Вестник бнц со ран бурятский язык политика.

1 И. Р. Гарри ЛХАССКИЕ СВЯТЫНИ В статье на основании тибетских и китайских источников освещается история древнейших храмов Лхасы – Джокханга и Рамоче и их главных святынь – прижизненных статуй Будды Шакьямуни, привезенных в Тибет в VIII в. женами тибетского царя Сонцзэн Гампо, китайской и непальской принцессами. Ключевые слова: Джокханг, Рамоче, тибетский буддизм, статуи Будды. R. Garri SACRED PLACES OF LHASA The paper covers on the base of the Tibetan and Chinese sources a history of the ancient temples of Lhasa – Jokhang and Ramoche and their most revered objects, i.e. statues of the Buddha Shakyamuni brought to Tibet in the 8th century by the Chinese and Nepalese wives of the king Songtsen Gampo. Джокханг Храм Джокханг является самым древним буддийским храмом Лхасы, а находящаяся в нем статуя Будды Шакьямуни Джо – главной святыней города и всего Тибета. История храма восходит ко времени правления 33- го царя Тибета, основателя тибетской империи, хранителя веры – дхармараджи Сонцзэн Гампо (620-649). В 631 г. он перенес столицу в Лхасу (сначала она называлась Раса) и построил на вершине Красной горы Марпори белый дворец. Затем он женился на непальской и китайской принцессах, которые привезли с собой в качестве приданного статуи Будды, китайская принцесса Вэнь Чэн – статую Будды Шакьямуни Джово, непальская принцесса Брикхути – статую Будды Акшобхья Ваджры (тиб. Микьёд Дордже). Каждая принцесса построила для своей статуи специальный храм, однако впоследствии статуи поменялись своими местами в храмах. Согласно тибетским источникам это произошло следующим образом. Так, Чжокхан первоначально назывался Раса Трулнан Цуглакхан и 2 предназначался для статуи Микьёд Дордже. Непальская жена царя – Брикхути решила построить храм для своей статуи, на что царь дал свое согласие. Поскольку китайская принцесса Вэнь Чэн хорошо разбиралась в китайской астрологии и геомантии, Брикхути отправила к ней служанку расспросить о том, в каком месте лучше всего возвести храм. Вэнь Чэн сказала, что храм следует построить на месте озера Отан. Однако служанка недопоняла инструкций китайской принцессы, и когда днем озеро засыпали и возводили постройки, ночью боги и демоны все разрушали. На помощь строителям призвали священных коз, на которых переносилась глина для засыпки озера. В честь этих коз, помогавших в строительстве храма, и был назван храм (ра – коза, са – земля или глина, трулнан – манифестация, чудо). Однако все было напрасно, ночью все постройки по- прежнему разрушались. Тогда царь и царица обратились с молитвой к бодхисатве Авалокитешваре, который сказал им следующее: «Тибетская земля подобна лежащей на спине дьяволице, и для того чтобы ее подавить, необходимо на месте ее главных органов построить буддийские храмы». Так, царь начал одновременно возводить 12 храмов, которые приходились на плечи, локти, колени, ладони и ступни дьяволицы. Это были четыре храма для подавления крайностей – Тадюл, четыре храма для нейтрализации негативных сил – Яндюл и четыре храма геомантии для защиты Тибета – Рунон. Два дополнительных храма были построены женами царя. Непальская царица построила храм Раса Трулнан Цуглакхан, который приходился прямо на сердце дьяволицы, а китайская принцесса – храм Рамоче. Не совсем понятно, связана ли постройка Рамоче с этой историей или нет. После смерти Сонцзэн Гампо в 649 г. на престол вступил его внук Мансон Манцзэн (гг. правления: 649-676). Тибетская летопись «Светлое зерцало царских родословных» повествует о том, как китайский император, узнав о смерти Сонцзэн Гампо, послал в Тибет 500-тысячную армию, 3 намереваясь после покорения Тибета увезти обратно в Китай статую Будды. Для того чтобы ее уберечь, статую вынесли из Рамоче и укрыли в Цуглакхане в выступе за южной стеной, называвшейся Зеркальной (Мэлончан). Стену покрыли штукатуркой и нарисовали на ней изображение Манджушри. Статую Акшобхья Ваджры перенесли, в свою очередь, в Рамоче. Есть также версия по Г. Цыбикову, что статую Акшобхья Ваджры китайские войска увезли на однодневный путь. Статуя Джу простояла в темноте за стеной в течение трех царствований. Затем в период правления царя Тидэ Цугтена, или Меагцома (гг. правления: 704- 755), в Тибет отправилась китайская принцесса Цзинь Чэн, чтобы выйти замуж за сына Меагцома. К несчастью, молодой принц скоропостижно скончался. Принцесса, тем не менее, прибыла в Тибет и изъявила желание увидеть статую Будды. В Рамоче статуи не оказалось, и принцесса нашла ее запертой в Раса Трулнане, извлекла ее и поместила в главный зал. После этого Цзинь Чэн установила ритуал почитания статуи и вышла замуж за царя Меагцома. В период, когда великий правитель Тибета, хранитель веры дхармараджа Тисрон Дэвцзэн (гг. правления: 755-797) – сын Меагцома и китайской принцессы еще не достиг совершеннолетия, всеми делами в царстве управлял всемогущий министр Машан из рода Тон. Новая религия ему не нравилась, он хотел от нее избавиться и поэтому решил отправить статую Будды в Индию. Однако это ему не удалось, так как даже тысяча человек не могла сдвинуть статую с места. Тогда ее закопали в землю, но в стране начались голод и эпидемии. Опять было решено отправить статую в Индию, и опять ничего не получилось, и статуя перемещалась с одного места в другое. В конце концов, после того, как царь, достигнув совершеннолетия, замуровал Машана живым в гробницу и установил повсеместно буддийскую веру, статуя была установлена в Цуглакхане, где находится и поныне. С этого времени храм неоднократно разрушался и 4 восстанавливался. Самые большие разрушения храм претерпел во время монгольского нашествия и культурной революции. Самые большие реставрационные работы были произведены в период правления Далай- ламы V и в 80-е гг. XX века. Основатель школы Гелукпа Цзонхава изготовил для статуи корону из чистого золота, а для Акшобхья Ваджры – из чистого серебра. Почему же так ценится эта статуя в Тибете – стране, где имеется, возможно, самое большое количество буддийских статуй в мире. Дело в том, что тибетцы свято верят в то, что этот образ Будды Шакьямуни сделан при жизни Просветленного. Считается, что Будда лично освятил статую, и поэтому она несет в себе его реальные благословения. Безграничная вера тибетцев превратила статую из обычного объекта в божественный, и поэтому когда они ее видят, то считают, что перед ними находится сам Будда. Они называют статую «Драгоценным Господином Буддой» и «Драгоценностью, исполняющей желания». Считается, что одно только лицезрение статуи трансформирует энергию человека в позитивную, что называют «освобождением через видение». Как гласит предание, статую изготовил небесный скульптор Вишвакарман под руководством повелителя богов Индры из 10 драгоценностей мира богов и людей. Потом драгоценности были переплавлены, и статуя отлита в настоящую форму. Долгое время она находилась в обители богов, потом в Уддияне, а затем в Индии – Магадхе. Царь Магадхи подарил статую китайскому императору Тайцзуну, после чего она в качестве приданного китайской принцессы попала в Тибет. По тибетскому поверью, таких статуй всего две, вторая находится в месте рождения Будды – Бодхгайе. Несомненно, что статуя представляет собой высочайший образец буддийского искусства независимо от того, действительно ли она является прижизненной. А вообще статуй, создание которых буддийская традиция приписывает временам Будды, всего несколько в мире. Примечательно, 5 что одним из таких изображений, возможно, является статуя Сандалового Будды, находящаяся в Эгитуйском дацане республики Бурятия. Статуя Джово находится в восточной стороне храма в специально отведенном для нее святилище, представляющем собой небольшую комнату приблизительно 5 на 5 м. Статуя установлена посредине комнаты на возвышении, к которому ведут несколько ступенек. В настоящее время статуя обычно закрыта железной цепной решеткой, через которую паломники могут приложиться головой к ноге статуи. Иногда решетка бывает убрана, несколько раз я могла видеть статую без всякого ограждения. Статуя Джово отлита из сплава золота, серебра, бронзы и олова. В ней содержится 13 613 таэлей чистого золота (20 419 унций, или 579 кг), и традиция называет ее золотой. Статуя больше человеческого роста и изображает Будду Шакьямуни в возрасте 12 лет, сидящего в ваджрной позе (общая высота 1,5 м). Правая рука лежит на колене в жесте прикосновения к земле, левая – в жесте медитации. Рук, однако, не видно, потому что тело покрыто мантией из желтого китайского шелка. Статую отличают роскошные украшения. Индийская прическа волос закрыта короной из кованого золота со вставленными драгоценными – бриллиантами, рубинами, сапфирами и полудрагоценными камнями, среди которых в основном преобладают кораллы и бирюза. В зубцы короны инкрустированы изображения божеств. На груди статуи ожерелье в виде пластрона с большим количеством бирюзы и кораллов, на груди вставлена большая белая раковина с завитком по направлению часовой стрелки. По свидетельству Г. Цыбикова на шее статуи висели крупные четки, принадлежавшие китайскому императору минской династии. Сейчас четок на статуе не видно. На руке Будды стоит чаша, перед ним на особой подставке стоит другая большая чаша, на которую поставлена ступа в виде пирамиды с уступами с насыпанными на нее зернами ячменя. На подставке 6 также стоят несколько лампад, в которые паломники непрерывно добавляют принесенное с собой масло. Позади статуи Джо находится статуя Будды Дипанкары. Видны только ее голова и плечи. Согласно преданию, она была главной статуей святилища до того, как туда переставили Джово Шакьямуни. Когда статую Будды Дипанкары хотели передвинуть, говорят, что она человеческим голосом сказала: «Я не хочу отсюда уходить», тогда ее расположили позади Шакьямуни. Вокруг стен святилища расположены 12 статуй стоящих бодхисатв, сзади – статуи Далай-ламы VII, XIII, Цзонхавы и Будды. Вернемся к самому храму и его остальным реликвиям. Храм также называли Цуглакхан четырех радостей: так как двери в нем сооружены по схеме мандалы – радуются ламы; столбы возведены по схеме ритуального кинжала пурба – радуются танристы; стены построены по схеме свастики – радуются бонпосцы; крыши возведены по схеме диаграммы (реумиг) – радуется тибетский народ. Наверное, под всеобщей радостью подразумевалось то, что храм – внесектарный и является святыней для всех тибетцев в независимости от их принадлежности к какой-либо отдельной школе. Поскольку храм был построен непальской принцессой, он обращен лицом на запад – в сторону Непала. Первоначально стены были кирпичными. Поперечные балки, опорные столбы и карнизы сделаны из смешения тибетского и непальского стилей, крыша покрыта черепицей и отражает влияние китайской архитектуры. Впоследствии крыши над святилищем Шакьямуни и Авалокитешкары позолотили, а затем в период правления Далай-ламы VI (гг. жизни: 1617-1682) все старые крыши были заменены позолоченными. В 1409 г. Дракпа Гьялцен расширил здание перед воротами, новые постройки были добавлены регентом Сангье Гьяцо и Далай-ламой VIII (1758-1804), так постепенно храм приобрел свой настоящий вид. 7 Цуглакхан построен в центре старого города Лхасы. Храм небольшой, внешне 2-этажного вида, на самом деле в нем имеется 4 этажа, считая площадь крыши, со стороны он напоминает обычные тибетские монастыри. Его площадь более 16 700 кв. м., в нем находится более 30 святилищ, общая площадь построек составляет 25 100 кв. м. Раньше некоторые департаменты тибетского правительства Кашаг располагались в храме. Ежегодно с 5-го по 26-е число первого месяца по тибетскому календарю представители всех монастырей Тибета собираются в храме для проведения религиозного праздника Монлам. В старом Тибете во время Монлама управление Лхасой передавалось монахам монастыря Дрепунг. В храме сохранены многочисленные бесценные артефакты, более 300 буддийских статуй, фресок общей площадью более 2600 кв. м., а также огромное количество рукописей, ксилографов, мемориальных досок, стел, танка, ритуальных и музыкальных предметов. Прямо перед входом в храм находятся три каменные стелы. На одной из них выгравировано тибетско-китайское соглашение, заключенное между Китаем и Тибетом в 821 г. Все исследователи полагают, что это был равноправный договор, подтверждающий границы между государствами по соглашению 783 г., если не считать неравенства в «родственных отношениях» государей: китайский император считался дядей, а тибетский цэнпо – племянником. За стелой видно засохшее дерево, которое, как говорят, было посажено самой китайской принцессой Вэнь Чэн. Подходя к главным воротам, посетитель вступает под навес, поддерживаемый шестью столбами. Слева под навесом находятся два больших молитвенных колеса. Как во времена Г.Цыбикова, так и сейчас, под этим навесом и на прилегающем к храму участке площади совершает простирания огромное количество людей. Слева от ворот выстроена длинная очередь тибетских паломников, которая занимается с самого раннего утра. Туристы, платящие за входные билеты, проходят в храм без очереди, однако внутри 8 им будет очень трудно втиснуться в очередь, если у них возникнет желание поклониться божествам наряду с простыми паломниками. Зайдя под ворота, слева и справа посетитель видит обычные для тибетских храмов статуи четырех царей – хранителей учения (дхарма-радж), по две на каждой стороне. Затем следует внутренний двор, центр которого находится под открытым небом. На стене по левую руку от входа во двор нарисована фреска, изображающая покорителя Тибет – Гуши-хана, беседующего с Панчен-ламой I, далее следуют изображения тысячи будд. В этом дворе раньше и сейчас рассаживаются монахи на богослужение во время религиозного праздника Монлам. Наверху слева виден красиво украшенный золотыми фигурами балкон. От него идут личные апартаменты Далай-ламы, в которых он останавливался во время праздника. На дальней стороне двора находится длинный алтарь с масляными светильниками, за которым находится следующая дверь, ведущая в сам собственно храм Джокханг. Главное помещение первого этажа квадратное. Центральная часть огорожена невысокой деревянной решеткой. Внутри находятся несколько статуй, среди которых главными являются статуи Падмасамбхавы, Майтрейи и 1000-рукого Авалокитешкары. По стенам помещения находятся небольшие комнаты-святилища, в которых расположены многочисленные статуи божеств. Паломники движутся посолонь вдоль стены, постоянно к ней прикасаясь, заходят в одно за другим святилища, делают поклонения, подношения, подкладывают масло в светильники. Джокханг, пожалуй, единственный храм Тибета, в котором в любое время сосредоточено огромное количество народа, царит необычайное религиозное воодушевление. Особенно поражает небывалый восторг тибетцев при виде статуи Джу. Многие плачут, каждый пытается 9 задержаться у статуи и сделать как можно больше простираний, что очень нелегко при большом скоплении народа и давке очереди. В храме находится более 30 комнат-святилищ. Их общее устройство таково. По стенам на возвышении находятся статуи божеств. Посредине стоит столб, вокруг которого размещены светильники. Как отмечал Г.Цыбиков, «не все божества пользуются одинаковым почетом, и посетитель сразу может отличить наиболее чтимых». Главной статуей храма, как мы уже говорили, является, статуя Будды Шакьямуни Джу. Возможно, второй по своей значимости является статуя 5-составного, 11- ликого и 1000-рукого Авалокитешкары, которая находится в середине северной стены. По одному из преданий эта статуя чудесным образом появилась во времена царствования Сонцзэн Гампо. По другому – была слеплена из смеси разных благовонных трав по приказу царя. Кроме того, считается, что внутрь ее помещена сандаловая статуя того же Авалокитешкары, привезенная из Индии. Существует также такое предание, что сам царь вместе со своими женами, непальской и китайской принцессами, слились с этой статуей в момент смерти. По этой причине статую и называют 5-составной, так как она состоит из главной статуи, сандаловой статуи, царя Сонцзэн Гампо и двух его жен. Я слышала, что настоящая статуя 5-составного Авалокитешвары была утрачена в период культурной революции, а находящаяся в храме сейчас – копия, сделанная в недавнее время. Документов, подтверждающих это или обратное, у нас, к сожалению, не имеется. Далее через одну комнату в углу на антресолях находится большая статуя реформатора буддизма Цзонхавы. Существует множество легенд по поводу ее происхождения. По одной из них она была сделана по приказанию царя Сонцзэн Гампо, который предвидел появление на свет великого ламы. Говорят, что Цзонхава, увидев статую, признал в ней самого себя и сообщил об этом посторонним. Те, увидев поразительное 10 сходство, воздали почести, как самому ламе, так и статуе. Совсем уже близко, через одну комнату, находится главная святыня храма – статуя Будды Шакьямуни Джу, о которой мы уже рассказали. На втором этаже прямо над главным входом находится большое помещение, в котором расположены очень чтимые большие статуи царя Сонцзэн Гампо, китайской принцессы Вэнь Чэн и непальской принцессы Брикхути. Если проследовать по внутренней лестнице на третий этаж, то посетитель попадает в святилище богини Палден Лхамо, которая считается главным защитником Тибета, особенно среди приверженцев школы Гелукпа. Богиня также особо почитается среди женщин. В комнате помещены две статуи богини, справа – в мирной ипостаси, слева – в гневной. В гневной ипостаси богиня держит меч, а лицо ее закрыто тканью. Богине преподносят «сэржэм» - ячменное вино или водку. Монах, обслуживающий святилище Палден Лхамо, может разрешить войти в еще одну комнату, расположенную в задней части комнаты. Там находится Пелчок Дуган, в котором нет статуй, а только роскошно разукрашенные фрески защитников школы Гелукпа – Ямантаки, Махакалы и Палден Лхамо. Стены – черного цвета, а божества нарисованы в белых, золотых и красных тонах. Из этой комнаты можно прямиком попасть на крышу храма. На открытой площадке 4 этажа, или крыши храма, находятся 4 симметричных золотых павильона, украшенных ступами, бугорками, золотыми колокольчиками, отлитыми божествами и животными. Драконы и колокольчики на карнизах отражают влияние китайской архитектуры. Над воротами храма находятся золотые священные лани и колесо учения, слева и справа установлены символы процветания буддизма – золотые гьялцены, напоминающие большие колокола. С крыши храма открывается прекрасный вид на главную площадь, сам город и в особенности на дворец Потала. 11 К особо почитаемым святилищам также относится святилище богини Тары, которое находится вне самого храма. Большая статуя богини находится в центре помещения, позади за стеклянными шкафами расположена 21 манифестация Тары. Эта статуя по преданию находилась внутри храма. Гуши-хан в гневе за ее молчание на его вопросы, повелел ее вынести из здания. Но, когда статую донесли до места ее настоящего местонахождения, она вдруг промолвила: «Я останусь здесь». Пораженные таким чудом, ее оставили на этом месте и воздали почести. Поклонение храму заканчивается внутренним и внешним обходом храма. Внутренний обход (Нангкхор) проходит под навесом, где по периметру всего храма расположены молитвенные барабаны. Стены вокруг храма расписаны с обеих сторон картинами, изображающими 108 историй из многочисленных рождений Будды. Внешний обход храма (Бакхор) проходит по одноименной улице, на которой с обеих сторон расположены многочисленные лавки, торгующие самыми различными товарами религиозного предназначения. Это самая многолюдная улица Лхасы. Целый день по ней движется толпа людей, в особенности многолюдная в утренние и вечерние часы. Люди быстро идут по улице в направлении солнца, перебирают четки, крутят молитвенные барабанчики, начитывают мантры. Немалое количество паломников совершает обход, простираясь по земле. Храм Джокханг и улица Бакхор поистине сердце Тибета, где воочию чувствуешь его живое биение. Рамоче Храм Рамоче является наряду с храмом Джокхан древнейшим святилищем Лхасы. В нем находится статуя Будды Шакьямуни – Микьёд Дордже (Акшобхья Ваджра), привезенная в Тибет непальской женой тибетского царя Сонцзэн Гампо – Брикхути. Он находится в центре 12 старого города Лхасы примерно на расстоянии 1 км от Джокханга. Храм Рамоче также называют Гьятаг Рамоче, Гьятаб Рамоче, Пэлден Гьюто дацан. Название Рамоче произошло от слова рава, что означает «изгородь», которой намеревались огородить статую Будды, привезенную китайской принцессой Вэнь Чэн. Раньше в этом месте стояла огромная палатка из ячьей шерсти тамоче. Затем это название постепенно заменилось на Рамоче. В названии Гьятаг Рамоче слог таг может иметь два значения: отпечаток (rtag) и тигрица (stag). Сначала имелся в виду отпечаток руки китайской принцессы, сохранившийся на каменной стеле. Однако значение отпечаток постепенно сменилось на значение тигрица, так как стали говорить, что будто бы в этом месте парила китайская тигрица (гьятаг). Что касается названия Гьятаб Рамоче, то оно дословно означает «Рамоче, основанный китайской принцессой». В главе о Джокханге говорилось о том, что первоначально храм Рамоче предназначался для статуи Будды Шакьямуни, привезенной китайской принцессой. Легенда гласит, что, когда ее везли на носилках, последние вдруг увязли на этом самом месте в песке, и никто не мог их оттуда вытащить. И только, когда по сторонам носилок со статуей поставили 4 столба и, повесив парчовые занавеси, сделали своевременное поклонение, повозку смогли поднять. Будучи искусной в астрологии, принцесса смогла понять, что здесь находился дворец нагов. Для того чтобы подавить наносимый ими вред, в этом месте следовало установить статую Будды. Так было положено основание для храма Рамоче. После смерти Сонцзэн Гампо во время правления его внука Мансон Манцзэна (гг. правления: 649-676). китайский император послал в Тибет 500-тысячную армию, которая должна была увезти обратно в Китай статую Будды. Тогда статую вынесли из Рамоче и укрыли в Раса Цуглакхане в выступе за южной стеной, называвшейся Зеркальной (Мэлончан). Статую Акшобхья Ваджры перенесли, в свою очередь, из Чойлунга в Рамоче. Так, статуи 13 поменялись своими местами в храмах. Поскольку храм был построен китайской принцессой, его вход был обращен в сторону Китая на восток. Первоначально храм был построен в стиле архитектуры Танского Китая, однако впоследствии многочисленных пожаров, случившихся на протяжении всей истории храма, его стиль преобразовался в типично тибетский. Что касается названия храма Пэлден Гьюто дацан (Великолепный колледж Верхней Тантры), то это наименование связано с тем, что храм служил тантрической школой для последователей школы Гелук. Другой тантрической школой для гелукпинцев был Гьюме дацан (колледж Нижней Тантры). Последний был создан в 1433 г. учеником Цзонхавы – Кхедруп Шерабом Сенге в провинции Цзан. Его ученик Гьючен Кунга Дондуп в течение 13 лет изучал в Гьюме дацане Винаю и Тантру, однако был изгнан оттуда правителем области за то, что якобы плохо исполнял некоторые ритуалы. Тогда он отправился в Чумда, где был впервые основан Гьюто дацан. Затем дацан был перенесен в Верхний Уй в местность Джампалинг. Затем, когда в 1474 г. сильно поднялись воды реки Кичу, угрожая Лхасе наводнением, Гьючен Кунга Дондуп с помощью ритуалов Другчума и Шидаг смог усмирить речные воды. В благодарность за свое спасение жители Лхасы даровали храм Рамоче Гьюто дацану для проведения занятий Тантры. Тантрические колледжи Гьюме и Гьюто предназначались для обучения Тантре последователей школы Гелукпа. Существовало два вида учеников, так сказать, «развивающиеся» (bskyed rim pa) и «продвинутые» (rdzogs rim pa). Первые обучались в колледже 6 лет. В программу входило слушание и заучивание тантрических текстов, ритуалы мандалы и медитация тантр Гухьясамаджи, Самбхары и Ямантаки, после чего они должны были сдавать экзамены. Ко второму виду учеников относились выпускники монастырей Сэра, Ганден и Дрепунг, получившие степень 14 доктора философских наук – геше. «Продвинутые» студенты дзогримпа обучались всего год. Им не нужно было сдавать экзамены на знание ритуалов «стадии развития», они обучались по «стадии завершения», которая включала в себя практики иллюзорного тела, чистого света и прочие, а также медитацию на вены, дыхание и семя. В храме одновременно обучалось около 700 монахов. Ведущий лама колледжа через 3 года после получения должности становился на 3 года настоятелем колледжа. После этого настоятель Гьюто дацана становился наставником Дхармы на факультете Шарце монастыря Ганден, а настоятель Гьюме дацана на факультете Джангце, соответственно. После этого они становились в порядке очередности держателями трона монастыря Ганден – символическими представителями самого Цзонхавы, основателя учения Гелукпы. В настоящее время практическая деятельность храма как танрического колледжа возобновилась, однако навсегда утратила свой прежний высокий статус. Институциональная деятельность колледжа продолжается в одноименном храме в Дхарамсале в Индии. После того, как храм Рамоче стал служить в качестве Гьюто дацана, он постепенно расширялся и стал 3-этажным. Во время культурной революции храм очень сильно пострадал, сейчас восстановлен в прежних масштабах. Храм небольшой, его площадь составляет приблизительно 4000 кв.м., что включает в себя большие ворота, двор, галерею священного обхода с молитвенными барабанами, молитвенный зал и святилище. Главной святыней храма, как говорилось, является покрытая золотом медная статуя Будды в 8-летнем возрасте – Акшобхья Ваджра, или Микьёд Дордже, привезенная непальской принцессой Брикхути. Она находится в небольшой комнате площадью 22,49 кв.м., вход затянут стальной сеткой. По древности она не уступает статуе Джу. Обе статуи были изготовлены из одного материала, освящены самим Буддой, поэтому считается, что нет различия по силе их благословения. Несмотря на это, статуя Джо ни с чем 15 не сравнима по степени ее почитаемости в Тибете. Статуя Микьёд Дордже всегда находилась как бы в ее тени, а храм Рамоче в тени Джокханга. И даже Цзонхава пожаловал статуе Джово золотую корону, а статуе Микьёд Дордже серебряную. Несомненно, тем не менее, что последняя также представляет собой самую драгоценную святыню Тибета и высочайший образец буддийского искусства. К сожалению, статуя была сильно повреждена во время культурной революции. Она была сломана на две части, драгоценные реликвии, заложенные внутрь, повреждены. Фрагменты нижней части остались в Тибете, верхняя часть была увезена в Пекин на какую-то фабрику. Когда началось восстановление Джокханга и Рамоче, утраченную часть сделали заново, и новую, по сути, статую установили в храме. Однако после, благодаря усилиям покойного Панчен- ламы X, верхняя часть статуи была найдена, причем, как утверждает современный тибетский источник, самая что ни на есть аутентичная. Обе части статуи были соединены, отреставрированы, и поэтому то, что мы можем сейчас видеть в храме Рамоче, и есть, если верить нашему источнику, прижизненная статуя Будды Шакьямуни, освященная самим Буддой. Литература: Цыбиков Г.Ц.. Избранные труды. Т. 1. Буддист-паломник у святынь Тибета. Новосибирск: Наука, 1991. Batchelor, Stephen. The Tibet Guide. London: Wisdom Publications, 1987. Chos ‘phel gyis brtsams. Gangs can ljongs kyi gnas bshad lam yig gsar ma. Lha sa khul gyi gnas yig. Beijing: Mi rigs dpe skrun khang, 2004 (Чойпэл. Новый путеводитель по святым местам Страны снегов. История Лхасы. Пекин: Народное издательство, 2004. Tibetan Buddhist Art. Photographed by Hiroki Fujita. Tokyo: Hakusuisha Publishing Co., LTD, 1984. 16 Xizangde simiao he cenglü. Beijing: Zhong Zangxue chubanshe, 1995 (Тибетские монастыри и монахи. Пекин: Издательство китайской тибетологии, 1995).

Год: 2011
Издательство: Бурятский НЦ СО РАН
ISSN: 2222-9175
Язык: Русский
Качество: отличное
Количество страниц: ~200/номер
Формат: PDF
Размер: 2,18 Мб

Описание: Научный журнал Учреждения Российской академии наук «Бурятского научного центра СО РА Н». Помимо прочего журнал освещает новейшие тенденции в тибетологии, буддологии, тибетской медицине, геологии, этнографии, филологии и истории Забайкалья.

350 лет добровольного вхождения Бурятии в состав Российского государства

От кочевий и острогов к субъекту Российской Федерации– Республике Бурятия...........7
Наговицын В. В.350 лет добровольного вхождения Бурятии в состав
Российского государства: история, современность, перспективы..............................................8
Базаров Б. В. Исторический опыт взаимодействия народов и цивилизаций
XVII–XIX вв.: к350-летию присоединения Бурятии к России................................................14
Коновалов П. Б. Об ойратско-бурятской этноисторической общности:
историко-археологическое исследование....................................................................................20
Нанзатов Б. З. Расселение бурят и их соседей
в концеXVI – первой половинеXVII в. ......................................................................................32
Цонгоол Б. Нацагдорж. Исторические корни двух бурятских походных песен:
новые данные к этнической истории бурятXVII в. ...................................................................38
Нимаев Д. Д., Имихелов А. В. Этнокультурные и этнодемографические процессы
в Сибири(XVII – началоXX в.) ..................................................................................................50
Дамешек Л. М. Окраинная политика как фактор инкорпорации
сопредельных территорий Российской империи(XVIII – началоXX в.) ...............................61

История

Жалсанова Б. Ц. Деятельность Баргузинской степной думы по учреждению
инородных управ в ведомстве в середине ХIХ в. ......................................................................66
Кальмина Л. В. Модернизация сибирской экономики на рубежеXIX–XX вв.:
забайкальский вариант..................................................................................................................72
Курас Л. В. Бурятия в период Октября1917 г. ....................................................................81
Балдано М. Н. Урбанизационные процессы в Бурятии в1930-е гг. ..................................93
Батуев Ц. Б. Территориальное развитие субъектов Федерации
как предмет государственного регулирования..........................................................................100

Этнография

Рассадин И. В. Формирование тофаларского этноса........................................................112
Жамбалова С. Г. Праздник всех праздников у русских побережья Байкала
в советское довоенное время.....................................................................................................119

Филология

Дырхеева Г. А. Языковая ситуация в Бурятии: двадцать лет спустя...............................132
Чимитдоржиева Г. Н. О якутизмах монгольского происхождения
в эвенкийском языке....................................................................................................................138

Буддология

Урбанаева И. С. В поисках метатеории единства Востока и Запада:
новейшие тенденции в тибетологии и буддийская парадигма разумности............................147

Геология

Ласточкин Е. И., Рипп Г. С., Дорошкевич А. Г. Амфиболы в породах
Ошурковского массива................................................................................................................155

Тибетская медицина

Кузнецова Н. А. Современная историография тибетской медицины..............................163

Критика и библиография

Абаева Л. Л. Монография«Евразийский мир. Ценности, контакты,
самоорганизация» / Отв. ред. Ю. В. Попков. – Новосибирск: Нонпарель, 2010. – 446 с. ....173

Официальная хроника

Указ Президента Монголии №69 от12 апреля2011 г. о награждении
Бориса Вандановича Базарова орденом«Полярная звезда» ....................................................177

Юбилеи

Галина Доржиевна Чимитдоржиева. К юбилею доктора сельскохозяйственных наук,
профессора, заведующей лабораторией биохимии почв ИОЭБ СО РА Н...............................178
Кузнецов С. И. Юрию Александровичу Петрушину– 60 лет..........................................180

Научная жизнь

Базаров Б. В. Региональные конкурсы РФФИ И РГНФ: итоги и перспективы.............183
Бадлуев А. И. Фундаментальная наука в интересах развития Республики Бурятия......193
Палицына С. С. Двадцать лет Учреждению Российской академии наук
«Байкальский институт природопользования СО РА Н» ..........................................................195
Кислов Е. В. Новые и нетрадиционные типы месторождений полезных ископаемых
Прибайкалья и Забайкалья..........................................................................................................197
Цыбикова Б.-Х. Б. Научная сессия Института монголоведения, буддологии
и тибетологии СО РА Н-2011 .......................................................................................................200
Бюраева Ю. Г. Социальная среда– потенциал конкурентоспособного
развития регионов........................................................................................................................204

Скачать c turbobit.net

Научная жизнь

Монголоведные исследования на страницах журнала «Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук»*

© 2014 Б. Базаров, Л. Курас

В статье дается анализ монголоведных исследований, опубликованных на страницах журнала «Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук», в которых рассматриваются этническая, языковая и историческая составляющие истории Монголии. Многие публикации являются результатом совместных российско-монгольских проектов, подготовленных при поддержке РГНФ (Россия) и МиОКН (Монголия).

Ключевые слова: Вестник Бурятского научного центра СО РАН, Россия, Монголия, монголоведные исследования, критика и библиография.

Вероятно, в силу того, что Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (ИМБТ СО РАН) является единственным в мире специализированным академическим институтом, предметно изучающим монголистику во всем ее многообразии (такого института нет даже в Монголии), с первых дней существования журнала «Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук» (2011 г.) для него стала приоритетной монголоведная тематика. Из номера в номер рубрика «Монголия» пополняется оригинальными материалами, среди авторов которых не только сотрудники ИМБТ СО РАН, но и ученые Института востоковедения РАН, Института Дальнего Востка РАН, Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета, Иркутского государственного университета, Управле -ния РАФ ФСБ России, Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН, Калмыцкого государственного университета, Иркутского государственного университета,

Базаров Борис Ванданович - член-корреспондент РАН, директор Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, председатель Президиума БНЦ СО РАН. E-mail: [email protected].

Курас Леонид Владимирович - доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела истории и культуры Центральной Азии Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. E-mail: [email protected].

* Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского Научного Фонда в рамках научно-исследовательского проекта «Монгольские народы: исторический опыт трансформации кочевых сообществ Азии» № 14-18-00552.

Бурятского государственного университета, Института филологии СО РАН, Института археологии и этнографии Дальневосточного отделения РАН, Института международных отношений Академии наук Монголии, Института истории Академии наук Монголии и Института кочевых цивилизаций Академии наук Монголии. Не случайно одним из членов редакционного совета журнала является президент Академии наук Монголии академик Б. Энхтувшин. В постоянных рубриках журнала («История. Этнография», «Филология», «Культурология. Политология», «Региональная экономика», «Религиоведение», «Буддология», «Тибетская медицина») периодически появляются статьи, затрагивающие различные вопросы монголистики.

Все рассматриваемые нами статьи, опубликованные на страницах журнала можно структурировать по проблемному принципу. Прежде всего, следует выделить такие темы, как «Историография истории Монголии», «Монголы и монгольский мир», «Традиционное хозяйство монголов в изменяющемся мире», «Место и роль бурятских демократов в становлении монгольской государственности», «Личность в истории», «Вторая мировая война и российско-монгольское военное сотрудничество», «Место и роль Монголии в российской истории», «Монголия в изменяющемся мире», «Социальная структура монгольского общества», «Стратегическое партнерство», «Современное законодательство Монголии», «Буддология», «Тибетская медицина», «Сохранение традиционной культуры монголов», «Литературная критика», «Наука и практика».

Историография истории Монголии

Выбирая «генеральную линию» академического журнала, было необходимо осуществить своеобразный смотр сил, проанализировать современное состояние российского монголоведения, в том числе и монголоведения сибирского, дабы определить магистральные направления будущих исследований. В этой связи в числе первых монголовед-ных публикаций на страницах «Вестника» были историографические статьи профессора Иркутского госуниверситета Е.И. Лиштованного1 и профессора Бурятского госуниверситета В.Д. Дугарова2. Е.И. Лиштованный показывает преемственность сибирского монголоведения, которое «стояло на плечах» российского ориентализма. Но создание авторитарного государства способствовало сосредоточению востоковедных исследований в центре, что привело к разрушению региональных центов востоковедения в конце 20-х годов XX в. И лишь в послевоенный период в Восточной Сибири начали возрождаться востоковедные исследования в академических структурах и в системе высших учебных заведений. В этом плане статья В.Д. Дугарова стала логическим продолжением статьи Е.И. Лиштованного, указав на серьезные недостатки советского монголоведения, автор на основе историографического анализа, предлагает вполне реальные направления востоковедной (монголоведной) работы.

Монголы и монгольский мир

Проблема монгольского мира является главной темой всех Всемирных монголо-ведных конгрессов, а также работы Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (ИМБТ СО РАН). Поэтому не случайно, что она стала определяющей в серии публикаций, связанных с проведением в Улан-Удэ VI Генеральной сессии Конвента монголов мира (14-18 июня 2010 г.). Форуму предшествовало создание многочисленных обществ и ассоциаций, которые способствовали укреплению сотрудничества монголов мира, в частности: Культурного научно-исследовательского фонда монгольских народов. Ассоциации борцов монгольских народов, Шахматной ассоциации монгольских народов и др. Но, пожалуй, главным событием Конвента монголов мира стала международная научная конференция «Глобализация и монгольский мир», подготовленная ИМБТ СО РАН. Именно на эту особенность указали в своей статье М.Н. Балдано и Л.В. Курас, которые

дали характеристику основных направлений монгольской проблематики, освещенных во время конференции. Не случайно в ее работе приняли участие до 200 ученых ведущих востоковедных центров России, Монголии, Китая, Индии и др.3

Несомненно, что наиболее значимыми выступлениями на научном форуме стали доклады председателя президиума Бурятского научного центра СО РАН, директора ИМБТ СО РАН, член-корреспондента РАН Б.В. Базарова4 и президента академии наук Монголии академика Б. Энхтувшина5, опубликованные на страницах журнала. Ученые не просто раскрыли современное состояние монгольского мира в азиатском пространстве сквозь призму российско-китайско-монгольских отношений на региональном уровне в условиях глобализации: их выступления органически дополнили друг друга, обозначив основные направления в деле преумножения исторического и культурного наследия монголов. Так, если Б.В. Базаров сосредоточил свое внимание на государственном суверенитете Монголии и многовекторности ее внешней политики в свете новых тенденций в восточноазиатской геополитике и тенденций проникающего взаимодействия через Внутреннюю Азию, то академик Б. Энхтувшин, опираясь на исторический опыт, заострил внимание на историко-культурном иммунитете монголов в рамках культурной глобализации.

О важности поставленной проблемы говорит тот факт, что Б.В. Базаров еще раз возвращается к поставленной проблеме в рамках треугольника «Россия-Монголия- Китай», который «имеет громадные перспективы развития и несмотря на высокий объем человеческого ресурсного потенциала... начинает выходить из плена исторически сложившихся обстоятельств, определяет собственный профиль в рамках мировой экономики и международных отношений»6.

В рамках этой проблемы особую роль в Центральной Азии приобретает концепция «мягкой силы», предполагающая набор современных методов борьбы за влияние в Монголии. Началась большая игра, основными участниками которой стали Россия, США и Китай: они борются за право контролировать минеральные и энергетические ресурсы региона. Монголия стремится сохранить равноправие в отношениях со всеми странами, расширить географию внешних связей и реализовать политику открытой экономики. Именно этому аспекту современной международной политики посвящена монография доктора политических наук A.B. Михалева «Монголия в большой игре XXI века: борьба за влияние и неформальные институты мягкой силы»7, рецензия П.Н. Дудина на которую помещена в «Вестнике БНЦ СО РАН»8.

Анализируя международную обстановку, место и роль Монголии на международной арене, нельзя забывать, что политический вес государства во многом зависит от внутреннего климата, от политической стабильности и социально-экономического положения граждан. И в этой связи необходимо обратить внимание на статью старейшего российского монголоведа М.И. Гольмана, который проанализировал итоги и особенности избирательной кампании 2012 г. в Великий государственный хурал Монголии и Столичное собрание представителей граждан и оценил эту кампанию «как крупный шаг Монголии вперед на пути укрепления демократии»9.

Здесь следует отметить, что в современной Монголии и на внутреннюю, и на внешнюю политику накладывает отпечаток религиозный фактор, который, естественно, не обойден вниманием на страницах «Вестника».

Буддизм в Монголии

Сегодня понимание монгольского мира невозможно представить без буддизма, который органично влился в современную жизнь Монголии. А после принятия ряда либеральных законов о свободе вероисповедания буддизм стал неотъемлемой часть жизни монгольского общества, что во многом изменило ценностные ориентации мон-

6 Проблемы Дальнего Востока № 5

голов. Поэтому не случайно, что на страницах журнала в рубрике «Буддология» постоянно рассматриваются проблемы становления и развития буддизма в Монголии. Среди публикаций на эту тему следует обратить особое внимание на статью профессора Л.Е. Янгутова, посвященную истории становления буддизма в Монголии10. Но, пожалуй, наибольшего внимания заслуживает подборка «Буддизм в панораме веков», кото -рую открывает статья того же автора, посвященная исследовательским проблемам буддизма

ЛЫКСОКОВА В.Ц. - 2008 г.