Византия во второй половине IX-XI вв. Македонская династия

Укрепление могущества императорской власти предопределило пути развития феодальных отношений в Византии и, соответственно, характер ее политической системы. На три столетия централизованная эксплуатация стала основным источником материальных средств. Служба крестьян-стратиотов в фемном ополчении по крайней мере на два века осталась фундаментом военного могущества Византии.

Наступление зрелого феодализма исследователи датируют концом 11 или даже рубежом 11–12 в. Формирование крупного частного землевладения приходится на вторую половину 9–10 в., процесс разорения крестьянства усилился в неурожайные годы 927/928. Крестьяне разорялись и продавали свою землю за бесценок динатам, становясь их держателями-париками. Все это резко уменьшило доходы фиска, ослабило фемное ополчение. С 920 и до 1020 императоры, обеспокоенные массовым уменьшением доходов, издали серию указов-новелл в защиту крестьян землевладельцев. Они известны как «законодательство императоров Македонской династии (867–1056)». Крестьянам предоставлялось предпочтительное право на покупку земли. Законодательство, прежде всего, имело в виду интересы казначейства. Общинники-односельчане обязаны были уплачивать налоги (круговой порукой) за заброшенные крестьянские участки. Запустевшие земли общин распродавались или отдавались в аренду.

Сглаживаются различия между разными категориями крестьян. С середины 11 в. растет условное землевладением. Еще в 10 в. императоры жаловали светской и духовной знати так называемые «невещные права», состоявшие в передаче права сбора в свою пользу государственных налогов с определенной территории на установленный срок или пожизненно. Эти пожалования назывались солемниями или прониями. Пронии предусматривали в 11 в. несения со стороны их получателя военной службы в пользу государства. В 12 в. прония обнаруживает тенденцию к превращению в наследственную, а затем и безусловную собственность.

В ряде районов Малой Азии в канун IV крестового похода сложились комплексы обширных владений, фактически независимых от Константинополя. Оформление вотчины, а затем ее имущественных привилегий совершалось в Византии замедленными темпами. Налоговый иммунитет представлялся как исключительная льгота, в империи не сложилась иерархическая структура земельной собственности, не получила развитие и система вассально-личных отношений.

Императоры. Период, к рассмотрению которого мы подошли, наряду с веком Юстиниана является самым славным в истории Византии. Победоносная византийская армия сдержала или отбросила многочисленных противников и раздвинула границы империи. В то же время византийская цивилизация переживала то, что справедливо назвали ее «вторым золотым веком». Никогда со времен Юстиниана Византия не пользовалась таким огромным престижем, никогда больше она не достигнет столь впечатляющих успехов. Мы долгое время знали историю этой воистину эпической эпохи по трудам французского византиниста Ж. Шлюмберже: «Никифор Фока» и три тома «Византийской эпопеи». Здесь мы сможем рассказать о ней лишь в самых общих чертах. Первое и самое новое заключается в том, что осуществленное не явилось делом одного человека, как это было в VI в. при Юстиниане, но многих, сменявших друг друга императоров, выделявшихся различными способностями. Основатель династии Василий I происходил из армянской семьи, обосновавшейся в Македонии, отчего и происходит обычное, на самом деле неточное, наименование династии: «Македонская». Скорее благодаря своей физической силе, ловкости и умению объезжать диких лошадей, нежели действительным достоинствам, он стал фаворитом последнего из аморийских императоров Михаила III, который и привлек его к управлению страной. Однако в 866 г. Василий приказал убить дядю императора кесаря Барду, а в следующем году и самого императора. С 867 по 886 г. Василий правил единолично.


Его сыновья Лев VI Мудрый и Александр царствовали совместно с 886 по 913 г., но правил Лев VI. Ради того, чтобы иметь сына - наследника короны, Льву VI пришлось жениться четыре раза подряд, что вызвало грандиозный скандал. Его удивительное упорство, как говорили, свидетельствовало о появившейся заинтересованности в легитимности власти. Впредь будет существовать «императорская семья, члены которой получают имя Багрянородный (Порфирородный)» (рожденный в палате дворца, называемой «порфирной»). Сын Льва VI Константин VII Багрянородный занимал трон с 913 по 959 г., но с 919 по 944 г. власть в реальности принадлежала соправителю императора Роману Лакапину (Лекапину), армянину по происхождению. Сын Константина VII Роман II царствовал лишь с 959 по 963 г. Его вдова Феофано вышла замуж за военачальника Никифора Фоку, главнокомандующего армией Азии, погибшего в результате покушения в 969 г.

Убийца Иоанн Цимисхий, также армянин, царствовал с 969 по 976 г. и считал себя законным государем, поскольку был женат на Феодоре, дочери Константина Багрянородного. После него трон занимали совместно два сына Романа II Василий II Болгаробойца и Константин VIII (976-1028). Затем началось смутное время, когда появились первые признаки упадка династии. Главная фигура того времени - императрица Зоя, бывшая последовательно супругой трех императоров (Романа IV Аргира, Михаила Пафла-гонянина и Константина Мономаха). Некоторое время она самолично и полноправно управляла империей вместе со своей младшей сестрой Феодорой. Это было последнее женское правление в истории Византии. Следует еще раз подчеркнуть, что Македонская династия была на самом деле армянской. Армянами были также Роман Лакапин, правивший вместо Константина VII, и узурпатор Иоанн Цимисхий. Другая черта, объединявшая этих императоров, заключалась в том, что все они были прежде всего солдатами, за исключением Льва VI и Константина VII, но при Константине VII, как уже говорилось, правил адмирал Роман Лакапин.

Комнины оказались перед неразрешимой альтернативой: для упрочения центральной власти и обеспечения доходов казны (необходимого условия для содержания сильной армии) они должны были по-прежнему защищать мелкое землевладение и сдерживать рост крупного, как и раздачу пожалований и привилегий. Но такого рода политика ущемляла интересы военной аристократии, которая привела их к власти и оставалась их социальной опорой. Разрешить эту проблему Комнины (прежде всего Алексей I) пытались двумя путями, избегая коренной ломки общественно-политической системы, считавшейся незыблемой ценностью. Мысль о переменах в «таксисе» (освященном веками правопорядке) была чужда менталитету византийцев. Введение новшеств почиталось грехом, непростительным императору.
Во-первых, Алексей I стал реже, чем его предшественники, предоставлять частным лицам, церкви и монастырям освобождение от налогов и право селить на своей земле на положении париков разорившихся и не уплачивавших налогов в казну крестьян. Скупее стали и пожалования земли из фонда государства и из имений правящей семьи в полную собственность. Во-вторых, раздачу льгот и пожалований Алексей I стал жестко обусловливать личными связями и отношениями. Его милости были или наградой за службу престолу, или залогом для ее несения, а предпочтение при этом отдавалось людям, лично преданным, прежде всего - представителям обширного клана Комнинов и породненных с ними фамилий.
Политика Комнинов могла принести лишь временный успех - она страдала внутренними противоречиями: новые формы отношений между представителями господствующего класса могли стать основой для возрождения государства лишь при коренной перестройке централизованной системы управления, но именно ее упрочение оставалось по-прежнему главной целью. Мало того, раздача пожалований и привилегий соратникам вела неизбежно, сколь бы ни были они в данный момент преданы трону, к росту крупного землевладения, ослаблению свободного крестьянства, падению доходов от налогов и усилению тех самых центробежных тенденций, против которых она была направлена. Военная аристократия одолела чиновную знать, но, сохранив прежнюю систему власти и центральный аппарат управления, она нуждалась в услугах «бюрократов» и при проведении своих реформ оказалась их заложницей, ограничиваясь полумерами.
К рубежу XI-XII вв. в парикии оказалась значительная часть крестьянства. Укрепилась крупная вотчина. Жалуя ее господину экскуссию (полное или частичное освобождение от налогов),

Македонская династия (867-1056)

Ко времени правления Македонской династии Константинополь превратился в крупнейший торговый центр, игравший роль посредника в торговле Европы с Азией.

В то же время арабская опасность перестала быть страшной для Византии, т.к.арабский халифат распался на отдельные княжества.

При Македонской династии территория империи снова расширяется. На востоке у арабов были отвоеваны Крит,Кипр,большая часть Сирии с городом Антиохией.

Одновременно борьба со славянским гос-вом (болагарами).

Отношения Византии с Киевской Русью более миролюбивые, т.к. 1)оживленные торговые отношения(водный путь из варяг в греки); 2)упрочились культурные связи (988принятие христианства от греков, проникновение в связи с этим византийской образованности на Русь); 3) совместная борьба с общими врагами-печенегами,хазарами,половцами. Однако в 1051г Ярослав ослабил церковную зависимость Руси от Константинополя (в 1051г назначен русский митрополит священник Илларион). Окончательно русская церковь освободилась от верховенства в 1448г.

Разделение церквей: В сер. 11 (1054) разрыв Константинополя с римским папой; рост политического могущества римских пап на Западе => разделение христианской церкви (западную (католическую) и восточную (православную) – (отличались обрядами,языком богослужения, системой управления (на западе-папы и кардиналы; на востоке-патриархи).

Золотой век византийской государственности. Оформился пышный дворцовый этикет, упрочилась система соправителей (соправитель - сын) => ни один император не потерял власть через переворот, в провинциях фемная организация начала приходить в упадок => феодальное войско, ядро которого – тяжёлая конница – катафракты.

Аграрная политика: направлена на то, чтобы помешать обезземеливанию крестьян – Василий II Болгаробойца (976-1025) велел возвращать крестьянам землю независимо от того, когда она была потеряна => участки объявлены неотчуждаемыми.

Города: расцвет, ремесленники объединены в корпорации, главу которых назначает эпарх, расцвет торговли.

Гос. управление: специализация и дробление ведомств, рост значения налогового ведомства, в-ва почты, дорог, разведки и тайного сыска; сановники делились на классы и разряды по табелю о рангах, каждый получал жалование и парадное одеяние.

Лев VI (886-912) – ликвидация остатков самоуправления в городах. Синклит подчиняется воли императора, а он – евнухам. Императоры увеличивали полномочия провинциальных судей, опасаясь усиления стратигов => рост бесконтрольности провинций.

Внешняя политика: патриарх Фотий (858-867) утверждал идею мирного обеспечения безопасности границ путём крещения соседних народов => миссии: 860-861 в Хазарию, 863 в Великую Моравию, на Русь, в Болгарию и Сербию. 893-896 и 913-919 – войны с Болгарией, посягавшей на византийским престол. Нашествие арабов – 904 – захватили Фессалонику => военная реформа Никифора II Фоки (963-969): отряды тяжеловооружённой конницы. 1018 – завоёвана Болгария (восстания в 1040-1041 и 1072), сербы и хорваты призвали зависимость от империи. 907 – нападение Руси, 911 – договор: Р + право беспошлинной торговли в К-ле и содержание купцов за счёт местной власти. 941 – нападение Игоря, 944 – договор. 967 – Никифор II Фока предложил Святославу одолеть болгар => 968 – одолел и пошёл на Византию => 971 – мирный договор. 987 – Василий II просит Владимира I прислать войско для борьбы с Вардой Фокой. 988 – крещение Руси. 1047 – Русь помогла Константину IX Мономаху (1042-1055) разбить очередного узарпатора.

Особенности Византийского феодализма: 1) замедленное разложение рабовладельчества и длительное сохранение рабства; 2) в Византии были разные типы общин, большинство – митрополии (соседские общины), где крестьяне имели право частной собственности на земельный участок, но были ещё преграды к его отчуждению; 3) сохранение централизованного гос-ва и монархической формы правления, прочная экономическая база – значительный гос. земельный фонд; 4) наивысший расцвет городов пришёлся на ранний период феодализма, а не на конец; 5) вассально-ленная система не развита, дружин – свита, а не вассалы; 6) рыцарство как особое военно-служилого сословия так и не сложилось.

Наиболее часто встречающейся фигурой в Византийской деревни был крепостной крестьян – парик, сидящий на земле феодала и платящий ему оброк – феодальную ренту.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 17.Византия в период правления Македонской династии. Особенности византийского феодализма.:

  1. 17. Образование Византийской империи. Особенности социально-экономического, политического и культурного развития Византии в IV- нач. V вв.

Македо́нская дина́стия, династия византийских императоров, правившая в 867-1056. Основатель династии - Василий I Македонянин (867-886), армянский крестьянин из фемы Македония (отсюда название династии), пришедший к власти в результате убийства Михаила III . В 10 в. для возвеличения его были составлены родословные, возводившие род Василия к древним армянским и македонским царям.

Представителями Македонской династии были императоры Василий I Македонянин (правил в 867-886); Лев VI (886-912); Александр (брат Льва VI, 912-913); Константин VII Багрянородный (сын Льва VI, 913-959); Роман I Лакапин (тесть Константина VII, 920-944, соправитель Константина VII, узурпировавший фактически всю власть); Роман II (сын Константина VII, 959-963); Никифор II Фока (963-969, захватил престол в результате мятежа малоазийской военной знати, женился на вдове Романа II); Иоанн I Цимисхий (969-976, пришел к власти после аристократического переворота, женился на дочери Константина VII); Василий II Болгаробойца (сын Романа II, 976-1025); Константин VIII (брат Василия II, 1025-28); Роман III Аргир (1-й муж Зои - дочери Константина VIII, 1028-1034); Михаил IV Пафлагон (второй муж Зои, 1034-1041); Михаил V Калафат (племянник Михаила IV, усыновленный Зоей) (1041-1042); Зоя и Феодора (дочери Константина VIII) (1042); Константин IX Мономах (3-й муж Зои) (1042-1055); Феодора (1055-1056).

Большинство императоров Македонской династии защищали интересы столичной знати, в частности, препятствовали захвату крупными землевладельцами-феодалами земель крестьян, которые являлись главными налогоплательщиками и поставляли основную массу воинов. Лишь Никифор II и Иоанн I представляли провинциальную военную аристократию, заинтересованную в развитии крупного землевладения. В македонский период (в 1054) произошло окончательное разделение Православной и Католической церквей, оказавшее сильное влияние на дальнейшее политическое, культурное и религиозное обособление двух европейских миров.

В правление императоров Македонской династии Византия достигла наивысшего могущества со времен Юстиниана. Культура и искусство первой половины Македонского периода - до нач. 11 в. - получили у историков Византии название «македонского ренессанса» за совершенно особый интерес к античной классике, возрожденной в миниатюрах, мозаиках и фресках этого времени. Торжество иконопочитания в 1-й четв. 9 в. способствовало расцвету византийской иконописи. Центральные памятники искусства 9-10 вв.: мозаики апсиды церкви Св. Софии в Константинополе , иконы, большое количество иллюстрированных рукописей 9–10 вв. Со 2-й пол. 10 в. наблюдается новый поворот стиля - вновь к миру аскетических понятий, строгости образа, чеканности живописного языка, в целом - к трудной для человеческого понимания одухотворенности образов. Мозаики монастыря Осиос Лукас в Фокиде и Неа Мони на Хиосе, в церкви св. Софии в Охриде, св. Софии в Киеве на Руси (все - 1-я пол. 11 в.) являют собой образец такого искусства. В архитектуру македонский период приносит много революционных новаций: создается классический византийский тип крестово-купольного храма на четырех колоннах, закрепляются основные каноны росписи храмов. Пример для подражания подавали сами императоры: сочинения Константина VII являются одним из самых ярких памятников литературной и исторической прозы эпохи. Одним из крупнейших явлений культуры Македонского периода была деятельность кружка патриарха Фотия, выдающегося ученого, собравшего знаменитую «Библиотеку» (около 280 отрывков из сочинений античных авторов). В 11 в. в Константинополе процветала Магнаврская императорская школа, своего рода Константинопольский университет, в котором одно время преподавал выдающийся ритор, богослов, историк

Основателем Македонской династии стал император Василий И (867 - 886 гг.) Он родился в крестьянской семье, во время одного из болгарских набегов попал в плен и долгое время жил среди своих поработителей. После возвращение в Византию Василий устроился конюхом в императорских конюшнях. Благодаря своей красоте, уму, силе и другим способностям он сделал головокружительную карьеру: с конюха вырос до соправителя императора Михаила III. Император быстро стал чувствовать опасность от своего соправителя и приказал его убить. Однако Василий оказался проворнее: убил Михаила III и сам стал императором. Чтобы не потерять власть, он установил порядок, по которому престол могли унаследовать только члены правящей династии. Благодаря этому представители Македонской династии правили Византией в 1081. История Византии. Т. 2.//Академик Сказкин С.Д. (отв. редактор) М.: «Наука», 1967 с 80

Эпоха правления императоров Македонской династии стала временем расцвета Византии. Константинополь превратился в крупнейший в то время торговый центр, а византийские купцы подчинили себе всю торговлю между Западом и Востоком. Именно благодаря развитию торговли в казну императора поступали такие прибыли, которых не имел ни один из королей Западной Европы.

В конце IX в. Византия развернула активную деятельность по христианизации соседних варварских народов. Посланники константинопольского патриарха отправлялись нести свет христианской веры к сербов, болгар и в Великоморавская государство. Проповедники Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку и перевели Библии на славянский язык, что создало условия для распространения христианства среди славян. Именно тогда принял христианство киевский князь Аскольд.

Со второй половины IX в. Византия перешла в наступление и начала длительные войны за возвращение утраченных территорий. Наибольших успехов достиг император ВасилийII Болгаробойца (976 - 1025 гг.)

Правление Василия II началось за тяжелых времен. На земле империи начались набеги болгар. Царь Болгарии Самуил, воспользовавшись длительным византийских бунтов и мятежей знати против императора, захватил Восточную Болгарию и часть Сербии. Когда мятежники 987 г. начали наступление на Константинополь, император обратился за помощью к князю Киевской Руси Владимира. Русская жена помогла императору подавить мятеж. Для закрепления союза с мощным князем византийский император согласился выдать за него свою дочь Анну при условии, что Владимир примет христианскую веру. Подавив восстание, ВасилийII начал длительную войну против Болгарии. Лишь 1014 он добился решающей победы над болгарами и разгромил войско царя Самуила. Однако этого императору было мало. Василий II совершил акт невиданной жестокости, за что получил прозвище Болгаробойца. Он приказал выколоть глаза 15 тыс. пленных, оставив на каждую сотню поводыря с одним глазом. Когда царь Самуил увидел армию слепых, пришла в Болгарию, он не выдержал этого зрелища и умер от ужаса. Василий II присоединил ослаблено Болгарское Царство империи. Одновременно император вел успешные войны в Азии и Закавказье, планировал освободить от арабов Сицилию, но во время подготовки к походу скончался. История Византии. Т. 2.//Академик Сказкин С.Д. (отв. редактор) М.: «Наука», 1967 с 215

Династия византийских императоров в 867 1056, основана Василием I из фемы Македония (отсюда название). Представители: Лев VI, Константин VII, Василий II … Большой Энциклопедический словарь

Династия византийских императоров в 867 1056, основана Василием I из фемы Македония (отсюда название). Представители: Лев VI, Константин VII, Василий II. * * * МАКЕДОНСКАЯ ДИНАСТИЯ МАКЕДОНСКАЯ ДИНАСТИЯ, династия византийских императоров,… … Энциклопедический словарь

Династия византийских императоров (867 1056). К М. д. принадлежали: Василий I Македонянин (правил в 867 886), происходил из крестьян Фемы Македония (отсюда его прозвище и название династии); Лев VI (886 912); Александр (брат Льва VI) (912 … Большая советская энциклопедия

Династия визант. императоров (867 1056). Основатель М. д. Василий I происходил из крестьян фемы Македония (отсюда назв. династии). Императоры М. д. отражали интересы разных группировок господствующего класса. Так, напр., Роман I, Константин VII,… … Советская историческая энциклопедия

Македонская династия - династия визант. императоров (867 1056). Основатель Василий I; происходил из крестьян фемы Македония (отсюда название династии). Императоры М.д. отражали интересы различных группировок визант. знати. Так, Роман I, Константин VII, Роман И, Василий … Средневековый мир в терминах, именах и названиях

Македонская династия - династия визант. императоров в 867 1057. Ее основателем был Василий I (867 886), выходец из макед. крестьян … Древний мир. Энциклопедический словарь

Представители ее занимала византийский престол, с перерывами, почти 190 лет; с 867 до 1056 г. основателем ее был Василий Македонянин (см.), мужское потомство которого прекратилось в лице Константина IX в 1028 г.: до 1056 г. престол занимали… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Византийская императорская династия, правившая в 867 1056 гг … Все монархи мира

- … Википедия

Состояла из девяти императоров, правивших Западной Римской империей с перерывами с 378 по 472 и Восточной Римской империей с перерывами с 378 по 457. единый император: Феодосий I Великий (378 395) западные императоры: Гонорий, сын Феодосия I (395 … Википедия

Книги

  • История Византийской империи. Становление. Смута. Македонская династия. , Успенский Ф.И.. Том первый (Становление. Смута. Македонская династия) "Истории Византийской империи" выдающегося русского византиста Ф. И. Успенского охватывает период истории Византии от перенесения столицы…
  • История Византийской империи. Становление. Смута. Македонская династия , Федор Успенский. "Я питаю заветную мысль дать соотечественникам цельную систему в такой области, которую считаю наиболее важной после отечественной истории для национального самосознания культурного русского…