Видение о петре-пахаре пролог.

Видение о Петре Пахаре

(The vision of
Piers Plownan) - Поэма (ок. 1362)
Уильям Ленгленд (Willam Langland) ок. 1330 - ок. 1400
Английская литература

Е. В. Морозова

В прологе рассказывается, как автор «надел
грубую одежду, как будто был пастухом», и пошел бродить по
«широкому свету, чтобы послушать о его чудесах». Притомившись, он лег отдохнуть
на Мальвернских холмах, возле ручья, и вскоре заснул. И приснился ему чудный
сон. Он взглянул на восток и увидел на возвышении башню, а под ней долину, на
которой стояла тюрьма. Между ними прекрасное поле, полное народа.

Здесь были люди всякого сорта: одни выполняли тяжелую
работу, ходя за плугом, другие «прожорливо истребляли ими произведенное», были
здесь те, кто предавался молитве и покаянию, и те, кто лелеял свою гордыню.
Были торговцы, менестрели, шуты, нищие, попрошайки. Особенное негодование
автора вызывали паломники и нищенствующие монахи, обманом, ложным толкованием
Евангелия дурачащие своих сограждан и опустошающие их кошельки. С сарказмом
описывает он продавца индульгенций, который, показывая буллу с печатями
епископа, отпускал все грехи, а доверчивые люди отдавали ему кольца, золото,
брошки. Пришел туда король, которого «власть общин поставила на
царство», и вслед за ним его советчик - Здравый смысл. Вдруг появилось полчище
крыс и мышей. После дискуссии о том, как обезвредить кота, они прислушались к
совету мудрой мыши оставить эту затею, ведь если бы крысы имели полную волю,
они не могли бы управлять собою.

Появляется прекрасная женщина. Она дает пояснение
автору обо всем, им увиденном. Башня на возвышении - обитель Правды. Тюрьма в
долине - замок Заботы, в нем живет Зло, отец Лжи. Прекрасная дама поучает
автора, советует ему «не верить телу», не пить, не служить злату. Прослушав все
полезные советы, автор интересуется: кто же эта дама? И она отвечает; «Святая
Церковь я». Тогда он упал на колени и стал просить научить его, как спасти
душу. Ответ был лаконичен: служить Правде. Ибо Правда «есть сокровище, самое
испытанное на земле». Правда, Совесть и Любовь.

Автор со вниманием выслушал поучения Святой Церкви. И
стал молить ее о милости - научить его распознавать Ложь. Леди ответила:
«Взгляни в левую сторону и посмотри, где стоят Ложь, Лесть и их многие
товарищи». И увидел он роскошно и богато одетую женщину по имени Мид
(«Вознаграждение, мзда, но также взятка, подкуп, мздоимство» в переводе с
английского). Мид готовится к свадьбе с «порождением врага рода человеческого».
Ее жених - Ложь. Свита ее состоит из судебных заседателей и приставов, шерифов,
судебных курьеров и маклеров, адвокатов и прочего продажного люда.

Лесть жалует жениху и невесте право быть принцами по
гордости и презирать бедность, «клеветать и хвастать, лжесвидетельствовать, издеваться,
браниться и т. д.». Графство жадности - лихоимство и скупость. И все в таком же
роде. За эти дары они отдадут в конце года свои души сатане.

Однако вознегодовала Теология против этого брака. И
настояла, чтобы Мид отправилась в Лондон удостовериться, «захочет ли закон
присудить жить им вместе». Ложь, Лесть и Коварство спешат впереди всех, чтобы в
Лондоне представить дело в ложном свете. Однако Правда их обогнал и сообщил об
этом деле Совести. А Совесть доложила королю.

Король разгневан, он клянется, что приказал бы
повесить этих негодяев, но «пусть право, как укажет закон, падет на них всех».
Страх подслушал этот разговор и предупредил Ложь, и тот бежал к странствующим
монахам. Коварству дали убежище купцы, а Лжец нашел пристанище у торговцев индульгенциями.
А дева Мид была приведена к королю. Король приказал предоставить ей всякие
удобства, присовокупив, что сам будет разбирать ее дело. «И если она поступит
согласно моему приговору, я прощу ей эту вину».

К ней на поклон пришли все, кто жил в Вестминстере:
шуты, менестрели, клерки и исповедник, одетый нищенствующим монахом. Все
обещали ей способствовать в ее деле - выйти замуж за того, за кого она хочет,
вопреки «уловкам Совести». И всех Мид богато одарила.

Король объявил, что прощает Мид, и предложил вместо
Лжи другого жениха - Совесть. Но Совесть отказывается от такой невесты,
перечисляя ее грехи: распутство, ложь, вероломство... Мид начала плакать и
просила короля дать ей слово для оправдания. Она горячо защищалась, доказывая,
что нужна всем. Король благосклонно выслушал лукавую обманщицу. Но Совесть не
обманута сладкими речами. Он объясняет разницу между вознаграждением за честный
труд и взяткой, стяжательством, приводит библейскую историю про Сеула, который
позарился на взятку, за что на него и его потомков пал гнев Божий.

Король просит Совесть привести Разум, чтобы он правил
царством. Совесть отправляется в путь. Разум, узнав о приглашении, стал быстро
собираться в дорогу. Он позвал Катона, своего слугу, и Тома и велел им: «Положи
мое седло на Терпи, пока не придет мое время, / И подтяни его хорошенько
подпругами из умных слов, / И надень на него тяжелую узду, чтобы он низко
держал свою голову, / Ибо он дважды заржет, прежде чем будет там».

Разум с Совестью отправились к королю. Он встретил их
ласково, посадил между собою и своим сыном, и они долго вели мудрые речи.

Пришел Мир и принес билль о насилии, разврате и разбое
Неправды. Неправда убоялся обвинений и стал просить Мудрость за большие деньги
устроить ему мир с Миром. Но король клянется Христом и своей короной, что
Неправда тяжко поплатится за свои деяния. Неправду заковывают в железо, чтоб он
семь лет не видел своих ног. Однако Мудрость и Умный просят короля простить
Неправду: «Лучше, чтоб возмещение уничтожило ущерб...» Король непреклонен, пока
Разум не сжалится над Неправдой, а Покорность не поручится за него, Неправда
будет сидеть в колодках. Все приветствовали это решение, признали Мид великой
грешницей, а Кротость - имеющей право на господство. Король же твердо решил:
«Пока продолжится наша жизнь, / будем жить вместе» с Разумом и Совестью.

Автор тем временем проснулся, тихонько уселся на землю
и стал читать молитвы. И снова мирно заснул под свое бормотание. И снова он
увидел сон. Разум говорит проповедь перед всем королевством. Он объясняет, что
«моровые язвы были посланы исключительно за грехи, / А юго-западный ветер,
видимо, за Гордость». И смертный грех в день суда погубит всех.

Горячими искренними словами он увлекал своих
слушателей. Он призвал людей честно и добросовестно делать свое дело и искать
Святую Правду. И Гордость обещала предаться смирению. Невоздержанность
поклялась «пить только с уткой воду, а обедать только один раз», Гнев
чистосердечно рассказал, что из злых слов приготовлял пищу. И Покаяние сказало
ему: а теперь покайся. Жадность, Леность, Объедало - все покаялись в великих
грехах своих и обещали встать на путь исправления. Сила речи Разума была так
велика, что тысячи людей пожелали искать Правду. «Они взывали ко Христу и его
Пречистой Матери, чтобы получить милость идти с ними искать Правду».

Но среди них не было человека, который бы знал дорогу
к Правде. И они блуждали, как дикие звери. И встретили они пилигрима, что шел
из Синая от Гроба Господня. И во многих местах он побывал в Вифлееме и
Вавилоне.

И спросили его люди: «А знаешь ли ты святого мужа,
которого люди называют Правдой?» И ответил пилигрим: «Нет, да поможет мне Бог!»

И тут выступил Петр Пахарь и сказал: «Я знаю его так
же близко, как ученый знает свои книги. Совесть и Здравый смысл проводили меня
к его жилищу».

И все стали просить Петра быть их проводником.

Пахарь согласился, но сначала, сказал он, мне нужно
вспахать и засеять полакра земли у большой дороги. «А что же мы будем делать
все это время?» - спросила леди под вуалью. И Петр Пахарь всем нашел дело. Леди
- зашивать мешок, женам и вдовам прясть шерсть и лен и учить этому ремеслу
своих дочерей, а всем остальным - заботиться о нуждающихся и нагих. «Помогайте
деятельно в работе тому, кто добывает вам пропитание», - заключил Петр.

Рыцарь горячо сочувствовал словам Петра. Петр обещал
всю жизнь трудиться, а Рыцарь охранять его и Святую Церковь от всякого рода
злых людей. Многие помогали Петру Пахарю в работе, но были и бездельники,
которые пили пиво и распевали песни. Петр Пахарь пожаловался Рыцарю. Но они не
послушали предостережения Рыцаря и все не унимались. Тогда Петр призвал Голод.
Через некоторое время бездельники стали бросаться на работу «как ястребы». Но
лишь только по просьбе Пахаря Голод ушел, и наступило изобилие. Бездельники и
расточители вновь стали отлынивать от работы.

Правда поспешила на помощь Петру Пахарю, она купила
для него и для всех, кто ему помогал пахать и сеять, индульгенцию на вечные
времена. А в индульгенции было написано: «И те, кто творил добро, пойдут в
жизнь вечную. А кто зло - в огонь вечный».

Священник, прочитав индульгенцию, не захотел ее
признать. Священник и Петр стали ожесточенно спорить. И автор проснулся от их
крика и стал размышлять над своим сном, и решил, что «Делай добро превосходит
индульгенцию / И что Делай добро в день суда будет принято с почетом...».

Все шедевры мировой литературы в кратком изложении.
Сюжеты и характеры. Зарубежная литература древних эпох, средневековья и
Возрождения: Энциклопедическое издание. / Ред. и сост. В.И.Новиков – М.:
«Олимп» ; ООО «Издательство ACT» , 1997

Видение о Петре Пахаре (The vision of Piers Plownan)

Поэма (ок. 1362)


В прологе рассказывается, как автор «надел грубую одежду, как будто был пастухом», и пошел бродить по «широкому свету, чтобы послушать о его чудесах». Притомившись, он лег отдохнуть на Мальвернских холмах, возле ручья, и вскоре заснул. И приснился ему чудный сон. Он взглянул на восток и увидел на возвышении башню, а под ней долину, на которой стояла тюрьма. Между ними прекрасное поле, полное народа.

Здесь были люди всякого сорта: одни выполняли тяжелую работу, ходя за плугом, другие «прожорливо истребляли ими произведенное», были здесь те, кто предавался молитве и покаянию, и те, кто лелеял свою гордыню. Были торговцы, менестрели, шуты, нищие, попрошайки. Особенное негодование автора вызывали паломники и нищенствующие монахи, обманом, ложным толкованием Евангелия дурачащие своих сограждан и опустошающие их кошельки. С сарказмом описывает он продавца индульгенций, который, показывая буллу с печатями епископа, отпускал все грехи, а доверчивые люди отдавали ему кольца, золото, брошки. Пришел туда король, которого «власть общин поставила на царство», и вслед за ним его советчик - Здравый смысл. Вдруг появилось полчище крыс и мышей. После дискуссии о том, как обезвредить кота, они прислушались к совету мудрой мыши оставить эту затею, ведь если бы крысы имели полную волю, они не могли бы управлять собою.

Появляется прекрасная женщина. Она дает пояснение автору обо всем, им увиденном. Башня на возвышении - обитель Правды. Тюрьма в долине - замок Заботы, в нем живет Зло, отец Лжи. Прекрасная дама поучает автора, советует ему «не верить телу», не пить, не служить злату. Прослушав все полезные советы, автор интересуется: кто же эта дама? И она отвечает; «Святая Церковь я». Тогда он упал на колени и стал просить научить его, как спасти душу. Ответ был лаконичен: служить Правде. Ибо Правда «есть сокровище, самое испытанное на земле». Правда, Совесть и Любовь.

Автор со вниманием выслушал поучения Святой Церкви. И стал молить ее о милости - научить его распознавать Ложь. Леди ответила: «Взгляни в левую сторону и посмотри, где стоят Ложь, Лесть и их многие товарищи». И увидел он роскошно и богато одетую женщину по имени Мид («Вознаграждение, мзда, но также взятка, подкуп, мздоимство» в переводе с английского). Мид готовится к свадьбе с «порождением врага рода человеческого». Ее жених - Ложь. Свита ее состоит из судебных заседателей и приставов, шерифов, судебных курьеров и маклеров, адвокатов и прочего продажного люда.

Лесть жалует жениху и невесте право быть принцами по гордости и презирать бедность, «клеветать и хвастать, лжесвидетельствовать, издеваться, браниться и т. д.». Графство жадности - лихоимство и скупость. И все в таком же роде. За эти дары они отдадут в конце года свои души сатане.

Однако вознегодовала Теология против этого брака. И настояла, чтобы Мид отправилась в Лондон удостовериться, «захочет ли закон присудить жить им вместе». Ложь, Лесть и Коварство спешат впереди всех, чтобы в Лондоне представить дело в ложном свете. Однако Правда их обогнал и сообщил об этом деле Совести. А Совесть доложила королю.

Король разгневан, он клянется, что приказал бы повесить этих негодяев, но «пусть право, как укажет закон, падет на них всех». Страх подслушал этот разговор и предупредил Ложь, и тот бежал к странствующим монахам. Коварству дали убежище купцы, а Лжец нашел пристанище у торговцев индульгенциями. А дева Мид была приведена к королю. Король приказал предоставить ей всякие удобства, присовокупив, что сам будет разбирать ее дело. «И если она поступит согласно моему приговору, я прощу ей эту вину».

К ней на поклон пришли все, кто жил в Вестминстере: шуты, менестрели, клерки и исповедник, одетый нищенствующим монахом. Все обещали ей способствовать вее деле - выйти замуж за того, за кого она хочет, вопреки «уловкам Совести». И всех Мид богато одарила.

Король объявил, что прощает Мид, и предложил вместо Лжи другого жениха - Совесть. Но Совесть отказывается от такой невесты, перечисляя ее грехи: распутство, ложь, вероломство… Мид начала плакать и просила короля дать ей слово для оправдания. Она горячо защищалась, доказывая, что нужна всем. Король благосклонно выслушал лукавую обманщицу. Но Совесть не обманута сладкими речами. Он объясняет разницу между вознаграждением за честный труд и взяткой, стяжательством, приводит библейскую историю про Сеула, который позарился на взятку, за что на него и его потомков пал гнев Божий.

Король просит Совесть привести Разум, чтобы он правил царством. Совесть отправляется в путь. Разум, узнав о приглашении, стал быстро собираться в дорогу. Он позвал Катона, своего слугу, и Тома и велел им: «Положи мое седло на Терпи, пока не придет мое время, / И подтяни его хорошенько подпругами из умных слов, / И надень на него тяжелую узду, чтобы он низко держал свою голову, / Ибо он дважды заржет, прежде чем будет там».

Разум с Совестью отправились к королю. Он встретил их ласково, посадил между собою и своим сыном, и они долго вели мудрые речи.

Пришел Мир и принес билль о насилии, разврате и разбое Неправды. Неправда убоялся обвинений и стал просить Мудрость за большие деньги устроить ему мир с Миром. Но король клянется Христом и своей короной, что Неправда тяжко поплатится за свои деяния. Неправду заковывают в железо, чтоб он семь лет не видел своих ног.

Однако Мудрость и умный просят короля простить Неправду: «Лучше, чтоб возмещение уничтожило ущерб…» Король непреклонен, пока Разум не сжалится над Неправдой, а Покорность не поручится за него, Неправда будет сидеть в колодках. Все приветствовали это решение, признали Мид великой грешницей, а Кротость - имеющей право на господство. Король же твердо решил: «Пока продолжится наша жизнь, / будем жить вместе» с Разумом и Совестью.

Автор тем временем проснулся, тихонько уселся на землю и стал читать молитвы. И снова мирно заснул под свое бормотание. И снова он увидел сон. Разум говорит проповедь перед всем королевством. Он объясняет, что «моровые язвы были посланы исключительно за грехи, / А юго-западный ветер, видимо, за Гордость». И смертный грех в день суда погубит всех.

Горячими искренними словами он увлекал своих слушателей. Он призвал людей честно и добросовестно делать свое дело и искать Святую Правду. И Гордость обещала предаться смирению. Невоздержанность поклялась «пить только с уткой воду, а обедать только один раз», Гнев чистосердечно рассказал, что из злых слов приготовлял пищу. И Покаяние сказало ему: а теперь покайся. Жадность, Леность, Объедало - все покаялись в великих грехах своих и обещали встать на путь исправления. Сила речи Разума была так велика, что тысячи людей пожелали искать Правду. «Они взывали ко Христу и его Пречистой Матери, чтобы получить милость идти с ними искать Правду».

Но среди них не было человека, который бы знал дорогу к Правде. И они блуждали, как дикие звери. И встретили они пилигрима, что шел из Синая от Гроба Господня. И во многих местах он побывал в Вифлееме и Вавилоне.

И спросили его люди: «А знаешь ли ты святого мужа, которого люди называют Правдой?» И ответил пилигрим: «Нет, да поможет мне Бог!»

И тут выступил Петр Пахарь и сказал: «Я знаю его так же близко, как ученый знает свои книги. Совесть и Здравый смысл проводили меня к его жилищу».

И все стали просить Петра быть их проводником.

Пахарь согласился, но сначала, сказал он, мне нужно вспахать и засеять пол-акра земли у большой дороги.

«А что же мы будем делать все это время?» - спросила леди под вуалью. И Петр Пахарь всем нашел дело. Леди - зашивать мешок, женам и вдовам прясть шерсть и лен и учить этому ремеслу своих дочерей, а всем остальным - заботиться о нуждающихся и нагих. «Помогайте деятельно в работе тому, кто добывает вам пропитание», - заключил Петр.

Рыцарь горячо сочувствовал словам Петра. Петр обещал всю жизнь трудиться, а Рыцарь охранять его и Святую Церковь от всякого рода злых людей. Многие помогали Петру Пахарю в работе, но были и бездельники, которые пили пиво и распевали песни. Петр Пахарь пожаловался Рыцарю. Но они не послушали предостережения Рыцаря и все не унимались. Тогда Петр призвал Голод. Через некоторое время бездельники стали бросаться на работу «как ястребы». Но лишь только по просьбе Пахаря Голод ушел, и наступило изобилие. Бездельники и расточители вновь стали отлынивать от работы.

Правда поспешила на помощь Петру Пахарю, она купила для него и для всех, кто ему помогал пахать и сеять, индульгенцию на вечные времена. А в индульгенции было написано: «И те, кто творил добро, пойдут в жизнь вечную. А кто зло - в огонь вечный».

Священник, прочитав индульгенцию, не захотел ее признать. Священник и Петр стали ожесточенно спорить. И автор проснулся от их крика и стал размышлять над своим сном, и решил, что «Делай добро превосходит индульгенцию / И что Делай добро в день суда будет принято с почетом…».

Е. В. Морозова

«Видение о Петре – Пахаре». (14 в.) Ленгленд.
Вильям Ленгленд 14 в.) автор аллегорической поэмы «Видение о Петре – Пахаре», был выходцем из крестьянской семьи. Ленгленд получил образование в монастырской школе. Клириком он не стал, но перебрался в Лондон, где разделил участь столичных бедняков. К богатым и знатным особам он относился с презрением – по его словам, он был «слишком длинен, чтобы низко нагибаться».
Ленгленд явился одним из выразителей народного протеста против несправедливости. Его произведение представляет собой широкую картину общественной жизни Англии второй половины 14 в. Поэт глубоко сочувствует угнетенным массам и негодует на высокомерие и пороки богатого и знатного сословия. Ленгленд горячо протестует против алчности, тунеядства эгоизма католического клира. Поэма поражает читателя большой социальной остротой, несмотря на то, что автором использован здесь характерный для клерикальной литературы жанр «видений». Наиболее яркая и важная в идейном отношении та картина, будто бы представившаяся автору во сне, где показаны поиски правды людьми различных сословий. На пьедестал ставится простой крестьянин Петр, которому одному оказывается ведом путь к правде, потому что он служил ей всю жизнь. В поэме обличаются все, кто живет трудами рук других.
Ленгленд в поэме стремится создать широкую картину мира. Аллегорический характер произведения позволяет ему говорить об отвлеченных понятиях, обращаясь к конретным образам, воплощать свои представления о правде, справедливости, совести, о мудрости и зле в образах живых людей, наделенных такими характерными особенностями, которые свойственны определенным социальным слоям общества.
Поэма состоит из двух частей и включает одиннадцать «видений», которым предпослан пролог, где автор рассказывает о привидевшемся ему однажды сне. Майским днем, облачившись в грубую одежду пустынника, он «пошел бродить по широкому свету, чтобы послушать о его чудесах». Устав от хотьбы, он прилег отдохнуть на склоне одного из Мальвернских холмов и увидел сон: «прекрасное поле, полное народа». Здесь были люди бедные и богатые, работающие и странствующие. Нарисованная картина – аллегория жизни. «Поле, полное народа» - человечество; возвышающаяся над полем башня – обитель Правды, мрачная тюрьма – обиталище зла. На поле собрались люди, представляющие все слои общества: пахари, купцы, рыцари, священники, паломники. Говоря о каждом из них, поэт находит яркие и точные слова.

«…Я слышал тех, кто у святынь бывали!
Что ни рассказ, то лжи нагроможденье,
И с ложью, видно, свыкся их язык!
Шли в Уоленнгем на поклоненье Деве
Паломники, а с ними – девки их,
Работать лень болванам долговязым;
Куда вольготней, в рясы нарядившись,
Бездельников блаженных жизнью жить!
Всех орденов бродячие монахи
Народу там Писанье толковали:
И вкривь и вкось евангельскую правду
Они вертели, только бы щедрей
Им заплатил доверчивый мирянин»…
В первой части поэмы рассказывается о паломничестве людей в поисках Правды, во второй выступают аллегорические персонажи, каждый из которых повествует о своей жизни.
В первом «видении» поэт говорит о прекрасной женщине, одетой в простые полотняные одежды. Это – Святая церковь; она вступает в беседу с поэтом и говорит ему о том, что самым ценным сокровищем на земле является Правда.
«…Правда есть сокровище самое испытанное на земле»…
Помощники Правды – Любовь и Совесть. Соперниками и врагами их выступают в поэме Ложь, Лесть, Коварство и Мзда.
В произведении показано описание свадьбы Мзды и Обмана, на которую собралось множество людей: судебные заседатели и приставы, торговые маклеры и шерифы, адвокаты, закупщики провианта, продавцы съестных припасов. Новобрачным пожалована дарственная грамота, по которой они имеют право презирать бедность, клеветать, хвастать, лжесвидетельствовать, злословить, браниться и нарушать десять заповедей.
Однако их свадьба была расстроена – король предлагает Мзде выйти замуж за рыцаря Совесть, который решительно возражает протии этого. В поэме появляется еще целый ряд аллегорических фигур: Мир, Мудрость, Разум, Неправда.
Поэтическое мастерство автора с особой силой проявилось в сцене исповеди смертных грехов: Гордости, Невоздержанности, Зависти, Гнева, жадности, Чревоугодия и Лености.
Объединяющим элементом поэмы является момент, посвященный поискам Правды. Совесть и Здравый смысл открыли землепашцу Петру-Пахарю дорогу к жилищу Правды.
Ленгленд раскрыл мудрую мысль в этой поэме – лишь тот, кто трудится, знает верный путь в жизни.

Литература.
1. И. И. Гливенко. Хрестоматия по античной и средневековой литературам. Киев. 1950.

В прологе рассказывается, как автор «надел грубую одежду, как будто был пастухом», и пошёл бродить по «широкому свету, чтобы послушать о его чудесах». Притомившись, он лёг отдохнуть на Мальвернских холмах, возле ручья, и вскоре заснул. И приснился ему чудный сон. Он взглянул на восток и увидел на возвышении башню, а под ней долину, на которой стояла тюрьма. Между ними прекрасное поле, полное народа.

Здесь были люди всякого сорта: одни выполняли тяжёлую работу, ходя за плугом, другие «прожорливо истребляли ими произведённое», были здесь те, кто предавался молитве и покаянию, и те, кто лелеял свою гордыню. Были торговцы, менестрели, шуты, нищие, попрошайки. Особенное негодование автора вызывали паломники и нищенствующие монахи, обманом, ложным толкованием Евангелия дурачащие своих сограждан и опустошающие их кошельки. С сарказмом описывает он продавца индульгенций, который, показывая буллу с печатями епископа, отпускал все грехи, а доверчивые люди отдавали ему кольца, золото, брошки. Пришёл туда король, которого «власть общин поставила на царство», и вслед за ним его советчик - Здравый смысл. Вдруг появилось полчище крыс и мышей. После дискуссии о том, как обезвредить кота, они прислушались к совету мудрой мыши оставить эту затею, ведь если бы крысы имели полную волю, они не могли бы управлять собою.

Появляется прекрасная женщина. Она даёт пояснение автору обо всем, им увиденном. Башня на возвышении - обитель Правды. Тюрьма в долине - замок Заботы, в нем живёт Зло, отец Лжи. Прекрасная дама поучает автора, советует ему «не верить телу», не пить, не служить злату. Прослушав все полезные советы, автор интересуется: кто же эта дама? И она отвечает; «Святая Церковь я». Тогда он упал на колени и стал просить научить его, как спасти душу. Ответ был лаконичен: служить Правде. Ибо Правда «есть сокровище, самое испытанное на земле». Правда, Совесть и Любовь.

Автор со вниманием выслушал поучения Святой Церкви. И стал молить её о милости - научить его распознавать Ложь. Леди ответила: «Взгляни в левую сторону и посмотри, где стоят Ложь, Лесть и их многие товарищи». И увидел он роскошно и богато одетую женщину по имени Мид («Вознаграждение, мзда, но также взятка, подкуп, мздоимство» в переводе с английского). Мид готовится к свадьбе с «порождением врага рода человеческого». Её жених - Ложь. Свита её состоит из судебных заседателей и приставов, шерифов, судебных курьеров и маклеров, адвокатов и прочего продажного люда.

Лесть жалует жениху и невесте право быть принцами по гордости и презирать бедность, «клеветать и хвастать, лжесвидетельствовать, издеваться, браниться и т. д.». Графство жадности - лихоимство и скупость. И все в таком же роде. За эти дары они отдадут в конце года свои души сатане.

Однако вознегодовала Теология против этого брака. И настояла, чтобы Мид отправилась в Лондон удостовериться, «захочет ли закон присудить жить им вместе». Ложь, Лесть и Коварство спешат впереди всех, чтобы в Лондоне представить дело в ложном свете. Однако Правда их обогнал и сообщил об этом деле Совести. А Совесть доложила королю.

Король разгневан, он клянётся, что приказал бы повесить этих негодяев, но «пусть право, как укажет закон, падёт на них всех». Страх подслушал этот разговор и предупредил Ложь, и тот бежал к странствующим монахам. Коварству дали убежище купцы, а Лжец нашёл пристанище у торговцев индульгенциями. А дева Мид была приведена к королю. Король приказал предоставить ей всякие удобства, присовокупив, что сам будет разбирать её дело. «И если она поступит согласно моему приговору, я прощу ей эту вину».

К ней на поклон пришли все, кто жил в Вестминстере: шуты, менестрели, клерки и исповедник, одетый нищенствующим монахом. Все обещали ей способствовать в её деле - выйти замуж за того, за кого она хочет, вопреки «уловкам Совести». И всех Мид богато одарила.

Король объявил, что прощает Мид, и предложил вместо Лжи другого жениха - Совесть. Но Совесть отказывается от такой невесты, перечисляя её грехи: распутство, ложь, вероломство... Мид начала плакать и просила короля дать ей слово для оправдания. Она горячо защищалась, доказывая, что нужна всем. Король благосклонно выслушал лукавую обманщицу. Но Совесть не обманута сладкими речами. Он объясняет разницу между вознаграждением за честный труд и взяткой, стяжательством, приводит библейскую историю про Сеула, который позарился на взятку, за что на него и его потомков пал гнев Божий.

Король просит Совесть привести Разум, чтобы он правил царством. Совесть отправляется в путь. Разум, узнав о приглашении, стал быстро собираться в дорогу. Он позвал Катона, своего слугу, и Тома и велел им: «Положи моё седло на Терпи, пока не придёт моё время, / И подтяни его хорошенько подпругами из умных слов, / И надень на него тяжёлую узду, чтобы он низко держал свою голову, / Ибо он дважды заржёт, прежде чем будет там».

Разум с Совестью отправились к королю. Он встретил их ласково, посадил между собою и своим сыном, и они долго вели мудрые речи.

Пришёл Мир и принёс билль о насилии, разврате и разбое Неправды. Неправда убоялся обвинений и стал просить Мудрость за большие деньги устроить ему мир с Миром. Но король клянётся Христом и своей короной, что Неправда тяжко поплатится за свои деяния. Неправду заковывают в железо, чтоб он семь лет не видел своих ног. Однако Мудрость и Умный просят короля простить Неправду: «Лучше, чтоб возмещение уничтожило ущерб...» Король непреклонен, пока Разум не сжалится над Неправдой, а Покорность не поручится за него, Неправда будет сидеть в колодках. Все приветствовали это решение, признали Мид великой грешницей, а Кротость - имеющей право на господство. Король же твёрдо решил: «Пока продолжится наша жизнь, / будем жить вместе» с Разумом и Совестью.

Автор тем временем проснулся, тихонько уселся на землю и стал читать молитвы. И снова мирно заснул под своё бормотание. И снова он увидел сон. Разум говорит проповедь перед всем королевством. Он объясняет, что «моровые язвы были посланы исключительно за грехи, / А юго-западный ветер, видимо, за Гордость». И смертный грех в день суда погубит всех.

Горячими искренними словами он увлекал своих слушателей. Он призвал людей честно и добросовестно делать своё дело и искать Святую Правду. И Гордость обещала предаться смирению. Невоздержанность поклялась «пить только с уткой воду, а обедать только один раз», Гнев чистосердечно рассказал, что из злых слов приготовлял пищу. И Покаяние сказало ему: а теперь покайся. Жадность, Леность, Объедало - все покаялись в великих грехах своих и обещали встать на путь исправления. Сила речи Разума была так велика, что тысячи людей пожелали искать Правду. «Они взывали ко Христу и его Пречистой Матери, чтобы получить милость идти с ними искать Правду».

Но среди них не было человека, который бы знал дорогу к Правде. И они блуждали, как дикие звери. И встретили они пилигрима, что шёл из Синая от Гроба Господня. И во многих местах он побывал в Вифлееме и Вавилоне.

И спросили его люди: «А знаешь ли ты святого мужа, которого люди называют Правдой?» И ответил пилигрим: «Нет, да поможет мне Бог!»

И тут выступил Петр Пахарь и сказал: «Я знаю его так же близко, как учёный знает свои книги. Совесть и Здравый смысл проводили меня к его жилищу».

И все стали просить Петра быть их проводником.

Пахарь согласился, но сначала, сказал он, мне нужно вспахать и засеять полакра земли у большой дороги. «А что же мы будем делать все это время?» - спросила леди под вуалью. И Петр Пахарь всем нашёл дело. Леди - зашивать мешок, жёнам и вдовам прясть шерсть и лён и учить этому ремеслу своих дочерей, а всем остальным - заботиться о нуждающихся и нагих. «Помогайте деятельно в работе тому, кто добывает вам пропитание», - заключил Петр.

Рыцарь горячо сочувствовал словам Петра. Петр обещал всю жизнь трудиться, а Рыцарь охранять его и Святую Церковь от всякого рода злых людей. Многие помогали Петру Пахарю в работе, но были и бездельники, которые пили пиво и распевали песни. Петр Пахарь пожаловался Рыцарю. Но они не послушали предостережения Рыцаря и все не унимались. Тогда Петр призвал Голод. Через некоторое время бездельники стали бросаться на работу «как ястребы». Но лишь только по просьбе Пахаря Голод ушёл, и наступило изобилие. Бездельники и расточители вновь стали отлынивать от работы.

Правда поспешила на помощь Петру Пахарю, она купила для него и для всех, кто ему помогал пахать и сеять, индульгенцию на вечные времена. А в индульгенции было написано: «И те, кто творил добро, пойдут в жизнь вечную. А кто зло - в огонь вечный».

Священник, прочитав индульгенцию, не захотел её признать. Священник и Петр стали ожесточённо спорить. И автор проснулся от их крика и стал размышлять над своим сном, и решил, что «Делай добро превосходит индульгенцию / И что Делай добро в день суда будет принято с почётом...».