыбою на вид
Он у озера стоит.
Сквозь старинные бойницы
В гладь озерную глядится. (Замок)

Из какой посуды нельзя ничего поесть?
(Из пустой.)

Всегда он в работе,
Когда говорим,
А отдыхает,
Когда мы молчим.
(Язык)

С хвостом, а за хвост не поднимешь
(Клубок)

Какое слово начинается с трех букв "Г" и заканчивается тремя буквами "Я"? ("Тригонометрия".)

Не смотрел в окошко -
Был один Антошка,
Посмотрел в окошко -
Там второй Антошка!
Что это за окошко,
Куда смотрел Антошка?
(Зеркало)

Эта вещь функциональна:
Ею можно подметать.
Ну а можно (ведь не тайна!)
На ней под облака летать.
Марки «Нимбус» вещь бывает,
В квиддич все на ней играют. (Метла)

Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница,
Впереди корабль идет,
За собою их ведет,
Весел нет у малых лодок,
А кораблик больно ходок.
Вправо, влево, взад, вперед
Всю ватагу повернет.
(Утка с утятами)

Загадка как средство развития сообразительности у детей дошкольного возраста.

Загадка – метафорическое выражение, в котором один предмет изображается через посредство другого, имеющего с ним хотя бы отдаленное сходство. В древности загадка – средство испытания мудрости, теперь народная забава.

Воспитывая в детях патриотические чувства нельзя не коснуться изучения загадок, так как загадка – жанр устного народного творчества, название которого происходит от старинного русского слова «ГАДАТИ» - думать, рассуждать. «ГАДАНИЕ» - выяснение чего-то скрытого. Цели загадки – выявить сообразительность, научить видеть мир по-новому.

Давным-давно, когда люди боялись и не могли объяснить явлений природы, им казалось, что всюду живут добрые и злые существа. В лесу – Леший, в реке – Водяной и русалки, в избе – Домовой. Люди верили, что и дерево, и рыба, и птица – все понимают человеческий язык. Собираясь на охоту, на рыбную ловлю или пастбище, люди старались не произносить вслух слова, которые были связаны с успехом предстоящего дела. А чтобы и зверя обмануть, и друг друга понимать, охотники, рыболовы и пастухи придумывали «тайный» язык, особую «загадочную» речь. Из этой «тайной» речи и родилась загадка.

Зимними вечерами, когда переделаны все дела по хозяйству, собирались бывало, и стар и мал в какой-нибудь избе. Старики задавали молодым мудреные вопросы. Да не как вздумается, а держались строгого порядка. Начинали с загадок о человеке, о том, что к нему ближе всего, - об одежде, о доме. Потом – про огород, сад, поле, пасеку. А потом уже о снеге, громе, молнии, о звездах и месяце. Тем самым, подсознательно, расширяя кругозор подрастающего поколения.

Постепенно умнее да сильнее становился человек, меньше «темных сил» боялся. Со временем забылись «обманные» названия. А загадки не забылись. Их широко использовали для выявления мудрости и смекалки.

Загадка показывает, как даже в самом обычном и будничном можно подменить что-нибудь интересное, неожиданное. Например, загадка: «Вниз смеется – вверх плачет». Разгадка проста: ведро в колодце. Но как точно подмечено, что пустое ведро идет вниз, звеня и потрескивая, будто плачет.

Со временем, в загадках стали выделяться новые виды:

Загадки – прятки

Например, коза спряталась в этих строчках:
Далеко за деревушкой
Мы беседуем с пастушкой...

Загадки – обманки (Не всегда ответ в рифму является правильным)

Кукарекает спросонок

Милый, добрый...

поросенок петух

Шуточное загадки

У бабушки Даши внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?

А также загадки про родственников, школьные принадлежности, флору, фауну, о временах года, природных явлениях и многом другом

Загадка, как и считалка, стала «детским» жанром, она учит ребенка сообразительности, помогает узнавать мир, видеть его по-новому.

Как же научить детей отгадывать загадки?

С раннего детства нужно учить малыша внимательно рассматривать окружающие предметы, определять их форму, размер, величину (большое или маленькое, круглое или квадратное, какого цвета и прочее). Без этого не обойтись, так как загадки основаны прежде всего на описании конкретных признаков предметов и явлений.

Загадывать загадки детям 3-5 лет лучше тогда, когда отгадываемый предмет находится в поле зрения малыша. Словесное описание загадки поможет найти нужный предмет среди окружающих вещей. Лучше, что бы для детей раннего возраста, после отгадывания загадки предмет можно было потрогать, т. е. в полной мере ощутить загадываемые признаки. Для детей более старшего возраста, на помощь при отгадывании, может прийти картинка-символ. Важно, чтобы ребенок не только находил правильную отгадку, а мог пояснить, аргументировать свой выбор. Поэтому необходимо чаще задавать ребенку вопрос «Почему?», «Как ты догадался?». Если же отгадка не найдена следует вернуться к тексту загадки, прочитать её ещё раз и порассуждать, все ли описываемые признаки подходят к предполагаемой отгадке.

К среднему дошкольному возрасту (4-5 лет) дети начинают понимать и активно использовать в речи образные сравнения: снег – словно белая скатерть, гриб – будто человечек в большой шляпе и т. д. Чем чаще взрослый будет использовать в своей речи образные сравнения, тем легче ребенок будет отгадывать загадки.

Для детей мир всегда полон таинственности, им еще многое предстоит отгадать. Разгадывание загадок доставляет удовольствие. Отгадывание и радует, и удивляет. Любой праздник, любое занятие будет намного интересней и веселей, если в него включить такой занимательный пункт как разгадывание загадок.

Подчеркни букву, которая обозначает гласный звук перед суффиксом -л-. Объясни её написание.Й Говори правильно: Брать - брал, брали, брала; взять - взял, взяли, взяла; понять - понял, поняли, поняла; начать - начал, начали, начала, начался, началась.(274) Прочитай и отгадай загадки. компьютер 1.0н быстрее человека перемножит два числа. В нём сто раз библиотека поместиться бы смогла. Только в нём открыть возможно сто окошек за минуту. Угадать совсем несложно, что загадка про. . . . Олеся Емельянова2. Если волшебной мышкой ты можешь им управлять, То он тебе всё на свете будет рад показать.3. Если мой компьютер «заболеет», Вылечить его я сам сумею. Не боюсь вредоносных программ, Испортить им в нём ничего я не дам! Помогать мне будет, как мама, Антивирусная... .44. Всемирную сеть все зовут паутиной, Поведать она может нам про машины, Про космос, людей - чего только в ней нет! Мы знаем, что имя её - ... . В какой форме употреблены выделенные глаголы? Об­ разуй от них глаголы прошедшего времени. Запиши их парами. Подчеркни букву, которая обозначает гласный звук перед суффиксом -л-, объясни её написание. 151


(275) Прочитай текст и рассмотри иллюстрацию. * ЖИВОЕ ПЛАМЯ X Издали маки напоминали факелы с живыми язы­ ками пламени, которые полыхают на ветру. Лёг­кий ветер чуть колыхал, а солнце пронизывало светомалые лепестки. И маки то вспыхивали ярким огнём, тоналивались густым багрянцем. Казалось, только прикоснёшься - сразу опалят. По Евгению Носову Цветущие маки Что выражает заголовок текста: его тему или основную мысль? Как бы ты подписал иллюстрацию? Спиши текст. В первом абзаце определи время и число глаголов. У каких глаголов ты определишь род? ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО ВРЕМЕНИ Ознакомься с таблицами. Понаблюдай, как изменяются глаголы настоящего и будущего времени.152


Настоящее времяЛи- Единственное МножественноеЦО число число1-е я (что делаю?) мы (что делаем?) п(Щ, пишЩ звонЩ, по\ём\. пиш\ем\. стуч\у\ звон\им\. стуч\им\2-е ты (что делаешь?) вы (что делаете?) по\ёшъ\. пиш\ешъ\. пскёте\. пиш\ете\. звонишь\. стуч\ишъ\ звоните\. стуч\ите\3-е он, она, оно они (что делает?) (что делают?) пскёт\. пиш\ет\. звон\ит\. стуч\ит\ по\ют\. пиш\ит\. звон\ят\. стуч\ат\Будущее времяЛи­ Единственное Множественноецо число число1-е я (что сделаю?) мы (что сделаем?)сп(Щ, спишЩ спо\ём\. спиш\ем\.позвонЩ, постууЩ] позвон\им\. постич\им\2-е ты (что сделаешь?) вы (что сделаете?) споёшъ\. спиш\ешъ\. по- спо\ёте\. спиш\ете\. звониш ь. постич\ишь\ позвон\ите\. постуч\ите\3-е он, она, оно они(что сделает?) (что сделают?)стю1ёт 1. спиш\ ет 1. спо\ют\. спиш\ут\.позвон\ит\. постич\ит\ позвон\ят\. постич\ат\Какая часть слова меняется при изменении глагола полицам и числам? Сравни изменение по лицам и числамглаголов настоящего и будущего времени. 153


Запомни! Глаголы настоящего и будущего времени по лицам и числам изменяются одинаково. Формы лица гла­ гола образуются при помощи окончаний: жиёу\, жив\ёте], жив ут \, пожив\у\, пожив ете поживут\(277) Прочитай. Шью, сошью, помолчу, молчу. Определи время глаголов и измени их по лицам и чис­ лам. При затруднении обращайся к таблицам (упр. 276). Обозначь личные окончания глаголов.(278) Прочитай. - Что ты будешь делать, когда вырастешь? - Я буду растить сады. - Я буду лечить людей. - Я буду строить дома. - Я построю межпланетный корабль. - А я на нём полечу. Найди глаголы и определи их время. Запиши глаголы в два столбика: в первый - глаголы, которые отвечают на вопрос ч т о б у д у д е л а т ь? , во второй - ч т о сделаю? Один глагол из каждого столбика измени по лицам и чис­ лам. Обозначь окончания. О бразец. 1-е лицо - буд[у] строить, буд|ем |строить, постро®,постро|йм|. 2-е лицо - буд|ешь| строить, буд|ете| строить, постро­ишь постройте^ 3-е лицо - буд^т] строить, буд|ут1 строить, построй,построит]. Что ты будешь делать, когда вырастешь? Расскажи об этом, объясни свой выбор.154


Запомни! Глаголы в будущем времени изменяются по ли­ цам и числам так же, как и в настоящем времени. Если форма будущего времени состоит из двух слов, то изменяется только глагол быть. Буду] петь, буд^ём\ петь.(279) Прочитай. Костя ух..дил в лес или на широкий луг, лож..леяв высокую траву и наблюдал... Шурыь.т, возится в травяных зарослях медли­тельный жук. Стрекочет осторожный кузнечик. Неж­но звенит з..л..тистая мушка. Всё поражало в природе. Зёрнышко росы и звёз..ноенебо. Крохотный муравей и великан клён. По Юрию Сальникову Как мальчик относится к природе? Докажи примерами из текста. Запиши текст. Подчеркни глаголы, которые обозначают звуки природы. Укажи их время, обозначь окончания. Подбери к выделенным словам слова, противоположные по смыслу, запиши их парами.(280) Прочитай пословицы и объясни их смысл. & 1. Не глаза видят, а человек, не ухо слышит, X а душа. 2. Что посеешь, то и пожнёшь. 3. Будешь много читать, будешь много знать. 4. Верно слу­жу - ни о чём (не)тужу. 5. Наперёд (не)знаешь, гденайдёшь, где потеряешь. 6. Дерево держится корнями,а человек - друзьями. Запиши пословицы, раскрывая скобки, найди глаголы, поставь к ним вопросы (устно). Укажи время, лицо и число глаголов, обозначь в них окончание. 155


ПРАВОПИСАНИЕ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ Прочитай примеры. Когда в личных окончаниях глаголов пишется е, а когда и? шь шь т т рисуЕм -ут (-ют) говорИ м -ат (-ят) те те Запомни! Глаголы настоящего и будущего времени при измене­ нии по лицам и числам имеют два типа окончаний. Если у глагола в 3-м лице множественного числа окончание -ут (-ют), то во всех остальных лицах, кроме 1-го лица единственного числа, в оконча­ нии пишем буквы е, ё: -ешь, -ет, -ем, -ете; -ёшъ, -ёт, -ём, -ёте. Если окончание -ат (-ят), то пи­ шем букву и: -ишь, -ит, -им, -ите.(282) Прочитай. Весной звонче всех белощёкие синички поют, коло­кольчиками звенят. У одних так и слышится: «Дваждыдва, дважды два!» Другие бойко высвистывают: «Четы­ре, четыре, четыре!» С утра до вечера зубрят синичкитаблицу умножения. - Дважды два, дважды два, дважды два! - выкри­кивают одни. - Четыре, четыре, четыре! - весело отвечают дру­гие синички. Николай Сладкое Выпиши глаголы в третьем лице множественного числа, обозначь окончания. Какие окончания будут у этих глаго­ лов в других лицах? Покажи на примере слов звенят и отвечают.156


(283) Прочитай, спиши. 1. Шумим, кричит, везёшь, ждём. 2. Строит, ходим, полешь, моем, сеешь. Обозначь окончания глаголов. В какой группе у глаголов ударное окончание? Поставь глаголы с ударным оконча­ нием в третьем лице множественного числа и запиши их. Поставь глаголы с безударным окончанием в третьем лице множественного числа. Стро(-я, -ю)т, ход(-я, -ю)т, пол(-я, -ю)т, мо(-ю, -я)т, се(-ю, -я)т. Какое окончание ты выберешь? Как определить, какую букву писать в безударном окончании глагола? ДОБРЫЙ СОВЕТ Если у глагола безударное личное окончание, про­веряй написание так: 1) поставь глагол в неопределённую форму: ходим - ходить, сеем - сеять; 2) определи, какая буква стоит перед -ть; 3) если перед -ть буква и, пиши в личных оконча­ниях тоже и, а в третьем лице множественного числаокончание -ат (-ят); если другая буква, пиши е, а в тре­тьем лице множественного числа окончание -ут (-ют).(284) Прочитай, объясни, какие буквы ты вставишь. Спиши. 1. Мальчик игра..т на скрипке. 2. Девочка пи-ш..т письмо. 3. Машина привоз..т хлеб в магазин.4. Театр став..т новую пьесу. 5. Брат много чита..т.6. Мама вышива..т льняную скатерть. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте правильность выполнения задания. Как ты думаешь, является ли выделенное слово много­ значным? Приведи примеры, подтверждающие твою точ­ ку зрения. 157


(285) Прочитай. Вот уж сне., последний в поле тает, Тёплый пар восходит от з..мли, И кувш..нчик синий расцветает, И з..вут дру.. друга журавли. Юный лес, в з..лёный дым одетый, Тёплых гро.. нет..рпеливо ждёт; Всё в..сны дыханием согрето, Всё кругом и любит и п..ёт... Алексей Константинович Толстой Спиши текст, обозначь окончания глаголов, объясни их написание. Выделенное слово разбери по составу. ПЕРВОЕ ЛИЦО ГЛАГОЛОВ НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО ВРЕМЕНИ[(286) Прочитай. Что обозначают глаголы первого лица? 1. Клею, заклею, еду, поеду, хочу,захочу, делаю, сделаю, гляжу, погля­жу. 2. Клеим, заклеим, едем, поедем,хотим, захотим, делаем, сделаем, гля­дим, поглядим. Определи время, лицо и число глаголов, обозначь их окончания. Запомни! Глаголы в форме первого лица обозначают, что действие выполняет говорящий или говорящие: ярасскаэкЩ] - мы расскаж\ем[ я верШ - мы вер\им [ От глаголов неопределённой формы, которые от­ вечают на вопрос ч т о с д е л а т ь?, нельзя об­ разовать форму настоящего времени: любить (н. ф.) - люблю (наст, вр.) - буду любить (буд. вр.); полюбить (н. ф.) - полюблю (буд. вр.). 158


(287) Прочитай. Обидеть, обижать, предлагать, предложить, чистить,почистить. Устно поставь вопросы к глаголам. От всех ли глаголов можно образовать глаголы настоящего времени? Объясни свой ответ. Образуй и запиши глаголы первого лица един­ ственного и множественного числа настоящего времени. Обозначь в словах окончания и объясни их написание. Составь и запиши четыре предложения с глаголами на­ стоящего времени в форме первого лица единственного и множественного числа.(288) Прочитай. Порой в..сеннею ш..гаю, Ж..вые запахи л..влю. Я медвежонка обнимаю, Лису и волка понимаю, И даже тех, кого не знаю, Я принимаю и люблю. Юрий Могутин Какое настроение у автора этого стихотворения? Что ты можешь сказать об этом человеке? Вместе с соседом по парте предложите свои задания на тему «Глагол» к этому тексту и выполните их. В прямом или переносном значении употреблено выде­ ленное слово? Винни-Пух в своей шумелке никак не мог образовать форму 1-го лица от слова победить. Как ты думаешь, возможно ли это? Запомни!88# От глагола победить не образуется 1-е лицо един­ ственного числа. 159


М Говори правильно: Я одержу победу; победа будет за мной; я должен победить; надеюсь, что сумею победить.(290) Прочитай. & Встаю рано утром с восходом со..нца. (Не)умыва- X юсь, хватаю мохнатое полотенце и б..гу к реч(?)ке. На х..ду быстро раздеваюсь и с размаху бр..саюсьв гла..кую, как зеркало, воду. Выкупаюсь, дрожу отхолода, но чувствую себя зд..ровым и свеж..м. Сп..шуд..мой к за..траку. Спиши, раскрывая скобки и заменяя форму первого лица единственного числа глаголов формой первого лица мно­ жественного числа. При затруднении в написании окон­ чаний обращайся к упр. 276. Какие ещё слова, кроме глаголов, пришлось изменить? Отгадай загадку, определи лицо, число, время выделен­ ного глагола. Махровая дорога просушит руки, ноги, Везде, где есть вода, там быть она должна. Валентина Калиниченко ВТОРОЕ И ТРЕТЬЕ ЛИЦО ГЛАГОЛОВ НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО ВРЕМЕНИ Запомни! Глагол в форме второго лица обозначает действие, которое совершает тот (те), к кому обращаются: ты танцуешь], вы танцу\ете\; ты весел\ииЩся, вы весел\йтёръ; ты вид\ишь\, вы вид\ите\.(291) Прочитай. Ты, наверное, пока не знаешь, кем станешь. Ноодно можно сказать твёрдо: ты обязательно станешьвзрослым. Ты должен уметь работать для своей страны160


и должен стать умелым, знающим и сильным. Гряду­щее страны - это ты и твои товарищи. У тебя есть очень важное дело - учёба. И чем лучшеты его делаешь, тем больше у тебя прав чувствоватьи называть себя гражданином своей страны. По Владиславу Крапивину Определи тип и основную мысль текста. Каким словом, близким по значению, можно заменить в тексте слово грядущее? Найди в тексте глаголы. Выбери глаголы в форме вто­ рого лица единственного числа, поставь их в форме множественного числа, запиши и обозначь окончания. О б р а з е ц. СтучЩйъ\ - стуч\итё\. Какие окончания имеют глаголы второго лица в един­ ственном и множественном числе? Какова особенность написания глаголов в единственном числе? Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного чис­ ла пишется мягкий знак: упадёшь, читаешь, весе­ лишься, надеешься.(292) Прочитай. 1. Скажешь - не воротишь, напишешь - не со­трёшь, отрубишь - не приставишь. 2. Не всегда говори,что знаешь, но всегда знай, что говоришь. 3. Упустишьогонь - не потушишь. 4. Ветра не удержишь, правдыне скроешь. Раскрой смысл пословиц. Запиши пословицы, обозначь окончания глаголов и объ­ ясни их написание. Как ты думаешь, почему в пословицах часто употребля­ ются глаголы 2-го лица единственного числа? Сделай звукобуквенный разбор выделенного слова. 161


Запомни! Глаголы в форме 3-го лица обозначают действия, которые совершает тот (та, то, те), о ком (о чём) го­ ворят: Он псЩт\. Сердце стуч\ит\. Дома строят ся.(293) Прочитай. Гаснут в небе звёзды-свечки, зажигается восток - И оттуда, как из печки, катит Солнце-Колобок. Поднимается всё выше - по камням да по траве, По коньку на острой крыше, по небесной синеве. Он запляшет на волне - вспыхнут камешки на дне. Юрий Коринец Найди в стихотворении глаголы. Какие из них употребле­ ны в переносном смысле? Выпиши глаголы. Определи время, лицо, число и обозначь личные окончания.(294) Прочитай текст и рассмотри картину Татьяны Яблонской «Утро». Как прекрасно свежее утро. Навстречу солн­ цу распахнуты двери балкона, ласковый ветерокиграет зелёной листвой комнатного растения. Девочка на картине Татьяны Ниловны Яблонскойна миг застыла в грациозной позе. Она широко и сво­бодно раскинула руки, лицо повернула к окну. Девоч­ка словно устремилась к солнцу, воздуху раннего утра. Ответь на вопросы. 1. Как ты думаешь, почему картина так названа? 2. Какие детали и краски картины помогают опре­делить время года? 3. Кого ты видишь на картине? 4. Что делает девочка? Какая она? Составь и запиши небольшое сочинение по содержанию картины. Употребляй глаголы в настоящем времени. Для своего рассказа можешь использовать данный текст, во­ просы и материал «Для справок».


Т. Яблонская. Утро Д л я с п р а в о к. Солнечный свет, тёплые, ласко­вые лучи, свежий воздух, весеннее утро, бодрое настро­ение, грациозные движения, глубоко дышит, тянетсявверх, плавно поднимает руки, делает зарядку, раду­ется новому дню.(295) Прочитай. В Украине, среди Карпатских гор, на зелёных гор­ных склонах стро..т гуцулы из толстых буковых дере­вьев хаты. Гуцулы занимаются ра..ведением и выпасом 163


Изделия народных мастерововец. Лесорубы вал..т деревья, плотогоны в овчин­ных вышитых безрукавках связыва..т из брёвен плотыи сплавля..т по бурным рекам. В домах гуцулов очень красиво! Под потолком ви­сят расписные глиняные тарелки. А печь, углы хатыи карнизы - в зелёных, жёлтых, голубых плитках.Одежда у гуцулов вышитая и очень нарядная. По Александру Дитриху Спиши текст. Определи время, лицо и число глаголов, обозначь окончания. Рассмотри изделия гуцульских мастеров. Представь, что ты любовался ими на выставке. Поделись своими впе­ чатлениями. ГЛАГОЛЫ, ОКАНЧИВАЮЩИЕСЯ НА -СЯ, -СЬ Найди в предложениях глаголы. Сравни их значение. Ка­ кая часть слова влияет на изменение значения глаголов?164


(297) Образуй словосочетания с данными глаголами и запиши их. Сравни значение глаголов с -ся и без него. Встретить (кого?), встречаться обидеться(с кем?); радуешь (кого?), радуешься наоборот(чему?); переписываешь (что?), пе­реписываешься (с кем?); смотришь(что?), смотришься (во что?); улыбаешься (кому?), сме­ёшься (над чем?), обидеть (кого?), обидеться (на кого?). Запомни!« Г В глаголах перед -ся сохраняется ь: смотреть - смотреться; учишь - учишься; стричь - стричься.(298) Прочитай пословицы и поговорку. Объясни, как ты их по­ нимаешь, какая тема их объединяет. Спиши. 1. Тот ничего не боится, кто честно умеет трудиться.2. Проголодаешься, так и хлеб достать догадаешься.3. От работы руки не отнимутся. 4. Когда заторопишь­ся, всё наоборот сделаешь. В каких формах употреблены глаголы с -ся? Что ты зна­ ешь о глаголах в этих формах?Расскажи о событии, которое можно было бы озаглавитьодной из пословиц.(299) Прочитай. ДОБРОЙ НОЧИНашумелись, наплясались, нарезвились, наигрались,И подкралась тишина. Тихо села у окна.Ветерок листвы не тронет, под кустом улёгся он.Колокольчик в дрёму клонит, одуванчик видит сон. Овсей ДризВыпиши предложения с глаголами прошедшего времени,обозначь их число. В каких глаголах ты определишь род?Подчеркни глаголы, которые оканчиваются на -сь.Объясни написание не с глаголами. 165


(ЗОЙ) Прочитай. О бъясни орф ограм м ы. Я любуюсь незабудками и невольно улыбаюсь. X Мне приятно см..треть, как эти милые цв..ты сами (не)уст..ют см..трет(?)ся (в)воду л..сно..о оз..ра.И я, уходя д..мой, (не)срываю их для букета. Нехотяпрощаюсь (с)ними и надеюсь, что ещё кому-то повезётвстретиться с этими пр..лес(?)ными цветами. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы и раскры­ вая скобки. Подчеркни глаголы с -ся и -сь. ПРОИЗНОШЕНИЕ И НАПИСАНИЕ -Т С Я И -Т Ь С Я В ГЛАГОЛАХ Прочитай. Какие звуки ты произносишь в конце слов? 1. Беспокоиться, искриться, вернуться, проснуться,промчаться. 2. Беспокоится, искрится, вернутся, про­снутся, промчатся. Почему глаголы записаны в две группы? Поставь к глаго­ лам каждой группы вопрос и определи их форму. Запомни! Если глагол отвечает на вопросы ч т о д е л а т ь? ч т о с д е л а т ь?, то это глагол в неопределён­ ной форме и в нём перед -ся буква ь пишется. Если глагол отвечает на вопросы ч т о д е л а е т? что сделает? что делают? что сд е­ л а ю т?, то этот глагол стоит в третьем лице на­ стоящего или будущего времени и в нём перед -ся буква ъ не пишется. Например: Доброе слово всегда (ч т о с д е л а е т?) услышится (3-е лицо). Хочу для Родины (ч т о д е л а т ь?) трудиться (неопределённая форма).(302) Прочитай и отгадай загадки. 1. Живёт мой братец за горой, не может встре­ титься со мной. 2. Не девица, а в зеркало глядит-166


ся, не старуха, а голова серебрится. 3. Два близнеца,два братца на нос верхом садятся. Запиши загадки и отгадки. Подчеркни глаголы с -ся и объясни их написание. Составь свою загадку с глаголами на -ся о котёнке.(303) Прочитай. Какие два слова в данных предложениях про­ износятся одинаково, но пишутся по-разному? Со мной живут два братца. Нам хорошо за дело браться. Выделенное слово разбери как часть речи, пользуясь до­ брым советом Знайки. ДОБРЫЙ СОВЕТ Разбирай глагол как часть речи в таком порядке: 1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос от­вечает. 2. Начальная форма (неопределённая форма). 3. Время. Лицо и число - для глаголов в настоя­щем или в будущем времени; число и род - для глаго­лов в прошедшем времени. 4. Роль в предложении. Образец разбора. Запоёт соловушка в саду. Устный разбор. 1. Запоёт - глагол, обозначает действие предмета,отвечает на вопрос ч т о с д е л а е т? 2. Начальная форма - запеть. 3. Глагол употреблён в будущем времени, 3-м лицеединственного числа. 4. В предложении является сказуемым. Письменный разбор. Запоёт - гл. (ч т о с д е л а е т?), н. ф. - запеть,буд. вр., 3 л., ед. ч., сказуемое. 167


(304) Прочитай. Через тысячи тяжелейших боёв 9 мая 1945 годапришёл на нашу землю День Победы. Не счесть под­вигов, не счесть героев, живых и павших во имя мирана Земле. Героями были не только воины, но и города. Ихзащитники и освободители мужественно сражалисьс врагом, не жалея жизни. Многим городам присвоеновысокое звание город-герой. В память о подвиге народа во Второй мировой войнена высоком берегу Днепра, в городе-герое Киеве, благо­дарные потомки построили музей. Сюда приходят внукии правнуки тех, кто отстоял родную землю. Из журнала Спиши третий абзац текста, найди в нём глаголы, разбе­ ри их как часть речи. Найди в тексте предложения с глаголами прошедшего времени. В каком числе употреблены эти глаголы? У ка­ ких глаголов ты можешь определить род?(305) Прочитай ещё раз текст упр. 304. Расспроси старших ^ в семье и узнай, кто из родственников сражался с врагом в годы Второй мировой войны, имеет ли награды. По­ строй об этом текст и запиши его. НАРЕЧИЕ НАРЕЧИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ Запомни! Наречие - неизменяемая часть речи. Наречие обычно зависит от глагола и обозначает место действия: показался (г д е?) впереди, доно­ сился (о т к у д а?) издали, поднялся (к у д а?) вверх; время действия: сказал (к о г д а?) вчера; образ действия: сделал (к а к?) быстро; цель, при­ чину действия: сказал (п о ч е м у?) сгоряча.168


(306) Прочитай пословицы, раскрой их смысл. 1. Подумай здраво, начни рано, исполни прилежно.2. Идёш.. вперёд - назад (не)оглядывайся. 3. Ленивыйвсегда празднует. 4. Сегодня с..едим, завтра поглядим,а потом споём да спляшем. 5. Кому-то назло сделает.. -зло к тебе возвратится. 6. Герой никогда (не)умрёт,он веч(?)но в народе ж..вёт. 7. Пустая боч(?)ка громкогремит. 8. Пустой колос всегда нос кверху дерёт. Спиши, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни наречия, устно поставь к ним вопросы.(307) Составь и запиши четыре предложения с наречиями на­ лево, направо, слева, справа. Используй данные слова. Лес, протекать, темнеть, река, от Мналеводома, нашего, площадка, быть, спор­ направо^тивная, на холме, школа, строиться, слеваэлектростанция. справа(308) Прочитай. ДЕЛЬФИНЫ Полно народу в морском цирке. Сегодня в нёмвыступают дельфины. Высоко над водой подвешено кольцо. Разогналосьчёрное длинное тело, вырвалось из воды, взлетеловверх. Уверенно схватил зубами кольцо морской зверь,рухнул вместе с ним вниз, в воду. Гордо несёт кольцоукротителю. - Хорошо, акробат, прыгаешь! - Могу прыгнуть ещё выше! По Святославу СахарновуВыпиши из текста наречия вместе с глаголами. От глаго­ла к наречию ставь вопрос (устно).Какое из выделенных наречий обозначает время дей­ствия, какое - место действия, а какое - образ дей­ствия? 169


(309) Прочитай. ПЕСНЯ О ДРУЖБЕ Кто в дружбу верит горячо, Кто рядом чувствует плечо, Тот никогда не упадёт, В любой беде не пропадёт. А если и споткнётся вдруг, То встать ему поможет друг. Всегда в беде надёжный друг Ему протянет руку. Сергей Михалков Какое значение в жизни каждого человека имеет дружба? Выпиши наречия вместе с глаголами, от которых они за­ висят. К наречию ставь вопросы. Запиши последнее предложение, подчеркни главные члены. Каким членом предложения является наречие?(зТо) Прочитай и отгадай загадки. & 1. Вниз падает - хохочет, наверх подымается - X плачет. 2. Днём молчит, а ночью кричит. 3. На лугу живёт скрипач, носит фрак и ходит вскачь. 4. Спалцветок и вдруг проснулся, больше спать не захотел.Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел.5. Красна, сладка, душйста, растёт низко, к землеблизко. 6. Я сознаюсь, виновата! Я хитра и плутовата.Я в курятник вечерком часто бегаю тайком. Запиши загадки. Подчеркни наречия и глаголы, от кото­ рых они зависят. Объясни, почему в выделенном глаголе не пишется ь. Расскажи об особенностях правописания -тся, -ться в глаголах. Придумай свою загадку о каком-нибудь животном. Есть ли в ней наречие?170


НАРЕЧИЯ, ОТВЕЧАЮЩИЕ НА ВОПРОСЫ ГДЕ? КОГДА? КАК? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ?(311) Устно заполни таблицу. Глагол Вопрос Наречиечитать как? внимательновыполнить когда? где? ? рядомтянуть куда? вдальповернуть С каждым словосочетанием составь и запиши предложе­ния, разные по цели высказывания и по интонации. Фор­му глаголов можно изменять.(312) Запиши словосочетания, ставя вопрос Мсверху от глагола к наречию. внизу снизу Лежат (... ?) внизу, падает (... ?)вниз, видно (... ?) снизу.Составь и запиши сочетания слов с наречиями сверху,вверху, вверх. Выдели в наречиях корень. Наречия пер­вой и второй групп запиши парами. Наречия в каждойпаре - синонимы или антонимы?(313) Прочитай. Росли (г д е?) (справа, у дома, вечером); наелась(к а к?) (с удовольствием, впереди, досыта); повер­нуть (к у д а?) (к реке, издалека, влево); отправились(к о г д а?) (после обеда, охотно, затемно); делаю(с к а к о й ц е л ь ю? з а ч е м?) (для игры, назло). Подбери к глаголу наречие из скобок. Словосочетания «глагол + наречие» запиши. Составь и запиши предложе­ ния с двумя словосочетаниями (по выбору). 171


Говори правильно: Ты опять ошибся. М ы снова впереди.^(314) Прочитай. В голубом небе ярко сияло сол­ нышко. С цветка на цветок пере­ летала пчёлка в поисках нектара. Вдруг подул ветер. И сразу запахло мёдом. Пчёлка тотчас полетела на этот запах. По запаху быстро нашла она светло-розовый кустик травы душицы. Пчёлка плюхнулась на макушку цветка. Душица слегка зака­ чалась вместе с ней. Пчёлка аккуратно сложила кры­ лышки и зажмурилась от удовольствия. По Виктору Кологриву Какой это тип текста? Озаглавь его. Выдели в тексте за­ чин и заключение. Найди в тексте и выпиши наречия вместе с глаголами, подбери к ним синонимы. Д л я с п р а в о к. Тщательно, чуть-чуть, скоро, не­ медленно, неожиданно, моментально, ослепительно. (315) Прочитай, подбирая подходящее по смыслу наречие. л? Идёт человек по з..мле. К одним друз..ям заходит X в гости, к другим. {Там, всегда) человек поживёт в г..стях, {вдали, тут) поживёт. {Хорошо, акку­ратно) в г..стях! В доме гостю {всегда, сверху) рады: и накормят {от души, всласть), напоят {вдоволь, вдаль) и спать {жёстко, мягко) уложат. Ж..вёт человек гостем день, другой. А на третий - скучать стал, {домой, вдаль) хочет(?)ся. И засп..шит человек домой. В гостях {плохо, хорошо), да дома {лучше, хуже), - говорят люди. По Тамаре Белоненко Запиши текст. На какие вопросы отвечают наречия, что обозначают? 172


(316) Перечисли по порядку пять дней недели, не упоминая при этом ни числа, ни названия дней. Для этого тебе по­ надобятся наречия. Какие? Воспользуйся подсказкой. Понедельник - ...» вторник - .. среда - сего- дня, четверг - , пятница - ...(317) Прочитай. Что тебе ещё извест­ послезавтра но о древнем Киеве? Киев - старинный город на кручах Днепра. Во времена князя Владимира иего сына Ярослава Мудрого Киев стал одним из краси­вейших городов Киевской Руси. Высоко на горе стояликняжеские дворцы, церкви, боярские терема. Верхнийгород был обнесён земляными валами с пятью ворота­ми. И главные из них назывались Золотыми. На валахвысились сторожевые башни. С этих башен часовыевсегда следили - не приближается ли к городу враг. По Наталье ЗабилеЗапиши выделенное предложение, разбери его по чле­нам и определи каждое слово как часть речи.Рассмотри иллюстрацию. Устно опиши Золотые ворота,используя наречия вверху, внизу, слева, справа.Киев. Золотые ворота 173


ПОВТОРЕНИЕ(318) Разделите текст на две части, подготовьтесь читать вы-я, разительно каждый свою часть.Ш ж Лечебные растения йздавна называли одолёнь-травою, потому что они помогали одолевать болезни. Первыми среди них считались жёлтая кувшинкаи белая лилия. Кувшинка крепенькая, посреди вен­чика - кувшинчик с золотыми семенами. А лилиянежная, как большая бабочка с белыми крыльями.Растут они по озёрам, рекам, тихим заводям. Кувшинка и лилия очищают воды и дают приютрыбам. Так что сёстры-красавицы не бездельницы, атруженицы и кормилицы. За красоту и пользу их считали цветами священны­ми. Воины брали в походы не только оружие, но и па­мять о родине - одолень-траву. По Станиславу Романовскому Кувшинка Водяная лилия В двух-трёх предложениях дай оценку работе товарища. Помни, что замечания нужно обязательно высказывать в доброжелательной форме. Выделенные слова разбери как части речи.174


(319) Прочитай. Через несколько дней ты простишься со своим пер­вым учителем. Четыре года он был с тобой рядом, учил тебя, по­могал тебе. Ты написал с ним первые слова, прочиталсвою первую книжку. Это он открыл тебе секреты род­ного языка, помог разгадать тайны слов и чисел. Онобъяснил, почему идёт дождь и бывает ночь. Помог по­нять, что такое дружба, честь, совесть. Первый учи­тель своим примером показал, как надо уважать и це­нить людей, научил заботиться о маленьких и слабых,оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Ты будешь расти и взрослеть. Встретишь в жизнимного добрых людей, хороших, знающих учителей. Нотвой самый первый учитель останется в сердце навсегда. Напиши сочинение «Мой первый учитель».Что на уроках русского языка было для тебя особенноинтересным, какие вопросы запомнились? Расскажи обэтом в классе.Прочитай. Выучи стихотворение наизусть. БЕРЕГИТЕ ЗЕМЛЮ Берегите Землю. Берегите Жаворонка в голубом зените, Бабочку на листьях повилики, На тропинке солнечные блики. Ястреба, парящего над полем, Ясный месяц над речным покоем, Ласточку, мелькающую в жите. Берегите Землю! Берегите. Михаил Дудин 175