Виды студентов.

При анализе типов студенческой молодежи можно придерживаться различных факторов - оснований для разбиения на группы. К ним можно отнести отношение к обучению, форму обучения (бюджетная или контрактная), выбранную профессию, возрастную категорию первокурсника, интересы студента, его уровень обучаемости, уровень воспитанности, успешность обучения (успеваемость) и т.д.

Особый интерес вызывают следующие типологии студентов:

  • Типология студента по ценностным ориентациям (ориентация на образование, как на профессию, желание реализовать себя в профессии).
  • Типология по профессиональной мотивации и отношению к деятельности.
  • Типология по характеру деятельности.
  • Типология по особенностям адаптации к учебной деятельности в вузе.

Типология студента по ценностным ориентациям (ориентация на образование, как на профессию, желание реализовать себя в профессии).

При обучении в вузе студенты ориентируются в получении профессии на разные группы ценностей.

Первая группа студентов смотрит на образование как на профессию. Эти студенты хотят реализовать себя в профессии, получить дальнейшее обучение в аспирантуре. Эта группа составляет примерно треть всех выпускников вузов.

Вторая группа студентов ориентирующихся на бизнес. Эти студенты менее заинтересованы в профессии, чем первая группа. Для них образование выступает инструментом в процессе создания собственного дела. Это примерно 26% от общего числа студентов.

Третья группа студентов - «неопределившиеся». Для студентов этой группы образование и профессия не представляют того интереса, как у первых групп, на первый план выступают их быт, личные проблемы, семейные проблемы.

Типология но профессиональной мотивации и отношению к деятельности.

Обучение в вузе студенты рассматривают с разных жизненных позиций: одни из них в основе мотивации обучения видят приобретение профессии (56-62%), другие - возможность заниматься наукой и исследованиями (5-15%), третья группа студентов рассматривает обучение как возможность пожить студенческой жизнью (8-18%), стать крутым (33-39%), овладеть языками (17-41%).

Типология по характеру деятельности и поведению студентов в сфере обучения и познания.

По типу деятельности студентов разделяют на следующие группы, каждая из которых имеет свою модель поведения:

  • 1. Тип личности студентов, сосредоточенных на знаниях более обширных, чем те, что предусмотрены программой вуза. Их социальная активность проявляется гораздо активнее, чем у сокурсников.
  • 2. Тип студентов, ориентированных на узкую специализацию. Духовные запросы сужены в рамки «околопрофессиональных».
  • 3. Тип студентов, чья познавательная деятельность ограничивается только рамками учебной программы. Численность этой группы велика - 26,8%.

Типология по отношению к учебе

По отношению к учебе (основным принципам деятельности) психологи и педагоги разделяют студентов на следующие группы:

  • 1. Группа студентов, стремящихся овладеть знаниями, профессиональными умениями и навыками. Они умеют работать самостоятельно, творчески подходят к процессу обучения. Интерес к знаниям у таких студентов более широкий, чем это предусмотрено учебной программой.
  • 2. Для этой группы студентов принцип деятельности заключается в словах «лучше всего понемногу». Их знания часто поверхностны, так как они увлекаются многими видами деятельности, до конца не вникая ни в одну из них. Причина такой поверхностности заключается в том, что им быстро надоедает глубоко вникать в суть предметов и учебных дисциплин.
  • 3. Группа студентов, уделяющих внимание только тем дисциплинам, которые, по их мнению, необходимы для их профессиональной деятельности, то есть принцип деятельности таких студентов носит исключительно профессиональный характер.
  • 4. Студенты, которые изучают те предметы, которые им интересны. Они часто пропускают занятия. Обычно их профессиональные интересы не сформированы. Принцип деятельности таких студентов носит избирательный характер.
  • 5. Группа студентов, пришедших в вуз либо по настоянию родителей, либо с кем-то за компанию. Интерес к обучению не проявляют ни в одной сфере, постоянно пропускают занятия. По принципу деятельности: «случайные люди».

Основываясь на анализе практической деятельности студентов в работе выявлено, что основными приоритетами студенческой деятельности являются: учебно-научная и профессиональная, общественно-политическая; культурно-духовная; коллектив (общение в коллективе). В рамках этих приоритетов, более детально, типология личности студента может быть представлена в следующей таблице.

Таблица 3. Характеристика типов личности

Тип личности

Характеристика

«Гармони чный»

Студент, который выбрал свою специальность сознательно. Он хорошо учится и ладит с коллективом, разносторонне развивается (в круг его интересов входят литература, искусство, события общественной жизни, он занимается спортом). Общителен, честен, пользуется авторитетом.

«Професси опал»

Студент, осознанно выбравший свою профессию. Учится хорошо, ориентирован на послевузовскую практическую деятельность, общественник (добросовестно выполняет поручения), разносторонне развит, пользуется уважением среди студентов. В научно- исследовательской работе участвует редко. Главное для него - это хорошая учеба.

«Академик»

Студент, выбравший свою специальность осознанно. Учится он только на «отлично», много времени посвящает научно-исследовательской работе. Ориентирован на дальнейшее послевузовское обучение.

«Общественник»

Студент, уверенный, что выбрал профессию правильно, но для него главное - общественная жизнь (заводила в сфере досуга), затем обучение. И это может иметь отрицательное влияние на его учебную и научную активность.

«Любитель искусств»

Учится хорошо, но сфера интересов лежит в области литературы и искусства. Поэтому в научной работе он почти нс участвует. Для него характерны развитый эстетический вкус, художественная эрудиция.

«Старательный»

Выбрал профессию неосознанно, но учится добросовестно, малообщителен, мало эрудирован, слабо интересуется литературой и искусством. Физкультурой занимается в рамках вузовской программы.

«Середняк»

«Учится как получится», при выборе профессии не задумывается. Его цель - получить диплом. От учебы не испытывает удовлетворения, хотя и старается учиться хорошо.

«Разочарованный»

Студент, которому выбранная профессия неинтересна, учится хорошо, но в учебе не испытывает удовлетворения. Утверждается в общественной жизни, спорте, искусстве и различного рода хобби.

«Лентяй »

Студент учится, как правило, слабо, в общественной жизни и научной участия нс принимает, доволен тем, что имеет. О профессиональном признании даже не задумывается всерьез. Его круг интересов - досуг и все, что с ним связано.

Тип личности

Характеристика

«Творческий»

Студент, склонный проявлять творчество в любом деле - учебе, общественной работе и в сфере досуга. Но при этом он учится неровно, трудно сосредоточивается на чем-то одном, неусидчив, не считается с мнением преподавателя и коллектива. Занимаясь научно- исследовательской работой, он ищет самостоятельное оригинальное решение.

«Богемный »

Учится на престижных факультетах, учится хорошо, стремится быть лидером в коллективе, общается только с себе подобными. Круг интересов так таких студентов избирателен: в искусстве - это, как правило, «модные течения». Всегда имеет «свое мнение», отличное от мнения «обшей массы». «Обо всем» наслышан. Завсегдатай модных клубов и кафе.

Помимо рассмотренных типологий можно выделить типы студентов

по направленности мотивов их учебной деятельности :

направленность на получение профессии; направленность на

приобретение знаний; направленность на получение диплома;

по типу темперамента

Как известно, темперамент личности влияет не только на проявления чувств и скорость переключения внимания, но и на другие психические процессы. Нервная система обеспечивает работоспособность личности, возможность долго и сосредоточенно изучать материал, влияет на отбор приемов деятельности. Обладатели сильной нервной системы учатся «авралом», не боясь работать по ночам, использовать шпаргалки. Студенты со слабой нервной системой в таком темпе работать не могут и поэтому часто попадают в число неуспевающих по тем или иным предметам. Увеличение числа стрессовых ситуаций влияет на личность и на процесс обучения.

Таким образом, обучение в вузе должно носить дифференцированный характер, с учетом типологии студентов. Рассмотренные типологии могут помочь преподавателю найти индивидуальный подход к студенту, устранить трудности в учебе, поднять самооценку, наладить общение в студенческом коллективе.

Факторы, определяющие социально-психологический портрет студента и в немалой

степени влияющие на успешность обучения, можно разделить на две категории: те, с

которыми студент пришел в вуз, - их только можно принимать во внимание, и те,

которые появляются в процессе обучения, - ими можно управлять.

отношение к обучению, информированность о вузовских реалиях, представления о

профессиональном будущем.

Эти факторы во многом определяются общей атмосферой в стране и конкретными

"бытовыми знаниями" тех, кто являлся непосредственным источником информации.

Влиять на них можно лишь косвенно, констатируя и используя их как отправную

точку для воздействий на студентов.

первокурсники пытаются понять, "куда я попал" и "кто меня окружает". "В чужой

монастырь со своим уставом не ходят", - это студенты слышат на каждом шагу,

каждый преподаватель устанавливает свои правила и требует их соблюдения, в

группах между ребятами идет "война" за право лидерства, поиск "своих" людей.

Студент должен очень быстро сориентироваться и с новых позиций освоить способы и

методы учебной деятельности, понять систему норм и правил, существующих на

факультете и в его учебной группе, разработать свою систему ценностей по

отношению к учебе, предстоящей работе, преподавателям.

Постепенно влияние факторов первой группы ослабевает и решающую роль начинают

играть факторы второй группы. К ним можно отнести: организацию учебного

процесса, уровень преподавания, тип взаимоотношений преподавателя и студента и

Именно это в значительной степени, а не исходный уровень определит

профессиональный и психологический облик человека, который через пять лет

покинет стены вуза. В вуз приходят совершенно различные люди с разными

установками и разными "стартовыми условиями". Некоторые представления о подобных

различиях могут дать приводимые ниже диаграммы (рис. 2.1-2.4).

1 Милорадова Н. Г. Студент в зеркале психологии // Архитектура и строительство

России. 1995. № 9.

В этом отношении очень интересен анализ студенческой молодежи в связи с

избранной ими профессией. Вся совокупность современных студентов довольно явно

разделяется на три группы .

Первую составляют студенты, ориентированные на образование как на профессию. В

этой группе наибольшее число студентов, для которых интерес к будущей работе,

желание реализовать себя в ней - самое главное. Лишь они отметили склонность

продолжать свое образование в аспирантуре. Все остальные факторы для них менее

значимы. В этой группе около трети студентов.

Вторую группу составляют студенты, ориентированные на бизнес. Она составляет

около 26% от общего числа опрошенных. Отношение к образованию у них совсем иное:

для них образование выступает в качестве инструмента (или возможной стартовой

ступени) для того, чтобы в дальнейшем попытаться создать собственное дело,

заняться торговлей и т.п. Они понимают, что со временем и эта сфера потребует

образования, но к своей профессии они относятся менее заинтересованно, чем

первая группа.

Третью группу составляют студенты, которых, с одной стороны, можно назвать

"неопределившимися", с другой - задавленными разными проблемами личного,

бытового плана. На первый план у них выходят бытовые, личные, жилищные, семейные

проблемы. Можно было бы сказать, что это группа тех, кто "плывет по течению" -

они не могут выбрать своего пути, для них образование и профессия не

представляют того интереса, как у первых групп. Возможно, самоопределение

студентов данной группы произойдет позже, но можно предположить, что в эту

группу попали люди, для которых процесс самоопределения, выбора пути,

целенаправленности нехарактерен.

Процесс выбора профессии, обучения в вузе стал сегодня для многих студентов

прагматическим, целенаправленным и соответствующим переменам. Ценность

образования как самостоятельного социального феномена, имеющего социокультурную,

личностную и статусную привлекательность, отступила на более дальний план.

Возможно, что различие ценностей образования прошлых и текущих лет главным

образом состоит именно в этом.

С появлением "коммерческого" набора в вуз в него пришли обеспеченные студенты,

не привыкшие отказывать себе ни в чем, уверенные в правильности своего

профессионального выбора (62-77%), хорошо осведомленные о специфике будущей

профессиональной деятельности (самооценка в среднем выше на 10%, чем у

"бюджетников"). Эти студенты, вдохновляемые примером родителей-предпринимателей,

без страха глядят в будущее, имеющее для них четко прорисованную

профессиональную перспективу.

Существуют также качественные различия, в частности, результаты анализа

статистических данных показывают, что у "коммерческих" студентов более ярко

выражено стремление к достижению успеха в сфере бизнеса (9-18,5%), в связи с чем

они выше, чем "бюджетные" студенты, оценивают значимость хорошего образования,

профессиональной подготовки (30,5-40%), свободного владения иностранными языками

(22-37%), духовно и культурно богатой жизни (36-44%).

Выявились различия в структуре мотивации получения высшего образования у

сравниваемых групп студентов: "бюджетные" студенты в целом высказали более

традиционные установки - получить диплом (4-14%), приобрести профессию (56-62%),

вести научные исследования (5-15%), пожить студенческой жизнью (8-18%), тогда

как у "коммерческих" студентов доминирует стремление добиться материального

благополучия (43-53%), свободно овладеть иностранными языками (17-41%), стать

культурным человеком (33-39%), получить возможность обучения, работы за границей

(20-29%), освоить теорию и практику предпринимательства (10-16%), добиться

уважения в кругу знакомых (10-13%), продолжить семейную традицию (6-9%).

Контингент "коммерческих" студентов в большинстве своем представлен выпускниками

средних школ, хотя среди них несколько больше лиц, имеющих опыт трудовой

(производственной) деятельности в отраслях народного хозяйства, чем среди

"бюджетников". Среди их родителей значительно больше предпринимателей,

бизнесменов (14-16%), работников кооперативов, акционерных обществ, совместных

предприятий (11-17%), высших государственных служащих. Именно для данной

социальной группы посильна оплата высшего образования. Достаток в этих семьях

значительно выше. Каждый седьмой "коммерческий" студент имеет собственный

ежемесячный заработок, а каждый десятый - доход от самостоятельного

предпринимательства.

По числу вузовских "отличников" они уступают "бюджетным" студентам.

Следует выделить несколько больше типов современных студентов, чем простое

деление на "бюджетных" и "коммерческих", причем эти типы встречаются и в той и в

другой из описанных групп.

Первый тип условно можно назвать "предпринимателем". Этот студент предпочитает

достижение успеха в сфере бизнеса, получает высшее образование для того, чтобы

освоить теорию и практику предпринимательства, быстро продвигаться по службе,

заниматься руководящей, организаторской деятельностью, он уверен в правильности

выбора специальности, обучения, соответствии ему своих способностей, но в то же

время он более критичен к своему учебному заведению, лучше знает специфику

профессии (возможности профессионального роста, размер заработной платы, условия

труда, перспективы служебной карьеры), не опасается безработицы, у него более

развиты (по самооценке) такие актуальные личностные качества, как индивидуализм,

профессионализм, предприимчивость, самостоятельность, способность менять взгляды

при смене обстоятельств, быстрая адаптация и легкая вживаемость в новые условия.

Второй тип с той же долей условности называют "эмигрант". Высшее образование

"эмигранты" в большей мере получают для того, чтобы свободно овладеть

иностранными языками, получить возможность обучения, работы за границей. Они

уверены в правильности собственного выбора специальности и в соответствии ему

своих способностей, а также в возможности вуза дать им подготовку на необходимом

уровне. У них хорошо развиты (по самооценке) индивидуализм, жизненный оптимизм,

легкая вживаемость в новые условия.

Обоим этим типам противостоит "традиционалист". Он ценит хорошее образование,

профессиональную подготовку, получает высшее образование для того, чтобы

получить диплом, вести научные исследования, менее критичен по отношению к вузу,

хуже знает реалии дальнейшей профессиональной деятельности, больше опасается

безработицы, у него сильно развиты профессионализм и работоспособность, менее -

предприимчивость, способность рисковать, менять взгляды при смене обстоятельств,

вживаться в новые условия, жизненный оптимизм.

"Каковы нынешние студенты по сравнению со студентами, учившимися 5-8 лет назад,

т.е. на заре рыночных реформ?" 86% опрошенных преподавателей считают, что

студенты изменились. Сформировались качества, позволяющие им легче

адаптироваться к сложностям жизни в условиях рынка, делающие их более

конкурентоспособными: у них появились предприимчивость, большая

самостоятельность, большая требовательность к преподавателям (знания -

необходимый товар). Но что-то и утратилось: студенты стали менее эрудированными,

менее трудолюбивыми (в учебе), менее интеллигентными, менее требовательными к

Можно выделить три основных типа деятельности и поведения студентов в сфере

обучения и познания:

Первый тип личности отличается комплексным подходом к целям и задачам обучения в

вузе. Интересы студентов сосредоточиваются на области знаний более широкой, чем

предусмотрено программой, социальная активность студентов проявляется во всем

многообразии форм жизни вуза. Этот тип деятельности ориентирован на широкую

специализацию, на разностороннюю профессиональную подготовку.

Второй тип личности отличается четкой ориентацией на узкую специализацию. И

здесь познавательная деятельность студентов выходит за рамки учебной программы.

Однако если первому типу поведения присуще преодоление рамок программы, так

сказать, вширь, то в данном случае этот выход осуществляется вглубь. Система

духовных запросов студентов сужена рамками "околопрофессиональных интересов".

Третий тип познавательной деятельности студентов предполагает усвоение знаний и

приобретение навыков лншь в границах учебной программы. Этот тип деятельности -

наименее творческий, наименее активный - характерен для 26,8% опрошенных

студентов. Таким образом, уже в результате самого общего подхода к анализу

учебно-познавательной деятельности студентов выделяются три типологические

группы, каждая из которых имеет свои модели поведения.

По отношению к учебе ряд исследователей выделяют пять групп.

К первой группе относятся студенты, которые стремятся овладеть знаниями,

методами самостоятельной работы, приобрести профессиональные умения и навыки,

ищут способы рационализации учебной деятельности. Учебная деятельность для них -

необходимый путь к хорошему овладению избранной профессией. Они отлично учатся

по всем предметам учебного цикла. Интересы этих студентов затрагивают широкий

круг знаний, более широкий, чем предусмотрено программой. Они активны во всех

сферах учебной деятельности. Студенты этой группы сами активно ищут аргументы,

дополнительные обоснования, сравнивают, сопоставляют, находят истину, активно

обмениваются мнениями с товарищами, проверяют достоверность своих знаний.

Ко второй группе относятся студенты, которые стремятся приобрести знания во всех

сферах учебной деятельности. Для этой группы характерно увлечение многими видами

деятельности, но им быстро надоедает глубоко вникать в суть тех или иных 12*

предметов и учебных дисциплин. Вот почему они нередко ограничиваются

поверхностными знаниями. Основной принцип их деятельности - лучше всего

понемногу. Они не затрачивают много усилий на конкретные дела. Как правило,

хорошо учатся, но получают порой неудовлетворительные оценки по предметам,

которые их не интересуют.

К третьей группе относятся студенты, которые проявляют интерес только к своей

профессии. Приобретение знаний и вся их деятельность ограничиваются

узкопрофессиональными рамками. Для этой группы студентов характерно

целенаправленное, избирательное приобретение знаний, и только необходимых (по их

мнению) для будущей профессиональной деятельности. Они много читают

дополнительной литературы, глубоко изучают специальную литературу, эти студенты

хорошо и отлично учатся по предметам, связанным со своей специальностью; в то же

время не проявляют должного интереса к смежным наукам и дисциплинам учебного

К четвертой группе относятся студенты, которые неплохо учатся, но к учебной

программе относятся избирательно, проявляют интерес только к тем предметам,

которые им нравятся. Они несистематически посещают учебные занятия, часто

пропускают лекции, семинарские и практические занятия, не проявляют интереса к

каким-либо видам учебной деятельности и дисциплинам учебного плана, так как их

профессиональные интересы еще не сформированы.

К пятой группе относятся лодыри и лентяи. В вуз они пришли по настоянию

родителей или "за компанию" с товарищем, или для того, чтобы не идти работать и

не попасть в армию. К учебе относятся равнодушно, постоянно пропускают занятия,

имеют "хвосты", им помогают товарищи, и зачастую они дотягивают до диплома.

Среди отличников можно выделить лишь три подтипа: "разносторонний",

"профессионал", "универсал". Наиболее распространен среди отличников первый

подтип. Это студент любознательный, инициативный, с широким кругозором. Он

систематически читает литературу сверх программы и по смежным дисциплинам.

Мотивом деятельности данной категории отличников, как правило, служит

неудержимое стремление к познанию, им нравится сам процесс узнавания нового,

неизведанного, решения сложных задач.

Отличники, ориентирующиеся на профессию, концентрируют свое внимание главным

образом на профилирующих предметах, осваивая общеобразовательные предметы более

поверхностно, хотя и стараются не опускаться ниже "5". Выделяют "узкого"

отличника, изучающего программный материал только в объеме лекций, учебника и

обязательных первоисточников. Как правило, к последнему варианту относятся

студенты со средними способностями, но с сильно развитым чувством долга,

"одержимые". Такие студенты нередко очень хорошо осознают значение

разносторонних знаний для полноценной профессиональной деятельности, но им

просто не хватает времени для того, чтобы изучать еще что-то сверх программы.

Среди "узких" отличников могут встретиться иногда и такие студенты, учебно-

познавательная деятельность которых стимулируется эгоистическими интересами

(самоутверждение, карьера).

положительные стороны "разностороннего" и "профессионала". К сожалению, таких

студентов, отличающихся огромным трудолюбием и вместе с тем исключительно

одаренных, талантливых, с блестящими природными способностями (в первую очередь

с отличной памятью, обогащенной в школьные годы), встречается не так уж много.

Среди "хорошистов" можно выделить два подтипа: 1) студенты с хорошими

способностями, но недостаточно трудолюбивые. В большинстве случаев они учатся

неровно, по профилирующим предметам у них могут быть и отличные оценки, в то

время как по общеобразовательным иногда даже "три"; 2) студенты со средними

способностями, но с большим трудолюбием. Как правило, они учатся ровно по всем

предметам. Представители этого подтипа старательно записывают все лекции, но

нередко отвечают только по конспектам, учебнику или обязательному

первоисточнику.

В зависимости от успеваемости среди троечников можно выделить несколько

подтипов: 1) не адаптировавшиеся к специфическим условиям вузовского обучения

первокурсники. Практика показывает, что продуманная система работы по адаптации

первокурсников еще только складывается, этот процесс зачастую протекает

стихийно, курс "Введение в специальность" проходит стадию становления; 2) не

способные к восприятию качества или логики изложения предлагаемого материала.

Ключи помощи таким студентам в руках кафедр и преподавателей - применение

научной организации учебного процесса, совершенствование качества преподавания,

осуществление индивидуального подхода к обучению и т.д.; 3) допустившие ошибку в

выборе профессии, что заставляет думать об улучшении работы по профориентации

школьников и отборе поступающих в вузы; 4) недобросовестно относящиеся к учебе.

Как правило, это студенты, представляющие свою будущую деятельность (и жизнь)

легкой и беззаботной, не требующей особых знаний и умений. Поэтому в вузе они

настроились не на труд, а на отдых и развлечения, стремятся "прийти к диплому" с

наименьшим напряжением сил. Они нерационально используют время, ловчат,

занимаются только во время сессии, стараются обмануть преподавателя во время

экзаменов (шпаргалки и т.д.).

Взяв за отправную точку анализа практическую деятельность, были выбраны 4 группы

качеств, которые должны наиболее полно, по мнению В. Т. Лисовского ,

характеризовать студента, а именно ориентацию на:

1) учебу, науку, профессию;

2) общественно-политическую деятельность (активную жизненную позицию);

3) культуру (высокую духовность);

4) коллектив (общение в коллективе).

Разработанная В. Т. Лисовским типология студентов выглядит следующим образом:

1. "Гармоничный". Выбрал свою специальность осознанно. Учится очень хорошо,

активно участвует в научной и общественной работе. Развит, культурен, общителен,

глубоко и серьезно интересуется литературой и искусством, событиями общественной

жизни, занимается спортом. Непримирим к недостаткам, честен и порядочен.

2. "Профессионал". Выбрал свою специальность осознанно. Учится, как правило,

хорошо. В научно-исследовательской работе участвует редко, так как ориентирован

на послевузовскую практическую деятельность. Принимает участие в общественной

работе, добросовестно выполняя поручения. По мере возможности занимается

спортом, интересуется литературой и искусством, главное для него - хорошая

учеба. Непримирим к недостаткам, честен и порядочен. Пользуется уважением в

коллективе.

3. "Академик". Выбрал свою специальность осознанно. Учится только на "отлично".

Ориентирован на учебу в аспирантуре. Поэтому много времени отдает научно-

исследовательской работе, порой в ущерб другим занятиям.

4. "Общественник". Ему свойственна ярко выраженная склонность к общественной

деятельности, которая зачастую преобладает над другими интересами и порой

отрицательно сказывается на учебной и научной активности. Однако уверен, что

профессию выбрал верно. Интересуется литературой и искусством, заводила в сфере

5. "Любитель искусств". Учится, как правило, хорошо, однако в научной работе

участвует редко, так как его интересы направлены в основном в сферу литературы и

искусства. Ему свойственны развитый эстетический вкус, широкий кругозор, глубоко

художественная эрудиция.

6. "Старательный". Выбрал специальность не совсем осознанно, но учится

добросовестно, прилагая максимум усилий. И хотя не обладает развитыми

способностями, но задолженностей, как правило, не имеет. Малообщителен в

коллективе. Литературой и искусством интересуется слабо, так как много времени

занимает учеба, но любит бывать в кино, на эстрадных концертах и дискотеках.

Физкультурой занимается в рамках вузовской программы.

7. "Середняк". Учится "как получится", не прилагая особых усилий. И даже

гордится этим. Его принцип: "Получу диплом и буду работать не хуже других".

Выбирая профессию, особенно не задумывался. Однако убежден, что раз поступил, то

вуз нужно закончить. Старается учиться хорошо, хотя от учебы не испытывает

удовлетворения.

8. "Разочарованный". Человек, как правило, способный, но избранная специальность

оказалась для него малопривлекательной. Однако убежден, что раз поступил, то вуз

нужно закончить. Старается учиться хорошо, хотя от учебы не испытывает

удовлетворения. Стремится утвердить себя в различного рода хобби, искусстве,

9. "Лентяй". Учится, как правило, слабо, по принципу "наименьшей затраты сил".

Но вполне доволен собой. О своем профессиональном признании не задумывается

всерьез. В научно-исследовательской и общественной работе участия не принимает.

В коллективе студенческой группы к нему относятся как к "балласту". Иногда

норовит словчить, воспользоваться шпаргалкой, приспособиться. Круг интересов в

основном в сфере досуга.

10. "Творческий". Ему свойствен творческий подход к любому делу - будь то учеба

или общественная работа, или сфера досуга. Зато те занятия, где необходимы

усидчивость, аккуратность, исполнительская дисциплина, его не увлекают. Поэтому,

как правило, учится неровно, по принципу "мне это интересно" или "мне это не

интересно". Занимаясь научно-исследовательской работой, ищет оригинальное

самостоятельное решение проблем, не считаясь с мнением признанных авторитетов.

11. "Богемный". Как правило, успешно учится на так называемых престижных

факультетах, свысока относится к студентам, обучающимся массовым профессиям.

Стремится к лидерству в компании себе подобных, к остальным же студентам

относится пренебрежительно. "Обо всем" наслышан, хотя знания его избирательны. В

сфере искусства интересуется главным образом "модными" течениями. Всегда имеет

"свое мнение", отличное от мнения "массы". Завсегдатай кафе, модных диско-

Если в 80-е гг. по результатам проведенных исследований большинство студентов

относили себя к типам: "профессионал", "академик", "любитель искусства", т.е. к

типам студентов, в основном ориентированных на учебу, то в 90-е гг. картина

стала меняться: около 30% опрошенных студентов отнесли себя к "середнякам",

около 15% - к "лентяям". ("Лень - мое постоянное состояние", - добавляли они.)

Некоторые - к типу "центровиков", определяющей чертой которых является

стремление к удовольствиям жизни.

Любопытно привести мнения студентов относительно самих себя и преподавателей: в

своей студенческой среде они выделяют группы:

1) отличникн-"зубрнлы" - те, которые постоянно посещают занятия и путем труда

достигают хороших результатов, они очень дисциплинированны, из них выбирают

"старост";

2) отличники-"умные" - те, которые обладают высоким интеллектом, сильной

школьной базой и своими вопросами могут поставить некоторых преподавателей в

неловкое положение. Они считают: "К чему ходить на каждое занятие, ведь мы и так

умные". Вообще учатся по принципу "всего понемножку";

3) "труженики" - студенты, которые постоянно учатся, но в силу своих умственных

способностей успехами в учебе не блещут;

4) "случайные" - контингент разнообразный: девушки, которые хотят стать

дипломированными женами, парни, "косящие от армии", хулиганы, которых родители

"всунули в вуз", лишь бы они чем-нибудь занимались, и т.п.

А среди современных преподавателей студенты выделяют следующие группы:

1) преподаватели-"вечные студенты" - они понимают студентов, видят в студентах

личность, охотно дискутируют на разные темы, обладают высоким интеллектом и

профессионализмом;

2) преподаватели-"бывшие моряки" - пытающиеся установить военную дисциплину в

вузе; под словом "дисциплина" эти люди понимают тотальное безоговорочное

принятие их точки зрения, они ценят "рабство", а не интеллект и умение логически

мыслить, пытаются задавить личность, "я"-студента путем административных мер;

3) группа преподавателей, которые отбывают часы, позволяют студентам все делать,

лишь бы им не мешали.

Старшекурсники среди преподавателей видят "безразличных", "завистливых",

"ограниченных", "господ-баринов", "роботов" и т.п., но замечают и тех, кто

"выкладывается в работе", "наслаждается работой со студентами - "гурманы",

"друзья". По их мнению, наиболее распространенный тип преподавателя в высшей

школе - "преподаватель-стандарт": "знает предмет, живет своей работой, труден в

общении, упрям, амбициозен, не интересен ни себе, ни студентам".

Иными словами, существует проблема студента и существует не менее важная

проблема преподавателя.

Преподаватель, как, впрочем, и любой человек, живет в определенной системе

координат, заданной предыдущими знаниями и зачастую на происходящие изменения не

реагирует. А конкретная ситуация каждый раз меняется, за одними и теми же

внешними проявлениями скрываются разные причины. Общеизвестно, что самыми

консервативными и наиболее стойкими по отношению к новому во все времена были и

остаются люди в педагогической системе. Это хорошо: они сохраняют

преемственность традиций и передают апробированные временем знания и умения. С

другой стороны, это тормозит и затягивает процесс адаптации молодого поколения к

новым условиям, особенно в период быстрых социальных перемен. Изменения,

происходящие в обществе, неравномерно отражаются на жизни людей, их работе,

поэтому целесообразность перестройки и сама возможность перестраиваться

осознается людьми по-разному. Каждый человек решает эту проблему по-своему,

конкретно для себя. Отсюда очевидно, что преподаватели как никто другой

нуждаются в информации о тех, кого обучают. Порой мы слышим, как преподаватели

говорят: "Они ничего не хотят, они ничего не знают". Неправда - хотят, но не

того, чего, по мнению преподавателей, должны хотеть. Знают, но не то, что они

должны, опять-таки по мнению преподавателей, знать.

"А каким должен быть идеальный студент?" - на этот вопрос современные

преподаватели отвечают иначе, чем в прошлые годы.

Пятнадцать лет назад, выстраивая социально-психологический портрет так

называемого идеального студента (термин условный, определяющий студента, с

которым хотели бы работать большинство преподавателей), университетские педагоги

на первое место ставили преимущественно такие качества, как

дисциплинированность, прилежание, ответственность, в реальном же портрете они

отмечали недостаточный уровень развития у студентов желаемых качеств и наличие

таких нежелательных, как инфантилизм, социальная незрелость, учебная

пассивность. Одной из самых характерных особенностей студенчества того времени

преподаватели называли его ориентацию на получение высшего образования.

В настоящее время стало уменьшаться число преподавателей, которые важнейшим

качеством студента называли дисциплинированность, и постепенно стало

увеличиваться число тех, кто в "идеальном" студенте видел прежде всего

самостоятельно мыслящего человека.

Такое положение определяет время. Сегодня молодые люди сталкиваются с задачами,

решение которых отсутствует в жизненном опыте родителей. Нет их в содержании

обучения ни общеобразовательной, ни высшей школы. Нынешние молодые люди должны

не просто самостоятельно отыскивать выход, но и обучаться умению решать новые,

современные задачи. При этом старый опыт сегодня может быть просто помехой,

барьером на пути поиска оригинального решения. И если раньше

"дисциплинированность", как послушание и следование укоренившимся образцам,

более всего способствовала успеху, то нынче обеспечить успех могут именно

самостоятельность и оригинальность мышления.

Однако на практике все далеко не так гармонично. По высказываниям студентов,

именно самостоятельность мнений и суждений, оригинальность оценок, непохожесть

поведения вызывают негативную реакцию преподавателя. "Свободомыслие не

Особенно поражают описания студентами конфликтов с преподавателями. В них

нередко фигурируют такие определения, как ненависть преподавателя, жестокость,

месть, унижение достоинства студента.

В материалах исследования, проводившегося в 1998/99 учебном году, содержатся

такие высказывания студентов: "На вопросы студентов преподаватели нередко

отвечают с каким-то пренебрежением", "Самое большое удовольствие для некоторых

преподавателей - это экзамен. Если придешь нарядная - унижают, если кто-то одет

убого - принимают как подружку" и т.п.

Материалы, выпущенные головным советом Госкомитета по народному образованию -

"Общественное мнение", "Образ прошлого и будущего в сознании студентов",

"Студенчество: социальные ориентиры и социальная политика", убедительно

показывают, что 60% педагогов придерживаются сугубо авторитарных позиций и не

интересуются мнением студентов, не говоря уже о том, чтобы с ним считаться. Вуз

по-прежнему привычно использует формы и методы авторитарной педагогики, или, как

ее еще называют, педагогики тотальной требовательности, а короче - угроз: если

не сдашь, если не выучишь, и т.п. В этом смысле можно констатировать, что для

реальных прогрессивных изменений в высшей школе условия далеко не благоприятные.

А в результате ухудшаются самочувствие, здоровье и студентов, и преподавателей:

45% студентов страдают теми или иными хроническими заболеваниями; большинство

молодых людей быстро устают, им нужно в два раза больше времени на отдых, чем их

родителям 20-30 лет назад, а это означает, что они менее успешно осваивают

программу; 50% преподавателей испытывают негативные эмоции, неудовлетворенность,

неуверенность, страдают неврозами, соматическими заболеваниями...

Проведенные кафедрой педагогики и психологии высшей школы МГУ им. М. В.

Ломоносова исследования позволяют набросать портреты преподавателя и студента

глазами друг друга, причем как идеальный, так и реальный.

Студенты идеальным преподавателем назвали прежде всего знатока преподаваемого

предмета и соответствующей области науки, честного, справедливого человека,

хорошего психолога, умеющего понять другого человека. При этом младшекурсники на

первое место ставили именно умение понять студента, в то время как

старшекурсники более всего ценили компетентность. И это закономерно: сложный

период адаптации первокурсников к новым условиям требует психологической

поддержки, оказать которую может только понимающий и уважающий студента

преподаватель. Вообще аристократизм профессоров, преподавателей, каждого

сотрудника вуза, от которого в какой-то степени зависит студент, особенно это

касается первокурсников, состоит в том, чтобы никогда, ни в какой обстановке не

допустить покушения на суверенитет, личное достоинство студентов. Достаточно

вспомнить атмосферу старых российских вузов. "Здравствуйте, господа студенты", -

приветствовал аудиторию профессор, тем самым подчеркивая свое уважение к ним и

их равенство с собой как личностей и будущих коллег по профессии.

Ну, а когда студент освоится и научится решать свои проблемы самостоятельно, он

становится менее строгим в оценке личностных качеств преподавателя и более

требовательным по отношению к его научной компетентности.

Впервые за последние десятилетия обе стороны - студенты и преподаватели - едины

во взглядах на модель идеального преподавателя и студента, т.е. желаемого

партнера в учебном процессе вуза. Модель преподавателя, которую студенты назвали

"супер" и которую единодушно принимают преподаватели: человек широкого

кругозора, успешный в научном поиске, независимый в суждениях и поступках,

хороший психолог. Ну, а модель идеального студента еще более лаконична: молодой

человек, имеющий интерес к науке и умеющий самостоятельно мыслить. Так мало и

так труднодостижимо.

Снижение общекультурного уровня, как всегда, прежде всего отразилось на молодых.

На собраниях преподавателей университетские педагоги с болью констатировали

обеднение интеллектуального запаса нынешних студентов, упрощение схем мышления,

недостаточную развитость сферы чувств, что в значительной степени вытесняет из

процесса обучения, особенно в гуманитарном образовании, не только понимание, но

и знание. Наша высшая школа традиционно отличалась высоким уровнем

теоретического мышления, широким кругозором своих выпускников. Сегодня эта

традиция утрачивается с еще большей скоростью, чем раньше...

Не противоречат ли эти два факта друг другу? С одной стороны, снижение

общекультурного уровня студентов, с другой - высокая оценка в модели

преподавателя "широкого кругозора", "знания не только предмета"? Нет, не

противоречат, а обусловливают друг друга. Именно потому, что познавательная

потребность нормально развивающейся личности не была поддержана и удовлетворена

должным образом в предыдущий возрастной период. Сейчас она проявляется более

интенсивной, чем прежде, потребностью получить от преподавателя нечто большее,

чем конкретные факты преподаваемого предмета, - то, что мы традиционно относим к

понятию "широкий кругозор".

В силу присущей молодым социальной чуткости они, пусть неосознанно, улавливают,

что студенческий период может оказаться последним шансом полноценного

интеллектуального развития, включающего не только сугубо профессиональные знания

и умения, но и более важные - общекультурные, формирующие понимание контекста

профессиональной деятельности.

Факторы, определяющие социально-психологический портрет студента и в немалой степени влияющие на успешность обучения, можно разделить на две категории: те, с которыми студент пришел в вуз, - их только можно принимать во внимание, и те, которые по­являются в процессе обучения, - ими можно управлять .

К первой категории относятся: уровень подготовки, система цен­ностей, отношение к обучению, информированность о вузовских реалиях, представления о профессиональном будущем. Эти факторы во многом определяются общей атмосферой в стране и конкретными «бытовыми знаниями» тех, кто являлся непосредственным источни­ком информации. Влиять на них можно лишь косвенно, констатируя и используя как отправную точку для воздействий на студентов.

Факторы первой категории работают преимущественно на этапе адаптации, когда первокурсники пытаются понять «куда я попал» и «кто меня окружает». «В чужой монастырь со своим уставом не хо­дят», - это студенты слышат на каждом шагу, каждый преподаватель устанавливает свои правила и требует их соблюдения, в группах меж­ду ребятами идет «война» за право лидерства, поиск «своих» людей. Студент должен очень быстро сориентироваться и с новых позиций освоить способы и методы учебной деятельности, понять систему норм и правил, существующих на факультете и в его учебной группе, разработать свою систему ценностей по отношению к учебе, пред­стоящей работе, преподавателям.

Постепенно влияние этих факторов ослабевает и решающую роль начинают играть факторы второй категории. К ним можно отнести: организацию учебного процесса, уровень преподавания, тип взаимо­отношений преподавателя и студента и т.д. Именно это в значитель­ной степени, а не исходный уровень определит профессиональный и психологический облик человека, который через пять лет покинет стены вуза. В вуз приходят совершенно различные люди с разными установками и разными «стартовыми условиями».

Различия в системах ценностей студентов и степень их личност­ной зрелости, именно в связи с успешностью обучения, находят свое выражение в многочисленных типологиях студентов. Основаниями для построения этих типологий выступают прежде всего отношения к профессии, учебе, науке, а также вся система жизненных ценно­стей и установок студентов.

Гуманитарий живет «в мире слов» - ярко выраженный вербаль­ный тип интеллекта, широта познавательных интересов, эруди­рованность, владение языком, богатый словарный запас, умение соотносить конкретные и абстрактные понятия, высокоразвитое аб­страктное мышление.

Естественники - высокоразвитое логическое и абстрактное мыш­ление, способность быстро и активно сосредоточиваться на интере­сующем объекте, полностью отвлекаясь от всего остального, наличие высокой степени концентрации внимания, безупречная строгость и логичность. Эти качества нужны уже до поступления. Повышенная серьезность и независимость суждений. Недостаточно развитое уме­ние общаться с людьми. Самооценочные суждения о своих соци­альных свойствах в основном неадекватны. Себя они знают плохо и нуждаются в помощи.

Инженеры - высокоразвитые пространственные представления и быстрота сообразительности. Кроме того, им необходимо иметь высокий уровень невербального, т.е. действенно-практического ин­теллекта. Пространственные представления максимальны к посту­плению и развиваются незначительно. Эти качества больше зависят от задатков. Развиваются положительные отношения к социальным нормам, повышается эффективность учебы. Однако узки познава­тельные интересы. Снижено внимание к политике и философским проблемам.

В этом отношении очень интересен анализ студенческой молоде­жи в связи с избранной ими профессией. Вся совокупность совре­менных студентов довольно явно разделяется на три группы.

Первую группу составляют студенты, ориентированные на образо­вание как на профессию. Эта группа самая многочисленная. В нее входит около трети общего числа студентов. Для них интерес к буду­щей работе, желание реализовать себя в ней - самое главное. Лишь они отметили склонность продолжать свое образование в аспиран­туре. Все остальные факторы для них менее значимы.

Вторая группа - это студенты, ориентированные на бизнес. Она составляет около 26% общего числа опрошенных. Отношение к об­разованию у них совсем иное: для них оно выступает в качестве инструмента (или возможной стартовой ступени) для того, чтобы в дальнейшем попытаться создать собственное дело, заняться тор­говлей и т.д. Они понимают, что со временем и эта сфера потребует образования, но к своей профессии они относятся менее заинтере­сованно, чем студенты первой группы.

Третья группа - студенты, которых, с одной стороны, можно на­звать неопределившимися, с другой - задавленными разными про­блемами личного, бытового плана. На первый план у них выходят бытовые, личные, жилищные, семейные проблемы. Можно было бы сказать, что это группа тех, кто «плывет по течению» - они не мо­гут выбрать своего пути, для них образование и профессия не пред­ставляют того интереса, как у студентов первых групп. Возможно, их самоопределение произойдет позже, но можно предположить, что в эту группу попали люди, для которых процесс самоопределения, выбора пути, целенаправленности нехарактерен.

С появлением коммерческого набора в вуз пришли обеспеченные студенты, не привыкшие отказывать себе ни в чем, уверенные в пра­вильности своего профессионального выбора (62-77%), хорошо осведомленные о специфике будущей профессиональной деятельно­сти (самооценка в среднем выше на 10%, чем у «бюджетников»). Эти студенты, вдохновляемые примером родителей-предпринимателей, без страха глядят в будущее, имеющее для них четко прорисованную профессиональную перспективу.

Существуют также качественные различия, в частности резуль­таты анализа статистических данных показывают, что у «коммер­ческих» студентов более ярко выражено стремление к достижению успеха в сфере бизнеса (9-18,5%), в связи с чем они выше, чем «бюд­жетные» студенты, оценивают значимость хорошего образования, профессиональной подготовки (30,5-40%), свободного владения иностранными языками (22-37%), духовно и культурно богатой жизни (36-44%).

Выявились также различия в структуре мотивации получения высшего образования у сравниваемых групп студентов: «бюджет­ники» в целом высказали более традиционные установки - по­лучить диплом (4-14%), приобрести профессию (56-62%), вести научные исследования (5-15%), пожить студенческой жизнью (8-18%), тогда как у «коммерческих» студентов доминирует стрем­ление добиться материального благополучия (43-53%), свободно овладеть иностранными языками (17-41%), стать культурным че­ловеком (33-39%), получить возможность обучения, работы за гра­ницей (20-29%), освоить теорию и практику предпринимательства (10-16%), добиться уважения в кругу знакомых (10-13%), продол­жить семейную традицию (6-9%).

Контингент «коммерческих» студентов в большинстве своем представлен выпускниками средних школ, хотя среди них несколь­ко больше лиц, имеющих опыт трудовой (производственной) дея­тельности в отраслях народного хозяйства, чем среди «бюджетни­ков». Среди их родителей значительно больше предпринимателей, бизнесменов (14-16%), работников кооперативов, акционерных обществ, совместных предприятий (11-17%), высших государствен­ных служащих. Именно для данной социальной группы посильна оплата высшего образования. Достаток в этих семьях значительно выше. Каждый седьмой «коммерческий» студент имеет собственный ежемесячный заработок, а каждый десятый - доход от самостоятель­ного предпринимательства.

По числу вузовских отличников они уступают «бюджетным» сту­дентам.

Следует выделить несколько больше типов современных студен­тов, чем простое деление на «бюджетных» и «коммерческих», при­чем эти типы встречаются и в той, и в другой из описанных групп.

Первый тип условно можно назвать «предпринимателем». Этот студент предпочитает достижение успеха в сфере бизнеса, получа­ет высшее образование для того, чтобы освоить теорию и практику предпринимательства, быстро продвигаться по службе, заниматься руководящей, организаторской деятельностью, он уверен в пра­вильности выбора специальности, обучения, соответствии ему своих способностей, но в то же время он более критичен к своему учеб­ному заведению, лучше знает специфику профессии (возможности профессионального роста, размер заработной платы, условия труда, перспективы служебной карьеры), не опасается безработицы, у не­го более развиты (по самооценке) такие актуальные личностные ка­чества, как индивидуализм, профессионализм, предприимчивость, самостоятельность, способность менять взгляды при смене обстоя­тельств, быстрая адаптация и легкая вживаемость в новые условия.

Второй тип с той же долей условности называют «эмигрант». Высшее образование «эмигранты» в большей мере получают для того, чтобы свободно овладеть иностранными языками, получить возможность обучения и работы за границей. Они уверены в пра­вильности собственного выбора специальности и в соответствии ему своих способностей, а также в возможности вуза дать им подготов­ку на необходимом уровне. У них хорошо развиты (по самооценке) индивидуализм, жизненный оптимизм, легкая вживаемость в новые условия.

Обоим этим типам противостоит «традиционалист». Он ценит хорошее образование, профессиональную подготовку, получает высшее образование для того, чтобы иметь диплом, вести научные исследования, менее критичен по отношению к вузу, хуже знает реа­лии дальнейшей профессиональной деятельности, больше опасается безработицы, у него сильно развиты профессионализм и работоспо­собность, менее - предприимчивость, способность рисковать, ме­нять взгляды при смене обстоятельств, вживаться в новые условия.

По отношению к учебе ряд исследователей выделяют пять групп.

1. Студенты, которые стремятся овладеть знаниями, методами самостоятельной работы, приобрести профессиональные умения и навыки, ищут способы рационализации учебной деятельности. Учебная деятельность для них - необходимый путь к хорошему овла­дению избранной профессией. Они отлично учатся по всем предме­там учебного цикла. Их интересы затрагивают широкий круг зна­ний, более широкий, чем предусмотрено программой. Они активны во всех сферах учебной деятельности. Студенты этой группы сами активно ищут аргументы, дополнительные обоснования, сравнива­ют, сопоставляют, находят истину, активно обмениваются мнениями с товарищами, проверяют достоверность своих знаний.

2. Студенты, которые стремятся приобрести знания во всех сфе­рах учебной деятельности. Для этой группы студентов характерно увлечение многими видами деятельности, но им быстро надоедает глубоко вникать в суть тех или иных учебных дисциплин. Вот почему они нередко ограничиваются поверхностными знаниями. Основной принцип их деятельности - лучше всего понемногу. Они не затрачи­вают много усилий на конкретные дела. Как правило, хорошо учат­ся, но получают порой неудовлетворительные оценки по предметам, которые их не интересуют.

3. Студенты, которые проявляют интерес только к своей профес­сии. Приобретение знаний и вся их деятельность ограничиваются узкопрофессиональными рамками. Для этой группы студентов ха­рактерно целенаправленное, избирательное приобретение знаний - только необходимых (по их мнению) для будущей профессиональ­ной деятельности. Они много читают дополнительной литературы, глубоко изучают специальную литературу, хорошо и отлично учатся по предметам, связанным со своей специальностью; в то же время не проявляют должного интереса к смежным наукам учебного плана.

4. Студенты, которые неплохо учатся, но к учебной программе от­носятся избирательно, проявляют интерес только к тем предметам, которые им нравятся. Они несистематически посещают учебные за­нятия, часто пропускают лекции, семинарские и практические за­нятия, не проявляют интереса к каким-либо видам учебной деятель­ности и дисциплинам учебного плана, так как их профессиональные интересы еще не сформированы.

5. Лодыри и лентяи, которые пришли в вуз по настоянию роди­телей или за компанию с товарищем, или для того, чтобы не идти работать и не попасть в армию. К учебе относятся равнодушно, по­стоянно пропускают занятия, имеют «хвосты», им помогают товари­щи и зачастую они дотягивают до диплома.

При разработке типологии студентов В.Т. Лисовский выделил четыре группы качеств, которые должны наиболее полно характери­зовать студента, а именно ориентацию на: 1) учебу, науку, профес­сию; 2) общественно-политическую деятельность (активную жиз­ненную позицию); 3) культуру (высокую духовность); 4) коллектив (общение в коллективе). Разработанная им типология студентов вы­глядит следующим образом.

1. Гармоничный - выбрал свою специальность осознанно. Учится очень хорошо, активно участвует в научной и общественной рабо­те. Развит, культурен, общителен, глубоко и серьезно интересуется литературой и искусством, событиями общественной жизни, зани­мается спортом. Непримирим к недостаткам, честен и порядочен. Пользуется авторитетом в коллективе как хороший и надежный то­варищ.

2. Профессионал - выбрал свою специальность осознанно. Учится, как правило, хорошо. В научно-исследовательской работе участвует редко, так как ориентирован на послевузовскую практическую дея­тельность. Принимает участие в общественной работе, добросовест­но выполняя поручения. По мере возможности занимается спортом, интересуется литературой и искусством, главное для него - хорошая учеба. Пользуется уважением в коллективе.

3. Академик - выбрал свою специальность осознанно. Учится только на отлично. Ориентирован на учебу в аспирантуре. Поэтому много времени отдает научно-исследовательской работе, порой в ущерб другим занятиям.

4. Общественник - ему свойственна ярко выраженная склонность к общественной деятельности, которая зачастую преобладает над другими интересами и порой отрицательно сказывается на учебной и научной активности. Однако уверен, что профессию выбрал верно. Интересуется литературой и искусством, заводила в сфере досуга.

5. Любитель искусств - учится обычно хорошо, однако в науч­ной работе участвует редко, поскольку его интересы направлены в основном в сферу литературы и искусства. Ему свойственны раз­витый эстетический вкус, широкий кругозор, глубоко художествен­ная эрудиция.

6. Старательный - выбрал специальность не совсем осознанно, но учится добросовестно, прилагая максимум усилий. И хотя не об­ладает развитыми способностями, задолженностей чаще всего не имеет. Малообщителен в коллективе. Литературой и искусством ин­тересуется слабо, так как много времени занимает учеба, но любит бывать в кино, на эстрадных концертах и дискотеках. Физкультурой занимается в рамках вузовской программы.

7. Середняк - учится «как получится», не прилагая особых усилий. И даже гордится этим. Его принцип: «Получу диплом и буду рабо­тать не хуже других». Выбирая профессию, особенно не задумывал­ся. Убежден, что раз поступил, то вуз нужно закончить. Старается учиться хорошо, хотя от учебы не испытывает удовлетворения.

8. Разочарованный - человек, как правило, способный, но из­бранная специальность оказалась для него малопривлекательной. Но убежден, что раз поступил, то вуз нужно закончить. Стремится утвердить себя в различного рода хобби, искусстве, спорте.

9. Лентяй - учится, как правило, слабо, по принципу «наименьшей затраты сил». Но вполне доволен собой. О своем профессиональном признании не задумывается всерьез. В научно-исследовательской и общественной работе участия не принимает. В коллективе сту­денческой группы к нему относятся как к балласту. Иногда норовит словчить, воспользоваться шпаргалкой, приспособиться. Круг инте­ресов в основном в сфере досуга.

10. Творческий - ему свойствен творческий подход к любому де­лу - будь то учеба или общественная работа, или сфера досуга. Зато те занятия, где необходимы усидчивость, аккуратность, исполни­тельская дисциплина, его не увлекают. Поэтому обычно учится не­ровно, по принципу «мне это интересно» или «мне это неинтересно».

Занимаясь научно-исследовательской работой, ищет оригинальное самостоятельное решение проблем, не считаясь с мнением признан­ных авторитетов.

11. Богемный - как правило, успешно учится на так называемых престижных факультетах, свысока относится к студентам, обучаю­щимся массовым профессиям. Стремится к лидерству в компании себе подобных, к остальным же студентам относится пренебрежи­тельно. Обо всем наслышан, хотя знания его избирательны. В сфе­ре искусства интересуется главным образом модными течениями. Всегда имеет свое мнение, отличное от мнения «массы». Завсегдатай кафе, модных дискоклубов.

Любопытно привести мнения студентов относительно самих себя. В своей студенческой среде они выделяют такие группы:

1) отличники-зубрилы - те, которые постоянно посещают занятия и путем труда достигают хороших результатов, они очень дисципли­нированны, из них выбирают старост;

2) отличники-умные - те, которые обладают высоким интеллек­том, сильной школьной базой и своими вопросами могут поставить некоторых преподавателей в неловкое положение. Они считают: «К чему ходить на каждое занятие, ведь мы и так умные». Вообще учатся по принципу «всего понемножку»;

За время работы в вузе у меня сформировались образы основных типов студентов, представляю их вашему вниманию.

Эрудит. Это самый редкий тип, но самый интересный. У такого студента интеллект выше среднего, ему легко дается учеба, при этом нравится учиться, и он не ленится это делать. Он может задавать каверзные вопросы, созревающие у него в голове благодаря пытливому уму. Именно из-за наличия такого студента в группе, преподаватель находится всегда в тонусе, чаще заглядывает в справочные материалы, тщательнее готовится к занятию. Но общение с ним доставляет истинное удовольствие.

Формалист. Встречается довольно часто, бывает обычно женского пола. Это неглупый и трудолюбивый студент, но выполняет задания он не потому, что ему нравится предмет, а, потому что надо. Он очень дисциплинированный и привык к постоянному рабочему режиму. Я поражаюсь таким студентам, они всегда готовы, где они находят на это время? При этом не выглядят как ботаники.

Посредственность. Такого студента отличает посредственное отношение к учебе. Он посещает занятия потому, что нужно получить диплом, но он не прилагает никаких усилий, чтобы овладеть профессией, делает только минимум, чтобы не исключили из университета, часто это заключается в "протирании штанов". Он обычно неглуп, по знания его весьма посредственны.
Увлекающийся. В этот разряд может перейти студент любого типа. Это те студенты, которым нравится изучаемый ими предмет, и они занимаются, потому что увлечены, а не потому, что надо. Бывает, что студент увлечен одним предметом и посещает только его, бывает, если он - формалист, то другие делает из необходимости, а одним занимается для души.

Глупыш. Студент, который по-житейски глуп и не разобрался еще в том, как устроено все вокруг там, куда он попал, не умеет быстро ориентироваться в сложной ситуации. Для него отчисление реальнее, чем для кого бы то ни было другого.

Непробиваемый. Этот человек как-будто выстроил вокруг себя броню, до него невозможно достучаться. Он заранее решил, что этот предмет ему не нужен и не воспринимает никакую информацию на парах, но посещает, просто сидит, записывает, а уходит все равно с чем пришел, не усвоив новых знаний.

Уставший. Этот студент устал из-за того, что в школе / колледже / техникуме усердно учился и теперь у него не осталось сил на дальнейшее обучение, или он просто человек такой, уставший по жизни. До такого тоже невозможно достучаться, он не воспринимает новую информацию.

Занятой. У такого студента куча дел вне занятий, это может быть работа, хобби, личная жизнь, общественная жизнь в университете, в которой он задействован или что-то еще. Это обычно неглупые и энергичные студенты, но на пары практически не ходят, закрывают сессию только благодаря ранее полученным знаниям в среднем (/ специальном) учебном заведении.

Откровенный лентяй. Этому лень все, разве только на диване лежать не лень. Его обычно рано или поздно отчисляют, только, если его кто-нибудь постоянно «не пинает» учиться, например, родители или друзья, тогда он получает свой полностью троечный диплом, но сам он ни к чему не стремится.

Подлиза. Чаще всего женского пола, но встречаются и парни. Считают, что оценка повыше обеспечивается через хорошие отношения с преподавателем, от них обычно можно наслушаться комплиментов, а на экзамене, в случае тройбана - брани.

Я лучше всех! Это студенты с завышенной самооценкой, они свысока смотрят не только на своих одногруппников, но и преподавателя считаю ниже себя. При этом регулярно поднимают свою самооценку и себя в глазах других за счет опускания окружающих, ни в чем не повинных людей. За такими интересно наблюдать со стороны, это обычно харизматичные личности, но быть вовлеченным во взаимодействие с ними - сродни вылитому на тебя ушату грязи.

Таковы, по-моему мнению, основные типы современных студентов.

А вы учитесь, потому что надо или потому, что нравится? А что, если изучать только то, что интересно? По другим предметам зачета не получить, а значит, и диплома о высшем образовании и связанных с ним благ…

В шедевральном индийском фильме «Три идиота» как раз поднимаются похожие вопросы, там студент учился, потому что хотел получить знания, а диплом не главное, его наличие и высокий уровень подготовки специалиста никак не связаны…

Хочешь знать, почему университетские преподаватели унижают студентов и придираются?