"видение о петре пахаре" уильяма ленгленда. Видение о петре-пахаре пролог

Уильям Ленгленд (William Langland – ок. 1330, Шропшир – ок. 1400, Лондон) – автор аллегорической поэмы "Видение о Петре Пахаре" ("The Vision of Piere the Plowman"), крупнейшего памятника морально-дидактической поэзии в Англии XIV в. Биографические сведения об авторе "Видения" крайне скудны и их трудно назвать достоверными. Даже имя поэта известно неточно, и его называют Ленглендом лишь согласно установившейся традиции. Фактически все, что мы знаем о Ленгленде, взято из его поэмы.

Родился Ленгленд, как принято считать, в графстве Шропшир. Во всяком случае, описание Мальвернских холмов в поэме свидетельствует о том, что эти места поэту знакомы и дороги. Скорее всего, поэт был выходцем из крестьянской семьи, но полученное в монастыре образование позволило ему выйти из крепостной зависимости. Во всяком случае, на страницах "Видения" поэт благодарит церковь за обретенную свободу. В то же время монашеский сан Ленгленд не принял. Не сложилась также его карьера в качестве клирика. Возможно, этому помешала женитьба Ленгленда. Он упоминает о своей жене Китт (Kytte) и дочери Кэлот (Kalote). Хотя сам Ленгленд замечает, что в результате полученного образования разве что обучился "немного читать на латыни", "Видение", однако, свидетельствует о том, что автор его был человеком по-своему образованным. Текст "Видения", созданный Ленглендом на английском языке, в то же время содержит немало вкраплений на французском и латинском языках. Обильно введенные в повествование цитаты свидетельствуют о широком знакомстве Ленгленда с латинской, главным образом клерикальной литературой. О себе поэт сообщает также, что некоторое время жил в Лондоне, сильно нуждался и не имел определенного занятия. Отдельные детали в поэме позволяют предположить, что поэт зарабатывал на жизнь сочинением деловых бумаг и пением псалмов, призванием же своим считал проповедничество. С этой целью он обратился к литературному творчеству. В то же время текст поэмы свидетельствует, что, несмотря на принадлежность к беднейшим слоям общества, Ленгленд был человеком, исполненным гордости и чувства достоинства. В поэме он замечает, что с ненавистью и презрением наблюдал людей, купающихся в роскоши, никогда не лебезил и не унижался перед ними, отказывая в приветствии даже королевским судьям, за что иные считали его глупцом или чудаком. Суровость авторских оценок, чувство глубокого возмущения происходящим полностью соответствуют этому "автопортрету", созданному Ленглендом в поэме.

Нет точных сведений о том, как и когда Ленгленд умер. Есть версия о возможной смерти поэта во время лондонской эпидемии 1376 г. Эта версия опирается на запись, содержащуюся в одной из рукописей первой редакции поэмы. Рукопись относят к концу 70-х гг. XIV в., а запись переписчика, некоего Джона Бута, сообщает об авторе поэмы: "Внезапно смерть нанесла ему удар и свалила его. Он лежит под землей. Христос да будет милостив к его душе". Очевидно также, что имя поэта и его произведение получили известность до восстания 1381 г., так как лидеры восставших хорошо знали поэму и использовали ее образы в своих проповедях и прокламациях.

Действительно, "Видение" дошло до нас в большом количестве манускриптов (41), что подтверждает большую его популярность среди современников. Над своим единственным произведением Ленгленд работал в течение всей жизни. Имеются три редакции поэмы (условно обозначаемые А, В, и С), время оформления которых относят приблизительно к 1362, 1377 и 1383 гг. Указанные даты установлены как примерные ориентиры с опорой на упоминающиеся в повествовании исторические события. Так, версию А относят к периоду после 1362 г. на том основании, что поэт упоминает о недавно пронесшейся по всей Англии сильной буре, точную дату которой – 15 января 1362 г. – можно найти у современных Ленгленду хронистов. В тексте В, который по объему превышает версию А почти втрое, подверглась сатирическому изображению коронация малолетнего Ричарда II, событие, имевшее место в 1377 г. Существующие версии текста свидетельствуют, что автор переделывая произведение, дополняя и расширяя его. Неясность возникает с третьей редакцией. Где и кем она выполнена, если автор умер ок. 1377 г., а в тексте С есть прямое упоминание ряда событий 90-х гг. XIV в.? Если же третья редакция дополнена переписчиком, то каков же окончательный текст поэмы? Эти текстологические проблемы не решены вполне до настоящего времени. Мнения исследователей колеблются. Так, первый издатель полного текста (трех версий поэмы) У. Скит относит третью версию к 1392 г. Некоторые из современных исследователей оспаривают эту точку зрения. Например, Н. Кохилл полагает, что третья версия была создана не позднее 1388 г., гак как содержание ее сильно повлияло на "Завет любви" Томаса У ска ("The Testament of Love" by T. Usk), a T. Уск умер в 1388 г., из чего следует, что текст С к этому времени уже был известен.

Наиболее значимыми принято считать версии В и С, различающиеся между собой в незначительной степени. В данном случае цитироваться будет текст варианта В, избранный в свое время для перевода Д. М. Петрушевским. Нам близка позиция переводчика, а также тех исследователей (У. Скит, Л. Цейп, Н. Кохилл, М. Шлаух и др.), которые полагают, что именно версия В дает наиболее полное представление о своеобразном даровании автора. Следует заметить, что метрика поэмы не обнаруживает зависимости от континентальных романских образцов, а ориентирована на английский аллитеративный стих, что сближает поэму с исконными национальными традициями. Поэма содержит 11 видений, различно расположенных в разных редакциях. Однако во всех редакциях есть граница, как бы делящая поэму на две части (в А после VIII раздела, в В – после VII, в С – после X). Первая часть содержит повествование о странствовании паломников к Правде; во второй – помещены "жития" своеобразных аллегорических фигур – Ду-уэл, Ду-бет и Ду-бест (Do well, Do-bet, Do-best).

Поэма открывается Прологом. Майским утром на Мальвернских холмах уставший от ходьбы повествователь-визионер погружается в сон и видит.

Будто я нахожусь в пустыне; где она, я никогда не знал.

Взглянувши на восток – высоко к солнцу,

Я увидел башню на возвышении, искусно построенную,

Под ней глубокую долину и в ней тюрьму

С глубокими рвами, мрачную и страшную на вид.

Между ними увидел я прекрасное поле, полное народа.

Эта открывшаяся поэту картина, без сомнения, аллегорична: темница в долине – это пристанище Зла; виднеющаяся на возвышении башня – обитель Правды; поле, полное народа, – изображение человечества. Таким образом, Пролог поэмы выражает извечную, универсальную альтернативу Человечества: добро и зло.

Это подтверждается последующим циклом видений, в которых первоначальный "крупный план" смещается в сторону конретизации и детализации. Толпа приближается к взору визионера и, соответственно, читателя. Ее составляют люди всякого сорта ("alie manner of men"). Здесь представители всех сословий и рангов, от короля до нищего, люди разных профессий, носители различных идеологических убеждений. При этом Ленгленд подчеркивает, что Зло проникло во все классы и сословия. В качестве грешников представлены у него нищие и купцы, менестрели и священники, рыцари и монахи и, наконец, сам король. Так, Ленгленд осуждает бродяг, которые "притворялись нищими, чтобы добывать себе пропитание, и дрались в кабаках". Поэт возмущается ложью паломников: "К каждому рассказу, который они излагали, их язык был приучен прилгнуть больше, чем говорить правду". Продавца индульгенций, в частности, поэт обвиняет в том, что он превратил религию в доходную статью.

Мирские люди вполне верили ему, и им по душе были его слова.

Они подходили к нему и, становясь на колени, целовали его буллы.

Он совал им в лицо свою грамоту и ослеплял им ею глаза

И добывал своей буллою кольца и брошки.

Поток авторских обвинений длинен и завершает его басня о коте и терпящих от него беспрестанные обиды мышах и крысах. Здесь автор добирается до самого верха социально-иерархической лестницы и подвергает нападкам короля и королевский двор, представляя их средоточием самовластья и произвола.

Придворный кот приходил, когда ему вздумается,

И вдруг кидался на них и хватал из них, кого хотел.

Созданная Ленглендом аллегорическая картина отразила реальные события дворцовых интриг. Короли казнили феодалов, феодалы составляли заговоры против королей. Разгоралась борьба за власть, которая позднее, в XV в., привела к братоубийственной династической войне Алой и Белой розы.

Примечателен характер условности в "Видении о Петре Пахаре" Ленгленда. Она присутствует на самом разном уровне: от голой абстракции до символа и типа; подчас это непосредственное смешение никак не выглядит органичным. Так, в толпе, представляющей человечество, наряду с живыми людьми бродят абстрактные пороки и добродетели. Иногда они только названы и никак не описаны, в других случаях представлены настолько ярко и убедительно, что обозначающий их аллегорический ярлык совершенно излишен – образы достаточно ясно говорят сами за себя. Так, обличая многие пороки, Ленгленд вместе с тем выделяет наитягчайшее зло современности: всеобщее корыстолюбие и продажность. С этой целью им выведен образ властвующей повсюду госпожи Мид (Мзды). Олицетворение подкупа, она представлена в облике пышно одетой дамы.

Увидел женщину, нарядно и богато одетую,

Наряженную в меха, самые красивые на земле,

Увенчанную короной, лучше которой нет и у короля.

Ее пальцы были изящно изукрашены золотой проволокой,

А на ней красные рубины...

Первоначально статичное обобщенное изображение порока далее сменяется выразительной драматической сценой гротескной свадьбы леди Мид с Обманом. Особенно способствует обогащению образа детальное описание свиты Мзды, позволяющее ощутить ее многоликость, а также внедренность почти во все без исключения сословия. Свита леди Мид состоит:

Как из рыцарей и из клириков и другого, простого народа,

Так из судебных заседателей и судебных приставов, шерифов и их клерков,

Судебных курьеров и бейлифов и торговых маклеров,

Закупщиков провианта и продавцов съестных продуктов и адвокатов из суда над арками

Но Симония, и цивилист, и судебные заседатели

Были, мне думается, более других дружны с Мид.

Современники усматривали в образе леди Мид намек на Алису Перрерс, любовницу дряхлеющего Эдуарда III, творящую с помощью "мзды" свои интриги и обманы. Ленгленд показывает, что лишить Мид влияния трудно в связи с ее лицедейской сущностью. Мзда в поэме защищает себя в качестве жалованья, подарка, вознаграждения и т.д. Но персонаж, обозначаемый как Совесть, разоблачает ее неизменно порочную сущность: "Она потворствует Лжи и часто марает Правду".

Показательно также изображение Ленглендом семи смертных грехов через драматическую сцену их покаяния. Образы эти неравноценны в художественном отношении. Некоторые из них, например, Невоздержанность, произносят отречение от прежних грехов, почти не раскрывая их сущность. Другие дают скупой перечень возможных проявлений своего порока и представляют собой типичное схематическое олицетворение. Но важно, что среди них встречаются такие, которые воплощены в конкретную житейскую фигуру с индивидуальными деталями внешнего облика, характерной манерой речи. Таков, к примеру, Гнев "с двумя белыми глазами и с сопливым носом", "кусающий губы"; представленный в образе монастырского повара, который сознается, что постоянно сеял раздор в среде монастырской братии. Не менее ярко выписана в лице бесчестного торговца Жадность, потрясающая бессмысленной скаредностью и отвратительным уродством.

У него были нависшие брови и толстые губы,

Два гноившиеся глаза, – настоящая слепая ведьма,

И, как кожаная мошна, висели его щеки;

И, как у мужика, ветчиною, засалена была его борода.

С чепцом на голове, а сверху полная вшей шляпа,

В порыжевшей верхней одежде, продержавшейся двенадцать зим,

Совершенно изорванной и грязной.

Обозначенный образ также обогащает выразительная бытовая зарисовка, представляющая торговые уловки Жадности, вместе с женой изобретающего целый ряд приемов но "удлинению" продаваемого ими сукна. Очень выразителен Леность, "весь заслюненный, с двумя заспанными глазами", который начал свою исповедь с изъявления невыносимого желания заснуть, в процессе нее сопел и кряхтел и, в конце концов, прервавшись на полуслове, громко захрапел. Не менее красноречивыми деталями охарактеризованы мирские "преуспеяния" Лености. Он признается, что, будучи настоятелем прихода более 30 лет, не научился ни петь, ни служить, ни читать жития святых, но зато умеет найти на поле или борозде зайца.

В поэме отчетливо выражен социальный идеал автора. Поэт мечтает о времени, когда

Не Мид будет господином, как теперь,

Но Любовь, Кротость и Верность.

Они будут господами на земле, чтобы охранять Правду.

Ленгленд выбирает путь нравственно-религиозного наставления, советуя жить в любви и законе, избрав своими руководителями Совесть, Разум, Кроткое сердце. Он пишет о первоначальной чистоте евангельского учения, призывает к выполнению "божьего закона" ("Law of God"), заключающегося в деятельной любви к людям. По мнению Лен- гленда, "вера без дела ровно ничего не стоит", она так же бесполезна, как светильник, внутри которого нет огня. Кроме деятельной любви, Ленгленд проповедует труд. Поэт выражает надежду, что в лучшем будущем... каждый человек должен будет работать плугом, мотыгой или заступом, прясть или раскидывать по полю навоз или он погибнет от лени.

Центральный эпизод поэмы – паломничество грешной людской толпы к Правде. Путь к ней оказывается нелегок: никто не знает пути к ней, даже паломник, повидавший на своем веку немало святых мест, признается, что никогда не видел Правды. В этот момент всеобщей растерянности на помощь толпе приходит Петр, простой сельский пахарь (Piere the Plowman). Он признается, что знает Правду, так как в течение всей своей жизни праведно служил этому доброму хозяину, с лихвой получая от него плату.

И если вы хотите знать, где он обитает,

Я укажу вам безошибочно путь к его жилищу.

На пути к Правде Петр проповедует людям идеалы благоразумия, воздержания, кротости и совести. Во время этой речи образ его сближается и с образом апостола Петра и с самим Христом. Однако настойчивее всего в словах Петра звучит идея всеобщего труда. Прежде чем отправиться в путь, он советует всем желающим достичь Правды вспахать с ним поле в пол-акра и засеять его. Поэма, таким образом, ярко выразила демократические симпатии автора. Скромный труженик, простой сельский пахарь был поставлен в ней выше всех людей, назван единственным человеком, живущим по заветам Правды и способным указать путь к ней. Неслучайно поэтому произведение, не содержащее в себе открытых призывов к революционному преобразованию общества, стало популярным в среде восставших в 1381 г. крестьян.

"Видение о Петре Пахаре" – яркое явление переходной эпохи, сочетающее в себе традиции старой средневековой литературы (использование традиционного средневекового жанра, поэтики аллегоризма, обильной библейской образности и т.д.), с новыми нарождающимися веяниями. Характерное для этого этапа Средневековья стремление к универсальному, синтетическому построению в "Видении о Петре Пахаре" соседствует с интересом к изображению конкретной социальной действительности, пропущенной через субъективное восприятие художника. В традиционную форму видения Ленгленд вложил живое актуальное содержание, представляющее собой критическое освоение современной автору эпохи в ее основных исторических тенденциях. Такие свойства художественной манеры Ленгленда, как мастерство бытописания, умело примененная реалистическая деталь, интерес к изображению характера на уровне его типического воплощения, ярко выраженное авторское начало, явились в творчестве поэта чертами нового искусства. Произведение представляется характерным для кризисной переходной эпохи и с идейной стороны. Приемля основные догматы веры, Ленгленд вместе с тем выразил в произведении антиклерикальные взгляды и настроения предреформационного характера; целый ряд религиозных образов и сюжетов он приспособил для передачи чисто светского, публицистического содержания. Сатирические тенденции "Видения" подчинены поискам социального исцеления общества.

Особую популярность снискал образ Петра Пахаря, получивший значение поэтического обобщения. Это имя стало нарицательным и широко употреблялось вплоть до английской революции XVII в. Произведение вызвало к жизни ряд литературных подражаний ("Жалобы Петра Пахаря", "Символ веры Петра Пахаря"). Образ Петра Пахаря получил также воплощение в английской живописи, в частности па фресках XIV–XV вв. Христос неоднократно изображался в виде крестьянина-пахаря. Подобные изображения найдены в церквах, расположенных по всей Англии, и исследователями доказано, что появлением своим они обязаны поэтическому произведению Ленгленда.

Давно замечено, что хронотоп "Видения" сопрягается с "Божественной комедией" Данте. Вместе с тем очевидно, что в нем наблюдается еще более явственное сосредоточение на горизонтальной, исторической параллели, нежели в "Божественной комедии". Вертикальная, готическая устремленность Данте у Ленгленда ослабевает, осуществляется менее последовательно, что обусловлено тем обстоятельством, что в "Видении" нравственный суд над человечеством осуществляется не в высших пределах, а в границах земного пространства. На этот раз история оказывается не гостьей "запредельных областей", а полноправной властительницей, в пределы которой "тот свет" вторгается лишь косвенно или в качестве отдельных эпизодов. Так, основной сюжетный стержень "Видения" – путь к спасению души – у Ленгленда не преломляется через изображение ада, чистилища, рая. Представленная Ленглендом картина содержит лишь внутреннее уподобление им. Описание грешной человеческой толпы служит как бы воплощением стадии порока, исповедь семи смертных грехов – переходом от порока к раскаянию, а паломничество к Правде предстает как путь души к спасению и благодати.

Круг понятий и проблем

"Видение о Петре Пахаре ": вариативность текста, циклизация видений, аллегоризм, библейская аллюзивность, социальный критицизм, нравственно-религиозная дидактика.

  • Ленгленд У. Видение Уилльяма о Петре Пахаре. Академия наук СССР, 1941 г. // Перевод, вступительная статья и примечания академика Д. М. Петрушевского. Далее текст цитируется в этом переводе.

В прологе рассказывается, как автор «надел грубую одежду, как будто был пастухом», и пошёл бродить по «широкому свету, чтобы послушать о его чудесах». Притомившись, он лёг отдохнуть на Мальвернских холмах, возле ручья, и вскоре заснул. И приснился ему чудный сон. Он взглянул на восток и увидел на возвышении башню, а под ней долину, на которой стояла тюрьма. Между ними прекрасное поле, полное народа.

Здесь были люди всякого сорта: одни выполняли тяжёлую работу, ходя за плугом, другие «прожорливо истребляли ими произведённое», были здесь те, кто предавался молитве и покаянию, и те, кто лелеял свою гордыню. Были торговцы, менестрели, шуты, нищие, попрошайки. Особенное негодование автора вызывали паломники и нищенствующие монахи, обманом, ложным толкованием Евангелия дурачащие своих сограждан и опустошающие их кошельки. С сарказмом описывает он продавца индульгенций, который, показывая буллу с печатями епископа, отпускал все грехи, а доверчивые люди отдавали ему кольца, золото, брошки. Пришёл туда король, которого «власть общин поставила на царство», и вслед за ним его советчик - Здравый смысл. Вдруг появилось полчище крыс и мышей. После дискуссии о том, как обезвредить кота, они прислушались к совету мудрой мыши оставить эту затею, ведь если бы крысы имели полную волю, они не могли бы управлять собою.

Появляется прекрасная женщина. Она даёт пояснение автору обо всем, им увиденном. Башня на возвышении - обитель Правды. Тюрьма в долине - замок Заботы, в нем живёт Зло, отец Лжи. Прекрасная дама поучает автора, советует ему «не верить телу», не пить, не служить злату. Прослушав все полезные советы, автор интересуется: кто же эта дама? И она отвечает; «Святая Церковь я». Тогда он упал на колени и стал просить научить его, как спасти душу. Ответ был лаконичен: служить Правде. Ибо Правда «есть сокровище, самое испытанное на земле». Правда, Совесть и Любовь.

Автор со вниманием выслушал поучения Святой Церкви. И стал молить её о милости - научить его распознавать Ложь. Леди ответила: «Взгляни в левую сторону и посмотри, где стоят Ложь, Лесть и их многие товарищи». И увидел он роскошно и богато одетую женщину по имени Мид («Вознаграждение, мзда, но также взятка, подкуп, мздоимство» в переводе с английского). Мид готовится к свадьбе с «порождением врага рода человеческого». Её жених - Ложь. Свита её состоит из судебных заседателей и приставов, шерифов, судебных курьеров и маклеров, адвокатов и прочего продажного люда.

Лесть жалует жениху и невесте право быть принцами по гордости и презирать бедность, «клеветать и хвастать, лжесвидетельствовать, издеваться, браниться и т. д.». Графство жадности - лихоимство и скупость. И все в таком же роде. За эти дары они отдадут в конце года свои души сатане.

Однако вознегодовала Теология против этого брака. И настояла, чтобы Мид отправилась в Лондон удостовериться, «захочет ли закон присудить жить им вместе». Ложь, Лесть и Коварство спешат впереди всех, чтобы в Лондоне представить дело в ложном свете. Однако Правда их обогнал и сообщил об этом деле Совести. А Совесть доложила королю.

Король разгневан, он клянётся, что приказал бы повесить этих негодяев, но «пусть право, как укажет закон, падёт на них всех». Страх подслушал этот разговор и предупредил Ложь, и тот бежал к странствующим монахам. Коварству дали убежище купцы, а Лжец нашёл пристанище у торговцев индульгенциями. А дева Мид была приведена к королю. Король приказал предоставить ей всякие удобства, присовокупив, что сам будет разбирать её дело. «И если она поступит согласно моему приговору, я прощу ей эту вину».

К ней на поклон пришли все, кто жил в Вестминстере: шуты, менестрели, клерки и исповедник, одетый нищенствующим монахом. Все обещали ей способствовать в её деле - выйти замуж за того, за кого она хочет, вопреки «уловкам Совести». И всех Мид богато одарила.

Король объявил, что прощает Мид, и предложил вместо Лжи другого жениха - Совесть. Но Совесть отказывается от такой невесты, перечисляя её грехи: распутство, ложь, вероломство... Мид начала плакать и просила короля дать ей слово для оправдания. Она горячо защищалась, доказывая, что нужна всем. Король благосклонно выслушал лукавую обманщицу. Но Совесть не обманута сладкими речами. Он объясняет разницу между вознаграждением за честный труд и взяткой, стяжательством, приводит библейскую историю про Сеула, который позарился на взятку, за что на него и его потомков пал гнев Божий.

Король просит Совесть привести Разум, чтобы он правил царством. Совесть отправляется в путь. Разум, узнав о приглашении, стал быстро собираться в дорогу. Он позвал Катона, своего слугу, и Тома и велел им: «Положи моё седло на Терпи, пока не придёт моё время, / И подтяни его хорошенько подпругами из умных слов, / И надень на него тяжёлую узду, чтобы он низко держал свою голову, / Ибо он дважды заржёт, прежде чем будет там».

Разум с Совестью отправились к королю. Он встретил их ласково, посадил между собою и своим сыном, и они долго вели мудрые речи.

Пришёл Мир и принёс билль о насилии, разврате и разбое Неправды. Неправда убоялся обвинений и стал просить Мудрость за большие деньги устроить ему мир с Миром. Но король клянётся Христом и своей короной, что Неправда тяжко поплатится за свои деяния. Неправду заковывают в железо, чтоб он семь лет не видел своих ног. Однако Мудрость и Умный просят короля простить Неправду: «Лучше, чтоб возмещение уничтожило ущерб...» Король непреклонен, пока Разум не сжалится над Неправдой, а Покорность не поручится за него, Неправда будет сидеть в колодках. Все приветствовали это решение, признали Мид великой грешницей, а Кротость - имеющей право на господство. Король же твёрдо решил: «Пока продолжится наша жизнь, / будем жить вместе» с Разумом и Совестью.

Автор тем временем проснулся, тихонько уселся на землю и стал читать молитвы. И снова мирно заснул под своё бормотание. И снова он увидел сон. Разум говорит проповедь перед всем королевством. Он объясняет, что «моровые язвы были посланы исключительно за грехи, / А юго-западный ветер, видимо, за Гордость». И смертный грех в день суда погубит всех.

Горячими искренними словами он увлекал своих слушателей. Он призвал людей честно и добросовестно делать своё дело и искать Святую Правду. И Гордость обещала предаться смирению. Невоздержанность поклялась «пить только с уткой воду, а обедать только один раз», Гнев чистосердечно рассказал, что из злых слов приготовлял пищу. И Покаяние сказало ему: а теперь покайся. Жадность, Леность, Объедало - все покаялись в великих грехах своих и обещали встать на путь исправления. Сила речи Разума была так велика, что тысячи людей пожелали искать Правду. «Они взывали ко Христу и его Пречистой Матери, чтобы получить милость идти с ними искать Правду».

Но среди них не было человека, который бы знал дорогу к Правде. И они блуждали, как дикие звери. И встретили они пилигрима, что шёл из Синая от Гроба Господня. И во многих местах он побывал в Вифлееме и Вавилоне.

И спросили его люди: «А знаешь ли ты святого мужа, которого люди называют Правдой?» И ответил пилигрим: «Нет, да поможет мне Бог!»

И тут выступил Петр Пахарь и сказал: «Я знаю его так же близко, как учёный знает свои книги. Совесть и Здравый смысл проводили меня к его жилищу».

И все стали просить Петра быть их проводником.

Пахарь согласился, но сначала, сказал он, мне нужно вспахать и засеять полакра земли у большой дороги. «А что же мы будем делать все это время?» - спросила леди под вуалью. И Петр Пахарь всем нашёл дело. Леди - зашивать мешок, жёнам и вдовам прясть шерсть и лён и учить этому ремеслу своих дочерей, а всем остальным - заботиться о нуждающихся и нагих. «Помогайте деятельно в работе тому, кто добывает вам пропитание», - заключил Петр.

Рыцарь горячо сочувствовал словам Петра. Петр обещал всю жизнь трудиться, а Рыцарь охранять его и Святую Церковь от всякого рода злых людей. Многие помогали Петру Пахарю в работе, но были и бездельники, которые пили пиво и распевали песни. Петр Пахарь пожаловался Рыцарю. Но они не послушали предостережения Рыцаря и все не унимались. Тогда Петр призвал Голод. Через некоторое время бездельники стали бросаться на работу «как ястребы». Но лишь только по просьбе Пахаря Голод ушёл, и наступило изобилие. Бездельники и расточители вновь стали отлынивать от работы.

Правда поспешила на помощь Петру Пахарю, она купила для него и для всех, кто ему помогал пахать и сеять, индульгенцию на вечные времена. А в индульгенции было написано: «И те, кто творил добро, пойдут в жизнь вечную. А кто зло - в огонь вечный».

Священник, прочитав индульгенцию, не захотел её признать. Священник и Петр стали ожесточённо спорить. И автор проснулся от их крика и стал размышлять над своим сном, и решил, что «Делай добро превосходит индульгенцию / И что Делай добро в день суда будет принято с почётом...».

Уильям Ленгленд (Willam Langland) ок. 1330 - ок. 1400

Видение о Петре Пахаре (The vision of Piers Plownan) - Поэма (ок. 1362)

В прологе рассказывается, как автор "надел <...> грубую одежду, как будто <.>

..> был пастухом", и пошел бродить по "широкому свету, чтобы послушать о его чудесах". Притомившись, он лег отдохнуть на Мальвернских холмах, возле ручья, и вскоре заснул. И приснился ему чудный сон. Он взглянул на восток и увидел на возвышении башню, а под ней долину, на которой стояла тюрьма. Между ними прекрасное поле, полное народа.

Здесь были люди всякого сорта: одни выполняли тяжелую работу, ходя за плугом, другие "прожорливо истребляли ими произведенное", были здесь те, кто предавался молитве и покаянию, и те, кто лелеял свою гордыню. Были торговцы, менестрели, шуты, нищие, попрошайки. Особенное негодование автора вызывали паломники и нищенствующие монахи, обманом, ложным толкованием Евангелия дурачащие своих сограждан и опустошающие их кошельки. С сарказмом описывает он продавца индульгенций, который, показывая буллу с печатями епископа, отпускал все грехи, а доверчивые люди отдавали ему кольца, золото, брошки. Пришел туда король, которого "власть общин поставила <...> на царство", и вслед за ним его советчик - Здравый смысл. Вдруг появилось полчище крыс и мышей. После дискуссии о том, как обезвредить кота, они прислушались к совету мудрой мыши оставить эту затею, ведь если бы крысы имели полную волю, они не могли бы управлять собою.

Появляется прекрасная женщина. Она дает пояснение автору обо всем, им увиденном. Башня на возвышении - обитель Правды. Тюрьма в долине - замок Заботы, в нем живет Зло, отец Лжи. Прекрасная д....

Уильям Ленгленд

«Видение о Петре Пахаре»

В прологе рассказывается, как автор «надел грубую одежду, как будто был пастухом», и пошёл бродить по «широкому свету, чтобы послушать о его чудесах». Притомившись, он лёг отдохнуть на Мальвернских холмах, возле ручья, и вскоре заснул. И приснился ему чудный сон. Он взглянул на восток и увидел на возвышении башню, а под ней долину, на которой стояла тюрьма. Между ними прекрасное поле, полное народа.

Здесь были люди всякого сорта: одни выполняли тяжёлую работу, ходя за плугом, другие «прожорливо истребляли ими произведённое», были здесь те, кто предавался молитве и покаянию, и те, кто лелеял свою гордыню. Были торговцы, менестрели, шуты, нищие, попрошайки. Особенное негодование автора вызывали паломники и нищенствующие монахи, обманом, ложным толкованием Евангелия дурачащие своих сограждан и опустошающие их кошельки. С сарказмом описывает он продавца индульгенций, который, показывая буллу с печатями епископа, отпускал все грехи, а доверчивые люди отдавали ему кольца, золото, брошки. Пришёл туда король, которого «власть общин поставила на царство», и вслед за ним его советчик — Здравый смысл. Вдруг появилось полчище крыс и мышей. После дискуссии о том, как обезвредить кота, они прислушались к совету мудрой мыши оставить эту затею, ведь если бы крысы имели полную волю, они не могли бы управлять собою.

Появляется прекрасная женщина. Она даёт пояснение автору обо всем, им увиденном. Башня на возвышении — обитель Правды. Тюрьма в долине — замок Заботы, в нем живёт Зло, отец Лжи. Прекрасная дама поучает автора, советует ему «не верить телу», не пить, не служить злату. Прослушав все полезные советы, автор интересуется: кто же эта дама? И она отвечает; «Святая Церковь я». Тогда он упал на колени и стал просить научить его, как спасти душу. Ответ был лаконичен: служить Правде. Ибо Правда «есть сокровище, самое испытанное на земле». Правда, Совесть и Любовь.

Автор со вниманием выслушал поучения Святой Церкви. И стал молить её о милости — научить его распознавать Ложь. Леди ответила: «Взгляни в левую сторону и посмотри, где стоят Ложь, Лесть и их многие товарищи». И увидел он роскошно и богато одетую женщину по имени Мид («Вознаграждение, мзда, но также взятка, подкуп, мздоимство» в переводе с английского). Мид готовится к свадьбе с «порождением врага рода человеческого». Её жених — Ложь. Свита её состоит из судебных заседателей и приставов, шерифов, судебных курьеров и маклеров, адвокатов и прочего продажного люда.

Лесть жалует жениху и невесте право быть принцами по гордости и презирать бедность, «клеветать и хвастать, лжесвидетельствовать, издеваться, браниться и т. д. ». Графство жадности — лихоимство и скупость. И все в таком же роде. За эти дары они отдадут в конце года свои души сатане.

Однако вознегодовала Теология против этого брака. И настояла, чтобы Мид отправилась в Лондон удостовериться, «захочет ли закон присудить жить им вместе». Ложь, Лесть и Коварство спешат впереди всех, чтобы в Лондоне представить дело в ложном свете. Однако Правда их обогнал и сообщил об этом деле Совести. А Совесть доложила королю.

Король разгневан, он клянётся, что приказал бы повесить этих негодяев, но «пусть право, как укажет закон, падёт на них всех». Страх подслушал этот разговор и предупредил Ложь, и тот бежал к странствующим монахам. Коварству дали убежище купцы, а Лжец нашёл пристанище у торговцев индульгенциями. А дева Мид была приведена к королю. Король приказал предоставить ей всякие удобства, присовокупив, что сам будет разбирать её дело. «И если она поступит согласно моему приговору, я прощу ей эту вину».

К ней на поклон пришли все, кто жил в Вестминстере: шуты, менестрели, клерки и исповедник, одетый нищенствующим монахом. Все обещали ей способствовать в её деле — выйти замуж за того, за кого она хочет, вопреки «уловкам Совести». И всех Мид богато одарила.

Король объявил, что прощает Мид, и предложил вместо Лжи другого жениха — Совесть. Но Совесть отказывается от такой невесты, перечисляя её грехи: распутство, ложь, вероломство… Мид начала плакать и просила короля дать ей слово для оправдания. Она горячо защищалась, доказывая, что нужна всем. Король благосклонно выслушал лукавую обманщицу. Но Совесть не обманута сладкими речами. Он объясняет разницу между вознаграждением за честный труд и взяткой, стяжательством, приводит библейскую историю про Сеула, который позарился на взятку, за что на него и его потомков пал гнев Божий.

Король просит Совесть привести Разум, чтобы он правил царством. Совесть отправляется в путь. Разум, узнав о приглашении, стал быстро собираться в дорогу. Он позвал Катона, своего слугу, и Тома и велел им: «Положи моё седло на Терпи, пока не придёт моё время, / И подтяни его хорошенько подпругами из умных слов, / И надень на него тяжёлую узду, чтобы он низко держал свою голову, / Ибо он дважды заржёт, прежде чем будет там».

Разум с Совестью отправились к королю. Он встретил их ласково, посадил между собою и своим сыном, и они долго вели мудрые речи.

Пришёл Мир и принёс билль о насилии, разврате и разбое Неправды. Неправда убоялся обвинений и стал просить Мудрость за большие деньги устроить ему мир с Миром. Но король клянётся Христом и своей короной, что Неправда тяжко поплатится за свои деяния. Неправду заковывают в железо, чтоб он семь лет не видел своих ног. Однако Мудрость и Умный просят короля простить Неправду: «Лучше, чтоб возмещение уничтожило ущерб…» Король непреклонен, пока Разум не сжалится над Неправдой, а Покорность не поручится за него, Неправда будет сидеть в колодках. Все приветствовали это решение, признали Мид великой грешницей, а Кротость — имеющей право на господство. Король же твёрдо решил: «Пока продолжится наша жизнь, / будем жить вместе» с Разумом и Совестью.

Автор тем временем проснулся, тихонько уселся на землю и стал читать молитвы. И снова мирно заснул под своё бормотание. И снова он увидел сон. Разум говорит проповедь перед всем королевством. Он объясняет, что «моровые язвы были посланы исключительно за грехи, / А юго-западный ветер, видимо, за Гордость». И смертный грех в день суда погубит всех.

Горячими искренними словами он увлекал своих слушателей. Он призвал людей честно и добросовестно делать своё дело и искать Святую Правду. И Гордость обещала предаться смирению. Невоздержанность поклялась «пить только с уткой воду, а обедать только один раз», Гнев чистосердечно рассказал, что из злых слов приготовлял пищу. И Покаяние сказало ему: а теперь покайся. Жадность, Леность, Объедало — все покаялись в великих грехах своих и обещали встать на путь исправления. Сила речи Разума была так велика, что тысячи людей пожелали искать Правду. «Они взывали ко Христу и его Пречистой Матери, чтобы получить милость идти с ними искать Правду».

Но среди них не было человека, который бы знал дорогу к Правде. И они блуждали, как дикие звери. И встретили они пилигрима, что шёл из Синая от Гроба Господня. И во многих местах он побывал в Вифлееме и Вавилоне.

И спросили его люди: «А знаешь ли ты святого мужа, которого люди называют Правдой?» И ответил пилигрим: «Нет, да поможет мне Бог!»

И тут выступил Петр Пахарь и сказал: «Я знаю его так же близко, как учёный знает свои книги. Совесть и Здравый смысл проводили меня к его жилищу».

И все стали просить Петра быть их проводником.

Пахарь согласился, но сначала, сказал он, мне нужно вспахать и засеять полакра земли у большой дороги. «А что же мы будем делать все это время?» — спросила леди под вуалью. И Петр Пахарь всем нашёл дело. Леди — зашивать мешок, жёнам и вдовам прясть шерсть и лён и учить этому ремеслу своих дочерей, а всем остальным — заботиться о нуждающихся и нагих. «Помогайте деятельно в работе тому, кто добывает вам пропитание», — заключил Петр.

Рыцарь горячо сочувствовал словам Петра. Петр обещал всю жизнь трудиться, а Рыцарь охранять его и Святую Церковь от всякого рода злых людей. Многие помогали Петру Пахарю в работе, но были и бездельники, которые пили пиво и распевали песни. Петр Пахарь пожаловался Рыцарю. Но они не послушали предостережения Рыцаря и все не унимались. Тогда Петр призвал Голод. Через некоторое время бездельники стали бросаться на работу «как ястребы». Но лишь только по просьбе Пахаря Голод ушёл, и наступило изобилие. Бездельники и расточители вновь стали отлынивать от работы.

Правда поспешила на помощь Петру Пахарю, она купила для него и для всех, кто ему помогал пахать и сеять, индульгенцию на вечные времена. А в индульгенции было написано: «И те, кто творил добро, пойдут в жизнь вечную. А кто зло — в огонь вечный».

Священник, прочитав индульгенцию, не захотел её признать. Священник и Петр стали ожесточённо спорить. И автор проснулся от их крика и стал размышлять над своим сном, и решил, что «Делай добро превосходит индульгенцию / И что Делай добро в день суда будет принято с почётом…».

Снится ему город, наполненный людьми самых разных взглядов и интересов. Здесь были вечно молящиеся смиренные люди и наглые гордецы, труженики и лентяи. Особенно возмутился путник всевозможным торговцам индульгенциями и неумелым увещеваниям людей, которые ничего не смыслили в Евангелии. Увидел он также короля и его советника – Здравый смысл.

Является автору прекрасная женщина, именуемая Святой Церковью. Она показывает ему обитель Правды, указывает на замок Заботы. Женщина предостерегает путника от знакомства с Ложью. Женщина уверена, что единственно верным путем для странника является служение Правде, Совести и Любви.

Лесть уготовила Лжи, берущему в жены даму Мид, море жадности. Пытаясь спасти Мид от неугодного брака, Теология настаивает на запрете подобного брака. Правда успевает доложить Совести о всех нюансах союза раньше Лести и Коварства.

Рассерженный рассказом Совести король велел привести к нему провинившуюся Мид. Король предложил Мид выйти замуж за Совесть. Но Совесть отказался от вероломной и падшей невесты. Правитель призывает ко двору Разум. К сборам во дворец приложил Разум много усилий, не забывая о запасах Терпения.

Тем временем Мир доложил о разгуле Неправды. Король заковал Неправду в железо. Отпустить его король сможет лишь тогда, когда за него поручится Кротость и простит Разум. Кротость дают возможность господствовать в королевстве, а Мид объявляется грешницей.

Второй сон автора начался с вдохновенной речи Разума. Он взывал к Лени, Объедале и Гневу покаяться в грехах, ведь все болезни именно за грехи и отрицание Правды посланы королевству. Гордость смирилась, Жадность притихла, Гнев покаялся. Все устремились на поиски Правды.

Петр Пахарь неожиданно выкрикнул, что Совесть и Здравый смысл уже указывали ему на обитель Правды. Петр обещал показать людям путь к Правде после того, как помогут они засеять пол акра земли. Многие принялись за работу, помогая немощным, заботясь о тружениках. Но были и бездельники, которые устраивали пиры и жили в свое удовольствие. Голод заставил их на время взяться за работу. Но когда пищи снова было достаточно, они вернулись к обычному безделью.

Правда купила для всех тружеников и помощников Петра индульгенции, остальных же ждал огонь вечный.

Автор проснулся, и в голове его вертелась мысль о том, что добрые дела гораздо важнее индульгенций. Именно добро всегда идет рука об руку с почетом. Делающий добро всегда сможет заступиться за христианина после его смерти, приведя в пример проявленное им милосердие.

Драфт: молодая наука

К.А. ВЕЛЬЧЕВА

(Днепропетровскийуниверситет имени Альфреда Нобеля, г. Днепропетровск, Украина)

УДК 821.111 (Ленгленд У.)

ББК Ш5(Вел)

АГРАРНАЯ СИМВОЛИКА В ПОЭМЕ У. ЛЕНГЛЕНДА «ВИДЕНИЕ О ПЕТРЕ ПАХАРЕ»

Аннотация: В статье исследуется аллегорическая образность поэмы У. Ленгленда «Видение о Петре Пахаре». Автор статьи рассматривает аграрные мотивы пахоты, сева и жатвы, являющиеся частью композиции этого произведения. Они отражают современный поэту крестьянский быт, но также наполнены символикой, берущей начало из Библии. Библейская аграрная символика, на основе которой строится аллегорическое действие «Видения о Петре Пахаре», играет важнейшую роль в образе Петра Пахаря и в идейном комплексе поэмы.

Ключевые слова: аллегория, символика, аграрные мотивы, библейская аллюзия.

Аллегорическая поэма «Видение о Петре Пахаре» была написана в век расцвета английской средневековой литературы. Помимо предполагаемого автора «Видения» Уильяма Ленгленда, XIV век дал Англии таких ярких поэтов, как Джеффри Чосер и Джон Г ауэр. В это же время появляются поэмы «Жемчужина» и «Сэр Г авейн и Зеленый рыцарь», имена создателей которых неизвестны. В целом, в поэзии происходит поиск «самобытных форм для освоения национально значимого содержания»1.

За рубежом «Видение о Петре Пахаре» подвергалось рассмотрению в огромном количестве монографий и статей. Тем не менее, они не исчерпывают всех проблем, перед которыми ставит исследователя богатое идейное содержание поэмы и ее пестрая образность. В российском литературоведении «Видение о Петре Пахаре» изучено мало. Первые семь глав поэмы были переведены и прокомментированы академиком Д.М. Петрушевским2, которого как историка прежде всего интересовало отображение в произведении реалий жизни Англии XIV века. С литературоведческой точки зрения «Видение» впервые

1 Никола М.И. Английская литература XIV века: становление поэзии и прозы, истоки традиций. Автореф. дисс... док. филол. наук. - М., 1995. С. 20.

2 Петрушевский Д.М. Видения Ленгленда и современная ему английская действительность // Ленгленд У. Видение Уильяма о Петре Пахаре [пер. Д.М. Петрушевского]. -Л.: Издат. Акад. Наук СССР, 1941. - 276 с.

Драфт: молодая наука

рассмотрел академик М.П. Алексеев3. Позднее «Видение» стало объектом анализа в ряде работ М.И. Николы4. Некоторые аспекты аллегорической образности поэмы были также затронуты М. К. Поповой5. Но проблема символики аграрных образов в «Видении о Петре Пахаре» отдельно не ставилась.

В поэме Ленгленда гораздо отчетливее, чем в любом другом английском аллегорическом видении XIV века, проступают реалии бытовой жизни третьего сословия - 1аЪога1оге8. Однако аграрная образность поэмы, отражающая современный поэту повседневный труд крестьян, восходит к Библии. Новый Завет насыщен аграрными образами, свидетельствующими о быте современников Христа. В тексте Библии большое значение имеют мотивы виноградника, виноградной лозы, сбора винограда, которые частично вовлекаются Ленглендом в повествование. Однако они не порождают такой обширной аллегорической картины и не играют такой значительной роли в композиции «Видения», как библейские мотивы пахоты, сева и жатвы. В поэме Ленгленда символика аграрной образности сосредоточена вокруг фигуры Петра Пахаря.

«Видение» представляет собой изложение от первого лица сно-видческого опыта некоего Уилла, который «пошел бродить по этому широкому свету, чтобы послушать о его чудесах»6. Уснув в теплый майский день на берегу ручья, рассказчик видит во сне аллегорический пейзаж: башню на холме и темницу в долине, между которыми находится «прекрасное поле, полное народа»7. В свойственной средневековому мышлению дуалистической манере автор противопоставляет башню и темницу как эмблемы рая и ада. Взгляд сновидца приближается к полю, заполненному пестрой и оживленной толпой. В этой вертикальной схеме организации вселенной поле обозначает человечест-

3 Алексеев М.П. Видение о Петре Пахаре // Алексеев М. Из истории английской литературы. Этюды, очерки, исследования. - М.-Л.: Гослитиздат, 1960. С. 7-39.

4 Никола М.И. «Видение о Петре Пахаре» У. Ленгленда как явление английского Предвозрождения // Художественное произведение в литературном процессе /на материале Англии/. - М., 1985. С. 13-29; Никола М.И. «Видение о Петре Пахаре» У. Ленгленда. Своеобразие жанра // Метод и жанр в зарубежной литературе. - Вып.4. -М., 1979. - С. 38-48; Никола М.И. Сюжетно-композиционные особенности средневековых видений // Проблемы литературных жанров. Материалы четвертой научной межвузовской конференции. - Томск: Изд-во Томского университета, 1983. С. 8-9; Никола М.И. Эволюция средневековых видений и «Видение о Петре Пахаре» Уильяма Ленгленда. Автореф. дисс... канд. филол. наук. - М., 1980. - 16 с.

5 Попова М.К. Аллегория в английской литературе Средних веков. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1993. - 152 с.

6 Ленгленд У. Видение Уильяма о Петре Пахаре [пер. Д.М. Петрушевского]. - Л.: Издат. Акад. Наук СССР, 1941. С. 43.

7 Там же. С. 45.

Драфт: молодая наука

во. Избрав образ поля в качестве эмблемы человечества, Ленгленд опирался на сформировавшуюся в средневековой экзегезе традицию. Начало такой трактовки было положено словами Христа «Поле есть мир» (Мф. 13:38), поясняющими Его притчу о добром семени и плевелах. Мотив поля как мира использовался в трудах нескольких поколений западных экзегетов: у Амвросия Медиоланского, Проспера Аквитанского, Рабана Мавра и других8.

Ленгленд разворачивает длинный каталог родов и занятий людей, снующих на поле. Первыми сновидец упоминает пахарей, чей труд приносит обществу большую пользу и тем самым заслуживает большого одобрения поэтом:

Одни ходили за плугом, редко предаваясь веселью;

Насаждая и сея, они несли очень тяжелую работу

И добывали то, что расточители прожорливо истребляли9.

На протяжении поэмы Ленгленд неоднократно подчеркивает важность труда человека для обретения им праведности. Он настаивает, что работать должны все сословия в рамках предписываемой им деятельности: труд может быть физическим и духовным.

Если в прологе поле с шумной толпой людей выступает эмблемой всего человечества, то в шестой главе поле является фрагментом мира, частью пространства, по которому держат путь паломники. После исповеди в грехах они решили искать святого по имени Истина. С этим полем связан образ Петра Пахаря. Когда толпа кающихся блуждает «как звери, по берегам и холмам»10 в поисках Истины, только Петр Пахарь вызывается помочь им. М.П. Алексеев видел в этом главную идею поэмы: «простой деревенский пахарь ставится выше всех людей, как единственный человек, который может показать путь к правде всем заблудившимся. Ему одному известен этот святой - рачительный хозяин и работодатель, о котором никогда не слыхали ни паломники, ни рыцари, ни монахи, - никто из тех, кто не трудится в поте лица сво-его»11. По мнению М.И. Николы, поэт «осмелился высказать идею нравственного превосходства простого сельского пахаря и его мораль-

8 Зайцев Е.А. Монастырская геометрия и библейская экзегеза. - Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/fm/zaitsev.html.

9 Ленгленд У. Видение Уильяма о Петре Пахаре [пер. Д.М. Петрушевского]. - Л.: Издат. Акад. Наук СССР, 1941. С. 45.

10 Там же. С. 205.

11 Алексеев М.П. Видение о Петре Пахаре // Алексеев М. Из истории английской литературы. Этюды, очерки, исследования. - М.-Л.: Гослитиздат, 1960. С. 24.

Драфт: молодая наука

ного права на лидерство»12. Сходным образом восприняли этот образ и многие западные литературоведы. Розмари Вульф отмечает, что они видели в нем на данном этапе повествования только простого добродетельного христианина, практически не замечая аллегорического значения. Аллегоризм образа рассматривался только в дальнейших эпизодах «Видения», где он действительно имеет сложную семантику13. Однако Розмари Вульф обходит молчанием статью Г. У. Тройера, который ранее высказал мнение об узости истолкования образа Петра как простого пахаря даже в этой первой сцене с его участием14. Не отрицая близости образности данной сцены к реальной жизни Англии XIV века, Розмари Вульф тем не менее считает ее буквальным уровнем аллегории и доказывает, что под внешней оболочкой простого труженика в образе Петра Пахаря проглядывают несвойственные крестьянину достоинство и полномочия. Исследовательница подчеркивает, что в свете следующих частей поэмы становятся более заметными практически неощутимые намеки на божественную силу Петра Пахаря15. Согласно интерпретации Тройера, Петр Пахарь - многоаспектный символ, объемлющий ряд возникающих на протяжении поэмы значений, которые имеют в своей основе нечто общее. Он обозначает род человеческий, воплощая разных его представителей, в том числе простого труженика, лорда, короля, Адама, Св. Петра, папу, а также Христа в его человеческой сущности16.

Хотелось бы согласиться с мнением этих исследователей и в этой связи выделить некоторые аграрные мотивы поэмы, которые имеют иносказательное значение.

В пятой и шестой главе поэмы Ленгленд характеризует Петра Пахаря как трудолюбивого, честного и послушного Богу работника. При первом появлении Петр произносит речь, где рассказывает о своем служении Истине (в переводе Д.М. Петрушевского - Правде), а в одном из значений в поэме аллегорический персонаж Истина обозначает

12 Никола М.И. «Видение о Петре Пахаре» У. Ленгленда как явление английского Предвозрождения // Художественное произведение в литературном процессе /на материале Англии/. - М., 1985. С. 27.

13 Woolf R. Tearing of the Pardon // Piers Plowman: Critical Approaches. Edited by

5.5. Hussey. - London: Methuen, 1969. Р. 70.

14 Troyer H.W. Who is Piers Plowman? // Style and Symbolism in Piers Plowman: a Modern Critical Anthology. - Knoxville: University of Tennessee Press, 1969. Р. 163.

15 Woolf R. Tearing of the Pardon // Piers Plowman: Critical Approaches. Edited by

5.5. Hussey. - London: Methuen, 1969. P. 70-72.

16 Troyer H.W. Who is Piers Plowman? // Style and Symbolism in Piers Plowman: a Modern Critical Anthology. - Knoxville: University of Tennessee Press, 1969. Р. 163.

Драфт: молодая наука

Бога («он - отец веры, который создал нас всех»17). Вот что Петр сообщает о себе:

Я сеял его зерно и ходил за его скотом,

Дома и вне дома я заботился о его прибытке.

Я рою и копаю землю, я делаю, что велит мне Правда.

Иногда я сею, иногда молочу,

Занимаюсь ремеслом портного и ремеслом медника, если Правда мне укажет,

Я тку и пряду, и делаю, что велит Правда18.

Фразу Петра Пахаря «я буду служить ему вечно / и сеять и сажать, пока я могу трудиться»19 Тройер рассматривает как аллюзию на библейскую сцену изгнания из рая, когда Бог говорит Адаму: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Бытие, 3, 19). По мнению исследователя, в этом эпизоде Петр Пахарь обозначает человечество в целом20. Действительно, некоторые виды деятельности, перечисленные Петром, выходят за пределы обязанностей пахаря, давая возможность более широкого понимания его образа. Автор ведет речь исключительно о работе простых тружеников, которые добывали хлеб в поте лица, и, апеллируя к опыту читательской аудитории XIV века, буквально отражает обращенные к Адаму слова.

Нам представляется, что готовность Петра Пахаря указать паломникам путь к Истине, то есть принять на себя роль духовного лидера, также расширяет значение образа за пределы буквального понимания. Тройер полагал, что в этом случае Петр Пахарь обозначает Христа, который, в своем человеческом воплощении будучи таким же выходцем из среды простых людей, ведет их к Богу21.

Путь к Истине, о котором говорит Петр, состоит из библейских заповедей. Заповеди при этом материализованы - они превращены в элементы географической местности (ручей «Будьте скромны в своей речи», два пня «Не укради» и «Не убий» и т.д.). Наставляя толпу на путь истинный, Петр Пахарь ведет себя как проповедник. Его монолог многословен и красноречив, и слушатели - даже рыцарь - не подвергают сомнению авторитет Петра. С проповеднической деятельностью

17 Ленгленд У. Видение Уильяма о Петре Пахаре [пер. Д.М. Петрушевского]. - Л.: Издат. Акад. Наук СССР, 1941. С. 65.

18 Там же. С. 207.

20 Troyer H.W. Who is Piers Plowman? // Style and Symbolism in Piers Plowman: a Modern Critical Anthology. - Knoxville: University of Tennessee Press, 1969. Р. 163.

Драфт: молодая наука

символически связан сам мотив пахоты. Слова Христа «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9:62) породили в экзегетике традицию понимания пахоты как проповедования. Такое истолкование можно обнаружить у Иеронима, Беды Досточтимого, Рабана Мавра, Петра Ломбардского22. Сама форма плуга роднит его с крестом. Когда один из первых христианских философов Иустин (II в.), оправдывая поклонение кресту и обосновывая его символическое значение, перечисляет, в основе каких важных предметов лежит эта форма, он называет и плуг: «земли нельзя орать без формы крестообразной»23. Помимо формы, одинаковы материалы, из которых сделаны крест и плуг - это дерево и железо24. В переносном смысле крест, подобно плугу, искореняет грехи-сорняки, готовя душу, как почву, для доброго семени (евангельского слова)25.

Прежде, чем отправиться в путь с паломниками, Петр Пахарь собирается вспахать и засеять пол-акра у большой дороги. Петр обещает, что люди, которые помогут ему, будут собирать колосья во время жатвы и при этом испытывать радость. Для работы в поле находится множество помощников: они помогают пахать, делают межи, выпалывают сорняки. Затем Петр останавливает плуг, чтобы наблюдать за работниками, ведь «кто лучше всех работал, / тот должен получить соответствующую плату, когда придет время жатвы»26. Хотелось бы отметить, что, помимо буквального, действия Петра имеют аллегорическое значение, которое создается при помощи библейских аллюзий.

Одной из аллюзий является упоминание веселья, радости во время жатвы. В книге Исаии содержится пророчество о днях, когда придет мессия: «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет. Ты умножишь народ, увеличишь радость его. Он будет веселиться пред Тобою, как веселятся во время жатвы, как радуются при разделе добычи» (Ис. 9:2 - 3). Этот мотив находим и в словах «Сеявшие со слезами будут пожинать с ра-

22 Robertson D.W., Huppe B.F. Piers Plowman and Scriptural Tradition. - N.Y.: Octagon Books, 1969. Р. 17-19.

23 Св. Иустин, философ и мученик. Творения. - М.: «Паломник» - «Благовест», 1995. C. 31-105. - Режим доступа: http://mystudies.narod.rU/library/j/justin/apology1.htm.

24 Hill Ordelle G. The Manor, the Plowman, and the Shepherd: Agrarian Themes and Imagery in Late Medieval and Early Renaissance English Literature. - London: Associated University Presses, 1993. Р. 46.

26 Ленгленд У. Видение Уильяма о Петре Пахаре [пер. Д.М. Петрушевского]. - Л.: Издат. Акад. Наук СССР, 1941. С. 227.

Драфт: молодая наука

достью. С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои» (Пс. 125:5 - 6, англ. Пс. 126:5 - 6).

Мотив полевого труда занимает важное место в Новом Завете. Сев иносказательно обозначает распространение учения, а мотив жатвы имеет эсхатологическую семантику. Христос рассказывает притчу о сеятеле, который сеет слово (Мк. 4:3 - 20). Также полевым работам уподобляется апостольский труд: насаждающий и поливающий - «соработники у Бога», а паства - «Божия нива» (1 Кор. 3:7 -9). Апостолы - делатели жатвы Господней (Мф. 9:38), Христос говорит апостолам: «Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их» (Ин. 4:38), «жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную (Ин. 4:36). Жнецом явлен Христос в откровении Иоанна Богослова: Сын Человеческий сидит на облаке с острым серпом в руке, а затем, когда «жатва на земле созрела», Он пускает его в дело (Откр. 14:14 - 16). Жатва упоминается и в притче о поле, где среди пшеницы выросли плевелы (Мф. 13:24 - 30). Иоанн Креститель уподобляет Христа веятелю, который соберет Свою пшеницу в житницу, а солому сожжет (Мф. 3:12). Семя или зерно горчичное - образы, помогающие Христу объяснить, что такое Царствие Небесное. Пшеничному зерну Христос уподобляет Себя, когда объясняет Свою миссию на земле: «если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12:24).

Посредством библейских аллюзий автор сближает Петра Пахаря с апостолами и Христом. Он проповедует и руководит паствой; призывая себе помощников в труде и обещая награду после жатвы, он поступает как Христос. Само имя персонажа свидетельствует о его связи с апостолом Петром. Петр Пахарь является посредником между Богом и людьми, как апостол Петр владеет ключами от Царства Небесного. Он находится в особых отношениях с Истиной: «А я его старый слуга, и мне велено сообщать ему, / кто были на этом свете те, которые обижают его работников»27. Эта роль Петра Пахаря приобретает новое звучание в девятнадцатой главе, где он занят постройкой Церкви для хранения зерен добродетели.

В этой главе аллегоричность образа выходит на передний план. Здесь Петр выполняет те же виды деятельности - он пашет с помощью своей упряжки и сеет - но сельскохозяйственная терминология становится средством материализации абстрактного.

27 Ленгленд У. Видение Уильяма о Петре Пахаре [пер. Д.М. Петрушевского]. - Л.: Издат. Акад. Наук СССР, 1941. С. 229.

2012__________УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК____________________№ 4

Драфт: молодая наука

Божья Милость назначает Петра своим представителем на земле: своим поверенным, управляющим, казначеем, поставщиком и пахарем. Кроме того, от Божьей Милости Петр Пахарь получает упряжку из четырех быков, «чтобы возделывать истину»: это четыре евангелиста Лука, Марк, Матфей и Иоанн. То, что вспахали быки, должны бороновать с помощью Ветхого и Нового Заветов четыре вола - отцы церкви Августин, Амвросий, Григорий и Иероним.

Эти четверо, чтобы учить вере, следовали за упряжкой Петра,

И разбороновали вскоре все Святое Писание

Двумя боронами, что у них были, старой и новой,

Id est, Vetus Testament et Novum28.

После этого Петр Пахарь должен засеять человеческие души зернами кардинальных добродетелей. Зерна добродетелей носят названия Spiritus Prudencie (дух благоразумия), Spiritus Temperancie (дух умеренности), Spiritus Fortitudinis (дух мужества), Spiritus Iusticie (дух справедливости). Посеяв добродетели, Петр бороновал их Ветхим и Новым Заветом, «чтобы любовь могла произрасти / среди этих четырех добродетелей и уничтожить пороки»29. Поэт объясняет с помощью зримых привычных предметов неосязаемые понятия и сопоставляет свою аллегорическую картину со сценой деревенского быта: «Ибо часто в сельской местности сорняки / заглушают плоды в поле, где они вместе растут; / и так же поступают пороки с добродетелями»30.

Для хранения зерен Петру требуется амбар, и по его просьбе Божья Милость дает древесину - крест с терновым венцом. Строительным раствором служит кровь Христова, стены и забор сделаны из страданий Христовых, крыша - из Святого Писания. Божья Милость называет «этот дом Единство - по-английски Святая Церковь»31. Так в аллегорической форме автор отражает начало церковной истории. В данном эпизоде Петр Пахарь как наместник Бога на земле, стоящий у истоков основания церкви, обозначает апостола Петра.

Петр получает телегу Христианство и лошадей Раскаяние и Исповедь, а охранником сена назначается Духовенство. Но на семена кардинальных добродетелей и амбар Единство покушается Гордыня. Ленгленд распространяет аграрные мотивы на финальную стадию

William Langland"s The Vision of Piers Plowman [перевод осуществлен автором статьи]. - Режим доступа: http://quod.lib.umich.edu/cgi/t/text/text-idx?c=cme;idno=PPlLan.

Драфт: молодая наука

истории человечества: Антихрист, появляющийся в последней двадцатой главе, стремится уничтожить урожай истины и насадить ложь. Таким образом, мотивы пахоты, сева и жатвы позволяют автору связать прошлое, настоящее и будущее, организовать время и пространство поэмы.

Образ заглавного героя Петра Пахаря не получил единогласной трактовки исследователей. При первом появлении в поэме он с одной стороны выступает как честный крестьянин в дырявом плаще, кормящий своим трудом все общество, а с другой - как проповедник принципов праведной жизни, обеспечивающий духовную пищу. В этой части произведения он временами приобретает черты Христа и апостолов. В девятнадцатой главе в образе преобладают черты апостола Петра. В самом имени персонажа взаимодействуют его буквальное и аллегорическое значения. Сосредоточенные вокруг образа Петра Пахаря библейские аграрные мотивы придают образу особую смысловую наполненность.