Влияние эмоций на деятельность человека. Как эмоции влияют на человека

Поведение человека на протяжении дня подобно радуге изменяется от всплесков радости до необоснованной печали. Все его действия и поступки контролируются многими факторами. Это может быть и смена погоды, и специфика ситуации, и просто приятная или не приятная новость. Эти факторы вызывают у человека определенные эмоции, специфического отношения к тому или иному событию. Именно они являются главным рычагом в формировании поведения.

В зависимости от того, какие эмоции преобладают в данный момент над человеком, поведение может быть адекватным и правильным, а может быть и алогичным для ситуации.

Известный психолог К. Изард предложил в качестве фундаментальных выделить 10 эмоций. Согласно его теории интерес, страх, радость, удивление, гнев, страдание, отвращение, презрение, стыд и смущение имеют определяющее значение в жизни человека, его деятельности и поведении.

Поведение, в свою очередь, имеет огромное значение для человека в плане выживания. С помощью изменения поведенческих реакций человек избегает опасных ситуаций и приспосабливается к изменчивой внешней среде. К примеру, человек под влиянием эмоции страха не уверен и сильно напряжен. Все его действия сводятся к попыткам уйти от пугающей ситуации. Человек может совершать необдуманные поступки. В большинстве случаев действия совершаются автоматически, бессознательно. Визуально человек кажется напряженным и съежившимся. Зрачки расширяются, а кожа становится бледной. Повышается потоотделение. Отличительной чертой человека в состоянии страха является изменение голоса, связанное с затруднением дыхания.

Удовлетворение интереса является важной потребностью в жизни человека. Благодаря ощущению эмоции интереса человек глубже познает окружающий мир, знакомится с новыми фактами и предметами, извлекая из этого личностную пользу. Мысли и внимание интересующегося человека направлены на предмет познания. Он внимательно смотрит и слышит. Все внутренние силы направлены на процесс осязания и понимания объекта интереса.

Радостный человек интенсивно жестикулирует, совершает быстрые и энергичные движения. Он чувствует себя легко и бодро. Приток крови к мозгу активизирует умственную деятельность. Человек, который ощущает эмоцию радости, оживленно говорит и быстро соображает. Продуктивность работы значительно увеличивается. При радостных переживаниях повышается температуры тела, глаза блестят, лице сияет. Усиливается деятельность органов внешней секреции - появляются слезы, повышается слюноотделение.

Эмоцию удивления распознать проще всего. Она возникает в ответ на любое неожиданное событие или действие. Удивленный человек напряжен, широко открывает глаза, морщит лоб и поднимает брови. Удивление носит кратковременный характер.

Трудно с кем- то спутать человека в гневе . Все его действия и даже выражение лица показывают агрессию. Человек напрягается и становится импульсивным. Его движения становятся более активными, и появляется уверенность в себе. Мышление, память, воображение не функционируют, как положено. Лицо приобретает красноватый оттенок и каменный вид.

Во время переживания страдания человек испытывает физический и душевный дискомфорт, боль или даже муки. Это состояние крайне неприятно для него, о чем говорят внешние проявления в поведении. Двигательная активность снижается, может перерасти в полное отсутствие движений. Мышление и внимание значительно снижены. Человек апатичен и не способен адекватно оценивать ситуацию.

Эмоции отвращения возникают когда человек наблюдает явление или процесс, которое являются неприемлемым и неприятным для него. Нет общепринятых критериев определения гадкого и неприятного. Один человек испытывает отвращение глядя на насекомое или крысу, а у другого такое чувство вызывает определенный продукт питания. Все действия человека, его мимика и жесты направлены на избегание контакта с предметом отвращения. В мимике преобладает сморщивание носа и бровей, опускание уголков рта.

Презрение в своем проявлении сходно с отвращением. Они отличаются лишь объектом неприязни. Так отвращение можно испытывать исключительно к предметам или явлениям, а презрение касается исключительно людей. В дополнение к основным проявлениям, презрение характеризуется наличием сарказма и иронии в словах, а так же демонстрацией превосходства над оппонентом.

Эмоция стыда возникает вследствие собственных действий, которые не отвечают общепринятым стандартам и стереотипам. Человек, испытывающий стыд напряжен, молчалив. Его движения скованные. Лицо краснеет, взгляд теряется и опускается в низ. Мыслительная деятельность мозга активизируется.

Смущение , эмоция сходна своими проявлениями с чувством стыда, только не имеет явного негативного окраса.

В зависимости какой эффект производят эмоции на организм они бывают стеническими и астеническими. Стенические эмоции это сильные чувства, которые приводят все ресурсы организма в состояние мобилизации. Они стимулируют деятельность человека. Астенические эмоции, наоборот, подавляют процессы жизнедеятельности организма.

Следует помнить, что независимо от того, какую эмоцию переживает человек, в организме происходят серьезные физиологические изменения. Значения таких процессов для организма нельзя недооценить и проигнорировать. Долгое воздействие эмоции формирует определенное настроение человека. И если она носит отрицательную окраску, такое воздействие может привести к душевным и физическим расстройствам.

Эмоции имеют генерализованное влияние, при этом каждая из них воздействует по-разному. Человеческое поведение зависит от эмоций, которые активизируют и организуют восприятие, мышление, воображение. Эмоции могут омрачить восприятие мира или раскрасить его яркими красками.

Эмоции являются неотъемлемой составляющей реакции человека и других высших животных на факторы окружающей среды. Они появляются постоянно и влияют на поведение и поступки любого мыслящего существа всю жизнь, поэтому очевидным является тот факт, что от эмоционального фона в определенной мере зависит не только духовное состояние человека, но и его физическое здоровье.
Само по себе слово «эмоция» произошло от латинского «emoveo», что означает волнение, потрясение, переживание. То есть логично воспринимать возникающие в нас эмоции как проходящие по всему телу колебания, затрагивающие все органы и системы, связывающие их воедино.

Начиная с самой древности ученые, интересующиеся медициной, наблюдали корреляцию между преобладающим эмоциональным состоянием и здоровьем человека. Об этом написано в трактатах восточной медицины, произведениях Гиппократа и других древнегреческих ученых. Также мы можем проследить понимание связи эмоционального и физического здоровья в народе благодаря известным поговоркам: «радость молодит, а горе старит», «как ржа ест железо, печаль разъедает сердце», «здоровье не купишь — его дарит разум», «все болезни от нервов». Эти высказывания призывают обратить внимание на губительное влияние тяжелых эмоциональных нагрузок на нервную систему, которые негативно отражаются на здоровье других органов и систем.

В современной науке связь физического здоровья и эмоций подтвердил нейрофизиолог Чарльз Шерингтон, лауреат Нобелевской премии. Он вывел закономерность: возникшие эмоциональные переживания перетекают в соматические и вегетативные изменения.

- Физиология влияния эмоций на тело.

Реакция на окружающий нас мир, в первую очередь, возникает в центральной нервной системе. Рецепторы от органов чувств подают в мозг сигналы, а он отвечает на возникающие раздражители, формируя комплекс команд, чтобы помочь в преодолении возникающего препятствия или закрепить правильное действие.

- Схема воздействия негативных эмоций.

При негативных эмоциях, например, в ответ на обиду, возникает агрессия, подкрепленная гормоном надпочечников норадреналином; при ощущении опасности возникает страх, подкрепленный адреналином; появление соперника или конкурента за ресурсы становится причиной ревности и зависти. Регулярное раздражение соответствующим образом преобразует обычные, контролируемые нами эмоции в нечто большее: в первом случае агрессия перерастает в ненависть, во втором — страх в тревогу (состояние жертвы), в третьем — в раздражительность и недовольство.

- Схема действия позитивных эмоций.

Позитивные эмоции сопровождаются выделением гормонов счастья (эндорфин, дофамин), они дают эйфорический эффект, который заставляет человека стараться больше, чтобы снова получить радость и успокоение. Похожим образом работает серотонин, от уровня которого в крови зависит чувствительность к боли и физическим факторам (именно благодаря нему дети так легко забывают о травмах и способны долгое время не замечать явные повреждения, такие как порезы, разрывы и т.п.).

- Физиологичские проявления эмоций.

Гормоны подготавливают организм к ответу на раздражение: ускоряется ритм сердечных сокращений, расширяются сосуды, возникает характерная мимика, сокращаются брюшные мышцы, учащается дыхание, стимулируется эвакуационная функция ЖКТ, появляется «гусиная кожа» (приспособление к температуре воздуха), жар, нервное возбуждение.

Когда преодолевается граница регулярного влияния, это означает, что человек самостоятельно не справился с проблемой, которая постоянно вызывала соответствующие эмоции. При достижении определенного предела, индивидуального для каждого, организм сам берет рычаги управления телом. Таким образом, при новом появлении раздражителя сознательная часть личности теряет контроль. В таком случае человек начинает вести себя подобно животному, способен нанести вред себе или окружающим, т. е. эмоции могут не только навредить физическому телу, но и серьезно подточить духовное здоровье.

В случае постоянного эмоционального влияния, будь оно позитивным или негативным, организм саморазрушается, так как человек перестает обращать внимание на его первичные потребности. Постоянная сильная реакция (волнение, озабоченность, страх, эйфория) истощает тело, что и становится причиной заболевания.

Каждый из нас знает, что возникающие вследствие каких-либо событий эмоции являются подспорьем для формирования настроения. А от настроения, в свою очередь, зависит способность справляться с теми или иными проблемами. Бодрость духа всегда сопровождается успехом и радостью, а подавленность и усталость — болезнями и несчастьями.

Восточная медицина имеет обширную базу знаний по поиску взаимосвязи между отдельными внутренними органами и внешними проявлениями их состояния. Например, именно восточными врачами созданы карты биоактивных точек, система анализа мочи, схемы значений типа и цвета налета на языке, определено, по каким изменениям черт лица, можно обнаружить ту или иную болезнь.

Как негативные эмоции влияют на здоровье:

Беспокойство, тревога, подавленность — эти эмоции гасят проявления энергии в человеке, заставляют опасаться окружающего мира. Следствием постоянного сдерживания становятся проблемы с миндалинами (тонзиллиты) и горлом (бронхит, ларингит) вплоть до потери голоса;

Ревность — волнения, вызванные желанием ограничить свободу находящегося рядом человека и жадностью, провоцируют бессонницу и частые мигрени;

Ненависть — внезапные приливы энергии, переполняющие тело, выплескиваются безрезультатно, расшатывая психику человека. Он часто и сильно страдает от малейших неудач, а неправильное импульсивное поведение приводит к проблемам с желчным пузырем, желудком и печенью.

Раздражение — когда человека раздражает каждая мелочь, можно говорить о сенсибилизации организма, вызванного ослаблением защитных функций. Неудивительно, что таких людей мучают частые приступы тошноты (физиологическая реакция на отравление), с которыми не справляются никакие лекарства;

Высокомерие и снобизм — надменность провоцирует постоянное недовольство окружающими человека вещами и людьми, из-за чего появляются проблемы с суставами, кишечником и поджелудочной железой;

Страх — появляется у людей, для которых главная цель — выживание. Страх поглощает энергию, делает человека циничным, замкнутым, сухим и холодным. Подозрительность и уверенность во враждебности мира провоцируют у такого человека артрит, глухоту и старческое слабоумие;

Неуверенность в себе — чувство вины за каждую оплошность и ошибку перегружает мысли и вызывает хронические головные боли;

Уныние, скука, печаль — такие эмоции останавливают потоки энергии в организме, провоцируют застой, утрату мотивации. В стремлении защитить себя от рисков и новых привязанностей, человек уходит в собственную печаль и теряет возможность получить яркие положительные эмоции. В результате его настигают запоры, астма, иммунодефицит, импотенция, фригидность.

К негативным проявлениям эмоций относят также чрезмерную радость, так как из-за нее энергия человека рассеивается бесследно, теряясь и распыляясь понапрасну. Из-за постоянных потерь человек вынужден искать новые удовольствия, которые он опять не способен удержать. Цикл замыкается, и жизнь превращается в постоянный поиск развлечений, что приводит к тревожным состояниям (страх утратить доступ к желаемому), отчаянию и бессоннице.

Конечно же, следует учитывать, что одноразовые, редкие проявления негативных эмоций являются вполне нормальной реакцией на проблемы, которые есть у каждого человека. В определенной мере они оказываются даже полезными, так как, во-первых, способны подтолкнуть человека к важному решению и стимулируют желание исправить проблемную ситуацию в нужную сторону, а во-вторых, являются контрастом, на фоне которого положительные эмоции становятся более желанными и лучше ощутимыми.

Проблемы приносят длительные эмоциональные воздействия, которые с течением времени становятся патологическими. Именно они подтачивают организм изнутри и способны сделать человека беззащитным перед окружающими вредоносными факторами, создавая почву для развития всевозможных заболеваний.

Поведение человека в значительной мере зависит от его эмоций, причем различные эмоции по-разному влияют на поведение. Есть так называемые стенические эмоции, которые повышают активность всех процессов в организме, и астенические эмоции, которые их тормозят. Стеническими, как правило, бывают положительные эмоции: удовлетворенность (удовольствие), радость, счастье, а астеническими--отрицательные: неудовольствие, горе, печаль. Рассмотрим каждый вид эмоций подробнее, включая настроение, аффект, чувство, страсть и стресс, в их влиянии на поведение человека.

Настроение создает определенный тонус организма, т. е. его общий настрой (отсюда название «настроение») на деятельность. Производительность и качество труда человека в хорошем, оптимистическом, настроении всегда выше, чем человека, настроенного пессимистически. Человек, настроенный оптимистически, всегда и внешне привлекательнее для окружающих, чем тот, у которого постоянно плохое настроение. С улыбающимся по-доброму человеком окружающие с большим желанием вступают в общение, чем с человеком, у которого недоброе лицо.

Аффекты играют в жизни людей иную роль. Они способны моментально мобилизовать энергию и ресурсы организма для решения внезапно возникшей задачи или преодоления неожиданно появившегося препятствия. В этом состоит основная жизненная роль аффектов. В соответствующем эмоциональном состоянии человек иногда совершает такое, на что он обычно не способен. Мать, спасая ребенка, не чувствует боли, не думает об опасности для собственной жизни. Она -- в состоянии аффекта. В такой момент расходуется масса энергии, причем очень неэкономно, и поэтому для продолжения нормальной деятельности организму обязательно нужен отдых. Аффекты часто играют и отрицательную роль, делают поведение человека бесконтрольным и даже опасным для окружающих.

Еще более значительна, чем у настроений и аффектов, жизненная роль чувств. Они характеризуют человека как личность, достаточно устойчивы и обладают самостоятельной мотивирующей силой. Чувствами определяется отношение человека к окружающему миру, они же становятся нравственными регуляторами поступков и взаимоотношений людей. Воспитание человека с психологической точки зрения есть в значительной степени процесс формирования его благородных чувств, к которым относятся сочувствие, доброта и другие. Чувства человека, к сожалению, могут быть и низменными, например чувства зависти, злости, ненависти. В особый класс выделяются эстетические чувства, которые определяют отношение человека к миру прекрасного. Богатство и разнообразие человеческих чувств -- хороший индикатор уровня его психологического развития.

Страсти и стрессы в отличие от настроений, аффектов и чувств играют в жизни в основном отрицательную роль. Сильная страсть подавляет остальные чувства, потребности и интересы человека, делает его односторонне ограниченным в своих устремлениях, а стресс вообще разрушающе действует на психологию и поведение, на состояние здоровья. За последние несколько десятков лет получено немало убедительных доказательств этому. Известный американский практический психолог Д. Карнеги в своей весьма популярной книге «Как перестать беспокоиться и начать жить» пишет о том, что по современной медицинской статистике больше половины всех коек в больницах заняты людьми, страдающими эмоциональными расстройствами, что три четверти больных сердечно-сосудистыми, желудочными и эндокринными заболеваниями вполне могли, бы вылечить сами себя, если бы научились управлять своими эмоциями.

Никто не будет оспаривать . Но каждый ли может обернуть эти эмоции себе на пользу? Все ли знают, как влияют эмоции на человека? Чтобы найти ответы на эти вопросы, достаточно знать четыре основных принципа, по которым происходит влияние эмоций состояние на человека.

Принцип 1

Чем эмоциональней человек подходит к выполнению работы, тем выше эффективность его работы. Но эмоции – это не статическая величина. Пока возбуждение растет, растет и эффективность, но до определенной оптимальной точки. Если же точка достигнута, а эмоции продолжают расти, эффективность падает. Человека начинает интересовать только результат, у него пропадает желание. То есть влияние эмоций двояко. Слишком сильные могут отрицательно повлиять на результат, а достаточной мере – улучшить его.

Принцип 2

Влияние эмоций на деятельность человека хорошо иллюстрирует закон Павлова, который гласит: при слишком сильных раздражителях возбуждение вызывает запредельное торможение. Наглядно влияние эмоций можно проследить при волнении человека. При сильном волнении человек может потерять внимательность или вовсе забыть всю необходимую информацию.

Стоит оговориться, что влияние эмоций на человека в этом случае происходит неоднозначно. Так, для выполнения простых действий запредельное волнение очень полезно. Для средней сложности оно не еще оказывает деструктивного влияния. А вот если надо выполнять сложные задачи, то влияние эмоций может сыграть злую шутку. Поэтому для выполнения сложных задач вначале рекомендуется выполнить простые действия, чтобы умерить волнение и снизить влияние эмоций.

Принцип 3

Чем интенсивней наши эмоции, тем хуже наш выбор в критической ситуации. В этом случае влияние эмоций на деятельность человека заключается в подавлении функций памяти. Поэтому человек не использует при выборе все факты и аргументы, делает неправильные выводы, принимает неправильные решения и полностью уверен в своей правоте.

Принцип 4

Чтобы понять влияние эмоций на деятельность человека по этому принципу, надо знать о двух группах эмоций. К первой относят стенические, то есть активные положительные, положительно влияющие на организм. Ко второй – астенические, то есть пассивные негативные, деструктивно влияющие на организм.

Соответственно стненические эмоции стимулируют работу мозга и организма в целом, наполняет его энергией. Астенические, наоборот, угнетают работу всех функций и систем, из-за чего у человека пропадает всякое желание что-то делать и вообще двигаться. В этом случае влияние эмоций на человека может проявляться даже в появлении различных заболеваний.

Однако есть эмоции, которые могут влиять на человека как положительно, так и отрицательно. Например, гнев в одних случаях может угнетать деятельность, а в других мобилизировать человека.

Позитивные эмоции

Среди однозначно положительных эмоций, которые повышают эффективность деятельности человека, можно назвать:

1. Принятие ситуации, человека, обстоятельств и т.д.
2. Доверие, которое является следствием принятия. Без доверия эффективность действий резко снижается.
3. Ожидание вызывает предвосхищение будущим результатом, поэтому является отличным мотиватором.
4. Радость – сродни аффекту. Она быстро эскалирует и является огромным стимулом для дальнейшей работы.
5. Удивление по мнению многих специалистов является очищающей эмоцией. Оно снимает напряжение с нервных каналов, готовит их к восприятию новой информации, стимулирует работу мозга.
6. Восхищение направлено на конкретный предмет или человека. Оно позволяет определять в объекте положительные моменты и стремиться к ним.

Выяснив влияние эмоций на деятельность человека , можно начать развивать свой эмоциональный интеллект.