Владимир Боровиковский: портрет Лопухиной. История создания, описание портрета


Род. 30.06.1670, ум. 27.08.1731.
Была первой женой Царя Петра 1. Венчание состоялось 27 января 1689 г. Это был последний в Российской истории брак Государя со своей соотечественницей.
Евдокия была выбрана в невесты Петру его матерью, Царицей Натальей Кирилловной, без согласования с женихом. Это было сделано ввиду давних связей Нарышкиных с Лопухиными и в надежде на помощь с их стороны в укреплении положения Царя Петра в качестве единовластного Государя (к тому времени Лопухины занимали видное положение среди дворянства и в армии). Правильность выбора подтвердилась в период противостояния Царевны Софьи и Царя Петра.
Первые годы супружества были относительно спокойными. В феврале 1690 г. родился Царевич Алексей, а через год - Александр, который скончался в возрасте 1 года. В отличие от некоторых историков и литераторов, нам не хотелось бы видеть причину неудачной семейной жизни традиционно в том, что Царица не могла понять и принять устремления Царя Петра к реорганизации России, которые сформировались, кстати, гораздо позднее.
Более обоснованной нам кажется точка зрения историка Н.М. Костомарова, который считает, что охлаждение в семейных отношениях произошло по куда более прозаичной причине, кроющейся в устроенной Лефортом связи между Царем и своей предыдущей фавориткой Анной Монс с целью укрепить свое влияние на молодого Государя и способствовать реализации интересов иноземцев в России. Царь Петр всей душой привязался к Анне Монс, которая в конечном счете предала его с легкостью, традиционной для куртизанки.
Из переписки Царицы видно, что она с болью переживала эту перемену, о чем жаловалась своим родным, а те изъявляли неудовольствие поступками Царя. До Государя доходили эти жалобы, но около 4 лет Лопухиных не трогали. В 1697 г. перед поездкой Царя за границу, в связи с открытием заговора Соковнина, Цыклера и Пушкина, был найден повод к ссылке отца Царицы и его двух братьев, бояр Сергея и Василия, воеводами подальше от Москвы, без каких-либо оснований. Царь Петр боялся формирования оппозиции в свое отсутствие и участия в ней Лопухиных.
В это же время появляется первая мысль добиться добровольного согласия Царицы на пострижение в монахини. Она отказывается, ссылаясь на малолетство сына и его нужду в ней. Однако, по возвращении Петра и беседы с ним, ее насильно увозят в Суздальский Покровский монастырь, где в 1698 г., опять же насильно, постригают под именем Елены и создают весьма тяжелые условия для жизни.
Ее не только разлучили с сыном, но и не дозволяли с ним видеться, что впоследствии привело к необходимости тайных сношений и сыграло трагическую роль в судьбе не только их, но и родных Царицы, приведя кого на пытку, кого в ссылку, а кого и на плаху.
Это также лишило Россию законного престолонаследника, принявшего мучительную смерть, прологом к которой явилось "одно из таких дел, каких не видала Россия за своими Царями уже более столетия". "Нравственные понятия русских в те времена не могли не возбуждать в народе порицаний поступка Петра". Существует несколько народных песен, созданных по этому поводу и популярных в то время. "Через 20 лет, когда насилие над Царицей Евдокией обернулось новым страшным розыском, несчастный епископ Досифей, преданный истязаниям, говорил: "Только я один в сем попался, посмотрите, что у всех на сердцах". "Петр своим поступком с женою оскорбил Православную Церковь, потому что она, Церковь, одна имела данное от Бога право произносить суд между мужем и женой".
Когда же в 1718 г. Петру понадобилось избавиться теперь уже от сына, он вновь начинает следствие и по поводу опальной Царицы, желая скомпрометировать ее. Поэтому ей вспоминают все и даже любовь, возникшую через много лет заточения, к Степану Глебову и связь с ним, за что последнего подвергли мучительной казни на колу. Добившись покаянного письма от Евдокии и не решаясь физически устранить ее, Царь Петр переводит Царицу под строгий надзор в Ладожский Успенский монастырь, где она пребывает до кончины Государя.
С воцарением Екатерины I ее заключают в Шлиссельбургскую крепость в одиночную камеру со строгим содержанием, без права встреч и переписки с кем бы то ни было, не исключая и священников. Даже охрана не знала имени своей заключенной. В таких условиях Евдокия провела более двух лет, пока не была освобождена своим внуком Императором Петром II - сыном царевича Алексея.
Верховный тайный совет издал указ о восстановлении чести и достоинства Царицы, с изъятием всех порочащих ее документов и отменил свое решение от 1722 г. о назначении Императором наследника по собственному умыслу без учета прав на престол. "Это потревожило Меньшикова и всех тех, кто некогда враждебно относился к сыну освобожденной Царицы и ее родным - Лопухиным". Была предпринята попытка втянуть в интригу вокруг всего этого и Евдокию, но она нашла в себе силы остаться в стороне. Ей был дан положенный Царице Двор и назначено содержание.
Она поселилась в Москве, сначала в Новодевичьем монастыре, в знакомых ей с детства палатах (Лопухинские палаты и Лопухинская башня сохранились и до сих пор носят это название), а затем переехала в Воскресенский монастырь в Кремле. Царице Евдокии пришлось пережить и своих горячо любимых внуков Императора Петра II и Великую Княжну Наталью Алексеевну.
Воцарившаяся государыня Анна Иоановна также относилась к ней с должным уважением и присутствовала на погребении Царицы Евдокии в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря. Так прошла и закончилась жизнь последней Российской Царицы, явившей собой пример, может быть, одной из самых трагических судеб царственных особ того времени.
Память о Государыне Евдокии Федоровне сохранилась в нескольких портретах, личных вещах, хранящихся в Суздале в Покровском монастыре, многочисленных дорогих вкладах во многие другие монастыри и храмы. Также хранит ее возвышающийся над Спасо-Андрониковым монастырем в Москве храм Архангела Михаила, построенный на средства Царицы и других Лопухиных и служивший долгое время их родовой усыпальницей.
В Суздальском районе Владимирской губ. на берегу р. Тезы есть деревня Дунилово, в которой сохранилось 12 храмов и три монастыря. Этой деревней в ХVП-ХVШ вв. владели Лопухины. Один из монастырей - Благовещенский - был построен отцом Царицы Евдокии. Там она встречалась с сыном. Покровский собор, также возведенный Лопухиными, является самым большим храмом с самым большим приходом. В нем находится Чудотворная икона - подарок Царицы Евдокии и Царя Петра.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий П, посетив Дунилово, назвал его "жемчужиной древней Руси".
Дворянский род Лопухиных занимал важнейшую роль в социальной иерархии тогдашнего общества. Но нельзя сказать, что Лопухиным везло в жизни. Замешанные в придворные перевороты, авантюры и интриги Лопухины все чаще погрязали в противоправиях и злоупотреблениях. Над родом Лопухиных висел злой рок, который зловещей мистической тенью окутал всю их последующую историю. Стоит хотя бы вспомнить скандально известного своими служебными злоупотреблениями калужского губернатора Дмитрия Ардалионовича Лопухина, разоблаченного в 1802 году Особой комиссией, которую возглавлял сенатор, поэт Гавриил Романович Державин, прославившийся своей неподкупностью и справедливостью. Этот скандально известный на всю губернию случай вошел в основу сюжета Гоголевского ревизора. А случилось все так: В 1801 году городской Голова Иван Иванович Борисов, выражая всеобщее возмущение калужан губернатором Д. А. Лопухиным, написал царю челобитную. От губернаторского произвола страдали не только демократические слои населения, бедняки, крепостные крестьяне, как это обычно бывало, но жалобы исходили от помещиков, купцов и фабрикантов. Может быть, поэтому жалобам был дан быстрый ход и на расследование их императором был послан сенатор Г. Р. Державин, известный своей неподкупной честностью и справедливостью. Не желая дать возможность губернатору замести следы своих преступлений, Державин поселился в доме И. И. Борисова, представившись частным лицом, а сам занялся сбором сведений о «деятельности» Лопухина. Занимаясь порученным делом, Г. Р. Державин попутно знакомился с городом, дважды посетил Главное народное училище, богоугодные заведения и больницу, ходил в Покровскую церковь. И только подкрепив фактами жалобы горожан, он явился в губернское правление с объявлением своей миссии. Ревизор посетил палаты гражданского и уголовного суда, чтобы взять на дом для изучения интересующие его документы и материалы. Донесение Державина в сенат о результатах ревизии было строгим и нелицеприятным, но Лопухину удалось избежать суда и сурового наказания. Он был лишь отстранен от должности калужского губернатора, как говорится, «отделался легким испугом». Это событие с калужским губернатором не прошли бесследно для творчества поэта: этот эпизод отразился в басне «Крестьянин и дуб».
Такое нелицеприятное событие оставило темный след на всем роде Лопухиных. И, увы не единственный. А ведь Лопухины по знатности и происхождению не уступали легендарным Рюриковичам. Они происходили по преданию, от касожского князя Редеди - владетеля Тмутаракани, убитого в 1022 году в единоборстве с князем Мстиславом Владимировичем. От них и пошло потомство, представители которого положили начало многим русским дворянским родам, в том числе и Лопухиным. Потомком легендарного Романа Редедича считается Михаил Юрьевич Сорокоум - боярин при великом князе московском Иване Даниловиче Калите, живший в начале XIV века. Он имел сына Глеба Михайловича, внука Илью Глебовича, правнука Григория Ильича Глебова и праправнука Варфоломея Григорьевича Глебова, сын которого, Василий, по прозвищу Лопух и стал родоначальником Лопухиных.
С 15 века представители рода Лопухиных служили воеводами, боярами и посадскими в Великом Новгороде и в Москве. Особому возвышению рода способствовал в 1689 году брак царя Петра I с Евдокией Фёдоровной Лопухиной (1669-1731). За счет этого брака отец царицы, Фёдор (Илларион) Авраамович (1638-1713) и его братья - Пётр-большой Авраамович (1630 - 1701), Пётр-меньшой Авраамович (ум. 1698 г.), Василий Авраамович (1646- 1698) и Сергей Авраамович (ум. 1711) были пожалованы в бояре. Впоследствии все они стали жертвами царской неприязни и дворцовых интриг. Первой среди Лопухиных жертвой Царской неприязни стал боярин Петр Авраамович Большой. В документах не зафиксирована точная формулировка обвинения против него, известно лишь, что на него «бил челом» весьма могущественный человек боярин Лев Кириллович Нарышкин, брат матери Царя Петра, возглавлявший тогда Посольский приказ. Царь, несмотря на многие услуги, оказанные ем; свое время Петром Авраамовичем, лично пытал оговоренного, да таким пристрастием, что боярин не выдержал и умер. Такая же участь, но несколько позднее, постигла второго из братьев - Петра Авраамовича Меньшого. На него пожаловались Царю крестьяне, приписанные к Архангельскому собору Кремля. Они утверждали, что «боярин Лопухин убивает до смерти крестьян, а суда на него нет». Трудно сказать, насколько обоснованным было это обвинение и было ли проведено какое-нибудь дознание, но Царь Петр приказал «привесть боярина в Константиновский застенок». В делах секретного Преображенского приказа за 1697 год сохранились «пытошные листы», в которых говорится что, будучи поднят на дыбу и истязаем, Петр Авраамович говорил о Царе, что “он сын еретический, от антихриста зачался, извел нас боярина Голицына, да боярина Неплюева, да дядю своего боярина Петра Абрамыча Лопухина сам пытал, поливал вином и зажег”. И Петр Авраамович Меньшой, как старший брат его, скончался во время царского «пытошного дознания». В том же году, когда открылся заговор видных стрелецких начальников Соковнина, Циклера и Пушкина, в участии в нем Петр заподозрил и остальных дядек Царицы Евдокии Федоровны. Царь наложил на них опалу, удалив их Москвы воеводами в дальние города: боярина Федора Абрамовича на Тотьму; Василья Абрамовича в Саранск; Сергея Аврамовича - в Вязьму. А ночью того дня, часу в пятом ночи в небе над Москвой наблюдалось знамение - в полуденной стороне неба появилась необычная звезда с хвостом.
Так явлением зловещей кометы закончилась славная, а вместе и трагическая эпопея Лопухиных, длившаяся почти восемь лет. Дальнейшая печальная судьба супружества Царя Петра Алексеевича и Царицы Евдокии Федоровны известна; она была пострижена в монахини. Отец Царицы Евдокии Федор Авраамович позже вернулся из Тотьмы, но в Москве уже не жил, целиком отдавшись управлению своими вотчинами, строительству храмов и основанию монастырей. В документах 1705 года он показан среди бояр, которые живут в своих деревнях. Вернулись из почетной ссылки и другие братья, но в государственных делах также не участвовали. Поместья Лопухиных были отобраны, но их родовые вотчины остались во владении рода, что сохранило Лопухиных среди крупнейших русских землевладельцев, а это, в свою очередь, стало залогом их довольно скорого возвращения в государственную и общественную жизнь.
Но разгромом 1695-1698 годов гонения на род Лопухиных не закончились – эта фамилия дорого заплатила за свою близость к российскому престолу. Позже были новые опалы, и пытки, и казни, и не только со стороны Царя Петра Алексеевича, но и во время царствования его дочери Императрицы Елизаветы Петровны. Авраам Федорович Лопухин, младший брат опальной Царицы, не подвергался явным гонениям в первые десятилетия царствования Петра. Царь послал его за границу учиться морскому делу вместе с молодыми людьми знатнейших фамилий России. По возвращении он успешно служил, хоть и не на флоте - к любимым Петром кораблям его не допустили. Конец же брата Царицы был страшен. Мученичество его приходится на позднее время Петрова царствования. Авраам Федорович, несмотря на строгие запреты, поддерживал связь со своей сестрой Царицей Евдокией Федоровной, близок он был и к своему племяннику Царевичу Алексею. О том, что брат бывшей Царицы переписывается с нею, Царь, видимо, не знал, но о том, что он проводит много времени с Царевичем, ему было известно. О «зловредности» разговоров дяди и племянника Царю Петру донесли еще в 1708 году, но он оставил донос без последствий - то ли счел дело мелким, недостойным внимания, то ли было недосуг, война с Карлом XII Шведским была в разгаре, и Полтавская баталия еще предстояла. Положение стало меняться, когда в 1716 году Царевич Алексей бежал из России к Австрийскому Цесарю. За ним было наряжено посольство во главе с Петром Андреевичем Толстым, и наивный Царевич попался в расставленные отцом сети. Когда Толстой привез несчастного в Россию, началось следствие, которое выявило среди других и роль Авраама Федоровича в побеге Наследника престола: он знал о нем, но не донес... Известно стало и об участии этого Лопухина в группе недовольных политическим курсом Царя Петра Алексеевича. В 1718 году Авраама Федоровича несколько раз пытали, а осенью Правительствующий Сенат объявил и приговор - смертная казнь колесованием... Совершилась она 8 декабря 1718 года в Санкт-Петербурге, новой молодой столице России. Отрубленную голову Царицына младшего брата насадили на длинный железный прут, позаимствованный для этого случая в Адмиралтействе, и выставили ее для всеобщего обозрения на многолюдной площади Съестного рынка. А изломанное тело было оставлено на позорном колесе, где оно еще несколько месяцев наводило ужас на петербуржцев, как напоминание о том, что ждет Царских ослушников и Государевых преступников.
Тогда, в связи с «делом Царевича», пострадал не один Авраам Федорович. Взяли под стражу и подвергли «пытошному дознанию» его сестру княгиню Анастасию Федоровну Троекурову, урожденную Лопухину. Был сослан в Кольский острог Степан Иванович Лопухин. Не пощадил Царь Петр и бывшую жену свою - сведенная с престола Царица была привезена в Москву из монастыря и тоже была мучена в «Преображенской пытошной избе». А потом царь Петр насильно постриг ее в монахини, о чем свидетельствует народная песня “Пострижение царицы”, записанная от стариков в нижегородской губернии:

У нас в Москве нездорово -
В большой колокол звонят заунывно,
Заунывно и печально:
Государь Царь на Царицу прогневался,
Высылает Царь Царицу из Москвы вон -
И в тот ли монастырь во Покровской.
Как возговорит Царица Евдокия:
«Где мои конюхи молодые!
Вы закладывайте коней вороных,
Вы поедете Москвою - не спешите,
Вы московских людей не смешите,
Что и может Государь Царь умилиться,
Не прикажет ли мне воротиться».
Однако Царь не воротил Царицу с дороги...
Приезжала Государыня в Суздаль,
Что и в тот ли монастырь во Покровский,
И встречает Государыню игуменья с сестрами
Надевают на Царицу черное платье,
Черное платье печальное,
Да и вскоре Государыню постригли,

Мастер конца восемнадцатого и начала девятнадцатого столетия Владимир Лукич Боровиковский - это художник, которого обычно причисляют к эпохе сентиментализма. Это было время, когда было модно плакать над стихами, умиляться красивому цветку и пению птиц, любоваться рассветами и закатами.

Время, когда приличным девушкам надлежало вовремя падать в обморок, всячески показывать тонкость чувств и душевную ранимость, беззащитность, хрупкость и нежность существа. Именно в этот период и была создана М. И. Лопухиной". Боровиковский очень тонко сумел напомнить современникам и зрителям последующих эпох о том, как хорошо быть человеком.

Творчество известного художника

Произведения Владимира Лукича достаточно узнаваемы. Его полотна легко отличить от героев чуть более раннего времени. Даже самые парадные, торжественные и блистательные образы смягчены и согреты каким-то тонким внутренним переживанием. Слегка печальны и взволнованны, к чему-то прислушиваются и мечтают.

Женщина эпохи сентиментализма должна была быть бледной и задумчивой, даже немного грустной. Такой и предстает Мария Ивановна на известном шедевре, который создал Боровиковский. Портрет Лопухиной передает самые нежные и тонкие черты этой женщины. И на сегодняшний день этим шедевром можно полюбоваться в стенах известной Третьяковской галереи.

Образ русской красавицы

Мария была дочерью отставного генерала графа Толстого и сестрой не менее известного Федора Толстого. Она не была предметом обожания многочисленных поклонников. Ей не успел посвятить стихи Александр Сергеевич Пушкин.

Но эта красавица была украшением многих светских салонов. Многие впоследствии стали называть ее русской Джокондой. Такое же очарование таинственного взора и загадочной улыбки присутствует и в образе этой очаровательной женщины.

Не богиней, но поэтической музой изобразил ее Боровиковский. Портрет Лопухиной передает именно те черты этой российской красавицы, которые так притягивали окружающих ее мужчин. Нежность, чуткость и тонкость образа достаточно умело изображены на известном полотне.

Трагические судьбы русских красавиц

Но не всегда судьба русской женщины была безоблачна. И примером тому служит Мария Ивановна Лопухина, которая была выдана замуж за егермейстера императорского двора Степана Авраамовича и имела очень несчастную судьбу. К тому времени он уже вышел в отставку. В силу неуравновешенности своего характера Лопухин не мог дать счастья своей прелестной супруге.

Она, испытав ужас и унижение оскорблений, спустя три года после венчания умерла от чахотки. Так закончилась непростая и трагическая жизнь, судьба, которую испытала Мария Ивановна Лопухина. Портрет Боровиковского настолько умело и точно передал ее светлый облик, что вызвал живейший отклик в душе и поэзии известного посвятившего ей свои строки. "…Но красоту ее Боровиковский спас. Так часть души ее от нас не улетела…".

Самый известный шедевр Владимира Лукича

Очень много полотен написал известный и талантливый художник Владимир Боровиковский. Портрет Лопухиной Марии Ивановны - не первое и не последнее его творение, но случилось так, что именно эта картина стала самой знаменитой и прославленной. Перед этим полотном замирают абсолютно все. В ее образ всматриваются люди любого возраста. Есть в ней что-то особенное.

Это юная и неповторимо нежная женщина прожила всего двадцать три года. Владимир Лукич Боровиковский портрет Лопухиной писал, когда ей было всего восемнадцать лет. Он, кажется, почти заклинал ее своей трепетной и умелой кистью: останься такой - удивительно нежной, теплой, живой. Не увядай!

Владимир Боровиковский. Портрет Лопухиной. Описание известного полотна

Мария Ивановна изображена в легком и нежном одеянии, которое подчеркивает ее особенную грациозность. Рядом с нежной, чуть склонившейся вниз рукой Лопухиной - склоняющаяся головка пышной розы, и, затаив дыхание, зритель ощущает, что этот цветок скоро начнет ронять лепестки.

Нежная и живая красота этой женщины также угаснет, закончится, прерванная неумолимой смертью. А стихи, посвященные этому портрету, звучали и будут еще многие годы звучать, воспевая нетленную красоту и изящность русской красавицы. И это удивительное свойство спасать красоту - одна из важнейших и трогательных черт творчества Владимира Лукича.

Кем бы ни был человек и как бы просто он ни выглядел, его лик менее прекрасен, чем тот образ, который сохранил портрет Марии Лопухиной. Боровиковский помнил об этом, создавая каждый свой шедевр, и все его полотна хранят частичку его души и тепло его кисти.

Уникальный талант известного художника

Умел Владимир Лукич Боровиковский в своих портретах передать что-то очень личное, трепетное и поэтическое. На момент создания картины, на которой изображена Мария Ивановна, ему было около сорока лет. К тому времени он уже зарекомендовал себя как очень талантливый и популярный художник, написавший даже образы дочерей императора Павла Первого и императрицы Марии Федоровны.

И вот в тысяча семьсот девяносто седьмом году он получает заказ от Лопухина. Портрет Боровиковского должен был запечатлеть юную красоту будущей супруги Степана Авраамовича. Марии всего восемнадцать лет, и художник не смог остаться равнодушным к этому восхитительному созданию. Он смог передать всю нежность и чистоту. Печаль во взоре этой красавицы и как будто даже предчувствие трагедии.

Поскреби русского боярина - найдешь иностранца! Шереметевы, Морозовы, Вельяминовы...

Вельяминовы

Род ведет свое происхождение от Шимона (Симона), сына варяжского князя Африкана. В 1027 году он прибыл в войско Ярослава Великого и принял православие. Знаменит Шимон Африканович тем, что участвовал в сражении с половцами на Алте и сделал самое большой на построение печерского храма в честь Успения пресвятой Богородицы: драгоценный пояс и наследие своего отца - золотой венец.

Но Вильяминовы были известны не только своей храбростью и щедростью: потомок рода, Иван Вильяминов, бежал в Орду в 1375 году, но позже был схвачен и казнен на Кучковом поле. Несмотря на измену Ивана Вельяминова, род его не потерял своего значения: последний сын Дмитрия Донского был крещен Марией, вдовою Василия Вельяминова - московского тысяцкого.

Из рода Вельяминовых выделились следующие роды: Аксаковы, Воронцовы, Воронцовы-Вельяминовы.

Деталь: О знатнейшей московской фамилии, Воронцовых-Вельяминовых москвичам до сих пор напоминает название улицы “Воронцово поле”.

Морозовы

Род бояр Морозовых - пример феодального семейства из числа старомосковской нетитулованной знати. Основателем фамилии считается некий Михаил, который приехал из Пруссии на службу в Новгород. Он был в числе “шести храбрых мужей”, проявивших особый героизм во время Невской битвы 1240 г.

Морозовы верой и правдой служили Москве еще при Иване Калите и Дмитрии Донском, занимая видные позиции при великокняжеском дворе. Однако их род изрядно пострадал от исторических бурь, настигших Россию в XVI столетии. Многие представители знатной фамилии бесследно сгинули во время кровавого опричного террора Ивана Грозного.

XVII столетие cтало последней страницей во многовековой истории рода. Борис Морозов не имел детей, а единственным наследником его брата, Глеба Морозова, был сын Иван. Кстати, он был рожден в браке с Феодосьей Прокофьевной Урусовой - героиней картины В.И.Сурикова “Боярыня Морозова”. Иван Морозов не оставил мужского потомства и оказался последним представителем знатной боярской фамилии, прекратившей свое существование в начале 80х годов XVII века.

Деталь: Геральдика российских династий оформились при Петре I, возможно поэтому герба бояр Морозовых не сохранилось.

Бутурлины

Согласно родословным книгам, род Бутурлиных происходит от выехавшего в конце XII века из Семиградской земли (Венгрия) к великому князю Александру Невскому “мужа честного” под именем Радша.

«Мой прадед Рача мышцей бранной Святому Невскому служил» - писал А. Пушкин в стихотворении “Моя родословная”. Радша стал в царской Москве родоначальником полусотни русских дворянских фамилий, среди них значатся и Пушкины, и Бутурлины, и Мятлевы...

Но вернемся к роду Бутурлиных: его представители верно служили сначала великим кня­зьям, потом государям Московским и Российским. Их род дал России много видных, честных, благородных людей, имена ко­торых известны до сих пор. Назовем лишь некоторых из них:

Иван Михайлович Бутурлин служил окольничим при Борисе Годунове, воевал на Северном Кавказе и Закавказье, завоевал почти весь Дагестан. Погиб в бою в 1605 году в результате предательства и обмана турок и горских ино­родцев.

Его сын Василий Иванович Бутурлин являлся новгородским воеводой, активным сподвижником князя Дмитрия Пожарского в его борьбе с польскими захватчиками.

Иван Иванович Бутурлин за ратные и мирные дела удостоен звания Андреевского кавалера, генерал-аншефа, правителя Ма­лороссии. В 1721 году он активно участвовал в подписании Ниш- тадского мира, положившего конец долгой войне со Шведами, за что Пётр I присвоил ему генеральское звание.

Василий Васильевич Бутурлин был дворецким при царе Алексее Михайловиче, многое сделавшим для воссоединения Украины и России.

Шереметевы

Род Шереметевых ведет свое происхождения от Андрея Кобылы. Пятым коленом (праправнуком) Андрея Кобылы был Андрей Константинович Беззубцев по прозвищу Шеремет, от которого и пошли Шереметевы. По некоторым версиям в основе фамилии лежит тюркско-булгарское “шеремет” (бедняга) и тюркско-персидское “шир-мухаммад" (благочестивый, храбрый Мухаммад).

Из рода Шереметевых вышло много бояр, воевод, наместников, не только в силу личных заслуг, но и благодаря родству с царствующей династией.

Так, правнучка Андрея Шеремета была выдана замуж за сына Ивана Грозного царевича Ивана, убитого отцом в порыве гнева. А пятеро внуков А. Шеремета стали членами Боярской думы. Шереметевы принимали участие в войнах с Литвой и крымским ханом, в Ливонской войне и казанских походах. За службу им жаловались вотчины в Московском, Ярославском, Рязанском, Нижегородском уездах.

Лопухины

По преданию происходят от касожского (черкесского) князя Редеди - правителя Тмутаракани, который был убит в 1022 г. в единоборстве с Князем Мстиславом Владимировичем (сыном князя Владимира Святославовича, крестителя Руси). Однако этот факт не помешал сыну князя Редеди, Роману, жениться на дочери князя Мстислава Владимировича.

Достоверно известно, что к началу XV в. потомки Касожского князя Редеди уже носят фамилию Лопухины, служат в разных чинах в Новгородском княжестве и в Московском государстве и владеют землями. А с конца XV в. они становятся московскими дворянами и жильцами при Государевом Дворе, сохраняя за собой новгородские и тверские вотчины и поместья.

Выдающийся род Лопухиных дал Отечеству 11 воевод, 9 генерал-губернаторов и губернаторов, управлявших 15 губерниями, 13 генералов, 2 адмиралов, служили министрами и сенаторами, возглавляли Кабинет министров и Государственный Совет.

Головины

Боярский род Головиных берёт свое начало от византийского рода Гаврасов, управлявшего Трапезундом (Трабзоном) и владевшего городом Судак в Крыму с окрестными селениями Мангупом и Балаклавой.

Иван Ховрин, правнук одного из представителей этого греческого рода, был прозван “Головой” , как не трудно догадаться, за светлый ум. Именно от него и пошли Головины, представляющие московскую высшую аристократию.

С XV Головины наследственно были царскими казначеями, но при Иване Грозном семья попала в опалу, став жертвой неудавшегося заговора. Позже они были возвращены ко двору, но до Петра Великого не достигали на службе особенных высот.

Аксаковы

Происходят от знатного варяга Шимона (в крещении Симона) Африкановича или Офриковича - племянника норвежского короля Гакона Слепого. Симон Африканович прибыл в Киев в 1027 году с 3 тысячной дружиной и построил на свои средства церковь Успения Божией матери в Киево-Печерской лавре, где он и погребён.

Фамилия Оксаковы (в старину), а ныне Аксаковы пошла от одного из его потомков Ивана Хромого.
Слово “оксак” означает хромой в тюркских языках.

Члены этой фамилии в допетровское время служили воеводами, стряпчими, стольниками и были жалованы за свою хорошую службу поместьями от московских государей.

По этой же теме:

Морозовы и другие самые знаменитые русские боярские фамилии Самые знаменитые русские боярские рода

ПОРОДА
Лопухины - старинный род, якобы идущий от касожского (адыгейского) князя Редеди, убитого в 1022 тумутараканским князем Мстиславом. Родословие Редедичей-Лопухиных - http://lopukhins.narod.ru/rospis-full.htm , более 500 имен. Ранний сегмент родословия выглядит недостоверным, возможно, что предки Редеди поступили на русскую службу в XIII веке, есть и такая версия. Предок Лопухиных Михаил Юрьевич Сорокоум (начало XIV века, боярин Ивана Калиты, получил, как мы видим, прозвище, оценивающее мудрость. Потомки Сорокоума укоренились в новгородских и псковских землях. В их разветвленном роду немало известных исторических фигур, а по женской линии - царевич Алексей Петрович и его сын, император Петр II.
Для меня интересен такой феномен, как ПОРОДА - необычные внешние генетические проявления, которые долго не стираются в роду, несмотря на обычное разбавление крови (типа отвислой нижней губы Габсбургов).
На примере Лопухиных есть такой признак - длинногловость. На это и другие родовые лопухинские внешние черты обращала статья С.Петухова "Семейная жизнь Петра Великого" в № 7 "Знание-сила" http://www.znanie-sila.ru/online/issue_2833.html , которой доказавалось, что кровь Лопухиных была сильней крови Романовых-Нарышкиных.
Этот вопрос требует дальнейшего изучения.

Увы, портретов Лопухиных, необходимых для исследования, немного. Но все ж они есть, посмотрим на них снова.

Императорская линия .


Евдокия Лопухина Алексей Петрович Петр Алексеевич

Длинная голова, высокий лоб, длинный прямой нос, характерные крупные надбровные дуги - это типичные лопухинские черты.

Насколько они впоспроизводились в других Лопухиных и их близких и дальниъ родственниках?

Близкие родственники.
Возьмем племянников Евдокии.
Александр Борисович Куракин Иван Владимирович Лопухин
1697-1749, 1756 - 1816, двоюродный племянник,
сын сестры Ксении внук дяди Евдокии Петра-большого Лопухина

В этой ветви черты Лопухиных видны достаточно четко - удивителен облик Ивана Владимировича. Его портрет взят в том же ракурсе, как у его троюродного брата - царевича Алексея Петровича - и черты очень близки.

Дальняя ветка.

Светлейший князь Его дочь, Анна Петровна Его сын, светлейший князь Павел
Петр Васильевич Лопухин Лопухина-Гагарина
Петрович Лопухин
(1744 - 1827) (1777 - 1805) (1788 - 1873)

И здесь эти родовые черты есть, но они начинают размываться. Иной формы брови Петра Васильевича, его круглоголовый сын, маленький носик дочери.
ВЫВОД: Феномен породы - вероятно, набор доминантных черт, которые долго сохраняются и после разбавления. Интересно, однако, насколько способности коррелируют с фенотипом?
Лопухины были досстаточно заметны, одниъ губернаторов 18 века среди них не меньше 5, как замечают авторы одной статьи (