Вид подводной лодки с 56.

) поведать про подводную лодку-музей С-56, стоящую на Корабельной набережной.

Вообще, подводные лодки-музеи - очень замечательные музеи. Замечательны они тем, что дают возможность простым смертным побывать в этом чуде техники и оценить условия службы подводников. Ну согласитесь: в самолете были все, на корабле были все, в танк тоже не хитро залезть где-нибудь - благо их полно стоит везде. А вот в подлодке как-то и не побывать даже... Этот вид военного транспорта всегда был окутан какой-то тайной. Наверное, поэтому они так влекут к себе и завораживают...

Будучи в мог минутами стоять и смотреть на этих черных красавиц... А когда мне выпала редкая возможность , я вообще был на седьмом небе от счастья!

Я неравнодушен к ВМФ и нашим подлодкам в частности. При каждой возможности стараюсь залезть туда:) В я тоже посещал подобный музей - подводную лодку К-21, знаменитую Лунинскую подлодку. Она может быть известна вам по сюжету замечательного фильма "Конвой PQ-17".

В Калининграде тоже стоит подлодка-музей, но туда, к сожалению, я не попал.... :(

Да что там говорить - подводная лодка есть даже в Москве, в Тушино.

Итого, уже 4 я насчитал. Во всех концах нашей необъятной. :)

Вернёмся к С-56.
Это советская средняя дизель-электрическая подводная лодка времён Второй мировой войны. Лодка была заложена в 1936 году в Ленинграде. После изготовления в разобранном виде по железной дороге доставлена на «Дальзавод» им. Ворошилова № 202 во Владивостоке, спущена на воду 25 декабря 1939 года, вступила в строй 20 октября 1941 и вошла в состав Тихоокеанского флота.

Думаю, никто так не расскажет о достопримечательности, как Википедия. :) Факты и даты взяты именно оттуда, из статьи "С-56".

5 октября 1942 года лодка «С - 56» под командованием капитан-лейтенанта Г. И. Щедрина вместе с подлодками «С-51», «С-54» и «С-55», убыла из Владивостока в свой новый порт , начав переход из Тихого океана через Панамский канал на Север.

Лодка прошла два океана и девять морей: Японское, Охотское, Берингово, Карибское, Саргассово, Северное, Гренландское, Норвежское и Баренцево. Длительность перехода составила 2220 часов, дальность — 16 700 морских миль (почти 31 тыс. км).

8 марта 1943 года вошла в состав Северного флота. За годы войны «С-56» совершила 8 боевых походов (по другим данным 7), произвела 13 атак с выпуском 30 торпед, потопив 4 корабля (2 боевых корабля и 2 транспорта) и повредив один, на подводную лодку было сброшено свыше 3 тысяч глубинных бомб. 31 марта 1944 года за боевые заслуги лодка С-56 награждена орденом Красного Знамени. 23 февраля 1945 года субмарина удостоена Гвардейского звания. За время Великой Отечественной Войны, «С-56» 19 раз (!) объявлялась погибшей.

С-56 является самой результативной советской подводной лодкой в Великой Отечественной войне.

После Второй мировой войны продолжила службу на Северном флоте. В 1953 году по северному морскому пути перешла в надводном положении во Владивосток, тем самым первой из советских подводных лодок совершив кругосветный поход. Командир С-56 на переходе капитан-лейтенант В.И.Харченко (27.01.1925 г.р.). За мужество проявленное при выполнении поставленной задачи, экипаж С-56 был поощрен. В.И.Харченко награжден орденом Красной Звезды, сейчас проживает в Харькове.6 ноября 1953 года вошла в состав Тихоокеанского флота.

Всё, идем внутрь:

Вход в лодку - со стороны мемориальной стены, через "киоск" с билетёром:

По традиции, лодка разделена на две части - экспозиционную и историческую. Входим в первую:

Оказалось, что музей закрыт на небольшой ремонт. Но когда мы поведали откуда приехали, то ремонт сразу закончился. Паренёк в тельняшке бросил малярную кисть и превратился в гида. :)

С первого взгляда экспонаты не очень интересны. Но это только пока к ним не присмотришься.

Это - обломок ракеты, поразившей цель. Выпущена с первой ракетной подводной лодки ТОФ, на "отлично" выполнившей ракетные стрельбы - написано на табличке. Интересно, обломок тоже поразил какую-то цель, раз его нашли? Окно бани деда Вани какого-нибудь... :)

Ручной пулемёт системы Дегтярёва:

Наверное, когда заканчивались торпеды и снаряды в носовом орудии, подводники выходили с этой бандурой и играли на ней для немцев... :)

Много чего там было еще выставлено, но меня надолго задержала перед собой одна фотография:

С этим человеком я имел честь долгое время работать, чем и горжусь. Незаурядный человек, про таких пишут книги. Вице-адмирал Конорев Николай Акимович. Когда-то был начальником оперативного управления ВМФ и по сути, третьим человеком на Флоте. В его военной биографии очень много замечательных фактов. Самым ярким, пожалуй, можно назвать боевую службу на подводной лодке "К-454" в разгар "холодной" войны, в 1980 году. Тогда Николай Акимович был в звании капитана 2 ранга и командовал этой подлодкой.

Чем же прославился тот поход? А тем, что одна из боевых задач, выполненных тогда, заключалась в слежке за американским авианосцем "Костелейшен". У его родных, американских берегов. С подлодки были сделаны фотографии личного состава и вооружения... А теперь самое интересное.

Когда закончилась "холодная" война, Конорев с составе одной делегации посетил США. Там он встретился с людьми, которые несли службу на "Костелейшене" в тот поход... Догадываетесь? Да, он показал им свои фотографии:)

Сказать, что американцы были в шоке, значит ничего не сказать... Они узнали о том, что за ними следили и фотографировали русские только в тот момент...

Вот такие были времена, такие были люди. Сейчас он в отставке, но всё-равно его деятельность связана с тем, чему посвятил всю свою жизнь - с Флотом. Человек богатырского здоровья, в свои 65 лет. Кстати, почитайте его интервью на тему современного положения дел в ВМФ , очень интересно (статья начала 2000х годов).

Официальная часть закончена, можно пройти метнуться кабанчиком в историческую часть!

Много комментировать не буду, и так всё ясно:)

Не сильно отличается от увиденного в Североморске. Хотя правильнее будет сказать, что сначала я увидел эту подлодку, а потом уже через год и Североморскую.

Кранчики, вентили... Ничего не крутится. :(

У нас в подвале примерно так же - общедомовой счетчик расхода воды... Только трубы ржавые.

Право-лево... Ты пальцем покажи!

Толчок Гальюн:

Помнте, как пользоваться? :) Там давление - одно неверное действие и ты в какашках:)

Вот тут карту расстилали и обсуждали планы:

А тут, рядышком, отдыхали:

Даже зеркало для наведения марафета есть. Флот же...

АД механизмов:

Рубка радиста:

С тех пор так и сидит...

Торпедный отсек. Некоторые матросы спали прямо в обнимку с торпедами.

Носовые торпедные аппараты:

Еще пара кормовых есть.

Уху-хууууу...!

Когда лодке приходил пи..дец, часто единственным способом выбраться был этот красный коридор... Не для клаустрофобов...

Корабельный хронометр:

Очень важный прибор на подводной лодке. По нему, в частности, отслеживали попадание торпеды в цель, высчитывая время прохождения по расстоянию и скорости.

Ну вот, в принципе, и весь музей. Побывать там гораздо интереснее, чем читать про него.

В следующей части расскажу про оборонительные форты в пригороде Владивостока. Они там повсюду... Сопки как сыр истыканы дырками подземных переходов. Будет интересно - я уж там полазил:)


Гвардейская Краснознаменная Подводная лодка С-56 - советская средняя дизель-электрическая подводная лодка времён Второй мировой войны.
Ратные подвиги экипажа подводной лодки С-56 были отмечены орденом Красного Знамени, ей было присвоено звание гвардейской, а её командир Г. И. Щедрин удостоен звания Героя Советского Союза.

2. Лодка-музей разделена на две части - экспозиционную и историческую.
В кормовых отсеках подводной лодки, развернута экспозиция "Развитие подводных сил нашей Родины на Тихом океане".

3. История подводной лодки С-56.
Лодка была заложена в 1936 году в Ленинграде. После изготовления в разобранном виде по железной дороге доставлена на «Дальзавод» им. Ворошилова № 202 во Владивостоке, спущена на воду 25 декабря 1939 года, вступила в строй 20 октября 1941 и вошла в состав Тихоокеанского флота.

4. 5 октября 1942 года лодка «С - 56» под командованием капитан-лейтенанта Г. И. Щедрина вместе с подлодками «С-51», «С-54» и «С-55», убыла из Владивостока в свой новый порт Полярный, начав переход из Тихого океана через Панамский канал на Север.

5. Лодка прошла два океана и девять морей: Японское, Охотское, Берингово, Карибское, Саргассово, Северное, Гренландское, Норвежское и Баренцево. Длительность перехода составила 2220 часов, дальность — 16 700 морских миль (почти 31 тыс. км).

6. 8 марта 1943 года вошла в состав Северного флота. За годы войны «С-56» совершила 8 боевых походов, произвела 13 атак с выпуском 30 торпед, потопив 4 корабля (2 боевых корабля и 2 транспорта) и повредив один, на подводную лодку было сброшено свыше 3 тысяч глубинных бомб. 31 марта 1944 года за боевые заслуги лодка С-56 награждена орденом Красного Знамени.

7. 23 февраля 1945 года субмарина удостоена Гвардейского звания.

8. За время Великой Отечественной Войны, «С-56» 19 раз объявлялась погибшей.

9. С-56 является самой результативной советской подводной лодкой в Великой Отечественной войне.

10. Через люк попадаем в центральный пост.

11. Центральный пост - помещение, в котором сосредоточено управление лодкой, всеми ее устройствами и откуда производится наблюдение в перископ и передача приказаний во все посты лодки.

12. - Поднять перископ!

13.

14. Каюта капитана.

15. Переходим в торпедный отсек.

16.

17. Матросы спали прямо в обнимку с торпедами.

18. Лодка С-56 - новейшего по тем временам типа с сильным торпедным и артиллерийским вооружением.

19. Товсь!... Пли!

20. В торпедном отсеке все восстановлено так, как было во время войны.

21. Корабли типа "С" - "Сталинец", которых построили только 17, впоследствии были признаны самыми эффективными подводными лодками в годы Великой Отечественной войны.

Одним из символов Владивостока с 1975 года является подводная лодка С-56.
В отличие от «Красного Вымпела», ей пришлось навеки расстаться с родной стихией и встречать посетителей на берегу. Правда - совсем недалеко от побережья. Говорят, что стоянку «Красного Вымпела» можно видеть через её перископ.

С-56 - единственный корабль, сохранившийся из серии IX - бис (всего построена 41 субмарина). Помимо славного боевого пути в составе двух флотов советского ВМФ с ней связаны три весьма интересных факта.

Заложенная в 1936-м в Ленинграде, лодка затем была по железной дороге перевезена на Дальний Восток, где вновь собрана и спущена на воду в 1939-м, а в состав Тихоокеанского флота вошла в 1941-м. Однако в связи с обострением к осени 1942-го обстановки на Арктическом театре военных действий командованием было принято решение о переброске части подводных лодок с Тихого океана на базы Кольского полуострова. Переход вдоль арктического побережья показался слишком рискованным из-за надвигавшейся зимы, потому шести лодкам (Л-15, Л-16, С-51, С-54, С-55 и С-56) в обстановке строгой секретности предстояло совершить уникальный переход через три океана по маршруту Владивосток - Петропавловск-Камчатский - Датч-Харбор - Сан-Франциско - Коко-Соло (Панамский канал) - Гуантанамо - Галифакс - Розайт - Лервик - Полярное. Во время этого перехода Л-16 при загадочных обстоятельствах была торпедирована на подходе к Панамскому каналу. Остальные же лодки в марте 1943-го достигли Полярного. Таким образом, для С-56 (и других лодок - участников перехода) путь от верфи к месту своей основной службы стал, пожалуй, одним из самых протяженных.

А в 1954 году лодка возвратилась на Тихий океан, на этот раз Северным Морским путём. И стала первой советской подводной лодкой, совершившей кругосветное плавание.


Наконец, 9 мая 1975 года С-56 была установлена на вечную стоянку на Корабельной набережной Владивостока, став первой в СССР мемориальной подводной лодкой.
К сожалению, при переоборудовании лодки в музей было принято, на мой взгляд, крайне неудачное решение - сохранить внутреннее оборудование только первых трёх отсеков (I отсек — торпедный, жилое помещение для рядового состава; II отсек — аккумуляторный, каюта командира, жилые помещения офицерского состава; III отсек — центральный пост, боевая рубка). Оборудование остальных отсеков было демонтировано, в отсеках с IV по VI (IV отсек — аккумуляторный, жилые помещения старшин; V отсек — дизельный; VI отсек — электромоторный) размещена историческая экспозиция, а доступ в VII отсек (торпедный, жилое помещение для рядового состава) закрыт. Было бы гораздо интереснее всё же максимально сохранить оборудование, а экспозицию можно было вполне разместить и в отдельном помещении. Но - что сделано, то сделано...


Григорий Иванович Щедрин, один из самых известных советских подводников Великой Отечественной войны, в будущем - вице-адмирал, командовал С-56 с ноября 1940 по март 1946. Под его командованием лодка отличилась в битве за Арктику, и именно на ней Григорий Иванович получил звание Героя Советского Союза.

Вход в лодку через шестой отсек. Вот эта дверь, явно не оригинальная, ведёт в седьмой. Похоже, что сейчас там размещается какое-то подсобное помещение.

Так выглядит сейчас шестой отсек, в котором когда-то размещались электромоторы.

А вот здесь, в пятом - дизеля. Впрочем, переборки, как видите, сняты, потому границы отсеков человеку, который не знаком с конструкциией досканально, можно определить лишь примерно.

По всей видимости, четвёртый, аккумуляторный. В нём завершается историческая экспозиция.

И мы, наконец, видим оригинальную переборку. С люком, ведущим в центральный пост.

Боевая рубка тоже недоступна. Оригинальный трап снят, а перед новодельным люком красуется вот такая надпись. Предупреждающая о том, что любопытствовать излишне.

Собственно, центральный пост. Отсюда осуществляется управление кораблём. На фото выше - вид в сторону кормы.

А на этой - вид в сторону носа.

Перископ. И современная табличка пожарной безопасности.

Машинный телеграф, которым выдаются команды на управление двигательной установкой (две рукоятки сверху).

В центре - указатель положения руля поворота.

Вентили продувки балластных цистерн.

Глубиномеры.

Этими штурвалами осуществляется управление рулями глубины - носовыми (левый) и кормовыми (правый).

Положение рулей контролируется по указателю.

Переборка между третим и вторым отсеками. У подводников считается плохой приметой наступать на комингс люка - преодолевать его нужно одним шагом, не касаясь поверхности. Примета эта имеет обоснование - если постоянно наступать на комингс, то его поверхность постепенно будет изнашиваться, то есть люк будет прилегать неплотно. Что может оказаться критическим в аварийной ситуации, если люк придётся задраить при поступлении у один из отсеков воды.

Второй отсек - кают-компания, каюта командира, жилые помещения офицерского состава. Интересно - с какого момента в ней висит портрет Вождя? Подозреваю, что не с момента открытия музея, и, скорее всего (хотя и не уверен), его тут не было в 90-е. Но сегодня исторический облик помещения восстановлен!

Каюта командира.

Люк в первый отсек.

Первый отсек - торпедный. Здесь же находятся жилые помещения рядового состава.

Сразу вспоминается Юрий Иосифович:

«.. Где на сигарах атомных торпед
Ребята спят, поют, едят варенье».

Это, конечно, написано уже о лодках другой эпохи. Но и на С-56 матросы жили и спали практически в обнимку с торпедами.

На С-56 было четыре носовых (и два кормовых) торпедных аппарата. На каждый был положен двойной боезапас. Но благодаря продуманному размещению торпед, даже их полная загрузка не ухудшала бытовых условий экипажа.

В первом отсеке экскурсия заканчивается.

1. Как я уже говорил, концепцию музея считаю не самой удачной - однако нужно отдать должное тем, кто в 1975 году не только сохранил легендарную субмарину, но и впервые в СССР дал возможность побывать на борту подводного корабля гражданским посетителям. Правда, такая возможность, учитывая удалённость и закрытость Владивостока, была доступна очень немногим.

2. Рекомендовал бы чаще бывать на музейных (а при возможности - и не только музейных) подводных лодках не только морским инженерам, но и всем тем, кто занимается созданием пилотируемой космической техники. Во-первых - обращать внимание на решения в области компоновки и обеспечения обитаемости. Во-вторых - самим побывать в условиях ограниченного пространства. Чтобы лучше понять потребности тех, кто будет эксплуатировать будущие космические корабли и напланетные базы.

Набережная сама по себе отличное место для прогулки. Военно-морская тема. Здесь находятся действующий военный штаб Тихоокеанского флота и ракетный крейсер Варяг (Википедия) , флагман Тихоокеанского флот (осмотр только с берега). Вы можете прогуляться по Красному вымпелу - военному кораблю начала прошлого века и побывать в подводной лодке 2ой мировой войны С-56

Памятник стела основателям Владивостока - это историческое место высадки солдат (1860 г.) для основания военного поселения, которое через 20 лет, станет быстро растущим городом, портом и военной крепостью.

Недалеко, от морского пассажирского терминала отходят экскурсионные катера «Мосты Владивостока»

Музей – военный корабль Красный вымпел

Первое военное судно Тихоокеанского флота. Корабль дореволюционной постройки принимал участие в боях и экспедициях по исследованию вод Дальнего Востока. Прогуляться по палубам и узнать историю корабля всегда приятно в хорошую погоду

  • Режим работы музея - с 10 до 19, пн, вт выходные.
  • Цена билета 50р.
  • Подробная история Красного вымпела на Википедии

Музей - подводная лодка С-56

Дизельная торпедная подводная лодка. Самая эффективная подводная лодка СССР в истории 2ой мировой войны. Подробная история и характеристики лодки С-56 есть на Википедии Если вы хотите спокойно с интересом рассмотреть оборудование субмарины, то приезжать лучше пораньше, к открытию. Достопримечательность очень популярна у Китайских туристов. Если возле подводной лодки вы увидите большие экскурсионные автобусы, то внутри будет тесно и шумно. Лучше зайдите в следующий раз. Зимой спокойнее.

Мемориал славы Тихоокеанского флота

Подводная лодка, стела и Красный вымпел это объекты единого мемориального комплекса. В ансамбль входят так же вечный огонь, корабельные пушки и памятная доска.

В двух шагах от подводной лодки расположены:

  • Адмиральский сквер - тихое место с большими деревьями и лавочками. Подходит для отдыха перед продолжением прогулки.
  • Часовня Андрея Первозванного и Триумфальная арка Цесаревича Николая

Где находится набережная и как добраться

Корабельная набережная находится в центре города. Ориентировочный адрес Рядом с Корабельной набережной расположены остановки , до которых легко доехать на автобусе.

От Центральной площади можно дойти по тротуару вдоль высокого здания Штаба флота.

Экскурсия по историческому центру Владивостока

От Корабельной набережной и Стеллы основателям Владивостока начинается пешеходная экскурсия - Владивосток и его первые поселенцы: жизнь «на краю света» от гида Владивостока Лидии. Что вас ожидает:

  • Важные достопримечательности города расскажут о том, как зарождался и обустраивался Владивосток и кто стоял у его истоков.
  • Вы увидите место основания города - памятник первооткрывателям, пройдёте к Триумфальной арке цесаревича Николая и погуляете по «Золотой миле» - этот район пестрит доходными домами, принадлежавшими иностранцам всех мастей.
  • Лидия покажет Вам особняки, где жила первая владивостокская «блогерша» и где родился «король театра и кино» Юл Бриннер.
  • Сохранившееся здание универмага немцев Кунста и Альберса, старейший на Дальнем Востоке музей и другие достопримечательности помогут вам понять, что происходило во Владивостоке на заре его появления.

С-56

Исторические данные

Общие данные

Энергетическая установка

Вооружение

Подводная лодка С-56 - советская дизель-электрическая подводная лодка , типа Средняя ІХ-бис серии. Считается одной из самых результативных советских подводных лодок, по количеству достоверно потопленных целей во время Второй мировой войны . Первая советская подводная лодка осуществившая кругосветное плавание. Подлодка была награждена за заслуги Орденом Красного Знамени и почетным званием «Гвардейская». На данный момент установлена в качестве музея во Владивостоке.

Общие сведения

Подводная лодка «С-56» (С- Средняя) - это одна из самых знаменитых советских субмарин периода Великой Отечественной войны. С-56 вступила в строй 20 октября 1941 года. За время несения боевой службы субмарина осуществила семь боевых походов (125 суток), 12 торпедных атак в результате которых потоплено 2 судна (6174 брт ) и 2 корабля. Эта субмарина по праву считается самой эффективной подводной лодкой периода Великой Отечественной войны по количеству достоверно потопленных целей, при этом по потопленному тоннажу она значительно уступает «С-13» (44,1 тыс. брт) и «Л-3» (не менее 22,5 тыс. брт). Экипажем командовал капитан-лейтенант Григорий Иванович Щедрин (18 ноября 1912 - 7 января 1995), впоследствии Герой Советского Союза, капитан 2 ранга, и после 1955 года - вице-адмирал , командующий Камчатской военной флотилией.

Подлодка «С-56» - первая советская подводная лодка совершившая кругосветное путешествие. За период несения военной службы она удостоена Ордена Красного Знамени и почетного звания «Гвардейская».

История создания

Подводная лодка «С-56» заложена 24 ноября 1936 года, под заводским № 405, на судостроительном заводе имени Андре Марти в Ленинграде. Секциями по железной дороге доставлена на завод № 202 во Владивосток, где произведена окончательная сборка. Спущена на воду 25 декабря 1939 года, вступила в строй 20 октября 1941.

«С-56» относится к классу средних подводных лодок IX-бис серии. Класс этих лодок был спроектирован голландским бюро Ingeneer Kontor von Shiffbau , которое принадлежало немецкой фирме Deschimag , по заказу Советского Союза в январе 1934 года. Данные лодки проявили себя очень хорошо, продемонстрировав хорошую скорость и надежность. Проектные данные этого класса лодок легли в основу проекта немецких лодок VII серии, самой массовой подводной лодки Второй мировой войны. Это свидетельствует об удачности принятых тактико-технических характеристик.

По конструкции эти подводные лодки были шагом вперед по сравнению со своими предшественницами «Щука» , «Ленинец» и «Декабрист» . Данные субмарины обладали более высокими боевыми качествами: мощное торпедное и артиллерийское вооружение, хорошие маневренность и мореходность (в крейсерском положении до 10 баллов, а в позиционном - до 7 баллов). Стрельба из торпедных аппаратов давала небольшой пузырь благодаря коротким трубам аппаратов и продуманной конструкции ниш. Большая высота перископов позволяла атаковать противника в штиль незамеченным. Погружение осуществлялось быстро и просто: из крейсерского положения за 1 минуту, из позиционного - за 45 секунд. Испытания доказали возможность погружения более чем на 120 метров . «С» серия, унаследовав от конструкторов лаконичность, отличалась рациональностью размещения постов управления, хорошей доступностью механизмов, прогрессивными конструктивными решениями общекорабельных и топливных систем.

Из недостатков стоит отметить: вибрацию перископов на полном ходу (когда подняты оба), неудачную конструкцию топливных цистерн внутри прочного корпуса , трудность обслуживания дизелей из-за сильного нагрева и загазованности отсека. Также из-за специфики несения службы на Северном флоте к недостаткам «С-56» добавились: излишняя метацентрическая высота и чрезмерный восстанавливающий момент, которые обеспечивали резкую и неприятную качку; сильная заливаемость мостика и малая высота шахт подачи воздуха к дизелям.

Корпус

По архитектуре «С-56» - клёпано-сварная, полуторакорпусного типа. Благодаря выверенным обводам лёгкого корпуса «С-56» имела хорошую мореходность в крейсерском положении. Легкий корпус был сварным и занимал почти всю длину лодки, в нем также размещались 9 балластных цистерн. При эксплуатации обнаружилось, что заполнение балластной цистерны № 2 (во ІІ отсеке) приводило к резкому ухудшению мореходности лодки. Эту цистерну старались не заполнять, а если и заполняли, то не развивали полный ход в надводном положении.

Прочный корпус, в котором находились отсеки, был клёпанным. Сама конструкция выполнена из 7 отсеков: I отсек - торпедный, жилое помещение для рядового состава; II отсек - аккумуляторный, каюта командира, жилые помещения офицерского состава; III отсек - центральный пост, боевая рубка; IV отсек - аккумуляторный, жилые помещения старшин; V отсек - дизельный; VI отсек - электромоторный; VII отсек - торпедный, жилое помещение для рядового состава. Все отсеки отделялись сферическими водонепроницаемыми переборками, которые могли выдержать давление в 10 атмосфер. Остальные переборки были плоскими, рассчитанными на давление в 1 атмосферу. Концевые переборки прочного корпуса были сферическими.

В носовой части были установлены пилы сетепрорезателя, которые могли резать только горизонтальные тросы. Якорь размещался в носовой части по правому борту. Закрытая рубка, находившаяся над III отсеком, была сделана в виде вертикального цилиндра овального сечения. В рубке находились перископы, а также указатель магнитного компаса ГОН. Рубка могла использоваться как шлюзовая камера.

Энергетическая установка и ходовые качества

На «С-56» было поставлено два отечественных дизельных нереверсивных мотора 1Д с системой турбонаддува, которые приводили в движение два винта. 1Д - это первый советский дизельный двигатель, оснащенный турбинной нагнетателя воздуха системы «Блюхи». Он имел мощность 2000 л.с. при частоте вращения 470 об./мин. Основным минусом двигателя 1Д было плохое качество изготовления турбинных нагнетателей воздуха, что не позволяло развивать полную мощность. Несмотря на это, «С-56» имела максимальную скорость в 19 узлов, что было вполне удовлетворительно.

При срочном погружении после длительного надводного хода в дизельном отсеке создавалась высокая температура и загазованность, что затрудняло обслуживание. Для ликвидации вышеуказанных проблем был поставлен трубчатый холодильник, размещавшийся в надстройке, через который циркуляционными моторами прокачивалась вода, находящаяся в охлаждаемых полостях дизелей.

Также было установлено два электродвигателя ПГ8. Эти двухъякорные двигателя выдавали по 550 л.с. и могли обеспечивать малые хода при последовательном включении якорей. Кроме того, предусматривалось питание напряжением 55 В. Аккумуляторная батарея также была отечественного производства и включала в себя 124 элемента типа «С». Для сжигания водорода, выделяемого аккумуляторами, был установлен прибор сжигания водорода советской конструкции типа К-5. Для питания вспомогательных механизмов имелись две станции: в электромоторном отсеке и в центральном посту. Питание этих станций осуществлялось или от главной станции, или непосредственно от соответствующей группы аккумуляторных батарей. Все проходы кабелей через переборки проходили через кабельные коробки, которые заливались специальной мастикой, и выдерживали давление до 10 кг/см 2

Экипаж и обитаемость

Экипаж субмарины состоял из 8 человек начсостава (командир, комиссар, старпом, штурман, минер, механик, командир группы движения, военфельдшер), 16 старшин и 22 моряков. Условия обитания были стандартными: рядовой состав жил в носовом и кормовом торпедных отсеках; во втором отсеке размещались каюта командира, радиорубка, рубка гидроакустика и кают-компания офицеров; в пятом отсеке находились камбуз и помещения для старшин. На лодке был установлен всего один опреснитель воды, в случае выхода его из строя, запас пресной воды уменьшался до 14 суток. Система вентиляции обслуживалась одним приточным и одним вытяжным вентиляторами, которые также вентилировали батареи. Очистка воздуха производилась девятью машинками регенерации со специальными патронами РВ-2, наполненными каустической содой.

Вооружение

Торпедное вооружение

Главное оружие подлодки «С-56» - торпедное, оно включало в себя шесть аппаратов калибром 533,4 мм (четыре в носу и два в корме), также двойной комплект торпед к каждому аппарату. Торпедные аппараты - трубчатые, стальные, пневматические. В их конструкции использовалась традиционная схема: на трубе располагались боевой баллон с запасом сжатого воздуха, боевой и ординарный клапаны, ручные приводы открывания и закрывания передней крышки аппарата. Также использовалась оригинальная конструкция обтекателя - барабан-обтекатель. Для пуска торпед он поворачивался на горизонтальной оси, и две ниши оказывались напротив аппаратов. Такая конструкция позволяла лодке в походном положении сохранять плавне обводы кормы, а пуск торпед был более точен.

Для обеспечения невидимости лодки в момент залпа были установлены системы безпузырной торпедной стрельбы (БТС).

Основными торпедами были 533-мм образца 53-39 , обладавшие следующими ТТХ: длина 7,5 м, вес 1780 кг, заряд взрывчатого вещества 317 кг, максимальная дальность хода 10 км, максимальная скорость 51 узл. при дальности 4 км. Благодаря продуманному размещению торпед в отсеке, их полная загруженность не ухудшала бытовые условия экипажа.

Вспомогательное вооружение

В качестве артиллерийского орудия на субмарину было установлено 100-мм артустановку Б-24ПЛ с длинной ствола в 51 калибр. Орудие было запущено в серию в 1936 году КБ завода Большевик. Общая масса артустановки 5,5 тонн, угол наклона 45°, вес снаряда 15,6 кг, вес заряда 4,5 кг, начальная скорость полета 840 м/с. Расчет из 5 человек мог производить 12 выстрелов в минуту. Для атаки легкобронированных целей использовался пулемет 12,7-мм ДШК .

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

Функцию навигации выполняли: гирокомпас «Курс-1», который был скопирован заводом «Электроприбор» гирокомпаса немецкой фирмы «Anschütz & Co» образца 1926 года; и магнитный компас «ГОН» (герметичный оптический нактоуз ), сконструированный в 1938 году на заводе мореходных инструментов (Ленинград) специально для подводных лодок.

Измерение пройденного расстояния осуществлял лаг «ГО-Марка III» сконструированного в 1933 году заводом мореходных инструментов. Измерение глубины и исследование рельефа морского дна производилось с помощью эхолота «ЗШП».

Также на «С-56», для пеленгования портовых, судовых, базовых, маячных и широковещательных радиостанций, работающих в средневолновом и длинноволновом диапазоне, был установлен радиопеленгатор «Бурун» с чувствительностью в 1000 метров.

Для определения расстояния до цели, пеленга и своего курсового угла на нее, курсового угла цели и ее скорости, на субмарине было установлено два перископа «ПА 7,5» и «ПЗ 7,5». Командирский перископ (перископ атаки «ПА 7,5») состоял из следующих основных элементов: длинной прочной трубы с заостренной частью, внутри которой монтировалась оптика; подъемного устройства, позволяющего поднимать перископ на короткий промежуток времени; приспособления «неподвижная линия в пространстве», служащего для определения скорости цели; дальномерного устройства для определения расстояния до цели и курсового угла цели; азимутальных кругов, служащих, как для штурманских целей, так и в качестве прицельного устройства при торпедной стрельбе. Устройство зенитного перископа («ПЗ 7,5») было идентично командирскому и отличалось от него углом вертикального наведения (до 90°) и большей светосилой, что делало его предпочтительным при наблюдении в сумерках и ночью.

История службы

30 октября 1941 года лодка вошла в состав Тихоокеанского флота . Вместе со своим дивизионом она занималась подготовкой в дальневосточных водах, а накануне отправки на Север успела пройти гарантийный ремонт. Трансокеанский переход протекал для нее без особых происшествий до тех пор, пока на подводах к Галифаксу она не попала в свирепый шторм. В результате борьбы со стихией подлодка получила множественные мелкие повреждения. Вливавшаяся через рубочный люк вода (закрыть его было нельзя, поскольку через него осуществлялась подача воздуха к дизелям - штатные шахты пришлось задраить из-за того, что они постоянно заливались волнами) вывела из строя множество устройств и приборов на мостике. Отправленная для ремонта и смены батареи в Розайт подлодка по дороге туда попала в новый шторм, который привел к очередным повреждениям легкого корпуса и выхода из строя носовых горизонтальных рулей. После прохождения аварийного ремонта субмарина направилась в Полярное.

31 марта 1943 года, после перехода на Северный флот подлодка вышла в первый боевой поход. Боевая задача состояла в скрытной высадке разведгруппы на норвежский берег. 6 апреля задача была выполнена, а уже 10 апреля лодка вышла в первую торпедную атаку. В момент обнаружения крупного конвоя противника лодка отошла слишком далеко от берега и к моменту залпа смогла сократить дистанцию только до 15 кабельтовых . Выпущенные торпеды не дошли до цели и не были замечены противником. Спустя четверо суток экипажу довелось снова атаковать конвой, но и в этот раз неудачно. Незадолго до залпа немецкие сторожевики обнаружили подлодку по перископу, в связи с чем капитану Щедрину пришлось уклониться от них, пересечь курс каравана и стрелять кормовыми аппаратами. Суда уклонились от торпед, ближайшая из них прошла в 10 м от парохода Detlef .

17 мая 1943 года подлодка заняла позицию у Тана-фьорда и вскоре обнаружила конвой в составе транспорта, двух танкеров и шести кораблей охранения, шедший в восточном направлении. На этот раз сближение для атаки было выполнено безупречно. Четыре торпеды, выпущенные из носовых аппаратов устремились к цели. Немецкие судна заметили приближение торпед с расстояния всего 300 м, так что времени на уклонение у судов не оставалось. Капитан Щедрин стрелял с таким расчетом, чтобы одним залпом поразить транспорт и первый танкер. Выполнить задуманное не удалось, первая из выпущенных торпед попала в машинное отделение транспорта Wartheland , но не взорвалась. Четвертая торпеда прошла под кормой Wartheland и поразила шедший на удалении танкер MV Eurostadt . На борту судна находилось 1280 тонн горюче-смазочных материалов, что привело к серии мощных взрывов и гибели танкера в течении трех минут. Залп «С-56» стал единственной за всю войну торпедной атакой советской подводной лодки, когда реально были поражены два судна. 29 мая лодка вернулась на базу, где ей командование организовало торжественный прием.

Третий поход (11 - 21 июля 1943 года) был еще более успешным для С-56. В ночь на 17 июля удалось перехватить отряд немецких кораблей между мысами Нордкап и Сейбунес. Несмотря на то, что отряд охранялся двумя тральщиками с включенными гидролокаторами и шумопеленгаторами. С-56 удалось незаметно подкрасться к кораблям на дистанцию 2,5 кбт. Четыре торпеды были выпущены по тральщику М-346 и минному заградителю «Остмарк». Хотя снаряды были сразу же замечены немцами, времени на уклонение уже не имелось - спустя 18 секунд два из них поразили тральщика. К огорчению экипажа «С-56», «Остмарк» находившийся на большем расстоянии - успел уклониться. Мгновенная гибель тральщика произвела настолько сильное впечатление на немцев, что они даже не пытались контратаковать, только барражировавшая над отрядом летающая лодка сбросила две бомбы. Тем не менее, от близкого взрыва «С-56» получила повреждение механизмов. Через поврежденный кингстон цистерны быстрого погружения заполнились водой, что привело к временной прокладке на грунт на глубине 86 метров.

Впрочем, мелкие повреждения нисколько не помешали Щедрину продолжить боевой поход. 19 июля в поле зрении акустической вахты оказалась групповая цель. Правильно определить количество и элементы движения кораблей помешал густой туман. По кораблям противника были выполнены 2 залпа, сначала из кормовых, затем из носовых торпедных аппаратов. При таких условиях надеяться оставалось только на случай, но после каждого залпа слышались глухие взрывы. В результате атаки был потоплен сторожевой корабль «№Ки-09» (бывший рыболовный траулер «Алане») . Уцелевший сторожевик сбросил на субмарину 36 глубинных бомб, и его капитан, торопясь покинуть район, посадил корабль на мель. Этим походом экипаж С-56 поставил второй свой рекорд - он сумел достоверно потопить в течение одного похода два вражеских корабля, что не удалось ни одной другой подлодке Северного флота. Субмарину встречали почти всем составом флота во главе с командующим вице-адмиралом А. Г. Головка , который прямо на пирсе вручил капитану командиру «С-56» орден Красного Знамени. До конца года лодка стояла в ремонте и участие в боевых походах не принимала.

28 января 1944 года экипаж подлодки «С-56» добился еще одного успеха, потопив залпом из кормовых аппаратов транспорт Heinrich Schulte (5056 брт), следовавший в составе конвоя. И снова группа охотников не смогла добиться чёткого контакта, ограничившись сбросом 10 глубинных бомб, для предотвращения повторной атаки. 4 февраля субмарина вернулась на базу и 31 марта её наградили орденом Красного Знамени.

В связи с длительными туманами весной 1944 года на Севере и дальнейшим отступлением немецких войск, больше результативных боевых походов на счету у «С-56» нет. С октября месяца лодка стала на капитальный ремонт, к тому моменту её механизмы были весьма изношены, старая аккумуляторная батарея заряжалась только на половину, а газоотводные клапана сильно пропускали воду. В связи с этим она не смогла принять участие в завершающих сражениях на Севере. Тем не менее, предшествующие заслуги нашли признание у командования и правительства. 5 ноября 1944 года капитан 2 ранга Щедрин был удостоен звания Героя Советского Союза, а 23 февраля 1945 года сам корабль и весь его экипаж были зачислены в Гвардию.

После Второй мировой войны «С-56» продолжила службу на Северном флоте. В период с 10 июля по 5 октября 1954 года совершила межфлотский переход по Северному морскому пути из Екатерининской гавани в бухту Тарья (Камчатка), а затем во Владивосток, тем самым первой из советских подводных лодок совершив кругосветный поход. 6 ноября 1953 года вернулась в состав Тихоокеанского флота. 14 марта 1955 года подлодка была выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в плавучую зарядовую станцию. 20 апреля 1964 года переделана в учебно-тренировочную подводную лодку.