Внеклассное мероприятие на тему "алгоритмы". Оборудование и наглядный материал

Дата публикации: 13.02.17

$14. Что такое алгоритм?

Цели урока:

  • Образовательная: сформировать понятия «алгоритм» и «исполнитель».
  • Развивающая: способствовать развитию алгоритмического и логического мышления, творческой активности учащихся, интереса к предмету; способствовать развитию умения планировать последовательность действий для достижения поставленной цели.
  • Воспитательная: формировать информационную культуру.

Тип урока: Изучение нового материала.

Вид урока: Комбинированный.

Методы обучения: словесный, наглядный.

Формы обучения: коллективная.

Характеристика контингента учащихся: 6 класс.

Уровень изучения дисциплины: базовый.

Время урока: 45 минут.

Оборудование: презентация, проектор, интерактивная доска, программа «Кукарача», раздаточный материал.

План урока:

  • Организационное начало урока
  • Проверка домашней работы
  • Актуализация знаний учащихся
  • Изучение нового материала
  • Закрепление изученного материала
  • Подведение итогов
  • Домашнее задание
  • Выставление оценок
  • Организационное окончание урока
  • Доброе утро, ребята. Присаживайтесь. Меня зовут Дубинина Анастасия Юрьевна и сегодняшний урок информатики проведу у Вас я. Кто отсутствует?
  • Давайте вспомним вчерашний урок. (слайд)
  • А мы переходим к новой теме урока. Ребята, а вы любите мультфильмы? (Да). Тогда всё внимание на экран. (слайд)
  • Понятие алгоритма известно в математике давно. Термин происходит от имени великого ученого Средней Азии и средневекового Востока Мухамада ибн Мусы аль-Хорезми. С помощью алгоритмов решаются не только традиционные для математики вычислительные задачи, но и многие другие, возникающие в быту или на производстве. Каждый из нас ежедневно использует различные алгоритмы: инструкции, правила, рецепты и т.п. Обычно мы это делаем не задумываясь. Например, открывая дверь ключом, никто не размышляет над тем, в какой последовательности выполнять действия. Однако, чтобы научить кого-нибудь открывать дверь, придется четко указать и сами действия, и порядок их выполнения. То же потребуется и при указании маршрута поездки.
  • А теперь присаживайтесь за компьютеры. О, нет! Наши компьютеры заблокировали злой планктон из «СпанчБоба» и нам нужно скорее подобрать пароль, пока он не стёр все данные. Для этого я раздаю Вам карточки с заданием. Нужно правильно расставить порядок действий. И вы получите фразеологизм. Это и есть пароль к компьютеру. Вперёд!
  • Какую тему мы проходили? (Графики и диаграммы)
  • Что же такое график? (График-это линия, дающая наглядное представление какой-либо величины от другой)
  • Что такое диаграмма? (Диаграмма- это графическое изображение, дающее наглядное представление о соотношении нескольких величин или нескольких значений одной величины).
  • Сколько видов диаграммы вы знаете? (3)
  • Какие виды диаграммы Вы знаете? (Круговая, столбчатая, лепестковая).
  • Для чего служит круговая диаграмма? (Служит для равнения величин в одной точке)
  • А столбчатая? (Позволяет сравнить несколько величин в нескольких точках).
  • Ну и наконец лепестковая? (Для каждой точки ряда данных предусмотрена своя ось).

Вы огромные молодцы!

К этому уроку Белоконева Марина, Кардашов Роман и Рыжкова Анна должны были подготовить доклады. Вы готовы? У вас 3 минуты на выступление, так как времени у нас не так много.

Спасибо огромное ребятам за замечательные выступления!

Как вы думаете, почему бит и байт не понимали указания босса?

А давайте посмотрим умеете ли вы не запутать людей и правильно проговорить ход своих мыслей.

Расскажите мне пошагово этапы того, как вы собирайтесь в школу.

А как покупаете молоко?

А на каких уроках мы ещё встречаем последовательность действий? (математика: найти НОД, русский язык: определить часть речи, провести фонетический разбор слова).

Как вы уже поняли тема нашего сегодняшнего урока «Алгоритм».(слайд) Открываем свои тетрадочки. Записываем сегодняшнюю дату – 9 декабря и тему урока.

Итак запишем: (слайд) Алгоритм - это точное и понятное указание (инструкция) совершить последовательность действий, направленных на достижение указанной цели или на решение поставленной задачи. А кто же может исполнять алгоритмы?

В качестве исполнителя алгоритмов в "докомпьютерную" эру подразумевался человек (в крайнем случае, животное - в цирке). Человек постоянно пользуется алгоритмами при решении задач, не задумываясь над этим, машинально (автоматически). Сегодня в качестве исполнителей алгоритмов человеку служат многие автоматические устройства и, прежде всего, конечно, компьютер. При этом составление алгоритма должно быть особенно ответственным и тщательным, так как машина не может домысливать и исправлять ошибки. В этом смысле она - идеальный исполнитель. Давайте запишем:

(слайд) Исполнитель - это устройство или живое существо, способное выполнить действия, предписываемые алгоритмом. Примеры исполнителей: человек, компьютер, стиральная машинка, собака и т.д. Приведите другие примеры исполнителей.

(слайд) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Расставьте действия в нужном порядке (алгоритм “Посадка дерева”):

о) поставить лопату и лейку на место:

в) взять лопату и саженец;

о) посадить саженец в ямку;

т) выкопать ямку;

р) взять лейку с водой и полить саженец;

е) засыпать ямку.

Расставьте действия в нужном порядке (алгоритм “Пришивание пуговицы”):

е) положить иголку и ножницы на место;

х) отрезать нитку подходящего цвета;

д) взять рубашку;

а) вдеть нитку в иголку;

и) пришить пуговицу;

ы) взять иголку и ножницы;

н) подобрать подходящую пуговицу.

Какой фразеологизм мы получили в итоге? (Второе дыхание). Верно! Давайте откроем нашему компьютеру второе дыхание. Введём данный фразеологизм слитно и прописными буквами.

На рабочем столе найдите программу «Кукарача». Запускаем её двойным нажатием левой клавиши мыши. Сейчас я вам раздам задание. И вы должны сделать его в этой программе.

Программа выполняет 5 условий: ВЛЕВО. ВПРАВО, ВНИЗ, ВВЕРХ, СТОЯТЬ. Именно заглавными буквами можно вводить данные команды в строку ввода. По одному слову! Для запуска алгоритма – нажимать зеленый треугольник.

Кукарача стоит в клетке (1;1). Где он окажется после выполнения следующих команд?

А) ВПРАВО, ВНИЗ, ВПРАВО, ВНИЗ, ВНИЗ (4;3)

Б) ВПРАВО, ВПРАВО, ВНИЗ, ВЛЕВО, ВЛЕВО (2;1)

В) ВПРАВО, ВНИЗ, ВЛЕВО, ВНИЗ, ВНИЗ (4;1)

Г) ВПРАВО, ВНИЗ, ВЛЕВО, СТОЯТЬ. (2;1)

Давайте теперь превратив слово «Молоток» в «Моток». Для этого Начиная с клетки (1;1) и до клетки (1;7) пишем слово «Молоток». Ставим кукарачу на клетку (2;3).

А теперь приступаем к преобразованию.

Попробуйте самостоятельно превратить «Мишку» в «Мышку».

Пишем с (2;2) до (2;6) слово «Мишка» в квадратике (3;4) букву «Ы».

Кукарачу ставим на (3;3).

Алгоритм запишите в тетрадку.

Попробуйте самостоятельно превратить «Мурашку» в «Мурку».

Пишем с (1;4) до (1;10) слово «Мурашка». Кукарачу ставим на (2;8).

Алгоритм запишите в тетрадку.

Отличная работа!

6.Итак, ребята, что же такое алгоритм? Что вы можете рассказать про исполнителя алгоритма? Где мы встречаем алгоритм? Молодцы!

7.Открываем дневники. Запишем домашнее задание на следующий урок: параграф 14, вопросы, дома составить любой алгоритм по любой теме. Например, «я чищу зубы».

8.Оценки за урок.

9.Всем спасибо! Урок окончен. До скорых встреч.

Цели урока :

Образовательные:

    закрепить умение строить и выполнять алгоритмы, содержащие ветвление и цикл;

Развивающие:

    развитие познавательного интереса;

    развитие логического мышления, памяти, внимания;

    формирование информационной культуры.

    формирование умения сотрудничать и работать в группе,

Воспитательные:

    воспитание личностных качеств: активность, самостоятельность, аккуратность в работе;

Требования к знаниям и умениям :

Учащиеся должны знать:

    понятие алгоритма и его разновидности: ветвление и цикл;

    определение логических операций И и ИЛИ.

Учащиеся должны уметь:

    составлять и выполнять алгоритмы, содержащие ветвление и/или цикл, заданные в виде словесного описания или блок-схемы;

    использовать стандартное ПО компьютера для просмотра текста или графики.

Тип урока : урок-обобщение

Вид урока : комбинированный в форме викторины

Методы организации учебной деятельности :

    фронтальная;

    групповая.

Программно-дидактическое обеспечение :

компьютер, программа просмотра изображения, задания, презентация по теоретическому материалу (приведена в приложении) для интерактивной доски

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы с вами подводим итог изучения раздела курса информатики «Алгоритмы». Урок мы проведем в форме викторины, для чего нам необходимо разбиться на две команды игроков и две группы болельщиков команд. Названия команд будут «Начало», и «Конец». Почему именно такие названия? (учащиеся должны вспомнить, что это две важные команды в записи любого алгоритма, а также вспомнить, почему важны эти команды). Разбиваем детей на команды, рассаживаем за три группы столов так, чтобы команды сидели напротив, а также выбираем членов жюри (если это возможно). Желательно задействовать весь класс в командах и жюри.

II. Актуализация изученного (разминка).

В качестве разминки командам предлагается две логических задачи: задача о тигре и дочке императора и задача о попугае.

Решая задачи, команды могут набрать до 3-х баллов.

I I I. Первый конкурс – «Пословица на блок-схеме»

Командам предлагается несколько пословиц, закодированных в виде блок-схемы алгоритма. Участники викторины должны разгадать пословицу. В зависимости от быстроты разгадывания, можно предложить различное количество заданий. Ниже приводятся примеры заданий.

Препятствие в виде возвышенности

Умный?

Да

Не т

Обход

Восхождение

Высокая температура ?

Ковка

Да

Нет

Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет

Куй железо, пока горячё

Жюри рассматривает ответы и начисляет командам баллы: за полностью правильный ответ – 3 балла, за частично правильный 1 или 2 балла.

I V . Второй конкурс – «Пробелы в пословицах»

Командам предлагается несколько пословиц, в которых поставлены пробелы в словах. Необходимо догадаться, где лишние пробелы и их убрать. За правильное выполнение задания начисляется до 3-х баллов. Ниже показаны примеры заданий.

V . Третий конкурс – «Запиши алгоритм»

В этом конкурсе командам предлагается просмотреть два фрагмента из мультфильма, в которых описываются алгоритмы выполнения некоторых действий, а затем записать эти алгоритмы в виде блок-схем. За правильное выполнение задания начисляется до 3-х баллов. В приложении даны видеофрагменты.

VI . Конкурс болельщиков «Фея погоды»

В заключение викторины проводится конкурс болельщиков команд, в котором болельщики могут принести очки своей команде.

Итоги урока

Жюри подсчитывает итоговые баллы и объявляет победителя. Можно подготовить призы для победителей и утешительные призы для остальных команд.

Список литературы

    Информатика в играх и задачах. 4-й класс. Учебник-тетрадь в 2-х частях, часть 1. М., Баласс, 2004 и далее.

    Ресурсы сети Интернет.

Игра-викторина «Ах, Алгоритм, Алгоритм, Алгоритм....» 2 курс

Шульгина Диана Сергеевна

Образовательное учреждение: г . Серпухов, ГБПОУ МО «Серпуховский колледж»

Предмет: ОП.08 «Теория алгоритмов»

Курс: 2

Тема: Внеклассное мероприятие, игра-викторина «Ах, Алгоритм, Алгоритм, Алгоритм...»

Время реализации образовательного события: 1 час

Цели:

Закрепление и углубление знаний, полученных на уроках предмета ОП.08 «Теория алгоритмов»;

Повышение интереса учащихся к предмету ОП.08 «Теория алгоритмов».

Задачи:

образовательная: формирование навыков алгоритмического мышления; развитие логического и абстрактоного мышления;

воспитательная: развитие навыков работы в коллективе;

развивающая: обобщение, систематизация, анализ и применение полученных знаний.

Необходимое оборудование и материалы:

Мультимедийный проектор, ноутбук, экран, распечатки с заданиями, «карточка успеха» на каждую команду для жюри, столы, ручки, часы, призы.

Подготовительный этап: укомплектованы команды (в каждой команде по 4-5 человек), сформировано жюри (3 человека), распечатаны задания для станций «Собери алгоритм»,«Заполни блок-схему» и «Кроссвордная», листочки с номерами. Те, кто не задействован в игре, находятся в зале в роли зрителей.

Ведущий: преподаватель

Презентация выполнена в среде Microsoft Office PowerPoint 2007;

- необходимое оборудование: ноутбук, мультимедийный видеопроектор, экран.

Ход игры:

На экране слайд2.

Ведущий: Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы проводим игру-викторину «Ах, Алгоритм, Алгоритм...». На уроках вы познакомились с этим важным господином и знаете, что без него невозможно обойтись в стране под названием «Информатика».

Наш путь пройдёт через 5 станций-конкурсов. По результатам этих конкурсов будет выявлен победитель – за вашими ответами следит жюри (ведущий представляет членов жюри ).

Для того, чтобы начать игру, нам необходимо, чтобы капитаны представили свои команды, ведь название команды - дело немаловажное. Помните, как говорил капитан Врунгель? - «Как корабль назовёте, так он и поплывёт»! и по жребию (тянут листочки с номерами ) показали свое домашнее задание.

Капитаны представляются сами и представляют свои команды.

Ведущий: А вот теперь можно отправляться в путь! Наш ждёт Великий Алгоритм!

    Станция «Разминка»

Первая станция на нашем пути – станция «Разминка». Командам надо дать ответ на представленные вопросы. Кто даст правильный ответ первым, получает балл. Ответы принимаются только в том случае, если капитан поднимает руку. Если ответ выкрикивается, то баллы не начисляются. Жюри следит за дисциплиной и снимет баллы за нарушения.

Перед тем, как дать ответ, у команды есть 20 секунд на обсуждение. Обсуждаем тихо, чтобы не мешать и не подсказывать другой команде.

Итак…

    Укажите лишний ответ. Свойства алгоритма: (слайд 3 )

а. массовость

б. дискретность

в. однозначность

ответ: в

    От имени какого учёного произошёл термин «алгоритм»? (слайд 4 )

а. Евклид

б. Аль-Хорезми

в. Архимед

ответ: б

    Человек или робот, который выполняет чьи-то команды, называется… (слайд 5 )

а. помощник

б. исполнитель

в. программа

ответ: б

ответ: мышка

    Какое устройство компьютера служит для обработки информации? (слайд 7 )

а. процессор

б. винчестер

в. сканер

ответ: а

2. Станция «Собери алгоритм» ( слайд 8 )

Ведущий: У меня в руках конверты с заданиями. В них перепутанные части алгоритма. Ваша задача составить правильный алгоритм. По окончании капитан сообщает о готовности команды и члены жюри проверяют работу.

Раздаёт командам конверты с заданиями.

Отводится 5-7 минут, жюри проверяет правильность составления алгоритмов.

Задания

При проверке задания на экране слайды 9 и 10

3. Станция «Заполни блок-схему» ( слайд 11 )

Ведущий: Ребята, у вас на карточках изображены блок-схемы. Вам надо из предложенных вариантов найти алгоритмы, которые соответствует той или иной блок-схеме и заполнить ее, при этом в одном из алгоритмов дано исходное значение числа Х и его итоговое значение, после выполнение данного алгоритма. Поэтому необходимо не только правильно подобрать алгоритмы, но и в правильном порядке записать команды, чтобы результат соответствовал итоговому значению числа Х. За это будут дополнительные баллы команде. Для этого у вас на столе лежат ручки.

О готовности команд сообщает капитан.
Находят правильный ответ, заполняют блок-схему. Проверка ответов жюри. 10-12 минут.

Задания

В это время Конкурс для зрителей! «Опознай пословицу» слайд 12

При проверке задания на экране слайды 13и 14

4. Станция «Кроссвордная!» ( слайд 15 )

Разгадайте кроссворд.

Вопросы:

    Способ описания алгоритма

    Свойство алгоритма, которое определяет возможность завершения процесса

    Сообщение, сведение, знания, умения

    Объект, умеющий выполнять определенный набор действий

    Строго определенная последовательность действий при решении задачи

    Способ описания алгоритма

    Синоним слову алгоритм

    Устройство обработки информации

    Кисть, карандаш, как эти объекты называются в графическом редакторе?

    Графическое изображение

    Отдельное действие алгоритма

Ответы: на 15 слайде

    графический

    конечность

    информация

    исполнитель

    алгоритм

    программный

    план

    компьютер

    инструмент

    рисунок

    шаг

До идет слад Логики для зрителей

5. «Логика» ( слайд 17-18 )

Ведущий: Вот мы и подошли к последней станции. Еще немного и Его Величество Алгоритм определит победителя. Задание на логику. Каждой команде выдается свое индивидуальное задание. На все отводится минут 10.

Задание:

1. Дама сдавала в багаж рюкзак (Р), чемодан (Ч), саквояж (С) и корзину (К). Известно, что чемодан весит больше, чем корзина и чем рюкзак; саквояж и рюкзак весят больше, чем чемодан и корзина; корзина и саквояж весят столько же, сколько чемодан и рюкзак. Какая из предложенных цепочек соответствует расположению вещей дамы в порядке убывания их массы?

1) ЧРСК 2)КЧРС 3)СЧРК 4)СЧКР

Ответ: 3

2.В очереди в школьный буфет стоят Вика, Соня, Боря, Денис и Алла. Вика стоит впереди Сони, но после Аллы; Боря и Алла не стоят рядом; Денис не находится рядом ни с Аллой, ни с Викой, ни с Борей. В каком порядке стоят ребята?

Ответ записан в виде строки из пяти символов, соответствующих первым буквам имен ребят. Например, строка ВСБДА соответствует тому, что дети стоят в следующем порядке: Вика, Соня, Боря, Денис, Алла.

1) АБВСД 2)АВСБД 3)АВДСБ 4)АВБСД

Ответ: 4

3. Цепочка из бусин, помеченных буквами А, И, В, Д, О, формируется по следующим правилам: на первом месте стоит гласная буква; после гласной в цепочке не может снова идти гласная, а после согласной - согласная; последней буквой не может быть согласная буква, стоящая на втором и четвертом месте одновременно, а первая буква должна быть единственной.

Какая из предложенных цепочек создана по этим правилам?

1)АДИИБО 2)ОВИБАВ 3)ОБИДОД 4)АДОДИД

Ответ: 2

4. В понедельник в одном из классов должно быть проведено четыре урока: по математике (М), физике (Ф), информатике (И) и биологии (Б). Учителя высказали свои пожелания по составлению расписания. Учитель математики пожелал вести первый или второй урок, учитель физики - второй или третий урок, учитель информатики - первый или четвертый, учитель биологии - третий или четвертый.

Какой вариант расписания устроит всех учителей?

1)ИМБФ 2)МФБИ 3)МИФБ 4)МБФИ

Ответ:2

Слайд 16 Пока команды решают « станция Логика для зрителей» . Кто быстрее всех отгадает слово и поднимет руку, чтобы его отгадать. Выкрикивание не принимается.

Ответ: компьютер

Подведение итогов

Жюри подводит итоги и объявляет команду-победителя. Члены команды-победителя получают призы, а проигравшая команда получает утешительный приз.

Слайд 19

Ведущий: Вот и подошла к концу наша игра. Проигравших в ней нет – ведь мы еще больше подружились с Его Величество Алгоритмом.

Всем спасибо за работу. До новых встреч!

Цель нашей викторины: систематизировать знания и умения, полученные в течении целого года обучения информатике в стенах нашего училища и применить их в новых условиях, а также у каждого из вас есть возможность определить пробелы в знаниях и более качественно подготовиться к итоговой контрольной работе. Для сегодняшнего урока вам понадобиться и смекалка, и эрудиция, и быстрота реакции и умение анализировать.

Тип урока: комплексное применение знаний и способов действий.

Оборудование и наглядный материал:

Музыкальное оформление; Плакат «Викторина» «Я и информатика» Магниты Бумага и карандаши для участников и жюри. Табличка «Жюри» Таблички с названием команд Карточки с вопросами для конкурса капитанов Карточки с вопросами для конкурса «дешифратор» Карточки с ребусами

Предварительная подготовка к викторине:

Разбить группу на 2 команды Выбрать название Изготовить плакаты на компьютерную тематику на конкурс плакатов Выбрать капитана Подготовить призы Пригласить жюри

Организационная часть

Приветствие Тема и цель занятия Представление жюри Сегодняшнюю викторину судит очень компетентное жюри в составе:

Председатель: человек, который не имеет никакого отношения к информатике, а потому будет очень объективен к участникам, и к тому же обладает самым громким голосом среди учителей, очень тонким юмором и большой популярностью у учащихся:__________________________
Члены жюри: мастер п/о крупный авторитеты в сфере воспитания молодого поколения; человек, имеющие косвенное отношение к информатике, но прямое к участникам викторины: _________________________
И, наконец, люди, имеющие самое прямое отношение к информатике: группа № 82

    Представление команд и капитанов.

Конкурс «Визитная карточка»
Капитаны представляют свою команду: ее название, эмблему, девиз.

Основная часть Конкурс «Эрудит»

Отвечают по 1 человеку по очереди представители каждой команды. На ответ — 1 секунда. За верный ответ — 1 балл. Если команда дает неверный ответ, то возможность ответа предоставляется другой команде.
Действие производимое с клавишей (нажатие) Неправильная запись в программе (ошибка) Переведите на английский язык слово «вычислять» (компьютер) Ноль или единица в информатике (бит) Специальная программа, выполняющая нежелательные для пользователя действия на компьютере (вирус) Адресуемый элемент памяти (ячейка) Строго определенная последовательность действий при решении задачи (алгоритм) Указание исполнителю (команда) Проблема, которую надо решить (задача) Устройство ЭВМ, служащее для отображения текстовой и графической информации (монитор, дисплей) Графический способ представления информации (блок-схема) Символ — разделитель (пробел) Простейший прибор для вычислений (счеты) Гибкий магнитный диск (дискета) Так называют специалистов в своей области (ас) Процедура «альтернатива», как ее можно назвать иначе? (ветвление, выбор) «Мозг» компьютера (процессор) Взломщик компьютерных программ (хакер) Валюта, в которой получает программист зарплату в Индии (рупия) Популярный среди школьников вид компьютерных программ (игра) Многократно повторяющаяся часть алгоритма (программы) (цикл) Печатающее устройство (принтер) Указатель местоположения на экране (курсор) Состояние, в котором включенный компьютер не реагирует на действия пользователя (зависание) Место хранения информации (память) Специальные правила, определяющие принцип построения слов и предложений (синтаксис) Начинающий пользователь (чайник) Как на компьютерном жаргоне называется совокупность аппаратных средств (железо) Всемирная глобальная сеть (Интернет) Карманное вычислительное устройство (калькулятор) Знак, используемый для отделения целой части от дробной в информатике (Точка) Как называется человек — фанат компьютерных игр (геймер) Числовое представление мнения преподавателя о работе ученика (оценка) Разбор программы (анализ) Предварительный подсчет баллов.

Одновременно проводятся два конкурса — конкурс «Капитанов» и конкурс для всей команды — конкурс «Дешифратор»

Конкурс капитанов

Предлагаются 4 карточки с вопросами. Капитаны выбирают по 2 вопроса. Думают над вопросами 2 минуты. Верный ответ — 1 балл. За досрочный ответ — 1 балл.
Какая связь между городом в Англии, ружьем калибра 30х30 и одним из элементов компьютера? (все они связаны словом «Винчестер») Когда появился манипулятор типа «мышь», то для него в русском языке некоторое время использовалось название по имени персонажа известной русской сказки. Назовите имя этого персонажа. (Колобок) Почему на компьютерном жаргоне процессор называется камнем? (основой микросхемы процессора является кремниевый кристалл высокой чистоты) Первый ПК «APPLE», согласно легенде, появился на свет в гараже Силиконовой долины (США) в 1977 году. Однако в 1981 году одна фирма выпустила более удачную модель ПК, которая на ближайшее время стала эталоном и завоевала рынки на всех континентах. Назовите ее марку (IBM) Конкурс «Дешифратор»

Команде выдаются карточки с пословицами, которые перефразированы на компьютерный лад. Задача ребят перевести их в общепринятую форму. За верный ответ — 1 балл.
Лучше Корвет на столе, чем Pentium во сне. Каждая новая программа — это хорошо забытая старая. По компьютерам встречают, по программам провожают. Алгоритмам учиться — всегда пригодится. Хороша веревка длинная, а программа короткая. Не дорога программа, дорог алгоритм. Предварительный подсчет баллов.

Конкурс плакатов

Командам было дано домашнее задание приготовить плакаты с агитационной направленностью. 5 баллов за плакат.

Конкурс «Программист»

Учащимся раздается листинг программы, где требуется выполнить задание. Задание выполняется на время и на правильность полученного результата.
За скорость — 5 баллов.
За правильность выполненного задания — 5 баллов.
Выполняя ручной счет, заданный в следующей программе, определите, какую оценку S выставит компьютер, если ответы на вопросы будут такими:
a) 46, 45, 84, 8, 58;
b) 13, 45, 84, 8, 58;
c) 46, 17, 13, 49, 58;
d) 47, 45, 84, 9, 57;
e) 46, 4, 7, 8, 58;

10 LET S=0
20 PRINT «ЧЕМУ РАВНО ЗНАЧЕНИЕ ВЫРАЖЕНИЯ 17+29»;
30 INPUT N
40 IF N= 46 THEN S=S+1
50 PRINT «ЧЕМУ РАВНО ЗНАЧЕНИЕ ВЫРАЖЕНИЯ 81-36»;
60 INPUT N
70 IF N= 45 THEN S=S+1
80 PRINT «ЧЕМУ РАВНО ЗНАЧЕНИЕ ВЫРАЖЕНИЯ 146»;
90 INPUT N
100 IF N= 84 THEN S=S+1
110 PRINT «ЧЕМУ РАВНО ЗНАЧЕНИЕ ВЫРАЖЕНИЯ 56/7»;
120 INPUT N
130 IF N= 8 THEN S=S+1
140 PRINT «ЧЕМУ РАВНО ЗНАЧЕНИЕ ВЫРАЖЕНИЯ 79-(6+9)/3»;
150 INPUT N
160 IF N= 58 THEN S=S+1
170 PRINT «ВАША ОЦЕНКА:»; S
180 END

Предварительный подсчет баллов.

Конкурс «Инфоребусы»

Командам дается по 5 ребусов на компьютерную тематику, необходимо разгадать их течение 5 минут.