Виды тестирования как метода. Метод тестов в психологии

Теоретическая и практическая психология - наука невероятной глубины, позволяющая познать тайны человеческого сознания. Это наука никогда не останавливается и совершенствуется с каждым днем, все больше и больше углубляясь в изучение человеческой личности и ее поведения.

Тесты в психологии - это один из методов изучения человеческого разума. На сегодняшний день разновидности тестирования сложно подсчитать точно. Большое разнообразие опросников позволяет любому человеку разобраться в себе и узнать множество тайн своей личности, не обращаясь напрямую к специалисту.

Важно отметить, что существуют психологические тесты для женщин и мужчин отдельно, но мы рассмотрим общий метод тестов в психологии, не имеющий деления по гендеру. Давайте вместе разберемся с секретами нашего сознания.

Где применяется психологическое тестирование?

Психологические тесты с ответами применяются в следующих случаях:

  • Для установления особенностей человеческой личности.
  • Тесты по психологии для студентов помогают определить будущую специализацию молодого поколения.
  • В качестве метода, помогающего определять специфику развития ребенка.
  • В случае необходимости подтверждения профессиональной пригодности испытуемого.
  • Для подтверждения психического здоровья.

На самом деле тест в психологии - это огромная область, и применяются они в разных сферах. Но мы остановимся на первой задаче - особенности личности - и постараемся максимально точно изучить личностные особенности каждого.

Тест Айзенка

Тесты по психологии личности занимают большую область в данной науке. Первым опросником, который следует пройти для того, чтобы лучше понять себя, является тест Айзенка, или, иначе говоря, исследование темперамента человека. Существует 4 основных типа темперамента: флегматик, и меланхолик. Как проходить психологические тесты? Чтобы определить, к какому из типов вы можете отнести себя, следует дать ответы на следующие 57 вопросов. Отвечать нужно только «да» или «нет».

  1. Нравится ли вам находиться в эпицентре активности и суеты?
  2. Вы склонны к тому, чтобы чувствовать беспокойство от того, что вы не знаете, чего хотите?
  3. Относитесь ли вы к людям, которые за словом в карман не полезут?
  4. Склонны к беспричинным перепадам настроения?
  5. Стараетесь обойти шумные вечеринки и праздники, а если и присутствуете на них, то стараетесь быть максимально далеко от центра внимания?
  6. Вы всегда делаете то, о чем вас попросят?
  7. Часто ли на вас нападает плохое настроение?
  8. В ссорах ваш основной принцип - молчание?
  9. Легко ли меняется ваше настроение?
  10. Любите находиться в кругу людей?
  11. Случается ли такое, что вы не можете уснуть из-за тревожных мыслей?
  12. Вас можно считать упрямым?
  13. Считают ли вас бесчестной личностью?
  14. Говорят ли о вас, что вы ненаходчивый человек?
  15. Лучшая работа - в одиночестве?
  16. Плохое настроение - частый и беспричинный гость?
  17. Считаете ли вы себя активным человеком в самом эпицентре жизни?
  18. Могут ли стать причиной вашего смеха?
  19. Бывает ли у вас такое состояние, когда что-либо надоело по самое горло?
  20. Чувствуете себя уверенно только в привычной и удобной одежде?
  21. Вам сложно сосредоточиться?
  22. У вас нет проблем с выражением собственных мыслей словами?
  23. Часто погружаетесь в личные раздумья?
  24. Вы человек, отвергающий предрассудки?
  25. Считаете ли себя любителем розыгрышей?
  26. В основном ваши мысли о работе?
  27. Важно ли для вас вкусно поесть?
  28. Когда вы желаете выговориться, важно ли, чтобы ваш собеседник был в хорошем расположении духа?
  29. Не любите брать в долг?
  30. Склонны ли похвастаться?
  31. Считаете себя чувствительным к чему-либо?
  32. Вам предпочтительнее домашняя посиделка в одиночестве, чем шумный праздник?
  33. Посещает ли вас сильное беспокойство?
  34. Строите ли вы планы намного раньше необходимого?
  35. Случаются ли головокружения?
  36. Отвечаете на сообщения сразу же?
  37. Ваши дела идут лучше, если вы их делаете самостоятельно, чем с группой?
  38. Случается ли у вас одышка даже без физических нагрузок?
  39. Считаете ли вы себя человеком, который может спокойно отойти от общепринятых правил (в рамках нормы)?
  40. Беспокоит состояние вашей нервной системы?
  41. Любите строить планы?
  42. Лучше отложить на завтра то, что можно сделать и сегодня?
  43. Боитесь замкнутых пространств?
  44. Инициативны ли вы при первой встрече с человеком?
  45. Случаются ли сильные головные боли?
  46. Вы приверженец того, что многие проблемы могут решиться сами?
  47. Страдаете бессонницей?
  48. Склоны к лжи?
  49. Случается ли такое, что говорите первое, что придет в голову?
  50. Попадая в глупую ситуацию, вы часто вспоминаете ее и волнуетесь о ней?
  51. Замкнуты ли вы?
  52. Часто попадаете в неприятные ситуации?
  53. Вы заядлый рассказчик историй?
  54. Главное - не победа, а участие - это не про вас?
  55. Вам некомфортно в обществе, где люди выше вас по социальному положению?
  56. Когда все складывается против вас, вы продолжаете действовать?
  57. Вас сильно охватывает волнение перед важным делом?

Теперь сверимся с ключом.

Ключ к тесту

Определять будем по нескольким факторам: экстраверсии - интроверсии, уровню нейротизма и шкале лжи. За каждое совпадение с ответом зачисляется 1 балл.

Экстраверсия - интроверсия

Ответы «да»: 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56.

Ответы «нет»: 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.

Как вы заметили, некоторых номеров вопросов не хватает. Это не ошибка, так и должно быть. Сверимся с ключом к этому пункту. Взгляните на круг (см. рисунок ниже) - горизонтальная линия обозначает шкалу экстраверсии - интроверсии. Чем большее количество баллов по этому признаку, тем больше вы склонны к экстраверсии и наоборот. Число 12 является средним значением.

Шкала нейротизма

Шкала нейротизма на этом же круге имеет обозначение устойчивости-неустойчивости. Здесь необходимо сверить только ответы «да».

Ответы «да»: 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.

Шкала нейротизма помогает определить устойчивость вашей нервной системы. Она расположена вертикально и работать с ней необходимо так же, как в предыдущем пункте.

Ложь

Шкала лжи не отображается на круге, но для ее определения специально выделены несколько вопросов.

Ответы «да»: 6, 24, 36.

Ответы «нет»: 12, 18, 30, 42, 48.

Стоит отметить, что, отвечая на подобные психологические тесты с ответами, вы прежде всего должны быть предельно честны сами с собой. Ключ к данной шкале максимально прост: если вы набираете более 4 баллов по этому пункту, это значит, что вы были неискренны в некоторых вопросах. Отметка 4 и ниже свидетельствует о норме в ответах.

В некоторых интерпретациях существует разделение на психологические тесты для женщин и мужчин, поскольку прекрасная половина человечества более склонна к эмоциональности, что может иметь незначительное влияние на результаты теста.

Пояснения к кругу Айзенка

Тесты по завершаются определением типа нашего темперамента. Еще раз взгляните на круг и найдите точку пересечения двух ваших предыдущих отметок. Новая (третья) точка будет расположена в четверти, символизирующей тип вашего темперамента.

Сангвинистический

Людей данного темперамента считают жизнерадостными. Они часто являются лидерами группы и ведут за собой людей, излучая активность и движение. Настроение этих людей всегда положительное, им легко заводить новые знакомства, они комфортно чувствуют себя среди нового круга людей.

Сангвиники нуждаются в постоянных переменах и новизне. Это самая настоящая потребность, поскольку если заставить сангвиника долго делать нудное дело, его жизнерадостность погаснет, человек станет вялым и неактивным. Потому такие люди легко переезжают с место на место и заводят новые знакомства.

Флегматический

Флегматики - это спокойные люди. Их сложно вывести из себя и заставить проявлять свои эмоции. Флегматики контролируют все свои действия, они редко упускают что-то из виду и обдумывают каждый свой шаг.

Повлиять на смену настроения флегматика не так просто благодаря их хладнокровности. Но людям данного темперамента нужно стараться быть более активными и не допускать чрезмерного погружения в свои мысли, что может повлечь за собой плохое настроение.

Холерический

Холерики живут вспышками. Эмоции их могут меняться по щелчку, как и подъемы, и спады активности. Такие люди берутся за любые дела, но порой не могут их завершить из-за нехватки энергии.

Холерики эмоциональны и вспыльчивы, потому могут легко разругаться с любым человеком. Таким личностям нужно больше контролировать себя.

Меланхолический

Психические процессы меланхоликов протекают крайне медленно. Вывести этих людей из состояния душевного равновесия практически невозможно. Такая личность чувствует себя неуютно в большой компании, в группе их работоспособность падает. Меланхолику комфортнее работать одному.

Такого человека пугает что-то новое. Меланхолики редко делятся своими переживаниями и держат все в себе.

На этом типу темперамента можно закончить. Ваш первый шаг в познание себя совершен. Рассмотрим интересные тесты по психологии дальше.

Тест Люшера

Психологические тесты по цветам широко используются специалистами в работе не только с детьми. Они не менее информативны для оценки взрослых личностей. Данный тест в психологии - это способ понять свое нынешнее душевное состояние. Опросник Люшера основывается на 8 цветах. Интерпретаций данного исследования существует немало, как и вариаций самого интересного теста по психологии. Но мы остановимся на кратком, но не менее точном варианте:

  1. Приготовьте лист и ручку.
  2. Взгляните на картинку (см. выше). Перед вами - 8 цветов. Вам необходимо выбрать наиболее предпочтительный и приятный для вас цвет на данный момент. Обратите внимание, что не нужно соотносить выбираемый вами цвет с любимым цветом в одежде, окружении, с тенденциями моды и пр. Ваш выбор должен быть максимально беспристрастным и не зависящим от ваших личных предпочтений. Вы делаете выбор только исходя из текущих желаний.
  3. Далее вам нужно продолжить выбор по тому же принципу: вы выбираете наиболее приятный для себя цвет из оставшихся. Порядок выбора цветов записываете на бумагу.

На этом первый этап завершен. Но на этом мы не останавливаемся и переходим ко второму этапу:

  1. Вновь воспользуемся новым листком бумаги и ручкой.
  2. Вас может это удивить, но мы вновь повторяем ту же процедуру. Перед вами - опять 8 цветов, и вы начинаете поочередно выбирать наиболее приятный цвет. Не следует пытаться соотносить свой предыдущий и нынешний выбор - отмечайте картинки так, словно вы видите их в первый раз.

Теперь мы закончили проведение психологического тестирования. Почему же потребовалось проводить одну и ту же процедуру дважды? Ответ прост: ваш первый выбор (довольно часто для оценки личности применяется данный тест в психологии) - это то, чего вы хотите. Второй этап же отображает реальную действительность, которая может отличаться от ваших желаний. Перейдем к интерпретации.

Давайте определимся, что обозначает каждая позиция:

  1. Первое выбранное вами значение определяет те средства, которыми вы достигаете поставленную для себя цель. Неважно, имеете ли вы какие-то конкретные намерения в данный момент, ведь мы изучаем то, что заложено в вашем подсознании сейчас.
  2. Вторая позиция характеризует саму цель, которой мы добиваемся.
  3. Далее мы рассматриваем пары позиций. Номера 3 и 4 характеризуют ваше ощущение от сложившейся ситуации.
  4. 5-я и 6-я позиции - отображение вашего нейтрального отношения к этим цветам. В определенных ситуациях эти позиции могут нести немалое значение, поскольку они отображают действие или потребность, которую вы сознательно откладываете на задний план до лучших времен;
  5. 7-й и 8-й номера - то, к чему испытываете резкую антипатию.

Поняв, что означает каждый номер, можно перейти к конкретным определениям.

Значение цветов

Прежде всего, все используемые цвета мы можем разделить на две группы - основную и дополнительную. В основную группу входит синий, сине-зеленый, оранжево-красный и светло-желтый. При нормальном состоянии сознания человека и его душевном спокойствии, отсутствии внутренних конфликтов эти цвета занимают первые 5 позиций.

Дополнительные оттенки - фиолетовый, черный, коричневый, серый. Эти цвета относят к негативной группе, которая отображает скрытые или явные страхи, тревожность, неудовлетворенность ситуацией.

Синий - символ спокойствия, удовлетворенности. Нахождение его на первом месте в начальном этапе нашего теста говорит о потребности человека в состоянии покоя и отсутствии напряженности. Во втором варианте, символизирующем действительность, выбор синего является наиболее благоприятным исходом. Он отображает, что в данный момент вы умиротворены душевно.

Сине-зеленый. Цвет отображает уверенность и упрямство. Позиция этого цвета говорит о том, что вы в той или иной степени нуждаетесь в уверенности в себе и в вашем окружении. Если данный цвет расположен во втором тесте на последних позициях, это говорит о слабости личности и необходимости поддержки человека.

Оранжево-красный - это цвет действий, возбуждения и иногда агрессии. В зависимости от расположения он говорит о состоянии готовности к активным действиям и борьбе с проблемами.

Светло-желтый - это цвет веселья и общительности. В дуэте с синим дает максимально удачное сочетание.

Психологические тесты по цветам помогут создать вам точную картину вашего текущего душевного состояния.

Оптимист, пессимист, реалист

Рассмотрим последний, но не менее интересный тест по общей психологии. Он позволит наконец-то определить, кто вы - жизнерадостный оптимист, опечаленный пессимист или же мудрый реалист. Необходимо отвечать на вопросы только «да» или «нет»:

  1. Вас привлекает возможность путешествовать?
  2. Вы любите изучать что-то новое?
  3. Есть ли у вас проблемы со сном?
  4. Вы гостеприимный человек?
  5. Имеете склонность предугадывать проблемы в будущем?
  6. Ваши друзья добились в жизни больше, чем вы?
  7. Любите заниматься спортом?
  8. Судьба часто преподносит вам неожиданности?
  9. Вы беспокоитесь за текущее состояние экологии?
  10. Научный прогресс доставил планете слишком много проблем?
  11. Ваша профессия выбрана удачно?
  12. Часто ли вы пользуетесь страхованием?
  13. Вы мобильный человек? Легко ли вам переехать на другое место, если предложат дело по душе?
  14. Вы считаете себя симпатичным?
  15. Вас беспокоит состояние вашего организма?
  16. Вас не смущает нахождение в незнакомом коллективе?
  17. Любите быть в центре событий?
  18. Существует ли дружба без взаимной выгоды?
  19. У вас есть свои личные приметы?
  20. Каждый строит свою судьбу сам?

Ответив на 20 достаточно простых вопросов, перейдем к ключу.


За каждое соответствие ключу ставим себе 1 балл.

Ответы «да»: 1, 2, 4, 7, 11, 13-20.

Ответы «нет»: 3, 5, 6, 8, 9, 10, 12.

0-5 баллов. Вы определенно пессимист. Причем свои невзгоды и проблемы вы явно преувеличиваете, ведь жизнь полна черных полос, но не лишена белых, однако вы видите все в черном цвете. Взгляните на жизнь по-другому - мир не так мрачен, как вам кажется.

6-10 баллов. Вы огорчены происходящим. Вокруг складывается все не так, хотя вы продолжаете бороться. Жизнь преподносит все новые сюрпризы, а друзья справляются с ними лучше вас. Да, вы пессимистично смотрите на жизнь, но у вас есть на это причины. Однако не стоит так огорчаться из-за мелких проигрышей и жизненных неурядиц - вы прекрасно справляетесь и идете в нужном направлении.

11-15 баллов. Ваш взгляд на жизнь очевиден и реален. Вы не преувеличиваете печалей, но и не пьянеете от радости побед. Вашему жизненному настрою можно позавидовать, ведь вы реалист и смотрите на жизнь уверенно. Продолжайте в том же духе и не отступайте!

16-18 баллов. Вы оптимист, в любой проблеме вы видите свои плюсы и стараетесь любую ситуацию обратить в свою пользу. Невзгоды не обходят вас стороной, но вы знаете, как правильно к ним относиться, ваша жизнь сияет красками.

19-20. Такого оптимиста, как вы, нужно поискать. Вы не видите проблем, весь мир для вас - сплошная радуга. Но может быть, стоит посмотреть на жизнь без розовых очков? Ведь иногда несерьезность приводит к печальным последствиям.

Таким образом, мы завершили тесты по психологии личности. Конечно, трех опросников недостаточно, чтобы познать глубокий мир человека, но вы уже встали на путь самопознания и немало узнали о чертах своего характера и душевном состоянии.

Но не забывайте, что тест в психологии - это не простая палочка-выручалочка, которой каждый может воспользоваться. Точную информацию сможет дать только специалист-психолог. Интересные тесты по психологии - это лишь дополнительный метод исследования личности. Они дают лишь актуальный срез исследуемого качества. А многие психологические тесты-опросники, хранящиеся на просторах Сети, вообще не отображают реальной действительности.

Тестами в психологии называют стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получать сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств. Под стандартизированностью таких методик имеется в виду то, что они всегда и везде должны применяться одинаковым образом, начиная от ситуации и инструкции, получаемой испытуемым, кончая способами вычисления и интерпретации получаемых показателей. Сопоставимость означает, что оценки, получаемые при помощи теста, можно сравнивать друг с другом независимо от того, где? когда? как? и кем? они были получены, если, разумеется, тест применялся правильно Гуревич К.М. Что такое психологическая диагностика М.: Знание, 1985.- 80 с..

Что такое психологический тест в понимании большинства людей? Это - набор вопросов и ключ для их обработки. О том, что есть специальная процедура и правила проведения теста, о том, что тест должен быть валидным и надёжным чаще всего забывают. Даже люди, получившие профильное образование, почувствовав вольный воздух самостоятельности напрочь забывают о жёстких требованиях по проведению методик. Из многочисленных тестов выбираются самые простые в обработке или самые интересные для рекрутера. Так в практику отбора массово вошли принципиально маловалидные или неприемлемые для профотбора проективные методики, тесты: Люшера, Сонди, Несуществующее животное, Дом-дерево-человек, Розовый куст и многие другие. Методики, отлично подходящие для клинической или консультативной диагностики потоком пошли в практику отбора кандидатов и, тем самым, значительно дискредитировали все остальные методики Горшкова Е. Оценка персонала: тонкая настройка бизнеса // Управление компанией. - 2006. - № 3..

Психологическое тестирование относится к разделу психодиагностики и занимается изучением психологических качеств и свойств личности через применение психологических тестов. Этот метод часто применяется в консультировании, психотерапии, а также работодателями при приёме на работу. Психологические тесты нужны, когда требуется узнать о личности человека более подробно, чего нельзя сделать при помощи беседы или опроса.

Основными характеристиками психологических тестов являются:

ѕ Валидность - соответствие полученных из теста данных той характеристике, для которой тест проводится;

ѕ Надёжность - соответствие полученных результатов при повторном тестировании;

ѕ Достоверность - свойство теста давать истинные результаты, даже при намеренных или непреднамеренных попытках их искажения испытуемыми;

ѕ Репрезентативность - соответствие нормам.

По-настоящему эффективный тест создаётся путём проб и модификаций (изменение количества вопросов, их состава и формулировок). Тест должен пройти многоступенчатую процедуру проверки и адаптации. Действенный психологический тест - это стандартизированная проверка, на основе результатов которой становится возможным произвести оценку психофизиологических и личностных характеристик, а также знаний, умений и навыков испытуемого.

Существуют различные виды тестов:

ѕ Тесты на профориентацию - для определения предрасположенности человека к какому-либо виду деятельности или соответствия должности;

ѕ Тесты личности - для изучения характера, потребностей, эмоций, способностей и других свойств личности;

ѕ Тесты интеллекта - для изучения степени развития интеллекта;

ѕ Вербальные тесты - для изучения умения человека описывать словами совершаемые действия;

ѕ Тесты достижений - для оценки уровня овладения знаниями и навыками.

Есть и другие варианты тестов, направленных на изучение человека и особенностей его личности: цветовые тесты, лингвистические тесты, опросники, анализ почерка, психометрия, детектор лжи, различные методы диагностирования и др.

Психологические тесты очень удобно использовать в обычной жизни для того, чтобы лучше узнать себя или людей, к которым вы неравнодушны.

Практические области применения психологии: психология труда, инженерная, социальная, педагогическая, медицинская, юридическая, военная и спортивная психология - при создании и применении психодиагностических методов находят в психодиагностике общий теоретико-методологический базис для оценки личности в системе социальных, экономических и других отношений. Эти практические области психологии со своей стороны обогащают систему основных психологических знаний применением и многократной проверкой их на практике.

Психологическое тестирование применяется в образовании, для тестирования интеллекта, специальных способностей, достижений, личностных качеств, поведения и др.

Тестирование проводится в сфере профессиональной деятельности в качестве вспомогательных средств, для принятия решений о приеме на работу, расстановке кадров.

В клинической психологии и психологическом консультировании применяется тестирование и оценка психического состояния, при неспособности индивида справиться со своими трудностями или проблемами.

В нейрофизиологии проводятся нейропсихологические исследования взаимодействия мозговых патологий с поведением человека. Установлено влияние возраста на поведенческие эффекты, к которым приводит поражение мозга.

Остановимся на наиболее распространенной сфере применения психологического тестирования - отборе персонала.

Тестирование сотрудников является важнейшим компонентом в системе управления персоналом, которое позволяет оценить, как персонал компании в целом, так и каждого сотрудника индивидуально. Проводить тестирование сотрудников необходимо не только при приеме на работу, при окончании испытательного периода, при переводе на другую вакантную должность, при создании кадрового резерва, но и на регулярной основе по утвержденному генеральным директором плану. Именно тестирование сотрудников способно предоставить руководству компании реальную картину состояния дел с персоналом. Отсутствие или несвоевременное проведение мероприятий, таких, как тестирование сотрудников, может привести к весьма негативным последствиям для самой организации, когда исправить состояние дел уже почти невозможно.

Анализируя множество публикаций по теме тестирования персонала организации, можно отметить неодинаковое отношение к данному методу оценки как со стороны руководителей, так и со стороны профильных специалистов.

Совершенно очевидно, что отборные процедуры очень важны для предприятия как при приеме на работу, поскольку от правильно подобранного персонала зависит конечный результат его деятельности: получение прибыли и конкурентоспособность самого предприятия в избранном сегменте рынка, так и при отборе в кадровый резерв и отборе персонала для высвобождения.

Выборочное исследование разных источников показало невысокую результативность распространенных в практике предприятий тестов (см. табл. 1).

Таблица 1- Сравнительная эффективность тестирования кандидатов

Руководители малых и средних по размеру предприятий, проводившие оценку своих служащих, используя тестирование в качестве основного метода отбора персонала, часто не удовлетворены ее результатами.

Основные аргументы противников применения тестов следующие Маличевский В. Технология оценки и диагностики кандидатов разного уровня HQS при приеме на работу (Human quality selection) // http://www.trn.com.ua/news/2970/.:

Высокая трудоемкость тестирования при профотборе персонала;

Подготовка тестов под должность занимает много времени;

Далеко не каждый менеджер способен грамотно и корректно использовать компьютерные тестовые задания;

Распространенность психологических тестов неизвестной направленности, представленных в Интернете;

Невысокий уровень тестового прогнозирования;

Множество факторов, влияющих на кандидата как в процессе тестирования, так и в процессе работы;

Неуверенность претендентов в том, что в результате тестирования можно получить адекватное представление об их способностях.

Американская ассоциация по менеджменту привела данные, что 44 % предприятий, принявших участие в опросе, применяют тесты при отборе сотрудников. Более того, 40 % компаний из списка Fortune100 применяют психологическое тестирование Психологическое тестирование в процессе кадрового менеджмента // http:// www.podborkadrov.ru/ articles/detail.php?ID=1547..

В нашей стране эта проблема приобретает дополнительную остроту, поскольку, следуя моде на тестирование, на предприятиях используются тесты с ключами, опубликованные как в научных, так и в научно-популярных изданиях. Кроме того, в России в 80 % случаев используются тесты Векслера, Равенна, Амтхауера и Кеттелла, которые достаточно известны не только работодателям, но и работополучателям.

Слово "тест" означает испытание , проверка, диагностическая методика.

Тестирование и тестология - диагносцирование и диагностика.

Слово тест у нас ассоциировалось с методикой Бине-Симона и Стенфорд-Бине.

Специфические особенности теста.

Тестом называют стандартизированное, краткое, ограниченное во времени психодиагностическое испытание, предназначенное для установления, прежде всего:

    1. Количественных психоиндивидуальных различий. Л.Кронбах - тесты предназначены описывать индивидуальные психологические различия с помощью количественной шкалы. Штерн в 1911 году описывал требования к тестам. С помощью тестовых оценок происходит ранжирование людей.
    2. Тест представляет собой набор заданий, которые испытуемые должны выполнять по жестко-определенной инструкции, строго детерминирующей поведение. Инструкция жестко задает поведение испытуемого.
    3. Выполнение тестов оценивается по критерию правильности. За правильно выполненное задание начисляются баллы.
    4. Стимульный материал теста должен восприниматься всеми испытуемыми одинаково.

Какие бывают тесты?

Критерии классификации тестов:

  1. цель тестирования
  2. содержание
  3. форма тестирования.

1. По цели различают тесты:

  • тесты для отбора
  • тесты для распределения
  • тесты для классификации
  • тесты общих способностей:
    • тесты интеллекта
    • тесты креативные
  • тесты специальных способностей
  • тесты личности
  • тесты достижений
  • критериально-ориентированные тесты

Тесты достижения приравниваются к тестам успешности обучения (насколько хороша учебная программа).

Критериально-ориентированные тесты - это новый вид тестов, появились в 60-е годы 20 века.

Устанавливается соответствие испытуемого некоторому определенному критерию (соответствуют ли они внешне заданному критерию).

3. По форме тесты бывают - индивидуальные и групповые:

  • вербальные и невербальные (по форме, в которой представлены задания)
  • бланковые (тесты карандаш-бумага). По форме представления испытуемому.
  • аппаратурные тесты (с помощью специальные приспособлений)
  • компьютерные

Проективные методы.

Проективные методы - это группа специфических методик, направленных для измерения личности. Эти методики направлены на раскрытие содержания внутреннего мира личности.

Специфические особенности методик.

Карл Юнг открыл первым феномен, лежащий в основе проективных методик. Можно посредством косвенного воздействия на значимые области переживания испытуемого вызывать изменения в экспериментальной деятельности.

Выполняя что-либо, любой человек проявляет свое отношение к этому. Его высказывания, восприятие, двигательные акты являются проекцией его личности.

Термин "проекция" впервые применен Лоренсом Франком для обозначения группы методик в 1939 году.

Он описал основные принципы проективной диагностики.

В 1896 году Фрейд ввел термин "проекция" - приписывание другим людям социально неприемлимых влечений и желаний, в которых человек отказывает себе.

В начале 20 века Фрейд использует "проекцию" в другом смысле - символический перенос во вне - внутреннего мира человека. Наблюдая процесс экстериоризации тревожности, страха.

Проекция потом стала пониматься как нормальный естественный психический процесс, участвующий в восприятии здорового человека.

Группы проективных методик.

Впервые выделены Франком.

I. Конститутивные методики (методики структурирования).

Предъявление беспорядочного неструктурированного материала. Испытуемому надо придать ему субъективный смысл, что-то в нем надо увидеть.

Например:

  • методика чернильных пятен Роршаха.
  • тест трехмерной апперцепции (у нас не используется)

Создан - американцами в 1947 году. Стимульный материал - 28 стандартных объемных разной формы предметов.

Два этапа обследования:

    1. из всех выбрать те, которые он хотел бы использовать для составления какого-то рассказа. Предметы выбираются наощупь.
    2. испытуемый ориентируется на кинестетические внутренние ощущения, на тактильные ощущения.

II. Конструктивные методики (методики конструирования).

  • В них требуется из определенных деталей создать осмысленное целое, что-то собрать, что осуществляется в соответствии с собственным опытом, вкусом, личностными особенностями.
  • По отдельным фрагментам рассказа создать весь рассказ. Пример: в 1939 году - тест Мира (Ловенфейд). Стимульный материал: 232 модели разных объектов, которые распределены по 15 категориям (животные, люди...). Модели небольшие, из дерева или металла, имеют яркую окраску. Испытуемый должен создать свой малый мир (время не ограничивается).

В качестве критерия оценки используется:

    1. количество людей
    2. количество категорий
    3. какие модели выбраны первыми
    4. оценивается занятое пространство, учитываются формы конструкции
    5. большую информацию дает наблюдение за деятельностью испытуемого.

В зависимости от подходов (практический, эстетический, логический...) оценивают тип личности, ее направленности.

Составь картину-историю (в 1947 году Шнейдман).

Стимульный материал: 21 таблица, на которых изображен фон (спальня, пейзаж, жилая комната) и 67 фигурок, соответствующих фону.

Картины фона предъявляются по одной, испытуемый должен подобрать соответствующие фигурки, расставить их и рассказать историю о созданной им ситуации.

III. Интерпретативные методики

Нужно истолковать что-либо: ситуации, истории.

    1. ТАТ - тематический апперцептивный тест
    2. Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга
    3. Методика Сонди (1939 года), 48 стандартных карточек с портретами психически больных людей по 8-ми заболеваниям:
      • садизм
      • эпилепсия
      • истерия
      • кататония
      • шизофрения
      • депрессия
      • мания
      • гомосексуализм

Они разделены на 6 серий, каждый раз 8 портретов по одному на заболевание.

Надо выбрать по два наиболее понравившихся и два наименее (каждую серию повторяли 6 раз).

Если выбраны 4 и более портретов с одним заболеванием, то данная диагностическая область является значимой для испытуемого.

Выбор портретов определялся потребностями у испытуемого, отсутствие выбора - удовлетворенность потребности.

Негативные выборы - подавленные, вытесненные потребности; позитивные выборы - признаваемые потребности.

Генетический детерминизм - существование родового бессознательного.

IV. Катактические методики

Осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях.

Пример: психодрама. Разработана Джекобом Морено в 1946 году. В виде импровизированного театрального представления, в котором участвуют специально подготовленные лица - вспомогательные "Я", которые создают специальные стимульные условия.

Разыгрываются определенные ситуации, если они созвучны переживаниям испытуемого, то происходит процесс проекции его личности и вследствие игрового катарсиса наступает терапевтический эффект.

Катарсис - эффективное отреагирование.

Методика тест кукол (у нас не используется).

Вольтман, Гауорт - 50-е годы 20 века. Предназначен для детей до 10 лет, стимульный материал - куклы.

Разыграть с куклами различные сцены, в которых он участвует в социуме (соперничество с братьями, сестрами...)

V. Экспрессивные методики.

Рисование на свободную или заданную тему.

"Дом-дерево-человек", "Несуществующее животное", "Кинетический рисунок семьи".

Миокинетическая методика Мира и Лопеца - в 1940 году, состоит из 7 субтестов, в каждом используется таблица, где начерчены линии разной конфигурации. Параллели, кружки, лестницы, цепи, зигзаги...

Надо карандашом несколько раз обводить линии, затем выполнить ту же работу вслепую правой и левой рукой. Сначала в горизонтальной плоскости, затем в вертикальной.

Главные показатели оценивают длину линии и характер их отклонения (при обведении вслепую).

Интерпретация основана на том, что любое психическое проявление сопряжено с мышечным движением.

Доминирующая половина тела более развита, и в большей степени контролируется сознанием. Моторные проявления доминирующей половины тела обнаруживают актуальные установки человека. Противоположная половина тела связана с инстинктивными установками.

В зависимости от рода отклонений вывод о проявлениях установок человека. Если отклонение вверх - высокая степень возбуждения и т.д.

VI. Импрессивные методики.

Предпочтение одних стимулов, наиболее желательных другим.

Цветовая методика Люшера (создана в 1948 году), стимульный материал - вырезанные квадраты определенного размера разных цветов. Всего 73 квадрата, 25 разных цветов и оттенков (чаще неполный - 8 квадратов, 4 основных цвета: синий, зеленый, красный и желтый; 4 дополнительный цвета: фиолетовый, коричневый, черный и серый).

На белом фоне выкладываются все 8 квадратов, надо выбрать наиболее приятный по цвету квадрат, по отношению к оставшимся.

Образуется ряд квадратов по степени привлекательности.

Первые 2 цвета явно предпочитаемые, 3 и 4 цвет тоже предпочитаемые, 5 и 6 - нейтральные цвета, 7 и 8 - вызывающие антипатию цвета.

Интерпретация основана на символике цветов: красный - стремление к власти, зеленый - упорство, упрямство. Первые 2 выбора определяют цели и способы их достижения у испытуемого, 2 последних - подавленные потребности.

В практических целях крайне редко используется, так как диагносцируется психическое состояние испытуемого.

Крайне важное значение приобретают оттенки цветов.

VII. Аддитивные методики.

Методики на завершение предложения, рассказа, истории. Примеры: используется для диагностики ценностей, установок, тревожности, страхов, мотивов испытуемого.

Опросники.

Опросники - это такой вид методик, в которых задания даются в виде вопросов или утверждений. Для получения информации со слов самого испытуемого.

Особенности использования опросников.

    1. Опросники похожи на проективные методики, так как не оцениваются ответы по критерию правильности. Баллы начисляются за совпадение с ключом, а не за правильность.
    2. Опросники похожи на тесты: четкая инструкция, которая детерминирует способ выполнения задания, желательно ясное содержание вопросов или утверждений.
    3. Опросники - разновидность самонаблюдения, косвенной самооценки.

Опросники предназначены для получения информации о личностных особенностях со слов испытуемого.

Ответить - проявить умение рефлексии, самонаблюдения, самоанализа, чем обладают не все люди.

Опросники не используются для диагностики маленьких детей дошкольного возраста, только с 8 лет.

Выделяются:

  • опросники-анкеты - для получения информации об испытуемом, не имеющая личностного характера (биографические данные, для оценки особенностей когнитивной сферы).
  • личностные опросники - дают информацию о личности:
    1. типологические, которые позволяют выяснить степень совпадения личности испытуемого с тем или иным типом личности.
    2. опросники отдельных черт личности - для диагностики отдельных черт характера:
      • многофакторные (о многих чертах), например Кеттела (14-, 12-, 16-тифакторные)
      • однофакторные
      • двухфакторные
    3. опросники мотивации
    4. опросники интересов
    5. опросники ценностей
    6. опросники установок

В 50-е годы отрицалась возможность использования личностных опросников.

В 60-е годы - начинают использовать.

К 60-70-м годам начинают переводить известные зарубежные опросники (применяют без проверки надежности).

80-е годы - проверка на надежность и валидность на наших испытуемых.

80-90е годы - появление отечественных опросников в большом количестве.

Основные проблемы, связанные с опросниками:

I. Конструирование

В психодиагностике создано очень много опросников. Они просты в использовании. Но эта простота имеет оборотную сторону - их сложно конструировать.

Нужно очень хорошо понимать содержание вопроса, формулировка вопроса влияет на ответ. Следовательно, ясность и точность формулировок вопросов (не допускается использование многозначных слов и выражений). Опасны наводящие вопросы. Опасны стереотипные формулировки вопросов, которые приводят к стереотипным ответам.

Каждый вопрос должен содержать одну мысль. Должен давать информацию о той характеристике, которую должен диагносцировать психолог.

При составлении вопросов количество ответов "да" должно быть приблизительно таким же, как количество ответов "нет", за которые начисляются баллы.

По форме вопросы:

  • закрытые - имеют варианты ответов
  • открытые - не имеют вариантов ответов, испытуемый сам формулирует ответ. Сложно интерпретировать.

Три типа закрытых вопросов:

  • дихотомический (два возможных ответа)
  • альтернативный (выбор одного ответа из нескольких возможных вариантов), к каждому вопросу прилагается какое-то количество вариантов ответа, которые можно выбрать.
  • ресторанный

Их сложно разрабатывать, так как отвечающий не может высказать собственное мнение, может лишь присоединиться

II. Интерпретация

Проблема интерпретации результатов.

Психодиагност не может быть полностью уверен в получении достоверной информации от испытуемого. Можно ли доверять ответам испытуемого?

Людям свойственно давать социально-желательные ответы, представлять себя в более выгодном свете.

Это может быть бессознательная тенденция.

Эйнвордс исследовал эту тенденцию - "эффект фасада", который может быть связан с не очень хорошим знанием самого себя у испытуемого.

Иногда связано - с нежеланием принять свою ограниченность в чем-то. Стремление к защите собственного "Я". Стремление привлечь к себе внимание, получить помощь со стороны окружающих. Стремление сознательно исказить информацию о себе.

Приемы выявления достоверности ответов:

      1. использование дублирующих вопросов (формулируются несколько вопросов 4-5, в разной форме обращены к одному содержанию). Если испытуемый отвечает противоречиво, то эта информация не должна рассматриваться
      2. Контрольные шкалы. Четыре типа контрольных шкал существуют, все они присутствуют в минесотском многоаспектном личностном опроснике (MMPI)

Тестирование


Тестирование (англ. test - испытание, проверка) - эксперементальный метод психродиагностики, применяемый в эмпирических социологических исследованиях, а также метод измерения и оценки различных психологических качеств и состояний индивида.

Возникновение тестологических процедур было обусловлено потребностью сопоставления (сравнения, дифференциации и ранжиования) индивидов по уровню развития или степени выраженности различных психологических качеств.

Основоположники тестирования - Ф.Гальтон, Ч.Спирман, Дж.Каттел, А.Бине, Т.Симон. Сам термин "умственный тест" придумал Кеттел в 1890 г. Начало развития современной тестологии массового применения тестов на практике связано с именем французского врача Бине, разработавшего в соавторстве с Симоном метрическую шкалу умственного развития, известную под названием "тест Бине-Симона".

Широкому распространению, развитию и совершенствованию тестов способствовал целый ряд преимуществ, которые дает этот метод. Тесты позволяют дать оценку индивида в соответствии с поставленной целью исследования; обеспечивают возможность получения количественной оценки на основе квантификации качественных параметров личности и удобство математической обработки; являются относительно оперативным способом оценки большого числа неизвестных лиц; способствуют обёективности оценок, не зависящих от субёективных установок лица, проводящего исследование; обеспечивают сопоставимость информации, полученной разными исследователями на разных испытуемых.

Тесты предъявляют требования:

Строгая формализация всех этапов тестирования,

Стандартизация заданий и условий их выполнения,

Квантификация полученных результатов и их структурирование по заданной программе,

Интерпретации результатов на основе предварительно полученного распределения по изучаемому признаку.

Каждый тест, соответствующий критериям надежности, кроме набора заданий включает в себя следующие компоненты:

1) стандартная инструкция для испытуемого о цели и правилах выполнения заданий,

2) ключ шкалирования - соотнесение пунктов заданий со шкалами измеряемых качеств, указывающее, какой пункт заданий к какой шкале относится,

4) ключ интерпретации полученного индекса, представляющий собой данные нормы, с которыми соотносится полученыный результат.

Традиционно нормой в тестологии являлись среднестатистические данные, полученные в результате предварительного тестирования на определенной группе лиц. Здесь неодходимо учитывать, что переносить интерпретацию плученых результатов можно только на те группы испытуемых, которые по своим основным социокультурным и демографическим признакам аналогичны базовой.

Для преодоления основного недостатка большинства тестов применяются различные приемы:

1) увеличение базовой выборки с целью повышения ее репрезентативности по большему числу параметров,

2) введение поправочных коэффициетнов с учетом характеристик выборки,

3)введение в практику тестирования невербального способа предъявления материала.

Тест состоит из двух частей:

а) стимулирующего материала (задача, инструкция или вопрос)

б) указаний относительно регистрации или интнграции полученых ответов.

Типичная для тестов стандартизация ситуации обеспечивает им в отличие от "свободного" наблюдения поведения большуюю объективность результатов.

Тесты классифицируются по разным признакам.

По виду свойств личности они делятся на тесты достижений и личностные. К первым относятся тесты интеллекта, школьной успеваемости, тесты на творчество, тесты на способности, сенсорные и моторные тесты. Ко вторым - тесты на установки, на интересы, на темперамент, характерологические тесты, мотивационные тесты. Однако не все тесты (например, тесты развития, графические тесты) можно упорядочить по данному признаку. По виду инструкции и способу применения различаются индивидуальные и групповые тесты. При групповом тестировании одновременно обследуется группа испытуемых. Если в тестах уровня временных ограничений нет, то в тестах на скорость они обязательны. В зависимости от того, насколько в результате тестирования проявляется субъективность исследователя различают тесты объективные и субъективные.

К объективным относятся большинство тестов достижений и психофизиологические тесты, к субъективным - проективные тесты. Это деление в определенной степени совпадает с делением на прямые и непрямые тесты, которые различаются в зависимости от того, знают или не знают испытуемые значение и цель теста.

Для проективных тестов типична ситуация, когда испытуемый не информирован о действительной цели исследования. При выполнениис заданий проективных тестов не существует "правильных" ответов. В зависимости от представленности в тесте речевого компонента различаются тесты вербальные и невербальные. Вербальным, например, является тест на словарный запас, невербальным - тест, требующий в качестве ответа определенных действий.

По формальной структуре различаются тесты простые,т.е. элементарные, результатом которых может быть единственный ответ, и тесты сложные, состоящие из отдельных подтестов, по каждому из которых должна быть дана оценка. При этом могут высчитываться и общие оценки. Комплекс нескольких единичных тестов называют тестовой батареей, графическое изображение результатов по каждому подтесту - тестовым профилем. Нередко к тестам относят опросники, удовлетворяющие ряду требований, предъявляемых обычно к данному методу сбора психологической или социологической информации.

В последнее время все большее распространение получают критериально-ориентированные тесты, позволяющие оценивать испытуемого не в сопоставлении со среднестатичтияескими данными популяции, а по отношению к заранее заданной норме. Критерием оценки в таких тестах является степень приближения результата тестирования индивида к так называемой "идеальной норме".

Разработка теста состоит из четырех этапов.

На первомэтапе развивается исходная концепция с формулировкой основных пунктов испытания или основных вопросов, носящих предварительный характер;

На втором - производится отбор предварительных пунктов испытания с из последующей селекцией и приведением к окончательному виду, осуществляется одновременно оценка по качественным критериям надежности и валидности;

На третьем этапе тест проверяется повторно на той же самой популяции;

На четвертом - калибруется по отношению к возрасту, уровню образования и другим признакам популяции.

На всех этапах разработки теста необходимо учитывать:

а) диагностируемое свойство личности (размер, положение, индикатор) или только наблюдаемые его пpоявления (напpимеp, способности, уpовень знаний, темпеpамент, интеpесы, установки);

б) связанную с этим валидизацию метода, т.е. опpеделение того, насколько он измеpяет тpебуемое свойство;

в) величину выбоpки из популяции, на котоpой должна пpоводиться оценка метода;

г) стимулиpующий матеpиал (таблички, изобpажения, игpушки, фильмы);

д) влияние исследователя в пpоцессе инстpуктиpования, постановки задач, pазъяснений, ответов на вопpосы;

е) условия ситуации;

ж) такие фоpмы поведения испытуеого, котоpые свидетельствуют об измеpяемом свойстве;

з) шкалиpование pелевантных фоpм поведения;

и) сведение pезультатов по отдельным измеpяемым пунктам в общие значения (напpимеp, суммиpование ответов типа "Да");

к) фоpмулиpовку pезультатов в ноpмиpованной шкале оценок.

Одним из вариантов теста может быть опросник, но при условии, что он отвечает требованиям, предъявляемым к тестам. Опросник - это сборник вопросов, которые выбираются и располагаются по отношению друг к другу в соответствии с требуемым содержанием. Опросники используются, например, в целях психодиагностики, когда от испытуемого требуется самооценка его поведения, привычек, мнений и т.д. При этом испытуемый, отвечаяя на вопросы, выражает свои положительные и отрицательные предпочтения. С помощью опросников можно измерять у испытуемых и оценки ими других людей. Задание обычно выступает, как прямая реакция на вопросы, на которые надо ответить путем сожаления или опровержения. Возможности для ответа в большинстве случаев заданы и требуют лишь отметки в виде крестика, крижочка и т.п. Недостаток опросника состоит в том, что испытуемый может симулировать или диссимулировать те или иные свойства личности. Преодолеть указанный недостаток (хотя и не полностью) исследователь может посредством контрольных вопросов, контрольных шкал, шкал "лжи". Опросники применяются преимущественно для диагностики характера, диагностики личности (например, экстроверсии - интроверсии, интересов, установок, мотивов).

Диагностика личности - совокупность методов, позволяющих распознать ее внеинтеллектуальные свойства, носящие характер относительно устойчивых диспозиций. Для таких свойств личности, как экстраверсия - интроверсия, доминирующий мотив, заторможенность, возбудимость, ригидность, разработан ряд диагностических методов (опросники и проективные тесты), с помощью которых можно определить выраженность этих свойств. При конструировании таких методов, как правило, пользуются факторным анализом (Г. Айзенк, Дж.Каттел, Дж. Гилфорд) и конструктивной валидизацией.

На современном этапе в прикладной социологии чаще всего используются тестовые методики, заимствованные из социальной психологии, касающиеся изучения качеств личности. Появляются тесты, специально разработанные социологами. Эти тесты часто используются в социологических анкетах.

Использованная литература:

1.Соц.справочник,Киев,1990.

2.Соц.словарь,Минск,1991.

3.Фонд времени и мероприятия в соц.сфере,М:Наука,1989.

Тестовые методы. Определение теста. Подходы к классификации тестов. Критерии качества товаров. Достоинства и недостатки тестов. Достоинства и недостатки тестовых методов.

Стандартизированные тесты должны обладать определенными психометрическими свойствами.

1. Надежность теста точность устойчивость - согласованность результатов теста, которые получаются при повторном применении теста к тем же обследуемым через время или в результате применения эквивалентных наборов заданий. Надежность показывает, в какой степени индивидуальные различия в тестовых результатах оказываются истинными, а в какой могут быть приписаны случайным ошибкам. Показатель надежности теста должен быть достаточно высоким (0,7- 0,8). Надежность теста не обязательно предполагает его валидность.

2. Валидность теста что

Справедливо следующее неравенство: валидность ≤ надежность.

3. Репрезентативность теста определяется возможностью его использования применительно к данной категории обследуемых лиц. Тест, стандартизированный на студентах, а тем более – на специалистах, будет нерепрезентативным в отношении учащихся средней школы.

4. Достоверность теста – его защищенность от мотивационных искажений (разновидность валидности применительно к тестовым самоотчетам).

Стандартный набор данных о тесте должен включать меру надежности (характеризует тест, когда он применяется в стандартных условиях и с обследуемыми, похожими на тех, кто участвовал в выборке стандартизации), информацию о валидности и способах ее определения.

При использовании психодиагностических тестов важно соблюдать следующие требования:

● четко определять цели, задачи и область применения теста;

● использовать заданный алгоритм проведения тестирования и обработки результатов.

В качестве резюмирующего требования к тестовой методике можно отметить наличие так называемого технического паспорта психодиагностического теста. Технический паспорт является интегральным документом, в котором подробно описывается тест, указываются авторство, время и место создания, формы и способы проведения, параметры надежности, валидности, репрезентативности теста, сведения об апробации, авторские инструкции, ключи и нормы к тесту, диапазон использования и ограничения.



Зачастую тесты для психодиагностики персонала распространяются без необходимых профессиональных атрибутов, и тесты, которые разрабатывались для определенных целей и условий, применяются в совершенно неподходящих областях. В помощь заказчикам психодиагностического тестирования можно выделить внешние признаки научного (а значит, эффективного) теста, которые следовало бы учитывать при выборе тестовых методик.

В основе этой категории методов лежит соблюдение достаточно строгих и сформулированных в явной форме правил. Эти методы обеспечивают диагноз (и на его основе прогноз) лишь с вероятностной точностью, этот диагноз оказывается более надежным по отношению к группе обследуемых, чем по отношению к отдельному обследуемому. Достоинства измерительных методов (объективный характер процедуры, возможность перепроверки) обеспечиваются не автоматически, а благодаря выполнению психометрических требований.

Тест (англ. test –опыт, проба) – система стандартизированных вопросов и задач, позволяющих измерить уровень развития у обследуемых определенных психологических качеств, необходимых теоретических знаний, практических умений, навыков.

Подходы к классификации тестов. Согласно общепринятой классификации тесты можно подразделить:

● по назначению – на общедиагностические, профессиональной пригодности, специальные;

● по комплектности – на изолированные и тестовые батареи;

● по степени однородности задач – на гомогенные и гетерогенные;

● по формам процедуры обследования – на групповые и индивидуальные;

● по форме ответа – на устные и письменные;

● по наличию временных ограничений в выполнении теста – на скоростные тесты, тесты возможностей (результативности) и смешанные;

● по особенностям используемых тестовых задач – на вербальные и невербальные;

● по характеру тестового материала, предъявляемого обследуемым, - на бланковые («карандаш-бумага») и аппаратурные (в том числе компьютерные);

● по предмету диагностирования – на тесты интеллекта, тесты личности, социально-психологические тесты, тесты достижений и др.

8. Надежность и валидность тестов: основные понятия.

1. Надежность теста – это характеристика методики, отражающая точность психодиагностических измерений и устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов (временных колебаний психологического или физического состояния обследуемого лица, факторов окружения и др.);

- согласованность результатов теста, которые получаются при повторном применении теста к тем же обследуемым через время или в результате применения эквивалентных наборов заданий.

Надежность показывает, в какой степени индивидуальные различия в тестовых результатах оказываются истинными, а в какой могут быть приписаны случайным ошибкам. Показатель надежности теста должен быть достаточно высоким (0,7- 0,8).

Надежность теста не обязательно предполагает его валидность.

2. Валидность теста – это оценка пригодности теста к измерению требуемого (искомого) качества. Валидность показывает, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает; насколько результаты, полученные по тесту, совпадают с независимо наблюдаемым поведением.

Название теста часто не может служить указанием на его валидность (обоснованность), позволяя лишь отличить тест от других (название тестов слишком широко, расплывчато для того, чтобы определить, на диагностику каких особенностей тест ориентирован). Валидность теста выявляется в лабораторных условиях системой статистических методов. Справедливо следующее неравенство: валидность ≤ надежность.

Валидность теста связана также с его репрезентативностью и достоверностью.