Виды лентяев: как выявить их на собеседовании и как с ними работать. Сочинение на тему: так работает лентяй! Стоит ли прикрывать лентяя на работе

Если вы – руководитель бизнеса, то вам рано или поздно придётся нанимать работников. В идеале эти люди снимут с вас часть нагрузки, что позволит сосредоточиться на развитии компании. К сожалению, все не всегда работает так, как хочется. Самый многообещающий кандидат, показавший класс на собеседовании, внезапно может стать проблемой.

Вот несколько типов лентяев, способных навредить вашему бизнесу.

5 типов ленивых работников: как с ними справляться

Артем Франич

1. Пропадун

Этот любит исчезать без объяснений в самый неподходящий момент. Он либо будет обедать два часа, либо его пятиминутки будут тянуться по полчаса. Он может сказаться больным в день сдачи крупного проекта или опоздать на важное утреннее совещание. В любом случае пропадун подводит коллег, заставляя их разгребать его дела.

Как бороться: с этим типом работника сложнее всего, поскольку он «нарушает» субординацию там, где правила, как правило, неписаны. Составьте чёткий график перерывов и заставьте человека ему следовать.

2. Жертва

Аналог студента, утверждающего, что «собака съела его домашнюю работу». Причин опоздать у этого типа сотни, и жертва знает их все наизусть. Он или она может придумать что угодно, чтобы избежать выполнения рабочих обязанностей, будь то проколотая шина по дороге на работу или больные дети и домашние животные. Жертва может месяцами занимать должность, не давая возможности нанять нормального специалиста и приходя достаточно часто, чтобы не дать руководителю повода себя уволить.

Мем «Эта домашка выглядит сложной. Хочешь, я ее съем?»

Как бороться: отмечайте любой пример подобного поведения и делайте это постоянно. Если это случилось один или два раза – человек заболеет или машина сломается – ничего страшного. Но всё равно делайте пометки на всякий случай. Если человек находит оправдания пятый, шестой или седьмой раз, «задокументируйте». Главное - не дать жертве делать это слишком долго.

3. Прокрастинатор

Прокрастинацией временами страдают все, но этот превращает её в искусство. Если у вас поджимает проект, то этот тип займется им в самый последний момент, чем немало досадит всей команде. Он будет оставлять работу на потом, тратя время на неважные дела. Прокрастинатор создает в команде дополнительное напряжение и портит любой проект, особенно если дело приближается к дедлайну.

Как бороться: назначайте ему жёсткий график работ. Назначайте дедлайны или быстрые совещания для обсуждения проекта, чтобы наш герой знал, что за ним следят. Даже ежедневная проверка может быть полезной для контроля над выполнением проекта.

4. Делегирующий

Это очень интересный тип ленивца. В основном, потому, что он тратит немало сил на то, чтобы не работать. Он любит перекладывать свои обязанности на всех остальных, даже не будучи руководителем. Многие помешанные на карьере люди занимаются этим. Делегирующий может деморализовывать коллектив и даже навредить репутации фирмы. Хуже всего, если он начнёт перекладывать работу на клиентов.

Кадр из фильма «Волк с Уолл-стрит»

Как бороться: проверяйте регулярно его работу и следите за уровнем загруженности. Назначайте делегирующего на выполнение работы со словами: «Я даю эту работу тебе и только тебе». Вызывайте его от случая к случаю и взыскивайте с него по полной, если он нарушает договорённости.

5. Смутьян

Это самый опасный из ленивых работников. Они не просто избегают работы – они наводят смуту среди коллег. Смутьян ходит по кабинетам, распускает слухи о коллегах, заводит пустые разговоры. Если он не может завести с кем-нибудь разговор, то наведёт шухер с помощью электронной почты или в интернете. Смутьян может навредить продуктивности своих сотрудников и даже поставить компанию под удар, выложив в Сеть конфиденциальную информацию.

Кадр из фильма «Заводной апельсин»

Как бороться: со смутьянами сложнее всего. Они, вроде бы, не нарушают никаких правил, но всё равно умудряются навредить рабочему процессу. Познакомьтесь со смутьяном поближе и будьте к нему дружелюбны. Это проверенная веками стратегия: «Друзей держи вблизи себя, а врагов – еще ближе». Пообщайтесь с ним, чтобы понять, в чем его проблема. Возможно, вы сможете сделать его счастливей. Если ничего не сработало, и вы просто потратили своё время, найдите способ его уволить.

Предпринимателям обычно некогда валять дурака. Если работник ведёт себя неподобающим образом или уклоняется от выполнения работы, руководителю стоит принять меры и решить эту проблему. Иногда помогает разговор с подчиненным, но чаще всего единственным решением будет замена ленивого работника на кого-то поответственней.

Советы эффективного лентяя: как работать, почти не работая

Как известно, в любой работе главное – как следует упахаться. Ты кайлишь в забое по 10 часов в день, доползаешь до кровати за полночь и падаешь без сил, а между тем результат трудов блещет своим отсутствием. Как тут не злиться на тех, кто вроде ни черта не делает, порхает по жизни, как беспечная моль, и притом все успевает. Как она это делает? сайт собрал правила тех, у кого все получается будто само собой.

Многозадачность – разводка для лохов

Нет никакой многозадачности. Если не веришь, проверни простейшее упражнение. Напиши на бумажке цифры от 1 до 33 и засеки, сколько времени у тебя на это ушло. Теперь сделай то же самое, только с буквами от А до Я. А теперь повтори задание, только пиши сразу две строчки – одну букву – одну цифру, и так до конца. Если бы многозадачность существовала, ты бы потратила на третий раунд ровно в два раза больше времени, чем на любой из первых двух. Но на него уйдет втрое больше времени, к тому же ты сама заметишь, как тупишь – что там идет после П – Т или С? Так что берись за одно дело и доводи его до конца, ни на что не отвлекаясь.

Делай перерывы

Пока ты сидишь на пятой точке, мозг мается от нехватки кислорода и буксует. Сделала дело – гуляй смело, буквально гуляй – навести коллег на другом этаже, они наверняка соскучились. Пробегись за стаканчиком кофе. Посуду пойди помой, если трудишься дома.

Не отвлекайся

Если тебя занесет на работу в немецкую компанию и ты, допустим, решишь устроить перерыв на чай с печеньками посреди рабочего дня, никто тебя не пожурит – но эти 20 минут из твоего рабочего времени вычтут. То есть ты пойдешь домой на 20 минут позже, чем твои тевтонские коллеги.. Зверские порядки, что и говорить. Но зато немцы в среднем работают 35 часов в неделю и у них есть Mersedes и Siemens. А мы работаем 44 часа и у нас есть… Ну, что-то наверняка есть. Как это сочетается с предыдущим советом? Легко, делай гимнастику, не отходя от графиков.

Наведи порядок

Страшно представить, сколько времени всасывает в себя черная дыра бардака. Ты бы и слабала брауни по тому рецепту, который видела на днях где-то… Да где же… Черт, затерялся где-то. И форма для выпечки грязная. И корица неизвестно где. И вот так со всем – файлы теряются, задания пропадают в недрах рабочей переписки. Наведи шухер в компьютере и в шкафах, заведи планировщик дел и прекращай уже блуждать в этом темном лесу.

Ограничивай рабочие часы

Работа – она как газ, заполняет все доступное пространство. Если ты отвела себе на подготовку проекта 8 часов – она именно столько и займет, ни минутой меньше. Логично, что если ты сама сократишь это время до 6 часов, столько и потребуется. Именно поэтому задачи с невнятными сроками исполнения (“ну как получится”) выполняются приблизительно вечность. Ставь себе дедлайны построже.

Выбери главное

Принцип Парето говорит, что все в мире можно описать соотношением 20/80. В нашем случае это значит, что 20% всех усилий дают 80% результата, а остальные 80% трудов – жалкие 20% выхлопа. То есть ты можешь сократить рабочий день в 5 раз и сделать почти все, что нужно, если выберешь правильные точки приложения энергии. Например, мы перед написанием этой статьи весь день читали книжки по тайм-менеджменту и не просмотрели ни одного ролика про котиков, которые застряли головой в коробке из-под печенья. Обычно-то все наоборот. Это было нелегко, но мы выстояли.

Не трать время на разгон

Ты вроде как не пылесос, чтоб включиться и тут же заработать. Тебе нужно раскачаться. Посмотреть-таки на этого клятого котика с коробкой, поболтать с парой-тройкой закадык в соцсети, посмотреть, что вообще в мире творилось, пока ты спала. Но вот парадокс – потратив на развлечения час рабочего времени, ты все равно будешь воспринимать это время как рабочее. Трудно расслабиться, когда над головой нависает гора дел. И даже если из 8 часов в офисе ты потратишь 4 на всякую ерунду, к концу дня все равно будешь чувствовать себя так, будто честно протрудилась эти 8 часов, не разгибаясь.

Текст: Ольга Лысенко
Фото: Shutterstock

Хотите получать одну интересную непрочитанную статью в день?

Карине Русецкая

Изучает методики тайм-менеджмента и применяет их на практике уже 12 лет. Любит планировать и организовывать своё время.

Лень или прокрастинация?

Для начала поговорим о лени и прокрастинации вообще, так как иногда эти понятия уравнивают.

Лень - отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью (Толковый словарь Ожегова).

Прокрастинация - склонность к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел, приводящая к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам («Википедия»).

Если перевести понятия на более понятный язык, то сразу видна разница. Лень - нежелание что-либо делать, а прокрастинация - откладывание дел, причём часто сюда же относят переключение внимания на пожирателей времени вроде сёрфинга в интернете или соцсетей. Мы с вами будем говорить именно о лени и о том, как побороть её.

В большинстве случаев лень - следствие проблемы, а не её причина или суть. Разберёмся, какие причины могут привести к состоянию а-ля Обломов.

Почему мы ленимся

Нет интереса к делам

Часто относится к домашним делам, бытовой рутине, взаимодействию с госорганами и банками, скучным заданиям по работе. Вспомните: в школе вы легче приступали к урокам по тем предметам, которые вам нравились, и откладывали или совсем не делали скучные для вас. Вы стали старше, а подход остался тот же. У меня самой при мысли об очередном походе в ГАИ появляется сонливость, хотя замена прав занимает сейчас не более получаса.

Нет энергии

Речь не только о физической, но и об эмоциональной энергии. Если вы устаёте на работе или от дороги, то откуда же взяться силам не то что на подвиги, а на обычную жизнь с её круговоротом событий?

Я ездила на учёбу и работу на электричках 12 лет и могу точно сказать: дорога выматывает так же, как и тренировки. Неважно, что вы просто сидите. Это время волшебным образом забирает силы. Придя домой, вы вряд ли подумаете: «А посмотрю-ка я фильм на английском». От мысли о такой нагрузке начинает болеть голова.

Нет цели и понимания, зачем нужно что-то делать

Эта проблема самая распространённая. Например, вам предлагают на работе участвовать в новом проекте. Перспективы развития не определены, прибавки не предвидится, и в ежедневных делах вам не хочется тратить время на такой проект.

Разве можно не лениться, когда есть хотя бы одна из перечисленных причин? Да это прямо руководство по лени!

Что с этим делать

Важно: решать проблемы мы будем с третьей, а не с первой.

Если нет цели и понимания, зачем нужно что-то делать

Определите цели

Даже если вы не хотите заниматься планированием, подводить итоги и так далее, сделайте это именно для борьбы с ленью. Разово. Пишите, от чего горят глаза. Что вызывает радость и предвкушение поскорее приступить (сейчас вас никто заставлять это делать не будет). Пишите о том, что даёт энергию. Дайте себе день на запись , не торопитесь, оставьте время для лени.

Отсейте ненужные

После составления списка целей возьмите ручку и выделите те цели, которые придумали и хотите достичь не вы. Например, вас мама учила встречать мужа с работы горячим ужином, а на самом деле ему это не надо, да и вы не хотите иметь такую жизненную установку. Или фитоняши из интернета настаивают, что в неделю нужно устраивать три силовые и две кардиотренировки. И вы пытаетесь, но никак не можете успеть за этой целью. Она не ваша. Это не вам лично для поддержания здоровья и формы надо столько тренировок. Эта цифра не имеет к вам прямого отношения, как и навязанная цель.

Отметьте все подобные цели в списке. Не торопитесь, подумайте, откуда появились цели, чьи это идеи.

Очистите голову

Если вы хотя бы раз делали разбор гардероба, то вам знакомо это чувство облегчения, когда все ненужные, неподходящие, испорченные вещи больше не лежат грузом, а исчезают из жизни. И всё, что остаётся, - идеально сидит, подходит по крою и цветам именно вам. Такую же работу проведём с целями.

Все ненужные и неважные цели стоит убрать или перекроить под себя.

На примере той же домашней суеты: определите, какой результат нужен вам. Измените планку до того уровня комфорта, когда цель перестаёт пугать. Например, «Каждый день готовый свежий ужин в 19:00 и влажная уборка» можно заменить на «Убираться по мере необходимости и готовить ужин три раза в неделю, оставляя порцию на следующий день или заказывая доставку еды». Те цели и задачи, которые останутся, и надо выполнять.

Если нет энергии

Определите, в какое время дня вы более продуктивны, сколько вам нужно , когда надо делать определённые рутинные задачи. Исходя из этого составляйте своё расписание так, чтобы всегда было время на отдых.

Каждый день у вас должно быть личное время для перезагрузки. Если кажется, что его нет, пересмотрите планы ещё раз - вам так только кажется. Без качественного отдыха никаких дел вы сделать не сможете.

Если нет интереса к делам

Этот пункт чаще всего неактуален, если сделано всё вышеперечисленное. Ведь вы оставили дела, которые вам действительно нравятся и без которых никак нельзя, например уборку. И тут наступает момент для ещё одного небольшого правила.

На пути достижения самой важной, самой желанной цели некоторые задачи будут рутинными и немного скучными.

Прежде чем получать деньги за продажу iPhone, Стив Джобс провёл много не самых приятных часов в обсуждениях, спорах и муках, как сделать продукт ещё лучше. Каждый раз, выпуская новую модель, ему приходилось испытывать давление фанатов техники Apple. Разве эти моменты из биографии Джобса самые приятные? Разве часы обсуждения продукта всегда радостные? Но, когда есть цель, стоит понимать, что вы готовы отдать для её достижения. Пустите рутину в вашу жизнь, позвольте себе поскучать. Это позволит мозгу лучше отдохнуть и генерировать больше идей.

Наверное, каждому руководителю рано или поздно встречаются сотрудники, старающиеся отлынивать от выполнения трудовых функций любыми способами, в то время как весь трудовой коллектив усердно пашет. Так проходят годы, а тунеядцы продолжают лукавить и получать зарплату. Нельзя сказать, что они вообще ничего не делают, но показатели продуктивности, по сравнению с другими работниками, откровенно хромают. Не будем утверждать, что тунеядцы есть в каждом офисе или компании, но это явление встречается достаточно часто.

«Позвонок» – сотрудник, взятый на работу по протекции – по звонку хорошего, а самое главное полезного и авторитетного для руководства человека. Его компетенциями еще на этапе приема на работу вообще никто не интересовался, хотя кадровик и вопил вовсю, что у него даже специальность в дипломе не подходит. Позже стало очевидно, что его профессиональные качества если и присутствуют, то точно не позволят ему стать путевым сотрудником. И ладно бы старался – даже видимость работы не создает, пользуясь своим положением.

Но увольнять его не стоит, а до некоторого времени вообще даже нельзя – «полезный» человек может не понять причины увольнения, а портить с ним отношения нельзя ни при каких обстоятельствах. Получается, что в офисе сидит такой себе «стратегический тунеядец», важный для бизнеса.

2. Сына

3. Дед

Дед, он и в армии дед. Это настоящая офисная легенда, авторитет которой непоколебим практически в любых ситуациях. Он работает в компании дольше всех, а возможно даже начинал свой карьерный путь бок о бок с генеральным директором, поэтому вхож нему в кабинет и дорог как память . О нем слагают притчи, показывают в качестве примера стажерам и почитают как некий офисный талисман. Пример его продолжительной карьеры показателен для каждого, а близкие взаимоотношения с боссом не позволяют никому делать ему замечания. Никто не сомневается – он будет работать тут до пенсии, на которую провожать его будут со слезами и облегчением. Вот он и сидит, рассказывает небылицы о прошлом компании и ждет своего часа.

4. Переводчик

«Переводчик» – в прошлом вполне уважаемый сотрудник, занимающий одну из передовых должностей как минимум среднего звена управленцев. Когда-то он решал серьезные вопросы и даже был у многих в авторитете. Но времена меняются – смена руководства, нелепый поступок, плохой контракт или глупость, сказанная на планерке, привели к тому, что он стал неугоден руководству .

Но увольнять его не спешат – слишком много знает и немало умеет, поэтому идеальным решением считается дисциплинарное понижение в должности или перевод в другое, менее ответственное подразделение. Но там о нем забывают все и надолго, чем «переводчик» умело пользуется и даже находит немало плюсов в таком развитии событий. Никто не дергает – ну и ладно.

5. Мечтатель

«Мечтатель» – далеко не худший работник компании, даже несмотря на то, что откровенный тунеядец. Все считают его талантливым в своей профессии, и он даже наверняка мог бы расти по карьерной лестнице, но… как он сам утверждает, мол, мотивации недостаточно … Вся проделанная им работа выполняется, как говорится, «из-под палки» – всем понятно, что «мечтатель» способный сотрудник, но в рабочее время он только то и делает, что рассуждает о своих бизнес-идеях, «левых» проектах и нереализованном потенциале, который не удается раскрыть на занимаемой им рядовой должности. Как правило, это дизайнер, поэтому поставленные руководством задачи частично все же выполняются. Правда, лишь в критичном объеме – премии он не получает уже давно.

6. Бюрократ

«Бюрократ» – существо хитрое, и далеко не все согласятся с его клеймом тунеядца. Он всегда приходит на работу ровно в 9.00, никогда не задерживается, выполняет свои задачи исключительно в рамках должностной инструкции , и возмущается на весь офис тогда, когда кто-то пытается нагрузить его дополнительной работой. Собственно, поэтому никто уже давно этого делать и не пытается. Самое страшное для «бюрократа» – выйти за рамки описанных в регламенте правил, причем это касается и нештатных, нестандартных и даже форс-мажорных ситуаций – в любом случае он укажет на нормы Трудового кодекса, коллективного договора или устава компании, сопровождая свой монолог фразами вроде «я не должен» и «не имеете права». И ладно бы вопрос был принципиальным – «бюрократом» движет лишь желание не переработать, ведь все равно больше никто не заплатит. Меркантильное, хитрое существо.

7. Любимец

«Любимца» скорее всего, в глубине души любит практически каждый сотрудник компании, но главное для него – это чувства начальника, который тоже неровно дышит к его персоне . «Любимец» часто попадает в неурядицы, постоянно «лажает», имеет массу недостатков и никогда не делает ничего вовремя, но любовь руководства сильнее – ему сходит с рук практически любой проступок, пусть и с поучительными нотациями, криками и угрозами увольнения. До него, конечно же, не доходит. Как правило, «любимец» работает на приближенной к руководителю должности, вроде водителя или личного курьера, поэтому ему и удается установить психоэмоциональную связь.

В своем тунеядстве «любимец» часто рискует и переходит все возможные рамки, за что его на время даже могут выдворить из пула «приближенных», но это лишь на время. Любовь – чувство необъяснимое…

8. Кляуза

«Кляуза» ­– усугубленная форма тунеядца-«бюрократа». Многих не устраивает его работа, но увольнять его никто не хочет, поскольку последствия могут оказаться дороже. Помимо того, что «кляуза» постоянно ссылается на законодательство и регламент, у него, очевидно, есть какая-то ценная информация, возможно даже «черная» бухгалтерия, информация о скрытых налогах или компромат на начальника. «Кляуза» – это мина замедленного действия, которую не трогают, лишь бы «не пахло». Помимо владения ценной информацией, такой сотрудник знает, куда обращаться в случае незаконного увольнения, он не раз уже писал жалобы на своих прошлых работодателей и готов, в случае чего, устроить проблемы с клиентами и нынешнему. Пусть и своеобразная форма влияние, но именно ей тунеядец и пользуется.

9. Стратег

«Стратег» на самом деле тоже не самый плохой вариант офисного тунеядца, встречаемый в корпоративной среде достаточно часто. Он давно работает в компании, имел в прошлом определенные достижения, вроде самого высокого показателя продаж или нескольких запатентованных полезных моделей, что гарантировало ему авторитет у начальства. Ему даже пообещали гарантированный оклад, который существенно выше среднего заработка коллег, лишь бы ценный кадр не ушел к конкурентам. Это и было его стратегией, поскольку после утверждения штатного расписания с его повышенным окладом «стратег» работает ровно настолько, насколько нужно, чтоб не уволили. Он знает, что какие бы результаты ни показывал, его зарплата останется на прежнем высоком уровне, и это его главный козырь.

10. Заяц

«Зайцу» повезло – он вообще не понял, как оказался в компании и на этой должности. Но по сформированной им внутренней установке, «заяц» точно знает, что эта работа для него ­– временное пристанище на пути к работе мечты. Плевать, что это «временно» длится уже третий год и за это время ни одного предложения по работе не поступило. Но это не мешает ему пересиживать период, так сказать, застоя, особо не напрягаясь. Почему никто другой его не напрягает? Хороший вопрос, вероятно, начальник и сам не знает на него ответ – или работать больше некому, или не до «зайца» пока.

Почему появляются тунеядцы и как от них избавиться?

Как считает карьерный консультант Елена Голубева, наличие в офисе тунеядцев – это индикатор системы управления и работы HR -подразделений организации . Даже в случаях, когда руководство не склонно к формализму, компания успешно процветает на рынке, а в штате сформирован движущий локомотивный костяк, имеющиеся «на обочине успеха» тунеядцы могут испортить всю картину, какой бы ситуация ни была сегодня безоблачной. Порядок должен быть везде – как в головах, так и в бизнес-процессах, поэтому первое, что должно сделать начальство, это не только создать единые правила для всех, но и создать условия, когда эти правила будут соблюдаться. Исключения, безусловно, могут быть, но они должны быть минимизированы, иначе порядка не будет.

Среди приоритетных задач, которые позволят искоренить тунеядцев, стоит:

  • Разработка долгосрочных стратегий развития, становление корпоративной культуры, появление настоящих офисных ценностей;
  • Установка ключевых показателей эффективности, независимо от подразделения, должностей и прочих аспектов;
  • Финансовое мотивирование сотрудников, привязанное к показателям эффективности;
  • Разработка системы оценивания трудовых успехов, а также регламентирование поведения начальства в отношении сотрудников с негативными результатами;
  • Регулярный пересмотр должностных окладов с учетом нагрузки, ситуации на рынке и профессионализма конкретного сотрудника.

Цель деятельности любой компании заключается в получении максимальной прибыли. Каждый работодатель знает, что эффективность всей организации зависит от работы каждого человека в коллективе. Как показывает практика, результаты деятельности целой команды профессионалов могут ухудшиться, если в ней есть хотя бы один нерадивый сотрудник.

Тем не менее, лентяи - это не всегда люди, которые не любят труд как таковой. Часто лентяями становятся работники, не влившиеся в рабочий ритм или не обладающие достаточными энергетическими ресурсами.

Замечено, что существует три типа таких работников. Чтобы научиться выявлять их в коллективе или прямо на собеседовании, нужно знать, что они собой представляют. Это поможет понять, как с ними взаимодействовать и стоит ли вообще нанимать их на работу.

1. Вечно скучающий сотрудник

Не ждите от такого сотрудника инициативности, новых идей или интересных предложений. Это пассивный человек: всегда выполняет только ту работу, которую ему дают, редко задерживается и избегает лишней ответственности.

Такой сотрудник часто не умеет правильно распределять свое рабочее время. Он долго откладывает работу на потом и не успевает закончить в срок. Он может не раз подойти и посоветоваться, как выполнить то или иное задание, но так и не доделает его до конца. Долго размышляет над задачей, даже если давно пора отчитаться о проделанной работе.

Часто, чтобы начать работать, ему необходимо «получить пинок», например, замечание или напоминание о сроках сдачи проекта. В итоге такой сотрудник выполнит свою работу - хотя бы чтобы от него отстали. Возможно, он и не является плохим специалистом, просто занимается глубоко не интересными для себя вещами.

Чаще всего это расслабленный, неторопливый, «витающий в облаках» человек. Его можно застать бесцельно сидящим на своем рабочем месте или не отрывающимся от экрана телефона. Его мимика однообразна, а жесты медлительны. Почерк таких людей немного неряшливый, с неустойчивым наклоном и слабым нажимом.

На собеседовании с работодателем такой кандидат неохотно берется за выполнение любых тестовых заданий. Рассказывая о себе, перекладывает ответственность за неудачи на других людей или обстоятельства: опоздал из-за пробки, задержали на КПП и т. д.

2. Сотрудник, занятый другими делами

Это тип сотрудников, которые посещают работу, чтобы пообщаться с коллегами или показать себя - но никак не для того, чтобы выполнять свои прямые обязанности. Чаще в эту категорию попадают женщины.

Сотрудник этого типа часто отсутствует на своем рабочем месте. Он постоянно разговаривает с коллегами, делится впечатлениями о каких-то событиях, обменивается сплетнями, все время пьет чай или кофе, ходит на перекур. Для этого типа работников вполне нормально потерять документы, забыть отправить почту или сделать важный звонок.

На замечания эти люди реагируют остро и неконструктивно. А если вы решите расстаться с таким сотрудником, по причине его профнепригодности, в интернете могут появиться далеко не лестные отзывы о вашей компании.

Как распознать такого специалиста?

Такой человек обладает отличными коммуникативными навыками. Он очень эмоционален, непоседлив, часто рассеян. Он много жестикулирует и имеет подвижную мимику, его почерк размашист и широк. Если его обеспечить активной, связанной с общением работой, то он сможет достичь больших успехов на этом поприще.

Он умеет хорошо преподать себя на собеседовании, произвести приятное впечатление. От неудобных вопросов прекрасно уклоняется, красноречиво описывает предыдущее место работы: начальство - «самодуры», а он тянул весь отдел на себе. В своих проблемах винит всех кроме себя. Обратите внимание на его резюме: частая смена работы, долгие перерывы между работами.

3. Эмоционально уставший сотрудник

В эту категорию может попасть каждый, даже некогда высокоэффективный и опытный специалист. Причиной эмоционального выгорания часто бывают нерешенные личные проблемы. Сотруднику сложно переключить мысли на поставленные задачи, его сковывает апатия, и он перестает работать с прежней отдачей.

Рано или поздно эмоционально выгоревший человек придет в себя: решит проблемы дома, выспится или найдет другое решение. Руководитель всегда может помочь ему в этом, дав досрочно отпуск или отгул за счет компании, оказав материальную или другую помощь. Ответная положительная реакция не заставит долго себя ждать.

Если же человеку надоело то, чем он занимается, сложившуюся ситуацию вряд ли можно исправить. Единственное, что может попытаться сделать работодатель, - это заинтересовать сотрудника более сложными задачами или другой сферой деятельности.

Как распознать такого специалиста?

Оцените общее состояние собеседника: его плечи опущены, а жесты замедлены, плохое настроение, равнодушный или уставший вид. Если вы заметили, что в коллективе есть такой работник, проявите участие, поинтересуйтесь делами, предложите свою помощь. На лице у него сразу изменится мимика, будет читаться радость в глазах и появится больше жестов.

Чтобы определить настрой кандидата на собеседовании, нужно задавать вопросы, ответы на которые требуют эмоциональной вовлеченности: спрашивать о хобби, семье, успехах в прошлых проектах. Сухая констатация фактов и отсутствие проявления эмоций будет говорить о потери интереса к жизни у интервьюируемого.

Брать ли лентяя на работу?

На этот вопрос крайне сложно ответить: каждый человек уникален в своем роде, поэтому каждый случай стоит рассматривать в отдельности. Бывают ситуации, когда лентяи добиваются небывалых успехов в работе, поэтому рекомендуется учитывать следующие факторы:

  • ценность соискателя как профессионала, который обладает всеми необходимыми для работы навыками;
  • готовность руководства вкладывать собственные ресурсы и ресурсы компании в развитие такого специалиста;
  • соответствие соискателя корпоративной культуре организации.

Лентяям можно помочь исправиться!

То, что человек является лентяем, еще не значит, что он плохой работник. Работать с такими людьми вполне возможно, к ним лишь нужно найти свой подход. Главное понять, нравится ли человеку его деятельность или нет, есть ли у него мотивация к работе и желание развиваться?

Первые две категории лентяев нуждаются в грамотном управленце, который будет увлекать их работой. С «эмоционально выгоревшими сотрудниками» сложнее: их состояние зачастую вызвано домашними и личными проблемами – чтобы помочь такому работнику, нужно сначала выяснить причину его неудач. В любом случае личное участие начальства и тренинги с психологом позволят улучшить производительность труда даже таких работников.

Конечно, каждый работодатель сам принимает решение, работать ли ему с лентяями или нет. Можно понять руководителей, которые не готовы тратить время и силы на то, чтобы «исправить» ленивого сотрудника. Но есть и те работодатели, которые дают шанс таким кандидатам и только выигрывают от такого решения. Так или иначе, выявлять лентяя нужно как можно раньше, лучше- сразу на собеседовании.

Активного и увлеченного работой персонала вашей компании!