Виктор зеленцов. Зеленцов виктор владимирович

Родился 26 Августа 1910 года в посёлке Аша, ныне город Челябинской области, в семье рабочего. Окончил 7 классов и школу фабрично - заводского ученичества. Работал слесарем на металлургическом заводе. С 1929 года в Красной Армии. Окончил Вольскую военно - теоретическую и Оренбургскую военные школы лётчиков в 1932 году. Служил в истребительных авиационных частях Белорусского военного округа.

Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов. Под командованием Майора В. В. Зеленцова, лётчики 68-го истребительного авиационного полка (13-я армия, Северо - Западный фронт) в воздушных боях и штурмовыми ударами по аэродромам уничтожили 47 самолётов противника.

7 Апреля 1940 года за умелое руководство боевыми действиями полка, личное мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Затем служил в Киевском военном округе, командовал 36-й истребительной авиадивизией.

С началом Великой Отечественной войны вновь в действующей армии. В составе Войск ПВО страны участвовал в боях, командуя истребительными авиационными соединениями.

В 1947 году окончил курсы усовершенствования командного состава. В 1955 году Генерал - майор авиации В. В. Зеленцов вышел запас. Жил в Москве. Умер 20 Июня 1978 года.

Награждён орденами: Ленина (дважды), Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды (дважды); медалями.

* * *

Он родился 26 Августа 1910 года в посёлке Аша Челябинской области в семье рабочего. Окончив семилетку и ФЗУ, работал слесарем на металлургическом заводе. В 1929 году призван в ряды Красной Армии. Окончил Вольскую военно - теоретическую школу лётчиков. В 1932 году окончил 3-ю военную школу лётчиков и летнабов в городе Оренбурге. Служил в 142-й авиабригаде Белорусского особого военного округа, дислоцированной в Бобруйске. Командовал истребительной эскадрильей. В 1935 году за успехи в боевой, политической и технической подготовке Капитан В. В. Зеленцов был премирован легковым автомобилем М-1.

Зимой 1939 - 1940 годов участвовал в Советско - Финляндской войне. Командовал 68-м отдельным истребительным авиаполком ВВС 13-й армии Северо - Западного фронта. Награждён орденом Красного Знамени.

Полк под командованием Майора В. В. Зеленцова в воздушных боях и на земле уничтожил 47 самолётов противника. [ По финским данным всего за период 1.12.1939 - 13.03.1940 гг. ВВС Финляндии потеряли 71 самолёт, в том числе боевые потери - 42 самолёта, из них 36 были сбиты истребителями, а 6 - зенитным огнём. Стоит учесть, что с советской стороны в боевых действиях принимали 16 истребительных авиаполков, 4 отдельных истребительных эскадрильи и несколько истребительных эскадрилий в составе смешанных авиаполков - всегоо 1559 истребителей. ]

По итогам этой войны 5 лётчиков полка были удостоены звания Герой Советского Союза. [ Кроме комполка Майора В. В. Зеленцова этого звания были удостоены военком полка батальонный комиссар Яковенко Леонтий Игнатович, командир эскадрильи Капитан Петров Пётр Михайлович, командир звена Старший лейтенант Миронов Сергей Иванович и штурман эскадрильи Младший лейтенант Масич Виктор Григорьевич. ] Полк потерял 3 самолёта в боях и 3 - пропавшими без вести.


Командир 68-го ИАП Майор В. В. Зеленцов (второй слева) с лётчиками полка.

29 Февраля 1940 года по финским данным ВВС Финляндии понесли самое тяжёлое поражение истребительной авиации в одном бою за всю Вторую Мировую войну: были сбиты 5 истребителей "Gladiator" Мк.II и 1 "Fokker" D.XXI. При этом, 3 пилота погибли, а 2 были ранены (позднее один из них умер от ран в госпитале).

В этот день в 12:00 в Руоколахти получили сообщение, что к городу Антреа, расположенному в 45 км юго - восточнее аэродрома, с юга на высоте 5000 метров приближается группа из 21 бомбардировщика. Когда истребители начали подниматься в воздух, над аэродромом внезапно появились 6 И-153 и 18 И-16 из 68-го ОИАП. Ошибка постов наземного наблюдения дорого обошлась финским пилотам. Немедленно после взлёта были сбиты 3 "Гладиатора", а потом в бою на высоте - ещё 2 "Гладиатора" и 1 "Фоккер". В то же время 68-й ОИАП потерял только 1 И-16. Ещё 1 советский истребитель разбился на обратном пути, задев за верхушки деревьев, а 7 вернулись с различными повреждениями. После этого боя командование финской авиации решило больше не использовать "Гладиаторы" в качестве истребителей.

Рассказывает военный корреспондент Ставский:

"Командир истребительного полка Майор В. В. Зеленцов проводил взглядом звено Масича, посланное в разведку.

Чем-то ещё порадует нас мой тёзка! - певучим задушевным тенором говорит Виктор Владимирович Зеленцов.

Масич - лучший разведчик во всём полку.

Над озером - просторном и идеально ровном аэродромом: появляются серебряные силуэты наших бомбардировщиков. Они делают круг над озером. Вон - ведущий метнул ракету. И над аэродромом взлетает ракета.

Майор Зеленцов приветно машет рукой выруливающему на старт комиссару полка, неустрашимому истребителю и сердечному товарищу батальонному комиссару Леонтию Игнатьевичу Яковенко.

Бомбардировщики замкнули круг над озером, легли на курс и исчезли в голубом океане. Комиссар Яковенко собрал свою эскадрилью и бросился вдогонку - прикрывать бомбардировщиков.

Майор Зеленцов - круглолицый, румяный, коренастый - бежит меж сосен в землянку - на командный пункт. От железной печки пышет жаром. Дежурный командир докладывает:

Скоро подойдут ещё бомбардировщики...

Майор Зеленцов снимает шлем, кивком головы отбрасывает густые тёмнорусые волосы, неспешно и веско отдает приказания.

Снаружи доносится хлопок сигнального выстрела, потом звенящий рёв мотора. Земля содрогается. И из глубины неба неумолчно гремят моторы.


С фронта каждый день приходят хорошие вести. На фронте победа! Надо доводить дело до конца. И погода - чудесная погода! Вон как ярко блестит хвоя сосен и елей, какие резкие тени на сверкающем снегу. Лётчики уже устали - вылетать приходится по 4 - 5 раз за день...

Майора вызывает к телефону командующий Военно - Воздушных сил Армии. Лицо Зеленцова застывает, словно литое из металла.

В это мгновение он жалеет, что нет комиссара Яковенко, - тогда тот остался бы, а он сам вылетел бы. А сейчас - нельзя.

Через 2 минуты Зеленцов ставит задачу Капитану П. М. Петрову, командиру эскадрильи.

Пойдёте в разведку. Вот здесь, по данным армии, садились самолёты врага. А на всей Вуоксе тщательно наблюдайте за водой. Финны хотят взорвать шлюзы. Уже 3-й раз спрашивает о воде комбриг. Ниже 2000 метров не спускайтесь! Самолётов не увидите - полосы на озере увидите и разглядывайте по ним, где самолёты.

Зеленцов и Яковенко вызывают Майора Я. Гиль и Старшего лейтенанта Ефимова.

Майору Гиль, помощнику командира полка, ставится задача: с группой в 23 истребителя вылететь в район Имола, найти и уничтожить врага. Огромный широкоплечий Яков Гиль нетерпеливо переминается. На круглом лице его - смуглый густой румянец. Светлые прозрачные глаза горят. Богатырь - ему ничего не стоит сделать за день 6 - 7 вылетов.

Вы возьмёте 12 самолётов, а Ефимов с 11 машинами будет прикрывать вас сверху! - говорит Зеленцов.

Держите своих в кулаке, без горячки!

Командиры коротко и вдумчиво советуются, предугадывая все возможности и случайности.

Здесь же, на снегу, возле самолётов они собирают истребителей. Командир ставит боевую задачу.

Майор Гиль делает шаг вперёд. Он говорит о Родине, о Сталине, о высоком счастье быть сталинским соколом. Он говорит:

Если будем настойчиво жать - врагу некуда уходить. Тут их только и бить. Мы пойдём двумя группами. Из боя никто не уходит. Биться до конца!

Лётчики грозным хором отзываются:

Мы не уйдём! Будем биться до конца!

Вновь взлетает ракета. Ревут моторы. Снежный ураган бушует над озером, заламывает ветви деревьев на берегу.

Истребители пристраиваются на кругу, ложатся на курс и тают вдали.

Жизнь - большая река! - неожиданно говорит Зеленцов, обращаясь к Яковенко. - А Гиль - герой!

Ладно, ладно! - Яковенко дружески хлопает по плечу Зеленцова.

Майор Яков Гиль ведет свою группу прямо к району недавнего боя. Старший лейтенант Ефимов со своей группой летит выше метров на 600.

Внизу, впереди, из-за леса на озеро движутся 5 точек. И ещё показались 5 самолётов врага на льду.

Ну, получите - за Родину, за Масича, за всех!

Майор качнул самолёт и ринулся в пике. В одно время с ним заметили врага и Старший лейтенант Плотников и другие. Следом за Майором и они пикируют, и по вражеским самолётам уже хлещет ливень огня.

Падают вниз, пачкая зловещим чёрным дымом лазурь неба, объятые пламенем "Фоккеры" и "Бульдоги".

Победа! Буйная радость охватывает Майора. Он ищет добычу и находит её. Внизу лейтенант Полухин гонится за врагом, а к нему уже подходит "Бульдог". Майор бросает боевую машину туда, на врага, даёт очередь, другую. От "Бульдога" - чёрный дым, и он исчезает.

В небе только наши! Майор Я. Гиль настойчиво качает самолёт с крыла на крыло.

Наконец, собрались, построились и, как хозяева, уходят истребители из глубокого вражеского тыла. Не хватает Старшего лейтенанта Ефимова. Он никогда больше не вернётся на родной аэродром. Там, над озером, когда группа Майора Я. Гиля завязала бой, Ефимов со своими лётчиками атаковал нижние самолёты врага. Он сбил одного. Погнался за другим. Тот в пике, и Ефимов следом, пока не вогнал врага в лес, но и сам не успел выхватить самолёт из пике. Его истребитель срезал вершины елей, отскочили плоскости, потом в куски разлетелся фюзеляж..."

7 Апреля 1940 года Майор Зеленцов Виктор Владимирович был удостоен звания Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль "Золотая Звезда" № 81.

Затем он служил в Киевском особом военном округе. Участвовал в Великой Отечественной войне.

С 22 Июня 1941 года по 15 Мая 1944 года Полковник В. В. Зеленцов командовал 36-й истребительной авиационной дивизией ПВО (2-й, 43-й, 254-й, 255-й и 591-й ИАП).

После войны служил на командных должностях в ПВО. В 1947 году окончил Курсы усовершенствования офицерского состава. С 1955 года Генерал - майор авиации В. В. Зеленцов в запасе. Жил в Москве. Умер 20 Июня 1978 года.

Герой Советского Союза (7.04.40). Награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями.


Родился в семье рабочего. Русский. Окончил семилетку и ФЗУ. Работал слесарем на металлургическом заводе.

В РККА с 1929 г. Член ВКП(б) с 1930 г. Окончил Вольскую военно-теоретическую школу летчиков. В 1932 г. окончил 3-ю военную школу летчиков и летнабов в г. Оренбурге. Служил в 142-й авиабригаде Белорусского особого военного округа, дислоцированной в Бобруйске. Командовал истребительной эскадрильей.

В 1935 г. за успехи в боевой, политической и технической подготовке капитан Зеленцов был премирован легковым автомобилем М-1.

Участвовал в советско-финской войне. Командовал 68-м отдельным истребительным авиаполком ВВС 13-й армии Северо-Западного фронта. Награжден орденом Красного Знамени.

Полк под командованием майора Зеленцова в воздушных боях и на земле уничтожил 47 самолётов противника. Пять летчиков полка были удостоены звания Герой Советского Союза. Полк потерял 3 самолета в боях и 3 – пропавшими без вести.

29.02.40 г. по финским данным ВВС Финляндии понесли самое тяжелое поражение истребительной авиации в одном бою за всю II-ю мировую войну: были сбиты пять истребителей «Gladiator» Мк.II и один «Fokker» D.XXI. Три пилота погибли, а двое были ранены (позднее один из них умер от ран в госпитале).

В этот день в 12.00 в Руоколахти получили сообщение, что к г. Антреа, расположенному в 45 км юго-восточнее аэродрома, с юга на высоте 5000 м приближается группа из 21 бомбардировщика… Когда истребители начали подниматься в воздух, над аэродромом внезапно появились шесть И-153 и восемнадцать И-16 из 68-го оиап. Ошибка постов наземного наблюдения дорого обошлась финским пилотам. Немедленно после взлета были сбиты три «Гладиатора», а потом в бою на высоте – еще два «Гладиатора» и один «Фоккер». В то же время 68-й оиап потерял только один И-16… Один советский истребитель разбился на обратном пути, задев за верхушки деревьев, и еще семь вернулись с различными повреждениями… После этого боя командование финской авиации решило больше не использовать «Гладиаторы» в качестве истребителей.

Рассказывает военный корреспондент Ставский: «Командир истребительного полка майор Зеленцов проводил взглядом звено Масича, посланное в разведку.

Чем-то еще порадует нас мой тезка! - певучим задушевным тенором говорит Виктор Владимирович Зеленцов. Масич - лучший разведчик во всем полку…

Над озером - просторном и идеально ровном аэродромом… появляются серебряные силуэты наших бомбардировщиков. Они делают круг над озером. Вон - ведущий метнул ракету. И над аэродромом взлетает ракета.

Майор Зеленцов приветно машет рукой выруливающему на старт комиссару полка, неустрашимому истребителю и сердечному товарищу батальонному комиссару Леонтию Игнатьевичу Яковенко.

Бомбардировщики замкнули круг над озером, легли на курс и исчезли в голубом океане. Комиссар Яковенко собрал свою эскадрилью и бросился вдогонку - прикрывать бомбардировщиков…

Майор Зеленцов - круглолицый, румяный, коренастый - бежит меж сосен в землянку - на командный пункт. От железной печки пышет жаром. Дежурный командир докладывает:

Скоро подойдут еще бомбардировщики...

Майор Зеленцов снимает шлем, кивком головы отбрасывает густые темнорусые волосы, неспешно и веско отдает приказания.

Снаружи доносится хлопок сигнального выстрела, потом звенящий рев мотора. Земля содрогается. И из глубины неба неумолчно гремят моторы.

С фронта каждый день приходят хорошие вести. На фронте победа! Надо доводить дело до конца. И погода - чудесная погода! Вон как ярко блестит хвоя сосен и елей, какие резкие тени на сверкающем снегу. Летчики уже устали - вылетать приходится по четыре раза, по пять раз за день...

Майора вызывает к телефону командующий военно-воздушных сил армии. Лицо майора застывает, словно литое из металла.

В это мгновение он жалеет, что нет комиссара Яковенко, - тогда тот остался бы, а он сам вылетел бы. А сейчас - нельзя.

Через две минуты Зеленцов ставит задачу капитану Петрову, командиру эскадрильи:

Пойдете в разведку. Вот здесь, по данным армии, садились самолеты врага. А на всей Вуоксе тщательно наблюдайте за водой. Финны хотят взорвать шлюзы. Уже третий раз спрашивает о воде комбриг. Ниже 2 тысяч метров не спускайтесь! Самолетов не увидите - полосы на озере увидите и разглядывайте по ним, где самолеты…

Зеленцов и Яковенко вызывают майора Якова Гиль и старшего лейтенанта Ефимова.

Майору Гиль, помощнику командира полка, ставится задача: с группой в двадцать три истребителя вылететь в район Имола, найти и уничтожить врага. Огромный широкоплечий майор Гиль нетерпеливо переминается. На круглом лице его - смуглый густой румянец. Светлые прозрачные глаза горят. Богатырь - ему ничего не стоит сделать за день шесть-семь вылетов.

Вы возьмете двенадцать самолетов, а старший лейтенант Ефимов с одиннадцатью машинами будет прикрывать вас сверху! - говорит Зеленцов.

Держите своих в кулаке, без горячки!

Командиры коротко и вдумчиво советуются, предугадывая все возможности и случайности.

Здесь же, на снегу, возле самолетов они собирают истребителей. Командир ставит боевую задачу.

Майор Гиль делает шаг вперед. Он говорит о Родине, о Сталине, о высоком счастье быть сталинским соколом. Он говорит:

Если будем настойчиво жать - врагу некуда уходить. Тут их только и бить. Мы пойдем двумя группами. Из боя никто не уходит. Биться до конца!

Летчики грозным хором отзываются:

Мы не уйдем! Будем бить до конца!

Вновь взлетает ракета. Ревут моторы. Снежный ураган бушует над озером, заламывает ветви деревьев на берегу.

Истребители пристраиваются на кругу, ложатся на курс и тают вдали.

Жизнь - большая река! - неожиданно говорит Зеленцов, обращаясь к Яковенко. - А Гиль - герой!

Ладно, ладно! - Яковенко дружески хлопает по плечу Зеленцова…

Майор Яков Гиль ведет свою группу прямо к району недавнего боя. Старший лейтенант Ефимов со своей группой летит выше метров на шестьсот…

Внизу, впереди, из-за леса на озеро движутся пять точек. И еще показались пять самолетов врага на льду.

Ну, получите - за Родину, за Масича, за всех!

Майор качнул самолет и ринулся в пике. В одно время с ним заметили врага и старший лейтенант Плотников и другие. Следом за майором и они пикируют, и по вражеским самолетам уже хлещет ливень огня…

Падают вниз, пачкая зловещим черным дымом лазурь неба, объятые пламенем «Фоккеры» и «Бульдоги».

Победа! Буйная радость охватывает майора. Он ищет добычу и находит ее. Внизу лейтенант Полухин гонится за врагом, а к нему уже подходит «Бульдог». Майор бросает боевую машину туда, на врага, дает очередь, другую. От «Бульдога» - черный дым, и он исчезает.

В небе только наши! Майор Гиль настойчиво качает самолет с крыла на крыло.

Наконец, собрались, построились и, как хозяева, уходят истребители из глубокого вражеского тыла. Не хватает старшего лейтенанта Ефимова. Он никогда больше не вернется на родной аэродром. Там, над озером, когда группа майора Гиля завязала бой, Ефимов со своими летчиками атаковал нижние самолеты врага. Он сбил одного. Погнался за другим. Тот в пике, и Ефимов следом, пока не вогнал врага в лес, но и сам не успел выхватить самолет из пике… Самолет его срезал вершины елей, отскочили плоскости, потом в куски разлетелся фюзеляж».

7.04.40 г. майор Зеленцов Виктор Владимирович был удостоен звания Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 81.

Затем служил в Киевском особом военном округе.

Участвовал в Великой Отечественной войне.

С 22.06.41 г. по 15.05.44 г. полковник Зеленцов командовал 36-й истребительной авиационной дивизией ПВО (2-й, 43-й, 254-й и 255-й иап, 591-й иап ПВО).

С 16.05.44 г. по 9.05.45 г. он командовал 125-й иад ПВО.

После войны служил на командных должностях в ПВО. В 1947 г. окончил Курсы усовершенствования офицерского состава.

С 1955 г. генерал-майор авиации Зеленцов в запасе. Жил в Москве.



Зеленцов Виктор Владимирович – командир 68-го истребительного авиационного полка (ВВС 13-й армии, Северо-Западный фронт), майор.

Родился 13 (26) августа 1910 года в посёлке Аша-Балашов Симской волости Уфимского уезда Уфимской губернии (ныне город Аша Челябинской области). Русский. В 1925 году окончил 6 классов школы в Аше. В 1925-1928 годах работал учеником-слесарем в посёлке Симский Завод (ныне Ашинского района Челябинской области). В 1928 году окончил школу ФЗУ, в мае-декабре 1928 года работал слесарем на металлургическом заводе в городе Аша.

В армии с января 1929 года. В декабре 1929 года окончил Вольскую объединённую военную школу лётчиков и авиатехников, в июле 1931 года – Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в ВВС младшим лётчиком, командиром звена и командиром отряда в истребительных авиаэскадрильях (город Бобруйск Могилёвской области, Белоруссия). В 1935-1938 – командир 30-й истребительной авиаэскадрильи (в Бобруйске). С мая 1938 года командовал 15-м истребительным авиационным полком (посёлок Улла Витебской области, Белоруссия).

В июле 1938 года на основании необоснованных обвинений (две тёти жены проживали в Венгрии, был знаком с И.П.Уборевичем) уволен из армии. В декабре 1938 – апреле 1939 работал командиром звена санитарной авиации ГВФ в Уфе.

Вновь в армии с апреля 1939 года. Служил командиром авиаэскадрилий в истребительном (в городе Люберцы Московской области) и скоростном бомбардировочном (в городах Иваново и Калинин) авиаполках. С ноября 1939 – командир 68-го истребительного авиационного полка (в городе Пушкин, ныне в черте Санкт-Петербурга).

Участник советско-финляндской войны: в ноябре 1939 – марте 1940 – командир 68-го истребительного авиационного полка. Полк под его командованием совершил 1.220 самолёто-вылетов, в воздушных боях и штурмовых действиях по аэродромам уничтожил 47 самолётов противника. Лично совершил 30 боевых вылетов на истребителях И-153 и И-16.

За умелое командование полком и проявленные в боях с финскими войсками мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1940 года майору Зеленцову Виктору Владимировичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После окончания советско-финляндской войны продолжал командовать авиаполком, перебазированным в город Тбилиси. С августа 1940 – командир 44-й истребительной авиационной дивизии (в Киевском особом военном округе; город Умань ныне Черкасской области, Украина). В марте 1941 года окончил Курсы усовершенствования начальствующего состава при Военной академии имени М.В.Фрунзе. С мая 1941 года – командир 36-й истребительной авиационной дивизии (в Киеве).

Участник Великой Отечественной войны: в июне 1941 – январе 1942 – командир 36-й истребительной авиационной дивизии (Юго-Западный фронт). Участвовал в обороне Киева, оборонительных боях на харьковском, валуйском и елецком направлениях.

С января 1942 – командир 36-й истребительной авиационной дивизии ПВО (город Тамбов), в сентябре 1942 – июне 1943 – заместитель командира 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО (город Москва). В августе 1943 – июне 1944 – вновь командир 36-й истребительной авиационной дивизии ПВО (Западный фронт ПВО), c июля 1944 – командир 125-й истребительной авиационной дивизии ПВО (Северный фронт ПВО). Участвовал в Курской битве и освобождении Прибалтики. Части под его командованием прикрывали с воздуха города Елец, Тамбов, Мичуринск, Липецк, Орёл, Брянск, Унеча, Гомель и Мозырь, города Прибалтики, тылы 3-го Белорусского и 1-го Прибалтийского фронтов. 26 июля 1944 года при бомбёжке города Вильнюс (Литва) был ранен в голову и контужен.

Всего за время войны совершил 19 боевых вылетов на истребителях Як-9 и Ла-5 на патрулирование и разведку войск противника.

После войны до ноября 1949 года продолжал командовать 125-й истребительной авиационной дивизией ПВО (в городе Каунас, Литва). В 1947 году окончил Курсы усовершенствования начальствующего состава при Военно-воздушной академии (Монино). С ноября 1949 года обучался в Высшей военной академии (Военной академии Генерального штаба), но в феврале 1950 года был вынужден прекратить обучение по состоянию здоровья и уйти с лётной работы.

С августа 1950 – начальник командного пункта 37-го истребительного авиационного корпуса ПВО (город Моршанск Тамбовской области), в 1951-1953 – заместитель начальника штаба Войск воздушной обороны приграничной линии по главному пункту Управления истребительной авиации. С 1953 – помощник начальника Управления воздушной обороны ВВС по командному пункту, в 1954-1955 – дежурный генерал центрального командного пункта – заместитель начальника Штаба Войск ПВО страны. С ноября 1955 года генерал-майор авиации В.В.Зеленцов – в запасе.

С 1961 года работал инженером в Государственном комитете РСФСР по водному хозяйству, в 1963-1965 – старшим инженером в Государственном производственном комитете РСФСР по орошаемому земледелию и водному хозяйству. В 1965-1977 – старший инженер Главного управления охраны водных ресурсов Министерства мелиорации и водного хозяйства РСФСР.

Генерал-майор авиации (1949). Награждён 2 орденами Ленина (7.04.1940; 1954), 2 орденами Красного Знамени (27.03.1942; 20.06.1949), орденом Отечественной войны 1-й степени (12.08.1943), 2 орденами Красной Звезды (15.01.1940; 3.11.1944), медалями.

Его именем названа улица в городе Аша Челябинской области.

Воинские звания:
Капитан (14.05.1936)
Майор (12.02.1938)
Полковник (20.09.1940)
Генерал-майор авиации (11.05.1949)