Внимание: растворённое вещество – реагент! тип: растворение вещества – реагента.

Два газа X и Y способны взаимно превращаться друг в друга. Оба они встречаются в природе, оба поддерживают горение тлеющей лучинки. Газ Y в отличие от газа X вызывает потемнение серебряной пластинки. Газ X образуется из газа Y при пропускании его через раствор иодида калия KI:

KI + Y + H 2 O → I 2 + X + KOH

Назовите газы X и Y. Составьте уравнение записанной выше реакции. Какую роль играет газ Y в верхних слоях земной атмосферы? Запишите уравнение реакции газа Y с серебряной пластинкой, если известно, что продуктами её являются газ Х и вещество Z, содержащее 87,1 % серебра по массе.

Решение

Газы X и Y – это кислород O 2 и озон О 3 . 4 балла

2KI + О 3 + H 2 O → I 2 + O 2 + 2KOH 1 балл

Озоновый слой в стратосфере поглощает ультрафиолетовое излучение Солнца и предохраняет от него поверхность Земли и её обитателей. 1 балл

Найдём формулу вещества Z.

Ag: O = (87,1/108) : (12,9/16) = 1: 1.

Простейшая формула – AgO. 2 балла

Уравнение реакции:

Ag + O 3 = AgO + O 2 2 балла

Итого 10 баллов

Задача 2. Соединения с водородом

Некоторый элемент X образует несколько соединений с водородом, в каждом из которых он четырёхвалентен. Все эти соединения легко воспламеняются на воздухе, гидролизуются водой до оксида, а при нагревании разлагаются на простые вещества.

В простейшем соединении массовая доля водорода равна 12,5 %. Установите его формулу (не забудьте привести расчёты) и напишите уравнения трёх перечисленных выше реакций с его участием.

Напишите формулу водородного соединения X, которое содержит 8 атомов водорода.

Решение

Общая формула гидридов четырёхвалентных элементов: XH 4 . 1 балл

Массовая доля водорода:

ω(H) = 4 / (4+M(X)) = 0,125, откуда M(X) = 28 г/моль. X – кремний, формула простейшего водородного соединения – SiH 4 2 балла

Уравнения реакций:

SiH 4 + 2O 2 = SiO 2 + 2H 2 O 2 балла

SiH 4 + 2H 2 O = SiO 2 + 4H 2 2 балла

SiH 4 = Si + 2H 2 2 балла

за каждое уравнение – 1 балл , если неверные коэффициенты. Если уравнения записаны в общем виде, без указания элемента Si, ставится полный балл

Формула другого водородного соединения – Si 3 H 8 1 балл

Итого 10 баллов

Задача 3. Свойства неизвестного газа

Через склянки, содержащие растворы сульфата меди (II), нитрата серебра (I) и гидроксида калия пропустили неизвестный газ, имеющий неприятный запах и образующийся при разложении белков. В двух склянках выпал осадок, а в одной – нет.

  1. Какой газ пропускали через растворы солей?
  2. Осадки каких веществ выпали из растворов? Напишите уравнения реакций, протекающих во всех склянках.
  3. Приведите два разных способа получения неизвестного газа в химической лаборатории.

Решение

1) Газ, образующийся при разложении белков и имеющий неприятный запах, – сероводород H 2 S. 2 балла

2) При взаимодействии с сероводородом соли образуют соответствующие сульфиды металлов, имеющие тёмную окраску, а в растворе гидроксида калия происходит реакция нейтрализации, осадок не образуется:

CuSO 4 + H 2 S = CuS↓ + H 2 SO 4 2 балла

2AgNO 3 + H 2 S = Ag 2 S↓ + 2HNO3 2 балла

2KOH + H 2 S = K 2 S + 2H 2 O 2 балла

принимается также KOH + H 2 S = KHS + H 2 O

(если реакция не уравнена – 1 балл из 2-х)

3) В химической лаборатории сероводород можно получить действием раствора серной кислоты или соляной кислотой на сульфиды металлов, чаще всего используют сульфид железа (II):

FeS + H 2 SO 4 = FeSO 4 + H 2 S 1 балл

Реже используют прямой синтез – взаимодействие кипящей серы с водородом:

H 2 + S = H 2 S 1 балл

Итого 10 баллов

Задача 4. Хорошо растворимый газ

В воде растворили 33 л неизвестного газа и получили 250 г раствора. Если в том же количестве воды растворить в три раза больше газа, образуется раствор массой 300 г.

  1. Определите массовые доли растворённого вещества в каждом из растворов.
  2. Найдите массу воды, взятой для растворения.
  3. Определите неизвестный газ, если известно, что объёмы измерены при нормальных условиях. Все необходимые расчёты запишите.

Решение

1) Сравнив первый и второй растворы, находим, что 66 л газа весят 50 г. Следовательно, 33 л газа весят 25 г. В первом растворе содержалось 25 г газообразного вещества, а во втором – в 3 раза больше, 75 г. Массовые доли:

ω1 = 25 / 250 = 0,1 = 10 % 2 балла

ω2 = 75 / 300 = 0,25 = 25 % 2 балла

2) Масса воды в обоих растворах – одна и та же:

m (H 2 O) = 250 – 25 = 300 – 75 = 225 г 2 балла

3) Составим пропорцию:

33 л газа весят 25 г

22,4 л газа весят M г

M = 25 · 22,4 / 33 = 17 3 балла

Неизвестный газ – аммиак, NH 3 . 1 балл

Итого 10 баллов

Задача 5. Ионное соединение без металлов

Вещество состава CNH 5 O 3 представляет собой бесцветные кристаллы, водный раствор которых хорошо проводит электрический ток. При добавлении соляной кислоты к этому веществу выделяется бесцветный газ, вызывающий помутнение известковой воды. Назовите неизвестное вещество и изобразите структуру его формульной единицы. Назовите виды связей, присутствующие в этом соединении. Запишите уравнения описанных реакций.

Решение

Судя по описанию свойств, вещество представляет собой соль угольной кислоты. В роли катиона в ней выступает ион аммония. Формула вещества – NH 4 HCO 3 . Это гидрокарбонат аммония. 2 балла

Структура формульной единицы:

3 балла

(по 1,5 балла за каждый ион)

В соединении присутствуют ионная и ковалентная связи 1 балл

Уравнения реакций:

NH 4 HCO 3 + HCl = NH 4 Cl + CO 2 + H 2 O 2 балла

CO 2 + Ca(OH) 2 = CaCO 3 + H 2 O 2 балла

Итого 10 баллов

Задача 6. Расширение и сжатие газа

С помощью шланга пустую колбу герметично присоединили к U-образной трубке, в которую налили некоторое количество воды (см. рисунок 1). Уровень воды в обоих коленах трубки (А и В) был одинаковым. Когда колбу плотно обхватили рукой, то уровень воды в колене А понизился, а в колене В повысился (см. рисунок 2).


При растворении каких солей – безводных (CuSO 4 , MgSO 4 , Na 2 CO 3 ) или соответствующих кристаллогидратов – будет наблюдаться изменение уровня воды в U-образной трубке, показанное на рисунке 3? Предложите возможное объяснение данной закономерности.

Решение

  1. От тепла руки нагреваются стенки колбы и воздух внутри колбы. При нагревании газы расширяются, их объём увеличивается. Воздух сильнее давит на столб воды в колене А, поэтому её уровень понижается, а в колене В – повышается. 1 балл
  2. Можно охладить колбу, используя снег, лёд или холодную воду. В этом случае давление воздуха в колбе уменьшится. Воздух будет слабее давить на столб воды в колене А, поэтому её уровень повысится, а в колене В – понизится. 1 балл
  3. Термоскоп использовался для регистрации изменения температуры. Термоскоп - прообраз современного термометра. 2 балла
  4. Наблюдаемый эффект можно объяснить тем, что при растворении вещества выделяется тепловая энергия, в результате чего раствор разогревается. С выделением тепла растворяются многие вещества, например, серная кислота, гидроксид натрия. 2 балла. Примеры веществ, растворение которых является эндотермическим процессом: нитрат калия, нитрат аммония. 2 балла
  5. Растворение безводных солей: CuSO 4 , MgSO 4 , Na 2 CO 3 является экзотермическим, поэтому будет наблюдаться такое изменение уровня воды в U-образной трубке, как это показано на рисунке 3. При растворении вещества в воде происходят следующие процессы: разрушение структуры растворяемого вещества (разрываются связи, энергия затрачивается) и гидратация, т.е. взаимодействие молекул воды с частицами растворенного вещества (образуются новые связи, энергия выделяется). В зависимости от соотношения этих тепловых эффектов процесс растворения вещества может быть эндо- или экзотермическим. При растворении рассмотренных безводных солей энергия гидратации весьма велика (эти соли образуют устойчивые кристаллогидраты), она превышает энергию, необходимую для разрушения кристаллических решеток. 2 балла

Итого 10 баллов

Вариант № 76830

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно. Ответом на задания 1-29 является последовательность цифр или число. За полный правильный ответ в заданиях 7-10, 16-18, 22-25 ставится 2 балла; если допущена одна ошибка, - 1 балл; за неверный ответ (более одной ошибки) или его отсутствие - 0 баллов.


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word

Используя метод элек­трон­но­го баланса, со­ставь­те урав­не­ние реакции:

Опре­де­ли­те окис­ли­тель и восстановитель.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:

Определите окислитель и восстановитель.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Составьте урав­не­ние окислительно-восстановительной реакции, ис­поль­зуя метод элек­трон­но­го баланса.

Укажите окис­ли­тель и восстановитель.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:

Определите окислитель и восстановитель.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:

Определите окислитель и восстановитель.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Для выполнения задания используйте следующий перечень веществ: фосфор, хлорноватая кислота, сульфат натрия, хлорид бария, хлорид калия. Допустимо использование водных растворов веществ.

Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми возможна окислительно восстановительная реакция, и запишите уравнение этой реакции. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:

Определите окислитель и восстановитель.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции

Определите окислитель и восстановитель.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:

Определите окислитель и восстановитель.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:

Определите окислитель и восстановитель.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:

Определите окислитель и восстановитель.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:

Определите окислитель и восстановитель.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Для выполнения задания используйте следующий перечень веществ: перманганат калия, хлороводород, хлорид натрия, карбонат натрия, хлорид калия. Допустимо использование водных растворов веществ.

Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми возможна окислительно-восстановительная реакция, и запишите уравнение этой реакции. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:

Определите окислитель и восстановитель.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:

Определите окислитель и восстановитель.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:

Определите окислитель и восстановитель.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Составьте уравнение окислительно-восстановительной реакции, используя метод электронного баланса:

Укажите окислитель и восстановитель.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:

Определите окислитель и восстановитель.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Даны водные растворы: гексагидроксоалюмината калия , хлорида алюминия, сероводорода и гидроксида рубидия.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Даны раз­бав­лен­ные вод­ные рас­тво­ры веществ: хлора, сер­ни­стой кислоты, гид­рок­си­да строн­ция и ор­то­фос­фор­ной кислоты. Напишите урав­не­ния четырёх воз­мож­ных ре­ак­ций между всеми пред­ло­жен­ны­ми веществами, не по­вто­ряя пары реагентов.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Даны: хлорид меди(II), кислород, серная кислота (конц.) и иодоводородная кислота.

Напишите уравнения четырёх возможных реакций между всеми предложенными веществами, не повторяя пары реагентов.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Даны вещества: хлорид железа (III), оксид алюминия, гидроксид калия, пероксид водорода, иодид калия.

Напишите уравнения четырёх возможных реакций между всеми предложенными веществами, не повторяя пары реагентов.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Фосфат кальция смешали с оксидом кремния и углеродом, полученную смесь прокалили. Газообразные продукты охладили до комнатной температуры, твёрдый остаток сожгли и продукт добавляли к воде до получения твёрдого вещества. К этому веществу добавили твёрдый иодид натрия и смесь нагрели, получив газообразный продукт. Напишите уравнения четырёх описанных реакций.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Даны вещества: фосфор, хлор, вод­ные растворы сер­ной кислоты и гид­рок­си­да калия.

Напишите урав­не­ния четырёх воз­мож­ных реакций между всеми пред­ло­жен­ны­ми веществами, не по­вто­ряя пары реагентов.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Медь растворили в концентрированной азотной кислоте. К полученному раствору добавили избыток раствора аммиака, наблюдая сначала образование осадка, а затем - его полное растворение. Полученный раствор обработали избытком соляной кислоты.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Смесь азота и водорода последовательно пропустили над нагретой платиной и через раствор серной кислоты. В раствор добавили хлорид бария и после отделения выпавшего осадка - известковое молоко и нагрели. Напишите уравнения описанных реакций.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Серу спла­ви­ли с железом. Про­дукт ре­ак­ции рас­тво­ри­ли в вод­ном рас­тво­ре хлороводорода. Вы­де­лив­ший­ся при этом газ со­жгли в из­быт­ке кислорода. Про­дук­ты го­ре­ния по­гло­ти­ли вод­ным рас­тво­ром суль­фа­та железа (III).

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Продукт взаимодействия азота и лития обработали водой. Выделившийся в результате реакции газ смешали с избытком кислорода и при нагревании пропустили над платиновым катализатором; образовавшаяся газовая смесь имела бурый цвет. Напишите уравнения описанных реакций.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Оксид меди (II) на­гре­ли в токе угар­но­го газа. По­лу­чен­ное вещество со­жгли в ат­мо­сфе­ре хлора. Про­дукт реакции рас­тво­ри­ли в воде. По­лу­чен­ный раствор раз­де­ли­ли на две части. К одной части до­ба­ви­ли раствор иоди­да калия, ко вто­рой - рас­твор нитрата серебра. И в том, и в дру­гом случае на­блю­да­ли образование осадка.

Напишите урав­не­ния четырёх опи­сан­ных реакций.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Медь рас­тво­ри­ли в раз­бав­лен­ной азотной кислоте. К по­лу­чен­но­му раствору до­ба­ви­ли избыток рас­тво­ра аммиака, на­блю­дая сначала об­ра­зо­ва­ние осадка, а затем - его пол­ное растворение с об­ра­зо­ва­ни­ем тёмно-синего раствора. По­лу­чен­ный раствор об­ра­бо­та­ли серной кис­ло­той до по­яв­ле­ния характерной го­лу­бой окраски солей меди. За­пи­ши­те уравнения опи­сан­ных реакций.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Порошок ме­тал­ли­че­ско­го алю­ми­ния сме­ша­ли с твер­дым иодом и до­ба­ви­ли не­сколь­ко ка­пель воды. К по­лу­чен­ной соли до­ба­ви­ли рас­твор гид­рок­си­да на­трия до вы­па­де­ния осадка. Об­ра­зо­вав­ший­ся оса­док рас­тво­ри­ли в со­ля­ной кислоте. При по­сле­ду­ю­щем до­бав­ле­нии рас­тво­ра кар­бо­на­та на­трия вновь на­блю­да­ли вы­па­де­ние осадка.

Напишите урав­не­ния че­ты­рех опи­сан­ных реакций.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Нитрат калия на­гре­ли с по­рош­ко­об­раз­ным свинцом до пре­кра­ще­ния реакции. Смесь про­дук­тов отработали водой, а затем по­лу­чен­ный раствор профильтровали. Филь­трат подкислили сер­ной кислотой и об­ра­бо­та­ли иодидом калия. Вы­де­лив­ше­е­ся простое ве­ще­ство нагрели с кон­цен­три­ро­ван­ной азотной кислотой. В ат­мо­сфе­ре образовавшегося при этом бу­ро­го газа со­жгли красный фосфор. За­пи­ши­те уравнения опи­сан­ных реакций.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Кристаллы хло­ри­да калия об­ра­бо­та­ли кон­цен­три­ро­ван­ной сер­ной кислотой. К по­лу­чив­шей­ся соли до­ба­ви­ли гид­рок­сид калия. К по­лу­чен­но­му про­дук­ту при­ли­ли рас­твор хло­ри­да бария. Вы­пав­ший оса­док отфильтровали, после чего про­ка­ли­ли с из­быт­ком угля.

Запишите урав­не­ния опи­сан­ных реакций.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Хлор прореагировал с горячим раствором гидроксида калия. При охлаждении раствора выпали кристаллы бертолетовой соли. Полученные кристаллы внесли в раствор соляной кислоты. Образовавшееся простое вещество прореагировало с металлическим железом. Продукт реакции нагрели с новой навеской железа.

Запишите уравнения описанных реакций.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Порошок суль­фи­да хрома (III) рас­тво­ри­ли в сер­ной кислоте. При этом вы­де­лил­ся газ и об­ра­зо­вал­ся окрашенный раствор. К по­лу­чен­но­му раствору до­ба­ви­ли избыток рас­тво­ра аммиака, а газ про­пу­сти­ли через рас­твор нитрата свинца. По­лу­чен­ный при этом чёрный оса­док побелел после об­ра­бот­ки его пе­рок­си­дом водорода. За­пи­ши­те уравнения опи­сан­ных реакций.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Даны: бромоводородная кислота, перманганат натрия, гидроксид натрия и бром.

Напишите уравнения четырёх возможных реакций между всеми предложенными веществами, не повторяя пары реагентов.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Осадок, полученный при взаимодействии растворов хлорида железа (III) и нитрата серебра, отфильтровали. Фильтрат обработали раствором едкого кали. Выпавший осадок бурого цвета отделили и прокалили. Полученное вещество при нагревании реагирует с алюминием с выделением тепла и света. Напишите уравнения описанных реакций.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Соль, полученную при растворении железа в горячей концентрированной серной кислоте, обработали избытком раствора гидроксида натрия. Выпавший бурый осадок отфильтровали и прокалили. Полученное вещество сплавили с железом.

Напишите уравнения описанных реакций.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Напишите урав­не­ния реакций, с по­мо­щью ко­то­рых можно осу­ще­ствить сле­ду­ю­щие превращения:

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

При написании уравнений реакции используйте структурные формулы органических веществ.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Напишите урав­не­ния реакций, с по­мо­щью которых можно осу­ще­ствить следующие превращения:

При написании уравнений реакции используйте структурные формулы органических веществ.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

При написании уравнений реакции используйте структурные формулы органических веществ.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

В уравнениях укажите структурные формулы органических веществ.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Напишите урав­не­ния реакций, с по­мо­щью которых можно осу­ще­ствить следующие превращения:

При написании уравнений реакции используйте структурные формулы органических веществ.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Напишите урав­не­ния реакций, с по­мо­щью ко­то­рых можно осу­ще­ствить сле­ду­ю­щие превращения:

При на­пи­са­нии урав­не­ний ре­ак­ции ис­поль­зуй­те струк­тур­ные фор­му­лы ор­га­ни­че­ских веществ.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

В уравнениях укажите структурные формулы органических веществ.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

При написании уравнений реакции используйте структурные формулы органических веществ.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Напишите урав­не­ния реакций, с по­мо­щью ко­то­рых можно осу­ще­ствить сле­ду­ю­щие превращения:

При написании уравнений реакции используйте структурные формулы органических веществ.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

B уравнениях укажите структурные формулы органических веществ.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Смесь карбонатов магния и бария растворили в избытке азотной кислоты. Выделился газ объёмом 13,44 л (н. у.). При действии избытка серной кислоты на полученный раствор образовался осадок массой 46,6 г. Рассчитайте массовые доли (в %) веществ в исходной смеси.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Нитрит натрия массой 13,8 г внесли при нагревании в 220 г раствора хлорида аммония с массовой долей 10 %. Какой объём (н. у.) азота выделится при этом и какова массовая доля хлорида аммония в получившемся растворе?

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Определите мас­со­вые доли (в %) суль­фа­та железа (II) и суль­фи­да алю­ми­ния в смеси, если при об­ра­бот­ке 25 г этой смеси водой вы­де­лил­ся газ, ко­то­рый пол­но­стью про­ре­а­ги­ро­вал с 960 г 5 %-ного рас­тво­ра суль­фа­та меди.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Рассчитайте, какую массу ок­си­да серы (VI) до­ба­ви­ли в 2000 мл 8 %-ного рас­тво­ра серной кис­ло­ты (р = 1,06 г/мл), если мас­со­вая доля сер­ной кислоты стала рав­ной 20 %.

В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин).

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

При на­гре­ва­нии гид­ро­кар­бо­нат калия пре­вра­ща­ет­ся в карбонат. Рас­счи­тай­те мас­со­вую долю гид­ро­кар­бо­на­та калия в ис­ход­ном растворе, на­гре­ва­ни­ем ко­то­ро­го можно по­лу­чить 8 %-ный рас­твор кар­бо­на­та калия.

В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин).

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Карбид каль­ция мас­сой 6,4 г рас­тво­ри­ли в 87 мл бро­мо­во­до­род­ной кис­ло­ты ( = 1,12 г/мл) с мас­со­вой долей 20 %. Ка­ко­ва мас­со­вая доля бро­мо­во­до­ро­да в об­ра­зо­вав­шем­ся растворе?

В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин).

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Задача 3: Какой объём 30% раствора аммиака (= 0,892 г/мл) необходимо добавить к 200 мл 40% - ного раствора соляной кислоты (= 1,198 г/мл), чтобы массовая доля кислоты уменьшилась вчетверо?

Ответ: V р-ра(NH3 ) = 108,2 мл

Задача 4: Какой объём углекислого газа нужно добавить к 100 мл 20% - ного раствора гидроксида натрия (= 4,1 г/мл), чтобы массовая доля гидроксида натрия уменьшилась вдвое?

Ответ: V (CO2 ) = 10,9 л

Задача 5: Найти объём раствора соляной кислоты (= 1,05 г/мл) с массовой долей 10%, который нужно добавить к 350 г раствора гидроксида калия с массовой долей 105, чтобы концентрация щелочи составила 3%.

Ответ: V р-ра(HCl) = 135, 6 мл.

Внимание: растворённое вещество – реагент!

При решении задач на растворы нужно помнить о том, что при обычных условиях с водой реагируют

щелочные и щелочно – земельные металлы: 2Na + 2H 2 O = 2NaOH + H2

оксиды щелочных и щелочно – земельных металлов: СаО + Н 2 О = Са(ОН)2

оксиды неметаллов:

SO3 + H2 O = H2 SO4

многие бинарные соединения – гидриды, карбиды, нитриды и другие:

КН + Н2 О = КОН + Н2

В этих случаях нужно прежде всего составлять уравнения реакций, расчёты производить и по химическому уравнению, и по концентрации раствора.

1 тип: растворение вещества – реагента в воде.

Растворённым веществом в данном случае будет продукт взаимодействия вещества – реагента с водой. Масса раствора будет складываться из массы реагента и массы воды: m р-ра =m реаг. +m H2O

Если в результате реакции выделился газ: m р-ра =m реаг. +m H2O –m газар.в.(продукта) =m р.в.(продукта)/ m р-ра

Задачи, в которых неизвестна масса вещества – реагента, необходимого для образования раствора с определённой концентрацией.

1)Принять количество растворённого реагента за х моль;

2)Согласно уравнения реакции выразить через х количества продуктов реакции;

3) Найти через х массы реагента и продуктов реакции;

4) Найти массу раствора;

5)Подставить все данные в формулу для расчёта массовой доли вещества в растворе:

р.в.(продукта) = m р.в.(продукта)/ m р- ра.

2 тип: растворение вещества – реагента

в растворе.

В этом случае растворяемое вещество реагирует с водой, которая присутствует в растворе. Масса

растворённого вещества во втором растворе

складывается из массы вещества в первом растворе и

массы вещества – продукта реакции:

m р.в.1 =m р-ра1 р.в.1

m р.в.2 =m р.в.1 +m р.в. (продукта)

m р-ра2 =m р-ра1 +m реаг. илиm р-ра2 =m р-ра1 +m реаг. – m газа

р.в.2 =m р.в.2 / m р-ра2

Задачи для самостоятельного решеня

Задача 5:

В 240 мл воды опустили 69г натрия. Найти массовую долю продукта в растворе.

Ответ: 39,2%.

Задача 6:

Найти массовую долю кислоты в растворе, полученном при растворении 33,6л сернистого газа в 320г 5% - ного раствора сернистой кислоты.

Ответ: 33.4%.

Задача 7:

Какую массу оксида серы (VI) нужно растворить в 150 мл воды, чтобы получить 60% - й раствор серной кислоты?

Ответ: m (SO3 ) = 144г.

Задача 8:

Найти массу оксида серы (VI), который необходимо растворить в 99г 40% серной кислоты, чтобы получить 80% - й раствор.

Ответ: m (SO3 ) = 93г.

Задача 9:

Какую массу оксида фосфора (V) нужно растворить в 120г воды, чтобы получить 40% - й раствор ортофосфорной кислоты?

Ответ: m (P2 O5 ) = 49г.

Задача 10:

К 180г 50% раствора ортофосфорной кислоты добавили 42,6г оксида фосфора (V). Найти массовую долю кислоты в полученном растворе.

Ответ: (Н3 РО4 ) = 66,8 %.

Задача 11:

В 20г воды растворили 3,5г оксида натрия. Вычислите массовую долю растворённого вещества.

Ответ: (NaOH) = 19,2 %.

Задача 12:

К 120г 8% - ного раствора гидроксида натрия добавили 18,6г оксида натрия. Вычислите массовую долю гидроксида натрия в образовавшемся растворе.

Ответ: (NaOH) = 24,2%.

Задача 13:

Найти массу оксида серы (VI), которую нужно добавить к 2л 8% - ного раствора серной кислоты (= 1,06г/мл), если массовая доля серной кислоты стала равной 20%.

Ответ: m (SO) = 248,2г.