Виды инженерной деятельности. Особенности становления и развития инженерной деятельности и профессии инженера в россии Инженерная деятельность

  • 8. Немецкая классическая философия: Кант, Гегель, Фейербах
  • 9. Философия марксизма: диалектико-материалистическое понимание природы и истории
  • 10. Неклассическая философия и ее основные направления
  • 11. Постклассическая философия (лингвистическая, коммуникативная, синергетическая)
  • 12. Философская мысль Беларуси. Этапы становления
  • 13. Российская философия XVIII–XX-го стст.
  • 14. Онтология как учение о бытии
  • 15. Пространственно-временная структура материального бытия
  • 16. Диалектика как философская теория развития бытия
  • 17. Принципы и законы диалектики
  • Законы диалектики имеют разные реакции формулирования. Но независимо от семантических тонкостей речь всегда идет о трех законах:
  • 18. Природа как объект философского и естественно-научного анализа
  • 19. Философские концепции современного естествознания
  • 20. Концепция ноосферы и экологические ценности современной цивилизации
  • 21. Философские концепции человека
  • 22. Природа и сущность человека, понятие антропосоциогенеза
  • 23. Личность, ее духовные основания и общество
  • 24. Философские проблемы анализа сознания.
  • 25. Сознание, искусственный интеллект, виртуальная реальность
  • 26. Индивидуальное и общественное сознание, их структура и функции
  • 27. Гносеология и эпистемиология, их предмет и задачи
  • 28. Познаваемость мира
  • 29. Чувственное и рациональное в познании
  • 30. Концепции истины в классической и неклассической философии
  • 31. Философия науки, ее структура и функции
  • 32. Структура научно-познавательной деятельности. Этика науки
  • 33. Понятие метода
  • 34. Методы эмпирического исследования
  • 35. Методы теоретического исследования
  • 36. Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь
  • 37. Общество как область изучения социальной философии
  • 38. Экономические, политические, духовные отношения в обществе
  • 39. Материальное производство и производственно-технологические отношения
  • 40. Культура и цивилизация
  • 41. Этика, эстетика, религиоведение как прикладные философские науки
  • 42. Философское учение о ценностях
  • 43. Философия идентичности
  • 44. Социокультурная динамика, ее направленность и содержание
  • 45. Восток и Запад: философский диалог культур
  • 46. Философия безопасности и концепция устойчивого развития Республики Беларусь
  • 47. Философия техники, ее предмет и задачи
  • 48. Философия инженерной деятельности
  • 49. Глобализация социальных процессов и техногенные проблемы человечества
  • 50. Методология социального прогнозирования и футурология
  • Литература
  • Содержание
  • Кафедра философских учений
  • 48. Философия инженерной деятельности

    Инженерная деятельность исторически оформилась как управленческо-конструктивистская, связанная с необходимостью руководства строительными работами по возведению крупногабаритных объектов культового, оборонительного, транспортного, культурно-развлека-тельного, транспортного коммуникационного, оросительного, жилищ-ного назначения. На основе определенных знаний инженер формировал образ объекта и в процессе строительных работ давал необходимые консультации исполнителям (техническим работникам), разрешал вопросы конструктивистского характера. Для реализации проекта ему придавались необходимые людские и материальные ресурсы. Непосредственно он нес ответственность перед заказчиком.

    В условиях техногенного развития Европы и Америки в ХVІІІ в. возник вопрос об инженерном образовании, поскольку масштабы строительной деятельности значительно выросли, возросло значение военной инженерии, под влиянием промышленной революции началась машинизация производственно-технологических процессов.

    Инженерное образование потребовало научной основы. В резуль-тате инженерная деятельность стала определяться как техническая деятельность, основанная на регулярном применении научных знаний. В этой деятельности есть конструктивистско-творческий цикл, связанный с изобретательством, конструированием, проектированием, инженерными исследованиями, внедрением (инновациями). Инновационная деятельность акцентирована на технологии и организации производства необходимого артефакта (изделия). При этом решаются задачи разработки технологии изготовления изделия, включая технизированную составляющую в виде оборудования.

    Инженер имеет дело не с техническими системами (устройствами и технологическими процессами), а с их описаниями. Он преобразует эти описания от неясных требований заказчика к четким и однозначным, например, чертежам. При этом он использует наработанные в инженерном деле процедуры инженерной деятельности в соответствии с принятым регламентом.

    С точки зрения производства инженер должен уметь:

    – эксплуатировать и ремонтировать, проектировать и ликвидировать технологические процессы и устройства;

    – ставить, разрабатывать, решать задачи, прогнозировать, изобретать и принимать решения по внедрению техники. Понимать значение своей работы и ее последствия как в полезных функциях созданных им технических систем (ТС), так и в нежелательных эффектах.

    Традиционно основным смыслом инженерной деятельности считается проектирование, создание технических систем.

    В процессе деятельности инженер:

    – взаимодействует с заказчиком как пользователем будущего изделия;

    – передает коллегам техдокументацию, необходимую им для разработки частей ТС;

    – передает рабочим техдокументацию на изготовление;

    – передает заказчику (а по необходимости и потенциальному потребителю) эксплуатационную документацию;

    – на новых этапах активно работает с заказчиком.

    Полный цикл инженерной деятельности включает изобретательство, конструирование, проектирование, инженерное исследование, технологию и организацию производства, эксплуатацию и оценку техники, ликвидацию устаревшей или вышедшей из строя техники.

    Изобретательство. На основании научных знаний и технических достижений создаются принципы действия, прописываются способы реализации этих принципов в конструкциях инженерных устройств и систем отдельных компонентов.

    Конструирование. Результатом конструкторской деятельности яв-ляется техническое устройство, предназначенное для серийного про-изводства. Конструкция состоит из определенным образом связанных стандартных элементов, выпускаемых промышленностью. Если каких-либо элементов не достает или их параметры не соответствуют требованиям, то они изобретаются и проектируются. Для производства и варьирования технических характеристик проводятся дополнительные инженерные расчеты и учет ряда таких требований, как простота и экономичность изготовления, удобство использования, возможность применения стандартных или уже имеющихся конструктивных элементов.

    Технология и организация производства. Исходным материалом этого вида деятельности являются материальные ресурсы, из которых создается изделие, а продуктом – готовое техническое устройство и руководство к его эксплуатации. Функция инженера в данном случае заключается в организации производства конкретного типа изделия и разработка технологии изготовления определенной конструкции этого изделия, а также, если это необходимо, орудий и машин для его изготовления или отдельных его частей.

    Эксплуатация, оценка функционирования и ликвидация. Эксплуа-тация технических систем связана с операторской деятельностью, техническим обслуживанием. В процессе эксплуатации технической системы проводится оценка ее функционирования, что особо важно для модернизации систем.

    На стадии разработки новой технической системы должны быть сформулированы требования к материалам и компонентам, входящим в ее состав, с точки зрения возможности их утилизации с минимальным ущербом для окружающей среды и здоровья людей.

    Для классической инженерной деятельности характерна ориентация каждого вида инженерной практики на соответствующую базовую техническую науку, а впоследствии даже на целый комплекс научно-технических дисциплин.

    Процесс проектирования представляет собой особый вид человеческой деятельности. Объекты проектирования могут включать как материальные (производственные строения, машины и т.д.), так и нематериальные объекты (социальное проектирование). Процесс проектирования – это информационно-обрабатывающая деятельность создания информационных моделей планирования технических работ, технических инноваций и выработки методов, средств и процедур для их реализации.

    Современная тенденция совершенствования процесса проектиро-вания заключается в его автоматизации, так как задачи проектирования не ограничиваются подготовкой проектной документации. Комплексное системное проектирование включает познание объектов, социальной потребности в них, оценки их реализуемости и оценки последствий введения в эксплуатацию.

    Проектирование начинается с получения информации о состоянии данной области: сведения о технических устройствах, материалах, методах изготовления, компонентах, процессах, состоянии рынка и т.д.

    Цель проектирования – создание объекта, удовлетворяющего определенным требованиям заказчика, обладающего определенным качеством (структурой). Объект разрабатывается в знаково-символи-ческой форме.

    Проектирование руководствуется:

    1. Принципом независимости. Реализуя этот принцип проектировщик описывает и разрабатывает процессы функционирования изделия, определяя их в качестве неотъемлемой компоненты первой или второй природы. Считается, что проектировщик при проектировании может пренебречь искажением процессов функционирования, возникающим в результате инженерно-проектной деятельности, поскольку используя знания (закономерности) этих процессов, он их обеспечивает и сводит искажения к минимуму.

    2. Принципом реализуемости. Принцип вводит разделение труда между проектировщиком и изготовителем. Он детерминирует проект таким образом, чтобы тот мог быть реализован в современном производстве.

    3. Принципом соответствия. Предполагает, что каждому процессу функционирования может быть поставлена в соответствие определенная морфология (строение), функциям поставлены в соответствие определенные конструкции. В практической плоскости этот принцип закрепляется системой норм, нормалей, методических предписаний.

    4. Принципом завершенности.

    5. Принципом конструктивной целостности – проектируемый объект обеспечивается существующей технологией; состоит из элементов, единиц и отношений, которые могут быть изготовлены в существующем производстве. Проектируемый объект может быть представлен и разработан в виде конечного числа единиц, заданных, на-пример, в производственных каталогах, нормах, правилах и т.п.

    6. Принципом оптимальности, который заключается в эффективных решениях.

    Во второй половине XX в. изменяется не только объект инженерной деятельности (вместо отдельного технического устройства, механизма, машины и т.п. объектом исследования и проектирования становится сложная человеко-машинная система), но изменяется и инженерная деятельность. Наряду с прогрессирующей дифференциацией инженерной деятельности по различным ее отраслям и видам, нарастает процесс ее интеграции. А для осуществления такой интеграции требуются особые специалисты – инженеры-системотехники.

    Системотехническая деятельность осуществляется различными группами специалистов, занимающихся разработкой отдельных под-систем. Расчленение сложной технической системы на подсистемы идет по разным признакам: в соответствии со специализацией, существующей в технических науках; по области изготовления относительно проектировочных и инженерных групп; в соответствии со сложившимися организационными подразделениями. Каждой подсистеме соответствует позиция определенного специалиста (имеется в виду необязательно отдельный индивид, но и группа индивидов и даже целый институт). Эти специалисты связаны между собой бла-годаря существующим формам разделения труда, последовательности этапов работы, общим целям и т.д. Для реализации системотехнической деятельности требуются координаторы (главный конструктор, руководитель темы, главный специалист проекта или службы научной координации, руководитель научно-тематического отдела). Эти специалисты осуществляют координацию, научно-тематическое руководство в направлении объединения различных подсистем, опе-раций в системотехническую деятельность.

    Системное проектирование состоит из последовательности этапов, включающих действия-операции. Это этапы:

    – подготовки технического задания;

    – изготовления;

    – внедрения;

    – эксплуатации;

    – оценки;

    – ликвидации.

    На каждом этапе системотехнической деятельности выполняется последовательность операций: анализ проблемной ситуации, синтез решений, оценка и выбор альтернатив, моделирование, корректировка и реализация решения.

    Важной частью инженерной деятельности является техническое знание. Оно обладает спецификой, определяемой задачей объективно отражать реальность с целью повышения эффективности производства. В отличие от естествознания, отражающего природные явления как таковые, техникознание ориентировано на способ применения изучаемых объектов в технике и технологических процессов.

    Важным свойством технического знания является нормативность. Поэтому его необходимыми компонентами являются стандарты. Это проявляется и в описании технических объектов, которые характеризуются на основе совокупности технических требований.

    Различают следующие виды технических требований: технологические, эксплуатационные, эргономические, эстетические, экологические. Несколько условно их можно также подразделить на общие и специфические. основные и дополнительные. Все эти требования выражаются как в позитивной форме (необходимость обеспечения новых возможностей), так и в негативной (предписание о недопущении вредных последствий научно-технического прогресса).

    Техническое знание характеризуется и формальными признаками. Наиболее существенный из них – использование графического языка. Чертеж – язык техники, осуществляющий функции хранения и передачи информации на основе единства чувственного и логического познания.

    Вырабатывая методы и средства теоретизации, инженеры-иссле-дователи способствуют не только развитию технического познания, но и создают возможность эффективного участия естественных наук в решении инженерных.

    Техническая теория направлена на описание объектов, возникающих в результате целенаправленной деятельности человека. Од-ной из важнейших задач, решаемых техническим знанием, является разработка методик проектирования инженерных объектов.

    Содержание рецептурного слоя составляют методы, расчеты по конструированию конкретных типов технических объектов. В дотео-ретической форме этот слой реализовался в виде эмпирических навыков, рецептов, приемов. С возникновением технической теории он выделяется в качестве особого элемента знания, связанного с областью непосредственного практического воздействия на объектную среду. Через эти слоя знания осуществляется связь абстрактно-тео-ретических моделей с реально функционирующими деятельностными схемами. Через него производственные потребности, условия экспериментального исследования и другие формы практики влияют на организацию теоретического знания.

    Чем сложнее становятся технические объекты, тем острее возникает необходимость в обосновании рецептов, методик технической деятельности. Для того чтобы знать, как конструировать технические объекты, необходимо понимать, что они собой представляют, каково их строение, какие процессы в них совершаются, как они функционируют. Познание одних лишь природных закономерностей не может формировать такого рода знание. При неизменных естественно-научных характеристиках артефактов применение собственно технических знаний ведет к самым разнообразным технологическим эффектам. Содержанием предметного слоя технических наук является зафиксированное в теориях представление об идеальных артефактах, т.е. искусственно созданных объектах.

    Гуманитарный слой реализуется в ряде социально-технических теорий (эргономика, дизайн и др.).

    Для выполнения социального заказа его необходимо выразить в такой форме, которая позволила бы связать техническую потребность с возможными средствами ее удовлетворения. Эту роль выполняет техническая задача.

    С учетом основных требований к технической задаче ее формулировка должна содержать следующие основные компоненты:

    1) характеристику наличной ситуации (на данном рабочем месте, на предприятии, в отрасли и т.д.);

    2) назначение разрабатываемого технического объекта;

    3) технические требования;

    4) ожидаемый технический, экономический и социальный эффект;

    5) допустимые и недопустимые средства решения задачи.

    Техническая задача содержит в своей формулировке самый необходимый материал для создания нового технического объекта. Дальнейшее продвижение к цели предполагает как познавательные, так и практические действия. Важнейший пункт на этом пути – техническая идея.

    Идея есть особая форма организации знания, заключающая в себе перспективы дальнейшего познания и практической деятельности. Действительность отражается в ней не в ее непосредственном виде, а в закономерных связях и развитии. Идея зависит от мыслительного материала, из которого она формируется и который она систематизирует.

    В инженерной деятельности используются идеи:

    1) возникшие непосредственно в ходе решения данной технической задачи;

    2) заимствованные из науки и искусства, опыта повседневной жизни.

    Для идеи первоначальным материалом выступает условие задачи. В дальнейшем сюда подключаются все имеющиеся и постоянно пополняемые знания и представления, которые уточняются и реорганизуются в соответствии с поставленной целью.

    Характер технических требований и их взаимоотношений имеет большое значение для определения направления поиска. По отношению друг к другу технические требования могут быть: 1) взаимозаменяемыми; 2) взаимодополняющими; 3) взаимоисключающими.

    Трудность материального воплощения идеи в техническом объекте обуславливает необходимость технического решения.

    Техническое решение должно удовлетворять определенным содержательным и формальным критериям. Оно должно обеспечивать достижение положительного эффекта.

    К техническому решению предъявляются и некоторые формальные критерии оценки: оно должно быть изложено четко и ясно для всех, от кого зависит признание и дальнейшее практическое воплощение замысла (эксперты, административные службы и пр.).

    По степени разработанности выделяют принципиальные (предварительные) и окончательные технические решения. Такое различие определяется дистанцией, отделяющей их от технической идеи и технического объекта. Принципиальное решение характеризует лишь некоторые существенные черты того или иного варианта. Окончательное решение заключает в себе развернутую программу действий по материализации технического объекта, что предполагает детальное обоснование замысла и тщательную разработку технической документации. Техническое решение создает основу для перехода к практическому воплощению нового технического объекта.

    Подвергая техническое новшество проверке, материальное производство одновременно способствует дальнейшему совершенствованию технического решения. Так, приходится считаться с недостаточно учтенными ранее факторами, что обуславливает, в частности, отрицательный результат инженерной деятельности. Это, в свою оче-редь, вызывает необходимость корректировки формулировки задачи и самих решений. В процессе практического использования более точно определяется и сфера применимости новшества, которая может быть шире или уже, чем первоначально предполагалось.

    Этому и призваны способствовать научно-технические исследования, связанные с возможностями технической теории и экспериментально-лабораторной базы.

    Эвристика – наука о закономерностях и методах креативно-иссле-довательской деятельности.

    Использование эвристических методов (эвристик) сокращает вре-мя решения задачи по сравнению с ненаправленным перебором воз-можных альтернатив. В психологической и кибернетической литературе эвристические методы понимаются как любые методы, направленные на сокращение перебора, или как индуктивные методы решения задач.

    Эвристика – это наука о творческом мышлении. Основой для нее служат законы развития техники и психологические особенности творческого процесса.

    Основой для нее служат законы развития техники и психологические особенности творческого процесса. Под каждую задачу ищет-ся свой метод решения, состоящий из набора известных методов и неизвестных, так как постоянно меняются условия, цели, а, следовательно, и задачи. Основной проблемой в поиске решения задачи является выход на область поиска, в которой находится решение. Классификация методов поиска решений:

    1) эвристические методы (стратегия случайного поиска);

    2) методы функционально-структурного исследования объектов;

    3) класс комбинированных алгоритмических методов (стратегия логического поиска).

    В число эвристических методов входят:

    – «мозговой штурм» (А. Осборн);

    – синектика (У. Гордон);

    – фокальные объекты (Ч. Вайтинг);

    – гирлянды случайностей и ассоциаций (Г. Буш);

    – списки контрольных вопросов (Д. Пойа, А. Осборн, Т. Эйлоарт).

    К классу функционально-структурного исследования относятся:

    – морфологический анализ (Ф. Цвикки);

    – матрицы открытия (А. Моль);

    – десятичные матрицы поиска (Р. Повилейко);

    – функциональное конструирование (Р. Коллер);

    – морфологическое классифицирование (В. Одрин).

    К классу комбинированных алгоритмических методов относятся:

    – алгоритм решения изобретательских задач – АРИЗ (Г. Альтшуллер);

    – обобщенный эвристический метод (А. Половинкин);

    – комплексный метод поиска решений технических проблем (Б. Голдовский);

    – фундаментальный метод проектирования (Э. Мэтчетт);

    – эволюционная инженерия (С. Пушкарев).

    Поиск решений с использованием этих методов является системным и целенаправленным. Таким образом, решение задачи зависит от характера задачи, от степени полноты и достоверности ис-ходной информации и от личных качеств разработчика: от его способности умело ориентироваться в информационной среде, от степени владения методологией познания и творчества. Помимо прямого продукта творческой деятельности, отвечающего поставленной цели, возникает и побочный. В удачный момент этот побочный продукт может проявиться в виде подсказки, ведущей к интуитивному решению.

    Инженерная деятельность связана с целым комплексом научно-технических дисциплин, опирающихся на ряд естественно-научных концепций, связанных с физическими, химическими, геологическими, биологическими, астрофизическими свойствами вещества, пространства, энергии, поля.

    Речь идет о следующем:

    – оптике, имеющей выход в приборостроение, лазерные технологии;

    – термодинамике, имеющей выход в энергетику;

    – квантовой механике, связанной с приборостроением, лазерными технологиями;

    – ядерной физике, имеющей выход в энергетику, военное производство;

    – генетике, имеющей выход в генную инженерию;

    – органической и неорганической химии, связанной с химическими производствами, экологией, металлургией;

    – геологической теории, ориентированной на горно-добывающие отрасли, включая нефтегазовую.

    Для инженерной деятельности всегда была важна материаловедческая часть естественно-научных знаний, тепло- и энергодинамическая, геологическая, природно-ландшафтная, климатическая.

    Естественно-научные знания трансформируются в инженерии на уровне функциональных, паточных и структурных схем.

    Функциональная схема отображает общее представление о технической системе независимо от способа ее реализации и является продуктом идеализации этой системы на основе принципов определенной теории. В технической науке функциональные схемы акцентированы на определенном типе физического процесса и чаще всего отождествлены с какой-либо математической схемой или уравнением. Так, например, при расчете электрических цепей с помощью теории графов элементы электрической схемы – индуктивности, емкости и сопротивления – заменяются по определенным правилам особым идеализированным функциональным элементом – унистором, который обладает только одним функциональным свойством – пропускает электрический ток только в одном направлении. К полученной после такой замены однородной теоретической схеме могут быть применены топологические методы анализа электрических цепей. На функциональной схеме проводится решение математической задачи с помощью стандартной методики расчета на основе применения ранее доказанных теорем. Для этого функциональная схема по определенным правилам приводится к типовому виду.

    Поточная схема, или схема функционирования, описывает естественные процессы, протекающие в технической системе и связывающие ее элементы в единое целое. Такие схемы строятся исходя из естественно-научных представлений. Так, для различных типов функционирования системы элементы цепи, например электрической, меняют вид.

    Структурная схема технической системы фиксирует конструктивное расположение ее элементов и связей, то есть ее структуру, с учетом предполагаемого способа реализации, и представляет собой теоретический набросок этой структуры с целью создать проект будущей технической системы: с одной стороны, результат технической теории, а с другой – исходный пункт инженерно-проектной деятельности по разработке на ее основе новой технической системы.

    ИНЖЕНЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – это самостоятельный специфический вид технической деятельности всех научных и практических работников занятых в сфере материального производства который выделился на определенном этапе развития общества из технической деятельности и стал основным источником технического прогресса. Специфические особенности инженерной деятельности 1. Она предполагает регулярное применение научных знаний в этом еще одно ее отличие от технической деятельности которая более основана на опыте практических навыках догадке.


    Поделитесь работой в социальных сетях

    Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


    Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

    4693. ИНЖЕНЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИНЖЕНЕРНОЕ МЫШЛЕНИЕ 22.56 KB
    Инженерная деятельность – деятельность в сфере материального производства, имеющая техническую направленность. Она нацелена на превращение природного в социально значимое с целью удовлетворения определенных потребностей людей, в силу чего сама техника выступает как преодоление природы посредством человеческого сознания.
    5893. Инженерная геодезия, Т.Е. Миркина 1.15 MB
    Геодезия – наука об измерениях на земной поверхности, проводимых для определения формы и размеров Земли, изображения земной поверхности в виде планов, карт и профилей, для решения инженерных и народнохозяйственных задач.
    8868. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 164.56 KB
    Концепция учебной деятельности. Структура учебной деятельности. Возрастные и индивидуально-психологические особенности формирования учебной деятельности. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте.
    1071. Деятельность МУП КБУ г. Зеленогорска 112.54 KB
    Целью прохождения преддипломной практики является изучение особенностей управления в МУП КБУ г. Зеленогорска, которое является муниципальным унитарным предприятием, осуществляющим деятельность по содержанию и благоустройству города.
    7293. Финансовая деятельность государства 16.82 KB
    И наконец в специальном значении под финансами понимаются лишь государственные деньги сосредоточенные в процессе распределения совокупного общественного продукта в фондах денежных средств. Решить все эти вопросы без понимания сущности финансов характера финансовых отношений и их отличия от других видов денежных отношений знания природы финансово-правовых норм наличия представлений о строении финансовой системы государства и элементах его финансовой деятельности невозможно. Связано это прежде всего с тем что финансово-правовое...
    17461. Туроператорская и турагентская деятельность 138.38 KB
    Для успешной работы туристского бизнеса требуется осуществить значительные инвестиции в инфраструктуру отрасли подготовить квалифицированные кадры научить предпринимателей успешно конкурировать на этом рынке организовать более эффективную помощь государства. Деятельность турфирмы на рынке включает: выбор рыночной ниши; разработку туристского продукта; определение объема оказываемых услуг; совершенствование ценообразований; расширение рекламной деятельности; научных исследований; привлечение инвестиций; взаимодействие с другими компаниями;...
    3566. Предпринимательская деятельность в России 108.76 KB
    Раскрыть предпринимательскую деятельность в России. Рассмотреть предпринимательскую деятельность за рубежом. Сравнить предпринимательскую деятельность в России и за рубежом.
    20387. Маркетинговая деятельность ООО «СЭПО-ЗЭМ» 1.02 MB
    Маркетинговая деятельность является неотъемлемой частью любого предприятия которое занимается производством и сбытом своей продукции. На сегодняшний день многие предприятия России сталкиваются с проблемами реализации и дальнейшего продвижения выпускаемых товаров. От грамотной и эффективной маркетинговой деятельности зависят в определенной мере финансовые результаты деятельности предприятия.
    7490. КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ И ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 23.52 KB
    Функции коммерческого банка.Организационная и управленческая структура коммерческого банка.Пассивные операции коммерческого банка.Активные операции коммерческого банка.
    3926. Профессиональная деятельность психолога 21.04 KB
    Профессиональное и личностное в деятельности психолога очень часто бывают тесно связаны. Трудно быть в личностном плане одним, а в профессиональной деятельности совершенно другим. Поэтому личностные качества составляют важный фундамент профессиональной успешности психолога.
    Казанский государственный
    энергетический университет
    Лекция 1
    Введение в инженерную деятельность.
    Виды инженерной деятельности и
    решаемые задачи.
    Место и роль изучаемых графических
    дисциплин в контексте взаимодействия
    традиционных и компьютерных технологий
    Лектор: доцент Смирнова Л.А.

    «Скажи мне – я забуду. Покажи мне – я могу
    запомнить. Позволь мне сделать самому это – и
    это станет моим навсегда»
    Китайская пословица

    Основные понятия и определения инженерной деятельности

    Возникновение инженерной деятельности как одного из
    важнейших видов трудовой деятельности связано с появлением мануфактурного и машинного производства. В
    средние века еще не существовала инженерная деятельность в современном понимании, а была, скорее, техническая деятельность, органически связанная с ремесленной организацией производства.
    Инженерная деятельность как профессия связана с регулярным применением научных знаний в технической
    практике. Cлово инженер произошло от латинского корня ingeniare, что означает «творить», «создавать»,
    «внедрять».
    Первые импровизированные инженеры появляются в
    эпоху Возрождения. Они формируются в среде ученых,
    обратившихся к технике, или ремесленников-самоучек,
    приобщившихся к науке.
    .

    Первые инженеры – это одновременно художники-архитекторы, консультанты-инженеры по фортификационным
    сооружениям, артиллерии и гражданскому строительству,
    математики, естествоиспытатели и изобретатели, например,
    такие как Леон Батиста Альберти, Леонардо да Винчи, Джон
    Непер и др.
    С развитием экспериментального естествознания, превращением инженерной профессии в массовую в XVIII –XIX
    веках возникает необходимость систематического научноного образования инженеров. Именно появление высших
    технических школ знаменует следующий важный этап в
    развитии инженерной деятельности. Одной из первых таких школ была Парижская политехническая школа, основанная в 1794 г., где сознательно ставился вопрос систематической научной подготовки будущих инженеров. Она
    стала образцом для организации высших технических
    учебных заведений, в том числе и в России. Инженерное
    образование с тех пор стало играть существенную роль в
    развитии техники.

    Виды инженерной деятельности и решаемые задачи
    К началу ХХ столетия инженерная деятельность представляет собой сложный комплекс различных видов деятельносности (изобретательской, конструкторской, проектировочной, технологической и т. п.), которая обслуживает разнообразные сферы техники (машиностроение, химическую
    технологию, электротехнику и т. д.).
    Для современной инженерной деятельности характерна
    глубокая дифференциация по различным отраслям и функциям, которая привела к разделению ее на целый ряд
    взаимосвязанных видов деятельности и выполняющих ее
    лиц. Сложная кооперация различных ее видов складыва-
    лась постепенно.
    На первых этапах своего профессионального развития
    инженерная деятельность, ориентированная на применение
    знаний естественных наук (главным образом, физики и математики), включала в себя изобретательство, конструирование опытного образца и разработку технологии изготовления новой технической системы.

    Инженерная деятельность, первоначально выполняемая
    изобретателями, конструкторами и технологами, тесно
    связана с технической деятельностью (ее выполняют на
    производстве техники, мастера и рабочие), которая становится исполнительской по отношению к инженерной
    деятельности. Связь между этими двумя видами деятельности осуществляется с помощью чертежей. Изготовшие их чертежники назывались в России «учеными рисовальщиками». Для подготовки таких специалистов
    для заводов предназначалось основанное в 1825 г.
    «Строгановское училище технического рисования».
    Однако с течением времени структура инженерной деятельности усложняется. Классическая инженерная деяЛьность включала в себя изобретательство, конструирование и организацию изготовления (производства)
    технических систем, а также инженерные исследования и проектирование.

    Путем изобретательской деятельности на основании
    научных знаний и технических изобретений заново создаются новые принципы действия, способы реализации
    этих принципов, конструкции технических систем или
    отдельных их компонентов.
    Конструирование представляет собой разработку
    конструкции технической системы, которая затем материализуется в процессе его изготовления на производстве.
    Инженерные исследования, в отличие от теоретических исследований в технических науках, непосредственно вплетены в инженерную деятельность, осуществляются в сравнительно короткие сроки и включают
    в себя предпроектное обследование, научное обоснование разработки, анализ возможности использования уже
    полученных научных данных для конкретных инженерных расчетов, характеристику эффективности разработки, анализ необходимости проведения недостающих научных исследований и т. д.

    Результаты этих исследований находят свое применение
    прежде всего в сфере инженерного проектирования.
    В процессе функционирования и развития инженерной
    деятельности в ней происходит накопление конструктивно-технических и технологических знаний, которые
    представляют собой эвристические методы и приемы,
    разработанные в самой инженерной практике. В процессе дальнейшего прогрессивного развития инженерной
    деятельности эти знания становятся предметом обобщения в науке. В настоящее время существует множество областей технической науки, относящихся к различным сферам инженерной деятельности. В то же время
    следует помнить, что технические науки достаточно
    четко ориентированы на решение инженерных задач и
    имеют вполне определенную специфику. Главная цель
    технических наук - выработка практико-методических
    рекомендаций по применению научных знаний, полученных теоретическим путем в инженерной практике
    для конструирования технических систем.

    С появлением и развитием технических наук изменилась
    и сама инженерная деятельность. В ней постепенно
    выделились новые направления, связанные с научной
    деятельностью (но не сводимые к ней), с проработкой
    общей идеи, замысла создаваемой системы, изделия,
    сооружения, устройства и прежде всего проектирование.
    Проектирование как особый вид инженерной деятельности формируется в начале ХХ столетия и связано первоначально с деятельностью чертежников, необходимостью
    особого (точного) графического изображения замысла инженера для его передачи исполнителям на производстве.
    Однако постепенно эта деятельность связывается с научно-техническими расчетами на чертеже основных параметров будущей технической системы, ее предварительным
    исследованием.
    Продукт проектировочной деятельности в отличие от
    конструкторской выражается в особой знаковой форме: в
    виде текстов, чертежей, графиков, расчетов, моделей в
    памяти ЭВМ и т. д.

    10.

    Результат конструкторской деятельности должен
    быть обязательно материализован в виде опытного
    образца, с помощью которого уточняются расчеты,
    приводимые в проекте, и конструктивно-технические
    характеристики проектируемой технической системы.
    Возрастание специализации различных видов
    инженерной деятельности привело в последнее время к
    необходимости ее теоретического описания: во-первых,
    в целях обучения и передачи опыта и, во-вторых,
    для осуществления автоматизации самого процесса
    проектирования и конструирования технических систем,
    т.е. к развитию и внедрению в промышленную практику систем автоматизированного проектирования
    (САПР)

    11.

    Выделение проектирования в сфере инженерной деятельности и его обособление в самостоятельную область
    деятельности во второй половине ХХ века привело к
    формированию системотехнической и социотехнической
    инженерной деятельности объектом исследования и проектирования которой становится сложная человеко-машинная система, рассматриваемая в социальном контексте.

    12.

    Место и роль изучаемых графических дисциплин
    в контексте взаимодействия традиционных и
    компьютерных технологий
    Начертательная геометрия, инженерная и компьютерная
    графика – учебные дисциплины, составляющие основу
    инженерного образования, которые изучаются инженерами всех специальностей.
    Сколь широка и многогранна деятельность человека,
    столь и различны требования, предъявляемые к форме и
    содержанию изображений. В одном случае изображение
    должно обладать достаточной наглядностью. В другом –
    должно быть, в первую очередь, геометрически равно –
    ценно оригиналу, оно должно давать полную геометрическую и размерную характеристику изображаемого предмета. Этому требованию должен отвечать, например, любой машиностроительный чертеж. К изображению могут
    быть предъявлены оба указанных условия одновременно,
    когда наглядность изображения должна сочетаться с гео-

    13.

    метрической равноценностью оригиналу.
    Изображения различных предметов и объектов не являются самоцелью, они дают возможность решать инженеру по ним различные технические задачи. Вопросами
    исследования геометрических основ построения изображений предметов на плоскости, вопросами решения
    пространственных геометрических задач при помощи
    изображений занимается одна из ветвей геометрии – Начертательная геометрия. Элементы начертательной геометрии находят самое широкое применение в геометрическом моделировании при изучения объектов различной
    природы: в механике, архитектуре и строительстве, геодезии, геологии, кристаллографии и т. д.
    Предметом начертательной геометрии (в узком смысле)
    является изучение теории построения плоских моделей
    пространств и теории и практики решения пространственных задач на таких плоских моделях.

    14.

    Но наибольшее значение и применение методы начертательной геометрии нашли в различных областях техники при составлении различного вида технических чертежей: машиностроительных, строительных, различного
    рода карт и т. д.
    Методам изображения предметов и общим правилам
    черчения обучает Инженерная графика. Одной из основных задач данного курса является выработка умений и
    навыков оформления конструкторской документации, как
    традиционными способами, так и с помощью САПР.
    Компьютерная графика дает возможность изучить построение моделей изображений посредством их генерации в соответствии с некоторыми алгоритмами в процессе взаимодействия человека и ЭВМ. Результатом такого моделирования является электронная геометрическая модель, которая используется на всех стадиях ее
    жизненного цикла.

    15.

    Сегодня на передний план выдвигается обобщенное
    понятие всех этих дисциплин, которое можно трактовать
    как Инженерное геометрическое моделирование

    16.

    Современные технологии проектирования на основе
    современных САПР или так называемых CAD/CAM/CAEсистем стремительно расширяют палитру графических
    возможностей, изменяя не только технологию, но и идеологию проектирования.

    17.

    CALS-технологии (Continuous Acquisition and Lifecycle Support) или современная абревиатура PLM-технологии (Product
    Life Management) - компьютерное сопровождение и поддержка жизненного цикла изделия на всех его этапах дает огромный выигрыш в качестве и времени

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Введение

    Формирование и функционирование системы "наука -производство" происходило и происходит на основе развития инженерной деятельности. Именно посредством ее практически реализуются и внедряются в производство и другие сферы общественного труда новые виды техники и технологии, создается материальная инфраструктура жизнедеятельности общества. Инженерная деятельность является движителем научно-технического прогресса. инженер технический наука

    Актуальность научного исследования проблем инженерной деятельности сегодня достаточно очевидна. Эта деятельность является движущей силой технико-технологического развития общества и в значительной степени определяет прогресс развития материальной базы общества. Развитие информационных технологий, средств накопления, переработки, хранения и распространения информации, создание и распространение сложных человеко-машинных систем, социотехники, а также изменение общенаучной картины мира качественно совершенствуют инженерную деятельность. Эти изменения способствуют появлению целого ряда проблем. При этом немало проблем носят всеобщий или философский характер.

    В последнее время многими авторами были предприняты попытки исследования различных проблем и вопросов (экономических, социологических, этических, психологических и т.д.) инженерной деятельности. Их анализ позволяет говорить о необходимости общего методологического подхода к познанию этого сложного социокультурного феномена. Этим требованиям отвечает философский подход к исследованию инженерной деятельности и ее проблематики. Так, например, специфику инженерной деятельности надо рассматривать с точки зрения основного вопроса философии: каково соотношение инженерного мышления и инженерной практики, как протекает процесс преобразования идеального в материальное и наоборот.

    1. Характеристика инженерной деятельности

    Какие характеристики инженерной деятельности определяют ее место и роль в научно-техническом прогрессе, в обеспечении взаимосвязи науки с производством? Специфическими признаками, присущими труду инженеров, являются научная обоснованность и практическое отношение к технике. Это означает, что выработка инженерных решений и их практическая реализация в виде технических устройств, технологических процессов, режимов функционирования составляющих инфраструктуры и т.д. осуществляется на научной основе. Научной основой инженерной деятельности служат прежде всего технические науки. Исследования в сфере технических наук направлены на теоретическое описание строения и функционирования технических устройств, выявление закономерностей протекания производственно-технологических процессов, создание методов расчета разнообразных параметров и режимов, интересующих инжнеров. В современных условиях техника, с одной стороны, выступает как объект инженерного труда, с другой - как объект научно-технического знания, на которое опирается инженерная деятельность. Поэтому можно говорить о целостной системе "Техника - инженерная деятельность - технические науки", функционирование которой направлено на развитие техники и непосредственно подчинено задачам этого развития. Эта система приняла форму социального института к 30-м гг. ХХ в., что нашло выражение в создании сети высших технических учебных заведений, организации НИИ отраслевого профиля, выделении научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) в качестве необходимой компоненты технического прогресса, развития производства и т.п. Причем системообразующая роль в триаде "техника - инженерная деятельность - технические науки" принадлежит инженерной деятельности, которая является высшей познавательно-созидательной формой трудовой деятельности, соответствующей общественно-экономическим потребностям техногенной цивилизации.

    Система "техника - инженерная деятельность - технические науки" сформировалась в ходе сложного процесса изменения характера жизнедеятельности человеческого общества, имеющего как естественно-историческую, так и культурно-историческую составляющие. "Запуск" механизма научно-технического прогресса через посредство инженерной деятельности восходит к ценностной установке на рационализацию деятельности, характерной для становления капиталистических отношений.

    Повышение роли и значения инженерной деятельности связано с формированием технологической цивилизации ХХ в., характеризующейся исключительно интенсивными процессами потребления и преобразования вещества, энергии, информации. Развитие инженерной деятельности происходит в тесной связи с развитием естественных наук, однако наука сама по себе не порождала и не порождает технологию и технику, а лишь предоставляет потенциальные возможности для "разделения труда" между человеком и машинами, сделанными им. А вот реализация и организация этого "разделения труда" в соответствии с общественными потребностями - прерогатива инженерной деятельности. И здесь инженерная деятельность обладает собственным потенциалом развития и имеет аспекты функционирования, далеко не сводящиеся к "спуску" достижений науки в практику, в производство.

    Например, задачи экологизации производственных процессов, налаживания ресурсосберегающих производств, создания безотходных технологий и замкнутых производственных циклов, хотя и решаются с привлечением данных науки, но в первую очередь предполагают разработку и внедрение технических, технико-экономических, организационно-производственных и управленческих мероприятий.

    В компетенцию инженеров входит как эффективное использование наличных техники и технологии в какой-либо сфере трудовой деятельности - ее эксплуатация, так и создание новых технических средств и технологических процессов, традиционно осуществляющееся на основе изобретательства, а в настоящее время - за счет проектно- конструкторской инженерной деятельности. В последнем случае инженерный труд непосредственно связан с развитием техники, с формированием путей научно-технического прогресса.

    В инженерных решениях должен быть обеспечен ряд разнообразных показателей: технических, экономических, социальных, экологических и других. Задача инженеров - обеспечить компромисс этих требований, получить оптимальные технические решения, что зависит от достигнутого уровня научно-технических знаний, технического и производственного потенциала. Эти решения конкретны и должны давать максимальный технико-экономический эффект в имеющихся условиях, в наибольшей степени соответствовать своему назначению, удовлетворять социальную потребность.

    Оптимальное сопряжение искусственной среды жизнедеятельности человеческого общества с его потребностями и возможностями на основе всех ресурсов общественного производства, в том числе и науки - функция инженерной деятельности в современной цивилизации. При этом "текущий" инженерный труд очень дифференцирован. Инженерная деятельность характеризуется большой численностью как по различным видам инженерных работ (исследования, проектирование, конструирование, технология производства, эксплуатация и др.), так и по предметно-отраслевому признаку (машиностроение, химическая технология, электроэнергетика и т.д.). В то же время сущность инженерных задач остается синтезирующей, что требует, с одной стороны, кооперации представителей самых различных инженерных специальностей, а с другой - глубокой научной подготовки, широкой компетенции и активного профессионального самосознания от каждого инженера.

    Для понимания специфики инженерной деятельности важно иметь в виду кумулятивный характер развития техники и технологии. Инженерная деятельность не начинается на ровном месте: она опирается на современное ей положение в технике, производстве и формирует, выращивает их будущий облик, опираясь на все потенции производительных сил общества, в том числе и на науку. Технология и соответствующая ей техника предстают как вещественная компонента инженерной деятельности, предмет ее труда и ее "архив", ее аккумулированный в поколениях результат.

    Другую, "идеальную" компоненту развивающейся инженерной деятельности составляют знания и умения, объективируемые в корпусе инженерных дисциплин различного рода - проектировочных, технологических, технико-экономических, расчетно-конструкторских и т.п. Содержание этих дисциплин изменяется, отображая опыт инженерно-технической деятельности как со стороны процессуальной, куда входит описание характера и последовательности действий или технологических преобразований, так и со стороны описания свойств предметных структур практики, обеспечивающих эти преобразования, технических средств, функционирующих в производственно-технологических процессах.

    2. Развитие инженерной деятельности

    Технические науки составляют основу для поиска и создания соответствующих инженерным задачам предметных структур практики, являются теоретической базой расчетно-проектировочной деятельности. Работа в сфере технических наук тесно связана с поисковыми инженерными и прикладными исследованиями. Следует, однако, подчеркнуть, что она ни в коей мере не подменяет и не заменяет инженерную деятельность, самостоятельная задача которой - материальное воплощение технический идей и проектов в определенных условиях их технико-экономической целесообразности.

    Становление технических наук в их "классической" форме в Х1Х - первой трети ХХ вв. дало приемы и средства оптимизации технических устройств, технологического оборудования на основе естественно-научных представлений. Основывающиеся на достижениях технических наук методики конструирования определенных классов технических устройств, стандартизация технических устройств и нормирование технологических процессов подготовили почву для возникновения системного проектирования - нового слоя проектирования. В отличие от инженерного проектирования на основе классических технических наук, системное проектирование не связано непосредственно с проблемами реализации: оно направлено на оптимизацию функциональной структуры системы в целом до начала конструктивной разработки ее узлов и элементов. Последнее является задачей классического инженерного проектирования, создающего "вещественный субстрат", элементную базу для создания проектируемых сложных технических устройств и систем.

    Системное проектирование знаменует новый этап в развитии инженерной деятельности и технических наук (начало 1960-х гг.). Изменяются способы описания инженерных объектов, углубляется математизация технических наук, в инженерную деятельность вовлекаются стандартизированные наборы технических элементов систем разного принципа действия. С изменением технической базы инженерной деятельности происходит дальнейшее расслоение сфер проектирования и реализации проектов: работа со структурно-функциональными схемами обособляется в качестве важного этапа проектирования. В целом же в проектировании осуществляется синтез научно-технических знаний, полученных при разностороннем исследовании инженерного объекта.

    Рассмотрим ряд характерных особенностей развития системы "техника - инженерная деятельность - технические науки" в 1920-1980 гг. Принципиальные изменения в сфере инженерной деятельности в этот период были обусловлены, во-первых, освоением новых отраслей производства и дифференсацией сложившихся. Во-вторых, происходило разделение труда изнутри инженерной профессии в связи с усложнением проектировочных задач и процедур проектирования, структуризацией и организационными оформлением проектной деятельности. В-третьих, расширилась и углубилась научная база инженерной деятельности, что нашло выражение в интенсивном развитии технических наук и сферы прикладных исследований, тесно связанной с поиском новых предметных структур практики, формированием путей научно-технического прогресса.

    В развитии системы "техника - инженерная деятельность - технические науки" рассматриваемого периода переломным моментом является начало 1950-х гг. Для периода 20-50-х гг. характерно расширение спектра осваиваемых в инженерной деятельности явлений, процессов, материалов, находящее выражение в развитии новых видов техники, производственно-технологических преобразований, налаживании новых и совершенствовании старых отраслей производства. При этом в технических науках, обслуживающих ту или иную область техники и отражающих ее качественные особенности, формируются фундаментальные разделы, общие теоретические основы, создается экспериментальная база.

    В пятидесятых годах дальнейший прогресс техники поставил инженеров перед проблемами создания сложных системных, работающих на предельных параметрах технических объектов, взаимодействующих друг с другом в условиях применения. Возникла техника больших систем - системотехника, потребовался новый подход к решению технических задач, перестройка проектировочной деятельности. Эта перестройка привела к становлению системного проектирования и появлению ряда новых инженерных специальностей, к разработке научных методов планирования и организационного управления проектными работами.

    Технической базой, развитие которой обеспечивало и прогресс в самых разных областях техники, и перестройку инженерно-проектировочной деятельности, явилась электронно-вычислительная техника: ЭВМ и целый ряд устройств для сбора и переработки информации. В технических науках в 1950-х гг. появился ряд общеинженерных дисциплин - кибернетика, теория подобия и моделирования и др., развернулся процесс математизации технических наук.

    Полупроводниковая электроника основана на структурообразовании: сложная полупроводниковая структура создается в кристалле за счет комплекса технологических процедур, причем процессы получения вещества и создания новых изделий объединяются (физико-химическая "сборка" кристаллов).

    В химической промышленности деятельность инженеров-химиков состоит в разработке наиболее экономичных методов технического использования процессов, в которых происходит превращение веществ. Здесь центральную задачу составляет изменение вещества, а не формы.

    В металлургии, имеющей много сходства с химическим производством, имеет значение механическое оформление вещества - в виде слитков, проката.

    В электротехнике, электроэнергетике задача инженера - организация процессов получения, передачи, преобразования и распределения электрической энергии на основе разработки соответствующих машин, аппаратов, регулирующих устройств и т.п.

    В радиотехнике, радиолокации, вычислительной технике, приборостроении деятельность инженеров направлена прежде всего на решение круга проблем, связанных с получением, передачей и переработкой информации.

    Кроме отмеченного выше развития разделения труда внутри инженерной профессии по предметно-отраслевым признакам - виду техники и характеру производственно-технологических процессов - происходила специализация инженеров по функциям в процессе проектирования и разработки, по месту в обеспечении деятельности предприятия и т.п. К первой относится появление в 1960-х годах профессий инженеров-системотехников, патентоведов, инженеров-эргономистов, дизайнеров. Второе направление специализации связано с образованием на предприятиях различных служб, с задачами планирования производства, оценки его эффективности.

    В 1930-х годах в СССР появилась специальность инженера-экономиста, призванного осуществлять технико-экономический анализ различных сторон производственного процесса и его планирование.

    Итак, в 1920-1980-х гг. в инженерно-проектировочной деятельности стремительно развивается исследовательский подход к решению технико-технологических проблем. Изменяется процесс создания предметных структур практики: в 30-х годах появляется процедура разработки, в 1950-х - системное проектирование.

    В 1920-50-х гг. соответственно различным отраслям техники развиваются фундаментальные разделы технических наук, вырабатываются теоретические основы для целенаправленного поиска и оптимизации инженерных решений, расчета проектируемых устройств, аппаратов, эффективности технологических процессов и т.п. При этом создается экспериментальная база для проверки правильности технических решений, испытания образцов новой техники. В электротехнике - это высоковольтные лаборатории, в строительной механике - огромные испытательные машины, аэрогидродинамические трубы - в самолетостроении и т.п. Сочетание в технических науках теоретических разработок, включающих привлечение знаний соответствующих разделов естественных наук, специальных разделов математики и экспериментальной и испытательной работы с образцами технических устройств привело к тому, что в 20-50-х гг. были достигнуты огромные успехи в количественных исследованиях процессов в технических устройствах и созданы теоретические основы и методики для проведения инженерных расчетов в различных областях техники.

    Важнейшей, определяющей тенденцией в развитии содержания инженерной деятельности в 1950-1980-х гг. явилось увеличение удельного веса проблем информационного обеспечения, управления производственно-технологическими процессами и отдельными техническими средствами, автоматизации их функционирования.

    Возникновение и развитие приборостроения как самостоятельной отрасли промышленности, соответствующих разделов технических наук - теории автоматического регулирования и управления, кибернетики, создание вычислительной техники и бурное развитие ее элементной базы, приведшее к формированию в начале 1950-х годов полупроводниковой электроники, т.е. развитие средств автоматизации и средств переработки информации явилось важнейшим итогом и фактором, преобразившим характер развития всех отраслей техники, структуру и средства инженерно-проектировочной деятельности, строение системы технических наук.

    Развитие материального базиса жизнедеятельности общества происходит на основе освоения в инженерной деятельности все новых и новых технических объектов и организации их функционирования в производственной и других сферах. В знаниях технических наук соответственно отражается динамика изменения включаемых в инженерную деятельность объектов и возникающих в ней проблем. Открытия естественных наук, результаты прикладных исследований расширяют спектр возможных технических решений. Но они никоим образом не определяют последовательность реализации этих решений и ее конкретные формы. Последние определяются уровнем и закономерностями развития техники, технологии, технических наук и зависят от социально-экономических, а в настоящее время и экологических задач, стоящих перед об обществом.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Зарождение и история развития инженерной деятельности как профессии. Инновационный процесс как основной источник внутреннего субъективного противоречия инженерной деятельности. Основные задачи и функции инженера. Ключевые компоненты инженерного мышления.

      презентация , добавлен 15.04.2016

      Анализ показателей потребности США в профессиональных кадрах инженерной специальности. Рейтинг инженерных специальностей по прибыльности и престижности. Принципы и этапы подготовки инженеров в США. Система инженерного образования. Аккредитация ВУЗов ABET.

      реферат , добавлен 13.12.2010

      Основные направления развития современного образования. Изменение целей образования в современном мире. Основные тенденции образования в современном мире. Проблемы использование новых технологий в обучении. Образование в условиях глобализации.

      курсовая работа , добавлен 02.03.2003

      Особенности профессии библиотекаря, расширение собственных знаний во всех жанрах литературы. История формирования и развития библиотековедения как науки. Основы подготовки читателей. Изучение "Кодекса этики российского библиотекаря" в современном мире.

      курсовая работа , добавлен 30.08.2017

      Роль образования в развитии современного общества. История развития и становления образования в России. Анализ нынешнего состояния системы образования в Российской Федерации. Образование в цифрах на федеральном уровне в современном российском обществе.

      реферат , добавлен 19.05.2014

      Теоретическое изучение основ обучения и развития в школьном возрасте. Факторы формирования и развития личности ребенка. Изучение системы развития творческих способностей через систему досуга. Детское творчество в учреждениях дополнительного образования.

      курсовая работа , добавлен 21.10.2014

      Проблема творческой деятельности в психолого-педагогической литературе. Совместная творческая деятельность как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся. Метод проектов как образовательная технология развития творчества у учащихся.

      курсовая работа , добавлен 03.04.2012

      Предпосылки развития социальной педагогики в России, история ее зарождения и анализ развития в XX веке. Педагогическая предпосылка становления отечественной социальной педагогики. Разработка и решение практических социально-педагогических проблем.

      курсовая работа , добавлен 26.06.2012

      Основные составляющие речевой компетенции. Источники развития речевой и коммуникативной компетенции. Использование информационных и образовательных технологий в ходе обучения в общеообразовательной школе № 7 г. Краснокаменска Забайкальского края.

      дипломная работа , добавлен 12.01.2014

      Истоки отечественной химической науки, роль и значение в развитии данного процесса основания Петербургской академии наук. Факторы, повлиявшие на дифференциацию химии на отдельные области. Выдающиеся представители, их вклад в становление российской химии.

    Сущность инженерной деятельности состоит в систематическом использовании научных знаний в производственной практике. Возникновение инженерной профессии и ее институционализация в Новое время вызваны возрастающими социальными потребностями по созданию и обслуживанию сложной техники и управлению крупным производством. Неотъемлемыми чертами инженерного мышления выступают креативность и эвристичность.

    Пройдя в своем развитии несколько исторических этапов, инженерия представлена множеством видов, связанных с эксплуатацией и развитием как собственно технических систем, так и социотехнических комплексов. Вместе с отраслевым делением это образует чрезвычайно сложную структуру данной профессии, границы которой в последнее время начинают размываться.

    Научно-технические специалисты в современном обществе образуют крупную социальную группу, обладающую элементами самоорганизации и выполняющую не только производственные, но и социокультурные функции.

    Сущность инженерной деятельности

    Вопросы о личности инженера, содержании и характере его деятельности имеют исключительно важное не только философское, теоретико-методологическое, но и практическое значение, ибо от их решения в значительной мере зависят подготовка и переподготовка инженерных кадров, удовлетворяющих социальным, производственным и научно-техническим требованиям.

    Слово "инженер", образованное от корня, в переводе означающего "творить", "создавать", "изобретать", "внедрять", впервые стало использоваться в античном мире, по-видимому, не ранее III в. до н.э. для названия лиц, управляющих военными машинами, а также изобретателей этих машин. Понятие "гражданский инженер" появилось в XVI в. в Германии применительно к строителям мостов и дорог, затем в Англии и других странах. В русских источниках слово "инженер" встречается в середине XVII в., в актах Московского государства.

    Во многих словарях и справочниках "инженер" определяется как специалист с высшим техническим образованием. Здесь фактически характеризуется не сама его профессия, а лишь подготовленность и квалификация специалиста. В этой связи В.Г. Горохов замечает: "На самом деле образование только тогда дает ему (выпускнику технического вуза. - Прим. авт.) право достойно носить звание инженера, когда он действительно включен в инженерную деятельность, творчески применяет знания, приобретенные им в высшей школе и после ее окончания, когда он становится творцом новой техники, конструктором или технологом, нестандартно мыслящим проектировщиком, исполнителем, эксплуатационщиком, наконец, умелым организатором производства" .

    В литературе встречаются весьма расширенные трактовки профессии инженера, усматривающие специфику его деятельности в приложении знаний вообще во всех сферах материального и духовного производства, в области услуг. Это привело к тому, что стали говорить о генных инженерах, зооинженерах, инженерах-социологах, инженерах по кадрам и др. В таком широком понимании инженерная профессия оказывается размытой настолько, что теряет свои границы и своеобразие. Это ведет к тому, что внешне похожий труд инженеров и квазиинженеров оценивается одинаково, что вызывает инфляцию и падение престижа инженеров.

    В этой связи заслуживает особого внимания следующее определение: "Инженер - специалист с высшим техническим образованием, применяющий научные знания для решения технических задач, управления процессом создания технических систем, проектирования, организации производства, внедрения в него научно-технических нововведений" .

    ЮНЕСКО предлагает называть инженером такого работника, который умеет творчески использовать научные знания, проектировать и строить промышленные предприятия, машины и оборудование, разрабатывать (применять) производственные методы, используя различные инструменты (отдельно или в различных комплектах), конструировать эти инструменты, пользоваться ими, хорошо зная принципы их действия и предугадывая их "поведение" в определенных условиях. Инженер обязан в соответствующей степени учитывать требования экономики, техники безопасности и сохранности оборудования .

    Следует особо подчеркнуть, что в самых различных определениях инженерной профессии и инженерной деятельности практически отсутствуют указания на их социально-гуманитарные, антропологические аспекты, социально-гуманитарную составляющую. К сожалению, инженер часто понимается как чистый "технарь", ограниченный лишь знанием техники. Ныне же очевиден тот факт, что гуманитарная подготовка инженеров становится просто необходимой, является важным показателем (критерием) уровня их профессионализма, компетентности и интеллигентности.

    Инженер должен уметь:

    • эксплуатировать и ремонтировать, проектировать и ликвидировать технологические процессы и устройства;
    • ставить, разрабатывать, решать задачи, прогнозировать, изобретать и принимать решения по внедрению техники;
    • понимать значение своей работы и ее последствия как в полезных функциях созданных им технических систем, так и в нежелательных эффектах.

    Традиционно основным смыслом инженерной деятельности считается проектирование, создание технических систем. В процессе деятельности инженер:

    • активно взаимодействует с заказчиком как пользователем будущего изделия;
    • передает коллегам техническую документацию, необходимую им для разработки частей технической системы;
    • передает рабочим техническую документацию на изготовление;
    • ведет авторский надзор изготовления;
    • передает заказчику (а по необходимости и потенциальному потребителю) эксплуатационную документацию.

    Инженерная деятельность охватывает весь род занятий инженера и является родовым понятием по отношению к инженерному труду. Таким образом, трудом инженера является далеко не всякая его деятельность, а только созидательно-преобразующая и продуктивная, требующая для своего осуществления определенных затрат интеллектуальных, психофизиологических и физических сил.

    Сфера деятельности инженера шире сферы его труда. Инженерная деятельность - это не только труд, но и научно-технический поиск, общение, коммуникативная, информационная, организационно-управленческая деятельность и др. Деятельность инженера не ограничивается только технической деятельностью, хотя она для него и является главной.

    Надо заметить, что в литературе встречаются крайне ограниченные трактовки инженерной деятельности, как исключительно направленной на применение научных знаний для создания технических объектов - сооружений, механизмов, устройств, машин и т.д. - и управления процессом их изготовления. Подобный подход ограничен, однако в нем по крайней мере вкратце определена сущность технической деятельности инженера.

    Инженерно-техническая деятельность включает в себя разработку, проектирование и конструирование новой техники и технологии, изобретательство, инженерные исследования и расчеты, инженерное обслуживание текущего производства, эксплуатацию техники и технологии, контроль за качеством продукции, соблюдением стандартов, технологической дисциплины, норм и нормативов охраны природы, техники безопасности, противопожарной техники, разработку и осуществление перспективных планов по оценке и внедрению научно-технических достижений в практику и пр.

    В.П. Булатов и Е.А. Шаповалов считают, что характерными чертами инженерной деятельности являются:

    • принадлежность к материальному производству, технической практике;
    • техническая направленность (без и вне этого инженер лишается предмета своей деятельности);
    • научная обоснованность (сознательное использование науки для прогресса техники);
    • неотделимость от технического и научно-технического творчества;
    • опосредованное воздействие на технику (инженер, как правило, сам не производит технику, не реализует свой проект, а делает это через рабочих) .

    Несмотря на некоторую близость, сходство научно-исследовательской и инженерной деятельности, между ними имеются существенные различия. Они отличаются объектами, характером и содержанием, средствами, целями, функциями и результатами деятельности.

    Инженер - это практическая профессия, нацеленная главным образом на создание техники и технологии, на материализацию, "овеществление" научных знаний на производстве. Ученый же преследует познавательные цели, в равной степени это относится и к техническим наукам, которые составляют теоретическую и методологическую основу инженерной деятельности. Научная деятельность носит прежде всего познавательный характер, направлена на познание законов и закономерностей природы, техники, технологии и инженерной деятельности, а ее главный результат - новое научное знание.

    Важно заметить, что научно-исследовательская деятельность не является основной для инженера. Правда, если взять инженера-исследователя, инженера-разработчика, то его деятельность уже в значительной мере носит научный характер. Предметом деятельности здесь является содержание технического объекта.

    Средствами инженерного труда служат научные знания - результаты научной деятельности, которыми инженер обычно пользуется в виде готовых формул, зависимостей различных величин и методов расчета, содержащихся в справочниках, технических и технологических инструкциях. К средствам инженерного труда относятся также социально-технические нормы и информация о состоянии материально-технического базиса общества, фиксируемая в виде каталогов, перечня номенклатуры изделий и т.д.

    Результаты инженерной деятельности, как правило, представляются в знаковом виде (чертежи, схемы, программы, расчеты, описания), а также в виде устных рекомендаций, объяснений, указаний и др.

    В XX в. инженерия разделилась на множество отраслей: физическая (электрическая, механическая, радиотехническая и др.), химическая (производство искусственных волокон, минеральных удобрений, лекарственных средств, товаров бытовой химии и т.д.), биологическая (биомеханика, бионика, биосинтез, биооптика, биоэнергетика и т.д.) и др.

    Выделяются три основные категории инженеров:

    • 1) производственник - выполняет функции технолога, организатора производства, инженера по эксплуатации;
    • 2) исследователь-разработчик - сочетает функции изобретателя, проектировщика и конструктора, участвует в процессе соединения науки с производством;
    • 3) "универсалист" (или системотехник) - инженер широкого профиля, задачи которого состоят в организации и управлении инженерной деятельностью и создании основных технических систем.

    Очевидно, сейчас следует расширить эту типологию и включить в нее инженера, занятого социотехническим проектированием, основной целью которого является учет социокультурных и антропологических аспектов инженерной деятельности и ее результатов.

    Таким образом, главное назначение инженерной деятельности - интеллектуальное, научно-техническое обслуживание сферы материального производства, развитие техники, технологии, обеспечение научно-технического прогресса, решение на основе естественнонаучного, технического и социально-гуманитарного знания технико-технологических, инженерных противоречий, проблем и задач.

    Деятельность инженера, в принципе, носит творческий характер, предполагает преимущественно инновационные, нестандартные, неалгоритмированные операции, решения и действия, связанные с созданием нового в области техники, технологии и организации производства. Однако на практике все это выглядит несколько по-другому, так как инженеру зачастую приходится заниматься рутинной, механической, далеко не творческой работой.

    Современный инженер - это не просто технический специалист, решающий узкие профессиональные задачи. Его деятельность связана с природной средой - основой жизни общества - и самим человеком. Поэтому ориентация современного инженера только на естествознание, технические науки и математику, которая изначально формируется еще в вузе, не отвечает его подлинному месту в научно-технической революции. Решая свои, казалось бы, узкопрофессиональные задачи, инженер активно влияет на общество, человека, природу и не всегда наилучшим образом.

    В настоящее время часто говорится о кризисе инженерии. Исследователи называют по меньшей мере четыре области такого кризиса:

    • 1) поглощение инженерии нетрадиционным проектированием;
    • 2) поглощение инженерии технологией;
    • 3) осознание отрицательных последствий инженерной деятельности;
    • 4) кризис традиционной научно-технической картины мира .

    Сейчас практически требуется новая, неклассическая инженерия, носящая комплексный характер и имеющая социотехническую направленность.

    Основной путь выхода из кризиса инженерии состоит в ее гуманизацию целенаправленном учете ее "человеческого измерения" и социокультурных оснований. В силу этого наиболее перспективным является социотехническое, гуманитарное проектирование.